Основные систематические группы рыб – биология

Задачи: познакомить учащихся с биологическими и систематическими признаками строения рыб, многообразием и образом жизни важнейших систематических групп.

Оборудование: таблицы с изображением представителей хрящевых, костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и костистых рыб.

Методы и методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы с использованием изобразительных наглядных пособий.

Ход урока

В начале урока учитель знакомит учащихся с его познавательными задачами и проводит уплотненную проверку знаний: устную индивидуальную о размножении рыб и письменную индивидуальную (по дидактическим карточкам) о внутреннем строении рыб.

Вопросы для устной проверки знаний:

1. Органы размножения и нерест рыб.

2. Развитие рыб от оплодотворения икры до начала самостоятельного питания.

3. Забота о потомстве у рыб. Живородящие рыбы.

Дидактические карточки:

Карточка 3. На рисунке изображены скелет рыбы; туловищный и хвостовой позвонки.

Напишите, какие части скелета рыбы и части позвонков обозначены цифрами… Благодаря чему позвоночник рыбы обладает большой гибкостью и какое это имеет значение?

Карточка 4. На рисунке изображены: органы полости тела рыбы.

Напишите, какие органы полости тела рыбы обозначены цифрами… Какое значение в жизни рыбы имеет плавательный пузырь?

Карточка 5. На рисунке изображены: схема нервной системы рыбы; головной мозг рыбы.

Напишите, какие отделы нервной системы и отделы головного мозга рыбы обозначены цифрами… Какие отделы головного мозга у рыб наиболее развиты и какое это имеет значение?

Знакомство с важнейшими систематическими группами начинается с сообщения о том, что ныне живущие рыбы имеют между собой разное родство и появились на Земле в различное время.

Затем учитель предлагает учащимся установить сходство в строении рыб, относящихся к разным классам, но живущим в толще воды (акулы, сельди) или вблизи дна (скаты, камбалы), и подводит их к выводу о том, что такие признаки сходства, как окраска, форма тела или плавников, носят приспособительный, или биологический, характер.

После этого учащиеся отвечают на вопрос: чем различаются и сходны между собой акулы и сельди, скаты и камбалы? Обобщая полученные ответы, учитель отмечает, что такие признаки сходства и различия, как хрящевой или костный скелет, жаберные щели или жаберные крышки, свидетельствуют о близком или дальнем родстве рыб и развиваются независимо от жизни в тех или иных местах обитания и являются систематическими.

Демонстрируя изображения хрящевых рыб, учитель объясняет, что они разделены на несколько отрядов акул и скатов. Затем проводится беседа, в ходе которой устанавливаются характерные черты хрящевых рыб (хрящевой скелет, кожа с особой чешуей, жаберные щели, отсутствие плавательного пузыря), отмечаются различия в строении и образе жизни акул и скатов.

Рассказывая об акулах, живущих в толще воды и ведущих в основном хищный образ жизни, учитель отмечает их характерные особенности строения, такие, как веретеновидная (торпедообразная) форма тела, голова с удлиненным рылом – рострумом, кинжаловидные зубы, расположение рта на брюшной стороне тела и жаберных щелей по его бокам, мощный неравнолопастной хвост. В беседе о скатах как придонных рыбах, питающихся преимущественно моллюсками, указываются уплощенное в спинно-брюшном направлении тело, сращение краев грудных плавников с боками головы и туловища, исчезновение или перемещение спинных плавников на хвост, развитость у некоторых видов электрических органов.

Демонстрируя изображения костных рыб, учитель сообщает, что к этому классу относят большинство видов рыб (11 тыс., а хрящевых только около 700) и задает вопрос: каковы причины многообразия костных рыб? Внимание учащихся обращается на развитие у костных рыб таких ароморфных особенностей, как костные жаберные крышки, костный скелет и пр.

Учитель отмечает, что названные признаки у рыб этого класса развиты неодинаково и среди костных рыб выделяют костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и костистых. Далее учитель называет наиболее известных рыб каждой систематической группы, демонстрирует их изображения, выясняет в процессе беседы особенности их строения и образа жизни.

Далее учащиеся сравнивают представителей костно-хрящевых, или осетровых, рыб, обращают внимание на особенности чешуйчатого покрова, неравнолопастной хвостовой плавник (как у акулы), удлиненное рыло (рострум), рот, расположенный на нижней стороне тела. Обобщая ответы учащихся, учитель поясняет, что у осетровых скелет костно-хрящевой, развиты хорда и плавательный пузырь. Беседа об осетровых заканчивается рассказом учителя об их распространении, численности, промысловом значении и охране.

О двоякодышащих рыбах сообщается, что это древние рыбы, о чем свидетельствуют сохранившаяся хорда, отсутствие развитых тел позвонков.

Обращается внимание на превращение у них плавательного пузыря в легкие и разделение в связи с этим предсердия неполной перегородкой на левую и правую части, что обеспечило им возможность жить в пересыхающих водоемах.

В дополнение к этому учитель рассказывает об образе жизни австралийского рогозуба и африканского чешуйчатника.

Отметив, что кистеперые рыбы близки к двоякодышащим, учитель демонстрирует изображение их единственного современного представителя – латимерии.

Обращает внимание на признаки древности этой группы рыб (скелет в основном хрящевой, сохранилась хорда) и сходство с рогозубом (мясистые плавники, плавательный пузырь, превратившийся в парное легкое, ноздри, сообщающиеся с ротоглоткой).

Сообщение о кистеперых рыбах всегда вызывает большой интерес у школьников, поэтому учитель может рассказать, что в декабре 1938, декабре 1952, ноябре 1954 гг. на большой глубине в Индийском океане у Коморских островов были пойманы эти загадочные рыбы латимерии.

Знакомя с костистыми рыбами, учитель сообщает о многочисленности их видов (около 96 % всех видов рыб), особенностях их строения (костная чешуя, окостеневший скелет, наличие хорды только в зародышевой стадии развития, плавательный пузырь у большинства), обитании почти во всех водоемах на планете. Затем называет важнейшие отряды этой группы рыб, демонстрирует их представителей, предлагает учащимся сравнить между собой рыб двух-трех отрядов и назвать признаки их различия.

Читайте также:  Местообитание, особенности внешнего строения, скелета и мышц млекопитающих - биология

После изучения многообразия рыб учитель на классной доске вместе с учащимися составляет схему классификации рыб, что способствует систематизации полученных знаний и их закреплению.

Подведя итоги урока, учитель дает задание на дом: прочитать в учебнике текст параграфа и ответить на вопросы; в тетради заполнить таблицу «Основные систематические группы рыб».

Источник: http://www.veselyy-ranets.ru/index.php/biologiya/5097-urok-biologii-osnovnye-sistematicheskie-gruppy-ryb

Видеоурок «Основные систематические группы рыб»

Содержание:

§ 1  Систематика рыб

В этом уроке мы вспомним, что такое систематика и хорда, познакомимся с особенностями систематики рыб, а также узнаем, кто является основоположником классификации этой группы животных. Помимо этого, мы рассмотрим характерные особенности хрящевых и костных рыб.

Систематика в биологии — это научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов, а также практическое приложение этих принципов к построению системы, иначе говоря, описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов. Самой крупной систематической группой является царство, самой мелкой – вид. Между этими систематическими группами есть множество промежуточных. Рассмотрим подробней систематику рыб.

При изучении систематического положения рыб наиболее значимыми для нас будут следующие систематические группы: Царство – Тип – Подтип – Надкласс – Класс – Отряд.

Все рыбы относятся к царству животные, типу хордовые. Вспомним, что такое хорда. Слово хорда образовано от греческого chorde – струна.

Хордой называют гибкий скелетный стержень у зародышей всех позвоночных животных; у некоторых она сохраняется и во взрослом состоянии. Хорда находится на спинной стороне тела под нервной трубкой и тянется от головы до хвоста.

В процессе развития зародыша хорда замещается хрящевым или костным позвоночником. Остатки хорды могут сохраняться между позвонками или внутри их.

После того, как мы назвали тип животных, к которому относятся рыбы, необходимо назвать их подтип. Важно помнить, что все представители типа хордовые делятся на 2 подтипа: подтип бесчерепные животные и подтип черепные (или позвоночные) животные.

Подтип бесчерепные является более примитивным, так как на протяжении всей жизни у представителей этой систематической группы животных сохраняется хорда. У бесчерепных проще, по сравнению с позвоночными, развита нервная, кровеносная и другие системы органов.

Для позвоночных, в свою очередь, особенно характерны прогрессивное развитие центральной нервной системы, усложнение кровеносной системы и других систем органов, образование хрящевого или костного внутреннего скелета.

Усложнение организации позвоночных связано с тем, что эти животные ведут подвижный образ жизни, активно добывая пищу. Исходя из этого, становится ясным, что все рыбы относятся к подтипу позвоночные.

Всех позвоночных животных условно делят на 2 группы: высшие и низшие позвоночные. К низшим позвоночным относится всего 1 класс – круглоротые (к которым относится минога).

К группе высших позвоночных, помимо рыб, относится огромное количество животных, объединенных в различные классы: класс амфибии (или земноводные), класс рептилии (или пресмыкающиеся), класс птицы и класс млекопитающие.

Однако всех рыб объединить в один класс ученые-зоологи так и не смогли, уж слишком сильно они друг от друга отличаются! Поэтому все многообразие рыб решили разделить на 2 класса: класс хрящевые и класс костные рыбы.

А специально для того, чтобы подчеркнуть близкое родство представителей этого класса и единство происхождения, их объединили в промежуточную систематическую группу, между подтипом и классом – надкласс рыбы. Вспомним основные признаки представителей этого надкласса.

Все рыбы – водные животные, совершающие движения с помощью плавников. Тело у большинства рыб покрыто слизью и чешуей, хорошо развита боковая линия.

§ 2  Особенности строения хрящевых и костных рыб

Дыхание рыб осуществляется с помощью жабр. В их кровеносной системе выделяют только 1 круг кровообращения, а их сердце состоит из 2 камер: 1 предсердия и 1 желудочка.

Надкласс рыбы включает в себя около 20 тыс. видов животных, при этом к классу хрящевые рыбы относится лишь около 4% от общего числа видов, тогда как костные рыбы составляют подавляющее большинство – 96%.

Рассмотрим подробнее Класс хрящевые рыбы.

Представители этого класса обитают преимущественно в морях. Свое название этот Класс получил благодаря тому, что их скелет состоит из неокостеневающих хрящей. В отличие от костей хрящи более эластичные, и в них не содержатся кровеносные сосуды.

У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь, позволяющий костным рыбам регулировать глубину своего погружения, поэтому многие представители этого класса вынуждены двигаться на протяжении всей своей жизни.

Также у хрящевых рыб отсутствуют жаберные крышки, жабры открываются наружу пятью-семью жаберными щелями.

Класс Хрящевые рыбы делится на два подкласса: подкласс Пластинчатожаберные, к которому относятся акулы (например, акула-молот, китовая акула, большая белая акула) и скаты (например, электрический скат, скат-хвостокол, морская лисица), и подкласс Цельноголовые, или Химеры, который включает Отряд Химерообразные, ярким представителем которого является химера.

Представители класса костные рыбы обитают как в морских, так и в пресных водоемах. Костные рыбы имеют частично окостеневший или костный скелет. Форма их тела обычно обтекаемая; тело покрыто не только чешуей, но и слизью. Жабры костных рыб покрыты жаберными крышками, также хорошо развиты боковая линия и плавательный пузырь.

Читайте также:  Общая характеристика многоклеточных животных - биология

Класс костные рыбы делится на 4 основных подкласса: подкласс кистеперые и одноименный отряд (эволюционно более древний), к которому относится 1 единственный ныне живущий представитель – латимерия, подкласс костно-хрящевые рыбы, подкласс лопастеперые и подкласс костистые рыбы.

Подкласс костно-хрящевые включает отряд осетровые, скелет которых содержит не только кости, но и хрящи, а также сохраняется хорда. К этому отряду относятся такие рыбы, как осетр, белуга и стерлядь.

Эволюционно более молодым является подкласс костистые, который включает в себя более 40 отрядов, например: карпообразные (плотва, лещ, сазан, карась), сельдеобразные (атлантическая сельдь, сардина, шпрот), тресковые (треска, навага, пикша), лососевые (кета, горбуша, обыкновенный лосось, семга) и камбалообразные (камбала, палтус).

Подкласс лопастеперые включает в себя единственный надотряд двоякодышащие с отрядом рогозубообразные. В настоящее время к этой систематической группе относится всего 6 видов рыб: австралийский рогозуб, 4 вида африканских протоптеров и южно-американский чешуйчатник.

Рыбы – наиболее древняя после класса круглоротых группа позвоночных животных. За многомиллионный период своего существования рыбы сильно видоизменились, и сейчас на нашей планете обитает огромное множество самых разнообразных представителей этого Надкласса.

В результате взгляды исследователей на систематику рыб сильно расходятся, и единой установившейся классификации их не существует.

Наиболее совершенная и признанная зоологическая классификация рыб была создана советским академиком Львом Семеновичем Бергом в 1940-1955 гг.

§ 3  Краткий итог по теме урока

Систематика – это научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов, описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.

При изучении систематического положения рыб важно помнить следующие систематические группы: Царство – Тип – Подтип – Надкласс – Класс – Отряд.

Все многообразие рыб ученые-зоологи делят на 2 класса: класс хрящевые и класс костные рыбы, которые во многом отличаются друг от друга, относясь к единому надклассу рыбы.

Взгляды исследователей на систематику рыб сильно расходятся, и единой установившейся классификации их не существует.

Источник: https://znaika.ru/catalog/7-klass/biology/Osnovnye-sistematicheskie-gruppy-ryb

34. Основные систематические группы рыб Учебник по биологии Константинов Бабенко 7 класс – ГДЗ Ответы

Главная › 7 класс › Биология › Учебник по биологии Константинов Бабенко 7 класс1. Назовите представителей класса хрящевых рыб. На их примере расскажите о влиянии среды обитания на внешнее строение этих рыб.ОТВЕТ: К Хрящевым рыбам относятся акулы и скаты.

Во внешнем строении акулы хорошо выражены приспособления к жизни в толще воды: торпедовидная форма тела, острое рыло, темная окраска спины и светлое брюхо. Толчками мощного хвостового плавника акула движется вперед, развивая при этом большую скорость.

Близ дна живут скаты. Их тело уплощенное, распластанное по поверхности дна.

Плавники у скатов расположены по бокам тела и при движении волнообразно шевелятся.

2. На примере осетрообразных охарактеризуйте особенности внешнего и внутреннего строения костных рыб. Какие черты сближают их с хрящевыми рыбами? Какое практическое значение имеют осетрообразные рыбы?ОТВЕТ: Имеют торпедовидную форму тела, вытянутое рыло. В осевом скелете всю жизнь сохраняется хорда. Однако эти рыбы – костные: в черепе у них развиты кости, на голове видны крупные костные жаберные крышки, на поверхности кожи заметны крупные костные чешуи – жучки.

Осетрообразные рыбы – очень важные объекты промысла, дающие ценные для человека пищевые продукты, содержащие высококачественные питательные вещества (белки и жиры). Высоко ценится черная осетровая икра.

3. В чем сходство различных групп костистых рыб и в чем их различие?

ОТВЕТ: Костистые рыбы живут в толще воды, близ дна, у берегов, на глубине и в маленьких водоемах. Известны обитатели теплых и холодных источников, пресных и соленых вод.

У рыб, живущих на больших глубинах, уменьшились и даже совсем исчезли глаза, у некоторых возникли специальные органы свечения.

Костистые рыбы имеют много самых разнообразных и очень интересных, даже причудливых приспособлений к условиям обитания.

4. Используя рисунки, назовите представителей костных рыб.
Русский осетр, белуга, стерлядь, австралийская двоякодышащая рыба (неоцератод); современная кистеперая рыба (латимерия).5. На примере неоцератода и латимерии (см. рис. 125 и 126) перечислите особенности строения двоякодышащих и кистеперых рыб.ОТВЕТ: У таких рыб  есть легкое, но оно заполнено жировой тканью. Видимо, у предков современной латимерии легкое работало нормально. Дышит рыба с помощью жабр кислородом, растворенным в воде. Как и у двоякодышащих рыб, парные плавники латимерии имеют мускулатуру (мясистые лопасти) – рыба может на них опираться, перемещаясь по грунту.

Древние кистеперые, видимо, были теми животными в эволюции позвоночных, которые сочетали в себе черты приспособлений к жизни в водоеме с чертами, позволявшими приблизиться к суше (легкие, сквозные ноздри, мускулистые парные плавники). Лопастеперые рыбы (двоякодышащие и кистеперые) имеют мышцы на парных плавниках, на которые опираются при движении по дну.

Источник: https://dourokov.ru/7-klass/biologiya/uchebnik-po-biologii-konstantinov-babenko-7-klass/2606-osnovnye-sistematicheskie-gruppy-ryb.html

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «Основные систематические группы рыб»

Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме:

«Основные систематические группы рыб»

Оборудование:

  • таблицы “Разнообразие рыб”;
  • плакат-буклет “Рыбы Индигирки”;
  • книга “Пресноводные рыбы, земноводные и пресмыкающиеся Якутии” (Сидоров Б.И., Тяптиргянов М.М. – Якутск: Бичик, 2004);
  • брошюра “Абыйга уоскуур балыктар” (Корякина М.Н., Слепцова А.П., 2006), проектор, экран, магнитки.
Читайте также:  Химический состав клетки. неорганические вещества - биология

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить знание учащихся о классах Надкласса Рыбы. Повторить и систематизировать учебный материал темы.
  2. Расширить знания учащихся о многообразий, систематики и классификации представителей класса Костные рыбы. Определить видовой состав рыб р. Индигирка.
  3. Выявить уровень знаний учащихся по теме.

ХОД УРОКА БИОЛОГИИ:

  1. 1.     Организационный момент.(1-2 мин)

Подготовительный этап:

На доске записана тема: «Основные систематические группы рыб». Начерчена таблица: «Отряды Хрящевых рыб». Записаны виды рыб, подлежащие охране. Висят таблицы: «Строение рыб», «Многообразие рыб», «Обитатели моря».

На партах разложены схемы «Систематика рыб» опорные сигналы, чистые листы. Здравствуйте, ребята! Садитесь!.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с представителями класса рыб, их особенностями, а заодно узнаем, какие виды рыб водятся в наших водоемах и подлежат охране.

1. Опрос учащихся по ранее изученному материалу.(15 мин).

Но сначала давайте вспомним характерные признаки класса рыб. На ваших партах – опорные сигналы, которые помогут вам составить ответы.

  1. Фронтальный опрос на тему размножение рыб.

 Кто такие рыбы и где они обитают?

        Какую форму тела они имеют?

        Чем покрыто их тело?

        Для чего рыбе плавники, какие?

        Перечислите отделы скелета рыб.

        Каково строение пищеварительной системы?

        Как размножаются рыбы?

        Для чего им плавательный пузырь?    

        Какие органы чувств имеют рыбы?

        Что такое боковая линия?

        Каково значение рыб?

  1. Работа по карточкам: 5 человек отвечают письменно в своих тетрадях.
  2. Работа в рабочих тетрадях по биологии по домашнему параграфу.

    4  Индивидуальный опрос

Оценивание ответов учащихся.

Обобщение: рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи, конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведении рыб. Всего к классу рыб относится 20 тысяч видов животных.

3. Изучение нового материала.

Цель сегодняшнего урока – познакомиться с признаками представителей класса Хрящевые и Костные  рыбы.

На ваших партах лежат схемы классификации класса рыб. Рассмотрите эти схемы .Почему этот класс носит такое название?

Ответы учащихся.

Хрящевые рыбы имеют хрящевой скелет.

После просмотра – определение признаков отряда Акул.

Название отряда, число видов.

Признаки отряда.

Места обитания.

Представители отряда.

1. Акулы (250)

Тело удлиненное, торпедообразное, кожа шероховатая,5-7 жаберных щелей, плавательного пузыря нет, зрение слабое, ведут активный образ жизни.

Моря и океаны.

Тигровая акула, акула-молот, белая акула.

2.Скаты (350)

Тело сплющенное, ромбовидное, грудные плавники сросшиеся, хвостовой плавник в виде хлыста, жабр нет, плавательный пузырь отсутствует.

Моря и океаны.

Манта, хвостокол, орляк пятнистый.

3. Химерообразные (30)

Развит передний отдел тела, хвостовой отдел заканчивается нитевидным придатком, кожа гладкая, жабр нет, плавательного пузыря нет.

Моря и океаны.

Химера европейская, носатая химера.

Хрящевые – скелет хрящевой, кожа покрыта чешуей по строению напоминающей зубы. Жаберных крышек нет, жаберные щели открываются наружу самостоятельными отверстиями, плавательного пузыря нет.

Акулы – удлиненное торпедообразное тело, до 20 м. Питаются рыбой, отбросами.

Скаты – тело уплощено в спино-брюшном направлении, донные, жаберные щели на брюшной стороне. Манты – самые крупные скаты, ширина – 7 м, масса – 2 т.

Костные – скелет частично или полностью становится костным, отряды осетровые, сельдеобразные, тресковые, карпообразные.

Двоякодышащие – скелет в основном хрящевой, сохраняется хорда, есть жаберное и легочное дыхание (один или два пузыря, открываются на брюшной стороне пищевода). Обитают в пересыхающих водоемах Африки, Австралии, выкапывают норку, и дышат атмосферным воздухом до тех пор, пока вода не высохнет совсем, затем впадает в спячку, до наступления благоприятных условий.

Кистеперые – древняя и почти вымершая группа, единственный вид – латимерия (длина – 120-180 см, масса – 25-80 кг).Плавники мясистые. Похожи на лопасти, их скелет имеет общий план строения с конечностями наземных позвоночных. Хищники, рот вооружен острыми зубами.

  1. 4.     Закрепление и систематизация знаний

Заполнить таблицу, используя стр.180-183:

Класс

Подкласс

Отряд

Представители

Хрящевые

Акулы

Скаты

Костные

Подкласс хряще-костные

Костистые

Осетровые

Сельдеобразные, Тресковые, Карпообразные

Двоякодышащие

Кистеперые

Обобщение, вывод: представители класса Хрящевые и Костные рыбы обитают в морях и океанах, имеют разнообразную форму тела, хрящевой скелет,5 – 7 жаберных щелей, у них отсутствует плавательный пузырь (записи в тетрадях).

Домашнее задание:

    1. Изучите с 182–183 учебника.
    2. Ответить на вопросы № 9, 10, 12 (у); с. 184; словарная работа с.185 (у).
    3. Творческое задание: Найти информацию о способах рыболовства у народа Саха до настоящего времени и составить короткий рассказ об этом.

Литература

Урок по программе, разработанной коллективом авторов под руководством Мягковой А.Н.

Учебник “Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс”. Авт. Сонин Н.И.

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»

1.Рыбы – это животные, которые относят:

а)одному классу;

б)двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы;

в)трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы;

2.Хорда в течение своей жизни сохраняется у:

а)всех хрящевых рыб (акулы, скаты);

б)большинства хрящевых рыб;

в)костно-хрящевых рыб;

г)костистых рыб (окунь, плотва, щука);

3.Тело покрыто костной чешуей

а) только у хрящевых рыб;

б)только у костных рыб;

в)у всех рыб, за редким исключением;

4.Плавательный пузырь имеется у рыб:

а)всех видов;

б)всех видов, кроме хрящевых;

5.К хрящевым рыбам относят:

а)карпа; б)акулу; в)лосося; г)осетра;

Источник: https://kbrmousosh5.ru/index.php/o-shkole/pedagogicheskij-sostav/29-o-shkole/458-konspekt-otkrytogo-uroka-biologii-v-7-klasse-po-teme-osnovnye-sistematicheskie-gruppy-ryb

Ссылка на основную публикацию