Состав крови. постоянство внутренней среды – биология

Кровь: состав и функции, постоянство внутренней среды. Иммунная система

Кровеносная, она же сердечно-сосудистая система обеспечивает циркуляцию крови и лимфы в организме человека. Среди всех органов тела только поверхность глаз может получать кислород непосредственно из воздуха. Все остальные органы и ткани, даже кожа, получают кислород с током крови.

Кровь относится к соединительной ткани, клетки в ней занимают гораздо меньший объем, чем межклеточное вещество. Кровь состоит из жидкости с растворенными веществами (плазмы) и форменных элементов: лейкоцитов, эритроцитов и тромбоцитов.

Плазма крови образует внутреннюю среду организма: жидкость из крови «выдавливается» в ткани и становится тканевой жидкостью, избыток тканевой жидкости попадает в лимфатические сосуды, становясь лимфой.

Лимфа в итоге попадает в кровоток, возвращая жидкость в кровь.

Плазма крови содержит 0,9% хлорида натрия (поваренная соль), поэтому для внутривенных вливаний используют водный 0,9% раствор NaCl («физиологический», или изотонический раствор). Другие соли и органические вещества в сумме занимают около 9% массы плазмы. Большую роль играют белки плазмы, особенно альбумины.

Для поддержания постоянной кислотности в плазме присутствуют буферные системы. Водородный показатель крови человека (pH) в среднем равен 7,4. При его смещении в кислотную или основную сторону происходят химические реакции в буферных системах, которые уравновешивают изменения кислотности.

Поддерживать постоянство внутренней среды (гемостаз) необходимо для нормальной жизни клеток. Клеточная мембрана проницаема для молекул воды, поэтому если снаружи концентрация раствора повышается (гипертонический раствор), вода стремится выйти из клетки по закону осморегуляции. Клетка при этом скукоживается, становится неправильной формы, многие ее органеллы перестают правильно работать.

Если же концентрация соли в окружающем растворе слишком мала (гипотонический раствор), вода стремится внутри клетки, чтобы «разбавить» ее содержимое. В этом случае клетки разбухают, мембрана может не выдержать и лопнуть. Таким образом, изменение солености крови может привести к необратимым изменениям в организме.

Клетки составляют около 45% объема крови. Выделяют «белую» кровь – лейкоциты и «красную» кровь – эритроциты. Эритроциты имеют небольшой размер и двояковогнутую дисковидную форму. Такая форма дает большую площадь поверхности при минимальном объеме, что повышает эффективность газообмена. Эритроциты человека не имеют ядра, они теряют его в процессе созревания.

Эритроциты

В 1 мл крови содержится 4-6 млн эритроцитов. Их главная функция – перенос кислорода, за это отвечает крупный белок – гемоглобин. Одна молекула гемоглобина состоит из четырех полипептидных цепей (глобина) и железосодержащих групп (гема).

Каждая молекула гемоглобина может перенести четыре молекулы кислорода, причем способность связывать и отдавать кислород зависит от условий среды: в более щелочной среде (легких) гемоглобин лучше связывает кислород, в то время как в более кислой среде (тканях), он лучше отдает его.

Механизм действия гемоглобина

Помимо кислорода с гемоглобином могут связываться другие газы, самым опасным из которых является угарный (СО). Он образуется при неполном сгорании органики в условиях нехватки кислорода и не имеет цвета и запаха.

Сродство гемоглобина к угарному газу гораздо выше, чем к кислороду, поэтому, однажды связавшись с гемоглобином, угарный газ будет еще долго циркулировать в крови. При этом свободных сайтов связывания кислорода станет меньше и ткани начнут страдать от его нехватки.

Тяжелое отравление угарным газом требует немедленной специализированной помощи.

Клетки крови

Лейкоциты

Лейкоциты являются основой клеточного иммунитета, это сферические клетки с достаточно крупным ядром. 1 мл крови содержит 4-11 тысяч лейкоцитов. Из всех клеток организма они наиболее уязвимы к действию радиации.

В зависимости от свойств лейкоциты делятся на несколько типов: содержащие гранулы, или гранулоциты (эозинофилы, нейтрофилы, базофилы) и не содержащие – агранулоциты.

Тромбоциты

Также кровь содержит тромбоциты, которые представляют собой отшнуровавшиеся куски гигантской клетки.

Сами тромбоциты клетками не являются, они выглядят как мелкие пластинки неправильной формы и содержат только цитоплазму с гранулами.

В гранулах находятся ферменты свертывающей системы, которые активируются при повреждении сосуда: образуется сгусток крови (тромб), который закупоривает поврежденный участок. 1 мл крови содержит 200-500 тысяч тромбоцитов.

Начало всем форменным элементам крови дают стволовые клетки красного костного мозга. Клетки крови постоянно обновляются, но у разных типов клеток обновление происходит с разной периодичностью. Эритроциты могут циркулировать 120-130 суток, в то время как лейкоциты и тромбоциты обычно живут не дольше 5-7 суток.

Иммунитет

Иммунная система защищает организм от воздействия бактерий, вирусов, грибов и паразитов, вредных веществ. В случае сбоя в работе иммунитета могут возникать аутоиммунные заболевания, в организме человека есть несколько механизмов, чтобы их предотвратить.

Органы, участвующие в формировании иммунитета

Основными органами иммунной системы являются селезенка, тимус (вилочковая железа) и костный мозг, где появляются и начинают созревать иммунные клетки. Клетки иммунитета циркулируют с кровью, располагаются в лимфоузлах и тканях, особенно много их в местах контакта с внешней средой (кожа, ЖКТ, дыхательные пути).

Некоторые органы защищены от иммунного ответа барьерами, они называются иммунологически привилегированными органами. Это мозг, камеры глаза, семенники, плацента и плод и т.д.

При травмах иммунологически привилегированных органов, когда нарушается целостность барьера, могут возникнуть аутоиммунные реакции.

Макрофаги

Другие клетки неспецифического иммунитета, которые первыми отвечают на воздействие, – макрофаги.

Это крупные клетки, которые способны к активному передвижению и фагоцитозу, они пожирают бактерии и инородные тела.

Самостоятельно распознавать чужеродные белки макрофаги не способны, их действие не избирательно. «Ориентируют» макрофагов на уничтожение конкретных клеток антитела.

Макрофаг, фагоцитирующий бактерии.

Другими клетками иммунитета являются нейтрофилы и эозинофилы. Они, как и макрофаги, являются фагоцитами (то есть способны к фагоцитозу). Кроме того, в их цитоплазме есть гранулы с едкими веществами, которые высвобождаются при активации клетки.

Запускается каскад химических реакций, в ходе которых образуются активные формы кислорода, это называется кислородным взрывом. Нейтрофилы и эозинофилы, а также окружающие здоровые клетки тоже погибают в результате кислородного взрыва, их остатки фагоцитируют макрофаги.

Эозинофилы играют основную роль в развитии аллергий.

Нейтрофил, эозинофил, базофил

Фагоциты способны к направленному движению (хемотаксису), их можно обнаружить во многих тканях и органах, даже на поверхности кожи.

Благодаря их постоянной активности большая часть атакующих агентов не вызывает инфекции, то есть системного ответа организма.

Инфекция возникает в том случае, если иммунитет ослаблен (переутомление, переохлаждение, голодание и т.д.) или если инфекционный агент не был вовремя распознан фагоцитами.

Различают два вида иммунитета: клеточный и гуморальный. Гуморальный иммунитет – это система комплемента и циркулирующие с плазмой крупные молекулы – антитела.

Белки системы комплемента «помечают» чужеродные агенты, вызывая направленное движение клеток иммунитета. Также система комплемента может формировать поры в мембране бактерий, что будет вести к их разрушению.

Антитела

Каждое антитело имеет на конце вариабельные домены (участки), комплементарные к чужеродному белку и специфические для конкретного возбудителя.

Они прикрепляются к комплементарным участкам белков, «помечая» их для других клеток иммунного ответа, например, для фагоцитов.

Также антитела могут слипаться между собой, что вызывает агглютинацию возбудителя. Особенно эффективны антитела против бактерий.

На рисунке изображены молекулы антител. Каждая состоит из двух пар цепей, синим цветом нарисованы тяжелые цепи, коричневым – легкие.

Клеточный иммунитет состоит из Т и В-лимофцитов. Т-лимофоциты могут быть двух видов: Т-хелперы и Т-киллеры.

Т-киллеры клетки-убийцы, они запускают процессы апоптоза, то есть запрограммированной гибели клеток, их самоуничтожения.

Это необходимо, если клетки организма заражены вирусами или бактериями или если при делении в геноме появились мутации (то есть Т-киллеры борются также с раковыми клетками).

В-лимфоциты синтезируют антитела и таким образом управляют гуморальным иммунитетом. При миграции В-клеток из крови в ткань они дифференцируются в плазматические клетки.

Лимфоциты действуют избирательно, они «настроены» на уничтожение возбудителя с конкретными антигенами. Чтобы правильно «настроить» лимфоциты, нужны антиген-презентирующие клетки (АПК).

АПК фагоцитируют чужеродных агентов и выставляют на своей поверхности участки их молекул в комплексе с МНС II (главный комплекс гистосовместимости II).

Т-хелперы способны распознавать чужие молекулы на поверхности АПК и активировать иммунный ответ.

Специфический иммунитет очень эффективен, но требует времени на развертывание. От попадания возбудителя в кровь до выработки антител может пройти несколько дней.

К неспецифическому иммунитету относят в основном фагоциты, которые пытаются поглотить или разрушить любое инородное тело или подозрительную клетку, которую встречают.

Немаловажную роль в иммунной защите организма играет воспаление. Это сложный стадийный процесс, который имеет следующие признаки: отек, местное повышение температуры, покраснение, боль и утрата функции органа.

Благодаря отеку затрудняется распространение возбудителей по организму, место проникновения ограничивается. При повышении температуры повышается активность некоторых белков гуморального иммунитета, в то время как активность бактерий и скорость их размножения снижаются.

Воспалительный процесс особенно эффективен против паразитов.

N-киллеры (натуральные киллеры), как и Т-киллеры могут запускать процессы клеточной гибели. Однако они, в отличии от Т-клеток, не требуют специальной подготовки – презентации антигена и активации. N-киллеры хорошо борются с опухолями.

Интерфероны – белки крови, которые составляют основу противовирусного гуморального иммунитета.

Вирусы проникают в клетки организма, после чего здоровые клетки перестают синтезировать необходимые белки и начинают воспроизводить белки и генетическую информацию вирусов.

Чтобы остановить распространение вирусных частиц и выиграть время на формирование специфического иммунитета, интерфероны замедляют или даже останавливают синтез белка в зараженных клетках.

Неспецифический иммунитет не требует времени на развертывание, его действие начинается уже в первые минуты после воздействия. Однако и точность неспецифического иммунитета низкая, при развитии иммунного ответа могут страдать здоровые клетки.

Синтез клеток специфического иммунитета (лимфоцитов) включает в себя элемент случайности, только так можно достигнуть неимоверного разнообразия иммунных клеток.

Чтобы в кровоток не выходили клетки, которые способны атаковать собственный организм, они проходят строгий отбор в органах иммунной системы, где происходит созревание лимфоцитов (тимус, лимфоузлы).

Если в результате отбора оказывается, что юный лимфоцит распознает клетки своего организма в качестве «врагов», в нем запускается процесс апоптоза, самоуничтожения.

Группы крови. Гемотрансфузия

На поверхности эритроцитов могут находиться белки-агглютиногены А и В. В зависимости от того, какие агглютиногены есть в организме, выделяют: I группу крови (без агглютиногенов), II (только А), III (только В) и IV (оба агглютиногена).

При гемотрансфузии (переливании крови) необходимо учитывать группу, чтобы избежать возникновения иммунного конфликта.

Если человеку с I группой крови перелить любую другую, клетки его иммунитета распознают чужеродные белки-агглютиногены и выработают антитела.

В результате все чужие эритроциты «слипнутся» (агглютинируют), что может быть очень опасно для организма хозяина. Поэтому людям с I группой крови можно переливать только кровь такой же группы.

Если же перелить кому-нибудь эритроциты I группы крови, не имеющие белков-агглютиногенов, реакции иммунитета не последует. Можно сказать, что обладатели I группы самые «щедрые», потому что могут поделиться своей кровью со всеми. Также их называют универсальными донорами.

Обратная ситуация с IV группой: в крови таких людей нет антител ни к агглютиногену А, ни к агглютиногену В, поэтому им можно перелить кровь любой группы.

Однако при попадании эритроцита группы IV в организм с другой группой произойдет агглютинация, поэтому обладателей IV группы крови можно назвать самыми «жадными» или универсальными реципиентами.

Соответственно, II группу крови нельзя перелить обладателю III и наоборот.

Помимо агглютиногенов А и В существует много других белков, которые могут привести к возникновению иммунного конфликта. Международное общество трансфузиологов в настоящее время признает всего 36 систем деления крови на группы. Наиболее часто применяют систему АВО, в которой также учитывают резус-фактор. Впервые этот белок был описан у макак-резусов, за что и получил свое название.

Большая часть людей резус-положительна (Rh+), то есть имеет на эритроцитах белок-резус. Им можно переливать кровь с любым резусом. Людям же с резус-отрицательной кровью (Rh-) можно переливать только резус-отрицательную кровь.

Резус-фактор может стать причиной резус-конфликта между матерью и плодом. Если у резус-отрицательной матери будет резус-положительный ребенок, то при попадании крови плода в кровоток матери сформируются антитела к Rh+ белку.

Чаще всего смешение крови происходит при родах и не несет опасности для ребенка. Если же антитела каким-то образом появились до родов, они могут проникнуть через плаценту и вызвать агглютинацию эритроцитов плода, что приведет к его гибели.

Такая опасность часто возникает при повторной беременности резус-отрицательных женщин.

Распространенность групп крови варьирует в разных популяциях. На картинке приведена частота встречаемость разных групп по системе АВО в мире.

Распространенность групп крови

Источник: http://spadilo.ru/krov-immunnaya-sistema/

Состав крови. Постоянство внутренней среды

Кровь –— компонент внутренней среды, жидкая ткань, которая выполняет ряд жизненно важных функций.

Функции крови

защитная

транспортная

механическая

гомеостатическая

2

Транспортная функция крови

— перенос питательных веществ;

— питание клеток;

— выведение из организма продуктов обмена веществ.

2

Постоянство внутренней среды

Залог эффективности организма состоит в том, чтобы поддерживать постоянство внутренней среды за счёт обмена веществ.

Постоянство внутренней среды

температура

кислотно-щелочное равновесие

концентрация минеральных веществ

Постоянство внутренней среды

концентрация глюкозы

концентрация липидов

другие компоненты

Гомеостаз –— постоянство внутренней среды, устойчивость основных физиологических реакций.

Гомеостатическая функция крови

— регулирование химического состава;

— поддержание водно-солевого баланса.

В выполнении этой задачи участвуют также почки, которые фильтруют кровь, доставляемую кровеносной системой.

2

Дыхание тканей

Доставка кислорода от легких к тканям и выведение углекислого газа из тканей — также обеспечивается с помощью крови и её свойств.

2

2

Механическая функция крови

С помощью определённого напряжения в сосудистом, точнее капиллярном русле поддерживается напряжение во внутренних органах и тканях.

2

Защитная функция

Создание барьера для чужеродных агентов, которые проникают в организм и могут вызвать негативные для него последствия.

2

2

Иммунитет –— это приспособительная защитная реакция, обеспечивающая борьбу

с инфекцией и продуктами их жизнедеятельности.

2

Защита состоит и в том, чтобы в случае повреждения ткани и кровеносных сосудов обеспечить восстановление целостности.

2

Потеря крови свыше 30 % от её общего количества уже считается опасным для жизни состоянием.

2

Состав крови

2

Состав плазмы

2

Отклонение может повлечь за собой патологию.

2

лейкоциты

артерия

тромбоциты

эритроциты

Форменные элементы крови

2

Голландский биолог-исследователь, конструктор микроскопов, основоположник научной микроскопии, член Лондонского королевского общества (с 1680 года), исследовавший

Читайте также:  Надземные видоизмененные побеги - биология

с помощью своих микроскопов структуру различных форм живой материи.

Антони ван Левенгук

(1632–1723)

2

Форма эритроцита

Эритроциты в крови человека имеют двояковогнутую форму, благодаря чему достигается определённого рода маневренность.

Двояковогнутая форма эритроцита имеет увеличенную площадь поверхности, это позволяет транспортировать необходимые вещества в больших количествах.

2

Уровень содержания

эритроцитов в крови на 1 мм 3

мужчины

4,5–5,5 млн

женщины

3,7–4,7 млн

новорожденные

до 6 млн

пожилые люди

меньше 4 млн

2

Эритроциты выполняют транспортную функцию, которая заключается в переносе кислорода и углекислого газа.

С 2

СО 2

2

Лейкоциты –— белые кровяные тельца,

их главное назначение — защита организма.

2

Виды лейкоцитов

зернистые

(гранулоциты)

незернистые

(агранулоциты)

26

Защита организма

неспецифическая

специфическая

27

Неспецифическая защита –— это комплекс реакций, характеризующихся естественной невосприимчивостью организма к возбудителю инфекции.

27

Русский микробиолог.

Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения.

Илья Ильич Мечников

(1845–1916 гг.)

27

Фагоцитоз –— процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц.

27

Существует несколько видов лейкоцитов, все они могут перемещаться, продвигаться сквозь стенки капилляров, поглощать и переваривать инфекционные и иные чужеродные агенты, проникшие

в пространство между клетками.

27

Специфическая защита –— это способность клеток распознавать конкретное чужеродное тело, антиген и реагировать

на него.

27

Тромбоциты –— клетки, отвечающие за формирование тромбоцитарного сгустка, закрывающего повреждённый участок сосуда.

27

Продолжительность жизни тромбоцитов примерно 5-9 дней. Для активации тромбоцитов необходим ряд факторов как химической, так и механической природы.

27

27

Важно понимать, что все компоненты крови активно участвуют

в поддержании гомеостаза — важнейшей характеристики организма.

27

Источник: https://multiurok.ru/files/sostav-krovi-postoianstvo-vnutrienniei-sriedy.html

Состав и функции крови

Кровь, беспрерывно циркулирующая в замкнутой системе кровеносных сосудов, выполняет в организме важнейшие функции: транспортную, дыхательную, регуляторную и защитную. Она обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма.

Кровь — это разновидность соединительной ткани, состоящей из жидкого межклеточного вещества сложного состава — плазмы н взвешенных в ней клеток — форменных элементов крови: эритроцитов (красных кровяных клеток), лейкоцитов (белых кровяных клеток) и тромбоцитов (кровяных пластинок). В 1 мм3 крови содержится 4,5–5 млн. эритроцитов, 5–8 тыс. лейкоцитов, 200–400 тыс. тромбоцитов.

В организме человека количество крови составляет в среднем 4,5–5 л или 1/13 массы его тела. Плазма крови по объему составляет 55–60%, а форменные элементы 40–45%.

Плазма крови представляет собой желтоватую полупрозрачную жидкость. В ее состав входит вода (90–92%), минеральные и органические вещества (8–10%), 7% белков. 0,7% жиров, 0.

1% — глюкозы, остальная часть плотного остатка плазмы — гормоны, витамины, аминокислоты, продукты обмена веществ.

Форменные элементы крови

Эритроциты — безъядерные красные кровяные клетки, имеющие форму двояковогнутых дисков. Такая форма увеличивает поверхность клетки в 1.5 раза. Цитоплазма эритроцитов содержит белок гемоглобин — сложное органическое соединение, состоящее из белка глобина и пигмента крови гема, в состав которого входит железо.

Основная функция эритроцитов — транспортировка кислорода и углекислого газа. Эритроциты развиваются из ядерных клеток в красном костном мозге губчатого вещества кости. В процессе созревания они теряют ядро и поступают в кровь. В 1 мм3 крови содержится от 4 до 5 млн. эритроцитов.

Продолжительность жизни эритроцитов 120–130 дней, затем в печени и селезенке они разрушаются, и из гемоглобина образуется пигмент желчи.

Лейкоциты — белые кровяные тельца, содержащие ядра и не имеющие постоянной формы. В 1 мм3 крови человека их содержится 6–8 тысяч.

Лейкоциты образуются в красном костном мозге, селезенке, лимфатических узлах; продолжительность их жизни 2–4 дня. Разрушаются они также в селезенке.

Основная функция лейкоцитов — защита организмов от бактерий, чужеродных белков, инородных тел. Совершая амебоидные движения, лейкоциты проникают через стенки капилляров в межклеточное пространство.

Они чувствительны к химическому составу веществ, выделяемых микробами или распавшимися клетками организма, и передвигаются по направлению к этим веществам или распавшимся клеткам.

Вступив с ними в контакт, лейкоциты своими ложноножками обволакивают их и втягивают внутрь клетки, где при участии ферментов они расщепляются.

Лейкоциты способны к внутриклеточному пищеварению. В процессе взаимодействия с инородными телами многие клетки гибнут. При этом вокруг чужеродного тела накапливаются продукты распада, и образуется гной.

Лейкоциты, захватывающие различные микроорганизмы и переваривающие их, И. И. Мечников назвал фагоцитами, а само явление поглощения и переваривания — фагоцитозом (поглощающим).

Фагоцитоз — защитная реакция организма.

Тромбоциты (кровяные пластинки) — бесцветные, безъядерные клетки округлой формы, играющие важную роль в свертывании крови. В 1 л крови находится от 180 до 400 тыс. тромбоцитов. Они легко разрушаются при повреждении кровеносных сосудов. Тромбоциты образуются в красном костном мозге.

Форменные элементы крови, помимо вышеуказанного, выполняют очень важную роль в организме человека: при переливании крови, свертывании, а также в выработке антител и фагоцитозе.

Переливание крови

при некоторых заболеваниях или кровопотерях человеку делают переливание крови. Большая потеря крови нарушает постоянство внутренней среды организма, кровяное давление падает, уменьшается количество гемоглобина. В таких случаях в организм вводят кровь, взятую у здорового человека.

Переливанием крови пользовались с давних времен, но часто это заканчивалось смертельным исходом. Объясняется это тем, что донорские эритроциты (то есть эритроциты, взятые у человека, отдающего кровь), могут склеиваться в комочки, которые закрывают мелкие сосуды и нарушают кровообращение.

Склеивание эритроцитов — агглютинация — происходит в том случае, если в эритроцитах донора имеется склеиваемое вещество — агглютиноген, а в плазме крови реципиента (человека, которому переливают кровь) находится склеивающее вещество агглютинин. У различных людей в крови есть те или иные агглютинины и агглютиногены, и в связи с этим кровь всех людей разделена на 4 основные группы по их совместимости

Совместимость крови людей

Группы крови Может отдавать кровь группам Может принимать кровь групп
I I, II, III, IV I
II II. IV I. II
III III. IV I. III
IV IV I, II, III, IV

Изучение групп крови позволило разработать правила ее переливания. Лица, дающие кровь, называются донорами, а лица, получающие ее, — реципиентами. При переливании крови строго соблюдают совместимость групп крови.

Любому реципиенту можно вводить кровь I группы, так как ее эритроциты не содержат агглютиногены и не склеиваются, поэтому лиц с I группой крови называют универсальными донорами, но им самим можно вводить кровь только I группы.

Кровь людей II группы можно переливать лицам, имеющим II и IV группы крови, кровь III группы — лицам III и IV. Кровь от донора IV группы можно переливать только лицам данной группы, но им самим можно переливать кровь всех четырех групп. Людей с IV группой крови называют универсальными реципиентами.

Переливанием крови лечат малокровие. Оно может быть вызвано влиянием различных отрицательных факторов, в результате чего в крови уменьшается количество эритроцитов, или понижается содержание в них гемоглобина.

Малокровие возникает и при больших потерях крови, при недостаточном питании, нарушениях функций красного костного мозга и др.

Малокровие излечимо: усиленное питание, свежий воздух помогают восстановить норму гемоглобина в крови.

Процесс свертывания крови осуществляется при участии белка протромбина, который переводит растворимый белок фибриноген в нерастворимый фибрин, образующий сгусток.

В обычных условиях в кровеносных сосудах отсутствует активный фермент тромбин, поэтому кровь остается жидкой и не свертывается, но есть неактивный фермент протромбин, который образуется при участии витамина К в печени и костном мозге.

Неактивный фермент активируется в присутствии солей кальция и переводится в тромбин при действии на него фермента тромбопластина, выделяемого красными кровяными тельцами — тромбоцитами.

При порезе или уколе оболочки тромбоцитов нарушаются, тромбопластин переходит в плазму и кровь свертывается. Образование тромба в местах повреждения сосудов — защитная реакция организма, предохраняющая его от кровопотери. Люди, у которых кровь не способна свертываться, страдают тяжелым заболеванием — гемофилией.

Иммунитет

Иммунитет — это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.

В иммунной реакции невосприимчивости, кроме клеток-фагоцитов, принимают участие и химические соединения — антитела (особые белки, обезвреживающие антигены — чужеродные клетки, белки и яды).

В плазме крови антитела склеивают чужеродные белки или расщепляют их.

Антитела, обезвреживающие микробные яды (токсины), называют антитоксинами. Все антитела специфичны: они активны только по отношению к определенным микробам или их токсинам. Если в организме человека есть специфические антитела, он становится невосприимчивым к данным Инфекционным заболеваниям.

Открытия и идеи И. И. Мечникова о фагоцитозе и значительной роли в этом процессе лейкоцитов (в 1863 г.

он произнес свою знаменитую речь о целебных силах организма, в которой впервые излагалась фагоцитарная теория иммунитета) легли в основу современного учения об иммунитете (от лат. «иммунис» — освобожденный).

Эти открытия позволили достигнуть больших успехов в борьбе с инфекционными заболеваниями, которые на протяжении веков были подлинным бичом человечества.

Велика роль в предупреждении заразных болезней предохранительных и лечебных прививок — иммунизации с помощью вакцин и сывороток, создающих в организме искусственный активный или пассивный иммунитет.

Различают врожденный (видовой) и приобретенный (индивидуальный) виды иммунитета.

Врожденный иммунитет является наследственным признаком и обеспечивает невосприимчивость к тому или иному инфекционному заболеванию с момента рождения и наследуется от родителей. Причем иммунные тела могут проникать через плаценту из сосудов материнского организма в сосуды эмбриона или же новорожденные получают их с материнским молоком.

Приобретенный иммунитет делят на естественный и искусственный, а каждый из них разделяют на активный и пассивный.

Естественный активный иммунитет вырабатывается у человека в процессе перенесения инфекционного заболевания. Так, люди, перенесшие в детстве корь или коклюш, уже не заболевают ими повторно, так как у них в крови образовались защитные вещества — антитела.

Естественный пассивный иммунитет обусловлен переходом защитных антител из крови матери, в организме которой они образуются, через плаценту в кровь плода.

Пассивным путем и через материнское молоко дети получают иммунитет по отношению к кори, скарлатине, дифтерии и др.

Через 1–2 года, когда антитела, полученные от матери, разрушаются или частично удаляются из организма ребенка, восприимчивость его к указанным инфекциям резко возрастает.

Искусственный активный иммунитет возникает после прививки здоровым людям и животным убитых или ослабленных болезнетворных ядов — токсинов. Введение в организм этих препаратов — вакцин — вызывает заболевание в легкой форме и активизирует защитные силы организма, вызывая в нем образование соответствующих антител.

С этой целью в стране проводится планомерная вакцинация детей против кори, коклюша, дифтерии, полиомиелита, туберкулеза, столбняка и других, благодаря чему достигнуто значительное снижение числа заболеваний этими тяжелыми болезнями.

Искусственный пассивный иммунитет создается путем введения человеку сыворотки (плазма крови без белка фибрина), содержащей антитела и антитоксины против микробов и их ядов-токсинов. Сыворотки получают главным образом от лошадей, которых иммунизируют соответствующим токсином.

Пассивно приобретенный иммунитет сохраняется обычно не больше месяца, но зато проявляется сразу же после введения лечебной сыворотки.

Своевременно введенная лечебная сыворотка, содержащая уже готовые антитела, часто обеспечивает успешную борьбу с тяжелой инфекцией (например, дифтерией), которая развивается так быстро, что организм не успевает вырабатывать достаточное количество антител и больной может умереть.

Иммунитет фагоцитозом и выработкой антител защищает организм от инфекционных заболеваний, освобождает его от погибших, переродившихся и ставших чужеродными клеток, вызывает отторжение пересаженных чужеродных органов и тканей.

После некоторых инфекционных заболеваний иммунитет не вырабатывается, например, против ангины, которой можно болеть много раз.

Источник: http://shkolo.ru/sostav-i-funktsii-krovi/

План-конспект урока по биологии по теме: «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа №4

городского округа г. Урюпинск

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В РАМКАХ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА БАЗЕ МБОУ СОШ №4

ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. УРЮПИНСК

 НА  ТЕМУ:

«ВНУТРЕННЯЯ  СРЕДА ОРГАНИЗМА.  КРОВЬ,  СОСТАВ  КРОВИ».

                                                  Учитель биологии: Бондарева Н.Н.

Г. Урюпинск  2013 г.

Тема урока:  Внутренняя среда организма. Кровь,  состав крови.

Данный урок был проведен в 8а классе. В классе 16 человек ,  9 мальчиков и 7 девочек. Половина класса- 7  человек учатся на «4»  и  одна девочка на «5». У  учащихся хорошо развита речь, память, они умеют извлекать информацию из текста. Вторая половина представлена учащимися, которых в пед.

среде называют «слабыми», но и у тех и у других, хотя и в разной степени, недостаточно  развит опыт самосознания, рефлексии («присутствие»  на уроке), диалогичность, самостоятельность в творчестве.

Некоторые не могут выслушать новый материал до конца, признаются , что оказываются далеко от жизни класса на уроке, не слышат и не чувствуют других учащихся.

Цель: Создать организационные  и содержательные условия для формирования  у учащихся опыта самосознания, рефлексии, диалогичности, самостоятельности в творчестве и развития  интереса к себе, серьезного и ответственного отношения к своему здоровью, важного общего понятия  о внутренней среде организма, значении постоянства внутренней среды и дать первоначальное понятие  о составе крови, ее функции, свертывании крови .

Задачи урока:

– Формировать контекстное видение предметного материала.

-Формировать способности к творческому, креативному  мышлению в рамках изучаемой темы.

– Сформировать  знания о составе крови и её функциях, роли свёртывания в предохранении организма от потерь крови, значении переливания крови;

-раскрыть материал о необходимости сохранения  постоянного  солевого состава плазмы крови.

-Научить осмысленно излагать материал,  работать с лабораторным оборудованием ,понимать сущность биологических процессов (свертывания крови) .

-Сформировать умение распознавать и определять форменные элементы крови человека, давать им характеристику, понимать какую функцию выполняет кровь.

-Пробудить интерес к анализу биологического объекта, к себе как биологическому объекту и  личности.

-Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью.

-Развивать умения  правильно проводить и оформлять результаты лабораторной работы, работать индивидуально, анализировать ответы товарищей, делать выводы.

Учитель: На ваших  столах лежат листочки с изображением смешных рожиц ,разного настроения. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, рабочему состоянию.

Напишите на нем,  что вы ждете от сегодняшнего урока, чему бы вы хотели научиться, какие качества своей личности развить в себе? В заключение урока вы на обратной стороне листочков напишите свое мнение о том ,как реализовались на самом деле ваши  стремления, ожидания.

Читайте также:  Образование в листьях органического вещества и его использование в питании растений, биология

Тема нашего урока записана на доске. Прочитайте. С понятием среды мы с вами уже встречались при изучении зоологии. Что же такое среда для животного организма? (Все , что его  окружает ). А для человека? ( Можно сказать,  то же  самое.

) Но ведь человек существо социальное и может приобрести черты человека  и ощутить себя человеком только находясь в человеческом обществе , наверно недостаточно отнести к среде его жизни только наземно – воздушную и указать влияющие на него компоненты этой среды тела  живой и неживой природы вокруг него.

Есть еще что- то, что является значимым именно для него.  А  что значит среда обитания для тебя,  Илькин? ( Моя жизнь проходит в спортзале или в классе).

 Я предлагаю вам нарисовать среду своего обитания. Где обитаете вы? В какой среде вы живете?  Какая среда  для вас самая важная, самая комфортная?  ( Ответы: дом, двор, класс, лес). Какова среда вашего окружения? (Хорошая, напряженная, комфортная).

Как же мы назовем наш урок? О чем сегодня речь?

Ответ: «Среда моей жизни».

Мы все очень благодарны тем учащимся, которые поделились с нами своим личным жизненным опытом, своим видением среды. Скажите, а среда может влиять на жизнь человека, его мировоззрение, его дальнейшую жизнь?  (Может).

 В какой среде растут  творческие люди? ( В той, где царят взаимоуважение, взаимопонимание, есть люди, на которых можно равняться, где все вместе решают какие- то вопросы,  творчески подходят к делам, которые вместе делают).

В какой  среде растут нарушители? (Называют противоположные качества, указывают на  значение вредных привычек тех, кто рядом.)

Мы все время говорили о среде, в которой живет организм, а что является средой для клеток, из которых этот организм состоит? С чем граничат клетки, от чего зависит их жизнь? (Они тоже имеют свою среду, но только внутри организма. Это  внутренняя среда)

 Что мы  можем отнести к внутренне среде организма?  (Уч-ся назвали кровь).

                                                            Покуда кровь течет свободно в ней,

                                                            Не слишком торопливо, в меру пылко,

                                                            Становится она лишь голубей.

                                                            Но если в хрупком голубом сосуде,

                                                            Ей станет тесно, крови,

                                                            Рвет она его в клочки,

                                                            Тогда лишь видят люди,

                                                            Кровь тяжела, тревожна и красна.

                                                                                                ( М. Алигер)

  Учитель биологии: Мефистофель, предлагая Фаусту подписать союз с нечистой силой, говорил: «Кровь, надо знать, совсем особый сок». В этих словах отражается мистическое верование в кровь, как в нечто таинственное. За кровью признавали могучую и исключительную силу.

Кровью скрепляли священные клятвы. Жрецы заставляли своих деревянных идолов «плакать кровью», древние греки приносили кровь в жертву  своим богам. Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души.

Древнегреческий врач Гиппократ считал, что в крови здоровых людей здоровая душа.

Сопоставьте два факта:

  1. Человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы.
  2. Переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти. Подумайте над этими фактами и объясните:

А) почему человек без крови погибает; А если сравнить свои ощущения

Б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека? Вспомните , какие органы относятся к кровеносной системе млекопитающих, какова их функция?  Какова роль крови? Что вы знаете об этом?  

Вопрос к учащимся:

А что значит кровь для вас, с чем ассоциируется это понятие?

(некоторые учащиеся высказались, что кровь – это жизнь. Кровь среда для клетки . Она приносит кислород и углекислый газ, уносит продукты распада и углекислый газ.)

Представьте себя клеткой своей среды. Как вы в ней себя чувствуете? Рома,  скажи пожалуйста, а как ты себя чувствуешь в своей среде? (Хорошо).

А можешь сравнить свои ощущения с теми, которые были перед твоим отъездом 2 года назад и после возвращения в этом году?  Что – то изменилось?  ( До отъезда наши 2 класса объединили , а сейчас все опять как в начальной школе. Мне здесь лучше.

) Значит ты, как клетка организма , чувствуещь себя хорошо только  в среде с определенным составом? Как же чувствует себя настоящая клетка, зависит ли ее жизнь от состава крови? С чем ей еще приходится контактировать ? Что еще, кроме крови относится к внутренней среде организма?

Что бы вы хотели сегодня узнать о крови, что вы еще не знаете?  

Делали ли  вам анализ крови? При каких обстоятельствах? Объясните, зачем?

Изучение нового материала.

  Для решения этих задач  нужно выяснить, что такое кровь. Из чего она состоит, какие несет ф-ции, какова ее роль в поддержании здоровья человека?

План объяснения нового материала учителем : организм человека имеет клеточное строение, клетки могут жить только в жидкой среде, из которой они получают питательные вещества, кислород и  куда выделяют продукты жизнедеятельности; клетки очень чувствительны  к температуре, постоянству  химической среды, концентрации солей, газов.

Поэтому клетки должны соприкасаться с жидкой средой, а эта среда должна иметь сравнительно постоянный состав, в ней не должно быть резких колебаний. В организме работают механизмы, поддерживающие  постоянство. Внутреннюю жидкую среду организма составляют кровь, тканевая жидкость и лимфа. Взаимосвязь между этими тремя жидкостями.

  В ходе беседы  учащиеся приходят  к выводу о том, что кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, т.к. она выполняет разнообразные функции: разносит кислород и питательные вещества, уносит продукты распада, участвует в осуществлении гуморальной регуляции деятельности внутренних органов и т.д.

 Но что мы знаем об этом веществе темно-красного цвета? Из чего состоит кровь?

Действительно, кровь – самая удивительная жидкость  , нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма.

Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится кислород, вода, белки и другие вещества.

С развитием науки человеческий разум все глубже проникает во многие тайны крови. Существует выражение: «Лицо – зеркало души». А вот некоторые медики называют кровь зеркалом здоровья человека.

 Почему? (Ответ:  Кровь содержит 6-8 %от массы тела, а также форменные элементы и плазму с органическими и неорганическими веществами)

Состав крови.

В плазму крови входит множество простых и сложных  веществ. 90% плазмы составляет вода, и только 10% её процентов приходится на сухой остаток. Но как разнообразен её состав. Каждое из этих веществ имеет определенное и важное  значение.

Белки – «строительный материал» нашего организма, участвуют в процессах свертывания крови, поддерживают постоянство реакции крови (слабощелочная), образуют иммуноглобулины, антитела, участвующие в защитных реакциях организма.

Высокомолекулярные белки, не проникающие через стенки кровеносных капилляров, удерживают в плазме определенное количество воды, обеспечивают вязкость крови, постоянство ее давления в сосудах, препятствуют оседанию эритроцитов.

Жиры и углеводы – источники энергии.

Соли, щёлочи, кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменение которой опасно для жизни.

Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и взаимное влияние органов и систем.

Для нормальной деятельности организма важно не только количественное содержание солей, но и чрезвычайно важен и качественный состав этих солей.

Сердце, например, остановится, если из протекающей через него жидкости полностью исключить соли кальция, или увеличить концентрацию солей калия.

Суммарная концентрация компонентов плазмы создает осмотическое давление, благодаря которому происходит проникновение жидкости через клеточные оболочки, что обеспечивает обмен воды между кровью и тканью. (Демонстрация опыта картофель в пресной и соленой воде).

Концентрация различных солей в плазме крови относительно постоянна. Водный раствор солей, который по концентрации соответствует содержанию солей в плазме крови, называется физиологическим раствором. Он используется в медицине для выполнения недостающей в организме жидкости.

При некоторых заболеваниях в кровь вводят 0,9 % раствор поваренной соли, называемой физиологическим раствором

Что же такое форменные элементы? Это эритроцит, лейкоцит, тромбоцит. Далее  учащиеся знакомятся  с таблицей на доске, где указаны названия клеток,  форма клеток,  где они образуются и утилизируются сколько их  в 1 мл крови, какую функцию выполняют в организме человека, слушают сообщение подготовленного ученика о переливании крови.

Вопрос к учащимся: К какому типу тканей относится  кровь  и  почему вы так считаете?

Лабораторная работа: Сравнение строения эритроцитов лягушки и человека.

А теперь вернитесь к листочкам на ваших столах со смайликами . Выберите тот, который соответствует вашему настроению, рабочему состоянию в данный момент.  Напишите   свое мнение о том,  как реализовались на самом деле ваши  стремления, ожидания.

 Что нового  вы узнали о себе? Какие новые знания получили для себя? Каково практическое значение полученных знаний?

Инструктивная карточка

Лабораторная  работа

«Изучение препарата крови человека и лягушки» (5мин.)

Цель работы: закрепить полученные на уроке первичные знания об особенности строения эритроцитов. Сравнить эритроциты человека и лягушки.

Ход работы:

  1. Изучить на большом увеличении микроскопа микропрепарат крови человека и лягушки Сравнить их размеры, рассмотреть есть ли в них ядра.
  2. Зарисовать 1-2 клетки.
  3. Ответьте на вопрос: чья кровь в одном объеме за единицу времени переносит больше кислорода и почему?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/09/23/vnutrennyaya-sreda-organizma-krov-sostav-krovi

Внутренняя среда организма (кровь, тканевая межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови

Тема урока :

Внутренняя среда организма (кровь, тканевая межклеточная жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови.

Цель : начать формировать у учащихся важного понятия о внутренней среде организма и дать первоначальное понятие о составе крови.

Оборудование :

а) 1)кровь 2)табл. кровь 3)табл. образование межтканевой жидкости и лимфы

б) Микроскоп

в) Микропрепарат кровь

г) Схема состав крови

Мы переходим к теме «Кровь и кровообращение». Здесь вы узнаете много нового интересного, полезного. Познакомитесь с такими вопросами как: внутренняя среда организма, значение крови и кровообращения, состав крови. Строение и функции клеток крови, иммунитет. Органы кровообращения, сердце его строение и работа, движение крови по сосудам, кровяное давление, помощь при кровотечении и др.

Итак, объектом нашего изучения является кровь (показать). От массы тела кровь составляет 7%.

Долгое время за кровью признавали могучую и исключительную силу. Кровью скрепляли священные клятвы.Жрецы заставляли своих «деревянных идолов» плакать кровью.

Древние греки приносили кровь в жертву своим богам.

Кровью защищались от злых сил, клялись в верности или ненависти.

Некоторые философы древней Греции считали кровь носителем души.

Ею окропляли землю, чтобы получить богатый урожай

Древнегреческий врач Гиппократ назначал душевно больным кровь здоровых людей. Он думал, что в крови здоровых людей здоровая душа.

Действительно ,кровь-самая удивительная ткань нашего организма

Подвижность крови-важнейшее условие жизни организма

Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека или животного без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносится О2,Н2О, белки и другие вещества.

Кровь легко получить из организма и сосудов и поэтому, она хорошо изучена и о ней много известно.

1 в)какое значение имеет кровь и кровообращение в жизни животных ?

Ответ :переносит питательные вещества и О2 к клеткам, участвует в выведении продуктов распада во внешнюю среду.

2в)ребята , а делали выт ли анализ крови?

При каких обстоятельствах? Объясните, зачем дают неточные ответы?

Задача темы:

3в) почему для определения состояния здоровья человека ему обязательно делают анализ крови?

Почему кровь называют зеркалом здоровья человека?

Ответ:

Кровь, реагирует на малейшие изменения происходящие в организме. При помощи несложных приборов в течении нескольких минут врач может получить сведения о количестве кровяных клеток в 1 мм 3 крови , о содержании гемоглобина , т. е. о состоянии здоровья пациента.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/biologija/111510-vnutrennjaja-sreda-organizma-krov-tkanevaja-m.html

Лекция №24, 25. «Внутренняя среда организма. Кровь. Гомеостаз, состав, свойства и функции крови»

Кровь – это жидкая ткань, циркулирующая по сосудам, осуществляющая транспорт ве-ществ и обеспечивающая питание и обмен веществ всех клеток организма. Красный цвет ей придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах. Учение о крови и ее болезнях – гематоло-гия. Для внутренней среды организма характерно относительно динамическое постоянство внутренней среды – гомеостаз.

Читайте также:  Наземные экосистемы, Биология

Морфологическим субстратом, регулирующим обменные процессы между кровью и тканями являются гистогематические барьеры, состоящие из эн-дотелия капилляров, базальной мембраны, соединительной ткани и клеточных мембран. Си-стема крови включает в себя жидкую кровь, органы кроветворения (красный костный мозг, лимфатические узлы), органы кроворазрушения (печень) и механизмы регуляции.

Физиологические функции крови:

1. дыхательная (перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тка-ней к легким)

2. трофическая (доставка питательных веществ, минеральных солей, витаминов от органов пищеварения к тканям)

3. экскреторная (удаление из тканей конечных продуктов метаболизма)

4. терморегуляторная (регуляция температуры тела путем охлаждения энергоем-ких органов и наоборот)

5. гомеостатическая (поддержание постоянства среды организма)

6. регуляция вводно-солевого обмена между кровью и тканями

7. защитная (участие в клеточном и гуморальном иммунитете, в свертывании)

8. гуморальная регуляция (перенос гормонов и медиаторов)

9. креаторная (перенос макромолекул, которые осуществляют межклеточную пе-редачу информации)

Общее количество крови в организме взрослого человека в норме составляет 4-6 литров. В покое в сосудистой системе находится 60-70% крови – циркулирующая кровь, оставшаяся кровь – в кровяных депо – запасная, депонированная. В крови важнее плазма, т. к.

она под-держивает давление крови. Кровь контактирует с клетками через межтканевую жидкость (искл – косный мозг и селезенка). Кровь состоит из жидкой части – плазмы и клеток – фор-менных элементов: эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Плазма крови на 90% состоит из воды и на 10% из белков и минеральных солей.

Основные группы белков плазмы:

1. альбумины (связывают лекарственные вещества, витамины, гормоны, пигмен-

ты)

2. глобулины (транспортируют жиры, глюкозу, медь, железо, вырабатывают ан-титела – иммуноглобулины, a и b агглютинины крови)

3. фибриноген (участвует в свертываемости крови)

Отсутствие этого белка в крови приводит к развитию гемофилии – несвертываемости кро-ви. К небелковым соединениям плазмы относят аминокислоты, полипептиды, мочевину. В плазме содержится более 50 различных видов гормонов и пигментов. Белок плазмы, обла-дающий бактерицидными свойствами – пропердин.

Белок плазмы составляет 7-8%, остаточ-ный азот – 30-40 млг%, неорганические вещества – 1%. Давление, которое оказывают рас-творенные в плазме минеральные соли – осмотическое )определяется поваренной солью). В норме составляет 7,6 атм.

Растворы, у которых осмотическое давление равно осмотическому давлению плазмы – изотонические, если больше – гипертонические, меньше – гипотониче-ские. Изотонический (физиологический) раствор – 0,9% поваренной соли.

Давление, создаваемое белками плазмы (альбумины), способными притягивать и удержи-вать воду – онкотическое (20-30 мм.рт. ст). Постоянство этих давлений является жестким параметром гомеостаза.

Реакция крови – pH обусловлена соотношением положительных водородных и отрица-тельных гидроксильных ионов (7,36 – 7,42). Сдвиг ее в кислую сторону – ацидоз, в щелоч-ную – алкалоз. Поддержание на этом уровне достигается за счет буферных систем крови:

1. гемоглобина

2. карбонатов

3. фосфатов

4. белков плазмы

Эритроцит(eritros –красный, cutos –клетка) –безъядерный форменный элемент крови,содержащий гемоглобин. Имеет форму двояковогнутого диска. Они гибкие, эластичные, лег-ко деформируются, образуются в красном костном мозге, разрушаются в печени и селезенке. Живут 120 дней.

Молодые имеют ядро – ретикулоциты. По мере роста ядро заменяется мо-лекулой гемоглобина (дыхательный пигмент). Эритроциты придают крови вязкость (у муж-чин она больше). Норма у женщин – 3,7 – 4,7 млн., у мужчин –4 – 5 млн., у новорожденных – 6 млн.

При движении в капиллярах эритроциты приобретают обтекаемую форму пули и движутся согласованно друг за другом. В обычных кровеносных сосудах движение эритро-цитов опережает движение крови в целом.

Это происходит вследствие того, что эритроциты при движении крови концентрируются в центральной, наиболее быстрой части канала.

При нормальном движении крови скорость максимальна в центре и практически нулевая

у стенок. Разные части диска эритроцита оказываются под действием слоев, движущимися с разными скоростями, и эритроцит начинает катиться. Он начинает катиться как гусеница трактора.

Кровяные тельца несут на своей поверхности отрицательный заряд, на внутренней поверхности сосуда заряд тот же, поэтому элементы крови не соприкасаются со стенками кровеносного сосуда. Кровь движется в сосуде не прямым потоком, а ее частицы в процессе движения имеют спиральные траектории, т. е. поток крови закручивается.

Это не позволяет частицам крови слипаться и предотвращает образование тромбов. Установлено, что потоки в малом и большом кругах кровообращения вращаются в разные стороны (В. Захаров, В. Шу-маков).

Функции эритроцитов:

1.дыхательная (транспортная)

2.питательная (на их поверхности оседают аминокислоты)

3.защитная (связь токсинов, участие в свертывании крови)

4.ферментативная (перенос ферментов)

5.буферная (поддержание pH с помощью гемоглобина)

6.креаторная (перенос макромолекул, осуществляющих межклеточные взаимодействия) Увеличение количества эритроцитов – эритроцитоз, уменьшение – эритроцитопения. Гемоглобин–белок-хромопротеид,имеющий в своем составе атом железа.У мужчин–

13 – 16 гр%, у женщин – 12 – 14 гр%. Общее его количество в крови – 700гр. Гемоглобин включает в себя до 600 аминокислот, белок – глобин, 4 молекулы гема, которые содержат атом железа. В мышцах содержится миоглобин, образующийся в красном костном мозге.

Физиологические соединения гемоглобина:

1. оксигемоглобин (в артериальной крови – HbO2)

2. восстановленный (в венозной крови – Hb)

3. карбгемоглобин (в венозной крови – HbCO2)

К патологическим соединениям относят:

1. карбоксигемоглобин (HbCO) – очень прочное вещество, связь с угарным газом. При этом молекулы О2 не присоединяются, что приводит к гипоксии и отравлению.

2. метилгемоглобин

Количество гемоглобина измеряется гемометром.

Гемолиз–процесс внутрисосудистого распада эритроцитов и выход из них гемоглобина вплазму, которая окрашивается в красный цвет и становится прозрачной (лаковая кровь).

Виды гемолиза:

1. Осмотический – при понижении осмотического давления крови происходит набухание эритроцитов с последующим их разрушением.

2. Химический – оболочка эритроцитов разрушается под действием химических веществ (алкоголь, эфир, бензол, хлороформ)

3. Механический – разрушение оболочки эритроцитов при интенсивном встряхи-вании ампульной крови.

4. Термический – результат замораживания и размораживания ампульной крови.

5. Биологический – разрушение эритроцитов при укусах змей, насекомых, скор-пионов, при переливании несовместимой крови.

Скорость (реакция) оседания эритроцитов (СОЕ или РОЕ)–изменение физико-химических свойств крови, измеряемое величиной столба плазмы при оседании эритроцитов. Величина СОЕ зависит от содержания в крови белков глобулинов и фибриногена. При лю-бых воспалительных процессах их концентрация в крови увеличивается, а также увеличение СОЕ происходит перед родами.

Лейкоцит(leukos –белый, cutos –клетка) –белое или бесцветное кровяное тельце,не со-держит гемоглобина. Образуется в красном костном мозге, лимфатических узлах, фоллику-лах и селезенке, живут 20 дней. Клетки имеют ядро. Норма: 4,5 – 9,5 тыс. Увеличение их ко-личества – лейкоцитоз, уменьшение – лейкоцитопения.

Виды лейкоцитов:

1. гранулоциты (зернистые): нейтрофилы, эозинофилы, базофилы

2. агранулоциты (незернистые): лимфоциты, моноциты.

Ядра всех гранулоцитов разделены на 2 – 5 частей, которые соединяются нитями (пере-тяжками). Самые мелкие – лимфоциты, имеют крупное округлое ядро, самые крупные из зернистых – моноциты, имеют бобовидное ядро. Основная масса в крови – сегментоядерные нейтрофилы. Процентное соотношение отдельных форм лейкоцитов в крови – лейкоцитар-ная формула:

1.Лейкоциты – 4,5 – 9,5 тыс. в мм3. 4.Нейтрофилы – 50 – 72 % (сегментоя-

2.базофилы – 0,5 – 1 % дерные)

3.Эозинофилы – 1 – 5 % 5.Лимфоциты – 18 – 38 %

6.Моноциты – 2 – 10 %

Свойства лейкоцитов:

1. амебовидная подвижность

2. диапедез – способность выходить через неповрежденную стенку сосуда

3. фагоцитоз – способность окружать инородные тела и микроорганизмы, захва-тывать их в цитоплазму, поглощать и переваривать (И.И. Мечников 1882 год)

Функции лейкоцитов:

1. Защитная (фагоцитоз)

2. Антитоксическая – выработка антитоксинов, обезвреживающих продукты жизнедея-тельности микробов.

3. Выработка антител, обеспечивающих иммунитет – невосприимчивость к инфекции.

4. Участвуют во всех этапах воспаления, стимулируют регенеративные процессы, уско-ряют заживление ран.

5. Ферментативная – вырабатывают ферменты для фагоцитоза.

6. Участвуют в процессах свертывания крови путем выработки гепарина и гистамина.

7. Являются центральным звеном иммунной системы, выполняют функцию цензуры, сохраняя генетический гомеостаз.

8. Обеспечивают уничтожение собственных мутантных клеток.

9. Образуют активные пирогенны, формируют лихорадочную реакцию.

10. Несут макромолекулы с информацией, обеспечивая связь и целостность организма. Тромбоциты (trombos – сгусток крови)–безъядерная кровяная пластинка,участвующая

в свертывании крови и необходимая для поддержания целостности сосудистой стенки. Обра-зуется в красном костном мозге и в гигантских клетках – мегакариоцитах, живут до 10 дней. Норма их в крови – 200 – 300 тыс. в мм3. Увеличение их количества – тромбоцитоз, умень-шение – тромбоцитопения.

Свойства тромбоцитов:

1.амебовидная подвижность

2.фагоцитоз

3.прилипание к чужеродной поверхности и склеивание частиц между собой

4.легкая разрушаемость

5.выделение и поглощение БАВ: серотонин, адреналин, норадреналин

6.содержат в себе специфические соединения, способствующие свертыванию крови

Функции тромбоцитов:

1. Активное участие в образовании тромба

2. Участие в остановке кровотечение (гемостаз)

3. Защитная за счет склеивания микробов (агглютинация)

4. Выработка ферментов для остановки кровотечения

5. Транспорт креативных веществ, сохраняющих структуру сосудистой стенки

6. Оказывают влияние на состояние гистогематических барьеров между кровью и ткане-вой жидкостью путем изменения проницаемости стенок капилляров.

Гемостаз –остановка кровотечения.

Виды:

1. Сосудисто-тромбоцитарный 2. Коагуляционный

1. Данный вид распространяется на мелкие кровеносные сосуды и каппиляры. В резуль-тате повреждения сосуда нервные импульсы идут в продолговатый мозг, затем обратно, что приводит к рефлекторному спазму стенок сосуда. Это временная реакция. Длительный спазм обеспечивают серотонин, адреналин и норадреналин.

Затем начинается уплотнение тромбоцитарной пробки. Тромбоциты и лейкоциты устрем-ляются в зону повреждения, образуется тромб. Пробка уплотняется за счет белка тромбо-цитов – тромбостенин.

2. Осуществляется за счет свертывания крови. В результате повреждения стенки крове-носного сосуда белок фибриноген переходит в фибрин, который не растворяется. Это фер-ментативный процесс.

В нем принимают участие фибриноген, протромбин, тромбопластин, ионы калия и 15 плазменных факторов, которые образуются в печени при наличии витамина К.

В первой фазе протромбиназа переходит в протромбин, во второй фазе протромбин пе-реходит в тромбин, в третьей фазе фибриноген переходит в фибрин. Для этого необходим тромбин и ионы кальция. Нити фибрина сокращаются и уплотняются. В норме кровь в со-судах не свертывается, т.к.:

1. Факторы системы крови находятся в неактивной форме

2. Содержатся их ингибиторы

3. Наличие фибринолитической системы

Гемопоэз–образование форменных элементов крови в красном костном мозге.Эритро-циты образуются в синусах красного костного мозга. Тромбоциты образуются из мегака-риоцитов в красном костном мозге и легких.

Регуляция гемопоэза осуществляется нервным и гуморальным путем: витамин В, С, фо-лиевая кислота, железо, кобальт, марганец, медь, фактор Кастла (дно желудка). Нервная ре-гуляция осуществляется гипоталамусом и корой.

Стволовая клетка костного мозга дает начало 2 клеткам – предшественницам (миелопоэза

и лимфопоэза). Из клетки – предшественницы лимфопоэза образуются клетка – предшест-венница Т – лимфоцита и клетка – предшественница В – лимфоцита. Клетка – предшествен-ница Т – лимфоцита – т – лимфобласт – Т – пролимфоцит – Т – лимфоцит. Клетка – предше-ственница В – лимфоцита – В – лимфобласт – В – пролимфоцит – В – лимфоцит. Клетка – предшественница миелопоэза дает начало:

· Базофильному миелобласту – базофил

· Эозинофильному миелобласту – промиелоцит – миелоцит – эозинофил

· Мегакариобласту – тромбоцит

· Нейтрофильному миелобласту – нейтрофил

Лимфопоэз дает начало Т и В – лимфоцитам, миелопоэз – форменным элементам крови. Система крови включает в себя жидкую кровь, органы кровообразования и кроворазру-

шения. Все форменные элементы крови в нормальных условиях образуются в красном кост-ном мозге (у взрослых): грудина, лопатки, ребра, позвонки, тазовые кости. У детей кроветво-рение осуществляется и в трубчатых костях. Родоначальником всех клеток является стволо-вая кроветворная клетка костного мозга, которые трансформируются в клетки – предшест-

венники, дающие начало миелопоэзу и лимфопоэзу. Эти процессы регулируются гемопоэти-нами, среди которых различают эритро- лейко- и тромбоцитопоэтины.

Клетки-предшественники трансформируются в бластные формы миелоцитарного, эритроцитарного и тромбоцитарного ростков крови, из которых происходит развитие зрелых форм: Т и В-лейкоцитов, моноцитов, базофилов, эозинофилов, нейтрофилов, эритроцитов и тромбоцитов.

В 1901 году австриец Ландштейнер и в 1903 году чех Янский обнаружили, что при сме-шивании крови разных людей часто наблюдается агглютинация эритроцитов (склеивание) с их последующим гемолизом.

В дальнейшем было обнаружено, что в эритроцитах содержат-ся агглютиногены А и В (антигены), а в плазме крови находятся агглютинины a и b (антите-ла), склеивающие эритроциты. Агглютиногены и агглютинины у разных людей могут быть по одному, вместе или отсутствовать. Агглютиноген А и агглютинин a являются одноимен-ными.

Агглютинация происходит, если агглютиногены встречаются в крови с одноименны-ми агглютининами, поэтому в крови любого человека содержатся разноименные агглютино-гены и агглютинины. Их четыре комбинации:

1. I (0) – ab

2. II (А) – Ab

3. III (B) – Ba

4. IU (AB)

Кровь людей первой группы R(-) можно переливать любому человеку – универсальные доноры. Люди, имеющие 4 группу крови, являются универсальными реципиентами. Но в со-временной медицинской практике пришли к выводу, что переливать можно только одно-группную кровь, т.к.

в эритроцитах разных людей найдено более 500 видов агглютиногенов. Для определения группы крови необходимо иметь стандартные сыворотки, в которых име-ются известные агглютинины. Каплю крови добавляют к сывороткам и по наличию агглюти-нации определяют принадлежность группы. Если агглютинации нет нигде – I гр.

, есть во всех – IV, в I и III – II гр., в I и II – III гр.

В 1940 году Ландштейнер и Винер нашли в крови макаки белок, который назвали резус-фактор, а макаку – резус. Белок содержится в эритроцитах. У 85% людей этот белок имеется, кровь их R(+), у остальных кровь R(-).

Резус-фактор передается по наследству, не меняется в течение жизни и имеет большое значение при беременности. Если плод наследует резус-положительную кровь от отца, то это вызывает в крови матери образование анти-резус-агглютининов, которые вызывают в крови плода агглютинацию и гемолиз эритроцитов.

В настоящее время таким беременным назначают препараты, блокирующие выработку этих веществ.

Источник: https://cyberpedia.su/4x504f.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]