Значение воды в жизнедеятельности растений – биология

Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме: Значение воды в жизнедеятельности растений

Слайд 1

Значение воды в жизнедеятельности растений

Слайд 2

Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70-95 % сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды

Слайд 3

Функции воды в клетке Вода — это та внутренняя среда, в которой протекает обмен веществ. Она осуществляет связь органов, координирует их деятельность в целостном растении .

Вода входит в состав мембран и клеточных стенок, составляет основную часть цитоплазмы, Вода обеспечивает транспорт веществ по растению и циркуляцию растворов. Вода защищает растительные ткани от резких колебаний температуры.

Обеспечивает упругое состояние растений, с чем связано поддержание формы травянистых растений, ориентация органов в пространстве.

Слайд 4

водообмен поступление воды в растение и отдача её растением, необходимые для его жизнедеятельности

Слайд 5

водный обмен складывается из трех этапов: 1) поглощения воды корнями 2) передвижения ее по сосудам древесины, 3) испарения воды листьями. Обычно при нормальном водном обмене сколько воды поступает в растение, столько ее и испаряется.

Слайд 6

Транспорт воды по сосудам

Слайд 7

Транспирация Процесс испарения воды через листья

Слайд 8

Водный ток в растении идет в восходящем направлении снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волосков внизу и от интенсивности испарения наверху.

Постоянный ток воды от корневой системы к надземным частям растения служит средством транспортировки и накопления в органах тела минеральных веществ и различных химических соединений, поступающих из корней. Он объединяет все органы растения в единое целое.

Помимо этого, восходящий ток воды в растении необходим для нормального водоснабжения всех клеток. Особенно он важен для осуществления процесса фотосинтеза в листьях

Слайд 9

Из всего огромного количества воды, проходящей через растение, лишь очень незначительная ее часть используется им на синтез веществ своего тела. Только 0,2 % всей пропускаемой воды растение усваивает. Остальные 99,8 % поглощенной воды тратятся на испарение Но эта «трата» очень важна для растения.

Слайд 10

21.01.2013 МОУ “СОШ №2” город Чернушка Пермский край Может быть корни могут обходиться без воды? Может достаточно просто опрыскивать стебель и листья растения водой?

Слайд 11

Экологические группы – это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организмов

Слайд 12

Экологические группы по отношению к воде Гидатофиты (от греч. гидатос – «вода», фитон – «растение») – водные травы ( элодея , лотос, кувшинки) . Гидатофиты полностью погружены в воду. Стебли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом Кувшинка

Слайд 13

Элодея канадская

Слайд 14

Лотос

Слайд 15

Кубышка Кувшинка

Слайд 16

Гидрофиты (от греч. гидрос – «водный») растения, частично погруженные в воду ( стрелолист , камыш, рогоз, тростник, аир ) . Обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах. Рогоз

Слайд 17

Стрелолист

Слайд 18

Аир болотный

Слайд 19

Гигрофиты Осока (от греч. гигра – «влага») растения влажных мест с высокой влажностью воздуха калужница, осоки, циперус , ситник .

Слайд 20

Циперус

Слайд 21

Мезофиты (от греч. мезос – «средний») растения, живущие в условиях умеренного увлажнения и хорошего минерального питания сурепка, нивяник, ландыш, земляника, яблоня, ель, дуб . Растут в лесах, на лугах, в поле. Большинство сельскохозяйственных растений – мезофиты. Они лучше развиваются при дополнительном поливе

Слайд 22

Мезофиты

Слайд 23

Ксерофиты (от греч. ксерос – «сухой») растения сухих местообитаний, где воды в почве мало, а воздух сухой алоэ, кактусы, саксаул .

Слайд 24

Суккуленты Сочные ксерофиты с мясистыми листьями (алоэ, толстянки ) или мясистыми стеблями (кактусы – опунция , маммилярия , цереус)

Слайд 25

Опунция Толстянка

Слайд 26

склерофиты Сухие ксерофиты –( от греч. склерос – «жесткий») приспособлены к жесткой экономии воды, к уменьшению испарения ( ковыль , саксаул , кермек , верблюжья колючка) . синеголовник

Слайд 27

Ковыль Саксаул Склерофиты Верблюжья колючка

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/01/26/znachenie-vody-v-zhiznedeyatelnosti-rasteniy

Роль воды в жизнедеятельности растений

Экологические группы растений по отношению к воде.

Открытый урок

«Роль воды в жизнедеятельности растений»

Цель урока: узнать какова роль воды в жизнедеятельности растений; на какие экологические группы по отношению к воде делятся растения.

 Проблема урока:           Трое правят жизнью на Земле:

                                         Красное Солнышко,

                                         Да  Зеленое Зернышко,

                                         Голубая Вода.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. «Идеальный опрос»: Кто сегодня себя чувствует готовым ответить на «5»? Кто на «4»? Кто на «3»?  Спасибо.
  3. Психологический настрой: Все друг к другу повернулись,

                                                       Все друг другу улыбнулись.

                                                      Повернулись и ко мне,

                                                      Улыбнитесь – ка и мне.

                                                      Большое спасибо!

  1. Проверка домашнего задания.

Поразмыслим над задачей! В басне Крылова корни, споря с листьями говорят:

Мы те,

Которые роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится, –

Не станет дерева, ни вас.

Что вы можете сказать по этому поводу? (учащиеся высказывают свои мнения)

Конечно, все органы растения не могут существовать друг без друга. Органы растений взаимосвязаны.

А какие органы растений вы знаете? (корень, стебель, лист, цветок, плод)

Обратите внимание на доску. Что здесь изображено?

Правильно! Это корневые системы: стержневая и мочковатая корневые системы.

Какие функции выполняют корни? (удерживают растение в почве; всасывание питательных веществ; накопление питательных веществ)

 После того, как корни всосали  в себя воду и минеральные вещества, они поднимаются по стеблю в надземную часть растения.

Представим, что вода попала в листья. А для чего она там необходима? (для фотосинтеза и испарения)

 Внимание на доску. Кто из вас сможет рассказать о внутреннем строении листа. (1- верхняя кожица листа, 2-столбчатая ткань, 3-губчатая ткань, 4-нижняя кожица, 5- устьица, 6- межклетники).

Для чего листу устьица? (испарение, дыхание)

Скажите, а почему листья зеленые? (хлоропласты)

В каком процессе они участвуют? (фотосинтез)

А, если у растения листья не имеют хлоропластов. Как же они тогда питаются?

Раффлезия.

Если, продираясь через джунгли Индонезии, вы почуете запах подгнившего мяса и завидите кроваво-красное пятно, не торопитесь падать в обморок или вопить диким голосом. Скорее всего, вам выпала редкая удача – наблюдать цветок раффлезии.

Раффлезия – растение-паразит, известное тем, что у него нет ни листьев, ни стебля, а один только цветок. Да еще какой цветок! Диаметр отдельных экземпляров бывает более метра, а «среднестатистическая особь» держится в пределах 60-90 см.

Вес этого цветочка достигает 6-7 килограммов.

Так обстоят дела у двух видов раффлезии, раффлезии Арнольда и раффлезии туан муда (самые распространенные виды), другие 10 видов могут выглядеть значительно скромнее – у самых мелких раффлезий цветы не превышают в диаметре 15-20 см.

Затем он распускается. Тут-то и появляется возможность наблюдать огромный красный цветок с тяжелым запахом. Но неэстетичный по человеческим меркам дух не смущает навозных мух, которые являются основными опылителями раффлезии. Если цветок никто не опылил, то он превращается в зловонную темную массу. Опыленное же растение образовывает плод, в котором вызревает непомерное множество семян.

Основными разносчиками семян раффлезии выступают слоны и… муравьи! Серые гиганты просто-напросто растаптывают плоды (других возможностей выпустить семена на свет у раффлезии нет) и разносят на своих ногах по лесу, а трудолюбивых малюток привлекает в семенах раффлезии особый придаток-приманка.

В чем отличие процесса дыхания от процесса фотосинтеза?

При фотосинтезе растение поглощает углекислый газ, а при дыхании кислород.

Все ли органы растений дышат или у них есть приспособления? (дышат все тело растений: листья, чечевички, корни)

Мы с вами определили разницу между дыханием и фотосинтезом. Итак, давайте подведем итог фотосинтеза. Какие же организмы фотосинтезируют ? (растения –автотрофы).

Следующее задание:

«Кембриджский круг»

На доске нарисован круг, разбитый на сектора. В каждом секторе написан термин, понятие. Учащиеся по очереди выходят к доске, объясняют значение слова, либо термина.

Сектора: пестик, тычинки, венчик, опыление, оплодотворение растений.

Найдите правильный ответ.

Подчеркните, напишите правильный ответ.  На столах у вас лежат карточки. Выполняем в паре. Обязательно укажите свою фамилию.

«В завязи пестика образуются мужские (женские) гаметы. Цветок – вегетативный (генеративный) орган. Тычинки имеют двухгнездные рыльца ( пыльники). На рыльце пестика созревают (в пыльниках) пыльцевые зерна. Пыльцевые зерна – это женские (мужские) гаметы.

«Дополни правильно»

Индивидуальное письменное задание каждому ученику.

  1. из покрова семязачатка развивается….(семенная кожура)
  2. семя состоит из….(зародыша и кожуры)
  3. после опыления завязь превращается в…(плод)
  4. из оплодотворенной крупной клетки развивается…(эндосперм)
  5. из стенок завязи развивается…(околоплодник)

Физминутка

Изучение темы.

На уроках мы с вами выяснили, что вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Её роль в организме многообразна. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое.

Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока воды зависит жизнь растительного организма. Вода распределена по Земле неравномерно: где-то её больше, где-то меньше.

По отношению к условиям обводненности местообитаний у растений выработались особые приспособительные свойства.

В ходе беседы выясняется, что “экологическая группа растений – это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организма”.

Посмотрите на доску и скажите, какие группы растений обитают в данной среде?

(любят воду, влагу, экономят влагу, среднее).

  1. Исследовательская работа.

Каждая группа, работая со словарём, описательной характеристикой, должна определить экологическую группу по отношению к воде и найти особенности приспособленности к данной группе. Полученные данные занести в таблицу.

Рассмотрите внимательно изображения растений, прочитайте описание и выберите  карточки с растениями, относящимися к данной экологической группе. Что объединяет выбранные растения (черты строения, жизнедеятельности)?

С помощью словаря биологических терминов и растений, которые вы выбрали, сформулируйте понятия “гидатофиты”, “гигрофиты”, “мезофиты”, “ксерофиты”.

Что общего между этими понятиями?

Это экологические группы растений.

ГИДРОФИТЫ (гидро – вода, фитос – растение)

Полностью погружены  в воду или плавают на ее поверхности.

Особенности: плохо развиты сосуды или отсутствуют. Не развита механическая ткань, вода сама поддерживает растение в вертикальном положении. Есть воздушные полости в черешках листьев. Не выживают на воздухе.

ГИГРОФИТЫ. Влаголюбивые.

Нет приспособлений для ограничения расходования воды. Устьица крупные. Часто образуются волоски из живых клеток для увеличения поверхности испарения. Слаборазвита корневая система.

КСЕРОФИТЫ – засухоустойчивые.

Хорошо развиты корни. Масса корней больше массы побегов. У некоторых нет листьев. Стебли мясистые, листья колючки. Уменьшение испарение за счет воскового налета на листьях, опушение листьев.

Читайте также:  Обработка почвы, биология

МЕЗОФИТЫ мезо-средний.

Условия нормального увлажнения. Большое количество устьиц. Не выдерживают засухи. Т.к нет приспособлений для удерживания влаги.

ВЫВОД: значение воды в жизни растения очень велико: растворение в в оде минеральных веществ, испарение, фотосинтез, поглощение воды устьицами, распространение растений при помощи воды, прорастание семян.

Задание на дом.

Конспект. Творческое задание.

Рефлексия. Итоги урока.

Поднять карточки:

Зеленого цвета – урок понравился

Голубого – хорошо

Красного цвета – не очень.

Проблема урока:

Трое правят жизнью на Земле:

Красное Солнышко

Да Зелёное Зёрнышко,

Голубая Вода.

Цель урока:

  • Узнать какова роль воды в жизнедеятельности растений
  • На какие экологические группы по отношению к воде делятся растения.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

Поразмыслим над задачей!

В басне И.А.Крылова корни, споря с листьями

говорят:

Которые роясь в темноте,

Питаем вас.

Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится;

А если корень иссушится, –

Не станет дерева, ни вас .

Внутреннее строение

1

2

3

4

5

6

Транспирация – испарение воды

растением .

Способны ли фотосинтезировать растения, не содержащие хлорофилл?

Как же они тогда питаются?

В чем отличие

процесса

дыхания от процесса

фотосинтеза?

Автотрофы Гетеротрофы

«Кембриджский круг»

Какой процесс называется оплодотворением ?

пыльца

пыльцевая трубка

семязачаток

центральная клетка

яйцеклетка

Найди правильный ответ»

«Дополни правильно»

Вода в растении

составляет

до 90 %

Вода в жизни растений

Участие в фотосинтезе

Поступление минеральных веществ

Распространение растений

Прорастание семян

Экологические группы растений

ксерофиты

гидрофиты

гигрофиты

мезофиты

Какие группы растений обитают в данной среде?

Гидрофиты,гидатофиты

Какая группа растений обитает в данной среде?

Гигрофиты

Какая группа растений обитает в данной среде?

Ксерофиты

Какая группа растений обитает в данной среде?

Мезофиты

Исследовательская работа

Гидрофиты (Гидатофиты) «гидро»-вода, «фитос» -растение

Полностью погружены в воду или плавают на поверхности.

Особенности:

1.Плохо развиты сосуды или отсутствую совсем.

2. Не развита механическая ткань, т.к. …

вода сама поддерживает растение в вертикальном положении

3. Есть воздушные полости в черешках листьев.

4. Не выживают на воздухе.

Г И Г Р О Ф И Т Ы- влаголюбивые «гигрос» – влажный, «фитос» – растение

Местообитание:

сырые леса, болота, берега водоемов,

тропические влажные леса

Особенности: нет приспособлений для ограничения расходования воды

Приспособления для удаления избытка

влаги:

1. крупные устьица;

2. часто образуются волоски из живых клеток для увеличения поверхности испарения;

3.слаборазвитая корневая система;

лиана

К С Е Р О Ф И Т Ы – ЗАСУХОУСТОЙЧИВЫЕ

Местообитание – места с недостатком влаги, засушливые районы – степи, пустыни.

Приспособления:

  • Хорошо развиты корни, масса корней в 10-ки раз больше массы побегов (верблюжья колючка)
  • У некоторых нет листьев (саксаул)
  • стебли мясистые, листья-колючки (кактусы)

листья мясистые (алоэ, агава)

  • Уменьшение испарения воды за счет

воскового налета на листьях (толстянка), опушение листьев

М Е З О Ф И Т Ы «мезо» – средний, «фитос» – растение

Местообитание:

Живут в условиях среднего, нормального увлажнения.

Приспособления:

  • Большое количество устьиц

Не выдерживают засухи, т.к. ……..

нет приспособлений для накопления и удержания влаги.

Гидатофиты (гидрофиты)

  • Элодея
  • Рдест
  • Ряска
  • Рдест курчавый
  • Водокрас

Гигрофиты

  • Осока
  • Стрелолист
  • Тростник
  • Камыш
  • Рогоз

Мезофиты

  • Яблоня
  • Ель
  • Дуб
  • Земляника
  • Нивяник

Ксерофиты

  • Цереус
  • Ковыль
  • Саксаул
  • Алоэ
  • Опунция

Значение воды в жизни растений:

Растворение в воде минеральных веществ

Испарение.

Поглощение воды устьицами.

Распространение растений при помощи воды.

Прорастание семян

Участие в фотосинтезе.

Охрана растений

Выяснив огромное значение зеленых растений в жизни нашей планеты необходимо помнить о вопросах охраны.

Человек должен быть мудрым и жить в добром содружестве с природой. Каждый может стать другом природе.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/rol-vody-v-zhizniedieiatiel-nosti-rastienii

Вода в жизни растений

Конечно, поступление воды — один из основных процессов в жизни растений.

Ведь растения (как и все живые организмы) в основном состоят из воды. В листьях ее обычно содержится около 85% от общей массы, а в корнях — 99%.

Однако есть и растения-исключения (например, мхи), способные в условиях резкого дефицита воды легко терять ее, сохраняя жизнеспособность. Высохшие растения содержат только прочно связанную воду, обычно всего 5-10%.

Такая вода удерживается за счет электростатических взаимодействий с биологическими макромолекулами и необходима для сохранения ненарушенной структуры этих молекул.

При восстановлении нормального водоснабжения растения возвращаются к активной жизнедеятельности.

Обезвоживание является одним из необходимых этапов в созревании семян большинства растений. После того как семя сформируется, вода оттекает из него по сосудистым пучкам в другие ткани растения. В семени почти полностью прекращаются биохимические процессы, и оно, покинув материнское растение, может пролежать в почве всю зиму.

По весне семя прорастет, впитав из почвы необходимое количество воды, и за лето сформирует полноценный организм, способный подготовиться к следующей зиме, — если растение многолетнее.

Из семян однолетников весной развиваются растения, которые должны успеть зацвести и дать новые семена летом, чтобы продолжить жизнь в следующих поколениях.

Но хотя растения могут приспособиться к дефициту воды (например, как это делают мхи) либо даже сами обезвоживают свои семена (защищая их от гибели зимой), высокая обводненность всех организмов является общим законом.

Существует понятие гомеостатической воды, необходимой для гомеостаза — внутреннего баланса организма (гомеостаз переводится как равновесие). Это минимальный уровень содержания воды, ниже которого поддержание жизни невозможно.

Растения различных мест обитания характеризуются разными минимумами содержания воды. Для растений околоводных пространств (рогоз, стрелолист, частуха, сердечник) и влажных тропических лесов уменьшение обводненности тканей ниже 65—70% означает смерть.

Растения средних по влажности местностей (лиственные деревья, большинство лесных и луговых трав, полевые сорняки, сельскохозяйственные культуры) могут обратимо снижать содержание воды до 45-60%.

А для растений пустынь и других сухих мест обитания минимальный уровень воды в тканях составляет 25-27%.

Любопытно, что лишь 1 % находящейся в растении воды участвует в химических превращениях! Остальная вода все время движется, насасывается корнем и испаряется листьями. Вода — это подвижная внутренняя среда организма.

Даже у водных растений вода в тканях обновляется, циркулирует по сосудистым пучкам.

Благодаря направленному току воды осуществляется доставка в разные части растения “строительных блоков”, необходимых для синтеза биологических макромолекул.

Поступление воды происходит в корне. Вода попадает в клетки корневых волосков за счет осмоса. Клетки активно поглощают из почвы соли калия, а соли натрия не пропускают (концентрация ионов калия внутри становится гораздо выше, чем снаружи). Этот процесс обеспечивается специальными “насосами” в наружной мембране.

Вода же свободно проникает в клетки, чтобы “выравнять” (разбавить) концентрацию ионов калия. Клетки контролируют свой водный баланс, регулируя внутреннюю концентрацию соли, а вода движется под действием осмоса.

Если вода в почве пресная (содержит очень мало солей), то поглощение корнями ионов калия обеспечивает внутри клеток более высокую концентрацию соли, чем снаружи. В результате вода движется внутрь клеток, поддерживая растение упругим (в состоянии тургора). Стенки предохраняют клетки от разрыва.

Если снаружи высокая концентрация солей (особенно солей натрия, не поглощаемых клетками), то вода оттягивается из клеток, вызывая увядание и гибель растения.

Для испарения воды (транспирации) на листьях растений имеются специальные образования — устьица.

Устьице представляет собой совокупность двух замыкающих клеток. Они имеют форму семян фасоли и обращены друг к другу вогнутыми сторонами, между которыми находится межклетник — устьичная щель. У замыкающих клеток утолщена средняя часть стенки, обращенной к устьичной щели. Обычно устьице окружено околоустьичными (побочными) клетками.

Итак, корень насасывает воду из почвы, через устьица листьев вода испаряется.

Внутри растений вода движется по специальным сосудам.

Соседние клетки различных тканей растения соединены плазмодесмами. По этим каналам вода может перемещаться из одной клетки в другую.

С током воды переносятся различные вещества.

Все органеллы (органелла — маленький орган) — ядро, митохондрии, хлоропласты, вакуоль — внутри клетки тоже движутся. Цитоплазма, жидкая основа любой клетки, всегда находится в постоянном круговом движении, вовлекая в него органеллы.

До сих пор нет ответа на вопрос. “Каковы причины такого движения?” Известно лишь, что внутри клеток есть специальные “рельсы”, по устройству напоминающие наши с вами мышцы. Эти “рельсы” образуют в клетках внутренний каркас, именуемый цитоскелетом. Предполагают, что именно он приводит в движение цитоплазму.

Опыты Ван Гельмонта побудили и других исследователей заняться изучением роли воды в жизни растений. Но и сейчас в этой области науки остается много загадок, которые ждут своего решения.

Источник: http://www.activestudy.info/voda-v-zhizni-rastenij/

Конспект и презентация по биологии “Роль воды в жизнедеятельности растений”

Цели:

Образовательная: сформировать знания о различных способах приспособления к среде обитания; создать условия для овладения знаниями о значении воды в жизни растений;

Развивающая: развивать познавательный интерес к многообразию растительного мира, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать культуру поведения, любовь к окружающему миру, Родине; бережное отношение к природе.

Ход урока:

Организационный момент:

Приветствие учителя: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня урок биологии у вас проведу я – Покорская Наталья Анатольевна. Я вам желаю хорошего настроения и успешной работы.

Для работы вам понадобятся учебник, ручка, дневник. У вас на партах приготовлены учебные листы со стикерами (Приложение 1). Пожалуйста, напишите на стикерах коротенькое пожелание себе, либо одноклассникам.

Как вы хотите работать на уроке, каких добиться результатов.

С этого года вы изучаете новый предмет – биологию, а именно ботанику. Что изучает ботаника? Правильно, растения. А каково значение растений? Ответы учащихся.

Хорошо, а что необходимо растениям для нормальной жизнедеятельности? (тепло, свет, почва, вода, питательные вещества, другие живые организмы и т. д. ) Эти условия называются факторы среды. Запишем их в учебный лист.

Как вы думаете, одинаковые ли условия нужны различным растениям? Нет. Растения, приспособленные к какому – либо одному фактору среды образуют экологическую группу растений.

Попробуйте угадать, о чём идёт речь. Загадки о воде (Приложение 2). Тема нашего урока: «Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде».

Что нам предстоит узнать в ходе урока? Как вы думаете? (Выход на цели урока).

 Я вам представлю несколько фруктов и овощей (Среди них несколько вялых). Что между ними общего? В чём различие? Чем обусловлено это различие? Вопрос учителя: «Можете ли Вы сказать, для чего нужна вода в природе? в жизни растений?

Учащиеся называют значение воды, полученные при изучении курса «Естествознание».

Изучение нового материала.

Вода необходима для жизни любого организма. Вода – важнейшие условие всех процессов жизнедеятельности растения. Представленная в клетках, тканях и органах растений, она объединяет все части организма в единое целое.

Вода – главный компонент в транспортной системе при перемещении веществ между клетками, тканями и между органами растения. От притока волы зависит жизнь растительного организма.

Вода распределена по Земле неравномерно: где – то её больше, где – то меньше.

Читайте также:  Постэмбриональное развитие животных. Развитие прямое и метаморфоз. Рост и регенерация

Учитель обобщает, дополняет ответы учащихся, знакомит со значением воды в жизни растений.

Презентация (Приложение 3)

Учащиеся записывают в тетради.

вода – важнейшее условие протекания всех процессов жизнедеятельности растения;

вода – главный компонент в транспортной системе веществ между клетками, тканями и органами растения;

от притока воды зависит жизнь растения;

в ходе эволюции у растений выработались приспособления для жизни в различных условиях обводненности.

Работа в группах. У вас на столах находится учебная информация об экологических группах растений по отношению к воде (Приложение 4). Ознакомьтесь с текстом и запишите в таблицу название экологической группы, особенность местопроизрастания, примеры.

Презентация группы с показом слайдов.

1 группа: слово ГИДАТОФИТЫ происходит от греческого гидатос – вода, фитон – растение. Их признаки:

полностью погружены в воду;

листья тонкие, питательные вещества поглощаются всей поверхностью;

стебли почти не имеют механической ткани;    в тканях имеется много межклетников, заполненных воздухом. Примерами гидатофитов являются такие растения как элодея, кубышка, кувшинка.

2 группа: слово ГИДРОФИТЫ происходит от греческого гидрос – водный. Их признаки:

растения, частично погружены в воду;

обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах;

обладают крупными листьями, неглубокой и слаборазвитой корневой системой;

имеют воздухоносные межклетные полости;

срезанные побеги быстро вянут. Примерами гидрофитов являются такие растения как стрелолист, камыш, рогоз.

3 группа: слово ГИГРОФИТЫ происходит от греческого гигра – влага. Их признаки: растения влажных мест с высокой влажностью воздуха. Примерами гигрофитов являются – калужница, осока, циперус.

Учитель обращает внимание учащихся на калужницу, она занесена в Красную книгу и ее нужно беречь. Интересное растение циперус. В дикой природе растёт по берегам Нила, образуя целые заросли. Из него изготавливали папирус предшественник бумаги.

Интересно вегетативное размножение циперуса (демонстрация учителем).

4 группа: слово МЕЗОФИТЫ происходит от греческого мезос – средний. Их признаки:

живут в условиях умеренного увлажнения, умеренных температур и хорошего минерального питания;

растут в лесах, на лугах, в поле;

большинство – сельскохозяйственные растения;

лучше развиваются при дополнительном поливе. Примерами гигрофитов являются – ландыш, традесканция, дуб, яблоня.

5 группа: слово КСЕРОФИТЫ происходит от греческого ксерос – сухой. Их признаки:

растения, недостаточно увлажненных местообитаний, где воды в почве мало, а воздух горячий и сухой. Примерами ксерофитов являются – кактусы, толстянки. Данные растения – декоративные растения.

Весь материал – смотрите архив.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspekt-i-prezentatsiya-po-biologii-rol-vody-v-zhiznedeyatelnosti-rasteniy.html

Значение воды в жизнедеятельности растений – скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Значение воды в жизнедеятельности растений

Слайд 2
Описание слайда:

Вода необходима для жизни любого растения. Она составляет 70-95 % сырой массы тела растения. У растений все процессы жизнедеятельности протекают с использованием воды

Слайд 3
Описание слайда:

Функции воды в клетке Вода — это та внутренняя среда, в которой протекает обмен веществ. Она осуществляет связь органов, координирует их деятельность в целостном растении.

Вода входит в состав мембран и клеточных стенок, составляет основную часть цитоплазмы, Вода обеспечивает транспорт веществ по растению и циркуляцию растворов. Вода защищает растительные ткани от резких колебаний температуры.

Обеспечивает упругое состояние растений, с чем связано поддержание формы травянистых растений, ориентация органов в пространстве.

Слайд 4
Описание слайда:

 водообмен поступление воды в растение и отдача её растением, необходимые для его жизнедеятельности

Слайд 5
Описание слайда:

водный обмен складывается из трех этапов:  1) поглощения воды корнями 2) передвижения ее по сосудам древесины, 3) испарения воды листьями. Обычно при нормальном водном обмене сколько воды поступает в растение, столько ее и испаряется.

Слайд 6
Описание слайда:

Транспорт воды по сосудам

Слайд 7
Описание слайда:

Транспирация Процесс испарения воды через листья

Слайд 8
Описание слайда:

Водный ток в растении идет в восходящем направлении снизу вверх. Он зависит от силы всасывания воды клетками корневых волосков внизу и от интенсивности испарения наверху.

Постоянный ток воды от корневой системы к надземным частям растения служит средством транспортировки и накопления в органах тела минеральных веществ и различных химических соединений, поступающих из корней. Он объединяет все органы растения в единое целое.

Помимо этого, восходящий ток воды в растении необходим для нормального водоснабжения всех клеток. Особенно он важен для осуществления процесса фотосинтеза в листьях

Слайд 9
Описание слайда:

Из всего огромного количества воды, проходящей через растение, лишь очень незначительная ее часть используется им на синтез веществ своего тела. Только 0,2 % всей пропускаемой воды растение усваивает. Остальные 99,8 % поглощенной воды тратятся на испарение Но эта «трата» очень важна для растения.

Слайд 10
Описание слайда:

Может быть корни могут обходиться без воды? Может достаточно просто опрыскивать стебель и листья растения водой?

Слайд 11
Описание слайда:

Экологические группы – это группы растений по отношению к какому-либо одному фактору среды, определяющему приспособительные свойства организмов

Слайд 12
Описание слайда:

Экологические группы по отношению к воде Гидатофиты (от греч. гидатос – «вода», фитон – «растение»)  – водные травы (элодея, лотос, кувшинки). Гидатофиты полностью погружены в воду. Стебли почти не имеют механических тканей и поддерживаются водой. В тканях растений имеется много крупных межклетников, заполненных воздухом

Слайд 13
Описание слайда:

Элодея канадская

Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:

Гидрофиты (от греч. гидрос – «водный»)  растения, частично погруженные в воду (стрелолист, камыш, рогоз, тростник, аир). Обычно обитают по берегам водоемов на сырых лугах.

Слайд 17
Описание слайда:

Стрелолист

Слайд 18
Описание слайда:

Аир болотный

Слайд 19
Описание слайда:

Гигрофиты Осока

Слайд 20
Слайд 21
Описание слайда:

Мезофиты (от греч. мезос – «средний»)   растения, живущие в условиях умеренного увлажнения и хорошего минерального питания сурепка, нивяник, ландыш, земляника, яблоня, ель, дуб. Растут в лесах, на лугах, в поле. Большинство сельскохозяйственных растений – мезофиты. Они лучше развиваются при дополнительном поливе

Слайд 22
Описание слайда:

Мезофиты

Слайд 23
Описание слайда:

Ксерофиты (от греч. ксерос – «сухой») растения сухих местообитаний, где воды в почве мало, а воздух сухой алоэ, кактусы, саксаул.

Слайд 24
Описание слайда:

Суккуленты Сочные ксерофиты с мясистыми листьями (алоэ, толстянки) или мясистыми стеблями (кактусы – опунция, маммилярия, цереус)

Слайд 25
Слайд 26
Описание слайда:

склерофиты Сухие ксерофиты –(от греч. склерос – «жесткий») приспособлены к жесткой экономии воды, к уменьшению испарения (ковыль, саксаул, кермек, верблюжья колючка).

Слайд 27
Описание слайда:

Ковыль Ковыль

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/znachenie_vody_v_zhiznedeyatelnosti_rastenij

39. Значение воды в жизни растений. Формы воды в растении. Влияние на растения недостатка воды

Вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма.

  1. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.
  2. Вода обеспечивает поток питательных и минеральных веществ по проводящей системе растения.
  3. Прорастание семян зависит от наличия воды.
  4. Водные растворы, наполняющие клетки и межклетники, обеспечивают растению упругость, таким образом растение сохраняет свою форму.
  5. Активно участвует в биохимических реакциях фотосинтеза, дыхания, гидролиза.
  6. Высокое поверхностное натяжение (когезия), обеспечивает движение воды по сосудам в виде непрерывных водных нитей на большую высоту.
  7. Вода играет роль гидравлического скелета так как обеспечивает сохранение формы органов и их ориентацию в пространстве (завядание растений).
  8. Вода обеспечивает связь органов растения в единую систему.

Вода в растении состоит из фракций, различающихся по своей подвижности из-за связи с различными соединениями. 85-90 % воды приходится на более подвижную фракцию.

В эту фракцию входит резервная вода, заполняющая вакуоли и другие компартменты клетки. Она осмотически связана с сахарами, органическими кислотами, минеральными солями и другими растворенными в ней веществами.

Осмотически связанной водой называют воду, образующую периферические слои гидратационных оболочек вокруг ионов и молекул.

К подвижной фракции относят и интерстициальную воду, выполняющую транспортную функцию и находящуюся в клеточных стенках, межклетниках и сосудах растения.

Фракция малоподвижной воды составляет 10-15 % всей воды клетки. Это конституционная вода, химически связанная и входящая в состав неорганических соединений, а также гидратационная вода, образующая оболочки вокруг молекул веществ.

Воду, гидратирующую мицеллы, называют коллоидносвязанной. Молекулы воды располагаются вокруг мицеллы несколькими слоями. Ближайший к поверхности мицеллы слой воды очень прочно связан. За этим слоем следуют все менее прочно связанные слои, молекулы которых могут обмениваться с молекулами свободной воды.

Коллоидносвязанная вода необходима для нормального функционирования клетки и ее устойчивости при попадании в неблагоприятные условия.

Коллоидные мицеллы могут гидратироваться не только путем присоединения молекул воды к гидрофильным группам, расположенным на поверхности – это так называемая мицеллярная гидратация, но и путем внедрения молекул воды внутрь мицеллы и присоединения к имеющимся здесь активным гидрофильным радикалам. Такая гидратация называется пермутоидной.

Недостаток воды в тканях растений возникает в результате превышения ее расхода на транспирацию перед поступлением из почвы. Это часто на­блюдается в жаркую солнечную погоду к середине дня.

При этом содержание воды в листьях снижается на 25—28 % по сравнению с утренним, растения утрачивают тургор и завядают.

В результате снижается и водный потенциал листьев, что активизирует поступление воды из почвы в растение.

Различают два типа завядания: временное и глубокое. Причиной временного завядания растений обычно бывает атмосферная засуха, когда при наличии доступной воды в почве она не успевает поступать в растение и компенсировать ее расход.

При временном завядании тургор листьев восстанавливается в вечерние и ночные часы. Временное завядание снижает продуктивность растений, так как при потере тургора устьица закрываются и фотосинтез резко замедляется. Наблюдается, как отмечал А. Г.

Лорх, «простой» растений в накоплении урожая.

Глубокое завядание растений наступает, когда в почве практически нет доступной для корней воды. Происходит частичное, а при длительной засухе и общее иссушение и даже гибель растительного организма. Характерный признак устойчивого водного дефицита — сохранение его в тканях утром.

Временное и даже глубокое завядание может рассматриваться как один из способов защиты растения от летального обезвоживания, позволяющих некоторое время сохранять воду, необходимую для поддержания жизнеспособности растения.

Завядание может происходить при разной потере воды растениями: у тенелюбивых — при 3—5 %, у более стойких — при водном дефиците в 20 и даже 30 %.

Водный дефицит и завядание в разной мере влияют на физиологическую деятельность растения в зависимости от длительности обезвоживания и вида растения. Последствия водного дефицита при засухах многообразны.

В клетках снижается содержание свободной воды, возрастает концентрация и снижается рН вакуолярного сока, что влияет на гидратированность белков цитоплазмы и активность ферментов. Изменяются степень дисперсности и адсорбирующая способность цитоплазмы, ее вязкость.

Резко возрастают проницаемость мембран и выход ионов из клеток, в том числе из листьев и корней (экзоосмос); эти клетки теряют способность к поглощению питательных веществ.

При длительном завядании снижается активность ферментов, катализирующих процессы синтеза, и повышается ферментов, катализирующих гидролитические процессы, в частности распад (протеолиз) белков на аминокислоты и далее до аммиака, полисахаридов (крахмала на сахара и др.), а также других биополимеров. Многие образующиеся продукты, накапливаясь, отравляют организм растения.

Читайте также:  Создание высокопродуктивным пород животных

Нарушается аппарат белкового синтеза. При возрастании водного дефицита, длительной засухе нарушается нуклеиновый обмен, приостанавливается синтез и усиливается распад ДНК. В листьях снижается синтез и усиливается распад всех видов РНК, полисомы распадаются на рибосомы и субъединицы.

Прекращение митоза, усиление распада белков при прогрессирующем обезвоживании приводят к гибели растения.

Безусловно, происходящие изменения до определенного этапа в условиях обезвоживания играют и защитную роль, приводят к увеличению концентрации клеточного сока, снижению осмотического потенциала, а, следовательно, повышают водоудерживающую способность растения.

При недостатке влаги суммарный фотосинтез снижается, что является следствием в основном недостатка СО2 в листьях; нарушения синтеза и распада хлорофиллов и других пигментов фотосинтеза; разобщения транспорта электронов и фотофосфорилирования; нарушения нормального хода фотохимических реакций и реакций ферментативного восстановления СО2; нарушения структуры хлоропластов; задержки оттока ассимилятов из листьев. Из физиологических процессов наиболее чувствительным к недостатку влаги является процесс роста, темпы которого при нарастающем недостатке влаги снижаются значительно раньше фотосинтеза и дыхания. Ростовые процессы задерживаются даже после восстановления водоснабжения. При прогрессирующем обезвоживании наблюдается определенная последовательность в действии засухи на отдельные части растения.

Источник: https://vseobiology.ru/fiziologiya-rastenij/1665-39-znachenie-vody-v-zhizni-rastenij-formy-vody-v-rastenii-vliyanie-na-rasteniya-nedostatka-vody

Какую роль выполняет вода в жизнедеятельности клетки: какую роль играет фотолиз воды, свойства воды

Главная > Наука > Биология > Какова биологическая роль воды в клетке

Некоторым ученикам приходится писать в школе эссе на тему: «Какую роль в клетке играет вода?». И каждый прилежный ученик из курса общей биологии знает, что без нее жизнь человечества невозможна. Если человек теряет до 3% жидкости, то начинает испытывать жажду. При потере около 20% жидкости клетки в живом организме начинают отмирать, что приводит в конечном итоге к гибели.

Значение воды для жизнедеятельности клетки

На нашей планете это вещество является самым распространенным. Каждая клетка живого организма содержит его тем больше, чем интенсивнее она участвует в обменных процессах.

В организме это вещество содержится в связной и свободной форме. Свободная жидкость участвует в транспортировке из внешней среды в клетку и наоборот. Свободная жидкость выступает в роли растворителя и содержится в количестве 95% от общей массы. Содержится она в полостях органов, вакуолях, межклеточном пространстве и сосудах.

Связанная жидкость может находиться между волокнами, молекулами белка, мембранами, в клеточных структурах и образовывает соединения с некоторыми белками. Связанной жидкости в каждой клетке содержится не более 4% от общего количества.

Свойства

Это вещество для человека, как и любого другого живого организма, имеет большее значение, чем пища. Она является главным элементом жизни организма и обеспечивает:

  • Терморегуляцию. Достигается это благодаря медленному нагреванию и медленному остыванию.
  • Обменные процессы в организме.
  • Транспорт веществ.
  • Поддержание клеточной структуры. В результате потери большого количества жидкости наблюдается их увядание.
  • Участие в химических реакциях.

В составе любой клетки, как видно в таблице ниже, первое место занимает вода по количественному составу.

Содержание в тканях Содержание в процентах
В мышечной 65%
В костной 22%
В жировой 99%
В крови 83%
В стекловидном теле глаза 99%
В зубной эмали 0,2%
В мозговой ткани 85%

Функции

Как известно из курса школьной химии, вода служит катализатором для протекания разнообразных процессов в организме. Внутри клеток любого живого организма происходят различные химические реакции, где участие воды протекает в качестве реагента.

В процессе пищеварения происходит гидролиз белков, углеводов и жиров с участием молекул воды и высвобождается энергия, способная обеспечить процессы жизнедеятельности.

Участие в гидролизе солей позволяет ей служить источником для протонов и электронов. Главный показатель для внутриклеточных процессов — это способность вещества жидкости участвовать в обратимой ионизации и образовывать связи с водородом.

Транспортную функцию внутри органов живого организма выполняет тоже это вещество. Все продукты жизнедеятельности клетки выводятся молекулами жидкости. Питательные вещества клеткам доставляют молекулы жидкого вещества, проникая в межклеточное пространство.

Главным компонентом для лимфы и крови является жидкость. Недостаток ее в организме приводит к загустению крови и ломкости сосудов. Местно это выражается в виде тромбозов и кровоизлияний.

Постоянство структуры органов и тканей обеспечивается тем, что она в жидком виде не сжимается, образуя оптимальное внутриклеточное давление и поддерживая структуру клетки.

Постоянная температура внутри организма поддерживается благодаря тому, что молекула жидкости является теплоемкой структурой. Большое количество энергии образуется и при расщеплении жиров, что также служит для поддержки оптимальной температуры.

Роль воды в клетке

Это вещество имеет маленький размер молекул, полярность и способность молекул соединяться друг с другом при помощи водородных связей, что обуславливает ее биологическую роль.

Можно выделить две функции воды с точки зрения биологических процессов:

  • Метаболическую. Все биохимические реакции осуществляются в водной среде. При фотосинтезе она служит донором для электронов. Вода необходима для гидролиза макромолекул.
  • Транспортную. Передвижение веществ в организме осуществляется посредством жидкости. Также осуществляется и вывод продуктов метаболизма. В природных условиях вода служит для транспортировки к почве и водоемам продуктов жизнедеятельности.

Фотолиз

При фотосинтезе это вещество является источников ионов водорода. При фотосинтезе происходит фотолиз. В переводе с греческого это явление обозначает растворение, распад или разложение с участием света. Фотолиз осуществляется в период световой фазы фотосинтеза, где под действием света молекула этого вещества распадается на ионы.

В результате фотолиза молекула воды распадается на протоны и электроны и выделяет в качестве побочного продукта кислород. Именно этим кислородом и дышат все живые существа на планете.

Биологическая роль воды в клетке

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/rol-vody-v-kletke.html

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс)

Вода () — важнейшее неорганическое вещество клетки. В клетке в количественном отношении вода занимает первое место среди других химических соединений.

Вода выполняет различные функции: сохранение объема, упругости клетки, участие во всех химических реакциях. Все биохимические реакции происходят в водных растворах.

Чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.

Обрати внимание!

Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной.

Свободная вода находится в межклеточных пространствах, сосудах, вакуолях, полостях органов. Она служит для переноса веществ из окружающей среды в клетку и наоборот.

Связанная вода входит в состав некоторых клеточных структур, находясь между молекулами белка, мембранами, волокнами и соединена с некоторыми белками.

Вода обладает рядом свойств, имеющих исключительно важное значение для живых организмов.

Структура молекулы воды

Уникальные свойства воды определяются структурой ее молекулы.

Между отдельными молекулами воды образуются водородные связи, определяющие физические и химические свойства воды.
Характерное расположение электронов в молекуле воды придает ей электрическую асимметрию. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны атомов водорода сильнее, в результате молекула воды является диполем (обладает полярностью).

Каждый из двух атомов водорода обладает частично положительным зарядом, а атом кислорода несет частично отрицательный заряд.
 

Частично отрицательный заряд атома кислорода одной молекулы воды притягивается частично положительными атомами водорода других молекул.

Таким образом, каждая молекула воды стремится связаться водородной связью с четырьмя  соседними молекулами воды.

 

Свойства воды

Так как молекулы воды полярны, то вода обладает свойством растворять полярные молекулы других веществ.

Вещества, растворимые в воде, называются гидрофильными (соли, сахара, простые спирты, аминокислоты, неорганические кислоты).

Когда вещество переходит в раствор, его молекулы или ионы могут двигаться более свободно и, следовательно, реакционная способность вещества возрастает.

Вещества, нерастворимые в воде называются гидрофобными (жиры, нуклеиновые кислоты, некоторые белки). Такие вещества могут образовывать с водой поверхности раздела, на которых протекают многие химические реакции. Следовательно, тот факт, что вода не растворяет некоторые вещества, для живых организмов также очень важен.

Вода обладает высокой удельной теплоёмкостью, т.е. способностью поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры. Чтобы разорвать многочисленные водородные связи, имеющиеся между молекулами воды, требуется поглотить большое количество энергии. Это свойство воды обеспечивает поддержание теплового баланса в организме. Большая теплоёмкость воды защищает ткани организма от быстрого и сильного повышения температуры.Для испарения воды необходима достаточно большая энергия. Использование значительного количества энергии на разрыв водородных связей при испарении способствует его охлаждению. Это свойство воды предохраняет организм от перегрева.

Пример:

Примерами этого могут являться транспирация у растений и потоотделение у животных.

Вода обладает также высокой теплопроводностью, обеспечивая равномерное распределение тепла по всему организму.

Обрати внимание!

Высокая удельная теплоемкость и высокая теплопроводность делает воду идеальной жидкостью для поддержания теплового равновесия клетки и организма.

Вода практически не сжимается, создавая тургорное давление, определяя объем и упругость клеток и тканей.

Пример:

Гидростатический скелет поддерживает форму у круглых червей, медуз и других организмов.

Благодаря силам сцепления молекул на поверхности воды создается плёнка, обладающая такой характеристикой, как поверхностное натяжение.

Пример:

Благодаря силе поверхностного натяжения происходит капиллярный кровоток, восходящий и нисходящий токи растворов в растениях.

К числу  важных в физиологическом отношении свойств воды относится её способность растворять газы (, и др.).

Вода является также источником кислорода и водорода, выделяемых при фотолизе в световую фазу фотосинтеза.

Биологические функции воды

  • Вода обеспечивает передвижение веществ в клетке и организме, поглощение веществ и выведение продуктов метаболизма. В природе вода переносит продукты жизнедеятельности в почвы и к водоемам.
  • Вода — активный участник реакций обмена веществ.
  • Вода участвует в образовании смазывающих жидкостей и слизей, секретов и соков в организме (эти жидкости находятся в суставах позвоночных животных, в плевральной полости, в околосердечной сумке).
  • Вода входит в состав слизей, которые облегчают передвижение веществ по кишечнику, создают влажную среду на слизистых оболочках дыхательных путей. Водную основу имеют и секреты, выделяемые некоторыми железами и органами: слюна, слёзы, желчь, сперма и т.д.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА
Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10-11 класс // ДРОФА

Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель

https://infourok.ru/prezentaciya_po_biologii_na_temu_mineralnye_veschestva_i_voda-409343.htm

https://otvet.mail.ru/question/182353364

http://www.studfiles.ru/html/2706/741/html_fBK8q_mH0r.UWHS/htmlconvd-PYhDG9_html_1c3325a2.png

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/tcitologiia-nauka-o-kletke-17330/khimicheskii-sostav-kletki-16040/re-2f22ce79-6190-48e3-afe5-b6148ef2266d

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]