Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме – биология

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме — Науколандия

В природе все организмы взаимодействуют между собой, образуя различные сообщества. В каждое природное сообщество входит множество живых организмов.

Среди них есть представители всех царств живого мира – растений, животные, грибы, бактерии.

То, какие организмы обитают в конкретных условиях среды, какие сообщества они формируют, зависит от условий неживой природы (климата, местности и др.), то есть зависит от абиогенной среды.

Природное сообщество, которое сложилось на определенной территории, представляющее собой совокупность живых организмов и абиогенной среды называется биогеоценозом.

Биогеоценоз также является биосистемой как организм, однако иного, более высокого уровня. Если в организме взаимодействуют различные органы и системы органов, то в биогеоценозе — различные виды живых организмов.

У каждого вида в биогеоценозе есть свои функции, поэтому нарушение видового состава может приводить к гибели биогеоценозов.

В биогеоценозе выделяют четыре звена:

  1. Неорганические вещества и энергия солнца.
  2. Автотрофы — это растения. Они запасают солнечную энергию, синтезируя органические вещества из неорганических.
  3. Гетеротрофы — это животные и грибы. Они потребляют готовые органические вещества и используют накопленную в них энергию.
  4. Сапрофиты — это бактерии, грибы и животные. Они тоже гетеротрофы, но питаются остатками организмов или мертвыми организмами. Они разлагают органические вещества до неорганических. Таким образом завершают круговорот веществ и поток энергии.

Отличительным признаком природных сообществ является именно поток энергии и круговорот веществ.

Понятие экосистемы почти идентично понятию биогеоценоза. Однако считается, что оно более узкое, обращенное внутрь биогеоценоза.

Когда говорят об экосистеме, то подразумевают взаимодействие между отдельными организмами или организмами и абиогенной средой. Рассматривают взаимодействия внутри биогеоценоза.

Когда же говорят о биогеоценозе, то обращают внимание на его взаимодействие с другими биогеоценозами.

Растения играют в экосистемах существенную роль. Можно сказать, они формируют экосистему. Они не только синтезируют органические вещества, но и определяют внешний вид, условия среды обитания, определяют видовой состав других организмов.

Так по преобладающим растениям именуют различные биогеоценозы, определяют их границы. Совокупность растений биогеоценоза называют растительным сообществом, или фитоценозом.

Примеры лесных растительных сообществ: еловый лес, дубрава, смешанный лес, сосновый бор, березняк. Это не значит, например, что в дубраве растут только дубы, однако именно они определяют остальной видовой состав биогеоценоза.

Видовой состав любого биогеоценоза формируется не случайно, а постепенно в течение многих лет. В результате в экосистеме собираются организмы, которые могут жить друг с другом, использовать друг друга, обуславливать существование друг друга. Человек должен помнить об этом, так как разрушить систему легко, а на воссоздание потребуются годы.

Источник: https://scienceland.info/biology6/biogeocoenosis

Методическая разработка по биологии (6 класс) на тему: Методическая разработка урока “Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме”

Технология развития критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем – предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

В основе технологии РКМ лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:

   – вызов

   – реализация (осмысление)

   – рефлексия

        Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе.

Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо теоретических идей, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Тема урока: «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме»

Цель: создать условия для формирования представления о биогеоценозе, экосистеме, фитоценозе, их роли в экосистеме, о влиянии условий среды на сообщество

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование целостной картины мира – развитие элементов экологической культуры через понимание значения знаний о экосистеме.
  • Творческая и интеллектуальная активность – интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора.
  • Эмоционально-ценностное отношение к окружающей природе.
  • Коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Метапредметные:

  • Регулятивные действия – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля.
  • Познавательные действия – включают действия поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования.
  • Закрепление умения работать с информацией – умение находить, анализировать, оценивать и представлять информацию в разных формах.

Предметные:

  • Освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
  • Ознакомление с приспособленностью живых организмов  к жизни в условиях определенного сообщества.
  • Освоение знаний  о глобальных круговоротах в природе и роли живых организмов в биологическом круговороте.

Используемые приемы: «Бортовой журнал» (ТРКМ)

Форма работы: индивидуально-групповая (входя в кабинет, учащиеся получают карточку с номером группы – 5 групп)

ТРКМ представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания.  Цель образовательной технологии – развитие интеллектуальных умений учащегося, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Урок в ТРКМ имеет три стадии (фазы): вызов, реализация смысла, рефлексия.

Первая стадия – вызов.

Эта стадия позволяет:

– актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

– вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

– побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Прием «Бортовой журнал»:

  • левая колонка заполняется только на первом этапе;
  • правая колонка будет заполняться по мере выступления групп.

Урок  начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме:

 « Что вы знаете о природе? Как можно охарактеризовать природу?»

(Природа – это система, её компоненты и взаимосвязь между ними).

Результат работы оформляется каждым самостоятельно в левую колонку «Бортового журнала».

Что мне известно по данной теме. Что нового я узнал из текста.

Через 2-3 минуты учитель просит озвучить свои идеи и записывает их на доске.

В природе все растения растут не изолировано, а вместе, в сообществе,  и сегодня мы с вами с ними познакомимся. Учитель сообщает тему урока.

Вторая стадия – осмысление.

На этой стадии идет:

– получение новой информации;
– корректировка учеником поставленных  целей обучения

Ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

На стадии осмысления каждая группа самостоятельно работает с §55 и дополнительным материалом по заданию:

– прочитав соответствующий пункт параграфа и дополнительный материал, заполнить правую колонку таблицы (каждый самостоятельно);

– результаты заполнения правой колонки обсудить в группе и внести корректировки в записи;

– оформить слайд (формат А3), на котором преобразовать текстовую информацию в схему, таблицу, рисунок для представления другим группам.

Темы для работы в группах:

  1. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
  2. Структура природного сообщества. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозе
  3. Значение растений в природном сообществе
  4. Своеобразие природного сообщества
  5. Искусственные растительные сообщества.

Третья стадия – рефлексии.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

– целостное осмысление, обобщение полученной информации;

– присвоение нового знания, новой информации учеником;

– формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии группам необходимо представить результат заполнения правой колонки и презентовать свой слайд.

Подведение итогов:

  • сопоставление двух частей «Бортового журнала»
  • обсуждение полученных слайдов
  • обсуждение вопросов:
  • Приведите примеры природных сообществ
  • Какие растительные сообщества называются открытыми, а какие закрытыми? Приведите примеры
  • В чем проявляется взаимосвязь живых существ с абиотической средой в биогеоценозе?
  • В каких растительных сообществах видовой состав постоянен, а в каких меняется от года к году? Приведите примеры
  • Чем объясняется многообразие сообществ?

За каждый правильный и обоснованный ответ группа получает 2 балла. За дополнения -1 балл.

Учащимся предлагается оценить слайды по следующим критериям:

  1. Минимум текста – 2 балла
  2. Информативность – 2 балла
  3. Оригинальность -2 балла

 Учебник: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко «Биология» 6 класс §55

дополнительный материал: А.М. Былова, Н.И.Шорина «Экология растений» 6 класс §50, 51.  

Домашнее задание: §55, «Бортовой журнал»

Оценочная таблица

_№______ группы Ответы на вопросы Оценка слайдов
ФИучастников группы Работа в группе обоснованный дополнение текс Информативность Оригинальность
Мнение группы самооценка
1группа
2группа
3группа
4группа
5группа

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/10/28/metodicheskaya-razrabotka-uroka-ponyatie-o-prirodnom

Понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс)

Популяции в природе не живут изолированно. Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ними целостные системы ещё более высокого надвидового уровня организации — биотические сообщества, экосистемы.

Сообществом (биоценозом) называется совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство.

Эти образования развиваются по своим законам.

Одна из главных задач экологии — выявить эти законы; выяснить, как поддерживается устойчивое существование и развитие сообществ, какое влияние оказывают на них изменения различных факторов среды.

О том, что сообщества — не случайные образования свидетельствует то, что в сходных по географическому положению и природным условиям районах возникают похожие сообщества.

Пример:

Озера средней полосы характеризуются большим сходством фауны и флоры. В составе рыбного населения можно легко обнаружить такие хорошо всем знакомые виды, как плотва, окунь, щука, ёрш и др.

При внимательном изучении обнаруживается не только сходство видов в биоценозах, но и сходство связей между ними. Эти связи чрезвычайно разнообразны.

Читайте также:  Мутагены - биология

Входящие в сообщество виды снабжают друг друга всем необходимым для жизни — пищей, укрытиями, условиями для размножения.

Взаимодействие видов обеспечивает эффективное использование ресурсов сообщества, препятствует бесконтрольному росту численности тех или иных организмов, т.е. выполняет роль регуляторов, поддерживающих устойчивое функционирование сложных природных систем.

Природное жизненное пространство, занимаемое сообществом, называется биотопом (или экотопом).

Биотоп вместе с сообществом (биоценозом) образуют биогеоценоз, в котором длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы.

Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность живых организмов (биоценоз) и абиотической среды вместе с занимаемым ими участком земной поверхности (биотопом).

Граница биогеоценоза устанавливается, как правило, по границе растительного сообщества (фитоценоза) — важнейшего компонента биогеоценоза.

Растительные сообщества обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно при изменении природных условий.

Переходные зоны между сообществами называют экотоны.

Пример:

На границе лесов и тундры на севере нашей страны имеется переходная зона — лесотундра. Здесь чередуются редколесья, кустарники, сфагновые болота, луга. На границе леса и степи простирается зона лесостепи. Более увлажненные участки этой зоны заняты лесом, сухие — степью.

От участка к участку меняется не только состав растительности, но и животный мир, особенности вещественно-энергетического обмена между организмами и физической средой их обитания.

Экосистема (от греч. oikos — жилище и systema — объединение) — это любое сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединённые обменом веществ и энергии в единый комплекс.

Рассмотрение экосистемы важно в тех случаях, когда речь идет о потоках вещества и энергии, циркулирующих между живыми и неживыми компонентами природы, о динамике элементов, поддерживающих существование жизни, об эволюции сообществ. Ни отдельный организм, ни популяцию, ни сообщество в целом нельзя изучать в отрыве от окружающей среды. Экосистема, по сути, это то, что мы называем природой.

Пример:

Примером экосистемы может служить пруд, включающий сообщество его обитателей, физические свойства и химический состав воды, особенности рельефа дна, состав и структуру грунта, взаимодействующий с поверхностью воды атмосферный воздух, солнечную радиацию.

Экосистема и биогеоценоз — близкие понятия, но если термин «экосистема» подходит для обозначения систем любого ранга, то  «биогеоценоз» — понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты определёнными единицами растительного покрова — фитоценозами.

Обрати внимание!

Не любая экосистема является биогеоценозом, но любой биогеоценоз — экосистема.

Экосистема — понятие очень широкое и применимое как к естественным (например, тундра, океан), так и к искусственным комплексам (например, аквариум).

Масштабы экосистем могут быть различны:

Пример:

Почка дерева, лужа, разрушающийся пень с его обитателями.

  • Мезоэкосистема = биогеоценоз.

Пример:

Ельник, дубрава, березняк, ивняк, болото.

  • Мегаэкосистема — биом или природная зона.

Все природные экосистемы связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему — биосферу. Она охватывает часть атмосферы, часть литосферы и всю гидросферу. Целостное учение о биосфере создал выдающийся отечественный ученый В. И. Вернадский (1863—1945).

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 класс // ДРОФА
Каменский А. А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10-11 класс // ДРОФА

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/obschie-biologicheskie-zakonomernosti/osnovy-ekologii-13908/ekologicheskie-soobshchestva-biotcenoz-biogeotcenoz-ekosistema-13954/re-5662f786-ff91-4b3d-b3c1-a6a2ffecbb86

Биология в лицее

Природные сообщества

В разделе “Природные сообщества” вы можете изучить:

Экологические факторы и их влияние на растения

Характеристика основных экологических групп растений

Растительные сообщества. Луг и болото как природные сообщества

Взаимосвязи растений в сообществе. Смена растительных сообществ

Понятие о природном сообществе

В природе все организмы существуют не одиночно, а живут совместно, сообща, взаимодействуя друг с другом. При этом они образуют своеобразные природные комплексы живых организмов.

В них входит обычно много разных видов растений, грибов и многообразных бактерий. В них также много разнообразных животных. Такие природные комплексы живых организмов возникают не случайно.

Они всегда обусловлены конкретными природными условиями – абиотической средой (т.е. неживой природой).

Сложившийся комплекс живых организмов, характерный для данных конкретных условий, представляет собой единую природную целостность. Такое взаимодействующее единство комплекса разнообразных организмов и условий абиотической среды называют природным сообществом, или биогеоценозом (от греч. биос – “жизнь”, гео – “земля”, койнос – “общий”).

Понятие о биогеоценозе ввел в науку российский ученый-геоботаник .

Природное сообщество (биогеоценоз) – это совокупность растений, животных, бактерий, грибов и условий абиотической среды на определенной территории.

Такая естественная совокупность живых организмов и условий окружающей среды представляет собой единство биогеоценоза как особой живой системы –  биосистемы. Лес, луг, поле, болото – это особые биогеоценозы или биосистемы.

Одни организмы из неорганических веществ и солнечной энергии создают органические вещества и запасают в них энергию. Это многочисленная группа зеленых растений – автотрофы. Другая группа организмов – гетеротрофы – потребляют созданные растениями органические вещества и энергию. Это животные и грибы.

Третья группа – тоже гетеротрофы (это бактерии, грибы, животные), но они разлагают мертвые органические вещества до неорганических веществ (соли, углекислый газ, вода).

В результате образовавшиеся неорганические вещества возвращаются снова в окружающую среду, где они вновь поглощаются зелеными растениями в процессе их фотосинтеза  и почвенного питания.

В итоге такого взаимодействия в биогеоценозе создается круговорот веществ и поток энергии движение веществ и энергии из окружающей среды к одним организмам (к растениям), от них – к другим организмам (различным гетеротрофам), а от них – вновь в окружающую среду.

Круговорот веществ и поток энергии является важным свойством любого природного сообщества (биогеоценоза).

Этим взаимодействием живых организмов и условий абиотической среды в биогеоценозе обеспечивается единство компонентов биогеоценоза, которое называют  экологической системой или экосистемой.

Понятия “экосистема” и “биогеоценоз” (как и “биосистема”) применимы к одному и тому же природному явлению – природному сообществу как его разные характеристики.

Понятие “экосистема” обычно используется, когда рассматриваются взаимосвязи и взаимодействие между компонентами сообщества.

А понятие “биогеоценоз” обычно используется, когда идет речь о конкретном природном комплексе условий среды и живых организмов, занимающих определенную территорию и имеющих определенный видовой состав населения.

Существенной частью взаимодействующего природного комплекса – биогеоценоза (экосистемы) являются зеленые растения, в том числе деревья, кустарники, кустарнички и травы. Произрастая рядом друг с другом и взаимодействуя между собой, они тоже проявляются в экосистеме как единство, которое выполняет определенные функции как важное звено в круговороте веществ.

Помимо главной автотрофной функции, зеленые растения в биогеоценозе выполняют и другие: определяют его внешний вид, влияют на условия среды обитания, участвуют в определении состава всего населения.

По названию многочисленных видов растений именуют биогеоценоз. По растениям определяют границы природного сообщества. Вот почему в характеристике любого биогеоценоза важной его частью выступает совокупность зеленых растений, которую называют растительным сообществом, или фитоценозом (от греч. фитон – “растение” и койкос – “общий”).

Все фитоценозы, переходя один в другой, образуют растительный покров Земли, или растительность нашей планеты. А все биогеоценозы создают живой покров на Земле.

В природное сообщество входят различные виды растений, но на однородных участках земной поверхности, в сходных почвенно-климатических условиях обычно произрастают похожие их комплексы. По ним сравнительно легко можно отличить один биогеоценоз от другого.

Например, сосновый лес с большим количеством растущей там черники заметно отличается от соснового леса, в котором на почве произрастают мхи.

Иначе выглядит сосновый лес с зелеными мхами или со сфагнумом. Совсем разными оказываются сосновые и еловые леса.

Очень существенно различаются и другие растительные сообщества, например хвойные и лиственные леса, луговые, степные и болотные сообщества.

Своеобразие любого природного сообщества прямо зависит от видового состава живых организмов, из которых оно образовано. Его характеризует и то, в каком количестве представлены в нем виды.

Если в природном сообществе в большом количестве представлена , то мы не ошибемся, если назовем его еловым лесом.

Но если в нем одинаково много и и (или ), то это будет другое растительное сообщество – смешанный лес (например, березняк с подростом ели).

Дубрава – природное сообщество, в котором из древесных пород в наибольшем количестве представлен . Дубрава, ельник, сосновый бор, березняк – это все будут разные типы природных сообществ.

Своеобразие природного сообщества зависит также от качества тех условий среды, в которых находится сообщество. Комплекс бактерий, грибов, лишайников, растений и животных, черпая средства жизни из окружающей абиотической среды, сам сильно влияет на нее, создавая неповторимую в иных условиях среду обитания внутри биогеоценоза.

Измененная живыми организмами внутренняя среда сообщества называется местообитанием, или биотопом (от греч. биос – “жизнь” и топос – “место”). Местообитание (биотоп) – это не территория, занимаемая сообществом, а присущий ему комплекс экологических условий среды (“внутренняя среда”), в создании которого сами организмы тоже принимают участие.

Видовое население в биогеоценозе появляется не случайно. Оно формируется постепенно в течение многих лет. В итоге здесь собираются виды, как бы взаимно дополняющие друг друга: по использованию имеющихся условий, по их биологическим потребностям и по их жизненным формам. Это позволяет на одной и той же территории разместиться большому количеству разных видов растений и животных.

Так, в лесном биогеоценозе произрастают деревья, кустарники и травы. В луговых и степных биогеоценозах древесных видов нет. Но произрастают разные по жизненным формам травы: стержнекорневые, ползучие, кистекорневые, корневищные, луковичные и др.

Они размещают свои вегетативные и генеративные органы, не мешая друг другу в пространстве и во времени в ходе вегетационного периода.

В зависимости от того, какие здесь произрастают растения, рядом с ними поселяются и другие представители живого мира – грибы, бактрии и животные.

Читайте также:  Наследственная изменчивость. закон гомологических рядов в наследственной изменчивости - биология

Биогеоценоз, или природное сообщество живых организмов и условий абиотической среды на определенной территории, проявляется в природе как единое целое.

Существенным свойством биогеоценоза является круговорот веществ.

Названиями “биогеоценоз”, “биосистема” и “экосистема” характеризуется с разных позиций одно и то же природное явление – совокупность живых организмов и условий абиотической среды. 

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/prirodnye_soobshhestva/0-12

Сообщество, экосистема, биогеоценоз (стр. 1 из 3)

МОУ Краснооктябрьская средняя школа

Реферат

по биологии

на тему:

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

сообщество биогеоценоз эеосистема

2009 г.

Содержание

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Состав и структура сообщества

Потоки вещества и энергии в экосистеме

Продуктивность сообщества

Саморазвитие экосистемы

Список использованной литературы

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

Популяция – группировка особей одного вида, способная к самовоспроизведению на определенной территории. Популяции способны к изменчивости и самовозобновлению.

Но, хотя популяции и способны к самостоятельному существованию, они не могут жить изолированно.

Они взаимодействуют с популяциями других видов, образуя вместе с ними целостные системы еще более высокого уровня организации – биотические сообщества (биоценозы), экосистемы.

Сообщество (биоценоз) (греч. bios — жизнь, koinos — общий) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на однородном участке территории или акватории. Термин «биоценоз» предложил немецкий зоолог К.Мебиус в 1877г.

Приспособленность членов сообщества к совместной жизни выражается в определенном сходстве их требований к важнейшим условиям среды (освещенность, характер увлажнения почвы и воздуха, тепловой режим и т. д.) и в закономерных отношениях друг с другом. Связь между организмами необходима для осуществления их питания, размножения, расселения, защиты и т. д.

Масштабы биоценотических группировок организмов (биоценозов) различны — от сообществ на стволе дерева, в норе или на болотной кочке (их называют микросообществами) до населения участка дубравы, соснового или елового леса, луга, озера, болота или пруда. Принципиальной разницы между сообществами разных масштабов нет, поскольку мелкие сообщества являются составной частью более крупных, для которых характерно возрастание сложности и доли косвенных связей между видами.

Составными частями биоценоза являются фитоценоз (устойчивое сообщество растений), зооценоз (совокупность взаимосвязанных видов животных), микоценоз (сообщество грибов) и микробиоценоз (сообщество микроорганизмов).

Экосистема и биогеоценоз. Сообщества организмов тесно связаны не только друг с другом, но и с неорганической средой. Растения могут существовать только при наличии света, углекислого газа, воды, минеральных солей.

Животные и другие гетеротрофные организмы (грибы, большинство бактерий) живут за счет автотрофов, но нуждаются в поступлении таких неорганических соединений, как кислород и вода.

В любом биотопе запасы неорганических соединений, необходимых для поддержания жизнедеятельности населяющих его организмов, сравнительно малы и постоянно убывают, поэтому необходимо их возобновление.

Из окружающей среды живые организмы поглощают биогенные элементы и энергию и возвращают их обратно (например, при дыхании, выделении экскрементов, разложении растительных и животных остатков). Благодаря этим обменным процессам биоценоз и окружающая его неорганическая среда (экотоп) представляют собой сложную систему, получившую название экосистема или биогеоценоз (см. рис.

1). Рис. 1Схема биогеоценозов

Таким образом, биогеоценоз — это однородный участок земной поверхности с определенным составом живых организмов (биоценоз) и определенными условиями среды обитания (биотоп), которые объединены обменом веществ и энергии в единый природный комплекс. Во многих странах мира такие природные комплексы называют экологическими системами (экосистемами).

Биогеоценоз и экосистема — понятия сходные, но не тождественные.

Понятие «экосистема» не имеет ранга и размерности, поэтому оно применимо как к простым (муравейник, гниющий пень) и искусственным (аквариум, водохранилище, парк), так и к сложным естественным комплексам организмов с их средой обитания.

Биогеоценоз, согласно российскому ученому В. Н, Сукачеву, отличается от экосистемы определенностью объема.

Если экосистема может охватывать пространство любой протяженности — от капли прудовой воды с содержащимися в ней микроорганизмами до биосферы в целом, то биогеоценоз — это экосистема, границы которой обусловлены характером растительного покрова, т. е. определенным фитоценозом. Следовательно, любой биогеоценоз является экосистемой, но не всякая экосистема есть биогеоценоз.

Состав и структура сообщества

Формирование сообщества осуществляется за счет межвидовых связей, которые определяют его структуру, т. е. упорядоченность строения и функционирования экосистемы. Различают видовую, пространственную и трофическую структуру сообщества.

Видовая структура сообщества. Под видовой структурой сообщества понимают разнообразие в нем видов и соотношение численности или биомассы всех входящих в него популяций.

Организмы разных видов обладают неодинаковыми требованиями к среде, поэтому в разных экологических условиях формируется неодинаковый видовой состав.

Если биологические особенности какого-то вида резко отличаются в этом плане от других видов, то этот вид вследствие конкуренции выпадает из сообщества и входит в другой, соответствующий ему биогеоценоз.

Другими словами, в каждом сообществе происходит естественный отбор наиболее приспособленных к данным экологическим условиям организмов.

Различают бедные и богатые видами сообщества.

В полярных ледяных пустынях и тундрах при крайнем дефиците тепла, в безводных жарких пустынях, сильно загрязненных сточными водами водоемах сообщества крайне бедны видами, поскольку лишь немногие из них могут адаптироваться к таким неблагоприятным условиям.

В тех же биотопах, где условия окружающей среды близки к оптимальным, наоборот, возникают чрезвычайно богатые видами сообщества (общее число видов живых организмов в таких экосистемах составляет от нескольких сотен до многих тысяч). Примерами могут служить влажные тропические леса, сложные дубравы, пойменные луга.

Виды, преобладающие в сообществе по численности особей или занимающие большую площадь, называютдоминантами .

Например, в наших лесах среди деревьев доминирует ель, в травяном покрове — кислица, зеленый мох, среди мышевидных грызунов — полевки и т. д. Однако далеко не все доминантные виды одинаково влияют на сообщество.

Среди них выделяются средообразующие виды, которые играют главенствующую роль в определении состава, структуры и свойств экосистемы путем создания среды для всего сообщества.

Каким же образом определенные виды растений создают среду для всего сообщества? В качестве примера рассмотрим хвойный лес. В ясные летние дни под пологом елового леса освещенность в 1,5—2 раза меньше, а температура воздуха на 0,2—0,8°С ниже, чем под широколиственными деревьями.

Под густые кроны ели проникает в 2—2,5 раза меньше атмосферных осадков, чем под кроны березы, осины, дуба.

И, наконец, лиственная опада под елью состоит преимущественно из хвои, которая очень медленно разлагается, в результате чего под елью формируется мощная подстилка с низким содержанием необходимого для всех растений гумуса.

В некоторых случаях средообразователями могут быть и животные. Например, на территориях, занятых колониями сурков, именно их деятельность определяет в основном характер ландшафта, микроклимат и условия произрастания травянистых растений.

Кроме относительно небольшого числа видов-доминантов, в состав сообщества входит обычно множество малочисленных и даже редких форм, которые создают его видовое богатство, увеличивают разнообразие биоценотических связей и служат резервом для пополнения и замещения доминантов.

Эти виды придают сообществу устойчивость и обеспечивают его функционирование в разных условиях. Следовательно, чем выше видовое разнообразие, тем полнее используются ресурсы среды обитания и тем стабильнее сообщество.

Кроме того, большое биоразнообразие является гарантом сложности пространственной структуры сообщества.

Пространственная структура. Эта структура сообщества определяется, прежде всего, сложением фитоценоза.

Как правило, фитоценозы расчленены на достаточно хорошо отграниченные в пространстве (по вертикали и по горизонтали), а иногда и во времени элементы структуры.

К таким элементам относятся ярусы и микрогруппировки . Первые характеризуют вертикальное, вторые — горизонтальное расчленение фитоценозов.

Основной фактор, определяющий вертикальное распределение растений, — количество света, обусловливающее температурный режим и режим влажности на разных уровнях над поверхностью почвы.

Растения верхних ярусов более светолюбивы, чем низкорослые, и лучше них приспособлены к колебаниям температуры и влажности воздуха; нижние ярусы образованы растениями менее требовательными к свету; травянистый покров леса в результате отмирания листьев, стеблей, корней участвует в процессе почвообразования и тем самым влияет на растения верхнего яруса.

Ярусы (I—V) особенно хорошо заметны в лесах умеренного пояса (рис. 2). В них можно выделить 5-6 ярусов: первый (верхний) ярус образуют деревья первой величины (дуб черешчатый, липа сердцевидная, вяз гладкий и др.); второй — деревья второй величины, а также кустарник

Рис. 2. Ярусность в лесу

(рябина обыкновенная, дикие яблоня и груша, черемуха и др.

); третий ярус состоит из высоких трав (чистец лесной, крапива, сныть обыкновенная) и кустарничков (черника); четвертый ярус состоит из высоких трав (чистец лесной, крапива, сныть обыкновенная) и кустарничков (черника); пятый ярус сложен из низких трав (осока волосистая, копытень европейский); в шестом ярусе — мхи, лишайники.

Источник: http://MirZnanii.com/a/329656/soobshchestvo-ekosistema-biogeotsenoz

Конспект урока по теме “Сообщество, экосистема, биогеоценоз”

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Конспект открытого урока по биологии

по теме

«Сообщество, экосистема, биогеоценоз»

Учитель: Егорова Юлия Витальевна

Шадринск, 2017 год

Цели урока: 1. Сформировать понятие о природных сообществах, их многообразии.

2. Дать понятие «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера», о взаимосвязях организмов.

Задачи урока:

1. Образовательные:

конкретизировать знания учащихся о сообществе, экосистеме, биогеоценозе их структуре, компонентах и свойствах;

сформировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»;

расширить знания учащихся об экосистемах;

-закрепить экологические термины.

2. Развивающие:

1. Информационные

-продолжить развитие умений работы с различными видами и источниками информации;

– развивать умение работать со схемами, рисунками, мультимедийным проектором;

2. Интеллектуальные

-развивать умение сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности;

– развивать коммуникативные способности у обучающихся.

3. Воспитательные:

-продолжить воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: 1. Таблица «биоценоз» леса, «биоценоз» водоёма;

2. ТСО: проектор, компьютер;

3. Таблички с названиями растений и животных, клубок ниток.

Структура урока

  1. Организационный момент. (2 мин)

  1. Повторение изученного материала: (5 мин)

  1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

  2. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала (27 мин)

IV. Рефлексия. (5 мин)

V. Домашнее задание.(1 мин)

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание спокойной, деловой обстановки.

II. Повторение изученного материала

  1. Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.

-Добрый день! На прошлом уроке мы с вами закончили изучать популяционно-видовой уровень организации. Сегодня мы преступаем к изучению новой главы и нового уровня организации жизни. Из этой главы вы узнаете о составе и основных свойствах экосистем, о направлениях и темпах изменений природных экосистем, о том, как происходит перенос вещества и энергии в сообществах.

-Наверное, вы уже догадались, как называется этот уровень? (Экосистемный)

На уроке мы познакомимся с новыми понятиями: «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера». Сформируем понятие о природных сообществах, их многообразии.

Откройте тетради и запишите тему урока. (Слайд 1)

А для начала решим экологический пример: особь + особь +…+ особь = ( вид)
вид + …+ вид = (популяция) (дать определение популяции и вида). (Слайд 2,3)

  1. Изучение нового материала.

Могут ли особь, популяции, виды жить изолированно от других видов живых организмов? Докажите.

Вывод: (слово учителя) На определённой территории совместно проживают различные виды живых организмов, которые влияют друг на друга, либо угнетают, либо способствуют процветанию.

Такая совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство называется сообществом или биоценозом (записать определение).

  • Сообщество (биоценоз) – совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определенном пространстве и представляющих собой определенное экологическое единство. (Слайд 4)

Сообщества – не случайные образования. На формирование сообщества влияют многие факторы: абиотические (климат, химический состав воды, почвы), биотические (конкуренция, паразитизм) и антропогенные(вырубка лесов, высушивание болот, браконьерство). (Ученики называют эти факторы).

Входящие в сообщество виды снабжают друг друга всем необходимым для жизни – пищей, укрытием, условиями для размножения.

Игра 8 человек. Каждому игроку вешают на шею на веревочке табличку с названием животного и растения: лиса, сова, мышь, заяц, воробей, ястреб, берёза, зерно. Игроки выстраиваются в круг. Одному из них дается клубок. По команде он бросает клубок тому животному или растению, которое он ест или которое его ест.

Игроки могут подсказывать друг другу, куда надо бросать клубок. Два раза направлять клубок тому же самому животному или растению запрещается. Игра продолжается до тех пор, пока есть, кому передавать клубок. В результате всех перебрасываний клубка образуется запутанная сеть пищевых связей-цепей, объединяющих воедино всех животных и растений.


-Представьте себе, что от охотников, от болезней и от других причин исчезли все зайцы.Учитель ножницами разрезает ниточки, ведущие к игроку с табличкой “Заяц” и уводит игрока в сторону, ниточки при этом распадаются. Но сообщество еще сохраняется.

-А если по какой-то причине погибнут и другие животные, то цепи могут разрушиться полностью. Уводит в сторону “Мышь”, “Голубя”. 


ВЫВОД: (делают ученики) чем многообразнее и разветвлённее взаимосвязи в сообществе между живыми организмами, тем более оно устойчивее.

Совокупность растений входящих в биоценоз называют фитоценозом. (Слайд 5) Границы фитоценозов совпадают с границами биоценозов и носят названия по доминирующим видам. Рассмотрим на примере ельника. (Слайд 5)

Еловый лес – совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве – сплошной зелёный ковёр мхов.

 В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре обычно разрастаются густые заросли черники – такой лес называется ельником-черничником. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами, как правило, развивается сплошной покров кислицы. Такой лес называют ельником-кисличником.

На почвах, особенно бедных и очень сырых под елями расстилается сплошной довольно толстый ковёр мха кукушкина льна.

Растительные сообщества обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно. На границе лесов и тундры на севере нашей страны имеется переходная зона- лесотундра. На границе леса и степи простирается зона лесостепи.

Виды связаны не только между собой, но и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию. Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи используют термин «биогеоценоз» или «экосистема».

  • Экосистема (от греч. oikos— жилище и systema — объединение) — это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс. (Слайд 6)

Экосистема и биогеоценоз — близкие понятия, но если термин «экосистема» подходит для обозначения систем любого ранга, то  «биогеоценоз» — понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты определёнными единицами растительного покрова — фитоценозами.

Не любая экосистема является биогеоценозом, но любой биогеоценоз — экосистема.(Слайд 7)

Уче­ние о био­гео­це­но­зе и сам тер­мин со­здал рус­ский бо­та­ник Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич Су­ка­чёв. (Слайд 8)

Эко­си­стем на Земле очень много, су­ще­ствен­ным свой­ством каж­дой из них яв­ля­ет­ся кру­го­во­рот ве­ществ и по­то­ков энер­гии.

Энергия и вещества постоянно необходимы живым организмам, и они черпают их из окружающей природы, тем самым образуя круговорот вещества и энергии.

Совершенно ясно, что, если бы живые организмы безвозвратно заимствовали все необходимые им питательные вещества из неживой природы, ничего при этом не возвращая обратно, запасы питательных веществ на Земле иссякли бы и жизнь прекратилась.

Этого не происходит, потому что питательные вещества постоянно возвращаются в окружающую среду в результате жизнедеятельности самих организмов.

Биогеоценозы могут быть разных размеров: (Слайд 9)

  • кочка среди болота или пень в лесу, нора с ее населением, аквариум- примеры микробиогеоценозов, или микроэкосистем.

  • определенную растительную ассоциацию со всеми ее компонентами ( например, ельник-кисличник, ельник- брусничник и т.п.), озеро можно назвать мезобиогеоценозом, или мезоэкосистемами,

  • а океан, суша и отдельные типы растительности (лес, степь, луг и т.п.)являются макробиогеоценозами, или макроэкосистемами.

По ходу объяснения обучающиеся составляют схему.

По происхождению экосистему можно разделить на (Слайд 10)

  • Естественную- формируются под влиянием природных факторов (луг, болото)

  • Искусственную- создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности (поля, парки, лесопосадки, скверы)

По ходу объяснения обучающиеся составляют схему:

Посмотрите на таблицу и сравните в чём особенность искусственного биогеоценоза?

Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. (Таблица 1)

Задание. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

  • состоят из большого числа видов;

  • способны к саморегуляции;

  • неспособны к саморегуляции;

  • состоят из небольшого числа видов;

  • все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву;

  • значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения;

  • единственным источником энергии является солнечный свет;

  • основной движущей силой эволюции является искусственный отбор;

  • основной движущей силой эволюции является естественный отбор;

  • процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему, эта экосистема называется биосферой. Она охватывает часть атмосферы, часть литосферы и всю гидросферу. Целостное учение о биосфере создал выдающийся отечественный ученый В. И. Вернадский (1863—1945).

IV.Рефлексия

1. Какие из известных вам сообществ и экосистем имеют более или менее четкие границы?

2. Можно ли считать сообществом все популяции птиц, населяющие лесной массив?

3. Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир сообщества?

V. Домашнее задание пр. 5.1(Слайд 11)

Таблица 1 Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.

Сравниваемая категория

биогеоценоз

агроценоз

Направление действия отбора

Действует естественный отбор, выбраковывающий нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор, формирует устойчивую экосистему

Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью

Круговорот основных питательных элементов

Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью.

Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется

Видовое разнообразие и устойчивость

Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость

Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость.

Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости

Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия).

Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение продуктивности.

Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади)

Биомасса экосистем суши

превышает продуктивность экосистем Мирового океана в 3 раза; основная продукция биомассы потребляется консументами.

Занимая 10%площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем биогеоценозы

Задание 1. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

  • состоят из большого числа видов;

  • способны к саморегуляции;

  • неспособны к саморегуляции;

  • состоят из небольшого числа видов;

  • все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву;

  • значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения;

  • единственным источником энергии является солнечный свет;

  • основной движущей силой эволюции является искусственный отбор;

  • основной движущей силой эволюции является естественный отбор;

  • процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.

Лиса

Заяц

Ястреб

Береза

Мышь

Зерно

Сова

Воробей

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-tiemie-soobshchiestvo-ekosistie.html

Ссылка на основную публикацию