Пути преодоления современного экологического кризиса – биология

Принципы и пути преодоления экологического кризиса

Пути преодоления современного экологического кризиса - биология

Таким образом, перед человечеством остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена веществом и энергией между обществом и биосферой, выработки стратегии охраны природы, а значит, и самого человека. Такое регулирование может осуществляться на основе следующих принципов.

– Человечество развивается до тех пор, пока сохраняется равновесие между предметно-материальным преобразованием и природной среды (естественным и искусственным). Нарушение равновесия неизбежно ведёт к гибели человечества.

– Период неконтролируемого взаимодействия общества и природной среды заканчивается. Охрана природы исторически неизбежна; ценность природы выше эгоистических и корпоративных интересов и носит характер абсолютного императива; охрана природы – это прежде всего охрана самого человека; не будет биосферы – не будет человечества.

– От безоглядной эксплуатации природной среды нужно перейти к очень осторожному изменению среды жизни человека, к двусторонней адаптации и, возможно, к абсолютным экологическим ограничением. Выживание человека – доминанта экономики и политики.

– Экологическое в конечном счёте оказывается и наиболее экономичным. Чем рациональнее подход к природным ресурсам, тем меньше вложений потребуется для восстановления баланса между человечеством и природой. У наших потомков «поле возможностей» рационального решения экологических проблем будет уже, степеней свободы меньше, чем у нас.

– Принцип необходимости разнообразия природы: только многообразная и разнообразная биосфера устойчива и высокопродуктивна.

– Идея В.И. Вернадского о превращении биосферы в ноосферу означает, что разум человека будет играть решающую роль в развитии системы взаимодействий общества и природы, прежде всего – в управлении самим человеком, его потребностями. Каждый компонент биосферы потенциально полезен; трудно, а подчас и просто невозможно предвидеть то значение, которое он будет иметь для человечества в будущем.

– Попытки решить экологические проблемы за счёт выселения людей в Космос, которые в России одно время были очень популярны, – продолжают традиции экстенсивного подхода к этим проблемам. При всей их внешней привлекательности они утопичны и должны быть отнесены к разряду фантастики.

Научно-технические разработки позволяют выделить следующие пути, методы, средства разрешения или по крайней мере смягчения экологического кризиса:

– создавать эффективные очистные сооружения, развивать безотходные и малоотходные технологии;

– переходить на циклическое использование ресурсов, прежде всего водных;

– разрабатывать технологии комплексной переработки сырья;

– не допускать перепроизводства энергии, которая может дестабилизировать геофизические системы на Земле;

– резко ограничивать извлечение химических веществ из недр планеты, выброс и загрязнение среды обитания;

– снижать материалоёмкость готовой продукции;

– увеличивать скорость оборота вовлекаемых природных ресурсов, особенно на фоне развития безотходных технологий;

– исключить из производства ядохимикаты, способные накапливаться в организмах животных и растений;

– проводить лесонасаждения, совершенствовать использование лесополос;

– расширять сеть заповедников, охраняемых природных территорий;

– создавать центры разведения исчезающих животных и растений с их последующим возвращением в естественные места обитания;

– развивать биологические методы защиты сельскохозяйственных культур и лесов, экологические технологии;

– разрабатывать методы планирования роста народонаселения;

– совершенствовать правовое регулирование охраны природы;

– развивать международное экологическое сотрудничество, разрабатывать правовые основы международной глобальной экополитики;

– формировать экологическое сознание, системы экологического образования и воспитания.

Источник: http://eco.bobrodobro.ru/15439

тема 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Поиск Лекций

Критерии и уровни экологической культуры населения.Опираясь на результаты предпринятого нами теоретического исследования, мы разработали модель экологической культуры личности, которая может быть взята за основу при разработке и реализации региональных программ по экологизации бытия, мышления и сознания населения. Основными составляющими экологической культуры личности являются:

– система нравственных и духовных ценностей, способствующая оптимизации социально-природного взаимодействия;

– этническая идентификация и сохранение традиций предков;

– система естественно-научных, общественных, гуманитарных знаний и методов познания с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности, достаточных для осмысления и решения экологических проблем разного уровня (от локальных до глобальных);

– способность к видению новых экологических проблем;

– профессиональные и бытовые навыки поведения в окружающей среде, гарантирующие устойчивое развитие;

– гражданское самосознание, способствующее реализации экологических прав в обществе;

– творческий потенциал и его реализация в целях обеспечения экологической безопасности.

Исходя из этого, мы рассматриваем экологическую культуру как многомерный, целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, обеспечивающий ее гражданскую и творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем, особенно регионально-значимых. При разработке программ, направленных на формирование экологической культуры у населения, важно понимать критерии оценки достигнутого результата.

Американский эколог Миллер выделил следующие уровни экологической культуры[59]:

Первый уровень.

Проблемы окружающей природной среды видятся в основном как проблемы загрязнения, которое угрожает здоровью и благосостоянию человека.

Кислотные осадки, токсичные отходы, глобальное потепление, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, эрозия почвы, опустынивание, вымирание видов, истощение и нерациональное использование ресурсов рассматриваются человеком как самостоятельные и независимые проблемы.

Каждую проблему можно решить в отдельности, не дожидаясь, когда она перерастет в кризис и когда для ее решения потребуется использование юридических, технологических и экономических методов.

Можно принять более строгие законы, разработать технологии для контроля загрязнений на выходе и предпринять попытки включить внешние издержки, связанные с решением проблемы загрязнения и деградации окружающей среды, в рыночную стоимость товаров и услуг.

Пребывание на этом уровне познания связано с наличием трех основных проблем. Первая из них состоит в том, что при таком мировоззрении главная роль отводится человеку, а не системам жизнеобеспечения Земли.

Вторая проблема заключается в том, что каждый отдельный человек считает свое воздействие на природу слишком незначительным, не понимая того, что миллиарды отдельных воздействий, взятые вместе, угрожают нашим системам жизнеобеспечения Земли. Наконец, третья проблема связана с тем, что люди убеждены в том, что проблемы окружающей среды и ресурсов могут быть быстро решены с помощью технологий. Полагаться при решении наших проблем только на этот, ориентированный на человека подход, все равно, что пытаться излечить быстро прогрессирующий рак наложением пластыря.

Второй уровень.

Человек понимает, что причиной загрязнения, деградации окружающей среды и истощения ресурсов является сочетание перенаселения в развивающихся странах и перепотребления в развитых странах. Причем наибольший вред природе наносит население развитых стран, привыкшее к высокому, нерациональному уровню потребления.

На этом уровне познания все ответы кажутся очевидными: необходимы стабилизация численности населения Земли, сокращение неоправданного расходования материальных и энергетических ресурсов, особенно в развитых странах, доля которых в общей численности населения мира составляет менее 26%, но именно они потребляют около 80% мировых ресурсов и несут основную ответственность за загрязнение окружающей среды.

На этом уровне мало внимания уделяется вопросам реформирования общества с учетом экологических проблем и выделению или восстановлению более обширных районов Земли для создания заповедников или заказников.

Человек плохо понимает, что большинство охраняемых районов заповедной природы слишком малы, чтобы быть жизнестойкими и противостоять загрязнителям и отходам, образующимся при расточительном использовании природных ресурсов. На этом уровне человек ставит себя вне природы или выше ее.

Такое поверхностное понимание экологических проблем подобно попыткам остановить раковую болезнь ампутацией различных частей тела.

На данном уровне человек считает необходимо использовать технологии и существующие экономические и политические системы для контролирования роста населения, загрязнения и истощения ресурсов с тем, чтобы предотвратить чрезмерные нагрузки на окружающую среду.

Земля рассматривается как космический корабль, управлять которым мы можем и должны с помощью компьютеров, современных технологий контроля уровня загрязнения и других сложнейших технологий в целях производства большого количества продовольствия, добычи большего количества минеральных ресурсов.

Если Земля окажется перенаселенной, часть населения сможет жить на вновь созданных космических станциях. Если на Земле истощатся минеральные ресурсы, мы начнем их добычу на других планетах.

С помощью биотехнологий будут контролироваться процессы эволюции, и создаваться организмы, которые будут давать больше пищи, очищать Землю от нефтяных пятен и токсичных отходов и более полно удовлетворять наши неограниченные запросы.

Читайте также:  Корень. корневые системы - биология

Такой взгляд на Землю как на космический корабль является сложным отражением нашего высокомерного отношения к природе, уверенности в том, что с помощью технологий и человеческой изобретательности мы можем контролировать природу и создавать искусственную окружающую среду и новые формы жизни для того, чтобы избежать излишних нагрузок на окружающую природу.

Третий уровень.

На этом уровне человек понимает, что все живые существа взаимосвязаны: все люди являются частью природы и от нее неотделимы, все люди всего лишь одно звено в цепи жизни, а каждое живое существо имеет право на жизнь.

В связи с этим роль человека заключается не в господстве и контроле над природой, а в сотрудничестве с нею и стремлении удовлетворять свои потребности, нанося как можно меньше вреда другим видам.

Многочисленные попытки установить контроль над Землей рано или поздно приведут к обратному результату, потому что земные организмы и их взаимосвязи настолько разнообразны, что человеку не удастся даже близко подойти к полному пониманию того, как функционирует и устроена Земля.

Поэтому главная задача состоит в том, чтобы сохранить окружающую среду, устойчивость и разнообразие систем жизнеобеспечения для всех видов.

Очевидно, что вопрос критериев оценки уровня экологической культуры населения является открытым, так как многие на первый взгляд «экологичные приемы» жизнедеятельности при глубоком рассмотрении оказываются далеко не экологичными. Например, в некоторых европейских странах введен запрет на рыбалку с использованием живой наживки.

Это в соответствии с действующим законодательством о защите животных рассматривается как издевательство над животным. Однако использование синтетических наживок в процессе рыбной ловли оставляет свой экологический след в виде огромного количества токсичных отходов, образующихся при добыче углеводородного сырья, его транспортировке и переработке.

Вопрос о том, какая елка на новогодние праздники более экологична, «синтетическая» или живая, требует глубокого изучения всего жизненного цикла продуктов и его экологической оценки.

При производстве синтетической елки образуются высокотоксичные и канцерогенные загрязнители, а выращивание елочек в питомнике сопряжено с другими воздействиями на окружающую среду.

В настоящее время для осмысления масштабов воздействия на окружающую среду, как на уровне экономик стран, так и на уровне конкретного хозяйства, в мире широко используется один из индикаторов устойчивого развития – «экологический след».

Он позволяет каждому посчитать и сравнить, сколько ресурсов может дать нам планета (или территория нашей страны, города, где мы проживаем), сохраняя свои природные богатства, и сколько человек в действительности забирает ресурсов на свои нужды.

Взвешивая эти две величины как на чашах весов, человек может сказать, насколько мудро используются богатства нашей земли с учетом того, что мы стремимся к устойчивому развитию города, района, страны, Земли и ее биосферы.

Потребление природных ресурсов людьми можно представить как процесс деления пирога. Планета только одна и, соответственно, пирог тоже один. А вот, сколько и каких кусков достается каждому – это и позволяет рассчитать экологический след. И, к сожалению, сегодня одним достается слишком много, а другим не хватает даже самого необходимого.

Каким же образом ведется расчет «экологического следа»? Жизнь на планете есть везде, но она сконцентрирована примерно на четверти поверхности Земли, т.е. пригодными для нас являются только 4% океана и 18% площади суши. Именно эти 22% поверхности планеты богаты природными ресурсами и используются человечеством для своих нужд.

Экологический след – это комплексный индикатор устойчивого развития, с помощью которого можно определить, какое количество плодородных земель мы задействуем в хозяйстве и для каких видов деятельности.

Изучая и рассчитывая экологический след, можно определить, как используются, распределяются и изменяются, имеющиеся в распоряжении страны, города или всего человечества, площади плодородных земель. С помощью «экологического следа» можно оценить, насколько мудрой и дальновидной является экономическая и экологическая политика страны.

Как известно территория страны ограничена и на этой территории могут строиться заводы, возделываться пашни, развиваться культурные центры, сооружаться полигоны для хранения отходов, расти мусорные свалки. Если все население расположить на этих землях, то на каждого человека придется 1,8 га плодородных земель.

Именно столько планета может выделить сегодня на удовлетворение потребностей одного человека. Это максимальная цифра, которая не учитывает, что для других видов живых существ тоже необходимы природные ресурсы. Ведь богатства нашей планеты принадлежат и людям, и миллионам видов живущих на Земле организмов.

Готовы ли мы делиться природными богатствами с другими обитателями нашей планеты? Сколько земли и природных богатств мы готовы отдать дикой природе? Доказано, что именно дикая природа обеспечивает устойчивость жизни на нашей планете. Если не сохранять заповедные земли и все превращать в города, пашни, заводы, то нарушается глобальный порядок, который формировался на Земле на протяжении многих миллионов лет.

Сколько же сегодня мы используем территории, чтобы удовлетворить свои нужды и запросы? Какой экологический след образуют наши потребности? Экологический след показывает, что самая большая проблема заключается в том, сколько мы потребляем. Его величина показывает, сколько земли используется для удовлетворения наших потребностей.

Каждая страна имеет свой «экологический след» – отпечаток своей хозяйственной и политической деятельности. Этот след складывается из тысяч наших поступков в повседневной жизни. Мы используем природные ресурсы по-разному и оставляем «экологические следы» разной глубины: кто-то живет так, как будто только ему принадлежит вся планета, а кто-то голодает.

В результате у некоторых стран образовался перерасход природных ресурсов. И тогда они берут его «взаймы» у своих потомков, которые получат в наследство опустошенные земли. А некоторые – используют богатства других стран.

В настоящее время, благодаря тому, что можно привозить товары и ресурсы из других регионов мира, размещать производства на территориях других стран, вывозить свои отходы за пределы страны, становится возможной такая ситуация: для поддержания потребностей Европы дополнительно используется территория размером 2,5 Европы.

Если бы все жили, как средний американец, современному человечеству потребовалось бы 6 планет. И Голландия, чтобы вести свой образ жизни, использует территорию в 6 раз превышающую ее собственную площадь.

«Экологический след» позволяет определять ежегодную ситуацию не только на планете, в стране или городе, но и выяснять «экологический след» конкретной организации и даже домашнего хозяйства.

Таким образом, одним из критериев экологической культуры может быть величина сокращения за установленный период экологического следа, как на уровне конкретного домашнего хозяйства, так и экономики региона и страны в целом.

Механизмы экологизации общественного сознания в современной России.Решение экологических проблем в обществе в настоящее время рассматривается с нескольких позиций: технологической, экономической, правовой и социальной.

Причем недооценка каждого из подходов приводит к реализации неэффективной экологической политики, как в масштабах мирового сообщества, так и отдельной страны и ее регионов.

Отечественная и зарубежная практика показали, что природоохранная деятельность, основанная только на запретах и ограничениях, не дает желаемого результата.

Надежным гарантом устойчивого экономического развития регионов является экологизация мышления и сознания людей и формирование экологической культуры в соответствии с принципами устойчивого развития эколого-экономических систем. Таким образом, формирование экологической культуры должно стать приоритетным направлением национальной экологической политики.

Источник: https://poisk-ru.ru/s20856t2.html

Экологический кризис и пути его преодоления

Явление, которое можно назвать современным экологическим кризисом, впервые дало о себе знать еще в позапрошлом веке, но максимальный его размах связан с развитием научно-технической революции.

Читайте также:  Плесневые грибы и дрожжи - биология

Замечание 1

Несмотря на уникальность данного кризиса, связанную с тем, что основной причиной его возникновения является деятельность человека, зачастую не имеющая природных аналогов, имеются некоторые общие черты с кризисами популяций других биологических видов.

Популяции любых видов, в благоприятных условиях растут взрывным образом. Их численность с разгону переходит уровень биологической емкости среды данного вида и продолжается затем еще некоторое время. Вследствие своей чрезмерной плотности вид истребляет собственные ресурсы и разрушает среду обитания.

Происходит экологический кризис, приводящий к стремительному снижению численности до намного меньшего уровня, чем могла бы прокормить деградировавшая среда. При этом среда постепенно восстанавливается, вследствие чего вновь растет и популяция. В фазе стабилизации численность вида колеблется на уровне, определяемом новой емкостью среды.

Человек как биологический вид унаследовал эту закономерность.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, причиной современного экологического кризиса является воздействие человека на среду обитания. Человек достиг близкой к максимальной при современном уровне ведения хозяйства численности.

Эта причина порождает кризисы и у других биологических видов.

Есть и специфичное только для данного кризиса принципиальное отличие – воздействие человека охватывает всю биосферу, оно стало глобальным и принимает множество форм. Человек преобразует также неорганический компонент природных сообществ, по интенсивности сравнявшись с геологическими процессами. Последствия современного экологического кризиса также весьма многообразны.

Специфика современного экологического кризиса и пути его преодоления

Замечание 2

Современный «прогресс» по своей сущности противоречив: с одной стороны, его достижения являются необходимым условием удовлетворения потребностей человека, с другой, эти достижения отрицательно воздействуют на природу, приводя к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов, бурному росту численности населения.

Развитие техники в наше время открыло широкие возможности для преобразования природной среды. Человеческая деятельность по своим масштабам приобретает глобальный характер, связанный с вовлечением больших территорий в хозяйственный оборот. Это способствует замене естественных эколосистем агроценозами и урбоценозами, что сопровождается изменениями условий обитания живых организмов.

Нынешний этап взаимодействия человека и природы характеризуется изменением структуры земной поверхности – расширением площади городов, путей сообщения, преобразованием степных районов, осушением заболоченных земель и т. п. Это нарушило естественные отношения между различными видами организмов.

Не менее значимое воздействие на биосферные процессы оказывает и рост загрязнения окружающей среды.

Высокая плотность населения усиливает масштабы индустриального давления на биосферу, и потому вопрос об оптимальной плотности выдвигается как один из важнейших в решении демографической проблемы. Ясно одно, что оптимальная плотность населения тесно связана с «качеством жизненного пространства», которое отражает нормальные условия существования человека.

Таким образом, последствия развития цивилизации по техногенному пути противоречивы по своей природе.

Хотя они позволили людям увеличивать численность и достаточно полно удовлетворять многие свои растущие потребности путем совершенствования технологических процессов (автоматизации, химизации, поиска новых энергетических источников и т. п.

), облегчения труда, развития медицинского обслуживания, улучшения средств транспорта и связи, они же имеют негативную сторону, которая уже начала преобладать над положительным эффектом.

Основные аспекты современного экологического кризиса

Современный экологический кризис отличается следующими проявлениями, основанными на его глобальном характере и сдвиге образующих его факторов от ресурсных к связанным с качеством среды:

  • антропогенное изменение климата;
  • глобальное и местное нарушение биосферного озонового экрана;
  • загрязнение Мирового океана продуктами человеческой деятельности;
  • разрушение естественных экологических связей океана с водами суши в результате техногенных факторов;
  • загрязнение атмосферы и образование кислотных осадков;
  • загрязнение пресных вод суши и подземных вод;
  • опустынивание аридных территорий планеты;
  • деградация почвенного покрова;
  • радиоактивное загрязнение обширных территорий;
  • загрязнение Земли мусором и отходами, в т.ч практически неразлагающимися;
  • уменьшение площадей тропических и северных лесов;
  • лавинообразное сокращение биоразнообразия;
  • ухудшение среды обитания человека в населенных местах;
  • уменьшение количества и ухудшение качества природных ресурсов;
  • изменение структуры и функционирования экосистем, нарушение их иерархии, рост системного однообразия.

Источник: https://spravochnick.ru/ekologiya/ekologicheskiy_krizis_i_puti_ego_preodoleniya/

Читать контрольная по биологии: “Истоки и пути преодоления современного экологического кризиса”

(Назад)(Cкачать работу)

Функция “чтения” служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Содержание

    Истоки и пути преодоления современного экологического кризиса

      Генезис биосферных противоречий Общечеловеческий статус экологической проблемы Основные направления преодоления биосферных противоречий

    Сценарии будущего человека

      Старение как естественный процесс О соотношении смерти и бессмертия Перспективы человека

Список литературы

1. Истоки и пути преодоления современного экологического кризиса 1.

1 Генезис биосферных противоречий Функционирование биосферы обеспечивается тем, что живое вещество включается в биотический круговорот, не нарушая основных принципов его организации.

И лишь в процессе появления и развития человека начинают постепенно нарушаться исторически сложившиеся природные циклы, подрывая тем самым биологические основы существования живого.

В процессе «неолитической революции» – переходе от «присваивающего» к «производящему» хозяйству, когда «первочеловек» не только собирал дары природы, но и вел примитивное земледелие и скотоводство, фиксируются первые очаги экологической напряженности. Появление огня и первых форм деятельности позволило активизировать роль человека в природе.

Очевидно, однако, что соответствующие негативные экологические процессы носили локальный характер. Деградация и гибель древних цивилизаций (например, шумерской), вызванные в основном экологическими причинами (засоление почв, заиливание каналов и т.п.), — исторически сравнительно редкий феномен.

В процессе становления и развития современных форм цивилизации (начиная с промышленной революции XVIII в., а особенно к началу XX в.), человек становится силой «планетарного масштаба», по выражению В.И. Вернадского. Производственно-хозяйственная и социокультурная деятельность человечества оказывает существенное и все более негативное воздействие на биосферу.

1.2 Общечеловеческий статус экологической проблемы К началу 70-х гг. (на Конференции ООН по окружающей среде, Стокгольм, июнь, 1972 г.

) было сформулировано представление на уровне мирового сообщества, в соответствии с которым человечество во взаимоотношениях с биосферой приближается к опасной черте, переход которой чреват возможными неконтролируемыми деградационными изменениями биосферы.

В течение «экологического десятилетия» (70-80-е гг.) собирались и анализировались соответствующие данные мировой статистики.

Наиболее острые «болевые точки»: увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере и тенденция к: повышению среднестатистической планетарной температуры; рост «Озоновых дыр»; увеличение выбросов в биосферу продуктов человеческой деятельности; быстрые темпы исчезновения традиционных видов флоры и фауны; ухудшение условий «качества жизни» человека.

Экстраполяция мировых социально-экологических процессов позволила сделать вывод, наиболее отчетливо сформулированный в первом докладе неправительственной общественной организации Римский клуб — «Пределы роста» (1972), в соответствии с которым сохранение современных тенденций мирового развития приведет к исчерпанию природных ресурсов, загрязнению биосферы и, в конечном счете – к «экологическому коллапсу» («экологическому кризису»). По расчетам Римского клуба, эти тенденции могут реализоваться уже к концу XXI в.

Глобальный характер экологической проблемы имеет региональные особенности. Их специфика по-разному проявляется в развитых и развивающихся странах, а также в государствах с «промежуточной» экономикой (Россия и др.).

В развитых странах острота экологической ситуации обусловила активность действий природоохранного характера.

Все более значительная часть экономического потенциала развитых стран (более 2% валового национального продукта — ВНП) направляется на решение экологических задач.

В результате, несмотря на противоречия развития рыночных отношений, система «человек — биосфера» в большинстве развитых стран постепенно стабилизируется.

Напротив, в развивающихся странах, в странах «третьего мира» экологическая ситуация ухудшается. Слабое развитие экономики и высокий демографический рост не создают позитивных условий для преодоления остроты биосферной напряженности.

Экологическая проблема в условиях «новой России» не находит должного решения. В связи с экономическими трудностями на охрану природы выделяется меньше 1% ВНП, поэтому во многих регионах России экологическая ситуация является весьма напряженной. 1.3 Основные направления преодоления биосферных противоречий Изменение типа развития: от количественного к качественному росту.

Чтобы не нарушить биосферного равновесия, цивилизация должна соизмерять удовлетворение своих потребностей (материальных, энергетических, рекреационных и т.п.) с учетом динамики естественных экосистем.

Читайте также:  Знания о воде - биология

Выйти на этот уровень развития в мировом масштабе не так просто.

Если развитые страны имеют для этого социально-экономические и технические возможности, то развивающиеся страны и государства с экономикой «переходного» типа таких возможностей пока не имеют.

Впрочем, обеспечение экологического выживания мирового сообщества предполагает реальный переход от количественного к качественному росту.

Взаимосвязь централизованных и децентрализованных форм управления экологической деятельностью.

Развитые рыночные отношения позволяют достаточно эффективно сочетать экономические и экологические стереотипы развития (экологический бизнес, замкнутая технология и др.).

При этом экономические механизмы рационального природопользования и охраны природы базируются на соответствующей юридической основе — экологическом праве.

Тем не менее для эффективного решения экологической проблемы необходимо сохранить достаточно жесткую вертикаль государственного управления и регулирования деятельности в области рационального использования природных ресурсов и их охраны.

Глобализация международного сотрудничества

Экологическая проблема имеет общечеловеческий статус — этим и определяется международный характер ее решения. Затрагивая в большей или меньшей степени большинство (если не все) стран мирового сообщества, экологическая проблема требует реализации сочетания национальных, региональных и международных программ рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Очевидно, что развитые страны должны оказывать поддержку странам «третьего мира» в проведении эффективной экологической политики. Со своей стороны, развивающиеся страны и страны с «переходной» экономикой должны, несмотря на экономические трудности, находить возможности для реализации Соответствующих национальных экологических стратегий.

Экологизация образования и просвещения

Учет экологического фактора в традиционной системе образования и просвещения происходит по двум направлениям: включение в программы большинства образовательно-просветительских структур (школы, университеты и т.п.

) экологической проблематики; создание специальных экологических подсистем (экологических классов, факультетов и даже вузов), т.е. экологическое образование.

Экологизация создает условия для выхода на уровень специального экологического образования и просвещения.

В развитых странах реализация процессов подобного рода началась в начале 70-х гг. Опросы общественного мнения в 90-х гг. показывают, что значительная часть населения считает экологическую проблему приоритетной, — это свидетельствует об эффективности соответствующего образовательного процесса.

Аналогичные тенденции характерны для государств «третьего мира» и стран с «переходной» экономикой, однако здесь экологическое образование не имеет пока достаточной экономической базы для эффективного развития.

2. Сценарии будущего человека 2.1 Старение как естественный процесс Старение и смерть любого живого организма, в том числе и человека, — естественный процесс. Именно так диалектика жизни и смерть трактовалась в системе прошлых культур.

С самых древних времен и до XVIII в. считалось, что старение обусловлено потерей организмом энергетического фактора — «прирожденного тепла» (Аристотель, Гиппократ), «жизненной энергии», «творческого запаса» и

Источник: https://referat.co/ref/392544/read

Глобальный экологический кризис (определение, причины, формы проявления, пути преодоления)

Глобальный экологический кризис – это нарушение механизмов саморегуляции и самовоспроизводства природных систем в результате все возрастающего техногенного воздействия человека на природу.

О глобальном экологическом кризисе заговорили в конце 60 – начале 70-х гг. 20 в.

Причины глобального экологического кризиса восходят к началу техногенной цивилизации, т.е. к 17 веку, к возникновению в 17 в. науки в современном смысле слова (экспериментально-математического естествознания) и сопряженному с ней новым образом знания и природы. Грандиозные успехи классической механики к концу ХVIII в.

создали условия для промышленного переворота конца ХVIII – нач. ХIХ вв. В XIX в. техногенная цивилизация вступила в индустриальную стадию развития. На смену мануфактурному пришло крупное промышленное производство.

Если для предшествующей (традиционной) цивилизации были характерны примат аграрного способа производства, сращенность человека с природными условиями своего существования и ценностно-рациональное отношение к миру, то техногенная цивилизация базируется на технико-технологических структурах разного типа и целерациональном отношении к миру.

Для техногенной цивилизации характерен разрыв внутренних, органических связей человека с природой, присущих аграрному способу производства. Человек и природа соединяются внешним образом как субъект и объект. Природа становится простым материалом для преобразования, объектом технического воздействия человека, преследующего свои практические цели.

Формируется агрессивно потребительское отношение человека к природе как к безмерной кладовой («природа не храм, а мастерская»). Знание должно быть полезным, оно должно дать человеку власть над природой.

Это стало мировоззренческим основанием и первопричиной глобального экологического кризиса в последней трети 20 в., когда все возрастающие масштабы негативного воздействия человека на природу привели к нарушению глобальных механизмов саморегуляции биосферы.

Развитие преобразующих технологий, их вторжение в естественные процессы и видоизменение их, замещение естественных элементов искусственными привели к тому, что к настоящему времени масса искусственно созданных предметов значительно превосходит естественную биомассу.

Под угрозой оказались природное равновесие биосферы и жизнь человеческой цивилизации.

Формы проявления глобального экологического кризиса – потепление климата, мутации, вымирание некоторых видов животных, истощение природных ресурсов и др.

В этих условиях приоритетными становятся сохранение и регенерация природных ресурсов, разработка нового образа природы и новой модели отношений человека с природой, предполагающей повышение уровня его экологической культуры и др.

Понятие биосферы для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар, впервые ввел Ламарк (нач. XIX в.). В.И. Вернадский развил учение о живой, спонтанной природе, о переходе биосферы в ноосферу, о живом веществе как факторе геологической эволюции.

Эти идеи Вернадского положили начало процессу формирования экологического мышления, который продолжается в наши дни. Биосферой Вернадский назвал среду, в которой обитают все населяющие Землю организмы. Появление человеческой жизни и трудовой деятельности по изменению природной среды изменяет биосферу.

Оно интерпретируется Вернадским как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к переходу биосферы в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера (греч. noos – разум, sphaira – шар) как новый этап развития биосферы определяется историческим развитием человечества, его разумом и трудом.

Таким образом, деятельность человека представляется основным фактором эволюции биосферы как космического тела, утверждается ответственность человека за протекание процессов на планете. Наступление эпохи ноосферы будет означать, что развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией биосферы.

Обеспечение коэволюции (совместного, согласованного развития) человека и природы выдвигается в качестве экологического императива современного социоприродного взаимодействия. Согласно принципу коэволюции, человечество, изменяя и приспосабливая биосферу к своим потребностям, должно само изменяться.

Оно должно научиться учитывать объективные требования природы, действовать в интересах всей жизни на Земле, распространять принципы нравственности на свои взаимоотношения с природой.

Таким образом, в связи с развитием идей самоорганизации, глобального эволюционизма и коэволюции в науке второй пол. ХХ в. начинает формироваться новый взгляд на природу. Ее начинают понимать как спонтанный жизненный организм, саморазвивающуюся целостность, включающую человека.

Современные философы и ученые ищут способы преодолеть глобальный экологический кризис на пути мировоззренческой переориентации человека и общества, отказа от потребительского отношения к природе, формирования нового, экологического, мышления и утверждения диалогической модели взаимодействия человека и природы.

Диалогическая модель базируется на глубоком уважении жизни, ориентирует человека на установление взаимопонимания и гармонического соединения с природой.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/27795.html

Ссылка на основную публикацию