Работа сердца – биология

Строение и работа сердца кровообращение — человек – биология – универсальный справочник

ЧЕЛОВЕК

КРОВООБРАЩЕНИЕ

СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА

Сердце человека расположено в грудной клетке. Это четырехкамерный полый мышечный орган, который непрерывно работает в течение всей жизни.

Сердце разделено сплошной перегородкой на две не сообщающиеся друг с другом половины — правую и левую. В свою очередь, каждая из них разделена на два отдела: в верхней части располагается предсердия, в нижней — желудочек.

В правое предсердие впадают верхняя и нижняя полые вены — две крупнейшие вены, по которым в сердце поступает венозная кровь из всех частей тела. В левое предсердие впадают четыре легочные вены, по которым поступает артериальная кровь из легких.

Каждое предсердие соединено с соответствующим желудочком отверстием, по краям которого располагаются створчатые клапаны, обеспечивающие движение крови только в одном направлении — из предсердий в желудочки.

От правого желудочка отходит легочная артерия, по которой венозная кровь поступает в легкие. Из левого желудочка выходит аорта, несущая артериальную кровь ко всем органов и частей тела. Между правым желудочком и легочной артерией и левым желудочком и аортой имеются полулунные клапаны, обеспечивающие движение крови в одном направлении — из желудочков в аорту и легочную артерию.

Предсердия и желудочки сокращаются и расслабляются ритмично в строго определенной последовательности. Сокращение предсердий, сокращение желудочков и общее расслабление сердца составляют сердечный цикл.

Он начинается с сокращения предсердий, во время которого желудочки сердца расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные клапаны закрыты.

В результате сокращения предсердий кровь, содержащийся в них поступает в желудочки.

Сокращение предсердий сменяется их расслаблением; затем начинается сокращение желудочков, в начале которого полулунные и створчатые клапаны остаются закрытыми.

По мере сокращения желудочков давление внутри них повышается и становится больше по сравнению с уровнем давления в полостях предсердий; в результате кровь устремляется в сторону предсердий.

Одновременно с этим полулунные клапаны открываются и кровь поступает в аорту и легочную артерию.

Как только кровь выталкивается из сердца в сосуды, начинается расслабление желудочков и, одновременно, процесс общего расслабления сердца.

В этот период все клапаны остаются закрытыми, кровь свободно поступает из вен в предсердия.

Однако, как только давление в желудочках становится чуть меньшим давления крови, собравшейся в предсердиях, створчатые клапаны снова открываются, пропуская кровь в желудочки. Затем все фазы движения крови в сердце повторяются.

Сердце может самопроизвольно ритмически сокращаться. Такая способность ритмично сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, называется автоматією сердца. Главный центр создания автоматических импульсов — мышечные клетки, расположенные в правом предсердии.

Работа сердца находится под постоянным контролем центральной нервной системы. Через рецепторы, расположенные внутри полостей самого сердца и в стенках крупных кровеносных сосудов, информация о колебания давления в сердце и сосудах и т. д. передается в центры, расположенные в продолговатом и спинном мозге, оттуда по нервным волокнам к сердцу идут обратные команды.

Существуют два типа нервных влияний на сердце: одни из них снижают частоту сокращений сердца, другие — увеличивают ее. Нервные импульсы, ослабляющие работу сердца, передаются парасимпатичними нервами, а те, что усиливают его работу — симпатичными.

Работа сердца изменяется с изменением условий внешней среды и состояния самого организма.

Наряду с нервными влияниями существует механизм гуморальной регуляции сердечной деятельности — с помощью химических веществ, постоянно поступающих в кровь.

Веществом, тормозящим работу сердца, является ацетилхолин; адреналин, наоборот, усиливает работу сердца. Увеличение в крови содержания солей калия подавляет, а кальция — усиливает работу сердца.

Источник: http://schooled.ru/biology/universal/116.html

Строение и работа сердца

Масса сердца взрослого человека составляет от 250 до 360 г. Сердце располагается в грудной полости почти по средней линии тела, за грудиной, несколько влево от нее. Верхняя, расширенная часть сердца, от которой отходят сосуды, называется основанием, а нижняя, несколько суженная часть, — верхушкой. Именно верхушкой сердце «стучит» в грудную клетку.

Сердце — полый орган. Его стенка состоит из трех слоев (оболочек): наружного соединительнотканного (эпикарда), среднего — мышечного (миокарда) и внутреннего, образованного однослойным плоским эпителием (эндокарда). Эпикард плотно срастается с миокардом.

Сердце находится в околосердечной сумке — перикарде. Между эпикардом и перикардом имеется замкнутая полость, содержащая незначительное количество жидкости, которая уменьшает трение сердца при его сокращениях.

Сердце состоит из правой и левой половин, в каждой из которых находятся предсердие и желудочек (рис). Они сообщаются друг с другом через предсердно-желудочковые отверстия, которые закрыты в левой половине двустворчатым, а в правой — трехстворчатым клапанами.

Мышечная стенка предсердий значительно тоньше и слабее стенки желудочков. Это объясняется тем, что предсердия выполняют менее интенсивную работу по сравнению с желудочками. Особенно большая нагрузка по перемещению крови ложится на левый желудочек. Его мышечная стенка в 2,5 раза толще, чем стенка правого желудочка.

От правого желудочка отходит легочный ствол, от левого — аорта. Отверстия, от которых начинаются эти сосуды, закрыты полулунными клапанами (рис.). Они открываются только во время сокращения желудочков.

Работа клапанов сердца обеспечивает однонаправленность кровотока: из предсердий в желудочки, из желудочков в артериальные сосуды, отходящие от сердца.

Сердечный цикл

Деятельность сердца характеризуется чередованием сокращения и расслабления предсердий и желудочков. Сокращение называется систолой, а расслабление — диастолой. Период, охватывающий одно сокращение и расслабление сердца, называется сердечным циклом (рис.).

В состоянии покоя сердце здорового человека сокращается в среднем 75 раз в минуту. При таком ритме один сердечный цикл продолжается 0,8 с. Из этого времени систола предсердий в среднем занимает 0,1 с, а диастола — 0,7 с.

Давление внутри предсердных полостей во время систолы становится больше, чем в расслаб -ленных желудочках, и кровь беспрепятственно проходит через предсердно-желудочковые отверстия, поскольку створчатые клапаны открыты. Далее следует систола желудочков. Она длится на 0,2 с дольше, чем систола предсердий.

Вследствие повышения внутрижелудочкового давления дву- и трехстворчатые клапаны быстро захлопываются, препятствуя обратному току крови в предсердия. Кровь на некоторое время оказывается в замкнутом пространстве.

Как только давление в желудочках превысит давление в аорте и легочном стволе, полулунные клапаны открываются — кровь выбрасывается из сердца. Сокращение желудочков сменяется их диастолой, которая длится 0,5 с. Период, в течение которого расслаблены и желудочки, и предсердия, называется общей паузой.

Ее продолжительность составляет 0,4 с. В это время полулунные клапаны закрыты, поэтому кровь не возвращается в желудочки, а дву- и трехстворчатый клапаны открыты, и желудочки наполняются кровью, притекающей из предсердий.

При каждом сокращении сердца левый и правый желудочки выталкивают в аорту и легочную артерию по 60—80 мл крови. Количество крови, выбрасываемой желудочком за одно сокращение, называют ударным или систолическим объемом.

Умножив частоту сердечных сокращений на систолический объем можно вычислить минутный объем крови. В состоянии покоя он составляет 4,5—5 л. При мышечной нагрузке минутный объем крови может достигать 40 л.

У спортсменов это происходит как за счет увеличения частоты сердечных сокращений, так и за счет увеличения ударного объема (он может возрастать в 2—3 раза) — это наиболее рациональный режим.

У нетренированных людей — только в результате увеличения частоты сердечных сокращений, поэтому их сердце быстрее «устает». Предельно возможная частота сердечных сокращений у человека не превышает 210 ударов.

Источник: https://belmathematics.by/shkolniku/biologiya-9-klass/3732-stroenie-i-rabota-serdtsa

Строение и работа сердца

Чем же объясняется такая высокая работоспособность сердца?
Ознакомимся со строением сердца и механизмом его работы.

Читайте также:  Биогеоценоз, его состав и структура - биология

Сердце человека расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 г, размер – примерно с левый кулак человека.
Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку, или перикард.

Между ней и сердцем находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Эпикард покрывает сердце. Сердце человека, как у всех млекопитающих, четырехкамерное и состоит из строго обособленных правой и левой частей.

Обе части делятся на предсердие и желудочек, которые сообщаются между собой, но в одном направлении (рис. 1).

Рис. 1. Внутреннее строение сердца

Стенки камер сердца состоят из сердечных мышечных волокон – миокарда, соединительной ткани и многочисленных кровеносных сосудов. Каждое мышечное волокно содержит 1–2 ядра, миофиламенты, множество митохондрий.

Волокна разветвляются и соединяются между собой концами, образуя сложную сеть – это обеспечивает быстрое сокращение камеры как единой структуры. Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы.

При сокращении стенок предсердий выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2,5–3 раза толще стенок правого.

Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны: в левой части сердца они двустворчатые, а в правой – трехстворчатые.

Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Створчатые клапаны имеют сухожильные нити, которыми крепятся к внутренней поверхности желудочков – это удерживает клапаны от прогибания. Кармашки полулунных клапанов направлены свободным краем в просвет сосудов.

Если кровь потечет в обратном направлении, кармашки заполнятся кровью и их края плотно сомкнутся, не давая крови течь в сердце. Клапаны эластичны, имеют идеально ровную поверхность, что уменьшает трение, предотвращает возникновение завихрений тока крови – это особенно важно при высокой частоте сокращений.

Поражение клапанов инфекцией (осложнения после гриппа, ангины, венерические заболевания) приводит к возникновению воспалительных рубцов, спаек, и клапаны начинают пропускать кровь в обратном направлении. Это – приобретенные пороки сердца. Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла. Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 с.

Сердечный цикл состоит из трех фаз (рис. 2):

А – систола предсердий, диастола желудочков;
Б – систола желудочков;
В – диастола предсердий и желудочков

– сокращение предсердий – систола предсердий – длится около 0,1 с, при этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты;
– сокращение желудочков – систола желудочков– длится около 0,3 с, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты (сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердия), кровь устремляется в легочную артерию и аорту;
– полное расслабление сердца – сердечная пауза, или диастола, – длится около 0,4 с.

Итак, серия событий, образующих один полный цикл прокачивания крови, называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Воронежские физики и медики Ю.Д. Сафонов и Л.И.

 Якименко определили, что в течение одного сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях.

Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают.

Задача. Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца – 70 ударов в 1 мин.

В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, т.к. клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идет в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце.

Высокая работоспособность сердца обусловлена:

– высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем; – усиленным снабжением его мышц кровью;

– строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

Организм предъявляет к сердечно-сосудистой системе меняющиеся требования. Сердце отвечает на это изменением частоты сокращений. Что же влияет на работу сердца?

Вспомним известные нам способы регуляции функций в организме.

Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов.

В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений.

Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), поэтому, например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения.

Известен и глазо-сердечный рефлекс (рефлекс Ашнера) – его используют и кардиологические больные, когда недоступны медикаменты – надавливание на глазные яблоки также замедляют работу сердца.

Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения.

Итак, сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую. И парасимпатические, и симпатические центры управляются также импульсами, поступающими от рецепторов сердца в ЦНС.

Антагонизм влияний парасимпатических и симпатических нервов – частный случай глубокого внутреннего единства регуляторных воздействий на сердце.

Нарушение иннервации может привести к тахикардии, т.е. повышению частоты сердечных сокращений, или брадикардии – снижению их частоты.

Условно-рефлекторная деятельность сердца определяется активностью коры головного мозга. Так, например, у спортсмена перед стартом изменяется ритм работы сердца, расширяются коронарные сосуды, что приводит к улучшению кровоснабжения миокарда.

Отрицательные эмоции также изменяют деятельность сердца, ускоряя его сокращения через выброс катехоламинов. Длительные отрицательные эмоции, стресс могут привести к истощению функции надпочечников.

При физической работе интенсивные сокращения мышц ускоряют возвращение по венам крови к сердцу. Это вызывает растяжение полых вен, что тоже ускоряет работу сердца; повышенный приток крови вызывает растяжение сердечной мышцы, и сердце сильнее сокращается, выбрасывая больше крови. (Так, например, за время лыжного забега на 10 км сердце спортсмена перегоняет 35 т крови!

Известно, что на работу сердца влияет температура (низкая – замедляет; высокая – усиливает сокращения). Это явлется одной из причин использования в современной хирургии метода охлаждения тела оперируемого.

Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.

Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение pH крови.

Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят иногда прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение pH крови.

Изменяют сердечную деятельность и гормоны – секреты эндокринных желез: тироксин (щитовидная железа), инсулин (поджелудочная железа), кортикостероидные гормоны (надпочечники), гормоны гипофиза.

Нервная и гуморальная регуляция тесно связаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.

Иногда можно наблюдать удивительное явление: биение изолированного сердца, т.е. сердца вне организма, в искусственно созданной питательной среде.

Сердце – живучий орган. Русский физиолог А.А. Кулябко (1903 г.) оживил сердце трехмесячного ребенка, умершего от пневмонии, через 20 часов после его смерти.
С.С. Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти.

Почему сердце сокращается даже вне организма? Оно имеет собственный «встроенный» механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом сердца.

Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что и приводит к генерации волны возбуждения. Изменения этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.

Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200102402

Презентация – Строение и работа сердца

Слайды и текст этой презентации

Строение и работа сердцаВыполнила учитель биологии МОУ Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №1 Янкина Наталья Васильевна

Читайте также:  Регуляция дыхания. первая помощь при остановке дыхания - биология

Что такое сердце? Камень твёрдый? Яблоко с багрово – красной кожей? Может быть меж рёбер и аортой Бьётся шар, на шар земной похожий? так или иначе всё земное Умещается в его пределы, потому что нет ему покоя, до всего есть дело. Э. Межелайтис «Сердце»

Сердце – полый мышечный орган, разделённый на четыре камеры, расположенный в левой половине грудной клеткиСтроение сердца.Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево. Масса сердца у мужчины – 300-360 гр, у женщины – 220-270 гр. Средний объем сердца у мужчины -750-800 см3, у женщины – 550-600 см3.

Сердце – «середина». Сердце – полый четырехкамерный мышечный орган, «мышечный насос».

Перикард выделяет жидкость, ослабляющую трение сердцаСердце находится в околосердечной сумке – перикардеСтенка сердца состоит из трёх слоёв:Наружный соединительнотканный (Эпикард) Средний мышечный (Миокард) Внутренний эпителиальный (Эндокард)

Строение сердца

Клапаны сердцаПолулунные клапаныСтворчатые клапаныКлапан (нем.) «клаппе» – «крышка». Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки.

Строение сердца

Фазы сердечного циклаСокращение предсердийСокращение желудочковОбщее расслабление – паузаФазы сердечного цикла Продолжительность фаз (сек.) Положение клапанов Движение крови. 1. Сокращение предсердий (систола) 0,1 сек. Створчатые – открыты, полулунные – закрыты. Из предсердий в желудочки 2. Сокращение желудочков (систола) 0,3 сек. Створчатые – закрыты, полулунные – открыты.

Из желудочков в легочную артерию и аорту. 3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола) 0,4 сек. Створчатые – открыты, полулунные – закрыты. Из вен в предсердия и частично в желудочки.

Зная сердечный цикл и время сокращения сердца в 1 мин (70 ударов), можно определить, что из 80 лет жизни: мышцы желудочков отдыхают – 50 лет. мышцы предсердий отдыхают – 70 лет.

Высокая работоспособность сердца обусловленаВысоким уровнем обменных процессов, происходящим в сердце;Усиленным снабжением сердечных мышц кровью;Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются)Подсказка для учащихся- Сердце животных, например лягушки, можно долго сохранять работающим в физиологическом растворе для холоднокровных. – Также можно сохранить изолированным сердце и теплокровных, хотя состав состав физиологического раствора для них иной. – Если сердце лягушки разрезать на части – отдельные его части также будут сокращаться.Автоматия – это способность сердца ритмически сокращаться независимо от внешних воздействий, а лишь благодаря импульсам, возникающим в сердечной мышцы.Местонахождение: особые мышечные клетки правого предсердия

Источник: http://lusana.ru/presentation/391

Урок биологии в 8 классе Тема урока: «Строение и работа сердца» – PDF

Глава IV. Кровообращение На дом: 19 Тема: Строение и работа сердца Задачи: Изучить строение, работу и регуляцию работы сердца Пименов А.В. Строение сердца Сердце человека располагается в грудной клетке.

Подробнее

ТЕМА: СТРОЕНИЕ И РАБОТА СЕРДЦА Выполнила: Бояринцева С.В. учитель биологии МОУ СОШ 36 г.магнитогорска ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Раскрыть связь строения сердца и его функций. Дать понятие о сердечном цикле.

Подробнее

ГБОУ СПО «Кисловодский медицинский колледж» Минздрава России МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА НА ТЕМУ: «Анатомия и физиология сердца» специальность 34.02.01

Подробнее

Тема: Системы органов кровообращения (транспорт веществ) Урок 1. Движение крови и лимфы в организме Урок 2. Работа сердца Урок 3. Движение крови по сосудам Урок 4. Заболевания сердечно-сосудистой системы

Подробнее

Интегрированный урок биологии и физкультуры. Тема: «Значение физических упражнений для развития сердечно – сосудистой системы человека». Дата проведения Класс 8 Количество 21 человек. Учитель физкультуры

Подробнее

Кровообращение Органы кровообращения. Функции крови выполняются благодаря непрерывной работе системы органов кровообращения. Кровообращение это движение крови по сосудам, обеспечивающее обмен веществ между

Подробнее

Сосудистая система. Кровеносная система это сердце и сосуды. Сосуды подразделяются на: Лимфатическая система состоит из: Сердце.Полый мышечный орган, имеет форму конуса. Масса мужского сердца = 300г, женского

Подробнее

“Строение и работа сердца”. Цели: Образовательная Рассмотреть строение сердца; Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; Раскрыть особенности

Подробнее

Урок биологии в 8-м классе на тему “Строение и работа сердца” Цели: углубить и обобщить знания учащихся о причине неутомимости сердца; фазах сердечного цикла; особенности регуляции работы сердца: автоматизме,

Подробнее

Главное условие выполнения кровью ее функций – ДВИЖЕНИЕ В течение суток кровь 1,5-2 тысячи раз прокачивается через сердце Сердечно-сосудистая система Кровеносная система замкнута. Два круга кровообращения

Подробнее

ТЕМА «Кровообращение» 1. Куда поступает артериальная кровь из малого круга кровообращения? 1) в левый желудочек 2) в левое предсердие 3) в аорту 4) в лёгочную артерию 2. В лёгочной артерии человека кровь

Подробнее

Разработка урока по биологии «Строение и работа сердца» Старосельцева Т.С., учитель биологии ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нынешний век это век высоких технологий во всех сферах человеческой деятельности, во многом

Подробнее

Этап 1. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА СЕРДЦЕ И СОСУДЫ. КАК И ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ Сердце человека начинает биться еще до его рождения в утробе матери, и его остановка означает конец жизни. Независимо от поры

Подробнее

Часть 1. Выберете один правильный ответ 1. В состав стенки камер сердца НЕ входит: а)эндокард b)перикард с)миокард 2. Аорта относится к сосудам: а)смешанного типа b)мышечного типа с)эластического типа

Подробнее

ÊÎÍÑÒÐÓÊÒÎÐ ÓÐÎÊÀ УРОК БИОЛОГИИ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОДСКАЗКА ДЛЯ «СБОРКИ УРОКОВ» У каждого учителя, конечно же, есть свой «конструктор урока». Я, например, при проектировании своего очередного урока биологии

Подробнее

Муниципальное казённое учреждение «Информационнометодический центр» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова» On-line консультация по биологии: «Взаимосвязь

Подробнее

Остановка сердца или внезапная смерть Каждые 10 минут люди умирают от внезапной остановки сердца или около 500 000 человек в год. Как правило, это люди пожилого возраста, страдающие различными сердечнососудистыми

Подробнее

МБОУ Часцовская средняя общеобразовательная школа Одинцовского района Московской области Разработка урока по биологии 8 класс Тема: «Строение и работа сердца» Учитель биологии: Епонешникова Л.А. Д.Часцы

Подробнее

Тема урока Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Тип урока: комбинированный. Технологии: критического мышления, проблемного обучения, приёмы интерактивного обучения. Формы организации деятельности

Подробнее

Урок биологии по теме: “Строение и работа сердца”. 8-й класс Учитель: Золотухина Татьяна Михайловна, учитель биологии МБОУ «Чергинская СОШ» Цели: Образовательная: Рассмотреть строение сердца; Сформировать

Подробнее

Тема урока: «Строение сердца» 8 класс Осипова Т.Г. учитель биологии МАОУ «Лицей 21» г.тамбова Цели: 1) образовательная: рассмотреть особенности строение сердца; 2) развивающая: развивать способность к

Подробнее

Тема: Сердечно-сосудистая система. 1-вариант 1.Как называют клапан сердца, который находится между правым предсердием и правым желудочком: 1) полулунный 2) митральный 3) трехстворчатый 4) одностворчатый

Подробнее

Тесты текущего контроля по теме «Методы исследования сердечнососудистой системы. Сердечный цикл» Выберите номер правильного ответа 1. Впервые точное описание механизмов кровообращения и значение сердца

Подробнее

Специализированная общеобразовательная школа I-III ступеней 6 Кировоградского городского совета Кировоградской области Бинарный урок биологии и физики Тема: Строение и работа сердца. 9 класс Усачева А.

Подробнее

Интегрированный урок биологии на тему “Строение и работа сердца” Цель: сформировать у учащихся прочные знания о строении и работе сердца. Задачи. Образовательные: – рассмотреть строение сердца, типы сосудов

Подробнее

Глава IV. Кровообращение На дом: 18 Тема: Движение крови и лимфы Задачи: Изучить строение и функции кровеносных сосудов, круги кровообращения и лимфообращение Пименов А.В. Кровеносные сосуды Стенки сосудов

Читайте также:  Прокариоты – доядерные организмы - биология

Подробнее

БЛОК 5 Человек и его здоровье. 1. Назовите части малого круга кровообращения: 1) левый желудочек 2) правый желудочек 3) правое предсердие 4) левое предсердие 5) кровеносные сосуды органов брюшной полости

Подробнее

Управление образования, молодежной политики и спорта МБОУ Каменищенская ООШ имени А.Д. Герасименко Мастер-класс Применение ИКТ при проведении урока по теме: «Строение и работа сердца» Выполнила: Тихонова

Подробнее

Глава IV. Кровообращение На дом: 20 Тема: Давление крови в сосудах Задачи: Изучить изменение кровяного давления и его регуляцию Пименов А.В. 2006 Кровяное давление В кровеносной системе человека кровь

Подробнее

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Псковской области «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества» Областной конкурс «Юные дарования»

Подробнее

БОЛЬШОЙ И МАЛЫЙ КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ. Технологическая карта урока биологии в 8 классе Э. Н. Харченко, учитель биологии МБОУ СОШ 56, г. Петров Вал, Камышинский р-н, Волгоградская обл. Цели урока: закрепить

Подробнее

Урок биологии в 8 классе Тема урока” Строение и работа сердца” Учитель биологии МБОУ «СОШ 2» первой квалификационной категории Коликова Наталия Борисовна Цели урока: образовательные: познакомить со строением

Подробнее

ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ по теме «ФИЗИОЛОГИЯ СОСУДОВ. РЕГУЛЯЦИЯ ТОНУСА СОСУДОВ» 1. Выберите 4 правильных ответа. Функциональная классификация сосудов включает а) ёмкостные сосуды б) обменные сосуды в) резистивные

Подробнее

БИОЛОГИЯ Движение крови по сосудам класс Преподаватель: Крюкова Маргарита Хрисанфовна Причины движения крови по сосудам. Кровяное давление это давление крови на стенки кровеносных сосудов. Разность давления

Подробнее

ТЕСТЫ текущего контроля по теме «СЕРДЕЧНЫЙ ЦИКЛ» 1. Выберите 3 правильных ответа. В процессы сокращения кардиомиоцитов вовлечены следующие механизмы а) вход Са 2+ в миоцит через L-тип Са-каналов б) вход

Подробнее

«Рассмотрено» «Согласовано»: «Утверждено» Руководитель МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ 73 по УВР МБОУ СОШ 73 Макарова Г.И. Митюкова Ж.Г. Высоцкая Е.В. Протокол 1 от 30.08.17г 2017г. приказ 217

Подробнее

Урок-исследование «Пульс» Тема: Пульс – как показатель здоровья сердца. Цель:формировать готовность младших школьников использовать современные технические средства (ЛабДиск ГЛОМИР) для исследовательского

Подробнее

Тело в форме 1 Г Л А В А Тело сложная система А еще это совершенный механизм. Не существует машины, которая могла бы сравниться с нашим телом. В отличие от любого искусственного механизма, наш организм

Подробнее

Рефлексия на уроках биологии ( размышление) Размышление позволяет: 1.осмыслить всю полученную информацию; 2.изучить новое знание; 3.сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Подробнее

Глава II. Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций На дом: 6-7 Тема: Регуляция функций. Строение нервной системы Задачи: Дать характеристику различным видам регуляции, изучить общий план строения

Подробнее

Урок биологии по теме “Круги кровообращения”. 8-й класс Цель: Изучить особенности строения системы кровообращения человека. Задачи:Углубить знания о кровеносной системе млекопитающих. Продолжить знакомство

Подробнее

1 для студентов лечебного, педиатрического, медикобиологического факультетов Физиология. Деятельность сердца. Свойства сердечной мышцы. Студент группы 2го курса факультета (Ф. И. О.) Волгоград, 2018 2.

Подробнее

Муниципальное общественное учреждение гимназия 64 Научно-экспериментальная биология Тема: «Сердечно-сосудистая система» Подготовила:Корначѐва Анастасия Учащаяся: 8в класса Руководитель: Федорова Е. В.

Подробнее

Российский университет дружбы народов Кафедра анатомии человека О.А. Гурова Сердечно-сосудистая система План лекции: План строения сердечно-сосудистой системы Круги кровообращения Строение сердца Строение

Подробнее

ГБОУ ООШ с. Зелѐновка Ставропольского района Самарской области. Конспект урока Учитель (ФИО) Чепурнова Ольга Алексеевна Предмет Биология Класс 8 Скорее «Скорой». Тема: “Первая помощь при кровотечениях”

Подробнее

Задания по анатомии, физиологии и гигиене человека в ходе ЕГЭ 2002-2008 годов 2003 год 1. Опишите малый круг кровообращения. 2. Какие органы входят в мочевыделительную систему человека, какие функции она

Подробнее

МБОУ «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Белгородской области Открытый урок биологии в 8 классе на тему «Сердце – центр Вселенной в человеке». Подготовила: учитель

Подробнее

Итоговый тест к разделу «Кровеносная система человека» Часть А. К заданиям дано несколько ответов, из которых только один правильный. 1.Общее количество крови в организме взрослого человека составляет

Подробнее

ЛИСТ предмет БИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО класс 8 “а” МИНИМУМА триместр 3(итоговый) учитель Жукова Л.А. Проверяемые понятия и темы: Клеточное строение организма человека, строение и функции тканей. Нервная

Подробнее

Общее знакомство с организмом человека 1. Что такое ткань (определение)? 2. Какие виды тканей различают в организме человека? 3. Перечислите разновидности эпителиальной ткани. 4. Перечислите разновидности

Подробнее

Методическая разработка урока «Организм человека» Окружающий мир, 3 класс (УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.) Раздел: «Мы и наше здоровье» Урок 27 «Организм человек» Кургачева Елена Александровна,

Подробнее

Требования к результатам обучения 1. Учащиеся должны имеет представления: о жизненно-важных потребностях человека об основах регуляции физиологических функций, принципах обратной связи, механизме кодирования

Подробнее

ЛЕКЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2-ГО КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО АНАТОМИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ И ИММУННОЙ СИСТЕМ Тема лекции 22: Введение в ангиологию. Микроциркуляторное русло. 1. Какое значение имеет

Подробнее

Тестовые задания по дисциплине «Анатомия и физиология человека» для студентов специальности «Акушерское дело», «Сестринское дело» по теме: «Процесс кровообращения и лимфообращения» # Масса сердца взрослого

Подробнее

Э.И. Борзяк Г. фон Хагенс И.Н. Путалова АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АТЛАС Под редакцией профессора Э.И. Борзяка В трех томах Том. СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА. ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Министерство образования

Подробнее

ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТКАНЕЙ С ИСКУССТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Глава 4. Биологические ткани и жидкости. Реакции живой материи на искусственные материалы 4.9. Сосудистое русло. Артерии 379 Для

Подробнее

ТЕСТЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ по теме «РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ СЕРДЦА» 1. Установите соответствие. Регуляторный эффект. проявляется в изменении 1. Хронотропный эффект а) возбудимости 2. Инотропный эффект б) проводимости

Подробнее

Фомина Т.В. Учитель биологии МАОУ лицей 28 имени Н.А.Рябова Тема урока: «Мышцы, их строение и функции» Тип урок: Комбинированный. Цели: а) образовательные 1. повторить материал о типах мышечной ткани;

Подробнее

г Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (Reptilia) Тема: Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся Задание 9.1. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы Рис. 51. Внешнее строение ящерицы прыткой

Подробнее

Решаем ЕГЭ терминология Аорта-самая крупная артерия. Артерии сосуды, несущие кровь от сердца. Вены сосуды, несущие кровь к сердцу. Капилляры мельчайшие кровеносные сосуды. Артериальная кровь кровь, насыщенная

Подробнее

Лекция 5. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы, кроветворной и лимфатической систем Сердечно-сосудистая система переносит кислород и питательные вещества между тканями и органами. Кроме того,

Подробнее

Биология 9 класс батуев читать онлайн >>> Биология 9 класс батуев читать онлайн Биология 9 класс батуев читать онлайн Жили неандертальцы небольшими группами, по 15 20 человек. В ней отмечается самое большое

Подробнее

Министерство образования Омской области БОУ ОО СПО «Омский техникум мясной и молочной промышленности» Научно-практическая конференция студентов «Физика медицине. Артериальное давление» Выполнила: Сайдашева

Подробнее

Зайчикова Марина Сергеевна учитель биологии Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы средняя общеобразовательная школа 1078 г. Москва УРОК ПО БИОЛОГИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Подробнее

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 8 пгт Алексеевка г.о. Кинель Разработка урока по биологии для 8 класса Контрольно-обобщающий урок по теме: «Кровь и кровообращение»

Подробнее

Сердце О чём ты думаешь, когда слышишь это слово? Можно подумать о душе не зря её всегда связывают с сердцем! Хорошего, доброго, сердечного человека называют «душевным», а злого, равнодушного бессердечным

Подробнее

ТЕСТЫ текущего контроля по теме «ЗАКОНЫ ГЕМОДИНАМИКИ» 1. Выберите 3 правильных ответа. Основными факторами, обуславливающими движение крови по сосудам, являются а) работа сердца б) градиент кровяного давления

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/47361066-Urok-biologii-v-8-klasse-tema-uroka-stroenie-i-rabota-serdca.html

Ссылка на основную публикацию