Воздушное питание растений — фотосинтез – биология

Питание растений. Фотосинтез – воздушное питание растений

Воздушное питание растений — фотосинтез - биология

Белгородский региональный институтповышения квалификации и профессиональнойпереподготовки специалистовАнализ и моделирование учебного занятияпо теме:

Питание растений.

Фотосинтез – воздушное питание растений.

Выполнила:

Кашкарова М.А.

учитель биологии

МОУ – СОШ № 16

города Белгорода

Рецензент:

Карпухина М.В.

Белгород2006Календарно-тематическое планирование по курсу биологии в 6 классе разработано в соответствии с содержанием программы основного общего образования по биологии (авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова), определяющей содержание базового уровня знаний, умений и навыков в соответствии с федеральным стандартом школьного биологического образования и концентрической концепцией.Программа курса рассчитана на 34 часа в год, т. е. 1 час в неделю. Курс биологии 6 класса реализуется на учебнике «Биология. Живой организм» Н. И. Сонина. Вспомогательным средством для контроля знаний учащихся является рабочая тетрадь к учебнику.

Тема «Питание растений. Фотосинтез – воздушное питание растений» входит в состав раздела «Жизнедеятельность организма» и является первой в большой теме «Питание и пищеварение».

Данный урок разработан с использованием инновационных компьютерных технологий (сопровождается презентацией, которую можно использовать при работе с одним компьютером через проектор или при работе учащимися на ПК).

Тема «Питание растений. Фотосинтез – воздушное питание

растений»

Цели:

– способствовать расширению знаний учащихся о питании растений через изучение способов питания и раскрытие сути процесса фотосинтеза, его значения для жизни на Земле;- содействовать дальнейшему формированию мыслительных способностей (анализировать, обобщать) и учебных навыков (работа с учебником, таблицами, рисунками биологических объектов);- создавать условия для воспитания бережного отношения к растительному миру через осознание величайшей роли растений на Земле, способствовать формированию осознанного понимания личностной значимости изучения биологии.

Оборудование: таблица «Клеточное строение листа», презентация к уроку.

Учебник: «Биология. Живой организм» Н. И. Сонина, таблицы «клеточное строение листа»

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала

Логика урока: мотивация→ актуализация субъектного опыта→организация восприятия, осмысления и первичного запоминания нового учебного материала как единого целого→первичная проверка правильности понимания нового учебного материала→организация первичного закрепления→анализ итогов→рефлексия

Ход урока:

Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Прежде всего проверим вашу готовность и отметим отсутствующих.

Активизация субъектного опыта.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним с вами какие вещества входят в состав клетки? (органические и неорганические). Перечислите органические вещества клетки (белки, жиры, нуклеиновые кислоты и углеводы).

Приведите пример углеводов (глюкоза, сахароза, клетчатка, крахмал). Чем отличается растительная клетка от животной? (У растительной клетки оболочка более плотная, т. к. состоит из целлюлозы, В растительной клетке есть вакуоли.

В растительной клетке есть пластиды, самые распространенные из которых – хлоропласты, придающие растениям зеленый цвет.) А чем отличается животное от растения? (Прежде всего, тем, что животные очень подвижны.) Да. Животным необходимо активно двигаться, чтобы прокормить себя и добыть себе пищу.

А у растений, как это не странно звучит, есть свои «фабрики» по производству пищи и чтобы ее добыть активно, двигаться необязательно. Я хочу, чтобы в конце урока вы мне ответили, что это за фабрики. А для этого мы должны с вами изучить питание растений и рассмотреть процесс фотосинтеза как воздушный тип питания растений.

Узнаем об истории его открытия и значении для жизни на Земле. Итак, тема нашего урока: «Питание растений. Фотосинтез – воздушное питание растений» (запись на доске).

Изучение нового материала.Итак, что же такое питание? Питание – это процесс полученияорганизмом энергии и веществ. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Источником энергии для большинства организмов на нашей планете является Солнце. И только зеленые растения могут использовать солнечную энергию непосредственно.Растения не имеют специальной пищеварительной системы, как же у них происходит процесс питания? Растения существуют как бы в двух средах: почве и воздухе, поэтому у большинства из них выделяют два вида питания: почвенное и воздушное.Как происходит почвенное питание? Почвенное питание происходит с помощью корня. Через корневые волоски растение поглощает воду и растворенные в ней минеральные вещества, которые по проводящимтканям поступают в другие органы растения, где вместе с углекислым газом участвуют в образовании органических веществ.Все мы хорошо знаем, что и персик, и яблоко сладкие на вкус, а это значит, что в них содержится сахар. Растения, которые не имеют вкусных плодов и сока тоже вырабатывают сахар. Просто у них он очень быстро превращается в несладкий крахмал или белок. Откуда же они берутся? Они вырабатывается листьями растений, черпающих необходимые для этого компоненты из почвы и воздуха. Один из компонентов – углекислый газ – листья самостоятельно поглощают из воздуха через специальные щелевидные клеточные образования – устьица. Другой – влагу – корни добывают из почвы. Этих двух веществ растениям оказывается достаточно для производства сахара. Необходимо отметить, что процесс синтезирования пищи протекает в листьях лишь под действием солнечных лучей, и поэтому получил название фотосинтеза. От греческих слов «фотос» – свет и «синтез» – соединение, (демонстрация двух надписей фото и синтез, соединить их).Разумеется, пищевым «фабрикам» растений, точно так же, как и любым другим, требуются машины. В листьях в качестве машин выступают маленькие зеленые тельца – хлоропласты. А энергию, приводящую «машины» в движение, поставляет солнце. В целом процесс производства пищи протекает следующим образом, (демонстрация рисунка в учебнике стр. 59). Корни растений забирают влагу из почвы. Вода поднимается по ним и далее по стеблям пока не попадает в листья, где, попав в каждую клетку, добирается до хлоропласт. (Записывается «вода +») Одновременно листья поглощают воздух, содержащий углекислый газ (записывается «углекислый газ—–») между этим газом и водой в хлоропластах под действием солнечного света (записывается над стрелкой «свет») протекает химическая реакция и образуется крахмал и сахар, которые разносятся по сосудам по всему организму растения (записывается «углеводы»). Кроме того, листьям приходится избавляться от поглощенных в процессе создания пищи ненужных веществ. Поэтому оставшаяся неиспользованной большая часть воздуха, обогащенного к тому же кислородом, образующимся во время протекания фотосинтеза, выделяется в атмосферу через устьица, (записывается «+ кислород» Получается вода + углекислый газ — углеводы + кислород). Посмотрите – это схема процесса фотосинтеза.А как вы думаете, какова роль фотосинтеза для жизни на Земле и человека в частности? Чтобы вам было легче ответить посмотрите еще раз на вторую часть нашей схемы. (Многие органические вещества, которые запасают растения человек, животные используют в пищу, т.е. растения делают солнечную энергию доступной для всех. И ежегодно в результате фотосинтеза образуется 150 млрд. тонн органического вещества. Кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза необходим всему живому на Земле для дыхания.)Об этом нам более подробно сейчас расскажет __________________. Он получил перед уроком дополнительное задание подготовить сообщение о значении фотосинтеза (сообщение).А как же был раскрыт этот удивительный процесс. Путь к истине, как и в любом великом открытии, был тернист. А началось все еще в 18 в. когда английский химик Джозеф Пристли проделывал следующие опыты: помещал под стеклянный колпак мышь, которая через некоторое время погибала, даже если у неё было достаточно еды или горящую свечу, которая гасла. Ученый понимал, что при дыхании или горении воздух становится непригодным для жизни. Но почему в таком случае жизнь на Земле не прекращается? Сколько топлива сжигается в мире ежедневно, а сколько «испорченного» воздуха выдыхается животными и человеком?! Значит, воздух обновляется. Кто же его очищает? Чего только не проделывал химик с порцией непригодного воздуха из-под колпака. То встряхивал с водой, думая, что моря и океаны обновляют воздух, то нагревал, то сжимал, изменяя давление. Но ничего не помогало: свеча гасла, а мышь задыхалась. И вот однажды под колпаком оказалась веточка мяты. Зачем? Трудно сказать, просто ученый, не ожидая ничего интересного, положил то, что было под рукой. На удивление свеча не погасла, а мышонок тоже резво бегал. Повторные опыты подтвердили, что в природе действительно существует удивительный обновитель воздуха – зеленые растения. Затем было доказано, что происходить это может только на свету. С появлением современных лабораторных приборов процесс фотосинтеза подробно изучен, и многие наши ученые занимались этим вопросом, например, Ломоносов, Тимирязев, но началось все с веточки мяты…

Проверка первичного понимания.

Итак, давайте с вами повторим какие типы питания растений выделяют? (почвенное и воздушное). Воздушное питание растений осуществляется путем … (фотосинтеза). Найдите, пожалуйста, в учебнике на стр.

58 определение питания и фотосинтеза (растения, путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называется фотосинтезом.

)

Первичное закрепление.

Теперь давайте откроем рабочие тетради к учебнику на стр. 22 и выполним задание 47, а именно еще раз дадим определение фотосинтеза. Даю вам одну минуту. Теперь обменялись тетрадями и проверили друг у друга.А как вы можете объяснить слова великого русского ученого К.А.

Тимирязева: «Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь об него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… в той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей.

Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу», (луч солнечного света, попав на лист пшеницы, привел к фотосинтезу, в результате которого образовалось органическое вещество. Его человек употребил в пищу, съев хлеб из пшеничной муки.

Так человек получил энергию солнца в измененном виде. Эта энергия позволяет ему двигаться, думать). Ну что же, думаю, вы уже можете ответить на вопрос, который я задала в самом начале: что же это за «фабрики» по производству пищи есть у растений? Правильно, это зеленый лист.

В нем при помощи хлоропластов в процессе фотосинтеза образуются необходимые органические вещества и выделяется кислород, который так нужен всему живому для дыхания.

Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Уч.: стр. 58, тетр.: стр. 22 №48. Подготовить кроссворд по теме «Питание растений»

Подведение итогов.

Наш урок подходит к концу. Вы хорошо и активно работали сегодня и получили следующие оценки:

Рефлексия.

Читайте также:  Класс сцифоидные и класс коралловые полипы. происхождение кишечнополостных - биология

Не забудьте теперь и вы поставить свою оценку нашему уроку. До свидания.

Самоанализ урока

биологии в 6 классе«Питание растений. Фотосинтез – воздушное питание растений»

  1. Тема «Питание растений. Фотосинтез – воздушное питание растений» входит в состав раздела «Жизнедеятельность организма» и является первой в большой теме «Питание и пищеварение».
  2. Т.к.

    урок рассчитан на учащихся класса компенсирующего обучения, то материал был подан с максимальной наглядностью.

  3. Цели урока:

– способствовать расширению знаний учащихся о питании растений через изучение способов питания и раскрытие сути процесса фотосинтеза, его значения для жизни на Земле;- содействовать дальнейшему формированию мыслительных способностей (анализировать, обобщать) и учебных навыков (работа с учебником, таблицами, рисунками биологических объектов);- создавать условия для воспитания бережного отношения к растительному миру через осознание величайшей роли растений на Земле, способствовать формированию осознанного понимания личностной значимости изучения биологии.

  1. Структура и логика урока полностью соответствует типу урока (а именно, изучение нового материала)
  2. Формы и методы обучения, содержание каждого этапа выбраны в соответствии с поставленными целями.
  3. Данный урок разработан с использованием инновационных компьютерных технологий (сопровождается презентацией, которую можно использовать при работе с одним компьютером через проектор или при работе учащимися на ПК). Общее время работы за компьютером не превышает 20 минут. Сменяется работой с учебником и тетрадью. Временные рамки каждого этапа соответствуют психологическим особенностям учащихся. На уроке, по мере необходимости, применяются физкультминутки.
  4. Цели, поставленные в начале урока, достигнуты полностью.

Список литературы, использованной при подготовке к уроку:

  1. Кедров, Б.М. О великих переворотах в науке / Б.М. Кедров. – М.: Педагогика, 1986.
  2. Овчинников, Н.И. Зеленый щит нашей планеты: кн. Для внеклассного чтения / Н.И. Овчинников, Н.М. Шиханова. – М. : Просвещение, 1979.
  3. Трайтак, Д.И. Книга для чтения по биологии: Растения: для учащихся 6 – 7 кл. / Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение, 1996.

Источник: http://kurs.znate.ru/docs/index-184783.html

Воздушное питание растений

Все сельскохозяйственные культуры питаются через корни и листья, так как они обитают одновременно в двух средах: корни – в почве, а стебли – в воздухе. Поэтому условно различают два типа питания – воздушное питание и почвенное (корневое).

Под воздушным питанием понимают поступление в листья и ассимиляцию (усвоение) ими углекислого газа из атмосферы, а также усвоение некоторых солей.

Под почвенным питанием подразумевают усвоение корнями растений из почвы воды и различных ионов минеральных солей, а также некоторых органических веществ.

Оба типа питания взаимосвязаны и не могут существовать раздельно, так как корни питают листья и стебли, которые, в свою очередь, питают корни. В листьях и корнях протекают многочисленные процессы, продуктами которых непрерывно обмениваются надземные и подземные органы растений.

При воздушном питании растения в первую очередь обогащаются углеродом, кислородом и водородом. В среднем растения содержат 45% углерода, 42% кислорода и 6,5% водорода. Эти три элемента – материальная основа сложнейшего биологического процесса – фотосинтеза.

Фотосинтез – единственный природный процесс связывания солнечной энергии.

Благодаря ему из простых веществ – углекислого газа, воды и небольшого количества минеральных солей, не содержащих энергии и не способных при обычных условиях совершать химическую работу, создаются сложнейшие органические соединения, обладающие высокий потенциальной энергией. Они используются гетеротрофными организмами во всей сложной их жизнедеятельности. В процессе фотосинтеза создается до 90% сухого вещества растений.

В химическом отношении фотосинтез – это процесс взаимодействия углекислого газа и воды при участии хлорофилла. Поглощенная хлорофиллом световая энергия участвует в реакции, при которой водород воды восстанавливает углекислый газ.

Процесс фотосинтеза состоит из реакций двух типов – фотолиза воды (разложение ее под действием света) и восстановления углекислого газа. Свет необходим лишь для первой реакции, а реакции восстановления СО2 – «темновые», т.е.

идут без доступа света.

Наряду с углеводами в процессе фотосинтеза образуются и другие соединения, в том числе аминокислоты. Результат первичной фотохимической реакции фотосинтеза – фосфорилирование аденозиндифосфорной кислоты с образованием аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ).

Эта кислота – основное соединение, в котором запасается и переносится энергия, необходимая для осуществления синтетических процессов в обмене веществ, а также для выполнения работы живыми организмами.

Энергия, высвобождаемая АТФ, может переносится почти без потерь на другие соединения или использоваться для синтеза белков нуклеиновых кислот, углеводов, жиров, витаминов и многих других соединений.

В процессе фотосинтеза растения одновременно выделяют в атмосферу свободный кислород, незначительная часть которого используется на дыхание растений. В результате дыхательных процессов в растительном организме возникает энергия, необходимая для поддержания  жизненных процессов. Часть энергии запасается и используется для последующих превращений веществ в «темновой» фазе фотосинтеза.

Углерод, кислород и водород – основные элементы при фотосинтезе углеводов и другие более сложных органических продуктов для всех последующих биохимических и синтетических процессов.

С участием кислорода и водорода осуществляются важнейшие окислительно-восстановительные энергетические процессы.

Наряду с образованием органических веществ в растениях происходят процессы их распада, связанные с дыханием.

Дыхание растений – это совокупность реакций, приводящих к распаду органических веществ до более простых соединений. Эти реакции непосредственно связаны с процессом обмена веществ, происходящего в клетке. Дыхание осуществляется благодаря сахарам, а также белкам, органическим и жирным кислотам.

Источник: http://agroelement.com/air-power-plants/

Воздушное питание растений — фотосинтез

Корневое питание дает растению только минеральные соли и воду. Органические вещества и заключенную в них энергию растение получа­ет в процессе фотосинтеза (от греч. фотос — «свет» и синтезис — «соединение»). Фотосинтез протекает в хлоропластах.

В ходе этого процесса за счет энергии солнечного света растение с помощью зелено­го хлорофилла листьев образует необходимые ему органические вещест­ва из неорганических — углекислого газа и воды.

Так как основным по­ставщиком углекислого газа для фотосинтеза является воздух, то этот способ получения растением органических веществ называют воздуш­ным питанием.

Зеленый лист — специализированный орган воздушного питания.

Благодаря плоской форме листовой пластинки лист имеет большую поверхность соприкосновения с воздушной средой и солнечным светом. Присутствие же в мякоти листа мелких, но многочисленных хлоропластов с зеленым пигментом — хлорофиллом создает огромную фотосинтезирующую поверхность, превращая, таким образом, лист в могучую фаб­рику образования органических веществ.

Доказать, что зеленое растение только на свету образует органические вещества, можно простым опытом. Зеленое растение, например герань, помещают в темный шкаф. Через 2— 3 дня у этого растения черной бумагой или фольгой затемняют часть од­ного листа и ставят растение на свет. Через 8-10 часов срезают этот лист, снимают с него затемняющие пластинки бумаги.

Оказывается, внешне лист никак не изменился. Но после его обесцвечивания (кипячением в спирте разрушается хлорофилл) и последующей обработки раствором йода можно увидеть, что незатемненная часть листа, содержавшая крах­мал, посинела, а бывшая затемненной часть листа приобрела желтый цвет йода.

Это свидетельствует о том, что здесь крахмал не образовался, так как клетки листа не получали световой энергии.

Фотосинтез – это процесс образования органических веществ и кислорода в хлоропластах зеленых растений на свету из углекислого газа, воды и минеральных веществ.

Фотосинтез — процесс, в котором зеленое растение из неорганичес­ких веществ (углекислого газа и воды) с использованием энергии сол­нечного света образует органические вещества — углеводы (преиму­щественно сахара), а также кислород.

Фотосинтез всегда поддерживается корне­вым питанием — поглощением из почвы воды и минеральных солей. Без воды фотосинтез не происходит.

Весь сложный поэтапный процесс фото­синтеза идет в хлоропластах бесперебойно, по­ка зеленые листья получают солнечную энер­гию. Образовавшиеся в хлоропластах продук­ты фотосинтеза поступают в цитоплазму, где с помощью ферментов превращаются в сахара.

Полученные органические вещества (преимущественно сахара) по ситовид­ным трубкам луба оттекают из листьев ко всем частям растения: к почкам, ге­неративным органам. Но большая их часть передвигается по стеблю вниз к корням, где принимает участие вмес­те с минеральными солями в образова­нии белков и жиров, которые отклады­ваются про запас.

Ø С4 Скорость фотосинтеза зависит от лимитирующих (ограничивающих) факторов среди которых выделя-ют свет, концентрацию углекислого газа, температуру.

Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза? 1) свет – необходимое условие для световых реакций фотосинтеза, при его недостатке интенсивность фотосинтеза снижается:2) углекислый газ необходим для синтеза глюкозы, при его недостатке снижается синтез; 3) все реакции фотосинтеза осуществляются при участии ферментов активность которых зависит от температуры

Ø С1. В листьях растений интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в зрелых и незрелых плодах? Ответ поясните . 1) фотосинтез происходит в незрелых плодах (пока они зеленые), так как в них имеются хлоропласты; 2) по мере созревания хлоропласты превращаются в хромопласты, в которых фотосинтез не происходит.

Источник: https://studlib.info/biologiya/2197964-vozdushnoe-pitanie-rasteniy—fotosintez/

Воздушное питание растений и фотосинтез

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гейтенко Людмила Владимировна

ОУ СОШ №11 г.Октябрьск

Самарской области,

учитель биологии

Урок в 6 классе

ВОЗДУШНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ И ФОТОСИНТЕЗ

Тип урока: проблемный урок с использованием компьютерных технологий обучения, решение проблем при помощи проведения опытов и групповой формы работы.

Цели урока: познакомить учащихся с процессами, происходящими в зеленом листе растения, дать представление о фотосинтезе и дыхании; показать значение зеленых растений в жизни планеты.

Оборудование: комнатные растения, выдержанные предварительно в темноте и на свету, гербарии различных растений, схема процесса фотосинтеза (мультимедийный курс биологии, версия 2.6), спиртовка, йод, лабораторная посуда.

Ключевые слова и понятия: воздушное питание растений, фотосинтез, фотосинтезирующая ткань, дыхание, органические вещества, энергия солнечного света, энергия химических связей.

Ход урока

Пора чудес прошла, и нам подыскивать придется

Причины всем, что совершается на свете.

У. Шекспир

  1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения).

  2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята! Мы продолжаем изучать основные процессы жизнедеятельности растений. Перед вами текст, который Незнайка написал Звездочке, но как всегда сделал много ошибок. Давайте найдем эти ошибки. (Работа в группах).

Я люблю собирать разные листья. Листья клена имеют много листовых пластинок, а вот у рябины и клевера листовая пластинка одна. Кожица листа темная и не пропускает свет, поэтому листья всегда зеленые.

А еще в кожице есть отверстия – чечевички, они помогают насекомым питаться сладким нектаром листьев. Интересно и расположение жилок на листьях, известно до 10 видов жилкования.

У березы – дуговое, у ландыша – параллельное, у смородины – сетчатое.

Обсуждение ответов.

Учитель: сегодня мы познакомимся с основной функцией зеленого листа, процессом фотосинтеза.

Само слово фотосинтез произошло от греческого «фотос» – свет и «синтез» – соединение, то есть этот процесс происходит на свету.

Постановка проблемы:

Читайте также:  Регуляция дыхания. первая помощь при остановке дыхания - биология

Посажено одно зерно пшеницы, а созрело несколько десятков зерен. За счет чего произошло увеличение количества зерна? В почву попало семя березы, вес которого несколько мг, а выросло дерево высотой 25 м. За счет чего происходит рост растения?

(Краткое сообщение учащегося)

Многие ученые пытались разгадать эту загадку живой природы. В начале XVI в. голландский натуралист Ян ван Гельмонт тоже заинтересовался этим вопросом и решил поставить опыт. В горшок он поместил 80 кг земли и посадил ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на нее не попала пыль.

Поливал ветку только дождевой водой, которая не содержала никаких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Ее масса за 5 лет увеличилась на 65 кг.

Масса же земли в горшке уменьшилась всего лишь на 50 г! Откуда же растение взяло 64 кг 950 г органического вещества?

(Учащиеся высказывают предположения )

Учитель: Итак, основная познавательная задача урока – подсмотреть чудесный процесс, совершающийся в зеленом листе на свету,- образование органических веществ из неорганических, в частности процесс образования крахмала. Вот у меня на столе два растения (пеларгония). Одно растение 4 суток стояло в темноте, а другое на свету.

Как проверить, есть ли в листьях того и другого растения крахмал?

Это первый вопрос, с поисков ответа на который начинается познавательная деятельность учащихся под руководством учителя. Учащиеся высказывают различные предположения и доходят до правильного решения: подействовать йодом, т.к. при помощи йода они обнаруживали крахмал в пшеничной муке.

Далее идет работа в группах. Учащимся дается возможность подействовать на зеленый лист йодом, но это не приводит к ожидаемому результату.

Как же быть? Что делать дальше?

Учитель: Я дам вам подсказку, все дело в том, что обнаружить крахмал вам мешает хлорофилл, значит его надо удалить.

(Учащиеся не знают как это сделать, поэтому учитель сам демонстрирует опыт обесцвечивания листа спиртом)

Учитель: Как теперь обнаружить крахмал в обесцвеченном листе?

(Учащиеся продолжают работу)

Готовые листья растений обрабатываются водным раствором йода, через несколько минут лист растения, стоявший на свету, становится синим, а лист растения, стоявший в темноте, не меняет окраски.

Остается осмыслить наблюдаемое явление, объяснить, почему посинел от йода один лист и не посинел другой. Ребята без труда делают вывод: в листе растения, стоявшем на свету, есть крахмал, а в листе растения, стоявшем в темноте, крахмала нет.

Учитель: Можно ли сказать, что лист- это орган воздушного питания растений? (Учащиеся отвечают)

Важную роль в понимании процесса фотосинтеза сыграло открытие, совершенное английским химиком Д. Пристли в 1771г. сделано оно было случайно. Как известно, стоит зажечь под стеклянным герметичным колпаком свечу или посадить туда мышь, как воздух становится непригодным ни для дыхания, ни для горения.

Сегодня мы бы сказали, что под колпаком нет кислорода, зато много углекислого газа. Пристли искал способ очищения «испорченного» воздуха и поместил под колпак цветок в горшке. Он полагал, что растение тоже погибнет. Но, вопреки ожиданию, растение чувствовало себя вполне хорошо. Пристли вновь посадил под колпак мышь.

У мыши тоже не наблюдалось признаков удушья.

Десять лет спустя ученые поняли, что растения не просто превращают углекислый газ в кислород, углекислый газ просто необходим растениям для жизни, он служит для них настоящей пищей.

Воздушное питание растений называется фотосинтезом.

Растения настоящие фабрики органических веществ, работающих на солнечной энергии.

Как это ни удивительно, но растительное происхождение имеют и органические вещества, из которых состоят организмы животных, в том числе и наши с вами. К.А.

Тимирязев писал по этому поводу: «Человек вправе наравне с самим китайским императором величать себя сыном солнца». Итак, растения доносят до всех живых существ планеты энергию солнечных лучей.

Если перевести с языка химических формул, то уравнение фотосинтеза будет выглядеть так:

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ САХАР (КРАХМАЛ)

+ = +

ВОДА КИСЛОРОД

Задание: используя компьютерный курс «Открытая биология», объяснить схему процесса фотосинтеза и ответить на вопросы:

– Что такое фотосинтез?

– Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?

– Какой газ растение поглощает, а какой выделяет в процессе фотосинтеза?

– В чем заключается космическая роль зеленых растений?

– В чем состоит приспособленность формы листовой пластинки к эффективному осуществлению процесса фотосинтеза?

– Способны ли растения, не имеющие хлорофилл, к фотосинтезу? Почему?

Вывод: Фотосинтез – процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа.

В этом процессе зеленые растения улавливают энергию солнечного света и преобразуют ее в энергию химических связей, доступную всем организмам.

Выделенный в процессе фотосинтеза кислород используется всеми живыми существами для дыхания. Продуктивность фотосинтеза зависит от факторов внешней среды.

  1. Итог урока

  2. Домашнее задание: § 28.

Творческое задание. Напишите, каковы функции комнатных растений. Составьте список рекомендаций: какие комнатные растения, в каких кабинетах и на каких местах следует разместить.

Литература

  1. Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2003.

  2. Вилли К., Детье В. Биология. – М.: Мир, 1995.

  3. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 2000.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/95819.html

Фотосинтез

Воду и минеральные вещества растения получают с помощью корней. Листья обеспечивают органическое питание растений. В отличие от корней они находятся не в почве, а в воздушной среде, поэтому осуществляют не почвенное, а воздушное питание.

Из истории изучения воздушного питания растений

Знания о питании растений накапливались постепенно. Около 350 лет назад голландский ученый Ян Гельмонт впервые поставил опыт по изучению питания растений. В глиняном горшке с почвой он выращивал иву, добавляя туда только воду. Опадавшие листья ученый тщательно взвешивал.

Через пять лет масса ивы вместе с опавшими листьями увеличилась на 74,5 кг, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г. На основании этого Гельмонт пришел к выводу, что все вещества в растении образуются не из почвы, а из воды.

 Мнение о том, что растение увеличивается в размерах только за счет воды, сохранялось до конца XVIII века.

В 1771 г. английский химик Джозеф Пристли изучал углекислый газ, или, как он его называл, «испорченный воздух» и сделал замечательное открытие. Если зажечь свечу и накрыть оо стеклянным колпаком, то, немного погорев, она погаснет.

 Мышь под таким колпаком начинает задыхаться. Однако если под колпак вместе с мышью поместить ветку мяты, то мышь не задыхается и продолжает жить.

Значит, растения «исправляют» воздух, испорченный дыханием животных, то есть превращают углекислый газ в кислород.

В 1862 г. немецкий ботаник Юлиус Сакс с помощью опытов доказал, что зеленые растения не только выделяют кислород, но и создают органические вещества, служащие пищей всем другим организмам.

Главное отличие зеленых растений от других живых организмов — наличие в их клетках хлоропластов, содержащих хлорофилл. Хлорофилл обладает свойством улавливать солнечные лучи, энергия которых необходима для создания органических вещсств.

Процесс образования органического вещества из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии называется фотосинтезом (греч. рЬо1оз свет).

В процессе фотосинтеза образуются не только органические вещества — сахара, но и выделяется кислород.

Схематически процесс фотосинтеза можно изобразить так:

Вода поглощается корнями и по проводящей системе корней и стебля передвигается к листьям. Углекислый газ — составная часть воздуха. Он поступает в листья через открытые устьица. Поглощению углекислого газа способствует строение листа: плоская поверхность листовых пластинок, увеличивающая площадь соприкосновения с воздухом, и наличие большого числа устьиц в кожице.

Образующиеся в результате фотосинтеза сахара превращаются в крахмал. Крахмал это органическое вещество, которое не растворяется в воде. Кго легко обнаружить с помощью раствора йода.

Доказательства образования крахмала в листьях на свету

Докажем, что в зеленых листьях растений из углекислого газа и воды образуется крахмал. Для этого рассмотрим опыт, который в свое время был поставлен Юлиусом Саксом.

Комнатное растение (герань или примулу) выдерживают двое суток в темноте, чтобы весь крахмал израсходовался на процессы жизнедеятельности. Затем несколько листьев закрывают с двух сторон черной бумагой так, чтобы была прикрыта только их часть. Днем растение выставляют на свет, а ночью его дополнительно освещают с помощью настольной лампы.

Через сутки исследуемые листья срезают. Чтобы выяснить, в какой части листа образовался крахмал, листья кипятят в воле (чтобы набухли крахмальные зерна), а затем выдерживают в горячем спирте (хлорофилл при этом растворяется, и лист обесцвечивается).

 Затем листья промывают в воде и действуют на них слабым раствором йода. Тс участки листьев, которые были на свету, приобретают от действия йода синюю окраску. Это означает, что крахмал образовался в клетках освещенной части листа.

Следовательно, фотосинтез происходит только на свету.

Доказательства необходимости углекислого газа для фотосинтеза

Чтобы доказать, что для образования крахмала в листьях необходим углекислый газ, комнатное растение также предварительно выдерживают в темноте. Затем один из листьев помещают в колбу с небольшим количеством известковой воды. Колбу закрывают ватным тампоном. Растение выставляют на свет.

Углекислый газ поглощается известковой водой, поэтому его в колбе не будет. Лист срезается, и так же, как в предыдущем опыте, исследуется на наличие крахмала. Он выдерживается в горячей воде и спирте, обрабатывается раствором йода. Однако в этом случае результат опыта будет иным: лист не окрашивается в синий цвет, т.к. крахмал в нем не содержится.

Следовательно, для образования крахмала, кроме света и воды, необходим углекислый газ.

Таким образом, мы ответили на вопрос, какую пищу получает растение из воздуха. Опыт показал, что это углекислый газ. Он необходим для образования органического вещества.

Организмы, самостоятельно создающие органические вещества для построения своего тела, называются автотрофамн (греч. autos — сам, trofe — пища).

Доказательства образования кислорода в процессе фотосинтеза

Чтобы доказать, что при фотосинтезе растения во внешнюю среду выделяют кислород, рассмотрим опыт с водным растением элодеей. Побеги элодеи опускают в сосуд с водой и сверху накрывают воронкой. На конец воронки надевают пробирку с водой. Растение выставляют на свет на двое-трое суток.

На свету элодея выделяет пузырьки газа. Они скапливаются в верхней части пробирки, вытесняя воду. Для того чтобы выяснить, какой это газ, пробирку аккуратно снимают и вносят в нее тлеющую лучинку. Лучинка ярко вспыхивает. Это значит, что в колбе накопился газ, поддерживающий горение кислород.

Космическая роль растений

Растения, содержащие хлорофилл, способны усваивать солнечную энергию. Поэтому К.А. Тимирязев назвал их роль на Земле космической. Часть энергии Солнца, запасенная в органическом веществе, может долго сохраняться.

Читайте также:  Жизнь на земле - биология

Каменный уголь, торф, нефть образованы веществами, которые в далекие геологические времена были созданы зелеными растениями и вобрали в себя энергию Солнца.

Сжигая природные горючие материалы, человек освобождает энергию, запасенную миллионы лет назад зелеными растениями.

Источник: http://ebiology.ru/fotosintez/

Воздушное питание. Фотосинтез

6 класс

Тема: Воздушное питание. Фотосинтез.

Цель урока: 1. познакомить учащихся со способами питания цветковых растений; 2.познакомить учащихся с особенностями процесса фотосинтеза у растений; 3. формировать умение работать с разными источниками информации, в том числе с кинофрагментами. Оборудование: АРМ учителя, видеофильм «Воздушное питание. Фотосинтез.»

Ход урока.

I.Организационный момент. 1.Приветствие учащихся; 2. Оценить санитарное состояние кабинета; 3. Сообщить цели и задачи урока. II.Актуализация опорных знаний.

Провести тест по пройденной теме :

На какие группы делятся вещества, входящие в состав растений? (Вещества входящие в состав растений, делятся на минеральные и органические)

-Во всех ли частях растения содержится одинаковое количество веществ? (Соотношение веществ в различных частях растения, а также в различных растениях различно).

– Какое свойство почв называют плодородием? (Плодородие – способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и водой).

– Перечислите органические и неорганические вещества, входящие в состав растений? ( Органические вещества – белки, жиры, углеводы, витамины. Неорганические вещества-вода, соли).

– Какие виды удобрений вы знаете? ( Торф, компост, навоз – органические удобрения. Калийные, азотные, фосфатные, микроудобрения – минеральные).

– Почему удобрения нужно вносить в почву строго по норме? (Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека).

III.Изучение нового материала.

Эпиграф

Мы требуем, чтобы по праву

И кусты, и деревья, и травы –

Бесценный дар кислородный –

Берёг и ценил человек.

Природа любит загадывать загадки. Вот обычный зелёный лист растения.

Что в нем интересного? Четыреста лет ученые изучают процессы в нем происходящие, и до сих пор не всё окончательно ясно. Что такое корень, каково его значение, понятно ещё со времен Аристотеля. А какова роль листа?

Сегодня на уроке мы с вами станем исследователями и  представим себя в лаборатории растения, где мы будем экспериментировать.

А исследовать сегодня мы будем листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле. На сегодняшнем уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. И выяснить, что такое «фотосинтез».

Тема сегодняшнего урока: «Фотосинтез».

У растений существует два способа питания почвенное и воздушное. Почвенное осуществляется с помощью корня, а воздушное с помощью зеленых листьев. Воздушное питание это и есть фотосинтез.

На этом уроке я предлагаю совершить виртуальную экскурсию на фабрику «Зелёных растений». Но перед тем как посетить очередную лабораторию мы познакомимся с дирекцией этой фабрики. Это её первооткрыватели.

Первый директором фабрики это – Я. Гельмонт.

Ян Баптист ван Гельмонт – голландский учёный, который впервые проводил исследование как питаются растения.

Отправляемся к нему в лабораторию. В глиняной кадке с почвой он выращивал иву, поливая её только дождевой водой. Опавшие листья собирал и взвешивал. Через 5 лет масса ивы вместе с опавшими листьями увеличилась на 77 кг, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.

 Как вы думаете, за счёт чего выросло дерево?

Гельмонт не смог в своё время ответить правильно на этот вопрос, он считал, что растение питается водой.

В следующующей лабораторию Джозефа Пристли.

Джозеф Пристли – английский ученый, родился в семье ткача. Он был хорошо образован для своего времени человеком, изучил 9 языков. Открыл явление фотосинтеза. Учёный взял два стеклянных колпака, поместил под каждой по мыши. Со второй мышью он поместил растение с мятой. Что произошло через 5 часов? И почему?

К какому выводу пришёл учёный?

Пристли  так сказал, что растения «исправляют» воздух, т.е. поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

Д.Пристли – открыл фотосинтез.

Руководитель следующей лабораторией Ю.Сакс – немецкий ботаник, он доказал, что зелёные растения не только выделяют кислород, но и создают органические вещества (крахмал), служащие пищей другим организмам.

Что же нас ждет в экспериментальном отделе?

Давайте попытаемся ответить на вопрос:

Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества? Если поставить комнатное растение в тёмный шкаф на 3 дня, чтобы произошёл отток питательных веществ из листьев. На полоске чёрной бумаги вырезать фигурку- флажок. Через 3 суток вынуть  растение из шкафа и приколоть полоску  иголочками к листу.

Затем растение поместить на свет на 10 часов, но при этом дополнительно включить светильник. Через 10 часов снять чёрную полоску, лист срезать и поместил на 1 минуту в кипящую воду, а затем в горячий спирт на 1 минуту, в котором хорошо растворился хлорофилл. Когда спирт окрасится в зелёный цвет, а лист обесцветился, его промыть водой и положить в чашку со слабым раствором йода.

На листе станет проявляться фигурка флажка, окрашенная в синий цвет.

 Почему флажок окрасился в синий цвет?

Крахмал окрашивается йодом в синий цвет.

Какой сделаем вывод по опыту Сакса?

Крахмал образовался в листьях на свету, а в темноте крахмал не образуется.

Сформулируем с вами определение фотосинтеза.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света. (от греч. «фото» – свет, «синтез» – образование).

Физкультурная минутка

Разомнёмся мы сейчас 
Руки резко разгибаем 
И обратно их сгибаем. 
Раз-два, раз-два, раз-два, раз, 
Разомнёмся мы сейчас. (Руки перед грудью, рывки руками.) 
Приседаем, раз-два-три, 
Не бездельничай, смотри.

 
Продолжаем приседать, 
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.) 
Шаг на месте. Ходим строем, 
Чтоб дыханье успокоить. (Ходьба на месте.) 
Хоть приятно разминаться, 
Вновь пора нам заниматься. (Дети садятся за парты.

Заключительная лаборатория нашей экскурсии занимается выяснением космической роли растений. А заведует этой лабораторией К.А.Тимирязев.

О роли фотосинтеза, более ста лет назад писал К. А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно.

Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение.

Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли.

IY.Закрепление знаний и умений. Давайте посмотрим как вы усвоили новый материал, решим небольшой тест.

Тест по теме «Фотосинтез»

А. в устьицах Б. в межклетниках В. В хлоропластах

  1. В процессе фотосинтеза происходит

А. поглощение кислорода и выделение углекислого газа

Б. поглощение углекислого газа и образование кислорода

  1. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …..

А. выделения его во внешнюю среду

Б. снабжения им всех частей растения

  1. Первым открыл процесс фотосинтеза

А. Пристли Б. Гельмонт В. Тимирязев

  1. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является

А. запасным питательным веществом

Б. побочным продуктом обмена

Y.Подведение итогов.

Фотосинтез идет на свету круглый год.И он людям дает пищу и кислород.Очень важный процесс – фотосинтез, друзья,Без него на Земле обойтись нам нельзя.Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -Фотосинтез всему этому голова.Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

Y.Домашнее задание: §26, вопросы на стр. устно.

Источник: https://intolimp.org/publication/vozdushnoie-pitaniie-fotosintiez.html

Фотосинтез, или воздушное питание растений

Растения — одни из самых замечательных существ на Земле. Лишь они, а также цианобактерии и хемосинтезирующие бактерии способны синтезировать органические вещества из неорганических, основу жизни для всех остальных живых существ.

Однако, цианобактерии уже сыграли свою роль на заре эволюции, а хемосинтезирующие бактерии живут себе тихонько где-то на дне океана, у черных курильщиков.

И только растения трудятся каждый световой день, преобразуя энергию солнечного света в органику — субстрат, с помощью которого животные и человек получают строительный материал для клеток и энергию для жизни. Процесс этот называется фотосинтезом, или воздушным питанием растений.

Происходит он в хлоропластах — пластидах, которые присутствуют в зеленых частях растения — листьях, стеблях, иногда в цветах. Пожалуй, только в корнях нет хлоропластов.

Как происходит процесс фотосинтеза

В хлоропластах содержится зеленый пигмент — хлорофилл. Он активируется фотонами солнечного света, и разлагает молекулу воды. В результате данной реакции (фотолиза) выделяется водород и кислород, который частично уходит в атмосферу.

В это же время внутри хлоропласта образуются два активных вещества — АТФ, высокоэнергетическая молекула аденозинтрифосфорной кислоты, и НАДФ — переносчик атома водорода.

Эта фаза называется световой, так как требует обязательного присутствия света.

В следующую фазу — темновую, происходит химическая реакция восстановления , в результате которой из углекислого газа образуется глюкоза, процесс этот идет при участии АТФ и НАДФ.

Таким образом, процесс фотосинтеза — это образование органических веществ (глюкозы) из воды и углекислого газа, происходящий на свету в хлоропластах. При этом выделяется кислород.

Из глюкозы в дальнейшем синтезируются другие, более сложные органические вещества, которые поступают в цитоплазму и транспортируются во все части растения, используясь для строительства новых клеток и целлюлозных клеточных оболочек, участвуя в работе различных органелл, синтезе белков и жиров, откладываются про запас  и являются топливом для получения энергии в клетке.

Благодаря тому, что растения могут сами создавать себе пищу — органические вещества,они являются автотрофами, то есть самопитающимися (аутос — сам, трофе — питание в переводе с греческого), тогда как другие организмы — животные, в том числе и человек, грибы и большинство бактерий не способны на это, и являются гетеротрофами (гетерос-другой, трофе — питание). Они питаются органическими веществами, синтезированными растениями, и, следовательно, зависят от них.

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку “Мне нравится” или “G+1”. Нам важно знать ваше мнение!

Источник: http://kid-mama.ru/biologiya-6-klass-rasteniya-bakterii-griby-lishajniki/fotosintez-ili-vozdushnoe-pitanie-rastenij/

Ссылка на основную публикацию