Лабораторный практикум по теме «Дыхание»
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ДЫХАНИЕ»
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний по теме «Дыхание»
Задачи:
организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по регуляции дыхания и дыхательным движениям, жизненной емкости лёгких и влиянию физических упражнений на работу органов дыхания
Развивать умения учащихся проводить эксперимент и анализировать его результаты, наблюдать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи
Способствовать развитию познавательного интереса к своему организму, к основам здорового образа жизни
Результаты изучения темы:
1.
Предметные – применяют знания о строении и функциях органов дыхания в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в организме человека; наблюдают, фиксируют явления, связанные с дыханием, закрепляют характерные особенности регуляции дыхания, дыхательных движений
2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей человеческого организма.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из результатов экспериментов об особенностях дыхательных движений и регуляции дыхания и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе, умения работать в группе
Оборудование:
Рабочая тетрадь
Секундомер
Модель Дондерса
Ведро с водой
Трёхлитровая банка с крышкой
Ход урока
После изучения темы “Кровь» мы проводили лабораторный практикум. Сейчас я прошу высказать своё мнение об уроке, о том, что он вам дал.
Случайно ли мы вспомнили о прошлом практикуме? Может быть возникли какие-то вопросы перед началом этого урока?
И не прервутся жизни нити,
В дыханье истину найдём.
Дышите, глубже все дышите!
Пока мы дышим , мы живём!!!!
Вот эти строки чётко подчёркивают значение дыхание для организма. Жизненные функции нашего организма требуют энергии, а она образуется в процессе клеточного дыхания. Чтоб образовалась энергия, требуется кислород.
А образующийся при окислении органических веществ углекислый газ удаляется из организма. Поступление и удаление газов осуществляют наши органы дыхания. Их работа зависит от потребностей организма и от условий, в которых он находится.
Задача практикума – доказать это экспериментальным путём. Результаты эксперимента заносим в таблицу
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Выводы |
Влияние нагрузки на дыхательные движения
Положите руку на грудь и сосчитайте число дыхательных движений в минуту в положении сидя и после 20 приседаний. Сравните полученные данные и сделайте выводы
Задержка дыхания на глубоком вдохе и выдохе
Сделайте глубокий вдох, включив секундомер, задержите дыхание на максимально возможное время. Отметьте время задержки дыхания и через сколько секунд произойдёт непроизвольное восстановление дыхания.
Через некоторое время ( 1 минуту) проделайте то же самое при глубоком выдохе. Сравните полученные результаты и сделайте выводы.
Задержка дыхания до и после дозированной нагрузки
Трёхфазная проба профессора Л.Г.Серкина
Фаза 1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя
Фаза 2. Проделайте 20 приседаний за 30 секунд и вновь определите время задержки дыхания на вдохе
Фаза 3. Отдохните ровно 1 минуту и повторите первую фазу
Оцените полученные результаты по таблице
Состояние здоровья | Фаза 1 | Фаза 2 | Фаза 3 |
Здоров. Тренирован | 50-70 сек | Более 50% 1фазы | Более 100% 1 фазы |
Здоров Нетренирован | 45-50 сек | 30-50% 1 фазы | 70-100%т1фазы |
Скрытая недостаточность кровообращения | 30-45сек | Менее 30% 1 фазы | Менее 70% 1 фазы |
Название третьего эксперимента попросите учащихся сформулировать самим
Определение жизненной ёмкости лёгких теоретически и практически
Мальчики 13-16 лет
Ж. Ё.Л = { (рост в см х 0,022) } – {( возраст лет х о,022)} – 4,2
Девочки 8-16 лет ( рост х 0,041) – ( возраст х 0,018)
Показатели средней Ж Ё Л подростков
Возраст | Мальчики | Девочки |
11 | 2,1 | 1,8 |
12 | 2,2 | 2,0 |
13 | 2,3 | 2,2 |
14 | 2,8 | 2,5 |
15 | 3,3 | 2,7 |
16 | 3,8 | 2,8 |
Можно использовать и другие формулы
Для мальчиков, рост которых 165 см и менее ЖЁЛ = 4,53х рост (м) -3,9
Если выше 165, то ЖЁЛ = 10 х рост 9 (м) – 12, 85
Девочки работают по одной формуле ЖЁЛ = 3,75 х рост (м) – 3,15
Есть ещё формулы
Мальчики ЖЁЛ= 40 х рост (см) + 30 х массу тела (кг) – 4400
Девочки ЖЁЛ = 40 х рост (см) + 10 х массу тела (кг) – 3800
Отклонение от нормативных результатов на 15% считается нормальным.
В целях экономии времени можно сначала рассказать о способах определения жизненной ёмкости лёгких, если нет спирометра. Для этого мы брали двухведёрные баки, наливали туда треть воды. Воду наливали в трёхлитровую банку, прикрывали её крышкой, чтоб вода не вытекала , и горлышком вниз опускали в бак под слой воды.
Там крышку снимали вставляли в банку резиновый шланг. Испытуемый обматывал конец шланга чистым листом и после глубокого вдоха в шланг делал глубокий выдох. При этом второй ученик чуть поддерживал банку. Выдыхаемый воздух вытеснял воду. Затем не вынимая банку из воды, ее закрывали крышкой и поднимали.
Объём вытесненной воды равен ЖЁЛ .
Есть и другой вариант
В тот же бак наливают 4 л воды и отмечают мелом её уровень. Надувной шарик перед опытом рекомендуется несколько раз надуть или просто растянуть его.
После глубокого вдоха сделайте глубокий выдох в шарик, завяжите его и опустите полностью в воду. Отметьте уровень, на который поднялась вода. V вытесненной воды равен V воздуха.
А его можно определить по формуле пи х радиус бака и на высоту, на которую поднялась вода.
Источники:
Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Человек и его здоровье: 8кл. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003, -88с.
Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А.В.Бинас, Р.Д. Маш, А.И.Никишов и др.-М.: Просвещение,1990.-192 с.
Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя, – М.: Просвещение, 1983. – 160с.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/laboratornij_praktikum_po_teme_dihanie_204835.html
Дыхание растений. Выполнила: Задворова Л. А. – учитель биологии школы 13. – презентация
1 Презентация урока Дыхание растений Презентация урока Дыхание растений Выполнила: Задворова Л. А. – учитель биологии школы 13<\p>
2 Тема урока: Дыхание растений<\p>
3 Аннотация Данный урок проводится в системе уроков главы «Жизнь растений»; Данный урок проводится в системе уроков главы «Жизнь растений»; ведущей идеей урока является развитие критического мышления обучающихся через чтение и письмо; ведущей идеей урока является развитие критического мышления обучающихся через чтение и письмо; используются приёмы: таблица»ЗХУ», чтение текста с остановкой, синквейн; используются приёмы: таблица»ЗХУ», чтение текста с остановкой, синквейн; презентация предназначена для учителей биологии. презентация предназначена для учителей биологии.<\p>
4 Цель урока Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления. Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами критического мышления.<\p>
5 Задачи Задачи Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания. Организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости жизненных процессов от дыхания. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы «Знаю-Хочу узнать –Узнал» и чтение с остановками. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы «Знаю-Хочу узнать –Узнал» и чтение с остановками. Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. Создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.<\p>
6 Основополагающий вопрос Почему дыхание является основой жизни?<\p>
7 Проблема Как дышит растение?<\p>
8 Ожидаемые результаты: В итоге выполнения опыта и работы с текстами обучающиеся выясняют: В итоге выполнения опыта и работы с текстами обучающиеся выясняют: как дышит растение? как дышит растение? зачем дышит растение? зачем дышит растение?<\p>
9 Вопросы учебной темы Как дышит живой организм? Как дышит живой организм? Как дышите вы? Как дышите вы? Что вдыхают растения? Что вдыхают растения? Что выдыхают растения? Что выдыхают растения? С помощью чего дышит растение? С помощью чего дышит растение? Какое значение имеет дыхание для растений? Какое значение имеет дыхание для растений?<\p>
10 Участники Учащиеся 6 класса Учащиеся 6 класса учитель учитель<\p>
11 Средства Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. – М., Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. – М., Корчагина В. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6-7 класса средней школы. – М., Корчагина В. А. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6-7 класса средней школы. – М., Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы. Таблицы «Стебель», «Строение листа» Таблицы «Стебель», «Строение листа»<\p>
12 Проблемы самостоятельных исследований Как дышит растение? Как дышит растение? Зачем растение дышит? Зачем растение дышит? Какой газ поглощается, какой выделяется? Какой газ поглощается, какой выделяется? Почему гаснет лучинка? Почему гаснет лучинка? Почему мутнеет известковая вода? Почему мутнеет известковая вода?<\p>
13 Результаты представленных исследований Известковая вода помутнела. Известковая вода помутнела. Зажженная лучинка погасла. Зажженная лучинка погасла. Растение дышит через чечевички и устьица. Растение дышит через чечевички и устьица. Дыхание необходимо для окисления БЖУ с освобождением энергии для жизни Дыхание необходимо для окисления БЖУ с освобождением энергии для жизни<\p>
14 Этапы и сроки проведения проекта Один урок – 45 минут Один урок – 45 минут Этапы: 1. Стадия вызова – 10 мин. 2. Стадия осмысления – 30 мин. 2. Стадия осмысления – 30 мин. 3. Стадия размышления и рефлексии – 5 мин. 3. Стадия размышления и рефлексии – 5 мин.<\p>
15 Состав учебно- методического обеспечения проекта Схема «Что я знаю о дыхании?» Схема «Что я знаю о дыхании?» Таблица «ЗХУ» Таблица «ЗХУ» Инструкция по выполнению опыта Инструкция по выполнению опыта Тексты «Особенности дыхания растений» Тексты «Особенности дыхания растений» Синквейн Синквейн<\p>
16 Структура урока Этапы урока Деятельность учителя учителяДеятельностьучащихся 1. Стадия вызова и целеполагания Сообщение темы урока «Дыхание растений» (запись на доске) Сообщение темы урока «Дыхание растений» (запись на доске) Обсуждение схемы Обсуждение схемы Составление схемы «Что я знаю о дыхании?» Дыхание<\p>
17 Заполнение таблицы «ЗХУ», графа «Знаю» Знаю Хочу знать Хочу знать Узнал Узнал Дыхание – это свойство всех Живых организмов При дыхании поглощается Кислород и выделяется углекислый газ<\p>
18 Фронтальная беседа о том, чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать. Заполнение графы «Хочу знать»<\p>
19 Знаю Хочу узнать Узнал Дыхание – это свойство всех живых организмов Как дышат растения При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород<\p>
20 2. Стадия осмысления Демонстрация опыта, доказывающего, что растения при дыхании выделяют кислород. Демонстрация опыта, доказывающего, что растения при дыхании выделяют кислород. Инструкция для учащихся по выполнению работы (см. приложение) Выполнение опыта Обсуждение опыта Обсуждение опыта Вопросы для обсуждения: Почему свеча гаснет?…. Почему свеча гаснет?…. Высказывание мнений Обсуждение рисунка «Опыт, демонстрирующий необходимость воздуха для дыхания корней» Обсуждение рисунка «Опыт, демонстрирующий необходимость воздуха для дыхания корней» (См. Средства. 1, с. 156). Вопросы для обсуждения: 1.Объясните, о чем говорит опыт?…. Высказывание мнений<\p>
21 Сравнение суждений учащихся с научной информацией Сравнение суждений учащихся с научной информацией – Чтение текста 1 – Заполнение графы «Узнал» в таблице ( для чего нужен кислород) – Вывод Приём «Чтение текста с остановкой» Приём «Чтение текста с остановкой» Обсуждение Обсуждение Вопрос для обсуждения: Какие вы можете сделать предположения об этих клетках? Чтение текстов 2,3 Высказывание мнений Работа с таблицей «ЗХУ» Работа с таблицей «ЗХУ» Заполнение графы «Узнал»<\p>
22 Самостоятел. Самостоятел. работа с текстом 4 Обсуждение Обсуждение Вопросы для обсуждения Для чего ставят известковую воду, каким свойством она обладает? Для чего ставят известковую воду, каким свойством она обладает? Почему растения помещают в темноту? Почему растения помещают в темноту? Чтение текста 4; 4; Ответы на вопросы. Самостоятел. работа с текстом 5 Самостоятел. работа с текстом 5 Вывод Вывод Фронтальная проверка правильности выполнения задания Чтение текста 5; Заполнение таблицы «Особенности процессов дыхания и фотосинтеза; Вывод. 3. Стадия размышления и рефлексии Синквейн Синквейн Д/з: Изучение параграфа( см. Средства. 1, п. 35), зап. в тетр. Д/з: Изучение параграфа( см. Средства. 1, п. 35), зап. в тетр. Анализ записей Что нового вы узнали на этом уроке? Заполнение таблицы «ЗХУ», графы «Узнал»<\p>
23 Выводы по проекту: Дыхание – это одно из основных свойств живого организма. В результате дыхания образуется энергия, необходимая для жизни.<\p>
24 Синквейн Дыхание Необходимое, постоянное Происходит, обеспечивает, влияет Дыхание –свойство живых организмов Жизнь<\p>
25 Приложение<\p>
26 Виды деятельности учащихся Чтение текста с остановкой Работа с таблицей «ЗХУ» Обсуждение и выводы<\p>
27 Таблица ЗХУ. Знаю Хочу узнать Узнал Дыхание-это свойство всех живых организмов Как дышат растения? Растение дышит через чечевички и устьица При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород? Для окисления БЖУ с освобождением энергии для жизни<\p>
28 Схема «Что я знаю о дыхании?»Дыхание Выделяется углекислый газ Дышат все организмы Поглощается кислород Дышат растения Дыхание<\p>
29 Стадия размышления и рефлексии Анализ записей Таблица «ЗХУ» («Узнал») Синквейн<\p>
30 Инструкция по выполнению опыта 1. Возьмите три химических стакана Проросшие семена фасоли Смоченные корнеплоды моркови Веточки традесканции 2. Стаканы плотно закройте и поставьте в тёмное место. 3. Через день проверьте, изменился ли состав воздуха. Для этого в каждый стакан опустите зажженную лучинку.<\p>
31 Особенности процессов дыхания у растений Текст 1 Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и др. процессов. Кислород участвует в химических процессах расщепления сложных органических веществ, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, его роста, движения, питания, размножения и др. процессов.<\p>
32 Текст 2 Вам известно, что стебель снаружи покрыт кожицей и пробкой. Кожица и пробка – это покровные ткани. Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой. Пробка – это мёртвый (иногда очень мощный) слой клеток, заполненных воздухом, под которым находятся живые клетки. Вам известно, что стебель снаружи покрыт кожицей и пробкой. Кожица и пробка – это покровные ткани. Молодые (однолетние) стебли снаружи покрыты кожицей, которая затем замещается пробкой. Пробка – это мёртвый (иногда очень мощный) слой клеток, заполненных воздухом, под которым находятся живые клетки.<\p>
33 Текст 3 Для осуществления газообмена у растений есть специальные приспособления и органы. Это чечевички и устьица. Чечевички – это рыхло расположенные клетки коры, через которые дышит стебель растения. Устьица находятся в кожице стебля и листа. Они состоят из двух замыкающих клеток, которые периодически открываются и закрываются, регулируя поступление воздуха в стебель и листья. Для осуществления газообмена у растений есть специальные приспособления и органы. Это чечевички и устьица. Чечевички – это рыхло расположенные клетки коры, через которые дышит стебель растения. Устьица находятся в кожице стебля и листа. Они состоят из двух замыкающих клеток, которые периодически открываются и закрываются, регулируя поступление воздуха в стебель и листья.<\p>
34 Текст 4 Возьмём побег какого- либо растения, на котором не меньше листьев. Поставим его в стакан с водой, установленный на тарелке, рядом с которой поставлен еще один стакан с прозрачной известковой водой. Затем всё это закроем стеклянным колпаком и поместим в тёмный шкаф. Возьмём побег какого- либо растения, на котором не меньше листьев. Поставим его в стакан с водой, установленный на тарелке, рядом с которой поставлен еще один стакан с прозрачной известковой водой. Затем всё это закроем стеклянным колпаком и поместим в тёмный шкаф.<\p>
35 Текст 5 В темноте растения не могут выделять кислород, т. к. фотосинтез прекращается. В тёмном шкафу листья растений будут только дышать, значит – поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделенного листьями, налитая в стакан известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, т. к. растения, как животные и человек, дышат круглые сутки – и на свету, и в темноте (см. рисунок 118 «Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ») (см. Средства,1, с. 151) В темноте растения не могут выделять кислород, т. к. фотосинтез прекращается. В тёмном шкафу листья растений будут только дышать, значит – поглощать кислород и выделять углекислый газ. От углекислого газа, выделенного листьями, налитая в стакан известковая вода помутнеет. Дыхание листьев не прекращается и на свету, т. к. растения, как животные и человек, дышат круглые сутки – и на свету, и в темноте (см. рисунок 118 «Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ») (см. Средства,1, с. 151)<\p>
36 До встречи! г. Горно-Алтайск 2008<\p>
Источник: http://www.myshared.ru/slide/171716/
Урок в 6 класс по теме «Дыхание»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Алабушевская средняя общеобразовательная школа»
Интегрированный урок в 6 класс по теме «Дыхание»(биология с элементами математики)по учебнику « Биология. Живой организм» 6 класспод редакцией Н.И.Сонинасоставитель: Власова Н.Н.
,учитель химии и биологиивысшей категории2013Интегрированный урок в 6 класс по теме «Дыхание»(биология с элементами математики)по учебнику « Биология. Живой организм» 6 класспод редакцией Н.И.
СонинаЦели: Обобщение , закрепление и углубление знаний учащихся об особенностях дыхания и егозначении для растений и животных.Задачи:
Развивающие:
-продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, использовать для получения знаний различные источники информации;-продолжить обучение умению делать выводы по результатам практических работ;-развивать навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой;-развивать умение делать сообщения по заранее заданной теме, решать биологические и математические задачи познавательного характера.
Воспитательные:
-расширение биологического кругозора, развитие интереса к предмету, воспитание навыкагрупповой и индивидуальной работы.-формирование бережного отношения к своему здоровью, воспитание коммуникативной культуры учащихся. – воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению здоровья.
Мотивационные:
– доступность излагаемого материала, с использованием жизненного опыта учащихся;- создание ситуации успеха;-учит индивидуальных особенностей учащихся.Оборудование: презентация к уроку «Дыхание», инструктивные карточки по выполнению исследовательской практической работы, плакаты – рисунки по гигиене , компьютер, проектор, лупы, практические карточки.Ход урока:1.Организационный момент. Сегодня мы с вами начнем необычный урок /интегрированный/ и необычно.Для того, чтобы узнать тему нашего урока давайте решим примеры. / слайд/
УчительГоворя о жизнедеятельности организмов, мы с вами изучили темы: «питание» и «дыхание». Сегодня мы с вами вспомним, что мы знаем о дыхании и подумаем, почему эту тему мы стали изучать сразу после темы «питания».
Загадки:
«Его из легких удаляем /слайд/Выдыхаем каждый раз,Организму он не нужен,Это …………./углекислый газ/И совсем наоборотПоглощаем ……… /кислород/Вопросы для повторения / слайды/1.Скажите, все ли живые организмы дышат? 2.Чем дышат растения? /каким газом?/ 3.Чем дышат животные? 4. Чем дышит человек? /слайд/
Учитель: Если вы помните, кислород на земле появился в ходе фотосинтеза и заставил все живые организмы в ходе эволюции приспособиться к существованию в жестких кислородных условиях. Запасов кислорода в организме нет и поэтому он должен поступать постоянно, в процессе газообмена. Что же такое газообмен? /Слайд/
Предположительный ответ ученика: Живые организмы получают воздух, насыщенный кислородом, а в ходе газообмена выделяют воздух, насыщенный углекислым газом.
Учитель:
Мы выяснили с вами, что все организмы дышат кислородом. Откуда живые организмы берут кислород? Предположительный ответ ученика: Кислород – это газ. Он входит в состав воздуха.
^ : Давайте вспомним состав воздуха. / слайд/
ответ ученика. /Состав, примеси/
Учитель: Мы заложили с вами заранее опыт. (для этого заранее в классах и коридорах на разной высоте прикрепили картон с приклеенным скотчем). Давайте сейчас посмотрим результаты нашего опыта и посчитаем, сколько же пыли /макрочастиц/ в воздухе. / Картон, лупа/.
3 группы.Задача Выяснить, где больше макрочастиц и каких
Учитель: Ребята, макрочастицы, которые мы с вами увидели – это непостоянные примеси. Их может быть много или мало. Как вы думаете плохо или нет, что в воздухе есть эти частицы?
Ответ ученика: плохо. В пыли присутствуют различные микроорганизмы, клещи и др.
Учитель :Ребята, как же надо избавляться от пыли?
Вывод: делать влажную уборку, проветривать помещения, носить сменную обувь./ выступление ученика с презентацией/сменка/
Учитель: Воздух, насыщенный кислородом, поступает в организм разными путями. Давайте теперь вспомним, какие приспособления есть у организмов для дыхания?
Вопросы:1.
какими органами дышат растения? /дыхательные корни, чечевички, устьица/ слайд/2Какими органами дышат животные? / трахеи/насекомые/, легочные мешки /паукообразные/, жабры /амфибии, рыбы/, кожа /амфибии/, легкие /птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся/.А теперь давайте выясним, как мы умеем пользоваться нашими легкими.
Физкультминутка. При работе мышцы забирают кислород. Давайте сделаем несколько упражнений на дыхание все вместе.
^ : а теперь, давайте выясним , для чего мы дышим. Для чего организму нужен кислород?/Слайд/ схема.Ответ учащегося: Пища, которую потребляют организмы в процессе питания, состоит из сложных органических веществ. Сложные вещества /белки, жиры, углеводы/ попадая в организм расщепляются на более простые, при этом выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности. Расщепление этих сложных органических веществ происходит в ходе химических процессов, главным участником которых является кислород.
Учитель: И так . Значит, чем больше организм вдыхает кислорода, тем лучше для него.
Согласны? Давайте решим задачу и узнаем…
Задача:
При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см3 воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16% кислорода ( на 4% меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (20учащихся) за урок, если один ученик делает в 1 минуту 18 дыхательных движений.
Учитель: Ребята, что же может приносить вред нашим органам дыхания?Учащиеся перечисляют: пыль, загазованность от транспорта, курение…….
^ (рассказ ученика)
В зависимости от сорта, времени сбора и других факторов в табаке насчитывается от 70 до 300 химических веществ. Среди них несколько сильнодействующих и физиологически активных. Основным действующим началом табака является алкалоид никотин – растительный яд. Ребята, давайте, решим примеры и расшифруем, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом.
Задача
Решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом.
/решив пример, ученик зачитывает данные о веществе/91,6 • 4 • 0,250,125 • 8 • 5,490,4 • 7,2 • 5 • 0,02 • 252,3 • 7,9 + 7,7 • 7,914,5 • 3,8 – 14,5 • 1,864,08 • 0,02 — 4,08 • 0,020,2 • 7,28 • 5044,16 • 6,08 + 6,08 • 55,8417,2 • 8,5 + 17,2 • 91,50,5 • 12,5 • 0,538 • 20 • 0,891,6 АЦЕТОН используется как растворитель красок, а также в качестве исходного сырья в органическом синтезе.5,49 СВИНЕЦ применяется для изготовления аккумуляторов, используют для получения типографских и других сплавов.7,2 ТОЛУОЛ промышленный растворитель, применяется для получения взрывчатых веществ.
- ФОРМАЛЬДЕГИД применяют для производства различных смол, красителей, взрывчатых веществ. Ядовит. Водный раствор формальдегида называется формалин
( применяется в медицине как антисептик)29 КАДМИЙ используется в автомобильных аккумуляторах, является устойчивым антикоррозионным покрытием. Соединения кадмия ядовиты.1,2 АММИАК используется для получения азотных удобрений, азотной кислоты, в медицине (нашатырный спирт)72,8 ОКИСЬ УГЛЕРОДА содержится в выхлопных газах. Этот газ не поддерживает горения и дыхания. При большой концентрации в воздухе у человека и животных наступает потеря сознания и быстрая смерть.608 ЦИАНИД ВОДОРОДА применяли в газовых камерах1720 РТУТЬ в ртути растворяются многие металлы. Пары очень ядовиты. Ртуть не выводится из организма человека: накапливается в организме вызывая отравления вплоть до смертельного исхода.53,8 МЫШЬЯК соединения мышьяка применяют для борьбы с вредителями сельского хозяйства, для изготовления красок и в стекольной промышленности. Все соединения очень ядовиты.
Закрепление:
Вопросы.: Давайте еще раз вспомним что мы говорили и подведем итог урока. Для чего мы дышим, для чего нам нужен кислород?Итог урока: оценки
д/з пар.11
Источник: http://shkolnie.ru/biolog/15604/index.html
Урок биологии в 6 классе “Дыхание”
Задачи урока: познакомить учащихся с процессом дыхания растений, показать отличие дыхания от питания; продолжить формирование умений работать с учебником и другими источниками информации.
Оборудование: таблицы
Основные понятия и термины урока: дыхание, устьица, чечевички, газообмен, тканевое дыхание, дыхание всей поверхностью тела, воздушные корни, биологическое окисление.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Контроль знаний
1. Устный опрос.
– Около 300 лет назад М.В. Ломоносов написал трактат «Слово о явлениях воздушных», где отметил, что растения «строят ело из воздуха, который поглощают». Докажите правильность или ошибочность взглядов М.В. Ломоносова. – Что образуется в листьях на свету? Как в этом можно убедиться? – Какие условия необходимы для фотосинтеза? – Как человек может управлять фотосинтезом? – Какую роль играет фотосинтез в природе?
– Как человек использует результаты фотосинтеза?
2. Работа по карточкам.
3. Биологическая задача.
За сутки у человека выделяется до 1,5-2 литров слюны, а у коровы более 40 литров . Назовите как можно больше факторов, объясняющих такую разницу в количестве образующейся слюны. Для объяснения опирайтесь на знания функций слюны, значение пищеварения, калорийность и, как следствие, количество потребляемой в сутки пищи человеком и животными.
III. Изучение нового материала
– Без пищи человек может обходиться месяц, без воды – около недели, а без воздуха – всего несколько минут.
– Чем дыхание отличается от питания и как эти процессы жизнедеятельности связаны в обмене веществ у растений?
Дыхание – совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление углекислого газа.
Таким образом, дыхание можно разделить на два взаимосвязанных этапа:
а) внешнее дыхание – газообмен: поступление кислорода и удаление углекислого газа; б) тканевое (клеточное) дыхание – использование кислорода в биологическом окислении у животных.
Внешнее дыхание
У растений нет специальных органов дыхания.
Как осуществляется газообмен у растений? Поступление в организм кислорода и выделение углекислого газа происходит через устьица листьев и зеленых побегов (кактус) и специальные отверстия среди клеток коры – чечевички (береста). Перемещаясь по межклетникам или особой воздухоносной ткани, кислород проникает во все живые клетки растения, тем же способом в обратном направлении выводится углекислый газ.
Газообмен между растением и внешней средой
Клетки поглощают кислород из воздуха, проникшего в воздушные ходы через устьичные щели. Кроме того, клетки используют тот кислород, который выделяется при фотосинтезе. Однако при благоприятных для фотосинтеза условиях кислорода выделяется гораздо больше, чем расходуется в процессе дыхания.
Через устьичные щели избыток кислорода из межклетников выходит наружу. Отсюда становится ясно, что атмосферный воздух будет богаче кислородом там, где больше зеленых растений. Таким образом, лист, обладающий множеством устьиц, является органом, который обеспечивает активный газообмен между организмом и внешней средой.
Через устьичные щели в лист проникает атмосферный воздух. Из листа наружу выходит воздух, обогащенный кислородом. – А как обстоит дело с дыханием? Ночью растения дышат. Для этого клетки используют кислород, поступивший в межклетники через устьичные щели еще днем, а так же кислород, накопившийся при фотосинтезе.
Днем при закрытых устьицах дыхание также не прекращается. Запас кислорода в межклетниках пополняется за счет фотосинтеза. Необходимый для фотосинтеза углекислый газ высвобождается в процессе дыхания. Возможно также проникновение в лист небольшого количества углекислого газа через кожицу.
Отметим, однако, что интенсивность фотосинтеза в этих условиях гораздо ниже, чем при открытых устьицах.
Тканевое дыхание – биологическое окисление органических веществ с участием кислорода – происходит в митохондриях.
При этом высвобождается энергия, которую растения усвоили в результате фотосинтеза, и образуются те же вещества, которые растение использовало для питания: вода и углекислый газ.
Задание: составьте схему биологического окисления.
Кислород + Углеводы = Углекислый газ + Вода + Энергия
Значение дыхания. Энергия, которая выделяется при биологическом окислении, частично рассеивается в виде тепла, а оставшаяся работает, обеспечивая деление клеток, рост, размножение, образование новых веществ.
Дышат все органы растения:
Опыт 1
Возьмем веточку, можно взять несколько листьев герани или примулы, с длинными черешками. Веточку или листья поставим стакан с водой. Стакан установим на тарелке, рядом с которой поставим другой стакан с прозрачной известковой водой.
Затем все это закроем стеклянным колпаком или большой стеклянной банкой и поместим в темный шкаф. В темноте растения, как вы уже знаете, не могут выделять кислород. В темном шкафу листья растения будут только дышать, а значит, поглощать кислород и выделять углекислый газ.
От углекислого газа, выделяемого листьями, налитая в стакан известковая вода помутнеет.
Опыт 2
Возьмем три бутылки из бесцветного прозрачного стекла. В одну из них поместим 30-40 набухших, прорастающих семян гороха, фасоли или других растений. Сухие семена брать не следует. Они находятся в состоянии покоя, и поэтому все процессы жизнедеятельности, в том числе и дыхание, у них протекают очень слабо.
Во вторую бутылку положим корнеплоды моркови. Чтобы активировать их клетки, перед опытом корнеплоды следует 2-3 дня подержать в воде. В третью бутылку поместим свежесрезанные стебли растений с листьями. Плотно закроем бутылки пробками и поставим в темное теплое место.
На следующий день проверим, изменился ли состав воздуха в бутылках.
Опустим в каждую из бутылок зажженную свечу, прикрепленную к проволоке. Свечи гаснут, потому что в процессе дыхания органы растения поглотили кислород из воздуха, находящегося в бутылках, и выделили большое количество углекислого газа.
В этом легко убедиться с помощью известковой воды, которая мутнеет, взаимодействуя с углекислым газом.
– Какие органы и ткани растений более интенсивно дышат?
IV. Закрепление знаний
- Решение биологических задач.
- Объясните причины взрывов и самовозгораний на элеваторе при закладке на хранение влажных семян подсолнечника.
- Почему дыхательные корни образуются у растений заболоченных мест?
- У плавающих листьев кувшинок имеются устьица на верхней стороне листа, а не на нижней, как у наземных растений. Объясните эти отличия.
- Сравните питание и дыхание, заполните таблицу.
Сравнительная характеристика питания и дыхания у растений
Признаки |
Фотосинтез |
Питание |
1. Энергия | ||
2. Органические вещества | ||
3. Место протекания | ||
4. Время протекания | ||
5. Кислород | ||
6. Углекислый газ |
Вывод: дыхание и фотосинтез два противоположных процесса в обмене веществ у растений.
V. Домашнее задание
Источник: http://xn--d1ababeji4aplhbqk6k.xn--p1ai/load/urok_biologii_v_6_klasse_quot_dykhanie_quot/47-1-0-15327