Движущие силы (факторы) антропогенеза, биология

Движущие силы (факторы) антропогенеза, Биология Движущие силы (факторы) антропогенеза, Биология

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 279.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 279.

Эволюция человека – сложный процесс, длящийся миллионы лет и продолжающийся до сих пор. Благодаря движущим силам антропогенеза возник современный вид людей – человек разумный.

Наука о происхождении и эволюции человека называется антропогенезом. Является разделом антропологии, объединяющей знания о человеке.

Антропогенез включает смежные науки:

  • приматологию (изучение приматов);
  • палеонтологию (изучение окаменелостей и отпечатков животных и растений);
  • археологию (изучение истории древности по вещественным находкам);
  • анатомию;
  • физиологию;
  • генетику;
  • геологию;
  • химию.

Движущие силы (факторы) антропогенеза, БиологияРис. 1. Скелет, найденный при раскопках.

Археологи изучают разные методы датирования (радиоактивный, углеродный, генетический), чтобы определять, к какому времени относится археологическая находка. При раскопках важна не только найденная вещь, но и её положение в земле. После изъятия сложнее определить датировку, не нарушая целостности находки.

Современная наука поддерживает концепцию происхождения современного человека от одного предка с другими приматами. Эволюция человека происходила не линейно (вопреки хрестоматийной картинке «от обезьяны к человеку»), а кустисто.

От общего предка произошло несколько ветвей приматов. Одна из них – гоминиды, к которым относится род людей (Homo). Разные виды людей могли существовать параллельно и даже пересекаться, создавая метисов.

Современный род людей представлен всего одним видом – человеком разумным.

Движущие силы (факторы) антропогенеза, БиологияРис. 2. Родословная человека.

О родстве человека и примата писали разные учёные. Впервые предположение об общности происхождения сделал Жан Батист Ламарк. Он высказался о том, что человек, возможно, произошёл от шимпанзе, но никак не развил эту мысль. Однако Ламарк исследовал влияние внешней среды на изменчивость организмов и сделал значительный вклад в теорию эволюции.

Ещё до Ламарка делались осторожные предположения, что человек и обезьяна имеют много общих черт и, возможно, одного предка. Впервые сходство заметил древнеримский врач Клавдий Гален. Философ Джулио Ванини был казнён в XVII веке за сравнение человека и обезьяны. Карл Линней в XVIII веке отнёс человека к приматам.

Человек является частью биосферы и искусственно созданной ноосферы. Поэтому существуют социальные и биологические факторы движущих сил антропогенеза. Люди, как остальные животные, зависят от факторов внешней среды, но одновременно с этим способны развивать сознание и общение, создавая сложное сообщество.

Человек – биологический вид, о чём свидетельствует ряд общих черт:

  • анатомия и физиология – расположение, строение, функционирование органов;
  • биохимическое строение – для построения и работы организма нужны одни и те же вещества (водород, кислород, углерод, азот);
  • эмбриональное сходство – раннее эмбриональное развитие человека неотличимо от эмбрионов других позвоночных животных;
  • рудименты – редуцированные органы, указывающие на связь с животным миром (копчик – редуцированный хвост, волосы на теле – остатки шерсти и т.д.);
  • атавизмы – утраченные в ходе эволюции органы, которые могут появляться у отдельных организмов (хвост, развитые клыки, волосы на лице).

Движущие силы (факторы) антропогенеза, БиологияРис. 3. Рудименты и атавизмы.

К биологическим факторам относятся:

  • наследственная изменчивость;
  • борьба за существование;
  • естественный отбор.

В результате действия биологических факторов появилось прямохождение, исчез волосяной покров по всему телу, развилась хватательная функция кисти.

Социальными факторами являются:

  • творческая деятельность – решение сложных задач, создание произведений искусства, изобретения;
  • мышление – эволюция шла в сторону увеличения мозга и расширения возможностей разума;
  • речь – способность точно взаимодействовать между собой посредством слова;
  • труд – совершенствование кисти, разума, коммуникации при коллективном физическом труде и изготовлении орудий;
  • социальный образ – жизнь в сообществе способствовала развитию социальных навыков и культуры.

Биологические факторы являются общими для всех живых организмов, социальные характерны только для человека.

Антропогенез изучает эволюцию человека посредством различных смежных наук. Современная концепция антропогенеза предполагает происхождение человека от общего с другими приматами предка.

Возникновению современного человека способствовали социальные и биологические факторы эволюции. Под действием биологических факторов человек приобрёл внешний облик.

Социальные факторы способствовали развитию человека как личности и члена общества.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 279.

А какая ваша оценка?

Гость завершил

Тест на тему «Типы текста»с результатом 4/5

Гость завершил

Тест Тундра (4 класс)с результатом 9/10

Гость завершил

Тест на тему “Неолит”с результатом 4/10

Гость завершил

Тест на тему “Речной рак”с результатом 2/10

Гость завершил

Тест «Мастер и Маргарита»с результатом 14/16

Гость завершил

Тест «Горе от ума»с результатом 14/15

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Биологические и социальные факторы антропогенеза — урок. Биология, Общие биологические закономерности (9–11 класс)

Роль биологических факторов в эволюции человека

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался под влиянием биологических факторов эволюции: мутаций, популяционных волн, изоляции, борьбы за существование и естественного отбора.

На ранних этапах антропогенеза решающее значение имел естественный отбор.

Переход предков человека к наземному образу жизни, вызванный необходимостью жить на открытых пространствах, привёл к развитию прямохождения. Вертикальное положение тела увеличивало обзор и позволяло быстрее реагировать на появление хищников.

Освободившиеся от функции опоры передние конечности можно было использовать для применения и изготовления различных предметов. Рука начинает выполнять разные действия — хватание, удержание, бросание.

Эти особенности давали преимущества в борьбе за существование и сохранялись естественным отбором.

Биологические факторы способствовали формированию морфологических отличий человека от обезьян: прямохождения, развитой кисти руки, развитого головного мозга.

Роль социальных факторов в эволюции человека

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, речь и мышление

Освобождение руки от функции опоры способствовало её совершенствованию для трудовой деятельности и изготовления орудий труда. Применение орудий охоты позволило человеку добавить в рацион более калорийную пищу животного происхождения.

Трудовая деятельность и совместная охота объединяли людей. Жизнь в группе обеспечивала более надёжную защиту от хищников, позволяла успешнее охотиться и добывать пищу.

В борьбе за существование побеждали те группы, в которых древние люди могли согласовывать свои действия, а старики передавали свой опыт и знания молодым. Необходимость в передаче информации совершенствовала речевой аппарат. Наследственная изменчивость и естественный отбор привели к формированию членораздельной речи.  

С совершенствованием трудовой деятельности и речи шло развитие головного мозга. В результате у древних людей за сравнительно короткий период произошло значительное увеличение его объёма и усложнение коры больших полушарий.

Движущие силы (факторы) антропогенеза, Биология

На этапах предшественников человека и древнейших людей основную роль играли биологические факторы — борьба за существование и естественный отбор. Выживали наиболее приспособленные к неблагоприятным условиям и способные изготавливать орудия труда. Изменялось строение скелета, мозга, черепа, совершенствовалась рука.

В дальнейшем преимущество получали те из наших предков, которые жили в более организованной группе, охраняли детей, заботились о стариках.

 Ведущую роль стали играть социальные факторы, а значение биологических снизилось. В результате физический облик человека остаётся практически неизменным на протяжении последних  (40) тысяч лет.

Но за это время произошло интенсивное развитие интеллекта, культуры, общественных отношений.

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции: предшественники человека (протоантропы), древнейшие люди (архантропы), древние люди (палеоантропы) и люди современного типа (неоантропы).

Предшественниками человека были австралопитеки. К древнейшим людям относят Человека умелого и Человека прямоходящего. Древние люди — неандертальцы, а люди современного типа — кроманьонцы.  

Источники:

https://gowikimedia.com/wp-content/uploads/2019/04/Human-Evolution-Feature.jpg

Особенности биологических и социальных движущих сил антропогенеза

Поскольку человек разумный является биологическим видом, то у него, как и у других видов животных, есть собственная история формирования и развития.

Эта история получила название антропогенеза.

Определение 1

Антропогенез — совокупность процессов появления, формирования и развития человека в ходе эволюции, которые затрагивают его трудовую деятельность, сознание, речь (членораздельную), первобытные формы общества.

Не все вопросы в рамках антропогенеза изучены к сегодняшнему моменту. К примеру, неизвестно, из каких звеньев состоит антропогенез, антропологи расходятся во мнении относительно роли некоторых форм антропогенеза.

Учет только лишь биологических закономерностей не позволяет понять, как человек развился до своего современного состояния. К тому же, возникновение человека как биологического вида качественно другое, нежели возникновение новых видов животных. Основное различие заключается в участии в эволюции как биологических, так и социальных факторов.

Читайте также:  Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих - биология

Основные движущие силы антропогенеза

Биологические движущие силы

Движущие силы антропогенеза тщательно и последовательно изучались самим Чарльзом Дарвином — известным английским ученым в области эволюции, родоначальником эволюционной теории развития органического мира. В своих научных работах при рассмотрении движущих сил антропогенеза он пришел к выводу, что главным биологическим фактором эволюции является естественный отбор. А еще — элементарные факторы:

  • мутации;
  • наследственная изменчивость;
  • популяционные волны;
  • изоляция;
  • дрейф генов.

Благодаря естественному отбору произошел переход к прямохождению, развились передние конечности, в частности — кисти, усовершенствовался мозг и развилась членораздельная речь.

Предки человека научились приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям среды обитания за счет наследственной изменчивости. Обычно все изменения носят ненаправленный и случайный характер.

Когда благодаря приобретенным чертам особь получает хотя бы минимальное преимущество, то она выживает и передает эти приобретенные черты следующим поколениям. В противоположном случае, когда приобретенные черты делает положение особи хуже, то она гибнет.

Приобретенные черты, что логично, не переходят в доминирующее состояние.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Переход наших предков от древесного образа жизни к наземному был связан с тем, что в прошлые геологические эпохи увеличилась засушливость климата, а площадь лесов — сократилась. Появилось много открытых пространств, которые наши предки начали преодолевать.

Благодаря прямохождению люди стали хорошо ориентироваться в окрестности (и видеть ее). Это, кроме прочего, стало причиной перехода от растительной к животной пище.

Такой переход имел положительные последствия: поскольку животную пищу приходилось добывать охотой, это привело к развитию мозга и мускулатуры.

А использование различных орудий труда для охоты повлияло на развитие конечностей и абстрактного мышления.

Замечание 1

Человеческие расы в рамках вида Человек разумный — результат взаимодействия человеческого организма и условий среды обитания.

Биологические факторы и сегодня влияют на человека, несмотря на достижения в области науки. Тем не менее социальные факторы существенно сдерживают влияние биологических факторов.

Замечание 2

Дрейф генов — характерная особенность небольших популяций человека.

Естественный отбор стал причиной выработки у человека иммунитета. Тем не менее мутации все еще возникают у человека.

Социальные движущие силы

Социальным факторам развития человека особое внимание уделял Ф. Энгельс. Трудовая теория антропогенеза лежит в основе таких его работа как «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Среди важных факторов развития человечества отмечают:

  • трудовую деятельность;
  • язык;
  • общественный образ жизни;
  • абстрактное мышление.

Приспосабливание человека к среде обитания происходит с помощью орудий труда, постройки жилья, изготавливания одежды и др. Способность предвидеть результат труда — результат трудовой деятельности. Все это способствовало развитию абстрактного мышления.

Замечание 3

За счет того, что люди вели коллективный образ жизни, стало необходимым согласовывать действия всех членов коллектива. Так возникла система сигналов и членораздельная речь, совершенствовались и дальше абстрактное и логическое мышление.

Человеческое общество имело отличную от животного мира иерархию. Кроме того, появляется альтруизм — самопожертвование ради других. Люди выработали навыки передачи накопленного опыта следующим поколениям, закрепления информации с помощью графических символов (узоров и рисунков). Впоследствии это стало причиной появления письменной речи и искусства.

С течением времени социальные факторы стали основными в антропогенезе и существенно ускорили процесс эволюции человека.

Биологические и социальные факторы антропогенеза – этапы, роль и примеры

Антропогенез: понятие, классификация факторов

Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.

Теория происхождения человека

Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна. Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях. Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.

Перед учёным встал ряд вопросов:

  1. Что стало причиной возникновения человеческого вида?
  2. Каковы движущие силы эволюции?
  3. Какие факторы сыграли решающую роль?

Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.

Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.

Биологические причины развития

Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.

Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.

На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования.

Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида.

Такая схема развития характерна для всего животного мира.

К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:

  • изменчивость и наследственность;
  • естественный отбор;
  • мутация генов;
  • изоляция и популяционные волны.

На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.

Социальная деятельность

Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:

  • развитие речевого аппарата;
  • трудовую деятельность;
  • развитие мышления и сознания;
  • способность к творчеству;
  • общественный образ жизни.

Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.

В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:

Движущая сила Значение в эволюции человека
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп.
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов.

Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.

Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.

Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.

Эволюция в современном мире

К XXI веку человечество овладело навыками изготовления орудий труда, строительства жилищ, производства пищи. Уровень медицины позволяет избавиться от многих заболеваний и прожить долгую жизнь. То есть человек изолировал себя от важнейших биологических факторов настолько, что они перестали иметь значение.

К примеру, естественный отбор в современном мире выполняет только стабилизирующую функцию. Изоляция и популяционные волны и вовсе перестали иметь значение. А вот генетические мутации, наоборот, из-за неблагоприятных экологических условий стали распространённым биологическим фактором.

Читайте также:  Жизнедеятельность клетки - биология

В дальнейшем это может привести к накоплению вредных признаков и снижению жизнеспособности человеческого вида. Социальные причины в современном мире играют главную роль. Для полноценного развития человека в XXI веке необходимо не только общество, но и достойное воспитание и образование.

Изучение материала позволит успешно пройти контрольный опрос по биологии, назвать все социально-биологические факторы антропогенеза и указать их значение в эволюции вида.

Движущая сила антропогенеза. Человеческие расы

  • Движущими силами силы антропогенеза являются:
  • – индивидуальный естественный отбор, направленный на определенные морфофизиологические признаки – прямохождение, строение кисти, развитие мозга;
  • – групповой отбор, направленный на социальную организацию;

– биосоциальный отбор – результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.

  1. Под влиянием биологических факторов эволюции изменялись морфологические и физиологические особенности человека.
  2. Основными направлениями и результатами биологической эволюции человека как отдельного вида в классе Млекопитающих были:
  3. – развитие прямохождения;
  4. – освобождение верхней конечности для трудовой деятельности;
  5. – увеличение объема переднего мозга и значительное развитие коры головного мозга;
  6. – усложнение высшей нервной деятельности.
  7. Социальные факторы в эволюции человека легли в основу эволюции его поведения, развития общественных, трудовых и коммуникативных навыков. К этим факторам относятся:
  8. – использование, а затем создание орудий труда;
  9. – необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;
  10. – необходимость прогнозировать свою деятельность;
  11. – необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт.

В эволюции человека важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам, но и социальным (речь, трудовая деятельность и общественное поведение).

Особенности человека, обусловленные социальными факторами, передаются в процессе воспитания и обучения. В дальнейшем социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека.

Так как человек существо биологическое и социальное, это определяет его особое положение.

Человеческие расы – это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens. Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа. Представители разных рас принадлежат к одному и тому же виду, и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Существует три расы: евразийская (европеоидная), экваториальная (австрало-негроидная), азиатско-американская (монголоидная). Причиной образования рас было географическое расселение и последующая географическая изоляция людей. Расовые признаки носили адаптивный характер, что в современном обществе утратило свое значение.

Часто используемые в политических целях утверждения о превосходстве одной расы над другой не имеют под собой никаких научных оснований.

От рас следует отличать «этнические общности»: национальности, нации и т. д. Принадлежность человека к той или иной этнической общности определяется не его генотипом и фенотипом, а освоенной им национальной культурой.

Понятие об антропогенезе и его движущих силах

Человек разумный – биологический вид. Как и все остальные виды животных, он имеет свою историю формирования и развития.

Определение 1

Совокупность процессов возникновения, формирования и развития человека в процессе эволюции, связанные с развитием его трудовой деятельности, сознания, членораздельной речи, а также с развитием первобытных форм общества называется антропогенезом.

В вопросах антропогенеза еще не все полностью выяснено. Неизвестны все его звенья. Не все антропологи одинаково оценивают роль некоторых форм.

Чтобы понять путь развития человека к его современному состоянию, недостаточно учитывать только биологические закономерности. Появление человека как биологического вида качественно отличается от процессов возникновения новых видов у животных.

Главное отличие состоит в том, что эволюция человека происходила не только под влиянием биологических, но и социальных факторов.

Биологические движущие силы антропогенеза

Известный английский ученый-эволюционист, творец эволюционной теории развития органического мира, Чарльз Дарвин посвятил целый ряд своих научных работ рассмотрению движущих сил антропогенеза. Дарвин условно выделил главный биологический фактор эволюции – естественный отбор и элементарные факторы:

  • мутации,
  • наследственная изменчивость,
  • дрейф генов,
  • изоляция,
  • популяционные волны.

Он отметил важную роль естественного отбора в переходе к прямохождению, развитию передних конечностей (особенно – кисти), в совершенствовании мозга и в развитии членораздельной речи.

Наследственная изменчивость позволила предкам человека приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания. Изменения носят, как правило, ненаправленный, случайный характер.

Но если приобретенные черты дают особи хоть малейшее преимущество, то особь выживает, а приобретенные черты передаются последующим поколениям. Если же изменения ухудшают положение особи в среде обитания, то она обречена на гибель.

А приобретенная черта не переходит в доминирующее состояние.

Повышение засушливости климата в прошлые геологические эпохи привело к тому, что уменьшилась площадь лесов, увеличилась площадь открытых пространств. Наши предки вынуждены были перейти от древесного образа жизни к наземному, преодолевать большие участки открытого простора.

Появившееся прямохождение позволяло лучше видеть окрестности. От растительной пищи пришлось перейти к мясу. А мясную пищу необходимо было добывать охотой. Это повлияло на развитие мускулатуры, мозга.

Необходимость использовать орудия труда привела к развитию конечностей и к абстрактному мышлению.

В результате взаимодействия человеческого организма с условиями среды обитания в пределах одного вида «Человек разумный» появились человеческие расы.

Замечание 1

И в настоящее время, несмотря на все достижения науки, биологические факторы продолжают влиять на человека, хоть это влияние и значительно ослаблено социальными факторами. Для небольших человеческих популяций характерен дрейф генов. У человека под влиянием естественного отбора вырабатывается иммунитет. Мутации продолжают возникать у людей и в настоящее время.

Социальные движущие силы антропогенеза

В отличии от Ч. Дарвина, много внимания социальным факторам развития человека уделил Фридрих Энгельс. В своих работах «Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он отстаивает трудовую теорию антропогенеза.

Важными факторами развития человечества стали:

  • трудовая деятельность,
  • общественный образ жизни,
  • язык,
  • абстрактное мышление.

В отличии от животных, человек приспосабливался к условиям обитания используя орудия труда, строя жилища, изготавливая одежду и т.п. Именно трудовая деятельность развила способность предвидеть результат труда. Таким образом развивалось абстрактное мышление.

Коллективный способ жизни вызвал необходимость согласовывать действий многих членов коллектива. Развивалась система сигналов, вырабатывалась членораздельная речь. Продолжало совершенствоваться абстрактное и логическое мышление. Иерархия человеческого общества отличалась от иерархии животного стада.

Появилась способность к альтруизму (способность к самопожертвованию ради других). Люди научились передавать свой опыт последующим поколениям, фиксировать информацию в виде графических символов (рисунков, узоров). В дальнейшем это привело к возникновению письменной речи (письменности) и искусства.

Замечание 2

Со временем социальные факторы начали играть ведущую роль в антропогенезе, а сам процесс эволюции человека под их влиянием значительно ускорился.

Движущие силы антропогенеза. Социальные и биологические факторы. – презентация

1 Движущие силы антропогенеза. Социальные и биологические факторы.

2 Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Антропогенез (от греч. antropos – человек и genesis – происхождение) – процесс историко-эволюционного формирования человека. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов

3

4 Биологические факторы Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч. Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды.

На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

5 Социальные факторы К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Читайте также:  Организм как биологическая система, биология

6 Важнейший фактор эволюции человека – труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку.

Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

7 Прямохождение Важным антропоморфизм в эволюции человека было прямохождение.

В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению.

Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

8 Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия.

Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда.

Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

9

10 Мышление и речь Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами.

Общение способствовало развитию второй сигнальной системы – общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками.

В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

11 Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

12 Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

  • 13 Вопросы из ЕГЭ
  • 14 Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен. ПРИМЕР А)трудовая деятельность Б)абстрактное мышление В)изоляция Г)мутационная изменчивость Д)популяционные волны Е)вторая сигнальная система ФАКТОР АНТРОПОГЕНЕЗА 1)биологический 2)социальный
  • 15 Под воздействием биологических факторов эволюции у людей сформиро­вались · 1)речь и сознание · 2)абстрактное мышление и эмоции · 3)трудовая деятельность и обряды · 4)изгибы позвоночника Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека · 1)способности различать запахи · 2)прямохождения · 3)членораздельной речи · 4)особенностей строения позвоночника Социальная природа человека проявляется в · 1)создании письменности · 2)формировании пятипалых конечностей · 3)наличии коры больших полушарий · 4)образовании условных рефлексов
  • 16 Какие факторы антропогенеза можно отнести к биологическим? · 1)общественный образ жизни · 2)естественный отбор · 3)устную и письменную речь · 4)способность к постройке жилища Трудовая деятельность, мышление, речь, сыгравшие большую роль в развитии предков человека, относятся к факторам эволюции · 1)социальным · 2)биологическим · 3)антропогенным · 4)биотическим
  • 17 Какая из движущих сил эволюции человека имеет социальную природу? · 1)членораздельная речь · 2)изменчивость · 3)естественный отбор · 4)наследственность Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека · 1)диафрагмального дыхания · 2)второй сигнальной системы · 3)свода стопы · 4)S-образного изгиба позвоночника
  • 18 На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование · 1)морфологических признаков · 2)членораздельной речи · 3)трудовой деятельности · 4)мышления, развитого сознания В формировании каких функциональных способностей человека как биологического вида имели значение социальные факторы? · 1)создание орудий труда · 2)восприятие объемности пространства · 3)улавливание звуков разной частоты · 4)поддержание равновесия тела

Критерии и движущие силы антропогенеза

Антропогенез – возникновение и формирование человека в процессе эволюции.

Вопрос о движущих силах антропогенеза впервые подробно рассмотрел Ч. Дарвин в книге “Происхождение видов и половой отбор” (1871) и статье “О выражении эмоций у человека и животных” (1872).

Распространяя на человека действие биологических закономерностей, ученый пришел к выводу о решающей роли естественного отбора в переходе людей к прямохождению, в совершенствовании руки, развитию мозга и членораздельной речи. В отличие от Дарвина Ф. Энгельс уделял большое внимание социальным движущим силам.

Он создал трудовую теорию антропогенеза, которую изложил в статье “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1884).

Движущие силы антропогенеза
Биологические факторы эволюции Социальные факторы эволюции
Главные: естественный отбор. Элементарные: наследственная изменчивость, дрейф генов, изоляция, популяционные волны Трудовая деятельность. Общественный образ жизни. Язык и абстрактное мышление

В современной науке прочно утвердилось мнение о том, что решающее влияние на антропогенез произвели природных условиях. Аридизации климата (засуха) на Африканском континенте вызвала уменьшение площадей лесов и размеров открытых участков. Новые природные условия активизировали переход части высших приматов к прямо-хождение, появились двуногие обезьяны – австралопитеки.

Значительное место в рационе этих существ заняла мясная пища, потребность в которой стимулировала развитие охоты, увеличение массы и совершенствования функций мозга. Приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности, австралопитеки начали использовать природные орудия труда.

“Предметная” деятельность способствовала совершенствованию верхних конечностей, эволюции нервной системы и поведения предшественников человека.

Сущность трудовой теории антропогенеза можно сформулировать одной фразой самого Ф. Энгельса: труд создал самого человека.

Действительно, труд, трудовая деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей, в первую очередь в пище и в защите от врагов, явились тем могущественным стимулом, который преобразовывал облик человека на протяжении четвертичного периода и создал общество.

Постоянное употребление орудий открыло перед первобытным человеком возможность значительно более активного использования природных ресурсов для удовлетворения своих потребностей, в частности в огромной степени расширило его пищевую базу, а также значительно увеличило силу первобытных коллективов в борьбе с хищниками.

При этом постоянные совместные поиски пищи, коллективная охота и коллективная защита от врагов, совместное производство и потребление, иными словами, совместная трудовая деятельность сплачивали первобытный коллектив, вызывали образование связей отдельных его членов в процессе производства.

В конце концов усложнение общественной жизни и производственных навыков привело к необходимости обмена производственным опытом и передачи его следующему поколению. Появилась, как писал Ф. Энгельс, потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, возникновение языка произошло в процессе труда и есть следствие трудовой деятельности.

Качественные особенности эволюции человека. Происхождение современного человека как биологического вида качественно отличается от видообразования в животном мире. Эволюция человека проходила не только под влиянием биологических, но и социальных факторов.

Если животные приспосабливались к природным условиям благодаря изменениям в их организме, то человек приспосабливается к условиям окружающей среды, пользуясь орудиями труда, огнем, изготавливая одежду, строя жилье.

Большое значение в процессе эволюции имело появление альтруизма (способность к самопожертвованию ради других). Эволюция человека вышла из-под ведущего контроля биологических факторов и на современном этапе направляется действием социальных движущих сил антропогенеза.

Действие определенных биологических факторов на современном этапе не прекратилась:

  • • в результате действия естественного отбора у человека выявляется устойчивость к инфекционным болезням;
  • • не прекратился у современного человека и мутационный процесс,
  • • в малых популяциях большое значение имеют процессы дрейфа генов 1,
  • • в процессе исторического развития в результате межрасовых браков в больших популяциях отсутствуют четкие границы между расовыми типами людей, что объясняется обменом генов.
Ссылка на основную публикацию