Выводы к главе “выделение продуктов обмена” – биология

Книга Жизнь просто человека

Выводы к главе

Родившись на земле среди людей, каждый человек стремиться устроить свою собственную жизнь так, чтобы жизнь удовлетворяла его потребностям и желаниям. Таким образом, каждый стремится прожить свою жизнь счастливо.

Каждый из нас имеет свои собственные мечты, стремления, задачи и всегда желает, чтобы жизнь сложилась успешно. Хотя у каждого из нас разные представления о жизни, и разные мечты, но всех объединяет желание хорошо прожить свою жизнь.

Основой, позволяющей успешно решать жизненные вопросы, является здоровье. Отсюда естественный вывод, своё здоровье необходимо беречь и главная забота человека, это забота о здоровье.

Многое из того, что здесь изложено, возможно, вам хорошо известно но, учитывая постоянную спешку в современном мире, многообразие понятий, изложенный здесь материал не помешает, как дополнительное напоминание, способствующее вашему успеху в жизни. Кроме того, для принятия решения в том или ином жизненном вопросе всегда необходимы знания, или при их наличии напоминание, способствующее уверенности в своём выборе и правильному выбору, решению.

Я старался изложить то, что мне казалось наиболее важным, более просто, но полностью избежать многих терминов невозможно. Писать всегда сложнее, чем разъяснить в разговоре, но пусть вас это не смущает, а если ответ не найдете в этой книге, то воспользуетесь другими справочными, более расширенными данными.

Более, того, во всех случаях в окончании разделов, дается упрощенный подход к рассмотрению и решению жизненно важных вопросов. В более сложных ситуациях вы можете обратиться к специалистам. В настоящее время на эти темы написано множество книг, да и на любой изложенный здесь вопрос можно написать целую книгу.

Во всём написанном и имеющемся в Интернете легко и запутаться. Да и практически в жизни человек пользуется тем, что близко, а книга имеет то преимущество, что, имея ее можно заглянуть, чтобы сравнить то о чём думаете с изложенными в книге вопросами.

Все материалы, касающиеся состава продуктов, их полезного применения, наличия веществ в них взяты из справочной литературы. Материалы эти не рекламные, но от основных показателей всегда имеются те, или иные отклонения, но это не столь важно для практического применения.

Для того, чтобы изучить любой вопрос потребуется немало времени, но в доскональном изучении не всегда есть необходимость. Любой вопрос требует определенного знания, пусть вас это не смущает, у каждого есть свой жизненный опыт и знания, решения могут быть неодинаковы, а результат такой, какой необходим.

Приступая к любому делу, всегда хочется завершить его успешно, достичь определённого результата.

Возможно, что некоторые разделы вам покажутся неинтересными, так как даны для общего представления, оставьте их и читайте то, что для вас важно в данное время, а к ним вернётесь, если появится необходимость.

Многие вопросы вы в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи, имея определённые знания и возможность. Иногда достаточно задуматься и произвести изменения, или в питании, или в поведении, чтобы устранить существующие или те проблемы, которые могут возникнуть.

Всё изложенное, написанное во всех разделах, направлено на улучшение знаний о вашей собственной жизни, у каждого человека всегда какие-то вопросы решаются лучше, другие хуже, правильно оценивайте собственные возможности, не стремитесь к тому, что не принесет вам и окружающим вас людям пользы.

Часто человек стремится к видимости благополучия, а, достигнув видимости, остаётся неудовлетворённым. Заботливое отношение к своему здоровью, поведению в жизни будет способствовать лучшему решению ваших собственных задач и достижению поставленных перед собой целей в жизни.

Я не даю конкретных рекомендаций, лишь предлагаю обратить ваше внимание на некоторые вопросы, чтобы вы задумались и попробовали изменить своё отношение к себе и были более внимательны к своей жизни.

Данная книга в основе своей содержит обычные знания, необходимые человеку для его жизни. Возможно, что некоторые отклонения от стереотипности и вызовут определённое непонимание или ваше несогласие.

К сожалению, когда излагаешь эти вопросы письменно, это гораздо сложнее, чем говорить с конкретным человеком, говоря о его поступке, выполняемой или выполненной работе.

Но и в том и этом случае не всегда возможно убедить человека, так как это связано и с укоренившимся многообразием шаблонов, и собственных представлений каждого человека, к сожалению не всегда правильных. Я не ставил целью убеждать или доказывать что-то, у каждого человека своё право выбор делать самому и решать.

Для того, чтобы прожить свою жизнь и достичь своих целей, человеку всегда нужны и общие и конкретные знания, поэтому надеюсь что и повторить известное не помешает, да и взглянуть на свои взаимоотношения с окружающим миром ещё раз не вредно. В вашей жизни вы являетесь главным действующим лицом, всё сказанное или написанное другими, для каждого из нас просто информация, которой мы можем пользоваться, или не пользоваться.

Человек, это общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью.

Человек способен осуществлять целенаправленную деятельность по созданию предметов материального и духовного потребления и своей сущностью представляет совокупность всех общественных отношений, сформированных в результате общей деятельности людей.

Вначале рассмотрим наше тело, правила ухода и питания, необходимость и возможности самостоятельного решения некоторых вопросов возникающих в процессе жизнедеятельности.

Источник: http://simply-life.info/index.php?page=read&chapter=13

Обмен веществ — основное свойство живых организмов

Основным свойством жизни является обмен веществ между человеческим организмом и внешней средой. Для существования живого организма необходимо поступление из внешней среды кислорода, воды и разнообразных питательных веществ.

Если этот процесс прекращается, то прекращается и жизнь. Под обменом понимают все процессы превращения питательных веществ в нашем организме, усвоение их, переработку и выделение продуктов обмена во внешнюю среду.

Ассимиляция и диссимиляция

В человеческих органах пищеварения сложные органические вещества (жиры, углеводы, белки) расщепляются, как правило, на более простые. Именно эти вещества, в виде растворов всасываясь, проникают в лимфу и кровь. Кровь, лимфа, тканевая жидкость доставляют ко всем тканям необходимые питательные вещества.

Из органических соединений, которые поступают при всасывании, в клетках тканей образуются сложные белки, углеводы, жиры характерные для человеческого организма. Этот процесс превращения и усвоения веществ, входящих непосредственно в состав тела человека, называется ассимиляцией.

Вследствие чего организм обогащается определенными веществами, а так же скрытой химической энергией.

Вместе с ассимиляцией в тканях и клетках тела протекает диссимиляция, т. е. процесс распада органически сложных веществ на простые. При этом обязательно происходит освобождение энергии, а остатки продуктов обмена веществ из организма выводятся.

Процессы диссимиляции и ассимиляции связаны неразрывно и протекают, как правило, в единстве. Даже несмотря на свою противоположность, все же без ассимиляции не было бы диссимиляции, поскольку разрушаться было бы нечему. Во время диссимиляции энергия освобождается, переходя в тепловую или прямо в механическую, которая используется непосредственно в работе организма человека.

Обмен обладает возрастными особенностями, то есть в период роста человеческого организма ассимиляция над диссимиляцией преобладает, причем достаточно существенно. В зрелом возрасте человека эти находятся практически в равновесии. А в пожилом возрасте человека уже процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией — разрушается больше веществ, чем образуется.

Как правило, в обмене веществ отличают белковый, жировой, углеводный, водный и минеральный обмен, которые между собой тесно взаимосвязаны. Стоит отметить, что знание каждого очень важно, поскольку при нарушении одного или другого нужно применять специальные методы лечения. Также очень важно знать, что нарушение одного из них весьма и весьма значительно сказывается на всем организме.

Обмен белков

Белки представляют собой наиболее сложные вещества организма и главную основу всех клеток. Они играют исключительно важную роль в процессе обмена веществ. Белки — это основной строительный материал в организме. Они используются и как энергетический материал.

Белки, характерные для организма человека образуются из продуктов расщепления белков пищи, которые поступают в кровь из тонких кишок и разносятся ею ко всем органам, тканям и клеткам.

Конечные продукты расщепления белков в тканях и клетках поступают в общий ток крови и через органы выделения удаляются из организма вместе с мочой и потом.

При достаточном поступлении жиров и углеводов норма белков для взрослого около 1,5 г в сутки на 1 кг веса тела. При окислении в организме 1 г белков дает 4,1 больших калорий.

Белковое питание должно быть полноценным, т. е. пища должна содержать все нужные организму составные части белков. Разнообразная пища обеспечивает организм всеми составными частями, необходимыми для построения белков человека. Удовлетворить потребности организма в белках лучше всего при помощи животной пищи. Белками богаты: мясо, рыба (особенно треска), творог, сыр, колбаса, яйца.

Из растительных продуктов особенно много белков содержат соя, горох, фасоль, бобы, орехи. Не все белки растительного происхождения содержат нужные человеку составные части белков. Белки не могут быть заменены ни углеводами, ни жирами, так как последние не содержат азота. В печени белки могут перерабатываться и переходить в жиры и углеводы.

Читайте также:  Многообразие и происхождение культурных растений - биология

Обмен углеводов

Углеводы являются основным источником энергии. При окислении в организме 1 г углеводов дает 4,1 больших калорий. Благодаря углеводам органы и ткани человека получают энергию, за счет которой осуществляются различные движения, образуется тепло.

К углеводам относятся: крахмал, сахар, клетчатка. При избыточном углеводном питании углеводы могут переходить в жиры, а при недостаточном — образовываться из жиров.

При достаточном поступлении жиров норма углеводов для взрослого человека 7—8 г на 1 кг веса тела в сутки. Нормальная жизнедеятельность организма осуществляется при условии более или менее постоянного содержания сахара в крови (0,1%).

Основными продуктами, содержащими углеводы, являются различные сахара, мука, крупы, картофель, хлеб, овощи и фрукты.

В кровеносные сосуды ворсинок всасываются водные растворы простых сахаров, например глюкозы, конечными продуктами их распада в организме являются углекислый газ и вода.

Глюкоза необходима для нормальной работы мышц и клеток центральной нервной системы как энергетический источник.

Он преобразуется в гликоген, запасы которого откладываются в печени и в мышцах, и при необходимости снова превращается в глюкозу. При недостаче глюкозы в крови работоспособность человека снижается.

При нервном истощении или сердечной слабости применяется внутривенное вливание глюкозы.

Обмен жиров

Жиры являются в основном энергетическим материалом. Окисление 1 г жира дает 9,3 больших калорий. Конечные продукты окисления и распада жиров те же, что и у углеводов.

Жир откладывается в запас под кожей, в брюшной полости, в рыхлой соединительной ткани, окружающей органы. Чрезмерное отложение жира вредно для организма, так как затрудняет работу сердца, почек.

При достаточном поступлении белков и углеводов суточная норма жира несколько меньше, чем белка. В холодном климате потребление жира должно быть повышенным.

При недостаточном поступлении жира в организм наступает истощение.

По своему химическому составу животные жиры ближе подходят к жирам нашего организма, чем растительные. Легко усваиваются жиры, входящие в состав молочных продуктов (масло, сливки, сметана) и жиры яичного желтка. Из растительных продуктов особенно ценны для питания различные масла: льняное, подсолнечное, кукурузное, конопляное и др.

Обмен воды и минеральных солей

Вода составляет около 70% общего веса тела. Она необходима как составная часть организма. Особенно много воды в крови, лимфе и тканевой жидкости, пищеварительных соках. Суточная норма воды в умеренном климате 2—2,5 литра.

Отдельные органы очень богаты водой. В клетках головного мозга ее содержится 85%, в мышцах 75%. В некоторых органах воды мало, в костях около 20%.

Процессы расщепления белков, жиров и углеводов на составные части и образование из них сложных органических соединений осуществляются в воде.

Благодаря воде обеспечивается постоянный состав крови и лимфы. Без воды невозможны процессы обмена веществ, так как все они совершаются в водных растворах. При полном отсутствии воды в пище смерть наступает через 4—5 дней.

При работе в горячих цехах, а также в сельском хозяйстве в летнюю жаркую погоду рекомендуют питье воды с примесью 0,2—0,5% поваренной соли.

Слегка подсоленная вода возмещает потерю солей при выделении пота, уменьшает жажду и потоотделение, способствует улучшению самочувствия и повышает производительность труда.

Для организма большое значение имеют и различные минеральные соли. Организм нуждается в солях натрия, калия, кальция, магния, фосфора, серы, железа, йода, брома, цинка и некоторых других.

Соли входят в состав клеток. В процессе жизнедеятельности организма они постоянно выводятся с мочой, потом и другими продуктами выделения, поэтому должны регулярно поступать в организм. Большинство необходимых минеральных веществ входит в состав пищевых продуктов.

Для нормальной жизнедеятельности организма необходим хлористый натрий, т. е. поваренная соль. Для этого необходимо потреблять с пищей 10—12,5 г поваренной соли в сутки.

При этом организм получает не только натрий, необходимый для переноса кислорода и углекислого газа, но и хлор, нужный для образования соляной кислоты в железах, желудка.

Источник: https://medportal.su/obmen-veshhestv-osnovnoe-svojstvo-zhivyx-organizmov/

Вариант 25

Скачать .pdf Главная → ОГЭ → Биология

При выполнении заданий 1–22 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

Ответом к заданиям 23–28 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

Какие процессы пищеварения происходят в желудке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обработка пищи желчью

2) обработка пищи соляной кислотой

3) расщепление белков пепсином

4) расщепление белков трипсином

5) всасывание аминокислот

6) всасывание алкоголя

Известно, что дождевые черви — подотряд Малощетинковых червей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Размеры самок до 44 см, самцов — 25 см.

2) Кровеносная система у червей замкнутая, достаточно хорошо развита, кровь имеет красный цвет.

3) Имеют развитую способность к регенерации.

4) У самца задний конец тела загнут к брюшной стороне тела.

5) Самка за день выделяет до 245 тыс. микроскопических яиц, покрытых прочной оболочкой.

6) Создают ходы в почве, способствуя её аэрации, увлажнению и перемешиванию.

Установите соответствие между признаком животных и классом, для которого характерен этот признак.

ПРИЗНАК

А) жаберные крышки имеются

Б) жаберные крышки отсутствуют

В) оплодотворение внешнее

Г) характерно внутреннее оплодотворение и разные типы живорождения

Д) наличие плавательного пузыря

Е) зубы являются видоизменением чешуи

КЛАСС

1) Хрящевые рыбы

2) Костные рыбы

Расположите в правильном порядке органы дыхательной системы человека. Запишите цифры в правильной последовательности.

1) гортань

2) бронхи

3) носоглотка

4) носовая полость

5) лёгкие

6) трахея

Вставьте в текст «Профаза I (профаза первого мейотического деления)» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) перенесите в таблицу.

ПРОФАЗА I (ПРОФАЗА ПЕРВОГО МЕЙОТИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ)

В профазе первого мейотического деления происходят процессы, аналогичные процессам профазы митоза. Кроме того, гомологичные хромосомы, каждая из которых содержит по две____________(А), сближаются и «слипаются» друг с другом.

Название этого процесса — ___________(Б). При этом происходит обмен участков гомологичных хромосом —_________ (В) (или перекрест хромосом), то есть обмен наследственной информацией.

После конъюгации гомологичные __________(Г) отделяются друг от друга.

Перечень терминов:

1) кроссинговер

2) мутация

3) конвергенция

4) конъюгация

5) хроматиды

6) хромосомы

7) хроматофоры

8) нуклеотиды

Рассмотрите изображение барана-муфлона. Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению муфлона, по следующему плану: форма рогов, возраст изображенного животного по строению тела, возраст животного по форме рогов, тип копыт, принадлежность к систематической группе копытных млекопитающих.

А. Форма рогов

1) Винтовые

2) Спиралевидные

3) Дугообразные

Б. Возраст животного по особенностям строения тела

1) Годовик

2) 3-4 года

3) 4-6 лет

В. Возраст рогов

1) 1,5 года

2) 2,5 года

3) 4,5 года

Г. Тип копыт

1) Парнокопытные

2) Непарнокопытные

3) Мозоленогие

Д. Систематическая принадлежность животного

1) Плотнорогие

2) Полорогие

3) Свиные

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

ГИДРА

Гидра — представитель кишечнополостных животных из класса гидроидных. Она обитает в стоячих пресных водоемах и реках с медленным течением, прикрепляясь к водным растениям. Ее тело длиной около 1 см, цилиндрической формы с венчиком из 5- 12 щупалец на переднем конце. На заднем конце тела у гидры имеется подошва, которой она прикрепляется к подводным предметам.

Гидра обладает радиальной симметрией и состоит из двух слоев клеток. Внутри тела имеется кишечная полость, которая сообщается с внешней средой ротовым отверстием. Дыхание и выделение продуктов обмена происходит через всю поверхность тела животного. Гидры имеют сетчатую нервную систему, которая позволяет осуществлять им простые рефлексы.

Питается гидра мелкими беспозвоночными — дафниями и циклопами. Добыча захватывается щупальцами с помощью стрекательных клеток, яд которых быстро парализует мелких жертв. При благоприятных условиях гидра размножается бесполым путем — почкованием. На нижней трети тела возникает почка, она растет, затем образуются щупальца, прорывается рот.

Молодая гидра отпочковывается от материнского организма и ведет самостоятельный образ жизни. Осенью гидра переходит к половому размножению. В теле гидры образуются яйцеклетки и сперматозоиды. Созревшие сперматозоиды выходят в воду и передвигаются в ней с помощью жгутиков. Происходит оплодотворение.

Осенью все взрослые гидры погибают, а покрытые оболочкой многоклеточные зародыши падают на дно. Весной их развитие продолжается. Подробно изучил питание, движение, бесполое размножение и регенерацию гидры около 270 лет назад швейцарский натуралист Авраам Трамбле.

Проводя над гидрой опыты, он заметил, что разрезанные на несколько частей животные не погибали, а из частей превращались в целую особь. Считается, что эти опыты по регенерации гидры (опыты А. Трамбле) положили начало экспериментальной зоологии.

Однажды Трамбле разрезал гидру вдоль. В результате чего развилось существо с «двумя головами», которое напоминало чудовищную Лернейскую гидру. Согласно древнегреческой мифологии она жила в озере Дерна, отравляя дыханием все живое и пожирая путников.

Когда сражавшийся с чудовищем Геракл отрубал одну из девяти голов Гидры, то на ее месте вырастала новая голова. Победа над ней была вторым из двенадцати подвигов Геракла. За сходство с мифической Гидрой, за уникальные способности к регенерации Трамбле назвал это кишечнополостное животное гидрой.

Этим же названием воспользовался великий систематик Карл Линней, назвав гидрами род пресноводных полипов.

Читайте также:  Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клеток - биология

Используя содержание текста «Гидра» и собственные знания, ответьте на вопросы.

1) Какой симметрией обладает пресноводная гидра?

2) Что происходит осенью со взрослыми гидрами после полового размножения?

3) Сколько голов было у Лернейской Гидры?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Радиальной.

2) Осенью все взрослые гидры погибают.

3) Девять.

Изучите таблицу «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Ответьте на вопросы.

Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха

1) Чем отличается состав альвеолярного воздуха от состава атмосферного воздуха?

2) Почему в выдыхаемом воздухе кислорода содержится больше, чем в альвеолярном?

3) Почему пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота и инертных газов практически одинаково, так как они не принимают участия вдыхании.

2) При выдохе к альвеолярному воздуху примешивается воздух, который находится в органах дыхания и воздухоносных путях.

3) Пребывание людей в закрытых помещениях приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. Человек при дыхании выделяет углекислый газ, воду, тепло (летучие продукты жизнедеятельности), которые накапливаются и вызывают перечисленные нарушения.

Рассмотрите таблицы и выполните задания 31 и 32.

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

Энергозатраты при различных видах физической активности

Саша и Ира обычно в выходные катаются на велосипедах по городу. На обратном пути после полуторачасовой прогулки они заезжают перекусить в кафетерий.

Используя данные таблиц, предложите такое меню, чтобы компенсировать энергозатраты ребят во время прогулки.

При выборе учтите, что ребята всегда заказывают овощной салат и чай без сахара; Саша любит блюда с яйцами, а Ира предпочитает овощные блюда.

В ответе укажите энергозатраты прогулки и рекомендуемые блюда для Саши и Иры с их энергетической ценностью.

Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия

Энергозатраты при различных видах физической активности

Верно указаны следующие элементы ответа.

1) Энергозатраты прогулки = 90 мин. х 4,5 ккал (езда на велосипеде по городу возможна со скоростью не более 10 км/ч) = 405 ккал.

2) Меню для Саши: омлет с ветчиной, овощной салат и чай без сахара: калорийность = 350 + 60 + 0 = 410 ккал.

3) Меню для Иры: картофель фри (стандартная порция), овощной салат, чай без сахара; калорийность = 335 + 60 + 0 = 395 ккал.

Почему Василиса обращает внимание на содержание белков в заказываемых блюдах? Укажите не менее двух аргументов.

В ответе должны быть указаны следующие аргументы:

1) Белок — это основной строительный материал для тела. Из него состоят мышцы и связки, кожа и внутренние органы.

2) Белок может использоваться в качестве источника энергии.

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:

Источник: https://neznaika.pro/oge/bio_oge/784-variant-4.html

Презентация на тему “Выделение. Мочевыделительная система “

  • Слайд 2
  • Слайд 3
    • Изучим строение и функции органов мочевыделительной системы. Научимся узнавать их на рисунке.
    • Узнаем, как образуется моча. Чем отличается первичная моча от вторичной.
    • Сможем объяснить, почему важно иметь здоровые почки.
  • Слайд 4
    • Н2О
    • СО2
    • Мочевина
    • Соли
    • Поступление веществ
    • Н2О
    • СО2
    • Внутриклеточный обмен
    • Из жиров и углеводов
    • Из белков
    • Выделение продуктов обмена
  • Слайд 5

    Выделение — это переход веществ из внутренней среды организма во внешнюю. Органы выделения — почки и мочевыводящие пути — осуществляют образование и выведение мочи.

    Благодаря их работе из организма удаляются ненужные вещества, поддерживается постоянство состава и объема внутренней среды.

    В выделении участвуют и другие органы, контактирующие со внешней средой и выводящие из организма различные вещества.

  • Слайд 8
    • ПОЧКИ
    • МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
    • МОЧЕТОЧНИКИ
    • МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ
    • МОЧЕВЫВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ
    • МОЧЕОБРАЗУЮЩИЙ ОРГАН
  • Слайд 9

    Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам.

    ТЕКСТ:

    У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ?– с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

    ? – трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

    Мочевой пузырь — ?орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький – зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

    • ПОЧКИ
    • МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
    • МОЧЕТОЧНИКИ
    • МОЧЕИСПУСКА-ТЕЛЬНЫЙ КАНАЛ

    СЛОВАРИК: объемом, две, форме, почки, Мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса.

  • Слайд 10

    У человека две почки.

    • Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.
    • По форме почка напоминает боб.
    • Величина почки – с кулак человека.
    • Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с изпочек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
    • Мочеточники- трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
    • Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький – зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
  • Слайд 11

    Образец:

    Орган : система органов = ? : ткань

    Ответы для выбора: организм, особь, клетка, органоид

    Решите предложенные пропорции, используя слова-подсказки: трубочки, почки, кожа, моча, выделение.

    (Не попадитесь в ловушку, здесь есть лишние слова)

    • мочевой пузырь : мочевыводящий орган = ? : мочеобразующий орган
    • легкие : углекислый газ = почки : ?
    • мочевой пузырь : мускульный мешок = мочеточники : ?
    • почки
    • моча
    • трубочки
  • Слайд 12
    • Плотная оболочка
    • Пирамидки мозгового слоя
    • Корковый слой
    • Мозговой слой
    • Малая почечная чашка
    • Лоханка
    • Большая почечная чашка
    • Почечная артерия
    • Почечная вена
    • Мочеточник
  • Слайд 14

    Нефрон – структурно-функциональная единица почки

  • Слайд 15
    • Извитой каналец
    • Петля
    • Лоханка
    • Собирательная трубочка
    • Капиллярный клубочек
    • Мочеточник
    • Извитой каналец
    • Капсула
  • Слайд 16
    • Извитой каналец
    • Капиллярная сеть канальца
    • Почечная капсула
    • Собирательная трубочка
    • Капиллярный клубочек

    Какими номерами обозначены части нефрона:

    ОТВЕТЫ: 2,1,4,5,3

  • Слайд 17
    • Б – белки
    • Гл – глюкоза
    • С – соли и мочевина
    • В – вода
  • Слайд 18

    Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной

    последовательности.

    • Мочевой пузырь
    • Мочеточники
    • Лоханка
    • Почечные чашки
    • Мочеиспускательный канал

    ОТВЕТ:4,3,2,1,5

  • Слайд 19
    • 1500 литров
    • 150 литров
    • 1,5 литра

    ОТВЕТ:

    • 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки;
    • 150 л первичной мочи образуется;
    • 1,5 литра – вторичной.
  • Слайд 20
    • аминокислоты
    • вода
    • соли
    • аммиак
    • мочевина
    • глюкоза
    • витамины
    • вода
    • соли
    • аммиак
    • мочевина

    Сравните состав первичной и вторичной мочи. Объясните разницу.

  • Слайд 21

    Осмыслите факт:

    при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

    Объясните:

    а) Какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали?

    б) Какие функции выполняют почки?

    Функции почек:

    1) выделительная (выводят избыток воды, солей, продукты метаболизма);

    2) защитная

    (выведение токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).

    3) участвуют в поддержании гомеостаза.

  • Слайд 22

    Используя знания, полученные на уроке, объясните содержание стихотворения

    Они как два больших боба

    На связках закрепились,

    У позвоночного столба

    Уютно разместились.

    Фильтруют почки нашу кровь

    С невиданным упрямством,

    Чтобы во внутренней среде

    Держалось постоянство.

    Нефрон содержит капсулы,

    Канальцы и клубочки.

    Нефронов целый миллион

    Содержат наши почки.

    Проходит кровь через нефрон,

    Каналец здесь решает,

    Чему вернуться в организм,

    А что он удаляет.

    Мы смолоду должны учесть

    Что нам всего дороже:

    Беречь должны не только честь,

    Но наши почки тоже.

  • Слайд 23
    • Кора головного мозга – контроль мочеиспускания
    • Регуляция работы почек
    • Нервная (нервными импульсами)
    • Гуморальная (гормонами)
    • Симпатическая н.с. уменьшает V мочи
    • Парасимпатическая н.с. увеличивает Vмочи
    • Гормон вазопрессин уменьшает
    • V мочи (АДГ)
  • Слайд 24
  • Слайд 25

    Продолжите фразу:

    • Изученный материал дает мне…
    • Полученные знания я могу применить…
    • Мысленно воспроизведите урок. Ответьте на вопросы:
    • На каких этапах и почему возникли сложности?
    • Можно ли было их избежать?
    • Что для этого нужно сделать?
    • За что Вы можете себя похвалить?
  • Слайд 29

    (в т.ч. алкоголь, компоненты табачного дыма, некоторые лекарственные препараты и др.)

  • Слайд 31
    • Каждый грамм почечной ткани потребляет в 8 раз больше кислорода, чем такое же количество мышечной ткани сердца.
    • Потребление кислорода почками равняется в среднем 1/11 всего потребления кислорода телом, хотя почки сос­тавляют лишь 1/112 веса тела. Следовательно, для обра­зования мочи затрачивается очень большое количество энергии.
    • Вес почек у новорожденных по отношению веса тела вдвое больше, чем у взрослых
    • Добавочная почка – очень редкий вид аномалии, в мировой литературе описано всего 50 случаев
  • Слайд 32

    К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?

  • Слайд 33
    • Почка
    • Мочеточник
    • Мочеиспускательный канал
    • Надпочечник
    • Мочевой пузырь.
  • Слайд 34
    • Воронина, Г. А. Школьные олимпиады. Биология. 6—9 классы / Г. А. Во­ронина. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 176 с. — (Школьные олимпиады).
    • Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.. Биология. Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2007.
    • Е.А. Евсеева // Биология в школе N° 2 – 2003
    • Здравушка. Научно-популярный альманах для детей.Составители: Колотило А.С., Шведова Л.П. и др.- Днепропетровск, 1995 – 543 с
    • Контрольные измерительные материалы. Биология. 8-9 классы: материа­лы для организации инспекционного и внутришкольного контроля / авт.-сост. Т.Н. Зайцева, Л.В. Коновалова; ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области». – Курган, 2010. – 80 с.
    • Лернер Г.И.Биология. Тема «Человек» (8—9 классы) : Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. — М. : Эксмо, 2007. — 192 с. — (Мастер-класс для учителя).
    • Мультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека». Просвещение. ЗАО «Новый диск», 2003
    • Пепеляева О.А., Сунцова И.В.. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек): 8 (9) класс. – М.: ВАКО,2007. – 464 с. – (В помощь школьному учителю), стр. 286-294
    • Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. 8 кл. Человек: Учебн.для общеобра. Уч. заведений. – Дрофа, 2000, 2008 г.г.
    • Электронный образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2006.
    • Электронный образовательный комплекс «Биология, 8 кл. Человек», созданный на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. – ЗАО «1С», ООО «1С-Паблишинг», «Вентана-Граф», 2007.
    • Электронная энциклопедия К;ирилла и Мефодия, 2007
Читайте также:  Рефлекторный принцип работы нервной системы - биология

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/vydelenie-92895

Выделение продуктов обмена

ГЛАВА 8

В организме человека постоянно происходит обмен веществ. | В этой главе мы рассмотрим ‘ особенности выделения продуктов жизнедеятельности из внутренней среды организма ■■ человека через специализированную мочевыделительную ■ систему.

ВЫ УЗНАЕТЕ

— о роли выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма;

— о строении мочевыделительной системы;

— об особенностях строения и функционирования почек;

— о регуляции деятельности мочевыделительной системы;

— о заболеваниях органов мочевыделения 3 и их профилактике.

ВЫ НАУЧИТЕСЬ

— распознавать на наглядных пособиях органы мочевыделительной системы.

1

1. Какие пути выделения продуктов обмена веществ из организма человека вам известны?

2. Как осуществляется регуляция работы органов, состоящих из мышечной ткани?

Мочевой пузырь

Сфинктер

Мочеисиускательный ■ канал

Рис. 56. Мочевыделительная система

В результате процесса выделения происходит удаление из организма тех продуктов обмена, которые не могут быть использованы. Продукты распада различных веществ, образующиеся в клетках организма в процессе разнообразных обменных реакций, сначала поступают во внутреннюю среду, а затем выводятся из организма. Значение выделения заключается в поддержании постоянства внутренней среды организма.

Основными органами выделения являются почки, через которые удаляются азотсодержащие продукты распада белков, избыток воды, некоторые соли и другие вещества. Таким образом, почки поддерживают постоянное соотношение воды и солей в организме.

Выделение продуктов обмена веществ осуществляется и другими путями. Через лёгкие из организма человека удаляется углекислый газ, небольшое количество паров воды, некоторые летучие вещества. Потовые железы выделяют через наружные покровы тела воду, мочевину, аммиак, соли. Через кишечник из организма с калом удаляются соли ядовитых тяжёлых металлов.

Органы мочевыделения. В анатомии человека органы мочевыделения относят к мо-

^ — ^ w ^ 1..—Н ^ м

ВЫДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ОБМЕНА

Чевыделительной системе. Среди органов мочевыделения различают: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал (рис. 56).

Ж

Строение и работа почек. Почки — парные бобовидные органы, расположенные у задней стенки брюшной полости на уровне 1-го и 2-го поясничных позвонков. Масса каждой почки приблизительно равна 150 г. Длина почки в среднем 12 см.

Почки прикреплены к брюшной стенке слоем соединительной ткани таким образом, что располагаются по обе стороны позвоночника, над поясницей, позади печени и желудка (см. рис. на с. 149). Снаружи каждая почка покрыта оболочками из соединительной и жировой ткани.

Почка состоит из двух слоёв: более тёмного наружного — коркового и более светлого внутреннего — мозгового (см. рис. 56). Вогнутый край почки обращён к позвоночнику. В этом месте в почку входят и выходят из неё кровеносные сосуды.

В этом же месте в почке находится полость, называемая почечной лоханкой. От почечной лоханки каждой почки отходит мочеточник, соединяющий почку с мочевым пузырём.

-V:..

Капсула

Нефрона

Почечный

Каналец

Рис. 57. Строение нефрона

Каждая почка состоит приблизительно из 1 млн нефро — нов. Нефрон является функциональной единицей почки и может обеспечивать процесс фильтрации, однако концентрирование мочи происходит только при совместной работе многих нефронов. Отдельный нефрон состоит из капсулы и почечного канальца (рис. 57).

Капсулы нефронов расположены в корковом слое почки и представляют собой микроскопическую чашечку из двух слоёв эпителиальных клеток, между которыми имеется щелевидное пространство, дающее начало почечному канальцу. Внутри капсулы расположен клубочек кровеносных капилляров, образующийся в результате многократного ветвления почечной артерии, несущей кровь в почки. Почечная артерия отходит от аорты, давление в ней

^ ^-МГ 4.11′-4# М

Выделение и его значение. Органы мочевыделения

Очень велико, и за 45 мин через почки проходит вся кровь организма человека.

За счёт высокого давления крови в клубочковых капиллярах вода и небольшие молекулы различных веществ, содержащиеся в плазме крови, проходят через тонкие однослойные стенки и попадают в щелевидное пространство капсулы, от которой начинается почечный канал. Образовавшийся при этом раствор называют первичной мочой.

По составу первичная моча близка к лишённой белков плазме крови. Белки из-за большого размера молекул не могут попасть в просвет капсулы. Первичная моча содержит мочевину, сахара, витамины, минеральные соли, аминокислоты.

Таким образом, большая часть компонентов первичной мочи необходима организму и не должна удаляться из него.

Из просвета капсул первичная моча движется по извитому канальцу, стенки которого способны к обратному всасыванию большинства веществ, содержащихся в первичной моче.

При этом из первичной мочи обратно в кровь, проходящую по капиллярам, оплетающим извитые канальцы, поступают вода, соли натрия и калия, глюкоза, витамины, аминокислоты, то есть те вещества, которые организм может использовать в процессах обмена и терять которые было бы опасно для здоровья.

В результате концентрирования из первичной мочи в канальцах образуется вторичная моча, которая содержит 98% воды, 1,8% мочевины, 0,2% мочевой кислоты и некоторые минеральные соли (табл. 5). За сутки у здорового человека образуется 1,7—2,0 л вторичной мочи, что составляет примерно 10% объёма первичной мочи.

Таблица 5

Сравнительный состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи

Процессы образования мочи требуют больших энергетических затрат — около 10% всей энергии организма. По собирательным трубкам вторичная моча попадает в почечные лоханки и далее по мочеточникам в мочевой пузырь.

Мочевой пузырь — гладкомышечный мешок, служащий для сбора мочи. Он расположен в нижней части таза между прямой кишкой и лобковыми костями. С внешней средой мочевой пузырь соединяется мочеиспускательным каналом, перекрытым специальным сфинктером. Стенки мочевого пузыря растягиваются, когда он постепенно наполняется мочой, и сокращаются, когда происходит мочеиспускание.

Регуляция мочеиспускания осуществляется нейрогуморальным путём. Из почек по мочеточникам постоянно движутся небольшие порции мочи, способствующие постепенному наполнению мочевого пузыря.

Мочеиспускание происходит рефлекторно: в центральную нервную систему от рецепторов мочевого пузыря поступает сигнал о том, что его стенки растянуты и, следовательно, накопилось много мочи. В результате из нервной системы приходит сигнал, заставляющий стенки пузыря сократиться и избавиться от мочи.

Во время мочеиспускания открывается сфинктер, расположенный между мочевым пузырём и мочеиспускательным каналом. Стенки пузыря сокращаются, и моча под давлением поступает в этот канал.

Именно так всё и происходит у маленьких детей! Но в процессе взросления этот рефлекс становится подконтрольным высшим отделам мозга, и мочеиспускание делается произвольным. В норме у взрослого человека желание опорожнить мочевой пузырь возникает, когда в нём накапливается около 0,5 л мочи.

Почка.

Нефрон. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал.

Какие вещества удаляются из организма человека с мочой?

Какие органы входят в состав мочевыделительной системы?

Какое строение имеют почки и каково их месторасположение в организме человека?

Что является основной функциональной единицей почки? Ответ обоснуйте.

Каковы особенности регуляции процесса мочеиспускания?

Почему длина мочеиспускательного канала у женщин и мужчин различается (3—3,5 см и 18—20 см соответственно)?

Источник: http://apple-tour.ru/uchebnik/vydelenie-produktov-obmena/

Ссылка на основную публикацию