Основные систематические группы рыб, биология

Презентация на тему: Систематические группы рыб Основные систематические группы рыб, Биология

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Основные систематические группы рыб, Биология Основные систематические группы рыб, Биология

Основные систематические группы рыб, Биология

Основные систематические группы рыб, Биология

Основные систематические группы рыб, Биология

Основные систематические группы рыб, Биология

Основные систематические группы рыб, Биология

Основные систематические группы рыб, Биология

Основные систематические группы рыб, Биология

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

7 класс, биология Наталья Валентиновна Владимирова Систематические группы рыб 5klass.net

№ слайда 2

Описание слайда:

Ихтиология – наука, изучающая строение, поведение и др. особенности рыб.

№ слайда 3

Описание слайда:

Рыбы – самая многочисленная группа позвоночных животных. Рыбподразделяют на класс Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и класс Костные рыбы (осетры, лососи, сельди, караси, щуки, меченосцы и др.). Основнойкритерий такого разделения – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.

№ слайда 4

Описание слайда:

Класс Костные рыбы

№ слайда 5

Описание слайда:

Белуга Подкласс Хрящекостные Отряд Осетрообразные Осетр Стерлядь

№ слайда 6

Описание слайда:

Карп Подкласс Костистые рыбы Отряд Карпообразные Лещ Пескарь Золотой карась

№ слайда 7

Описание слайда:

Рогозуб австралийский Подкласс Двоякодышащие Подкласс Кистепёрые Латимерия

№ слайда 8

Описание слайда:

Отряд Акулы. Есть акула белая, голубая, тигровая, кошачья, суповая, сельдевая, акула-лисица, акула-нянька, акула-молот. Ученые насчитывают 350 видов этих рыб. И только 27 из них обвиняются в нападениях на человека. Причем у нескольких такое наблюдается лишь единожды. Класс Хрящевые рыбы

№ слайда 9

Описание слайда:

Самые крупные акулы – их два вида – китовая и гигантская, никогда не нападают на человека. Они питаются планктоном и мелкими рыбешками, процеживая воду через тысячи мельчайших зубов. Агрессивной и опасной считается белая акула. Она достигает 5 – 6-метровой длины, изредка до 12. Но белая акула – рыба редкая. Китовая акула

№ слайда 10

Описание слайда:

Продолжительность жизни акул около 30 лет. У акул нет плавательного пузыря. Как только они перестают двигаться, медленно идут на дно. Самые маленькие акулы весом около 200 грамм, а самые большие – до 20 тонн. Катран черноморский

№ слайда 11

Описание слайда:

 Акула-бык, или тупорылая акула  (Carcharhinus leucas) заслуживает звания одной из самых опасных потому, что замечена в нападениях на людей со смертельным исходом для последних. Кроме того, поведенческие исследования показали, что акула-бык – самая агрессивная из всех во время охоты. Водятся такие акулы в пресной и соленой воде. Их длина достигает 3,29 метра, вес – 320 килограмм.

№ слайда 12

Описание слайда:

Большие белые акулы, или акулы-людоеды (Carcharodon carcharias) уже убили более полусотни человек – это весьма серьезный показатель по сравнению со «счетом» большинства других видов. Пробовать человеческое мясо их толкает любопытство. Эти акулы достигают 6 метров в длину. Есть большие белые акулы весом более 2 тонн!

№ слайда 13

Описание слайда:

Тигровая акула (Galeocerdo cuvier) относится к людоедам, причем с тем же успехом ее можно назвать металлоедом – она поглощает все на своем пути. Длина тигровых акул достигает 3,3 метра, вес – 635 килограмм. Назвали их так за характерный окрас туловища.

№ слайда 14

Описание слайда:

Длиннокрылая акула (Carcharhinus longimanus) – еще одна акула-людоед – любит пробовать на вкус потерпевших кораблекрушение и купающихся в тропических морях. Вы не поверите, но длиннокрылые акулы некогда съели несколько сотен моряков с утонувшего военного корабля из США.

№ слайда 15

Описание слайда:

За голубой, или синей акулой (Prionace glauca) зафиксировано более 30 нападений на людей. Как и многие другие акулы-людоеды, эти нападают на человека из любопытства. Широкую известность получил также тот факт, что голубые акулы кусают лодки, что иногда становится причиной гибели людей.

№ слайда 16

Описание слайда:

Молотоголовые акулы (Sphyrna) не склонны к убийству людей, но могут стать причиной смерти дайверов и пловцов, оказавшихся слишком близко от этой рыбы. Самую большую агрессивность проявляют гигантские, западноафриканские и бронзовые акулы-молот.

№ слайда 17

Описание слайда:

Лимонные, или жёлтые акулы (Negaprion brevirostris) более двадцати раз нападали на человека, но никого не убили. Их агрессивность повышается во время сезона спаривания, но и в другое время этих акул легко разозлить одним только присутствием рядом. Лимонные акулы часто встречаются в неволе.

№ слайда 18

Описание слайда:

Отряд Скаты

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Надкласс рыбы

Рыбы – низшие челюстноротые первичноводные позвоночные. Известно около 33 тысяч видов рыб. Им посвящен самостоятельный раздел биологии – ихтиология (от греч. ichthys – рыба и logos – слово).

Первые челюстноротые рыбы появились в ордовике, хрящевые рыбы – на рубеже силура и девона, около 420 млн. лет назад. Рыбы обитают как в пресных, так и в соленых водах. Надкласс рыбы подразделяется на два класса: костные и хрящевые рыбы.

Основные систематические группы рыб, Биология

Общими признаками всех рыб является наличие обтекаемой формы тела, жизнь в воде. Тело подразделяется на голову, туловище и хвост. Хорошо развиты органы чувств: зрения, обоняния, слуха, осязания, равновесия.

Ароморфозы рыб

Рыбы отличаются от предшествующих эволюционных форм новыми, прогрессивными чертами строения, которые повысили их уровень организации. Давайте их перечислим.

  • Появление челюстей и черепа
  • У рыб первая пара жаберных дуг видоизменяется в челюсти. С помощью челюстей охота становится более эффективной, а питание – разнообразным.У рыб появляется череп – костное вместилище головного мозга и органов чувств, которое надежно защищает эти структуры нервной системы. Основные систематические группы рыб, Биология

  • Парные плавники
  • Образуются предшественники конечностей, плавники, парные придатки тела, обособленные от туловища и головы, приводимые в движение мускульной силой. Основные систематические группы рыб, Биология

  • Редукция хорды и формирование костного позвоночника
  • У рыб хорда редуцируется, на ее месте формируется позвоночник. У хрящевых рыб позвоночник в течение всей жизни имеет хрящевое строение, а у костных рыб позвоночник окостеневает: он представлен костной тканью. Основные систематические группы рыб, Биология Обратите особое внимание, что в скелете хрящевых ганоидов (осетровых рыб) хорда сохраняется на всю жизнь.

Костные рыбы

Костные рыбы – процветающий класс, весьма многочисленный: к ним относятся около 95% современных рыб. Сюда входят важнейшие подклассы, которые мы разберем: хрящекостные, двоякодышащие и кистеперые рыбы.

Широко известны основные отряды класса костных рыб:

  • Осетрообразные – осетр, стерлядь, белуга
  • Карпообразные – карась, сазан, лещ, толстолобик
  • Лососеобразные – форель, лосось, семга
  • Трескообразные – треска, минтай, хек
  • Окунеобразные – окунь, судак, скумбрия, ставрида

Для большинства костных рыб характерен костный скелет, наличие жаберных крышек, прикрывающих жабры. Жаберные лепестки расположены непосредственно на жаберных дугах, имеется плавательный пузырь. Оплодотворение наружное.

Большинство видов костных рыб (90%) относятся к костистым рыбам. Для большей части костистых рыб характерно непрямое развитие (с метаморфозом).

Основные систематические группы рыб, Биология

Данный класс будет рассмотрен нами на примере типичного представителя – речного окуня.

  • Покровы, опорно-двигательная система
  • Форма тела обтекаемая, рыбообразная, за счет чего снижается трение о воду. Поверхность тела покрыта налегающими друг на друга (подобно черепице) чешуйками. У большинства видов чешуя ктеноидная (от греч. ktéis – гребень и éidos – вид) – снабжена зубцами или шипами, или циклоидная (от греч. kykloeides — кругообразный, круглый) – с гладким закругленным задним краем. Основные систематические группы рыб, Биология В коже находится множество желез, которые секретируют слизь, покрывающущю все тело рыбы, благодаря чему снижается трение о воду. Из-за слизи пойманную рыбу тяжело удержать в руках, она выскальзывает. Плавники – органы движения рыб. Плавники бывают как парные (грудные, брюшные), так и непарные (спинной, хвостовой, анальный). Основные систематические группы рыб, Биология Череп – вместилище головного мозга, окружает его со всех сторон. Характерно наличие рострума (от лат. rostrum – клюв) – передней вытянутой части черепа рыб. Позвоночник состоит из двух отделов: туловищного и хвостового. В центре каждого позвонка имеется отверстие. Прилегая друг к другу, отверстия позвонков вместе соединяются в единый спинномозговой канал, в котором лежит спинной мозг. Скелет грудных плавников соединен с позвоночником костями плечевого пояса, в отличие от скелета брюшных плавников, который не сочленяется с позвоночником. Имеются жаберные крышки, снаружи прикрывающие жаберные щели (у хрящевых рыб жаберные крышки отсутствовали, 5 жаберных щелей открывались каждая в отдельности наружу.) Основные систематические группы рыб, Биология Полость тела вторичная (целом). Мышечная система сегментируется, что выражается в возникновении отдельных (дифференцированных) мышечных пучков. Наиболее ярким примером дифференцировки являются мышцы ротового аппарата и парных плавников. Основные систематические группы рыб, Биология

  • Пищеварительная система
  • Состоит из ротовой полости, глотки, продолжающейся в пищевод, желудка, толстого и тонкого кишечника. У многих рыб в ротовой полости имеются язык и острые зубы, расположенные на челюстях. Зубы предназначены не для механического измельчения пищи, а в основном для схватывания и удержания добычи. Слюнные железы отсутствуют, имеются вкусовые рецепторы. В просвет тонкой кишки рыб открываются протоки пищеварительных желез, печени и поджелудочной железы, а также желчного пузыря. Спиральный клапан в кишечнике (характерный для хрящевых рыб) отсутствует, общая площадь всасывания увеличивается за счет слепо оканчивающихся выростов кишечника – пилорических придатков. Основные систематические группы рыб, Биология

  • Дыхательная система
  • Глотка тесно связано не только с пищеварительной, но и с дыхательной системой: здесь располагается жаберный аппарат рыб. С помощью жабр они приспособились забирать из воды растворенный в ней кислород и насыщать им кровь, откуда кислород поступает ко внутренним органам и тканям. Процесс дыхания осуществляется благодаря тому, что вода через ротовое отверстие попадает в глотку. Вследствие движений жаберной крышки вода из ротоглоточной полости втягивается в боковую жаберную полость, омывая жабры. В результате газообмена в кровь рыбы поступает кислород, а углекислый газ покидает ее и растворяется в воде. Жабры состоят из жаберной дуги, на которой расположены жаберные тычинки и лепестки. Жаберные тычинки направлены в сторону ротоглоточной полости и препятствуют проникновению частиц пищи в жабры (цедильная функция). Жаберные лепестки направлены наружу и оплетены густой сетью кровеносных сосудов – капилляров, в которых и происходит газообмен.

  • Кровеносная система
  • Как и хрящевые, костные рыбы имеют один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из одного предсердия и одного желудочка. Запомните, что в сердце у рыб кровь венозная. Она накачивается сердцем в жабры, где происходит ее насыщение кислородом, после чего кровь становится артериальной. Артериальная кровь направляется к внутренним органам и тканям, движется кровь внутри сосудов: кровеносная система замкнутого типа.

  • Выделительная система
  • Состоит из парных лентовидных туловищных почек (мезонефрос, или первичная почка.) Располагаются они по бокам туловища. От почек начинаются мочеточники, сливающиеся между собой и образующие расширение – мочевой пузырь. Моча, содержащая побочные продукты обмена веществ, выводится из организма рыбы через анальное отверстие у самок, через мочеполовое отверстие – у самцов .

  • Нервная система
  • У всех хордовых нервная система трубчатого типа. Головной мозг состоит из продолговатого, среднего мозга, мозжечка, промежуточного и переднего мозга. Развитие одних и тех же отделов у разных классов хордовых неодинаково, что мы с вами отчетливо увидим по мере изучения данного раздела. Я рекомендую вам обратить на данную тему особое внимание. Относительно других классов хордовых головной мозг у рыб слабо развит: кора переднего мозга отсутствует, вместо нее поверхность мозга покрыта эпителием. Наибольшего развития достигает средний мозг – главный координирующий центр. Также хорошо выражен (развит) мозжечок, который отвечает за координацию движений и ориентацию тела в пространстве. Это связано со сложными перемещениями рыбы, которая “парит как птица” только не в воздушной, а в водной среде. От головного мозга берут начало 10 пар черепно-мозговых нервов. Органы чувств рыбы представлены особым образованием – боковой линией, тянущейся в виде канала вдоль всего тела с обоих боков. Чувствительные клетки (невромасты) органа боковой линии реагируют на изменения направления и скорости тока воды вблизи рыбы. С помощью нее рыба чувствует направление и скорость течения воды. У рыб впервые возникает специализированный орган слуха – внутреннее ухо. С помощью него они способны различать звуки, ориентируясь в водной среде. Состоит внутреннее ухо из трех полукружных канальцев, верхнего и нижнего мешочков. Иногда внутреннее ухо соединяется с плавательным пузырем (сомовые, карповые), за счет чего слух у таких рыб более развит. Органы зрения приспособлены к водной среде: хрусталик имеет шарообразную форму. Роговица плоская, аккомодация (настройка глаза на наилучшее видение объекта) происходит только благодаря перемещению хрусталика. Рыбы хорошо видят лишь на близком расстоянии. Имеются органы вкуса на коже и нижней челюсти, а также органы обоняния, открывающиеся в ротовую полость.

  • Половая система
  • Рыбы раздельнополы. Половые железы самцов – семенники, самок – единственный яичник. Оплодотворение наружное, происходит в воде: самка выметывает икру (яйцеклетки), а самец выделяет в воду сперматозоиды, которые сливаются с яйцеклетками. С течением времени из икры развиваются молодые особи. Развитие у большинства рыб (костистые рыбы) непрямое, с метаморфозом. Запомните, что процесс выметывания икры и ее последующего оплодотворения называется нерест, он носит сезонный характер. У пресноводных рыб нерест происходит весной, в это время строго запрещена ловля рыбы.

Плавательный пузырь

Этот орган характерен исключительно для костных рыб: у хрящевых рыб (акулы, скаты) он отсутствует. Плавательный пузырь представляет собой воздушный мешок, заполненный смесью газов: азотом, кислородом, углекислым газом.

Он выполняет ряд важнейших функций:

  • Гидростатическую – помогает занять рыбе в толще воды определенное положение. Так при расширении пузыря рыба всплывает, а при его уменьшении – опускается на дно.
  • Дыхательную – способен выполнять функцию легких
  • Барорецепторную – воспринимает изменения давления
  • Акустическую – воспринимает звуки, играет роль аналогичную уху

При заполнении газом пузырь расширяется: это меняет удельный вес рыбы, он понижается и рыба всплывает. Обратная схема происходит при уменьшении пузыря. Но откуда появляется газ, которым наполняется пузырь, если рыба обитает в воде? Отвечая на этот вопрос, отметим, что все рыбы делятся на два типа: открытопузырные и закрытопузырные.

У открытопузырных рыб плавательный пузырь сообщается с пищеварительной системой. Они в течение всей жизни поднимаются к поверхности воды и заглатывают воздух, по мере необходимости они могут освобождаться от газов, выдавливая их через глотку, а затем рот в окружающую среду. К таким рыбам относятся сельдеобразные, щукообразные, карпообразные, двоякодышащие.

Закрытопузырные рыбы имеют пузырь, не сообщающийся с пищеварительной трубкой. Газы в него поступают благодаря газовой секреции: они переходят из растворенного (в крови) состояния в газообразное, заполняя пузырь. Когда пузырь уменьшается газы вновь растворяются в крови, возвращаясь в кровеносное русло. К таким рыбам относятся: трескообразные, окунеобразные, кефалеобразные.

BioFine

Основные систематические группы рыб, Биология

Различают 2 класса рыб: класс хрящевых и класс костных.

Класс Хрящевые рыбы. К хрящевым рыбам относятся акулы и скаты. Они имеют хрящевой скелет. Кожа у большинства видов покрыта чешуей с зубообразными шипами, покрытыми эмалью. Жабры открываются наружу 5—7 жаберными щелями. Плавательного пузыря нет.

Акулы живут в основном в толще воды. Большинство из них — хищники. Голова у акул оканчивается вытянутым рылом — рострумом. Рот расположен на нижней стороне головы и имеет вид поперечной щели. Челюсти с несколькими рядами острых зубов. Торпедообразное тело, мощный неравнолопастной хвостовой плавник дают возможность акулам развивать большую скорость.

Скаты имеют уплощенное, обычно дисковидное тело. Кожа у них голая или покрыта шипами. Края грудных плавников срослись с боками головы и туловища. Спинные плавники смещены на хвост или их совсем нет. Большинство скатов ведет придонный образ жизни. Питаются они преимущественно моллюсками.

Класс Костные рыбы объединяет большинство видов рыб, которые подразделяются на костно-хрящевых, двоякодышащих, кистеперых и костистых.

Костно-хрящевые, или Осетровые, рыбы (белуга, стерлядь, русский осетр) имеют костно-хрящевой скелет с развитой хордой, жаберные крышки, плавательный пузырь.

Вдоль их тела проходит 5 рядов костных пластинок, а между ними — мелкие пластиночки. Голова с вытянутым рылом. Рот на нижней стороне головы. Хвостовой плавник неравнолопастный.

Осетровые проходные рыбы водоемов Северного полушария. Они широко известны из-за особо вкусного мяса и черной икры.

Двоякодышащие (всего 6 видов) — древняя группа рыб. В их числе австралийский рогозуб, африканский и южноамериканский чешуйчатники. У этих рыб сохраняется хорда, не развиваются тела позвонков. Наряду с жабрами они имеют легкие, развившиеся из плавательного пузыря.

Кистеперые рыбы — древняя группа рыб. Скелет у них в основном хрящевой, имелась хорда. Плавники кистеперых были похожи на мясистые лопасти, плавательный пузырь превратился в парное легкое. До XX в. считались вымершими. В Настоящее время известен один современный вид латимерия, потомок морских кистеперых.

Костистые рыбы — наиболее многочисленная группа современных рыб (около 96% всех видов). Скелет у них окостеневший, хорда развивается только у зародышей, чешуя костная, обычен плавательный пузырь. Обитают эти рыбы почти во всех водоемах Земли.

К этой группе относятся отряды сельдеобразных (сельди, сардины, анчоусы, два вида которых называют хамсой), лососеобразных (благородный лосось, или семга, кета, горбуша, чавыча), карпообразных (голавль, лещи, язь, жерехи, сазан, караси), сомообразных (сомы), трескообразных (треска, пикша, путассу, минтаи, налимы), камбалообразных (камбалы, палтусы). Всего более 40 отрядов.

Также смотрите:

Формирование и извлечение градиентов. Природа градиентов Для создания градиентов плотности растворов чаще всего применяются растворы сахарозы, иногда с фиксированным рН. В некоторых случаях хорошее разделение получается при использовании вместо обычной воды D20. В табл. 2.1 приведены свойства некоторых растворов сахарозы. …

Химический состав белковых молекул. Первые исследования о составе белковых веществ были выполнены итальянским учёным Браконо, который установил, что при гидролизе желатины получается кристаллическое вещество, обладающее сладким вкусом, за что это соединение было названо гликоколом (glicos – сладкий). По …

Химическое строение и структурная организация вирусов, морфология, особенности взаимодействия с клеткой-хозяином. Вирусы не имеют клеточного строения. Каждая вирусная частица состоит из расположенного в центре носителя генетической информации и оболочки. Генетический материал представляет собой короткую молекулу нуклеиновой кислоты, это образует сердцевину вируса. Нуклеиновая кис …

Тема: Основные систематические группы рыб. Цель: Познакомиться с многообразием и систематическими группами рыб. – презентация

  • 1 Тема: Основные систематические группы рыб. Цель: Познакомиться с многообразием и систематическими группами рыб
  • 2
  • 3 Местообитание рыб разнообразное: воды Мирового океана, пресные водоемы; Обитают на дне, толще воды, поверхностных слоях;
  • 4

5 Класс Хрящевые рыбы. Около 450 в. Представители акулы и скаты Обитатели морей и океанов. Хищники Тело покрыто твердой чешуей, имеющей зубцы. Жаберных крышек нет. Хвостовой плавник неравнолопастный. Отсутствует плавательный пузырь.

6 Класс Костные рыбы Костно-хрящевая группа (28 вид.).Осетр, белуга, стерлядь; Жаберных щелей одна пара. Вдоль тела проходит 3-5 рядов крупных костных бляшек. Есть плавательный пузырь; Хищники;

7 Двоякодышащая группа Насчитывает 6 видов (неоцератод обитает в Австралии, протоптер в Африке, лепидосирен в Америке) Сохраняется хорда. Имеются легкие.

8 Костистая группа Насчитывает около видов. Представители карась, налим, окунь, щука, сельдь, лосось. Тело покрыто мелкой чешуей. Жаберных щелей одна пара, есть жаберные крышки. Имеется плавательный пузырь. Скелет костный.

9 Кистеперая группа Всего 1 вид. Латимерия. Тело покрыто костной чешуей. Плавники, кроме первого спинного, имеют мясистую лопасть, покрыты чешуей. Осевой скелет представлен хордой. Плавательный пузырь мал. Хищник. Ведет придонный образ жизни.

10 1. Из перечисленных признаков, обозначенных арабскими цифрами, напишите, какие из них характерны для классов: I. Хрящевые рыбы II. Костные рыбы III. Хрящекостные рыбы IV. Двоякодышащие рыбы V. Кистеперые рыбы 1. Приспособлены к обитанию в пересыхающих, обедненных кислородом водоемах 2.

Хорда сохраняется в течение всей жизни 3. Чешуя в виде крупных костных блях 4. Череп хрящевой 5. Позвоночник костный, состоит из туловищного и хвостового отделов 6. Плавники располагаются горизонтально 7. Мозговой череп хрящевой, снаружи прикрыт костями 8. Жаберная крышка 9. Плавательный пузырь 10.

Большая часть скелета – хрящевая 11. Один, или два пузыря в области пищевода 12. Впадает в спячку 13. Позвонки зачаточные 14. Обитает в затененных водоемах 15. Мясистые плавники 16. Жаберные крышки отсутствуют 17. Хвостовой плавник имеет две неравные лопасти 18. Тело покрыто чешуей 19.

Чешуя защищена слизью

11 Заполните схему Рыбы Кистеперые рыбы Скаты Класс Хрящевые рыбы Класс Заполните таблицу на стр Д.з. 1.пар. 32

Видеоурок «Основные систематические группы рыб» – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

§ 1  Систематика рыб

В этом уроке мы вспомним, что такое систематика и хорда, познакомимся с особенностями систематики рыб, а также узнаем, кто является основоположником классификации этой группы животных. Помимо этого, мы рассмотрим характерные особенности хрящевых и костных рыб.

Систематика в биологии — это научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов, а также практическое приложение этих принципов к построению системы, иначе говоря, описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов. Самой крупной систематической группой является царство, самой мелкой – вид. Между этими систематическими группами есть множество промежуточных. Рассмотрим подробней систематику рыб.

При изучении систематического положения рыб наиболее значимыми для нас будут следующие систематические группы: Царство – Тип – Подтип – Надкласс – Класс — Отряд.

Все рыбы относятся к царству животные, типу хордовые. Вспомним, что такое хорда. Слово хорда образовано от греческого chorde — струна.

Хордой называют гибкий скелетный стержень у зародышей всех позвоночных животных; у некоторых она сохраняется и во взрослом состоянии. Хорда находится на спинной стороне тела под нервной трубкой и тянется от головы до хвоста.

В процессе развития зародыша хорда замещается хрящевым или костным позвоночником. Остатки хорды могут сохраняться между позвонками или внутри их.

После того, как мы назвали тип животных, к которому относятся рыбы, необходимо назвать их подтип. Важно помнить, что все представители типа хордовые делятся на 2 подтипа: подтип бесчерепные животные и подтип черепные (или позвоночные) животные.

Подтип бесчерепные является более примитивным, так как на протяжении всей жизни у представителей этой систематической группы животных сохраняется хорда. У бесчерепных проще, по сравнению с позвоночными, развита нервная, кровеносная и другие системы органов.

Для позвоночных, в свою очередь, особенно характерны прогрессивное развитие центральной нервной системы, усложнение кровеносной системы и других систем органов, образование хрящевого или костного внутреннего скелета.

Усложнение организации позвоночных связано с тем, что эти животные ведут подвижный образ жизни, активно добывая пищу. Исходя из этого, становится ясным, что все рыбы относятся к подтипу позвоночные.

Всех позвоночных животных условно делят на 2 группы: высшие и низшие позвоночные. К низшим позвоночным относится всего 1 класс – круглоротые (к которым относится минога).

К группе высших позвоночных, помимо рыб, относится огромное количество животных, объединенных в различные классы: класс амфибии (или земноводные), класс рептилии (или пресмыкающиеся), класс птицы и класс млекопитающие.

Однако всех рыб объединить в один класс ученые-зоологи так и не смогли, уж слишком сильно они друг от друга отличаются! Поэтому все многообразие рыб решили разделить на 2 класса: класс хрящевые и класс костные рыбы.

А специально для того, чтобы подчеркнуть близкое родство представителей этого класса и единство происхождения, их объединили в промежуточную систематическую группу, между подтипом и классом — надкласс рыбы. Вспомним основные признаки представителей этого надкласса.

Все рыбы — водные животные, совершающие движения с помощью плавников. Тело у большинства рыб покрыто слизью и чешуей, хорошо развита боковая линия.

§ 2  Особенности строения хрящевых и костных рыб

Дыхание рыб осуществляется с помощью жабр. В их кровеносной системе выделяют только 1 круг кровообращения, а их сердце состоит из 2 камер: 1 предсердия и 1 желудочка.

Надкласс рыбы включает в себя около 20 тыс. видов животных, при этом к классу хрящевые рыбы относится лишь около 4% от общего числа видов, тогда как костные рыбы составляют подавляющее большинство — 96%.

Рассмотрим подробнее Класс хрящевые рыбы.

Представители этого класса обитают преимущественно в морях. Свое название этот Класс получил благодаря тому, что их скелет состоит из неокостеневающих хрящей. В отличие от костей хрящи более эластичные, и в них не содержатся кровеносные сосуды.

У хрящевых рыб отсутствует плавательный пузырь, позволяющий костным рыбам регулировать глубину своего погружения, поэтому многие представители этого класса вынуждены двигаться на протяжении всей своей жизни.

Также у хрящевых рыб отсутствуют жаберные крышки, жабры открываются наружу пятью-семью жаберными щелями.

Класс Хрящевые рыбы делится на два подкласса: подкласс Пластинчатожаберные, к которому относятся акулы (например, акула-молот, китовая акула, большая белая акула) и скаты (например, электрический скат, скат-хвостокол, морская лисица), и подкласс Цельноголовые, или Химеры, который включает Отряд Химерообразные, ярким представителем которого является химера.

Представители класса костные рыбы обитают как в морских, так и в пресных водоемах. Костные рыбы имеют частично окостеневший или костный скелет. Форма их тела обычно обтекаемая; тело покрыто не только чешуей, но и слизью. Жабры костных рыб покрыты жаберными крышками, также хорошо развиты боковая линия и плавательный пузырь.

Класс костные рыбы делится на 4 основных подкласса: подкласс кистеперые и одноименный отряд (эволюционно более древний), к которому относится 1 единственный ныне живущий представитель – латимерия, подкласс костно-хрящевые рыбы, подкласс лопастеперые и подкласс костистые рыбы.

Подкласс костно-хрящевые включает отряд осетровые, скелет которых содержит не только кости, но и хрящи, а также сохраняется хорда. К этому отряду относятся такие рыбы, как осетр, белуга и стерлядь.

Эволюционно более молодым является подкласс костистые, который включает в себя более 40 отрядов, например: карпообразные (плотва, лещ, сазан, карась), сельдеобразные (атлантическая сельдь, сардина, шпрот), тресковые (треска, навага, пикша), лососевые (кета, горбуша, обыкновенный лосось, семга) и камбалообразные (камбала, палтус).

Подкласс лопастеперые включает в себя единственный надотряд двоякодышащие с отрядом рогозубообразные. В настоящее время к этой систематической группе относится всего 6 видов рыб: австралийский рогозуб, 4 вида африканских протоптеров и южно-американский чешуйчатник.

Рыбы — наиболее древняя после класса круглоротых группа позвоночных животных. За многомиллионный период своего существования рыбы сильно видоизменились, и сейчас на нашей планете обитает огромное множество самых разнообразных представителей этого Надкласса.

В результате взгляды исследователей на систематику рыб сильно расходятся, и единой установившейся классификации их не существует.

Наиболее совершенная и признанная зоологическая классификация рыб была создана советским академиком Львом Семеновичем Бергом в 1940-1955 гг.

§ 3  Краткий итог по теме урока

  • Систематика – это научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов, описание и размещение в системе всех существующих и вымерших организмов.
  • При изучении систематического положения рыб важно помнить следующие систематические группы: Царство – Тип – Подтип – Надкласс – Класс – Отряд.
  • Все многообразие рыб ученые-зоологи делят на 2 класса: класс хрящевые и класс костные рыбы, которые во многом отличаются друг от друга, относясь к единому надклассу рыбы.
  • Взгляды исследователей на систематику рыб сильно расходятся, и единой установившейся классификации их не существует.

Список использованной литературы:

  • Константинов В.М. Поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» для 7 класса, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С. / Константинов В.М. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 304с.
  • Всемирная энциклопедия: Биология / Гл. ред. М.В. Адамчик: Гл. науч. ред. В.В. Адамчик.

    — Мн.: Современный литератор, 2004. – 832с.

  • Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов. – М.: Эксмо, 2014. – 352с.
  • Садовниченко Ю.А. Биология / Ю.А. Садовниченко. – М.: Эксмо, 2013. – 512с.

  • Биология: пособие для поступающих в вузы: В 2 т. Т.1. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2012. – 512с.
  • Биология: Животные: Учеб. для 7 — 8 кл. общеобразоват. учреждений / Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова. М.А. Козлов и др.; Под ред. М.А.

    Козлова. — 28-е изд. — М.: Просвещение, 2000. — 256с.

  • Использованные изображения:

    ПредыдущаяСледующая

    Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана – ТИП ХОРДОВЫЕ: БЕСЧЕРЕПНЫЕ, РЫБЫ

    Тип урока: урок общеметодологической направленности.

    Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

    Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; использовать различные информационные ресурсы для подготовки и презентации сообщения; р.

    — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п.

    — выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы; систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц; л.

    — формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, научное мировоззрение, элементы экологической культуры; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

    • Планируемые результаты: объяснять значение понятий: рыболовство, промысловые рыбы, сельдеобразные, трескообразные, лососевые, карпообразные рыбы, прудовые хозяйства, акклиматизация, хрящевые, костные, лучеперые, костистые рыбы; осетрообразные; лопастеперые, двоякодышащие, кистеперые рыбы, различать основные группы промысловых рыб и распознавать представителей различных классов на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; объяснять принципы классификации рыб; устанавливать систематическую принадлежность рыб; выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб; понимать принципы постепенного усложнения животных в процессе исторического развития; обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных; проектировать меры по охране ценных групп рыб.
    • Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, видеоматериалы к презентации докладов, таблицы и иллюстрации по теме урока.
    • Ход урока
    • I. Организационный момент
    • (Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
    • II. Работа по теме урока
    • 1. Основные систематические группы рыб
    • На сегодняшнем уроке мы открываем новую сессию научной конференции, посвященной многообразию видов, населяющих нашу планету.

    (Презентация сообщений о разных видах рыб. Остальные учащиеся фиксируют основные тезисы в тетради, при консультативной помощи учителя заполняют сравнительные таблицы.)

    Систематические группы рыб

    Класс Отряд Представители
    Хрящевые Акулы Китовая, тигровая, белая, рифовая акулы, акула-молот, рыба-пила
    Скаты Манта, орляк, хвостокол, шиповатый скат, электрический скат
    Класс Отряд Представители
    Костные Лучеперые Сазан, плотва, карп, толстолобик, щука, сом, окунь, лещ
    Лопастеперые Двоякодышащие (протоптер, лепидосирен); кистеперые (латимерия)
    Костно-хрящевые Осетрообразные Осетр, белуга, стерлядь, севрюга

    Сравнительная характеристика классов рыб

    Критерии для сравнения Классы рыб
    Хрящевые Костные Костно-хрящевые
    Форма тела Торпедообразная (акулы) или уплощенная (скаты) Веретенообразная, удлиненная или уплощенная Торпедообразная
    Скелет Хрящевой (жаберных крышек нет) Костный (имеются жаберные крышки) Череп костный, есть жаберные крышки, хорда сохраняется всю жизнь, остальной скелет хрящевой
    Органы дыхания Жабры Жабры (у двоякодышащих — легкие, образованные из плавательного пузыря) Жабры
    Образ жизни Активные хищники (акулы); придонные хищники (скаты) Растительноядные, хищники Хищники (в основном придонные)
    Окраска Сверху темная, снизу светлая Разнообразная, зависит от образа жизни и местообитания (бывает очень яркая) Сверху темная, снизу светлая
    Чешуя Плакоидная (чешуйки мелкие, на каждой есть зубчик, направленный назад) Костная (чешуйки располагаются, налегая друг на друга, растут всю жизнь, образуют годичные кольца) Костная (чешуйки крупные, образуют пирамидальные выступы)
    1. (Обсуждение и оценивание докладов, проверка заполнения таблиц.)
    2. — Запишите классификацию китовой акулы и электрического ската.
    3. Запись в тетради
    4. Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные, или позвоночные —> к: Хрящевые рыбы —> о (или надотряд): Акулы —> в: акула китовая
    5. Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные, или позвоночные —> к: Хрящевые рыбы —> о (или надотряд): Скаты —> в: скат электрический
    6. (Проверка выполнения задания.)
    7. 2. Промысловые рыбы

    Около половины рыб, обитающих на нашей планете, относятся к разряду промысловых. Они носят такое название, потому что из них получают такие ценные продукты, как пища, лекарственные препараты, корм для домашних животных, а также технический жир и сырье, используемое в легкой промышленности.

    • — Откройте альбомы и с помощью текста и иллюстраций § 34 зарисуйте представителей различных промысловых рыб, запишите их классификацию.
    • (Учитель может предложить более сложную и точную классификацию, предоставив дополнительные сведения.)
    • Запись в тетради
    • Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные, или позвоночные —> к: Костные рыбы —> п/к (подкласс): Хрящекостные (Костистые) —> о (отряд): Осетрообразные—> с (семейство): Осетровые —> в: осетр русский
    • Ц: Животные —> п/ц: Многоклеточные —> т: Хордовые —> п/т: Черепные, или позвоночные —> к: Костные рыбы —> п/к (подкласс): Лучепёрые —> о (отряд): Карпообразные —> с (семейство): Карповые —> в: сазан, или обыкновенный карп
    • (Конкурс рисунков, на котором учитывается и верная классификация.)
    • III. Рефлексивно-оценочный этап

    На следующем уроке нас ждет проверочная работа по теме “Рыбы”. Проведем мы ее в форме командной игры. Вам необходимо разделиться на четыре команды, выбрать капитанов, придумать название, девиз и эмблему, а также задание для команд — соперников.

    И название, и эмблема команды должны отражать многообразие рыб и необходимость их охраны. Эмблемы вы представите на листках или плакатах. Это могут быть коллажи или рисунки в стиле граффити — у вас неограниченный простор для творчества.

    Домашнее задание

    Повторить § 30 — 34.

    Ссылка на основную публикацию