Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих – биология

Строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих

Замечание 1

Тело млекопитающих состоит из головы, туловища, двух пар конечностей (у сиреновых и китообразных задняя пара конечностей атрофируется), хвоста (может отсутствовать). Внешний облик указывает на способность млекопитающих к совершенным и быстрым движениям, к сложной нервной деятельности.

Покровы. У большинства видов млекопитающих кожа хорошо развита и достигает большой прочности и толщины. Кожа образована эпидермальным и соединительнотканными слоями. Наружные клетки эпидермиса ороговевают и постоянно слущиваются.

Производные кожи:

  1. Железы: потовые, сальные, пахучие, мускусные, копытные, околоанальные и т.д. Видоизмененными потовыми железами являются железы наружного слухового прохода и млечные железы. Млечные железы выделяют молоко, содержащее все необходимые для роста и развития детеныша вещества. Молоко выделяется через соски. Количество сосков в разных видах может быть различным и зависит от числа детенышей в помете.
  2. Волосы. Образуются из ороговевших клеток эпидермиса. У некоторых видов вторично исчезли (киты). Волосяной покров прочный, легкий, плохо проводит тепло, не ограничивает движения. Многие виды животных имеют вибриссы – чувствительные, длинные, упругие волосы, расположенные на верхней губе и обеспечивающие передвижение животных в темноте. У некоторых видов волосы модифицировались в иглы (ежи).
  3. Рога. Могут представлять собой полые роговые придатки, расположенные на костных выступах черепа, которые не сбрасываются (например, у быков), или представлять собой покрытые кожей костные образования, которые могут слущиваться. Такие рога ежегодно сбрасываются.
  4. Копыта. Копыто состоит из копытных стенки, каймы, венчика, подошвы.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Внутреннее строение млекопитающих

Нервная система намного развитие, чем у остальных классов животных, она обеспечивает

  • гибкое приспособление к меняющимся условиям среды;
  • согласованную работу органов и систем органов, интенсивный метаболизм;
  • быстрые и разнообразные движения, преследование жертвы и защиту;
  • сложные половые взаимоотношения, заботу о потомстве.

Отделы центральной нервной системы имеют более сложное строение, чем у остальных классов животных:

  1. Передний мозг больше остальных отделов головного мозга. Значительно развита кора головного мозга, в которой расположены ассоциативные и двигательные центры, а также центры, участвующие в восприятии слуховых, зрительных, осязательных и других раздражений. Сильно выражена централизация всей нервной деятельности.
  2. Сильно разросшийся мозжечок состоит из червяка и двух полушарий. Обеспечивает работу мышечной системы, поддержание равновесия тела.
  3. Спинной мозг утолщенный, значительно увеличилось количество проводящих путей и число нервных клеток.

Органы чувств сильно развиты и включают:

  • Органы зрения. Немного уступают в широте зрительного поля, дальности видения зрению птиц, однако превосходят по точности восприятия предметов.
  • Органы осязания многочисленны и расположены в коже.
  • Органы вкуса находятся в разных частях ротовой полости и на языке. Выражена из специализация: восприятие соленого, горького и т.д.
  • Органы обоняния. Чувство обоняния очень обострено.
  • Органы равновесия находятся в лабиринте уха, хорошо развиты.
  • Орган слуха имеет сложное строение, состоит из внутреннего, среднего и наружного уха. От нижнего мешочка в лабиринте отходит улитка, содержащая кортиев орган. В среднем ухе расположены стремечко, наковальня и молоточек. Характерно развитие наружного слухового прохода, отграниченного барабанной перепонкой и ушной раковиной.

Опорно – двигательная система

Скелет имеет ряд характерных признаков:

  • Череп больших размеров, ярко выражена склонность к срастанию отдельных костей. Сочленяется с атлантом при помощи двух мыщелков затылочной кости.
  • Грудная клетка развита хорошо. Ребра подвижно соединяются с грудными позвонками и с грудиной. У разных видов число ребер и позвонков отличается (12-18).
  • Поясничные позвонки крупные и массивные (5-7).
  • Крестцовые позвонки срастаются в одну кость. Число хвостовых позвонков определяется длиной хвоста.
  • В состав плечевого пояса входят ключицы и лопатки. Тазовый пояс хорошо развит, кости таза взрослых животных срастаются в одну кость.
  • Проксимальные кости конечностей длинные (плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, большая и малая берцовые). Локтевая и малая берцовая кости могут редуцироваться.
  • Имеется коленная чашечка.
  • На конечностях – по пять пальцев (у копытных пальцы могут редуцироваться дот 3 до 1).

Развитая и дифференцированная мышечная система. Наиболее развиты: широкая мышца спины, грудная, гребенчатая, двуглавая, лобково-бедренная, ягодичная, грушевидная и некоторые другие мышцы.

Характерно наличие мускульной диафрагмы, которая отделяет грудную полость от брюшной.

Пищеварительная система млекопитающих имеет ряд особенностей:

  • рот окружен губами; зубы имеют сложное строение, прочные, дифферецированы на резцы, клыки, большие и малые коренные зубы;
  • хорошо развиты слизистые железы ротовой полости и слюнные железы;
  • полная изоляция ротовой полости от носовой полости;
  • наличие жевательных мышц и мощного мускулистого языка;
  • желудок имеет вид объемистого мешка с мускулистыми стенками; у жвачных животных желудок имеет сложное строение и разделен на отделы;
  • наличие длинного кишечника, позволяющего наиболее полно переваривать пищу;
  • внутренняя поверхность тонкого кишечника содержит кишечные ворсинки, обеспечивающие всасывание веществ;
  • присутствие пищевых желез: печени с желчным пузырем, поджелудочной железы.

Дыхательная система. Воздухоносные пути полностью отделены от ротовой полости и воздух напрямую поступает в организм. К органам дыхания относятся: трахея, бронхи, бронхиолы, альвеолы, формирующие легкие. Легкие свободно находятся в грудной полости, не прирастают к стенкам грудной клетки, больших размеров. Сверху легкие покрывает плевра.

В дыхании незначительную роль играет кожа, через которую поглощается примерно 1% кислорода.

Кровеносная система состоит из четырехкамерного сердца и большого и малого кругов кровообращения. Имеет ряд отличительных признаков:

  1. Сердце крупное.
  2. Левая дуга аорты отходит от левого желудочка, несет артериальную кровь.
  3. Сильно развиты венечные сосуды.
  4. Кровь содержит двояковогнутые, безъядерные клетки – эритроциты, способные связывать кислород воздуха.
  5. Тесно связана с лимфатической системой, самый крупный сосуд которой впадает в нижнюю полую вену.

Выделительная система. Тазовые почки имеют ряд прогрессивных особенностей:

  • увеличено количество кровеносных клубочков;
  • удлинены почечные канальцы;
  • возросла поверхность соприкосновения почечных канальцев с кровеносными сосудами;
  • полное отделение мочевыводящих путей от кишечника.

Продукты диссимиляции частично могут удаляться с потом через кожу.

Размножение. Млекопитающие – раздельнополые животные. У большинства видов у самцов семенники находятся в мошонке, вне брюшной полости.

Парные семяпроводы открываются в основание совокупительного органа, через канал которого выводятся семя и моча. У ряда видов в совокупительном органе имеется кость.

Хорошо развиты добавочные железы: куперовы железы, семенные пузырьки, предстательная железа.

У самок яичники расположены в брюшной полости возле воронок яйцеводов. Есть матка, в которой развивается один или несколько зародышей. У живородящих животных ( искл. сумчатые) есть влагалище.

Количество маток и их форма могут быть различны:

  1. Двойная матка – две самостоятельные матки (слоны, некоторые грызуны).
  2. Двураздельная матка – слияние дистальных частей маток (свиньи, некоторые грызуны).
  3. Двурогая матка – сливаются средние части маток (большинство хищных, копытных, китов, насекомоядные).
  4. Простая матка – полностью слившиеся матки (обезьяны, летучие мыши, человек).

Замечание 2

Существуют полигамные млекопитающие – всех самок стада оплодотворяет один самец – вожак стада, и моногамные – животные живут парами, существующими, как правило, в течение одного сезона. Иногда пары сохраняются в течение всей жизни.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/stroenie_i_processy_zhiznedeyatelnosti_mlekopitayuschih/

Особенности строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 1

Особенности строения и процессов

жизнедеятельности млекопитающих.

Внешний облик и размеры млекопитающих весьма разнообразны в зависимости от условий и образа жизни. Масса тела колеблется от 1,5 г (землеройка-крошка) до 150 т (синий кит).

Длинные передние и задние конечности расположены под туловищем и способствуют быстрому передвижению, благодаря чему животные не имеют себе равных по скорости передвижения.

У гепарда, например, она достигает 110 км/ч.

Кожа у млекопитающих более толстая и эластичная, чем у животных других классов. Клетки наружного слоя — эпидермиса, постепенно снашиваясь и ороговевая, замещаются новыми, молодыми. Внутренний слой кожи — дерма — хорошо развит, в его нижней части откладывается жир.

Производным эпидермиса являются нитевидные роговые образования — волосы. Волосяной покров, как и оперение птиц, — совершенное приспособление для терморегуляции. Его основу составляют тонкие, мягкие пуховые волосы, образующие подшерсток.

Между ними развиты более длинные, жесткие и редкие остевые волосы, защищающие пуховые волосы и кожу от механических повреждений. Кроме того, у многих млекопитающих на голове, шее, груди и передних конечностях развиты длинные и жесткие чувствительные волосы — вибриссы.

Волосяной покров периодически меняется. Периодичность и время линьки у разных видов млекопитающих различны.

Кожные покровы снабжены железами — потовыми, сальными, пахучими, млечными. Испарение потовых выделений животного способствует его охлаждению. Сальные выделения предохраняют волосы от намокания, а кожу — от иссушения.

Секреты пахучих желез позволяют особям одного вида отыскивать друг друга, метить территории, отпугивать преследователей (хорек, скунс и др.). Млечные железы выделяют молоко, которым самки выкармливают своих детенышей.

Скелет млекопитающих по строению в основном сходен со скелетом наземных позвоночных, однако имеются некоторые различия: число шейных позвонков постоянно и равно семи, череп более объемный, что связано с большими размерами головного мозга.

Кости черепа срастаются довольно поздно, что обеспечивает возможность увеличения головного мозга по мере роста животного. Конечности млекопитающих построены по пятипалому типу, характерному для наземных позвоночных.

Способы передвижения млекопитающих различны — ходьба, бег, лазание, полет, копание, плавание, — что отражается в строении конечностей. Так, у наиболее быстро бегающих млекопитающих число пальцев сокращено: у парнокопытных развиты два (третий и четвертый) пальца, а у непарнокопытных — один (третий).

У животных, ведущих подземный образ жизни, например у крота, увеличена и своеобразно устроена кисть. Животные, способные к планированию (белки-летяги, летучие мыши), имеют удлиненные фаланги пальцев и кожистые перепонки между ними.

  1. Литература

    … – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Обязательно надо обратить внимание, на … заполнить таблицу «Особенности строения и процессов жизнедеятельности ланцетника». Органы или системы органов Особенности строения Функции Опорно- …

  2. Документ

    … играет дыхание? 3) Какие процессы выполняют аналогичную транспирации роль у млекопитающих животных? ❧ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ И … лишайник? 2) Какие особенности строения растений можно наблюдать и у грибов? 3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет …

  3. Пояснительная записка

    … типа Круглые черви. Особенности строения и процессов жизнедеятельности почвенных и растительноядных круглых червей. Особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей – паразитов …

  4. Рабочая программа

    … ; характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей; выявлять особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей; применять знания о строении и жизнедеятельности организмов для …

  5. Рабочая программа

    … » Класс Млекопитающие (10ч) Класс Млекопитающие. Общая характеристика. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих. Размножение …

Читайте также:  Адаптации как результат действия естественного отбора - биология

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/96380.html

Внутреннее строение млекопитающих

Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки

Цели урока:

Познавательная: познакомить учащихся с внутренним  строением млекопитающих на примере домашней собаки,  способствовать формированию  знаний об особенностях  строения органов и их систем; выявлению прогрессивных черт  внутреннего строения у млекопитающих.

Развивающая:  способствовать развитию умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, сравнивать, обобщать делать соответствующие выводы.

Воспитательная:  способствовать формированию у учащихся интереса к предмету.

Задачи урока:

добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности млекопитающих, их приспособленности к среде обитания,

продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях  организмов,

обучать учащихся умению распознавать и сравнивать различные органы и системы органов тела млекопитающих, составлять общую характеристику типа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации учебного процесса: работа в группах.

Оборудование: таблица “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки”, таблица “Кровеносная система Позвоночных”, рельефная таблица, модель головного мозга млекопитающих.

Развиваемые понятия: теплокровные, плацентарные, плацента, матка, молочные железы, альвеолы легких.

План урока

  1. Орг. Момент.
  2. Введение в тему.
  3. Постановка темы, целей.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Приветствие

II. Сообщение темы, целей, задач урока.

Постановка проблемы.

Какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечивают широкое распространение млекопитающих в биосфере?

III. Повторение ранее изученного материала.

1. Определение частей тела.

Укажите  название животного и названия частей тела, органов.

Учащиеся работают в группах, вписывают по рисунку названия частей тела, органов животного. Далее организуется проверка.

1Ответьте на вопросы и покажите на плакате.

– Из каких отделов состоит позвоночник?

– Из каких отделов состоит передняя конечность?

– Из каких отделов состоит череп?

– Из каких отделов состоит задняя конечность?

-Какие мышцы развиты у собаки и почему?

-Какое строение имеет волосяной покров у собаки?

3. Дополнение текста.

Учитель. Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются  _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную  ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

IV. Изучение нового материала.

Проанализируйте текст и рисунки учебника по отдельным системам органов и сделайте краткую запись в сводную таблицу.(Учащиеся в каждой группе заполняют одну графу сводной таблицы; слушая выступления товарищей, заполняют все остальные графы, задают уточняющие вопросы, учитель дополняет ответы).

Полость тела поделена на грудную и брюшную части плоской куполообразной мышцей– диафрагмой.

Название систем органов

Органы их составляющие

Функции

1. Нервная система.

А) Головной мозг(хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины).

Б)Спинной мозг( спинной мозг соединен с головным мозгом, от них отходят нервы).

2. Пищеварительная система.

А) Ротовая полость — Зубы дифференцированные, механическая обработка пищи;  зубы, их строение (эмаль, дентин, корни).Расположение зубов на челюстях (резцы, клыки, коренные зубы).

Б) Глотка (часть пищеварительной трубки, по которой пищевой комок из полости рта перемещается в пищевод).

В) Пищевод (проходит через диафрагму).

Г) Желудок (переваривание пищи при действии желудочного сока, желудок у большинства однокамерный).

Д) Тонкая кишка – 12перстная – (передний отдел, желчный пузырь + поджелудочная железа)

Е) Печень с желчным пузырём (пищевая масса подвергается действию желчи)

Ж) Поджелудочная желез(вырабатывает поджелудочный сок).

З) Тонкая кишка (всасывает питательные вещества в кровь).

И) Толстая кишка (всасывает воду).

К) Прямая кишка (формирование фекальных масс, вместо клоаки анальное отверстие).

3. Органы дыхания у собаки.

А) Ноздри (два отверстия на нижней части носа).

Б) Носоглотка(отдел дыхательных путей, верхняя часть глотки).

В) Трахея (хрящевые полукольца).

Г) Легкие (дольчатые с ячеистой структурой, в процессе дыхания собаки участвуют мышцы грудной клетки и диафрагмы).

4. Органы кровообращения.

А) Сердце (2 предсердия и 2 желудочка).

Б) Аорта (самый крупный кровеносный сосуд.)

В) Парные сонные артерии (к голове и головному мозгу).

Г) Парные подключичные (к передним конечностям).

Д) Мелкие артерии–распадаются на капилляры.

Е) Задняя и передняя полые вены(самые крупные вены большого круга кровообращения) 

Ж) Брыжейка (снабжает кровью кишечник).

5. Органы выделения.

А) Почки(парный бобовидный орган, выполняющий  функции мочеобразования)

Б) Мочеточники(парный полый орган, по которому моча оттекает в мочевой пузырь.)

В) Мочевой пузырь (моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу).

6. Органы размножения.

А) Самка – парные яичники, парные яйцеводы, матка- полый орган, в котором развивается эмбрион, вынашивается плод.

Б) Плацента(орган, осуществляющий связь между организмом матери и плодом).

В) Самец – парные семенники.

7. Значение прогрессивных изменений, произошедших у млекопитающих.

Используя полученную информацию, подумайте, как ответить на проблемный вопрос урока, предложите схему его решения.  (Оформление мини-плакатов).

V. Закрепление.

1. По рисунку укажите  названия основных внутренних органов.

Учащиеся самостоятельно на карточках вписывают названия внутренних органов. Затем проводится самопроверка.

2. Ребята, как вы думаете, в чём сходство внутренних органов млекопитающих и человека.

VI. Итог урока. Какую тему изучали на уроке?  Что нового и интересного узнали о внутренних органах млекопитающих?

VII. Задание на дом: параграф 53, подготовить сообщения о животных.

Внутреннее строение млекопитающих на примере домашней собаки

Цели урока:

Познавательная: познакомить учащихся с внутренним  строением млекопитающих на примере домашней собаки,  способствовать формированию  знаний об особенностях  строения органов и их систем; выявлению прогрессивных черт  внутреннего строения у млекопитающих.

Развивающая:  способствовать развитию умений учащихся работать с текстом, иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, сравнивать, обобщать делать соответствующие выводы.

Воспитательная:  способствовать формированию у учащихся интереса к предмету.

Задачи урока:

добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности млекопитающих, их приспособленности к среде обитания,

продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях  организмов,

обучать учащихся умению распознавать и сравнивать различные органы и системы органов тела млекопитающих, составлять общую характеристику типа;

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный.

Формы организации учебного процесса: работа в группах.

Оборудование: таблица “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки”, “Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки”, таблица “Кровеносная система Позвоночных”, рельефная таблица, модель головного мозга млекопитающих.

Развиваемые понятия: теплокровные, плацентарные, плацента, матка, молочные железы, альвеолы легких.

План урока

  1. Орг. Момент.

  2. Введение в тему.

  3. Постановка темы, целей.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление.

  6. Итог урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент

1. Приветствие

II. Сообщение темы, целей, задач урока.

Постановка проблемы.

Какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечивают широкое распространение млекопитающих в биосфере?

III. Повторение ранее изученного материала.

1. Определение частей тела.

Укажите  название животного и названия частей тела, органов.

Учащиеся работают в группах, вписывают по рисунку названия частей тела, органов животного. Далее организуется проверка.

1Ответьте на вопросы и покажите на плакате.

– Из каких отделов состоит позвоночник?

– Из каких отделов состоит передняя конечность?

– Из каких отделов состоит череп?

– Из каких отделов состоит задняя конечность?

-Какие мышцы развиты у собаки и почему?

-Какое строение имеет волосяной покров у собаки?

3. Дополнение текста.

Учитель. Допишите текст о внешнем строении млекопитающих.

Учащиеся работают самостоятельно. Задания выполняются на листочках. Затем проводится проверка, дети зачитывают тексты.

Тело млекопитающих покрыто ________________. На голове имеются  _________, ________, _____________.Ноги располагаются под _________________. В отличие от других позвоночных глаза млекопитающих имеют веки с ___________, уши имеют наружную  ___________. Млекопитающие выкармливают своих детенышей _________________.

IV. Изучение нового материала.

Проанализируйте текст и рисунки учебника по отдельным системам органов и сделайте краткую запись в сводную таблицу.(Учащиеся в каждой группе заполняют одну графу сводной таблицы; слушая выступления товарищей, заполняют все остальные графы, задают уточняющие вопросы, учитель дополняет ответы).

Полость тела поделена на грудную и брюшную части плоской куполообразной мышцей– диафрагмой.

Название систем органов Органы их составляющие Функции

1. Нервная система.

А) Головной мозг(хорошо развиты полушария переднего мозга, мозжечок, у многих млекопитающих кора больших полушарий образует складки и извилины).

Б)Спинной мозг( спинной мозг соединен с головным мозгом, от них отходят нервы).

2. Пищеварительная система.

А) Ротовая полость — Зубы дифференцированные, механическая обработка пищи;  зубы, их строение (эмаль, дентин, корни).Расположение зубов на челюстях (резцы, клыки, коренные зубы).

Б) Глотка (часть пищеварительной трубки, по которой пищевой комок из полости рта перемещается в пищевод).

В) Пищевод (проходит через диафрагму).

Г) Желудок (переваривание пищи при действии желудочного сока, желудок у большинства однокамерный).

Д) Тонкая кишка – 12перстная – (передний отдел, желчный пузырь + поджелудочная железа)

Е) Печень с желчным пузырём (пищевая масса подвергается действию желчи)

Ж) Поджелудочная желез(вырабатывает поджелудочный сок).

З) Тонкая кишка (всасывает питательные вещества в кровь).

И) Толстая кишка (всасывает воду).

К) Прямая кишка (формирование фекальных масс, вместо клоаки анальное отверстие).

3. Органы дыхания у собаки.

А) Ноздри (два отверстия на нижней части носа).

Б) Носоглотка(отдел дыхательных путей, верхняя часть глотки).

В) Трахея (хрящевые полукольца).

Г) Легкие (дольчатые с ячеистой структурой, в процессе дыхания собаки участвуют мышцы грудной клетки и диафрагмы).

4. Органы кровообращения.

А) Сердце (2 предсердия и 2 желудочка).

Б) Аорта (самый крупный кровеносный сосуд.)

В) Парные сонные артерии (к голове и головному мозгу).

Г) Парные подключичные (к передним конечностям).

Д) Мелкие артерии–распадаются на капилляры.

Е) Задняя и передняя полые вены(самые крупные вены большого круга кровообращения) 

Ж) Брыжейка (снабжает кровью кишечник).

5. Органы выделения.

А) Почки(парный бобовидный орган, выполняющий  функции мочеобразования)

Б) Мочеточники(парный полый орган, по которому моча оттекает в мочевой пузырь.)

В) Мочевой пузырь (моча выводится наружу по мочеиспускательному каналу).

Читайте также:  Сцепленное наследование

6. Органы размножения.

А) Самка – парные яичники, парные яйцеводы, матка- полый орган, в котором развивается эмбрион, вынашивается плод..

Б) Плацента(орган, осуществляющий связь между организмом матери и плодом).

В) Самец – парные семенники.

7. Значение прогрессивных изменений, произошедших у млекопитающих.

Используя полученную информацию, подумайте, как ответить на проблемный вопрос урока, предложите схему его решения.  (Оформление мини-плакатов).

V. Закрепление.

1. По рисунку укажите  названия основных внутренних органов.

Учащиеся самостоятельно на карточках вписывают названия внутренних органов. Затем проводится самопроверка.

2. Ребята, как вы думаете, в чём сходство внутренних органов млекопитающих и человека.

VI. Итог урока. Какую тему изучали на уроке?  Что нового и интересного узнали о внутренних органах млекопитающих?

VII. Задание на дом: параграф 53, подготовить сообщения о животных.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/vnutriennieie-stroieniie-mliekopitaiushchikh

Внутреннее строение млекопитающих — урок. Биология, Животные (7 класс)

Пищеварительная система.

Пищеварительная система млекопитающих, так же, как и других позвоночных животных, представлена пищеварительным трактом и железами. 

Пищеварительный тракт: рот — глотка — пищевод — желудок — тонкая кишка — толстая кишка — прямая кишка — анальное отверстие.

Пищеварительные железы выделяют вещества (ферменты), необходимые для переваривания пищи:

  • слюнные железы ((4) пары) — выделяют слюну; 
  • печень — выделяет желчь; 
  • поджелудочная железа — выделяет поджелудочный сок.

Пищеварительная система млекопитающих имеет ряд особенностей.

Для млекопитающих характерны щеки и губы, которые отграничивают пространство перед зубами — предротовую полость.

Пища, захватываемая мягкими губами, откусывается и пережевывается зубами в ротовой полости. Мускулистый языкспособствует схватыванию пищи, определению ее вкуса, переворачиванию в ротовой полости.

 В ротовой полости пища смачивается слюной, поступающей по протокам из слюнных желез. Это облегчает ее проглатывание и продвижение по пищеводу.

Под влиянием слюны содержащиеся в пище сложные органические вещества (крахмал, сахар) превращаются в менее сложные.

В ротовой полости находятся зубы, которые не прирастают к челюстям, как у других позвоночных животных, а находятся в ячейках челюстей. Зубы делятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные.

По пищеводу пища поступает в желудок. В его стенках имеются многочисленные железы, выделяющие пищеварительный сок.

Строение желудка зависит от вида пищи. Желудок у большинства млекопитающих однокамерный. Многокамерный желудок характерен для жвачных млекопитающих (оленей, коров, коз, овец), —он разделяется на рубец, сетку, книжку и сычуг.

Пища в рубце подвергается брожению, затем поступает в сетку. Из сетки она отрыгивается в рот, где пережевывается. Потом пища поступает в книжку и сычуг. В этих отделах происходит ее окончательное переваривание.

Из желудка пища поступает в начальную часть тонкого кишечника — двенадцатиперстную кишку. Сюда же поступает сок из поджелудочной железы и желчь из печени, которые облегчают процесс переваривания пищи.

Из двенадцатиперстной кишки пища передвигается далее по тонкому кишечнику, где происходит всасывание питательных веществ. Остатки непереваренной пищи поступают в толстую кишку и затем удаляются наружу через анальное отверстие.

У многих зверей, питающихся грубым растительным кормом (например, у кроликов, бобров), в месте перехода тонкой кишки в толстую отходит длинная слепая кишка (у некоторых зверей с червеобразным отростком — аппендиксом). В ней под влиянием бактерий происходит изменение трудно перевариваемых веществ пищи (клетчатки).

Органы дыхания млекопитающих состоят из дыхательных путей и лёгких.

Дыхательные пути:

  • носовая полость; 
  • гортань; 
  • трахея;
  • бронхи.

Источник: https://yaklass.ru/p/biologia/zhivotnye/tip-khordovye-15494/klass-mlekopitaiushchie-ili-zveri-15481/re-c98f9ef4-0b57-4300-b110-574c41fdc60a

Внутреннее строение млекопитающих

Класс Звери считается верхом эволюции. Терморегуляция, рефлексы, поведение осуществляются благодаря сложному внутреннему строению млекопитающих.

Несмотря на схожесть с рептилиями (четыре лапы, хвост) и птицами (теплокровность, строение кровеносной системы), звери имеют индивидуальные особенности внутреннего строения:

  • скуловая кость;
  • развитая кора головного мозга, обуславливающая сложное поведение;
  • безъядерные клетки крови;
  • диафрагма – мышечная перегородка, отделяющая грудину от брюшной полости;

Рис. 1. Диафрагма млекопитающих.

  • три слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремечко;
  • анальное отверстие;
  • млечные железы, сосцы;
  • плацента.

Для млекопитающих характерно живорождение, т.е. детёныши рождаются полностью сформировавшимися. Исключением являются утконосы и ехидны, откладывающие яйца.

Краткое описание каждой системы органов представлено в таблице “Внутреннее строение млекопитающих”.

Система органов Отделы Строение
Опорно-двигательная Череп Хорошо развитый лицевой и объёмный мозговой отделы
Позвоночник Состоит из 7 шейных позвонков, 12-15 – грудных, 2-9 – поясничных, 1-9 – крестцовых (отсутствует у китов), 3-49 – хвостовых. Позвонки соединены хрящевыми дисками, обеспечивающими подвижность. Дуги позвонков образуют трубку, в которой располагается спинной мозг
Грудная клетка Рёбра соединяют грудные позвонки с грудиной
Плечевой пояс Состоит из лопаток и ключиц
Таз Образован парными лобковыми, седалищными, подвздошными костями
Конечности Передние включают плечо, предплечье, кисть, состоящую из запястья, пясти, пальцев, образованных фалангами. Задние включают бедро, голень, стопу, образованную предплюсной, плюсной, пальцами
Нервная Головной и спинной мозг Образуют центральную нервную систему. Головной мозг состоит из переднего, промежуточного, среднего отделов, продолговатого мозга и мозжечка. Обрабатывает информацию, отвечает за поведение и мышление. Спинной мозг осуществляет рефлексы
Черепные и спинномозговые нервы Составляют периферическую нервную систему. Отходят к тканям, передают импульсы от органов чувств – зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания
Сердечно-сосудистая Сердце Четырёхкамерное, два предсердия и два желудочка. Артериальная и венозная кровь не смешивается
Сосуды Подразделяются на аорту, артерии, вены, капилляры. Малый круг, несущий венозную кровь и проходящий через лёгкие, начинается от правого желудочка и заканчивается левым предсердием. От левого желудочка отходит левая дуга аорты, начинающая большой круг кровообращения по всему организму. Венозная кровь возвращается в правое предсердие
Дыхательная Верхние дыхательные пути Включают нос, носоглотку и частично ротовую полость
Нижние дыхательные пути

Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/vnutrennee-stroenie-mlekopitayuschih-tablica-osobennosti-7-klass.html

Конспект урока биологии для 7 класса “Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных”

Тема: Особенности строения ижизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных.

Цели:.

  • Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих как наиболее высокоорганизованных животных.
  • Способствовать определению более прогрессивных черт организации млекопитающих, позволивших им широко распространиться на Земле, занять основные среды обитания; рассмотреть сходство и отличие с пресмыкающимися, отметить их происхождение от зверозубых рептилий.
  • .Продолжить формирование умений работать с учебником, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, умение работать с текстом.
  • . Воспитывать коммуникабельность, культуру речи учащихся, воспитывать интерес к учению.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:таблицы «Внешнее и внутреннее строение млекопитающих “, рисунки млекопитающих и зверозубых рептилий, презентация.

Ход урока

Приветствие и организация учащихся.

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило около 70 тысяч этих животных, которые спасли жизни многим солдатам.

Эти животные являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили депеши через линию фронта, протягивали телефонные кабели, а также помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам.

Работали санитарами, в упряжках находили и вытаскивали из обстрела раненых; определяли местонахождение мин. И сейчас они рядом с нами: охраняют наш дом, служат поводырями, украшают наш быт. Кто же эти животные? ( Это собаки. Класс млекопитающие).

-А почему так называются? (Вскармливают детенышей молоком)

Итак, мы начинаем изучение млекопитающих. Слайд 1,2. Цель нашего урока – раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих, как одного из высокоорганизованных классов позвоночных, составить общую характеристику класса. Запишите тему урока: «Особенности строения и жизнедеятельности млекопитающих, как высокоорганизованных животных».

Внимание на экран

На земле обитает где-то 4,5 тысяч видов млекопитающих Для первого знакомства я выбрала всего 5 видов. Ваша задача не только посмотреть кадры, но и отметить среду обитания этих организмов.

3 слайд.На экране синий кит. Это самое крупное животное из млекопитающих. Чтобы вы представили его размеры, приведу такие цифры. Для перевозки одного кита требуется 20 КАМАЗов, вес одного кита равен весу 20 слонов.

4 слайд. Белый медведь.

Тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже в ледяной воде

5 слайд.Верблюд

Его называют еще кораблем пустыни. Он способен передвигаться по песку, нагретому до+83о,проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды.

6 слайд. Крот.

Один из самых лучших землероек. Интересна его шерсть очень короткая, густая, разглаживающаяся в любую сторону и меняется до 4 раз в год.

7 слайд. Летучая мышь.

Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе эхолокации.

Мыши – великолепные летуны, способные перелетать до 1000 км.

Что вы увидели?
Какие среды обитания вы отметили?

Млекопитающие завоевали все области Земли от Северного полюса до берегов Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, вводе, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Благодаря разнообразию приспособлений и использованию разнообразных пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире, образовали многообразие видов.

-Какие главные особенности обеспечили млекопитающим господствующее положение?

– Что объединяет в одну систематическую группу столь разнообразных животных?

На эти два важных вопроса попробуем найти ответы.

Млекопитающие появились около 200-300 млн. лет назад. При изучении ранее изученных животных мы отмечали черты сходства рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц.

Неужели млекопитающие произошли от птиц?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем текст на стр. 235 статья «Однопроходные». Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. С какими животными сходны утконос и ехидна?

  2. Какие признаки пресмыкающихся имеют утконос и ехидна?

2. Можно ли утконоса и ехидну считать переходными формами

между пресмыкающимися и млекопитающими? (слайд 8)

(Работа с учебниками и последующая беседа по вопросам).

Млекопитающие произошли от пресмыкающихся. Об этом говорят и палеонтологические находки. В древних слоях ученые нашли останки зверозубых рептилий. ( Слайд 9)

По остаткам их скелета, ученые установили, что зубы этих ящеров подразделялись на резцы, клыки и коренные, как у млекопитающих, ноги у зверозубых ящеров находились под туловищем, как у млекопитающих. Кожа имела слабое ороговение, имелись кожные железы.

Млекопитающие считаются более высокоорганизованными животными. После рождения (или вылупления) детеныши всех зверей сосут молоко, самка может также обучать своих потомков некоторым навыкам, например, добыванию пищи и рытью нор; иногда ей в этом помогает самец.

Они имеют постоянную температуру тела.

Расселившись по земле, они заняли на ней господствующее положение, образовав многочисленное разнообразие видов и заняв разные среды обитания.

Млекопитающие подразделяются на два подкласса: первозвери (однопроходные) Это утконос, ехидна и настоящие звери (плацентарные, сумчатые). В дальнейшем мы будем работать с плацентарными, т.к. к ним относится большинство млекопитающих. ( Слайд 10 классификация млекопитающих. Запись схемы в тетрадь). Познакомимся с внешним строеним млекопитающих. Слайд 11-15)

Читайте также:  Свойства и функции белков, биология

Итак, мы подошли к вопросу<\p>

а) в чем особенности строения млекопитающих, в чем состоит более высокая организация млекопитающих

Сравнивая черты строения млекопитающих и пресмыкающихся, мы можем найти ответ. А почему с пресмыкающимися? (от них произошли). Сегодня мы сравним только отделы тела, покровы, скелет и мышцы. Работаем группами. 1 группа – отделы тела, покровы, 2 группа – скелет, 3 группа – мышцы. На ваших столах карточки. Разверните их, и пять минут поработаем над заданиями .

Ребята работают над заданием по учебнику В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов».

Теперь слушаем очень внимательно, так как каждый из вас владеет маленьким кусочком текста, фрагментом знаний, а должна получится целостная картина.

(Ребята отвечают по своим заданиям и составляют текст, заполняя таблицы).

В тетрадях и на доске составляется таблица. Слайд 16,17.

Подводим итоги, какие мы нашли отличительные особенности млекопитающих?

Слайд 18

Итак, сможем ли мы ответить на главный вопрос полностью? Нет.(не все системы органов рассмотрели и сравнили).

Продолжим на следующем уроке.

Рефлексия.

А сейчас осмыслим еще раз. Вспомните что вы сегодня узнали на уроке. Представьте, что вы учитель. Вы это знаете, а ваши ученики нет. Какие вопросы вы бы им задали, чтобы они тоже узнали? Запишите эти вопросы на черновике, но имейте в виду, что отвечать на них придется вам на следующем уроке.

(Несколько минут пишут вопросы. После урока черновики сдаются).

Надеюсь, вы многое узнали на уроке, но это лишь малая часть того интересного, что известно об этих животных.

Задание на дом: (слайд 19) текст параграфа ( до головного мозга). Ответить на вопросы 1-6 в рубрике «проверь свои знания». Подготовить описание внешнего вида какого либо млекопитающего, рассказ о строении его покровов.

Выставление оценок

ПРИЛОЖЕНИЕ. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих.

Признаки

Класс пресмыкающиеся

Класс млекопитающие

Отделы тела Голова, шея, туловище, хвост. Конечности по бокам туловища Голова, шея, туловище,хвост. Конечности под туловищем, что способствует быстрому передвижению. Покровы тела Кожа сухая, тонкая без желез, покрыта роговыми чешуйками или толстыми пластинками, предохраняет от влаги и иссушения. Толстая кожа с большимколичеством разнообразныхжелез( потовых, сальных, пахучих, млечных),покрыта шерстью ( ость, подшерсток, вибриссы),образует роговые образования-когти, ногти, копыта, рога. Играет роль в терморегуляции. Скелет отделы: шейный (8),пояснично-грудной (22, грудная клетка), крестцовый (2), хвостовой Отделы: шейный (7), грудной(12-15, грудная клетка), поясничный (2-9), крестцовый (4 сросшихся), хвостовой. Плоские поверхности позвонков, хрящевые диски. 2) пояс конечностейа) передних парные вороньи кости, ключицы, лопатки Основа-парные лопатки. Ключицы (у собак, лошадей и др., ноги у которых движутся вдоль длинной оси тела редуцированы).<\p> Б) задних Парные тазовые кости, сросшиеся Парные тазовые кости (сросшиеся повздошные, седалищные, лобковые) Скелет конечностей:передних, задних Плечо, предплечье, кисть. Бедро, голень, стопа Плечо, предплечье, кисть/разнообразного строения/Бедро, голень, стопа 4) Череп Полное окостенение головы Полное окостенение, мозговая и лицевая часть, крупная мозговая коробка, на мощных челюстях дифференцированные зубы 5) Мышечнаясистема ДифференцированаРазвиты мышцы конечностей Дифференцирована. Развиты мышцы конечностей. Наличиедиафрагмы, развита подкожнаямускулатура

Источник: https://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-biologii-dlya-klassa-osobennosti-stroeniya-i-zhiz.html

Особенности жизнедеятельности млекопитающих

2014-05-29

Внешний вид и размеры млекопитающих разнообразны в зависимости от условий и образа жизни. Масса тела колеблется от 1,5 г (землеройка — крошка) до 150 т (синий кит). Длинные передние и задние конечности расположены под туловищем, благодаря чему животные не имеют себе равных по скорости передвижения.

Кожа у млекопитающих более толстая и эластичная, чем у животных других классов. Клетки наружного слоя — эпидермиса — постепенно изнашиваясь и роговевший, заменяются новыми, молодыми. Внутренний слой кожи — дерма — хорошо развита, в его нижней части откладывается жир.

Производными эпидермиса является нитевидные роговые образования — волосы. Волосяной покров, как и оперение птиц, — совершенное приспособление для терморегуляции. Его основу составляют тонкие, мягкие пуховые волоса, образующих подшерсток.

Между ними развиты более длинные, жесткие и редкие остевых волоса, защищающие пуховые волоски и кожу от механических повреждений. Кроме того, у многих млекопитающих на голове, шее, груди и передних конечностях развиты длинные и жесткие чувствительные волоски — вибриссы.

Волосяной покров периодически меняется. Периодичность и время линьки у разных видов млекопитающих разные.

Производными эпидермиса являются ногти, когти, копыта, чешуя и пустые рога (например, у быков, козлов, баранов, антилоп). Костные рога оленей, лосей развиваются из внутреннего слоя кожи — дермы.

Кожные покровы имеют большое количество желез — потовых, сальных, пахучих, молочных. Испарение потовых выделений животных способствует ее охолодженнн?. Сальные выделения защищают волосы от намокания, а кожу — от высыхания.

Секреты пахучих желез позволяют особям одного вида находить друг друга, метить территории, отпугивать преследователей (хорек, скунс и др.).. Молочные железы выделяют молоко, которым самки выкармливают своих детенышей.

Костяк млекопитающих по строению в основном схож с костяком наземных позвоночных, однако есть некоторые отличия: число шейных позвонков постоянное и равно семи, череп более объемный, что связано с большими размерами головного мозга. Кости черепа срастаются довольно поздно, что обеспечивает возможность увеличения головного мозга по мере роста животного.

Конечности млекопитающих построены по пятипалые типом, характерным для наземных позвоночных. Способы передвижения млекопитающих разные — ходьба, бег, лазание, полет, копания, плавание, — что отражается в строении конечностей.

Так, в быстро бегающих млекопитающих число пальцев сокращено: в парнокопытных развиты два (третий и четвертый) пальцы, а в непарнокопытных — один (третий). У животных, ведущих подземный образ жизни, например у крота, увеличена и своеобразно устроена кисть. Животные, способные к планированию (белки — летяги, летучие мыши), имеют удлиненные фаланги пальцев и кожистые перепонки между ними.

Разнообразная строение пищеварительной системы у млекопитающих. Зубы сидят в ячейках челюстных костей и подразделяются на резцы, клыки и коренные. их число и форма различны и служат важным систематическим признаком животных.

Например, у насекомоядных большое количество слабо дифференцированных зубов, для грызунов характерен сильное развитие одной только пары резцов, отсутствие клыков и плоская жевательная поверхность коренных зубов. У хищных сильно развиты клыки, служащие для схватывания и умерщвления добычи, а коренные зубы имеют режущие жевательные вершины. У большинства видов млекопитающих зубы меняются один раз в жизни.

Ротовое отверстие окружен мясистыми губами, что свойственно только млекопитающим, в связи с вскармливанием детенышей молоком. В ротовой полости пища, кроме измельчения зубами, подвергается химическому воздействию ферментов слюны, а затем последовательно переходит в пищевод и желудок.

Желудок у млекопитающих хорошо отделен от других отделов пищеварительного тракта и обеспечен пищеварительными железами. У большинства видов млекопитающих желудок разделен на большее или меньшее количество отделов. Наиболее сложный он у жвачных парнокопытных. Кишечник имеет тонкий и толстый отделы.

На границе тонкого и толстого отделов отходит слепая кишка, в которой происходит пищеварение клетчатки. Протоки печени и поджелудочной железы открываются в полость двенадцатиперстной кишки. Скорость переваривания пищи высока. По характеру питания млекопитающие делятся на травоядных, плотоядных и всеядных.

Дышат млекопитающие легкими, которые имеют альвеолярное структуру, благодаря чему дыхательная поверхность превосходит поверхность тела в 50 раз и более. Механизм дыхания обусловлен изменением объема грудной клетки за счет движения ребер и присущего млекопитающих особого мышцы — диафрагмы.

Кровеносная система млекопитающих принципиальных отличий от такой, как у птиц, не имеет. Благодаря высокой интенсивности процессов жизнедеятельности и высокоразвитой системе терморегуляции, в организме млекопитающих, как и у птиц, поддерживается постоянная высокая температура.

Тазовые почки млекопитающих сходны по строению почек птиц.
Головной мозг млекопитающих имеет относительно большие размеры из-за увеличения объема полушарий переднего мозга и мозжечка. Развитие переднего мозга происходит за счет разрастания его крыше — мозгового свода, или коры мозга.

Из органов чувств у млекопитающих лучше развиты органы обоняния и слуха. Обоняние тонкий, что позволяет узнавать врагов, находить пищу и друг друга.

Орган слуха у большинства млекопитающих развит достаточно хорошо: кроме внутреннего и среднего отделов сформировались наружный слуховой проход и ушная раковина, что усиливает восприятие звуков.

В полости среднего уха, кроме стремени, как и у земноводных, пресмыкающихся и птиц, у млекопитающих находится еще две слуховые косточки — молоточек и наковальню. Во внутреннем ухе развит чувствительный аппарат восприятия звука — орган.

Острота зрения и развитость глаз у млекопитающих различные, ицо связано с условиями существования. У животных, живущих на открытых пространствах (антилопы), глаза большие и зрение острее, в подземных видов (крот) глаза редуцированы.

Размножение млекопитающих характеризуется внутренним оплодотворением, мелкими размерами яиц (0,05-0,2 мм), лишенных запасных питательных веществ, живорождением (за исключением некоторых видов), обустройствием большинством видов для деторождения специальных гнезд, а также вскармливанием младенцев молоком.

У большинства видов млекопитающих внутриутробное развитие (беременность) связан с образованием у самок плаценты (или детского места).

Через плаценту устанавливается связь между кровеносными сосудами детского и материнского организмов, позволяет осуществлять газообмен в теле эмбриона, приток питательных веществ и удаление продуктов распада.

Продолжительность внутриутробного развития у разных видов различна: от 11-13 суток (у серого хомячка) до 11 месяцев (у кита). Количество детенышей в выводке также сильно варьируется: от 1 до 12-15.

В небольшой группы млекопитающих плацента не развивается, и они размножаются откладыванием яиц. Но в том или другом случае детенышей выкармливают молоком, содержащим необходимые для развития органические и минеральные вещества.

После завершения молочного вскармливания связь между родителями и потомством еще некоторое время сохраняется. Он необходим для передачи индивидуального опыта родителей потомству.

Пары у большинства млекопитающих образуются на один сезон размножения, реже на несколько лет (волки, обезьяны).

Млекопитающие — высший класс позвоночных животных, венчающий всю систему животного мира. Млекопитающих, живущих в наше время, насчитывается более 4500 видов.

категория: Биология

Источник: https://moykonspekt.ru/biologiya/osobennosti-zhiznedeyatelnosti-mlekopitayushhix/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]