Система растений и животных – отображение эволюции, Биология

Слайд 1 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

Система растений и животных — отображение эволюции.

Слайд 2 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

Чтобы ориентироваться в многообразии животных существует наука систематика.

Впервые система животных была разработана в 4 веке до н.э. Аристотелем

Слайд 3 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

Теофраст (372-287 до н.э.) Джон Рей (1627 – 1705 г.) Карл Линней (1707 – 1778 г.)

Слайд 4 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Слайд 5 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

  • Карл Линней
  • Карл Линней портрет работы Александра Рослина 1775 год
  • Nomina si nescis periit et cognitio rerum Если не будешь знать имён, умрёт и познание вещей Карл Линней

Слайд 6 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

Вид.

Центральное понятие классификации – это вид. В качестве основной единицы классификации он был введен в науку великим шведским ученым Карлом Линнеем (1707-1778).Что же такое вид как биологическое понятие?

Слайд 7 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

  1. Вклад в науку:
  2. Создал систему органического мира, используя иерархический принцип (более мелкие группы объединил в более крупные) и принцип родства
  3. Для определения родства растений изучал их половые органы (пестики и тычинки)
  4. Для определения родства животных сравнивал строение зубов

Слайд 8 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

  • Вклад в науку:
  • Предложил для классификации организмов ТАКСОНЫ – систематические группы, которыми пользуемся по сей день
  • Империя – КлеточныеЦарство – РастенияОтдел – ЦветковыеКласс – ОднодольныеСемейство – ЗлаковыеРод – ПшеницаВид – Пшеница твёрдая

Слайд 9 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

Среди предшественников Ч. Дарвина французский натуралист Жан Батист Ламарк.Ламарк одним из первых предположил, что виды животных изменяются с течением времени. В труде «Философия зоологии» (1809 г.

) ученый дал свое обоснование того, как известные ныне организмы развились из очень простых форм.

В то время считалось, что серьезная наука должна лишь описывать и классифицировать виды и не заниматься подобными «дилетантскими» умствованиями.

Ж.Б. Ламарк – предшественник Ч. Дарвина

Слайд 10 Система растений и животных – отображение эволюции, Биология Текст слайда:

Книга Ламарка «Систематическая биология беспозвоночных»

В труде «Систематическая биология беспозвоночных» Ламарк подверг критике систему классификаций беспозвоночных животных К. Линнея и предложил собственную. Главным критерием классификации сделал гомологичность внутренних органов.Систематика беспозвоночных, предложенная Ламарком, была основной до конца 19 века.

Слайд 11 Текст слайда:

«Лестница существ»

Все организмы были поделены Ламарком на 14 классов и размещены на «Лестнице существ» в следующем порядке: Ступень 1: классы — Инфузории и Полипы; Ступень 2: Лучистые и Черви; Ступень 3: Насекомые и Паукообразные; Ступень 4: Ракообразные и Кольчецы; Ступень 5: Усоногие и Моллюски; Ступень 6: Рыбы, Рептилии, Птицы и Млекопитающие.«Лестница существ» отображает эволюцию животного мира.Ламарк считал, что в пределах одного класса изменения происходят под влиянием внешних условий.

Слайд 12 Текст слайда:

Систематика — раздел биологии, призванный создать единую стройную систему животного мира на основе выделения биологических таксонов, выстроенных по определенным правилам.

Таксон – единица классификации

Слайд 13 Текст слайда:

Классификация – объединение животных в группы на основе сходства внутреннего и внешнего строения, физиологии, родственных связей, способности произвести полноценное потомство.

Слайд 14 Слайд 15 Слайд 16 Текст слайда:

Вид

Вид – это совокупность особей, населяющих определенную территорию, имеющих сходное строение, образ жизни, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство. Вид состоит из популяций.

Слайд 17 Текст слайда:

Род. Семейство.

Близкие виды объединяются в один род. Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон (Corvus). Близкие роды объединяются в семейства: род Ворон, род Сорока, род Сойка, род Кедровка объединены в семейство Врановые (Corvidae).В свою очередь, близкие семейства объединяются в отряды.

Слайд 18 Текст слайда:

Отряд. Класс.

Так, семейство Синицевые, семейство Врановые, семейство Ласточковые принадлежат к отряду Воробьинообразные (Passeriformes)Близкие отряды составляют класс. Так, отряд Воробьинообразные, отряд Совообразные, отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы (Aves).

Слайд 19 Текст слайда:

Тип. Царство.

Близкие классы объединены в типы. Так, класс Птицы, класс Амфибии, класс Млекопитающие входят в тип Хордовые (Chordata). В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные.

Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 Слайд 23 Слайд 24 Слайд 25 Текст слайда:

Низшие (Водоросли)Высшие Отдел Споровые (отделы: Мхи, Хвощи, Папоротники) Отдел Семенные (отделы: Голосеменные, Покрытосеменные)

Царство: Растения

Слайд 26 Текст слайда:

  1. Царство: Растения
  2. Водоросли
  3. Хламидомонада
  4. Спирогира
  5. Диатомовые водоросли

Слайд 27 Текст слайда:

  • Царство: Растения
  • Споровые Хвощи Папоротники
  • Кукушкин лён
  • Хвощ полевой
  • Папоротник мужской
  • Споровые

Слайд 28 Текст слайда:

Царство: Растения

Голосеменные Цветковые

Слайд 29 Слайд 30 Текст слайда:

Cовременная иерархия таксонов

Слайд 31 Слайд 32 Слайд 33 Слайд 34 Текст слайда:

Тип Инфузории

Слайд 35 Текст слайда:

Тип Кольчатые черви Тип Круглые черви

Черви.

Слайд 36 Текст слайда:

Тип Моллюски.

Слайд 37 Текст слайда:

Тип Иглокожие.

Слайд 38 Текст слайда:

Тип Членистоногие Класс Ракообразные.

Слайд 39 Текст слайда:

Класс Паукообразные

Слайд 40 Текст слайда:

Тип Хордовые Класс Рыбы.

Слайд 41 Текст слайда:

Тип Хордовые Класс Земноводные

Слайд 42 Текст слайда:

Тип Ходовые Класс Пресмыкающиеся

ящерица

Слайд 43 Текст слайда:

Тип Хордовые Класс Птицы

Слайд 44 Текст слайда:

Тип хордовые Класс Млекопитающие

Слайд 45 Слайд 46 Текст слайда:

Царство: Грибы

Слайд 47 Текст слайда:

  1. Отдел ГРИБЫ
  2. Колонии пеницилла
  3. Белый гриб
  4. Трутовик серо-желтый
  5. Мухомор красный

Слайд 48 Текст слайда:

  • Царство: Грибы
  • Отдел Лишайники
  • Пармелия
  • Кладония обыкновенная
  • Ксантория настенная

Слайд 49 Текст слайда:

Попробуй ответить!

Какие задачи решает систематика?Какие систематические группы приняты в современной классификации растений, грибов и животных?Что означает двойное название вида?Чем отличается искусственная система от естественной?Назовите ученых создававших системы природы?Почему систему природы К. линнея называют искусственной?

Слайд 50 Текст слайда:

Домашнее задание:

Учить §8Повторить §1-§7Ответить на вопрос №4 на стр. 25

Система растений и животных – отображение эволюции — Гипермаркет знаний

Гипермаркет знаний>>Биология>>Биология 10 класс>> Система растений и животных — отображение эволюции

Система растений и животных — отображение эволюции

1. Кем разработаны основы современной классификации организмов?

2. Перечислите систематические группы животных и растений, известных вам из курса зоологии и ботаники.

  • Данные систематики используют для доказательства эволюции, так как они устанавливают родство между таксонами.
  • Систематические группы.
  • В современной системе классификации организмы распределяют по ряду систематических категорий: вид, род, семейство, отряд ( порядок для растений ), класс, тип ( отдел для растений ) и др.

Виды формируют роды, роды – семейства, семейства – отряды и т.п. Каждая последующая категория отражает сходство все более и более общих характеристик входящих в нее организмов.

К общим свойствам животных, входящих в класс млекопитающих, относятся следующие: все они являются позвоночными, характеризуются относительным постоянством температуры тела и имеют молочные железы для вскармливания детенышей.

К отряду хищников причисляют зверей, питающихся животной пищей и имеющих для этого специальные приспособления (клыки, когти и другие). По внешнему виду и образу жизни хищные подразделяются на семейства: собаки, медведи, куньи и др. Сходные группы внутри семейства формируют роды, которые состоят из отдельных видов.

Читайте также:  Рефлексы человека, биология

На Галапагосских островах, например, вьюрки представлены тремя родами: земляные, древесные и славковые. Земляные вьюрки гнездятся в засушливой зоне и кормятся на открытых местах; древесные — гнездятся в засушливой зоне и кормятся на деревьях; славковые — занимают разные местообитания.

Главный признак, по которому различают виды вьюрков, — строение клюва (рис. 88); им определяется экологическая специализация вида. Так, на цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у которого длинный клюв и расщепленный язык.

У большого земляного вьюрка толстый массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами.

Дятловый древесный вьюрок получил свое название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая ее в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое он выдолбил.

Система растений и животных – отображение эволюции, Биология

Принципы современной классификации.

Основы научной систематики заложил еще в XVIII в. К. Линней. Принципы классификации Линнея действуют и ныне.

В любом видовом названии присутствует имя рода. Род объединяет наиболее близкие виды организмов. Выделяют, например, такие роды, как кошки, лошади, дубы и др.

Первоначально для видового названия к имени рода прибавлялись фразы, которыми описывались характерные видовые признаки.

Например, дуб красный назывался «дуб с листьями, имеющими глубокие прорези, оканчивающимися золотоподобными зубчиками».

Позднее, после работ Линнея, укоренилось двойное, или биноминальное, название видов. Первое слово представляет собой имя рода, например «Собака», второе — название вида: «Собака домашняя», «Дуб красный» и т. д. Такая система названий существует около 200 лет.

Современная система классификации учитывает признаки родства видов как с ныне живущими, так и с уже вымершими видами. Каждая таксономическая категория соответствует группе организмов, которые имеют общего предка.

Такая система классификации отражает естественную общность организмов и поэтому называется естественной.

Естественные классификации позволяют предсказывать наличие у организмов тех или иных свойств в зависимости от их положения в системе.

Взаимоотношения между основными группами современных организмов, сложившиеся в процессе эволюции, представляют собой подобие взаимоотношений ветвей могучего дерева. Родословное древо в делом и его ветвление отчетливо выявляют общий характер макроэволюции: развитие живых существ от менее сложных к более сложным, дивергентный и приспособительный ход эволюции.

Биноминальное название видов. Естественная классификация.

1.    Перечислите основные систематические группы, используемые при классификации растений и животных.2.    Как можно использовать данные систематики для доказательства эволюции организмов?

3.    Почему современная классификация называется естественной?

Каменский А. А., Криксунов Е. В., Пасечник В. В. Биология 10 классОтправлено читателями с интернет-сайта

Онлайн библиотека с учениками и книгами, плани-конспекти уроков с Биологии 10 класса, книги и учебники согласно календарного плана планирование Биологии 10 класса

Содержание урока
конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии
закрытые упражнения (только для использования учителями)
оценивание Практика
задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы
уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный
домашнее задание Иллюстрации
иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа
рефераты
фишки для любознательных
шпаргалки
юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения
внешнее независимое тестирование (ВНТ)
учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности
словарь терминов прочие Только для учителей
идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы
обсуждения

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.

учитель биологии – урок 2. Система растений и животных

Урок 2. Система растений и животных – отображение
эволюции.

  • Цель урока: формирование
    знаний о современной системе органического мира.
  • Задачи:
  • 1)      образовательные:
    формирование знаний о современной системе органического мира как отображение
    эволюции органического мира;
  • 2)      развивающие:
    развивать у учащихся умение выделять главное, обобщать пройденное, логически
    излагать свои мысли, сравнивать, делать выводы;
  • 3)      воспитательные:
    формирование у учащихся научного мировоззрения об эволюции органического мира.

Оборудование:
таблицы по общей биологии, портрет К. Линнея.

План урока:

  1. Обобщающая схема «Доказательства эволюции».
  2. Что такое систематика и классификация.
  3. Современная система живой природы; принципы классификации.
  4. Заслуги К. Линнея в развитие систематики.
  5. Систематические категории растений и животных.

Структура и ход урока:

  1. Обобщающая схема «Доказательства эволюции».

Доказательства эволюции

  1.  

  2. Эмбриологические
    доказательства:
  3. 1)      Закон
    Бэра
  4. 2)      Закон
    Геккеля – Мюллера
  5. Сравнительно-анатомические
    доказательства:
  6. Ø     
    Гомологи
  7. Ø     
    Аналоги
  8. Ø     
    Атавизмы
  9. Ø     
    Рудименты
  10. Ø     
    Живые переходные формы (ехидна, утконос)
  11. Палеонтологические
    доказательства
    :
  12. Переходные формы (иностранцевий, археоптерикс, ихтиостег)

2. Систематика
наука о многообразии и классификации организмов.

Классификация
это распределение организмов в родственные группы.

Многие ученые пытались заниматься классификацией. Но их
попытки не увенчались успехом, так как натуралисты отражали порядок,
установленный Творцом, а не родство видов.

3. Рассмотрим современную систему живой природы и основные
признаки 4-х царств.

  • Империя
  • Клеточные                                                  
    Неклеточные (вирусы)
  • Надцарство
  • Покариоты:                                                    
    Эукариоты:
  • Царство Бактерии
  • Царство Растения
  • Царство Животные
  • Царство Грибы
Царство Особенности
Бактерии
  1. нет ядра
  2. нет никаких органоидов, кроме рибосом
  3. очень простое строение
Растения
  1. в клетках есть ядро, пластиды
  2. в хлоропластах происходит фотосинтез
  3. по типу питания – автотрофы
  4. в оболочке клеток есть клеточная стенка из целлюлозы
  5. у высших растений есть вегетативные органы
  6. размножаются спорами, семенами, вегетативно
  7. прикрепленный образ жизни
  8. растут всю жизнь
  9. много тканей (проводящая, механическая и т.д.)
Животные
  1. ограниченный рост
  2. подвижность
  3. в клетках накапливается гликоген или хитин
  4. по типу питания – гетеротрофы
  5. размножаются половым и бесполым путем
  6. выделяют только 4 ткани (мышечная, нервная, соединительная, эпителиальная)
Грибы Как у растений:

  1. прикрепленный образ жизни
  2. растут всю жизнь
  3. размножаются спорами

как у животных: в клетках накапливается гликоген или хитин

4. Большой вклад в развитие систематики внес ученый Карл
Линней. Его заслуги:

Ø     
ввел 1 тыс. ботанических терминов (пестик,
тычинка, чашечка и др.)

  1. Ø     
    использовал систематические категории (род, вид,
    класс и др.)
  2. Ø     
    ввел двойное название вида на латинском языке
  3. Ø     
    в своем труде «философия ботаники» раскрыл
    принципы классификации растений по количеству частей цветка.
  4. Но его система была искусственной, так как не отражала
    принципы родства между группами и строилась на немногих произвольно взятых
    признаках.
  5. Таксоны – это
    систематические категории, используемые для классификации.
Таксоны растений Таксоны животных
Царство Макроэволюция:  – происходит в единицах выше рода Царство
Отдел  – завершается образованием надвидовых единиц Тип
Класс  – происходит в грандиозно историческое время Класс
Порядок  – не доступна наблюдению Отряд
Семейство  – есть доказательства в пользу эволюции Семейство
Род  – эмбриологические и т.д. Род
Вид
  • Микроэволюция:
  •  – завершается образованием вида
  •  – происходит внутри вида
  •  – доступна наблюдению
  •  – происходит в короткое время.
  • Вид – это наименьшая единица классификации.
  • Вид – это реально существующая в природе единица, которая изменяется во времени.
вид

Здесь учитывается принцип иерархии – соподчинения единиц
низшего ранга высшим. Категории представляют собой группы из одной или
нескольких таксономических единиц низшего ранга.

Роды, семейства, отряды,
классы, типы представляют собой ветви «древа жизни».

Происхождение многообразия
органического мира отображается в виде разветвленного дерева, на котором каждый
пучок представляет собой группу видов, возникших от исходной формы. То есть
соблюдаются принципы монофилии и дивергенции.

Вывод: все
многообразие видов органического мира возникло от исходного предка в результате
дивергенции признаков, благодаря движущим силам: естественный отбор, борьба за
существование. Материалом эволюции является наследственная изменчивость.

Система растений и животных – отображение эволюции. Принципы современной классификации организмов. Таксономические единицы

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

Возникновение жизни на Земле. Жизнь – качественно новая форма движения материи. Донаучные представления о происхождении жизни. Учение о самозарождении. Работы Ф.Реди и Л.Пастера, доказавшие невозможность самозарождения жизни. Теории заноса жизни на Землю с других космических тел. Современные теории возникновения жизни на Земле из тел неживой природы (А.И.Опарин и др.).

Основные доказательства эволюции органического мира: сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические и палеонтологические.

Сравнительное изучение строения современных животных и растений с целью доказательства их исторического развития. Гомология и аналогия. Рудименты и атавизмы в строении современных организмов как доказательство эволюции.

Сходство зародышевого развития организмов как доказательство единства их происхождения. Биогенетический закон Мюллера – Геккеля.

Главные направления эволюции – пути развития органического мира. Деление истории Земли на эры и периоды. Развитие органического мира в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры.

Возникновение растений и животных – дивергенция в органическом мире по способу питания. Космическая роль зеленых растений. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Выход растений на сушу в палеозойскую эру. Псилофиты. Мхи.

Причины расцвета папоротникообразных. Появление голосеменных.

Выход животных на сушу. Возникновение позвоночных путем повышения организации, развития приспособлений широкого значения и расширения среды обитания. Кистеперые как предки земноводных. Появление и расцвет древних земноводных. Стегоцефалы – сборная группа древних земноводных.

Развитие органического мира в мезозойскую эру. Господство голосеменных растений. Появление и распространение покрытосеменных растений. Расцвет пресмыкающихся. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление костистых рыб. Причины вымирания голосеменных и пресмыкающихся в мезозойскую эру.

Развитие органического мира в кайнозойскую эру. Господство покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих. Возникновение в процессе эволюции многочисленных приспособлений к разнообразным средам обитания.

Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообщества и их охрана.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Человекообразные обезьяны и человек. Ч.Дарвин о происхождении человека от животных. Ф.Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Роль биологических и социальных факторов в эволюции человека.

Ископаемые останки человека. Находки в Танзании. Древнейшие люди (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек). Древние люди (неандертальцы). Ископаемые люди современного типа (кроманьонцы).

Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Единство происхождения человеческих рас. Антинаучная, реакционная сущность «социального дарвинизма» и расизма.

Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 28 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2021 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Эволюция животных – основные этапы развития животного мира

Время на чтение: 13 минут

Теории о зарождении жизни

Какое событие положило начало биологической эволюции на Земле — один из самых сложных вопросов в естествознании, и на него еще никогда не было получено однозначного ответа. На протяжении истории человечества выдвигались разные гипотезы о появлении жизни:

  • Креационизм. Все религии придерживаются теории сотворения, согласно которой все живое было создано единовременно некоей божественной сущностью — творцом, а человек — венец творенья. Большое сомнение вызывает одновременное появление всего и сразу.
  • Панспермия и стационарное состояние. Взаимосвязанные теории, жизнь разносится сквозь космическое пространство по планетам некими семенами, но сама вселенная существует вечно и также вечно существует в ней жизнь. Опровергается Теорией Большого взрыва.
  • Спонтанное зарождение. Основной тезис — живое зарождается из неживого. Трудно представить, но даже в VII—VIII вв. еках ученые описывали, как из закрытых в шкафу грязных рубашек и пшеницы зародилась мышь. После открытия микроорганизмов эта теория получила новый виток, ведь если сложные организмы не самозарождаются, возможно, это могут делать простые.
  • Океанское дно. Защита от губительных ультрафиолетовых излучений и процветание жизни в термальных гидроисточниках (черных курильщиках) под толщей воды позволили выдвинуть такую гипотезу. Теоретически черные курильщики имеют все необходимое для изначального зарождения жизни — тепло, минеральные вещества, сероводород.
  • Биогенез. Все живое происходит от живого. Но тут встает вопрос, когда и каким образом могли возникнуть живые организмы, если изначально их не существовало на планете.

Гипотезу о происхождении жизни из так называемого органического бульона выдвинул Александр Опарин в 1924 году. На сегодняшний день она является наиболее признанной.

В ее пользу свидетельствуют опыты по получению белков и базовых органических молекул для построения ДНК и РНК (аминокислот) из смеси распространенных во вселенной циановодорода и сероводорода с обычными минеральными веществами и металлами. А.

Опарин полагал, что уже на самых ранних этапах развития планеты должны были появиться т. н. пробионты, представляющие собой изолированные участки среды, в которых процессам обмена легче будет происходить.

Возникновение органики

Сейчас считается, что жизнь возникла и начала эволюционировать с того момента, как органические молекулы стали организовываться в самовоспроизводящиеся структуры.

На начальных этапах развития жизни на Земле химические вещества и металлы океанской воды взаимодействовали друг с другом посредством самых разнообразных химических реакций, соединяясь во все новые и новые молекулы.

Маленькие молекулы соединялись в большие и удерживались электростатическими силами, образовывая коацервантные капли — скопления липидных молекул, вокруг которых появилась водоотталкивающая оболочка.

Органические вещества в коацервате собирались не случайным образом, они дополняли и «понимали» друг друга.

Коацерватные капли привели к возникновению первых «просто клеток» — протобионтов. Их еще нельзя было считать полноценными клетками, но были неким органическим прототипом. Появление протобионтов стало возможным благодаря выполнению двух условий:

  • Упорядоченное скапливание молекул.
  • Развитие воспроизводства себе подобных (репликации).

Протобионты, сочетающие в себе способность к репликации и обмену веществ, сохранились в процессе предбиологического отбора и эволюционировали в первые живые организмы — бактерии.

Так как полагается, что изначально кислорода в земной атмосфере не было, то прокариоты были анаэробными и гетеротрофными микроорганизмами. Бактерии-анаэробы и сейчас довольно многочисленны.

Некоторые живут в кислородной среде, но не используют ее для дыхания — это молочно-кислые бактерии.

Возбудители газовой гангрены, столбняка, ботулизма могут развиваться только без доступа кислорода, иначе погибают.

Появление эукариотов

Основные этапы формирования многоклеточных организмов начались гораздо позже — около 1,5 млрд лет назад. Предпосылками для этого стало появление одноклеточных, способных на фотосинтез и симбиогенез.

Бурная вулканическая деятельность и высокая температура на древней Земле позволяли синтезировать органические вещества в больших количествах.

Но со временем земля остывала, количество синтезированных веществ падало, а с появлением бактерий-анаэробов, питающихся ими, могло бы полностью истощиться.

В результате могло произойти окончание истории развития жизни, если бы в результате конкуренции за получение органических веществ не появились фотосинтезирующие бактерии.

Они выработали способность самим производить для себя пищу, т. е. синтезировать органику из неорганики за счет энергии солнечного света.

У самых первых таких бактерий фотосинтез проходил без выделения кислорода (аноксигенный тип), а водород они брали из сероводорода.

При дальнейшем эволюционировании появились цианобактерии (сине-зеленые водоросли), использующие водород из воды и выделяющие кислород.

Распространение цианобактерий позволило сформироваться озоновому слою, защищающему планету от губительных ультрафиолетовых лучей и стало предпосылкой перемещения жизни из воды на сушу.

Дальнейшее эволюционное развитие привело к появлению первых бактерий-аэробов, использующих кислород для дыхания.

Для жизни им требовалось гораздо меньше органических веществ, что повышало конкурентноспособность таких организмов в борьбе за выживание.

Бактериям-анаэробам пришлось приспосабливаться к новым условиям, так они не умели ни фотосинтезировать, ни дышать кислородом. В результате появились хищные амебы, захватывающие своими ложноножками другие бактерии. Не все захваченные организмы погибали, некоторые продолжали жить в цитоплазме амебы-захватчицы. Этот процесс получил отображение в симбиогенезе.

Многоклеточные организмы обязаны своим появлением именно этой стадии эволюционирования. Если кратко, симбиогенез или эндосимбиоз происходит по схеме: одна клетка проникает за мембрану другой, но ее поглощения не происходит. Она приживается внутри другой клетки и продолжает функционировать.

Последовательность может повторяться — получившееся образование захватывает новые организмы, причем как одиночные, так и со своим симбионтом. Исследования И. И. Мечникова подтверждают эту гипотезу.

В 1880 году, изучая пищеварение иглокожих и кишечнополостных, он пришел к выводу, что внутриклеточное пищеварение является более древним.

Возникшее в результате симбиогенеза сообщество организмов обладало всеми свойствами его составляющих:

  • Способность к фотосинтезу.
  • Экономное и эффективное использование органических веществ благодаря кислородному виду дыхания.
  • Способность к быстрому перемещению и захвату других бактерий.

Со временем фотосинтезирующие симбионты превратились в хлоропласты, аэробные бактерии — в митохондрии. Связи между ними и главной клеткой укрепились и стали устойчивыми.

Для управления таким сложным образованием и сохранения генетической системы клетки-носителя возникло ядро — новая клеточная органелла со специальными функциями.

Организмы, клетки которых не имеют ядра называются прокариотами, а организмы, состоящие из клеток с ядром — эукариотами.

Разделение на животных и растения

Первые эукариоты содержали и хлоропласты, и митохондрии. Под влиянием внешних условий появляются древние жгутиковые — приспособленные к активному передвижению формы. Считается, что жгутики произошли от каких-то прокариот, как митохондрии и хлоропласты, и сочетали в себе свойства как животных, так и растений.

Постепенно они попадали в разную среду, вследствие чего были вынуждены приспосабливаться к ней.

Если органических веществ вокруг оказывалось достаточно, то жгутиковые утрачивали хлоропласты и превращались в простейших одноклеточных животных, а сохранившие хлоропласты стали прародителями одноклеточных растений.

Они в процессе развития утратили способность к передвижению и обзавелись разнообразными механизмами, улучшающими процесс фотосинтеза. Растительный мир эволюционировал от водорослей до покрытосеменных растений и стал похож на современный к концу мелового периода.

В окаменелостях вендского периода были найдены абсолютно симметричные организмы, переходная форма между животными и растениями, что также говорит об их общих предках. Переходной формой от одноклеточных к многоклеточным считаются колониальные формы. Они состоят из одноклеточных особей, связанных между собой определенным образом и имеющих зачатки едино действующего организма.

Основные этапы

Эволюцию животных разделяют на этапы согласно геохронологической истории. Ее подробности можно найти в специальных таблицах, из которых видно, что путь, совершившийся от появления первых одноклеточных до млекопитающих, длился миллионы лет.

Развитие многоклеточных организмов, не имеющих скелетных образований, началось еще в поздний период протерозойской эры. В дальнейшем какие-то виды навсегда вымирали, как тупиковые ветви, а какие-то заняли самые широкие ареалы обитания, как млекопитающие.

Порядок эволюционирования:

  • Простейшие — бактерии и вирусы.
  • Кишечнополостные — коралловые полипы, губки. Малоподвижные морские существа, пищеварительная полость которых имеет вид мешка. Проводят жизнь в основном на одном месте, охотясь на проплывающую мимо добычу. Но их внутренние и наружные клетки уже имеют разную специализацию.
  • Иглокожие — морская звезда, морские ежи. У них начали появляться зачатки пищеварительного тракта.
  • Черви — дождевой червь, пиявка. Сначала появились плоские ресничные черви, ставшие прародителями кольчатых червей. Более развитый пищевой тракт и ярко выраженное размещение ротового отверстия в одном конце были следующей стадией эволюции в переходе к подвижному образу жизни.
  • Мягкотелые — моллюски, устрицы, улитки. Вероятно, были другой ветвью развития ресничных червей, заменивших подвижность на внешнюю защиту. Хорошо выраженное ротовое отверстие способствовало появлению зачатков нервной системы.
  • Членистоногие — насекомые, раки, скорпионы. Обзавелись наружным скелетом, в отличие от первых хордовых и челюстных рыб, имеющих зачатки внутреннего скелета. Имеют выраженные органы чувств.
  • Позвоночные. Полагается, что произошли от лучеперых и кистеперых рыб, плавники которых были зачатками конечностей.

Важную роль в эволюции животных имеет ароморфоз. Эта способность позволяет живым организмам адаптироваться к новым условиям окружающей среды, при этом повышается общий уровень организации, приобретаются новые полезные умения и способности. Основой ароморфоза являются наследственность и естественный отбор. Примеры важнейших ароморфозов в эволюции животных:

  • появление костного скелета и круга кровообращения у рыб;
  • половое деление клеток;
  • внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся;
  • развитие легких у земноводных, что позволило им осваивать жизнь на суше;
  • формирование перьевого покрова и крыльев у птиц.

И это только малая часть всех ароморфозов, произошедших с животными во время эволюции. Этапы развития животных довольно хорошо изучены благодаря исследованиям хорошо сохранившихся останков.

Ссылка на основную публикацию