Выводы “внутренняя среда человека” – биология

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Функции крови»

ФИО (полностью)

Золотаренко Татьяна Леонидовна

Место работы Новосельская общеобразовательная школа Должность Учитель Предмет Биология Класс 8 Тема урока

9. Задачи:

-развивающие

-воспитательные

13.Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1 Организа-ционный момент Приветствует учащихся. Объявляет тему, цели урока. Прослушивают информацию и записывают в тетради тему урока. 1-2 мин 2 Актуализация знаний Учитель рассказывает обудивительных свойствах крови, дает понятие «гомеостаз» 1.Учащиеся слушают учителя и просматривают слайды презентации. 2-4 мин 3 Изучение нового материала 1.Актуализация знаний2.Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма.3.Функции крови.4.Состав крови.5.Функции клеток крови. 2.Учащиеся записывают основные моменты в тетради. Отвечают на проблемные вопросы учителя.3.Учащиеся просматривают слайды презентации о функции крови и записывают в тетрадь.4.Учащиеся просматривают слайд-шоу о составе крови и записывают в таблицу.5. Учащиеся просматривают слайды о функциях клеток крови. 25 мин 4 Закрепление изученного материала 6.Выполнение тестов по теме “Кровь”. 7-10 мин 5 Домашнее задание 8.Анализируют полученную на уроке информацию.Оценивают её качество. Записывают домашнее задание. 1 мин 6 Рефлексия Какие новые термины вы узнали?На каком этапе урока возникли трудности?Какие есть вопросы по пройденной теме? Мы говорили о составе крови. Внесли в свой биологический словарь такие понятия как гомеостаз, лимфа, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. 9.Анализируют полученную на уроке информацию. 2 мин Физкультминутка Ребята, наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. Повторяем движения за мной: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу. 2 мин

1.Организационный момент .

  • Зачем она нужна человеку?
  • Из каких органов состоит?
  • Что за жидкость течет по ее руслам?

Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим в теме «Кровь и кровообращение», которая включает в себя 10 уроков.

Я хочу, чтобы после нашего урока у вас сохранился светлый образ крови. Ведь кровь – это уникальная ткань человеческого организма. Ее скрепляли священные клятвы, брачные союзы. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно даже поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».

Сегодня мы изучив тему: «Внутренняя среда организма , кровь»

должны также познакомиться с понятиями :

Внутренняя среда

Гомеостаз

Кровь

Лимфа

Тканевая жидкость

Плазма

Форменные элементы крови

(клетки крови):

Эритроциты , тромбоциты , лейкоциты

2. Актуализация знаний . Прежде чем перейти к новой теме нам надо вспомнить:

Значение

Транспорт

Защита

у каких животных впервые появилась кровеносная система?

– Какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных?

– Как вы думаете, сохранятся ли эти функции кровеносной системы у человека?

Учитель: Клод Бернар: “Я первый стал настаивать на той идее, что для животных есть собственно 2 среды: одна среда – внешняя, в которой помещён организм, а другая среда – внутренняя, в которой живут элементы тканей .

3.Изучение нового материала .

– Ребята, а вы знаете, где впервые зародилась жизнь?

Существует много данных в пользу того, что первые организмы обитали в море. Из морской воды они черпали питательные вещества и кислород и туда же выделяли продукты обмена. Океан обеспечивал также постоянную температуру тела и необходимую влажность. Вода для них была внешней и внутренней средой.

А что собой представляет внешняя и внутренняя среда человека? Внешняя среда, в которой находиться тело человека какая? – газообразная. А внутренняя? Что собой представляет внутренняя среда организма?

Ответить на этот вопрос поможет нам учебник (стр.82) , задание : нарисовать схему внутренней среды организма (по слайду проверка правильности схемы )

Работа обучающихся и ответы на следующие вопросы в ходе урока

    1. Что такое внутренняя среда организма?
    2. ПВнутренняя среда организмаКровь Лимфа Тканевая жидкость жидкостьочему внутренняя среда жидкая?
    3. Каким образом будет осуществляться обмен веществ?
    4. Что такое гомеостаз?
    5. Что собой представляет тканевая жидкость и лимфа?

Учитель : Часто кровь и другие жидкости тела высших животных называют «плененным морем». Почему?

Эти жидкости, находясь внутри организма, выполняют те же функции, которая морская вода выполняет для одноклеточных обитателей моря. Обратите внимание на таблицу, в которой мы видим, что элементный состав воды и крови одинаков. (слайд)

Химические элементы и соединения

Морская вода

Кровь

NaMgKCaClCO2Другие элементы 30,53,81,21,855,20,57,0 39,00,51,02,645,011,00,9 Итого 100% 100%

– А какие функции выполняет кровь, помимо тех, которые мы уже назвали? (демонстрация слайда «Функции крови» )

Значение

-Транспортная – Защитная

-Поддержание постоянства – Гуморальная

внутренней среды регуляция

-Поддержание

постоянства

температуры

Учитель : Как я сказала , кровь – это ткань. Давайте попробуем ответить на вопросы:

  • А какому типу тканей она относится?
  • Если к соединительной ткани, то какое она должна иметь строение?

Мы с Вами должны выполнить следующее задание.

Задание:

– прочитать § 18 стр.83 – состав крови

– составить опорную схему прочитанного с помощью символов, слов, знаков

– презентовать свой конспект

Кровь

Межклеточное вещество Клетки

Плазма Форменные элементы

Органические Неорганические эритроциты

вещества вещества лейкоциты

Б. Ж. У. Н2О Минер. тромбоцит

соли

Учитель :

– белков: альбумины – 4% – задерживают воду в плазме, поддерживают давление

глобулины – 1,7-3,5 % – основа антител (иммунитет)

фибриноген – 0,4% – свертываемость крови

– углеводов – глюкоза – основной энергетический источник

Повышение уровня судороги, потеря сознания

– жиров – питательные вещества

Ученикам задание : работа с учебником и составление таблицы «Клетки крови»

Название клеток

строение

функция

Их количество в 1 мм . куб

Клетки крови: (слайд) для проверки правильности заполнения таблицы

  • S всех эритроцитов 3800м.кв
  • в 1мм3 – 5 млн. эритроцитов (у ♀ – 3,9 – 4,7 млн.)
  • нет ядра
  • двояковогнутый диск
  • белок-гемоглобин- присоединяет кислород-кровь артериальная
  • обедненный кислородом кровь-венозная
  • продолжительность жизни -4 месяца
  • образование в красном костном мозге
  • разрушение в селезенке и печени
  • открыты А.Левенгуком

-лейкоциты

  • 4-9 тысячи в 1мм.куб
  • Разновидности-фагоциты, лимфоциты
  • Имеют ядро, не имеют цвет и форму , характерно передвижение
  • Функция- защита организма от микробов, чужеродных клеток
  • Характерно явление фагоцитоза , открытый И.И. Мечниковым
  • Образование в красном костном мозге , селезенке , лимфоузлах
  • Жизнь с нескольких минут до до нескольких десятков лет

-тромбоциты

  • Кровяные пластинки
  • Малые размеры-2-4 микрон
  • Нет ядра
  • В 1 мм . куб 150-400 тысячи
  • Функция – свертывание крови

Работа в парах и выяснение сущности явления фагоцитоза и его значения для человеческого организма , составление опорного конспекта по фагоцитозу

Закрепление изученного материала- решение тестов по теме «Кровь»

Понятийный опрос

1. Белок, находящийся внутри эритроцита (ГЕМОГЛОБИН)

2. Клетка крови, участвующая в ее свертывании (ТРОМБОЦИТ).

3. Составная часть внутренней среды организма, образующая за счет тканевой жидкости (ЛИМФА)

4. Белые клетки крови (ЛЕЙКОЦИТЫ).

5. Составная часть внутренней среды организма, состоящая из плазмы и форменных элементов (КРОВЬ).

6. Физический процесс, с помощью которого осуществляется обмен веществ (ОСМОС)

7. Красные кровяные тельца (ЭРИТРОЦИТЫ)

8.Явление уничтожения микробов и чужеродных тел (ФАГОЦИТОЗ)

9. Составная часть крови (ПЛАЗМА)

10.Эритроцит открыл ученый (ЛЕВЕНГУК)

Источник: https://doc4web.ru/biologiya/plankonspekt-uroka-vnutrennyaya-sreda-organizma-gomeostaz-funkci.html

Глава 1 Внутренняя среда человека

Понятие внутренней среды организма (le milieu interieur) ввел в обиход французский физиолог Клод Бернар (1813 – 1878). Ему принадлежит знаменитая фраза «Бактерии ничто, среда – все». Жизнь внутренней среды человека отлично показана в лекциях Международной академии гомотоксикологии (Баден-Баден). Для понимания механизмов и особенностей этой жизни обратимся к упомянутым лекциям.

Термин внутренней среды определяет непосредственную область обитания клетки, плавающей в интерстициальной жидкости, из которой клетка получает кислород и питательные вещества и в которую отдает углекислый газ и конечные продукты своего метаболизма.

Здоровое состояние среды поддерживает здоровье клеток, а следовательно, и всего организма; загрязнение ее вызывает заболевания. Так, деятельность патологических агрессоров возможна только в благоприятной для них обстановке – в ослабленном организме. Здоровое сильное тело является неподходящей средой для бактерий, вирусов и иных оккупантов.

Позднее для обозначения внутренней среды были приняты термины «основная система» и «внеклеточный матрикс».

Внеклеточный матрикс составляет около 20 % массы тела человека и является самым большим нашим органом. Это транзитная территория, главной задачей которой является передача материи, энергии и информации посредством веществ-мессенджеров (цитокинов, гормонов, нейротрансмиттеров и др.), электрических зарядов и импульсов.

Помимо этого, внеклеточный матрикс имеет защитную функцию: находящиеся в нем макрофаги, нейтрофильные гранулоциты и фагоциты уничтожают бГільшую часть нежелательных субстанций в организме; если же токсические элементы обнаруживаются в значительных количествах, защитные клетки приводят в действие общую систему защиты (иммунитет): тучные клетки высвобождают гистамины и фосфолипиды, что важно для развития защитного воспалительного каскада; цитотоксические клетки и естественные клетки-киллеры избавляют среду от поврежденных, зараженных и ненормативных клеток.

И, наконец, если интоксикация для организма чрезмерна, внеклеточный матрикс депонирует токсины в себе, чтобы не допустить их проникновения в среду клетки (внутриклеточный матрикс) и в ее ядро (ядерный матрикс).

Интоксикация клетки приводит к ее разрушению или перерождению, что губительно для организма. Значение внеклеточного матрикса, или внутренней среды, невозможно переоценить.

Здоровье и качество жизни человека напрямую зависят от чистоты и эффективности работы его внутренней среды.

Итак, любые недостатки внешности – это лишь верхушка айсберга, сигналящая о нарушениях здоровья человека. Один из главных источников заболеваний и эстетических недостатков – всевозможные интоксикации. Организм человека подвержен интоксикациям двух видов: внешней и внутренней.

К причинам внешней (экзогенной) интоксикации относятся:

в–  вредные примеси водопроводной воды и городского воздуха, в том числе кадмий, ртуть, свинец и другие тяжелые металлы;

в–  пребывание в местности с почвой, отравленной радиоактивными захоронениями и некоторыми видами удобрений;

в–  испарения токсичных материалов, таких как клей для напольных покрытий, краска, пятновыводители, моющие и асептические средства;

в–  модификация пищевых продуктов, пищевые красители, ароматизаторы, рафинированный сахар и синтетические заменители сахара, кофе, табак, алкоголь;

в–  синтетические лекарства (антибиотики, пероральные контрацептивы, кортизоны, иммуносупрессоры), лучевая терапия, наркотические средства;

Читайте также:  Возникновение жизни на земле - биология

в–  деятельность вредных микроорганизмов (вирусов, бактерий, грибов и других);

в–  все прочие получаемые извне вещества, способные оказывать токсический эффект на организм человека.

Наш организм не имеет возможности утилизировать и выводить эти вещества и либо погибает (если воздействие слишком сильно), либо депонирует их (изолирует от здорового пространства и тратит силы на контроль того, чтобы очаг опасности оставался локализованным).

Причинами внутренней (эндогенной) интоксикации являются:

в–  СО2;

в–  молочная кислота;

в–  мочевина;

в–  оксалат кальция;

в–  аммиак;

в–  гормональные нарушения (недостаточная секреция медиатора или промежуточного вещества, например, инсулина при диабете; слишком быстрый обратный захват, например, серотонина при депрессии; и, наконец, повышенное выделение медиатора, например, тироидных гормонов при гипертиреоидизме);

в–  другие яды, образуемые самим организмом.

Вредные воздействия токсинов на организм наиболее возможны в случае ослабления иммунитета; на его фоне активно развиваются дисфункции клеток, тканей и органов, в том числе выполняющих функцию очистки организма на различных уровнях (это фагоциты и лимфоциты, лимфа, печень, почки и легкие). Организму нужна наша помощь, и он говорит об этом доступными ему способами. Детоксикация, выведение ядов, очищение внутренней среды – вот первая мера в схеме коррекции эстетических недостатков, которую мы должны предпринять.

Как же интоксикация может отразиться на внешности?

Дисбактериоз часто сопровождается нейродермитом или – вследствие плохого усвоения необходимых микроэлементов – хроническим фурункулезом.

Нарушения обмена веществ, например, диабет, гиперлипидемия (повышенное содержание липидов в крови), и некоторые заболевания желудочно-кишечного тракта сигнализируют о себе жирной себореей, переходящей в акне, шелушением кожи, выпадением волос.

Очаг токсинов в гинекологической или урологической сфере также провоцирует появление воспалительных элементов на лице, груди, спине, ягодицах.

Интоксикация печени дает о себе знать не только неприятным чувством в правом подреберье, тошнотой и слабостью, но и появлением элементов гиперпигментации на лице или теле. Связывающие яды жировые клетки, адипоциты, образуют выключенные из общего обмена веществ и постепенно отмирающие конгломераты, различимые невооруженным глазом и называемые липодистрофией.

Независимо от типа интоксикации следует:

в–  установить причину заболевания (читаем: вид интоксикации), характер развития этого заболевания (какие системы и органы были поражены, в какой степени и последовательности), какое лечение применялось до обращения к нам, как на фоне этого лечения менялись (или не менялись) симптомы и т. д.;

в–  провести детоксикацию организма;

в–  определить схему дальнейшей помощи организму в соответствии с симптоматической картиной;

в–  дополнить лечение косметическими, физиотерапевтическими и иными необходимыми процедурами и назначениями.

Люди обращаются к нам с жалобами на недостатки внешности (акне, фурункулез, несвежий цвет лица, усталость кожи, потерю ее эластичности, ожирение, липодистрофию и пр.).

Традиционно индустрия красоты предлагает десятки процедур: массажи, маски, инъекции, компрессионные бандажирования (обертывания), пелоидо– и фанготерапию, минеральные ванны и паровые фито-бочки – все это направлено на подавление наружных симптомов и выполняется, в большинстве случаев, наружно. Стоит ли удивляться возвращению симптомов и переходу состояния в хроническое?

Первая проблема, с которой неизбежно сталкивается специалист, – это необходимость объяснить человеку, не имеющему медицинского образования, что меры, предпринимаемые наружно, малоэффективны без воздействия на организм изнутри. Часто данная истина оказывается не новой для человека, однако энтузиазма не вызывает. Почему?

Во-первых, курс полноценной детоксикации, иммуномодуляции, поддержки органов предполагает дополнительные по сравнению с обычным курсом коррекции эстетических недостатков затраты и денег, и времени.

На процедуры нужно приходить (или выделять время для проведения их в домашних условиях) и за них (или за препараты домашнего применения) нужно платить. Государство не имеет возможности предоставлять высококачественные детоксические, иммуномодулирующие, поддерживающие здоровье методики и препараты учреждениям бесплатной медицинской помощи.

Частные учреждения покупают их сами и, естественно, оказывают услуги за деньги; аптеки также не отпускают назначенные врачами препараты бесплатно.

Нам следует исходить из того, что существенных изменений в здоровье и внешности бесплатно и за короткое время добиться нереально.

Нелепо ожидать, что после лет и даже десятилетий сидячего образа жизни, отсутствия режима труда и отдыха, пищевых нарушений, курения и иных деструктивных привычек человек быстро и легко вернет юношеские стройность, гибкость и красоту.

В положительные изменения должны включиться все системы и органы, а это требует времени и инвестиций.

Во-вторых, теоретически согласный с необходимостью очищать организм от ядов и укреплять его человек не уверен, надежно ли это на практике, в долгосрочной перспективе.

Приходится признать, что в данной области люди попросту не информированы.

Большинство потребителей наших услуг, придя на первичный прием, ассоциируют понятие детоксикации с терапией послепраздничных гастрономических и алкогольных излишеств: капельницей с глюкозой и витаминами группы В.

Медицина помогает в таких случаях.

Но ведь и ежедневного отравления вредными примесями водопроводной воды, городского воздуха, медикаментов (нередко принимаемых людьми самостоятельно и бесконтрольно) и вирусов (проживающих на нас, как на планете, и оставляющих в наших тканях продукты своей жизнедеятельности) никто не отменял. Это значит, что не нужно ждать выраженного отравления с потерей координации и зрения, помутнением сознания, рвотой и прочими тяжелыми симптомами. Логично начать процесс детоксикации сейчас и обойтись «малой кровью».

В-третьих, срабатывает тонкий психологический нюанс: когда человеку предлагается что-либо, способное улучшить состояние его здоровья и внешность, реакция зачастую обратная ожидаемой, то есть со знаком не «+», а «-».

Большинству неприятна очевидность собственного несовершенства; но если в своих мыслях человек может мириться с этим, то замечание со стороны третьих лиц воспринимается как агрессия и вызывает агрессию в ответ.

«Я что, так плохо выгляжу?!» – вопрос, легко читающийся в глазах среднестатистической женщины с ожирением II-III степени в ответ на предложение получить консультации терапевта, токсиколога, диетолога и врача ЛФК перед началом курса липолитического массажа.

Нередко данный вопрос и озвучивается. Догадываюсь, что секрета я не открыла, любой из нас вспомнит подобные случаи.

Оптимизм вызывает тот факт, что большинство клиентов все-таки находит мотивацию для настроя на конструктивное сотрудничество со специалистами и следования полученным рекомендациям. Еще больший оптимизм мы наблюдаем на лицах этих людей, когда появляются первые результаты такого сотрудничества!

Об одном случае расскажу. 2008 год. Обращается женщина и просит провести ей курс коррекции фигуры препаратами Styx Naturcosmetic.

Заводим карту, начинаем опрос и выясняем, что у пациентки жалобы не только на избыточный вес, но и на слабость, повышенную утомляемость, зябкость, отеки, нарушение менструального цикла.

А главное – обертывания (липолитические бандажирования) уже проводились в других учреждениях, однако эффекта не дали.

Направляю женщину к эндокринологу. И тот выявляет гипотиреоз – заболевание, при котором обертывания не только малоэффективны, но и частично противопоказаны. Женщина звонит со словами благодарности и после полноценного лечения и разрешения эндокринолога возвращается к нам, уже как постоянная клиентка.

Далее мы поговорим о наиболее частых поводах для обращения людей к нам и нашим коллегам.

Источник: http://mirror6.ru.indbooks.in/?p=289259

Книга Асана, пранаяма, мудра, бандха. Переводчик – Леонтовский Евгений. Содержание – Внутренняя среда человека

Как это ни странно, но лишь немногие из нас знают, как работает наш организм. Мы обладаем большими знаниями о внешнем мире и о наружных частях собственного тела. Однако людей, осведомленных в том, что происходит внутри их тел, мало, хотя именно то, что происходит внутри, и определяет каждое действие человека и его восприятие окружающего мира.

Каждый человек должен иметь хотя бы самые элементарные знания о функционировании своего собственного тела.

Ведь многие физические и психические проблемы возникают в результате неправильного обращения со своим организмом.

И если бы некоторые люди имели хотя бы самые простейшие представления о строении собственного тела, они не были бы склонны к дурному обращению с ним, что, к сожалению, так обычно в наши дни.

И хотя эта книга не учебник физиологии, мы все же включили в нее сведения о некоторых системах нашего организма, чтобы помочь читателю побольше узнать о нем и таким образом иметь возможность следовать многочисленным ссылкам и рекомендациям, встречающимся в описаниях практик йоги.

Большинство желез нашего тела имеют каналы, по которым их специфические секреции попадают в другие части тела и выполняют там определенные функции. Например, пищеварительные железы выделяют свои секреции (пищеварительные соки) в желудок и кишечник, а потовые железы – на поверхность кожи.

Однако существуют и другие типы желез, которые отличаются от описанных выше и имеют огромное влияние на функционирование как тела, так и ума. Эти железы известны под названием эндокринных, или беспроточных, иначе – как железы внутренней секреции.

Они не имеют специальных каналов или протоков для подведения своих выделений (гормонов) к органам. Эти железы впрыскивают свои секреции прямо в кровь.

Таким образом, гормоны распределяются по всему телу, вызывая определенные изменения в активности человеческого организма.

Железами внутренней секреции являются: шишковидная, щитовидная, поджелудочная, надпочечники, гипофиз, паращитовидные и половые железы (у женщин – женские гонады, или яичники, у мужчин – мужские гонады, или яички). Почти все эти железы парные. Поэтому если одна из них повреждена или находится в болезненном состоянии, то другая продолжает функционировать, удовлетворяя потребности тела.

Все железы функционируют взаимозависимо: каждая из них оказывает заметное влияние на другие. Поэтому любое расстройство одной из желез внутренней секреции приводит к изменению активности всех остальных.

Гипофиз – небольшая, размером с горошину железа, расположенная у основания головного мозга. И хотя она весит всего полграмма, однако является основной железой нашего тела.

Эндокринная система вырабатывает очень мощные гормоны, и, безусловно, уровень их производства нужно постоянно и тщательно регулировать. Это и является основной функцией гипофиза.

Он производит большое количество различных гормонов, некоторые из них воз – действуют на тело непосредственно, однако большая часть лишь управляет функционированием других эндокринных желез.

Читайте также:  Половые железы - биология

Гипофиз секретирует адренокортикотропный гормон (АСТН), управляющий активностью надпочечников; гормон, стимулирующий щитовидную железу (см. далее) и тиротрофин (ТSН). Если бы тиротрофин перестал выделяться в кровь, то щитовидная железа перестала бы функционировать, что стало бы подлинной катастрофой для всего тела.

Гипофиз секретирует также питуитрин – гормон, повышающий давление крови; гормон, стимулирующий фоликулы (FSН), вызывающий рост яйцеклеток и производство эстрогена в яичниках; лютеин (LН) – гормон, вызывающий овуляцию у женщин. Существуют и другие гормоны, секретируемые гипофизом, но мы не будем обсуждать их в этом кратком резюме об эндокринной системе.

Функции шишковидной железы ученым-медикам еще предстоит определить, поскольку до сих пор не установлено, какую именно физиологическую нагрузку она несет. С другой стороны, йога утверждает, что эта железа является связующим звеном между физическим и более тонким психическим телом.

Щитовидная железа – это небольшой по размерам орган, напоминающий по форме бабочку и расположенный на передней поверхности шеи, по обе стороны дыхательного горла. Она производит тироксин – сильный гормон, влияющий практически на каждую клетку тела.

Основной функцией щитовидной железы является регулирование потребления кислорода и питательных веществ различными типами клеток в процессе метаболизма.

Кроме того, она оказывает большое влияние на обмен веществ, стимулирует рост костей, повышает чувствительность нервной системы, регулирует состав крови, помогает защищать тело от инфекций, а также оказывает активирующее и тормозящее воздействие на другие органы тела.

Организм человека с нормальным уровнем активности производит тироксин в количестве, вполне достаточном для удовлетворения своих потребностей, и он полон энергии и способен выполнять работу, не испытывая чрезмерной усталости. Однако пассивный, вялый, выглядящий полуживым человек, скорее всего, страдает от недостатка тироксина. Это явление называется “гипотиродизм”.

Обмен веществ замедляется, ухудшается усвоение белков, жиров и углеводов, температура тела опускается ниже нормальной, реакции мозга тормозятся, а человек страдает от анемии. Для нормального уровня производства тироксина необходимо наличие в организме йода.

Поэтому гипотироидизм большей частью распространен в местностях, где почва либо бедна йодом, либо вообще его не содержит. Недостаточное производство тироксина может быть обусловлено также и плохой работой самой щитовидной железы.

В этом случае ее функционирование (а значит, и уровень производства тироксина) можно улучшить с помощью йоги.

С другой стороны, человек может быть сверхактивен, резок в своем поведении. Причиной этого может быть перепроизводство тироксина (гипертироидизм) – результат сверхактивного функционирования щитовидной железы.

В этом случае наблюдается чрезмерное ускорение процессов обмена веществ и потеря веса, сверхчувствительность нервной системы (часто у таких людей дрожат руки), учащенное сердцебиение и общая нервозность.

И в этом случае с помощью йоги можно оптимизировать функционирование щитовидной железы и добиться производства оптимального количество тироксина.

Паращитовидные железы расположены там же, где и щитовидная железа, – они полностью погружены в нее, но работают независимо и производят гормон (паратгормон), активизирующий рост костей и регулирующий уровень кальция и фосфора в организме.

Надпочечники являются парной железой и крепятся к почкам (сверху). Почка с надпочечником выглядит как единое целое, но на самом деле это два разных органа. В надпочечнике имеется центральная часть, именуемая медулла, и внешняя часть – кортекс.

Центральная часть (медулла) состоит в основном из нервной ткани, напоминающей спинной мозг. Здесь производятся два мощнейших гормона: адреналин и норадреналин. Оба повышают давление крови. Более важным, безусловно, является адреналин.

Он повышает сердцебиение и давление крови, сужая кровеносные сосуды; ускоряет окислительные процессы в теле и учащает дыхание; изгоняет кровь из внутренних органов и направляет ее к конечностям; замедляет пищеварительные процессы; обостряет чувствительность таких органов, как глаза, уши и др.

Надпочечники готовят тело к борьбе или бегству (в зависимости от ситуации, каждое из этих действий может быть наимудрей шим), увеличивая экстрарецепторную чувствительность тела.

В моменты стресса или страха передние доли головного мозга передают сигнал в средний мозг, гипоталамусу, откуда сигнал посылается медулле, начинается быстрое производство адреналина и тело почти мгновенно оказывается готовым к повышенным энергозатратам.

Кортекс (внешнее покрытие надпочечников) также производит несколько сильных гормонов, никак не связанных с медуллой. Эти гормоны (стероиды) выполняют большое количество различных функций.

На сегодняшний день зарегистрировано более 30 различных типов стероидов (все они производятся кортексом из холестерина). Кортекс производит гормоны, действующие на печень, почки, половые органы и др.

В частности, на почки действует гормон кортизон, который повышает реабсорбцию натрия и выделение калия.

54

Источник: https://www.booklot.ru/translit/leontovskiy-evgeniy/book/asana-pranayama-mudra-bandha/content/3061930-vnutrennyaya-sreda-cheloveka/

Урок биологии 8 класс Тема: «Кровь, компоненты внутренней среды организма. Состав крови

Биология 8 класс

Тема: «Кровь, компоненты внутренней среды организма. Состав крови.

Лабораторная работа № 10. Микроскопическое строение крови человека»

Цель: Обеспечить понимание учащимися состава крови, ее значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека

Цели обучения

Рекомендуемые виды деятельности на уроке

Заметки для учителя (по методике преподавания)

Учебные ресурсы

Реализация  и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации

В  ходе   «Мозгового  штурма»  учитель  получает  от  учащихся  ответы   на  поставленный  в    начале    урока  вопрос.  Ответы  могут быть  следующими:

 – анализ   крови  может  дать   сведения   о состоянии   здоровья   человека;

 – кровь выполняет  в  организме   важные  функции;

 – в  крови   есть  гемоглобин;

 –  для  выявления  малокровия;

 – кровь  уничтожает    микробы,  имеющиеся  в  организме;

 –  при  наличии  заболевания   состав  крови  меняется;

 –  кровь – одна  из  важных  тканей  организма  человека.

(  все  ответы, полученные  во  время   «мозгового   штурма», учитель  фиксирует  на  доске).

« Почему   при  проверке  состояния  здоровья  человека  так  важно    проводить   анализ  крови?»

Презентация

видеоролика «Внутренняя среда человека»

Обобщение  имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации

1.        Индивидуальная работа по карточкам

Изучи параграф 31, выполни задания

Составь модель.

Заполни таблицу: «Связь между строением и функциями органов дыхания»

Ресурс 1

Умение соотнесить полученную информацию с тем, что школьнику уже известно и последующая систематизация информации.

Работа в группах с учебником и справочной литературой

Кровь –это жидкая мышечная ткань. В организме  человека содержится 3 литра. Жидкая часть крови представлена плазмой. В состав плазмы входит до 70 % воды и 20 минеральных веществ. Клетки крови называются: лейкоциты, тромбоциты, лимфоциты.

Выработка  собственного отношения к изучаемому материалу

Работа в моногруппах для рефлексивной оценки полученной информации, составляются вопросы с целью перехода обработанной  информации на количественный уровень.

Представь, что на планету Земля была занесена форма жизни. Кровь инопланетян имела:

Вода 20 %, эритроциты квадратные и плоские, лейкоциты с постоянной формой тела.

Сможет ли это существо жить на планете Земля? Запиши свои предположения

Таблица состава крови

Ресурс 2

Рефлексия.

Выполнение лабораторной работы № 10. «Микроскопическое строение крови человека»

Ресурс 1

Карточка №1 Состав крови

№1 Дополни предложение

1 Кровь-это…………

Кровь

 

№2 Заполни схему.

№3 Ответь на вопросы

-Назовите состав плазмы?

-% соотношение элементов плазмы.

– какой белок участвует в свертывании крови.

Карточка №2

1 Кровь-это…………

2 Заполни схему.

   

№3 Заполни таблицу

Форменные элементы

Место образования

Продолжительность жизни

Место разрушения

Кол-во на     

1 мм3

Эритроциты

Ресурс 2

Заполни таблицу

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда

Состав

Местонахождение

Источник и место образования

Функции

Кровь

Плазма (50-60% объема крови): вода 90-92%, белки 7%, жиры  0, 8% , глюкоза 0,12% , мочевина 0,05% , минеральные соли 0,9%

Форменные элементы (40-50% от объема крови): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Тканевая жидкость

Вода, растворенные в ней питательные органические и неорганические вещества, О2  СО2,  продукты диссимиляции, выделившиеся из клеток

Лимфа

Вода, растворенные в ней продукты распада органических  вещества

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/urok_biologii_8_klass_tema_krov_komponenty_vnutrenney_sredy_organizma._sostav_krovi.-27522.htm

Конспект биологии Внутренняя среда организма ( 9 класс)

15

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Функции крови».

ФИО

Золотаренко Татьяна Леонидовна

Место работы

Новосельская общеобразовательная школа

Должность

Учитель

Предмет

Биология

Класс

8

Тема урока

«Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Функции крови».

7.Цель урока: изучить внутреннюю среду организма , создать условия для формирования представления о составе и функциях крови.

8. Задачи:

– обучающие

формирование специальных умений:

  • умение сформулировать понятие внутренней среды организма, крови, состава крови , компонентов внутренней среды организма , форменных элементов крови , гомеостаза , лейкоцита , тромбоцита , эритроцита
  • умение применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма – свертывания крови , фагоцитоза
  • умение выделять главное и существенное при работе с учебником.

-развивающие

  • развитие речи в ходе устных ответов и объяснений.
  • развитие биологической речи путем введения в активный словарь таких понятий как гомеостаз, лимфа, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.
  • восприятие устной речи.
  • развитие интеллектуальных способностей , логического мышления

-воспитательные

  • воспитать интерес к получению медицинских знаний

9.Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

10.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

11.Необходимое техническое оборудование: проектор , интерактивная доска, компьютер, наглядные пособия, учебники, тетради.

12.Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Время

(в мин.)

1

Организа-ционный момент

Приветствие обучающихся.

Прослушивают информацию и записывают в тетрадь.

1-2 мин

2

Актуализация знаний

Объявляет тему, цели, задачи урока

Учитель рассказывает об удивительных свойствах крови, дает понятие «гомеостаз»

1.Учащиеся слушают учителя и просматривают слайды презентации.

2-4 мин

3

Изучение нового материала

1.Актуализация знаний

2.Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма.

3.Функции крови.

4.Состав крови.

5.Функции клеток крови.

2.Учащиеся записывают основные моменты в тетради. Отвечают на проблемные вопросы учителя.

3.Учащиеся просматривают слайды презентации о функции крови и записывают в тетрадь.

4.Учащиеся просматривают слайд-шоу о составе крови и записывают в таблицу.

5. Учащиеся просматривают слайды о функциях клеток крови.

20-25 мин

4

Физкультминутка

Разминка

2 мин

5

Закрепление изученного материала

Читайте также:  Понятие о систематике растений - биология

Итог урока

Фронтальный опрос. Наблюдение и контроль за деятельностью учащихся.

Какие новые термины вы узнали?

На каком этапе урока возникли трудности?

Какие есть вопросы по пройденной теме? Мы говорили о составе крови. Внесли в свой биологический словарь такие понятия как гомеостаз, лимфа, эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Активно отвечают на вопросы учителя.

Показывают полученные знания.

7-8 мин

6

Рефлексия

Самочувствие

2 мин

7

Домашнее задание

Объяснить

Конспект, прочитать 13 парагаф, на с.39 отв. на вопросы устно.

1 мин

1.Организационный момент .

Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня на уроке, я буду вашим учителем. Зовут меня Татьяна Леонидовна. Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.

Давайте с вами вспомним:

2.Актуализация опорных знаний.

– Что такое кровь?

– Из чего состоит кровеносная система?

-Для чего сдают анализ крови?

Как вы уже догадались тема урока : Внутренняя среда организма. Гомеостаз. Функции крови.

  • Зачем она нужна человеку?
  • Из каких органов состоит?
  • Что за жидкость течет по ее руслам?

Эти и многие другие вопросы мы рассмотрим в теме «Кровь и кровообращение».

Цель нашего урока: изучить внутреннюю среду организма , создать условия для формирования представления о составе и функциях крови.

  • Задачи урока: умение сформулировать понятие внутренней среды организма, крови , состава крови , компонентов внутренней среды организма , форменных элементов крови , гомеостаза , лейкоцита , тромбоцита , эритроцита
  • умение применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма – свертывания крови , фагоцитоза
  • развитие общенаучных знаний.
  • умение выделять главное и существенное при работе с учебником.

Девизом нашего урока являются слова Сократа «Познай самого себя».

Ведь сегодня мы начинаем изучать загадочную и интересную систему органов человека, мы продолжаем изучать свой организм. Если представить себе организм человека – государством, то реки, озера, ручейки в нем – это и есть эта система, т.е мы начинаем с вами изучать какую систему органов? – кровеносную , которую можно назвать красным царством (демонстрация слайда презентации ).

3. Изучение нового материала.

Кровь – это уникальная ткань человеческого организма. Ее скрепляли священные клятвы, брачные союзы. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Можно даже поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».

Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. И немудрено: с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями и порой и гибелью. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: «Есть кровь – есть жизнь.

Нет крови – нет жизни». Признав за ней право на особое положение. Люди ввели кровь как составную и главную часть в различные обряды и ритуалы. Ее окропляли землю и семена перед посевом, надеясь, что это придаст им особую жизненную силу и обеспечит хороший урожай.

Кстати, выражение «земля, политая потом и кровью» восходит к тому времени, когда это было в прямом, а не в переносном смысле.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с основными понятиями :

Внутренняя среда

Гомеостаз

Кровь

Лимфа

Тканевая жидкость

Плазма

Форменные элементы крови

(клетки крови):

Эритроциты , тромбоциты , лейкоциты.

Как вы уже знаете жизнь зародилась в воде и организмы черпали питательные вещества и кислород из нее и туда же выделяли продукты обмена. Океан обеспечивал также постоянную температуру тела и необходимую влажность. Вода для них была внешней и внутренней средой.

А что собой представляет внешняя и внутренняя среда человека? Внешняя среда, в которой находиться тело человека какая? – газообразная. А внутренняя? Что собой представляет внутренняя среда организма?

Итак, что включает в себя понятие

Внутренняя среда организма

(Среда, которая находится внутри организма, она отделена от внешней среды оболочками тела (кожа, слизистые). В ней находятся все клетки тела. Она жидкая и имеет постоянный солевой состав).

Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?

(Внутреннюю среду организма составляют: кровь, лимфа и тканевая жидкость, омывающая клетки организма. Из нее они получают все необходимые для жизни вещества и выделяют в нее конечные продукты обмен).

Одним из компонентов внутренней среды организма является кровь. 

Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы, выполняющей роль межклеточного вещества и взвешенных в ней форменных элементов: клеток – эритроцитов, лейкоцитов и кровяных пластинок тромбоцитов).

Сообщается ли кровь с другими тканями и почему?

(Кровь не сообщается с другими тканями тела. Она циркулирует по замкнутой системе сосудов: артериям, венам и тончайшим (тоньше волоса) сосудам – капиллярам (в теле человека их несколько миллиардов).

Через капилляры проходит обмен между кровью и клетками тканей.

 Кровь частично покидает кровеносные сосуды, переходит в межклеточные промежутки и становится тканевой жидкостью, отдавая ей кислород и питательные вещества, необходимые клеткам, а забирает от них углекислый газ и другие продукты обмена).

Что такое лимфа? Какие функции она выполняет?

Лимфа – бесцветная почти прозрачная жидкость. Она перемещается по лимфатическим сосудам, которые начинаются в тканях лимфатическими капиллярами, состоящими из, эпителиального слоя клеток. Их функция поглощать избытки тканевой жидкости.

Лимфатические капилляры сливаются друг с другом, образуя лимфатический сосуд, через который лимфа попадает в кровеносную систему. На пути лимфы встречаются лимфатические узлы, они являются фильтрами, где задерживают посторонние частицы и уничтожают микроорганизмы).

Что является связующим звеном между кровью и лимфой?

Тканевая жидкость — это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. В ней находятся клетки организма. Из нее они получают питательные вещества и кислород, а отдают продукты распада, благодаря кровеносным сосудам).

Внутренняя среда организма находится в постоянном равновесии. Что это значит?

Гомеостаз- концентрация различных веществ в крови, лимфе и тканевой жидкости поддерживается примерно на одном уровне. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма на

Учитель : Часто кровь и другие жидкости тела высших животных называют «плененным морем». Почему?

Эти жидкости, находясь внутри организма, выполняют те же функции, которая морская вода выполняет для одноклеточных обитателей моря. Обратите внимание на таблицу, в которой мы видим, что элементный состав воды и крови одинаков. (слайд)

Химические элементы и соединения

Морская вода

Кровь

Na

Mg

K

Ca

Cl

CO2

Другие элементы

30,5

3,8

1,2

1,8

55,2

0,5

7,0

39,0

0,5

1,0

2,6

45,0

11,0

0,9

Итого

100%

100%

Учитель : Как я сказала , кровь – это ткань. Давайте попробуем ответить на вопросы:

  • А какому типу тканей она относится?
  • Если к соединительной ткани, то какое она должна иметь строение?

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-biologii-vnutrennyaya-sreda-organizma-9-klass.html

Кровь, компоненты внутренней среды организма. Состав крови

Биология 8 класс

Тема: «Кровь, компоненты внутренней среды организма. Состав крови.

Лабораторная работа № 10. Микроскопическое строение крови человека»

Цель: Обеспечить понимание учащимися состава крови, ее значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека

Цели обучения

Рекомендуемые виды деятельности на уроке

Заметки для учителя (по методике преподавания)

Учебные ресурсы

Реализация  и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации

В  ходе   «Мозгового  штурма»  учитель  получает  от  учащихся  ответы   на  поставленный  в    начале    урока  вопрос.  Ответы  могут быть  следующими:

 – анализ   крови  может  дать   сведения   о состоянии   здоровья   человека;

 – кровь выполняет  в  организме   важные  функции;

 – в  крови   есть  гемоглобин;

 –  для  выявления  малокровия;

 – кровь  уничтожает    микробы,  имеющиеся  в  организме;

 –  при  наличии  заболевания   состав  крови  меняется;

 –  кровь – одна  из  важных  тканей  организма  человека.

(  все  ответы, полученные  во  время   «мозгового   штурма», учитель  фиксирует  на  доске).

« Почему   при  проверке  состояния  здоровья  человека  так  важно    проводить   анализ  крови?»

Презентация

видеоролика «Внутренняя среда человека»

Обобщение  имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации

  1. Индивидуальная работа по карточкам

Изучи параграф 31, выполни задания

Составь модель.

Заполни таблицу: «Связь между строением и функциями органов дыхания»

Ресурс 1

Умение соотнесить полученную информацию с тем, что школьнику уже известно и последующая систематизация информации.

Работа в группах с учебником и справочной литературой

Кровь –это жидкая мышечная ткань. В организме  человека содержится 3 литра. Жидкая часть крови представлена плазмой. В состав плазмы входит до 70 % воды и 20 минеральных веществ. Клетки крови называются: лейкоциты, тромбоциты, лимфоциты.

Выработка  собственного отношения к изучаемому материалу

Работа в моногруппах для рефлексивной оценки полученной информации, составляются вопросы с целью перехода обработанной  информации на количественный уровень.

Представь, что на планету Земля была занесена форма жизни. Кровь инопланетян имела:

Вода 20 %, эритроциты квадратные и плоские, лейкоциты с постоянной формой тела.

Сможет ли это существо жить на планете Земля? Запиши свои предположения

Таблица состава крови

Ресурс 2

Рефлексия.

Выполнение лабораторной работы № 10. «Микроскопическое строение крови человека»

Ресурс 1

Карточка №1 Состав крови

№1 Дополни предложение

1 Кровь-это…………

Кровь

№2 Заполни схему.

№3 Ответь на вопросы

-Назовите состав плазмы?

-% соотношение элементов плазмы.

– какой белок участвует в свертывании крови.

Карточка №2

1 Кровь-это…………

2 Заполни схему.

№3 Заполни таблицу

Форменные элементы

Место образования

Продолжительность жизни

Место разрушения

Кол-во на     

1 мм3

Эритроциты

Ресурс 2

Заполни таблицу

Внутренняя среда организма

Внутренняя среда

Состав

Местонахождение

Источник и место образования

Функции

Кровь

Плазма (50-60% объема крови): вода 90-92%, белки 7%, жиры  0, 8% , глюкоза 0,12% , мочевина 0,05% , минеральные соли 0,9%

Форменные элементы (40-50% от объема крови): эритроциты, лейкоциты, тромбоциты

Тканевая жидкость

Вода, растворенные в ней питательные органические и неорганические вещества, О2  СО2,  продукты диссимиляции, выделившиеся из клеток

Лимфа

Вода, растворенные в ней продукты распада органических  вещества

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/krov-komponienty-vnutrienniei-sriedy-orghanizma-sostav-krovi

Ссылка на основную публикацию