Характеристика основных видов и форм трудовой деятельности человека
оптимальный (легкий) — затраты энергии до 174 Вт;
допустимый (средней тяжести) — затраты энергии от 175 до 290 Вт;
вредный (тяжелый) — затраты энергии свыше 290 Вт.
Физическая тяжесть труда— это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация физического труда по тяжести; производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.
Динамическая работа — процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве- При этом энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект работы.
Оценка массы перерабатываемого груза позволяет отнести условия труда к оптимальным (до 15 кг), допустимым (до 30 кг) или вредным условиям труда 1-й степени тяжести. Вторая и третья степени тяжести отсутствуют, так как ручная переработка грузов массой более 30 кг не допускается.
Статическая нагрузка связана с затратой человеком усилий без перемещения тела или отдельных его частей. Она характеризуется массой удерживаемого груза (или прилагаемого усилия) и временем удержания его в статическом состоянии. При оценке статической нагрузки учитывается также группа мышц, участвующих в работе.
Так, при легкой физической нагрузке (оптимальный класс условий труда) величина статической нагрузки за смену при удержании груза двумя руками не должна превышать 36 000 кг • с, при удержании груза с участием мышц корпуса и ног — 43 000 кг • с, а при работе средней тяжести — соответственно, 70 000 кг — с и 100 000 кг • с.
Кроме статической, динамической нагрузки и массы поднимаемого и перемещаемого груза, оценка условий труда по тяжести трудового процесса производится по рабочей позе, количеству наклонов за смену, количеству стереотипных рабочих движений и перемещением в пространстве, обусловленным технологическим процессом.
Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно работы мозга по получению и переработке информации.
Наиболее легким считают умственный труд, в котором отсутствует необходимость принятия решения. Такие условия труда считаются оптимальными. Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым.
К напряженным вредным условиям 1-й степени относят труд, который связан с решением сложных задач по известным алгоритмам или работой с использованием нескольких (более одной) инструкций.
Творческая деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, должна быть отнесена к напряженному труду 2-й степени тяжести.
Напряженность труда зависит от длительности сосредоточенного наблюдения и числа одновременно наблюдаемых объектов (контрольно-измерительные приборы, продукт производства и т. п.).
При длительности сосредоточенного наблюдения до 25 % от продолжительности рабочей смены условия труда характеризуются как оптимальные, 26—50—допустимые.
51 — 75—напряженный труд 1-й степени, более 75—2-й степени.
При численности объектов до 5 включительно условия труда относятся к оптимальному классу, от 6 до 10 — допустимому классу, более 10—условия определяются как напряженные. К первой степени напряженного труда (класс 3.1) относятся производственные процессы с числом подконтрольных объектов от 11 до 25, а ко второму (класс 3.2) —26 и более.
Работа с видеодисплейными терминалами до 2 ч за смену считается оптимальной, до 3 ч — допустимой. Работа за компьютером или наблюдение за процессом по видеотерминалу свыше 3 ч определяет класс условий труда как напряженный: от 3 до 4 ч – первой степени (класс 3.1), более 4 ч — второй степени (класс 3.2).
Существенное влияние на степень напряженного состояния исполнителя оказывает ответственность за конечный или промежуточный результат труда. Если оператор несет ответственность за выполнение только отдельных элементов производственного задания, то такой труд оценивается как оптимальный.
При отсутствии риска для собственной жизни в процессе выполнения своих обязанностей труд исполнителя считают оптимальным, если же он вероятен, то условия труда относят к классу 3.2— напряженный труд 2-й степени. Аналогично устанавливается класс условий труда при оценке степени риска за безопасность других лиц, участвующих в производственном процессе.
Однообразие выполняемых операций приводит человека к состоянию, называемому монотомией. Признаком монотомии является либо перегрузка одинаковой информацией, либо недостаток новой.
Степень монотонности определяется числом элементов (приемов труда при реализации простого задания или многократно повторяющихся операций) и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций.
Если число элементов составляет 10 и более, то условия труда считают оптимальными: 6…9 — допустимыми, менее 6— напряженными.
Важными факторами, характеризующими класс условий труда по напряженности трудового процесса, являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы При продолжительности рабочего дня до 7 ч условия труда относит к оптимальному классу, до 9 ч — к допустимому, более 9 ч — к напряженному. Односменная работа без ночной смены — оптимальные условия: двухсменная рабата без работы в ночную смену – допустимые условия труда и трехсменная работа с работой в ночную смену – напряженный труд 1-й степени.
При использовании на производстве труда жен шин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.
Основными особенностями подросткового возраста является резкий подъем всех жизненных функций, энергичный рост и физическое развитие тела. В этом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мыши, нередки отклонении в развитии органов дыхания, кровообращения и желудочно-кишечного тракта.
Одним из наиболее важных элементов повышения эффективности трудовой деятельности человека является совершенствование умений и навыков в результате трудового обучения. Обучение придает законченность и устойчивость всем формам двигательной активности, является важным средством предупреждения утомления.
С психофизиологической точки зрения производственное обучение представляет собой процесс приспособления и соответствующего изменения физиологических функций организма человека для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. В результате обучения (тренировки) возрастает мышечная сила и выносливость, повышается точность и скорость рабочих движений, увеличивается скорость восстановления физиологических функций после окончания работы.
Существенную роль в поддержании высокой работоспособности человека играет установление рационального режима труда и отдыха. Различают две формы чередования периодов труда и отдыха на производстве: введение обеденного перерыва в середине рабочего дня и кратковременных регламентированных перерывов.
Оптимальную длительность обеденного перерыва устанавливают с учетом удаленности от рабочих мест санитарно-бытовых помещений, столовых, организации раздачи пищи.
Продолжительность и число кратковременных перерывов определяют на основе наблюдений за динамикой работоспособности, учета тяжести и напряженности труда. При выполнении работы, требующей значительных усилий и участия крупных мышц, рекомендуются более редкие, но продолжительные 10…12-минутные перерывы.
При выполнении особо тяжелых работ (металлурги, кузнецы и др.) следует сочетать работу в течение 15…20 мин с отдыхом такой же продолжительности. При работах, требующих большого нервного напряжения и внимания, быстрых и точных движений рук (операторы ПЭВМ и др.
), целесообразны более частые, но короткие 5…10-минутные перерывы.
Кроме регламентированных перерывов, существуют микропаузы — перерывы в работе, возникающие самопроизвольно между операциями и действиями. Микропаузы обеспечивают поддержание оптимального темпа работы и высокого уровня работоспособности. В зависимости от характера и тяжести работы микропаузы составляют 9…10 % рабочего времени.
Высокая работоспособность организма поддерживается рациональным чередованием периодов работы, отдыха и сна. В течение суток организм по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку.
В соответствии с суточным циклом организма наивысшая работоспособность отмечается в утренние (с 8 до 12) и дневные (с 14 до 17) часы. У детей школьного возраста оптимум умственной работоспособности приходится на интервал 10—12 часов.
В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизических затратах организма. В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14, а в ночное время —с 3 до 4 ч.
С учетом этих закономерностей определяют сменность работы предприятий, начало и окончание работы в сменах, расписание занятий в учебных заведениях.
Чередование периодов труда и отдыха в течение недели должно регулироваться с учетом динамики работоспособности. Наивысшая работоспособность приходится на 2, 3 и 4-й день работы, в последующие дни недели она понижается, падая до минимума в последний день работы. В понедельник работоспособность относительно понижена в связи с врабатываемостью.
Элементами рационального режима труда и отдыха являются производственная гимнастика и комплекс мер по психофизиологической разгрузке, в том числе функциональная музыка.
В основе производственной гимнастики лежит феномен активного отдыха (И.М. Сеченов) — «утомленные мышцы быстрее восстанавливают свою работоспособность не при полном покое, а при работе других мышечных групп». Однако при тяжелом труде или работе в условиях повышенной температуры воздуха более целесообразен пассивный отдых в хорошо проветриваемом помещении.
В основе благоприятного действия музыки лежит вызываемый ею положительный эмоциональный настрой, необходимый для любого вида работ. Производственная музыка способствует снижению утомления, улучшению настроения и здоровья работающих, повышает работоспособность и производительность труда.
Однако функциональную музыку не рекомендуется применять при выполнении работ, требующих значительной концентрации внимания, при умственной работе, при большой напряженности выполняемых работ,, непостоянных рабочих местах и в неблагоприятных санитарно-гигиенических условиях внешней среды.
Источник: http://bukvi.ru/bgd/xarakteristika-osnovnyx-vidov-i-form-trudovoj-deyatelnosti-cheloveka.html
Трудовая деятельность и физиологические функции организма
ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА – производственный процесс и факторы производственной среды оказывают на организм человека многостороннее действие. Научным направлением профилактической медицины в области трудовой деятельности человека занимается ГИГИЕНА ТРУДА или МЕДИЦИНА ТРУДА.
Гигиена труда изучает влияние трудовых процессов и окружающей производственной среды на здоровье работающих и разрабатывает гигиенические нормативы и санитарные мероприятия для обеспечения благоприятных и здоровых условий труда.
Для характеристики отдельных профессий используется физиологическая классификация трудовой деятельности, по которой различают шесть форм трудовой деятельности:
1.Труд, требующий значительной трудовой активности ( повышенные энергетические затраты).
2.Групповой труд – конвейер (работа монотонная, приводит к преждевременной усталости и нервному истощению).
3.Механизированные формы труда (уменьшение объема мышечной деятельности, труд монотонный).
4.Труд, связанный с частично автоматизированным производством ( монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала).
5.Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами ( различают активные действия, состояние готовности, малочисленные реакции..)
6.Интеллектуальный (умственный) труд – снижение двигательной активности (гипо-
кинезия)
а)оперативный труд – большая ответственность и высокое нервно-эмоциональное напряжение
б)управленческий труд – большой объем информации, дефицит времени для ее переработки, личная ответственность.
в)творческий труд – напряжение памяти, внимания, нервное напряжение.
г)труд преподавателей и медицинских работников – постоянный контакт с людьми, ответственность, напряжение.
Д)труд учащихся и студентов – напряжение основных психических функций, стрессовые ситуации.
В процессе труда важное значение имеютусловия и характер труда.
Характер труда – оценка показателей трудового процесса (вредность, опасность, тяжесть, напряженность).
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека. Согласно гигиенической классификации выделяют следующие виды условий труда:
1. Оптимальные условия – исключается неблагоприятное действие на здоровье и создаются условия для постоянно высокой работоспособности
2. Допустимые условия – воздействие производственных факторов не превышает установленных норм, а возможные функциональные изменения носят временный характер и легко восстанавливаются после отдыха.
3. Вредные условия – из-за нарушения норм возможно воздействие производственных факторов, изменяющее функциональное состояние и приводящее к нарушению работоспособности и здоровья.
4. (экстремальные) условия труда – угроза для здоровья и жизни
Утомление и его причины. Переутомление. Профилактика.
Основной задачей медицины труда в области организации трудового процесса является предупреждение развития утомления и переутомления.
Утомление — физиологическое состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванной интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха.
В отличие от утомления, переутомление является состоянием пограничным с патологией. Причем обычный кратковременный отдых не восстанавливает исходного уровня работоспособности, а изменение морфологических, биохимических и иных показателей организма носит выраженный и длительный характер.
Профилактика.
Предупреждение утомления может быть достигнуто благодаря широкому кругу социально-экономических, психофизиологических, технических и других мероприятий:
-устранение чрезмерной продолжительности рабочего дня и недели.
-рациональная система чередования периодов работы и перерывов между ними.
-достаточная длительность перерывов, т.к. продолжительные перерывы приводят к
потери врабатываемости
-ритм работы – целесообразно смена операций
-механизация и автоматизация производства
-благоустройство производственных помещений
3. Классификация, вредных производственных факторов:
На человека в процессе его трудовой деятельности могут воздействовать опасные (вызывающие травмы) и вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы.
Опасные и вредные производственные факторы подразделяются на четыре группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.
К опасным физическим факторам относятся: движущиеся машины и механизмы; различные подъемно-транспортные устройства и перемещаемые грузы; электрический ток, повышенная температура поверхностей оборудования и обрабатываемых материалов и т.д.
Вредными для здоровья физическими факторами являются:
– повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
-высокие влажность и скорость движения воздуха;
-повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука и различных излучений – тепловых, ионизирующих, электромагнитных, инфракрасных и др.
К вредным физическим факторам относятся также запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочих мест, проходов и проездов; повышенная яркость света и пульсация светового потока.
Химические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия на организм человека подразделяются на следующие подгруппы: общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие (вызывающие аллергические заболевания), канцерогенные (вызывающие развитие опухолей), мутогенные (действующие на половые клетки организма). В эту группу входят многочисленные пары и газы: пары бензола и толуола, окись углерода, сернистый ангидрид, окислы азота, аэрозоли свинца и др., токсичные пыли, К этой группе относятся агрессивные жидкости (кислоты, щелочи), которые могут причинить химические ожоги кожного покрова при соприкосновении с ними.
К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и макроорганизмы (растения и животные), воздействие которых на работающих вызывает травмы или заболевания.
К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов слуха, зрения и др.).
Уровни воздействия на работающих вредных производственных факторов нормированы предельно-допустимыми уровнями, значения которых указаны в соответствующих стандартах системы стандартов безопасности труда и санитарно-гигиенических правилах.
Предельно допустимое значение вредного производственного фактора – это предельное значение величины вредного производственного фактора, воздействие которого при ежедневной регламентированной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к снижению работоспособности и заболеванию, как в период трудовой деятельности, так и к заболеванию в последующий период жизни, а также не оказывает неблагоприятного влияния на здоровье потомства
Источник: https://megaobuchalka.ru/3/2969.html
При сравнительно легкой физической работе повышение обмена веществ происходит в основном за счет усиления энергозатрат в мышцах, сердце, мозге. При более тяжелых работах расход энергии мышцами возрастает на 95%. Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы.
При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5-10% уровень основного обмена, стоя – на 10-25%; при вынужденной, неудобной позе затраты энергии на 40-50% превышают уровень основного обмена. Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на человека.
При физической работе важное значение имеет правильное чередование статических и динамических усилий. Статические мышечные усилия характеризуются преобладанием напряжения над расслаблением.
При этом работа мышц осуществляется в анаэробных, то есть в бескислородных условиях. Клетки и ткани мышц получают энергию в результате расщепления сложных органических веществ до углекислого газа и воды.
Примером может служить гликолиз – расщепление глюкозы, которое протекает в 2 основных этапа – бескислородный и кислородный.
На бескислородном этапе молекула глюкозы расщепляется до молочной кислоты с выделением небольшого количества энергии и образованием двух молекул АТФ.
АТФ – основное энергетическое вещество клетки, единица измерения энергии в клетке, все процессы превращения энергии сопровождаются синтезом или распадом АТФ.
При статистических усилиях, когда мышцы сжаты, кровеносные сосуды сдавлены, в клетки не поступает кислород, гликолиз останавливается на бескислородном этапе, энергия не образуется, в клетках накапливается молочная кислота (С3Н6О3), появляется чувство утомления, боль в мышцах.
При длительном поддержании статического напряжение утомление мышц, сочетаясь с недостаточным кровоснабжением, может привести к развитию заболеваний мышечной и периферической нервной системы.
При чередовании напряжения мышц и расслабления гликолиз идет в два этапа, молочная кислота расщепляется до углекислого газа и воды и при этом клетка получает почти в 20 раз больше энергии – 38 молекул АТФ.
Исходя из этого, при правильном чередовании статических и динамических усилий можно добиться преобладания кислородного расщепления над бескислородным, что способствует более длительному сохранению работоспособности.
Эмоциональная нагрузка при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга определяется как напряженность труда.
Понятие напряженность труда чаще относят к работам с преобладанием нервно- эмоционального напряжения.
Критериями напряженности труда являются: напряжение внимания, эмоциональное напряжение, напряжение анализаторов, объем оперативной памяти, интеллектуальное напряжение, монотонность работы.
Напряжение внимания связано с числом производственно-важных объектов наблюдения, длительностью сосредоточенного наблюдения в процентах от общего времени смены, плотностью сигналов или сообщений в среднем в 1 час.
В процессе умственной деятельности активизируются различные отделы коры головного мозга, в которых возрастает кроваток и потребление кислорода; при увеличении степени умственного или эмоционального напряжения наблюдается учащение пульса, повышение артериального давления, возрастает интенсивность обменных процессов.
Напряженность труда в каждом конкретном случае зависит как от тяжести, так и от индивидуальных особенностей работающего. Труд одинаковой тяжести может вызвать у разных людей разную степень напряженности. Для оценки степени эмоционального напряжения, характерного для ряда профессий наиболее точными являются методы оценки показателей вегетативных функций (пульс, дыхание, АД и др.).
В физиологии труда важнейшим являются понятия работоспособности и утомления. Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от двух главных факторов: нагрузки и работоспособности.
Общая нагрузка формируется взаимодействием следующих компонентов:
предмет и орудия труда,
организация рабочего места,
гигиенические факторы производственной среды,
технико-организационные мероприятия.
Эффективность согласования указанных факторов с возможностями человека во многом зависит от уровня работоспособности.
Работоспособность – величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время при максимально интенсивном напряжении.
Существенным фактором, влияющим на уровень и динамику работоспособности, являются специфические особенности каждой конкретной деятельности.
Состояние работоспособности оценивается по физиологическим показателям функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность.
Производительность труда нельзя отождествлять с работоспособностью. Вместе с тем, и производительность и работоспособность характеризуются результатом работы, ее количеством и качеством.
Поэтому интегральными показателями работоспособности могут быть данные почасовой производительности и качества работы.
Во время трудовой деятельности функциональная способность организма и производительность труда закономерно изменяются на протяжении рабочей смены.
Изменение работоспособности в течении рабочего дня имеют фазовый характер.
I Фаза врабатывания или нарастающей работоспособности. В этот период повышается лабильность физиологических систем, ускоряется и увеличивается объем физиологических процессов. Уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным. Это выражается в улучшении психофизиологических показателей и результатов труда.
На фазе врабатывания количественные и качественные показатели работы часто: то улучшаются, то ухудшаются, прежде чем каждый из них достигнет своего оптимума.
Подобные колебания – поиск организмом наиболее экономичного для работы уровня.
В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей человека, этот период длится от нескольких минут до 1,5 часа, а при умственном творческом труде – до 2-2,5 часа.
II Фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций. Продолжительность фазы устойчивой работоспособности может быть 2-2,5 часа и более в зависимости от степени нервно-эмоционального напряжения, физической тяжести и гигиенических условий работы.
III Фаза снижения работоспособности. Падение работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих органов человека.
Продолжительность каждой из этих фаз зависит как от индивидуальных особенностей ЦНС, так и от условий среды, в которых совершается работа, от вида и характера деятельности, от эмоционального и физического состояния организма. Понимание процессов изменения работоспособности позволяет предупредить или отдалить наступление утомления.
Падение работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению. Ухудшается функциональное состояние центральной нервной системы: развивается охранительное торможение, которое внешне проявляется в вялости, сонливости, потери интереса к работе и отказе ее продолжать, – развивается утомление.
Утомление – состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, вызванное интенсивной или длительной деятельностью, выражающееся в ухудшении количественных и качественных показателей работы и прекращающееся после отдыха. Существует ряд теорий утомления.
Одни рассматривают утомление как следствие “истощения” энергетических ресурсов мышцы; другие как результат недостаточного снабжения кислородом и нарушения окислительных процессов – теория “задушения”; третьи как следствие засорения тканей продуктами обмена, – теории “отравления”.
В наше время наиболее популярной является теория утомления, согласно которой утомление в первую очередь возникает в ЦНС. При длительном возбуждении определенных участков нервной системы наступает перевозбуждение и торможение условных рефлексов.
Торможение позволяет клеткам не реагировать на поступающие импульсы, вследствие чего прекращается активная деятельность. Торможение является мерой предупреждения функционального истощения клеток.
Эта концепция не исключает влияния местных процессов, происходящих в мышцах и других работающих органах, на формирование утомления.
Чрезвычайно высока биологическая роль утомления. Оно несет защитную функцию, предохраняя организм от истощения при слишком длительной или слишком напряженной работе. Повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.
В развитии утомления различают скрытое, преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Это так называемое компенсированное утомление. Работоспособность при этом обеспечивается значительными энергозатратами.
Дальнейшее выполнение работы вызывает развитие некомпенсированного, явного утомления, главным признаком которого является снижение работоспособности. Как уже отмечалось, утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда.
Так, если человек занят любимым, важным для него делом, он может работать достаточно долго, не чувствуя усталости, хотя признаки утомления налицо.
Необходимо таким образом дозировать деятельность человека, чтобы возникающее в ее результате утомление исчезало за время отдыха; если этого не происходит, то оно накапливается и приводит к переутомлению.
В отличие от утомления, которое характеризуется как временное снижение работоспособности в результате предшествующей работы и оценивается как физиологическое состояние, переутомление – это уже длительное и глубокое снижение работоспособности, сопровождающееся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения и требующее для своего устранения длительного отдыха. Переутомление – это патологическое состояние, которое не исчезает после обычного отдыха и требует специального лечения.
См. далее Основные пути борьбы с утомлением.
Источник: http://sprav-ekob.ru/dokladi/bjd/proiz%20bez/Ft/OFT.aspx
Билет 1. 1. Классификация основных форм трудовой деятельности человека
Билет 2. 1. Виды совместимости характеристик системы «Человек-машина».
Эргономика – научная дисциплина комплексно изучающая человека в комплексных условиях, его деятельность связанная с использованием технических средств. Задачами эргономики являются:
· Повышение технической вооружённости труда;
· Наиболее полное использование оборудования и оптимальная организация рабочего места;
· Выбор оптимальной технологии, устранение лишних затрат рабочего места;
· Строгая регламентация темпа и ритма работы;
Эргономика исследует взаимодействие человека с искусственной окружающей средой, которую мы создали. Важной частью эргономики является анатомия, которая составляет теоретическую основу антропометрии и биомеханики.
Антропометрия (измерения человека) позволяют получить данные необходимые для правильного расположения органов управления и определения размеров рабочих пространств. Т.к. тело человека не имеет определённых конечных точек необходимо учитывать следующие важные элементы:
· Описание признака и использование конечных точек;
· Наличие точных сведений о данной группе населения;
· Определение границ интервалов которых нужно учитывать размеры машин и механизмов.
Биомеханика изучает приложение сил телом человека. На каждом рабочем месте человека должно быть создано условие обеспечивающее высокую работоспособность человека, это возможно только при совместимости характеристик человека и окружающей среды. Специалисты в области эргономики отмечают 5 видов совместимости системы ЧЕЛОВЕК-МАШИНА:
1) Информационная
2) Биофизическая
3) Энергетическая
4) Пространственно-антропометрическая
5) Технико-эстетическая
Информационная. В сложных системах человек обычно не управляет физическими процессами, а наблюдает за ними с помощью экранов, приборов, мнемосхем, сигналов , которые дают ему полную карину а ходе данного технологического процесса.
Эти средства называются средствами отображении информации. При необходимости человек пользуется кнопками, рычагами, выключателями и другими органами управления для регулировки технического процесса, эти устройства называются сенсомоторным полем.
Задача эргономики и состоит в том что бы обеспечить создание такой информационной модели (средства отображения информации + сенсомоторное поле) которое бы отображало все нужные характеристики машины в данный момент и в то же время позволяло оператору безошибочно принимать и перерабатывать информацию не перегружая его память.
Биофизическая совместимость подразумевает создание такой окружающей среды которая обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное психофизическое состояние человека.
Энергетическая совместимость предусматривает согласование органов управления машиной с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий к затраченной мощности, скорости движений, точность.
Пространственно-антропометрическая совместимость предполагает учёт размеров тела человека, возможности обзора внешнего пространства, положение (поза) человека в процессе работы.
Технико-эстетическая совместимость заключается в обеспечении удовлетворённости человека от общения с машиной в процессе труда.
Билет 2. 2. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп.
В люминесцентных лампах (ЛЛ) невидимое ультрафиолетовое излучение, возникающее в результате электрического разряда в парах металлов (например, ртути), заполняющих колбу или трубку, с помощью люминофора, покрывающего стенки трубки, превращается в видимое излучение.
В зависимости от состава люминофора спектральный состав света может быть разным, определяющим тип лампы. Люминесцентные лампы имеют высокую световую отдачу, большую продолжительность горения, благоприятный для глаз спектральный состав света.
У ряда ЛЛ и РЛ имеют место такие недостатки, как большие габаритные размеры, длительность разгорания и повторного зажигания; стробоскопический эффект (искажение зрительного восприятия); зависимость от температуры среды; сумеречность; способность создавать радиопомехи; пульсация светового потока и его снижение к концу срока службы лампы; высокочастотный шум; опасность отравления парами ртути; высокая стоимость некоторых типов и др.
Билет 2. 3. Что включают в себя спасательные работы.
1) разведку маршрутов движения и участков работ;
2) локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
3) розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений , из-под завалов;
4) подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой ;
5) вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;
6) оказание первой мед. и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;
7) вывод населения из опасных мест в безопапсные районы;
8) санитарную обработку людей, дезактивацию, дегазациию, дезинфекцию техники, средства защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и фуража.
Билет 3. 2. Формирование ГО, порядок их создания и оснащения. Организация спасательного отряда.
10 янв 1994 указом президента образованно МИН РФ по делам ГО, ЧС и МЧС «Закон о ГО» от 28.01.98г.
ГО – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Силами ГО явл-ся:
-воинская часть ГО
-невоенизир. формирование ГО
-учрежд. ГО(штабы, службы, курсы)
Основу сил ГО состав. невоенизир. формир. ГО ,создаваемые на объектах экономики в мир-е время.Они укомплектов-ся л/c, транспортом и имущ-мсогласно табелю оснащения.
Сущ-т 2 вида невоенизир. формир-й:
-формир. общего назнач.
-формир-я служб.
Формир-я общ. назнач. предназн., для спасения людей.Формир. служб решает специфич-е задачи.По подчиненности формир-ния подр-ся: на территор-е и объектив-е.
Билет 4. 2. Организация пожарной охраны на предприятии.
ПО подразд-ся на следующие виды: 1)гос.протвопожарные службы; 2) ведомств. ПО; 3) добровольная ПО. Задачи ПО: 1) организация предупреждения пожаров; 2) на крупных
пром. предприятиях с повыш., пожарной опаснос., организованы военизир-е пожарн., части. В менее крупных предприятиях образ-ся ведомств-е пожар-е части добровольн-й пожарной дружины. Ответств-ть за пожарн-ю безопасность на предприятии возложены на директора предприятия, а в цехах, отделах и др. подразделениях – на их начальников.
Контроль за соблюд-м ПБ на предприятии осущ-т пожар.-тех-я комиссия. В её состав входят гл., инс., предприятия.
Билет 4. 3. Инструкция по охране труда на рабочем месте.
Со всеми вновь поступившими на предприятие рабочими и служ-ми перед допуском к работе пров-ся вводный инструктаж и инстркктаж на раб., месте.
Вводный инструктаж пров-ся с целью ознакомления с общ-ми правилами, осн-ми законами об охране труда и правила внутр-го труд-го распорядка.
Инструктажи на раб-м месте бывает: первич-й, периодический, внеплановый и целевой. Первич-й инстр-ж пров-ся индив-но с кажд., пост-м на работу, со стажировки в теч., от 2 до 14 дней под наблюд., мастера, бригадира и опытного рабочего.
Не освоив-е м.б., не допущены.Внеплановый инстр-ж на раб-х местах прово-ся в след-х случ-х : измен., тех процессов, введ-е новых инструк-й по ОТ, изменение стандартов правил по треб-ю гос., надзора, когда в цехе были травматизм и аварии.
Целевой инструктаж-1)при работе по наряду , допуску$2)при выполнении разовых работ, при ликвид-и аварий и стих-х бедс-й;3) при провед-и экскурсий на предприятии.
Билет 16.1. Принципы ГО:
Всеобщая обязательность
Правовая обусловленность (подтвержденность законами)
Территориально-производственный принцип организации ГО
Универсальность
Принцип единоличия
Принцип разумной достаточности.
Принцип разграничения функций
По скорости распространения
Внезапные, Быстрые, Умеренные, Медленные
Задачи системы
1.Наблюдение за химическими, биологическими, физическими параметрами (характеристиками).
2.Обеспечение организации оперативной информации.
Принципы, положенные в организацию системы:
· коллективность;
· синхронность;
· регулярная отчестность
Кроме экологического мониторинга, существуют другие виды мониторингов: геохимический, генетический, биологический, медико-биологический, климатический.
Нормативы
Нормативы, используемые для оценки полученной информации называется ПДЭН (предельно допустимая экологическая нагрузка).
ПДЭН — воздействие (совокупность воздействий), которые или не влияют на качество окружающей Среды или изменяют его (качество) в допустимых пределах (т.е. не разрушая эко-систему и не вызывая отрицательных последствий у живых существ, в первую очередь у человека.
Нормирование шума
Нормативным докум. является ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ
Нормирование инфразвука
Источник: https://infopedia.su/8xec38.html
Краткая характеристика основных форм ПОД
Фиброзный остеит. Заболевание длительно протекает бессимптомно.
С прогрессированием заболевания могут появляться боли в костях, кожный зуд, миопатия, диффузная кальцификация, анемия, обусловленная фиброзом костного мозга, переломы и деформации костей.
Характерны высокий уровень ПТГ (более 500 нг/мл), высокая активность щелочной фосфатазы, гиперфосфатемия, при развитии третичного гиперпаратиреоза – гиперкальциемия.
Остеомаляция чаще характеризуется замедлением минерализации и ремоделирования костной ткани. Первые признаки остеомаляции проявляются уже на начальных стадиях ХПН.
Во время гемодиализа дополнительное неблагоприятное влияние на скелет оказывает аккумуляция в организме алюминия, который попадает туда при приеме содержащих алюминий гелей, некоторых растворов и с неочищенной от алюминия водопроводной воды, используемой при проведении гемодиализа.
Алюминиевый генез остеомаляции в настоящее время встречается редко. Для клинической картины характерны интенсивные оссалгии, частые патологические переломы в сочетании с поражением цнс.
Адинамическая костная болезнь (АКБ) является одной из наиболее частых форм костной патологии у больных диабетической нефропатией.
Различают первичную АКБ, и АКБ, спровоцированную неадекватным применением активных метаболитов витамина Д или алюминиевой нагрузкой.
Клинически АКБ проявляется оссалгиями, более ранними и интенсивными, чем при фиброзном остеите, а так же частыми патологическими переломами. АКБ характеризуется уменьшением скорости резорбции и костеобразования.
Лабораторно проявляется низким уровнем ПТГ и повышенным (в основном) уровнем кальция в крови. Тяжелая гиперкальциемия может быть легко спровоцирована назначением препаратов кальция или кальцитриола, но может развиться спонтанно. Характерна ранняя тяжелая анемия, часто (при аплазии костного мозга) — ЭПО-резистентная.
Диализный амилоидоз — одна из наиболее частых причин инвалидизации и смертности пациентов с ХПН, длительно (> 10 лет) находящихся на гемодиализе.
Патогенез этого состояния связан с нарушением биосовместимости диализных мембран и недостаточным выведением через диализную мембрану низкомолекулярного белка ((32 — микроглобулина), а также с его гиперпродукцией.
Диализный амилоидоз проявляется остеоартропатией с патологическими переломами и с синдромом запястного канала. Чаще поражаются крупные суставы, шейный отдел позвоночника, реже вовлекаются внутренние органы.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПОЧЕЧНЫХ ОСТЕОДИСТРОФИЙ
Лечение нарушений фосфорно-кальциевого обмена и костного метаболизма у пациентов с СД, находящихся на диализе, сходно с лечением пациентов с ненарушенным углеводным обменом и проводится в соответствии с формой ПОД.
Следует помнить, что в настоящее время абсолютно эффективных и бесспорных методов коррекции указанных расстройств не найдено и ПОД следует стремиться выявлять на самых ранних стадиях развития ХПН, а также проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение нормальных показателей фосфорно — кальциевого обмена.
Контроль уровня фосфора в крови (норма 0,81 – 1,61 ммоль/л)
• ограничение потребления фосфора с пищей.
К продуктам, содержащим большое количество фосфора, относятся: бобовые, белковые продукты (молоко и его производные, яйца, печень, ливер, лососевые рыбы, сардины, тунец), хлебные и крупяные изделия (кукурузный хлеб, ячмень, отруби, вафли), пиво, кола, кофе, шоколад, орехи. Однако в связи с тем, что пациенты, получающие терапию диализом, должны потреблять достаточное количество белка, применение у них строгой гипофосфатной диеты затруднительно.
• связывающие фосфат антациды (например р-р Альмагель) применяют редко, при выраженной гиперфосфатемии и неэффективности других средств возможно их назначение сроком на 1 месяц
• прием карбоната кальция, который назначают в начальной дозе 0,5-1,0 г элементарного кальция внутрь 3 раза в сутки во время еды (1 г карбоната кальция содержит 400 мг элементарного кальция).
Дозу можно увеличивать каждые 2 — 4 недели под контролем уровня фосфора в крови до оптимальной дозы — 2,5 г/сут (максимальная доза элементарного кальция — 4,0 г/сут).
Не следует применять цитрат кальция и другие препараты, в состав которых входит цитрат, так как они способствуют всасыванию алюминия в кишечнике.
Предупреждение гипокальциемии
• ***Адекватная концентрация кальция в диализирующем растворе (1,5-1,75 ммоль/л)
• Активные метаболиты витамина Д – альфакальциол (Альфа ДЗ-Тева, Этальфа, Оксидевит), кальцитриол (Рокалтрол):
• Показания к применению: гипокальциемия, ВГПТ, остеомаляции, ХПН у детей, ХПН + противосудорожная терапия, проксимальная миопатия; Противопоказания к назначению: гиперфосфатемия и гипер-
кальциемия. Произведение кальция на фосфор не должно превышать
70 мг/дл (6 ммоль/л), иначе резко возрастает риск метастатической
кал ьцификации.
***Современные диализирующие растворы для перитонеального диализа содержат кальций в концентрации 1,25 ммоль/л.
При более медленном, по сравнению с ГД удалении кальция через перитонеальную мембрану, низкое содержание кальция в диализном растворе предотвращает развитие эпизодов гиперкальциемии в условиях постоянного приема кальций – содержащих фосфат-биндеров.
Широкое внедрение в клиническую практику новых фосфор — связывающих препаратов, не содержащих кальций, вероятно, потребует и увеличения концентрации кальция в диализирующих растворах для ПД.
Дозы и режимы введения активных метаболитов витамина Д зависят от тяжести ВГПТ, возникновения побочных эффектов и подбираются индивидуально.
Различают следующие режимы введения: ежедневный (постоянный), интермиттирующий (прием препаратов во внедиализные дни или после сеансов диализа — 3 раза в неделю), пульс-терапия — недельная доза препарата вводится 1-2 раза в неделю. Пульс-терапия может осуществляться как пероральными формами, так и препаратами для внутривенного введения.
Как постоянная, так и интермиттирующая схемы лечения одинаково эффективны для снижения уровня ПТГ. Внутривенная пульс-терапия наиболее эффективна при тяжелых формах ВГПТ и уровне ПТГ более 600 пг/мл.
Эффективные недельные дозы для достижения оптимального уровня ПТГ зависят от исходного уровня ПТГ:
– при ПТГ от 260 до 400 пг/мл — 1,5 мкг альфакальцидола;
– при ПТГ от 400 до 800 – 2,5 мкг;
– при повышении ПТГ более 800 пг/мл — до 4,0 мкг в неделю.
У пациентов с СД терапия альфакальцидолом требует тщательного мониторинга и своевременной коррекции доз препарата в связи с более частым и быстрым, чем у пациентов без СД, развитием АКБ на фоне лечения.
Мониторирование лечения
В начале терапии альфакальцидолом или кальцитриолом и при подборе дозы необходимо контролировать уровень общего и ионизированного кальция и фосфора плазмы каждые две недели,
ПТГ — 1 раз в 3 месяца. Подбор дозы обычно занимает 4-8 недель, во время которых кальций плазмы стремится к повышению.
• При возникновении умеренной гиперфосфатемии и гипер-кальциемии следует снизить дозу активных метаболитов витамина Д в два раза, при выраженных повышениях фосфора и кальция в крови — временно отменить.
• В процессе лечения мониторирование плазменных уровней кальция, фосфора, ЩФ – 1 раз в месяц, ПТГ – 1 раз в 6 месяцев.
Хирургическое лечение
При неэффективности консервативной терапии ВГПТ применяется как хирургическая, так и нехирургическая паратиреоидэктомия (ПТЭ). К нехирургической ПТЭ относят чрескожные инъекции кальцитриола в гиперплазированные околощитовидные железы или этанола под контролем УЗИ. При ВГТП с рентгенологическими костными проявлениями и гиперплазией ОЩЖ показаниями к хирургическому вмешательству являются:
• постоянно повышенный уровень кальция в крови
• рост величины произведения кальция на фосфор в сыворотке крови до 6,0 – 6,5 ммоль/л или выше в сочетании с прогрессирующей кальцификацией мягких тканей, несмотря на жесткое ограничение потребления фосфата
• прогрессирующее поражение скелета, вызванное ВГТП
• постоянный, не поддающийся обычно методам лечения зуд
• кальцифилаксия
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник: https://megalektsii.ru/s18282t3.html