Сезонные явления в жизни птиц – биология

Конспект урока по биологии “Сезонные явления в жизни птиц”

Тема урока: Сезонные явления в жизни птиц.

Цель урока: сформировать знания о приспособленности птиц к сезонным явлениям природы.

Задачи урока:

Образовательные:

◦ продолжить формирование понятия о птицах, их приспособленности

к среде обитания;

◦ рассмотреть причины миграций птиц;

◦ установить способы ориентации птиц во время полетов;

◦ уточнить методы изучения перелетов.

Развивающие:

◦ развитие познавательного интереса учащихся;

◦ развитие интеллектуальных способностей;

◦ развитие предметных и общенаучных умений и навыков;

◦ развитие навыков самообразования.

Воспитательные:

◦ формирование коммуникативных качеств, культуры общения;

◦ воспитание бережного отношения к природе, ответственности за

все живое.

Методы преподавания: информационно-рецептивный, репродуктивный, практический.

Тип урока: урок изучения нового материала

ХОД УРОКА

І.Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

Сообщение темы, цели и задач урока. Стимулирование мотивации учебной деятельности при обучении.

ІІ. Проверка знаний и умений.

Самостоятельная работа учащихся.

ЗАДАНИЕ 1. „да” или „нет”

  1. Органы размножения у птиц – парные яичники у самок и семенники у самцов. ( НЕТ, у самок яичник один ).

  2. У птиц высокий уровень обмена веществ ( ДА, это верно ).

  3. Кожа птиц лишена желез ( ДА, это верно, есть одна железа – копчиковая )

  4. Формирование яйца у птиц происходит в яичниках ( НЕТ, во время продвижения яйцеклетки по яйцеводу к клоаке )

  5. Яйцо покрыто известковой оболочкой, пронизанной порами, через которые осуществляется газообмен зародыша с внешней средой. ( ДА ).

  6. Органы выделения птиц – почки и мочевой пузырь с мочеточниками. ( НЕТ, мочевой пузырь у птиц отсутствует ).

ЗАДАНИЕ 2. Закончить предложение:

  1. Яйцо птицы содержит….( запас питательных веществ и воды, необходимых зародышу для развития ).

  2. Для успешного развития зародыша необходимы…..( определенная влажность среды и достаточно высокая температура – 37ْ С – 38ْ С )

  3. Выводковыми называются птицы…. (птенцы которых сразу же после рождения покрыты густым пухом, могут видеть, могут добывать еду самостоятельно, подражая действиям родителей )

  4. Гнездовыми называются птицы….. ( птенцы которых рождаются голыми, глаза и ушные отверстия у них некоторое время закрыты, не способны поддерживать постоянную температуру тела, не могут передвигаться и нуждаются в кормлении )

  5. Птицы проявляют заботу о потомстве и в таких формах:… ( закрывают птенцов от жары и непогоды, чистят гнезда от помета, защищают от врагов )

  6. В яйце подвешенный желток подвижен и располагается так…. ( что зародышевый диск всегда находится вверху – ближе к теплому телу насиживающей птицы )

III. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

Обсуждение вопроса: как вы думаете, с чем могут быть связаны массовые перелеты птиц?

ІV. Изучение нового материала

Изложение нового материала сопровождается показом слайдов.

Рассказ учителя. Показ слайдов ( слайды № 2,3.)

Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением их обмена веществ, поведения, популяционной организации и др. Биологический ритм обусловлен сезонным изменением условий и характером наследственных приспособлений птиц к среде.

Изменение светового режима в нашей стране служит сигналом, влияющим на гормональную систему, которая и определяет годовой режим состояния организма птиц. В тропиках таким сигналом является влажность – чередование сухого и влажного периодов. Дополнительным сигналом могут быть количество и виды кормов.

Таким образом, годовой жизненный ритм складывается из ряда биологических периодов, в каждом из которых преобладает то или иное биологическое явление: спаривание, откладка яиц, линька, миграции и т.д.

Основные периоды годового цикла.

  1. Подготовка к размножению ( увеличение половых желез, миграции птиц к местам гнездовий, образование пар.)Показ слайдов. (слайд № 4)

На участке гнездовья самец начинает петь. Пением он зазывает самку и оповещает самцов своего вида о том, что место занято. Иногда он дерется с соперниками, не позволяя им устраиваться на занятой территории. Здесь же самец и самка кормятся, позднее строят гнездо.

Многие птицы соединяются в пары лишь на один сезон. Так ведут себя гуси, большинство мелких видов воробьиных. У уток и фазанов самец и самка держатся вместе только до периода насиживания яиц. Хищные птицы, аисты, цапли и др. птицы живут парами многие годы.

  1. Размножение и вывод молоди ( постройка гнезд, откладывание яиц, их насиживание, выкармливание молоди ). Показ слайдов (слайд № 5,6 )

Большинство птиц откладывают яйца в гнездо, которое чаще строит самка, иногда самец, а нередко они работают вместе: самец подносит материал, а самка его укладывает и скрепляет. Простые чашеобразные гнезда строят крупные птицы, грачи, голуби.

У зябликов и щеглов гнезда полушаровидные, одетые снаружи мхом и лишайником. Многие лесные птицы – дятлы, поползни, синицы, мухоловки – откладывают яйца на дно дупла. Утки, журавли, куриные – устраивают гнезда прямо на земле.

Кукушка своего гнезда не строит, а 10-12 яиц по одному откладывает в разные гнезда.

Насиживанием бывают заняты часто оба родителя, которые сменяют друг друга на гнезде. Обычно насиживающие птицы время от времени переворачивают яйца в гнезде.

Этим достигается их более равномерное прогревание, что способствует быстрому развитию зародыша. Некоторые птицы совсем не насиживают яйца.

Например, сорные куры Австралии закапывают свою кладку в землю, где зародыш в яйце развивается под влиянием окружающей среды.

В период гнездования – один из ответственных периодов жизни птиц – их нельзя тревожить.

Уход за птенцами очень сложен. Родители не только обогревают и кормят их, прилетая с пищей до 400 раз в течение дня, но еще спасают от перегрева солнечными лучами или от непогоды. Убирая помет из гнезда, взрослые птицы сохраняют здоровье птенцов, позволяют их крыльям правильно развиваться.

После размножения у птиц начинается линька – смена оперения, неодинаково протекающая у разных видов. Постепенно линяют воробьи, синицы, скворцы и др.

У гусей линька бурная: особи на период линьки ( 2 – 5 недель ) теряют способность к полету. Пингвины при линьке теряют все перья сразу.

Они вынуждены спокойно стоять на одном месте 14 – 15 дней, пока не появятся новые перья. Все это время пингвины обходятся без пищи.

Необходимость линьки, т. е. периодической смены оперения, объясняется обнашиванием и выцветанием пера. Под влиянием солнца, влаги, сухости окраска пера меняется: черный цвет становится буроватым, темно-бурый — бледно-бурым, серый — буровато-серым и т. д.

Еще большее значение имеет стирание краев пера, сопровождающееся нарушением его структуры, так как мелкие сцепляющие бородки частично разрушаются. Особенно обнашиваются слабопигментированные или непигментированные части пера.

Эти изменения к тому же более значительны в наиболее ответственных при полете элементах оперения — маховых и рулевых перьях.

Обнашивание пера невыгодно влияет на летательные свойства птицы. Наиболее интенсивная линька у взрослых птиц происходит после окончания периода размножения.

Чередование процессов размножения и линьки может найти частичное объяснение в том, что оба они требуют затраты большого количества энергии и поэтому едва ли могут происходить в организме птицы одновременно.

Нормальный ход линьки требует хорошего питания организма, ослабление питания вызывает замедление в ходе линьки и неправильности в структуре пера (на больших перьях появляются поперечные вдавления, идущие по опахалу и делающие перо непрочным).

Пока перо еще не достигло половины нормальной длины, рост его идет быстро, а потом замедляется. У мелких птиц перья растут медленнее, чем у крупных.

У воробья второстепенное маховое вырастает со скоростью, немного превышающей 4 мм в день, у балобана ежедневный прирост маховых в последнем периоде роста составляет 6—7 мм в день.

У каждого вида птиц линька идет в совершенно определенное время и в определенной последовательности.

Читайте также:  Царство животные - биология

4. Подготовка к зиме.

Птицы мигрируют в поисках корма, интенсивно питаются, в

связи с чем усиливаются процессы обмена, идет накопление жира. Некоторые заготавливают семена, плоды, насекомых и их личинок ( поползни, синицы, сойки, кедровки ), трупы мышевидных грызунов.

По отношению к территории птиц делят на оседлых, кочующих и перелетных.

  1. Перелеты птиц. Показ слайдов ( слайды № 7 – 13 )

Осенний отлет начинается после того, как молодняк научится летать. Перед отлетом птицы часто образуют стаи и кочуют иногда на большие расстояния.

Места с холодным климатом птицы покидают осенью раньше, чем более теплые края; весной на севере они появляются позже, чем на юге.

Каждый вид птиц улетает и прилетает в определенное время, хотя, конечно, погода оказывает влияние на сроки отлета и прилета.

Птицы одних видов летят поодиночке, других — группами или стаями. Для многих видов характерен определенный порядок расположения птиц в стае.

Вьюрки и другие воробьиные летят беспорядочными группами, вороны — редкими цепочками, кроншнепы и кулики-сороки — «шеренгой», гуси и журавли — «углом». У большинства птиц самцы и самки летят одновременно.

Но у зяблика самки улетают осенью раньше самцов, а у аистов самцы прилетают весной на родину раньше самок.

Молодые птицыиногда отлетают на зимовку раньше старых. Одни птицы летят днем, другие — ночью, а днем останавливаются на кормежку. Скорость полета птиц на пролетах относительно невелика. Например, у перепела — 41 км/час. Наибольшая скорость у черного стрижа — 150 км/час.

Высота перелета — средняя. Многие мелкие воробьиные летят низко над землей. Еще ниже — при встречном ветре, сильной облачности, осадках. Крупные виды летят примерно на высоте 1—2 тыс. м, средние и мелкие — около 1000—500 м.

Однако в области Гималаев горные гуси на пролете наблюдались на высоте около 8 тыс. м над уровнем моря.

При такой скорости полета птицы могли бы за относительно короткое время достигнуть области зимовки или гнездовья. Но на самом деле перелет обычно растягивается на долгое время. Считают, что птицы при дальних перелетах покрывают за день от 150 до 200 км. Таким образом, например, воробьиные птицы затрачивают на перелет из Европы в Центральную Африку 2-3 и даже 4 месяца.

При весеннем перелете птицы обычно летят быстрее, чем при осеннем. Некоторым птицам приходится покрывать при перелетах очень большие расстояния. Полярные крачки с Крайнего Севера Америки летят зимовать за 10 тыс. км на юг Американского континента, на юг Африки и даже в Антарктику.

Щурки, гнездящиеся в Азии, зимуют в Южной Африке. Около 30 видов птиц, гнездящихся в Восточной Сибири, зимуют в Австралии, дальневосточные кобчики — в Южной Африке, некоторые американские кулики — на Гавайских о-вах.

В ряде случаев «сухопутные» птицы вынуждены пролетать над открытым морем от 3 до 5 тыс. км.

Направление перелетов определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благоприятными для кормежки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в северном полушарии летят осенью с севера на юг.

Многие североевропейские пернатые летят осенью на запад и юго-запад и зимуют в Западной Европе.

Бывает и так, что птицы определенного вида из северо-восточной полосы Европейской части России летят в южном направлении к Каспийскому морю, а их родичи из Западной Сибири — на юго-запад.

  1. Методы изучения перелетов. Показ слайдов ( слайды № 16 – 17 )

Ученые изучают перелеты птиц. Науке помогают в этом непосредственные наблюдения. Например, устроив несколько наблюдательных пунктов на морском побережье, где пролетают стаи птиц, можно установить скорость перелета стаи, количество птиц в них.

Наблюдением устанавливаются также сроки прилета птиц весной и отлета осенью, а эти сроки повторяются из года в год с большой точностью. Кроме того, замечательные результаты дает кольцевание птиц.

Изучение перелетов птиц методом кольцевания окончательно доказало, что для каждой птицы и для каждого относящегося к данному виду птичьего населения определенного района перелеты происходят между местом гнездования и местом зимовки, причем, как правило, птица возвращается весной туда же, где она вылупилась или гнездилась в предыдущем году.

Это тесно связывается с неоднократно отмеченной консервативностью птиц в отношении места обитания. Конечно, отдельные отклонения от указанной общей схемы бывают, но это исключения.  Кольцевание птиц –  один из методов мечения животных; широко используется для изучения биологии диких птиц.

Пойманной птице надевают на лапку лёгкое (обычно из алюминия) кольцо (с номером и условным адресом); регистрируют время и место кольцевания и сообщают в центры кольцевания. Центр кольцевания СССР обменивается информацией об окольцованных птицах с центрами кольцевания более чем 50 стран всех континентов. Впервые с научной целью К. п.

было применено в Дании (1899). С тех пор в разных странах помечено кольцами более 30,5 млн. птиц. Сведения о птицах с кольцами, попавшими в руки охотника, научного работника, юнната и т.д., пересылают в центр кольцевания, который и выясняет, когда и где птица была окольцована.

Птиц кольцуют на месте гнездования, на пути пролёта, во время линьки или на зимовке. Проводят индивидуальное и массовое К. п.

При индивидуальном кольцевании птицу кольцуют для того, чтобы сделать её заметной при непосредственном наблюдении в природе; для этого надевают крупное кольцо с номером, который можно прочесть в бинокль, или цветные пластмассовые метки. Этим методом обычно пользуются для изучения поведения отдельных особей и в ряде опытов. При массовом К. п. изучается население (популяция) птиц определённой местности. Для этого в определённом пункте ежегодно кольцуют сотни и тысячи особей. Анализ полученных сообщений о встречах окольцованных птиц позволяет судить о путях и сроках перелётов птиц

V. Обобщение и систематизация знаний учащихся

Обобщающая фронтальная беседа по ходу изучения нового материала. Обсуждение, что узнали на занятии. Учащиеся отвечают на вопросы:

– на какие группы делят птиц по способу перенесения неблагоприятных условий?

– как птицы ориентируются во время миграций?

– какие способы помогают следить за птицами?

Работа учащихся в тетрадях по данной теме.

Заполнение таблицы «Сезонные явления в жизни птиц»

Период

Особенности поведения

Весенний период

Гнездование

Осенний период

Зимовка

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание: изучить § 45

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_po_biologii_quotsezonnye__yavleniya_v_zhizni__pticquot-29443.htm

Урок 42. Сезонные явления в жизни птиц.Тема урока: Сезонные явления в жизни птиц

так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 7-8 класс

Урок 42. Сезонные явления в жизни птиц.Тема урока: Сезонные явления в жизни птиц.

09.01.2015 2603 0

Цель урока: Познакомить учащихся с сезонными явлениями в жизни птиц различных видов; сформировать знания о приспособленности птиц к сезон­ным явления в природе; активизировать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование у них умений самостоятельно приобретать зна­ния, работать с дополнительной литературой; воспитывать бережное отноше­ние к природе.

Оборудование: Чучела птиц, таблица «Голубь», грампластинки «Голоса птиц в природе», диафильм «Гнездовой период в жизни птиц».

1.             Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне:

—            Какой тип оплодотворения характерен для птиц?

Читайте также:  Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат - биология

—            Каково значение желтка, белка, расположенных в скорлупе пор в жизни развивающегося в яйце зародыша?

—            Какие условия необходимы для развития зародыша в яйце птицы?

—            Почему не рекомендуют мыть яйца, предназначенные для длительного хранения?

—            Известковая скорлупа свежеотложенного яйца гораздо толще и прочнее скорлупы яйца с развившимся в нем птенцом. С чем это связано?

—            Желток всегда находится в центре яйца и может поворачиваться вокруг продольной оси. При этом зародышбвый диск всякий раз бывает обра­щенным кверху. Каким образом обеспечивается в яйце статичное поло­жение желтка?

2.             Вопросы и задания повышенного уровня:

—            Чем сходны и чем различаются яйца птицы и пресмыкающегося?

—            Какие особенности зародыша птиц указывают на их происхождение от водн ых жи both ых?

—            При просмотре на просвет собранных в течение месяца куриных яиц можно заметить, что в некоторых яйцах воздушные камеры небольшие, а в некоторых сильно увеличены. Как можно объяснить такое явление?

—          Птицы откладывают яйца по одному в течение нескольких суток, а птенцы выводятся почти одновременно (в течение суток). Почему так происходит?

—          Вы решили сделать инкубатор и вывести цыплят. Положили в инкуба­тор яйца, поддерживаете в нем необходимую температуру и влажность воздуха. Прошло время (21-е, 22-е сутки), а цыплята не выводятся. По­смотрим яйца на просвет: оказалось, что они испортились. Какие усло­вия для развития зародыша не были созданы в инкубаторе?

Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением их обме­на веществ, поведения и др. Годовой жизненный ритм их складывается из ряда биологических периодов, в каждом из которых преимущественное зна­чение имеет то или иное биологическое явление: спаривание, инкубация, линька, миграция.

Гнездование — это период размножения у птиц, который сопровождается рядом последовательных жизненных явлений: токование, образование пар и занятие гнездового участка, постройка гнезда и воспитания птенцов. С этим периодом жизни птиц мы познакомимся при просмотре диа­фильма «Гнездовой период в жизни птиц».

После диафильма вам предстоит ответить на следующие вопросы:

—          Каково биологическое значение токования, «брачных» нарядов и риту­альных танцев в жизни птиц?

—          Что служит строительным материалом для постройки гнезд птицам?

—          Какие типы гнезд существуют у птиц?

Материал диафильма можно дополнить сообщениями учащихся о песнях птиц, прослушиванием записей пения птиц, обитающих в данной местности.

После окончания гнездового периода, наступает период линьки. У каждо­го вида птиц линька идет в определенной последовательности и в определен­ное время. У большинства птиц идет постепенная смена маховых перьев и птицы, благодаря этому, имеют возможность летать круглый год.

Но у гусеоб­разных, фламинго, гагар маховые перья выпадают почти одновременно; на некоторое время птицы теряют способность летать и вынуждены прятаться в укромных местах (утки — около 20 дней, лебеди — около 50 дней). После того, как птицы перелиняли, в их жизни наступает новый период: они начинают го­товится к осеннему отлету.

Птицы набираются сил на далекий перелет к мес­там зимовок. Регулярные сезонные передвижения птиц с мест гнездовий в область зимовок и обратно называют сезонными миграциями, или перелета­ми. Например, кукушки размножаются в Европе, а зимовать отлетают на Аф­риканское побережье Средиземного моря.

На южные берега Средиземного моря улетают кряква, гуси, лебеди, скворцы, дрозды. Этих птиц называют пе­релетными. Все остальные птицы относятся к оседлым или кочующим. Осед­лыми называют тех птиц, которые проводят зиму и лето примерно в одном и том же месте. К ним относят глухаря, галок, воробьев, ворон и других.

Кочующие птицы перемещаются в поисках пищи постоянно, не имеют постоянных мест зимовок. Кочевки и перелеты — это форма приспособления птиц к перенесению неблагоприятных условий.

Учеными-орнитологами изучается перемещение перелетных птиц, места их зимовок, области пролета и места линек. Это очень важно, так как охрана птиц не может ограничиваться только одним каким-нибудь участком. К ос­новным методам изучения относится кольцевание птиц.

Для этого использу­ются специальные алюминиевые кольца, на которых указан номер и центр кольцевания. Найденное кольцо необходимо выслать в центр кольцевания с указанием места и даты его нахождения.

Кроме кольцевания используются визуальные и радиолокационные методы наблюдения.

Организуется самостоятельная работа по § 57.

IV.               Общие выводы, заключение

Годовой цикл птиц складывается из периодов спаривания, инкубации, линьки и миграции. Сезонные миграции птиц — это форма приспособленнос­ти птиц к перенесению неблагоприятных условий в местах гнездовий.

IV.               Закрепление

О Расположите в последовательном порядке сезонные явления, харак­терные для большинства птиц: подготовка к размножению, линька, под­готовка к зиме, размножение, зимовка.

О Известно, что большинство птиц строят гнезда весной. Световой день становится длиннее, погода теплее, насекомоядные виды в это время имеют больше пищи. Подумайте, почему зерноядные птицы тоже гнез­дятся весной.

О Яйца гагарок заменили картофелинами, но птицы насиживают их столько времени, сколько это нужно для появления птенцов. Почему?

Домашнее задание

§ 57, ответить на вопросы после параграфа.

Индивидуальное задание: сообщение «Гоацин».

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/593-1-0-14626

Сезонные явления в жизни птиц

Сезонные явления в жизни птиц

Годовой жизненный цикл у большинства птиц начинается весной, с периода их размножения. В начале периода размножения самцы и самки образуют пары: мелкие и средние птицы создают пару один раз на сезон размножения (воробьи, ласточки и др.), большие птицы (аисты, лебеди) — на много лет или навсегда.

Некоторые птицы (тетерева) могут не создавать пар, а собираются в определенных местах — «токовищах», где самцы устраивают своеобразные турниры, выбирая себе самку. При этом демонстрируют сложные элементы поведения. Самки отдают предпочтение победителям турниров.

После размножения самцы уходят от забот, предоставляя самкам воспитывать птенцов.

Но все-таки большинство птиц, соединяясь в пары на длительный период, начинают искать территории для строительства гнезда и приступают к его построению. Занимаются этим самцы, найдя место для гнезда, они поют.

Для каждого вида птиц характерна своя брачная песня. Встречаются среди мелких птиц отличные певцы, например соловьи. В песне соловья различаются различные «колена», среди которых выделяется щелканье, переходящее в раскатистое «р-р-р. ».

В тревоге он издает короткий свист — цыканье. Прекрасный певец весеннего леса зяблик. чья короткая песня — громкая, жизнерадостная, заканчивающаяся звуком — «вичиу!» Удивительна песня певчего дрозда.

Она напоминает слова: «Фил-лин, фил-лин, при-ди, при-ди чай пить, чай пить!»

В течение всего периода гнездостроительства и насиживания яиц (май-июнь) самцы поют песни около гнезда. Затем пение ослабевает и прекращается. Вообще, звуковая сигнализация у птиц достигает большого разнообразия и совершенства, в особенности у певчих. Голосовые связки у них находятся в нижней гортани, а трахеи служат отличным резонатором (усилителем звука).

Период гнездования — очень ответственная пора в жизни птиц. После спаривания птицы (самцы одни или вместе с самкой) начинают строить свои гнезда. Не строят своих гнезд кукушки, подбрасывая яйца в чужие гнезда, кайры — откладывают яйца на выступах скал «птичьих базаров» — и пингвины, которые выводятся на льдах Антарктиды. Конструкция гнезд и место их расположения у различных птиц разные.

В гнездо птицы откладывают яиц от 1-2 (черный гриф, беркут), до 14 (большая синица) и до 26 штук (серая куропатка). После выведения птенцов и их развития в течение летнего периода птицы начинают подготовку к следующему периоду — к зимовке.

Из-за климатических условий сезонного характера некоторые птицы оказываются в течение года в различных погодных условиях и в зависимости от уровня своей организации они переносят их по-разному.

Птицы, весь год проживающие па одной и той же территории, называются оседлыми (домашний воробей, сорока, серая куропатка и др.). Их годовой цикл состоит из двух периодов: гнездование (и связанные с ним откладка яиц, насиживание и т. д.) и зимовка. Оседлые птицы находят себе пищу в одной местности в течение всего года.

Читайте также:  Подготовка семян к посеву. посев семян и уход за выращиваемыми растениями - биология

Кочующие птицы (галки, снегири, сойки, дятлы, синицы) перемещаются зимой в поисках пиши в соседние области.

Перелетные птицы (белый аист, серый журавль, дрозды, ласточки, кукушки) совершают далекие миграции, дальность которых может быть разная.

Например, деревенская ласточка из Европы летят на юг Африки (дальний мигрант), грачи зимуют на Средиземноморье (ближний мигрант).

Перелеты птиц связаны с надвигающейся бескормицей, а сигналами к ее наступлению служат происходящие в природе изменения (укорочение светового дня, понижение температуры и др.), а также изменения физиологического состояния птиц.

Перелеты сопряжены с трудностями, нередко — с опасностями. В тяжелых маршрутах погибает немало птиц. Во время перелетов птицы придерживаются постоянных путей, но которым они каждый год летят на зимовку, а весной возвращаются обратно, чтобы вывести птенцов.

Из года в год, из поколения в поколение выживают те птицы, которые лучше переносят полеты, вовремя отлетают и прилетают. Гибель неприспособленных к полетам способствовала выработке связанных с перелетами инстинктов. Инстинкт перелетов — неосознанные действия.

«Слепота» инстинкта обнаруживается на так называемых парадоксальных пролетных путях. Например, птицы, ранее обитавшие только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и зимовавшие в Китае, позднее постепенно расселялись по Сибири на запад и далее — в Европу, некоторые до Скандинавии, другие — до бассейна Днепра и т. д.

Теперь эти птицы осенью сначала летят на восток, то есть на родину своих предков, и только оттуда на юг, в Китай (весной — в обратном направлении).

Характер перелетов различен: одни птицы (мелкие пернатые) летят беспорядочной группой, другие, особенно крупные птицы, летят строем (журавли, гуси). Высота полета от 1000 м (у мелких птиц) и до 5000м. Длительность полета также различна: от 40 км до 1000 км и более за сутки.

Миграции птиц, время, направление, скорость полета изучают ученые орнитологи с помощью кольцевания, визуальных наблюдений, фенологических наблюдений.

Запись опубликована в рубрике Биология с метками птицы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Рекомендуем ознакомится: http://shkolo.ru

Источник: http://worldunique.ru/zhivotnyj-mir/mir-rastenij/57889-sezonnye-yavleniya-v-zhizni-ptits

Сезонные явления в жизни птиц

Гость

Сезонные явления в жизни птиц

Годовой жизненный цикл у большинства птиц начинается весной, с периода их размножения. В начале периода размножения самцы и самки образуют пары: мелкие и средние птицы создают пару один раз на сезон размножения (воробьи, ласточки и др.), большие птицы (аисты, лебеди) — на много лет или навсегда.

Некоторые птицы (тетерева) могут не создавать пар, а собираются в определенных местах — «токовищах», где самцы устраивают своеобразные турниры, выбирая себе самку. При этом демонстрируют сложные элементы поведения. Самки отдают предпочтение победителям турниров.

После размножения самцы уходят от забот, предоставляя самкам воспитывать птенцов.

Но все-таки большинство птиц, соединяясь в пары на длительный период, начинают искать территории для строительства гнезда и приступают к его построению. Занимаются этим самцы, найдя место для гнезда, они поют.

Для каждого вида птиц характерна своя брачная песня. Встречаются среди мелких птиц отличные певцы, например соловьи. В песне соловья различаются различные «колена», среди которых выделяется щелканье, переходящее в раскатистое «р-р-р…».

В тревоге он издает короткий свист — цыканье. Прекрасный певец весеннего леса зяблик, чья короткая песня — громкая, жизнерадостная, заканчивающаяся звуком — «вичиу!» Удивительна песня певчего дрозда.

Она напоминает слова: «Фил-лин, фил-лин, при-ди, при-ди чай пить, чай пить!»

В течение всего периода гнездостроительства и насиживания яиц (май-июнь) самцы поют песни около гнезда. Затем пение ослабевает и прекращается. Вообще, звуковая сигнализация у птиц достигает большого разнообразия и совершенства, в особенности у певчих. Голосовые связки у них находятся в нижней гортани, а трахеи служат отличным резонатором (усилителем звука).

Период гнездования — очень ответственная пора в жизни птиц. После спаривания птицы (самцы одни или вместе с самкой) начинают строить свои гнезда. Не строят своих гнезд кукушки, подбрасывая яйца в чужие гнезда, кайры — откладывают яйца на выступах скал «птичьих базаров» — и пингвины, которые выводятся на льдах Антарктиды. Конструкция гнезд и место их расположения у различных птиц разные.

В гнездо птицы откладывают яиц от 1-2 (черный гриф, беркут), до 14 (большая синица) и до 26 штук (серая куропатка). После выведения птенцов и их развития в течение летнего периода птицы начинают подготовку к следующему периоду — к зимовке.

Из-за климатических условий сезонного характера некоторые птицы оказываются в течение года в различных погодных условиях и в зависимости от уровня своей организации они переносят их по-разному.

Птицы, весь год проживающие па одной и той же территории, называются оседлыми (домашний воробей, сорока, серая куропатка и др.). Их годовой цикл состоит из двух периодов: гнездование (и связанные с ним откладка яиц, насиживание и т. д.) и зимовка. Оседлые птицы находят себе пищу в одной местности в течение всего года.

Кочующие птицы (галки, снегири, сойки, дятлы, синицы) перемещаются зимой в поисках пиши в соседние области.

Перелетные птицы (белый аист, серый журавль, дрозды, ласточки, кукушки) совершают далекие миграции, дальность которых может быть разная.

Например, деревенская ласточка из Европы летят на юг Африки (дальний мигрант), грачи зимуют на Средиземноморье (ближний мигрант).

Перелеты птиц связаны с надвигающейся бескормицей, а сигналами к ее наступлению служат происходящие в природе изменения (укорочение светового дня, понижение температуры и др.), а также изменения физиологического состояния птиц.

Перелеты сопряжены с трудностями, нередко — с опасностями. В тяжелых маршрутах погибает немало птиц. Во время перелетов птицы придерживаются постоянных путей, но которым они каждый год летят на зимовку, а весной возвращаются обратно, чтобы вывести птенцов.

Из года в год, из поколения в поколение выживают те птицы, которые лучше переносят полеты, вовремя отлетают и прилетают. Гибель неприспособленных к полетам способствовала выработке связанных с перелетами инстинктов. Инстинкт перелетов — неосознанные действия.

«Слепота» инстинкта обнаруживается на так называемых парадоксальных пролетных путях. Например, птицы, ранее обитавшие только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и зимовавшие в Китае, позднее постепенно расселялись по Сибири на запад и далее — в Европу, некоторые до Скандинавии, другие — до бассейна Днепра и т. д.

Теперь эти птицы осенью сначала летят на восток, то есть на родину своих предков, и только оттуда на юг, в Китай (весной — в обратном направлении).

Характер перелетов различен: одни птицы (мелкие пернатые) летят беспорядочной группой, другие, особенно крупные птицы, летят строем (журавли, гуси). Высота полета от 1000 м (у мелких птиц) и до 5000м. Длительность полета также различна: от 40 км до 1000 км и более за сутки.

Миграции птиц, время, направление, скорость полета изучают ученые орнитологи с помощью кольцевания, визуальных наблюдений, фенологических наблюдений.

Источник: http://otvetytut.com/biologiya/vopros-1471686

Ссылка на основную публикацию