Класс млекопитающие, или звери – биология

Класс Млекопитающие, или Звери Рабочая тетрадь по биологии Захаров Сонин 7 класс – ГДЗ Ответы

Главная › 7 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Захаров Сонин 7 класс164. Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей кожного покрова млекопитающих, обозначенных цифрами.I – эпидермис;II – собственно кожа.1. волос;2. сальная железа;

3. потовая железа.

165. Какие органы чувств имеют млекопитающие?

ОТВЕТ: Органы осязания – рецепторы кожи; орган обоняния – носовая полость; орган вкуса – язык; орган зрения – глаза; орган слуха – ухо.

166. Изучите таблицу «Класс Млекопитающие. Строение кролика». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета млекопитающих, обозначенных цифрами.1. череп.2. шейные позвонки.3. грудные позвонки.4. хвостовые позвонки.5. тазовые кости.6. бедро.7. голень.8. стопа.9. грудная клетка.10. предплечье.11. кисть.12. плечо.

13. лопатка.

167. Перечислите кости, составляющие плечевой и тазовый пояс млекопитающих.

  • Плечевой пояс: парные лопатки и ключицы.
  • Тазовый пояс: парные подвздошные, седалищные и лобковые кости.

168. Перечислите особенности строения скелета, связанные с наземным образом жизни.

  1. Появление полноценных конечностей – лап, построенных по принципу рычагов, оканчивающихся кистью с цепкими пальцами – обеспечивают эффективное передвижение по суше.

    Появляются пояса конечностей, к ним крепятся мышцы, обеспечивающие движения лап.

  2. Появление шейного отдела позвоночника – позволяет двигать головой в разные стороны, что способствует лучшей ориентации в пространстве
  3. Кости становятся трубчатыми – это дает повышенную прочность и одновременно облегчает скелет
  4. Развитие челюстного аппарата.

    И у растительноядных, и у хищников появляется потребность в более тщательной обработке пищи. В связи с этим появляются дифференцированные зубы.

  5. Число шейных позвонков постоянно и равно семи, череп более объемный, что связано с большими размерами головного мозга.

    Кости черепа срастаются довольно поздно, что обеспечивает возможность увеличения головного мозга по мере роста животного.

  6. Конечность пятипалая. Способы передвижения млекопитающих различны – ходьба, бег, лазание, полет, копание, плавание, – что отражается в строении конечностей.

169. Каковы особенности строения головного мозга млекопитающих?

ОТВЕТ: Головной мозг млекопитающих имеет те же отделы, что и мозг других позвоночных, но отличается большими размерами и очень сложным строением полушарий переднего мозга. Наружный слой их состоит из нервных клеток, образующих кору мозга. Именно в коре полушарий и происходят основные процессы высшей нервной деятельности.

У более высокоорганизованных видов млекопитающих кора мозга образует многочисленные извилины и борозды, что резко увеличивает ее площадь. Мозжечок и средний мозг хорошо развиты, так как для млекопитающих характерны высокая двигательная активность и сложные рефлексы. Органы чувств отличаются большой сложностью и совершенством.

170. Изучите таблицу «Класс Млекопитающие. Строение кролика». Рассмотрите рисунок. Напишите названия внутренних органов кролика, обозначенных цифрами.1. трахея;2. легкие;3. сердце;4. желудок;5. почка;6. мочевой пузырь;7. толстый кишечник;8. тонкий кишечник;

9. диафрагма.

171. Что такое диафрагма? Каковы её функции?

ОТВЕТ: Диафрагма – это непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения легких. Условно её границу можно провести по нижнему краю ребер. Образована системой поперечнополосатых мышц. Свойственна только млекопитающим.

172. Заполните таблицу “Системы органов млекопитающих”.173. Опишите работу почек млекопитающих.

ОТВЕТ: Почки млекопитающих состоят из наружного (коркового) и внутреннего (мозгового) слоев. В корковом слое извитые канальцы, берущие начало из боуменовых капсул, внутри которых находятся клубочки кровеносных сосудов. В них осуществляется фильтрационный процесс, и в почечные канальцы профильтровывается плазма крови – образуется первичная моча.

Почечные канальцы образуют несколько колен, в них происходит обратное всасывание из первичной мочи воды, сахара и аминокислот – образуется вторичная моча, поступающая в собирательные трубочки, образующие мозговое вещество. Конечный продукт белкового обмена – мочевина.

Моча поступает в мочеточники, далее – в мочевой пузырь и затем через мочеиспускательный канал – наружу.

174. Зарисуйте схему строения сердца млекопитающих, подпишите его составные части.175. Пользуясь рисунком в учебнике на с. 236, опишите, как осуществляется движение крови по сосудам у млекопитающих.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке легочным стволом. Венозная кровь по легочному стволу идет по легочным артериям в легкие. Обогащаясь кислородом в легких, кровь возвращается по легочным венам в левое предсердие, а оттуда поступает в левый желудочек.

Большой круг кровообращения начинается аортой, выходящей из левого желудочка. Оттуда кровь поступает в крупные сосуды, направляющиеся к голове, туловищу и конечностям.

Крупные сосуды ветвятся на мелкие, которые переходят во внутриорганные артерии, а затем в артериолы и капилляры. Посредством капилляров осуществляется постоянный обмен веществ между кровью и тканями.

Капилляры объединяются и сливаются в венулы и вены, которые сливаются в крупные венозные сосуды, образуя верхнюю и нижнюю полые вены. По ним кровь возвращается в правое предсердие.

176. Какая кровь поступает в правое предсердие?

ОТВЕТ: Венозная кровь.

177. Рассмотрите рисунок и подпишите его. Опишите, как происходит развитие детёныша в матке.Оплодотворение внутреннее, происходит в яйцеводах. Во время развития в матке формируется плацента, с помощью которой устанавливается связь между эмбрионом и организмом матери. В результате обеспечивается газообмен в теле зародыша, его питание и удаление продуктов обмена. Продолжительность беременности зависит от многих факторов: размеров тела, готовности потомства к самостоятельной жизни и др. у некоторых видов детеныши рождаются беспомощными, у других – способными к активным действиям.178. Что такое плацента? Каково ее биологическое значение?Плацента – это эмбриональный орган у всех самок плацентарных млекопитающих, некоторых сумчатых и ряда других групп животных, позволяющий осуществлять перенос материала между циркуляционными системами плода и матери. Функции:

  • Газообменная;
  • Выделительная;
  • Гормональная;
  • Защитная.

179. Каково строение половой системы млекопитающих?

ОТВЕТ: Половая система у самцов состоит из парных семенников, семявыводящих протоков, придаточных желез и совокупительного органа. Семенники (в них образуются и созревают сперматозоиды) у большинства видов расположены  в специальном мешочке – мошонке.

У самок половая система состоит из парных яичников, яйцеводов,  матки и влагалища. В яичниках образуются яйцеклетки. По мере созревания они выделяются и попадают вначале в верхние участки яйцеводов, где, как правило, и происходит их оплодотворение. Оплодотворенная яйцеклетка перемещается в матку, где при дальнейшем развитии зародыша образуется  детское место – плацента.

180. Приведите доказательства того, что млекопитающие произошли от древних пресмыкающихся.ОТВЕТ: Млекопитающие имеют многие черты сходства с пресмыкающимися, особенно в эмбриональном развитии, строении скелета, роговеющих покровах. Это позволяет утверждать, что млекопитающие произошли от древних рептилий. Сходство взрослых зверей с рептилиями проявляется и в обилии у зверей роговых кожных образований (шерсть, рога, копыта, когти, ногти); в наличии чешуй на хвостах мышей, крыс, бобров, сходных с чешуями пресмыкающихся; в сходном развитии этих чешуй из кожных зачатков. Особенно заметно сходство с рептилиями у примитивных яйцекладущих  первозверей – утконоса и ехидны.

Большое сходство с млекопитающими имели древние зверозубые пресмыкающиеся. Назвали их так потому, что у них, как и у млекопитающих, были дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные).

В процессе эволюции у млекопитающих развились такие приспособления к выживанию, как совершенная терморегуляция, постоянная температура тела, живорождение и выкармливание детенышей молоком.

Особенно важным было совершенствование центральной нервной системы: сильное развитие полушарий переднего мозга в связи со сложным поведением, совершенствованием органов чувств. Это способствовало широкому географическому распространению млекопитающих и освоению ими всех сред обитания, появлению разнообразных форм тела, высокой численности.

181. Верно ли утверждение, что первозвери ближе к пресмыкающимся, чем другие млекопитающие? Почему?

Верно. В Австралии и на прилегающих к ней островах живут яйцекладущие млекопитающие, которые по своему строению и особенностям размножения занимают промежуточное положение между пресмыкающимися и млекопитающими. К ним относятся первозвери: утконос и ехидна.

Сходство с пресмыкающимися:

  1. При размножении они откладывают яйца, покрытые прочной оболочкой, защищающей содержимое яйца от высыхания. (Но ехидна вынашивает единственное яйцо в особой сумке, представляющей складку кожи на брюшной стороне тела).

  2. Кишечник и мочеполовое отверстие открывается в клоаку.
  3. Соски отсутствуют. (Но есть млечные железы).
  4. Плечевой пояс сходен с таковым у пресмыкающихся.
  5. Низкая температура тела.
  6. Челюсти покрыты роговым клювом.

182.

Назовите представителей сумчатых. Что для них характерно?

  • Сумчатые: каола, кенгуру, сумчатый волк, опоссум.
  • Черты: плацента отсутствует, детеныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими, вынашиваются в сумке; мозг очень примитивен; температура ниже, чем у плацентарных и непостоянна.

183. Назовите основные признаки плацентарных млекопитающих, которые указывают на их более высокую организацию по сравнению с первозверями и сумчатыми.ОТВЕТ: Плацентарные, или высшие звери – наиболее распространенный инфракласс млекопитающих, считающийся наиболее высокоразвитым. Отличительным признаком плацентарных является рождение в относительно развитой стадии. Это возможно благодаря наличию плаценты, через которую эмбрион получает от матери питательные вещества и антитела и избавляется от продуктов жизнедеятельности. Зародыш их развивается в матке матери, покрыт плацентой и питается дышит через пуповину.

У плацентарных очень хорошо развит мозг, особенно передний мозг (извилины, кора больших полушарий) и мозжечок, характерно сложное поведение, забота о потомстве.

184. К каким отрядам относятся: бурозубка, крылан, рысь, бегемот?Бурозубка – отряд Землеройкообразные.Крылан – отряд Рукокрылые.Рысь – отряд Хищные.

Бегемот – отряд Парнокопытные.

185. Выполните лабораторную работу «Строение млекопитающих», представленную в тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».

Источник: https://dourokov.ru/7-klass/biologiya/rabochaya-tetrad-po-biologii-zaharov-sonin-7-klass/2484-40-klass-mlekopitayushhie-ili-zveri.html

Тест по биологии Класс Млекопитающие или Звери 7 класс

Тест по биологии Класс Млекопитающие или Звери для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 3 частей (часть А, часть Б, часть В). В части А — 6 заданий, в части Б — 4 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

Часть А

А1. Поддержание постоянной температуры тела характерно для

1) ужа 2) ежа 3) жабы

4) черепахи

А2. Для бобра характерен покров тела

1) волосяной 2) перьевой 3) хитиновый

4) чешуйчатый

А3. Копыто лошади представляет собой видоизмененный участок

1) кожи 2) костей стопы 3) фаланги пальца

4) костей голени

А4. Усложнение нервной системы млекопитающих выражает­ся в увеличении

1) коры больших полушарий головного мозга 2) продолговатого мозга 3) спинного мозга

4) нервных узлов

А5. В отличие от птиц в пищеварительной системе млекопи­тающих имеется

1) пищевод 2) печень 3) набор зубов

4) поджелудочная железа

А6. Четырехкамерное сердце в системе кровообращения имеет

1) ящерица 2) собака 3) лягушка

4) окунь

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Среди млекопитающих животных выделяют подкласс Яйцекладущие, которые размножаются яйцами (утконос и ехидна).
Б. Представители разных отрядов млекопитающих животных отличаются строением зубного аппарата.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Представителями от­ряда Ластоногие млекопитающие являются

1) тюлень 2) дельфин 3) кит 4) морж 5) морской котик

6) акула

Б3. У становите соответствие между особенностью жизнедеятель­ности и классом животных, для которого она характерна.

Особенность жизнедеятельности

А. Акт двойного дыхания (газообмен во время вдоха и выдоха) Б. Выкармливание детенышей молоком В. В образовании голоса участвуют связки, расположенные в трахее

Г. Вынашивание детеныша в теле самки

Класс животных

1. Млекопитающие
2. Птицы

Б4. Установите последовательность возникновения в ходе эво­люции классов хордовых животных.

1) Амфибии 2) Птицы 3) Рыбы

4) Рептилии

Часть В

B1. Задание на работу с рисунком.

А. Какая система органов животного изображена на рисунке?

1) пищеварительная 2) кровеносная 3) дыхательная

4) нервная

Б. Выполнение какой функции обеспечивают органы, обозначенные на рисунке цифрой 1?

1) пищеварение 2) размножение яйцами 3) созревание яйцеклеток

4) акт двойного дыхания

В. Органы, обозначенные на рисунке цифрой 2, участвуют в

1) сердцебиении 2) образовании голоса 3) передвижении пищи

4) образовании мочи

2 вариант

Часть А

А1. Выкармливает детенышей молоком

1) пингвин 2) крокодил 3) цапля

4) лиса

А2. Сальные и потовые железы находятся в коже у

1) белки 2) ящерицы 3) пингвина

4) куропатки

А3. В отличие от рептилий в скелете млекопитающих сущест­венно изменяется строение

1) черепа 2) костей голени 3) пояса верхних конечностей

4) хвостового от дела позвоночника

А4. В отличие от рептилий орган слуха млекопитающих включает

1) среднее ухо 2) барабанную перепонку 3) ушную раковину

4) улитку внутреннего уха

А5. Органом газообмена в дыхательной системе собаки служит

1) альвеолярные легкие 2) бронхи 3) трахея

4) гортань

А6. Во время развития эмбриона у зверей плацента, или дет­ское место, формируется в

1) матке 2) яичнике 3) яйцеводе

4) семеннике

Часть Б

Б1. Верны ли следующие утверждения?

А. Представители отряда Китообразные звери — дельфи­ны и киты — дышат жабрами.
Б. У сумчатых млекопитающих (кенгуру, опоссум) дете­ныши рождаются недоразвитыми, и дальнейшее их развитие происходит в сумке матери.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения

4) Неверны оба суждения

Б2. Выберите три верных утверждения. Представителями от­ряда грызунов являются

1) еж 2) бобр 3) тушканчик 4) летучая мышь 5) куница

6) крыса

Б3. Установите соответствие между особенностью жизнедеятель­ности и классом животных, для которого она характерна.

Особенность жизнедеятельности

А. Поддержание постоянной температуры тела Б. Размножение яйцами или яйцеживорождением В. Непостоянная температура тела

Г. Для большинства представителей характерно живо­рождение ­

Класс животных

1. Пресмыкающиеся
2. Звери

Б4. Установите последовательность возникновения в ходе эво­люции классов хордовых животных.

1) Рептилии 2) Рыбы 3) Млекопитающие

4) Амфибии

Часть В

B1. Задание на работу с рисунком.

А. Какая система органов животного изображена на ри­сунке?

1) пищеварения 2) кровообращения 3) дыхания

4) нервная

Б. Большой круг кровообращения берет начало в

1) левом желудочке 2) правом желудочке 3) правом предсердии

4) левом предсердии

В. По сосудам малого круга кровь поступает в

1) легкие 2) печень 3) желудок

4) скелетные мышцы

Ответы на тест по биологии Класс Млекопитающие или Звери
1 вариант А1-2 А2-1 А3-1 А4-1 А5-3 А6-2 Б1-3 Б2-145 Б3-2121 Б4-3142 В1-342

2 вариант

А1-4 А2-1 А3-1 А4-3 А5-1 А6-1 Б1-2 Б2-236 Б3-2112 Б4-2413

В1-211

СкачатьТест Класс Млекопитающие или Звери

(135 Кб, pdf)

Источник: https://testschool.ru/2017/11/21/test-po-biologii-klass-mlekopitayushhie-ili-zveri-7-klass/

Класс Млекопитающие

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общаяхарактеристика класса. Млекопитающие — высокоорганизованный класс хордовых животных, насчитывающий около 4,5 тыс. видов. Его представители заселили все среды жизни, включая поверхность суши, почву, морские и пресные водоемы, приземные слои атмосферы.

Ведя свое происхождение от звероподобных пресмыкающихся верхнего карбона, млекопитающие достигли расцвета в кайнозойскую эру.

Характерные черты их организации следующие:

  1. Тело подразделено на голову, шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под туловищем, благодаря чему оно приподнято над землей, что дает возможность животным передвигаться с большой скоростью.

  2. Кожа относительно толстая, прочная и эластичная, покрытая волосяным покровом, хорошо удерживающим вырабатываемое организмом тепло. В коже расположены сальные, потовые, млечные и пахучие железы.

  3. Мозговой отдел черепа крупнее, чем у пресмыкающихся. Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков.

  4. Мускулатура представлена сложной системой мышц. Имеется грудобрюшная мышечная перегородка — диафрагма. Развитая подкожная мускулатура обеспечивает изменение положения волосяного покрова, а также различную лицевую мимику. Виды передвижения разнообразны: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет.

  5. Пищеварительная система сильно разделена. Слюна содержит пищеварительные ферменты. Зубы на челюстных костях сидят в лунках и по строению и назначению подразделяются на резцы, клыки и коренные. У растительноядных животных значительно развита слепая кишка. У большинства клоака отсутствует.

  6. Сердце четырехкамерное, как и у птиц. Имеется левая дуга аорты. Все органы и ткани тела снабжаются чистой артериальной кровью. Сильно развито губчатое вещество костей, красный костный мозг которого является кроветворным органом.

  7. Органы дыхания — легкие — имеют большую дыхательную поверхность (за счет альвеолярного строения). В дыхательных движениях, кроме межреберных мышц, участвует и диафрагма. Интенсивность процессов жизнедеятельности высокая, вырабатывается много тепла, поэтому млекопитающие — теплокровные (гомойотермные) животные (как и птицы).

  8. Органы выделения — тазовые почки. Моча выводится по мочеиспускательному каналу наружу.

  9. Головной мозг, как и у всех позвоночных животных, состоит из пяти отделов. Особенно велики размеры больших полушарий переднего мозга, покрытых корой (у многих видов извилистой), и мозжечка. Кора становится высшим отделом центральной нервной системы, координирующим работу других отделов мозга и всего организма. Формы поведения сложные.

  10.  Органы обоняния, слуха, зрения, вкуса, осязания имеют большую разрешающую способность, что позволяет животным легко ориентироваться в среде обитания.

  11. Млекопитающие — раздельнополые животные с внутренним оплодотворением. Зародыш развивается в матке (у большинства). Питание и газообмен происходит через плаценту. После рождения детеныши вскармливаются молоком.

Разнообразие млекопитающих и их значение. Класс подразделяется на два подкласса: Яйцекладущие, или Первозвери, и Настоящие звери, или Плацентарные.

Подкласс Яйцекладущие, или Первозвери. Сюда относятся наиболее примитивные и древние из современных млекопитающих.

В отличие от большинства млекопитающих, они откладывают крупные яйца, богатые желтком, которые либо насиживают (утконос), либо вынашивают в выводковой сумке (ехидна).

Детеныши выкармливаются молоком, слизывая его с железистых полей кожи языком (губы у них отсутствуют), так как млечные железы не имеют сосков. Развита клоака. Температура тела низкая и непостоянная (26—3 5°С).

Животные распространены преимущественно в Австралии и на прилегающих к ней островах. Утконос ведет полуводный образ жизни. Тело его покрыто густой шерстью, не намокаемой в воде. Пальцы лап соединены плавательной перепонкой, хвост уплощен. При помощи широкого клюва, покрытого изнутри роговыми пластинами, утконос процеживает воду, как утка.

Ехидна — наземное роющее млекопитающее, вооруженное длинными сильными когтями. Тело покрыто жестким волосяным покровом и острыми иглами. Живет в норах, питается насекомыми, извлекая их длинным, покрытым клейкой слюной языком.

Подкласс Настоящие звери, или Плацентарные. К этому подклассу относятся отряды Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны и т. д.

Отряд Сумчатые образует группу низших зверей. Для них характерно отсутствие или слабое развитие плаценты. Детеныши после короткого срока беременности рождаются маленькими (1,5—3 см) и слаборазвитыми. Длительное время они вынашиваются в кожистой сумке на брюхе, где прикрепляются к соску.

Распространены в Австралии и на прилегающих к ней островах. К ним принадлежат кенгуру, сумчатый медведь — коала, сумчатый волк, сумчатая белка и др.

Отряд Насекомоядные объединяет наиболее примитивных плацентарных зверей. Мозг их относительно мал, кора гладкая, без извилин, у большинства зубы слабо дифференцированы. Морда вытянута в длинный подвижный хоботок. Размеры тела средние и мелкие. Питаются насекомыми и их личинками. Представители — крот, землеройка, еж, выхухоль.

Отряд Рукокрылые — многочисленный отряд летающих млекопитающих, распространенных везде, кроме Арктики и Антарктиды. Летают рукокрылые благодаря наличию кожистых перепонок, натянутых между длинными пальцами передних конечностей, боками тела, задними конечностями и хвостом.

Как и птицы, на грудине они имеют киль, к которому прикрепляются мощные грудные мышцы, приводящие крылья в движение. Ведут сумеречный или ночной образ жизни, ориентируясь в воздушном пространстве с помощью звуковой локации. В большинстве случаев приносят пользу, поедая вредных насекомых (летучие мыши).

Некоторые из них сосут кровь животных (вампиры).

Отряд Грызуны — самый многочисленный среди млекопитающих (около 2 тыс. видов). Грызуны распространены повсеместно. Для них характерны отсутствие клыков и сильно развитые резцы.

К отряду принадлежат полевки, белки, суслики, сурки, бобры, хомяки, сони, тушканчики. Некоторые грызуны имеют промысловое значение, например белка, ондатра, бобр, нутрия и др.

Многие виды грызунов (мыши, полевки, крысы) являются вредителями сельского хозяйства и переносчиками ряда опасных заболеваний человека и домашних животных (чумы, туляремии, клещевого возвратного тифа, энцефалита и др.).

Отряд Хищные включает 240 видов. Основной их особенностью является строение зубов: резцы малы, клыки всегда хорошо развиты, коренные бугорчатые зубы с острыми режущими вершинами. В основном это плотоядные, реже всеядные животные.

Главные семейства —- псовые (песец, лисица, волк, собака), куньи (соболь, горностай, хорек, куница, барсук, выдра), кошачьи (лев, тигр, рысь, леопард, дикие и домашние кошки), медвежьи (бурый и белый медведи).

Бурый медведь и рысь занесены в Красную книгу Республики Беларусь.

Многие виды служат объектами пушного промысла или разводятся на звероводческих фермах (американская норка, соболь, голубой песец, серебристо-черная лисица). Численность наиболее опасных хищников (волки) регулируется человеком.

Отряд Ластоногие включает 30 видов. К отряду принадлежат тюлени, морские котики, моржи.

Отряд Китообразные включает 80 видов. Исключительно водные млекопитающие, имеющие рыбообразную форму тела с горизонтально расположенным хвостовым плавником.

Усатые киты с давних пор важные объекты промысла, поэтому их запасы сократились из-за интенсивного истребления. Многие виды китообразных занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

Отряд Парнокопытные включает 170 видов. К ним относятся копытные млекопитающие с одинаково сильно развитыми третьим и четвертым пальцами. Первый палец отсутствует, второй и пятый развиты слабо или полностью отсутствуют. Различают нежвачных и жвачных парнокопытных. Нежвачные (свиньи, бегемоты). Жвачные парнокопытные (коровы, овцы, козы, олени, верблюды, лоси, антилопы, жирафы и др).

Отряд Непарнокопытные включает 16 видов. К отряду принадлежат лошади, носороги, ослы, зебры.

Отряд Обезьяны, или Приматы, включает 190 видов.

Итак, несмотря на сравнительно небольшое видовое разнообразие, млекопитающие играют исключительную роль в природных биоценозах. Это определяется высоким уровнем процессов жизнедеятельности, а также большой подвижностью.

Млекопитающие — основные составляющие цепей и сетей питания разнообразнейших биоценозов. Их пищевая деятельность способствует ускорению биологического круговорота веществ и преобразованию ландшафтов.

Так, широкое распространение в Северной Америке получил «бобровый ландшафт». Сурки в горных степях неузнаваемо преображают их облик, копытные в саваннах обеспечивают существование устойчивых и очень продуктивных растительных сообществ.

Млекопитающие, вступая в сложные взаимосвязи с растительностью, другими животными, почвой, являются существенным фактором средообразования.

Большое число видов млекопитающих необходимо и полезно для человека. Они являются поставщиками пищи, пушнины, технического и лекарственного сырья, источником для одомашнивания и хранителями генетического фонда для улучшения пород домашних животных.

Вместе с тем многие виды млекопитающих, в частности грызуны, наносят большой вред народному хозяйству, уничтожая и повреждая культурные растения и разные виды сельскохозяйственной продукции. Они являются переносчиками ряда опасных инфекционных заболеваний человеку и домашних животных.

Хищные млекопитающие (волки) нередко наносят ощутимый ущерб животноводству, нападая на домашний скот.

Чрезмерная эксплуатация многих видов промысловых млекопитающих, преобразование и загрязнение естественных биогеоценозов в ходе хозяйственной деятельности человека явились причиной резкого снижения численности многих видов.

Угроза исчезновения с лика планеты нависла над многими десятками видов в нашей стране. Во второе издание Красной книги Беларуси, вышедшее в 1993 г.

, дополнительно включены 6 видов, млекопитающих при общем количестве охраняемых видов, равном 14.

Источник: http://works.doklad.ru/view/eQ3fvJY080c.html

Ссылка на основную публикацию