Понятие о систематике растений – биология

Урок 35. Понятие о систематике растений. Раздел 11. Систематика растений

Тип урока – комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

– осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать – понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь – определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Понятие о систематике растений

Цели: продолжить формирование знаний о разнообразии ра­стительного мира на Земле; дать представление о систематике и о современной классификации растений; познакомить с ос­новными таксономическими группами растений (царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид) и степенями родства между различными таксономическими группами; сформировать пер­воначальные знания о виде, о правилах образования бинарных названий видов.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии ра­стений разных систематических групп; таблицы основных отделов растений; школьный атлас-определитель растений (по одному на парту).

Ключевые слова и понятия: систематика растений, класси­фикация, царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид, сорт; бинарная номенклатура, таксон, промежуточный таксон, латинские названия; основные отделы царства растений: отдел покрытосеменные (цветковые) растения, отдел голосеменные, отдел мохообразные, отдел папоротникообразные, водоросли.

Ход урока

Актуализация знаний

Рассказ с ошибками

(Текст с ошибками раздается в печатном виде каждому уче­нику или по одному экземпляру на парту.) Ученикам дается око­ло 5 мин, чтобы прочитать его и исправить все ошибки. Затем учащиеся по порядку читают по одному предложению, называют и исправляют ошибки. Таким образом в работе будет задействован практически весь класс.)

Найдите и исправьте биологические ошибки в тексте.

В жизни цветковых растений можно выделить несколько возраст­ных периодов. Обычно выделяют четыре возрастных периода, которые идут друг за другом в следующем порядке: период молодости, период зрелости, зародышевый период, период старости.

Зародышевый период растения начинается с момента образования цветков материнского организма и продолжается до момента образо­вания семени растения.

Вначале образуется зигота – оплодотворенная одним из спермиев центральная клетка. Зигота имеет гаплоидный набор хромосом, а боль­шинство клеток организма имеет диплоидный набор хромосом. Зигота многократно делится, в результате чего образуется многоклеточный зародыш будущего растения – семязачаток.

В зародышевом периоде большинство растений проводит не более года. Если семена пролежали больше, то они становятся нежизнеспо­собными и погибают. Науке неизвестны случаи сохранения семян жиз­неспособными в течение более длительного времени.

Период молодости – промежуток времени от прорастания семени до момента образования семян на этом растении. Первое время про­росток молодого растения питается за счет корневой системы мате­ринского организма. Потом у него развивается своя корневая система. У однолетних растений период молодости длится дольше, чем у мно­голетних.

Стадия зрелости является исключительно вегетативным периодом в жизни растения. У многолетних растений этот период обычно самый короткий.

Период старости характеризуется активизацией всех жизненных процессов в организме растения. Растение начинает активно цвести и плодоносить, образовывать новые органы.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На Земле существует огромное количество различных расте­ний. (Учитель демонстрирует комнатные растения, гербарии, изображения различных растений на таблицах.)

Вспомните, какова примерная численность растений на Земле. (Ответы учащихся.)

Сейчас известно около 500 000 видов растений. Растения сильно различаются между собой по размерам, срокам жизни, местообитанию, внешнему строению и т. д. Для того чтобы ра­зобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле, необходимо разбить их на определенные группы, т. е. классифицировать.

Вспомните, как называется наука о классификации расте­ний. (Систематика растений.)

Итак, систематика — это наука о классификации.

А что же такое классификация? (Ответы учащихся.)

Классификация — это разделение всей общности на отдельные

группы по какому-либо признаку.

Вспомните, что является самой крупной единицей систе­матики. (Царство.)

Какие царства вы можете назвать? (Царстворастений, цар­ство животных, царство грибов и царство бактерийдро­бянок.)

Основоположником систематики по праву считается швед­ский ученый-естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778). Он написал книгу «Система природы», где дал классификацию ра­стений, животных и даже минералов.

Кроме того, ученый опи­сал большое количество растений и животных, которые были ему известны, т. е. он описал их внешний вид, особенности, отличия этих растений и животных от других. Но заслуга Карла Линнея состоит не только в этом.

Благодаря нему каждое растение полу­чило не только имя, но и «фамилию».

Если мы заглянем в любой биологический справочник, то уви­дим, что названия всех растений состоят из двух слов. Напри­мер, радиола розовая, фиалка собачья, лапчатка прямостоячая, герань лесная и т. д. Это так называемая бинарная номенклатура (т. е. двойное название), которая была введена Карлом Линнеем в 1753 г. в книге «Виды растений».

Все двойные названия являются наименованиями различных видов растений. Вид — основная (минимальная) единица систе­матики. Вид — совокупность растений, сходных по внешнему строению, способных скрещиваться и давать плодовитое жизне­способное потомство.

(Учитель демонстрирует несколько комнатных растений од­ного вида.)

Сходные по происхождению и внешнему строению виды объ­единяют в роды.

Если мы более подробно разберем двойные названия расте­ний, сможем обнаружить очень много интересного. Например, названия видов: лютик едкий, лютик ядовитый, лютик золоти­стый, лютик ползучий — имеют общее слово лютик.

Как вы считаете, о чем это говорит? (Ответы учащихся.)

Это говорит о родстве этих растений между собой, т. е. эти

растения объединяются в общую группу — род лютик. Таким об­разом, первое слово двойного названия растения (это чаще все­го существительное) является названием рода, а оба слова вме­сте — названием вида этого растения. Видовое название никогда не употребляется отдельно от родового. Оно бессмысленно, если написано отдельно. Видовому названию всегда предшествует на­звание рода.

Самостоятельная работа учащихся с атласом-определителем

Найдите в атласах-определителях, лежащих на ваших сто­лах, названия растений, принадлежащих к одному роду, и запишите эти названия в тетрадь.

(Учащиеся работают с атласами-определителями.)

Но во всей биологической литературе наравне с двойными русскими наименованиями указаны и названия на латинском язы­ке (также двойные). Введение латинских названий является заслу­гой Карла Линнея. Какой бы определитель мы ни взяли, в какой бы стране он ни был выпущен, рядом с обозначением на местном языке обязательно будет надпись на латинском.

Как вы думаете, для чего это делается? (Благодаря наличию латинских названий ученые всех стран могут беспрепят­ственно понимать друг друга.)

Найдите в атласах-определителях латинские наименования растений. Запишите в тетрадь латинское и русское названия одного-двух растений.

(Учащиеся работают с атласами-определителями.)

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Близкие виды растений объединяют в семейства, близкие семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, а отделы — в царство растений.

Например, род лютик вместе с родами василек, живокость и др. составляют семейство лютиковых. Семейства лютиковые, магнолиевые, барбарисовые и некоторые другие образуют поря­док магнолиевидных. Порядок магнолиевидных относится к клас­су двудольных растений, который, в свою очередь, принадлежит отделу покрытосеменных растений.

А к какому царству относятся покрытосеменные? (К цар­ству растений.)

Вне традиционного систематического дробления находится деление растений на высшие и низшие.

Кроме основных единиц систематики (таксонов), существуют и промежуточные, например, подотряд, подсемейство, подвид и т. д.

Некоторые виды включают две или более расы, называемых подвидами, или разновидностями, которые в целом похожи, но имеют некоторые принципиальные отличия. Тогда название вида состоит из трех или более частей. Но основой все-таки яв­ляется бинарная классификация.

У культурных растений, выведенных человеком, принято выделять не подвид, или разновидность, а сорт растения. Сорта растений появляются в результате селекционной деятельности человека, т. е.

человек в течение длительного времени отбирал растения с теми признаками, которые его привлекали (крупные плоды, яркие цветки и т. д.

), скрещивал между собой, в резуль­тате чего образовались растения с определенными признаками, передающимися по наследству.

Те же процессы (но не направленные на определенный ре­зультат), правда гораздо медленнее, происходят и в природе, в ре­зультате чего образуются новые виды растений. На образование одного вида растений в природе может уйти от нескольких сотен до нескольких тысяч лет.

Отдел — самая крупная систематическая единица в царстве растений. Растения, относящиеся к одному отделу, имеют важ­нейшие общие признаки в строении.

Все многообразие растений принято делить на 15—18 отделов.

Выделяют следующие отделы: покрытосеменные (цветковые) растения, голосеменные, мохообраз­ные, папоротникообразные, водоросли — сборная группа растений, в которую входит несколько отделов.

Закрепление знаний и умений

Читайте также:  Масса и плотность воздуха - биология

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 37; учебник В.В. Пасечника § 45) и материалом, изучен­ным на уроке, составьте схему соподчинения системати­ческих групп растений. Пользуясь школьным атласом- определителем, дополните схему примерами.

Фронтальный опрос

Ответьте на вопросы.

Что такое систематика?

Кто является автором систематики?

Какая самая крупная единица систематики?

Какая самая мелкая единица систематики?

Что такое бинарная номенклатура?

Для чего растениям нужны латинские названия?

Что такое таксон?

Что такое сорт?

Назовите основные отделы царства растений.

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 37; учебник В.В. Пасечника § 45.)

Творческое задание. В биологической литературе найти на­звания растений, которые даны в честь какого-либо известного человека. В чем заслуги этих людей?

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Составить таксономическое описание любого вида растения (т. е. определить его вид, род, семейство, порядок и т. д.), указать близкородственные виды, сделать рисунок этого растения и обо­значить ареал его обитания. Работу оформить на отдельном листе и сдать учителю.

Найти в определителе род, к которому относится наиболь­шее количество видов. Выписать все эти виды. Подсчитать их количество.

Основы систематики растений

классификация : ЦарствоРастений

Ботаника.Систематикарастений.

Систематика растений. ОГЭ. ЕГЭ. Биология.

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки

Сайт YouTube:  /

Хостинг презентаций

– 

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_35_ponyatie_o_sistematike_rastenij_razdel_11_163604.html

Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме: Презентация по теме Систематика растений

Слайд 1

Систематика растений. Выполнила: Плаксина Татьяна Юрьевна учитель биологии МБОУ лицей № 28 имени академика Б.А.Королева Нижний Новгород 2012 Нижегородский институт развития образования Кафедра естественнонаучного образования Презентация к уроку №1

Слайд 2

Систематика растений. Разнообразие растительного мира на Земле. Понятие о систематике. Основоположник систематики. Бинарная номенклатура. Основные систематические категории растений.

Слайд 3

Разнообразие растительного мира на Земле.

Слайд 6

Разнообразие растительного мира на Земле. Известно около Растения различаются 500 000 видов растений по размерам местообитанию внешнему строению срокам жизни и т.д. Как же разобраться во всем многообразии растений, произрастающих на Земле?

Слайд 7

Понятие о систематике. Систематика – это наука о классификации. Классификация – это разделение всей общности на отдельные группы по какому-либо признаку.

Слайд 8

Основоположник систематики. Шведский ученый-натуралист XVIII в. Написал книгу «Система природы», где дал классификацию растений, животных и даже минералов.

Слайд 9

Основные систематические категории растений. Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид

Слайд 10

Бинарная номенклатура. Видовые названия: герань лесная радиола розовая фиалка собачья лапчатка прямостоячая смородина красная смородина черная клён татарский клён остролистный Видовое название состоит из двух слов: 1– существительное – родовое название ; 2 – прилагательное – видовое название. Такая форма названий – бинарная или двойная.

Слайд 11

Лютик едкий Лютик ядовитый Лютик золотистый Лютик ползучий Лютик кашубский Видовые названия:

Слайд 12

Таксономическое описание вида. Царство Отдел Класс Порядок Семейство Род Вид Растения Покрытосеменные Двудольные Магнолиевидные Лютиковые Лютик Лютик едкий

Слайд 13

Заслуги Карла Линнея основоположник систематики ввел бинарную номенклатуру ввел названия растений на латинском языке

Слайд 14

Царство Растения Двудольные Однодольные ▪Моховидные ▪ Плауновидные ▪Хвощевидные ▪Папоротниковидные ▪ Голосеменные ▪ Покрытосеменные Отделы Классы Отделы Злаки Лилейные Орхидные Осоковые и др . Крестоцветные Маковые Крыжовниковые Ивовые и др. Семейства

Слайд 15

Расположите систематические категории в порядке возрастания. Класс Царство Отдел Род Семейство Вид Порядок

Слайд 16

Работа с атласами-определителями. 1. Найдите в атласах, лежащих на ваших столах, названия растений, принадлежащих к одному роду, и запишите эти названия в тетрадь. 2. Найдите в атласах-определителях латинские наименования растений. Запишите в тетрадь латинское и русское названия одного-двух растений.

Слайд 17

Ответьте на вопросы. Что такое систематика? Кто является автором систематики? Какая самая крупная единица систематики? Какая самая мелкая единица систематики? Что такое бинарная номенклатура? Для чего нужны латинские названия? Назовите основные отделы царства растений.

Слайд 18

Домашнее задание. Параграф 37. Выписать термины в словарик. Найдите названия растений, которые даны в честь какого-либо известного человека. В чем заслуга этих людей?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/04/17/prezentatsiya-po-teme-sistematika-rasteniy

Царство растений. Классификация растений. Общая характеристика :

Царство растений поражает своим величием многообразием. Куда бы мы ни поехали, в каком бы уголке планеты ни оказались, везде можно встретить представителей растительного мира.

Даже льды Арктики не являются исключением для их обитания. Каково это царство растений? Виды его представителей разнообразны и многочисленны.

Какова общая характеристика царства растений? Как их можно классифицировать? Попробуем разобраться.

Общая характеристика царства растений

Все живые организмы можно разделить на четыре царства: растения, животные, грибы и бактерии.

Признаки царства растений следующие:

  • являются эукариотами, то есть клетки растений содержат ядра;
  • являются автотрофами, то есть образуют из неорганических органические вещества в процессе фотосинтеза за счет энергии солнечного света;
  • ведут относительно неподвижный образ жизни;
  • неограниченны в росте в течение всей жизни;
  • содержат пластиды и клеточные оболочки из целлюлозы;
  • в качестве запасного питательного вещества используют крахмал;
  • наличие хлорофилла.

Ботаническая классификация растений

Царство растений делится на два подцарства:

  • низшие растения;
  • высшие растения.

Подцарство “низшие растения”

К этому подцарству относятся водоросли – самые простые по строению и самые древние растения. Однако мир водоролей очень разнообразен и многочислен.

Большинство из них живет в воде или на воде. Но встречаются водоросли, которые растут в почве, на деревьях, на камнях и даже во льдах.

Тело водорослей — это слоевище или таллом, которое не имеет ни корня, ни побегов. У водорослей не существует органов и различных тканей, поглощение веществ (воды и минеральных солей) у них происходит всей поверхностью тела.

Подцарство “низшие растения” состоит из одиннадцати отделов водорослей.

Значение для человека: выделяют кислород; употребляются в пищу; используются для получения агар-агара; используются в качестве удобрений.

Подцарство “высшие растения”

К высшим растениям относятся организмы, которые имеют хорошо выраженные ткани, органы (вегетативные: корень и побег, генеративные) и индивидуальное развитие (онтогенез) которых делится на эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый) периоды.

Высшие растения делятся на две группы: споровые и семенные.

Споровые растения распространяются при помощи спор. Для размножения нужна вода. Семенные растения распространяются при помощи семян. Для размножения вода не нужна.

Споровые растения делятся на следующие отделы:

  • моховидные;
  • плауновидные;
  • хвощевидные;
  • папоротниковидные.

Семенные делятся на следующие отделы:

  • покрытосеменные;
  • голосеменные.

Рассмотрим их более подробнее.

Отдел “моховидные”

Моховидные – это низкорослые травянистые растения, тело которых разделено на стебель и листья, они имеют некое подобие корней — ризоиды, функция которых – поглощать воду и закреплять растение в почве. Кроме фотосинтезирующей и основной ткани, мхи не имеют других тканей.

Большинство мхов представляют собой многолетние растения и растут только во влажных местах. Моховидные – наиболее древняя и самая простая группа. При этом они достаточно разнообразны и многочисленны и уступают в количестве видов только покрытосеменным растения.

Насчитывается около 25 тысяч их видов.

Моховидные делятся на два класса — печеночные и листостебельные.

Печеночники – это наиболее древние мхи. Их тело представляет собой разветвленное плоское слоевище. Обитают в основном в тропиках. Представители печеночников: мхи мерщанция и риччия.

Листостебельные мхи имеют побеги, которые состоят из стеблей и листьев. Типичным представителем является мох кукушкин лен.

У мхов возможно половое и бесполое размножение. Бесполое может быть как вегетативным, когда растение размножается частями стеблей, слоевища или листьев, так и споровым.

При половом размножении у моховидных образуются специальные органы, в которых созревают неподвижные яйцеклетки и подвижные сперматозоиды. Сперматозоиды по воде передвигаются к яйцеклеткам и оплодотворяют их.

Затем на растении вырастает коробочка со спорами, которые после созревания рассыпаются и распространяются на большие расстояния.

Мхи предпочитают влажные места, однако растут и в пустынях, и на скалах, и в тундрах, но их не встретить в морях и на сильно засоленных почвах, в сыпучих песках и ледниках.

Значение для человека: торф широко применяется в качестве топлива и удобрения, а также для производства воска, парафина, красок, бумаги, в строительстве используется в качестве теплоизолирующего материала.

Отделы “плауновидные”, “хвощевидные” и “папоротниковидные”

Эти три отдела споровых растений имеют схожее строение и размножение, большинство их растет в тенистых и влажных местах. Древесные формы этих растений встречаются очень редко.

Папоротники, плауны и хвощи являются древними растениями. 350 миллионов лет назад они представляли собой большие деревья, именно они составляли леса на планете, кроме того, они являются источниками залежей каменного угля в настоящее время.

Немногочисленные виды растений отделов папоротникобразных, хвощевидных и плауновидных, которые дошли до сегодняшних дней, можно назвать живыми ископаемыми.

Внешне разные виды плаунов, хвощей и папоротников отличны друг от друга. Но они схожи по внутреннему строению и размножению. Устроены они сложнее, чем моховидные (имеют больше тканей в своем строении), но проще, чем семенные растения. Относятся к споровым растениям, так как все они образуют споры. Также для них возможно как половое, так и бесполое размножение.

Самые древние представители этих отрядов – плауны. В наши дни в хвойных лесах можно встретить плаун булавовидный.

Хвощи встречаются в Северном полушарии, сейчас они представлены только лишь травами. Хвощи можно встретить в лесах, на болотах и лугах. Представитель хвощевидных – хвощ полевой, который обычно растет на кислых почвах.

Папоротникообразные – достаточно большая группа (около 12 тысяч видов). Среди них встречаются и травы, и деревья. Произрастают почти повсеместно. Представители папоротников – страусник и орляк обыкновенный.

Значение для человека: древние папоротникообразные дали нам залежи каменного угля, который используется как топливо и ценное химическое сырье; некоторые виды используются в пищу, применяются в медицине, используются в качестве удобрений.

Читайте также:  Способы размножения - биология

Отдел “покрытосеменные” (или “цветковые”)

Цветковые растения — это самая многочисленная и высокоорганизованная группа растений. Насчитывают более 300 тысяч видов. Эта группа составляет основную часть растительного покрова планеты.

Почти все представители растительного мира, окружающие нас в обычной жизни, как дикорастущие, так и садовые растения, являются представителями покрытосеменных.

Среди них можно встретить все жизненные формы: деревья, кустарники и травы.

Главным отличием покрытосеменных растений является то, что их семена покрыты плодом, образованным из завязи пестика. Плод является защитой семени и способствует их распространению. Покрытосеменные образуют цветки – орган полового размножения. Характерным для них является двойное оплодотворение.

Цветковые растения господствуют в растительном покрове как наиболее приспособленные к современным условиям жизни на нашей планете.

Значение для человека: используются в пищу; выделяют кислород в окружающую среду; применяются в качестве стройматериалов, топлива; используются в медицинской, пищевой, парфюмерной промышленности.

Отдел “голосеменные”

Отличием голосеменных от покрытосеменных является то, что они не образуют плодов, то есть семена их не покрыты, они располагаются на чешуйках шишек.

Голосеменные растения представлены деревьями и кустарниками. Среди них нет трав. Большинство голосеменных имеют листья в виде иголок (хвоинок). Среди голосеменных выделяется большая группа хвойных растений.

Около 150 млн. лет назад хвойные растения преобладали в растительном покрове планеты.

Отряд голосеменных – это в первую очередь леса тайги.

Значение для человека: образуют хвойные леса; выделяют большое количество кислорода; используются в качестве топлива, стройматериалов, в кораблестроении, изготовлении мебели; применяются в медицине, в пищевой промышленности.

Разнообразие растительного мира, названия растений

Приведенная выше классификация имеет продолжение, отделы подразделяются на классы, классы — на порядки, затем следуют семейства, потом роды и, наконец, виды растений.

Царство растений огромно и разнообразно, поэтому принято использовать ботанические названия растений, имеющие двойное имя. Первое слово в названии означает род растений, а второе — вид. Вот как будет выглядеть систематика всем нам известной ромашки аптечной:

Царство: растения.Отдел: цветковые.Класс: двудольные.Порядок: астроцветные.Семейство: астровые.Род: ромашка.

Вид: ромашка аптечная.

Классификация растений по их жизненным формам, описание растений

Царство растений также классифицируется по жизненным формам, то есть по внешнему облику растительного организма.

  • Деревья – многолетние растения, имеющие одревесневающие надземные части и ярко выраженный один ствол.
  • Кустарники – также многолетние растения с одревесневающими надземными частями, но, в отличие от деревьев, у них нет явно выраженного одного ствола, а разветвление начинается у самой земли и образуется несколько равноценных стволов.
  • Кустарнички имеют схожесть с кустарниками, но низкорослые — не выше 50 см.
  • Полукустарники похожи на кустарнички, однако отличаются тем, что одревеснены лишь нижние части побегов, а верхние отмирают.
  • Лианы – растения с цепляющимися, лазающими и вьющимися стеблями.
  • Суккуленты – представляют собой многолетние растения с листьями или стеблями, в которых содержится запас воды.
  • Травы – растения с зелеными, сочными и неодревесневающими побегами.

Дикорастущие и культурные растения

К разнообразию растительного мира приложил руку и человек, и на сегодняшний день растения можно также поделить на дикорастущие и культурные.

Дикорастущие – растения в природе, которые растут, развиваются и распространяются без помощи человека.

Культурные растения происходят от дикорастущих, но получены путем селекции, гибридизации или генной инженерии. Это все садовые растения.

Источник: https://www.syl.ru/article/201172/new_tsarstvo-rasteniy-klassifikatsiya-rasteniy-obschaya-harakteristika

Основы систематики растений. Деление покрытосеменных на классы и семейства

Систематика растений – наука о классификации растительных организмов. Покрытосеменных, или цветковых, растений насчитывается около 250 тыс. видов.

Они разнообразны по своим формам (деревья, кустарники, травы), размерам, внешнему и внутреннему строению, длительности жизни, местам обитания.

Чтобы правильно разобраться в этом многообразии, систематика разрабатывает основы классификации растений.

Все вы хорошо знаете широко распространённое дерево, достигающее 20 м высоты, с гладкой белой корой. Это берёза. Её можно встретить и на пришкольном участке, и на даче, и в деревне, и на поле. Значит, в природе существует множество организмов, имеющих сходное строение. Такая группа организмов называется видом.

В тех же местах, где встречается берёза, можно увидеть дерево с раскидистой кроной, серо–коричневым гладким стволом и  простыми сильно расчленёнными листьями. Это клён.  Рядом растут и другие деревья, например, ива. Берёза, клён, ива —  это разные виды живых организмов (в данном случае — разные виды деревьев).

Каждый организм принадлежит к определённому виду. Многие виды сильно различаются. Вы легко отличите колокольчик от ромашки, каштан от дуба, розу от лилии. Однако далеко не всегда можно без затруднений отличить один вид от другого. Давайте узнаем, какими же признаками характеризуются виды.

Во-первых, особи одного вида имеют сходное внешнее и внутреннее строение.

Во-вторых, особи одного вида обитают в сходных условиях. Например, чина лесная растет в лесу, а чина луговая — на лугу.

Следующим отличительным признаком является занимаемая территория. Особей одного вида можно встретить только на определённой территории. Например, ландыш майский встречается только в Европе, а ландыш североамериканский — в Северной Америке.

Часто организмы разных видов обитают в одной и той же местности. Например, разные виды колокольчиков встречаются в пределах одной и той же территории.

Но самым важным признаком вида является способность организмов давать плодовитое потомство, т. е. размножаться.

Таким образом, вид это совокупность организмов, сходных между собой по внешнему и внутреннему строению, обитающих на определённой территории в сходных условиях и дающих плодовитое потомство.

Близкие, похожие, родственные виды относятся к одному роду. Василёк синий и василёк луговой — два вида одного рода василёк.

Значит, вид является наименьшей единицей классификации. Родственные виды объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, а отделы — в царства.

 Наивысшей единицей классификации живых организмов является царство.

Таким образом, каждое растение принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.

Например:

Каждый вид имеет название, состоящее из двух слов: названия рода и видового эпитета. Например, василёк синий. «Василёк» — это название рода, а «синий» — видовой эпитет. Такой способ наименования живых организмов из двух слов был впервые введён шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем и получил название бинарной номенклатуры.

Местные названия  растений различны в разных странах, но их научные названия являются международными  и приводятся на латинском языке. Например, василёк синий по-латыни Centauréa cyánus, а берёза повислая — Bétula péndula.

Следует различать понятия «вид» и «сорт». Вид формируется в природе самостоятельно в процессе развития и приспособ­ления к определённым условиям. Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладаю­щих определёнными хозяйственными признаками и свойствами.

Вы знаете много сортов яблонь — Антоновка, Белый налив, Апорт и другие, но все они отно­сятся к одному виду — яблоня домашняя (культурная) и в отличие от растений разных видов могут скрещивать­ся между собой.

Вы уже познакомились с основ­ными группами растительного царства. И вам будет не­сложно понять, почему различные растения входят в те или иные отделы.

Так, все растения, относящиеся к от­делу покрытосеменных, имеют цветок, у них происхо­дит двойное оплодотворение, образуются семена.

У растений отдела голосеменных тоже образуются се­мена, но не образуются цветки и плоды, семязачатки расположены не в завязи, а открыто.

Отдел покрытосеменных растений самый многочисленный. Поэтому рассмотрим подробно класси­фикацию этих растений.

Отдел Покрытосеменных растений разделяют на два класса — од­нодольные и двудольные. Класс Двудольные является более обширным и объединяет около 3/4 всего видового разнообразия цветковых растений. Далее мы познакомимся с растениями нескольких семейств.

Из класса Однодольные нами будут рассмотрены  семейства Злаки и Лилейные; из класса Двудольные  — семейства Крестоцветные, Бобовые, Розоцветные и Паслёновые.

Представители этих семейств широко распространены и играют важную роль в природе и жизни человека.

Между классами Двудольные и Однодольные имеется довольно много различий.

Класс Двудольные:

·     Зародыш обычно с двумя семядолями.

·     Зародышевый корешок обычно развивается в главный корень; корневая система чаще всего стержневая.

·     Листья простые или сложные, обычно разделены на черешок и пластинку.

·     Жилкование листьев обычно перистое или пальчатое.

·     Число частей цветка чаще всего кратно 5 или 4.

·     Растения обычно имеют камбий.

·     Деревья, кустарники, травы.

Класс Однодольные:

·     Зародыш обычно с одной семядолей.

·     Зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь придаточными корнями; корневая система мочковатая.

·     Листья всегда простые, обычно не разделены на черешок и пластинку.

·     Жилкование листьев обычно параллельное или дуговое.

·     Число частей цветка чаще всего кратно 3. Пятичленные цветки отсутствуют.

·     Растения не имеют камбия.

·     Преимущественно травянистые растения.

Представители двудольных и однодольных обычно без труда различаются по совокупности признаков. Определить же, к какому классу следует отнести растение, только по одному признаку нельзя.

Это связано с тем, что среди покрытосеменных встречаются виды растений, которые имеют признаки как однодольных, так и двудольных растений.

Примерами могут служить такие растения, как вороний глаз и подорожник.

Вороний глаз — это травянистое лесное растение. Оно имеет широкие листья с перистым жилкованием, что характерно для двудольных растений.

В то же время по всем остальным признакам (семя с одной семядолей, мочковатая корневая система, отсутствие камбия в стебле) — это типично однодольное растение.

У подорожника дуговое жилкование листьев и мочковатая корневая система, но его относят к двудольным. Это связано с тем, что зародыш этого растения имеет две семядоли.

Источник: https://videouroki.net/video/40-osnovy-sistiematiki-rastienii-dielieniie-pokrytosiemiennykh-na-klassy-i-siemieistva.html

Биология в лицее

Основы систематики растений

На Земле существует более 350 тыс. различных видов растений. Многим из них даны народные названия, например подорожник, одуванчик, чертополох, хмель, купальница, медуница. Но такие названия часто непонятны людям других стран.

Так, подснежником в разных местностях называются различные растения: медуница, ветреница, сцилла, крокус.

Одно и то же растение нередко именуют по-разному: украинцы василек называют волошкой, лютикжовтецом, картофель поляки называют земняками, а белорусы – бульбой.

Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмов). Они понятны биологам всего мира.

Разобраться во всем многообразии царства растений позволяет особая область биологии – систематика. Ученые-систематики распределяют растения по группам, т.е.

Читайте также:  Устойчивость экосистем - биология

классифицируют (систематизируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями.

На этом основании их объединяют в разные группы: царства, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.

Систематика растений

Основной единицей системы растений является вид. К одному виду относят родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.

Любой вид произрастает в определенных условиях и занимает свою территорию на Земле – ареал (от лат. ареа – “площадь”, “пространство”).

Сходные между собой виды объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – в порядки, а затем следуют классы и отделы.

Название вида состоит из двух слов: смородина черная, смородина красная, клен остролистный, клен татарский, клен приречный и т. д.

Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду (смородина, клен), а второе слово, обозначаемое прилагательным, – собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода.

Так, смородина черная (Ribes nigrum) и смородина красная (Ribes rubrum) – два разных вида одного рода – смородина (Ribes). Слово видового названия отдельно от родового не употребляется, как не употребляется прилагательное отдельно от существительного.

В роде смородина есть еще виды: смородина золотистая, смородина светлая, смородина альпийская, смородина пушистая и др. Они различаются между собой в роде смородина, и видовое слово (прилагательное) подчеркивает их неодинаковость.

Двойные, или бинарные (от лат. бинариус – “двойной”), названия видов в XVIII в. ввел шведский ученый-натуралист Карл Линней. В 1753 г. он опубликовал большой труд. “Виды растений”, где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.

В распоряжении Линнея была только тридцатая часть известных ныне растений. Поэтому его система была искусственной – это понимал и сам её автор. Весь растительный мир Линней разделил на 24 класса, в зависимости от количества и расположения тычинок. Классы он делил на порядки по числу пестиков. Порядки делились на роды, а роды на виды. 

В настоящее время при классификации обращают внимание на вегетативные и на генеративные органы растения, причём строение органов размножения играет ведущую роль. Учёные систематики описывают ныне существующие и вымершие растения, дают им названия, определяют их сходство и происхождение.

Вид – основная структурная единица в системе растений, так же как и в системе всех организмов. Родственные виды объединяются в род. Родовое название, обозначаемое существительным, может употребляться самостоятельно – смородина, клен, береза, тополь. В этом случае речь идет о целой группе видов и сортов, составляющих род, об их общих родовых свойствах.

Но видовое название всегда употребляют вместе с родовым. Близкие роды объединяются в семейства. Так, роды кукуруза, пшеница, рожь, пырей и многие другие входят в одно семейство – Злаки, или Мятликовые. Роды смородина, крыжовник относятся к семейству Крыжовниковые. Семейства объединяются в порядки, а порядки – в классы.

Среди цветковых растений выделяют два класса – Двудольные и Однодольные. К классу Двудольные относятся семейства Крыжовниковые, Ивовые, Крестоцветные, Маковые и др. Класс Однодольные представлен семействами Злаки, Лилейные, Орхидные и др. Классы Двудольные и Однодольные образуют отдел Цветковые, или Покрытосеменные растения.

Моховидные, Папоротниковидные, Цветковые (Покрытосеменные) – разные отделы (типы) царства растений.

Отдел – самая крупная единица в царстве растений.

Распределение растений по видам, родам, семействам, порядкам, классам и отделам позволяет понять общее и различия у представителей царства растений, а также увидеть особенности не только отдельных организмов, но и свойства целых групп растений и их родство.

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/osnovy_sistematiki_rastenij/0-62

Основы систематики растений — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс)

Уже известно более (350) тыс. видов разных растений, но учёные продолжают находить новые, ещё не известные науке. Чтобы легче было разобраться во всём многообразии растений, их делят на группы (систематизируют). Этим занимается наука — систематика. Учёные-систематики изучают и описывают растения, устанавливают их сходство и родство с другими растениями, дают им названия.

Особи, происходящие от общего предка, имеющие сходное строение и жизнедеятельность, относят к одному виду.

Вид — основная единица систематики.Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство.

Родственные виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царства.

Таким образом, каждое растение принадлежит к ряду последовательно подчинённых групп.

Названия видов

Карл Линней — создатель единой системы классификации растительного мира.

Он предложил создавать названия растений из двух слов: название рода, затем вида.

Пример:

в нашей стране известно около (170) видов ив: ива ломкая, ива белая, ива козья и др.

На разных языках одни и те же растения, естественно, называют по-разному. Чтобы избежать путаницы, К. Линней предложил давать названия на латинском языке, чтобы они были понятны ботаникам всего мира.

Пример:

тополь белый по-латыни Populus alba, тополь пирамидальный — Populus pyramidalis, тополь дрожащий (осина) — Populus tremula.

Тополь белый, тополь пирамидальный, тополь дрожащий (осина) относятся к одному — Тополь. Роды тополей и ив объединяют в Ивовые, которое относится к Ивоцветные. Ивоцветные вместе с другими порядками объединяют в Двудольные. Классы объединяют в .

Различия понятий «вид» и «сорт»

Вид формируется в природе в процессе развития и приспособления к определённым условиям.

Обрати внимание!

Растения, относящиеся к разным видам, не скрещиваются между собой.

Сорт — это группа растений одного вида, созданных человеком и обладающих определёнными хозяйственными признаками и свойствами.

Вы знаете много сортов яблонь — Антоновка, Боровинка, Белый налив, Апорт и другие. Но все они относятся к одному виду — яблоня домашняя (культурная), и, в отличие от растений разных видов, сорта могут скрещиваться между собой.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Юлия Школьник “Растения. Полная энциклопедия” http://www.labirint.ru/reviews/show/12787/

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/bakterii-griby-rasteniya/klassifikatciia-rastenii-14962/osnovy-sistematiki-rastenii-14920/re-41fe929c-c1dd-455e-88b3-29b4200a1791

Учитель биологии.docx

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноПонятие о систематике растений. Вид- основная единица систематики растений.

Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Учитель биологии: Ашенова Айна Гумаровна­ Талшыкской средней школеТема урока. Понятие о систематике растений. Вид­ основная единица систематики растений.Цели урока.

Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися понятий классификации и систематики, познакомить с систематическимикатегориями, ввести понятие «популяция».

Развивающая:Формировать навыки самостоятельной работы с предложенными образцами, учебником, умения самостоятельнодобывать знания, расширить кругозор детей, вовлечь в урок посредством игры, формирование уменийанализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная:Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формировать артистическиеспособности учащихся, развивать интерес к изучаемому предмету.Ожидаемый результат: ­Знают, что такое систематика, таксоны, умеют характеризовать растения, умеютсоставлять концепт­ карты классификации растений Методы урока:познавательной деятельности учащихся.

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.Тип урок: Комбинированный, с игровыми формами.Ресурсы: компьютер с проектором, муляжи грибов, гербарные материалы растений объяснительно–иллюстративный, проблемно­поисковый, наглядный, самостоятельнойХод урока.І. Актуализация знаний учащихся по систематике предметов.Работа в трех­четырех группах.Задание1.

Каждой группе учащихся дается смесь мелких предметов (пуговицы, камешки, металлическиеизделия) и предлагается их разделить.Задание2. Каждой группе учащихся дается горсть однотипных предметов и также прелагается их сгруппировать.Обсуждается вопрос: какие признаки легли в основу разделения предметов?Вывод 1. Все многообразие предметов подлежит классификации, т.е.

разделению их по определеннымпризнакам.ІІ. Изучение нового материала.Слайд №2 и в тетрадях записывается: «Систематика – наука о классификации организмов с учетом их родства».Задание 3. В природе известны четыре царства: растения, животные, бактерии и грибы (демонстрируются рисункислайды, муляжи, гербарные материалы и т.д.).

Каждая из групп учащихся должна найти три­четыре признака, характерных только для одного из царств.Вывод 2. каждое царство живой природы обладает набором признаков, отличающих его от других. Царство живой природы. Растения Животные Грибы Бактерии Задание 4. (Кто быстрее?) Учащимся предлагается сгруппировать гербарные образцы растений разных отделов:водоросли, мхи, папоротники, ветки ели и сосны, растения с цветком. Побеждает группа учащихся, быстрееразделившая предложенные образцы на пять отделов.Обсуждение: по каким признакам разделены растения?Вывод 3. Растения, произрастающие на Земле. Разнообразны, но их можно разделить на пять групп илиотделов.Растения.

Водоросли Мхи Покрытосеменные Голосеменные Папоротники

Задание 5. Учащимся предлагается рисунки или гербарные образцы трех групп растений:А) красные и зеленые водоросли;Б) ветки туи, сосны, ели, можжевельника;В) цветковые растения.Выявляются отличия в каждой группе предложенных образцов, и учащиеся подводятся к определению «вид».

Вид – группа организмов, которые имеют сходные внешние признаки и способны скрещиваться между собой,передавая свои признаки потомству.Название вида состоит из двух слов: первое слово обозначает род, а второе – видовой эпитет. Например: березабородавчатая, тополь белый, чина луговая, ромашка аптечная.

Демонстрируется таблица «Многообразие видов растений»Водоросли – 35 тыс. видов.Мхи – 25 тыс. видов.Папоротники – 12 тыс. видов.Голосеменные – 750 видов.Покрытосеменные – 250 тыс. видов.Рассказ учителя о классификации растений; составление опорной схемы.Отдел Класс Семейство Род Вид.Выведение понятия «популяция».

Популяция – совокупность особей одного вида, распространенных на определенной территории.ІІІ. Закрепление материала.А. Игра. Раздать пяти ученикам таблички с надписями «Отдел», «Класс», «Семейство», «Род», «Вид» ипредложить выстроить в необходимой последовательности.Б. Предложить записать по памяти название отделов растений.В.

Тест на компьютере.1. Наука о классификации организмов с учетом их родства:а. систематикаб. генетикав. ботаника2. Сколько царств в живой природе?а. триб. четырев. шесть.3. Группа организмов, которые имеют сходные внешние признаки и способы скрещивания между собой, передаваясвои признаки потомству, называется…а. популяцияб. организмв. вид.4.

Сколько известно отделов растений.а. пятьб. семьв. четыре5. Совокупность особей одного вида распространенных на одной территории.а. семействоб. популяцияв. вид.ІV. Дифференцированное домашнее задание. Зарисовать по одному представителю растений из каждого отдела..1.2. Сделать классификацию цветковых растений.3. Творческое задание.

Запишите все названия видов дикорастущих растений (можно на уровне рода),которые вы смогли вспомнить за 10 минут. Проанализируйте, какие группы растений представлены в

вашем списке. Сделайте вывод о вашем уровне знаний растительного мира.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/ponyatie_o_sistematike_rastenij_vid_osnovnaya_edinitsa_sistematiki_rastenij-135826/157382

Ссылка на основную публикацию