Смена природных сообществ, биология

Слайд 1Описание слайда:

Смена
природных сообществ и её причины Биология 6 класс

Слайд 2Описание слайда:

Понятие о смене природного сообщества.

Наблюдая какое-либо природное сообщество в течение ряда лет, можно заметить, что оно не остаётся одинаковым: со временем в нём меняются условия обитания, его заселяют новые виды, изменяется его строение и особенности взаимоотношений между видами. В результате на данной территории биогеоценоз становится другим. Он существенно отличается от того, который был здесь ранее. В этом случае говорят, что произошла смена одного биогеоценоза другим.

Слайд 3Описание слайда:

Смена биогеоценоза — это замена одного природного сообщества качественно иным природным сообществом. Смена биогеоценоза — это замена одного природного сообщества качественно иным природным сообществом.

Слайд 4Описание слайда:

Чаще всего смена природного сообщества начинается с изменений в составе растительных видов.

Так как комплекс растений в природном сообществе Чаще всего смена природного сообщества начинается с изменений в составе растительных видов.

Так как комплекс растений в природном сообществе более других влияет на условия обитания и видовой состав животных и других обитателей, то вскоре изменяется и состав гетеротрофного населения биогеоценоза.

Слайд 5Описание слайда:

Смена природных сообществ на нашей планете происходит повсюду, но с разной скоростью и по различным причинам. Благодаря этому в растительном покрове Земли имеется огромное количество разных природных сообществ.

Смена природных сообществ на нашей планете происходит повсюду, но с разной скоростью и по различным причинам. Благодаря этому в растительном покрове Земли имеется огромное количество разных природных сообществ.

Слайд 6Описание слайда:

Причины смены природных сообществ. Причины, вызывающие смену природного сообщества, бывают внешние по отношению к природному сообществу и внутренние, заключённые в нём самом.

Слайд 7Описание слайда:

Внешней причиной смены природного сообщества могут быть пожар от незатушенного костра, выпас скота, вырубка деревьев в лесу.

Слайд 8Описание слайда:

Приводят к быстрым сменам и другие естественные причины: изменения климата или рельефа, состава и структуры почвы, подтопление территории, воздействие вулканов, обвалы и оползни, землетрясения. Изменения от внешних причин бывают настолько глубокими, что существующее природное сообщество может полностью разрушиться и исчезнуть.

Слайд 9Описание слайда:

Внутренней причиной смены природного сообщества является воздействие самих растений и других живых организмов, входящих в состав биогеоценоза, на среду их обитания. Такое воздействие называют средообразующим влиянием населения биогеоценоза.

Внутренней причиной смены природного сообщества является воздействие самих растений и других живых организмов, входящих в состав биогеоценоза, на среду их обитания. Такое воздействие называют средообразующим влиянием населения биогеоценоза.

Слайд 10Описание слайда:

Примером смены природного сообщества, происходящей под воздействием Примером смены природного сообщества, происходящей под воздействием внутренних причин, может служить появление елового леса на луговых или заброшенных землях в северных районах нашей страны. Развивающиеся здесь вначале травянистые сообщества, а затем мелколиственные леса — березняки, осинники, ольховники являются неустойчивыми природными сообществами. Поэтому их называют временными.

Слайд 11Описание слайда:

Смена такого неустойчивого природного сообщества происходит потому, что обитающие здесь виды растений своим средообразующим влиянием создают условия, в которых не могут развиваться их же молодые особи. Такие сообщества существуют недолго.

Кроме того, во временное сообщество из соседних территорий, как правило, начинают вселяться новые виды, среди которых оказываются более сильные средообразователи, например ель. Они коренным образом меняют условия существования биотопа.

При этом и молодые, и взрослые особи вновь вселившихся Смена такого неустойчивого природного сообщества происходит потому, что обитающие здесь виды растений своим средообразующим влиянием создают условия, в которых не могут развиваться их же молодые особи. Такие сообщества существуют недолго.

Кроме того, во временное сообщество из соседних территорий, как правило, начинают вселяться новые виды, среди которых оказываются более сильные средообразователи, например ель. Они коренным образом меняют условия существования биотопа.

При этом и молодые, и взрослые особи вновь вселившихся видов оказываются способными хорошо развиваться, давать семена и надолго удерживать данную территорию.

Слайд 12Описание слайда:

Так, в течение нескольких лет на месте Так, в течение нескольких лет на месте мелколиственного леса, например березняка, появляется еловый лес. В этом случае говорят, что появилось устойчивое, или коренное , природное сообщество

Слайд 13Описание слайда:

Коренными биогеоценозами являются Коренными биогеоценозами являются ельник, дубрава, торфяное болото.

Слайд 14Описание слайда:

Березняк, осинник, ивняк, Березняк, осинник, ивняк, луга — временные биогеоценозы.

Слайд 15Описание слайда:

Постепенный процесс смены природных сообществ называют сукцессией (от лат. сукцессио — Постепенный процесс смены природных сообществ называют сукцессией (от лат. сукцессио — ≪преемственность≫).

Слайд 16Описание слайда:

Изменение растительного покрова в биогеоценозе всегда ведёт за собой смену не только сообщества растений, но и всего живого населения биогеоценоза. Изменение растительного покрова в биогеоценозе всегда ведёт за собой смену не только сообщества растений, но и всего живого населения биогеоценоза.

Слайд 17Описание слайда:

Разнообразие природных сообществ. В живом покрове Земли имеется множество разных природных сообществ — естественных и искусственных (культурных). Это результат многочисленных смен и различных иных процессов, протекающих в живой природе.

Слайд 18Описание слайда:

Естественные природные сообщества — это лес, луг, болото, степь. Они возникают в итоге естественных процессов, независимо от человека. Естественные природные сообщества — это лес, луг, болото, степь.

Они возникают в итоге естественных процессов, независимо от человека. Такие биогеоценозы включают в себя большое количество взаимоприспособленных видов.

Естественные природные сообщества устойчивы, они длительное время занимают территорию, на которой сформировались.

Слайд 19Описание слайда:

В естественных биогеоценозах всегда большое количество разных видов живых организмов. Поэтому они являются устойчивыми. В естественных биогеоценозах всегда большое количество разных видов живых организмов. Поэтому они являются устойчивыми.

Слайд 20Описание слайда:

Искусственные природные сообщества созданы человеком. К ним относят поля, сады, огороды, оранжереи, парки, скверы. Природные сообщества, Искусственные природные сообщества созданы человеком. К ним относят поля, сады, огороды, оранжереи, парки, скверы. Природные сообщества, созданные усилиями человека, обычно называют агроценозами (от греч. агрос — ≪поле≫)

Слайд 21Описание слайда:

В культурных природных сообществах мало видов, поэтому они неустойчивы В культурных природных сообществах мало видов, поэтому они неустойчивы и могут существовать только при условии постоянной заботы человека о них.

Человек определяет виды, которые целесообразно выращивать в культурном сообществе, создаёт и постоянно регулирует почвенную среду, обеспечение водой, сроки посева (посадки) и уборки урожая.

Без помощи человека культурное сообщество быстро теряет устойчивость.

Слайд 22Описание слайда:

На брошенных пашнях, садах вскоре начинается развитие естественных сообществ, в умеренной зоне обычно возникают леса. На брошенных пашнях, садах вскоре начинается развитие естественных сообществ, в умеренной зоне обычно возникают леса.

Слайд 23Описание слайда:

Любое природное сообщество (биогеоценоз) — часть живого покрова Любое природное сообщество (биогеоценоз) — часть живого покрова Земли — биосферы. Поэтому человек для поддержания своей жизни должен хозяйствовать в природе так, чтобы не разрушать этот величайший дар природы, а наоборот, со знанием дела поддерживать естественное состояние разнообразных биогеоценозов в своём регионе.

Слайд 24Описание слайда:

Смена биогеоценозов — важное природное явление, постоянно происходящее Смена биогеоценозов — важное природное явление, постоянно происходящее в живом покрове Земли.

Причины, вызывающие смену, разные: одни обусловлены внешним воздействием, в том числе деятельностью человека, другие — внутренним, связанным с жизнедеятельностью и средообразующими свойствами самих видов, населяющих природное сообщество.

Читайте также:  Эволюция высших растений - биология

Существуют биогеоценозы естественные и искусственные — агроценозы.

Слайд 25Описание слайда:

Даже в случае одновременного попадания семян ели и берёзы на какую-либо территорию вначале разовьётся в р е м е н н ы й — Даже в случае одновременного попадания семян ели и берёзы на какую-либо территорию вначале разовьётся в р е м е н н ы й — Берёзовый лес, а потом его сменит к о р е н н о й — еловый. Дело в том, что берёза растёт быстрее ели. Опад листьев берёзы создаёт плодородие почвы. В таких условиях — под пологом берёзового леса, на плодородной почве, защищённой от яркого света и сильного ветра, хорошо растут теневыносливые молодые ели. Спустя годы (3 0 -5 0 лет) ель вырастает до больших размеров, выходит в верхний ярус (см. рис. 143). К этому времени старые деревья берёзы постепенно выпадают из древостоя, а молодые берёзки не появляются. Это объясняется тем, что берёза светолюбива и в затенении под еловыми кронами расти и развиваться не может.

Слайд 26Описание слайда:

•Нередко в ряде районов России территория после вырубки ценного •Нередко в ряде районов России территория после вырубки ценного хвойного леса надолго (на 8 0 -1 2 0 лет) оказывается занятой менее ценным осинником, а на местах выгоревше го леса зачастую быстро развиваются моховыеболотные биогеоценозы. Своевременное вмешательство человека может продлить жизнь природного сообщества.

Презентация на тему: Смена сообществ

Презентация на тему: Смена сообществ

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Урок биологии Экологические сукцесии 900igr.net

№ слайда 2

Описание слайда:

Выберите правильные суждения. 1) В пищевых цепях при переходе от одного звена к другому теряется около 90% энергии. 2) Детритные пищевые цепи начинаются с зеленых растений. 3) В биогеоценозах совершается круговорот веществ. 4) По правилу экологической пирамиды хищников в экосистеме всегда больше, чем растительноядных животных.

5) Биомасса консументов в наземной экосистеме значительно меньше, чем биомассы продуцентов. 6) Основной принцип устойчивости экосистем – круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии. 7) Кроме растений, ни кто на земле не создаёт, органическое вещество из неорганических соединений.

8) Вес всех трав, выросших за год в степи, значительно больше, чем годовой прирост всех растительноядных животных. 9) Наибольшую продуктивность дают экоситемы жарких и холодных пустынь и центральных частей океанов.

10) представителям четвертого трофического уровня достается только около 1/ 1000 доли той энергии, усвоенной растением, с которого начиналась пищевая цепь. Биологический диктант

№ слайда 3

Описание слайда:

Правильные ответы: 1, 3, 5. 6. 8. 10.

№ слайда 4
№ слайда 5

Описание слайда:

Тема урока: Экологические сукцессии

№ слайда 6

Описание слайда:

Опорные точки урока Виды смены биогеоценоза Классификация сукцессий Виды сукцессий по истории возникновения Причина смены биогеоценоза Этапы сукцессии Общие закономерности сукцессии. Охрана биогеоценозов

№ слайда 7

Описание слайда:

Виды смены биогеоценоза Постепенные (Сукцессии) Изменение среды самими организмами. Смена климата В процессе эволюции Скачкообразные, внезапные, «катастрофические» Природные катастрофы Антропогенный фактор.

№ слайда 8

Описание слайда:

Сукцессия ( от лат. succesio — преемственность, наследование)  последовательная смена биогеоценозов(экосистем), выраженная в изменении видового состава и структуры сообщества

№ слайда 9

Описание слайда:

Сукцессия Термин введён Ф. Клементсом для обозначения сменяющих друг друга во времени сообществ, образующих сукцессионный ряд (серию) где каждая предыдущая стадия (серийное сообщество) формирует условия для развития последующего.

Если при этом не происходит вызывающих новую сукцессию событий, то ряд завершается относительно устойчивым сообществом, имеющим сбалансированный при данных факторах среды обмен. Такое сообщество Ф. Клементс назвал климаксным.

Оно может существовать неопределенно долгое время – до тех пор, пока какое-либо воздействие извне (вспашка земли, рубка леса, пожар, извержение вулкана, наводнение) не нарушит его природную структуру.

№ слайда 10

Описание слайда:

Классификация сукцессий по масштабу времени (быстрые, средние, медленные, очень медленные), по обратимости (обратимые и необратимые), по степени постоянства процесса (постоянные и непостоянные), по тенденциям изменения продуктивности (прогрессивные и регрессивные), по тенденции изменения видового богатства (прогрессивные и регрессивные), по антропогенности (антропогенные и природные), по характеру происходящих во время сукцессии изменений (автотрофные и гетеротрофные

№ слайда 11
№ слайда 12

Описание слайда:

ПЕРВИЧНАЯ СУКЦЕССИЯ – это зарастание места, ранее не занятого растительностью: голых скал или застывшей вулканической лавы. Жить на таком грунте способны лишь немногие растения, их называют пионерами сукцессий (мхи и лишайники).

Они образуют первую почву, на которой уже могут расти другие растения. Движущей силой сукцессии является то, что растения изменяют почву под  собой, влияя на ее физические свойства и химический состав.

Необходимость разрушения материнской горной породы – главная причина медленного хода первичных сукцессий.

№ слайда 13
№ слайда 14
№ слайда 15
№ слайда 16

Описание слайда:

Этапы сукцессии возникновение незанятого жизнью участка; миграция на него различных организмов или их зачатков; приживание их на данном участке; преобразование живыми организмами местообитания, постепенная стабилизация условий и отношений.

№ слайда 17

Описание слайда:

Общие закономерности сукцессии возникновение незанятого жизнью участка; миграция на него рaзличных организмов или их зачaтков; приживание их на данном участке; конкуренция оргaнизмов между собой и вытеснение отдельных видов; преобразование живыми организмами местообитания, постепенная стабилизация условий и отношений.

№ слайда 18

Описание слайда:

Этапы первичной сукцессии Выветривание горных пород Заселение бактерий, водорослей, накипных лишайников и образование почвы Поселение мхов, листовых лишайников Появление травянистых растений- формирование сообщества Поселение кустарников Лес- устойчивая экосистема.

№ слайда 19

Описание слайда:

Смена природных сообществ Это прежде всего смена растительного сообщества, а за ним и всего биогеоценоза Действие самих растений друг на друга Внешние причины Внутренние причины Изменение климата, рельефа, изменение почвы Природные катастрофы Деятельность челове

№ слайда 20

Описание слайда:

Антропогенный фактор смены биогеценоза Пожар Вырубка леса Расселение и акклиматизация организмов Вытаптывание Выпас скота

№ слайда 21

Описание слайда:

Смена природных сообществ: Лес Луг

№ слайда 22

Описание слайда:

1.Какие организмы, обычно, первыми поселяются на скалах? А) грибы Б) накипные лишайники В) травянистые растения 2. С чем связана смена экосистем в природе? А) с разнообразием организмов Б) с неспособностью экосистем к саморегуляции В) с изменениями условий среды под влиянием организмов 3.

Какой из факторов в большей степени говорит об устойчивости экосистем А) большое количество видов с коротким циклом развития Б) большое разнообразие видов, со сложными сетями питания В) цепи питания из 2-3х звеньев Подумайте, почему на старых зданиях можно увидеть лишайники, мхи, тополя и берёзы?

№ слайда 23

Описание слайда:

Домашнее задание. Изучить параграф учебника. 2. Охарактеризуйте все изменения в лесу в результате произошедшего там пожара .

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Биология в лицее

Смена растительных сообществ

Наблюдая какое-либо природное сообщество в течение ряда лет, можно заметить, что оно не остается одинаковым: в нем со временем меняются условия местообитания, появляются другие виды, изменяются строение и особенности взаимоотношений между видами. В результате на этой территории биогеоценоз становится другим. Он существенно отличается от того, который был здесь раньше. Это обусловлено тем, что здесь произошла смена одного биогеоценоза другим.

Смена биогеоценоза – это замена одного природного сообщества качественно иным природным сообществом.

Чаще всего смена природного сообщества начинается изменениями в составе растительных видов. Так как комплекс растений в природном сообществе более других влияет на условия обитания и видовой состав гетеротрофного населения, то вскоре изменяется и гетеротрофное население биогеоценоза.

Смена природных сообществ на нашей планете происходит повсюду, но с разной скоростью и по различным причинам. Благодаря этому в растительном покрове Земли имеется много разных природных сообществ.

  • Смена природных сообществ. (Анимация)
  • Рассмотрим причины смены природных сообществ.
  • Причины, вызывающие смену, бывают внешние для природного сообщества и внутренние, заключенные в нем самом.
  • Внешней причиной естественной смены сообществ могут быть изменения климата или рельефа, состава и структуры почвы, подтопление территории, извержение вулкана, обвалы и оползни, огонь.
Читайте также:  Световая фаза фотосинтеза, биология

Внутренней причиной смены является воздействие самих растений и других живых организмов, входящих в биогеоценоз, на условия его среды и на других его обитателей. Такое влияние называют средообразующим действием населения биогеоценоза.

Примером смены, происходящей под воздействием внутренних причин – в связи с жизнедеятельностью самих растений, может служить появление елового леса на луговых (или брошенных) землях в северных зонах нашей страны. Развивающиеся здесь вначале травянистые, а затем мелколиственные леса (березняки или осинники, ольховники) являются неустойчивыми, временными природными сообществами.

Такое событие происходит потому, что поселяющиеся здесь виды растений своим средообразующим влиянием создают условия, в которых не могут развиваться молодые особи. Подобные сообщества развиваются, но существуют недолго, потому их называют временными биогеоценозами.

Во временное сообщество всегда начинают вселяться виды, среди которых оказываются такие сильные средообразователи, которые создают совсем иные условия существования на данной территории. Притом их молодые и взрослые особи оказываются способными хорошо развиваться в этих новых условиях среды, давать семена и надолго удерживать данную территорию. Так спустя много лет появляется еловый лес.

В этом случае говорят, что появилось устойчивое, коренное, или конечное, природное сообщество.

Коренными биогеоценозами являются ельник, дубрава, торфяное болото, а березняк, осинник, ивняк, луга (лесные поляны) – временными.

Даже в случае одновременного попадания на какую-либо территорию семян ели и березы вначале разовьется временный – березовый – лес, а потом его сменит коренной – еловый. Дело в том, что береза растет быстрее ели. Опад листьев березы делает почву плодородной. В таких условиях под пологом березового леса на плодородной почве хорошо растут теневыносливые молодые ели. Спустя годы ель вырастает до больших размеров, выходит в верхний ярус. К этому времени старые деревья березы постепенно выпадают из древостоя, а молодые березки не появляются. Береза светолюбива и в затенении под еловыми кронами расти и развиваться не может. Так в растительном покрове путем смены лугового сообщества появляется вначале березовый лес с его особым населением, который затем сменяется еловым. Причиной смены сообществ в этом случае являются биологические свойства самих растений (быстрота роста, светолюбивость, перегной от опавших листьев). Такая смена происходит медленно, на протяжении многих десятков лет. При этом одно природное сообщество заменяется другим, каждый раз более сложным по видовому составу, и с обитателями, обладающими более сильными средообразующими свойствами.

Изменение растительного покрова в биогеоценозе всегда ведет за собой смену не только растений, но и всего живого населения биогеоценоза.

Такой постепенный процесс смены природных сообществ называют сукцессией (от лат. сукцессио – “преемственность”).

Однако значительно чаще смена природных сообществ происходит по причинам внешним, не связанным с жизнедеятельностью населения биогеоценоза. Пожар от незатушенного костра, выпас скота, вырубка деревьев в лесу приводят к быстрым сменам. Изменения бывают настолько глубокими, что природное сообщество может полностью разрушиться, исчезнуть. Часто в северных районах России территория после вырубки ценного хвойного леса надолго (80-120 лет) оказывается занятой менее ценным осинником. А на местах выгоревшего леса могут быстро развиваться моховые болотные сообщества. Поэтому человек должен хозяйствовать в природе так, чтобы не разрушать живой покров, а наоборот, со знанием дела поддерживать естественное состояние всего разнообразия биогеоценозов в своем регионе.

Природные сообщества являются чрезвычайно важной частью биосферы. От растений и природных сообществ зависит жизнь всех видов живого мира на Земле, поэтому люди должны бережно относиться к ним как к общечеловеческому достоянию.

Интерактивный урок-тренажёр. (Пройдите все страницы урока и выполните все задания)

Смена биогеоценозов – важное природное явление, постоянно происходящее в живом покрове Земли. Путем смены одни природные сообщества заменяются другими.

Причины, вызывающие смену, разные: одни обусловлены внешними воздействиями, в том числе деятельностью человека, другие – внутренними, связанными с жизнедеятельностью самих видов, населяющих сообщество, их средообразующими свойствами. Следует бережно относиться к природным сообществам.

Гдз по биологии за 6 класс, авторы В.В. Пасечник

Издательство: Дрофа

Пасечник В. В.

Этот класс по праву является одним из самых несложных в обучении, впрочем, в том числе и в это время детям может понадобиться ГДЗ к рабочей тетради по биологии 6 класс Пасечник, Снисаренко потому, что это пособие позволит оперативно разбираться, верно ли сделаны упражнения, которые педагог задал на дом, быстро подготавливаться к контрольным и иным типам проверочных работ, обрести уверенность и перестать бояться перед ответами во время занятий. Шестиклассники уже являются полноправными учащимися старшей школы. Дети преодолели этап привыкания к обновленной образовательной системе, и сейчас единственной сложностью для них станет увеличение объемов материала, которое случается из года в год.

Польза от гдз к рт по биологии 6 класс Пасечник

Естественно, необходимо донести подросткам, что данный момент – не время расслабляться, потому что программа продолжает знакомить молодых людей с новыми разделами и определениями, которые в обязательном порядке понадобятся в последующем.

Второй год исследования биологии познакомит школьников с ботаникой. Вполне вероятно, большинство считает, что данный модуль недостаточно увлекателен. Это довольно поверхностное мнение, потому что дети узнают большое количество увлекательных данных из мира растений.

Учебные материалы помогут освоить такие темы:

  1. Особенности устройства покрытосеменных растений.
  2. Как проходит жизнедеятельность растительности.
  3. Основы систематики растительных организмов.

Дополнительно подростки разберутся, в особенностях взаимодействия растительных организмов в природных обществах, а в конце года выяснят, как протекала эволюция растений.

Материалы готовых домашних заданий дают возможность не затрачивать много времени на подготовку к урокам, потому что ГДЗ к рабочей тетради по биологии 6 класс В.В. Пасечник, В.А. Снисаренко отвечает всем прогрессивным требованиям к структуре.

Любой верный ответ, приведенный в решебнике, предваряется ходом размышлений. То есть, применяя эту информацию, появляется вероятность практически сразу устранить пробелы в изученных тематиках, что очень хорошо поможет при ознакомлении с новой информацией.

Номера материалов готовых домашних заданий абсолютно идентичны упражнениям, которые указываются в учебнике. Подросткам теперь не обязательно листать странички сборника ответов, сверяя задачи.

Смена природных сообществ и ее причины – ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Тип урока: урок рефлексии.

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Формируемые УУД: к. – строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; отстаивать свою позицию; р.

— формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п.

— устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л.

Читайте также:  Насекомые – паразиты человека и животных - биология

— формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение, экологическую культуру; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты: объяснять значение понятий: смена биогеоценоза, сукцессия, коренной биогеоценоз, временной биогеоценоз, агроценоз; объяснять причины смены природных сообществ; приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами; объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов; аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам; обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Оборудование и материалы: большие карточки (формата А4) с изображениями различных биоценозов, небольшие карточки с изображениями и названиями растений, характерных для различных биоценозов, таблицы “Природное сообщество”, “Растения елового леса”, “Растения соснового леса”, “Растения широколиственного леса”, “Растения луга”, “Растения болота”, “Ярусность в растительном сообществе”, “Смена растительных сообществ”.

Общие рекомендации. Изучаемые на уроке термины целесообразно записать на доске (представить на интерактивной доске). Текст с утверждениями выводится на экран.

  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
  • II. Проверка домашнего задания

(Анализ рисунков и записей в полевых дневниках. Выставление отметок.)

  1. III. Работа по теме урока
  2. 1. Понятие о смене природного сообщества
  3. Наблюдая за растительным сообществом, можно заметить, что оно не статично, а изменяется с течением времени. Одни виды растений сменяются другими, постепенно меняются и условия

обитания, а также структура сообщества, его строение и особенности взаимоотношений видов. Старые растения отмирают, их место занимают более молодые.

Смена растительных сообществ является естественным процессом, если, конечно, это не результат деятельности человека. Естественная смена одних растительных сообществ другими происходит повсюду, но с разной скоростью и по различным причинам.

2. Причины смены природных сообществ

Причины смены сообщества могут быть как внешними (изменение климата, рельефа, условий увлажнения и т. д.), так и внутренними.

Например, внутренние причины, связанные с жизнедеятельностью самих растений, проявляются при постепенной смене лугового сообщества еловым лесом. В луговом сообществе (или на брошенных и не возделываемых человеком полях) сначала появляются молодые побеги березы, осины или ольхи.

— Откуда берутся семена этих растений? (Распространяются ветром.)

Корни этих растений проникают довольно глубоко в почву и способны добывать больше воды, чем корни травянистых растений. Молодые деревца затеняют травы и вытесняют их из природного сообщества.

— Почему, затеняя травы, деревья способны вытеснить их из природного сообщества? (Травянистые растения лугового сообщества не могут развиваться без достаточного количества света.)

Но мелколиственный лес является временным (промежуточным) сообществом. Под пологом мелколиственных деревьев не могут развиваться травы и многие молодые растения тех же видов, так как в условиях недостатка солнечного света они плохо растут, но прекрасно развиваются молодые ели.

Через несколько лет ели вырастают до достаточно больших размеров и выходят в верхний ярус, а мелколиственные породы деревьев постепенно отмирают. Так сообщество молодого мелколиственного леса сменяется еловым сообществом. Еловый лес в данной череде смен сообществ будет являться устойчивым, или коренным, сообществом.

Такие сообщества также называют климаксными.

В коренных сообществах создаются условия, при которых одинаково хорошо развиваются как молодые, так и взрослые растения, дающие семена. Молодые ели отлично чувствуют себя в тени взрослых деревьев.

Но гораздо чаще смена растительных сообществ происходит не по внутренним, а по внешним причинам. Такими причинами могут стать пожар, оползни, подтопление почв, а также деятельность человека (например, вырубка лесов, выпас скота, осушение болот и т. д.).

Под действием антропогенных факторов происходит резкая смена сообществ, что может привести к изменению климата, условий увлажнения или к смене других сообществ.

3. Разнообразие природных сообществ

— Друзья, о разнообразии природных сообществ вам расскажет… (представление докладчика).

(Заслушивание сообщения. Ответы на вопросы по тексту доклада.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап

1. Выберите верные утверждения.

  • — Группа растений, произрастающих на определенной территории и взаимосвязанных между собой, является растительным сообществом (да).
  • — Луг, возникший на месте вырубленного леса, является конечным, или коренным сообществом (нет).
  • — Смена растительных сообществ происходит обычно под действием внутренних факторов, связанных с жизнедеятельностью самого сообщества (нет).
  • — Деятельность человека не может являться причиной смены растительного сообщества (нет).
  • — Внешними факторами, ведущими к смене растительного сообщества, являются пожар, подтопление почвы, изменение рельефа (да).
  • — Сообщество луга на брошенном поле постепенно сменяется мелколиственным лесом, а затем еловым (да).
  • — В мелколиственном лесу, образовавшемся на месте бывшей пашни, создаются наиболее благоприятные условия для роста злаков (нет).
  • — Смена сообществ обычно происходит быстро, и одно сообщество сменяется другим в течении одного-двух лет (нет).
  • — Еловый лес является устойчивым сообществом (да).

2. Отобразите графически динамику смены растительных со обществ.

  1. 1) Березняк — ельник.
  2. 2) Озеро — болото — лес.
  3. Домашнее задание
  4. Повторить изученный материал (§ 1—32).

Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем

Трудно заметить, в течение одной человеческой жизни, происходящие в биогеоценозах изменения. Они нагляднее проявляются на небольших по площади участках. Например, заброшенная проселочная дорога сначала зарастает травами, устойчивыми к вытаптыванию.

Им на смену приходят заросли спорыша, который сменяют однолетние и многолетние злаки.

Изменения происходят в природных и искусственных экосистемах, нарушенных и полностью сформированных. Чистое пойменное озеро зарастает камышом и рогозом, берега заболачиваются, площадь водной глади уменьшается.

Постепенно, на том же месте появляется болото.

Причины изменений кроются в свойствах самих экосистем. Им присуще саморазвитие, которое проявляется в последовательной смене природных сообществ организмов. Эти процессы происходят на одной территории в течение длительного периода времени.

  • Сукцессия
  • Это последовательная смена сообществ в отдельно взятой экосистеме.
  • Различают
  • первичные сукцессии
  • вторичные сукцессии.

Первичные наблюдаются на прежде необжитых территориях. Например, на безжизненных скалах сначала растут лишайники, создающие условия для высших растений.

Схема первичной сукцессии: 

Вторичная сукцессия — смена предыдущего сообщества новым. Пример — восстановление леса после вырубки или пожара.

Одна из основных причин сукцессии — неполнота круговорота веществ. В экосистеме накапливаются «излишки» биогенных элементов, так как не все остатки организмов и продукты их жизнедеятельности перерабатываются консументами и редуцентами. Появляются условия для заселения новых видов.

Другая причина — необходимость достижения биогеоценозом устойчивого состояния. Один из способов — увеличение видового разнообразия. Чем больше видов, тем длиннее пищевые цепочки. Появляется больше возможностей для замены одних видов другими.

Схема вторичной сукцессии: 

На начальных этапах сукцессии возникают сообщества организмов, имеющие небольшое видовое разнообразие, слаборазветвленную пищевую цепь. Происходят резкие колебания численности популяций. Постепенно, им на смену приходят более стойкие сообщества. Изменения продолжаются до тех пор, пока не возникнет устойчивая экосистема. 

Меняются, развиваются даже давно существующие биогеоценозы. Например, влажные вечнозеленые леса находятся в состоянии подвижного равновесия. Разнообразие видов, сложные пищевые цепи — свидетельства устойчивости данной экосистемы. Доказательством развития являются миграции животных в поисках лучших мест для кормления, рост деревьев, лиан.

Саморазвитие экосистемы:

  • сукцессии осуществляются в одном направлении, не имеют обратного хода; 
  • увеличивается видовое разнообразие;
  • разветвляются пищевые цепочки;
  • больше потребляется первичной продукции.

Отсутствие резких климатических колебаний в виде ледникового периода или глобального потепления — существенный фактор устойчивости биогеоценоза. Тем не менее, даже при сохранении условий, сообщества изменяются от пионерного состояния (появления живых организмов на голом грунте) до зрелого (климаксного).

Смотри также:

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]