Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология

библиотекаматериалов

Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология Роль кожи в процессах терморегуляции, Биология

Содержание слайдов

Номер слайда 1

Презентация выполнена учителем биологии: Вишневской Е. А.2020 год

Номер слайда 2

Распределите представителей животных на две группы:___________________ ___________________

Номер слайда 3

Холоднокровные Теплокровные

Номер слайда 4

Холоднокровное млекопитающее. Голый землекоп-проживает в восточной Африке, живут под землёй, не выходят на поверхность и не пьют воды.- Не стареют.

Номер слайда 5

С точки зрения физики человек всего лишь физическое тело и с ним, казалось бы, должны происходить процессы, такие же как с любыми физическими телами. Температура тела человека 36,6С, а в классе – 24С. Человек должен отдавать часть внутренней энергии окружающему воздуху, пока температура не станет одинаковой. Но разве это так? нет

Номер слайда 6

Цель: Объяснить,  почему температура нашего тела остается постоянной..

Номер слайда 7

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны вспомнить строение кожи.

Номер слайда 8

Тема: Роль кожи в терморегуляции.

Номер слайда 9

Какой орган выполняет функцию теплообразования?Какой орган выполняет функцию терморегуляции?

Номер слайда 10

Кожа- орган терморегуляции. Термооболочка. Тело человека имеет постоянную температуру. В любое время года, во время работы и отдыха температура в норме не должна превышать 37 градусов. В организме в процессе обмена веществ вырабатывается тепло, избыток тепла удаляется через кожу и окружающий воздух в окружающую среду.

Номер слайда 11

Теплообмен- обмен тепловой энергии между организмом и окружающей средой.

Номер слайда 12

Теплоизлучение Теплоотдача. Теплопроведение. Отдача тепла кожей в окружающую среду. Отдача тепла соприкасающимся с кожей предметам80%

Номер слайда 13

Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внешней и внутренней среды.

Номер слайда 14

Механизмы терморегуляции. При воздействии. Холода Тепла. Химическая Физическая Физическая обмена веществ сокращение кров.сосудов кров.сосудов уровня гормонов притока крови к кожи притока крови к теплоотдачи кожи потоотделения учащение дыхания

Номер слайда 15

Центр терморегуляции-промежуточный мозг(гипоталамус)

Номер слайда 17

Способы терморегуляции: Нервная Гуморальная Через кровеносные сосуды Через кровь( сужая или расширяя сосуды) (Выделяя в кровь гормоны)

Номер слайда 18

Нервная регуляция

Номер слайда 19

Температуры. При повышении температуры окружающей среды, раздражаются тепловые рецепторы кожи- расширяются капилляры- кровь приносит много тепла и происходит потоотделение, а испарение пота приносит охлаждение кожи.

Номер слайда 20

Температуры. Холод раздражает холодовые рецепторы – кровеносные сосуды сужаются, потоотделение падает – усиливается продукция тепла ( мышечная дрожь )

Номер слайда 21

Холод Тепло

Номер слайда 22

Гуморальная регуляция. При охлаждении организма в кровь выделяется гормон щитовидной железы- тироксин, повышая обмен веществ и увеличивая теплообразование и адреналин, гормон надпочечников, уменьшающий теплоотдачу.

Номер слайда 23

Спасибо за внимание

Разработка урока биологии на тему "Роль кожи в терморегуляции организма. Повреждение кожных покровов"

  • Закаляйся, Если хочешь быть здоров Постарайся, Позабыть про докторов, Водой холодной обливайся
  • Если хочешь быть здоров!
  • Нам полезней Солнце, воздух и вода От болезней Помогают нам всегда От всех болезней нам полезней
  • Солнце воздух и вода!
  • Закаляйся, Если хочешь быть здоров Постарайся Позабыть про докторов, Водой холодной обливайся
  • Если хочешь быть здоров!

Тип урока

: изучения нового материала (по дидактической цели), комбинированный (по способам организации деятельности).

Цели урока:

образовательные:

  • конкретизировать знания о строение кожи;
  • сформировать знания о коже как органе теплоотдачи;
  • теплорегуляция при повышение и понижении температуры
  • развивающие:

  • продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, рисунками в рабочей тетради к учебнику “Биология. Человек.” автор Н.И. Сонин и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы;
  • развивать умение устанавливать взаимосвязь между несоблюдением правил гигиены и развитием заболеваний кожных покровов;
  • развивать умение устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека;
  • развивать умение устанавливать взаимосвязь между физической работой и терморегуляцией организма;
  • развить умения оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.
  • Общеучебные умения:

    работать с учебником и дополнительной литературой, анализировать и сравнивать информацию, обобщать и устанавливать причинно- следственные связи, составлять таблицы.

    Специальные умения: решать биологические задачи, работать с компьютерными рисунками и схемами, связанными со строением организма человека.

    Задачи урока:

  • Познакомиться с ролью кожи как органом теплоотдачи.
  • Раскрыть условия сохранения постоянной температуры тела.
  • Раскрыть секреты теплорегуляции.
  • Познакомиться с причинами повышения температуры тела при заболеваниях.
  • Выявить взаимосвязь между закаливанием и здоровьем человека.
  • Научиться оказывать первую помощь при перегревании, обморожении и ожогах кожи.
  • Предварительная подготовка учителя:

  • разработать презентацию по теме “Строение кожи”.
  • разработать презентацию по теме “Роль кожи в терморегуляции организма. Повреждение кожных покровов”;
  • составить карточки с заданиями для работы по группам
  • подобрать биологические задачи по данной теме.
  • Предварительная подготовка учащихся:

    -подобрать дополнительную литературу по изучаемой теме.

    Ход урока

    1 этап – Организационный – отмечаются отсутствующие в классе, напоминается тема предыдущего урока, ставятся цели на этот урок, распределение учащихся по группам.

    Здравствуйте, кто отсутствует в классе. Не зря сегодня наш урок начинается с песни в исполнении Леонида Утёсова, ведь именно о здоровье сегодня мы и будем говорить на уроке. Нам сегодня будет необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма и какие бывают повреждения кожных покровов. Но вначале урока, мы вспомним материал предыдущего.

    НА ПЕРВЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 2-3МИНУТЫ

    2 этап – Контроль знаний по теме прошлого урока:

    И так, кто может напомнить тему прошлого нашего урока? (Строение кожи) Сегодня в начале урока мы вспомним материал прошлого, что в свою очередь позволит нам перейти к изучению нового материала. А без необходимого уровня знаний по изученному материалу трудно будет изучать новую тему.

    Проверка знаний у учащихся по строению кожи и ногтя. Для выполнения данной работы ученик сажается за учительский стол, где расположен компьютер с мультимедийной системой. На экране уже высвечивается ранее подготовленный слайд со строением кожи. Ученику необходимо только выбрать один из нескольких вариантов ответа.

    В тот момент, когда один ученик работает с тестом, другой названный учителем ( более способный) ученик рассказывает о строении и функциях кожи.

    Чуть позже после проверки домашнего задания, в устной форме первого ученика, второй анализирует свой ответ (тест), и только в этот момент тест высвечивается на экран с помощью мультимидийной системы.

    Вопросы для письменной работы на первой парте – выдаются карточки с тестовыми заданиями. Для данной работы вызываются два ученика, время для их работы оговаривается- пока идёт устная проверка не более.

    Вопрос первому ученику:

    Расскажите, из каких слоёв состоит кожа и о их функциях в нашем организме. При ответе слои кожи необходимо подписать, используя компьютерную программу.

    Вопрос второму ученику:

    Расскажите о функциях потовых и сальных желёз и о строении волоса и ногтя. При ответе строение ногтя необходимо подписать, используя компьютерную программу.

    После проверки домашнего задания, учитель оценивает учеников.

    НА ВЕСЬ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

    Актуализация знаний Учитель ” На прошлом нашем уроке мы изучили строение и функции кожи. А сегодня на уроке нам необходимо выяснить, какую роль кожа играет в терморегуляции организма. И так ли она необходима для нашего организма”.

    3 этап – Постановка проблемы – В конце урока, я хочу услышать ответ на вопрос: “Какую роль играет кожа в здоровье организма.

    4 этап – Изучение нового материала – изучение в группах роли кожи в процессе терморегуляции, ознакомление класса с результатами работы группы.

    Для изучения нового материала вы разбиты на группы, перед каждой из групп стоят определённые задачи, которые написаны у вас на карточках. Для решения ваших задач вы можете пользоваться учебником и книгами лежащими у вас на столах. Через 10минут приступим к обсуждению.

    Вопросы первой группе:

    Если все органы выделяют тепло, то почему человек до сих пор не сгорел?

    Читайте также:  Движущие силы (факторы) антропогенеза, биология

    Почему может возникнуть перегревание тела и какую первую помощь необходимо оказать человекуСООБЩЕНИЕ.

    Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

    Вопросы второй группы:

    Как достигается постоянная температура тела?

    ВКЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДТВЕРДИВ ОТВЕТ УЧЕНИКА.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ С ДИСКА 8кл.ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИ ПОВЫШЕНИИ И ПОНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ.

    1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ с диска 8 кл ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ ПРИФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
    2. Почему может возникнуть замерзание и обморожение тела и какую первую помощь необходимо оказать человеку– СООБЩЕНИЕ.
    3. Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны

    Вопросы третьей группы:

    Почему же повышается температура тела при болезнях и зачем её необходимо понижать?

    В результате чего могут возникнуть солнечные, термические и химические ожоги у человека и какую первую доврачебную помощь необходимо оказатьСООБЩЕНИЕ.

    Почему человеческому организму так полезно закаливание? Какие способы закаливания вам известны.

    Показывается материал через мультимедийную систему- рецепторы кожи, показываются процессы проходящие в коже при повышении и понижении температуры, показываются схемы про закаливание , обморожение:, ВЕСЬ МАТЕРИАЛ ПОКАЗЫВАЕТСЯ В МОМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕТЕЙ.

    • Темы сообщений детей (темы выдавались на предыдущем уроке):
    • Солнечные, термические, химические ожоги и оказание первой помощи.
    • Общее замерзание организма человека, обморожение и оказание первой помощи.

    Перегревание тела и оказание первой помощи (Степени перегревания тела. Лёгкое перегревание тела Оказание первой помощи при лёгком перегревании тела. Тепловой и солнечный ударыОказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах).

    1. Закаливание.
    2. Для более полного представления роли кожи в нашем организме давайте проанализируем лабораторную работу которую вы выполняли дома в течении двух недель и одну работу выполним в классе.
    3. НА ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.
    4. 5 этап – Закрепление и первичная проверка знаний – тест по теме.

    И так вот мы и решили все необходимые задачи тем самым, изучив новую тему. Но теперь для закрепления материала, мы выполним устно лабораторные работы с помощью мультимидийной системы. В момент выполнения работы вы можете заработать оценки.

    Тест высвечивается с помощью мультимедийной системы на экран. Для проверки вызывается ученик, но для привлечения внимания всего класса учитель зачитывает вопросы теста в слух. А это в свою очередь позволяет детям систематизировать знания по пройденному материалу и возможно даже лучше запомнить его.

    Так как в этот момент у детей включается и зрительная и слуховая память. Тест берётся с диска 1С:Школа. Биология, 8кл.Человек. При решении теста если ученик допускает ошибку, то на следующий вопрос он не переходит, а это в свою очередь позволяет ещё раз обратить внимание детей на изучаемый материал.

    НА ПЯТЫЙ ЭТАП ОТВОДИТСЯ 10 МИНУТ.

    6 этап – Подведение итогов.

    Выставляются и комментируются оценки всем выступающим на уроке детям. При хорошей подготовке детей к уроку и правильному распределению времени учитель сможет поставить оценки на уроке более 60% класса. В конце урока для проверки, так же собираются рабочие тетради детей с выполненными лабораторными работами.

    И так сегодня на уроке мы изучали тему: “Роль кожи в терморегуляции организма Повреждение кожных покровов”.

    И мне бы хотелось услышать ответ на вопрос поставленный в начале урока: “Какую роль играет кожа в терморегуляции организма (в здоровье организма)?”:

    Кожа является органом терморегуляции нашего организма. А сама терморегуляция осуществляется благодаря изменению просвета сосудов и потоотделению. И если мы будем правильно проводить процессы закаливания нашего организма, то будем меньше болеть и дольше жить.

    8 этап – Домашнее задание.

    К следующему уроку прошу выучить материал со стр.178-179.

    Устно ответить на вопросы стр.180.

    На следующем уроке мы будем говорить: “О уходе за кожей. Гигиене одежды и обуви. А так же о болезнях кожи”. Все желающие из вас могут подготовить сообщения о кожных болезнях. Особое внимание прошу обратить на стригущего лишая и чесотку.

    Итог урока

    :

    Сегодня мы познакомились с ролью кожи в терморегуляции организма. Вы, надеюсь, сделали вывод, что внешняя красота ещё не гарантирует здоровье. Здоровье всё-таки самое важное. И помните, что в здоровом теле здоровый духСпасибо, вы все сегодня замечательно работали и заслужили высокий бал.

    Приложение.

    9.03.2009

    Сущность терморегуляции

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Министерство образования Российской Федерации
    • Государственное Образовательное Учреждение
    • Волгоградский Государственный Архитектурно-Строительный Университет
    • Кафедра безопасность жизнедеятельности в техносфере
    • Реферат по
    • Физиологии человека
    • на тему: «Терморегуляция»

    Работу выполнила ст. гр. ИЗОС 1-09

    Самохвалова Е.

    Проверил: Батманов В.П.

    Волгоград 2012

    Терморегуляция – (греч. thermз тепло + лат. regulare упорядочивать) совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела.

    У холоднокровных или пойкилотермных организмов интенсивность обмена веществ небольшая. Поэтому низка теплопродукция. Они неспособны поддерживать постоянство температуры тела, которая зависит от температуры окружающей среды.

    Вредные сдвиги температуры компенсируются изменением поведения (зимняя спячка), т.е. их активность зависит от температуры окружающей среды (их скорость возрастает в 2-3 раза при повышении температуры на каждые 10 градусов).

    У теплокровных, т.е. гомойотермных животных интенсивность обменных процессов очень высока и имеются специальные механизмы терморегуляции. Поэтому их уровень активности не зависит от окружающей температуры.

    Изотермия обеспечивает высокую приспособляемость теплокровных, поэтому гомойотермные организмы ведут активный образ жизни при значительных колебаниях температуры внешней среды. У человека суточные колебания температуры 36,5-36,9оС. Наиболее высока температура 16 -18 часов, наименьшая в 3-4 часа.

    Однако его организм очень чувствителен к изменениям температуры тела. При ее снижении до 27-30оС наблюдаются тяжелые нарушения всех функций. При 25о наступает холодовая смерть (имеются сообщения о сохранении жизнеспособности при 18о С). Для крыс летальной является температура 12о С.

    При повышении температуры тела до 40о также возникают тяжелые нарушения. При 42о может наступить тепловая смерть. Некоторые гомойотермные животные могут на время выключать терморегуляцию и становиться пойкилотермными.

    Изотермия — постоянство температуры тела — имеет для организма большое значение, т. к. она, во-первых, обеспечивает независимость обменных процессов в тканях и органах от колебаний температуры окружающей среды; во-вторых, обеспечивает температурные условия для оптимальной активности ферментов.

    Температура отдельных участков тела человека различна, что связано с неодинаковыми условиями теплопродукции и отдачи тепла. В состоянии покоя и умеренной физической нагрузки наибольшая теплопродукция и наименьшая теплоотдача происходит во внутренних органах, поэтому их температура высокая (самая высокая в печени–37,8-38 °С).

    От внутренних органов тепло переносится кровью к поверхности тела, где теплопродукция небольшая, но высокая теплоотдача, поэтому температура кожных покровов не высокая.

    Наиболее низкая температура кожи у человека отмечается в области кистей и стоп, значительно выше она в подмышечной впадине, где она обычно измеряется (температуру можно измерять в полости рта, в паховой складке, в прямой кишке).

    Терморегуляция это совокупность физиологических процессов теплообразования и теплоотдачи, обеспечивающих поддержание нормальной температуры тела и равенство которых обеспечивает изотермию организма.

    Процессы, связанные с образованием тепла в организме, объединяют понятием химическая терморегуляция, а процессы, обеспечивающие отдачу тепла — физическая терморегуляция.

    Химическая терморегуляция обеспечивает определенный уровень теплопродукции, необходимый для нормального осуществления ферментативных процессов в тканях.

    Образование тепла усиливается путем интенсификации обменных процессов – непрерывно совершающихся экзотермических реакций, которые протекают во всех органах и тканях, но с различной интенсивностью, это называется недрожательным термогенезом. Он обеспечивается за счет бурого жира.

    Его клетки содержат много митохондрий и специальный пептид, вызывающий разобщение процессов окисления и фосфорилирования и стимулирующий распад липидов с выделением тепла.

    Кроме того термогенез усиливает непроизвольная мышечной активность в виде дрожи, произвольная моторной активность. Наиболее интенсивно теплообразование идет в работающих мышцах. При тяжелой физической работе оно возрастает на 500%.

    Физическая терморегуляция осуществляется путем изменения отдачи тепла организмом, т.е. выделение избытка образовавшегося тепла.

    1. Теплоотдача осуществляется следующими путями:
    2. * излучением (радиацией);
    3. * проведением (кондукцией);
    4. * конвекцией;
    5. * испарением.
    Читайте также:  Безусловные и условные рефлексы, их значение, Биология

    Теплоизлучение (радиация) обеспечивает отдачу тепла организмом окружающей его среде при помощи инфракрасного излучения с поверхности тела. Путем радиации организм отдает большую часть тепла. В состоянии покоя и в условиях температурного комфорта за счет радиации выделяется более 60% тепла, образующегося в организме.

    Теплопроведение происходит при контакте с предметами, температура которых ниже температуры тела. Путем теплопроведения организмом теряется около 3% тепла.

    Конвекция обеспечивает отдачу тепла прилегающему к телу воздуху или жидкости. В процессе конвекции тепло уносится от поверхности кожи потоком воздуха или жидкости. Путем конвекции организмом отдается около 15% тепла.

    Отдача тепла организмом осуществляется также путем испарения воды с поверхности кожи и со слизистых оболочек дыхательным путей в процессе дыхания. Испарение воды с поверхности тела происходит при выделении пота. Даже в условиях температурного комфорта и при отсутствии видимого потоотделения через кожу испаряется до 0,5 л воды в сутки.

    Испарение 1 л пота у человека может понизить температуру тела на 10°С. Путем испарения из организма удаляется около 20% тепла. При температуре окружающей среды, равной или выше температуры тела человека, когда другие способы отдачи тепла резко уменьшаются, испарение воды становится главным способом отдачи тепла.

    Отдача тепла испарением уменьшается при увеличении влажности воздуха и полностью прекращается при 100% относительной влажности.

    Процесс регуляции постоянства температуры тела тела. Температура тела является константой организма, определяющей постоянство скорости биохимических реакций–одного из важнейших условий жизнедеятельности организма.

    Поддержание постоянства температуры тела осуществляется по принципу саморегуляции, путем формирования функциональной системы терморегуляции. Системообразующим фактором (константой) этой функциональной системы является температура крови в правом предсердии (370 С).

    Изменение температуры тела воспринимают два типа терморецепторов центральные и периферические. Центральные рецепторы находятся в гипоталамусе (подбугровая область, часть головного мозга, расположенная под зрительными буграми – под таламусом) и контролируют температуру крови, омывающей мозг.

    Периферические рецепторы, локализованные по всей поверхности кожи, осуществляют контроль за окружающей температурой.

    Рефлекторные изменения процессов терморегуляции происходят при раздражении тепловых и холодовых рецепторов, расположенных в кожных покровах, в слизистых оболочках дыхательных путей, во внутренних органах, в сосудах, в различных отделах ЦНС (гипоталамусе, ретикулярной формации ((от лат.

    reticulum — сеточка, formatio — образование) сетевидное образование, совокупность нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга (продолговатом и среднем мозге, зрительных буграх)), продолговатом и спинном мозге, двигательной коре и др.).

    Особенно большое количество центральных терморецепторов, которые реагируют на изменение температуры крови, находится в гипоталамусе.

    В гипоталамусе расположены группы ядер, составляющих центр терморегуляции, состоящий, в свою очередь, из центра теплообразования и центра теплоотдачи. Центр теплообразования расположен в каудальной части гипоталамуса.

    При разрушении этого участка мозга у животного нарушаются механизмы теплообразования и такое животное становится неспособным поддерживать температуру тела при понижении температуры окружающей среды, и развивается гипотермия. Центр теплоотдачи расположен в переднем гипоталамусе (между передней комиссурой и зрительным перекрестом).

    При разрушении этой области животное также теряет способность поддерживать изотермию, при этом способность переносить низкие температуры у него сохраняется.

    Эффекторы, изменяющие температуру тела – потовые желез – при повышении температуры кожи или крови гипоталамус посылает в потовые железы импульсы о необходимости активного выделения пота, увлажняющего кожу. Чем выше температура тела, тем больше пота.

    Его испарение забирает тепло с поверхности кожи – гладкая мышца, окружающая артериолы – при повышении температуры кожи и крови гипоталамус направляет сигналы в гладкие мышцы артериол, которые снабжают кровью кожу, вызывая их расширение. Вследствие этого кровоснабжение кожи усиливается.

    Кровь переносит тепло из глубины тела к поверхности кожи, где оно и рассеивается во внешнюю среду проведением, конвекцией, радиацией и испарением.

    Скелетная мышца – скелетная мышца вступает в действие, когда возникает потребность в образовании большего количества тепла. В условиях низкой температуры воздуха терморецепторы кожи посылают сигналы в гипоталамус. Точно так же при снижении температуры крови изменение фиксируют центральные рецепторы гипоталамуса.

    В ответ на полученную информацию гипоталамус активирует мозговые центры, регулирующие мышечный тонус. Эти центры стимулируют процесс дрожания, который представляет собой быстрый цикл непроизвольных сокращений и расслаблений скелетных мышц.

    В результате такой повышенной мышечной активности образуется больше тепла для сохранения или повышения температуры тела.

    -железы внутренней секреции. Кроме гипоталамуса на процессы терморегуляции оказывают влияние и другие структуры ЦНС: центры спинного мозга, полосатое тело, ретикулярная формация ствола мозга, кора больших полушарий головного мозга.

    Из этих структур гипоталамус, ретикулярная формация и осцилляторные центры спинного мозга играют ведущую роль в рефлекторной регуляции температуры тела.

    Например, при снижении температуры окружающей среды возбуждение от холодовых рецепторов поступает по афферентным нервам в центры теплопродукции гипоталамуса и осцилляторные центры спинного мозга.

    Отсюда возбуждение идет по двигательным нервам к мышцам, увеличивая их тонус, а затем вызывает мышечную дрожь, что приводит к значительному увеличению теплообразования. По вегетативным нервам возбуждение поступает к сосудам (особенно кожных покровов) и вызывает уменьшение их просвета. В результате этого поверхностные слои кожи получают меньше теплой крови и, следовательно, отдают меньше тепла.

    В терморегуляции принимают участие и гуморальные факторы, прежде всего, гормоны щитовидной железы (тироксин и др.) и надпочечников (адреналин и др.). При снижении температуры внешней среды количество тироксина и адреналина в крови возрастает.

    Эти гормоны вместе с симпатическими нервными влияниями усиливают окислительные процессы, увеличивая тем самым количество тепла, образующегося в организме.

    Адреналин, кроме того, суживает периферические сосуды, что приводит к дальнейшему снижению теплоотдачи.

    Таким образом, при снижении температуры окружающей среды включаются нервно-гуморальные механизмы, которые приводят к значительному усилению теплообразования и уменьшению теплоотдачи, в результате чего температура тела в этих условиях остается постоянной.

    При повышении температуры окружающей среды, рассмотренные выше процессы, имеют противоположный характер.

    Если человек длительное время находится в условиях значительно высокой или низкой температуры окружающей среды, то регуляторные механизмы, с помощью которых в обычных условиях поддерживается изотермия, могут оказаться недостаточными. Если не применить поведенческие способы регуляции температуры, направленные на охлаждение или согревание организма, то может наступить перегревание — гипертермия — или переохлаждение — гипотермия.

    Гипертермия — состояние, при котором температура тела повышается выше 37 °С. Она возникает при продолжительном действии высокой температуры окружающей среды, особенно при высокой влажности воздуха.

    Резкая гипертермия, при которой температура тела достигает 40-41 °С сопровождается тяжелым общим состоянием организма и носит название теплового удара. Она развивается в результате усиления теплообразования и снижения теплоотдачи.

    Теплоотдача падает из-за сужения периферических сосудов и уменьшения потоотделения.

    Гипертермия может наступить под влиянием некоторых эндогенных факторов, усиливающих процессы теплообразования (тироксин, жирные кислоты и др.

    ), а также под влиянием микроорганизмов, так как гипоталамические центры терморегуляции обладают высокой чувствительностью к бактериальным токсинам.

    В период выздоровления нормальная температура восстанавливается за счет расширения сосудов кожи и проливного пота.

    Гипотермия — состояние, при котором температура тела снижается ниже 35 С. Быстрее всего гипотермия наступает при погружении в холодную воду. При этом вначале наблюдается возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы и рефлекторно ограничивается теплоотдача и усиливается теплопродукция, особенно за счет мышечной дрожи.

    Но через некоторое время температура тела все же начинает падать, при этом наблюдается состояние, подобное наркозу: исчезновение чувствительности, ослабление рефлекторных реакций, снижение возбудимости нервных центров, резкое снижение интенсивности обмена веществ, замедление дыхания, урежение сердечной деятельности, понижение артериального давления.

    Гипотермия возникает при переохлаждении.

    В настоящее время искусственная гипотермия с охлаждением тела до 24-28 С находит применение в хирургии при операциях на сердце и ЦНС. Гипотермия значительно снижает обмен веществ головного мозга и, следовательно, уменьшает потребность его в кислороде.

    Поэтому мозг в таких условиях способен переносить более длительное обескровливание (вместо 3-5 мин при нормальной температуре до 15-20 мин при 25-28 С), а это значит, что при гипотермии организм может легче переносить временное выключение сердечной деятельности и остановку дыхания.

    Для выключения приспособительных реакций, направленных на поддержание температуры тела, при искусственной гипотермии применяют препараты, выключающие передачу импульсов в симпатическом отделе вегетативной нервной системы (ганглиоплегические препараты) и прекращающие передачу возбуждения с нервов на скелетные мышцы (миорелаксанты). Гипотермию прекращают путем быстрого согревания тела.

    Читайте также:  Условия прорастания семян - биология

    температура холоднокровный физиологический

    Список используемой литературы

    1. http://human-physiology.ru/termoregulyaciya/

    2. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=6916

    Размещено на Allbest.ru

    Анатомия человека

    • Страница 21 из 29
    • Кожа.
    • Кожа – это наружный покров тела, который является барьером между внутренней и внешней средой организма.
    • площадь поверхности 1,5-1,6 м2;
    • состоит из 3 слоёв: наружного, среднего и внутреннего;
    1. 1.

      наружный слой кожи– эпидермис имеет толщину около 2,5 мм – многослойный ороговевающий эпителий (на ладонях и подошвах самый толстый, на веках – самый тонкий):

    1. а) самый нижний слой – базальный, его клетки цилиндрической формы, они постоянно делятся, образуя вышележащие слои эпителия, в клетках бального слоя расположен пигмент меланин, который определяет цвет кожи, защищает от УФ;
    2. б) шиповатый, зернистый, блестящий, клетки этих слоёв постепенно уплощаются;
    3. в) самый верхний – роговой, по мере накопления кератина его клетки постоянно слущиваются (погибают) и заменяются новыми;
    4. – производными эпидермиса являются ногти, они располагаются на тыльной поверхности концевых фаланг рук и ног, ноготь расположен в ногтевом ложе, он постоянно растёт;
    1. 2.средний слой кожи – дерма (рыхлая волокнистая соединительная ткань) или собственно кожа имеет толщину от 0,5 до 5 мм:
    • а) сосочковый слой состоит из рыхлой соединительной ткани, он вдаётся в эпидермис в виде выступов и определяет рисунок кожи, в нём проходят кровеносные сосуды и нервы;
    • б) сетчатый слой состоит из плотной соединительной ткани, прочность этому слою придают пучки мышц, в сетчатом слое расположены потовые и сальные железы и волосы
    • – функция – выделение продуктов диссимиляции и участие в процессах терморегуляции:
    • а) это длинные трубки, у основания закручены в клубочек, порой открываются на поверхность кожи;
    • б) больше всего их расположено на лице, на ладонях, подошвах, в подмышечных и паховых складках;
    • в) выделение пота происходит в результате сокращения мышц, расположенных вокруг;
    • г) с потом выделяется:
    • вода, мочевина, мочевая кислота, соли;
    • д) потоотделение является одним из механизмов регуляции теплоотдачи, количество пота зависит от температуры среды и от характера работы;
    • е) находятся в глубоком слое дермы;
    • ж) в стационарном состоянии за сутки на поверхность кожи выделяется около 0,5 л пота.
    • сальные железы, их протоки открываются в волосяной фолликул, секрет – кожное сало, которое смазывает волосы и поверхность кожи, делая их непромокаемыми и эластичными.
    • млечные железы или молочные являются видоизменением потовых;
    • волосы состоит изволосяной сумки (фолликула), корня и стержня:
    1. а) покрывают почти всю кожу, кроме кожи подошв, ладоней, губ и головки полового члена;
    2. б) расширенная часть волоса – это волосяной фолликул, внутри его расположен корень волоса, за его счёт волос растёт, если эта часть волоса разрушается, то волос выпадает, но в волосяной фолликул врастает новый слой дермы, за счёт которого формируется новый волос;
    3. в) к волосяному фолликулу прикреплена мышца, поднимающая волос Сокращение которой ведет к появлению на поверхности кожи бугорочков (гусиная кожа);
    4. г) на поперечном разрезе стержень волоса состоит из наружного коркового слоя, содержит различное количество меланина, от которого зависит цвет волоса и внутреннего мозгового, в нём много пузырьков воздуха, при старении организма меланин коркового слоя волоса разрушается и волос седеет;
    • в дерме расположены чувствительные нервные окончания, рецепторы;
    1. 3.внутренний слой кожи – подкожная жировая клетчатка самый глубокий слой состоит из рыхлой соединительной ткани, с большим количеством жировых клеток, Толщина его различна и зависит от образа жизни, питания, обмена веществ. Этот слой защищает ткани и органы от механических воздействий и переохлаждения.

    Функции кожи:

    • защитная – механические, химические воздействия, микроорганизмы;
    • терморегуляторная;
    • участие в обмене веществ, например, витамина D;
    • выделительная (пот);
    • осязание (различные рецепторы).

    Роль кожи в регуляции теплоотдачи:

    • процессы терморегуляции происходят с помощью кожи, нервной и эндокринной систем;
    • терморецепторы воспринимают тепло и холод, раздражения передаются в спинной мозг, гипоталамус и кору, в центрах терморегуляции возникает ответная реакция, которая направлена на поддержание постоянной температуры тела, например, в условиях холода уменьшается просвет сосудов кожи, уменьшается потоотделение, таким образом, уменьшается теплоотдача, в жару наблюдаются противоположные процессы, что повышает теплоотдачу. На испарение 1 г пота надо затратить 0,588 ккал тепла. Испарение зависит не только от температуры окружающей среды, но и от влажности (с повышением влажности испарение уменьшается) и от толщины подкожной жировой клетчатки (при тонком слое – увеличивается, при толстом – уменьшается).
    • (Виды теплоотдачи:
    • излучение – передача тепла с помощью электромагнитных волн инфракрасной части спектра, живой организм не просто излучает тепло в окружающую среду, а передаёт его другим телам, у человека 50 % от общей теплоотдачи приходится на излучение;
    • конвенция – передача тепла через воздух, поэтому воздух, находящийся рядом с организмом нагревается, поднимается в верх и замещается более холодным, этот вид уменьшается за счёт перьев, пуха, волос, у человека за счёт одежды;
    • теплопроводность – тепло передаётся при физическом контакте (между организмом и землёй), у наземных организмов таким образом теплоотдача незначительна, больше у водных видов;
    • испарение тепло теряется организмом на испарение воды6 через кожу, лёгкие с выдыхаемым воздухом, при тепловой одышке у животных, при потоотделении.)
    • Закаливание организма – это ряд мероприятий, которые повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов среды:
    • свежий воздух содержит больше кислорода и губителен для микроорганизмов;
    • воздушные процедуры принимают в обнажённом или частично обнажённом виде, начинают с 20-30 мин при температуре 15-20 оС, доводят до 2 часов, во время процедур обязательны активные движения. Эти процедуры оказывают на организм лёгкое закаливающее действие;
    • водные процедуры способствуют повышению тонуса сосудов и быстрому их сужению или расширению в зависимости от температуры воды. Холодная вода раздражает холодовые рецепторы кожи, возбуждение попадает в ЦНС, в результате повышается нервный тонус, улучшается кровообращение, повышается физическая и умственная работоспособность. Закаливание начинают с температуры воды 33-34 оС. И через каждые 3-4 дня температуры воды понижают на 1 оС. Наиболее доступны ножные ванны, обтирания, обливания, душ, однако самой лучшей закаливающей процедурой является купание в открытом водоёме. При проведении водных процедур недопустимо переохлаждение. Водные процедуры оказывают мощное закаливающее действие на организм.

    Солнечные ванны усиливают кровообращение, способствуют образованию витамина D, используются для предупреждения развития рахита у детей, а так же нормальному росту у взрослых. Начинают закаливание с 5-10 мин., доведя до 2-3 часов.

    Все закаливающие процедуры, при соблюдении правил вызывают самое благоприятное действие на организм, нарушения же правил вызывают ухудшение самочувствия, снижение работоспособности, нарушение сна, возникновение простудных заболеваний.

    Поэтому следует соблюдать основные правила закаливания:

    1. 1.системность;
    2. 2.непрерывность;
    3. 3.постепенность;
    4. 4.последовательность.

    Гигиена кожи и одежды сводится к чистоте тела, рук, волос, ухоженным ногтям, которые являются залогом здоровья:

    • на грязной коже скапливается много ороговевшего эпителия, кожное сало склеивает его и закупоривает поры потовых желёз, тем самым снижается теплоотдача путём испарения;
    • на грязной коже хорошо живут и размножаются различные микроорганизмы, и создаются условия для развития различных кожных заболеваний, например, гнойничковые заболевания;
    • через грязные руки, особенно с длинными ногтями можно занести в организм возбудителей различных заболеваний;
    • грязные волосы способствуют развитию головных вшей;
    • одежда служит дополнительным регулятором температуры тела, поэтому она должна соответствовать времени года, климатической зоне, производимой работе, наилучшей считается одежда из натуральных волокон, которая легко впитывает пот и пропускает воздух, кроме того, одежда должна быть чистой и обеспечивать свободу движений.
    Ссылка на основную публикацию