Цветение и опыление растений – биология

что такое цветение и опыление

Цветение и опыление растений - биология

Голосование за лучший ответ

светуля Профи (654) 3 года назадУ растений цветение наступает с момента раскрытия цветков и продолжается до их засыхания. Продолжительность цветения у растений различна. Оно может длиться меньше часа (некоторые кувшинки) или продолжаться более двух месяцев (тропические орхидеи) . Только в период цветения растений возможно опыление цветков. При опылении пыльца переносится с пыльников тычинок на рыльце пестика. После опыления половые клетки сливаются, то есть происходит оплодотворение. Клетка, получившаяся в процессе оплодотворения, называется зиготой.Если пыльца переносится на рыльце пестика своего же цветка, то такое опыление называют самоопылением. Если же пыльца переносится на рыльце другого цветка, то имеет место перекрестное опыление.У большинства растений происходит перекрестное опыление. Такое опыление имеет преимущества перед самоопылением, так как дочернее растение получит признаки от двух родителей.Переносить пыльцу с тычинок на рыльца могут ветер, вода, насекомые, даже птицы и другие животные. В процессе исторического развития растительного мира на Земле у растений возникли различные приспособления к факторам живой и неживой природы, которые осуществляют опыление.Чтобы препятствовать самоопылению у растений цветки делятся на мужские и женские, даже отдельные растения бывают только мужскими или женскими (на них растут цветки только с пестиками или только с тычинками) . Если тычинки и пестик находятся на одном цветке, то они могут созревать в разное время, или пестик может быть не восприимчив к пыльце своего цветка.Огромную роль в опылении играют насекомые. Цветки дают им пищу в виде сладкого нектара или большого количества пыльцы. У насекомоопыляемых растений развились яркие пахнущие цветки.У ветроопыляемых растений (опыляемых с помощью ветра) рыльце пестика длинное и ветвистое, у тычинок длинные тычиночные нити. Так пестику легче улавливать пыльцу, а тычинкам ее разбрасывать. Околоцветник же у ветроопыляемых растений может вовсе отсутствовать или быть очень маленьким, и никогда не бывает ярким и пахнущим. Цветки часто собраны вы длинные качающиеся на ветру соцветия. В тычинках образуется много легкой пыльцы.У водных и околоводных растений пыльца обычно переносится с помощью воды.

У самоопыляемых растений (пшеница, томат) обычно опыление происходит еще в бутонах, когда цветок еще не расцвел в полной мере.

даниил тубилов Ученик (128) 1 год назадУ растений цветение наступает с момента раскрытия цветков и продолжается до их засыхания. Продолжительность цветения у растений различна. Оно может длиться меньше часа (некоторые кувшинки) или продолжаться более двух месяцев (тропические орхидеи) . Только в период цветения растений возможно опыление цветков. При опылении пыльца переносится с пыльников тычинок на рыльце пестика. После опыления половые клетки сливаются, то есть происходит оплодотворение. Клетка, получившаяся в процессе оплодотворения, называется зиготой.Если пыльца переносится на рыльце пестика своего же цветка, то такое опыление называют самоопылением. Если же пыльца переносится на рыльце другого цветка, то имеет место перекрестное опыление.У большинства растений происходит перекрестное опыление. Такое опыление имеет преимущества перед самоопылением, так как дочернее растение получит признаки от двух родителей.Переносить пыльцу с тычинок на рыльца могут ветер, вода, насекомые, даже птицы и другие животные. В процессе исторического развития растительного мира на Земле у растений возникли различные приспособления к факторам живой и неживой природы, которые осуществляют опыление.Чтобы препятствовать самоопылению у растений цветки делятся на мужские и женские, даже отдельные растения бывают только мужскими или женскими (на них растут цветки только с пестиками или только с тычинками) . Если тычинки и пестик находятся на одном цветке, то они могут созревать в разное время, или пестик может быть не восприимчив к пыльце своего цветка.Огромную роль в опылении играют насекомые. Цветки дают им пищу в виде сладкого нектара или большого количества пыльцы. У насекомоопыляемых растений развились яркие пахнущие цветки.У ветроопыляемых растений (опыляемых с помощью ветра) рыльце пестика длинное и ветвистое, у тычинок длинные тычиночные нити. Так пестику легче улавливать пыльцу, а тычинкам ее разбрасывать. Околоцветник же у ветроопыляемых растений может вовсе отсутствовать или быть очень маленьким, и никогда не бывает ярким и пахнущим. Цветки часто собраны вы длинные качающиеся на ветру соцветия. В тычинках образуется много легкой пыльцы.У водных и околоводных растений пыльца обычно переносится с помощью воды.

У самоопыляемых растений (пшеница, томат) обычно опыление происходит еще в бутонах, когда цветок еще не расцвел в полной мере.

Ярослава Звягина Ученик (135) 11 месяцев назадГлавное менюМатематикаФизикаХимияБиологияГеография НауколандияСтатьи по естественным наукам и математикеЦветение и опыление растений У растений цветение наступает с момента раскрытия цветков и продолжается до их засыхания. Продолжительность цветения у растений различна. Оно может длиться меньше часа (некоторые кувшинки) или продолжаться более двух месяцев (тропические орхидеи). Только в период цветения растений возможно опыление цветков. При опылении пыльца переносится с пыльников тычинок на рыльце пестика. После опыления половые клетки сливаются, то есть происходит оплодотворение. Клетка, получившаяся в процессе оплодотворения, называется зиготой.Если пыльца переносится на рыльце пестика своего же цветка, то такое опыление называют самоопылением. Если же пыльца переносится на рыльце другого цветка, то имеет место перекрестное опыление.У большинства растений происходит перекрестное опыление. Такое опыление имеет преимущества перед самоопылением, так как дочернее растение получит признаки от двух родителей.Переносить пыльцу с тычинок на рыльца могут ветер, вода, насекомые, даже птицы и другие животные. В процессе исторического развития растительного мира на Земле у растений возникли различные приспособления к факторам живой и неживой природы, которые осуществляют опыление.Чтобы препятствовать самоопылению у растений цветки делятся на мужские и женские, даже отдельные растения бывают только мужскими или женскими (на них растут цветки только с пестиками или только с тычинками). Если тычинки и пестик находятся на одном цветке, то они могут созревать в разное время, или пестик может быть не восприимчив к пыльце своего цветка. Огромную роль в опылении играют насекомые. Цветки дают им пищу в виде сладкого нектара или большого количества пыльцы. У насекомоопыляемых растений развились яркие пахнущие цветки.У ветроопыляемых растений (опыляемых с помощью ветра) рыльце пестика длинное и ветвистое, у тычинок длинные тычиночные нити. Так пестику легче улавливать пыльцу, а тычинкам ее разбрасывать. Околоцветник же у ветроопыляемых растений может вовсе отсутствовать или быть очень маленьким, и никогда не бывает ярким и пахнущим. Цветки часто собраны вы длинные качающиеся на ветру соцветия. В тычинках образуется много легкой пыльцы.У водных и околоводных растений пыльца обычно переносится с помощью воды. У самоопыляемых растений (пшеница, томат) обычно опыление происходит еще в бутонах, когда цветок еще не расцвел в полной мере.Бывают растения, у которых есть как самоопыление, так и перекрестное опыление. Самоопыляемые цветки в таком случае появляются в конце цветения и более мелкие и невзрачные. Самоопыление является как бы страховкой на случай, если не произошло перекрестного опыления растения. Такое нередко встречается в холодных или пустынных областях Земли, где растения растут очень разреженно.Добавить комментарий

Copyright © 2012-2017. All Rights Reserved

Источник: https://otvet.mail.ru/question/173105665

Цветение растений

Условия цветения и опыления накладывают особый отпечаток на физические и особенно на урожайные свойства семян. Посевные качества – показатели, которые характеризуют качество семян в соответствии с требованием ГОСТа (всхожесть, чистота и т.п.).

Физические качества – показатели, характеризующие физические особенности семян, не предусмотренные ГОСТом (крупность, выровненность и т.п.). Урожайные свойства – способность семян дать тот или иной урожай в конкретных условиях производства.

Сортовые свойства – способность семян поддерживать общий уровень урожайности, присущий данному сорту при сохранений сортовой типичности и биологических особенностей сорта. Поэтому они должны всегда привлекать внимание семеноведа-исследователя и агронома-семеновода.

И действительно, разве тот факт, например, что из огромного числа цветков гречихи образуется только 3–5 % нормальных семян, а остальные погибают до оплодотворения или в результате неправильного эмбрионального развития, не представляет особого интереса для семеноведа? У люцерны, фасоли, гороха и других культур всегда наблюдается высокий процент опавших, неоплодотворенных цветков. И здесь процессы происходящие при цветении и опылении, играют решающую роль. Семеновод в своей практической деятельности должен добиваться, чтобы семян завязывалось максимальное количество. Нарушение взаимосвязи между цветением и условиями опыления приводит к резкому снижению урожая.

Цветение растения накладывает большой отпечаток на формирование разнокачественности семян, и этот процесс нельзя изучать без детальных наблюдений.

Цветки раскрываются либо утром, а в более жаркую или неблагоприятную погоду они закрываются (у большинства культур), либо вечером. Несоответствие условий для нормального цветения может вызвать снижение урожайности и ухудшение качества семян.

Особенно большое влияние на процесс цветения оказывают температура и влажность воздуха, и эти факторы либо повышают урожайность, либо сводят ее к минимуму. Отмечается, что в зависимости от внешних условий самоопылители (пшеница, ячмень и др.

) могут цвести открыто или закрыто, что отражается на биологических свойствах получаемых семян.

Известно, что в соцветии цветки зацветают неодновременно: в колосьях пшеницы и ржи цветение идет от середины вверх и вниз, у сложноцветных – от краев к середине корзинки и т.п. Это также вызывает разнокачественность семян, ибо складываются разные условия для последующего опыления и развития семени.

Особенно это сильно проявляется у растений с большой продолжительностью цветения. Например, у многих злаков цветение длится несколько дней, а у хлопчатника – несколько месяцев. Естественно, что это ставит развивающиеся семена от первого и последующих сроков цветения в нетождественные условия и сказывается на свойствах семян.

Поэтому семеновед, изучая свойства семян, должен знать, при каких условиях, начиная с цветения, шло их образование и формирование.

В период цветения происходят процессы опыления и оплодотворения.

Опыление – это попадание пыльцы на рыльце цветка. Рыльце может опыляться пыльцой своего же цветка или другого цветка того же растения (самоопыление, или автогамия), либо пыльцой другого растения (перекрестное опыление, аллогамия или ксеногамия).

Читайте также:  Иммунитет - что это такое?

К самоопылителям относятся такие важные культуры, как пшеница, ячмень, овес, просо, рис, фасоль, вика, соя, лен, хлопчатник и др.

К перекрестноопылителям относятся кукуруза, подсолнечник, конопля, рожь, свекла, гречиха, тыква и др.

Различают две формы самоопыления: 1) скрытое (или клейстогамия), когда опыление происходит в не раскрывающихся цветках; здесь на рыльце может попадать не пыльцевое зерно, а пыльцевая трубка (пыльца прорастает в пыльнике, пыльцевая трубка дорастает до рыльца и проникает в зародышевый мешок, например, у арахиса и других растений); 2) так называемая гейтеногамия – опыление рыльца пыльцой мужских цветков того же растения, но имеющего раздельнополые цветки.

Самоопыление даже у самоопылителей, если оно продолжается длительное время, вызывает депрессию, ухудшение биологических качеств семян, особенно вредно оно у перекрестников. Ч.

 Дарвин ярко выразил это следующими словами: «природа самым торжественным образом заявляет нам, что она чувствует отвращение к постоянному самооплодотворению». Поэтому, отмечал неоднократно Ч.

 Дарвин, в природе нет абсолютных самоопылителей – даже у самых строгих из них наблюдается перекрестное опыление.

 Из культурных растений самым строгим самоопылителем является ячмень, колос которого нередко цветет до выхода из листового влагалища, но при некоторых метеорологических условиях, и он способен опыляться перекрестно. Часто перекрестно переопыляются фасоль, просо и другие культуры, а пшеница, например, имеет довольно большое количество открыто цветущих цветков.

Есть растения, которые относятся к факультативным перекрестникам или факультативным самоопылителям (в зависимости от того вида опыления, которое преобладает). Например, сорго в нормальных полевых условиях имеет около 60 % зерен от самоопыления. Поэтому его можно отнести к факультативным самоопылителям. К этой же группе относятся бобы, чина и др.

Перекрестное опыление, с точки зрения эволюции, более прогрессивно, ибо оно способствует проявлению большого разнообразия форм и повышению жизненности семян.

Поэтому в природе встречаются различные приспособления, гарантирующие перекрестное опыление и ограничивающие возможность самоопыления.

Так, у некоторых растений проявляется дихогамия, то есть разновременное созревание мужских и женских соцветий и цветков или тычинок и пестика в одном цветке. При этом возможно либо более раннее созревание тычинок (протерандрия), либо пестика (протерогиния).

Протерандрия наблюдается у подсолнечника и других растений в семействах сложноцветных, бобовых, губоцветных, а также у кукурузы, которая выбрасывает метелки с пыльцой на 3–4 дня раньше, чем появляются женские соцветия (а в неблагоприятных условиях возможно даже полное отцветание метелок до появления рылец).

К протерогиническим растениям относятся конопля, у которой раньше цветут женские особи (матерка), а затем мужские (посконь), свекла.

У других растений приспособление к перекрестному опылению проявляется в гетеростилии, то есть в таком строении цветка, когда тычинки и столбики различаются по длине, и таким образом пыльца удалена от рыльца собственного цветка.

Известны два типа гетеростилии: диморфная, если имеются цветки с длинными и короткими столбиками (гречиха), и триморфная, если, кроме цветков с длинными и короткими столбиками, есть еще третий тип цветка – со средней длиной столбика (у некоторых диких видов).

Известны и другие биологические приспособления, ограничивающие самоопыление: особое устройство венчиков и тычинок, механически препятствующих попаданию пыльцы на рыльце собственного цветка; часто пыльцевая трубка не достигает семяпочки, как это наблюдается у люцерны; и другие факторы самобесплодности при самоопылении (у ржи, свеклы, капусты и др.).

К типичным перекрестникам относятся растения, у которых мужские и женские цветки расположены на разных особях – это так называемые двудомные растения (конопля, шпинат и др.), а также однодомные, но раздельнополые, то есть такие, у которых есть отдельно мужские и женские цветки (у кукурузы метелка и початок и т.п.).

Перекрестное опыление обусловлено также и способом распространения пыльцы. По этому признаку различают растения анемофилъные (пыльца распространяется ветром, как у кукурузы, ржи, конопли, свеклы и др.

) и энтомофилъные (пыльца распространяется с помощью насекомых, как у гречихи, тыквы, эспарцета).

Среди дикой флоры и сорняков известны также гидрофильные (распространение пыльцы при помощи воды) и орнитофилъные (распространение пыльцы с помощью птиц) растения.

Так, чтобы произошло опыление люцерны, необходимо давление на стенки трубки венчика изнутри; при этом тычиночная трубка с пестиком выскакивает из лодочки, осыпая пыльцой рыльце. Без такого давления цветок не раскрывается и опыления не происходит. Это делают только насекомые и часто специфичные их виды.

По данным американских ученых Хэдфильда и Колдера, 12 шмелей обеспечивают больше завязывание семян, чем 4 тысячи пчел. Известно у нас и за рубежом, что люцерна растет хорошо во многих районах, но высокие урожаи семян получают только в определенных местах.

Подобное явление связано с рядом причин, в том числе и с наличием специфических видов насекомых-опылителей.

Однако не следует думать, что всякое самоопыление вредно. Есть данные, которые показывают, что даже для самых типичных перекрестников (кукуруза и др.) кратковременное самоопыление совершенно необходимо.

Таким образом, опыление носит двойственный характер: обогащение наследственности, расширение приспособительных функций, повышение мобильности всего организма – все это дает перекрестное опыление.

В то же время для организма нужно ограничение этих свойств, известная стабильность и консервативность организма, то есть требуется какая-то норма, присущая данному виду – это создается самоопылением. Следовательно, всем растениям необходимы акты самооплодотворения, но эти акты происходят с разной частотой у самоопылителей и перекрестников.

Источник: http://www.agrodialog.com.ua/cvetenie-rastenij.html

Ботаника как наука, Растительная клетка, страница 72

Сростные элементы формируются: 1) первоначально формируются отдельные бугорки, которые затем образуют сплошное кольцо; 2) при появлении элементы имеют широкое основание и срастаются в виде валика, позже делятся на зубчики, дольки.

Тычинки дифференцируются на нить и пыльник довольно поздно, пыльник формируется раньше нити. Нить удлиняется за счет интеркалярного роста. Число бугорков меньше числа тычинок, так как бугорки расщепляются. Плодолистики пестика похожи на листья, разрастаются внизу, срастаются, образуя завязь. Затем обособляется рыльце и столбик.

Цветение и опыление растений

Цветение – это период от распускания бугорков до засыхания околоцветника и тычинок. Функция цветения – обеспечение опыления и оплодотворения.

Периоды цветения различны. Существуют ремонтантныевиды, которые постоянно цветут и плодоносят (какао, лимон).

Растения, которые цветут многократно – поликарпические, те которые цветут 1 раз в жизни – монокарпические.

Интенсивность и срок первого цветения у разных растений различны. Некоторые цветут обильно периодически. У некоторых цветки зацветают: 1) раньше листьев; 2)одновременно с распусканием листьев. Цветки так же могут раскрываться в различное время суток.

Опыление – это процесс переноса пыльцы с пыльников тычинок на рыльце пестика.

Два типа опыления:

1.  Самоопыления (или автогамия) – пыльца с тычинок попадает на рыльце пестика того же цветка.

2.  Перекрестное (или аллогамия) – пыльца с тычинок одного цветка попадает на пестик другого цветка.

В 1750-51 гг. открыли перекрестное опыление Доббе и Мюллер, Большой вклад внесли в изучение опыления Й.Т. Кёльрёйтер и К.К. Шпренгель.

Самоопыление

Положительные стороны самоопыления:

ü обеспечивает образование семян и плодов без опылителя;

ü способствует стабилизации вида, сохраняет чистые линии

Есть клейстогамные цветки, которые не раскрываются (летние цветки фиалок, кислицы). Самоопыляющимися растениями являются – ячмень, пшеница, фасоль, овес, томат, лен.

Отрицательной стороной самоопыления является сужение приспособительной способности потомков.

Приспособления, исключающие самоопыление:

o  самостерильность – неспособность пыльцы прорастать на рыльце пестика собственного цветка (рожь, рис, кукуруза и т.д.);

o  дихогамия – неодновременное созревание в цветке пыльников и рылец: протерандрия – более раннее созревание тычинок, протерогиния – более раннее созревание рылец.

o  гетеростилия (разностолбчатость) – различная длина пестиков и тычинок;

o  раздельнополость;

o  двудомность.

Перекрестное опыление

Виды перекрестного опыления:

a.  гейтоногамия – пыльца с тычинок попадает на рыльце цветка в пределах соцветия или растения;

b.  ксеногамия – попадает на растение одного вида;

c.  гибридизация – попадает на цветок другого сорта или вида.

В зависимости от агентов опылителей: анемофилия (ветром), гидрофилия (водой), энтомофилия (насекомыми), орнитофилия (птицами), мирмикофилия (муравьями).

Положительной стороной перекрестного опыления является то, что в биологическом отношении оно более предпочтительное, так как приводит к комбинированию новых признаков. Отрицательной стороной – необходимость опылителей и благоприятных условий.

Энтомофилия – 80% растений опыляются насекомыми. Особенности растений, опыляемых насекомыми:

o  пыльца с шипами, выростами, клейкая, зерна крупные, содержат около 30% белка;

o  есть нектар – насекомым необходимо проникать внутрь цветка, а нектар выделяется в небольшом количестве, порциями; нектар и пыльца – первичные аттрактанты;

o  ярко окрашенный венчик или венчиковидный околоцветник, мелкие цветки собраны в соцветия;

o  запах – аромат или тухлый (индол); цвет и запах – вторичные аттрактанты.

Наблюдается очень тесная связь между насекомыми и растениями.

Источник: https://vunivere.ru/work57267/page72

Как происходит опыление цветов

Инструкция

При перекрестном опылении пыльца из тычинок цветка одного растения переносится на пестик другого. В процессе самоопыления пыльцевые зерна попадают на рыльце пестика одного и того же цветка. У некоторых растений, их называют самостерильными, при самоопылении не образуется семян.

Чаще всего перекрестное опыление осуществляется насекомыми, реже — ветром, птицами или водой. Некоторые растения могут опыляться как тем, так и другим способом, нередко перекрестное опыление сочетается с самоопылением.

В селекции растений часто применяется искусственное опыление, его проводит человек.

Цветок является органом размножения покрытосеменных растений. Тычинка цветка состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца.

В центре цветка находится один или несколько пестиков, которые состоят из завязи, столбика и рыльца. Рыльце находится на верхушке столбика и предназначено для улавливания пыльцы.

Столбик приподнимает его над завязью, что облегчает процесс улавливания.

Обоеполыми называют цветки, в которых присутствуют как тычинки, так и пестики. Такие цветки есть у яблони, груши, картофеля, тюльпана. Цветки некоторых растений обладают только тычинками, тогда их называют тычиночными, или мужскими.

Читайте также:  Науки о человеке и их методы, биология

У других растений есть только пестики, цветки в этом случае считаются женскими или пестичными. Раздельнополые цветки характерны для тополя, кукурузы, огурца, ивы и многих других.

У однодомных растений мужские и женские цветки находятся на одном и том же растении, у двудомных — на разных особях.

Большинство ветроопыляемых растений начинают цвести еще до появления листьев, что облегчает процесс опыления. Околоцветник у таких цветов отсутствует или развит плохо, поэтому он не препятствует движению ветра. Мелкая и сухая пыльца образуется в большом количестве, тычинки у таких растений длинные и свисающие.

Цветки, опыляемые при участии насекомых, часто обладают приятным запахом, яркие и крупные, они хорошо заметны. Пыльца растений служит кормом для некоторых насекомых.

Привлеченные запахом цветка или его яркой окраской, насекомые извлекают нектар из глубины цветка, при этом они касаются своей поверхностью пыльцевых зерен, которые прилипают к их телу.

Переместившись от одного цветка на другой, насекомое переносит пыльцу на рыльце пестика.

Наличие соцветий повышает эффективность опыления. У ветроопыляемых растений соцветия обычно находятся на концах ветвей, не прикрытых листьями, так лучше проходит отдача и улавливание пыльцы. Небольшие цветки, собранные в группы, становятся более заметны для насекомых, при этом сокращается время их перемещения от одного цветка к другому.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-879193-kak-proishodit-opylenie-cvetov

Цветение и опыление растений

Цветение и опыление растений

Давайте повторим Строение цветка Тычинки Венчик (лепестки) Околоцветник Пестик Чашечка (чашелистики) Цветоножка Цветоложе

Давайте повторим Пестик Рыльце Столбик Завязь

Давайте повторим • В завязи пестика располагаются семязачатки (семяпочки).

Давайте повторим Тычинка Пыльник Тычиночная нить

Давайте повторим • В пыльниках образуется пыльца (пыльцевые зерна).

Цветение – состояние растения от начала раскрытия цветка до засыхания его тычинок и лепестков или всего околоцветника.

опыление оплодотворение Развитие плода

Опыление – перенос пыльцы с тычинки на рыльце пестика

Виды опыления естественное искусственное перекрестное самоопыление

опыление перекрестное самоопыление

А в

Самоопыление – опыление однополых цветков собственной пыльцой.

При самоопылении пыльца из пыльников переносится на рыльце пестика того же самого цветка.

Приспособления к самоопылению v. Часто происходит в закрытом бутоне. v. Тычинки должны быть длиннее пестика.

К самоопыляемым растениям относятся пшеница, ячмень, горох, фасоль.

Перекрёстное опыление – опыление, при котором пыльца переносится с одного растения на другое.

Береза Ольха Кукуруза Рожь Верба

Признаки ветроопыляемых растений v. Цветки мелкие, невзрачные v. Лишены нектарников v. Большинство лишены запаха v. Образуют много пыльцы v. Пыльца легкая и сухая v. Тычинки на длинных, свисающих нитях v. Растут большими скоплениями v. Зацветают до распускания листьев

Признаки насекомоопыляемых растений: v. Наличие нектара v. Крупная, липкая, шероховатая пыльца v. Крупные, яркие цветки v. Мелкие яркие цветки собраны в соцветия v. Запах: Приятный аромат Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Признаки Н В Лепесток 3: 1. Крупные яркие цветки 7+ красный 2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия 6+ 5+ оранжевый 3. Наличие нектара 4+ 3+ синий 4. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия 5. Наличие аромата 6. Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество 7. Крупная липкая шероховатая v пыльца

Перекрёстное опыление обеспечивает большое разнообразие потомков, из которых выживают наиболее жизнеспособные.

ИСКУССТВЕННОЕ ОПЫЛЕНИЕ

Искусственное опыление – перенос человеком пыльцы из пыльников одного растения на рыльце пестика другого цветка или сорта для повышения урожайности или выведения новых сортов.

У некоторых водных растений пыльца переносится по воде. Валиснерия

Цветки копытня расположены в толще подстилки. Считается, что его опыляют муравьи. Копытень

В тропиках цветки опыляются крошечными птицами – колибри.

Летучими мышами опыляются баобабы и некоторые другие растения Африки и Азии. Баобаб

Кускус — крошечное сумчатое животное из Австралии — опылитель банксии.

В пыльниках тычинок образуются мужские споры, а в семязачатках — женские. Из мужских спор формируется пыльца (пылинки), а из женских спор — зародышевые мешки. Внутри каждой пылинки образуются две мужские половые клетки — спермии. Внутри зародышего мешка образуется женская половая клетка — яйцеклетка.

Оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток. В результате оплодотворения возникает зигота, из которой развивается новое растение.

Размножение у цветковых растений Развитие пыльцы Развитие спермиев Проникновение спермиев в зародышевый мешок Оплодотворение Пыльник Опыление Рыльце Семя Зародыш Столбик Завязь Проросток Семязачаток Зародышевый мешок Развитие зародышевого мешка и яйцеклетки в семязачатке

Мужская гамета – спермий. Спермии содержатся по два в пыльцевом зерне.

Женская гамета – яйцеклетка. Яйцеклетки находятся по одной в семязачатке.

Яйцеклетки В семязачатке яйцеклетка окружена несколькими крупными клетками. Яйцеклетка Центральное ядро

Оплодотворение

Сергей Гаврилович НАВАШИН В 1898 году открыл двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.

Первое оплодотворение: Первый спермий оплодотворяет яйцеклетку, образуется зигота. Зигота затем делится, образуется зародыш семени. зигота

Второе оплодотворение: Второй спермий оплодотворяет самую крупную клетку около Из этойяйцеклетки. клетки образуется эндосперм (запасающая ткань семени)

Образование плодов и семян Результат оплодотворения: 1 спермий + яйцеклетка ↣ зигота ↣ зародыш 2 спермий + центральная клетка ↣ эндосперм Покровы семязачатка ↣ семенная кожура Зародыш + эндосперм + семенная кожура ↣ семя Завязь ↣ плод

Двойное оплодотворение Семяпочка Пыльник Зародышевый Пыльцевое мешок зерно Яйцеклетка 2 спермия Центральная клетка Яйцеклетка (n) + 1 -й спермий (n) = зигота (2 n) Центральная клетка (2 n) + 2 -й спермий (n) = эндосперм (3 n)

Образование семени: • Зигота делится, образуется зародыш. • Из оплодотворенной клетки образуется эндосперм. • Стенки семязачатка становятся семенной кожурой.

Образование плода: • Стенки завязи пестика разрастаются, видоизменяются и становятся околоплодником.

• Около 70 % покрытосеменных имеют полиплоидные эндоспермы, обычно триплоидные, но встречаются и варианты от 2 n до 15 n (наборов хромосом)

Источник: http://present5.com/cvetenie-i-opylenie-rastenij/

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений» : Биология

Компьютер, проектор, компакт-диски, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых растений, схемы механизма опыления.

Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке:

  • http://portfolio.1september.ru/?p=work&id=559148 опыление растений
  • http://festival.1september.ru/articles/501737/ цветок – орган семенногоразмножения
  • http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=212205 способы опыления у покрытосеменных растений
  • http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310257 соцветия
  • http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311450 рождение цветка
  • http://www.studik.ru/138953131799586/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F тесты к уроку
  • http://www.skazka.com.ru/people/brazil/0000027brazil.html легенды о цветках.

для проведения урока используется также

  • материалы компакт- дисков «Биология» 6-11 класс» лабораторная работа,
  • Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2005 г.
  • Биология. Весь школьный курс. 1С: Репетитор. 200] г.

Программные средства: Microsoft Power Point, Word, Excel, Office, Front Page, используются учителем для подготовки материалов к уроку; используются учащимися при самостоятельной работе и при подготовке презентаций, сайтов, рефератов.

Отличительная особенность данного урока:

Подготовка материалов, анимированных средствами: Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проверка знаний учащихся с помощью компьютера. Приложние № 1, Приложение № 2

Работа учителя на уроке:

  • объяснение определения цветения, основных типов опыления
  • организация самостоятельной работы учащихся с использованием учебника, компьютера, раздаточного материала. Работа включает просмотр слайдов и материалов компакт- дисков.

Описание деятельности учащихся:

  • Изучение процессов цветения и опыления с помощью подготовленных учителем материалов.
  • Изучение выбранных учителем материалов компакт- дисков.
  • Лабораторная работа с использованием гербарий.
  • Участие в обсуждении пройденной темы.

Вид классной доски:

  • Дата.
  • Название темы
  • Названия новых слов.
  • Схема «Образование плода»
  • Схема «Типы опыления»
  • Домашнее задание.

Что должно появиться в тетрадях учащихся:

  • типы опыления, краткая характеристика каждого типа опыления
  • признаки ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений.
  • 2-3 примера названий растений из каждой группы. Названия растений из каждой группы.
  • лабораторная работа «Строение цветков ветроопыляемых, насекомоопыляемых растений»

Межпредметные связи на уроке:

  • География – распространение растений на разных материках
  • Математика – подсчет количества нектара и количества полетов пчелы
  • Экология – охрана цветущих растений
  • Музыка – прослушивание музыки
  • Литература – стихотворения о цветах.

Домашнее задание, в том числе те, при подготовке которых должен быть использован компьютер:

Прочесть параграф учебника 24.

Знать материалы, данные учителем на уроке и записанные в тетради.

Подготовить средствами Microsoft Power Point презентацию, как по общей теме урока, так и более мелким темам.

Цели и задачи урока

  • Образовательные: познакомить учащихся с различными способами опыления уцветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.
  • Развивающие: сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником.
  • Воспитательные: способствовать этическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у детей, прививать любовь к природе

План урока:

Что нужно изучать?

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.

Опыление – необходимое условие для процесса оплодотворения, происходящего в цветке. Типы опыления. Факторы, обеспечивающие опыление растений.

Насекемоопыляемые и ветроопыляемые растения. Особенности строения цветков в связи со способом опыления. (Лабораторная работа).

Искусственное опыление.

Операционально-исполнительский этап

Урок начинается с музыки с компакт- диска «Растения. Бактерии. Грибы. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2005 г.»

Учитель. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок”.

Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, дне рождения и праздниках. Даже самая скромная комната будет выглядеть нарядной и уютной, если на столе стоит букет цветов. Цветы добрые посредники между людьми.

Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными.

Цветы – эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.

Вопросы к учащимся:

Какие растения называются цветковыми?

Читайте также:  Биосистема, Биология

Что такое цветок?

Какого строение цветка?

Какие части цветка являются главными и почему?

Какова основная функция цветка?

(работа с материалами компакт- дисков «Биология» 6-11 класс» лабораторная работа)

Таким образом мы выяснили, что цветок — орган семенного размножения. Из цветка образуются плоды с семенами, но чтобы это произошло должно произойти опыление, а затем оплодотворение.

Наша задача сегодня познакомиться с процессом цветения, опыления, рассмотреть типы опыления, выяснить особенности самоопыляемых, перекрестноопыляемых растений, рассмотреть процесс осуществления искусственного опыления, выяснить с какой целью оно производится.

Цветение – опыление – оплодотворение – образование плода с семенами. Слайд 5

Цветение как состояние от раскрытия цветков до засыхания тычинок и лепестков или всего околоцветника. Продолжительность цветения разных растений.

Слово “опыление” многим из вас знакомо. Чаще всего мы его говорим, когда видим какое- либо насекомое на цветке -А что же такое опыление?

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь)

Цветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления: Слайды 6, 7

Вопросы для беседы:

Что такое самоопыление?

Для каких растений оно характерно?

Ответить на эти вопросы нам поможет учебник (Одна группа учащихся ищет в тексте понятие “ самоопыление”, другая “перекрестное опыление”, затем определения записываются в тетрадь.)

Самоопыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика этого же цветка.

Самоопыление растений

Характерно для гороха, пшеницы, картофеля, томата.

Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.

Как вы думаете, для чего растениям необходимо самоопыления?

Предполагаемый ответ: самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

Как вы думаете, какие приспособления к самоопылению могут встречаться у самоопыляемых растений? Слайд 8

Перекрестное опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльца пестиков других цветков.

Перекрестное опыление

Характерно для клевера, березы, яблони и т.д.

В чем сущность перекрестного опыления?

Какое опыление встречается чаще?

Вопрос: Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родительское растение, а при каком не совсем? Почему?

Предполагаемый ответ: при самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т.к. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрестном опылении будет несколько отличаться от родительского растения.

А какие приспособления могут быть у растений к перекрестному опылению? Слайд 9

При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.

Кто или что чаще принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении?

Предполагаемый ответ : чаще всего принимают участие ветер и насекомые.

В зависимости от способа переноса пыльцы среди перекрестноопыляемых растений различают насекомоопыляемые и ветроопыляемые.

Вопрос:Какие признаки приспособленности появились в процессе эволюции у ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений?

Приспособления растений к опылению насекомыми: Слайд 10

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособления к опылению конкретными насекомыми. Например:

Львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих растений находится очень глубоко, и пока шмель их доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка;

Цветок душистого табака имеет сростнолистный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек- бражников, имеющий длинный хоботок

Но кто бы это ни был, шмели или пчелы, они совершают огромную работу.

Пчела Майя принесла нам задание: слайд 11

Ответ: слайд 12

Физкультминутка. Слайд 13

Растения опыляемые ветром называются ветроопыляемые. Как вы думаете, какими могут быть приспособления растений к опылению ветром?

Приспособления растений к опылению ветром: Слайд 14

Какие ветроопыляемые растения вы знаете?

Ответ: Береза, орешник, дуб, ольха, осина, рожь, кукуруза, пырей и другие.

Но в опылении растений могут принимать участие не только насекомые и ветер. Кто может быть опылителем?

Ответ: Птицы, млекопитающие.

В тропических лесах встречаются цветки, опыляемые птицами, например колибри, нектарницами, кускусами. Эти цветки обычно не пахнут, но имеют яркие околоцветники. Нектар у этих растений водянистый, зато выделяется очень много, что и привлекает птиц- опылителей. Слайд 15

Кроме птиц и насекомых в опылении растений могут участвовать млекопитающие, например, летучие мыши. Слайд 16

У некоторых водных и околоводных растений, таких как элодеи, роголистника перенос пыльцы осуществляется водой. Слайд 17.

Помимо естественного опыления, происходящего в природе возможно и искусственное опыление. Искусственное опыление– опыление, которое осуществляет человек с целью выведения новых сортов и повышения урожайности растений. ( Запись определения в тетрадь) Возможно искусственное самоопыление и перекрестное опыление.

Каким образом осуществляется искусственное опыление?<\p>

Рассказ учителя о способах искусственного опыления растений. Слайд 18

Растениям растущим в теплицах и парниках также необходимо искусственное опыление.

Почему?

Предполагаемый ответ: так как в закрытых помещениях нет насекомых, способствующих опылению.

Среди растений есть много таких, у которых развиваются и перекрестно- и самоопыляемые цветки. Слайд 19

Например: цветки кислицы, яснотки, сердечника, Иван – чая, седмичника, майника. Давайте прочитаем про них в учебнике.

Первичная проверка усвоения материала

  1. Выполнение лабораторной работы в рабочей тетради.
  2. Учащимся предлагается заполнить таблицу на оценку (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Признаки Насекомоопыляемые растения Ветрооыляемые растения
1. Крупные яркие цветки
2. Мелкие яркие цветки, собранные в соцветия
3. Наличие нектара
4. Мелкие невзрачные цветки, часто собранные в соцветия
5. Наличие аромата
6. Пыльца мелкая, легкая, сухая, большое количество
7. Крупная липкая шероховатая пыльца
8. Растут большими скоплениями, образуя заросли
9. Растения цветут весной до распускания листьев

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак

«+», если нет, то «-»

Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению. ( Вывод формулируют учащиеся )

Закрепление

А сейчас проверим, насколько вы поняли изученную тему. Наша знакомая пчела Майя принесла одно письмо из цветочного города, где Незнайка решил всерьёз заняться ботаникой, но как обычно все перепутал.

Ваша задача – найти в стихах Незнайки биологические ошибки.

(Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев)

(У одуванчика соцветие корзинка)

(Берёза опыляется ветром)

(Колокольчики цветут летом, ландыши растут в лесу)

(Горох – самоопыляемое растение)

Рефлексивно-оценочный этап

-Чем вы занимались на уроке? (Рассмотрели схему образования плода, основные типы опыления)

-Какие типы опыления вы знаете? (Самоопыление и перекрестное опыление)

-Для чего вы изучали различные типы опыления? (В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и,следовательно, оплодотворению)

Затем совместно определяем задание на дом.

Прочитать параграф, поработать словарем, ответить на вопросы в конце параграфа, осмыслить записи в тетради. Подготовить средствами Microsoft Power Point презентацию, как по общей теме урока, так и более мелким темам.

В конце уроке подвожу итоги и мотивирую учащихся на изучение следующей темы:

Что, по вашему мнению, вам предстоит изучать на следующем уроке?

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/biology/576608390.php

Конспект урока для 6 класса “Цветение и опыление растений” – VEKOR.RU – Образование для школьников и студентов

цветения, значение цветка в жизни растения, процесс опыления, приспособления цветка к опылению различными способами, процесс оплодотворения.

учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика)

  1. Проверка знаний учащихся.

          1. Строение цветка.

          2. Типы околоцветников, цветков, разнообразие растений с раздельнополыми цветками.

          3. Письменная работа по карточкам.

Карточка №1.

Рассмотрите рисунок.

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните

Карточка №2.

Чем отличается простой околоцветник от двойного?

Зарисуйте цветки с простым и двойным околоцветником и укажите части.

Фронтальный опрос

  • Почему цветок является побегом? Почему цветок называют видоизмененным побегом?

  • Почему пестики и тычинки называют главными частями растения?

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слово «цветение»?

Цветениеэто состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. (Слайд 2)

Вопрос: Все ли растения цветут?

Существует такая легенда.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

(Дети отвечают)

Зачем растение цветет?

Слайд №3 – ОПЫЛЕНИЕ – это процесс переноса пыльцы с тычинки на рыльце пестика

    (При цветении образуется пыльца и происходит опыление)

        1. Укажите части цветка.

        2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

        Ответ поясните

        8

        1. Укажите части цветка.

        2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

        Ответ поясните

        8

        1. Укажите части цветка.

        2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

        Ответ поясните

        8

        1. Укажите части цветка.

        2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

        Ответ поясните

        8

        1. Укажите части цветка.

        2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

        Ответ поясните

        8

        1. Укажите части цветка.

        2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

        Ответ поясните

        8

        1. Укажите части цветка.

        2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

        Ответ поясните

        8

        1. Укажите части цветка.

        2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок.

        Ответ поясните

        8

        Скачать оригинал

        Источник: http://vekor.ru/biologiya/konspekt-uroka-dlya-6-klassa-tsvetenie-i-opylenie-rastenij.html

        Ссылка на основную публикацию
        Для любых предложений по сайту: [email protected]