Зоология – наука о животных – биология

Зоология — наука о животных

Зоология (от греч. «зоон» — животное и «логос» — учение) — это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов.

Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная — 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые.

Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие — в воде, третьи — в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные — источник пищи, шерсти, кожи.

Животные широко используются для научных исследований — на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные — помощники человека в труде, спорте, отдыхе.

И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Среди животных есть одноклеточные организмы, колониальные и многоклеточные виды.

Между растениями и животными наблюдается много общих черт:

  1. все они имеют клеточное строение и сходный химический состав;
  2. общность происхождения одноклеточных форм;
  3. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);
  4. рост и способы размножения;
  5. раздражимость;
  6. передача наследственной информации.

Однако между растениями и животными есть существенные различия.

Различия между растениями и животными

Зеленые растенияЖивотныеСпособ питанияОбмен веществКлеткаТканиСистема органовСпособность к передвижениюСпособность к ростуАктивность в поисках пищиЦиклы развития
Автотрофный (фотосинтез). Гетеротрофный.
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических веществ. Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Имеет целлюлозную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком. Запасные вещества в виде крахмала. Целлюлозной стенки нет, есть тоненькая, называемая гликокализ, нет хлоропластов, вакуолей с клеточным соком. Запасные вещества в виде гликогена.
Образовательпая, покровная, механическая, основная, проводящая. Межклеточное вещество отсутствует. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Имеется межклеточное вещество.
  • Вегетативные: корень, стебель. лист.
  • Репродуктивные: цветок, семя, плод.
  • Соматические: опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и нервная.
  • Репродуктивные: половая.
Неподвижны. Имеются лишь ростовые движения. Активно передвигаются. Имеют амебоидные, жгутиковые, ресничные и мышечные движения.
Растут на протяжении всей жизни. Растут в основном лишь в молодом возрасте.
Не активны. Активны.
Зигота — зародыш — проросток — молодое растение — плодоносящее растение — стареющее растение — отмершее растение. Зигота — зародыш — детеныш (личинка)— молодое животное — взрослое животное — половозрелое активное животное — стареющее животное — умершее животное.

Отмеченные различия произошли в процессе эволюции (исторического пути развития) в результате расхождения признаков. Сходство доказывается родством и единством происхождения.

Запись опубликована в рубрике Биология с метками животные, зоология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://shkolo.ru/zoologiya-nauka-o-zhivotnyih/

Презентация по биологии для 7 класса на тему «Введение в зоологию. Зоология – наука о животных»

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии для 7 класса на тему «Введение в зоологию. Зоология – наука о животных»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Введение в зоологию.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ЗООЛОГИЯ – НАУКА О ЖИВОТНЫХ.

2 слайд Описание слайда:

ЖИВОТНЫЕ — ЧАСТЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ЗАКОНА, ОНИ ИМЕЮТ СВОИ ПРАВА, ПОТОМУ ЧТО ОНИ РАЗУМНЫ. ЖАН-ЖАК РУССО А у вас есть домашние животные? А за какие качества они вам нравятся? Какое домашнее животное вы хотели бы завести? Почему?

3 слайд Описание слайда:

С незапамятных времён животные и человек неразрывно связаны друг с другом.  Животные повсюду сопровождают человека, помогают ему, некоторые служат пищей. Те животные, которых наши предки приручили ещё задолго до нашего рождения, служат нам верой и правдой уже не одно столетие.

4 слайд Описание слайда:

Начало накопления человеком сведений о животном мире относится к каменному веку (палеолит). Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках животных на которых охотились.

5 слайд Описание слайда:

КАК НАУКА ЗООЛОГИЯ ЗАРОДИЛАСЬ В ДР. ГРЕЦИИ И СВЯЗАННО ЭТО С ИМЕНЕМ АРИСТОТЕЛЯ. Основоположник науки зоологии. Сделал первую попытку классификации животных. Подробно описал строение, образ жизни и распространение более 400 видов животных в своих сочинениях: «История животных», «Возникновение животных», «О частях животных». Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

6 слайд Описание слайда:

Началом познания мира микроскопических организмов и открытием возможности для его изучения послужило открытие, сделанное Антони ван Левенгуком в XVII веке. Левенгуком был изготовлен микроскоп.

7 слайд Описание слайда:

Антони ван Левенгук (1632—1723) Наблюдаемые объекты Левенгук зарисовывал, а свои наблюдения описывал в письмах (общим количеством около 300) Левенгук первым открыл эритроциты, описал бактерии (1683), дрожжи, простейших, волокна хрусталика, чешуйки (ссохшиеся клеточки) эпидермиса кожи, зарисовал сперматозоиды (1677), строение глаз насекомых и мышечных волокон. Нашёл и описал ряд коловраток, почкование гидр и т. п. Открыл инфузории и описал многие их формы.

8 слайд Описание слайда:

Карл Линней (1707-1778) В 1693 английский биолог Дж. Рей ввёл основное понятие систематики — вид, а в 1735 шведский натуралист К. Линней широко использовал это понятие для классификации животных и растений. Линней улучшил систему животных введением соподчинённых таксономических категорий (вид, род, отряд, класс). Карлом Линнеем было описано около 4 тысяч видов животных.

9 слайд Описание слайда:

Современная зоология — система наук о животных. Основные дисциплины зоологии, выделяемые по задачам исследования: Систематика животных. Морфология животных. Эмбриология животных. Физиология животных. Этология животных. Экология животных. Зоогеография.

10 слайд Описание слайда:

Систематика животных, называемая также таксономией животных, – раздел зоологии, занимающийся присвоением животным научных названий, описанием их видов и распределением (классификацией)последних по естественным группам на основании родственных (эволюционных) связей.

Морфология животных – учение о форме и строении животных организмов в их индивидуальном (онтогенез) и историческом, или эволюционном (филогенез), развитии. К морфологии животных относятся: анатомия, сравнительная анатомия животных, гистология, цитология, эмбриология. Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Этология – изучает поведение животных. Зоогеография – изучает распространение животных.

11 слайд Описание слайда:

Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

12 слайд Описание слайда:

Разделы зоологии: Орнитология – раздел зоологии, изучающий птиц. Ихтиология – раздел зоологии, изучающий рыб. Протозоология –раздел зоологии изучающий простейших. Териология – изучает зверей, или млекопитающих. Герпетология – исследует рептилий и амфибий. Гельминтология – изучает все виды червей. Энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых.

13 слайд Описание слайда:

Предмет зоологии: Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру.

Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.

Зоология изучает различные группы животных, в том числе насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; особый мир животных представляют простейшие.

14 слайд Описание слайда:

ДЛЯ ЖИВОТНЫХ, КАК И ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ДРУГИХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ, ХАРАКТЕРНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ: Клеточное строение. Способность к питанию, дыханию, Выделению. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Размножение, рост, развитие.

Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

15 слайд Описание слайда:

Животные отличаются от растений по следующим признакам: Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно передвигаться.

Большинство сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

16 слайд Описание слайда:

Многообразие животного мира

17 слайд Описание слайда:

А много ли животных вы знаете ребята? Какие из этих животных обитают в России в дикой природе? Где обитают животные? А где в городе можно встретить диких животных? Какую роль играет человек в жизни диких животных?

18 слайд Описание слайда:

По данным Всемирного (Международного) союза охраны природы (ВСОП), на Земле существует более 1,2 млн видов животных. Больше всего насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) — около 1 млн видов.

Известно около 70 тыс. видов моллюсков (улиток, двустворок, кальмаров) свыше 29 тыс. видов рыб.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного — около 9000 видов, еще меньше млекопитающих — около 5000 видов.

19 слайд Описание слайда:

Многообразие многоклеточных животных

20 слайд Описание слайда:

Многообразие одноклеточных животных:

21 слайд Описание слайда:

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — за счет плавников. Большинство наземных животных при движении опираются на парные конечности.

Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м. а масса их тела — около 5 т.

Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле — синий кит длиной до 33 м. и массой до 150 т.

22 слайд Описание слайда:

Сравнительные размеры животных (простейшие дани в поле оптического микроскопа)

23 слайд Описание слайда:

Значение животных в природных сообществах: Животные — опылители растений(бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др).

24 слайд Описание слайда:

Значение животных в природных сообществах: Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния.

25 слайд Описание слайда:

Значение животных в природных сообществах: Важна регулирующая роль животных в природных сообществах, важны они и для человека. Так. хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей лесных и культурных растений.

26 слайд Описание слайда:

отрицательная роль животных в природных сообществах: Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.

Стаи азиатской перелетной саранчи полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая.

Читайте также:  Беременность и роды - биология

Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человека

27 слайд Описание слайда:

Значение животных для человека: Для человека важное значение имеют дикие животные как объекты охоты. Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах, промысла морского зверя, охоты на кабанов.

оленей, водоплавающих и лесных птиц. Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу.

28 слайд Описание слайда:

Значение животных для человека: Животноводство — содержание и разведение крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз, кур, уток — стало важнейшей отраслью сельского хозяйства. От его успехов зависит обеспеченность людей необходимыми продуктами. Одомашнивание животных продолжается до сих пор.

В последние десятилетия успению одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы но одомашниванию лося, глухаря, страусов. Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет разведение лабораторных животных — мышей, крыс, морских свинок.

Давно разводят декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.

29 слайд Описание слайда:

Значение животных для человека: Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство.

Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы. Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак.

В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.

30 слайд Описание слайда:

Памятники собаке: Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.

31 слайд Описание слайда:

Памятники собаке: На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.

32 слайд Описание слайда:

Памятники собаке: Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен своим хозяевам после их смерти.

33 слайд Описание слайда:

Памятники собаке: В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова.

На постаменте написаны его слова: “Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства”.

34 слайд Описание слайда:

Вывод: Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение:Зоология, морфология, анатомия, цитология,физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология.

35 слайд Описание слайда:

Вопросы: Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки входящие в её состав.

Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.

Какие признаки характерны для животных? В чём их отличие от растений? Как вы думаете, скажется ли исчезновении насекомых-вредителей на биоценоз в котором они обитают? Каким образом? Одинаково ли полезны все животные?

36 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: Пронаблюдайте и запишите в тетрадь всех животных, которые будут встречаться вам по дороге в школу , домой, или на прогулке! В течении нескольких дней. По данному списку сделайте вывод о том, каково разнообразие животных в нашем городе! Напишите рассказ о диком животном, занесённом в Красную книгу РФ! Укажите, почему вы выбрали именно его!

37 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=12987

Зоология – наука о животных

Слово «зоология» состоит из двух слов – «зоон» (животное) и «логос» (учение). Зоология наука о животных, их строении, жизнедеятельности, разнообразии, классификации, взаимодействии между собой и с окружающей средой.

При изучении обширной области зоологии науки о животном мире – затрагиваются следующие биологические дисциплины:

  • цитология – наука о клетках;
  • физиология – наука о функционировании организма и регуляции жизненных процессов;
  • анатомия (морфология) – внешнее и внутренне строение организма;
  • эмбриология – наука о развитии зародыша;
  • палеонтология – наука об ископаемых животных;
  • генетика – наука о развитии и наследственности организмов;
  • систематика – разработка принципов классификации.

Каждая из этих дисциплин даёт понятие о происхождении, развитии, видоизменении и строении животного.

Человек является частью животного мира, поэтому изучается по такому же принципу, как и любое другое животное.

В зависимости от объекта изучения зоология подразделяется на следующие дисциплины:

  • протозоология – простейшие, одноклеточные животные;
  • планктология – планктон;
  • гельминтология – паразитарные черви;
  • нематология – круглые черви;
  • артроподология – членистоногие; включает дисциплины о насекомых (энтомология), паукообразных (арахнология), ракообразных (карцинология);
  • малакология – моллюски, включает несколько разделов, раковины отдельно изучает конхиология;
  • ихтиология – рыбы;
  • герпетология – земноводные и пресмыкающиеся;
  • орнитология – птицы, включает оологию, изучающую яйца;
  • териология – разнообразие млекопитающих, включает несколько разделов, изучающих разных млекопитающих (приматология – обезьяны, хироптерология – летучие мыши, кетология – киты и т.д.);
  • физическая антропология – происхождение и эволюция человека;
  • зоогеография – распространение животных;
  • этология – инстинкты животных и поведение человека.

Рис. 1. Животные.

Зоология тесно связана с другими смежными науками – медициной, ветеринарией, экологией.

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

  • 1. Классификация животных

Животные имеют черты живого организма, что доказывается следующими особенностями:

  • клеточное строение;
  • рост;
  • обмен веществ;
  • дыхание;
  • выделение продуктов жизнедеятельности;
  • размножение.

Однако животных от растений отличает ряд признаков:

  • отсутствие целлюлозной клеточной оболочки, вакуолей, хлоропластов;
  • гетеротрофное питание, т.е. использование в пищу других организмов;
  • наличие системы органов или её зачатков;
  • активное движение;
  • наличие инстинктов и поведения.

Рис. 2. Сравнение клетки животного и растения.

В мире насчитывается более 1,6 млн. видов животных. Большую часть животного мира составляют членистоногие (1,3 млн. видов). К ним относятся насекомые, пауки, раки.

Рис. 3. Членистоногие – многочисленные животные.

Для описания многообразия видов используется классификация, включающая девять категорий:

  • Надцарство (Домен);
  • Царство;
  • Подцарство;
  • Тип;
  • Класс;
  • Отряд;
  • Семейство;
  • Род;
  • Вид.

Самое маленькое животное состоит из одной клетки (не более 0,5 мм в длину). Гиганты встречаются не только среди млекопитающих (синий кит), но и пресмыкающихся, птиц, земноводных.

Зоология изучает животных, включает множество дисциплин и затрагивает смежные науки. По строению и образу жизни животные значительно отличаются от растений. Классифицируются по девяти категориям.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/zoologiya-nauka-o-zjivotnyh-priznaki.html

Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель. Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

ЭтапыОсновные события
IV ст. до н. эры Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эры Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.
V – XV ст. В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV – XVI ст. В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.
XVII ст. Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст. Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст. Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст. Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст.

, когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология — исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных — взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология — изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография — изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

Читайте также:  Значение воды в жизни организмов - биология

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась.

Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день.

Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (8

Источник: https://animals-world.ru/zoologiya-nauka-o-zhivotnyx/

Зоология как наука — урок. Биология, Животные (7 класс)

Представителей царства животные изучает наука — зоология.

Зоология — биологическая наука, которая исследует строение, процессы жизнедеятельности, разнообразие, распространение животных и их значение в природе и жизни человека.

В зависимости от объектов изучения, в зоологии выделяют такие дисциплины, как:

1. Протозоология (изучает одноклеточных животных);

Одноклеточные животные (слева — амёба протей, справа — инфузория туфелька)

2. Гельминтология (изучает паразитических червей);

Паразитический червь — лентец широкий

3. Энтомология (изучает насекомых);

Различные виды насекомых

4. Арахнология (изучает паукообразных);

Различные виды паукообразных

5. Ихтиология (изучает рыб);

Различные виды рыб

6. Герпетология (изучает земноводных и рептилий);

Представитель земноводных: чесночница обыкновенная

Представитель рептилий: гадюка обыкновенная

7. Орнитология (изучает птиц);

Различные виды птиц

8. Териология (изучает млекопитающих).

Представитель млекопитающих: зебра

Выделяют различные разделы зоологии, в зависимости от их области изучения:

1. Морфология (исследует строение животных);

2. Сравнительная морфология (сравнивает строение различных групп животных);

3. Экология животных (исследует взаимоотношение животных с окружающей средой и между собой);

4. Этология  (изучает поведение животных);

5. Зоогеография (изучает распространение животных);

6. Физиология животных (исследует жизнедеятельность животных);

7. Систематика животных (описывает многообразие видов и классифицирует их по определенным признакам);

8. Палеозоология (изучает животных прежних геологических эпох).

Для упорядочивания и классификации всех существующих видов животных используются следующие систематические категории: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Систематические категории животных

Пример:

Систематическое положение Аиста белого:Царство ЖивотныеПодцарство МногоклеточныеТип ХордовыеКласс ПтицыОтряд АистообразныеСемейство АистовыеРод Аист

Вид Аист белый

Аист белый

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. – 302, [2] с. :ил.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология (От амёбы до человека).  7 класс. Учебник общеобразовательной школы. – М:Баласс, 2013. – 320с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/zhivotnye/zoologiia-nauka-o-zhivotnykh-14350/osnovnye-priznaki-zhivotnykh-14370/re-ff908c8e-9c25-4957-84a4-d0fa372c086a

Зоология — наука о животных

§ 1. Зоология — наука о животных

Если вы забыли

Биология — комплекс наук о живой природе. Все живые организмы в биологии относятся к пяти царств: Вера, Дроб'янки, Растения, Грибы и Животные.

Вы неоднократно бывали в зоопарке и смотрели телепередачи о животных. Что же новое в мире животных нам предстоит узнать сегодня? Мы научимся ставить сложные вопросы и отвечать на них.

Можно ли утверждать, что животные и растения очень похожи? Можно сказать, что животные и растения имеют много отличий? Два вопроса — один ответ: «Да!» А почему человек относится к царству Животных? Ответ за вами.

Среди жителей планеты насчитывают около 2 млн видов животных — значительно больше, чем растений. Наука, которая их изучает, входит в состав биологии и называется зоологией (от греч. «зоон» — животное, «логос» — наука).

Что изучает зоология? Эта наука изучает строение и жизнедеятельность животных, их историческое и индивидуальное развитие, классификацию животных, их взаимосвязи с окружающей средой и закономерности распространения на планете.

До XIX века зоологи в основном занимались изучением внешнего и внутреннего строения животных. Сведений накопилось так много, что постепенно от зоологии ответвились научные дисциплины, которые изучали отдельные группы животных: энтомология — насекомых, ихтиология — рыб, орнитология — птиц и тому подобное.

Зоологов все больше интересовали вопросы, связанные с закономерностями развития, распространения, расселения и поведения животных.

В результате этого в современной зоологии выделились морфология (наука о строении организма и органов); физиология (наука о работе органов и их систем); зоогеографія (наука о закономерностях расселения животных), этология (наука о поведении); палеозоологія (наука о древних, вымерших животных), систематика (наука о классификации животных) и другие науки.

Животные, так же как и представители царств Растения, Грибы, Дроб'янки, имеют все признаки живых организмов. им свойственны обмен веществ (питание, дыхание, выделение), рост, развитие, движение, размножение и раздражимость. Организмы животных состоят из клеток.

Объектом изучения палезоології, которая отделилась от палеонтологии являются ископаемые остатки животных и следы их деятельности. Одной из самых интересных загадок остается достаточно быстрое массовое уничтожение динозавров, которые господствовали на планете около 300 млн лет назад.

Если вы забыли

Эволюция — процесс исторического развития организмов.

В чем же причина такого принципиального сходства живых существ на нашей планете? В совместном происхождении.

За длительное время эволюции между представителями различных царств не только сохранилась сходство, но и накопились существенные отличия. Это позволило живым организмам хорошо приспособиться к среде обитания. Какие же особенности имеют животные, в отличие от других живых организмов?

• Представьте тигра, который набрасывается на свою жертву; корову, которая мирно жует траву; паразитического червя, который поглощает питательные вещества всей поверхностью тела… Ничего общего. Но только на первый взгляд.

Эти животные, как и большинство других, питаются готовыми органическими веществами. Они гетеротрофы! А растения — автотрофи. В результате фотосинтеза они самостоятельно образуют органические вещества в своем теле. Это основное отличие животных от растений.

Гетеротрофами являются также большинство дроб'янок, некоторые растения-паразиты и все грибы.

• В отличие от растений, грибов и многих бактерий, большинство животных способно самостоятельно передвигаться.

Включаем воображение и наблюдаем гепарда, который, преследуя добычу, развивает скорость до 120 км/ч; коршуна, который парит в небе; дельфина, который выпрыгивает из воды.

Да, животные способны самостоятельно передвигаться в определенной среде! В процессе эволюции у них появились специальные органы движения:

• Клетки животных отличаются от клеток растений, грибов и дроб'янок. Самые главные отличия — это отсутствие жесткой целлюлозной клеточной оболочки, пластид и вакуолей с клеточным соком.

• Организмы большинства животных, в отличие от растений, грибов и бактерий, имеют системы органов (дыхательная, кровеносная, нервная и т. п), которые обеспечивают более эффективный обмен веществ.

• Тела животных компактны, что обеспечивает сохранение

энергии во время передвижения, а тела растений разветвленные.

• Растения способны к неограниченному росту в течение жизни, у большинства животных рост ограничен. Они растут только в определенное время и до определенных размеров.

• Тела животных, в отличие от растений, симметричные.

Сайга известна как животное, способна быстро перемещаться по суше. Она имеет очень сильные конечности и опирается на один палец, покрытый роговым чехлом — копытом

Королевский орел — один из самых больших птиц на Земле. Благодаря сильным крыльям, он может подниматься на высоту более 2 км

Дельфин. Они являются умелыми пловцами и способны преодолевать тысячи километров благодаря активному движению

Двустороннюю симметрию можно наблюдать в многих млекопитающих и рыб. И белый медведь (а), и рыба (б) имеют симметричные бока, имеют спинной и брюшной сторону, передний и задний конец тела

Лучевая симметрия характерна для животных, ведущих малоподвижный образ жизни (а) медуза, (б) актиния крылья у птиц, плавники у дельфинов, бігальні конечности у гепардов и тому подобное.

Вы, наверное, замечали, что левая сторона вашего тела симметричный правом, то есть, тело человека имеет двустороннюю симметрию. Такой тип симметрии характерен для насекомых, рыб, птиц, млекопитающих и многих других животных. При этом через тело животного можно провести только одну плоскость симметрии и получить две «зеркальные» половины.

Животные, которые ведут малоподвижный образ жизни (прикреплены к скалам подобно кораллам, медленно передвигаются подобно медуз и тому подобное), имеют другой тип симметрии.

Сколько плоскостей симметрии можно провести через тело медузы? Множество. Если взглянуть на эту «картину» сверху, то плоскости симметрии напоминают лучи или радиусы, выходящие из одной точки.

Поэтому такой тип симметрии называют лучевой, или радиальной.

Зоология — система биологических наук, изучающих строение и жизнедеятельность животных, их историческое и индивидуальное развитие, классификацию, взаимосвязи с окружающей средой и закономерности распространения на нашей планете.

Животным свойственны обмен веществ, рост, развитие, движение, размножение, раздражимость, клеточное строение. В этом проявляется сходство животных других организмов.

Имеют они и особенности: большинство животных гетеротрофы, их клетки не имеют твердой оболочки, их органы объединены в системы.

Животные, как правило, способны самостоятельно передвигаться, их рост ограничен, а тело компактное и имеет симметрию.

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/8klas_1_b/1.html

Зоология – наука о животных Зоология – наука о животных. – презентация

1 Зоология – наука о животных Зоология – наука о животных<\p>

2 Что изучает биология? Назовите отличительные признаки живого. Какие живые организмы вам известны? На какие группы делятся живые организмы? Как называется наука, изучающая животных? Вспомните!<\p>

3 Зоология (с греч. «зоон» – животное, «логос» – учение, наука) – наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Биологический энциклопедический словарь Словарь<\p>

4 Аристотель «История зоологии», вторая половина IV в. до н.э. описал около 500 видов животных, разделил животных на 2 группы: позвоночных и беспозвоночных, описал строение и развитие, распространение и значение известных животных<\p>

5 Антони ван Левенгук «Тайны природы», 1695г. открыл и описал одноклеточных животных – простейших<\p>

6 Карл Линней «Система природы», 1735г. заложил основы современной классификации растений и животных описал более 4500 видов животных<\p>

7 П.С. Паллас «Русско-Азиатская зоогеография», 1811г. описал все известные к тому времени позвоночные животные России<\p>

8 Ч. Дарвин «Происхождение видов путем естественного отбора…», 1859г. доказал, что животный мир изменяется в результате эволюции<\p>

9 Система наук о животных Зоология морфология анатомия физиология этология экология зоогеография эмбриология палеозоология (палеонтология) систематика генетика животных селекция животных<\p>

10 Разделы зоологии Акарология (от греч. akari – клещ и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий клещей. Арахнология (от греч. arachпe – паук и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий паукообразных. Батрахология (от греч. batrachos – лягушка и logos – учение) – устаревшее название раздела зоологии, изучавшего земноводных. Гельминтология (от греч. helтiпs – червь и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий паразитических червей и заболевания человека, животных и растений, вызванные этими червями. Герпетология (от греч. herpetoп – пресмыкающееся и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся и земноводных. Ихтиология (от греч. ichthys – рыба и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий рыб. Карцинология (от греч. karkiпos – рак и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий ракообразных. Конхиология (от греч. koпche – раковина и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий раковины (главным образом моллюсков). Малакология (от греч. тalakioп – моллюск и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий моллюсков. Орнитология (от греч. otnithos – птица и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий птиц. Приматология (от лат. priтates – первенствующие и греч. logos ­ учение) – раздел зоологии, изучающий приматов (человекообразных обезьян). Протозоология (от новолат. protozoa – простейшие и греч. logos ­учение) – раздел зоологии, изучающий одноклеточные организмы – простейших. Териология (от греч. therioп – зверь и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий млекопитающих. Энтомология (от. греч. entoma – насекомое и logos – учение) – раздел зоологии, изучающий насекомых.<\p>

11 Заполните таблицу «Сходство и различия животных и растений» Общие признаки живых организмов Отличительные признаки ЖивотныхРастений клеточное строение; способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ, размножению, росту и развитию клетки не имеют твердой целлюлозной оболочки; питаются готовыми органическими веществами (потребители); способны воспринимать раздражения и реагировать на них; активное передвижение; нет хлоропластов, вакуолей есть системы органов клетки имеют твердую целлюлозную оболочку; сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза (производители); реагируют на раздражения с помощью химических веществ; не способны к активному передвижению; есть хлоропласты, вакуоли, пигменты<\p>

12<\p>

13 Распространение животных<\p>

14 Многообразие животных<\p>

15 Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс.<\p>

16 Многообразие животных<\p>

17 Роль животных в природе Опыление растений Распространение плодов и семян<\p>

18 Роль животных в природе Повреждение растений (фитофаги) Возбудители и переносчики заболеваний животных<\p>

19 Роль животных в природе Регуляция численности других животных Изменение микрорельефа и экосистем<\p>

20 Роль животных в природе Разложение мертвого органического вещества Почвообразование<\p>

21 Роль животных в природе Образование осадочных пород Образование коралловых рифов и атоллов<\p>

22 Роль животных в жизни человека Получение продуктов питания Сырье для промышленности и медицины<\p>

23 Роль животных в жизни человека Домашние животные (животноводство) Объект охоты и промысла<\p>

24 Роль животных в жизни человека Лабораторные животныеДекоративные животные<\p>

25 Роль животных в жизни человека Вредители культурных растений Уничтожение продуктов и материалов<\p>

26 Роль животных в жизни человека Возбудители и переносчики заболеваний человека Опасные (хищные, ядовитые) животные<\p>

27 Роль животных в жизни человека Транспортное средство Биоиндикаторы загрязнения окружающей среды<\p>

28 Роль животных в жизни человека Они просто наши лучшие друзья и даже часть семьи<\p>

29 Домашнее задание § 1, ответить на вопрос 2 с.10 (устно).<\p>

30 Используемые ресурсы Родословная животного мира, животные одноклеточные и многоклеточные, основные признаки животных, мел. Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО “Дрофа”, Царство Животные, многоклеточные животные, морские обитатели, планктон, кольчатые черви, насекомые, хищные птицы. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Колорадский жук, подкожный бычий овод, таежный клещ, каракурт, пустельга, рябинник, жук-навозник, дождевой червь, перелетная саранча, гуанако, лягушка остромордая, беззубка обыкновенная., портреты Дарвина и Аристотеля. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология» 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, Коровы на пастбище, колибри на цветке, лошади. Учебное электронное издание «Экология». Методическое пособие для учителя. МИЭМ, Коралловый остров. Полный интерактивный курс «Открытая биология». ООО «Физикон», Птицефабрика. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Котенок и щенок. Электронная энциклопедия «Хочу все знать. Животные». ООО «Гистерезис» Бобр. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. ЗАО «Новый Диск», 2007.<\p>

31 Используемые ресурсы К. Линней. B0%D1%80%D0%BB П.С. Паллас. 5%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD А. ван Левенгук. Приспособленность животных к жизни в воде, почве, на суше, в воздухе. Природоведение. Библиотека электронных наглядных пособий b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b453aa0f b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27 Ребенок и котенок. %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg Ребенок и щенок. 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/542417/

Зоология – наука о животных

Конспект урока информатики

Класс: 7

Тема:Зоология – наука о животных.

Цель: познакомить учащихся с предметом изучения науки зоологии, историей её развития. Установить черты сходства и различия между растениями и животными.

Задачи:

  • Развивающая – развивать логическое мышление, умение строить осмысленный ответ

  • Образовательная– Рассказать о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениями между ними.

  • Воспитательная – воспитывать уважение к окружающему миру.

Оборудование: презентация, наглядность.

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Актуализация ранее изученного.

Что изучает биология?

– Биология изучает живые организмы. Их многообразие, строение, жизнедеятельность, историческое развитие.

Все живые организмы на нашей планете выделены в четыре царства.

Кто скажет, какие? ( бактерии (дробянки), грибы, растения, животные).

  1. Мотивация учебной деятельности.

– С представителями царств бактерии, грибы и растения вы познакомились, изучая биологию в 6 классе. Вы узнали, что бактерий изучает биологическая дисциплина бактериология, грибы – микология, растения – ботаника.

– А вот представителей царства животные изучает наука зоология.

1.Работа с учебником.

– Рассмотрите изображения на стр.5 в учебнике. Что изображено? Как они связаны между собой?

Прочитайте в учебнике, что значит выражение «Зоология – система наук о животных».

– От каких двух слов происходит слово «зоология»? (вывешивается на доску). Запись определения в тетрадь.

– Вы сказали, что современная зоология – это система наук о животных.

Одни из них изучают внешнее и внутреннее строение животных, процессы их жизнедеятельности, поведение, развитие, взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле, историю развития и многое другое.

Это такие науки, как морфология, анатомия, физиология, этология, эмбриология, экология, зоогеография, эволюция. Другие науки изучают отдельные группы животных.

– Вспомните, как они называются? Верно. Энтомология изучает насекомых, ихтиология – рыб, орнитология – птиц (запись в тетрадь из учебника)

. 2. Развитие науки зоологии

– Как же развивалась наука зоология? С древних времён человек изучал живую природу. Даже пещерные люди знали о животных, населяющие окружающий их мир.

– Что может свидетельствовать об этом? (наскальные рисунки оленей, быков, мамонтов, сохранившиеся до наших дней).

– Зачем первобытному человеку и его потомкам были необходимы наскальные рисунки? (Знание фактов о том, какие животные полезны, какие опасны были необходимы первобытному человеку. От этого зависела их жизнь).

Знания предков накапливались из поколения в поколение. Накопленные знания нужно было обобщить и систематизировать. Это попытался сделать 4 веке до н.э. древнегреческий учёный Аристотель. Он написал труд «История животных», где привёл сведения о строении тела животных, способах их размножения , постройке гнёзд, питания.

Он описал образ жизни, поведение, места обитания, спячку, линьку и другие факты. Он составил «Лестницу существ», согласно которой в природе происходит постепенный переход от неживых тел к живым организмам. Это была первая систематизация животных.

Большой толчок развитию зоологии дали великие географические открытия и путешествия, когда путешественники из своих экспедиций начали привозить сведения о животных, обитавших на других континентах.

3. Признаки животных

Несмотря на большое разнообразие, все животные имеют сходные признаки.

– Перечислите их. Верно, это клеточное строение, способность к питанию, дыханию, росту, развитию, размножению. (запись в тетрадь)

Но эти признаки характерны и для растений. Прочтем об этом в учебнике на стр. 6.

– Почему же животных выделили в отдельное царство? (животные имеют ряд отличительных признаков:

  • способны к активному передвижению;

  • питаются готовой пищей;

  • клетки животных отличаются по строению от клеток растений).

4. Среды жизни животных. Местообитание

– Животные – очень разнообразны, в том числе и по своей численности. Найдите и прочитайте, какую цифру приводят авторы учебника.

– За длительный исторический период развития живые организмы освоили четыре среды жизни – водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную (обитание одних организмов на теле или в теле других организмов).

– Приведите примеры, кто живет в водной среде, в наземно-воздушной среде, в почвенной среде, в другом организме. (запись в тетрадь)

– Некоторые животные живут не в одной, а в нескольких средах. Приведите примеры.

– В любой среде жизни животные занимают те участки, которые наиболее благоприятны для их жизни. Например, раки, акулы, камбалы – обитатели водной среды. Но раки живут в реках и озёрах с чистой водой, илистым дном, обрывистыми глинистыми берегами; акулы – в толще морской воды; камбалы на дне.

– Конкретный участок среды жизни, населённый теми или иными животными, называют местообитанием этих животных. (запись в тетрадь).

Физкультминутка.

  1. Первичная проверка полученных знаний.

– Читаем дальше по учебнику на стр.7.

– Какой вывод мы с вами сформулируем из прочитанного? (животные очень многообразны по облику, строению, размерам и образу жизни).

– Каждого животного есть своя роль в природе. Она зависит от того, какое назначение само животное выполняет. Посмотрите на доску – здесь помещены изображения животных. Чем они отличаются друг от друга? (ролью для человека и природных сообществ).

– Приведите примеры диких животных? Перечислите их плюсы, минусы для человека.

– Запишем в тетрадь (по учебнику), чем важны для человека дикие животные и насекомые:

  • Опыление растений;

  • Распространение плодов и семян растений;

  • Добыча ценного меха, мяса

  • Регулирование численности больных животных.

– Приведите примеры домашних животных? Объясните чем важна их роль в жизни человека.

– Прочитайте в учебнике, когда было одомашнено первое животное.

  1. Закрепление полученных знаний

– Задание на стр.10, №2 (самостоятельно)

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?

  2. Как называется наука, изучающая животных?

  3. Кто впервые предпринял попытку классификации животных?

  4. Чем животные отличаются от растений?

Составьте вопросы по нашей теме для своих одноклассников, например:

  • Какие среды жизни заселили животные?

  • Что такое местообитание?

  • Как животные приспособлены к жизни в определённой среде?

  • Какие типы взаимоотношений среди животных вы знаете?

– Что нового вы узнали на уроке? Что вспомнили?

Учебник: стр.4-10 (читать), выучить записи в тетради.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/zoologhiia-nauka-o-zhivotnykh

Ссылка на основную публикацию