Разнообразие растений, Биология

11:11

11:11

194004

2:41 УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ТЕМА: «Разнообразие растений»

2:41

185153

8:36 Окружающий мир 3 класс (Урок№9 – Мир растений.)

8:36

563235

3:52 Разнообразие растений. 3 класс

3:52

900909

9:02

9:02

792555

1:10

1:10

269812

10:28 Познание мира, 5-й класс, Разнообразие растений

10:28

771618

8:39 18. Знакомство с растениями

8:39

876168

1:02

1:02

300558

4:17 Видеоурок ''Царство растений'' – БИОЛОГИЯ – 6 кл.

4:17

239972

3:32

3:32

231185

2:01

2:01

473357

3:39 Разнообразие растений. Биология 5 класс.

3:39

965616

4:17 Видеоурок ''Царство растений'' – БИОЛОГИЯ – 6 кл.

4:17

213609

6:50 Окружающий мир разнообразие растений

6:50

365397

0:40

0:40

133446

13:16

13:16

791582

3:15 Разнообразие растений в Турции. Красота природы.

3:15

897328

5:16 разнообразие растений водоросли

5:16

461155

11:29

11:29

99869

6:17 Разнообразие растений. Биология 5 класс

6:17

504576

4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека

Видеоурок 1: Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Видеоурок 2: Разнообразие, распространение, значение растений

Лекция: Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека

Растения появились на планете около 3 млрд лет назад, когда произошло разделение живого мира на царства. В настоящее время растений насчитывается свыше 350 тыс видов. Они присутствуют в большинстве биоценозов планеты и являются основными продуцентами биомассы.

В процессе эволюционного развития происходило усложнение растений. На данный момент насчитывается несколько их таксономических Отделов, очень сильно отличающихся друг от друга.

Водоросли

  • Он относится к подцарству Низших растений. Отличительными особенностями его представителей являются:
  • 1) отсутствие разделения тела на ткани и органы – оно называется слоевищем или талломом;
  • 2) гаметы могут быть одинакового размера и обе подвижными;
  • 3) растение полностью зависит от наличия воды.

Еще одно существенное отличие от других растений – известно множество видов одноклеточных водорослей и колониальных форм. Абсолютное большинство водорослей являются эукариотами, однако к ним часто относят и синезеленые водоросли (цианобактерии), не имеющие ядра. Питаются, всасывая вещества всей поверхностью слоевища, одноклеточные – могут питаться фагоцитозом.

В биоценозах – являются производителями биомассы, продуцентами. Около 80% органики в морской среде производится водорослями.

Для человека имеют довольно важное значение – некоторые, как ламинария и хлорелла употребляются в пищу, из других получают необходимые вещества в химической промышленности – йод, органические кислоты, уксус.

Используются в сельском хозяйстве как корм для животных. В фармакологии – как поставщики слизеобразных и желирующих веществ. Высокая скорость размножения и роста делает их важным биологическим ресурсом.

Кроме водорослей, все остальные растения относятся к подцарству Высших растений.

Мохообразные

На Земле известно около 20 тысяч видов мохообразных. Это в большинстве своем сухопутные многолетние растения, довольно примитивного строения:

1) не имеют органов и тканей. К земле крепятся с помощью ризоидов;

2) в жизненном цикле половое поколение доминирующее, бесполое представлено спорофитом – коробочкой на ножке, вырастающей из основного тела мха. В этой коробочке и развиваются споры;

3) для полового размножения необходимо наличие воды, так как мужская гамета снабжена жгутиком и подвижна, до яйцеклетки расположенной в архегонии она может добраться только в воде.

Распространены везде, где есть пресная вода. Являются продуцентами биомассы. Удерживая влагу в почве, способствуют заболачиванию, также концентрируют в себе тяжелые металлы и радионуклиды. Выделяют консервирующие  и антисептические (сфагнум) вещества, из-за чего в глубоких болотах часто находят хорошо сохранившиеся тела погибших людей и животных, предметы быта прошлых веков.

Папоротники

  1. Насчитывается около 10 тыс видов. Отличительными особенностями являются:
  2. 1) наличие уже заметных органов и тканей – вайи (примитивный листовой аппарат), видоизмененного побега (корневища), корней, а также проводящей ткани;
  3. 2) преобладает бесполое поколение спорофит;
  4. 3) для оплодотворения нужна вода.

Половое размножение папоротников происходит со сменой поколений – споры, которые можно увидеть, если взглянуть на нижнюю сторону вайи – неоплодотворены.

Они высыпаются на землю, в благоприятных условиях из такой споры появляется следующее, половое поколение, гаметофит, представляющий собой небольшую плоскую пластинку. Иначе его называют заростком. На заростке развиваются мужские и женские гаметы.

Созревшие гаметы во влажной среде сливаются, давая начало следующему бесполому поколению. После укоренения этого зародыша заросток отмирает.

Несколько видов папоротников употребляются в пищу. Также, вайи папоротника представляют интерес для флористов. Стоит помнить о существовании ядовитых папоротников, в том числе, произрастающих на территории России.

В настоящее время папоротники не имеют большого влияния на экосистемы, в прошлом – они были одним из доминирующих видов.

Читайте также:  Организм и среда, Биология

Предполагается, что именно древние древовидные папоротники превратились со временем в пласты каменного угля.

Голосеменные

Это небольшой численно таксон, в котором насчитывается около 700 видов. Голосеменные, предположительно, произошли от древних папоротников. Известны с каменноугольного периода.

  • Отличительными их чертами являются:
  • 1) наличие настоящих семян, но не имеющих околоплодника. Семена защищены чешуями шишек (научное название – стробилы);
  • 2) развиты сосудистые, механические, основные ткани;
  • 3) листья игольчатой формы, покрыты толстой кутикулой, у большинства не опадают, постепенно старые заменяются новыми.

Голосеменные принадлежат к обоеполым, ветроопыляемым растениям. На растении образуются мужские и женские шишки. Гаметофиты представлены пыльцевым зерном и яйцеклеткой, основной формой жизни является спорофит – собственно, кустарник или дерево. Голосеменные играют важную роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные

Эволюционно наиболее молодые растения. Главные их особенности – наличие цветков и завязи, а также двойное оплодотворение. Название получили в связи с тем, что семяпочка расположена внутри завязи, защищена от негативного влияния внешней среды. 

Цветковые в настоящее время – самый многочисленный таксон. Известно более 250 тыс. видов. Покрытосеменные отличаются крайним разнообразием форм, среди них известны деревья, кустарники, стелющиеся, полукустарники, травы.

Существует 2 таксономических класса покрытосеменных:

1. Однодольные –  к ним принадлежат семейства Лилейные, Орхидные, Злаки и многие  другие. Характеризуются:

  • наличием мочковатой корневой системы;
  • редким ветвлением стеблей;
  • параллельным жилкованием листовых пластинок;
  • отсутствием прилистников;
  • отсутствием камбия;
  • наличием одной семядоли.

Для точного установления принадлежности конкретного растения к данному классу требуется сочетание нескольких признаков.

2. Двудольные. Этот класс характеризуется следующими отличиями:

  • наличием двухсемядольного зародыша;
  • наличие образовательной ткани – камбия, располагающейся между древесиной и лубом, что обеспечивает возможность утолщения стебля в процессе роста;
  • сетчатым жилкованием;
  • наличием листьев сложной формы;
  • стержневой корневой системой.

Играют очень важную роль в хозяйственной деятельности людей – к двудольным относятся многие сельскохозяйственные растения и практически все древесные формы покрытосеменных.

Предыдущий урок Следующий урок

Разнообразие растений

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 619.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 619.

На нашей планете повсюду, даже в самых отдаленных уголках с суровым климатом, можно встретить растения. Они не только украшают Землю, но и очищают воздух, являются пищей и строительным материалом. Разнообразие растений поражает: в природе встречаются совсем крошечные экземпляры, и настоящие гиганты, достигающие нескольких десятков метров.

Водоросли – это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом.

Размеры водорослей могут быть самыми разными. Есть совершенно крошечные водоросли, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Летом наблюдается «цветение» воды, когда она приобретает насыщенный зеленый цвет. Такой оттенок воде придают одноклеточные зеленые водоросли.

Существуют экземпляры, которые могут достигать в длину 40 метров. Такие водоросли растут в морях и океанах.

Рис. 1. Водоросли.

Маленькие водоросли свободно плавают в воде, а крупные – прикрепляются ко дну и образуют настоящие подводные джунгли. Окраска также может быть самой разной: бурой, зеленой, красной.

Водоросли играют большую роль в природе:

  • являются пищей для обитателей воды;
  • обогащают воду кислородом;
  • очищают воду от гнилостных бактерий;
  • служат компонентом многих лекарств.

Мхи – это небольшие растения, высота которых не превышает нескольких сантиметров. Это одни из самых древних обитателей планеты, которые появились гораздо раньше динозавров.

Поскольку у мхов нет настоящих корней, они на первый взгляд могут показаться слабыми и хрупкими. Но это совсем не так. Мхи – чрезвычайно выносливые растения, способные выживать в самых суровых климатических условиях. Но предпочитают обитать во влажных тенистых уголках леса.

Внешне мхи очень напоминают губки и способны впитывать в себя воду. Если взять кусочек мха в руку и сжать, то из него вытечет много воды.

Папоротники – одни из самых древних растений. Широко распространены по земному шару, но чаще всего встречаются во влажных лесах. Эти растения смогли приспособиться к разным условиям обитания. Они могут расти не только в почве, но и на деревьях, в трещинах скал, даже в пустыне.

Размеры папоротников колеблются от совсем крошечных до крупных древовидных форм высотой до 25 м. Они отличаются красивыми длинными листьями, похожими на перья.

Рис. 2. Папоротники.

Папоротники имеют корень, короткий стебель и большие листья, но никогда не цветут. У этих растений нет семян. Вместо них они образуют споры, с помощью которых размножаются.

Читайте также:  Отдел голосеменные - биология

Главное отличие хвойных деревьев – форма листьев, которые напоминают иголки. Благодаря этой особенности деревья могут расти в регионах с холодным климатом. Зимой, вместо того, чтобы сбрасывать листву, как все остальные деревья, хвойные растения сохраняют свои иголки. Их смена происходит один раз в несколько лет.

К хвойным растениям относятся лиственница, пихта, сосна, ель, кедр, можжевельник.

На нашей планете наиболее широко распространены цветковые растения. Их можно встретить на любом участке суши от Антарктиды до Арктики.

Главная отличительная черта всех цветковых растений – формирование цветков, которые после увядания образуют плоды с семенами. Попадая в землю, семена прорастают – так происходит размножение цветковых растений.

Рис. 3. Ландыш.

Все культурные растения, которые вывел человек, являются представителями этого отдела растений.

Корень Стебель Листья Размножение Особенности
Низшие растения
Водоросли нет нет нет Спорами Живут в воде
Высшие растения
Мхи нет есть есть Спорами Живут во влажных затененных местах, очень выносливые, не имеют цветков
Папоротники есть есть есть
Хвойные есть одеревенелый В виде иголок – хвоя Семена образуются в шишках Почти все представители – вечнозеленые
Цветковые есть Травянистый или одеревенелый Листовая пластина Цветы, из которых образуются плоды с семенами Отличаются большим разнообразием

При изучении темы «Разнообразие растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велик и многообразен мир растений. Мы выяснили, что в природе бывают низшие растения с простым строением, и высшие растения, которые отличаются более сложным строением и разнообразием форм.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 619.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест «Обломов»с результатом 18/19

Гость завершил

Тест по творчеству Пушкинас результатом 1/10

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 12/16

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Класс: 6

Цели:

  • Обучающие: познакомить с многообразием, распространением и значением растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и науке ботаника.
  • Развивающие: продолжить развивать умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развитие творческих способностей.
  • Воспитательные: умение слушать и выступать перед аудиторией, экологическое воспитание.
  • Проблема: непонимание детьми ведущей роли растений в природе.
  • Проблемный вопрос: возможна ли жизнь на планете без растений.
  • Личностная значимость изучаемого для учащегося: растения красивы каждое по своему, растения важны, поэтому их нужно беречь.
  • Тип урока: урок изучения нового материала.
  • План урока:
  1. Организационное начало. Тема и цель урока.
  2. Зачем изучать растения.
  3. Многообразие растений и их значение.
  4. Творческое задание (работа по группам).
  5. Наука ботаника. Низшие и высшие растения.
  6. Закрепление изученного материала – мини-тест.
  7. Домашнее задание. Рефлексия.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

I. Организационное начало.

  1. Тема блока «Царство растений»(8 уроков).
  2. Что узнаем, чему научимся?
  3. Тема и цель урока.
  4. Эпиграф: «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».

II. Постановка проблемы

Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий:

Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую.

Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый шестиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Подозреваем, что без БКВ здесь не обошлось.

Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.

Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?

III. Зачем нам изучать растения.

Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории.

Факты из истории.

  1. Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.
  2. Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война.
  3. Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский.
Читайте также:  Природные явления - биология

Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях.

Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств.

Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ России – лиственница. (гербарий)

Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях.

С целым миром спорить я готов, Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов, И они глядят на нас с тобою В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок…

Р. Гамзатов.

Приведите примеры из литературы или истории.

IV. Многообразие растений на Земле, самое-самое.

Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади , имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды.

  • Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)
  • Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.
  • Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел
  • подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.
  • Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.
  • Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.
  • Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.

V. Физминутка. Упражнение «Цветы» [3, с. 163]

Цели: 

  1. Укрепление мышц и суставов кистей.
  2. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.
  3. Воспитание любви к Родине.

Дети складывают ладони вместе, изображая цветок, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается.

Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность.

Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают,

Головками качают.

VI. Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе».

(информация из учебника стр. 52)

Для человека – значение.

  1. Кислород
  2. Пища
  3. Лекарства
  4. Одежда
  5. Строительный материал
  6. Бумага
  7. Эстетическое
  8. Экологическое

Какое главное значение растений?

VII. Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин.

  • Почему жители Грюнландии стали задыхаться?
  • Что им нужно взять на Земле?
  • Какое растение вы бы им посоветовали взять?
  • Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.
  • Защита писем-плакатов.

VIII. Занимается изучением растений наука БОТАНИКА

  1. Ботане – зелень, трава.
  2. Ц. Растения
  3. Найти в учебнике чем отличаются низшие и высшие растения.
  • п/ц Низшие слоевище или таллом нет органов
  • п/ц Высшие – есть органы и ткани.

IX. Закрепление – Мини-тест.

Учащиеся при ответе на вопрос поднимают руку соответствующую правильному ответу. А – леваярука, Б – правая рука, С – обе руки.

  1. Наука изучающая растения
    1. Биология
    2. Ботаника
    3. Микология
  2. Органы и ткани есть у
    1. Низших растений
    2. Высших растений
    3. У всех растений
  3. Главное значение растений
    1. Являются пищей человеку
    2. Выделяют кислород
    3. Являются сырьем
  4. На земле существует растений
    1. Около миллиона видов
    2. Более 350 тыс.
    3. Около тысячи
  5. Какое растение является символом России

X. Рефлексия, Д/З

§11, стр. 53 творческое задание.

Источники информации:

  1. Пасечник Н.В. «Биология. Бактерии.Грибы. Растения», Дрофа, Москва, 2005.
  2. Акперова И.А. «Уроки биологии в 6 классе», Дрофа, 2005.
  3. П.Л.Симкина, Л.В.Титаровский «Азбука здоровья. Физкультминутки», Амрита-Русь, Москва, 2006.
  4. ru.wikipedia.org

2.03.2011

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]