Цветок: строение – биология

Цветок. Строение цветка и семенного зачатка. Формула и диаграмма цветка | Биология

Цветок: строение - биологияЦветок. Строение цветка и семенного зачатка. Формула и диаграмма цветка

Цветок – это видоизмененный укороченный спороносный побег, ограниченный в росте.

Функции цветка: образование микро- и мегаспор, гамет, опыление. Возникает цветок из конуса нарастания цветочного побега, из генеративной почки.

Развивается как на верхушке стебля, так и в пазухах листьев.

Появление цветка – это ароморфоз, обеспечивающий распространение покрытосеменных и их господство.

Строение цветка

Состоит из околоцветника, пестика и тычинок. Безлиственная удлиненная часть стебля под цветком называется цветоножкой. Ее имеют яблоня, вишня, тюльпан и др.

Те цветки, цветоножки которых укорочены и почти незаметны, называются сидячими. Ось цветка, его стебельная часть, укорочена и называется цветоложем. На нем расположены все части цветка.

Форма цветоложа может быть разнообразной: выпуклой (лук), плоской (пион), вогнутой (вишня), конусообразной (мальва) и т. п.

Околоцветник состоит из чашечки и венчика. Чашечка образована чашелистиками, венчик – лепестками. Образуются чашелистики от вегетативных листков, а лепестки являются видоизмененными тычинками (водяная лилия), или листкового происхождения (пион, магнолия).

Чашечка в бутоне защищает другие части цветка от повреждений. Чашелистики и лепестки могут быть свободными или сросшимися. Тогда они соответственно называются: раздельнолистыми (капуста, редька), сростнолистыми (шиповник, горох), свободнолепестными (шиповник) или сростнолепестными (картофель, одуванчик).

Если околоцветник образован только чашелистиками или лепестками, он называется простым (тюльпан, ландыш и т. п.).

Если листочки простого околоцветника окрашены в зеленый цвет, то он называется чашевидным (крапива, вороний глаз), если в другие – венчиковидным (лилия, подснежник).

Если в околоцветнике есть и лепестки, и чашелистики, он называется двойным (шиповник, картофель). Венчик привлекает опылителей к цветку, защищает пестик и тычинки от повреждений. Если у цветка отсутствует околоцветник, то он называется голым (верба, ясень).

Виды цветков

Виды цветков

По типам симметрии различают цветки таких видов:

  1. правильные, или актиноморфные (от греч. актис – звезда, морфе – форма) – можно провести две и больше оси симметрии, при этом цветок будет разделен на равные половины (тюльпан, лютик и т. п.);
  2. неправильные, или зигоморфные (от греч. зигон – пар) – можно провести лишь одну ось симметрии (горох, конский каштан);
  3. асимметричные – нельзя провести ось симметрии (канна).

Главной частью цветка являются пестик и тычинки. Цветки, которые имеют и пестик, и тычинки, называются двуполыми или гермафродитными.

Цветки, которые имеют или пестик, или тычинки, называются однополыми: только с тычинками – тычинковые (мужские), только с пестиками – пестиковые (женские).

Цветки, которые не имеют ни тычинок, ни пестиков, называются стерильными или бесполыми. Такие цветки встречаются у астровых и служат для привлечения опылителей.

Если на одном растении встречаются цветки с пестиками и тычинками, они называются однодомные (вишня, яблоня). Если на одних растениях цветки лишь мужские, а на других – только женские, то такие растения называются двудомными (облепиха, конопля, тополь, шелковица, верба). Однодомных растений больше (5-8 %), чем двудомных (3-4 %).

Совокупность всех тычинок называется андроцеем (от греч. андрос – мужчина, ойцос – дом), совокупность всех пестиков называется гинецеем (от греч. гине – женщина). Количество тычинок и пестиков может быть разным.

Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. Тычиночная нить представляет собой стерильную часть тычинки, которая несет пыльник. Может иметь разную форму: булавовидную, волосовидную, цилиндрическую и т. п. Поверхность тычинковой нити бывает голой, опушенной, волосистой, может иметь железки.

Иногда тычиночная нить не развивается или бывает очень короткой (магнолия). Пыльник состоит из двух половинок, которые соединены между собой вязальцем.

Пыльник имеет 4 гнезда (спорангия) или пыльцевых мешка, в которых из первичных спорогенных клеток сначала путем митоза, а потом мейоза образуются микроспоры, из которых развиваются пыльцевые зерна. Иногда перегородка разрушается, и в пыльнике остаются две полости – гнезда.

Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками: внешней – экзиной и внутренней – интиной. Пыльцевые зерна разнообразны по форме: шаровидные, эллипсоидные, удлиненные, нитевидные, полушарообразные. Поверхность пыльцы бывает шишковатой, шершавой, сморщенной, иглистой и т. п.

Внутри пыльцевого зерна формируется мужской гаметофит.

Гаплоидная микроспора делится путем митоза, и получаются две клетки, одна из которых имеет меньшие размеры – генеративная (репродуктивная), а вторая – большие – вегетативная.

Из генеративной клетки развиваются (получаются путем митоза) спермии, а из вегетативной – пыльцевая трубка.

Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Образован он одним (гинецей называется апокарпным (от греч. апо – возражение, карпелум – плодолистик)) или несколькими (гинецей называется ценокарпным (от греч. кайнос – общий)) плодолистиками при сростании краев.

По расположению завязи различают: верхнюю – когда чашелистики, лепестки и тычинки прикрепляются под ней, стенки завязи образованы только плодолистиками (помидор, земляника, слива, вишня); нижнюю – когда чашелистики, лепестки и тычинки размещены над ней и срастаются с ней (подсолнух, яблоня, смородина); полунижнюю – стенки завязи срастаются с тычинками, лепестками и чашелистиками лишь в нижней части (бузина).

Поверхность рыльца выделяет липкие вещества, может быть покрыта волосками, бугорками и т. п., что позволяет лучше улавливать пыльцу. Ветроопыляемые растения имеют рыльце больших размеров. Столбик – это суженная часть пестика, который соединяет рыльце с завязью.

У некоторых растений (мак посевной) столбик почти неразвит и рыльце сидит на завязи. Оно называется сидячим. В завязи пестика находится полость (одна или несколько) – гнездо.

Количество гнезд равняется количеству сросшихся плодолистиков (одногнездная, двухгнездная, трехгнездная, четырехгнездная, пятигнездная, многогнездная завязи).

Строение семенного зачатка

На внутренних стенках завязи находится один или несколько семенных зачатков или семяпочек. Они являются мегаспорангиями покрытосеменных. С помощью семенной ножки семенной зачаток крепится к стенке завязи. По ней питательные вещества поступают в семенной зачаток.

Внутри семенного зачатка находится нуцеллус – паренхимная ткань, которая питает и защищает мегаспоры. Нуцеллус снаружи покрыт одним или двумя покровами – интегументами. Интегументы не срастаются краями в верхней части семенного зачатка и образуют отверстие – микропиле или пыльцевход.

Место соединения интегументов и нуцеллуса называется халазой.

В нуцеллусе из одной из клеток (мегаспоры) формируется зародышевый мешок (женский гаметофит). Путем мейоза из материнской клетки в нуцеллусе образуется четыре гаплоидные мегаспоры. Три из них разрушаются. Четвертая клетка дает начало женскому гаметофиту. Она увеличивается в размерах, вытягивается. Ее ядро делится митотически.

Каждое из двух образованных ядер расходится к полюсам и делится еще дважды. На обеих полюсах – по 4 гаплоидных ядра. Образуется зародышевый мешок. От каждого из полюсов отделяется по одному ядру к центру, где они сливаются и образуют вторичное диплоидное ядро (центральное).

Завершается все образованием клеточных перегородок в цитоплазме зародышевого мешка.

Около одного из полюсов зародышевого мешка находятся большая по размерам яйцеклетка с двумя вспомогательными клетками (синергидами). На противоположном полюсе расположены три клетки-антипода.

Формула и диаграмма цветка

Формула и диаграмма цветка

Строение цветка можно записать с помощью формулы. Формула цветка – это система символов, которая характеризует его морфологическое строение. Для составления формулы используют латинские буквы или буквы русского алфавита:

Название части цветка Латинские буквы Русские буквы
Околоцветник простой P (Perigonium) О
Чашелистики K (Kalyx) Ч
Лепестки C (Corolla) Л
Тычинки A (Androceum) Т
Пестик G (Gynoeceum) П

Количество элементов цветка обозначают:

∞ – количество частей больше, чем 12;

0 – отсутствующие элементы цветка;

( ) – сращенные члены;

(+) – расположение элементов по кругу;

черточка под цифрой или над ней – нижняя или верхняя завязь.

Например, формула цветка лилии: Р3+3 А3+3 G(3).

Размещение отдельных частей цветка проектируют на плоскость, перпендикулярную ее оси, подают в виде диаграммы. Составляют по поперечным срезам нераспущенных почек цветков. Диаграмма отражает взаиморасположение частей цветка, дает лучшее представление, чем формула, о ее строении.

Органный уровеньУровни организации живого

Источник: https://xn—-9sbecybtxb6o.xn--p1ai/obshchaya-biologiya/tsvetok-stroenie-tsvetka-i-semennogo-zachatka-formula-i-diagramma-tsvetka/

Цветок. Видеоурок. Биология 6 Класс

Цветок – генеративный (предназначенный для полового размножения) орган покрытосеменных растений. Появление цветка позволило покрытосеменным привлекать опылителей – насекомых.

Цветоножка – укороченный стебелек, на котором расположен цветок. У сидящих цветков цветоножка отсутствует.

Цветоложе – расширенная часть цветоножки.

Пестик – образование, содержащее яйцеклетку. Имеет листовое происхождение. Совокупность пестиков называют гинецеем.

Тычинки – окружают пестик. Образуют пыльцу. Совокупность тычинок называют андроцеем.

Околоцветник – состоит из лепестков (составляют венчик) и чашелистиков (образуют чашечку). Чашечка – внутренняя часть листа, способна к фотосинтезу.

Рис. 1. Строение цветка (Источник)

Строение цветка

Возьмите несколько цветков различных растений. Рассмотрите их. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестики.

Расчлените цветки. Посчитайте число частей околоцветника, тычинок и пестиков. Укажите тип околоцветника каждого из цветков (простой, двойной). Укажите тип чашечки (для цветков с двойным околоцветником): раздельнолистная или срослолистная. Тип венчика: сростнолепестный или свободнолепестный.

Зарисуйте и подпишите части цветка. Попробуйте составить формулу для каждого из цветков.

Околоцветник бывает двойной и простой. Двойной околоцветник состоит из листочков 2 различных типов (капуста, роза, лютики, горох и др.).  Простой околоцветник (лилия, амариллис (см. Рис. 2), тюльпан) состоит из одинаковых листочков.

Рис. 2. Красный амариллис

Цветки ивы и ясеня вообще не имеют околоцветника. Их называют голыми.

Строение тычинки и пестика

Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите пыльник под лупой или под микроскопом. Постарайтесь разглядеть пыльцевые зерна.

Рассмотрите внешнее строение пестика. Найдите рыльце, столбик и завязь. Разрежьте завязь поперек. Рассмотрите ее под увеличительными приборами. Найдите семязачаток, укажите, что из него формируется.

Существуют правильные (актиноморфные) и неправильные (зигоморфные) цветки.

У правильных цветков (см. Рис. 3) через околоцветник можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня).

Рис. 3. Правильный цветок звездчатки

Через неправильные цветки (см. Рис. 4) можно провести только одну плоскость симметрии (горох, шалфей).

Рис. 4. Неправильный цветок башмачка настоящего

Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Он расположен на тычиночной нити (см. Рис. 1).

Цветки примулы и амариллиса

Рассмотрите строение цветков примулы (см. Рис. 5) и амариллиса. Сравните их строение со строением цветков яблони.

Рис. 5. Цветок примулы

Пестики имеют рыльце, столбик и завязь. В завязи расположены семязачатки, из которых после цветения разовьются семена (см. Рис. 6).

По расположению в цветке выделяют верхнюю (стенки не срастаются с остальными частями цветка, у капусты), нижнюю (стенки завязи срастаются с другими частями цветка – у яблони) и полунижнюю (стенки завязи срастаются с другими частями цветка только в нижней части – у бузины) типы завязи.

Рис. 6. Завязь и семязачатки

Цветки бывают раздельнополыми и обоеполыми. Обоеполые – цветки, в которых присутствуют и пестики, и тычинки. У некоторых растений (облепиха, остролист (см. Рис. 7)) в цветках присутствуют только тычинки либо только пестики – раздельнополые цветки.

Рис. 7. Раздельнополые цветки остролиста

Двудомное растение – растение, на котором развиваются цветки только одного пола (тополь, конопля).

Однодомное растение – растение, на котором развиваются и пестичные, и тычиночные цветки (огурец, яблоня).

Формула цветка используется для краткой характеристики строения цветка.

При составлении формулы цветка пользуются следующими сокращениями (см. Рис. 8, 9):

Рис. 8. Сокращения, используемые при составлении формулы цветка

Рис. 9. Сокращения, используемые при составлении формулы цветка

Таким образом, формула тычиночного цветка огурца выглядит следующим образом (см. Рис. 10).

Рис. 10. Формула тычиночного цветка огурца

А формула пестичного цветка выглядит так (см. Рис. 11):

Рис. 11. Формула пестичного цветка огурца

Знаете ли вы, что…

Раффлезия Арнольда (см. Рис. 12) обладает самыми большими в мире цветами. Это паразитическое растение. Не имеет стебля и листьев. Опыляется падальными мухами, так как имеет вид и запах разлагающегося мяса. Семена прилипают к ногам крупных животных, таким образом распространяясь.

Рис. 12. Раффлезия

https://www.youtube.com/watch?v=QEM5sWqTzvI

Двойной околоцветник, венчик состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков – свободнолепестный. Чашечка сростнолистная. Цветок актиноморфный, обоеполый. Завязь пятигнездная.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
Читайте также:  Человек как часть природы, биология

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 138, задания и вопросы 3, 6 (Источник).
  2. Дайте определение и приведите примеры актиноморфным и зигоморфным цветкам.
  3. Что такое формула цветка? Каким образом ее записывают? 
  4. *  Выберите 3 цветка растений разных видов и попробуйте составить их формулы.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/6-klass/bstroenie-pokrytosemennyh-rastenijb/tsvetok

Цветок. Как устроен цветок. Функции цветка

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных (цветковых) растений.

Исключительная роль цветка связана с тем, что в нем совмещены все процессы бесполого и полового размножения, в то время, как у низших и многих высших растений они разобщены.

В обоеполом цветке осуществляются микро- и мегаспорогенез, микро- и мегагаметогенез, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов. Особенности строения цветка позволяют осуществлять перечисленные выше функции с минимальными затратами пластических веществ и энергии.

Цветки отличаются большим разнообразием по деталях строения, окраске и размерам. Крошечные цветки рясковых – около 1 мм в диаметре, а самые крупные цветки (диаметром от 60 см до 1 м и массой 6 кг) – у тропического растения-паразита – раффлезии Арнольди.

Центральной частью цветка, его осью является цветоложе, к которому прикрепляются все прочие компоненты цветка. Цветоложе может быть плоским (у пиона), выпуклым (у лютика) или вогнутым (у сливы). Участок побега, несущий на себе цветок, называется цветоножкой.

Цветки, не имеющие цветоножки, прикрепляются основанием цветоложа и называются сидячими (волчье лыко). У некоторых растений на цветоножке имеются один или два маленьких листика, называемых прицветничками.

Наружными элементами цветка являются зеленые (редко ярко окрашенные) чашелистики, образующие чашечку. Внутри чашечки располагаются лепестки, в совокупности составляющие венчик.

И чашелистики, и лепестки могут быть свободными (яблоня, лютик) или сросшимися (картофель, тыква). Чашечка и венчик составляют вместе околоцветник. Околоцветник бывает:

  • двойным (имеется чашечка и венчик),
  • простым венчиковидным (тюльпан, ландыш),
  • простым чашечковидным (свекла, конопля, крапива).

Существуют цветки и без околоцветника (ясень). Околоцветник защищает внутренние части цветка от неблагоприятных условий, а также привлекает своей яркой окраской насекомых-опылителей.

Внутри цветка располагаются тычинки (от двух до нескольких десятков), состоящие из тычиночных нитей и пыльников, в которых образуется пыльца.

В самом центре цветка находится один или несколько пестиков. Пестик состоит из завязи (нижняя расширенная часть), столбика и рыльца, расположенного на верхушке столбика.

У некоторых растений (мак) столбик отсутствует, и тогда рыльце называется сидячим.

Рыльце служит для улавливания пыльцы, столбик приподнимает рыльце над завязью, что облегчает улавливание пыльцы, а в завязи расположены семязачатки.

Цветки, имеющие тычинки к пестики, называются обоеполыми (картофель, тюльпан, лютик, яблоня). Некоторые цветки имеют только тычинки – их называют тычиночными (мужскими), или только пестики, тогда их называют пестичными, или женскими. Такие однополые, или раздельнополые, цветки имеются у тополя, кукурузы, огурца и др.

Растения с раздельнополыми цветками могут быть однодомными и двудомными. У однодомных растений мужские и женские цветки размещаются на одном и том же растении (кукуруза, тыква, огурец), у двудомных – на разных особях (облепиха, тополь, конопля).

Столь большое разнообразие в строении цветка связано с возникшими в процессе эволюции различиями в способах опыления.

Для выяснения функционирования цветка необходимо выяснить, какие процессы происходят в тычинках и пестиках. Как сказано выше, тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника. Каждый пыльник образован двумя половинками, в которых развивается по две пыльцевые камеры – спорангии.

В них имеются диплоидные клетки, материнские клетки микроспор. Каждая из таких клеток претерпевает мейоз и образует четыре микроспоры. Это означает, что в тычинке происходит процесс собственно бесполого размножения, завершающийся образованием громадного количества микроспор.

Каждая из микроспор увеличивается в размерах, ядро ее делится митотически, и образуется два ядра – вегетативное и генеративное. На поверхности бывшей микроспоры образуется прочная целлюлозная оболочка с несколькими округлыми порами.

В результате каждая микроспора превращается в пыльцевое зерно (пыльцу) – мужской гаметофит цветковых растений.

У однодольных растений в пыльце, находящейся в пыльнике, генеративное ядро делится митотически с последующим образованием двух неподвижных мужских гамет – спермиев.

У двудольных растений образование спермиев происходит позже, когда пыльца попадает на рыльце пестика.

Таким образом, зрелое пыльцевое зерно состоит из двух (вегетативной и генеративной) или из трех (вегетативной и двух спермиев) клеток.

Образование женского гаметофита происходит в семязачатке (семяпочке), находящейся внутри завязи пестика. В семячатке развивается единственный диплоидный мегаспороцит. После мейотического деления из мегаспорцита образуются четыре гаплоидные макроспоры. Три макроспоры разрушаются, а четвертая развивается в зародышевый мешок.

Последний растет, его ядро трижды делится митотически, образуя восемь дочерних ядер. Они располагаются по четыре двумя группами – вблизи пыльцевхода и на противоположном полюсе.

Два полярных ядра перемещаются к центру зародышевого мешка и сливаются, превращаясь в одно диплоидное ядро (в некоторых случаях их слияние происходит позднее, при оплодотворении). Остальные шесть ядер, по три на каждом полюсе, разделяются тонкими клеточными стенками.

При этом на полюсе у пыльцевхода образуется яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух клеток-синергид. На противоположном полюсе возникают клетки-антиподы. Такая восьмиядерная семиклеточная структура – зародышевый мешок – и является зрелым женским гаметофитом готовым к оплодотворению.

Образование пыльцы и зародышевого мешка у большинства растений завершается одновременно.

Читать далее

Источник: http://ed-lib.ru/biology/143-cvetok-kak-ustroen-cvetok-funkcii-cvetka.html

открытый урок по биологии “Цветок, его строение и значение”

Открытый урок по биологии в 6 классе

Тема: Цветок, его строение и значение

Цель: формирование знаний о цветке, как об основном органе цветкового растения

Задачи урока:

Образовательные: 1) изучить особенности строения цветка , раскрыть биологическое значение его частей – пестика и тычинок

                                2) рассмотреть многообразие цветков

Развивающие: 1) продолжить формирование у учащихся умений и навыков работы с учебником, с дополнительной литературой

                         2) развивать у учащихся внимательность, умение делать выводы, обобщать, находить сходство и различия

                         3) развивать навыки работы с гербарными материалами

Воспитательные: 1) раскрыть эстетическую ценность цветков

                              2) показать необходимость бережного отношения и охраны растений

                              3) воспитывать любовь к природе

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала

Опережающее задание для учащихся: подготовить стихи о цветках, интересные факты о цветках- рекордсменах

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, лабораторная работа

Приёмы деятельности: актуализация знаний учащихся, выполнение лабораторной работы «Строение цветка» – проводится в демонстрационном варианте, организация беседы, опережающие творческие задания, обобщение изученного на уроке

Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка, математика, история

Ход урока:

I)    Организационный момент

– Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А как сегодня ваше настроение? У каждого из вас на парте лежать смайлики, покажите, какой из них соответствует вашему настроению?

     II) Организация внимания

Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всём школьном курсе…

Вы сейчас, немного подумав, должны решить проблему нашего урока. Какую тему мы будем изучать? Вам даны названия животных и растений, по первым буквам прочтите слово

Слон Тритон Рысь Ондатра Енот Нанду Ирбис Ель

Цапля Выпь Ежевика Тополь Кактус Астра

– Правильно, СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать…

Цветочный урок сегодня у нас,

К нему готовился каждый из нас

Чтоб сегодня отличиться,

Надо очень потрудиться

Уметь мыслить, рассуждать,

Почаще руку поднимать

Вам, я думаю, всё по плечу

И верю, что каждого ждет свой успех,

Душою болею за всех.

III) Повторение д/з

 Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили?

(Дети называют по очереди органы цветкового растения и дают им определения)

IV) Изучение нового материала

Они прекраснее всего,

Что нам даёт природа на Земле,

Но дар её бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный

Жак Делиль

(Во время чтения слов включается видеофрагмент «Вальс цветов»)

– Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту.

Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов.

Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.  

Цветы, цветы… как много их,

И розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях,

Цветы, цветы…везде, везде

Нам улыбаются весь день,

Живую радугу колебля… (Г.К. Суворов)

Дома вы должны были подготовить стихи о цветках…(читают свои стихи)

Цветы возникли еще задолго до появления человечества. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же при виде цветков мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов…

– Кто же знает, что такое цветок? (дети отвечают)

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из генеративной почки. Но как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка…

Цветок имеет главные и второстепенные органы. Главные органы цветка – пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь. Пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях  – цветоножках. Обычно цветоножка на конце утолщена или расширена в цветоложе, на котором размещаются все части цветка. У некоторых цветков этих органов нет. И цветоножка и цветоложе – это стеблевая часть цветка.

Далее расположены чашелистики, которые вместе составляют чашечку. Цветок также обычно состоит из венчика, образованного из лепестков.

ВЕНЧИК + ЧАШЕЧКА = ОКОЛОЦВЕТНИК

У многих растений (лилия, тюльпан) все листочки околоцветника одинаковые (нет чашечки или венчика).

Околоцветник, у которого нельзя выделить чашечку или венчик называется простым, а в котором есть чашечка и венчик  называется двойным.

Околоцветник защищает главные части цветка, тычинки и пестик.

Цветок, у которого есть и тычинки и пестик, называется обоеполыми (картофель), если цветок имеет только тычинки или только пестик, то такой цветок называется однополым (береза). Существуют также и бесполые цветы. У них не развиваются органы полового размножения (тычинки и пестик). К таким относятся: подсолнечник и василёк.

V) Физминутка

Вместе по лугу идём

Не спешим, не отстаём…

Вот выходим мы на луг

Тысячи цветов вокруг

Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер

Расстилается ковёр и направо, и налево,

Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков

Раз цветок, два цветок,

А потом сплетем венок…

Снова мы идем по лугу,

А вокруг так интересно!

Отдохнуть пора дружок,

Мы присядем на лужок!

– Ребята, только что мы с вами нарвали цветов и сплели девочкам веночки на голову. Как вы думаете, сколько вы сорвали цветов на один венок? Примерно 32 – 34… в нашем классе 3 девочки. Сколько цветков они сорвали для своих венков? (96 – 100)

 – А какие последствия нашего восторга от сплетенных венков ожидают целую природу?

Цветок –это одно из самых прекрасных явлений природы. Это одно из самых ярких проявлений жизни на Земле. Великий сказочник Г.Х.Андерсен писал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Цветы сопровождают нас всю жизнь: мы украшаем ими свой дом, дарим их в торжественных случаях, да даже просто они поднимают нам настроение. Но мало, кто из вас задумывался о том, что за время существования человечества наша планета потеряла более 50 % своего растительного покрова.

Сотни видов растений, цветов исчезли с лица Земли и многие до сих пор на грани исчезновения.

Читайте также:  Биосинтез белков - биология

Видеофрагмент «Красная книга»

Красная книга Казахстана – список редких и находящихся на грани исчезновения в Казахстане животных, растений и грибов. Насчитывается 3 издания. Последняя из которых вышло в 1999 году.

Также в Основном Законе РК, который называется Конституция Республики Казахстан, в статье 38 говорится:

Граждане Республики Казахстан обязаны беречь и сохранять природные богатства своей Республики.

Дима читает стих-ие…

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться как друзья:

И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знанием и умом!

VI) Закрепление

Также дома вы должны были найти интересные факты о цветах – рекордсменах.

1.     Самый большой цветок на земле – это Раффлезия арнольди, в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг., его запах напоминает запах гниющего мяса.

2.     У архидеи цветок цветёт от 45-50 дней

3.     У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса

4.     Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи», цветёт 2 часа, но запах прекрасней не бывает

5.     1 раз в 150 лет цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, после цветения погибает

Кто знает, какое растение побывало в космосе и цвело там? (Арабидопсис)

– Молодцы, ребята, очень интересные факты вы нашли о цветах-рекордсменах

Вот сколько много нового и интересного мы узнали о цветке и о его строении. Сейчас для закрепления изученного материала, хочу предложить вам выполнить лабораторную работу

Лабораторная работа «Строение цветка»Цель: Изучение строения цветка.Оборудование: раздаточный материал « Строение цветка», гербарий детей собранный летом.                                     Инструктивная карточка1. Рассмотрите цветок2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.3. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка
Части цветка Число частей цветка
Цветоножка
Цветоложе
Чашелистики
Лепестки венчика
Тычинки
Пестики

4. Сделайте вывод, запишите в тетрадях.

Домашнее задание: Параграф в учебнике «Строение цветка» и выполнить карточку (поставить соответствие)

   Название частей цветка Строение
1)Цветоножка А)Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления.
2)Цветоложе Б)Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод.
3)Чашелистики В)Мужской орган размножения.
4)Лепестки Г)Похожи на листочки, имеют зеленую окраску.
5)Тычинки Д)Прикрепляет к стеблю.
6)Пестик Е)Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик.

Рефлексия:

«Поляна» – если вам урок понравился и вы всё поняли, приклейте на нашу цветочную поляну большую бабочку

                   – если вам урок понравился не очень  и вы чего-то не поняли, бабочку среднюю

                  – и если урок вам не понравился вообще и вы ничего не поняли, бабочку маленькую

Ну и закончить наш красивый цветочный урок мне хотелось бы такими словами:

Ты, человек, любя природу

Хоть иногда её жалей

В увеселительных походах

Не растопчи её, полей.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

Ну а теперь урок окончен. Всем спасибо большое!!! Любите и берегите нашу природу!!!

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/otkrytyy_urok_po_biologii_cvetok_ego_stroenie_i_znachenie-58371.htm

Какие бывают цветы? Названия садовых цветов. Биология: цветы (строение)

Образование 2 июня 2014

Отдел цветковых представляет собой большой класс растений, образующих в процессе своей жизнедеятельности особые укороченные видоизмененные побеги – цветки.

В отличие от вегетативных органов (корней, листьев и побегов), они, вместе с семенами и плодами, выполняют важнейшие генеративные функции. В этой статье мы рассмотрим несколько серьезных тем, в том числе строение цветка и функции его главных частей.

Мы обсудим, какие бывают цветы, как они классифицируются и чем отличаются друг от друга.

Биология: цветы. Строение и функции их стеблевой части

В природе существует великое разнообразие цветов, отличающихся друг от друга строением, окраской и размерами. Каждый из них по-своему прекрасен. Биологи рассматривают цветок как сложный орган, необходимый для семенного размножения. В общем виде он состоит из трех частей:

  • стеблевой (цветоложе, цветоножка);
  • листовой (лепестки, чашелистики);
  • генеративной (пестик(и), тычинки).

Цветок прикрепляется к верхушке побега при помощи цветоножки – особого удлиненного органоида, продолжения стебля.

У цветков некоторых растений, например, подсолнечника, кукурузы, вербены, подорожника, клевера цветоножки практически не заметны вследствие их сильного укорачивания.

В узлах цветоложа – верхней, более широкой части цветоножки – располагаются чашечка, тычинки, венчик и пестики (один или несколько).

Цветоложе может быть разного размера и имеет разнообразную форму – выпуклую (малина), плоскую (ромашка), вогнутую (шиповник, черемуха) или удлиненную (гравилат).

Листовая часть цветка

Чашечка представляет собой орган, состоящий из видоизмененных листьев (чашелистиков). Ее основной функцией является защита внутренней части цветка до момента распускания бутона. Чашечка может быть либо раздельнолистной (в случае если чашелистики обособлены друг от друга), либо сростнолистной (если они срастаются).

Венчик представляет собой самую яркую, заметную часть цветка. Он состоит из лепестков, которые у цветков разных растений могут сильно различаться по форме (трубчатая, колокольчатая, колесовидная, воронковидная и др.) и окраске.

Основные функции венчика – предохранение пестика и тычинок от неблагоприятных условий внешней среды и привлечение насекомых-опылителей. Венчик и чашечка составляют покровы цветка, которые именуются околоцветником.

Он может быть простым, состоящим из сходных свободных или срастающихся листочков, или сложным, четко дифференцированным на венчик и чашечку, которые существенно отличаются друг от друга по размерам и окраске. Простой околоцветник имеется у ландыша и тюльпана, а сложный – у колокольчика, гвоздики, петунии и вишни.

Существуют цветки и вовсе лишенные упомянутого элемента, их называют голыми (ива, ясень). Теперь вы знаете, какие бывают цветы с точки зрения строения венчика и чашечки. Далее мы расскажем про органы цветка, осуществляющие репродуктивные функции.

Видео по теме

Генеративная часть цветка

Тычинки и пестики – важнейшие части цветка. Они находятся в его центре. Тычинки располагаются в один или несколько кругов возле внутреннего края околоцветника и состоят из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Пестик состоит из 3 частей: столбик, рыльце и завязь. Последняя содержит семязачатки, из которых после оплодотворения появляется семя.

У большинства растений есть один пестик и несколько тычинок – от трех до сотни. Они называются обоеполыми. У некоторых цветов, например, у канн, тычинка имеется только одна. Существуют растения, у которых присутствуют либо тычинки, либо пестики. Их называют однополыми – тычиночными или пестичными.

У некоторых цветов, например у василька и подсолнечника, вообще не имеется ни того, ни иного органа. Поэтому их называют бесполыми. Какие бывают цветы в данном случае? Виды растений, которые одновременно имеют и тычиночные, и пестичные цветки, называются однодомными. Представителями этой группы выступают тыква, дуб, огурец, кукуруза.

Если же мужские и женские цветки находятся на разных особях (экземплярах), растения именуются двудомными. Примером подобных служат ива, тополь, облепиха.

Многообразие цветов

Несмотря на то что у разных видов растений видоизмененные побеги, выполняющие генеративные функции, имеют сходное строение, внешне они могут очень сильно различаться. Их размеры могут варьироваться в пределах от миллиметра (у рясок) и до одного метра в диаметре.

Одним из самых интересных представителей флоры является тропическая раффлезия. Она имеет самые крупные цветки в мире, которые издают отталкивающий запах гниющего мяса. Другие растения, например садовый жасмин, шиповник, ландыш, источают приятный аромат.

Этот нежный, восхитительный запах обусловливается особыми эфирными маслами, которые образуются в клетках эпидермального слоя лепестков и околоцветника. Цветки многих растений наделены особой красотой и дарят людям эстетическое наслаждение.

Одними из самых прекрасных цветов считаются розы и орхидеи.

Окраска лепестков

Давайте рассмотрим, какие бывают цветы по окраске. Оттенок их лепестков обуславливают не только хромопласты, но и особые красящие вещества – пигменты клеточного сока.

К примеру, антоциан определяет розовую, красную, синюю или фиолетовую окраску венчика, антофеин – коричневую, каротиноиды – желтую, красную и оранжевую и др. Интересно, что цвет лепестков может меняться в течение дня – в зависимости от кислотности клеточного сока.

К примеру, цветки растения Victoria amazonica меняют свой цвет со снежно-белого на розовый, а затем на красный.
Белый окрас лепестков (например, у вишни, кувшинки, яблони) определяется отсутствием пигментов и отражением лучей света.

Бывают ли черные цветы? Нет, такого пигмента у лепестков не бывает. Темная окраска представляет собой насыщенные темно-фиолетовые или сгущенные темно-бордовые оттенки.

Полевые цветы

Известно около полумиллиона различных видов лесных и полевых растений. Но лишь 290 из них были описаны и получили свое наименование. Издревле полевые цветы (фото демонстрирует их многообразие) использовались для изготовления лекарственных средств.

И немудрено, ведь очень многие из них обладают целебными свойствами. Наиболее яркими представителями считаются: василек, ромашка, мак, колокольчики, одуванчик, фиалка, незабудки. Васильки – это чрезвычайно красивые цветы ярко-синего цвета. Зачастую они произрастают в посевах пшеницы.

Полевые маки выделяются своими насыщенно красными, “огненными” лепестками. Встречаются по обочинам дорог, на пустырях, но особенно распространены в степях. Полевая ромашка имеет красивые цветки с желтой головкой и лепестками белого цвета.

Аптечную ромашку широко применяют при лечении многих заболеваний, в том числе для лечения органов ЖКТ, печени, горла и полости рта.

Лесные цветы. Какого цвета бывают подснежники?

Самыми известными цветами, произрастающими в лесу, являются анемона, зверобой продырявленный, ландыши, подснежники, кислица обыкновенная и др. Их красота никого не оставляет равнодушным.

Но самым нежным из всего разнообразия лесного цветочного царства является подснежник. Он первым появляется на проталинах, прямо из-под тающего снега, и символизирует наступление весны.

А вы знаете, какого цвета бывают подснежники?

Чаще всего эти нежные первоцветы имеют белые лепестки колокольчатой формы. Но есть и бледно-голубые, и даже синие. Род подснежников включает около двух десятков видов, самыми известными среди которых считаются подснежник белоснежный, подснежник Элвиса, кавказский и др. Они любят произрастать в полутени, под пологом кустарников и деревьев.

Одним из самых ценных лесных растений считается зверобой продырявленный. Узнать его можно по ветвистому стеблю и продолговато-яйцевидным листьям, имеющим гладкую поверхность. Цветочки этого травянистого многолетника имеют ярко-желтую окраску. Зверобой используется в медицине как противовоспалительное, противомикробное и кровоостанавливающее средство.

Прекрасные садовые цветы

Садовые цветы – это большая группа декоративных растений, которые призваны украшать нашу жизнь и облагораживать дачные и приусадебные участки. Их можно классифицировать по некоторым параметрам. Например, садовые цветы часто делят на три подгруппы – однолетники, двулетники и многолетники.

Самими неприхотливыми и в тоже время яркими и красивыми однолетниками считаются анютины глазки, ноготки (календула), алиссум, настурция. Многолетники – это декоративные цветы, сохраняющие свои превосходные свойства в течение нескольких лет.

Они идеально подходят для любого сада, при этом не требуют ежегодной пересадки и серьезного ухода. Какие бывают цветы? Названия самых известных многолетников таковы: астильба, роза, пион, бадан, лилейник, лихнис, крокус, нарцисс, тюльпан и пр.

Наиболее известными двулетними культурами считаются маргаритки, виолы, турецкая гвоздика, наперстянка, мальва и пр.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Какие бывают танцы? Название видов танцев

Для выражения переполнявших их эмоций и чувств, ожиданий и надежд, наши древние предки использовали ритмичные ритуальные пляски. По мере развития самого человека и социальной среды, его окружавшей, появлялось все боль…

Новости и общество
Какие бывают музеи: названия, виды

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Эта мудрая мысль помогает понять, какую важную роль играет история в жизни современного общества. Нет оправдания тем людям, которые считают, что музе…

Образование
Какие бывают бактерии: названия и виды

Самый древний живой организм на нашей планете. Его представители не только выжили в течение миллиардов лет, но и обладают достаточной силой, чтобы уничтожить все остальные виды на Земле. В данной статье мы рассмотрим,…

Читайте также:  Система кровообращения - биология

Дом и семья
Какие бывают вазоны для цветов

Вазоны для цветов с каждым днем приобретают большую популярность. Обусловлено это не только их красивым дизайном, но и небывалым удобством. Многие специалисты по ландшафтному дизайну и озеленению сегодня применяют их …

Домашний уют
Как выбирать светодиодные ленты для дома? Какие бывают виды, мощность и цвет свечения?

Техника не стоит на месте. На смену обычным лампам пришли светодиодные ленты. Их применяют для многих объектов как внутри, так и снаружи помещений. Для этого существует огромное количество разновидностей подобных изде…

Здоровье
Какие бывают пробки перед родами? Когда отходит и какого цвета пробка перед родами?

Женщин, готовящихся стать в скором времени матерью, на протяжении всей беременности мучают различные вопросы. Особенно сильно представительницы прекрасного пола волнуются перед родами. Ведь процесс может начаться сове…

Новости и общество
Цветок зеленого цвета как украшение сада. Названия цветов зеленого цвета и фото

В экстерьере зеленый цвет – это, конечно же, цвет листвы, который нас окружает со всех сторон, при этом мы в основном его не замечаем, среди прочих не выделяем, воспринимая исключительно как фон, который оттеняет боле…

Новости и общество
Какие бывают кристаллы? Разнообразие, гармония сочетания цвета и формы

В недрах нашей планеты скрыты несметные сокровища. Большая часть драгоценных и полудрагоценных камней имеют гладкую поверхность с четкими гранями, которые придают им определенные очертания симметрии. С XVIII века таки…

Дом и семья
Как засушивать цветы правильно? Пошаговая инструкция, рекомендации и особенности

Цветы – это частичка рая на земле. Дивная красота их уникальна и неповторима. Каждое соцветие чарует, и не важно, полевая травинка это или бутон экзотического растения. Букеты украшают дом, радуют глаз, улучшают…

Дом и семья
Шифон – это что за ткань? Что можно сшить из шифона? Как сделать цветы из шифона своими руками

Разнообразие видов материй порой действительно поражает неопытного наблюдателя. Кажется, что отличить, например, барежевую ткань от того же грогрона практически невозможно, разве что при наличии определённого навыка в…

Источник: http://monateka.com/article/188993/

Цветок и его строение : Биология

Цель урока:

  • Сформировать знания о цветке как генеративном органе растений
  • Познакомиться со строением цветка
  • Раскрыть биологическое значение частей цветка
  • Оборудование:

    компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, аудиозаписи песен, шаблоны из пластилина частей цветка, цветные карандаши

    Учитель:

    А теперь все улыбнулись, расправили плечи. Помните, ребята, что при улыбке работают только 13 мышц лица, а при злости – 30! Нет смысла эксплуатировать такое количество мыщц. Настроились на урок

    Презентация.

    Эпиграфом нашего урока, как и всех наших уроков, я хочу, чтобы стали слова китайского мудреца: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь”. Сегодня на уроке мы будем слушать, видеть, а самое главное действовать сами и согласно эпиграфу всему научимся.

    У вас на столах лежат письма-шифровки (рисунок №2). Давайте попробуем их разгадать (Цветок и его строение).

    Рис. 2

    Учитель:

    Правильно! Сегодня на уроке мы будем изучать его величество цветок. Они заставляют человека радоваться и грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем то своем. Они побуждают нас к добру. Почему я так говорю, а вот давайте посмотрим сколько всего человек придумал о цветах.

    Вначале легенда

    о том, как на Земле появились цветы . Во мраке и стуже когда-то лежала мать Земля. Не было ни тепла, ни света. И однажды бог солнца, весны и плодородия пронзил её своим взором. Сразу воссияло Солнце. Полились яркие волны света. Пробуждалась от спячки Земля, жадно пила она щедрые солнечные лучи. И сказал тогда бог света “За любовь твою украшу я тебя синими морями, желтыми песками, голубыми реками, зеленой травой-муравой, цветами алыми:” Вот так и появились на Земле цветы.(слайды №3,4,5,6 во время рассказа легенды)

    Учитель:

    “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”, – говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты.

    Учитель:

    Давайте послушаем (ученика) она вспомнила сказки где были цветы (Дюймовочка, Снежная королева, Цветик – семицветик, Аленький цветочек, Двенадцать месяцев, Незнайка и его друзья ).

    Учитель:

    Великие композиторы всегда восхищались красотой цветов Чайковский даже написал произведение “Вальс цветов”.(прослушать). Авторы Современных песен тоже не обошли стороной цветок в своих произведениях (звучат отрывки песен “Миллион алых роз”, “Лаванда”, “Белые розы”, “Полевые цветы”, “Городские цветы”, “Желтые тюльпаны”, “Маки” и т. Д.(слайды)

    Учитель:

    А сколько прекрасных и нестареющих полотен посвятили им художники (слайды)

    И так открыли тетради и записали тему урока: “Цветок и его строение” презентация. (Слайд7)

    Что знал о данной теме Что хочу узнать Что узнал нового

    В группах 2 мин вспоминаем что знаем о этой теме? заполняем колонку №1. А потом что бы хотели узнать? заполняем колонку №2.

    Учитель:

    Скажите, а цветок относится к какой группе органов? (генеративные). А для чего нужны эти органы (для полового размножения). А кто еще кроме цветка относится к генеративным органам(плод, семя).

    А что представляет собой цветок? Поработаем с текстом учебника “Цветок” (слайд №8)

    Запись: Цветок – это укороченный видоизменённый побег, служащий для семенного размножения

    Учитель:

    А что его объединяет с побегом?

    (а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями)

    Цветы бывают разных размеров (слайды в презентации)

    Работа в группах (работаем с тексом учебника и на рисунке №1 указываем под какой цифрой ваша часть)

    Приложение.

    Рис. 1

    1 группа: Что такое цветоложе? Найдите под каким номером оно изображено на карточке. (Рисунок №1) (Цветоложе – ось цветка, которая, разрастаясь, может принимать различную форму: плоскую, вогнутую, выпуклую и др.

    Цветоложе внизу переходит в цветоножку). Под каким номером оно у вас на карточке (2). Покажите как вы его раскрасили (зеленым цветом)? Ребята все групп на своих индивидуальных рисунках раскрашивают цветоложе.

    Покажите его на пластилиновой модели.

    Запись: осевую часть цветка, на которой расположены остальные его части, называют цветоложем.

    2 группа:

    Что такое цветоножка? (цветоножку – тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок. На цветоножке у многих растений развиваются два (у двудольных) или один (у однодольных) маленьких листочка – это прилистники. Цветок, не имеющий цветоножки, называется сидячим.) Под каким номером она у вас на карточке Покажите как вы её раскрасили (зеленым цветом)? Ребята все групп на своих индивидуальных рисунках раскрашивают цветоножку. Покажите её на пластилиновой модели.

    3 группа:

    Что такое чашечка? И из чего она состоит? (Чашечка образует наружный круг околоцветника. Чашечка обычно состоит из мелких зеленых листочков – чашелистиков (Ч). У некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку – такая чашечка называется сростнолистной. У других, например у герани, чашелистики не срастаются, у них раздельнолистная чашечка.

    При распускании цветка в некоторых случаях чашечка опадает, но чаще сохраняется и во время цветения.

    Чашечка выполняет следующие функции:

    1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.

    2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза.)

    Под каким номером она у вас на карточке . Покажите как вы её раскрасили (зеленым цветом)? Ребята все групп на своих индивидуальных рисунках раскрашивают чашечку Покажите её на пластилиновой модели.

    4 группа

    : Что такое венчик? Каково его значение для цветка? (Венчик – внутренняя часть околоцветника, состоит обычно из ярко окрашенных крупных лепестков (Л). У одних растений (душистый табак, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.

    Главные функции венчика:

    1) привлечение насекомых-опылителей;

    2) защита главных частей цветка.

    Под каким номером он у вас на карточке. Покажите как вы его раскрасили (разным цветом)? Ребята все групп на своих индивидуальных рисунках раскрашивают венчик. Покажите его на пластилиновой модели.

    Учитель:

    Если на цветке присутствуют только лепестки венчика, то его околоцветник считают простым. (слайды)

    Если на цветке есть и лепестки венчика и чашелистики, то такой околоцветник называют двойным.(слайды)

    Давайте сконструируем цветок с простым околоцветником. (2,1 группа)

    используя пластилиновые заготовки.

    Давайте сконструируем цветок с двойным околоцветником. (3,4 группа)

    используя пластилиновые заготовки.

    Учитель?

    Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.

    Листочки околоцветника (простого и двойного) могут располагаться так, что через него можно провести несколько осей симметрии (яблоня, вишня, капуста и др.). Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну ось симметрии (горох, шалфей) или ни одной (канна), называют неправильными.

    Учитель: У

    вас на столах лежат маленькие цветы герани. Скажите правильные или неправильные у них цветы?

    Вопрос всем: А что же является главными частями цветка?

    (стр 84 учебника)

    (работа с текстом и учебником)

    – А почему они главные части цветка?

    Работа по группам.

    1,2 – тычинка и её строение (найти на рисунке и раскрасить, найти на пластилиновой модели)

    3-4 – пестик и его строение (найти на рисунке и раскрасить, найти на пластилиновой модели)

    Учитель:

    А кто из них является женским органом, а кто мужским и почему? Пестик – женская часть цветка, расположен в центральной его части.

    Тычинка – мужская часть цветка

    Цветок, который в своем составе содержит и тычинки и пестики называется обоеполым

    Учитель: Давайте сконструируем обоеполый цветок.

    Учитель:

    На земле существуют женские и мужские цветы. Как вы думаете если в цветке только пестики то какой он будет?

    А если только тычинки?

    Задания (из пластилиновых моделей соорудить цветок)

    • 1 группа обоеполый цветок с простым околоцветником;
    • 2 группа женский цветок с двойным околоцветником;
    • 3 группа мужской цветок с двойным околоцветником;
    • 4 группа обоеполый цветок с двойным околоцветником;

    Давайте покажем наши цветы. Проверим правильность их изготовления.

    Молодцы!!!!

    ВНИМАНИЕ!!! ЧЕРНЫЙ ЯЩИК!!!!

    Отгадайте ребята, какой цветок у меня здесь находится?

    Ее называют царицей цветов. Первые упоминания о ней относятся ко II тысячелетию до н.э. В древности у восточных народов она считалась священным цветком. В Древней Индии тот, кто принес царю её, мог просить исполнения любого желания.

    Этим цветком платили дань, а её масло ценилось на вес золота. В Европу она попала во времена Крестовых походов. В поздних христианских легендах именно этот цветок преподнес архангел Гавриил Деве Марии в день Благовещения. Селекционеры создали около 25 тыс. сортов этого цветка.

    На Гавайях растет синяя , а в Румынии – изумрудная.

    (ответ: розы)

    Закрепление:

    Итак, что вы узнали нового на этом уроке(учитель выслушивает версии). Подводит вывод по уроку.

      Подписать части цветка.( рисунок №1)

    1. Тест в презентации

    Что же вы узнали нового? Вернемся к таблице.

    Вот такое целебное свойство приписывает народ цветам

    Учитель:

    У нас на столах еще остались нераскрыты конверты красного цвета. Давайте их раскроем. Почему я эти цветы поместила в красный конверт? Да ребята, эти цветы занесены в красную книгу Ростовской области. Давайте внимательно посмотрим и скажем есть ли среди них наши знакомые? (тюльпан Беберштейна).

    Не рвите эти цветы в огромные букеты. Сорванные цветы моментально вянут и оживить их невозможно. Пусть лучше в степях радуют они нас.

    Звучит песня Антонова “Не рвите цветы, не рвите.” и идет презентация.

    Учитель:

    Ребята долго думали, что подарить нашим гостям и решили подарить российский символ семьи, любви и верности – ромашку.

    Дом. Задание: п 22, стр. 83-85.

    Найти и прочитать любое стихотворение о цветах.

    Источник: http://www.poznanie21.ru/current/biology/597846259.php

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]