Рост и развитие ребенка после рождения – биология

Рост и развитие ребёнка

Рост и развитие ребенка после рождения - биология

Основной характеристикой детства является развитие человеческого существа от яйца (образовавшегося в результате соединения сперматозоида с яйцеклеткой) до зрелого индивида (18-20 лет), способного к самостоятельной жизни в обществе. Развитие сочетает в себе два четко различающихся, но тесно взаимосвязанных, процесса:

Рост ребёнка

Рост, процесс количественный, выражающийся в изменении размеров тела. Рост соответствует умножению количества клеток и увеличению их объема. Он идет непрерывно, поддается измерению и сравнительно легко меняет свои темпы. Скорость роста неодинакова у разных детей, чем и объясняются различия, наблюдаемые у взрослых субъектов.

Созревание ребёнка

Созревание, процесс качественных перемен, выражающийся в изменениях строения, состава и функций клеток, тканей, органов или тела в целом. И этот процесс также идет непрерывно, причем его скорость сравнительно постоянна, но значительно труднее поддается оценке.

Скорость созревания неодинакова у разных детей, но ее результат – зрелость – одинаков почти у всех субъектов.

Эти два механизма взаимосвязаны: скорость роста и изменений в пропорциях частей тела зависит от эндокринного созревания, а кривая веса тела находится в зависимости от созревания тканей.

Общие закономерности развития ребёнка

а) Развитие – процесс, протекающий непрерывно от зачатия до зрелости. Для того чтобы достигнуть той или иной «вехи » в своем развитии, ребенок должен пройти ряд стадий. При постановке диагноза следует обращать внимание не на то, что делает ребенок, а на то, как он это делает.

Например, нужно следить не за тем, способен ли самостоятельно сидеть 7-месячный грудной ребенок, а за тем, как он удерживается в сидячем положении и какую степень зрелости проявляет при этом.

Статистические исследования, некоторые школьные пособия и большинство научно-популярных книг отмечают лишь тот факт, что «нормальный» ребенок начинает самостоятельно сидеть или ходить в таком-то возрасте, но не упоминают об индивидуальной зрелости, о корреляции с остальными параметрами развития.

б) Развитие зависит от созревания и миелинизации нервной системы; пока эти процессы не закончатся, никакие упражнения не помогут ребенку приобрести ту или иную способность (двигательную или психическую).

Однако если уже при наличии надлежащей степени зрелости нервной системы ребенку не предоставляют условий для попыток к самостоятельному упражнению, то возможность приобрести новое умение сохраняется в скрытой форме, а приобретение его наступит сразу, как только представится подходящий случай.

в) Последовательность стадий развития одна и та же у всех детей, но быстрота смены стадий у разных детей неодинакова. К примеру, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть, прежде чем начнет ходить, но возраст приобретения способности сидеть или передвигаться сильно варьирует.

г) Некоторые древние рефлексы предшествуют произвольным движениям.

Автоматические «шагающие» движения ног исчезают в 2-3-месячном возрасте, затем следует период, в котором грудной ребенок вовсе не опирается и не «шагает» до 7-месячного возраста, когда начинает «ходить» (произвольное движение). У умственно отсталых детей некоторые древние рефлексы сохраняются длительное время до возраста старше обычного.

д) Развитие следует от головы к ногам. Первая стадия развития моторики состоит в способности контролировать положение головы с помощью мышц шеи.

Затем мышцы спины созревают и начинают координировать свои функции, вследствие чего грудной ребенок может самостоятельно сидеть, причем спина выпрямлена, а не согнута.

Грудной ребенок пользуется руками, прежде чем начать пользоваться голенями; он способен ползать с помощью одних лишь рук, не опираясь на голени и стопы.

е) Общая активность предшествует специфическому реагированию.

Грудной ребенок первых месяцев выражает свою радость генерализованной реакцией: таращит глаза, беспорядочно двигает ручками и голенями, дыхание у него учащается.

Дети старшего возраста и взрослые выражают удовольствие только мимикой или словами. На смену беспорядочным движениям первых 6 месяцев приходят локомоция и все большая ловкость и уверенность движений рук.

Источник: https://sevia.ru/deti/ditia/rost-i-razvitie.shtml

Характеристика каждого этапа роста и развития ребенка

Всего выделяется 7 периодов роста и развития ребенка. Названия могут быть разными, но суть всегда одна. Период длится ровно столько, сколько необходимо малышу для переходя на новую ступень развития.

Каждый этап уникален. Он больше никогда не повторится в жизни крохи, но принесет ему много нового. Идет активное развитие психики, мышления, памяти. За 2-3 года кроха, например, овладевает родным языком. Общая характеристика этих периодов – активное развитие психики.

С каждым месяцем жизни растет тело, удлиняются конечности, мышцы становятся крепче и сильнее. Важна параллельность физического и психического развития. Если что-то одно отстает от нормы, то нужно срочно обратиться к врачу.

На всех этапах жизни ребенку нужна помощь родителей. Родители должны понимать, что часто перемены характера и настроения не зависят от самого ребенка. На него влияет взросление, изменение психики, развитие эндокринной системы.

Взросление

Взросление — непрерывный процесс развития человека. Меняется его представление о мире, родителях, о себе самом. Это целый комплекс процессов развития тела, личности, эмоций. Чтобы взросление проходило нормально, ребенку нужны помощь и понимание родителей. Ведь для малышей, детей и подростков все это тоже очень непросто.

Взросление можно разделить на 7 больших этапов от момента зачатия до 16-18 лет. Затем начинается его взрослая жизнь. После 18 лет развитие, конечно же, не останавливается, но все процессы протекают далеко не так быстро.

Зачатие

Активное развитие малыша начинается еще до его появления на свет. Главная задача организма ребенка — максимально подготовить егоорганы, все системы к самостоятельному функционированию. Первый период начинается от момента зачатия и длится до самых родов. Этот этап один из самых важных в жизни человека. От того, как будет проходить беременность, зависит ход развития малыша.

Тут матери нужно быть особенно внимательной:

Побольше свежих овощей и фруктов, легкая пища. Желательно исключить все острое, жирное, маринованное. Пейте соки, воду.

  • Нельзя употреблять алкоголь, наркотики

Такие вещества опасны на протяжении всей беременности. Они могут вызвать выкидыш на раннем сроке или серьезные изменения плода. Допускается немного хорошего сухого вина, но всего по 50-100 грамм. Его разводят в воде, пьют за 15-20 минут до еды. В такихмалых количествах оно не навредит малышу, а поможет, ведь в нем много витаминов.

Если женщина курит до беременности, то бросать курение резко нельзя. Старайтесь минимизировать количество сигарет постепенно и со временем полностью отказаться от них. Конечно, никотин негативно влияет на развитие плода.

Любые лекарства согласовывайте с вашим врачом. Некоторые привычные для вас (ношпа, аспирин, фенкарол, анальгин) могут очень сильно навредить плоду. Особенно опасны антибиотики, жаропонижающие, обезболивающие.

Все 9 месяцев малыш должен находиться в покое. Это возможно, только если мама будет заботиться о себе. Характеристика этого периода: быстрое развитие и активный рост малыша.

Новорожденность

Произошло отделение крошки от матери – пуповина перерезана. Теперь ему необходимо самому дышать, питаться, переваривать пищу, создавать новые кровяные тельца.

От рождения и до первого месяца жизни длится второй период развития ребенка – период новорожденности. Сейчас малыш очень беззащитен. Он много спит – почти 20 часов в сутки. А когда не спит, то кушает, плачет.

Кроха еще только привыкает к изменению внешней среды. Тут воздух, другая температура, давление. Все это ново для него.

Главное – обеспечить ему правильные условия жизни:

  • регулярное питание (через каждые 2-3 часа);
  • спокойный сон (нет яркого света, шума в комнате);
  • температура не ниже +22С;
  • гигиена: малыша купают 2 раза в день с детским мылом или пенкой;
  • ребенок чувствует себя защищенным, когда родители рядом с ним.

Сейчас очень уязвима иммунная система. Она еще не может полностью защитить крошку от болезней. Оградите его от возможных источников опасности:

  • перед тем как брать на руки, трогать его, тщательно мойте руки;
  • в первые 40 дней ограничьте контакты малыша с посторонними людьми – допускается только семья, педиатр;
  • чистая одежда, одноразовые подгузники;
  • обязательно купайте его под проточной водой;
  • смазывайте кожу ребенка детским кремом или маслом, чтобы она не потрескалась.

Критичные 40 дней прошли – теперь начинается новый этап. Новорожденность — один из основных периодов в жизни крохи. Это базис для дальнейшего развития. За этот первый месяц дети заметно подрастают, прибавляют до 1 кг веса и 2-3 сантиметров роста.

Грудничковый период

С конца первого месяца и до 1 года — столько длится грудничковый период. Вы удивитесь, как сильно изменился ваш малыш за это время. После первого месяца это малюсенький ребеночек, который только кушает, спит, плачет… И вот он уже празднует свой первый день рождения. Время летит быстро, но этот год — один из самых значимых периодов с точки зрения развития.

Психическое развитие

С первых дней жизни малыш учится использовать органы чувств. Развивается его речь.

  1. Уже к концу первого месяца он узнает свою маму по запаху. Знает, как пахнут те, кто часто берет его на руки, проводит с ним время.
  2. Использует более 20 видов плача, пытаясь таким способом элементарно общаться.
  3. Он научился различать цвета, концентрирует внимание на всем ярком.
  4. Со второго месяца начинает запоминать лица, голоса людей.
  5. С 3-го месяца показывает вам, что рад вас видеть: улыбается и двигает ручками и ножками.
  6. С 5-6 месяцев начинает бурно проявлять эмоции.
  7. К 1 годику уже может сказать несколько простых слов («ма-ма», «дай» и т.д.).
  8. Учится пользоваться ручками, пальчиками – развивается мелкая моторика.

Это немало для всего лишь 10-11 месяцев жизни. Такой прогресс считается глобальным для развития малыша. Счет идет не на недели и месяцы – он в считанные дни учится чему-то новому. Дальше на подобные достижения потребуются годы тренировок.

Физическое развитие

Всего за 1 год меняется очень многое:

  • прибавка в росте составляет до 25 сантиметров;
  • прибавка веса составляет 7-7,2 кг;
  • многие дети в 12 месяцев уже делают первые шаги;
  • умеют садиться и вставать, ползать, переворачиваться;
  • пропали все рефлексы новорожденных;
  • прорезались зубки;
  • ребенок переходит на полужидкую пищу (пюре из овощей, мяса, фруктов).
Читайте также:  Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клеток - биология

В конце первого года малыши очень активные, любят двигаться.

Ранний возраст

С 1 года до 3 лет длится период раннего дошкольного возраста. Это время для активного развития психики. Малыш учится говорить. Сначала он всего лишь слушает. Затем появляется связь «предмет-название». Он еще не может сказать сам, но отлично понимает, о чем идет речь. К 3 годам дети уже вполне отчетливого разговаривают, составляют правильные простые предложения. Они могут:

  • здороваться и прощаться;
  • представляться по имени;
  • просить попить, называя, что именно хотят (воду, сок, молоко);
  • подражают голосам животных;
  • знают названия предметов обихода (щетка, чашка, ложка, игрушка).

Важно разговаривать с малышом, читать ему вслух. Новые слова очень быстро запоминаются. Характеристика этого периода – повышение самостоятельности. Малыш проходит психологическую сепарацию от матери. Все яснее становится для него, что он — отдельная личность. У него могут быть свои желания или нежелания, он вполне может самостоятельно одеть кофточку, застегнуться, умыться…

Ближе к 3 годам малыш может вдруг стать агрессивным по отношению к другим детям, родителям, другим взрослым. Может ударить ребенка не площадке, укусить маму, когда она его одевает. Не стоит переживать по этому поводу.

Идет эмоциональное развитие, но малыш еще не может все выразить словами или действиями. Иногда сильные негативные реакции приводят к агрессивному поведению. Указывайте крохе на ошибку, но не бейте его и не кричите в ответ.

Дошкольный период

Проходит с 3 до 6-7 лет. За это время крохе нужно подготовиться к самостоятельности. Он быстро учится. Продолжается активное психическое развитие:

  • увеличивается объем памяти
  • развивается личность, характер
  • повышается время концентрации (до 30 минут на одном предмете)
  • улучшается речь (у ребенка 6-7 лет речь считается достаточно развитой)
  • малыш может сам заботиться о своей гигиене (моет руки перед едой, справляется с туалетом, умывается)
  • развита социальная функция (умеет знакомиться, заводит дружеское общение)
  • деятельность становится полностью осмысленной.

Это период развития нервной системы и мозга. Малыша 6-7 лет можно без страха оставить на несколько часов в школе – он нормально справляется без мамы и папы.

Под конец дошкольного периода начнется следующий этап активного роста. Происходят важные физические изменения. Например, меняются зубы: молочные зубки выпадают, растут коренные. Мышцы и кости становятся крепче, а тело уже больше походит на пропорциональное тело взрослого человека.

Важный момент – диспансеризация перед школой. Если есть какие-то серьезные отклонения развития малыша, то сейчас они будут выявлены. Отставание физического или психического развития, дефекты речи, слуха и зрения могут помешать ему пойти в школу. Обязательно проходите регулярные осмотры у врача. Лучше всего, если эти проблемы будут выявлены как можно раньше.

Школьный возраст

От 7 до 16 лет проходит период дошкольного возраста. Основная характеристика этого периода – психологическое взросление. Все силы направлены на обучение, развитие личности. На этом этапе важно эмоциональное и волевое развитие. Ребенок учится контролировать свои действия, слова, желания. Проходит период адаптации в школе, и он полностью готов учиться следующие 10-11 лет.

Важную роль тут играет общение. Ребенок вступает в первые более-менее серьезные социальные отношения. Тут разные дети, и со всеми нужно найти общий язык. Выделяются друзья, общие интересы. Для личностного развития ребенка это важно, ведь личность лучше всего развивается в обществе. Уже есть возможность посмотреть на себя со стороны, критически оценить себя.

С 8-10 лет начинается второй период активного роста. Мальчики растут быстрее девочек, но вот половое созревание у девочек начинается быстрее. Из-за быстрого роста конечностей у детей в этом возрасте могут начаться проблемы с позвоночником, сколиоз. Обязательно нужно заниматься спортом, физкультурой. У детей до 12-13 лет сохраняется потребность в движениях, активных играх.

Пубертатный период

У мальчиков он начинается с 12-13 лет, для девочек чуть раньше – с 11-12 лет. Период полового созревания — еще один значимый этап развития любого человека.

Это активные перемены внешности, поведения, самоощущения ребенка. Активизируется эндокринная система, начинают активно вырабатываться половые гормоны. Меняется внешний вид подростка.

Сейчас важно помогать организму, который перестраивается. Измените рацион питания:

  • больше свежих овощей и фруктов;
  • ребенку нужно пить больше воды (до 1,5 литров жидкости в день);
  • меньше жирного, жареного;
  • меньше сахара, сладостей.

С выработкой большого количества половых гормонов тело начинает меняться – подросток становится похож на взрослого человека. У девочек вырисовываются женские контуры тела.

Психологическая характеристика этого периода – изменение собственного восприятия. Что-то в себе не нравится, хочется меняться, подражать или, наоборот, быть уникальным… Для ребенка это непростое время, и родителям обязательно нужно относиться с пониманием ко всем изменениям.

К сожалению, период полового созревания — это еще и время для проявления многих физиологических и психических заболеваний. Обязательно следите, чтобы ребенок проходил ежегодные осмотры врача, диспансеризацию. Кроме того, это период роста и развития органов половой системы. Молодой человек впервые начинает смотреть на себя не как на ребенка, а как на взрослого человека.

Как помочь своему ребенку?

У всех основных периодов развития вашего малыша есть кое-что общее: на каждом этапе ваши сын или дочь нуждаются в своих родителях. Родителям нужно понимать, что поведение ребенка связано с развитием психики, гормональными изменениями.

Существует несколько кризисных периодов, когда ребенок меняется. Не нужно думать, что он просто плохо себя ведет или хочет разозлить вас. Перемены происходят незаметно даже для него самого.

Психическая деятельность малыша усложняется, а мир вокруг меняется.

С вашей стороны важно понимание. Да, нельзя все его шалости, агрессию и плохое поведение поощрять или не обращать внимание на них. Для ребенка это вредно. Но не стоит и вам быть с ним агрессивными, бить, кричать.

Старайтесь понять, что же сейчас происходит с вашим крохой. Ему хочется быть более самостоятельным? Самому научиться держать ложку или пить из чашки? Тут нет ничего плохого. Помогите ему, покажите, научите.

Это даст возможность вам в будущем построить нормальные, здоровые отношения с ребенком.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/harakteristika-kazhdogo-etapa-rosta-i-razvitiya-rebenka.html

Рост и развитие организма детей и подростков

Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.

Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые клетки теряют способность к делению.

Так, образование новых мышечных клеток возможно только первые 4 месяца после рождения.

Дальнейшее увеличение массы и объема мышечной ткани происходит в основном за счет образования огромного количества нервных отростков и синаптических контактов.

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.

Рост и развитие организма протекают неравномерно – гетерохронно. В неодновременности роста и развития отдельных систем лежит биологическая целесообразность. В первую очередь, развиваются жизненно необходимые органы, обеспечивающие адаптацию к конкретным условиям внешней среды и выживаемость организма.

Данная концепция ускоренного и избирательного развития отдельных структур выдвинута отечественным физиологом П.Анохиным. так, мозг плода интенсивно развивается на 2-10 неделе беременности, сердце – на 3-7, пищеварительные органы – на 11-12.

Если избирательность развития нарушена, то плод оказывается нежизнеспособным.

Неравномерность роста и развития наблюдается и после рождения. Так, к моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания.

Организм ребенка осуществляет процессы газообмена с внешней средой, процессы терморегуляции, хорошо функционирует сердечно-сосудистая система. В то же время слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову.

Функционально не зрелые многие зоны коры больших полушарий. Проходит немного времени и высокими темпами начинает развиваться нервная система, увеличивается масса головного мозга, возрастает возможность формирования условных рефлексов и т. д.

После 5 лет темпы развития нервной системы снижаются и преобладающее развитие приобретает другая система и так до тех пор, пока организм не достигнет определенной функциональной зрелости.

Исходя из неравномерного темпа роста и развития организма, весь этап достижения функциональной зрелости условно делят на несколько возрастных периодов. Существуют различные схемы возрастной периодизации, но при воспитании детей и подростков целесообразно пользоваться схемой, предложенной на Международном симпозиуме по возрастной физиологии в 1965 году.

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности(1-10 дней).Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

груднойпериод продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни.

Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 6 мес.

пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детствадлится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

С 4 лет начинается период первого детства,который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детствадлится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину.

Читайте также:  Заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью. медико-генетическое консультирование - биология

Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше.

Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.

Следующий период – подростковый– называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела.

Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков.

Умальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Юношеский возрастпродолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет.

Взрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от 21 до 55 лет,форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.

Возрастные периоды взрослого человека.

Юношеский возраст — (мед. Энциклопед.) от 16 до 20 лет у женщин и от 17 до 21 года — у мужчин.

В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины В этот период характерно замедление роста (среднегодовая прибавка не превышает 1—2 см). В юношеском В. обычно появляются зубы мудрости.

Зрелый возраст (первый период) — от 20 до 35 лет у женщин и от 21 до 35 лет у мужчин. Этот возраст — период расцвета всех функций организма и относительной стабилизации морфологических и обменных процессов.

Зрелый возраст (второй период) —от 35 до 55 лет у женщин и от 35 до 60 лет — у мужчин. В этом периоде происходит существенная нейроэндокринная перестройка ряда систем организма.

Психические процессы и обмен веществ характеризуются значительной лабильностью. На выраженность различных показателей морфофункционального развития большое влияние оказывают конституционные особенности организма (см. Конституция).

В значительной степени от них зависят внешние проявления возраста, а его морфофункциональные признаки получают окончательную завершенность. Этим и определяются расхождение в сроках биологического и хронологического В., нередко наблюдаемое в жизни.

На границе зрелого и пожилого возрастов выделяют Климактерический период,характеризующийся бурными сдвигами в нейрогуморальной регуляции. Особенно активно он проявляется у женщин.

Пожилой возраст — от 55—60 до 75 лет у женщин и мужчин. В этом В. особенно часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой системы — гипертоническая болезнь, атеросклероз и др.

Старческий возраст — 75 лет и выше у женщин и мужчин (люди в возрасте 90 лет и старше относятся к долгожителям). В этот период происходит общая инволюция организма, снижается надежность адаптации (см. Старость,старение (Старость. Старение)).

Определение возраста. Точное определение В. имеет важное значение в клинике, а также в судебно-медицинской практике. О возрасте судят на основании роста, массы тела, количества зубов, состояния кожи.

Так, В. плода и новорожденного определяют по длине его тела, размерам головы и длинных трубчатых костей. У детей, подростков и юношей учитываются рост, масса тела окружность грудной клетки, количество и состояние зубов.

Важным критерием для точного определения В. служат вторичные половые признаки.

Так, у девочек менструации появляются в среднем в 12—13 лет, оволосение в подмышечных впадинах и на лобке — в 11—15 лет, молочные железы достигают своего окончательного развития к 17—18 годам.

У мальчиков оволосение в подмышечных впадинах и на лобке в среднем начинается в 13 лет, примерно в этот же период возникают первые поллюции.

К 20—22 годам на лице человека появляются носогубные морщины, к 25—30 годам — морщины у наружных краев глазницы и позади ушных раковин, к 30—35 годам — подглазничных, к 40—45 годам — шейные морщины, к 55 годам — морщины на мочках ушей, кистях рук и подбородке.

Любая возрастная группа для отдельно взятого ребенка довольно условна. Так как рост и развитие имеют индивидуальные особенности, т.е. та или иная фаза появляются раньше или позднее по сравнению со средними показателями для популяции.

Встречаются дети, индивидуальное развитие которых значительно опережает хронологический (паспортный) возраст. В связи с этим необходимо конкретизировать понятие «возраст ребенка», имея в виду хронологический или биологический возраст.

Хронологический – это количество прожитых лет от рождения до момента обследования. Хронологический возраст имеет четкую временную границу (день, месяц, год). Биологический возраст является также функцией времени, но определяется совокупностью морфофункциональных особенностей организма. Разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет.

В процессе формирования организма как целостной системы выделяют возрастные периоды, характеризующиеся интенсивным ростом, сменяющиеся затем годами с минимальной прибавкой длины тела.

Так, наибольшее увеличение длины тела отмечается в первый год жизни (20-25 см) и в период полового созревания (8-10 см). Между этими возрастами прибавки в длине тела составляют в среднем 4-6 см.

Прекращение процессов роста у девочек происходит к 17-18 годам, у юношей к 18-19 годам. Этот же закон неравномерности свойственен массе тела и окружности грудной клетки.

Однако гетерохронность развития не отрицает ее гармоничность, поскольку является специальной закономерностью, состоящей в неравномерном развертывании наследственной информации. Благодаря этой наследственно закрепленной особенности роста и созревания организма обеспечивается его оптимальная адаптация к условиям окружающей среды

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/7887.html

Развитие человека после рождения

После рождения ребенок быстро растет, увеличиваются масса и длина, площадь поверхности тела.

Рост человека продолжается в течение первых 20-22 лет его жизни. Затем до 60-65 лет длина тела почти не изменяется. Однако в пожилом и старческом возрасте (после 70 лет) в связи с изменением осанки тела, истончением межпозвоночных дисков, уплощением сводов стоп длина тела ежегодно уменьшается на 1,0-1,5 см.

К концу первого года жизни ребенка длина тела увеличивается на 21-25 см. Периоды раннего и первого детства (1 год – 7 лет) характеризуются быстрым снижением скорости роста.

В начале периода второго детства (8-12 лет) скорость роста составляет 4,5-5,5 см в год, а затем возрастает. В подростковом возрасте (12-16 лет) годичная прибавка длины тела у мальчиков равна в среднем 5,8 см, у девочек – около 5,7 см. У девочек наиболее интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков – в 13-16 лет, затем рост замедляется.

Масса тела человека к 5-6-му месяцу удваивается, утраивается к концу 1-го года и увеличивается примерно в 4 раза к 2 годам после рождения. Увеличение длины и массы тела происходит примерно с одинаковой скоростью.

Максимальное годичное увеличение массы тела наблюдается у подростков: у девочек – на 13-м, а у мальчиков – на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20-25 лет, а затем стабилизируется и обычно не изменяется до 40-46 лет.

Считается важным и физически оправданным сохранять массу тела в пределах цифр 19-20-летнего возраста.

За последние 100-150 лет наблюдается ускорение морфофункционального развития и созревания всего организма у детей и подростков (акселерация). Это ускорение в большей степени проявляется в экономически развитых странах. Так, масса тела новорожденных за столетие возросла в среднем на 100-300 г, годовалых – на 1500-2000 г.

На 5 см возросла длина тела. Длина тела детей в периоды второго детства и у подростков увеличивается на 10-15 см, а у взрослых мужчин – на 6-8 см. Сократилось время, в течение которого возрастает длина тела человека. В конце XIX в. рост продолжался до 23-26 лет, в конце XX в.

у мужчин рост тела в длину происходит до 20-22 лет, а у женщин – до 18-20 лет. Ускорилось прорезывание молочных и постоянных зубов. Быстрее происходят психическое развитие, половое созревание. В конце XX в.

по сравнению с его началом средний возраст менархе снизился с 16,5 года до 12-13 лет, а наступление менопаузы происходит не в 43 года – 45 лет, а в 48-50 лет.

После рождения, в период продолжающегося роста человека, в каждом возрастном периоде отмечаются морфофункциональные особенности.

У новорожденного голова округлая, большая, шея и грудь короткие – Живот длинный; ноги короткие – руки длинные. Окружность головы на 1-2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Грудная клетка бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен мыс.

Кости, образующие тазовую кость, еще не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Длина кишечника у новорожденного в 2 раза больше длины тела, у взрослого – в 4-4,5 раза. Масса мозга у новорожденного составляет 13-14 %, а у взрослого человека – около 2 % от массы тела.

Большими размерами у новорожденного отличаются надпочечники и тимус.

В грудном возрасте (10 дней-1 год) тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6-го месяца начинается прорезывание молочных зубов. В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства (1-3 года) прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление»: увеличение массы тела опережает рост тела в длину. Быстро прогрессируют психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2-3-го года жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела.

В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу этого периода достигает 1100-1200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентации во времени, днях недели. В раннем и в первом детстве (4-7 лет) половые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены.

Читайте также:  Рефлекторный принцип работы нервной системы - биология

С 6-7 лет начинается прорезывание постоянных зубов.

В период второго детства (8-12 лет) вновь преобладает рост тела в ширину. К концу этого периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. Прогрессирует психическое развитие. Развивается ориентация в отношении месяцев и календарных дней.

Начинается половое созревание, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов. У девочек в 8-9 лет начинают расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез, происходит оволосение лобка.

У мальчиков в 10-11 лет начинается рост гортани, яичек и полового члена, который к 12 годам увеличивается на 0,5-0,7 см.

В подростковом возрасте (12-16 лет) быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой области, появляются волосы в подмышечных впадинах. Увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, увеличиваются размеры таза.

У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член. Вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают молочные железы. К концу подросткового периода (15-16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, на лобке – по мужскому типу. Пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции (непроизвольные семяизвержения).

В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.

Юношеский возраст (16-21 год) совпадает с периодом созревания организма. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются, все аппараты и системы органов практически достигают морфофункциональной зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте (22 года – 60 лет) изменяется мало, а в пожилом (61-74 года) и старческом (75-90 лет) прослеживается характерная для этих возрастных периодов перестройка, которую изучает специальная наука геронтология (от греч. gerontos – старик).

Временные границы старения имеют широкие пределы у различных индивидуумов.

В старческом возрасте происходят снижение адаптивных возможностей организма, изменение морфофункциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако это возможно в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Мужчину от женщины отличают половые признаки. Они делятся на первичные (половые органы) и вторичные (развитие волос на лобке, молочных желез, изменение голоса и др.).

Источник: https://ilive.com.ua/family/razvitie-cheloveka-posle-rozhdeniya_68560i15868.html

Возрастные этапы развития ребенка

Согласно наиболее распространенной классификации, жизнь и развитие ребенка начинаются не после рождения, а с момента зачатия.

Выделяют семь возрастных этапов развития ребенка:

  • внутриутробный этап – от зачатия до рождения;
  • период новорожденности – от рождения до конца первого месяца;
  • период грудного возраста – с первого месяца до 1 года;
  • ранний возрастной этап развития – от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный возрастной этап – от 3 до 7 лет;
  • младший школьный возрастной этап развития – от 7 до 12 лет;
  • этап старшего школьного возраста – от 12 до 16–18 лет.

На каждом из этих этапов развития организм ребенка имеет особенности, которые требуют различного подхода к уходу за ним и воспитанию.

Этапы развития ребенка в утробе

Основных этапов развития ребенка в утробе три: начальный, эмбриональный и фетальный. Начальный этап длится с момента оплодотворения до двух недель беременности. На этом этапе происходит соединение яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы, которая затем прикрепляется в стенке матки.

Эмбриональный период внутриутробного развития длится с 3 до 12 недели беременности. В это время происходит формирование органов и систем будущего ребенка.

Начиная с 12 недели наступает фетальный период развития, на протяжении которого плод будет активно расти и набирать вес, а его органы будут активно развиваться.

Периоды новорожденности и грудного возраста

В первый месяц своей жизни малыш очень уязвим, а потому требует особенного ухода. В период грудного возраста ребенок постепенно учится управлять своим телом и изучает окружающий мир: учится поднимать головку, сидеть, ползать, ходить.

В возрасте 6 месяцев он начинает достаточно хорошо различать цвета, кроме того, у него развивается восприятие пространства.

На этом этапе развитие речи ребенка происходит постепенно: примерно в 3–4 месяца он неосознанно произносит гласные звуки, тренируя речевой аппарат, к 8 месяцам учится осознанно повторять звуки, а в 10 месяцев уже способен произнести вместе несколько одинаковых слогов.

Ранний возрастной этап развития ребенка

В возрасте от года до 3 лет ребенок продолжает совершенствовать навыки, позволяющие ему взаимодействовать с окружающим миром: развиваются его речь и мышление, он учится общаться со сверстниками и взрослыми.

Примерно с года начинается важный этап развития речи ребенка: обычно годовалый ребенок может повторять за взрослыми слоги и отдельные слова, а к 2,5–3 годам он уже умеет составлять простые предложения из 3–4 слов. Ближе к концу этого периода малыш начинает проявлять стремление к независимости и самостоятельности.

В этом возрасте нормальному развитию ребенка лучше всего способствуют активное общение и игра. В 3 года у ребенка происходит кризисный период, в течение которого он может вести себя агрессивно и проявлять упрямство. Каждый малыш переживает кризис трех лет по-разному.

В это непростое время родителям рекомендуется поддерживать ребенка и стараться не проявлять отрицательных эмоций в ответ на его агрессию и капризы.

Период дошкольного возраста

Считается, что с трехлетнего возраста начинается формирование характера ребенка, а также личностных механизмов поведения. В этот период на дальнейшее развитие ребенка сильно влияют его взаимоотношения с близкими людьми и атмосфера в семье.

Трехлетний малыш уже осознает себя как отдельную личность, но при этом копирует поведение взрослых, поэтому в этом возрасте для развития у ребенка положительных качеств и правильных механизмов поведения очень важен положительный пример.

Основным способом познания для малыша остается игра. С 3 до 6 лет у ребенка активно развиваются мышление, внимание, память, воображение, а также социальные навыки. В 6 лет полностью заканчивается формирование речи.

Ребенка следует учить основам счета, чтения и письма, а также развивать его словарный запас и прививать правильные нормы поведения в обществе.

Младший школьный этап развития ребенка

В этом возрасте ребенок учится планировать свою деятельность, выполнять правила, нести ответственность, а также принимать социальные нормы поведения. В этот период заниматься его воспитанием следует с особенным вниманием, так как от знакомства с учебным процессом во многом зависят развивающиеся способности ребенка к учебе в целом.

Все дети при поступлении в первый класс проходят период психологического и физического напряжения, который обычно длится в течение одного–полутора месяцев. Родителям необходимо внимательно относиться к режиму дня и питанию ребенка, так как у многих школьников в это время ухудшаются сон и аппетит.

Также следует оказывать маленькому ученику моральную поддержку, которая поможет ему быстрее адаптироваться к новым условиям.

Старший школьный этап развития

Последний из основных этапов развития ребенка – это время его перехода во взрослую жизнь. В этот период происходит половое созревание и гормональная перестройка организма, по причине которой ребенок проявляет эмоциональность, раздражительность и упрямство.

Многие подростки в это время конфликтуют с ровесниками и взрослыми, а также испытывают трудности с самооценкой.

Также в это время происходит активное развитие внутренних убеждений ребенка и формирование собственных взглядов на жизнь, которые, как правило, отличаются максимализмом.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/vozrastnye-etapy-razvitiya-rebenka.html

Конспект урока по биологии “Рост и развитие ребенка после рождения” (8 класс)

Автор материала: Семенихина Ольга Владимировна

Тема урока: Рост и развитие ребёнка после рождения.

Тип урока по ФГОС: Урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа

Тип урока (по способу организации): урок-беседа

Тип урока (по дидактической цели): комбинированный

Цели урока: проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Планируемые результаты обучения

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.

Познавательные: Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители

Коммуникативные: Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, медиапроектор, презентация, видеоурок «Рост и развитие ребенка после рождения».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Подготовка к уроку

Проверка выполнения домашнего задания

1.Проверка наличия домашнего задания в рабочих тетрадях.

2.Актуализация знаний учащихся о естественных и искусственных биоценозах (фронтальная беседа с использованием таблиц и слайдов презентации предыдущего урока )

1.что такое беременность и каковы ее основные признаки?

Ответы в соответствии с записями в рабочей тетради

2.каковы основные условия нормального протекания беременности?

3.какова роль плаценты в период беременности?

4.охарактеризуйте особенности внутриутробного развития плода?

Подготовка к активной познавательной деятельности

Вам нужно сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайды 1-5).

Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?

Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?

Учащиеся определяют задачи урока.

Усвоение новых знаний

При изучении нового материала учитель использует словесные методы (рассказ, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация видеоурока, слайдов презентации), практические (работа в тетради, работа с учебником).

Примерное содержание.

а) изучение понятия «возрастные периоды »

Просмотрите фрагмент видеоурока. Ответьте на вопрос «какие возрастные периоды выделяют в развитии ребенка после рождения?». Составьте схему, используя текст с. 234 учебника

Просмотр фрагмента.

Работа с текстом учебника.

Записывают схему.

б) изучение особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-uroka-po-biologii-rost-i-razvitie-rebenka-3329.html

Ссылка на основную публикацию