Корень. корневые системы – биология

Корень

Филогенетически корень возник позже стебля и листа — в связи с переходом растений к жизни на суше и вероятно, произошёл от корнеподобных подземных веточек. У корня нет ни листьев, ни в определённом порядке расположенных почек.

Для него характерен верхушечный рост в длину, боковые разветвления его возникают из внутренних тканей, точка роста покрыта корневым чехликом. Корневая система формируется на протяжении всей жизни растительного организма.

Иногда корень может служить местом отложения в запас питательных веществ. В таком случае он видоизменяется.

Главный корень образуется из зародышевого корешка при прорастании семени. От него отходят боковые корни.

Придаточные корни развиваются на стеблях и листьях.

Боковые корни представляют собой ответвления любых корней.

Каждый корень (главный, боковые, придаточные) обладает способностью к ветвлению, что значительно увеличивает поверхность корневой системы, а это способствует лучшему укреплению растения в почве и улучшению его питания.

Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем: стержневая, имеющая хорошо развитый главный корень, и мочковатая. Мочковатая корневая система состоит из большого числа придаточных корней, одинаковых по величине. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки.

Сильно разветвлённая корневая система образует огромную поглощающую поверхность. Например,

  • общая длина корней озимой ржи достигает 600 км;
  • длина корневых волосков — 10 000 км;
  • общая поверхность корней — 200 м2.

Это во много раз превышает площадь надземной массы.

Если у растения хорошо выражен главный корень и развиваются придаточные корни, то формируется корневая система смешанного типа (капуста, помидор).

Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня

Зоны корня

Корневой чехлик

Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые клетки образовательной ткани. Растущая часть покрыта корневым чехликом, защищающим кончик корня от повреждений, и облегчает продвижение корня в почве во время роста.

Последняя функция осуществляется благодаря свойству внешних стенок корневого чехлика покрываться слизью, что уменьшает трение между корнем и частичками почвы. Могут даже раздвигать частички почвы. Клетки корневого чехлика живые, часто содержат зёрна крахмала. Клетки чехлика постоянно обновляются за счёт деления.

Участвует в положительных геотропических реакциях (направление роста корня к центру Земли).

Клетки зоны деления активно делятся, протяженность этой зоны у разных видов и у разных корней одного и того же растения неодинакова.

За зоной деления расположена зона растяжения (зона роста). Протяжённость этой зоны не превышает нескольких миллиметров.

По мере завершения линейного роста наступает третий этап формирования корня — его дифференциация, образуется зона дифференциации и специализации клеток (или зона корневых волосков и всасывания). В этой зоне уже различают наружный слой эпиблемы (ризодермы) с корневыми волосками, слой первичной коры и центральный цилиндр.

Строение корневого волоска

Корневые волоски — это сильно удлинённые выросты наружных клеток, покрывающих корень. Количество корневых волосков очень велико (на 1 мм2 от 200 до 300 волосков). Их длина достигает 10 мм. Формируются волоски очень быстро (у молодых сеянцев яблони за 30-40 часов). Корневые волоски недолговечны. Они отмирают через 10-20 дней, а на молодой части корня отрастают новые.

Это обеспечивает освоение корнем новых почвенных горизонтов. Корень непрерывно растёт, образуя всё новые и новые участки корневых волосков. Волоски могут не только поглощать готовые растворы веществ, но и способствовать растворению некоторых веществ почвы, а затем всасывать их.

Участок корня, где корневые волоски отмерли, некоторое время способен всасывать воду, но затем покрывается пробкой и теряет эту способность.

Оболочка волоска очень тонкая, что облегчает поглощение питательных веществ. Почти всю клетку волоска занимает вакуоль, окружённая тонким слоем цитоплазмы. Ядро находится в верхней части клетки.

Вокруг клетки образуется слизистый чехол, который содействует склеиванию корневых волосков с частицами почвы, что улучшает их контакт и повышает гидрофильность системы.

Поглощению способствует выделение корневыми волосками кислот (угольной, яблочной, лимонной), которые растворяют минеральные соли.

Корневые волоски играют и механическую роль — они служат опорой верхушке корня, которая проходит между частичками почвы.

Под микроскопом на поперечном срезе корня в зоне всасывания видно его строение на клеточном и тканевом уровнях. На поверхности корня — ризодерма, под ней — кора. Наружный слой коры — экзодерма, вовнутрь от неё — основная паренхима.

Её тонкостенные живые клетки выполняют запасающую функцию, проводят растворы питательных веществ в радиальном направлении — от всасывающей ткани к сосудам древесины. В них же происходит синтез ряда жизненно важных для растения органических веществ. Внутренний слой коры — эндодерма.

Растворы питательных веществ, поступающие из коры в центральный цилиндр через клетки эндодермы, проходят только через протопласт клеток.

Кора окружает центральный цилиндр корня. Она граничит со слоем клеток, долго сохраняющих способность к делению. Это перицикл. Клетки перицикла дают начало боковым корням, придаточным почкам и вторичным образовательным тканям. Вовнутрь от перицикла, в центре корня, находятся проводящие ткани: луб и древесина. Вместе они образуют радиальный проводящий пучок.

Проводящая система корня проводит воду и минеральные вещества из корня в стебель (восходящий ток) и органические вещества из стебля в корень (нисходящий ток). Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков.

Основными слагаемыми частями пучка являются участки флоэмы (по ним вещества передвигаются к корню) и ксилемы (по которым вещества передвигаются от корня).

Основные проводящие элементы флоэмы — ситовидные трубки, ксилемы — трахеи (сосуды) и трахеиды.

Процессы жизнедеятельности корня

Всасывание воды корневыми волосками из почвенного питательного раствора и проведение её в радиальном направлении по клеткам первичной коры через пропускные клетки в эндодерме к ксилеме радиального проводящего пучка. Интенсивность поглощения воды корневыми волосками называется сосущей силой (S), она равна разнице между осмотическим (P) и тургорным (T) давлением: S=P-T.

Когда осмотическое давление равно тургорному (P=T), то S=0, вода перестаёт поступать в клетку корневого волоска. Если концентрация веществ почвенного питательного раствора будет выше, чем внутри клетки, то вода будет выходить из клеток и наступит плазмолиз — растения завянут.

Такое явление наблюдается в условиях сухости почвы, а также при неумеренном внесении минеральных удобрений. Внутри клеток корня сосущая сила корня возрастает от ризодермы по направлению к центральному цилиндру, поэтому вода движется по градиенту концентрации (т. е.

из места с большей её концентрацией в место с меньшей концентрацией) и создаёт корневое давление, которое поднимает столбик воды по сосудам ксилемы, образуя восходящий ток. Это можно обнаружить на весенних безлистных стволах, когда собирают «сок», или на срезанных пнях.

Истекание воды из древесины, свежих пней, листьев, называется «плачем» растений. Когда распускаются листья, то они тоже создают сосущую силу и притягивают воду к себе — образуется непрерывный столбик воды в каждом сосуде — капиллярное натяжение.

Корневое давление является нижним двигателем водного тока, а сосущая сила листьев — верхним. Подтвердить это можно с помощью несложных опытов.

Всасывание воды корнями

Цель: выяснить основную функцию корня.

Что делаем: растение, выращенное на влажных опилках, отряхнём его корневую систему и опустим в стакан с водой его корни. Поверх воды для защиты её от испарения нальём тонкий слой растительного масла и отметим уровень.

Что наблюдаем: через день-два вода в ёмкости опустилась ниже отметки.

Результат: следовательно, корни всосали воду и подали её наверх к листьям.

Можно ещё проделать один опыт, доказывающий всасывание питательных веществ корнем.

Что делаем: срежем у растения стебель оставив пенёк высотой 2-3 см. На пенёк наденем резиновую трубку длиной 3 см, а на верхний конец наденем изогнутую стеклянную трубку высотой 20-25 см.

Что наблюдаем: вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу.

Результат: это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

А влияет ли температура воды на интенсивность всасывания корнем воды?

Цель: выяснить, как температура влияет на работу корня.

Что делаем: один стакан должен быть с тёплой водой (+17-18ºС), а другой с холодной (+1-2ºС).

Что наблюдаем: в первом случае вода выделяется обильно, во втором — мало, или совсем приостанавливается.

Результат: это является доказательством того, что температура сильно влияет на работу корня.

Тёплая вода активно поглощается корнями. Корневое давление повышается.

Холодная вода плохо поглощается корнями. В этом случае корневое давление падает.

Физиологическая роль минеральных веществ очень велика. Они являются основой для синтеза органических соединений, а также факторами, которые изменяют физическое состояние коллоидов, т.е.

непосредственно влияют на обмен веществ и строение протопласта; выполняют функцию катализаторов биохимических реакций; воздействуют на тургор клетки и проницаемость протоплазмы; являются центрами электрических и радиоактивных явлений в растительных организмах.

Установлено, что нормальное развитие растений возможно только при наличии в питательном растворе трёх неметаллов — азота, фосфора и серы и — и четырёх металлов — калия, магния, кальция и железа. Каждый из этих элементов имеет индивидуальное значение и не может быть заменён другим.

Это макроэлементы, их концентрация в растении составляет 10-2–10%. Для нормального развития растений нужны микроэлементы, концентрация которых в клетке составляет 10-5–10-3%. Это бор, кобальт, медь, цинк, марганец, молибден др. Все эти элементы есть в почве, но иногда в недостаточном количестве.

Поэтому в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Дыхание корней

Для нормального роста и развития растения необходимо чтобы к корню поступал свежий воздух. Проверим, так ли это?

Цель: нужен ли воздух корню?

Что делаем: возьмём два одинаковых сосуда с водой. В каждый сосуд поместим развивающие проростки. Воду в одном из сосудов каждый день насыщаем воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальём тонкий слой растительного масла, так как оно задерживает поступление воздуха в воду.

Что наблюдаем: через некоторое время растение во втором сосуде перестанет расти, зачахнет, и в конце концов погибнет.

Результат: гибель растения наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корня.

Видоизменения корней

У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель.

Корнеплоды

Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй — они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

Читайте также:  Строение и функции скелетных мышц - биология

Корневые клубни

У георгина запасные вещества накапливаются в придаточных корнях, образуя корневые клубни.

Бактериальные клубеньки

Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными.

Ходульные

У пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне, развиваются ходульные корни. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

Воздушные

У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

Втягивающие

У луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.

Столбовидные

У фикуса развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки.

Почва для растений является средой, из которой оно получает воду и элементы питания. Количество минеральных веществ в почве зависит от специфических особенностей материнской горной породы, деятельности организмов, от жизнедеятельности самих растений, от типа почвы.

Почвенные частицы конкурируют с корнями за влагу, удерживая её своей поверхностью. Это так называемая связанная вода, которая подразделяется на гигроскопическую и плёночную. Удерживается она силами молекулярного притяжения. Доступная растению влага представлена капиллярной водой, которая сосредоточена в мелких порах почвы.

Между влагой и воздушной фазой почвы складываются антагонистические отношения. Чем больше в почве крупных пор, тем лучше газовый режим этих почв, тем меньше влаги удерживает почва.

Наиболее благоприятный водно-воздушный режим поддерживается в структурных почвах, где вода и воздух находятся одновременно и не мешают друг другу — вода заполняет капилляры внутри структурных агрегатов, а воздух — крупные поры между ними.

Характер взаимодействия растения и почвы в значительной степени связан с поглотительной способностью почвы — способностью удерживать или связывать химические соединения.

Микрофлора почвы разлагает органические вещества до более простых соединений, участвует в формировании структуры почвы. Характер этих процессов зависит от типа почвы, химического состава растительных остатков, физиологических свойств микроорганизмов и других факторов. В формировании структуры почвы принимают участие почвенные животные: кольчатые черви, личинки насекомых и др.

В результате совокупности биологических и химических процессов в почве образуется сложный комплекс органических веществ, который объединяют термином «гумус».

Метод водных культур

В каких солях нуждается растение, и какое влияние оказывают они на рост и развитие его, было установлено на опыте с водными культурами. Метод водных культур — это выращивание растений не в почве, а в водном растворе минеральных солей. В зависимости от поставленной цели в опыте можно исключить отдельную соль из раствора, уменьшить или увеличить ее содержание.

Было выяснено, что удобрения, содержащие азот, способствуют росту растений, содержащие фосфор — скорейшему созреванию плодов, а содержащие калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням. В связи с этим содержащие азот удобрения рекомендуется вносить перед посевом или в первой половине лета, содержащие фосфор и калий — во второй половине лета.

С помощью метода водных культур удалось установить не только потребность растения в макроэлементах, но и выяснить роль различных микроэлементов.

В настоящее время известны случаи, когда выращивают растения методами гидропоники и аэропоники.

Гидропоника — выращивание растений в сосудах, заполненных гравием. Питательный раствор, содержащий необходимые элементы, подаётся в сосуды снизу.

Аэропоника — это воздушная культура растений. При этом способе корневая система находится в воздухе и автоматически (несколько раз в течение часа) опрыскивается слабым раствором питательных солей.

* * *

Источник: http://biouroki.ru/material/plants/koren.html

Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня. Биология. 6 класс. Конспект урока

авторы: Прохорова С. В. учитель химии и биологии МКОУ «Красногвардейская СОШ» Тёпло-Огарёвского района Тульской области

Цели урока для учителя:

ПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ:

  • сформировать у обучающихся представление об особенностях видов корней, типов корневых систем, зон корня, функций корня;
  • научить различать виды корней, типы корневых систем, зоны корня;
  • научить определять. виды корней, типы корневых систем, зоны корня;

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

  • организовать деятельность учащихся по отработке навыков сравнения и сопоставления при изучении видов корней, типов корневых систем, зон корня;
  • организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций видов корней, типов корневых систем, зон корня;
  • знакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ, СОЦИАЛИЗИ-РУЮЩИЕ) ЦЕЛИ:

  • помочь обучающимся в осознании необходимости знаний о строении и функциях  видов корней, типов корневых систем, зон корня;
  • знакомство с профессиями биолога, агронома, дизайнера-флориста.

Цели урока для учащихся (по Б.Блуму):

ОБУЧАЮЩИЕ:

  • узнавать и называть виды корней, типы корневых систем, зоны корня, перечислять их функции (для учащихся репродуктивного уровня);
  • определять на схемах и рисунках виды корней и типы корневых систем; приводить примеры растений с заданным типом корневой системы; объяснять значение знаний о видах корней и типах корневых систем (для учащихся прикладного уровня);
  • формулировать и интерпретировать определения понятий «корень», «виды корней», «типы корневых систем», «функции корня», «зоны корня»; уметь конструировать заданный тип корневой системы (с помощью схем, таблиц, мозаик и т.д.); строить алгоритм исследования видов корней и типов корневых систем (для учащихся творческого уровня).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • перечислять и сравнивать разные виды корней и типы корневых систем, зоны корня; придумывать примеры, демонстрирующие данные виды корней  и типы корневых систем (для учащихся репродуктивного и прикладного уровня);
  • раскрывать функции корней (для учащихся прикладного и творческого уровня)
  • составлять и конструировать схемы, демонстрирующие разные виды корней и типы корневых систем, делать выводы по схемам выводы (для учащихся прикладного и творческого уровня).

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

  • внимательно слушают учителя и друг друга, адекватно оценивают ответы друг друга; делают корректные замечания;
  • обсуждают результаты урока, делятся впечатлениями, делают замечания и высказывают пожелания.
ЭТАПЫ УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬучащихся ФАЗЫ РАБОТЫ ПАМЯТИ
ОРГМОМЕНТ
  1. Учитель приветствует учащихся, интересуется состоянием их здоровья и психологическим настроем учащихся на урок.
  2. Учитель разъясняет цели и задачи урока, предлагает структуру урока.
Внимательно слушают, отвечают на вопросы, задают вопросы.
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ (ИНДУКЦИЯ).
  1. Что вы знаете о корне растения?
  2. Для чего нужен корень растению?
  3. У всех ли растений есть корень?
  4. Для чего нам нужны знания о корне?
Отвечают на вопросы учителя.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. 1. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО ТЕМЕ «СЕМЯ»

  1. Семена образуются у всех растений на Земле.
  2. Семена созревают в плодах.
  3. Морковь – это однодольное растение, а чеснок – двудольное растение.
  4. Семена однодольных и двудольных растений содержат зародыш.
  5. Зародыш семени однодольных растений состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.
  6. Эндосперм содержится в семенах двудольных растений.
  7. Эндосперм содержит запас питательных  веществ.
  8. В семенах пшеницы из запасных питательных веществ преобладает крахмал.
  9. В семенах подсолнечника преобладает растительное масло.
  10. В зародыше и кожуре зерен пшеницы, риса, кукурузы необходимое для здоровья вещество: витамин В1.

КЛЮЧ К ДИКТАНТУ: –  +  –   +   +   –   +   +   +   + ——————————-1 2   3  4   5   6   7   8   9   10

Работают в тетради.Затем обмениваются тетрадями и по ключу, выданному учителем, осуществляют взаимопроверку, выставляют отметку в тетради. Формирование долговременной памяти по теме «Семя».
2. Учащимся предлагается в конвертах 2 разрезанные схемы: «Строение семени фасоли» и «Строение зерновки пшеницы». За три минуты они должны правильно их собрать. Работают в парах. По мере выполнения задания осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ. План изучения темы:1) функции корня;2) виды корней;3) типы корневых систем;4) клеточное строение молодого корня: зоны корня; ткани
1.ФУНКЦИИ КОРНЯ. Слушают объяснение учителя и фиксируют схему в тетрадь Аудиально-визуально-кинестетическое восприятие.Концентрация внимания.Запечатление
2. ВИДЫ КОРНЕЙ.Учитель рассказывает детям о том, что корни различаются по внешнему строению и расположению относительно друг друга и других органов растения. Выделяют три вида корней: главные, боковые и придаточные.Главный корень бывает у растения один, значительно длиннее и толще других. Отходит от стебля (схема 1.)Придаточные корни отходят от стебля и других органов, их много. Они имеют приблизительно одинаковые размеры (схема 1).Боковые корни возникают как ответвления от главных, придаточных и других боковых корней. Внимательно слушают объяснение учителя. Аудиальноевосприятие.
СХЕМА 1 «ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ». Копируют схему в рабочие тетради.Задают уточняющие вопросы учителю Визуально-кинестетическое восприятие.Концентрация внимания.Запечатление
3. ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ.Используя схему 1, учитель объясняет, что совокупность корней растения называют корневой системой.СКС характерна для двудольных растений  (морковь, петрушка, дуб, сосна).МКС характерна для однодольных растений (рожь, пшеница, овес). Слушают учителя, рассматривают схемы, за-дают вопросы учителю. Аудиально-визуально-эмоциональноевосприятие.Концентрациявнимания.Запечатление.
4. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ МОЛОДОГО КОРНЯ: ЗОНЫ КОРНЯ.Что общего между сердцем и корнем в специфике их работы? Это ее непрерывность (безостановочность).Корни растут непрерывно, если условия благоприятны. Это врожденное свойство, но оно возникло и развилось от необходимости следовать в почве за водой и питательными веществами. В постоянном росте корней состоит стратегия выживания неподвижного растения. Поэтому растущий корень делится на зоны: деления, роста, всасывания, проведения. Учитель характеризует каждую зону, используя таблицу «Строение корня». В заключение подтемы учитель демонстрирует учащимся таблицу «Зоны корня» (на ватмане) и предлагает учащимся зафиксировать ее в своих тетрадях. Внимательно слушают учителя. Аудиальное восприятие.Концентрация.
Таблица 2. ЗОНЫ КОРНЯ.

ЗОНА ОСОБЕННОСТИ КЛЕТОК ФУНКЦИЯ
ДЕЛЕ-НИЯ Клетки мелкие, тонкостенные, одинаковы по размеру Непрерывное деление клеток, увеличение общего их числа.
РАСТЯ-ЖЕНИЯ(РОСТА) Клетки удлиненные. Здесь клетки удлиняются, достигая своего нормального размера.
ВСАСЫВАНИЯ(КОРНЕВЫХВОЛОСКОВ) Клетки – корневые волоски.Имеют вытянутую форму, что увеличивает площадь всасывающей поверхности Всасывание воды с минеральными веществами.
ПРОВЕДЕНИЯ Клетки первичной коры и центрального цилиндра. Проведение воды с минеральными веществами из корня в стебель, а органических веществ из стебля в корень.

СТРОЕНИЕ КОРНЕВОГО ВОЛОСКА.

Такая форма клетки позволяет увеличить площадь всасывающей поверхности, улучшая тем самым минеральное питание растения.

Слушают учителя, рассматривают таблицу.

Фиксируют таблицу в тетрадях.

Аудиально-визуальное восприятие.

Концентрация внимания.

Кинестетическое восприятие.

Запечатление.

Забывание подтемы «Виды корней и типы корневых систем».

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. ЗАДАНИЕ 1. Работа в парах. Каждая пара получает в конвертах разрезанную схему (мозаику) «Виды корней и типы корневых систем». Учащимся предлагается собрать ее в течение 5 минут. Провести взаимопроверку. Собирают схемы. Корректируют ошибки друг друга.  Проводят анализ и делают вывод о видах корней и типах корневых систем. Первичное повторение.Припоминание.Концентрация внимания.Запечатление.Забывание подтемы «Зоны корня».
ЗАДАНИЕ 2. Работа с тестом (лучше устно). Тест выдается каждому учащемуся.Задание теста: из предложенных утверждений выбрать только правильные.

  1. Существует четыре вида корней: главные, боковые, придаточные, стержневые.
  2. Типов корневых систем бывает только две : стержневая и мочковатая.
  3. В стержневой корневой системе бывает два и более главных корней и множества боковых.
  4. Мочковатая корневая система представлена множеством придаточных и боковых корней.
  5. Главный корень всегда отходит от стебля.
  6. Боковые корни отходят от главных, придаточных и боковых корней.
  7. Придаточные корни отходят от стебля или других органов.
  8. Мочковатая корневая система характерна для двудольных растений.
  9. Выделяют 5 зон корня: деления, роста, всасывания, проведения, развития.
  10. Зона деления расположена перед зоной роста.
  11. Зона всасывания располагается за зоной растяжения.
  12. Зона всасывания – это зона корневых волосков.
  13. Корневой волосок – это одна сильно вытянутая клетка, имеющая все компоненты растительной клетки.
  14. Корневой чехлик прикрывает зону деления.
  15. Всасывание питательных веществ происходит в зоне проведения.
  16. Если бы корневые волоски походили на обычные клетки, то количество всасываемых питательных веществ не изменилось.
  17. В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.
  18. Корни растений могут проникать на глубину до 30 м (пустынная акация, тамариск).
Отвечают устно.Корректируют и анализируют ответы друг друга.Могут задавать уточняющие вопросы. Припоминание.Концентрация.Запечатление.
ЗАДАНИЕ 3. Каждому ученику выдается карточка- немая схема с изображением зон корня, на которой они должны правильно подписать каждую  и указать кратко функцию данной зоны. Задание выполняется в течение 4-5 минут. После выполнения задания учитель выборочно просит одного (или нескольких) ученика прокомментировать свои ответы. В это время все остальные проверяют правильность выполнения своих заданий. Работают индивидуально.Внимательно слушают ответ одноклассника. Анализируют его и свой ответ. Исправляют ошибки.Устанавливают истину. Припоминание.Концентрация.Запечатление.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
  1. Биология: под ред. В.К.Шумного и др. параграфы 11 и 12, задания 1-6.
  2. Опорные конспекты в рабочих тетрадях.
  3. Индивидуальные задания: 1)сообщение «Зависимость строения и развития корневой системы от условий жизни растения» готовит Старостина Ирина; 2)графический диктант по теме «Виды корней. Типы корневых систем. Зоны корня» готовит Архипов Валерий. 3)написать благодарственное письмо корню от имени цветка.
Записывают задания в дневник и тетради.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП.
  1. Выставление отметок за урок.
  2. Значимость данной темы в вашей жизни.
  3. Какие моменты были самыми трудными для восприятия? В какой момент урока все таки «трудное стало доступным»? (учитель тем самым выясняет насколько способы изучения данной темы, предложенные им, соответствуют способам восприятия учащихся).
  4. Учащиеся дают оценку уроку.
Беседуют с учителем.Отвечают на вопросы учителя и друг друга.Обмениваются мнениями, дают советы и пожелания друг другу и учителю по оптимизации форм, средств и методов при изучении этой темы.

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/vidy-korney-tipy-kornevyh-sistem-zony-kornya-biologiya-6-klass/

Урок онлайн. Корни. Корневые системы — Современные уроки биологии

 Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.  

1. Функции корня

1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.

2. Его вторая важная роль — это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами. Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час.

3. У некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением-хозяином ценными минеральными веществами. У клевера, гороха и их родственников в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота.

4. Частокорень служит хранилищем запасов.

5. Иногда корень может служить для размножения. У некоторых растений, например у тополей,  серой ольхи от корней могут отрастать  побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.

6. Гораздо реже можно встретиться с корнями-присосками растений-паразитов, дыхательными корнями некоторых растений болот, корнями-подпорками, которые развиваются на ветвях некоторых тропических деревьев. Корни-подпорки фикусов-баньянов похожи на стволы. Целая роща в несколько гектар может оказаться одним растением.

Дыхательные корни таксодиума или болотного кипариса поднимаются над поверхностью почвы. Их задача — проведение воздуха к глубже лежащим корням.

Функции корней
Почвенное питание Закрепление Накопление веществ Вегетативное размножение
Корень обеспечивает почвенное питание, растение получает воду и растворённые в ней минеральные вещества. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества (например, корнеплоды). Корни могут выполнять функцию вегетативного размножения (например, корнеотпрысковые растения).

2. Виды корней

  • Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным.
  • От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.
  • Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными.

Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.

3. Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем:

  • стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других;
  • мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней.

Стержневая корневая система характерна главным образомдля двудольных растений, мочковатаядля большинства однодольных.

4. Зоны корня

Зона корня Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток Функции
Корневой чехлик Покровная ткань Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня.
  • Защищает зону деления,
  • облегчает продвижение корня в почве,
  • обеспечивает ориентацию корня в пространстве.
Зона деления Образовательая ткань — меристема Клетки зоны деления тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, длина её около 1 мм. Обеспечивает рост корня.Туника — дает начало корневому чехлику, ризодерме. Корпус: средний слой – периблема — дают начало первичной коре, внутренний слой – плерома – образуют стелу. Закладываются элементы первичной флоэмы.
Зона роста Образовательная ткань Клетки зоны роста уже не делятся, но способны растягиваться в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы. Клетки вытягиваются за счет увеличения вакуоли. Обеспечивает рост корня растяжением.В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.Закладываются элементы первичной ксилемы.
Зона всасывания(зона корневых волосков) Покровная ткань Длина зоны от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы.Корневые волоски — это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения.Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы.Корневые волоски выделяют в почву различные вещества.Длина варьируется у разных видов растений от 0,06 до 10 мм.С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве.По прошествии определённого времени корневой волосок отмирает. Продолжительность его жизни не превышает 10-20 дней Участвует в поглощении воды и минеральных веществ.Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков.
Зона проведения Проводящая ткань В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:

  • сосуды — по ним вода с минеральными веществами поступает в стебель и листья;
  • клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.
Проведение поглощенных веществ в надземную часть

{spoiler title=Ткани растений. Повторение}

Растительные ткани
Покровныеткани Защитная функция Живые и мёртвые клетки, плотно прилегают друг к другу, могут быть с утолщёнными оболочками. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.
Механическиеткани Придают прочность Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать.
Проводящиеткани Осуществляют передвижение питательных веществ Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
Запасающиеткани Запасают воду и питательные вещества В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком.
Образовательныеткани Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей Небольшие клетки с тонкими стенками и крупными ядрами. Клетки быстро делятся.
Основныеткани Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр. Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками.

{/spoiler}

5. Видоизменения корней

{spoiler title=Текстовый материал по теме урока}

Корни некоторых строений имеют склонность к метаморфозу.

Видоизменения корней:

  1. Корнеплод — видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).
  2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.
  3. Корни-зацепки — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.
  4. Ходульные корни — выполняют роль опоры.
  5. Воздушные корни — боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.
  6. Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
  7. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.
  8. Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.

{/spoiler}

Источник: http://biology-online.ru/uroki-onlain/6-klass-biologija-bakterii-gribov-rastenii/urok-onlain-korni-kornevye-sistemy.html

Виды корней, типы корневых систем

11.05.2015

Основные функции корня в жизнедеятельности растений вам уже известны – он обеспечивает минеральное питание этих организмов и закрепляет их в почве. Каким может быть внешний вид корней растений? Как вид корня связан с жизненными задачами, которые с его помощью решаются растением?

Именно из семян появляется первый корешок. Такой корешок называется главным. Главный корень у растения всегда один. Но этот корень не является единственным. Растения обладают удивительной способностью образовывать корни и на стебле, и на листьях. Такие корни называются придаточными.

Впоследствии и на главном корне, и на придаточных корнях растения появляются боковые корни.

Все корни растения образуют его корневую систему.

Подсказывают вам, что корневые системы растений могут быть разными. Вам приходилось выдергивать из почвы с корнем морковь или одуванчик? Главный корень у этих растений хорошо развит, он мощнее боковых. Такая корневая система называется стержневой. Основная корневую систему можно найти и в травянистых растений, и у деревьев.

А вот в пшенице, ржи или пырея, у лука или лилии вы увидите множество корней почти одинаковой длины и толщины. Это придаточные корни, выросшие из подземной части стебля. Главный корень никак не выделяется среди других, а иногда и просто отсутствует. Такую корневую систему называют мочковатой.

Мочковатую корневую систему имеют все злаки, чеснок, тюльпан. Главный корень у растений с мочковатой корневой системой растет недолго и быстро теряется среди придаточных корней.

И стержневая, и мочковатая корневые системы способны сильно разрастаться. В поисках влаги они пронизывают толщу почвы во всех направлениях. Чем сильнее развита корневая система, тем больше растение получит воды и минеральных веществ, тем лучше она будет развиваться.

У деревьев корневые системы, как правило, в несколько раз больше, чем наземная часть – ствол и ветви с листьями.

Способность корневой системы увеличиваться за счет многократного ветвления боковых корней поразительна. Подсчитано, что взрослое дерево дуба красного имеет минимум 500 млн. Живых боковых корней. Растение ржи образует за лето миллионы корней. Ученые подсчитали, что их общая длина может достигать 600 км.

Корневые системы и среда, в которой находится растение

Чаще всего мочковатую корневую систему можно встретить в травянистых растениях, корни которых располагается в верхнем слое почвы. Такая система позволяет растению «оплести» большое количество частиц верхнего плодородного слоя.

Стержневая корневая система обычно проникает в почву глубже, чем мочковатая. Она позволяет не только обеспечить растение минеральным питанием, но и хорошо закрепляет ее в земле.

Представьте, как крепко должен «сидеть в земле» высокий вяз или могучий дуб, чтобы их вывернули с корнем порывы ветра в сильную бурю! Поэтому неудивительно, что их корневые системы могут проникать на глубину более 100 м.

Однако основная масса корней деревьев все же расположена на небольшой глубине.

Стержневая корневая система характерна и для большинства растений, живущих в засушливых условиях. В верблюжьей колючки, растет в пустынях Средней Азии, она достигает глубины 20 метров. Только в этих слоях почвы содержится влага, может добыть растение.

Будут ли отличаться корневые системы растений одного вида, но живущих в разных условиях? Конечно, тип корневых систем растений измениться не может. Но в зависимости от условий жизни растений корневые системы могут формироваться по-разному.

Например, сосну обыкновенную можно встретить и на песчаных почвах леса, и на скалах, где почвенный слой очень тонкий, и на болоте.

На песках у такого дерева будет развиваться мощная стержневая корневая система с главным корнем, доходит до грунтовых вод. На болоте разветвления корня будет происходить в верхних слоях почвы.

А на каменистых склонах сосну прочно удерживают мощные одревесневшие боковые корни. Они оплетают камни и проникают во все трещины.

Видоизменения корня

Где бы ни жили растения, они нуждаются в минеральном питании и им необходимо прикрепиться к почве. Эти функции выполняет корень. Однако образа жизни растений разнообразны.

Поэтому в некоторых растениях часть корня приобретает дополнительные функции. При этом может меняться их внешний вид и строение – происходит видоизменение корня.

Какие видоизменения корней существуют у растений, как они способствуют решению корнем жизненно важных для растений задач?

Орхидеи – растения, произрастающие в тропическом лесу. Некоторые виды орхидей поселяются на стволах деревьев. Орхидеи не является растениями-паразитами, они не питаются соками деревьев.

Откуда же эти растения получают воду, необходимую для жизнедеятельности? Воздух в тропическом лесу влажное, оно насыщено водяным паром. Для того, чтобы «добыть» молекулы воды, содержащиеся в воздухе, орхидеи образуют множество свободно свисающих придаточных корней.

Эти корни называются воздушными. Такие видоизменения корня орхидей выполняют свою функцию – обеспечивают растение водой.

Плющ – растение с достаточно развитой корневой системой, хорошо закрепляет его в почве. Однако стебель у этого растения очень длинное и гибкое. Чтобы расти вертикально, выносящие письма к свету, ему необходимо цепляться за опору.

Для этого и отрастают в плюща на стебле короткие придаточные корни, способные проникать в трещины, щели и надежно удерживать растение. Они называются корнями-прицепке. С их помощью плющ, вырастая, может подниматься на высоту до 20 м.

У свеклы, редиса, моркови, редьки видоизменяется главный корень. Он утолщается, образуя корнеплод. Корнеплод и является вместилищем запасных питательных веществ, которые эти двухлетние растения накапливают в первый год жизни. Эти вещества будут использованы растением весной следующего года жизни для образования новых надземных органов.

Иногда у растений утолщаются придаточные корни, и тогда образуются корневые клубни. Такие клубни образуются в декоративной цветочной растении георгин.

Сведения об устройстве корневых систем позволяют разрабатывать приемы выращивания культурных растений.

Чтобы повысить урожайность, перед высадкой рассады томатов, перца, баклажанов в грунт растения пикируют – удаляют кончик главного корня. Это приводит к разрастанию системы боковых корней в верхних плодородных слоях почвы.

Для того, чтобы в таких растений образовались дополнительные придаточные корни, их окучивают, засыпая землей нижнюю часть стебля.

ПОДІЛИТИСЯ:

« Ткани растительного организма Внутреннее строение корня »

Источник: http://moyaosvita.com.ua/biology-ru/vidy-kornej-tipy-kornevyx-sistem/

Корневые системы

Виды корней и типы корневых систем

Как ни тонок, неприметен

под землёю корешок,

но не может жить на свете без него любой цветок!”

(В.Жак).

Цель урока: Сформировать понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о видах корней, о типах корневых систем

Задачи:

Изучить виды корней;

– Узнать о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования;

– Дать представление о функциях корня;

– Продолжить формировать навык грамотного выполнения лабораторных работ.

Что объединяет эти картинки?

Карпушева А.Э.

Для чего же служит корень? Корень нужен для того, Что бы удержать растения, В почве укреплять его.

Карпушева А.Э .

  • А ещё он как насос Надо нам решить вопрос: Как он воду доставляет, Как он соли добывает?

Не бывает у растений Знаем, корня одного. Есть придаточный и главный Боковые сверх того.

Главный корень —развивается из зародышевого корешка.

Придаточные корни —развиваются от стеблей, листьев.

Боковые корни — развиваются на другом корне любого происхождения и являющиеся образованиями второго и последующих порядков ветвления .

Корневая система – совокупность всех корней растения

И система корневая Тоже разная бывает. Если в сумме всех корней Мы увидим главный корень, То его сравним со стержнем, Он как стержень, что тут спорить.

Если главного мы корня среди прочих не найдём, То такую вот систему Мочковатой назовём.

Стержневая система Для двудольных характерна. Называем мы системой Сумму всех корней растения Для гороха и моркови, Для бобов и для фасоли.

У пшеницы, ржи и риса, У тюльпана и нарцисса Главный корень не найдёшь. К однодольным отнесёшь.

А теперь скажи, дружок, Коль меня понять ты смог: Так какая же система Для пшеницы характерна? Почему нельзя бобы К однодольным отнести?

Лабораторная работа

Цель: научиться определять тип корневой системы растений и виды корней.

Задания.

  • Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы. Запишите в тетрадь примеры растений с разными корневыми системами.
  • Рассмотрите стержневые корневые системы растений. Зарисуйте стержневую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
  • Рассмотрите мочковатые корневые системы растений. Зарисуйте мочковатую корневую систему в тетради, подпишите все виды корней.
  • Дополните схему в тетради.
  • Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем .

Игра Кто лишний

Фасоль, горох, соя, лук.

Пшеница, морковь, рис, кукуруза.

Одуванчик, щавель, овёс, картофель.

Вспомни, мой друг, как по лесу шагая   Торной тропинкой средь тихих берез,   Сам того часто не замечая, Топчешь ты корни. Мне жаль их до слез.

Корни, как речки, ручьи дождевые,   Влагу несущие морю листвы, Корни, как руки, как пальцы живые   Держат мать-землю в объятьях своих.

Корни, как вены, набухшие соком, Жизнь сердцевине деревьев несут,

Корни, как мысли, что огненным током   Вечно штурмуют познанья редут. ..

Коль ты далек от таких рассуждений И сантиментам таким не сродни, Вспомнив, однажды, про корни растений, Не забывай, что живые они.

И никогда не топчи эти корни –   Корни деревьев и корни морей, Корни традиции и силы народной, Корни России – моей и твоей.

Домашнее задание: параграф №2, вопросы к параграфу.

Составьте синквейн с понятием “ Корень ”.

Урок не понравился, не узнал ничего нового

Урок не понравился, не узнал ничего нового

Урок прошел как обычно

Урок прошел как обычно

Урок понравился, узнал много нового

Источник: https://multiurok.ru/files/kornievyie-sistiemy.html

Ссылка на основную публикацию