Генетические закономерности, открытые г. менделем – биология

Презентация на тему “Закономерности наследования, установленные Г. Менделем”

  • Скачать презентацию (0.78 Мб)
  • 9 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по биологии на тему: “Закономерности наследования, установленные Г. Менделем”, созданная преподавателем специально для того, чтобы познакомить школьников с основными понятиями генетики и показать, как решаются биологические задачи.

Краткое содержание

  • Немного об истории генетики
  • Основные понятия
  • Гибридологический метод
  • Моногибридное скрещивание
  • Законы Менделя
  • Задача
  • Слайд 1Презентацию подготовила учитель биологии МБОУ «Кадетская школа №14» г. Чебоксары Чувашской республики Путякова Констанция Вячеславовна
  • Слайд 2
    • В 1856 г. Г.Мендель опубликовал статью, заложившую основы современный генетики.
    • Термин «генетика» был предложен английски ученым У. Бэтсоном в 1906 году
    • 1909г. Иогансен: понятие «ген»
    • 1923г. Т.Морган: «гены находятся в хромосомах»
  • Слайд 3
    • Генетика- наука о наследственности и изменчивости
    • Наследственность- способность организмов передавать свои признаки следующим поколениям
    • Изменчивость- способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
  • Слайд 4
    • Аллельные гены-гены, расположенные в гомологичных хромосомах и отвечающие за один признак
    • Гетерозиготный организм- организм, у которой два гена, определяющие какой-либо признак, различны
    • Гомозиготный организм- …
    • Доминантный признак- подавляющий признак (А)
    • Рецессивный признак- подавляемый признак (а)
  • Слайд 5

    Скрещивание (гибридизация) организмов отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам

    • P
    • F1
    • F2
    • Высокий рост низкий
    • высокие
    • высокое
    • низкое
  • Слайд 6

    Моногибридное скрещивание – скрещивания родительских форм, наследственно различающихся лишь по одной паре признаков.

    Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов е первого поколения: при скрещивании двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных проявлений признака, всё первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным и будет нести проявление признака одного из родителей

  • Слайд 7

    Второй закон Менделя (закон расщепления): гибриды первого поколения F1 при дальнейшем размножении расщепляются; в их потомстве F2 снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомков.

  • Слайд 9
    • У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Определить генотипы и фенотипы детей:
    • Если женщина гомозигота
    • Если – гетерозигота?
  • Слайд 10

    Дигибридное скрещивание-скрещивание родительских форм, различающихся друг от друга двумя парами альтернативных признаков

  • Слайд 11

    Закон независимого наследования (третий закон Менделя) — при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании)

  • Слайд 13

    При скрещивании гомозиготной кукурузы с фиолетовыми и гладкими зернами початков с гомозиготной кукурузой с желтыми и морщинистыми зернами, в первом поколении гибридов было 3 растения с фиолетовыми и гладкими зернами и 1- с желтыми и морщинистыми. Определить потомство F2-?

  • Слайд 15

    Неполное доминирование- форма наследования, при которой у гетерозиготных особей первого

    поколения в фенотипе проявляется промежуточный признак

  • Слайд 17

    Желтая морская свинка при скрещивании с белой дает кре­мовых потомков. Скрещивание кремовых свинок между собой дало 13 желтых, 11 белых и 25 кремовых. Почему? Определить генотипы всех членов семьи.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/zakonomernosti-nasledovaniya-ustanovlennye-g-mendelem

Урок по теме: «Г. Мендель и основные закономерности генетики»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Человек в современном обществе должен владеть методикой поиска информации и уметь активно работать с нею. Он должен научиться выдвигать гипотезы, проверять их, анализировать и обобщать результаты своей деятельности, а затем и представлять их своим коллегам, используя современные информационные технологии.

Информационные технологии – это совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающая интерактивное программно-методическое сопровождение обучения (мультимедийные учебники на основе гипертекста, базы данных, обучающие интернет-сайты).

Одним из эффективных методов выработки необходимых для этого навыков у учащихся являются мультимедийные продукты.

Так, например, программа Power Point позволяет представлять необходимую информацию в виде слайдов с анимациями и звуковыми эффектами.

Одним из преимуществ данной программы является простота (работе с нею легко обучаются даже пятиклассники) при достаточной эффектности создаваемых слайдов.

В школьной практике информационные технологии применяются в процессе обучения для контроля знаний и в лабораторном практикуме, используются как иллюстративное средство при объяснении нового материала. Большую помощь они могут оказать и в самообразовании.

В своей работе я использую мультимедийные методы обучения (анимационные, слайдовые) как других авторов, так и собственные.

В старших классах я применяю компьютерные технологии для иллю-стрирования учебного материала.

Использование мультимедийных технологий (способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование) планируется в соответствии с темой занятия.

Сегодня имеется множество учебных компьютерных программ разных типов. Электронные справочники и энциклопедии – хорошее средство для поиска и отбора материалов при подготовке рефератов и индивидуальных проектов.

У демонстрационных программ отсутствуют обратная связь (интерактивность), и ученик выступает в роли пассивного слушателя, что снижает эффективность обучения. Средства моделирования и конструирования позволяют моделировать реальные и абстрактные процессы, думать, размышлять, выбирать варианты.

Электронные учебники содержат большой объем информации, дают возможность протестировать себя, получить справку, но и в них нет достаточной методической проработки тем.

В качестве примера урока, на котором целесообразно использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, предлагается открытый урок «Г.Мендель и основные закономерности генетики».

Цели и задачи урока

Образовательные: обобщение и систематизация программного материала; формирование навыков и умений по решению генетических задач; ознакомление с правилами решения задач по генетике.

Воспитательные: развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний, воспитывать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Развивающие: развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, развивать эмоции учащихся и познавательный интерес к изучению проблем генетики.

Оборудование: альбом с иллюстрациями, электронное учебное пособие «1С: Репетитор», дидактический программный продукт (презентация), иллюстрированные карточки с задачами по генетике.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности.

Учитель. На сегодняшнем уроке мы с вами должны ликвидировать пробелы в знаниях, обобщить и систематизировать материал программы, а также обсудить вопросы, которые обычно вызывают затруднения, особенно при подготовке в вуз.

Чем глубже вы изучаете предмет, тем больше вопросов у вас возникает. И на сегодняшнем уроке по теме: «Г.Мендель и основные закономерности генетики» мы постараемся ответить на часть из них.

Для этого обратимся к просмотру анимации и приготовимся отвечать на вопросы

/dlrstore/000004f2-1000-4ddd-523d-580046bc4335/195.swf моногибридное и дигибридное скрещивание

2. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

1. Что такое наследственность?

(Ответ. Наследственность – это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности развития.)

2. Каковы материальные основы наследственности?

(Ответ. Материальные основы наследственности – ДНК и РНК, ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка (это единица генетической, или наследственной, информации).)

3. Что такое гибридизация?

(Ответ. Гибридизация – это скрещивание особей с контрастными, альтернативными, признаками.)

4. Какие гены называются аллельными?

(Ответ. Аллельные гены (аллели) – это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (окраска, рост и т.д.). Гомологичные хромосомы – это хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены.)

5. Что такое доминантные и рецессивные признаки?

(Ответ. Доминантный признак (лат. dominantus – господствующий) – признак одной из родительских особей, появляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий признак другой родительской особи. Рецессивный признак (лат. recessus – отступление, удаление) – признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.)

Читайте также:  Ген и генетический код, биология

Неполное доминирование

6. Что такое зигота?

(Ответ. Зигота – это оплодотворенная яйцеклетка, несущая двойной набор хромосом (по одному от каждого родителя).)

Проведенное Менделем скрещивание растений гороха, образующих круглые и морщинистые семена

7. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?

(Ответ. Гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА, аа – особи, не дающие расщепления в поколениях по этому признаку). Гетерозиготный организм – организм, имеющий разные аллельные гены (Аа – особи, в потомстве которых образуется расщепление по этому признаку).)

8. Что такое генотип?

(Ответ. Генотип – это система взаимодействующих генов организма.)

9. Что такое фенотип?

(Ответ. Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств данного организма. Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.)

10. Как называл Г.Мендель единицы наследственности?

(Ответ. Он назвал их факторами. Любой признак, по Г.Менделю, формируется под влиянием материального фактора.

Фактор, определяющий доминант-ный признак, обозначается, например, А, а рецессивный – а. Каждая особь имеет два фактора: один – от матери, другой – от отца.

При образовании гамет происходит редукция (уменьшение) числа хромосом, и в каждую гамету попадает только один фактор.)

3. Проверочная работа по теме: «Основы генетики» (тестовый контроль по вариантам)

Вариант 1

1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) закон расщепления;б) закон сцепленного наследования;в) правило доминирования;

г) закон независимого распределения генов.

2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) окраске и форме семян;б) двум парам признакам;в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:

а) гибридологическим;б) биохимическим;в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

4. Для изучения наследования различных признаков и установления характера ряда наследственных болезней изучают родословную человека. Этот метод генетики называется:

а) близнецовым;б) генеалогическим;в) цитогенетическим;

г) биохимическим.

5. Определите среди перечисленных генотипов рецессивный гомозиготный генотип:

а) АА;
б) Аа;
в) Bb;
г) аа.

6. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:

а) Аа;
б) АА;
в) аа;
г) bb.

7. Из перечисленных генов доминантным является:

а) а;
б) b;
в) с;
г) A.

8. Определите генотип, который содержит одинаковые аллели одного гена:

а) Аа;
б) Bb;
в) Сс;
г) АА.

9. У особи с генотипом ААВВ могут образоваться гаметы:

а) АА;
б) АB;
в) ВВ;
г) Ab.

10. Определите фенотипический признак растения гороха с генотипом aaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):

а) семена зеленые гладкие;б) семена зеленые морщинистые;в) семена желтые гладкие;

г) семена желтые морщинистые.

11. Растение гороха с желтыми гладкими семенами может иметь следующий генотип:

а) aabb;
б) AaBb;
в) aaBb;
г) Aabb.

Вариант 2

1. При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление: вновь появляются особи с рецессивными признаками. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) сцепленного наследования;б) расщепления;в) независимого наследования, распределения генов;

г) правило доминирования.

2. Дигибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) двум парам признаков;б) окраске семян;в) форме семян;

г) по одной паре признаков.

3. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

а) генофондом;б) фенотипом;в) наследственностью;

г) генотипом.

4. Метод окрашивания и рассматривания под микроскопом хромосом называется:

а) близнецовым;б) генеалогическим;в) биохимическим;

г) цитогенетическим.

5. Определите среди перечисленных генотипов доминантный гомозиготный генотип:

а) Aa;
б) Bb;
в) ВВ;
г) bb.

6. Среди перечисленных генотипов укажите гетерозиготный генотип:

а) BB;
б) СС;
в) bb;
г) Bb.

7. Среди перечисленных генов доминантным является:

а) а;
б) B;
в) b;
г) с.

8. Определите генотип, который содержит одинаковые аллели одного гена:

а) Аа;
б) ВВ;
в) Сс;
г) Bb.

9. У особи с генотипом aaBB могут образоваться гаметы:

а) аВ;
б) ВВ;
в) aabb;
г) Aabb.

10. Определите фенотипический признак растений гороха с генотипом AaBb (семена желтые – А, зеленые – а, гладкие – В, морщинистые – b):

а) семена зеленые морщинистые;б) семена желтые морщинистые;в) семена зеленые гладкие;

г) семена желтые гладкие.

11. Растение гороха с желтыми морщинистыми семенами может иметь следующий генотип:

а) AaBb;
б) AABB;

Ключ к проверке тестовых работ

Вариант 1: 1 – в; 2 – в; 3 – а; 4 – б; 5 – г; 6 – а; 7 – г; 8 – г; 9 – б; 10 – а; 11 – б.
Вариант 2: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – г; 5 – в; 6 – г; 7 – б; 8 – б; 9 – а; 10 – г; 11 – г.

Оценка ответов:

  • 7 правильных ответов – «3»;
  • 9 правильных ответов – «4»;
  • 11 правильных ответов – «5».

4. Дидактический программный продукт – презентация и буклет.

5. Обобщение, закрепление и систематизация знаний – решение генетических задач

Чтобы правильно решить задачу, нужно внимательно прочитать условие и определить тип задачи, для чего необходимо выяснить:

– сколько пар признаков дано в задаче;– сколько пар генов их контролируют;– гомо- или гетерозиготное скрещивание;– тип скрещивания (прямое, возвратное, анализирующее и т.д.); – сцеплено или независимо наследуются гены;– связано ли наследование признака с половыми хромосомами;

– сколько классов фенотипов (или генотипов) образуется в потомстве и каково их количественное соотношение.

Иногда в задаче требуется определить, какой из признаков является доминантным, а какой – рецессивным. Для этого нужно помнить, что доминантный признак всегда проявляется фенотипически (кроме случаев неполного доминирования).

Основные этапы решения задач

1. Внимательно прочтите условие задачи.2. Сделайте краткую запись условия задачи.3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.5.

Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного при скрещивании потомства.6.

Проанализируйте результаты скрещивания: определите количество потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

7. Запишите ответ на вопрос задачи.

Неполное доминирование (аутосомное наследование)

Задача №1. У человека ген мелковьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелковьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

Решение

Для того чтобы решить эту задачу, необходимо, прежде всего, составить таблицу: «Ген – признак – генотип – фенотип».

Обозначим, как рекомендуется, ген неполного доминирования, рецессивный ген – . Так как каждый из генов фенотипически полностью проявляет себя лишь в гомозиготе, запишем генотип человека с мелковьющимися волосами как, с прямыми волосами –.

Таблица 1

Далее надо построить схему скрещивания (схема 1).

Схема 1

Следовательно, генотип гетерозиготного человека –. Определим его фенотип как промежуточный между исходными фенотипами, перечисленными выше, т.е. человек будет иметь волнистые волосы.

В случае, если это покажется уместным и необходимым, можно построить стандартную решетку Пеннета (табл. 2).

Таблица 2

Можно сделать следующий вывод: в этой семье шансы рождения ребенка с волосами волнистыми, как у отца, или прямыми, как у матери, равны (1:1). Вероятность появления ребенка с мелковьющимися волосами равна нулю.

Задача №2. Потомство лошадей белой и гнедой мастей всегда имеет золотисто-желтую окраску. У двух золотисто-желтых лошадей появляются жеребята: белый и гнедой.

Рассчитайте вероятность появления таких жеребят, если известно, что белая масть определяется доминантным геном неполного доминирования, а гнедая – рецессивным геном.

Читайте также:  Трансляция при биосинтезе белков - биология

Будут ли среди потомства золотисто-желтые жеребята? Какова вероятность их появления?

Решение. Прежде всего составляем таблицу (табл. 3), в которой будет представлена вся имеющаяся в нашем распоряжении информация о генах и признаках, контролируемых этими генами, а также соображения по поводу всех возможных вариантов фенотипов жеребят при различных комбинациях рассматриваемых генов. Далее представим схему скрещивания (схема 2).

Таблица 3

Схема 2

Для ответа на вопрос, какова была вероятность рождения золотисто-желтых жеребят, составляем традиционную решетку Пеннета (табл. 4).

Таблица 4

Вывод: варианты окраски жеребят будут характеризоваться соотношением белые : золотисто-желтые : гнедые = 1 : 2 : 1, что и соответствует классическому расщеплению по фенотипу при скрещивании двух гетерозигот (согласно второму закону Г.Менделя в условиях неполного доминирования).

Задача для самостоятельного решения

Андалузские (голубые) куры – это гетерозиготы, появляющиеся обычно при скрещивании белых и черных кур. Какое оперение будет иметь потом-ство, полученное от скрещивания белых и голубых кур, если известно, что ген, обусловливающий черное оперение у кур, – это ген неполного доминирования (по отношению к рецессивному гену белого оперения)?

6. Подведение итогов, выставление оценок

7. Домашнее задание

Подготовка к зачету по разделу «Генетика».

Решить следующую задачу. При скрещивании красноплодной и белоплодной земляники были получены только розовые ягоды. Каковы генотипы исходных и гибридных форм, если известно, что ген красной окраски не полностью доминирует над геном, контролирующим белую окраску?

Источник: https://gigabaza.ru/doc/52442.html

Лекция 4. Г.Мендель. Т.Морган. Основные закономерности наследственности. Законы Г.Менделя. – PDF

1 Лекция 4. Основные закономерности наследственности. Законы Г.Менделя. Г.Мендель Сцепленное наследование. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Т.Морган

2 ГЕНЕТИКА наука о наследственности и изменчивости. Наследственность – свойство организмов передавать при размножении свои признаки и особенности развития потомству. Изменчивость – свойство организмов приобретать новые признаки, свойства и особенности в процессе индивидуального развития под влиянием внешних и внутренних факторов.

3 Геном – Генотип – Фенотип- Генофонд – Локус – Гомологичные хромосомы – Негомологичные хромосомы Аллель – Доминантный признак – Рецессивный признак – Основные понятия количество генов гаплоидной клетки, характерное для данного вида организмов.

система взаимодействующих аллелей, характерных для данного индивидуума. совокупность всех признаков организма. совокупность генов особей, составляющих популяцию. участок хромосомы, в котором расположен ген. парные, одинаковые по размеру, форме, набору генов.

Хромосомы из разных пар, отличаются по размерам, положению центромеры и набору генов. одно из возможных структурных состояний гена. Доминантная и рецессивная. преобладающий признак, который проявляется как в гомозиготном так и гетерозиготном состоянии.

признак, который подавляется у гетерозигот и проявляется только в гомозиготном состоянии.

4 Ген – единица генетической информации: – аллельные гены – гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и определяющие различные проявления одного и того же признака; – неаллельные – гены, расположенные в разных локусах гомологичных хромосом или в негомологичных хромосомах; определяют развитие разных признаков; – голандрические – гены, локализованные в участках У-хромосомы, негомологичных X-хромосоме, определяют развитие признаков, наследуемых только по мужской линии;

5 Альтернативные признаки взаимоисключающие, контрастные проявления признака (цвет глаз: карие- голубые).

одного Анализирующее скрещивание – Возвратное скрещивание – Чистые линии – Гомозиготный организм – Гетерозиготный организм – скрещивание особи с неизвестным генотипом с особью гомозиготной по рецессивному признаку для установления генотипа испытуемого. скрещивание потомков с одним из родителей.

это организмы, не дающие расщепления при скрещивании с такими же по генотипу, т.е. они являются гомозиготными по данному признаку. это такой организм, в гомологичных хромосомах которого находятся одинаковые аллельные гены, контролирующие развитие одного признака.

Такой организм дает один тип гамет и не дает расщепление в потомстве. это такой организм, в гомологичных хромосомах которого находятся разные аллельные гены, контролирующие развитие одного признака. Такой организм дает два типа гамет и расщепление в потомстве.

6 мама В диплоидном организме, у которого есть две копии каждой хромосомы, две аллели составляют генотип человека. Человек наследует две аллели для каждого гена, один от каждого родителя. папа оплодотворение

7

8 Грегор Мендель ( ) «Отец генетики» Австрийский монах Объект исследования – горох Работа Менделя не была признана до начала XX века Первый закон Менделя закон единообразия Второй закон Менделя закон расщепления. Третий закон Менделя закон независимого комбинирования признаков 8

9 Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Признак Ген Генотип Желтый горох А АА, Аа Зеленый горох а аа F 1 -? 100% единообразие

10 Второй закон Менделя – закон расщепления. Расщепление по генотипу – 1: 2 : 1 Расщепление по фенотипу – 3 : 1

11 Гипотеза чистоты гамет Гипотеза была предложена в 1902г. У.Бэтсоном и имеет 2 положения: вследствие независимого расхождения гомологичных хромосом и хроматид во время мейоза из каждой пары аллелей в гамету попадает только один ген. у гибридного организма гены не гибридизируются (не смешиваются), а находятся в чистом аллельном состоянии.

12 Третий закон Менделя закон независимого комбинирования признаков Признак Ген Генотип Желтый горох А АА, Аа Зеленый горох а аа Гладкий горох В ВВ, В_ Морщинистый в вв F 1 -?

13 9/16 А_ В_ Желтый гладкий 3/16 А_ вв Желтый морщинистый 3/16 аа В_ Зеленый гладкий 1/16 аавв Зеленый морщинистый

14 Условия выполнения III закон Г.Менделя

15 Менделирующие признаки человека Признак Доминантная аллель Рецессивная аллель Цвет глаз карие голубые или серые Цвет волос темные светлые Форма волос вьющиеся прямые Облысение раннее нормальный срок Цвет кожи темная светлая Нарушения зрения близорукость норма дальнозоркость норма Ушные мочки свободные приросшие Форма губ толстые тонкие Форма глаз большие маленькие Форма ресниц длинные короткие Давление гипертония Норма

16 Взаимодействия аллельных генов: Полное доминирование: По генотипу – 1:2:1 По фенотипу – 3:1 Неполное доминирование: По генотипу – 1:2:1 По фенотипу – 1:2:1 Сверхдоминирование Кодоминирование (IV группа крови) Межаллельная комплементация Аллельное исключение

17 Форма взаимодействия полное доминирование неполное доминирование сверхдоминирование Определение один ген полностью подавляет проявление другого гена (признак наследуется по законам Менделя), при этом гомозиготы по доминантному признаку и гетерозиготы фенотипически неотличимы.

Например, ген желтого цвета семян гороха полностью подавляет ген зеленой окраски, ген карих глаз у человека подавляет ген голубой их окраски. доминантный ген не полностью подавляет проявление действия рецессивного гена. У гибридов первого поколения наблюдается промежуточное наследование, а во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу одинаковое.

Например, если скрестить растения душистого горошка с красными и белыми цветами первое поколение будет иметь розовые цветки. доминантный ген в гетерозиготном состоянии проявляет себя сильнее, чем в гомозиготном. У мухи дрозофилы имеется рецессивный летальный ген (а) гомозиготы (аа) погибают.

Мухи, гомозиготные по гену А (АА) имеют нормальную жизнеспособность, а гетерозиготы (Аа) живут дольше и более плодовиты, чем доминантные гомозиготы. Объяснить это можно взаимодействием продуктов генной активности.

кодоминирование межаллельная комплементация аллельное исключение гены одной аллельной пары равнозначны, ни один из них не подавляет действия другого; если они оба находятся в генотипе, оба проявляют свое действие. Типичным примером кодоминирования является наследование групп крови человека по АВО- (группа АВ) и MN- (группа MN) системам.

Одновременное присутствие в генотипе генов J A и J В обусловливает наличие в эритроцитах антигенов А и В (IV группа крови). Гены J A и J В не подавляют друг друга они являются равноценными. редкое взаимодействие генов, при котором возможно формирование нормального признака у организма гетерозиготного по двум мутантным генам.

форма взаимодействия, заключающаяся в инактивации одного из аллелей, расположенных в Х-хромосоме, что связано с переходом одной из Х-хромосом в спирализованное состояние (тельце Барра). Происходит у гомогаметного пола на ранних этапах онтогенеза. Процесс случайный в разных типах клеток инактивируются разные их Х-хромосомы, что в случае гетерозиготности может привести к мозаичному проявлению признака

Читайте также:  Чистые вещества и смеси веществ, Биология

18 Межаллельная комплементация

19 Томас Хант Морган Моргана заложили основы хромосомной теории наследственности (1911г.) Объект исследования – Drosophila melanogaster Основные положения хромосомной теории наследственности 1.

Единицей наследственной информации является ген, локализованный в хромосоме. 2. Гены расположены в хромосомах в линейном порядке в определенных локусах. Аллельные гены занимают одинаковые локусы гомологичных хромосом. 3.

Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются преимущественно вместе; число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом. 4. Между гомологичными хромосомами возможен обмен участками кроссинговер, который нарушает сцепление генов. 5.

Процент кроссинговера пропорционален расстоянию между генами. 1 морганида единица расстояния, равная 1% кроссинговера.

20 Сцепленное наследование полное сцепление неполное сцепление Т.Морган

21

22 Морганида Кроссингавер

23 Признаки, изучаемые Т.Морганом Признак Ген Генотип Серое тело b+ b + b + ; b + b Черное тело b bb Нормальные крылья vg+ vg + vg + ; vg + vg Короткие крылья vg vg vg

24 Первое скрещивание P: b + b + vg + vg + X bb vg vg серое тело, нормальные крылья черное тело, короткие крылья G: F1: серое тело, нормальные крылья 100%

25 Второе скрещивание А) Он взял рецессивную гомозиготную самку и скрестил ее с дигетерозиготным самцом из F 1.!!! у самцов сцепление генов полное, следовательно, кроссинговера нет.

26 P: X черное тело, короткие крылья серое тело, нормальные крылья G: F1: серое тело, нормальные крылья черное тело, короткие крылья 50% 50% Расщепление по генотипу и фенотипу: 1:1

27 Второе скрещивание Б) Он взял рецессивного гомозиготную самца и скрестил его с дигетерозиготной самкой из F 1.!!! у самок сцепление генов неполное, следовательно, происходит кроссинговер.

28 P: X черное тело, короткие крылья серое тело, нормальные крылья G: Некроссоверные гаметы F1: Кроссоверные гаметы серое тело, черное тело, серое тело, черное тело, нормальные крылья короткие крылья короткие крылья нормальные крылья

29 Расщепление по генотипу и фенотипу: в соответствии с кроссинговером

30 Генетика пола Пол – это совокупность признаков и свойств организма, определяющих его участие в воспроизведении потомства.

Виды пола Виды пола Генетический Гонадный Гормональный Соматический Психический Гражданский Характеристика Определяется по половым хромосомам По степени развития половых желез.

по соотношению между мужскими и женскими половыми гормонами По развитию первичных половых признаков По аутоидентификации человека По паспорту

31 1.Генетический пол определяется сочетанием половых хромосом в момент оплодотворения Хромосомная теория определения пола Согласно этой теории, пол определен в момент оплодотворения и определяется комбинацией половых хромосом. Система определения пола – биологическая система, которая определяет развитие первичных половых признаков у организма.

ХУ индуцируют развитие семенников. ХХ индуцируют развитие яичников. При нарушении числа половых хромосом возникает патология формирования гонад. У большинства организмов есть два пола: мужской и женский. Иногда есть гермафродиты вместо одного или обоих полов.

Есть также некоторые разновидности, которые являются только одним полом из-за партеногенеза (воспроизведение без оплодотворения).

32 XX/X0 XX/XY ZW XX female XO male кузнечики XX female XY male млекопитающие ZZ male ZW female Птицы, змеи, бабочки, некоторые амфибии и рыбы Гаплоидно-диплоидная система- гаплоидны самцы диплоидны самки Пчелы, осы и муравьи

33 Гетерогаметный пол Пол, который производит два вида гамет и определяет пол потомков Мужчина (сперматозоид X или Y) Гомогаметный пол Пол, который производит один вид гаметы Женщина (яйцеклетка только X)

34 Гомологичность и негомологичность Х и У хромосом

35 X хромосом содержат генетическую информацию, важную для обоих полов Y хромосома содержит: определяющая пол область Y (SRY). Белок, закодированный геном в SRY, который вызывает формирование яичек, называют «Определяющим фактором яичка» (TDF).

Единственная Y хромосома, даже в присутствии нескольких X, производит мужской фенотип. Мужчины имеющие одну Х, а другую У хромосомы называются гемизоготы, потому что только для генов существует только одна аллель.

Отсутствие Y приводит к женскому фенотипу.

36 Гонадный пол: Определяет возможность продукции яичниками яйцеклеток, а семенниками сперматозоидов. Гонады основной источник половых гормонов.

37 Гормональный пол Определяется уровнем половых гормонов: у женщин преобладают эстрогены; у мужчин преобладают андрогены. Уровень гормонов определяет развитие половых органов и вторичных половых признаков в определённом направлении.

38 Соматический пол

39 Гражданский пол это пол который гражданину ставят в паспорт – Психический пол это направленность полового влечения и половая аутоидентификация. Гражданский и психический пол это социальные характеристики пола. Генетический, гонадный, горманальный, соматический – это биологические характеристики пола.

40 Теории развития пола: Хромосомная теория (уже сказали) Балансовая теория 3Х:3А(1,0) Балансовая теория триплоидная самка 2Х:2А (1,0) диплоидная самка (2Х+У):2А (1,0) норм. самец ХУ:2А (0,5) – норм. самец 2Х:3А и (2х +У):3А(0,67) – интерсекс Х:3А (0,33) – сверхсамка, бесплодны 3Х:2А (1,5) – сверхсамки, бесплодны

41 Соотношение полов

42 Тельце Барра Если самка гетерозиготна для какого-либо гена, расположенного в X хромосомах, то она будет иметь мозаицизм по данному признаку, т.к. в разных клетках инактивируются разные хромосомы.

43 Гипотеза Лайони Это механизм компенсации дозы генов Х хромосомы у женщин и мужчин.

44

45 Примером являются ситцевые кошки

46 Генетический пол у человека

47 Нарушения в развитии пола

48 Сцепленное с полом наследование В половых хромосомах имеются гены не связанные с определением пола Гены, локализованные в половых хромосомах называются сцепленные с полом Сцепленное с полом наследование: 1. X-сцепленное доминантное 2. X-сцепленное реуессивное 3. Y-сцепленное (голандрическое)

49 X-сцепленное доминантное наследование Женщина, которая унаследовала данный признак от одного из родителей, является гетерозиготной, а мужчина гемизоготными. признак передается и мужчинам и женщинам.

женщины передают данный признак и сыну и дочери 1:1 мужчина, имеющий данный признак передает его всем своим дочерям и не передает его сыновьям. в среднем у женщин данный признак проявляется менее выражено, чем у мужчин.

Примеры: недостаточность органического фосфора в крови, что приводит к развитию рахит, который не поддается обычному лечению, дефект зубов, приводящий к потемнению эмали зубов.

50 X-сцепленное рецессивное наследование У женщины имеющий данный признак он как правило не проявляется фенотипически. чаще признак проявляется у мужчин, а женщины являются его носителем. мужчины, у которых нет фенотипического проявления данного признака, не передадут его своим детям.

все девочки, у которых нет фенотипического проявления признака, рожденные от отца у которого признак проявляется, являются носителями. мужчина, имеющий фенотипическое проявление признака не передает этот признак своему сыну.

Примеры: дальтонизм, гемофилия, мускульная дистрофия, потемнение эмали зубов, одна из форм агаммглобулинемии

51

52 Наследование дальтонизма у человека Здоровая женщина, носительница гена дальтонизма Здоровый мужчина P: Х D Х d X X D Y G: X D X d X D Y F1 X D X D X D Y Xd X X d Y

53 Наследование черепаховой окраски у кошек

54 Y-сцепленное наследование (голандртческое) При данном типе наследования признак передается от отца к сыну. Примеры: облысение; гипертрихоз (оволосенение козелка ушной раковины в зрелом возрасте); наличие перепонок на нижних конечностях; ихтиоз (чешуйчатость и пятнистое утолщение кожи).

55 Аутосомные признаки, проявление которых связано с полом Признаки, ограниченные полом Признаки, контролируемые полом Гены данных признаков могут быть унаследованы и мужчинами и женщинами, но проявляются только у женщин.

Например: увеличение груди у млекопитающих типично только для самок; Ген унаследован обоими полами, но выражен по-разному в фенотипе мужчин и женщин.

Например: облысение У мужчин выраженное отсутствие волос на голове, а у женщин тонкие, редкие и т.д.

56 Не расхождение половых хромосом Х0 – синдром Шерешевского-Тернера ХХХ синдром триплох ХХУ синдром Клайнфельтера У0 гибель в эмбриональном периоде

57

58 Спасибо за внимание!

Источник: https://docplayer.ru/40856534-Lekciya-4-g-mendel-t-morgan-osnovnye-zakonomernosti-nasledstvennosti-zakony-g-mendelya.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]