Человек и биосфера, биология

Слайд 1Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК Выполнил: студент 1 курса группа ТПХ-915 Дмитриенко Д.В.

Слайд 2Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

БИОСФЕРА

Слайд 3Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

БИОСФЕРА

Слайд 4Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

ГРАНИЦЫ БИОСФЕРЫ Атмосфера  – газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Литосфера – твёрдая оболочка Земли Гидросфера – совокупность всех водных запасов Земли.

Слайд 5Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

СОСТАВ БИОСФЕРЫ живое – совокупность всех живых организмов планеты (бактерии, растения, животные, грибы); косное – продукты, образованные без участия живого вещества (минералы, горные породы); биокостное – вещество, образующееся при совместной деятельности живого и костного веществ (почва, ил, верхняя часть литосферы); биогенное – вещество, создаваемое и перерабатываемое живым веществом (каменный уголь, газы, нефть); радиоактивное – атомы радиоактивных веществ (уран, торий, радий); рассеянное – свободные атомы различных веществ (цинк, медь, ртуть); космическое – вещество, попадающее на Землю из космоса с помощью метеоритов и космической

Слайд 6Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

СОСТАВ БИОСФЕРЫ

Слайд 7Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ БИОСФЕРЫ

Слайд 8Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ БИОСФЕРЫ

Слайд 9Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ БИОСФЕРЫ

Слайд 10Человек и биосфера, БиологияОписание слайда:

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ БИОСФЕРЫ

Слайд 11Описание слайда:

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ БИОСФЕРЫ

Слайд 12Описание слайда:

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ БИОСФЕРЫ

Слайд 13Описание слайда:

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ БИОСФЕРЫ

Слайд 14Описание слайда:

ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

Слайд 15Описание слайда:

ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА

Слайд 16Описание слайда:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА

Слайд 17Описание слайда:

ГЛОБАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА

Слайд 18Описание слайда:

ЛОКАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА

Слайд 19Описание слайда:

ЛОКАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА

Слайд 20Описание слайда:

ЛОКАЛЬНАЯ КАТАСТРОФА

Слайд 21Описание слайда:

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 22Описание слайда:

НООСФЕРА (В.И. ВЕРНАДСКИЙ)

Слайд 23Описание слайда:

НООСФЕРА (В.И. ВЕРНАДСКИЙ)

Слайд 24Описание слайда:

НООСФЕРА (В.И. ВЕРНАДСКИЙ)

Слайд 25Описание слайда:

НООСФЕРА (В.И. ВЕРНАДСКИЙ)

Слайд 26Описание слайда:

СПАСЁМ ПРИРОДУ!!!

Слайд 27Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Биосфера и человек

Человек и биосфера, Биология Человек и биосфера, Биология

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1196.

Обновлено 3 Октября, 2020

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1196.

Обновлено 3 Октября, 2020

Биосферу Земли составляет всё многообразие живой природы. Человек является представителем животного мира, поэтому биосфера и человек тесно взаимосвязаны между собой. Люди оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на биосферу.

Биосфера состоит из двух компонентов:

  • биотического или живого;
  • абиотического или неживого.

Живая и неживая материя биосферы осуществляют круговорот веществ и влияют друг на друга. Благодаря геохимическим и климатическим факторам на Земле зародилась жизнь. В то же время живые организмы оказывают влияние на неживую материю, изменяя рельеф, геологические слои, атмосферу. Человечество также оказывает влияние на живые организмы и неживую природу.

Владимир Иванович Вернадский, создавший учение о биосфере, выделил появление и деятельность человека в отдельную сферу – ноосферу. Дословно термин переводится как «сфера разума». Вернадский считал, что ноосфера – часть биосферы, преобразованная трудом и разумом человека. Сознательная деятельность человека стала фактором развития биосферы.

Взаимодействие человека и биосферы имеет две стороны:

  • биологическую;
  • социальную.

С биологической точки зрения взаимоотношения человека и природы не выходят за рамки потребления энергии. Человечество, несмотря на развитый разум, как и все живые организмы, нуждается в основных природных ресурсах:

Для осуществления метаболизма каждый день необходимы вода, кислород, питательные вещества. Будучи гетеротрофами люди напрямую воздействуют на численность живых организмов и круговорот веществ в природе.

В отличие от других живых существ человечество нуждается в специфических ресурсах, помогающих жить социумом.
Для промышленности и производства используются:

  • нефть;
  • газ;
  • руда;
  • древесина и др..

За счет ресурсов биосферы человечество строит города, прокладывает дороги, шьёт одежду, проектирует транспортные средства. Однако с увеличением численности людей пропорционально истощаются природные ресурсы.

Именно поэтому человечество ищет альтернативное топливо, синтезирует химические вещества, культивирует животных и растения.

Без развития хозяйственной деятельности человечество было обречено на вымирание, так как человеческие потребности сегодня опережают возможности биосферы.

Человек и биосфера, БиологияРис. 1. Взаимодействие человека и биосферы.

Чтобы не зависеть от состояния биосферы человечество наладило собственное производство. Однако с развитием промышленности продукты деятельности человечества стали накапливаться в окружающей среде и влиять на состояние биосферы в целом, что отражается на жизни и здоровье человека.

Несмотря на то, что человечество вышло из природы и до сих пор нуждается в основных природных ресурсах, влияние человека на биосферу больше негативное, чем позитивное. Стремление к независимости и лучшей жизни отрицательно сказывается на экологических системах и, так или иначе, отражается на человеческой жизни.

Негативное воздействие деятельности человечества:

  • изменение ландшафтов в ходе добычи полезных ископаемых, постройки городов, заводов;
  • загрязнение почвы, воды, атмосферы пестицидами и другими продуктами (пластик, металл, резина);
  • нарушение экологического баланса, что приводит к изменению природных сообществ (леса превращаются в пустыни);
  • уничтожение животного мира (прямое истребление и уничтожение естественной среды обитания животных);
  • изменение климата за счёт накопления парниковых газов в атмосфере;
  • радиоактивное, нефтяное, химическое загрязнение.

Человек и биосфера, БиологияРис. 2. Негативное влияние человека на природу.

Осознание масштабов негативного воздействия помогло появиться концепции устойчивого развития. Устойчивое развитие – это «самодостаточное» развитие, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества.

Деятельность человека с учетом экологических закономерностей носит позитивный характер.
Экологи занимаются:

  • высадкой лесов и растений;
  • очисткой воды;
  • восстановлением плодородности почвы;
  • сохранением вымирающих по вине человечества видов.

Природа имеет большое значение в жизни человека. Состояние окружающей среды влияет на здоровье и продолжительность человеческой жизни. Поэтому человечеству необходимо решить две задачи:

  • наладить рациональное природопользование;
  • научиться управлять биосферой без вреда себе и другим организмам.

Один из примеров восстановления природы – создание особо охраняемых природных территорий (заповедников, заказников, природных парков). Однако этого недостаточно, чтобы привести биосферу в порядок, так как долгое время человечество не задумывалось о последствиях своей деятельности. Экологам ещё предстоит решить проблемы со свалками, химическим загрязнением, изменением климата.

Человек и биосфера, БиологияРис. 3. Восстановление биосферы.

Кратко узнали о биосфере и ноосфере, взаимодействии человечества и окружающей среды, зависимости жизни человека от биосферы, а также позитивном и негативном воздействии человечества на природу.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1196.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест на тему “Алканы”с результатом 7/10

Гость завершил

Тест Киевская Русьс результатом 18/25

Гость завершил

Тест «Железная дорога»с результатом 9/10

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 12/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Урок 9: Человек и биосфера

  • План урока:
  • Антропогенные факторы
  • Биосфера как источник ресурсов
  • Глобальные экологические проблемы

Антропогенные факторы

Переход от собирательства к охоте, далее к земледелию и скотоводству явился началом аграрной революции, вызвавшей глубокие изменения экосистемы в результате использования энергии животных, воды и огня.

 Развитие сельского хозяйства в 19 веке Источник

Лесные и естественные степные экосистемы стали превращаться в агроэкосистему. Развитие земледелия и животноводства привело в движение ранее отсутствовавший фактор воздействия на биосферу – антропогенный.

  1. Под антропогенными факторами понимают деятельность человека, вносящую какие-либо изменения в экосистему.
  2. Воздействие на атмосферу Источник
  3. Сущность влияния антропогенных факторов на биосферу заключается в потреблении человечеством в процессе жизнедеятельности в целях выживания первичной биологической продукции.
Читайте также:  Размножение гидроидных. регенерация - биология

Подавляющая часть антропогенных факторов вызывает нарушение основных систем жизнеобеспечения окружающей среды и носит целенаправленный характер. Существуют также и стихийные, непроизвольные воздействия.

Последствия влияния деятельности человека на биосферу имеют две особенности:

  • Результаты проявляются не только в настоящем, но и в будущем, при жизни следующих поколений. К примеру, сейчас наблюдается глобальное изменение климата, которое выражается в постепенном повышении температуры. Причем оно продолжается со второй половины 20 века. Многие ученые связывают это с накоплениями в атмосфере «парниковых газов» – диоксида углерода, метана, озона, оксидов азота и других.

Количество этих газов становится все больше и больше, соответственно с течением времени будет происходить кардинальная перестройка климата.

  • Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу в одном месте может распространиться на другие территории. Самым известным примером такого воздействия может быть авария на Чернобыльской АЭС.

Влияние человека на биосферу можно классифицировать по нескольким признакам, но наиболее значимые антропогенные воздействия по формам человеческой деятельности:

  1. Загрязнение окружающей среды;
  2. Антропогенное изменение экосистем и нарушение целостности природных комплексов;
  3. Изъятие природных ресурсов.
  • Главнейшим и наиболее распространенным видом отрицательного воздействия на биосферу является загрязнение.
  • Загрязнение природной среды – это поступление в биосферу веществ, биологических агентов, различных видов энергии в количествах и концентрациях, превышающих естественный для живых организмов уровень.
  • Рассмотрим основные виды загрязнений окружающей среды на схеме.
  • Источник
  • Остановимся подробнее на каждом виде загрязнений:
  1. Физические загрязнения проявляются в привнесении каких-либо чужеродных агентов в экосистему, при котором происходит изменение физических параметров природной среды.

Может быть представлено различными типами:

  • Механическое загрязнение заключается в засорении среды различными видами мусора, к примеру, остатки строительных материалов, бытовой мусор, шлак и другие.

Мусорная свалка Источник

  • Тепловое загрязнение окружающей среды сопровождается периодическим или длительным повышением температуры среды выше естественного уровня. Примером может служить «парниковый эффект», происходящий в результате накопления в атмосфере определенных газов.
  • Шумовое загрязнение возникает в результате недопустимого превышения естественного уровня звуковых колебаний. Рассмотрим источники загрязнения на рисунке.
  • Радиоактивное загрязнение возникает вследствие превышения естественного радиационного фона и уровня содержания в природной среде радиоактивных элементов и веществ.

Источник

Электромагнитное загрязнение вызвано созданием искусственных электромагнитных полей, источниками которых являются линии электропередач, радиотелевизионные и радиолокационные станции.

  1. Химическое загрязнение формируется в результате изменения естественных химических свойств биосферы, сопровождающиеся поступлением химических веществ в больших концентрациях.

Количество загрязняющих веществ в мире огромно, и число их по мере развития технологических процессов постоянно растет. В настоящее время известно около 8 млн. химических веществ и соединений, из которых 600 тыс.

находит применение в деятельности человека: промышленные яды, ядохимикаты, препараты бытовой химии, лекарства, пищевые добавки, отравляющие вещества и другие.

Выделим вещества, которые являются основными химическими загрязнителями.

  1. Биологическое загрязнение заключается в привнесении в экосистемы нехарактерных для них видов живых организмов, негативно влияющих на здоровье человека и его хозяйственную деятельность. Особо опасным считается биологическое загрязнение среды возбудителями инфекционных и паразитарных болезней человека и животных, а также вредителями сельскохозяйственных растений.

Следующим видом антропогенного воздействия являются изменения в экосистемах. Оказывая влияние на биосферу Земли, человек тем самым подвергает изменению экосистемы и способствует созданию агроэкосистем.

Выделим признаки, характеризующие агроценозы:

  • В основе находятся искусственно созданные, обедненные видами живых организмов сообщества;
  • Эти сообщества формируют и регулируют люди для получения сельскохозяйственной продукции;
  • Отличием агроценоза является высокая биологическая продуктивность и доминирование одного или нескольких видов организмов;
  • Выращиваемые на них культуры и разводимые животные подвергаются искусственному, а не естественному отбору;
  • Агроценозы неустойчивы: без поддержки человека они быстро распадаются или дичают и трансформируются в естественные экосистемы.

С примерами агроценозов познакомимся на рисунке.

Не всегда деятельность человека приводит к образованию агроценозов, часто происходит полное уничтожение или нарушение целостности экосистем. К примеру, с давних пор во всех странах мира шла неумеренная вырубка лесов. В результате многие страны практически лишились леса. В России с конца 17 века до 1914г лесистость снизилась с 50% до 28%.

  1. В настоящее время хищнически истребляются леса в Центральной Америке, Индонезии и некоторых других странах, где еще сохраняются ненарушенные экосистемы.
  2. Источник

Изменение экосистемы приводит к необратимым последствиям. Помимо этого антропогенное воздействие людей проявляется и в уничтожении живых организмов. Катастрофические результаты влияния человека на природу впервые были восприняты через список истребленных человеком видов растений и животных.

Масштабы такого влияния впечатляющи: только за историческое время зарегистрировано исчезновение 100 видов крупных млекопитающих и примерно столько же видов птиц. Главная причина вымирания живых организмов – неумеренная охота и уничтожение животных – вредителей культурных растений.

Однако, не меньшее число видов исчезло из-за антропогенного уничтожения экосистем.

Источник

Биосфера как источник ресурсов

Человек как биологический вид использует биосферу в качестве среды жизни и источника ресурсов.

Под природными ресурсами понимаются все элементы окружающей среды, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей общества и общественного производства. Источниками формирования природных ресурсов являются основные сферы планеты: атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера.

Существует несколько классификаций ресурсов, остановимся подробнее на них.

  1. Природная или генетическая классификация предусматривает разделение ресурсов по природным группам. Познакомимся с основными типами ресурсов на схеме.

Экологическая классификация основана на признаках исчерпаемости и возобновляемости запасов ресурсов. Рассмотрим типы природных ресурсов:

  • Неисчерпаемые ресурсы названы так потому,что их использование людьми не приводит к видимому истощению запасов ныне или в обозримом будущем. С примерами неисчерпаемых природных ресурсов познакомимся на рисунке.
  • Потребление исчерпаемых природных ресурсов приводит к уменьшению их количества. Данный тип ресурсов подразделяется на два вида:
  • Исчерпаемые невозобновляемые ресурсы – это ресурсы, использование которых может их уменьшить до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они не способны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления. К невозобновляемым природным ресурсам относятся все полезные ископаемые.
  • Вторая тип данных ресурсов получил название исчерпаемые возобновляемые. Таким ресурсам свойственна способность к восстановлению. Однако, следует учитывать, что возобновление этих природных ресурсов происходить если есть необходимые для этого условия, а их потребление не превышает восстановление. Какие исчерпаемые природные ресурсы считаются возобновляемыми? Приведем примеры.

Третья классификация основана на хозяйственном использовании. Здесь можно выделить типы ресурсов по двум параметрам:

  • По техническим возможностям эксплуатации различают реальные или доступные и потенциальные ресурсы. Доступные – это ресурсы, используемые на данном уровне развития производительных сил.Какие ресурсы относятся к доступным? К примеру, полезные ископаемые, лесные ресурсы.

Потенциальные ресурсы устанавливаются на основе теоретических расчетов. Сюда относятся весь запас природных ресурсов, которые не могут быть использованы в настоящее время по техническим возможностям или сохраняются до определенного срока. Примерами могут быть «законсервированные» запасы каменного угля, нефти, газа и другие.

  • По экономической целесообразности замены ресурсы могут быть заменимые и незаменимые. К примеру, топливно-энергетические ресурсы являются взаимозаменяемыми. Каменный уголь вполне можно заменить на природный газ в качестве источника тепла.

А вот пресные воды и воздух заменить мы не можем. Поэтому они относятся к незаменимым.

Читайте также:  Состав воздуха - биология

Следует помнить, что все ресурсы конечны. При их разумном использовании можно сохранить запасы для последующих поколений.

Глобальные экологические проблемы

Возрастание научно-технического потенциала подняло на новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей среды.

В то же время во взаимодействии человека с природной средой проявляется все больше тревожных симптомов опасности, грозящей существованию планеты Земля и всего человеческого рода.

В настоящее время обострились экологические проблемы, которые приняли глобальные масштабы.

Рассмотрим основные глобальные экологические проблемы человечества:

  1. Проблема исчерпания ресурсов в настоящее время стоит очень остро. С каждым годом люди для своих нужд потребляют огромное количество различных видов ресурсов. Из предыдущего пункта мы уже знаем основные типы ресурсов и понимаем, что многие из них, исчерпаемые. Возьмем, к примеру, природный газ – активно используемый в различных сферах промышленности. Ученые подсчитали, в течение какого времени произойдет исчерпание данного природного ресурса. Познакомимся с этими результатами на карте.

Источник

  1. Проблема изменения климата проявляется в постепенном повышении среднегодовой температуры. Многие ученые связывают изменение климата Земли с высокой концентрацией газов в атмосфере. Эти газы получили название «парниковые», а эффект от их накопления в атмосфере – «парниковый».

Источник

С каждым годом происходит рост температуры воздуха. Ученые подсчитали, что к 2100 году температура увеличится на 2-40С.

Источник

Масштабы такого глобального изменения климата могут быть катастрофическими и сопоставимы с потеплением, произошедшим после ледникового периода. В первую очередь, изменение климата скажется на уровне Мирового океана, вследствие таяния полярных льдов.

Не менее остро стоит проблема снижения биологического разнообразия живых существ. На видовой и популяционный состав флоры и фауны оказывает влияние деятельность человека.  Результатом этого стало  вымирание многих видов живых организмов. Каковы причины истребления существ? Познакомимся на рисунке. 

Борьба с вредными последствиями снижения биологических ресурсов – задача экологическая. Необходимо проводить изучение популяций исчезающих видов, и на основе этого разрабатывать меры по восстановлению их численности

  1. Глобальной проблемой является загрязнение окружающей среды. Подробно эту проблему мы рассмотрели в первом пункте. Остановимся более подробно на существовании «мусорных островов» на планете. Формируются они из твердых бытовых отходов, в основном это различные виды пластика. «Мусорные острова» образуются в океане, а скопление различных отходов осуществляется благодаря течениям.
  • В настоящее время самое большое скопление таких островов в Тихом океане, которое получило название Большое тихоокеанское мусорное пятно.
  • Как выглядит мусорный остров, посмотрим на фотографии.
  • Мусор в Тихом океане Источник
  1. Негативное последствие оказывают на экосистемы кислотные дожди. Они представляют собой атмосферные осадки с повышенной кислотностью. Как же образуются кислотные дожди?

Как видно на рисунке причинами кислотных дождей являются промышленные выбросы диоксида серы и оксидов азота. Соединяясь с влагой в воздухе,формируются кислотные осадки.Выпадение кислотных дождей вызывает закисление окружающей среды.Страдают все живые организмы на данной территории, происходит вымывание из почвы плодородного слоя.

  1. Воздействие радиации сказывалось на всем протяжении длительной истории Земли. Радиационный фон, который оказывает влияние на людей, может иметь естественное и антропогенное происхождение.

Источник

Антропогенными факторами радиоактивного загрязнения местности являются взрывы при испытаниях ядерного оружия, аварии на предприятиях атомной энергетики, захоронения ядерных отходов. Познакомимся на карте с основными зонами радиоактивного загрязнения России.

Источник

Радиоактивное загрязнение опасно тем, что оно постепенно воздействует на живые организмы и не ощущается ими. Следствием такого влияния будет разрушение клеток. Может возникнуть лучевая болезнь, которая приводит к смерти. Низкие дозы радиации могут влиять на гены, повышают возможность возникновения раковых заболеваний и рождения неполноценного потомства.

Глобальные проблемы считаются результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, а также неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой. На последующих уроках остановимся на путях решения глобальных экологических проблем.

Урок 17. биосфера и человек – Биология – 11 класс – Российская электронная школа

  • Биология, 11 класс
  • Урок 17. «Биосфера и человек»
  • 1. Перечень вопросов, рассматриваемых в теме;
  • Урок теме «Биосфера и человек» позволит учащимся узнать, как развитие человеческого общества влияет на эволюцию биосферы; как сказывается хозяйственная деятельность человека на состоянии биоценозов и отдельных видов организмов, в них входящих;
  • обучающиеся научатся анализировать и оценивать последствия прямого и косвенного воздействия человека на биосферу, собственную деятельность в окружающей среде; предлагать пути преодоления экологического кризиса.
  • 2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);
  • Роль человека в биосфере, ноосфера, техносфера, бионика, экологический кризис, загрязнения, глобальные антропогенные изменения в биосфере.
  • Биосфера – живая оболочка планеты
  • Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.
  • Техносфера – часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.

Био́ника (от др.-греч. βίον — живущее) — прикладная наука о применении в технических устройствах и системах принципов организации, свойств, функций и структур живой природы, то есть формы живого в природе и их промышленные аналоги.

Экологический кризис – напряженные состояния взаимоотношений между человеком и природой.

Загрязнение (в частности, антропогенное загрязнение)- это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу, приводящих к увеличению уровня содержания в ней вредных веществ, появлению новых химических соединений, чужеродных предметов т.п.

  1. Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создает, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.
  2. Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.
  3. 3.   Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Учебник «Биология.10-11класс», созданный под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г.М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.- М.: Просвещение, 2018г., с273-274

Дополнительные источники:

1. А.Ю. Ионцева. «Весь школьный курс в схемах и таблицах» – М.: Эксмо, 2014.: С. 315-316

2. Е.Н. Демьянков, А.Н. Соболев «Сборник задач и упражнений. Биология 10-11» – М.: ВАКО. С 152-154 учебное пособие для общеобразовательных организации

3. А.А. Кириленко, С.И. Колесников., «Биология тематические тесты. (подготовка к ЕГЭ)» Учебно- методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2009г. С 103-107.

5. Г.И. Лернер «БИОЛОГИЯ : Полный справочник для подготовки к ЕГЭ »: АСТ, Астрель; Москва; 2010г (раздел VII)

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Интернет-ресурсы:

  1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам Гущин Д. Д. https://bio-ege.sdamgia.ru/?redir=1тема 1, 2
  2. Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
  4. Открытый колледж Биология http://college.ru/biology/

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Экосистемы и биосфера в целом являются тонко сбалансированными системами и даже слабое воздействие нарушает равновесие в них. Каково место человека в биосфере? В чем проявляется экологический кризис? Каковы последствия экологического равновесия?

С момента появления человека в эволюции биосферы стал действовать антропогенный фактор (процесс исторического развития человека и его влияния на биоценоз).

Когда это произошло? Наука пока не может точно ответить на этот вопрос. Чем больше мы о себе узнаем, тем старше представляемся. Ещё недавно считалось, что возраст человечества не более 30 тыс. лет. В последние годы сделаны удивительные открытия, обнаружены артефакты и следы древнейших (допотопных) цивилизаций, которые заставляют предполагать, что нам сотни тысяч или даже миллионы лет.

Читайте также:  Дождевой червь: внутреннее и внешнее строение, размножение, питание, среда обитания, значение в природе

Исторически сложилось, что больше всего достоверной информации из древности дошло до нас о жизни, начиная с времен палеолита – древнего каменного века.

На этом этапе превалировал присваивающий тип экономики – занятия охотой, собирательством (добывания пищи). Совершенствование орудий труда и возрастающие потребности в еде при резком изменении климата приводили к нехватке питания и исчезновению крупных травоядных животных.

В эпоху неолита (новый каменный век) активизируется процесс одомашнивания животных, растениеводство. Люди научились использовать огонь. Появляются более совершенные орудия труда и оружие дальнего боя – лук и стрелы.

Влияние человека на биосферу

Скорость антропогенного влияния очень быстро возрастает. Рост численности населения, скачок в развитии новых ресурсозатратных и не всегда безопасных технологий превратили этот фактор в определяющее явление планетарного масштаба.

А биосфера не успевает адаптироваться к новым условиям, отсюда её неустойчивость. Наблюдателями и участниками этого явления становимся мы с вами – ныне живущие на планете.

Человечество интенсивно потребляет все природные ресурсы. Развивая города, совершенствуя технологии и улучшая жизнь внутри крупных мегаполисов цивилизованного мира, человек делает биосферу всё более уязвимой.

Выбор у нас не велик:

  • неизбежность рационального природопользования;
  • экология природы и человека;
  • ресурсосберегающие технологии;
  • утилизация отходов.

Решить эти проблемы можно только опираясь на надежную законодательную базу, позволяющую рационально использовать и защищать природу, обеспечивать воспроизводство возобновляемых ресурсов и среды обитания человека.

Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

Как биологически социальный объект-человек тесно зависит от природы. Как мощная социальная система- человек создает свою интенсивную среду. Техносфера – часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности.

  • При современном уровне развития человечества, деятельность общества очень сильно сказывается на биосфере.
  • Экологический кризис – напряженное состояние взаимоотношений между человеком и природой.
  • Загрязнение – это комплекс разнообразных воздействий человеческого общества на биосферу. Типы загрязнений:
  • Биологические, Физические, Химические ,Загрязнение атмосферы. Основные загрязнения атмосферы: механические, физические, биологические
  • Положительное влияние человека на среду обитания выражается в выведении новых пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений, создание культурных биоценозов, развитие биотехнологии, рыбного хозяйства, интродукции полезных видов в новых условиях.

Ноогеника – наука управления взаимоотношениями между человеческим обществом и природой. .

Бионика – научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий.

Рост населения, скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба.

Агроценозы — такие экосистемы, структуру и функцию которых создаёт, поддерживает и контролирует человек в своих интересах.Природные биогеоценозы — саморегулирующиеся экосистемы, агроценозы регулируются человеком.

Главная цель создания агроэкосистемы — рациональное использование тех биологических ресурсов, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека — источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов.

Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.

Отличия агроценозов от естественных биогеоценозов. Между естественными и искусственными биогеоценозами наряду со сходством существуют и большие различия, которые важно учитывать в сельскохозяйственной практике.

Первое отличие состоит в разном направлении отбора. В природных экосистемах существует естественный отбор, отвергающий неконкурентоспособные виды и формы организмов и их сообществ в экосистеме и тем самым обеспечивающий ее основное свойство — устойчивость.

В агроценозах действует преимущественно искусственный отбор, направленный человеком прежде всего на максимальное повышение урожайности сельскохозяйственных культур. По этой причине экологическая устойчивость агроценозов невелика.

Они не способны к саморегуляции и самовозобновлению, подвержены угрозе гибели при массовом размножении вредителей или возбудителей болезней.

Поэтому без участия человека, его неустанного внимания и активного вмешательства в их жизнь агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав — 3−4 года, плодовых культур — 20−30 лет. Затем они распадаются или отмирают.

Второе отличие — в источнике используемой энергии. Для естественного биогеоценоза единственным источником энергии является Солнце.

В то же время агроценозы, помимо солнечной энергии, получают дополнительную энергию, которую затратил человек на производство удобрений, химических средств против сорняков, вредителей и болезней, на орошение или осушение земель и т. д.

Без такой дополнительной затраты энергии длительное существование агроценозов практически невозможно.

Третье отличие сводится к тому, что в агроэкосистемах резко снижено видовое разнообразие живых организмов. На полях обычно культивируют один или несколько видов (сортов) растений, что приводит к значительному обеднению видового состава животных, грибов, бактерий.

Кроме того, биологическое однообразие сортов культурных растений, занимающих большие площади (иногда десятки тысяч гектаров), часто является основной причиной их массового уничтожения насекомыми-вредителями (например, колорадским жуком) или поражения возбудителями болезней (ржавчинными, головнёвыми грибами, фитофторой и др.).

Четвертое отличие состоит в разном балансе питательных элементов. В естественном биогеоценозе первичная продукция растений (урожай) потребляется в многочисленных цепях (сетях) питания и вновь возвращается в систему биологического круговорота в виде углекислого газа, воды и элементов минерального питания.

В агроценозе такой круговорот элементов резко нарушается, поскольку значительную их часть человек изымает с урожаем. Поэтому для возмещения их потерь и, следовательно, повышения урожайности культурных растений необходимо постоянно вносить в почву удобрения.

Таким образом, по сравнению с естественными биогеоценозами агроценозы имеют ограниченный видовой состав растений и животных, не способны к самообновлению и саморегулированию, подвержены угрозе гибели в результате массового размножения вредителей или возбудителей болезней и требуют неустанной деятельности человека по их поддержанию.

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Задание 1.

Выделите цветом правильный вариант. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает создание человеком (очистных сооружений/изменение газового состава биосферы/биологический круговорот) веществ.По определению В.И. Вернадского, ведущая роль в создании ноосферы принадлежит (бактериям/растениям/космосу/человеку).(антропогенные/биотехнические/абиотические/климатические) факторы имеют ведущее значение в сокращении площадей, занимаемых лесами.
  1. Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
  2. Варианты ответов:
  3. Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
  4. Основу стабильного существования биосферы обеспечивает создание человеком (очистных сооружений/изменение газового состава биосферы/биологический круговорот) веществ.

По определению В.И. Вернадского, ведущая роль в создании ноосферы принадлежит (бактериям/растениям/космосу/человеку).(антропогенные/биотехнические/абиотические/климатические) факторы имеют ведущее значение в сокращении площадей, занимаемых лесами.Подсказка: посмотрите еще раз ролик

Задание 2.

Распашка степей приводит к изменениям …..Перемещение веществ в пищевых цепях обеспечивает биологический…..Самые существенные преобразования в биосфере вызывают …..Искусственная экосистема называется…..Научно-технологическое направление по заимствованию у природы ценных идей и реализации их в виде конструкторских, дизайнерских решений, и новых информационных технологий -…….Часть биосферы, преобразованной людьми с помощью прямого или косвенного действия технических средств и занятая продуктами его деятельности-……
  • Тип вариантов ответов: Выберите элемент (Текстовые, Графические, Комбинированные)
  • Варианты ответов:
  • Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
  • -экосистемы
  • – круговорот
  • – живые организмы
  • -агроценоз
  • -бионика
  • -техносфера
Ссылка на основную публикацию