Природные явления – биология

Биологические опасные природные явления – ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности

■ природные пожары (лесные пожары, пожары степных и хлебных масси­вов, торфяные пожары и подземные пожары горючих ископаемых);

■ инфекционные заболевания людей (единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, групповые случаи опасных ин­фекционных заболеваний, эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний, эпидемия, пандемия, инфекционные заболевания людей невы-явленной этиологии);

■ инфекционные заболевания животных {единичные вспышки экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, энзоотии, эпизоотии, панзо­отии, инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыяв-ленной этиологии);

■ поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотия, панфитотия, болезнь сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии, массовое распространение вредителей растений).

Природные пожары включают в себя лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары. Наиболее распространены лесные пожары, которые происходят ежегодно, приносят колоссальные убытки и приводят к человеческим жертвам.

Лесные пожары — это неконтролируемое горение растительности, сти­хийно распространяющееся по лесной территории. При сухой погоде и вет­ре лесные пожары охватывают значительные пространства.

При жаркой погоде, при отсутствии дождя в течение 15—20 дней лес становится пожароопасным. Статистика свидетельствует, что в 90—97% случаев причиной возникновения лесных пожаров является жизнедеятель­ность людей.

Эпидемия — широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной тер­ритории уровень заболеваемости. Обычная (минимальная) заболеваемость для данной местности — это чаще всего не имеющие между собой связи единичные случаи заболеваний.

Эпизоотии — массовые инфекционные болезни животных.

Эпифитотии — массовые болезни растений.

Массовое распространение инфекционных болезней среди людей, сель­скохозяйственных животных или растений представляет прямую угрозу бе­зопасности жизнедеятельности человека и может приводить к возникнове­нию чрезвычайных ситуаций.

Инфекционные болезни — это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями (бактериями, вирусами, грибками). Харак­терными особенностями инфекционных болезней являются: заразность, т. е. способность передавать возбудителей от больного организма здорово­му; стадийность развития (заражение, инкубационный период, течение бо­лезни, выздоровление).

Источник: http://xn--90akw.xn--p1ai/uchebnye-materialy-obzh/chs-prirodnogo-haraktera/biologicheskie-opasnye-prirodnye-yavleniya/

Явления природы: весенние, летние, осенние, зимние. Окружающий мир 2 класс

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы – это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

Для каждого сезона, а их у нас 4 – это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

 

Весенние явления природы

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка.  День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна.

Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники.

Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило – на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению – это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег 🙂

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза – это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение – весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля – в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Подробнее о весне, весенних явлениях природы и приметах о погоде >>

Летние явления природы

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Читайте также:  Главные направления эволюции органического мира, биология

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда.

Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля.

Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это “Грибной дождь”. Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга – оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги.  При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенние явления природы

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые. 

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей – это и есть туман. 

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней.

Ливень. Это сильный, “проливной” дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней. Это значит, на улице легкий мороз – заморозки.

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки – осенние явления неживой природы.

Зимние явления природы

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет. 

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад – это выпадение снега. 

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав – это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление – облака – бывает в любое время года. Облака – это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе.

Подробнее о зиме и зимних явлениях природы >>

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона 🙂 

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Источник: https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola/858-yavleniya-prirody-vesennie-letnie-osennie-zimnie.html

Урок природоведения. Химические и биологические явления (авторская линия Д.И.Трайтака)razrabotka_uroka

[слайд №1]

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

Учитель предлагает учащимся бегло повторить учебный материал параграфа в течение 3 минут.

[слайд №2]

А теперь закрываем учебники и внимание на слайд.

[слайд №3]

Учитель индивидуальную беседу по вопросам на слайде, один ученик отвечает другой оценивает его ответ:

  • Дайте определение термина «классификация»?
  • На какие группы можно разделить природные явления?
  • Какие явления природы называют электрическими?
  • Какие явления природы называют магнитными?

Далее организуется фронтальная работа с учащимися по нахождению лишнего природного явления, среди изображенных на слайде. Следует обратить внимание учеников, что выбор должен быть обязательно аргументированным, по возможности нужно выслушать разные варианты аргументации и выбрать наиболее верный.

[слайд №4]

Изображены 3 тепловых явления, а движение собаки – это биологическое явление.

[слайд №5]

Изображены механические явления, связанные с движением тел, а свеча иллюстрирует тепловое явление.

[слайд №6]

Изображены световые явления, а испарение воды – это тепловое явление.

[слайд №7]

Изображены биологические явления, таяние снега – это тепловое явление.

После актуализации знаний о группах природных явлений, уместно задать вопрос сильным учащимся класса:

[слайд №8]

  • Как человек использует свои знания о магнитных и электрических природных явлениях в повседневной жизни?

Далее организуется фронтальная работа с классом по исправлению ошибок на слайдах.

Читайте также:  Обмен веществ. аденозинтрифосфорная кислота – атф - биология

[слайд №9]

Исправить орфографические ошибки, и комментарии к разным группам явлений. Уместно сначала обсудить с детьми их варианты, а затем продемонстрировать правильный.

[слайд №10]

Разноименные заряды притягиваются, нужно изменить направление движения.

[слайд №11]

Направление движения отрицательных зарядов изменяется, а оно всегда должно быть направлено друг от друга. Положительные заряды верно, отталкиваются.

Затем снова организуется индивидуальный опрос по вопросам на слайдах:

[слайд №12 – 13]

  • Что такое электрический ток?
  • Чем электрический заряд отличается от электрического разряда?
  • Какие вещества называются проводниками?
  • Какие вещества называются изоляторами?
  • Что такое магнит?
  • Что называется магнитным полем?

В заключении учитель, вместе с учениками вспоминает правила пользования электроприборами.

[слайд №14]

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/137292/127560/

Что такое явление природы

Инструкция

Как установил Ньютон, белый световой луч получается в результате взаимодействия лучей разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Каждый цвет характеризуется определенной длиной волны и частотой колебаний. На границе прозрачных сред скорость и длина световых волн изменяются, частота колебаний остается прежней.

Каждый цвет имеет свой собственный коэффициент преломления. Меньше всего от прежнего направления откланяется луч красного цвета, чуть больше оранжевый, затем желтый и т.д. Наибольший коэффициент преломления имеет фиолетовый луч.

Если на пути светового луча установить стеклянную призму, то он не только отклонится, но и распадется на несколько лучей разного цвета.

А теперь о радуге. В природе роль стеклянной призмы выполняют дождевые капли, с которыми сталкиваются солнечные лучи при прохождении через атмосферу. Поскольку плотность воды больше плотности воздуха, световой луч на границе двух сред преломляется и разлагается на составляющие.

Далее цветовые лучи движутся уже внутри капли до столкновения с ее противоположной стенкой, которая также является границей двух сред, и, к тому же, обладает зеркальными свойствами. Большая часть светового потока после вторичного преломления будет продолжать движение в воздушной среде за каплями дождя.

Некоторая же его часть отразится от задней стенки капли и выйдет в воздушную среду после вторичного преломления на передней ее поверхности.Процесс этот происходит сразу во множестве капель. Чтобы увидеть радугу, наблюдатель должен стоять спиной к Солнцу и лицом к стене дождя. Спектральные лучи выходят из дождевых капель под разными углами.

От каждой капли в глаз наблюдателя попадает только один луч. Лучи, выходящие из соседних капель сливаются, образуя цветную дугу. Таким образом, от самых верхних капель в глаз наблюдателя попадают лучи красного цвета, от тех, что ниже – оранжевого и т.д. Сильнее всего откланяются фиолетовые лучи. Фиолетовая полоска будет нижней.

Радугу в форме полукруга можно видеть, когда Солнце находится под углом не более чем 42° относительно горизонта. Чем выше поднимается Солнце, тем меньше размеры радуги.

Вообще-то, описанный процесс несколько сложнее. Световой луч внутри капли отражается многократно. При этом может наблюдаться не одна цветовая дуга, а две – радуга первого и второго порядка.

Внешняя дуга радуги первого порядка окрашена в красный цвет, внутренняя – в фиолетовый. У радуги второго порядка наоборот. Выглядит она обычно на много бледнее первой, поскольку при многократных отражениях интенсивность светового потока уменьшается.

Значительно реже в небе могут наблюдаться три, четыре и даже пять цветных дуг одновременно. Подобное наблюдали, например, жители Ленинграда в сентябре 1948 года. Это объясняется тем, что радуга может возникать также и в отраженных солнечных лучах. Такие многократные цветовые дуги могут наблюдаться над обширной водной поверхностью.

При этом отраженные лучи идут снизу вверх, и радуга может быть «перевернута вверх ногами».

Ширина и яркость цветовых полос зависят от размеров капель и от их количества. Капли диаметром порядка 1мм дают широкие и яркие фиолетовую и зеленую полосы. Чем мельче капли, тем слабее выделяется красная полоса. Капли диаметром порядка 0,1мм вообще не дают красной полосы.

Капельки водяного пара, образующие туман и облака, радугу не образуют.

Увидеть радугу можно не только днем. Ночная радуга – довольно редкое явление, возникающее после ночного дождя в стороне, противоположной Луне. Интенсивность цвета ночной радуги значительно слабее дневной.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-107603-chto-takoe-yavlenie-prirody

Явления природы, их разнообразие. Физические явления – Школьный географический клуб «РАЙМАНТАУ»

Цель образовательная: сформировать в учащихся представление о    природных явлениях, основных группах природных явлений, их разнообразии, значении.

           развивающая:    создавать в учащихся представления о значении явлений природы для жизни на Земле, формировать умения классифицировать явления и пользоваться соответствующими приборами природоисследования.

          воспитательная: воспитывать стремление исследовать и объяснять      явления природы.

Понятия и термины:  явления, физические, биологические, химические.

Методы:                         словесные (беседа, рассказ), работа с учебником. Наглядные (демонстрация опытов, наглядности). Практические (групповая работа, выполнение заданий на карточках).

Оборудование:             тела природы, их изображения, тетради, учебники, мультимедийное оборудование.

Тип урока:                    усвоение новых знаний.

Литература:                 интернет ресурсы.

Структура урока:    I. Организационный момент.

                             II. Актуализация опорных знаний учащихся.

                             III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение   темы, цели и задач урока.

                             IV. Восприятие и первичное осмысление нового   материала.

                            V. Общение и систематизация знаний учащихся.

                            VI. Подведение итогов урока, аргументация оценок.

                            VII. Сообщение домашнего задания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

–       Что такое природа?

–       Как делится природа?

–       Какие методы изучения природы вы знаете?

–       Из чего состоят тела?

–       А из чего состоят вещества?

Читайте также:  Семейство сложноцветных, или астровых (более 20 тысяч видов), Биология

–       Что такое диффузия?

–       Какие бываю вещества?

А теперь, когда мы вспомнили с вами предыдущий материал выполним задание по тестам.

1.     Укажите науку, изучающую взаимодействие и строение организмов.

А – география                                            В – биология

Б – физика                                                  Г – химия

Какой прибор используют для изучения небесных  тел?

А – телескоп                                              В – рулетку

Б – компас                                                  Г – микроскоп

К эксперименту следует отнести:

А – изучение звездного неба в телескоп

Б – наблюдение птиц в полете

В – наблюдение за ростом растений в специально созданных условиях.

Г – определение длины пенала

Какой метод поможет школьникам определить длину листьев вербы?

А – наблюдение                                        В – эксперимент

Б – измерение                                          Г – моделирование

Выберете вещество.

А – воздух                                                  В – золотое кольцо

Б – стул                                                     Г – углекислый газ

Кислород и кремний – это?

А – молекулы                                            В – простое вещество

Б – смеси                                                   Г – химические элементы

Выберете смесь.
Вода относится к:

А – простым веществам

Б – сложным веществам

В – веществам, которые сохраняют форму

Г – (смесь железных опилок и сахара) к смесям

Укажите фамилию выдающегося ученого натуралиста?

А – Парацельс                                         В – Вернадский

Б – Ломоносов                                         Г – Дарвин

 Какую смесь можно разделить фильтрованием?

А – смесь воды и сахара                       В – смесь воды и песка

Б – смесь песка и поваренной соли     Г – смесь железных опилок и сахара                  

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели и задач урока.

Рассказ.

Как вам известно, явления – это изменения, происходящие с телами природы. В окружающем нас мире наблюдаются разнообразные явления. Это такие явления как:

–  смена времени года

–  прорастание семян

–  цветение садов

А так же никого не оставит равнодушным яркие краски листопада.

В повседневной жизни человека встречаются явления, происходящие при участии рукотворных тел, таких как движение поезда, полет птиц, таяние льда, сверкание грома и молнии. В далекой древности люди не могли дать объяснение, происходящим явлениям. Но постепенно накопившиеся знания о явлениях природы позволили создать науку, которая дала начало таким наукам как:

биология                                            3) астрономия

2) физика                                                4) химия

Исходя из этого, ученые разделили все явления природы на 3 группы.

IV. Восприятие нового материала.

Построение структурно-логической схемы.

Различают:

Явления природы

          биологические                физические                химические

Прежде чем перейти к характеристикам явлений давайте послушаем стихотворение о явлениях природы и в конце изучения темы, вы попробуете определить, о каких явлениях природы в нем идет речь.

I группа. Биологические явления.

Это все явления, которые происходят с телами живой природы, т.е. организмами называются биологическими явлениями. Это такие явления как прорастание семян, цветение садов, появление подснежников, а также явление листопада.

II группа. Физические явления.

К признакам физических явлений относится:

–       изменение формы;

–       размеров тел;

–       места расположения;

–       агрегатного состояния;

Физические явления делятся на группы:

механические

электрические

магнитные

световые

Физические явления мы можем определить при помощи различных органов чувств (демонстрация опытов).             

        III группа. Химические явления.

Химические явления отличаются от физических тем, что до начала химического явления это были одни вещества, а поле него они превращаются в другие. Химические явления характеризуются определенными признаками:

–       выделение газа;

–       образование осадка;

–       изменение цвета;

–       появление света и тепла (демонстрация опыта.

–       появление запаха.                         Горение свечи)

Примерами химических явлений являются:

горение свечи                                         3) скисание молока

2) ржавление метала                                   4) гниение (выделение тепла)

Эти явления широко используются в жизни людей. Это получение металлов, изготовление лекарств и др.

 V. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Рассмотрев тему явления природы заполните таблицу примерами явлений из данного перечня:

1)    горит свет;                                                  7) гремит гром;

2)    прорастают семена;                                   8) растет подснежник;

3)    мчится поезд;                                             9) гниют листья;

4)    цветут сады;                                               10) тает лед;

5)    скисает молоко;                                         11) листопад;

6)    катится мяч;                                               12) образование ржавчины.

Биологические

Физические

Химические

А теперь давайте обратимся к народному творчеству. Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых говорится о явлениях природы:

1.     Вода и камень точит.

2.     Кочерга огня не боится.

3.     Жёлудь мал бывает, а из него большой дуб вырастает.

Решим задачу №5 в учебнике стр. 57.

Школьники к празднику надували шары воздушные. Одна группа ребят уверяла, что это химическое явление, другая – что физическое. Какая группа школьников была права. Аргументируйте свой ответ.

Задание. Установить соответствие между явлениями природы.

I. 1. Химическое                             А – катится мяч

   2. Физические                              Б – ржавеет гвоздь

   3. Биологическое                         В – впадают в спячку животные

II.1. Кислород                                 А – сохраняет форму

    2. Железо                                    Б – не сохраняет

                                                         В – заполняет весь представленный ему объем

                                                         Г – притягивается магнитом

III. Указать лишнюю для молока и воздуха характеристику.

 А – сохраняют форму;

 Б – имеют одинаковый цвет;

         В – имеют разный цвет;

         Г – текучие.

VI. Подведение итогов урока, аргументация оценок.

В природе биологические, физические и химические явления тесно связаны между собой. Без химических явлений не происходят биологические. Ведь из веществ, которыми питаются растения и животные в их телах образуются новые вещества, присущие их организму.

VII. Комментирование оценок.

VIII. Д/з. x12. Составление кроссворда по теме.

Источник: http://raimantau.narod.ru/load/prirodovedenie/javlenija_prirody_ikh_raznoobrazie_fizicheskie_javlenija/10-1-0-88

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]