Общие признаки строения членистоногих – биология

Признаки типа Членистоногих

Одним из многочисленных типов животных является тип Членистоногих. В мире насчитывается свыше 1,5 млн. видов и данный тип включает в себя такие классы, как Ракообразные, Паукообразные и Насекомые. Узнать подробнее о характерных признаках типа Членистоногих можно в данной статье.

Животных данного типа можно встретить повсеместно: и под землёй, и в воздухе и на предметах окружающей среды. Из беспозвоночных животных у них самые разнообразные способы питания, среда обитания и поведение.

Основными признаками Членистоногих во внешнем строении можно обозначить:

  • двустороннюю симметрию тела;
  • чётко обозначенные отделы тела (голова, грудь и брюшко);
  • хитиновый покров;
  • членистое строение конечностей.

Размеры тела могут быть от малейших долей миллиметров до десятков сантиметров.

Рис. 1. Разновидности Членистоногих

Своё название животные данного типа получили за счёт строения конечностей, которые состоят из члеников. Количество пар зависит от класса и вида. Конечности служат для:

  • ходьбы;
  • плавания;
  • в качестве ротовых органов;
  • как вспомогательные органы половой системы.

Рис. 2. Строение конечностей

Сегментированное тело покрыто особой кутикулой, которая содержит хитин. Такой покров достаточно прочный и надёжно защищает внутренние органы.

Что характерно для хитинового покрова, так это не равномерное покрытие всего тела. В тех местах, где, например, сочленяются сегменты конечностей или отделов, кутикула тоньше. Время от времени животному приходится менять покров, поэтому происходит линька.

Внутреннее строение тела также имеет общие признаки. Одними из важнейших систематических признаков являются:

  • Нервная система представлена нервной брюшной цепочкой. У более развитых видов появляются зачатки головного мозга, так называемый, головной мозоль.
  • Органы чувств хорошо развиты. Они представлены сложным строением глаз, развитыми рецепторами обоняния и осязания.

Усики способны улавливать и чувствовать малейшие прикосновения, а также являются органами обоняния.

  • Главным признаком кровеносной системы является структура незамкнутой системы. Ближе к спинной поверхности имеется орган, который выступает в качестве сердца. Он работает, как насос, омывая внутренние органы кровью и снабжая их кислородом.

Рис. 3. Схема незамкнутой кровеносной системы

  • Мускулатура поперечнополосатая.
  • Органы дыхания зависят от того, какой образ жизни ведёт животное. У водных представителей – это жабры, у наземных обитателей – легочные мешки с трахеями.

Пищеварительная система состоит из:

  • ротового отверстия;
  • глотки;
  • пищевода;
  • желудка;
  • средней и задней кишки;
  • анального отверстия.

Выделительная система не является однозначной для всех видов. У некоторых хорошо развиты органы внутренней секреции, которые выделяют гормоны, регулирующие процессы размножения, линьки. Продукты обмена веществ выделяются вместе с остатками пищи через анальное отверстие.

Половая система представлена в раздельнополых особях, иногда встречаются и гермафродиты. Оплодотворение внутреннее.

Членистоногие объединяют классы животных с определённым набором признаков. Основные особенности имеются как во внешнем, так и во внутреннем строении. Единственный признак, определяющий соотношение к данному типу – это членистые конечности и хитиновый покров. К внутренним признакам можно отнести незамкнутую кровеносную систему, появление новых органов дыхания – трахей.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/obschie-sistematicheskie-priznaki-dlya-tipa-chlenistonogih.html

Урок биологии в 7-м классе по теме “Тип членистоногие. Общие признаки строения”

бюджетное общеобразовательное учреждение

Вашкинский муниципальный район

«Андреевская основная школа»

Урок биологии в 7-м классе по теме “Тип членистоногие. Общие признаки строения”

Составитель/Разработчик

программы Грушина О.А.

учитель первой квалификационной категории

Педагогический стаж 7 года

2016 г.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными классами типа членистоногих и их типичными представителями;
  • выявить общие признаки строения членистоногих.
  • формировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор;
  • СDдиск «Электронный атлас для школьника», учебное пособие Зоология 7-8 классы;
  • динамическое пособие «Модель-аппликация: разнообразие беспозвоночных. Тип членистоногие».
  • магнитная доска;
  • таблицы с изображением представителей ракообразных, паукообразных, насекомых.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Ребята давайте попробуем назвать тему нашего урока

Задание на определение типа животных.

По первым буквам живых организмов, изображенных на картинках, определите тип животных, которых мы должны изучить.

(Тип членистоногие).

1. Какие царства живых организмов изображены на картинках?

(царства грибов, царства растений, царства животных).

2. Какие царства отсутствуют на картинках?

(царство бактерий).

Определите систематическое положение данного типа животных:

  • царство Животные;
  • подцарство Многоклеточные;
  • тип Членистоногие;
  • класс Ракообразные; класс Паукообразные; класс Насекомые.

Учитель:Тип членистоногих животных очень многообразен. Около 1 миллиона видов населяет все среды обитания.

Это самый богатый видами и процветающий тип животных.

Членистоногие рекордсмены по многим параметрам: – овладение всеми средами жизни – водная, воздушная, наземная, почвенная, некоторые ведут паразитический образ жизни; – многочисленность -1,5 миллиона видов (2/3 от общего числа видов на Земле); Их великое множество на Земле! Число отдельных особей даже приблизительно невозможно подсчитать, но несомненно, что такие подсчеты дали бы астрономические цифры – распространенность во всех географических поясах и областях; Они заселили все, даже едва ли пригодные для жизни уголки Земли. Во всех широтах – от Арктики до Антарктиды, в морях – от глубины до поверхности, в пресных водах и в горячих источниках, в пустынях и пещерах, в почве и воздухе – везде находят членистоногих.

Презентация

Проблемный вопрос.Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Рассмотрим многообразие типа членистоногих, используя презентацию.

(комментарий учителя)

Работаем по группам.

Особенности строения членистоногих

Ракообразные (п 24) Паукообразные (п 25) Насекомые (п 26)
головогрудь, брюшкоодна пара усиков и много конечностей головогрудь, брюшкоотсутствуют усики и наличие четырёх пар конечностей голова, грудь, брюшкоодна пара усиков, три пары конечностей и во взрослом состоянии крылья
Дыхание
выросты кожи – жабры лёгкие-, трахеи трахеидиффузно
Кровеносная системанезамкнутая,сердце трубчатое, состоит из нескольких камер
Выделительная система
зелёные железы( у основания усиков) почки и выделительные трубочки выделительные трубочки, мальпигиевые сосуды
Пищеварительная системаперед. отдел рот → глотка → пищевод → желудок → кишечник → анальное отверстие (+ печень)
Нервная системаукрупнение надглоточного и подглоточного узлов,брюшная нервная цепочка + органы чувств: зрение, обоняние, осязание
Половая системараздельнополыеЯйцо  личинка  взрослая особьЯйцо  личинка  куколка  взрослая особь
Читайте также:  Строение вирусов - биология

Физкультминутка«Угадай рак или паук».

Руки вверх – рак, руки в стороны – паук, наклон вперед – рак и паук.

  1. 10 ног (рак) – руки вверх

  2. 8 ног (паук) – руки в стороны

  3. Дышим легкими (паук) – руки вверх

  4. Дышим жабрами (рак) – руки в стороны

  5. Хитиновый покров (рак, паук) – наклон вперед

  6. Глаза простые (паук)- руки в стороны

  7. Глаза сложные (рак) – руки вверх

  8. Отделы тела головогрудь и брюшко (рак, паук) – наклон вперед

Проблемный вопрос.

Какие признаки внешнего строения позволяют объединить ракообразных, паукообразных и насекомых в тип членистоногие?

  1. Передвигаются с помощью конечностей.

  2. Членистоногие имеют членистые конечности, которые могут сгибаться.

  3. Тело подразделяется на отделы : головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко.

  4. Тело состоит из сегментов, правда при наружном осмотре сегменты не просматриваются у пауков и клещей, но наиболее отчётливо выражены у насекомых, мокриц, многоножек.(Сходство с кольчатыми червями).

  1. Тело покрыто плотной оболочкой(кутикулой), основой которой является органическое вещество – хитин.

Расскажите о значении кутикулы.

  • защита от повреждений;
  • защита от высыхания(потери влаги);
  • наружный скелет, к которому прикреплены мышцы изнутри.

Комментарий учителя.Покров очень прочный, плохо растяжим. Это мешает росту членистоногих, поэтому они время от времени линяют.

Рост прерывистый, сначала мягкая кутикула, позволяющая расти, потом постепенно твердеет до новой линьки.

Последний вопрос, который необходимо выяснить.

Происхождение членистоногих.

Сегментированное тело членистоногих, строение кровеносной  и нервной системы указывает на родство с типом кольчатые черви. Однако, членистоногие выше по организации.

В процессе эволюции (исторического развития) у них определились отделы тела, расчленились конечности, появился хитиновый покров, усложнились системы органов дыхания, нервной, органов чувств.

Эти признаки способствовали их процветанию на Земле.

Закрепление

Тест (Работа с сигнальными карточками).

1Рак дышит жабрами? (Да)

2Тело рака состоит из двух отделов? (Да)

3Раки растительноядные? (Нет)

4Рак всегда передвигается пятясь назад? (Нет)

5Для рака характерна регенерация клешней? (Да)

6Кровеносная система рака не замкнутая? (Да)

7Раки являются санитарами водоема? (Да)

8 Кровь у рака красная? (Нет)

Тест по компьютеру(Для сильных учеников)

Работа у доски.

Назовите, где спрятались раки?

1Р_ _ А_ К_(этот рак из хлопка сшит)

2РАК_ _ _(этот рак на луну спешит)

Портретная галерея (лишние представители)

Загадки

1. В древнегреческой мифологии – это мощный и злой великан с одним глазом во лбу. В биологии – ракообразное животное. (Циклоп)

2. Каким словом одинаково названы наземное ракообразное, живущее в сырых местах и сорное огородное растение с мелкими листьями и мелкими цветочками? (Мокрица)

Оценки.

Домашнее задание параграф 24. Составьте цепь питания, в состав которой входят мелкие ракообразные и кроссворд.

Алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке (7класс).

Задание №1.  Ответьте на вопросы.

  • По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?
  • Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых  червей?
  • Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей? Её функции.
  • Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?
  • Каково происхождение кольчатых червей?

Задание №2

 По первым буквам живых организмов определите тип животных, которых мы должны изучить.

Задание №3

Определите систематическое положение данного типа животных:

Проблемный вопрос.Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Задание №4

Работаем по группам.

Рассмотрите многообразие животных типа членистоногих. Определите особенности строения членистоногих.

Особенности строения членистоногих

Ракообразные Паукообразные Насекомые
Внешнее строение Внешнее строение Внешнее строение
Дыхание
Кровеносная система
Выделительная система
Пищеварительная система
Нервная система
Половая система

Задание №4.  Ответьте на вопрос.

Что же общего во внешнем строении у животных класса ракообразных, класса паукообразных и класса насекомых,  относящихся к одному типу членистоногих?

Запишите в тетрадь.

5

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-biologhii-v-7-m-klassie-po-tiemie-tip-chlieni.html

Разработка урока ” Тип членистоногие. Общие признаки строения.”

Учитель:

Лукьянова Ольга Александровна-учитель высшей квалификационной категории, «Отличник народного просвещения».

Урок биологии 7класс.

Тема урока: Тип членистоногие. Общие признаки строения.

Оборудование:

компьютер и мультимедийный проектор;

Dдиск «Электронный атлас для школьника», учебное пособие Зоология 7-8 классы;

-динамическое пособие «Модель-аппликация: разнообразие беспозвоночных. Тип членистоногие».

-магнитная доска;

-таблицы с изображением представителей ракообразных, паукообразных, насекомых.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными классами типа членистоногих и их типичными представителями;
  • выявить общие признаки строения членистоногих.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята!

С чем у вас ассоциируется предмет биологии?

– С жизнью.

– С организмами.

– С природой и т. д.

– Всё это объединяется с понятием жизнь.

– А что для вас жизнь?

– Кусочек счастья.

– Самое ценное, что есть у человека.

– Движение.

– Развитие…

Оказывается, жизнь – бесконечная цепь явлений и существ. Всё перепутано, но в этом беспорядке рождается удивительная гармония, хрупкая и ранимая.

Бабочка.…Это всего лишь штрих на огромной картине, имя которой жизнь. Вот она прижалась к цветку, молчит, смотрит на нас сквозь густую траву так же как сотни глаз крошечных обитателей. Она надеется, что вы пройдёте мимо, только восхищаясь её красотой. И ты должен быть счастлив, что чувствуешь себя одним целым со всем этим прекрасным миром.

Давайте учиться не просто смотреть, но и видеть, не просто слушать, но и слышать. Сильные чувства рождают великие мысли. И рано или поздно мы осознаем свою неразрывную связь с окружающим нас живым миром и скажем:

Я жизнь, желающая жить среди жизни, желающей жить.

Фронтальный опрос

  1. По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?

Читайте также:  Общая характеристика одноклеточных животных, или простейших - биология

(длинное тело, состоящее из сегментов)

  1. Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых червей?

(кожно-мускульный мешок, кровеносная система, пищеварительная система, нервная система, выделительная система в форме трубочек – метанефридий).

  1. Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей? Её функции.

(спинной и брюшной кровеносные сосуды, соединённые кольцевыми сосудами; «сердца». Система замкнутая, переносит питательные вещества, кислород,

и выводит продукты распада)

  1. Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?

(парные надглоточные и подглоточные нервные узлы – ганглии, соединённые в окологлоточное кольцо и брюшная нервная цепочка).

  1. Каково происхождение кольчатых червей?

(от древних свободноживущих плоских червей произошли многощетинковые, (т. к. личинки многощетинковых сходны с планариями)

затем малощетинковые, пиявки).

Задание на определение типа животных.

По первым буквам живых организмов, изображенных на картинках, определите тип животных, которых мы должны изучить.

(Тип членистоногие).

  1. Какие царства живых организмов изображены на картинках?

(царства грибов, царства растений, царства животных).

  1. Какие царства отсутствуют на картинках?

(царство бактерий).

Определите систематическое положение данного типа животных:

  • царство Животные;
  • подцарство Многоклеточные;
  • тип Членистоногие;
  • класс Ракообразные; класс Паукообразные ; класс Насекомые.

Учитель: Тип членистоногих животных очень многообразен. Около 1 миллиона видов населяет все среды обитания.

Это самый богатый видами и процветающий тип животных.

Проблемный вопрос. Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Рассмотрим многообразие типа членистоногих , используя компьютер

( электронный атлас для школьника –зоология 7-8класс).

(комментарий учителя)

Работаем по группам.

Особенности строения членистоногих

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

головогрудь

брюшко

одна пара усиков и

много конечностей

головогрудь

брюшко

отсутствуют усики

и наличие четырёх пар конечностей

голова, грудь

брюшко

одна пара усиков,

три пары конечностей

и во взрослом состоянии крылья

Дыхание

выросты кожи – жабры

лёгкие-, трахеи

трахеи

диффузно

Кровеносная система

незамкнутая,

сердце трубчатое, состоит из нескольких камер

Выделительная система

зелёные железы

( у основания усиков)

почки и выделительные трубочки

выделительные трубочки, мальпигиевые сосуды

Пищеварительная система

перед. отдел рот → глотка → пищевод → желудок → кишечник →

анальное отверстие (+ печень)

Нервная система

укрупнение надглоточного и подглоточного узлов,

брюшная нервная цепочка + органы чувств: зрение, обоняние, осязание

Половая система

раздельнополые

Яйцо личинка взрослая особь

Яйцо личинка куколка взрослая особь

Физминутка

Проблемный вопрос.

Какие признаки внешнего строения позволяют объединить ракообразных, паукообразных и насекомых в тип членистоногие?

  1. Передвигаются с помощью конечностей.

  2. Членистоногие имеют членистые конечности, которые могут сгибаться.

  3. .Тело подразделяется на отделы : головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко.

  4. Тело состоит из сегментов, правда при наружном осмотре сегменты

не просматриваются у пауков и клещей, но наиболее отчётливо выражены у насекомых, мокриц, многоножек. (Сходство с кольчатыми червями).

  1. Тело покрыто плотной оболочкой (кутикулой), основой которой является органическое вещество – хитин.

Расскажите о значении кутикулы.

  • защита от повреждений;
  • защита от высыхания (потери влаги);
  • наружный скелет, к которому прикреплены мышцы изнутри.

Комментарий учителя. Покров очень прочный, плохо растяжим. Это мешает росту членистоногих, поэтому они время от времени линяют.

Рост прерывистый, сначала мягкая кутикула, позволяющая расти, потом постепенно твердеет до новой линьки.

Последний вопрос, который необходимо выяснить.

Происхождение членистоногих.

Не зря мы сегодня повторяли тип кольчатые черви. Их сегментированное тело, строение кровеносной и нервной системы указывает на родство с членистоногими. Однако, членистоногие выше по организации.

В процессе эволюции (исторического развития) у них определились отделы тела, расчленились конечности, появился хитиновый покров, усложнились системы органов дыхания, нервной, органов чувств.

Эти признаки способствовали их процветанию на Земле.

Пусть любое существо на земле ощущает себя необходимой частью природы.

– Я жизнь. Она во мне. Она вокруг

И в шелесте листвы.

И в бабочках, вспорхнувших вдруг.

И в бездне трав, и в краешке ночи.

Она то бьёт ключом, а то молчит.

И юный ствол и почерневшая кора.

И завтра не такое, как вчера.

Всё это – жизнь, – и хочется спешить

Сказать: «Я – жизнь, желающая жить».

Спасибо за урок!

Алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке (7класс).

Задание №1. Ответьте на вопросы.

  1. По каким признакам внешнего строения кольчатых червей можно отличить от свободноживущих плоских и круглых червей?

  2. Какие системы внутренних органов имеются у кольчатых червей?

  3. Какое строение имеет кровеносная система кольчатых червей? Её функции.

  4. Каковы особенности нервной системы кольчатых червей?

  5. Каково происхождение кольчатых червей?

Задание №2

По первым буквам живых организмов определите тип животных, которых мы должны изучить.

Задание №3

Определите систематическое положение данного типа животных:

Проблемный вопрос. Что объединяет такое многообразие видов животных типа членистоногих?

Задание №4

Работаем по группам.

Рассмотрите многообразие животных типа членистоногих. Определите особенности строения членистоногих.

Особенности строения членистоногих

Ракообразные

Паукообразные

Насекомые

Внешнее строение

Внешнее строение

Внешнее строение

Дыхание

Кровеносная система

Выделительная система

Пищеварительная система

Нервная система

Половая система

Задание №4. Ответьте на вопрос.

Что же общего во внешнем строении у животных класса ракообразных, класса паукообразных и класса насекомых, относящихся к одному типу членистоногих?

Запишите в тетрадь.

Лукьянова О.А.

Урок «Тип членистоногие. Общие признаки строения».7 класс.

Раздел : Преподавание биологии.

Проблемный урок с использованием компьютерной технологии, который позволяет создать условия для развития самостоятельности учащихся, комфортного темпа работы, атмосферы творчества и сотрудничества, формирования у детей сознания, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы. Предусмотрен алгоритм самостоятельной работы учащихся на уроке.

.

Источник: https://infourok.ru/razrabotka_uroka__tip_chlenistonogie._obschie_priznaki_stroeniya.-183883.htm

«Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака» Учитель биологии МОУ лицей «МОК 2» г.Воронежа. – презентация

1 «Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака» Учитель биологии МОУ лицей «МОК 2» г.Воронежа Шичкина Светлана Юрьевна<\p>

2 Цели урока: Вы узнаете: характерные признаки типа «Членистоногие»; характерные признаки типа «Членистоногие»; их классификацию; их классификацию; особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака в связи с водной средой обитания. особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака в связи с водной средой обитания.<\p>

Читайте также:  Бактерии - биология

3 Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле ?<\p>

4 ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ речной рак Систематика членистоногих КЛАСС ПАУКООБРАЗНЫЕ паук-крестовик КЛАСС НАСЕКОМЫЕ майский жук<\p>

5 Признаки типа «Членистоногие»: 1. Плотный хитиновый покров – воздухо и водонепроницаемый 2. Членистые конечности 3. Сегментированность тела, что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей 4. Появление отделов тела: головы, груди и брюшка.<\p>

6 1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром? 2. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных? 3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?<\p>

7 Вопросы группам: 1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром? 2. Как связано появление головной лопасти с функциями конечностей у ракообразных? 3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы? 4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных? 5. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление? 6. Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?<\p>

8 ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА<\p>

9 СТРОЕНИЕ КОНЕЧНОСТЕЙ РАКООБРАЗНЫХ Конечности состоят из отдельных члеников. Хитиновый покров на стыке соседних члеников развит гораздо слабее, что позволяет конечностям изгибаться в разных направлениях.<\p>

10 ДВИЖЕНИЕ РАКООБРАЗНЫХ Рак – донное животное. Нормально он двигается по дну на ходильных ногах головой вперед. С помощью плавательных ножек плавает в толще воды, головой вперед. Но стоит его напугать, как он делает резкий взмах хвостовым плавником под себя и быстрыми толчками уплывает задом наперед (пятится).<\p>

11 Вопросы группам: 1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром? 2. Как связано появление головной лопасти с функциями конечностей у ракообразных? 3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы? 4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных? 5. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление? 6. Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?<\p>

12 ЗАКОН АРХИМЕДА Всякое погруженное в воду тело теряет часть своего веса, равную весу вытесняемой им воды. Плотность тела рака практически равна плотности воды, поэтому на основании закона Архимеда, рак погруженный в воду теряет свой вес. Будучи практически «невесомым», он не может распознать, где находится верх и низ, поэтому в процессе эволюции у рака появились органы равновесия – СТАТОЦИСТЫ.<\p>

13 Закончите предложение: 1. Тип членистоногие имеют … полость тела. 2. Панцирь ракообразных состоит из … 3. Тело ракообразных разделено на … 4. Сложные глаза состоят из мелких глазков – … 5. Способ смены покрова – … 6. Речной рак имеет … пар ходильных ног.<\p>

14 Выводы: 1.Тело Ракообразных имеет хитиновый покров. 2.Конечности имеют членистое строение и специализированны по функциям. 3.Отделы тела ракообразных: головогрудь и брюшко. 4.Способ смены покрова, благодаря которому рак растет – линька.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/583490/

Членистоногие животные

Действительно, 60% животных на нашей планете относятся к типу членистоногих.

Паукообразные — хелицеровые;

Ракообразные — жабродышащие;

Насекомые — трахейнодышащие.

В формате ЕГЭ мы разберем каждый подтип более подробно, в этой лекции мы рассмотрим общие черты, которые характеризуют этот тип животных.

  • У членистоногих есть то, что называют внешним скелетом — покров тела, в состав которого входит углевод хитин (это углевод характерен только для грибов и членистоногих).

Во время роста тела происходит линька — старая хитиновая «шкурка» сбрасывается, новая нарастает.

  • Тело и конечности сегментированы (отсюда и название «членистоногие»).

Эта особенность строения тела позволяет животному передвигаться практически  по любой поверхности.

Ученые всего мира изучают строение насекомых, чтобы продублировать эту особенность в роботехнике, но пока не очень успешно…

Внутреннее строение членистоногих животных

Кровеносная система: не замкнутая. Сердце качает кровь (гемолимфу) по сосудам в полость тела и обратно.

Система дыхания:   жабры — у водных представителей

легочные мешки — у наземных

трахеи — у наземно-воздушных

Пищеварительная система:

рот (имеет видоизменения: челюсти, хоботки и т.д.) → глотка → желудок → кишечник → анальное отверстие

Органы выделения: метанефридии («почти почки»)

мальпигиевы сосуды — характерная железа именно членистоногих.

Мальигиевые сосуды есть, в основном, у наземных форм этих животных. Их роль — выделительная + осморегуляция (поддержание постоянного давления).

Нервная система: 

1) у членистоногих есть мозг, и т.к. все они способны к быстрому и сложно организованному передвижению, то этот маленький мозг довольно хорошо развит.

Нервная цепочка — брюшная.

2) Очень хорошо развиты органы чувств:

  • осязание (для этого есть самые разнообразные органы)
  • зрение (фасеточные ( как фара у велосипеда) глаза)

Половая система: в основном, членистоногие раздельнополы.

У некоторых видов есть такое явление как партеногенез — 

Развитие членистоногих животных происходит с метаморфозом (полное и неполное превращение).

Членистоногие завоевали все сферы земли — и водную, и наземную, и воздушную.

Зачастую, они являются консументами 1-го порядка. Многие  — хищники.

Огромную роль членистоногие выполняют в растительном мире. Без них было бы невозможно опыление и распространение растений.

Обсуждение: “Членистоногие животные”

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/chlenistonogie.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]