Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц – биология

Птицы Особенности строения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Реферат на тему:

«Птицы. Особенности строения»

2009

Птицы — высокоорганизованные теплокровные животные, приспособленные к полету. Благодаря большой численности и широкому распространению на Земле они играют исключительно важную и многообразную роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Известно свыше 9 тыс. современных видов птиц. В фауне Беларуси насчитывается 305 видов.

Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие:

  1. Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета — крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения.

  2. Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла.

  3. Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями.

    Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди — килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы.

    В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы.

  4. Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы — грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета —машущий и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты.

  5. Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта.

    Это достигается благодаря отсутствию зубов, участию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода —зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию.

  6. Органы дыхания — легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.

  7. Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы — теплокровные животные с постоянной температурой тела.

  8. Органы выделения и виды конечных продуктов азотистого обмена такие же, как и у пресмыкающихся. Отсутствует лишь мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы.

  9. Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными формами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.

  10. Птицы раздельнополы, большинству видов свойственен половой диморфизм. У самок развит только левый яичник. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое.

    Птицы большинства видов откладывают яйца в гнезда, обогревают их теплом своего тела (насиживание), вылупившихся птенцов выкармливают.

    В зависимости от степени развитости вылупившихся из яиц птенцов выделяют гнездовых и выводковых птиц.

Особенности строения и жизнедеятельности. У птиц голова небольшая, шея длинная и чрезвычайно подвижная. Челюсти лишены зубов, вытянуты и образуют клюв, одетый роговым чехлом. Форма клюва сильно варьирует в связи с разнообразием пищевых объектов.

По бокам головы расположены крупные глаза, а ниже их имеются наружные слуховые отверстия. Передние конечности превращены в летательный орган — крылья. Задние конечности имеют разнообразное строение, которое зависит от условий обитания и способов добывания пищи. Нижняя часть ног и пальцы покрыты роговыми чешуями.

Хвост короткий, снабжен веером рулевых перьев, причем у разных птиц неодинакового строения.

Кожа птиц тонкая, сухая, лишена желез. Исключение составляет лишь копчиковая железа, расположенная под корнем хвоста. Она выделяет жиросодержащий секрет, которым птица смазывает перья при помощи клюва.

Железа сильно развита у водоплавающих птиц. Кожа их покрыта своеобразным роговым покровом, состоящим из перьев.

У летающих птиц перья отмечены лишь на определенных участках кожи, а у нелетающих равномерно покрывают все тело.

ОПИСАНИЕ СКЕЛЕТА

В скелете птиц отчетливо выражены черты, связанные с приспособлением к полету. Плоские кости обычно очень тонкие, губчатые. В больших трубчатых костях хорошо развиты полости, заполненные или костным мозгом, или воздухом. Все это обеспечивает повышенную прочность скелета и заметно облегчает его.

Нужно, однако, иметь в виду, что общая масса скелета птиц составляет 8—18% от массы тела, т. е. примерно столько же, сколько и у млекопитающих (6—14% веса тела), хотя у последних кости толще, а воздушные полости в них отсутствуют.

Это объясняется тем, что у птиц значительно больше относительная длина скелетных элементов конечностей и некоторых других костей.

Скелет птиц подразделяется на осевой скелет, грудную клетку (грудина и ребра), череп, скелет конечностей и их поясов.

Осевой скелет. Осевой скелет, или позвоночный столб (column. vertebralis), как и у пресмыкающихся, разделяется на пять отделов шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой.

Шейный отдел очень подвижен (птицы легко поворачивают голов на 180°, некоторые даже на 270°). Число шейных позвонков варьирует в широких пределах: от 11 (попугаи) до 23—25 (лебеди, утки); у вороны, голубя 14 шейных позвонков.

Рис. 1. Шейные позвонки вороны.

А — атлант; Б — эпистрофей; В — средний шейный позвонок:

1 — сочленовная ямка для затылочного мыщелка, 2 —канал для спинного мозга,

3 — тело позвонка, 4 — зубовидный отросток, 5 — верхняя дуга, 6 — остистый отросток,

7 — передние сочленовные отростки, 8 — задние сочленовные отростки,

9 — поперечный отросток, 10 — шейное ребро, 11 — позвоночное отверстие

Первый шейный позвонок — атлас, или атлант (atlas; рис. 105, А) имеет форму кольца.

На нижней части его передней поверхности есть глубокая сочленовная ямка, в которую входит затылочный мыщелок черепа; на нижней задней поверхности — сочленовная плоскость для соединения с телом второго шейного позвонка.

Просвет полости кольца поперечной сухожильной, обычно окостеневающей связкой разделен на две части: через верхнюю проходит спинной мозг, а в нижней помещается зубовидный отросток второго позвонка.

Второй шейный позвонок — эпистрофей (epistrophaeus; рис. 1, Б) имеет хорошо развитое тело с направленным вперед зубовидным отростком (рис. 1, 4).

По происхождению зубовидный отросток, видимо, — тело первого позвонка, обособившееся от него и сросшееся с телом второго позвонка. Сбоку расположены поперечные отростки; к ним крепятся шейные мышцы, соединяющие второй позвонок с затылочным отделом черепа и с другими шейными позвонками.

Над телом позвонка расположена хорошо развитая верхняя дуга (рис. 1, 5), через просвет которой проходит спинной мозг.

Остальные шейные позвонки имеют гетероцельное строение: довольно длинное тело каждого позвонка (corpus vertebrae; рис. 1, 3) на передней и задней стороне имеет седловидные сочленовные поверхности.

Такой характер сочленения обеспечивает значительную подвижность позвонков друг относительно друга, как в вертикальной, Так и в горизонтальной плоскостях.

Это обеспечивает наряду со сложной системой дифференцированных шейных мышц большую подвижность шеи, что очень важно для птиц (компенсация неподвижного скелета туловища, возможность менять положение центра тяжести в полете, сгибая и выпрямляя шею, возможность сложных движений головы при чистке оперения, постройке гнезда и т. п.).

Над телом позвонка расположена верхняя дуга (arcus neuralis; рис. 1, 5), заканчивающаяся остистым отростком (processus spinosus; рис. 1, 6); в канале дуги проходит спинной мозг. От передней и задней поверхности дуги отходят парные сочленовные отростки (рис. 1, 7, 8), соединяющиеся с такими же отростками соседних позвонков.

Такой тип сочленения обеспечивает прочность соединения позвонков друг с другом при сохранении значительной подвижности. От боковой поверхности тел позвонков отходят короткие поперечные отростки (processus transversus; рис. 1, 5). Птицы, как и пресмыкающиеся, имеют шейные ребра (рис.

1, 10); они рудиментарны и только последние одно-два шейных ребра достаточно длинны и подвижны (рис. 2, 5), но не доходят до грудины. Шейное ребро прирастает своей головкой к телу позвонка, а бугорком — к поперечному отростку. Таким путем образуются позвоночные отверстия (foramen transversarium; рис.

1, 1), создающие с обеих сторон шеи канал, по которому проходят позвоночная артерия и шейный симпатический нерв. Эта костная защита артерии и нерва особенно важна при длинной, очень подвижной шее.

Рис. 2. Скелет туловища вороны сбоку:

1 — последние шейные позвонки, 2 — сросшиеся грудные позвонки (спинная кость),

3 — шейные ребра, 4 — грудные ребра, 5 — крючковидный отросток, 6 — тело грудины,

7 — киль, грудины, 8 — сложный крестец, 9 — подвижные хвостовые позвонки,

10 — пигостиль, 11 — коракоид, 12 — вилочка, 13 — лопатка,

14 — суставная впадина для головки плеча, 15 — подвздошная кость,

16 — седалищная кость, 17 — лобковая кость,

18 — вертлужная впадина для сочленения с головкой бедра

Грудной отдел у вороны представлен шестью позвонками (у других видов птиц их число варьирует от 3 до 10), которые, как и у большинства птиц, срастаются друг с другом, образуя спинную кость (dorsale; рис. 2, 2).

К грудным позвонкам подвижно причленяются грудные ребра (costa; рис. 2, 4); число их пар равно числу грудных позвонков. Это плоские, слегка изогнутые костные пластинки, состоящие из двух подвижно соединенных друг с другом отделов — спинного и брюшного.

Верхний конец спинного отдела ребра имеет два сочленовных отростка: бугорок, причленяющийся к поперечному отростку, и головку, сочленяющуюся с телом позвонка. Нижний конец брюшного отдела ребра подвижно сочленяется с телом грудины (sternum рис. 2, 6).

Подвижное соединение ребер с грудиной и позвоночным столбом вместе с подвижным сочленением спинного и брюшного отделов ребра обеспечивает возможность значительных изменений объема полости тела путем опускания грудины вниз и поднимания ее кверху. Эта подвижность возможна благодаря сильно развитой реберной мускулатуре.

Жесткость грудной клетки усиливается костными образованиями — крючковидными отростками (processus uncinatus; рис. 2, 5) ребер, укрепляющимися на спинном отделе и налегающими на последующее ребро.

Грудина, или грудная кость (sternum; рис. 2, 6) — широкая и длинная, вогнутая изнутри костная пластинка, несущая по средней линии высокий костный гребень — киль грудины (crista sterni; рис. 2, 7).

Резкое увеличение поверхности грудины, обусловленное как ее разрастанием, так и образованием киля, — прямое приспособление к полету; оно обеспечивает возможность прикрепления мощных мышц, приводящих в движение крыло.

На переднем конце грудины по бокам киля расположены большие сочленовные площадки, обеспечивающие прочное прикрепление к телу грудины коракоидов (рис. 2, 11). На боковых краях грудины размещаются мелкие углубления, которые служат для сочленения с нижними концами брюшных отделов ребер.

Рис. 3. Сложный крестец вороны (вид снизу):

1 — поясничные позвонки, 2 — крестцовые позвонки, 3 — хвостовые позвонки,

4 — подвздошная кость, 5 — седалищная кость, 6 — лобковая кость

За грудным отделом позвоночного столба расположен сложный крестец (synsacrum; рис. 2, 8; рис. 3), представляющий собой слившиеся в общую монолитную кость все поясничные (у ворон и голубей 6), все крестцовые (почти у всех видов птиц 2) и часть хвостовых (3—8) позвонков.

Сложный крестец неподвижно срастается с последним грудным позвонком. Границы между отделами в сложном крестце провести трудно; крестцовые позвонки (рис. 3, 2) бывают заметны лишь по отверстиям между их поперечными отростками и подвздошными костями.

Читайте также:  Создание высокопродуктивным пород животных. селекция микроорганизмов. биотехнология - биология

Кости тазового пояса также неподвижно срастаются с позвонками сложного крестца.

Источник: http://works.doklad.ru/view/0H3z5c8RIRs.html

Уроки Совы Филиновны

Задачи: познакомить учащихся с изменениями, которые произошли в строении скелета, мышц и органов полости тела птиц в связи с приспособлением к полету, и значением этих изменений в их жизни.

Оборудование: скелет грача или другой птицы, наборы костей скелета птицы (раздаточный материал); таблицы с изображениями скелетов лягушки, ящерицы, птицы и вскрытой птицы; схемы дыхательной и кровеносной систем птицы.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся (при наличии раздаточного материала).

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит устную индивидуальную проверку знаний о местообитаниях и особенностях внешнего строения птиц.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Что дало возможность птицам широко расселиться на Земле и приспособиться к жизни в самых различных местах обитания?

2. Где и каких птиц можно встретить в природе?

3. По каким признакам внешнего строения птицу можно отличить от любого другого позвоночного животного?

4. Какие виды перьев образуют покров тела птицы и каковы их функции? Какие другие образования кожи имеются на теле птицы?

После подведения итогов проверки знаний учитель обращает внимание учащихся на изображения скелетов лягушки, ящерицы и птицы, предлагает вспомнить, каковы общие признаки их строения. Учащиеся отмечают наличие у рассматриваемых скелетов сходных отделов и называют их.

Затем им предлагается выяснить, какие отделы скелета птицы значительно изменились по сравнению со скелетами земноводных и пресмыкающихся и в чем проявляются эти изменения.

Учитывая, что этот вопрос для учащихся сложен, учитель отдельно рассказывает об особенностях строения черепа и позвоночника птиц, о костях, образующих грудную клетку, о костях конечностей. Важно, чтобы учащиеся не только отметили особенности их строения, но и поняли, каково их значение.

Например, наличие у птиц крупной грудной кости с большим выростом – килем – учащиеся должны объяснить необходимостью увеличения места расположения и прикрепления крупных грудных мышц, поднимающих и опускающих крылья птицы. О некоторых особенностях скелета, например его легкости, наполненности большинства костей воздухом, рассказывает учитель.

Рассказывая об особенностях мускулатуры птиц, учитель обращает внимание на особое развитие мышц, поднимающих и опускающих крылья, приводящих в движение задние конечности, а также мышц, осуществляющих разнообразные движения шеи.

Далее он задает вопросы: какие мышцы у птицы, поднимающие или опускающие крылья, обладают большей силой и с чем это связано? Почему птицы, перед тем как взлететь с ветки дерева, приподнимают туловище (или: почему ночующие на деревьях птицы не падают с ветвей)?

Перед изучением особенностей строения органов полости тела птицы учитель демонстрирует изображение вскрытой птицы, предлагает назвать и показать на таблице органы пищеварительной системы, а затем рассказывает об особенностях строения пищевода, желудка и толстой кишки и их значении, обращает внимание на потребление птицами большого количества пищи, быстроту ее переваривания и частое испражнение, как приспособление к облегчению массы тела птицы.

Дыхательная система птиц имеет более сложное строение, чем у пресмыкающихся.

Учитель отмечает наличие в малоэластичных легких сильно разветвленных бронхов, тончайшие веточки которых образуют тонкостенные легочные пузырьки, густо оплетенные капиллярами, а также крупных ветвей, выходящих за их пределы и образующих тонкостенные воздушные мешки. Далее с помощью схемы, имеющейся в учебнике, учитель объясняет, как птицы дышат во время полета.

Демонстрируя изображение кровеносной системы птицы, учитель предлагает школьникам вспомнить о строении сердца пресмыкающихся, отметить изменения, которые произошли в строении сердца животных изучаемого класса, раскрыть значение полного разделения желудочка на левый и правый, проследить пути движения крови по большому и малому кругам кровообращения, сделать вывод о значении для организма разделения артериальной и венозной крови.

Завершая ознакомление с особенностями строения органов полости тела птиц, учитель отмечает, что изучаемые животные, в отличие от пресмыкающихся, обладают высоким уровнем обмена веществ и теплокровностью, и задает вопрос: с чем связаны у птиц такие отличительные особенности?

После учитель приводит примеры сложного поведения птиц, демонстрирует модели и изображения головного мозга ящерицы и птицы и предлагает назвать, с какими особенностями строения головного мозга связано такое поведение. Уточнив и конкретизировав ответы учащихся, учитель объясняет, что с развитием полушарий переднего мозга связана быстрая выработка самых разнообразных рефлексов, отмечает также значение среднего мозга и мозжечка.

После подведения итогов урока учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради раскрыть содержание понятий: «киль», «сложный крестец», «железистый желудок», «мускульный желудок», «воздушные мешки», в тетради составить и заполнить таблицу «Особенности внутреннего строения птиц».

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/biologiya/6102-urok-biologii-osobennosti-vnutrennego-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-ptits

Особенности строения и жизнедеятельности птиц как высокоорганизованных позвоночных – презентация, доклад, проект

Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:

Тема урока:

Слайд 3
Описание слайда:

Лаб. Работа. «Внешнее строение птиц, и строение скелета» Какие преимущества имеют птицы, проводя большую часть жизни в полете? Рассмотрите скелет птицы( по рисунку учебника) выделите отделы скелета, отметьте особенности, связанные с полетом. Составьте и заполните таблицу из трех граф. Какие приспособления для жизни в воздухе имеют птицы?

Слайд 4
Описание слайда:

АРХЕОПТЕРИКС

Слайд 5
Описание слайда:

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ

Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:

Разнообразие птиц

Слайд 8
Описание слайда:

Значение клюва

Слайд 9
Описание слайда:

РАЗНООБРАЗИЕ НОГ У ПТИЦ СВЯЗАНО С РАЗНЫМ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ

Слайд 10
Описание слайда:

ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОГ

Слайд 11
Описание слайда:

Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста. На голове расположены ротовая полость и органы чувств. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв.

Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, передних и задних конечностей и хвоста. На голове расположены ротовая полость и органы чувств. Челюсти заканчиваются роговыми покровами, образующими клюв. Шея отличается большой подвижностью.

Тело является опорой для прочного крепления крыльев. Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию.

Слайд 12
Описание слайда:

Строение пера Тонкая двухслойная кожа лишена потовых желёз и покрыта пухом и перьями. Перья разделяются на служащие для полёта маховые и рулевые и на одевающие тело покровные. Маховые и рулевые перья большие и жёсткие, покровные (контурные и пуховые) – небольшие и мягкие.

Слайд 13
Слайд 14
Описание слайда:

СКЕЛЕТ Скелет птицы состоит из черепа, позвоночника, конечностей и их поясов. Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, сращены. Стенки мозговой коробки тонкие. Челюсти лишены зубов и образуют клюв.

Позвоночник включает в себя подвижный шейный отдел и неподвижные и почти сросшиеся между собой позвонки остальных отделов. Крестцовые позвонки, кроме того, прочно соединены с тазом, обеспечивая опору при ходьбе. Хвостовые позвонки срослись в копчиковую кость – пигостиль, служащую опорой для перьев.

Скелет крыла образуют кости плеча, предплечья и кисти. Скелет ноги состоит из бедра, голени, цевки и стопы с 2–4 пальцами. Лопатки, ключицы, вороньи кости и грудина составляют плечевой пояс. Воздушные полости в костях делают скелет лёгким, а известковые соли и жёсткое соединение костей – прочным.

Лёгкость и прочность птичьих костей являются приспособлением к полёту, а также к ходьбе и лазанию по деревьям.

Слайд 15
Слайд 16
Описание слайда:

Внутреннее строение : Птицы отличаются своеобразным строением дыхательной системы. Бронхи, пронизывающие небольшие лёгкие, соединены с десятком воздушных мешков. При вдохе воздух поступает в лёгкие и в мешки, при выходе в лёгкие проходит насыщенный кислородом воздух из воздушных мешков.

Таким образом увеличивается интенсивность газообмена. Кроме того, воздушные мешки позволяют изменять плотность тела при нырянии, а также предохраняют внутренние органы от перегрева, удаляя избыток тепла. Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C.

Интенсивное кровообращение обеспечивается большим объёмом четырёхкамерного сердца и большей частотой его сокращения (до 1000 ударов в минуту у колибри). У птиц два круга кровообращения. В расширении пищевода – зобе – пища может временно храниться, размягчаясь.

В мускульном отделе желудка пища тщательно перетирается (напомним, что у птиц нет зубов); в железистом отделе желудка и кишечнике пища переваривается под действием ферментов. Толстая кишка впадает в клоаку. Органы выделения птиц – крупные бобовидные тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует.

У самцов развиты парные половые железы – семенники, в то время как у самок сохраняются только левый яичник и яйцевод. Семяпроводы от семенников впадают в клоаку. Головной мозг достаточно большой, развиты большие полушария и мозжечок. У птиц хорошо развиты зрение, слух и чувство равновесия; обоняние и вкус развиты плохо.

Глазные яблоки большие и малоподвижные; ограниченность поля зрения компенсируется подвижностью шеи. Слух особенно хорошо развит у охотящихся в темноте птиц; пещерные птицы ориентируются при помощи эхолокации.

Слайд 17
Слайд 18
Описание слайда:

Закрепление Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве ? Как приспособлено тело птицы во внешнем и внутреннем строении к полету? Какие особенности строения птиц позволяют считать, что они произошли от пресмыкающихся?

Слайд 19
Описание слайда:

Д / З Сделать Л.Р. П. 27,28( устно ответить на вопросы)

Источник: https://myslide.ru/presentation/osobennosti-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-ptic-kak-vysokoorganizovannyx-pozvonochnyx

Полость тела птиц почти полностью защищена грудной клеткой и широким тазом. В полости тела расположены внутренние органы.

Рисунок: Внутреннее строение сизого голубя. Пищеварительная, выделительная и дыхательная системы

Пищеварительная система птиц

Кости челюстей покрыты снаружи роговыми чехлами, образующими клюв. Клюв разнообразен по величине и форме, в зависимости от рода пищи и приемов ее добывания. Зубов нет, и пища проглатывается целиком, но если объем ее очень велик, то птица может отщипывать клювом кусочки. Пищевод может сильно растягиваться.

Кроме того, некоторые птицы могут набить его пищей до самого верха, не испытывая при этом особого беспокойства. У некоторых птиц (например, голубя) в конце пищевода имеется расширение — зоб, служащий для временного запасания пищи. Желудок состоит из двух отделов.

В первом из них — железистом — происходит выделение желудочного сока, под влиянием которого пища размягчается. Второй отдел –мускульный – имеет толстые стенки, в нем пища перетирается. Этому способствуют мелкие камешки, проглоченные птицей.

Переваривание происходит быстро, даже у птиц, питающихся жесткими сухими зернами, — всего за 2—3 ч. Это объясняется тем, что поддержание постоянной высокой температуры и полет требуют большого количества энергии. Поэтому птицы едят часто и вообще большую часть времени проводят активно, добывая корм. Кишечник заканчивается в клоаке.

Туда же открываются выводные пути органов размножения и мочеточники, из которых поступают продукты выделения из почек (кашицеобразная мочевая кислота).

Дыхательная система птиц

Помимо легких у птиц еще имеются воздушные мешки – полости, расположенные всюду, где имеются пространства между органами. Они соединены с легкими. В покое птица дышит, сжимая и расширяя грудную клетку. В полете же, при работе крыльев, сжимаются и расширяются воздушные мешки, воздух из которых проходит через легкие.

Поэтому чем чаще работают крылья, тем интенсивнее происходит циркуляция воздуха. Так, у голубя в покое 26 дыханий в минуту, а в полете – 400. Поэтому птица во время полета не задыхается. Кроме того, воздух, заходя в воздушные мешки, расположенные между различными органами, охлаждает их, избавляя тело птицы от перегрева.

Читайте также:  Теория опарина-холдейна - биология

Кровеносная система птиц

Кровеносная система состоит из четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения. В сердце два предсердия и два желудочка. Поэтому артериальная и венозная кровь полностью разделена и во все органы, кроме легких, поступает чистая артериальная кровь.

Сердце мощное и способно усиливать свою работу в десятки раз. Так, у голубя в покое оно сокращается 165 раз в минуту, а в полете – 550 раз.

Поэтому и обмен веществ протекает очень интенсивно и температура тела у птиц в среднем около 42 °С, а у некоторых доходит до 44,5 °С.

Рисунок: Внутреннее строение сизого голубя. Кровеносная система.

Органы чувств птиц

Лучше всего развито зрение – при быстром движении в воздухе только при помощи глаз можно с далекого расстояния оценить обстановку. Чувствительность глаз очень большая. У некоторых птиц она в 100 раз больше, чем у человека.

Кроме того, птицы могут хорошо видеть предметы, находящиеся вдали, и различать детали, находящиеся всего в нескольких сантиметрах от глаза. Птицы обладают цветным зрением, развитым лучше, чем у других животных.

Они различают не только основные цвета, но и их оттенки, сочетания.

Птицы хорошо слышат, а вот обоняние у них слабое.

Рисунок: Головной мозг птицы

Нервная система птиц

В головном мозге хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга. Мозжечок значительно больше, чем у других позвоночных, так как он – центр координации и согласованности движений, а птицы в полете совершают очень сложные движения.

По сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися у птиц увеличены полушария переднего мозга. Поэтому и поведение птиц отличается большой сложностью. Правда, многие действия их являются врожденными, инстинктивными.

Таковы, например, особенности поведения, связанные с размножением: образование пары, постройка гнезда, насиживание. Однако в течение жизни у птиц появляется все больше условных рефлексов. К примеру, молодые птенцы часто совсем не боятся человека, а с возрастом начинают относиться к людям с осторожностью.

Более того, многие научаются определять степень опасности: мало боятся невооруженных, а от человека с ружьем улетают. Домашние и ручные птицы быстро привыкают узнавать кормящего их человека.

Дрессированные птицы способны производить по указанию дрессировщика различные трюки, а некоторые (например, попугаи, майны, вороны) научаются довольно внятно повторять различные слова человеческой речи.

Источник: http://uclg.ru/education/biologiya/7_klass/mnogoobrazie_jivotnyih/mnogokletochnyie_jivotnyie/pozvonochnyie/klass_ptitsyi/lecture_osobennosti_vnutrennego_stroeniya_ptits__organyi_chuvstv.html

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом – Рефераты для всех

Цели:

создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)

Ход урока:

Орг. Момент.

  1. Повторение. Фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют

    • наличие перьев( легких и прочных)
    • обтекаемая форма тела ( при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
    • наличие хвоста, служащего птице рулём
    • образование цевки, как посадочного устройства
    • лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)

Добавление учителя:

  • клюв без зубов
  • быстрое пищеварение
  • частое удаление непереваренных остатков из организма

2. Изучение нового материала

а) постановка целей урока

Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список

б) рассказ учителя с демонстрацией презентаций и элементами беседы

– какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные

– где они расположены ( грудная, брюшная полость)

Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.

Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей

Пищеварительная система:

Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»

Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии( например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)

Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма

– какие органы составляют пищеварительную систему?

Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.

Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.

Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками

– как они туда попадают?

– для чего они нужны?

(роль зубов – перетирают пищу)

В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро

– какая пища очень быстро переваривается

( мясо, мякоть сочных плодов)

Ягоды- 10 мин.

Мелкая рыба- 15 мин.

Мышь- 4 часа

Зерно- 12-24 часа

Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее

Кровеносная система:

– какие особенности кровеносной

– какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной ( обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке

( крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)

– объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые

– какую роль играют большой и малый круги кровообращения

б) рассказ учителя с демонстрацией фолий

в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой – артериальная

большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта – кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности

артерии- капилляры- органы и ткани

в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщает
ся углекислым газом

Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов – в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения

малый- правый желудочек – артерии (венозная кровь)

в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется

от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.

Нервная система

– рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися

( точная координация движения птиц в полёте)

Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)

Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга

Дыхательная система

В) самостоятельная работа уч-ся ( с использованием вопросов инструктивной карточки)

  1. рассмотрите схему строения органов дыхания птиц

  2. запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом

  3. как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?

Источник: http://referat-4all.ru/2017/09/osobennosti-vnutrennego-stroeniya-i-zhiznedeyatelnosti-ptic-svyazannie-s-polyotom/

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Моу Вешкаймская общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева Учитель:Немова Л.Ю.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Цели:

  1. создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)
  2. показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с млекопитающими
  3. научить распознавать системы органов класса птиц
  4. научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
  5. развитие навыка систематизации понятий

Оборудование: таблица» Класс Птицы. Голубь», таблица» Внутреннее строение птицы»- рельефная, макет головного мозга птицы, фолии по теме – « Зоология. Птицы», дидактические карточки

Ход урока:

Орг. Момент.

  1. а) Повторение. Работа со слабыми уч-ся. (работа по дидактическим карточкам-10 минут, 6 уч-ся)

б) фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением.

Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют

    • наличие перьев( легких и прочных)
    • обтекаемая форма тела ( при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
    • наличие хвоста, служащего птице рулём
    • образование цевки, как посадочного устройства
    • лёгкий скелет ( наличие в костях воздухоносных путей)

Добавление учителя:

  • клюв без зубов
  • быстрое пищеварение
  • частое удаление непереваренных остатков из организма

2. Изучение нового материала а) постановка целей урока Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список б) рассказ учителя с демонстрацией фолий и элементами беседы – какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные – где они расположены ( грудная, брюшная полость) Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза. Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей

^ :

Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка» Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии( например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое) Источник пополнения энергии- пища.

Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма – какие органы составляют пищеварительную систему? Работа с фолиями: Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень. Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап.

Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.

Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками – как они туда попадают? – для чего они нужны? (роль зубов – перетирают пищу) В тонком кишечники пища переваривается и всасывается.

Пищеварение у птиц протекает быстро – какая пища очень быстро переваривается ( мясо, мякоть сочных плодов) Ягоды- 10 мин. Мелкая рыба- 15 мин. Мышь- 4 часа Зерно- 12-24 часа Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее

^

– какие особенности кровеносной – какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной ( обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке ( крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка) – объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые – какую роль играют большой и малый круги кровообращения б) рассказ учителя с демонстрацией фолий в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой – артериальная большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта – кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности артерии- капилляры- органы и ткани в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов – в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения малый- правый желудочек – артерии (венозная кровь) в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.

Читайте также:  Общая характеристика хордовых - биология

^

– рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися ( точная координация движения птиц в полёте) Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности) Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга

Дыхательная система

В) самостоятельная работа уч-ся ( с использованием вопросов инструктивной карточки)

  1. рассмотрите схему строения органов дыхания птиц
  2. запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом
  3. как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
  1. тест – стр. 240 ( Пепеляева)
  1. Д/З.: П. 46, записи в тетради

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1636129.html

Особенности строения и жизнедеятельности птиц

Особенности строения и жизнедеятельности птиц

У птиц голова небольшая, шея длинная и чрезвычайно подвижная. Челюсти лишены зубов, вытянуты и образуют клюв, одетый роговым чехлом. Форма клюва сильно варьирует в связи с разнообразием пищевых объектов.

По бокам головы расположены крупные глаза, а ниже их имеются наружные слуховые отверстия. Передние конечности превращены в летательный орган — крылья. Задние конечности имеют разнообразное строение, которое зависит от условий обитания и способов добывания пищи. Нижняя часть ног и пальцы покрыты роговыми чешуями.

Хвост короткий, снабжен веером рулевых перьев, причем у разных птиц неодинакового строения.

Кожа птиц тонкая, сухая, лишена желез. Исключение составляет лишь копчиковая железа, расположенная под корнем хвоста. Она выделяет жиросодержащий секрет, которым птица смазывает перья при помощи клюва.

Железа сильно развита у водоплавающих птиц. Кожа их покрыта своеобразным роговым покровом, состоящим из перьев.

У летающих птиц перья отмечены лишь на определенных участках кожи, а у нелетающих равномерно покрывают все тело.

Строение махового пера: а — общий вид; б — схема строения опахала; 1 — очин; 2 — стержень; 3 — опахало; 4 — бородки первого порядка; 5 — бородки второго порядка; 6 — крючочки.

У подавляющего большинства птиц имеются контурные и пуховые перья. Контурное перо состоит из стержня, очина и опахала.

Опахало образовано многочисленными отходящими от стержня по обе стороны пластинами — бородками первого порядка, на которых расположены более тонкие, сцепленные друг с другом при помощи крючков бородки второго порядка.

В результате этого сцепленное опахало представляет собой легкую упругую пластинку, которая в случае разрыва (например, ветром) легко восстанавливается. Контурные перья образуют летательные плоскости крыльев, хвоста, а также придают телу птицы обтекаемую поверхность.

Пуховые перья имеют тонкий стержень и лишены бородок второго порядка, благодаря чему они не имеют цельных опахал. Пуховые перья расположены под контурными. Основная их функция — сохранение тепла тела птицы.

Скелет птиц отличается прочностью и легкостью. Прочность обеспечивается ранним срастанием ряда костей, легкость — наличием в них воздушных полостей.

Строение черепа птиц сходно со строением черепа пресмыкающихся, но отличается большой легкостью, объемной мозговой коробкой, которая заканчивается клювом, а с боков несет огромные глазницы. У взрослой птицы кости черепной коробки срастаются до полного исчезновения швов.

Скелет птицы: 1 —нижняя челюсть; 2 — череп; 3 —шейные позвонки; 4 — грудные позвонки; 5 — плечевая кость; 6 — кости пясти и пальцев; 7—кости предплечья; 8—лопатка; 9 —ребра; 10 — таз; 11 —хвостовые позвонки; 12 — копчиковая кость; 13 — бедренная кость; 14 — кости голени; 15 — цевка; 16 — фаланги пальцев; 17 — киль грудины; 18 — грудина; 19 — коракоид; 20 — ключица.

Позвоночник, как и у всех наземных позвоночных, состоит из пяти отделов — шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового. Большую подвижность сохраняет лишь шейный отдел. Грудные позвонки малоподвижны, а поясничные и крестцовые прочно срастаются друг с другом (сложный крестец) и с костями таза.

Срастаются и некоторые кости плечевого пояса: саблевидная лопатка с вороньей костью, ключицы друг с другом, что обеспечивает прочность плечевого пояса, к которому прикрепляются передние конечности — крылья. Они содержат все типичные отделы: плечевую, локтевую и лучевую кости предплечья и кисть, кости которой срастаются.

Из пальцев сохраняются только три.

Тазовый пояс обеспечивает надежную опору для задних конечностей, что достигается сращением подвздошных костей на всем протяжении со сложным крестцом. Благодаря тому что тазовые (лобковые) кости не срастаются и широко раздвинуты, птица может откладывать крупные яйца.

Мощные задние конечности образованы типичными для всех наземных животных костями. Для укрепления голени малая берцовая кость приращена к большой берцовой. Кости плюсны срастаются с частью костей предплюсны с образованием свойственной только птицам кости — цевки.

Из четырех пальцев чаще всего три направлены вперед, один — назад.

Грудную клетку образуют грудные позвонки, ребра и грудина. Каждое ребро состоит ш двух костных отделов — спинного и брюшного, подвижно сочлененных друг с другом, что обеспечивает приближение или отведение грудины от позвоночника при дыхании. Грудина у птиц велика и имеет большой выступ — киль, к которому прикрепляются грудные мышцы, приводящие крылья в движение.

Из-за большой подвижности и разнообразия движений мускулатура птиц отличается высокой степенью дифференцированное™. Наибольшего развития достигли грудные мышцы (1/5 общей массы птицы), которые прикреплены к килю грудины и служат для опускания крыльев.

Расположенные под грудными подключичные мышцы обеспечивают поднимание крыльев. Скорость полета птиц различна: 60—70 км/ч у уток и 65—100 км/ч у сокола-сапсана. Наибольшая скорость отмечена у черного стрижа — 110— 150 км/ч.

Мощная мускулатура ног у птиц, утративших способность к полету, позволяет быстро передвигаться по суше (страусы бегают в среднем со скоростью 30 км/ч).

Интенсивная двигательная активность птиц требует больших затрат энергии. В связи с этимсистема пищеварительных органов имеет ряд особенностей. Пища захватывается и удерживается роговым клювом, в ротовой полости смачивается слюной и продвигается в пищевод.

У основания шеи пищевод расширяется в зоб, особенно хорошо развитый у зерноядных птиц. В зобе пища накапливается, набухает и частично подвергается химической переработке. В переднем, железистом отделе желудка птиц происходит химическая обработка поступающей пищи, в заднем, мускульном, — ее механическая переработка.

Стенки мускульного отдела работают как жернова и перетирают твердую и грубую пищу. Этому способствуют и проглоченные птицами камешки. Из желудка пища последовательно поступает в двенадцатиперстную кишку, тонкую и короткую толстую кишку, которая заканчивается клоакой.

Из-за недоразвития прямой кишки птицы часто освобождают кишечник, что облегчает их массу. Мощные пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа) активно выделяют пищеварительные ферментыв полость двенадцатиперстной кишки и перерабатывают пищу в зависимости от ее вида за 1—4 часа.

Большие затраты энергии требуют поступления значительного количества корма; 5080% от массы тела за сутки у мелких птиц и 20—40% у крупных.

В связи с полетом птицы имеют своеобразное строение органов дыхания.

Легкие птиц представляют собой плотные губчатые тела. Бронхи, войдя в легкие, сильно в них ветвятся до тончайших, слепо замкнутых бронхиол, опутанных сетью капилляров, где и происходит газообмен.

Часть крупных бронхов, не разветвляясь, выходит за пределы легких и расширяется в огромные тонкостенные воздушные мешки, объем которых во много раз превосходит объем легких (рис. 11.23). Воздушные мешки расположены между различными внутренними органами, а их ответвления проходят между мышцами, под кожу и в полости костей.

Акт дыхания у нелетящей птицы осуществляется путем изменения объема грудной клетки за счет приближения или удаления грудины от позвоночника. В полете такой механизм дыхания невозможен в связи с работой грудных мышц, и он совершается при участии воздушных мешков.

При подъеме крыльев мешки растягиваются и воздух через ноздри с силой засасывается в легкие и далее в сами мешки. При опускании крыльев воздушные мешки сжимаются и воздух из них поступает в легкие, где вновь происходит газообмен. Обмен газами в легких на вдохе и выдохе получил название двойного дыхания.

Приспособительное значение его очевидно: чем чаще птица машет крыльями, тем активнее она дышит. Кроме того, воздушные мешки предохраняют тело птицы от перегрева во время быстрого полета.

Высокий уровень жизнедеятельности птиц обусловлен более совершенной системой кровообращенияпо сравнению с животными предыдущих классов. У них произошло полное разделение артериального и венозного потоков крови.

Это связано с тем, что сердце птиц четырехкамерное и полностью разделено на левую — артериальную, и правую — венозную, части. Дуга аорты только одна (правая) и отходит от левого желудочка. В ней течет чистая артериальная кровь, снабжающая все ткани и органы тела.

От правого желудочка отходит легочная артерия, несущая в легкие венозную кровь. Кровь быстро движется по сосудам, газообмен происходит интенсивно, выделяется много тепла. Температура тела поддерживается постоянной и высокой (у разных птиц от 38 до 43,5°С). Это ведет к общему подъему процессов жизнедеятельности организма птицы.

В ответ на понижение температуры внешней среды птицы не впадают в спячку, как земноводные и пресмыкающиеся, а усиливают передвижение — кочевки или перелеты, т. е. мигрируют в более благоприятные условия существования.

Выделениеконечных продуктов метаболизма осуществляется крупными тазовыми почками. Мочевой пузырь отсутствует. Как и у большинства пресмыкающихся, продуктом азотистого обмена является мочевая кислота. В клоаке вода, содержащаяся в моче, всасывается и вновь возвращается в организм, а густая моча смешивается с остатками непереваренной пищи и выводится наружу.

Головной мозг птиц отличается от мозга пресмыкающихся большими размерами полушарий переднего мозга и мозжечка.

Птицы обладают острым зрением и отличным слухом. Глаза у них крупные, особенно у ночных и сумеречных птиц.

Аккомодация зрения двойная (аккомодация – изменение преломляющей силы оптической системы глаза для ясного восприятия объектов, расположенных на разном расстоянии), что достигается изменением кривизны хрусталика и расстояния между хрусталиком и сетчаткой.

У всех птиц цветовое зрение. Орган слуха представлен внутренним, средним ухом и наружным слуховым проходом. Обоняние развито слабо, за исключением немногих видов.

Размножение птиц характеризуется рядом прогрессивных черт:

  • оплодотворенные яйца, покрытые прочной скорлуповой оболочкой, откладываются не просто в наружную среду, а в специальные сооружения — гнезда
  • яйца развиваются под влиянием тепла тела родителей и не зависят от случайной непогоды, что характерно для развивающихся яиц рыб, земноводных и пресмыкающихся
  • гнезда защищаются от врагов родителями
  • птенцы не оставляются на произвол судьбы, а длительное время выкармливаются, охраняются и обучаются родителями, что способствует сохранению молодняка.

Оплодотворение у птиц внутреннее. В связи с откладкой крупных яиц, утяжеляющих птиц, у самок развит только левый яичник. У птиц самые крупные в животном царстве яйцеклетки за счет большого количества содержащегося в них желтка. Железы яйцевода выделяют подскорлуповые и скорлуповую оболочки, через многочисленные поры которых происходит газообмен зародыша с внешней средой.

Источник: http://him.na5bal.ru/voda/7166/index.html

Ссылка на основную публикацию