Науки о человеке и их методы, биология

Науки о человеке и их методы, Биология

Науки о человеке и их методы

Науки о человеке и их методы, Биология

Люди способны думать, говорить,

трудиться, дружить, понимать друг друга.

Науки о человеке и их методы, Биология

Изучайте свой организм. Это даст возможность понять, как он работает, научит защищаться от болезней.

Науки о человеке и их методы, Биология

Человек —– объект изучения многих наук: анатомии, физиологии, гигиены, генетики, экологии, антропологии.

Науки о человеке и их методы, Биология

  • История исследования организма
  • Изучал анатомию, эмбриологию
  • и физиологию человека.
  • Гиппократ

(≈ 460 – 370 гг. до н.э.)

Науки о человеке и их методы, Биология

  1. История исследования организма
  2. Авиценна
  3. Платон
  4. Клавдий Гален

( 4 27– 3 4 7 гг. до н.э.)

(≈980–10 37 гг.)

(≈130–200 гг.)

Науки о человеке и их методы, Биология

  • История исследования организма
  • История исследования организма
  • Леонардо да Винчи
  • (1 4 52–1519 гг.)

Науки о человеке и их методы, Биология

  1. История исследования организма
  2. Вошёл в историю науки как физиолог, исследовавший сознание человека.
  3. Иван Сеченов
  4. (1829–1905 гг.)

Науки о человеке и их методы, Биология

  • История исследования организма
  • Создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных.
  • Иван Павлов
  • (1849–1936 гг.)

Науки о человеке и их методы, Биология

  1. Науки, изучающие
  2. организм человека
  3. Гигиена
  4. Анатомия
  5. Физиология

Анатомия –— наука о строении организма и его органов.

  • Анатомия
  • греч. анатоме
  • «рассечение»

Урок анатомии доктора Тюлпа

«Без анатомии нет ни терапии,

ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки».

А.П. Губарев

  1. Методы анатомического исследования
  2. наблюдение
  3. и изучение отдельного органа
  4. осмотр тела
  5. вскрытие тела

Строение органов исследуют, используя рентгеновское излучение.

Желудок, трахея, кишечник — полые органы,

их исследуют методом эндоскопии. 

  • ультразвуковое исследование
  • Ethan J. Tal
  • 16

Один из современных методов исследования организма — УЗИ, или ультразвуковое исследование.

компьютерная томография

Компьютерная томография изучает строение тела человека

с учётом положения органов и их взаимодействия друг с другом.

Систематическая анатомия

систематическая анатомия

  1. Тело человека
  2. 9%
  3. 10%
  4. 1%
  5. 19%

Физиология –— наука о жизненных функциях организма.

Физиология широко использует достижения физики, химии, электроники и автоматики.

Электрокардиография –— метод исследования работы сердца .

электрокардиограф

Метод микроскопического исследования

Гигиена –— наука о создании условий для сохранения и укрепления здоровья.

Химические методы исследования

Проводится анализ состава воздуха или воды, определяется наличие вредных веществ.

Физические методы исследования

Используются для исследования температуры, влажности, движения воздуха, шума, теплового изучения.

  • Физические методы исследования
  • В последние годы стали широко применяться методы оценки радиоактивности воздушной среды, воды, пищевых продуктов,
  • строительных материалов.

Бактериологические методы исследования

Применяются для определения содержания в почве, воздухе, воде, пище микроорганизмов .

Санитарно-эпидемиологические центры и станции

Несение санитарной службы в пределах определённого региона.

Карантин –— изоляция территории,

где появилась опасная инфекция, для предупреждения её распространения.

Карантин может быть введён в детском саду, школе, больнице.

  1. Гигиенические знания позволяют:
  2. – успешно бороться со многими болезнями;
  3. – разрабатывать меры профилактики для сохранения окружающей природы и здоровья человека.

Биология 8 класс &1. науки о человеке и их методы – презентация, доклад, проект

Слайд 1Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС &1. Науки о человеке и их методы

Слайд 2Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

Биология – (биос – жизнь, логос – учение)
учение о жизни.
Для чего человеку знать свою собственную биологию?
Для сохранения здоровья/активности/трудоспособности/ясного ума и рассудка до глубокой старости.

Слайд 3Науки о человеке и их методы, БиологияСлайд 4Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

Анатомия (анатоме – расечение) – учение о строении организма человека, его органов и систем органов

Слайд 5Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

Физиология (физис – природа., логос – учение) человека – наука изучающая процессы жизнедеятельности организма, органов, систем органов

Слайд 6Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

Психология – (психе – душа., логос – учение) – наука изучающая душевную деятельность человека

Слайд 7Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

Медицина (медикус – лечебный) – наука изучающая влияние разных факторов на здоровье человека

Слайд 8Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

Гигиена (гигиенос – здоровье) – наука изучающая влияние условий жизни на жизнь

Слайд 9Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

История развития наук о человеке

Слайд 10Науки о человеке и их методы, БиологияОписание слайда:

Древняя Индия: Тело человека состоит из: 7 оболочек 300 костей 107 суставов 3 жидкостей 400 сосудов 900 связок 90 жил 9 органов Пупок – главный жизненный центр

Слайд 11Описание слайда:

Древний Китай: Тело человека является «семьёй» где: Сердце – центр жизни Печень – мать сердца Желудок, Селезёнка – дети Сердца Душа живет в Печени она-же рождает новые идеи Мужество и Храбрость – в Желчном пузыре

Слайд 12Описание слайда:

Гиппократ (отец медицины) 460-370 гг. до н.э. Древнегреческий философ – создал учение о четырёх возможных типах телосложения и темперамента. «Клятва Гиппократа»

Слайд 13Описание слайда:

Клавдий Гален 130 – 200 гг. н.э. Древнеримский врач Занимался лечением гладиаторов Автор 83 трудов по анатомии и медицине

Слайд 14Описание слайда:

Абу Али ибн Сина (Авиценна) 980 – 1037 гг. Великий Арабский учёный и врач Его труды по фармакологии и физиологии являлись настольной книгой всех европейских врачей долгое время

Слайд 15Описание слайда:

Уильям Гарвей 1578 – 1657 гг. Английский ученый и врач Доказал, что кровь в организме движется по двум замкнутым кругам, а сердце является центром кровообращения.

Слайд 16Описание слайда:

Николай Иванович Пирогов 1810 – 1881 гг. Великий Российский врач хирург Внёс большой вклад в развитие Хирургии и Анатомии Впервые применил эфир для наркоза. Активно применял йод и спирт для дезинфекции Гипсовую повязку при переломах

Слайд 17Описание слайда:

Иван Михайлович Сеченов 1829 – 1905 гг. Великий Российский врач физиолог «Отец» отечественной Физиологии Создал естественно – научное направление в Физиологии, автор работы «Рефлексы головного мозга»

Науки изучающие человека – Сайт по биологии

  • Эти дисциплины не существуют сами по себе: они многократно пересекаются, методы одних широко используются в других. Например, изучение физиологии с помощью определённых устройств широко стало использоваться в практической психологии и даже криминалистике (детектор лжи). Также существуют иные подходы к классификации того, какие науки изучают человека.

    • Человек как объект изучения
    • Каждая наука о человеке ищет закономерности в многообразии его природы и уникальности индивидуальных проявлений.
    • Познание человеком самого|самого себя как вида Homo sapiens, как субъекта социальных отношений, как носителя интеллектуальных и эмоциональных способностей, как неповторимой индивидуальности – сложная задача.

    У неё никогда не будет единого решения, несмотря на множество знаний, полученных с момента, когда началось становление наук о человеке. Тем интереснее процесс изучения.

    Европейский подход

    Общественная мысль в XX веке сделала самым своим влиятельным направлением философскую антропологию.

    В этом учении человек является центральной осью, вокруг которой происходят всё|все процессы бытия в мире. «Человек есть мера всех вещей» — этот античный принцип философии Протагора даёт начало|начало теории антопоцентризма.

    Христианская идеология, одна из основ европейской культуры, тоже утверждает человеко-центристскую идею земной жизни. Согласно ей считается, что Всевышний, прежде чем сотворить человека, подготовил на Земле условия для его существования.

    А как на Востоке?

    Восточные школы философии, наоборот, никогда не ставят человека в центр мироздания, считая его частью, элементом природы, одним из её уровней.

    Человек, согласно этим учениям, не должен противостоять совершенству природы, а лишь следовать ей, прислушиваясь, встраиваясь в её ритмы. Это позволяет сохранить душевную и физическую гармонию.

    Известно всё?

    Науки об организме человека при помощи современных технологий развиваются с космической скоростью. Исследования поражают своей смелостью и широтой, а порой|порой пугают отсутствием этических рамок.

    Способы продления жизни, тончайшие операции, трансплантология, клонирование, выращивание органов|органов, стволовые клетки, вакцины, чипирование, аппараты для диагностики и лечения – такое не могло даже присниться средневековым врачам и анатомам, гибнувшим на кострах инквизиции за свою тягу к знаниям и желание помочь|помочь больным!

    Кажется, что сейчас в человеке досконально изучено всё. Но почему-то люди продолжают болеть и умирать. Чего же ещё не сделала наука в жизни человека?

    Геном|Геном человека

    Учёные-генетики из многих стран несколько лет трудились сообща и почти полностью расшифровали геном|геном человека. Эта кропотливая работа продолжается, возникают новые задачи, которые предстоит решать нынешним и будущим исследователям.

    1. Колоссальный труд нужен не просто как «чистое» знание, на его основе делаются и будут сделаны новые шаги в медицине, иммунологии, геронтологии.
    2. Сила мысли
    3. Какие науки изучают человека и его способности?

    Исследования деятельности мозга показывают, что человек очень мало|мало использует его возможности. Достижения современной нейрофизиологии, психологии, педагогики помогают развить многие скрытые способности.

    Методики развития мыслительной деятельности всё больше внедряются в повседневную жизнь. То, что казалось чудом, мистификацией (например, способность к быстрому устному счёту), теперь легко осваивают дошкольники на специальных занятиях.

    Другие методики, разработанные в научных лабораториях, могут дать человеку сверхвозможности для выживания в экстремальных условиях, например в космическом полете|полёте или боевых действиях.

    Хватит быть покорителем природы!

    Конец прошлого тысячелетия ознаменовался невиданным ростом технического прогресса. Казалось, что человеку подвластно всё: двигать горы|горы, поворачивать вспять реки|реки, безжалостно опустошать недра и уничтожать леса|леса, загрязнять моря|моря и океаны.

    Глобальные катаклизмы последних десятилетий показывают, что природа не прощает такого отношения. Для того чтобы сохраниться как виду, человечеству нужно заботиться не только об отдельных жилищах|жилищах, но и о нашем общем доме – планете Земля.

    Одной из важнейших наук становится экология, показывающая, как, разрушая природу, человек вредит самому себе. Зато выполнение рекомендаций, разработанных учёными, позволяет сохранять и восстанавливать окружающую среду|среду.

    • Человек и общество
    • Войны|Войны, перенаселённость городов, голод, эпидемии, стихийные бедствия подвергают страданиям огромные массы людей.
    • Общественные науки и институты, занимающиеся вопросами демографии, политологии, религиоведения, философии, экономики, явно не справляются с информацией и не могут сделать свои рекомендации убедительными для политиков, руководителей государств, властей различных уровней.
    • Мир, покой, благоденствие остаются для большинства людей несбыточной мечтой.
    • Но в век развития Интернета многие знания становятся гораздо ближе и позволяют имеющим доступ к ресурсу применить их в своей жизни, найти единомышленников, помочь|помочь себе и своим близким выжить в сложное время и сохранить в себе Человека.
    • Обращение к своей истории, к корням, к знаниям, накопленным предыдущими поколениями, возвращение к истокам морали и этики, к природе даёт шанс для жизни следующих поколений.
    • Открытый вопрос
    • Многогранность проявлений и деятельности каждого отдельного человека, всего людского сообщества в целом делает чрезвычайно сложной задачу их изучения.
    Читайте также:  Класс планарии, или ресничные черви, биология

    И сотен дисциплин мало|мало, чтобы исследовать эти процессы. Наука о человеке — практически неисчерпаемый источник загадок.

    Получается, что, несмотря на развитие технологий, человечеству не получилось познать себя методами биохимии, физиологии, математической обработкой данных.

    Остаются вечными философские вопросы. Мы до сих пор точно не знаем, зачем человек появился, кто был его предком, каков смысл его жизни, возможно ли бессмертие. Кто сможет ответить?

  • Науки изучающие человека

    Науки о человеке и их методы, Биология

    Вопрос, какие науки изучают человека, носит скорее риторический характер, так как всё|все науки, так или иначе, связаны с человеком или его пониманием мира.

    Человек ощущает и изучает природу в соответствии со своим мышлением и способами восприятия. С точки зрения другого существа, и мир, и вселенная|вселённая, и пространство, и время могут выглядеть совершенно иначе. Поэтому математика, скажем, насекомых, может быть совершенно иной, чем человеческая.

    Что же касается наук, которые изучают человека непосредственно, то наиболее важными являются анатомия и психология. Анатомия изучает тело и физиологию человека, а психология — его душевный мир.

    1. Видео по теме : Науки изучающие человека
    2. Науки изучающие человека

    Науки о человеке и их методы, Биология

    анатомия (из чего состоит);антропология (проихождение и развитие);биофизика (что происходит в биологических системах разного уровня — от молекулы до биосферы (физические законы на биологическом уровне);биохимия (какие процессы идут в клетках на химическом уровне);генеалогия (родственные связи);генетика (наследственность и изменчивость);история (что делал в прошлом);лингвистика (как, что и почему говорит);медицина (чем болеет, как лечить);психология (причины поведения и реакций);социология (как ведёт себя в социуме);философия (взаимодействие человека и мира, изучение познания, нравственности);этнография (происхождение народов).

  • Науки, изучающие организм человека

    Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины.

    Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий.

    Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает.

    У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику.

    Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

    Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

    Наука Что изучает
    Ботаника Наука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
    Зоология Наука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
    Биохимия, биофизика Науки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
    Микробиология Наука о микроорганизмах
    Гидропалеонтология Наука об организмах, населяющих водную среду
    Палеонтология Наука об ископаемых организмах
    Вирусология Наука о вирусах
    Экология Наука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
    Физиология растений Изучает функции (жизнедеятельность) растений
    Физиология животных Изучает функции (жизнедеятельность) животных
    Генетика Наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
    Эмбриология (биология развития) Закономерности индивидуального развития организмов
    Дарвинизм (эволюционное учение) Закономерности исторического развития организмов
    Биохимия Изучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
    Биофизика Исследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
    Биометрия На основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
    Теоретическая и математическая биология Позволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
    Молекулярная биология Исследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
    Цитология, гистология Изучает клетки и ткани живых организмов
    Популяционно-водовая биология Наука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
    Биоценология Изучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
    Общая биология Изучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
    и многие другие.

    Становление наук о человеке

    Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных.

    Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи.

    Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства.

    Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

    Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

    Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации.

    Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении.

    Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.).

    Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа.

    Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

    Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

    В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием.

    Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты.

    Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

    Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

    Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология.

    История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты.

    В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их.

    Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

    У истоков медицины

    В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины.

    С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

    Читайте также:  Понятие о систематике растений, биология

    Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур.

    Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека.

    Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались.

    Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека.

    Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

    Период Мыслители/учёные Вклад в науку
    VI–V века Гераклид (греческий мыслитель)
    • Организмы развиваются по законам природы и, можно использовать эти законы на благо людей;
    • мир непрерывно меняется;
    • «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»
    384–322 гг до н.э. Аристотель (греческий мыслитель)
    • любое живое существо отличается от неживых тел чёткой и строгой организацией;
    • ввел термин «организм»;
    • понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело.
    460–377 гг до н.э. Гиппократ (медик античности)
    • изучал влияние на здоровье людей природных факторов;
    • нашёл причины болезней, в которых виноваты сами люди.
    130–200 гг н.э. Клавдий Гален (римский врач, продолжатель идей Гиппократа)
    • подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны;
    • предположил, что человек устроен сходным образом;
    • ему принадлежат многие работы о функциях органов.
    1452–1519 гг Леонардо да Винчи (итальянский художник и учёный) Изучал, записывал и зарисовывал строение тела человека.
    1483–1520 гг Рафаэль Санти (великий итальянский художник) Cчитал, что для правильного изображения человека надо знать расположение костей его скелета в той или иной позе.
    1587–1657 гг Уильям Гарвей (английский учёный)
    • Открыл два круга кровообращения;
    • впервые применил экспериментальные методы для решения физиологических проблем.
    Первая половина XVII Рене Декарт (французский философ) Открытие рефлекса.
    1829–1905, 1849–1936 гг И. М. Сеченов, И. П. Павлов Работы с рефлексом
    Начало XIX до наших дней Луи Пастер (французский учёный), И. И. Мечников (русский учёный) Работы с рефлексом

    Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества.

    Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

    В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

    Классификации наук о человеке по М.А. Мануильскому

    Данная статья относится к Категории: Классификации наук

    «По степени «обращённости» к человеку совокупность соответствующих представлений можно представить в качестве некоего континуума.

    На одном его полюсе находятся схемы, в которых человек как специальный предмет для исследования отсутствует вовсе, во всяком случае в ряде дисциплин, где он традиционно присутствовал.

    На другом полюсе – концепции, где человек – в той или иной степени объект изучения если не всех, то очень многих дисциплин. Между этими полюсами можно расположить практически все сколько-нибудь значимые схемы.

    Приведу в пример лишь две концепции, которые как бы образуют границы континуума.

    Первая классификация принадлежит Э.В. Соколову, его статья на эту тему опубликована в журнале «Человек» (Соколов Э.В., Четыре науки XXI века // Человек, 2002 г., N 1).

    Автор выделяет четыре «мира», в которых живет и работает наука: мир идей, мир природы, мир культуры и мир человеческий, жизненный, практический.

    Этим мирам соответствуют и основные науки (я бы назвал их «метанауками», поскольку каждая из них должна состоять из нескольких дисциплин): интеллектуалистика (искусство оперировать идеями), естествознание (природоведение), культурология (понимание культуры) и праксеология (теория действия). В этой классификации по-своему реализована идея комплексности.

    Культурология призвана создать многомерный образ человеческого мира, праксеология – системную методологию деятельности. Однако человек как предмет «тотального» междисциплинарного анализа здесь четко не эксплицирован.

    Вторую классификацию предложил В.Г. Борзенков. Озвучиваю её с любезного разрешения автора. По его данным, насчитывается около 200 научных дисциплин, так или иначе занимающихся исследованием человека. Все их можно объединить в несколько блоков:

    • – науки о человеке как биологическом виде (приматология, археология, палеосоциология, палеолингвистика, генетика популяций, биохимия человека и др.);
    • – науки о человечестве (социология, экономика, демография, этнография, политология, культурология и др.);
    • – науки о взаимодействии человека с природой, о ноосфере и освоении космоса (общая и социальная экология, биогеохимия, натурсоциология, космическая медицина, космическая психология и др.);
    • – науки о личности или персоналистика (социальная психология, педагогика, этика, эстетика, языкознание, психология отношений и др.);
    • – науки об онтогенетике человека (онтопсихофизиология, эмбриология человека, возрастная психология, педагогика, аксиология, геронтология и др.);

    – науки о человеке как субъекте теоретической и практической деятельности (генетическая психология, эпистемология, эргономика, инженерная психология, семиотика, эвристика и др.).

    Эту классификацию я бы назвал концепцией «экстенсивной экспансии» человековедческой проблематики в различные отрасли знаний.

    Какое же место в данном континууме должно занимать человекознание (человековедение)? Ответ на этот вопрос требует решения ряда фундаментальных проблем методологии и философии науки, на которых я не имею возможности остановиться. Но, безусловно, важную роль в их решении играет представление о том, что представляет человек как предмет исследования. Хотя бы в общих чертах. Нельзя обсуждать возможность создания науки, предмет которой не определён.

    Я отдаю себе отчет в том, что выдвижение дефиниций отдаёт схоластическим теоретизированием. Более того, я являюсь сторонником запрета М. Шелера на определение природы и сущности человека, поскольку такое определение ограничивает свободу человека и противоречит его незавершенности. И тем не менее.

    По моему мнению, есть четыре основных понятия, которые описывают проблемное поле изучения человека. Первое – человек как родовое существо, как вид Homo sapiens.

    Второе – человек как индивид, субъект общественных отношений, социальных процессов и т. д. Третье – человек как личность, индивидуум, обладающий неким набором интеллектуально-эмоциональных способностей.

    Наконец, человек как неповторимая индивидуальность.

    Отсюда можно сформулировать следующее определение человека: человек – это биологический вид Homo sapiens, существующий в многообразных формах социальной организации, обладающий сложной системой интеллектуально-эмоциональных способностей (качеств) и наделенный неповторимой индивидуальностью.

    Эвристическая ценность дефиниции определяется многими обстоятельствами. Хотел бы обратить внимание на следующее.

    Сформулированный подход открывает, на мой взгляд, возможность учитывать в исследовании очень важную для человекознания дилемму – дилемму между множественностью, многообразием проявлений человеческой природы в различных формах социальной жизни и уникальностью каждого такого проявления в личностном, индивидуальном».

    Мануильский М.А., Выступление на круглом столе «Как возможна единая наука о человеке?», Проблема моделирования когнитивной эволюции, в Сб.: Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. ред. Б.Г. Юдина, М., «Прогресс-Традиция», 2007 г., с. 303-305.

    1. Источник — портал VIKENT.RU
    2. Дополнительные материалы
    3. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — плейлист из 19-ти видео
    4. Изображения в статье
    5. Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
    6. Изображение ParallelVision с сайта Pixabay

    Урок 1: Организм человека

    • План урока:
    • Рентгенологическое исследование
    • Позитронно-эмиссионная томография
    • Магнитно-резонансная томография
    • Ультразвуковая диагностика
    • Функциональная диагностика 
    • Эндоскопические исследования
    • Клиническая лабораторная диагностика

    Рентгенологическое исследование

    8 ноября 1895 года Вильгельм Конрад Рентген открыл новое излучение – X-лучи. Позже их назвали «рентгеновские лучи». Их способность проникать через различные материалы и показывать внутреннее устройство предметов ошеломляла. 22 декабря 1895 года Рентген сделал снимок руки своей жены Берты – получилось изображение костей кисти с кольцами на пальцах.

    И уже в январе 1896 года в Москве и Петербурге были сделаны первые снимки кисти человека. Рентгеновские аппараты применялись в осаждённом Порт-Артуре во время русско-японской войны (1904 – 1905).

    Рентгеновское излучение – это электромагнитное излучение или поток фотонов; оно легко проходит через мягкие ткани и засвечивает плёнку. Кости содержат атомы кальция, которые «тяжелее» атомов других тканей – водорода, углерода, кислорода, азота. Поэтому они задерживают рентгеновские лучи, а на выходе получается хорошее изображение скелета, а также лёгких.

    Организм можно представить как систему трубок – сосуды, пищевод, кишечник, мочеточники. Если их наполнить веществом, которое задерживает рентгеновское излучение, то они тоже станут видны.

    Для исследования желудка и кишечника человеку дают проглотить сульфат бария.

    Читайте также:  Наследственная изменчивость и ее типы - биология

    Чтобы увидеть сосуды и мочеточники, в вену вводят контрастное вещество, которое распространяется по сосудам и выводится через почки.

    Разновидности рентгенологического исследования

    • Рентгеноскопия – исследование в реальном времени, когда изображение проецируется на экран. Сейчас она используется во время некоторых операций, чтобы врач мог видеть свои действия.
    • Рентгенография – это и есть получение рентгеновского снимка (рентгенограммы).
    • Если сфотографировать рентгеновское изображение с флюоресцентного экрана на фотоплёнку, получится флюорограмма. Фотографирование занимает меньше времени, чем получение рентгенограммы. Чаще делают флюорографию лёгких, так как это лёгкий и быстрый способ обнаружить туберкулёз у больших групп населения. Сейчас технология фотографирования с экрана уходит в прошлое, современные флюорографы – это цифровые рентгенографические аппараты.

    Компьютерная томография (КТ)

    Настоящим прорывом стала компьютерная томография, благодаря которой врачи смогли подробно и чётко увидеть внутреннее строение живого организма.

    Когда человек находится в томографе, вокруг него движется установка с рентгеновским излучением. Полученные снимки обрабатываются и получаются изображения тонких срезов различных областей тела.

    В XIX веке основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов разработал метод «ледяной анатомии», которая стала прообразом томографии.

    Он замораживал тела умерших людей, делал тонкие срезы, а нанятый им художник зарисовывал увиденное.

    Результатом колоссальной работы стал атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, произведенных в трех измерениях через замороженное человеческое тело».

    Усовершенствованный метод мультиспиральная компьютерная томография воссоздаёт трёхмерные изображения человеческого тела.

    Важно помнить, что рентгеновское излучение – это разновидность радиоактивного излучения. И хотя в современных аппаратах доза облучения сведена к минимуму, компьютерную томографию назначают только тогда, когда в ней действительно есть необходимость.

    Позитронно-эмиссионная томография

    Метод позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) появился в результате достижений ядерной физики и квантовой механики. Это один из методов ядерной медицины, которая использует радиоактивные атомы для диагностики и лечения в основном онкологических заболеваний.

    Перед исследованием человеку в вену вводят вещество с радиоактивным изотопом. Радиоактивный изотоп в ПЭТ – это разновидность атома, который быстро распадается с образованием позитрона. Позитрон – это такая же элементарная частица, что и электрон.

    Но если электрон несёт отрицательный заряд, то позитрон – положительный. Другими словами, позитрон и электрон – это античастицы; они сталкиваются друг с другом и превращаются в два гамма-кванта. Гамма-квант – это элементарная частица фотон с большой энергией.

    Томограф улавливает гамма-кванты и строит изображение.

    Радиоактивный изотоп присоединяют к молекуле, которая постоянно используется для работы клеток. Например, для питания клеток, особенно клеток мозга (нейронов), нужна глюкоза. Молекулу глюкозы соединяют с изотопом фтор-18, получается 18F-дезоксиглюкоза.

    18F-дезоксиглюкоза поступает в опухоль или нейроны, которые активно работают и нуждаются в дополнительном питании. Там фтор-18 распадается, образуется электронно-позитронная пара, которая превращается в два гамма-кванта. Томограф улавливает гамма-кванты и создаёт изображение. То есть врач видит, в каком отделе мозга находится опухоль или активно работающие нейроны.

    С помощью ПЭТ изучают работу мозга, обнаруживают болезнь Альцгеймера, опухоли, а также отслеживают реакцию опухоли на лечение.

    Злокачественная опухоль мозга на МРТ (справа под буквами A, B) и ПЭТ (под буквой C). Опухоль на ПЭТ-изображении выглядит как яркое красное пятно, потому что её клетки активно питаются и накапливают вещество с радиоактивным изотопом.

    ПЭТ-изображение мозга здорового человека и больного болезнью Альцгеймера. Изображение больного мозга не такое яркое и красочное. То есть нейроны хуже работают и хуже накапливают молекулу с изотопом.

    Сейчас существует позитронно-эмиссионная томография, совмещённая с компьютерной томографией.

    Изображение, полученное при совмещении ПЭТ и КТ

    Магнитно-резонансная томография

    В организме человека очень много атомов водорода, особенно в жидкостях и жировой ткани. Эту особенность использует метод магнитно-резонансной томографии (МРТ). Ядра атомов водорода в магнитном поле томографа поглощают волну в радиодиапазоне, а затем сами испускают электромагнитный сигнал. Этот сигнал улавливается и обрабатывается в изображение.

    Благодаря этому МРТ имеет несколько преимуществ:

    • Нет лучевой нагрузки, так как не используются рентгеновские лучи
    • Получаются изображения разных частей тела в разных проекциях
    • Можно увидеть мягкие ткани, мозг, а также сосуды без контрастного вещества

    Особая заслуга нового метода в том, что магнитно-резонансная томография подробно показывает анатомию головного мозга.

    Ультразвуковая диагностика

    Ультразвук – это звуковые волны с частотой свыше 20 000 Гц. В медицине чаще используются волны с частотой 2 – 10 МГц.

    Когда ультразвуковая волна доходит до тканей, одна её часть распространяется дальше, а другая отражается, как эхо. Чем плотнее ткань, тем сильнее отражается ультразвук. Аппарат воспринимает отражённую волну и строит изображение.

    Плод в матке

    Один из методов ультразвуковой диагностики основан на эффекте, который обнаружил австрийский физик Кристиан Допплер.

    Кровь и её клетки (большинство составляют эритроциты) постоянно движутся по сосудам. Если направить на эритроцит ультразвук одной частоты, он отразится от эритроцита, как и от любой другой поверхности. Частота отражённой волны будет уже ниже. Разница между частотами зависит от скорости движения эритроцитов, а значит, от скорости движения крови.

    Благодаря ультразвуку и эффекту Допплера врачи могут исследовать движение крови в сосудах и выявлять замедление или ускорение кровотока.

    Ультразвуковое исследование сосудов

    Функциональная диагностика

    Методы функциональной диагностики показывают, насколько нарушено функционирование, то есть работа систем организма.

    Электроэнцефалография и электрокардиография (ЭЭГ и ЭКГ)

    Клетки электрически активны, то есть они генерируют отрицательные и положительные заряды во время своей работы. Особенно это касается клеток нервной ткани – нейронов. Во время электроэнцефалографии (ЭЭГ) к коже головы прикрепляются электроды, которые регистрируют электрическую активность мозга.

    В науке с помощью ЭЭГ изучают, как мозг решает разные задачи, ведь во время своей работы он меняет электрическую активность. ЭЭГ также обнаруживает аномальную работу больного головного мозга, например, при эпилепсии.

    В 1929 году немецкий психиатр и физиолог Ганс Бергер опубликовал первую ЭЭГ своего сына. Со следующего года этот метод вошёл в науку и практику.

    С развитием компьютерных технологий ЭЭГ пережила второе рождение. Теперь учёные и врачи не просто расшифровывают линии на электроэнцефалограмме, они получают карту активности разных областей головного мозга.

    Компьютерная обработка ЭЭГ

    Сердце тоже обладает электрической ритмичной активностью, которую регистрируют с поверхности тела. Метод электрокардиографии разработал голландский физиолог Вильям Эйнтховен на рубеже XIX и XX веков. Благодаря ЭКГ врачи диагностируют нарушения ритма, инфаркт (омертвение тканей) и другие болезни сердца.

    Разновидность ЭКГ – холтеровское мониторирование. К телу прикрепляют электроды лёгкого аппарата, который человек может носить с собой. Таким образом, в течение суток можно отслеживать работу сердца и её изменения под влиянием различных событий.

    Оценка функции внешнего дыхания (спирометрия)

    Спирограф (спирометр) измеряет характеристики дыхания в покое и при усиленном дыхании.

    Человек выдыхает воздух в мундштук спирометра с разной силой и частотой. Спирометр записывает объёмы и скорость выдыхаемого воздуха. Врач анализирует результаты и может определить, какой отдел дыхательной системы поражён: сужены бронхи или не работает часть лёгкого.

     

    Эндоскопические исследования

    Эндоскопическое исследование – это видеосъёмка организма изнутри. Видеокамеру вводят специальным инструментом эндоскопом в бронхи, пищевод, желудок, двенадцатиперстную кишку, прямую и толстую кишки, мочевой пузырь.

    Инструментами для эндоскопии можно взять кусочек исследуемого органа для дальнейшей диагностики. Полученный фрагмент отправляют в патологоанатомическое отделение, где из него делают тонкие срезы – препараты. Их под микроскопом рассматривает врач-патологоанатом и ставит свой диагноз.

    Эндоскопические методы исследования приносят неприятные ощущения, поэтому такие процедуры проводят под местной анестезией, т.е. местным обезболиванием (орошают полость рта и глотку анестетиком) или наркозом.

    Эндоскопическое исследование пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки 

    Голосовые связки (складки)

    Клиническая лабораторная диагностика

    Особый пласт диагностики в медицине – это исследование жидкостей и выделений организма (спинномозговой жидкости, крови, мочи, кала) с помощью химических и физических методов.

    Эта специальность складывалась веками. Химики и физики изучали кровь и другие жидкости человеческого тела, а микроскоп стал окном в мир клеток. В 1842 году при больнице города Вюрцбурга И. Шерер открыл «клиническую химическую лабораторию», в 1843 году была опубликована его книга «Химические и микроскопические исследования при патологии».

    Врач клинической лабораторной диагностики работает на уровне клеток и молекул. Опираясь на методы цитологии, биохимии, молекулярной биологии, он как бы видит тончайшие процессы жизни организма.

    В современной лаборатории автоматические анализаторы гораздо точнее человека выполняют механическую работу, например, подсчитывают количество клеток крови.

    Врач контролирует работу анализаторов, выполняет сложные исследования, например, смотрит под микроскопом мазки крови с подозрением на опухоль костного мозга – лейкоз, исследует спинномозговую жидкость.

    Зная тонкости биохимии здорового и больного организма и работы лаборатории, врач клинической лабораторной диагностики консультирует лечащего врача (терапевта, хирурга) в ситуациях, когда сложно поставить диагноз.

    Современная клинико-диагностическая лаборатория

    В современной клинической лаборатории существуют более узкие направления – микробиология и лабораторная генетика.

    Микробиологи определяют, какие вирусы или бактерии вызвали заболевание, например, кишечную инфекцию. В лаборатории подбирают антибиотик, к которому чувствительны бактерии именно у этого человека.

    Чашка Петри с культурами бактерий

    Лабораторная генетика помогает разобраться с причинами заболеваний костного мозга, например, лейкозов. Существует множество хромосомных аномалий и генетических мутаций, а значит, много болезней системы кроветворения. Методы лабораторной генетики обнаруживают поломки в хромосомах и генах. На основе этих исследований лечащий врач ставит правильный диагноз и подбирает лечение.

     Исследование хромосом

    Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]