Растительный организм — живая система – биология

Организм как живая система

Растительный организм — живая система - биология

Живые организмы состоят из органов.

Орган — это часть организма, которая имеет особое строение, определенное расположение в организме и выполняет определенную функцию. Например, к органам животных относятся сердце, почки, желудок. Органами растений является листок, корень, стебель. Каждый орган в живом организме имеет особые, присущие только ему функции.

Так, у растений листья выполняет такие функции, как фотосинтез и испарение; корень всасывает воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы; стебель обеспечивает связь между корнем и листьями. Вместе с листьями и почками стебель образует побег — надземный орган растений. Корень и побег — это вегетативные органы растений.

У большинства растений образуются цветки. Такие растения называются цветочными. Из завязи цветка образуются плоды с семенами внутри. Поэтому цветок, плод и семена — органы, обеспечивающие размножение растений.

Организм животных состоит из различных органов: сердце, легкие, желудок, артерии и тому подобное. Для выполнения жизненно важных функций органы объединяются в системы органов. Например, пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника.

У животных есть такие системы органов:

  • опорно-двигательная — обеспечивает движения тела
  • дыхательная — обеспечивает организм кислородом и выводит углекислый газ;
  • кровеносная — осуществляет транспорт различных веществ в организме;
  • пищеварительная — обеспечивает поступление и усвоение организмом питательных веществ;
  • половая — отвечает за размножение организмов;
  • нервная — согласовывает и контролирует функции всего организма.

Системы органов взаимодействуют между собой для обеспечения всех процессов жизнедеятельности организма. Поэтому организм любого живого существа является биологической системой.

Свойства живых организмов. Рост и развитие

В организм попадают вещества из внешней среды, обеспечивающие процессы жизнедеятельности этого организма. Во время питания попадает пища и вода, дыхание обеспечивает поступление кислорода. Организм перерабатывает эти вещества, часть усваивает, а часть выводит наружу, то есть происходит процесс выделения. Таким образом, между организмом и средой происходит обмен веществ.

Поступления с пищей питательных веществ обеспечивает рост и развитие, все эти процессы вместе необходимы для вступления очень важного свойства организма — способности к размножению.

Изменение условий окружающей среды вызывает соответствующие реакции организма (изменения в поведении живых существ). Это свойство называется раздражительностью. Основные свойства живых организмов — это питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражительность.

Рост — это увеличение размеров и массы организмов.

Растения растут в течение всей своей жизни. Их рост сопровождается увеличением размеров и образованием новых вегетативных органов. Такой рост называется неограниченным .

Рост животных также сопровождается увеличением размеров — пропорционально увеличиваются все органы, образующие тело животного, но новые органы не образуются. Рост продолжается определенный период жизни животных, то есть является ограниченным.

Организмы в течение жизни не только растут, но еще и развиваются, изменяя свой вид; приобретают новые качества.

Развитием называются необратимые закономерные изменения, происходящие в организме живых существ с момента его зарождения до конца жизни.

Новые качества, которые появляются у растений и животных при развитии, — это способность к размножению.

Развитие, в процессе которого новый организм от рождения подобен взрослого животного, называют прямым. Такое развитие характерно для большинства рыб, птиц, млекопитающих.

У некоторых животных развитие происходит с удивительными превращениями. Например, у бабочек из яиц вылупляются личинки-гусеницы, которые через некоторое время образуют куколку.

На стадии куколки происходят сложные процессы преобразования, и уже из нее выходит новый бабочка. Такое развитие называют косвенным, или развитием с преобразованиями.

Косвенное развитие характерно для бабочек, жуков, лягушек.

Питание и его типы

Питанием называется процесс поступления в организм, преобразования и усвоения им питательных веществ.

Благодаря питанию организмы получают различные химические соединения, которые обеспечивают рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности. К питательным веществам относятся органические и неорганические соединения.

Растения, как и все живые организмы, питаются. При этом главная особенность растений — это способность образовывать органические соединения из неорганических под действием солнечных лучей. Этот процесс называется фотосинтезом .

Необходимую для фотосинтеза воду с растворенными в ней минеральными веществами растения поглощают из почвы через корни, а углекислый газ поступает в листья через отверстия-устьица из воздуха. Процесс фотосинтеза происходит в клетках, содержащих хлорофилл, который и придает растению зеленую окраску. Для осуществления фотосинтеза необходима энергия солнечного света.

Энергию солнечного света растения превращают в химическую энергию, образуя сложные органические вещества, например, глюкозу, крахмал.

Присущий растениям тип питания называется автотрофным.

Животным для питания нужна пища растительного или животного происхождения, содержит готовые органические соединения. Одни животные (например, олень, заяц, овца) употребляют в пищу только растения. Их называют растительноядными животными.

Другие — лев, волк, лиса и т.д. — питаются только другими животными. Таких животных называют хищниками, или плотоядными. Некоторые животные (например, вороны, чайки, медведи) — всеядные : они употребляют и растительную, и животную пищу.

Свойственный животным организмам тип питания называется гетеротрофным .

Итак, питание растений и животных отличается. Важную роль в природе играют органические вещества, созданные растениями в процессе фотосинтеза, поскольку от них зависит жизнь животных.

Дыхание растений и животных. Значение дыхания для организмов

В большинстве организмов дыхания сопровождается поглощением кислорода и выделением углекислого газа, то есть газообменная . Но для организма важно то, что кислород участвует в преобразованиях органических веществ с выделением энергии. Для дыхания всем живым существам необходим кислород.

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование в преобразовании веществ и удаления углекислого газа. Дыхание — одна из основных свойств организмов.

У растений нет специальных органов дыхания, поэтому воздух попадает в растительного организма через специальные отверстия-устьица, размещенные на стебле и листьях. Дышат растения все время в течение суток, но используют гораздо меньше кислорода, чем выделяют в ходе фотосинтеза. Именно поэтому растения называют «зелеными легкими» нашей планеты.

Дыхание животных обеспечивают специальные органы — органы дыхания. Так, рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами. Лягушки могут дышать с помощью легких и через свою влажную кожу.

Птицы требуют много кислорода, поэтому у них очень сложная система дыхания: их легкие заканчиваются воздушными мешками, проникающими даже в свободные пространства между костями скелета. У насекомых есть специальные трубочки — трахеи, через которые воздух поступает в организм.

Отличные по строению системы органов дыхания являются результатом приспособления живых организмов к различным условиям существования.

Однако, несмотря на различие строения, все эти системы дыхания выполняют одну функцию — обеспечивают поступление кислорода в кровь, которая разносит его по всему телу, где он используется для химических реакций, постоянно происходящих в организме.

Итак, поступления кислорода и выделение углекислого газа в растительном организме обеспечивают устьица, в животном — органы дыхания.

Читайте также:  Выводы "общий обзор организма человека" - биология

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ — это совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, их превращений в организме и выведения из него продуктов жизнедеятельности.

В теле живых организмов постоянно происходит обмен веществ и превращения энергии.

Основу обмена составляют процессы синтеза — образование сложных органических соединений из простых, на которые расходуется энергия, и процессы распада — превращение сложных органических соединений на простые, при которых энергия выделяется.

Энергия необходима организмам для поддержания жизнедеятельности, обеспечения таких процессов, как питание, дыхание, рост, развитие, движение, размножение, раздражительность.

В природе постоянно происходит обмен веществ. Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: поглощают питательные вещества и выделяют продукты жизнедеятельности.

Для живых организмов Земли основным источником энергии является солнечный свет. Зеленые растения способны синтезировать органические соединения из неорганических, используя энергию света.

Они непосредственно поглощают солнечную энергию и тратят ее для обеспечения процессов жизнедеятельности или запасают ее в виде синтезированных соединений (белков, жиров, углеводов). Энергия, которую растения запасают во время фотосинтеза в органических веществах, выделяется в процессе дыхания, когда эти вещества разрушаются.

Так обеспечиваются процессы жизнедеятельности растительного организма: всасывание воды, раскрытие лепестков, вращение листьев к свету, прорастание семян.

Для животных источником энергии является готовые органические вещества, которые они получают с пищей (растительного или животного происхождения).

Расщепление сложных соединений сопровождается высвобождением энергии, обеспечивает процессы жизнедеятельности организмов, в том числе синтез новых органических соединений.

При этом синтезируются вещества, присущие данному организму, которые являются строительным материалом и поэтому играют важную роль в процессах роста и развития. Энергия, которая выделяется, обеспечивает движение, поддерживает постоянную температуру тела животных и все другие процессы жизнедеятельности.

Виды размножения животных и растений

Все организмы оставляют после себя потомство. Способность организмов оставлять потомков и передавать им какие-то свои признаки называется размножением. Благодаря этому жизнь на нашей планете существует непрерывно миллиарды лет.

Известно немало способов размножения организмов, но их все можно объединить в две группы — бесполое и половое .

При половом размножении новое существо возникает при участии двух родительских организмов. Почти все животные и растения размножаются половым путем. При этом в особых органах образуются половые клетки.

Слияние этих клеток называется оплодотворением. Зарождение человеческого существа начинается с слияния мужской и женской половых клеток.

Из них образуется одна клетка — зигота , из которой развивается новый организм.

У растений оплодотворение может произойти только после того, как пыльца достанется рыльца цветка. Этот процесс называется опылением. Все цветочные растения размножаются половым путем, образуя семена. Внутри семени развивается зародыш. При благоприятных условиях из зародыша развивается взрослое растение. Так происходит размножение растений семенами, или половое размножение.

При бесполом размножении потомства обеспечивает одна родительская особь. Многие цветочных растений размножаются бесполым путем. Поскольку при этом новое растение развивается из вегетативных органов — побегов, листьев, почек, — такой способ размножения был назван вегетативным.

В основе процесса вегетативного размножения лежит способность растений восстанавливать целый организм из его части. Одним из распространенных способов является размножение черенкованием.

Черенки бывают стеблевые и листовые. Например, смородина размножается стеблевыми черенками, а комнатная фиалка узамбарская — листовыми.

Вегетативное размножение позволяет растениям быстро развиваться и распространяться на новых территориях.

У грибов и некоторых растений средством размножения есть крошечные клетки — споры , которые распространяются с помощью дождя, ветра или насекомых. Из них развиваются новые организмы. Размножение организмов спорами относится к бесполому размножению.

Независимо от способа размножения живые существа воспроизводят организмы, подобные себя. Благодаря размножению организмы не только остаются на освоенных ими участках земли, но и распространяются, занимая новые территории.

Поведение животных и растений

Под поведением организмов понимают их способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

Формы поведения могут быть различными. Если поставить комнатное растение в горшке на подоконник, то за несколько дней можно заметить, что ее листья повернулись к окну. Соцветия подсолнечника тоже вращаются в сторону солнца.

Поскольку растения укоренившиеся в почве, двигаться могут только отдельные их части.

Примерами движений растений могут быть свертывания листьев мимозы, кислицы, если к ним прикоснуться, а также вращения вьющихся стеблей фасоли, гороха вокруг опоры.

Поведение животных более разнообразно и сложно, поскольку они могут передвигаться и, следовательно, изменять условия существования. Поэтому у них очень хорошо развиты органы движения, чувств и нервная регуляция.

Можно привести следующие примеры поведения животных: охота хищников или насекомоядных животных, выкармливания птенцов взрослыми птицами, брачные игры, миграции, то есть путешествия, которые осуществляют животные по суше, морю, воздуху и тому подобное.

Все формы поведения животных можно объединить в две группы — врожденные и приобретенные. Пищевое поведение и миграции относятся к врожденной формы поведения. Примером приобретенной поведения может служить обучение — процесс приобретения организмом собственного опыта. Так, взрослые птицы учат птенцов находить пищу и избегать опасности.

Значение приспособления организмов к условиям существования

Приспособление организмов к условиям существования обусловливают не только различные формы поведения, но и особенности их строения, процессов жизнедеятельности, обеспечивающих возможность существования организмов в определенных условиях окружающей среды.

Так, например, животные с защитной окраской или формой тела становятся менее заметными для врагов. В нашей местности много птиц и зверей, которые меняют темную летнюю окраску на светлую зимнюю, приспосабливаясь таким образом к изменению красок окружающей среды.

И наоборот, окраска и поведение животных могут быть очень заметными. Так, ярко окрашенные ядовитые (колорадский жук, божья коровка) или жалоносные (осы, пчелы) насекомые «извещают» об опасности встречи с ними. А угрожающие позы различных змей и хищников отпугивают врагов. Также яркую окраску и специфическое поведение вызывает, например, встреча особей разных полов.

Примеры приспособления к условиям окружающей среды можно увидеть у организмов, которые живут в условиях недостаточной увлажненности (кактусы, верблюды), в глубине почве (кроты, слепцы), в воде (рыбы, водоросли) и др.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/organizm-kak-zhivaya-sistema.html

Организм растения — живая система

Теперь поговорим немного о физиологии растений. Ведь, как Вы сами понимаете, не зная основ, а именно, строения растений, физиологических процессов, протекающих в них, мы не сможем полноценно ухаживать за ними и никогда не получим желаемый результат. Но не будем вдаваться в детальные подробности, а лишь коснемся тех аспектов, которые будут иметь для нас практическое значение.

Итак, растение состоит из органов (корень, стебель, лист, цветок), органы — из тканей, ткани — из клеток.

Все органы можно разделить на вегетативные (корень, стебель и лист) и генеративные (цветки).

КОРЕНЬ служит для укрепления растения в почве; для обеспечения растения водой и минеральными веществами почвы (корневое питание); для отложения у некоторых растений запасных питательных веществ. У многих растений корень выполняет функцию возобновления надземной части.

Читайте также:  Формы изменчивости - биология

Различают главный корень, который развивается из зародышевого корешка; боковые корни, появляющиеся по сторонам главного корня; придаточные корни, которые возникают из частей стебля или из листьев.

А вы знаете, что если корень укоротить на половину от его длины, то это вызовет обильное ветвление и разрастание корневой системы. Этот прием используют для пикирования саженцев.

Далее идет стебель. СТЕБЕЛЬ, так же как корень и листья, является одним из основных органов растения. Уже в зародыше семени большинства растений стебель находится в зачаточном состоянии.

Стебель соединяет между собой различные органы растений в единое целое.

Стебли у растений бывают травянистые и деревянистые. У большинства растений стебли прямостоячие, но встречаются растения со стелющимися, вьющимися и лазящими стеблями.

Вьющиеся растения своими стеблями обвивают опору (лигодиум японский и др.). Лазящие растения взбираются вверх по опоре с помощью крючков-прицепок (аспарагус плюмозус и др.), усиков (циссус, пассифлора и др.), черешков листьев (клематис), корней-присосок (плющ обыкновенный, фикусы пумила, индика и репенс) и др.

Основные функции стебля: поддержание кроны растений, передвижение воды, пластических и минеральных веществ. У некоторых растений в стебле накапливаются запасы воды и питательных веществ.

Хочу обратить Ваше внимание на такие понятия, как нисходящие и восходящие токи у растения. Это немаловажно и сейчас объясню почему.

Нисходящий ток – это ток пластических веществ из листьев к корням по ситовидным трубкам и он несет в себе крахмал, который образуется в результате фотосинтеза к корням.

Он движется со скоростью от 0,7 м до 1,7 м в час. За счет крахмала питается и восстанавливается корневая система.

Восходящий ток – это ток от корней к листьям. Он несет в себе минеральные соли с земли. Этот ток обеспечивает равновесие водно-солевого баланса в клетках листьев, что, в свою очередь, обеспечивает улучшение фотосинтеза.

Все эти токи осуществляются за счет передвижения воды в растении. Поэтому любителям комнатных растений просто необходимо знать о скорости и направлении ее движения, дабы своевременно поливать растения.

ЛИСТ — один из важнейших органов растений.

Основными физиологическими функциями листа являются фотосинтез, транспирация и дыхание (свойственное и другим органам растения).

Зеленый цвет листьям растения обеспечивают хлоропласты, в которых содержится хлорофил. Именно от количества хлорофила зависит, какого цвета будут листья у цветка. Чем больше хлорофила, тем окраска листа будет зеленее и насыщенее, и, естественно, чем меньше хлорофила, тем светлее листья, вплоть до их обесцвечивания.

Я приведу наглядный пример. Нас не может не радовать золотая осень, когда прямо наглазах все листья на деревьях из зеленых превращаются в желтые, красные, багряные. Лист отмирает, хлорофил разлагается, его становится все меньше, зелена окраска меняется на желтую.

И вскоре мы идем по великолепному ковру из разноцветных листьев.

Еще хочу коснуться такого вопроса, как дыхание растения. Среди клеток кожицы листа (эпидермиса) расположены щелевидные отверстия устьиц. Особенно много устьиц на нижней части листа. Есть устьица на неодревесневших органах растений.

Через устьица происходит газообмен между воздухом межклетников и наружным воздухом и транспирация.

Щели устьиц окаймлены с двух сторон замыкающимися клетками полулунной или иной формы. В ткани листа под устьицами помещается воздухоностная полость.

Благодаря замыкающим клеткам устьичная щель способна раскрываться (на свету и при достатке влаги), сужаться и даже совсем закрываться (в темноте и при недостатке влаги).

Так вот, жыхание растения напрямую зависит от того, насколько вы любите свои цветы, как часто моете им листья и опрыскиваете их водой. Ведь если не мыть цветам листья, то со временем на них образуется слой пыли.

Устьица не могут закрываться и открываться, т к пыль будет им мешать. Растение от этого начинает болеть, чахнуть и в конечном итоге погибает.

Не буду говорить о болезнетворных бактериях и грибках, которые заводятся в этом же слое пыли, ведь пыль на Ваших растениях для них самая благоприятная среда.

ЦВЕТОК — укороченный видоизмененный побег, приспособленный для полового размножения.

Обоеполый цветок семенного растения состоит из тычинок и пестиков, лепестков, чашелистиков. Совокупность тычинок называется андроцеем, пестиков — гинецеем, лепестков — венчиком, чашелистиков — чашечкой.

Стеблевая часть цветка называется цветоножкой и цветоложем. Последнее вверху несколько расширено и служит местом прикрепления остальных частей цветка. На цветоножке у некоторых растений развиваются мелкие листочки (прицветнички), а на стебле, при основании цветоножки, – прицветники.

Чашечки и лепестки образуют околоцветник. Наружная часть его обычно зеленая — чашечка, внутренняя, окрашенная, – венчик. Однако бывают и простые околоцветники, т.е. С однородными листочками, венчиковидные и чашечковидные.

Различают цветки правильные (актиноморфные) и неправильные (зигоморфные). Через правильный цветок можно провести несколько плоскостей симетрии, разделяющих его на одинаковые части. Через неправильный цветок можно провести лишь одну плоскость симметрии.

Неправильные цветки бывают двугубые (например, семейство губоцветных), мотыльковые (семейство бобовых), язычковые (семейство сложноцвтных). Встречаются и ассиметричные цветки, через которые нельзя провести ни одной плоскости симметрии (напрмер, у канны).

И напоследок, хочу обратить Ваше внимание вот на что. Часто я слышу такой вопрос:”Я купил новый цветок в магазине, принес его домой, ухаживаю за ним, а он у меня перестал расти и вообще листья начали подсыхать на кончиках.” А ответ очень простой.

Растение, в частности листья, приспосабливаются к определенным внешним условиям. Лист нормально функционирует при тех условиях, при которых он вырос.

При перемещении растения с одного места на другое, с иными световыми условиями, хотя бы даже и в одной комнате, а тем более из комнаты на открытый воздух и обратно, листьям приходится приспосабливаться к новым условиям, и часто гибнут.

Источник: http://www.mrwolf.ru/Flora_i_fauna/Pro4ee/20021

Основные процессы жизнедеятельности растений — Науколандия

Растения как все живые организмы должны питаться, дышать, удалять ненужные вещества, расти, размножаться, реагировать на изменения окружающей среды.

Все это обеспечивается работой соответствующих органов организма. Обычно органы формируют системы органов, которые совместной работой обеспечивают выполнение той или иной функции живого организма.

Таким образом, живой организм можно представить как биосистему.

Если нарушается работа какого-либо одного органа организма, то это может вызвать нарушение работы других органов и всего организма. Если, например, через корень перестанет поступать вода, то все растение может погибнуть. Если в растении не образуется достаточно хлорофилла в листьях, то оно не сможет синтезировать для своей жизнедеятельность достаточное количество органических веществ.

Таким образом жизнедеятельность организма обеспечивается взаимосвязанной работой всех систем органов. Жизнедеятельность — это все процессы, которые протекают в организме.

Благодаря питанию организм живет и растет. В процессе питания из окружающей среды поглощаются необходимые вещества. Далее в организме они усваиваются. Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества.

Читайте также:  Анатомическое строение листа. газообмен и транспирация. листопад - биология

Надземные зеленые органы растений из воздуха поглощают углекислый газ.

Вода и углекислый газ используются растениями для синтеза органических веществ, которые используются растением для обновления клеток тела, роста и развития.

В процессе дыхания происходит газообмен. Из окружающей среды поглощается кислород, а из организма выделяется углекислый газ и пары воды. Кислород необходим всем живым клеткам для выработки энергии.

В процессе обмена веществ образуются ненужные организму вещества, которые выделяются в окружающую среду.

Когда растение достигает определенных размеров и необходимого для ее вида возраста, если оно находится в достаточно благоприятных условиях среды, то оно приступает к размножению. В результате размножения увеличивается количество особей.

В отличие от подавляющего большинства животных растения растут в течение всей жизни.

Приобретение организмов новых свойств называется развитием.

На питание, дыхание, обмен веществ, рост и развитие, а также размножение оказывают влияние условия среды обитания растения. Если они не достаточно благоприятны, то растение может плохо расти и развиваться, его процессы жизнедеятельности будут подавлены. Таким образом, жизнедеятельность растений зависит от окружающей среды.

Источник: https://scienceland.info/biology6/living-properties

Конспект и презентация к уроку биологии “Растение – живой огранизм” – Водопьянова М.А

ЦЕЛЬ УРОКА: начать формирование понятия об организме как особой единице жизни; конкретизировать это понятие характеристикой особенностей растительного организма; создать представление о сложности жизнедеятельности организма растений; охарактеризовать основные свойства (функции) растений как живых существ; формировать умения сравнивать жизнедеятельность разных растений с целью выявления их основных функций.

ОБОРУДОВАНИЕ:  гербарии, электронная презентация к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Фронтальный опрос

Назовите вегетативные органы растений Чем семенные растения отличаются от споровых? В чем различия между цветковыми и голосеменными растениями?

Какие споровые растения вы знаете?

Индивидуальный опрос с использованием дидактических карточек

 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕНРИАЛА:

Рассказ учителя с элементами беседы

Растения – живая система.

В этом году мы начали с вами изучать курс «Биология». Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность.

– А какую часть биологии мы изучаем в этом году? (ответ учащихся)

«Ботаника» изучает растения. Это значит, что растения является живым организмом.

– Давайте вспомним признаки живых организмов (ответ учащихся)

(слайд №2):

Дышат Питаются Размножаются Растут Развиваются Реагируют на внешнее воздействие Умирают

Состоят из клеток

Каждым из этих свойств или несколькими сразу могут обладать и неживые организмы. Но есть еще одна общая черта – все живые организмы, даже самые маленькие, состоят из клеток или их производных. В свою очередь клетки объединятся в органы.

– Что  такое орган? Какие органы мы вспомнили в начале урока? (ответ учащихся)

(слайд №3 ) Группа органов образует систему, в которой все органы, выполняющие свои функции, взаимосвязаны между собой и работают согласовано, дополняя друг друга. Взаимосвязанная работа системы органов обеспечивает жизнь растений как единого организма.

– Что произойдет, если корни не будут поглощать воду из почвы,  или листья не смогут образовать достаточное количество питательных веществ? (ответ учащихся)

У организма отделить работу одного органа от другого невозможно, так как все они тесно взаимосвязаны.

Процессы жизнедеятельности растения.

Жизнедеятельность – это процессы, протекающие в организме и обеспечивающие его существование. (слайд №4)

Рассмотрим процессы жизнедеятельности растения.

Питаясь, организм получает необходимые вещества для роста и развития.

– Как питается растение? (ответ учащихся) (слайд №5)

При дыхании, растение получает необходимый ему кислород.

В процессе обмена веществ, происходит превращение веществ, полученных при питании и дыхании, необходимых для жизнедеятельности растения. Образованные в этом процессе ненужные вещества удаляются, т . е . выделяются. (слайд №6)

(Пояснения к слайду №6)

В каждую клетку поступают питательные вещества (а и б) Из этих веществ (а и б) клетка образует для жизни свойственные ей органические вещества (АБ)

В результате химической реакции, по действием кислорода (красный кружок),  сложные вещества клетки превращаются в более простые (в и г, СО2 (синий кружок) – продукты распада). При этом освобождается необходимая для жизни энергия (Е)

Оказавшись в благоприятных условиях и достигнув определенного возраста, растения начинают размножаться, т е. увеличивать количество особей. (слайд №7)

В течение всей своей жизни, растение увеличивается в размерах, т е. растет, и приобретает новые свойства – развивается. (слайд №8)

– Все ли растения развиваются одинаково? Что влияет на развитие растений? (ответ учащихся, работа с учебником)

Вывод: Организм – живая система (биосистема). Жизнь растительного  организма зависит от слаженной работы его органов и от условий, в которых обитает растение. Основные процессы жизнедеятельности растения как живого организма: питание, дыхание, выделение, размножение, обмен веществ, рост и развитие. (слайд №9)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ (слайды № 10-13)

Выберите правильные ответы.

Процесс поглощения веществ растением из окружающей среды, превращение и удаление из организма конечных продуктов жизнедеятельности называется:

а) питанием;

б) дыханием;

в) обменом веществ;

г) выделением.

Только для живых организмов характерно:

а) уменьшение веса;

б) изменение окраски;

в) дыхание;

г) взаимодействие со средой.

Что растительный организм выделяет в процессе дыхания?

а) углекислый газ;

б) кислород;

в) азот;

г) водород.

Как называется часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции?

б) орган;

в) тело;

г) элемент.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд №14)

§ 3, вопросы после параграфа.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6  класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2011. – с.13-21 Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс/ Сост. С. Н. Березина. – М.: ВАКО, 2012, с. 8-9 Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И. Н. Пономаревой.

– 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с. 9-15  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  6 класс: Дидактические карточки. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2006. Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Симонова Л. В. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.  6 класс: Методическое пособие. – 2-е изд., перераб. – М.

: Вентана-Граф, 2007.

Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.14

Похожие образовательные материалы:

Источник: http://razrabotky.ru/load/6_klass/biologija/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_biologii_rastenie_zhivoj_ogranizm/46-1-0-1488

Ссылка на основную публикацию