Значение и разнообразие животного мира – биология

Значение и разнообразие животного мира

Значение и разнообразие животного мира - биология

В чем заключается значение животных как составной части живой природы?

В 6-м классе вы изучали жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников, а теперь приступаете к изучению жизни животных. Животные, как и другие организмы, являются составной частью природы Земли, ее живой оболочки. Царство Животные – одна из самых многообразных групп организмов на нашей планете.

Ученые предполагают, что первые животные возникли в море около 1,6 млрд лет назад. Известно около 2 млн видов современных животных. Трудно рассчитать, сколько видов животных существовало в предыдущие геологические эпохи. Возможно, что их было во много раз больше, чем современных.

Животные влияют на геологические и геохимические процессы, происходящие на нашей планете. Например, жизнедеятельность дождевых червей и муравьев, личинок многих жуков способствует процессу почвообразования.

Жуки-мертвоеды, личинки мух и некоторые другие животные участвуют в разложении погибших организмов и образовании минеральных веществ. Этим они обеспечивают круговорот веществ в природе.

Многие животные, обитающие в воде (например, моллюски, кишечнополостные, ракообразные), вместе с другими организмами (например, одноклеточными водорослями) участвуют в естественной очистке водоемов.

Немало морских и пресноводных животных являются важнейшим источником пищи для рыб, китов.

К примеру, пресноводные рыбы питаются в основном мелкими рачками (дафниями, циклопами), личинками насекомых и другими обитателями водоемов.

Почти 80% цветковых растений опыляется преимущественно насекомыми. Образовавшиеся в результате опыления плоды и семена не только выполняют функции размножения и распространения растений, но и являются пищей для многих обитателей нашей планеты, в том числе животных и людей.

В природе существует много форм взаимоотношений между различными видами животных. Эти отношения могут быть взаимовыгодными, нейтральными, а также приносящими вред одному из партнеров.

Например, животные-паразиты, поселяясь на других организмах и используя их в качестве среды обитания и источника пищи, наносят им вред. Только с человеком связано около 400 видов паразитических животных. Животные повреждают многие культурные растения.

Если не ограничивать их численность, то продуктивность сельскохозяйственных угодий значительно снижается и человек теряет большое количество растительного продовольствия.

Что общего у растений и животных и чем они различаются?

Растения и животные обладают рядом сходных особенностей. И тем и другим свойственны клеточное строение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, питание, дыхание (с поглощением кислорода и выделением углекислого газа), передача признаков по наследству и приобретение в процессе развития новых признаков.

Однако между животными и растениями есть и существенные различия. Например, животные в отличие от растений способны активно реагировать на внешние раздражения.

Большинство животных активно передвигаются, спасаясь от врага или стихийного бедствия, в поисках корма или особи противоположного пола. Обычно животные сами добывают себе пищу, поедая растения, грибы или других животных.

Способ питания готовыми органическими веществами называют гетеротрофным.

Из курса биологии растений вам известно, что зеленые растения сами образуют органические вещества в процессе фотосинтеза. Такой способ питания называют автотрофным.

Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют твердой целлюлозной оболочки. Рост животных обычно прекращается после определенного периода развития, а растения растут в течение всей жизни.

Чем обусловлено многообразие животных?

Передвигаясь от полюсов Земли к экватору, можно заметить, что количество видов животных возрастает. Особенно велико видовое разнообразие во влажных тропических лесах бассейна реки Амазонки в Южной Америке.

Пока еще никто из зоологов не может точно сказать, сколько видов животных обитает здесь, в этом теплом и влажном климате. В тропических лесах встречается множество видов бабочек, жуков, пауков, мух, комаров, земноводных, пресмыкающихся, птиц и зверей (рис. 1).

Одних попугаев насчитывают более 40 видов, птичек колибри – свыше 30 видов, а бабочек – несколько тысяч видов.

Рис. 1. Животные, обитающие в тропическом лесуЗдесь встречаются разнообразные птицы, огромные летучие мыши (с размахом крыльев до 1,7 м) и гигантские бабочки (с размахом крыльев до 30 см), а также очень крупные змеи, крокодилы, лягушки.

На одном квадратном метре тропического леса обитает более семисот муравьев – представителей полусотни различных видов.

Многообразие животного мира в тропическом лесу обусловлено двумя основными факторами; регулярно выпадающими дождями и высокой среднегодовой температурой (+24 °С), которая не подвержена резко выраженным сезонным колебаниям. Влажные тропические леса можно назвать природной теплицей, где животные находят много корма.

В отличие от природной зоны влажных тропических лесов в лесной зоне умеренного пояса сезонные колебания температуры более резкие. Здесь летом бывает жарко, а зимой – очень холодно.

Поэтому летом леса умеренного пояса полны жизни, а зимой растения находятся в состоянии покоя. Многие животные в период зимней бескормицы погружаются в спячку.

Активный образ жизни ведут только те животные, которые способны выдерживать суровую зиму и находить в этих условиях корм.

Для любознательных

Во влажных тропических лесах обитает много животных, которые питаются опавшими листьями, гниющей древесиной, экскрементами и другими органическими остатками. К этой группе относятся личинки разнообразных насекомых, многие жуки, сеноеды, растительноядные многоножки, почвенные черви, термиты.

На одном гектаре влажного тропического леса может быть около тысячи термитников. Термиты строят свои гнезда как на поверхности почвы, так и на деревьях. Наземные термитники часто имеют форму зонтика – это приспособление для защиты от ежедневных тропических дождей. На деревьях гнезда термитов располагаются в основаниях толстых ветвей у ствола, это спасает их от переувлажнения.

Как среда обитания влияет на разнообразие животного мира?

Животные широко распространены на Земле и населяют все среды обитания: наземно-воздушную, водную, почвенную (рис. 2). Средой обитания животных-паразитов являются другие живые организмы. в том числе и человек. В любой среде обитания животные распределены не равномерно, а населяют наиболее благоприятные участки – места обитания.

Рис. 2. Животные, обитающие в разных средах
На многообразие животного мира влияют разные факторы окружающей среды: рельеф местности, климат, температура, свет, взаимоотношения между организмами разных видов, а также деятельность человека. Приспособленность животных к условиям среды выражается в соответствующих особенностях их организации.

В поисках благоприятных условий для размножения или питания многие организмы способны преодолевать огромные расстояния. Такие передвижения называют миграциями. Например, лососевые рыбы кета и горбуша подрастают в море, а для размножения поднимаются в верховья рек.

Вылупившиеся из икры личинки этих рыб уносятся речными течениями обратно в море, где они активно питаются и быстро растут.

Еще более длинный путь проделывают личинки европейского угря. Из глубин Саргассова моря они поднимаются к поверхности, и течение переносит их к берегам Европы. Здесь они превращаются в маленьких угрей и заходят в реки. Достигнув половой зрелости, взрослые угри устремляются из рек обратно в Саргассово море (рис. 3).

Рис. 3. Схема миграции европейского угря
У многих донных животных (ракообразных, моллюсков) личинки в течение нескольких недель, а иногда и дольше, живут в толще воды. За этот период водные течения относят их на сотни и даже тысячи километров от места рождения.

Попадая в благоприятные условия существования, животные осваивают новые районы.

Встречается еще один своеобразный способ миграции некоторых видов животных: они поселяются на других животных или прикрепляются к подводным частям речных и морских судов и таким образом преодолевают большие расстояния.

Полезно знать

Источник: http://blgy.ru/biology7t/animal-world

Роль животных в природе и жизни человека

Животные — одна из важных составляющих окружающего нас мира. Воздействие их на людей и на природную среду очень разнообразно. Животный мир — это необходимое звено природной среды. Если одно из звеньев цепи убрать, то нарушится равновесие всего живого.

Роль животных в природе

Животные населяют все уголки нашей планеты: воздух, землю, сушу, океаны и пресные водоемы. Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые перерабатывают останки отмерших организмов.

Значение животных в природе

Большинство представителей класса Насекомые способствуют опылению растений, увеличивая урожайность зерновых культур. Птицы уничтожают насекомых, которые вредят хвойным лесам, парковым зонам. Животные принимают участие в биологической очистке водоемов, почвообразовании.

При создании новых механизмов используются основы строения и функциональные возможности животных, которые изучает наука бионика (бион — «ячейка жизни»). Бионика помогает человеку создавать уникальные технические системы и процессы на основе идей, найденных и заимствованных у природы.

Первые домашние животные

Человек одомашнил первых животных примерно 12 тыс. лет назад, чтобы иметь постоянный доступ к продуктам питания и необходимым материалам для пошива одежды, а также для защиты дома или зерновых запасов. Так люди смогли приручить собаку, кошку для ловли грызунов, корову, козу для получения молока. Овца, утка, гусь стали незаменимым источником шерсти, пуха.

Предполагают, что первыми домашними животными стали собаки. Немного позже начали разводить скот для получения мяса и молочной продукции, затем и лошадей стали держать в домашних условиях.

Лошади были приручены на азиатской территории примерно 6000 лет назад и использовались для добычи мяса, молока, или транспорта тяжелых грузов. Предки современных лошадей вымерли из-за массового уничтожения охотниками.

Первые животные, которые были приручены

Сильных животных использовали для помощи по хозяйству. Слоны, верблюды перевозили тяжести на далекие расстояния. Крупные парнокопытные вспахивали поля. Овцы и козы выращивались с целью получения меха и шерсти.

Значение животных в жизни человека сегодня

Спортивные соревнования и развлекательные мероприятия не обходятся без участия животных. Множество фильмов снято с животными, как главными героями. Они дружелюбны, легко обучаемы, исполняют необычные трюки и всегда вызывают положительные эмоции и привлекают миллионы зрителей.

Знаменитые собаки Лайка, Белка и Стрелка — осуществили полет в космос. Ездовые собаки транспортируют грузовые повозки, а собаки-поводыри, помогают незрячим людям ориентироваться на местности. Известно много случаев, когда собаки спасали людей, находили наркотические вещества, преследовали злоумышленников.

Животные помогают в проведении опытов в научных лабораториях. Лягушки, крысы, собаки, обезьяны служат подопытными моделями для исследования болезней и разработки методов лечения, получения иммунной сыворотки.

С помощью животных человек может производить продукты питания: сметана, творог, кефир, мясо, мед и многое другое. Используются для промышленного производства также шерсть, перья, шкуры, пчелиный воск, фармакологические компании применяют яд пчел для изготовления лекарственных средств.

Роль животных в жизни человека

Для охраны природы была создана Красная книга. В ней записаны животные, которые находятся на грани вымирания. Они не смогут выжить, если не будут находиться под охраной. С этой целью создаются заповедные территории.

Дружба с животными дает человеку много позитивных эмоций, что положительно сказывается на здоровье. Люди становятся после общения с животными добрее и заботливее.

Вред животных для жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека не всегда положительное. Животные могут вызывать тяжелые заболевания. Гельминты, чесоточные, иксодовые клещи, комары являются переносчиками возбудителей клещевого энцефалита, малярии, сыпного тифа.

На складах водятся хлебные клещи, грызуны, которые наносят ущерб запасам зерна. Многие грызуны, насекомые используют как пищу сельскохозяйственные растения, что значительно снижает урожайность. Животные, с ядовитыми железами, могут поражать человека, что приводит даже к смертельному исходу (тарантул, левантская гадюка, кобра).

Для разумного использования полезных животных и эффективной борьбы с вредителями, нужно знать особенности их жизнедеятельности в разных условиях окружающей среды. К примеру, до недавнего времени считали, что все хищники вредители и их массово истребляли.

Но после исследования поведенческих особенностей хищников было обнаружено, что волки в первую очередь охотятся на слабых и больных животных, а птицы поедают грызунов, которые вредят лесам и злаковым полям.

Поэтому хищники это необходимое звено в нормально существующем биоценозе.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (15

Источник: https://animals-world.ru/znachenie-zhivotnyx-v-prirode-i-zhizni-cheloveka/

План-конспект урока по биологии (8 класс) по теме: урок биологии на тему “Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни”

Предмет Биология                                                            Дата           8 класс

Урок №

Тема: «Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их  к условиям жизни»

Цель: Изучить приспособленность животных к различным местам обитания.

Задачи: познакомить обучающихся  с животными юга, севера, пустыни, неба, воды; выяснить, как они приспособились к тем или иным условиям; сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах; развивать внимание, интерес  и воображение обучающихся; прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

Читайте также:  Безусловные и условные рефлексы, их значение - биология

Оборудование: презентация “Среды обитания организмов”.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Читать стр.3-6

– Какие места обитания животных вы знаете? 

Сегодня ребята, мы с вами поговорим о приспособленности животных к различным местам обитания.

Приспособленность организмов к среде обитания. Приспособленность – соответствие признаков организма (внутреннего и внешнего строения, физиологических процессов, поведения) среде обитания, позволяющее выжить и дать потомство. Например, водные животные имеют обтекаемую форму тела; лягушку делает незаметной на фоне растений зеленая окраска спины.

Приспособленность помогает выжить организмам в тех условиях, в которых она сформировалась. Белая расцветка  куропатки зимой помогает ей скрываться от врагов. Заяц-беляк, незаметный на снегу.

Приспособления к среде обитания проявляются во внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности, поведении. Окраска и форма тела различных животных служат ярким примером приспособленности организмов к среде обитания.

Покровительственная окраска и форма тела у некоторых животных делают их незаметными на фоне окружающей среды, маскируют их. Они свойственны многим видам рыб, лягушек, птиц, зверей.

Некоторые животные имеют яркую окраску, которая резко выделяет их на фоне окружающей среды. Такая окраска называется предостерегающей. Она свойственна животным, выделяющим ядовитые или плохо пахнущие вещества. Предостерегающую окраску имеют божьи коровки, шмели, пчелы, осы. Они как бы предупреждают других животных: «Не тронь меня!».

При попадании животного в нетипичные для него условия приспособления могут оказаться бесполезными или даже вредными. Так, водоплавающие птицы – лебеди, утки с трудом передвигаются по суше, ночные птицы плохо видят днем.
Форма тела бабочки каллимы напоминает лист. Предки этой бабочки могли иметь другую форму тела. Они приобрели форму тела, напоминающую лист.

– Почему же все живые организмы разные? Почему отличаются друг от друга?

– Организмы так не похожи друг на друга, потому что живут в различных условиях (ответ детей).

Одни животные живут в холодных условиях, где вечно лежит снег (на севере – белые медведи, пингвины, тюлени, моржи).

Другие там, где все время тепло, не бывает морозов, снега (на юге кенгуру, зебра, леопард, черепахи, гиены, змеи). Некоторые живут в небе – птицы.

(ласточки – большую часть своего времени проводят в небе, питаются на лету – ловят мошек, пьют в дождливую погоду – ловят капли. Редко опускаются на землю)

В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Среда — это часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.

Выделяют четыре типа сред обитания животных. 
1.Водная среда. 

Вода служит средой обитания многих организмов. Из воды же они получают все необходимые для жизни вещества: пищу, воду, газы. Поэтому как бы ни было высоко разнообразие водных организмов, все они должны быть приспособлены к главным особенностям жизни в водной среде. Многие животные приспособлены к передвижению в водной среде.

Активные пловцы (рыбы, дельфины, другие животные) имеют характерную обтекаемую форму тела и конечности в виде плавников. Их быстрое плавание облегчается также особенностями строения внешних покровов и наличием специальной смазки — слизи, снижающей трение о воду. 2. Наземно-воздушная среда.

 Наземно-воздушная среда была освоена в ходе эволюции после водной. Наиболее важным фактором жизни в наземно-воздушной среде являются свойства и состав воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет.

Формы движения крайне разнообразны. По воздуху передвигаются птицы и многие насекомые. Воздушные массы характеризуются огромным объемом и постоянно находятся в движении. Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах.

Поэтому живущие на суше организмы имеют 

многочисленные приспособления, позволяющие выдерживать резкие изменения температуры или избегать их. Наиболее замечательным

 приспособлением является развитие теплокровности.
3. Почва. Почва как среда обитания — верхний слой суши, образованный минеральными частицами, переработанными деятельностью почвенных обитателей. Это важный и очень сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями. Некоторые организмы проводят в почве всю жизнь, другие — часть жизни. 4. Тела организмов как среда обитания. 
Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов (паразитов или симбионтов).
Определение паразитизма и симбиоза Главную роль для них играет обилие пищи, относительная стабильность условий, защищенность от неблагоприятных факторов. Жизнь внутри другого организма характеризуется: большим постоянством по сравнению с жизнью в открытой среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы, необходимые свободноживущим видам. У поселившихся внутри других организмов не развиты органы чувств или органы движения, взамен которых возникают приспособления для удержания себя в теле хозяина и эффективного размножения.Взаимосвязи животных в природе. Животные  находятся  в постоянной  взаимосвязи с  остальным  миром.Они  необходимое  звено  для нормальной жизнедеятельности других  организмовРоль  в природе
1.Опылители
2.Распространение семян и плодов
3. Санитары.
4. Участники пищевых  цепей (консументы)
5. Почво и ландшафтообразование. (раковины  отмерших  моллюсков)

–  что делает лягушку незаметной на фоне растений?

– что делает зайца  незаметным на фоне снега зимой?

– кто имеет предостерегающую окраску?

– помогает ли маскироваться форма тела?

– влияют ли условия обитания на животных?

– как приспособлены животные к наземно-воздушной среде обитания?

– как приспособлены животные к воде?

– как приспособлены животные к почве?

  1. Итог урока
  2. Дом.задание. читать стр.3-9

Источник: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2014/06/01/urok-biologii-na-temu-mnogoobrazie-zhivotnogo-mira-mesta

Зоология как наука — урок. Биология, Животные (7 класс)

Представителей царства животные изучает наука — зоология.

Зоология — биологическая наука, которая исследует строение, процессы жизнедеятельности, разнообразие, распространение животных и их значение в природе и жизни человека.

В зависимости от объектов изучения, в зоологии выделяют такие дисциплины, как:

1. Протозоология (изучает одноклеточных животных);

Одноклеточные животные (слева — амёба протей, справа — инфузория туфелька)

2. Гельминтология (изучает паразитических червей);

Паразитический червь — лентец широкий

3. Энтомология (изучает насекомых);

Различные виды насекомых

4. Арахнология (изучает паукообразных);

Различные виды паукообразных

5. Ихтиология (изучает рыб);

Различные виды рыб

6. Герпетология (изучает земноводных и рептилий);

Представитель земноводных: чесночница обыкновенная

Представитель рептилий: гадюка обыкновенная

7. Орнитология (изучает птиц);

Различные виды птиц

8. Териология (изучает млекопитающих).

Представитель млекопитающих: зебра

Выделяют различные разделы зоологии, в зависимости от их области изучения:

1. Морфология (исследует строение животных);

2. Сравнительная морфология (сравнивает строение различных групп животных);

3. Экология животных (исследует взаимоотношение животных с окружающей средой и между собой);

4. Этология  (изучает поведение животных);

5. Зоогеография (изучает распространение животных);

6. Физиология животных (исследует жизнедеятельность животных);

7. Систематика животных (описывает многообразие видов и классифицирует их по определенным признакам);

8. Палеозоология (изучает животных прежних геологических эпох).

Для упорядочивания и классификации всех существующих видов животных используются следующие систематические категории: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Систематические категории животных

Пример:

Систематическое положение Аиста белого:Царство ЖивотныеПодцарство МногоклеточныеТип ХордовыеКласс ПтицыОтряд АистообразныеСемейство АистовыеРод Аист

Вид Аист белый

Аист белый

Источники:

Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. – 302, [2] с. :ил.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология (От амёбы до человека).  7 класс. Учебник общеобразовательной школы. – М:Баласс, 2013. – 320с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/zhivotnye/zoologiia-nauka-o-zhivotnykh-14350/osnovnye-priznaki-zhivotnykh-14370/re-ff908c8e-9c25-4957-84a4-d0fa372c086a

Презентация на тему “Разнообразие животного мира”

  • Скачать презентацию (8.43 Мб)
  • 87 загрузок
  • 3.3 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация “Разнообразие животного мира” знакомит учеников с наукой зоологией и разделением всех животных на множество групп: паукообразных, ракообразных, моллюсков, пресмыкающихся и пр. По каждой группе представлены фотографии их представителей и краткое описание их особенностей.

Краткое содержание

  • Зоология;
  • Паукообразные;
  • Птицы;
  • Ракообразные;
  • Звери;
  • Пресмыкающиеся и др.
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов25
  • АвторТакмакова О.
  • Аудитория7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
  • Словабиология зоология животные виды животных
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
    • Презентация сделана учеником для получения оценки
  • Слайд 2Наука о животных называется зоологией. Это ещё один из разделов биологии.
  • Слайд 3Учёные зоологи делят царство животных на большое число групп.
  • Слайд 4Паукообразные – это пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 8 ног (4 пары).
  • Слайд 5Все пауки убивают своих жертв ядом.
  • Слайд 6Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
  • Слайд 7Совы отлично видят ночью благодаря огромным глазам, которые смотрят прямо вперёд, что для птиц необычно.
  • Слайд 8Ракообразные – это раки, крабы, креветки.
  • Слайд 9Крабы способны к регенерации (вместо обломанной конечности вырастает новая).
  • Слайд 10Звери, или млекопитающие, – животные, тело которых покрыто шестью. Своих детёнышей они выкармливают молоком.
  • Слайд 11Ёж в поисках корма проходит за ночь до 3 км.
  • Слайд 12Пресмыкающиеся, или рептилии, – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирям.
  • Слайд 13По мере роста змеи регулярно линяют – выползают головой вперед из старой кожи, как из чулка.
  • Слайд 14Иглокожие – это морские звёзды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы.
  • Слайд 15Моллюски имеют мягкое тело, у многих из них защищено раковиной.
  • Слайд 16Раковины моллюсков имеют размеры от нескольких миллиметров до 1 м.
  • Слайд 17Земноводные – это животные, у которых кожа голая, нежная.
  • Слайд 18Некоторые могут прыгать в длину на 15 м. Африканская лягушка – голиаф самая крупная: длина 80 см и вес 4 кг.
  • Слайд 19Рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуёй.
  • Слайд 20Самая крупная рыба – китовая акула. Длина до 15 м, весит до 15тонн. Она самая безобидная из акул. Кормится планктоном.
  • Слайд 21Насекомые – животные, у которых 6 ног (3 пары).
  • Слайд 22Стрекоза разгоняется до 60 км/ч. Они способны зависать в воздухе и летать задом наперед.
  • Слайд 23Все хорошо знают дождевого червя, но есть другие черви, которые живут в водоёмах например: пиявки.
  • Слайд 24Мир животных разнообразен.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/raznoobrazhie-zhivotnogo-mira-885

Значение животных в природе

Инструкция

Самое главное назначение животных в природе – участие в круговороте веществ, без которого ни один организм на Земле не смог бы выжить. Рассматривая экосистему животных, биологи разделяют комплекс организмов на три группы. В первую группу входят так называемые продуценты – зеленые растения, создающие органические вещества из неорганических.

Во вторую группу входят консументы – животные, питающиеся различными растениями или животной пищей. Именно они перерабатывают, а затем и рассеивают в почву (и в ее поверхность) вещества органического происхождения.

Третью группу составляют редуценты – бактерии и грибы, превращающие всю органику, которая появляется посредством жизнедеятельности растений и животных, в минеральные соли и газы.

Любопытно, что и газы, и соли, получающиеся за счет деятельности организмов, могут повторно использоваться листьями и корнями различных растений. Так и получается круговорот веществ и энергии в природе, невозможный без деятельности животных. В свою очередь, животные выполняют несколько основных функций, необходимых для поддержания жизни в экосистеме.

Во-первых, любое животное принимает непосредственное участие в круговороте различных веществ и химических элементов. Во-вторых, живые существа, сами того не подозревая, играют большую роль в образовании почв.

Особенно хорошо с этой ролью справляются беспозвоночные создания (клещи, моллюски, дождевые черви, насекомые).

Замечено, что растительный слой Земли хорошо развивается именно там, где в почве водятся такие организмы.

В-третьих, многие звери и птицы занимаются уничтожением нежизнеспособных и больных животных и растений. Например, второе название волка – санитар леса. Эти хищники истребляют больных животных, не давая потенциальной инфекции распространяться в природе.

Стервятники питаются падалью, чем оказывают бесценную помощь всей экосистеме. Сами того не замечая, животные становятся вершителями судеб матушки-природы и ее детей. Все это приводит к естественному отбору, а также к поддержанию жизнеспособности растений.

В-четвертых, хищные и паразитические существа сдерживают размножение растительноядных животных. Дело в том, что избыток травоядных приведет к тому, что львиная доля земной растительности будет уничтожена, а это уже может повлечь за собой недостаток кислорода на планете.

А насекомоядные птицы сдерживают популяцию вредных насекомых, которые ведут к уничтожению определенных видов растений.

В-пятых, животные осуществляют перекрестное опыление почти всех видов покрытосеменных растений. Кроме того, они распространяют семена деревьев и кустарников.

Например, в опылении принимают участие пчелы, живущие в степях, в саваннах, в горах, а разносят семена такие животные как зерноядные птицы, грызуны, копытные и т.д.

Безусловно, значение животных в природе высоко, но, к сожалению, в настоящее время практически нет таких существ, которым бы не угрожало вымирание по вине человека. Именно поэтому основной задачей человечества является сохранение всех видов животных и природного баланса.

Читайте также:  Учение вернадского о биосфере - биология

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-875800-znachenie-zhivotnyh-v-prirode

Биология, Животные, 7 класс, Трайтак Д.И., Суматохин С.В., 2012

Книги и учебники → Книги по биологии

Купить бумажную книгуКупить и скачать электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахБиология, Животные, 7 класс, Трайтак Д.И., Суматохин С.В., 2012.

    В учебнике рассматриваются основные вопросы биологии животных, демонстрируется многообразие и значимость животного мира в природе, объясняются причины появления такого разнообразия и адаптации к различным экологическим условиям. Помимо основного материала, в учебнике имеется большое количество дополнительного материала.

Вопросы в начале каждого параграфа активизируют познавательную деятельность обучающихся. Различные практические, творческие и исследовательские задания, а так же коллективная проектная деятельность направлена на усвоение предмета.

В учебник включены иллюстрации, схемы, таблицы, позволяющие формировать морфологические, анатомические, физиологические, а так же систематические и экологические понятия. Практические работы и задачи, представленные в учебнике, не только расширяют и углубляют знания, но и служат показателем умения применять их в иных ситуациях.

Оригинально построенный красочный иллюстративный материал облегчает понимание текста учебника. Соответствует требованиям ФГОС.
Значение и разнообразие животного мира.В чём заключается значение животных как составной части живой природы?В 6-м классе вы изучали жизнь растений, бактерий, грибов и лишайников, а теперь приступаете к изучению жизни животных.

Животные, как и другие организмы, являются составной частью природы Земли, её живой оболочки. Царство Животные — одна из самых многообразных групп организмов на нашей планете. Учёные предполагают, что первые животные возникли в море около 1,5 млрд лет назад. Известно около 2 млн видов современных животных.

Трудно рассчитать, сколько видов животных существовало в предыдущие геологические эпохи. Возможно, что их было во много раз больше, чем современных. Животные влияют на геологические и геохимические процессы, происходящие на нашей планете. Например, жизнедеятельность дождевых червей и Муравьёв, личинок многих жуков способствует процессу почвообразования.

Жуки-мертвоеды, личинки мух и некоторые другие животные участвуют в разложении погибших организмов и образовании минеральных веществ. Этим они обеспечивают круговорот веществ в природе.Многие животные, обитающие в воде (например, моллюски, кишечнополостные, ракообразные), вместе с другими организмами (например, одноклеточными водорослями) участвуют в естественной очистке водоёмов. Немало морских и пресноводных животных являются важнейшим источником пищи для рыб, китов. К примеру, пресноводные рыбы питаются в основном мелкими рачками (дафниями, циклопами), личинками насекомых и другими обитателями водоёмов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Школьникам об учебнике 3

Введение

§ 1. Значение и разнообразие животного мира 4§ 2. Что изучает зоология 10

Одноклеточные животные

§ 3. Общая характеристика одноклеточных животных, или простейших 17§ 4. Типы Корненожки и Фораминиферы 19§ 5. Тип Жгутиконосцы. Колониальные организмы 23§ 6. Тип Ресничные, или Инфузории§ 7. Паразитические простейшие 30

Многоклеточные животные

§ 8. Общая характеристика многоклеточных животных 33§ 9. Тип Кишечнополостные. Гидра — пресноводный полип 35§ 10. Медузы. Коралловые полипы 40

Черви

§ 11. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви 44§ 12. Паразитические плоские черви 47§ 13. Тип Круглые черви 52§ 14. Тип Кольчатые черви 55

Тип Моллюски, или Мягкотелые

§ 15. Общая характеристика моллюсков 61§ 16. Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки 63§ 17. Класс Двустворчатые моллюски 66§ 18. Класс Головоногие моллюски 69

Тип Членистоногие

§ 19. Общая характеристика типа членистоногих 73§ 20. Класс Ракообразные 77§ 21. Класс Паукообразные 81

Класс Насекомые

§ 22. Общая характеристика насекомых 89§ 23. Развитие насекомых 93§ 24. Отряд Жесткокрылые, или Жуки 97§ 25. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки 100§ 26. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела 103§ 27. Отряд Перепончатокрылые. Муравьи 107§ 28. Значение насекомых в природе и сельском хозяйстве 109§ 29. Насекомые — паразиты человека и животных 114

Тип Хордовые

§ 30. Общая характеристика хордовых 118§ 31. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники 121

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы

§ 32. Места обитания и внешнее строение рыб 125§ 33. Многообразие способов движения, форм тела и окраски рыб 131§ 34. Внутреннее строение рыб 137§ 35. Нервная система и органы чувств рыб 141§ 36. Размножение, развитие и миграции рыб 143§ 37. Происхождение, классификация и значение рыб в природе 148§ 38. Хозяйственное значение рыб. Рыбоводство и охрана рыбных запасов 152

Класс Земноводные

§ 39. Общая характеристика и внешнее строение земноводных 158§ 40. Внутреннее строение земноводных 163§ 41. Размножение, развитие и происхождение земноводных 167§ 42. Многообразие земноводных. Их значение в природе и для человека 170Класс Пресмыкающиеся§ 43. Общая характеристика и особенности внешнего строения пресмыкающихся 174§ 44. Особенности внутреннего строения и происхождение пресмыкающихся 178§ 45. Многообразие пресмыкающихся. Их значение в природе и для человека 181

Класс Птицы

§ 46. Общая характеристика и особенности внешнего строения птиц 191§ 47. Скелет и мускулатура птиц 195§ 48. Внутреннее строение и размножение птиц 197§ 49. Сезонные изменения в жизни птиц 202§ 50. Происхождение птиц. Основные систематические группы современных птиц 207§ 51. Экологические группы птиц 210§ 52. Значение птиц в природе и для человека. Охрана и привлечение птиц 218§ 53. Одомашнивание птиц. Птицеводство 220

Класс Млекопитающие, или Звери

§ 54. Общая характеристика и особенности внешнего строения млекопитающих 223§ 55. Скелет и мускулатура млекопитающих 228§ 56. Внутреннее строение и процессы жизнедеятельности млекопитающих 231§ 57. Нервная система и органы чувств млекопитающих 234§ 58. Размножение и развитие млекопитающих 236§ 59. Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей 239§ 60. Экологические группы млекопитающих. Наземные и подземные звери 244§ 61. Экологические группы млекопитающих. Летающие и водные звери 249§ 62. Домашние животные 254Заключение 264Предметный указатель 266.

Купить.

Источник: https://nashol.com/2013032470280/biologiya-jivotnie-7-klass-traitak-d-i-sumatohin-s-v-2012.html

“Многообразие животного мира. Зоология — наука о животных”

 Многообразие животного мира. Зоология — наука о животных

Цели урока: на примерах показать многообразие животного мира, опреде­лить значение животных в природе и жизни человека.

Оборудование: натуральные объекты — животные из уголка живой приро­ды (аквариумные рыбки, черепахи, хомячки, мыши и др.), чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты, таблицы, рисунки и фото­графии животных.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, работа по ма­териалам учебника.

Ход урока

I.                    Знакомство с учебником «Биология. Животные» 7—8 (Никишов А. И., Ша­рова И. X.)

Рассказываем о его содержании и структуре, об аппарате ориентировки (оглавление, вопросы и задания, приложение, указатель терминов и форза­цы). Учащиеся должны прочитать текст на стр. 2 «Как пользоваться учебни­ком», выделить в нем основные рекомендации.

II.                 Рассказ учителя

Животный мир — это неотъемлемая часть окружающей нас органической (живой) природы, тесно связанная с другими ее составляющими: растениями, грибами, микроорганизмами.

—                  Посмотрите, какие «гости» присутствуют у нас на уроке сегодня – кто узнал их?

Учитель обобщает ответы учащихся и обращает внимание на то, что к жи­вотным относятся не только звери и птицы, рыбы, земноводные и пресмы­кающиеся, но и насекомые, пауки, черви и даже кораллы, а также многие другие организмы.

В настоящее время известно около 2 млн. животных (по некоторым дан­ным, 3-4,5 млн.). Животный мир Земли изучен далеко не полностью. Наибо­лее часто описывают новые виды насекомых, число которых составляет свыше 1/3 всех видов животных.

Животный мир, таким образом, достаточно многочислен и многообразен. Все это можно увидеть на схеме (открывается схема на доске).

Моллюски128 ООО Черви (плоские, круглые, кольчатые)32 000 Членистоногие1 500 000
Рыбы Кишечнополостные
20 ООО Животные 9 000
Птицы8 000 около 2 000 000 видов Прочие (губки, иглокожие…)
Звери4 000 Пресмыкающиеся Земноводные Простейшие
6 000 2 600 28 000

— В чем заключается это разнообразие?

Учащимся предлагается найти ответы на поставленный вопрос, используя материалы учебника § 1, стр. 7-8.

Сходства и отличия по этим признакам лежат в основе распределения жи­вотных по группам. Для изучения животного мира необходимо уметь отличать одних животных от других, описывать, сопоставлять, сравнивать. Только так можно разобраться в их многообразии. В этом нам помогут знания о классифи­кации животных, которые нам дает наука систематика.

Она же, в свою очередь, основывается на данных таких наук, как анатомия и физиология животных, этология (наука о поведении животных), энтомология (наука о насекомых), ор­нитология (наука о птицах), герпетология (наука о пресмыкающихся и земно­водных), ихтиология (наука о рыбах), арахнология (наука о пауках), териология (наука о зверях), и прочих, прочих.

Как вы видите, все эти науки изучают жи­вотных. А животное в переводе на греческий — «зоон», наука, учение — «логос». Итак, наука о животных — зоология. Таким образом, в настоящее время зооло­гия представляет собой целый комплекс наук, связанных между собой и изу­чающих один объект — животных. Запишите определение зоологии в тетради (стр. 9 учебника).

С основами этой науки нам предстоит познакомиться в 7-8 классах на уроках зоологии.

—                  Человек испытывает к различным животным отнюдь не одинаковые чувства; по-разному относимся мы к дождевому червю и слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Хорошо или плохо?

III. Игровой момент (повторение известных сведений о роли животных)

Учитель Ученики
Хорошо!
Осуществляют опыле­ние растений… …насекомые (пчелы, шмели, бабочки, жуки, му­равьи и т.д.): птицы (колибри), летучие мыши
Улучшают структу­ру почвы и плодородие… ….дождевые черви, почвенные клещи, личинки насе­комых.. многоножки
Участвуют в распростра­нении плодов и семян… …муравьи (чистотел, хохлатка, марьянник — растения, семена которых содержат особые отростки, богатые жи­ровыми веществами, маслами, белками.) Сойка, кед­ровка, мышевидные грызуны, белка делают запасы пло­дов, а затем их теряют. Млекопитающие (звери), имеющие шерстяной покров, переносят цепляющиеся плоды таких растений, как лопух, череда и т. д.

При необходимости учитель дополняет ответы учеников, рассказывает о взаимной приспособленности насекомых-опылителей и цветковых растений. Можно предложить кому-то из учеников подготовить небольшое (на 1 —2 ми­нуты) сообщение о дождевых червях.

Учитель Ученики
Хорошо!
Навозные жуки, мертвоеды, ко­жееды… …участвуют в разложении трупов и экскремен­тов
Муравьи, божьи коровки, скворцы, совы, лисицы и др…. …поедая других животных, сокращают числен­ность вредителей (насекомых-вредителей, мы­шевидных грызунов)
Коровы, овцы, зайцы, пчелы, лошади и многие другие… …являются источниками пищевых продуктов для человека

Кроме того, животные являются источниками сырья для промышленно­сти и медицины. Это змеи (яд), пчелы (пчелоужаление, яд, прополис, маточ­ное молочко, мед), коровы (молоко и т.д.), овцы (шерсть), тутовый шелкопряд (шелк).

Нельзя не сказать о геологической (породообразующей) деятельности жи­вотных.

Грунты Мирового Океана образованы в значительной степени скоп­лением планктонных раковин (планктон — живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями) и бентосных (бентос — обита­тели дна водоемов) одноклеточных организмов.

После гибели животных их раковины падают на дно и образуют мощные пласты ила. В образовании мор­ских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).

Исследования отложений мелких форм, их массовых скоплений приобре­тают в последние десятилетия все большее значение в разведке полезных ис­копаемых (нефти, угля и других).

А теперь самостоятельно рассматриваем отрицательную сторону. Ученики сами вспоминают ситуации, в которых животные вредят хозяйству и здоровью человека. Если необходима помощь учителя, то он поддерживает беседу или наводящими вопросами, или напрямую называя примеры.

Человек использует животных также в качестве биологических врагов, унич­тожающих вредителей, для транспортных, сторожевых, спортивно-оздорови­тельных и эстетических, учебных, исследовательских и многих других целей.

Таким образом, мы убедились, что значение животных в природе и жизни человека определяется их ролью, которую они играют в жизни других орга­низмов, а также их влиянием на окружающую среду. Необходимо отметить, что в природе нет животных вредных или полезных. Каждый вид занимает оп­ределенное место в сообществе живых организмов. Все в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность.

А вот хозяйству человека животные могут приносить вред или пользу. И мы увидели, что пользы они приносят намного больше, чем вреда. С вредны­ми (по отношению к человеку) можно бороться самыми различными метода­ми. Главное в этой борьбе учесть все последствия.

Давно когда-то, мой дружок, Тут удивляться нечему,

Изобретен был порошок   Тотчас видна причина,

От вредных насекомых,   Но порошок нашли к тому ж

Давно нам всем знакомых:    В печенке у пингвина.

От гусениц и саранчи —  Во льдах не сеяли поля,

Вредителей посева. Там нету паразитов.

Хоть эта братия молчит, Где ж тайна тут зарыта?

Читайте также:  Тип ресничные, или инфузории - биология

Но вред приносит всем нам.  Так вот, проклятый порошок

Там не возделана земля, С полей смывает ручеек,

Давайте начисто убьем   И далее, по плану,

Их ядовитым порошком,   Плывет он к океану,

И всем растениям тогда  Где ходит рыба в устьях рек, ‘

Не будет угрожать беда. А рыбу ловит человек.

Но вот прошел какой-то срок, А тех, что улизнули,

И этот самый порошок    Пингвины заглотнули.

Был обнаружен в молоке  Далекий и опасный путь.

Коров, пасущихся в траве.   Его продумать не забудь!

Да, в молоке коровьем,

А он вредит здоровью!

Не зря говорят: «Природа — удивительная книга, каждая страница кото­рой полна глубокого смысла».

—                  Какой смысл заложен в этом стихотворении?

—                  Какой вывод можно сделать?

IV. Закрепление

—                  На доске написаны слова: зоогеография, палеозоология. Что они обозна­чают? (Если учащиеся затрудняются с ответом, то можно обратить их внимание на Биологический энциклопедический словарь, который всегда может помочь в трудных вопросах.)

—                  Что изучает зоология?

—                  Какое значение имеет знание зоологии в жизни человека?

Домашнее задание

§ 1; стр. 240 о науке зоологии в главе «Знаете ли вы, что…». В тетради запи­сать значение животных. Повторить материал по темам: «Характерные при­знаки растений и грибов»; «Признаки живого».

Источник: https://intolimp.org/publication/mnoghoobraziie-zhivotnogho-mira-zoologhiia-nauka-o-zhivotnykh.html

Разнообразие животного мира

Ребята! Говорит ли Вам что-либо название профессии «художник-анималист»?

(Слайд 2) Посмотрите внимательно на картины Лосева Григория Васильевича. Что их объединяет?

Действительно, объектами его картин являются animalia – животные – со времён Аристотеля выделяемая категория организмов, которая в настоящее время рассматривается в качестве биологического царства. Животные являются основным объектом изучения науки зоологии.

Современная зоология – это целая система наук о животных.

Одни из этих наук исследуют строение, поведение животных, их взаимосвязь с окружающей средой, распространение на Земле; другие посвящены изучению отдельных групп животных, например, только рыб (ихтиология), только насекомых (энтомология), только птиц (орнитология) и пр.

Как изображаются животные художником?- Животные изображены сюр-реалистично, но чувствуется, что художник любит их, хорошо знает индивидуальные особенности.

(Слайд 3) Постарайтесь предположить тему и цель нашего урока

Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с разнообразием животного мира. Наша цель: найти ответ на вопрос: «В чем причины многообразия животных?» Какие задачи Вы бы поставили перед собой?Подумайте в течение занятия, почему имя урока «Что живо, то и хитро».

(Слайд 4) Обратимся к этимологии слов.

Значение слова «образ» по Ефремовой:

  • Внешний вид, облик кого-либо, чего-либо;
  • Живое, наглядное представление о ком-либо, о чем-либо;
  • Художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п.
  • устар. Изображение.

    Икона [1]

Каким значением слова применительно к животным мы воспользуемся?Значение слова «разнообразие» по Ушакову:

  • Отсутствие однообразия, монотонности;
  • Наличие несходных, неповторяющихся элементов в чем-нибудь.

Разнообразие жизни. Разнообразие впечатлений. Внести разнообразие в жизнь.

«Всё высокое и всё прекрасное основано на разнообразии, на контрастах». А. Островский.[2]

Отразите на схеме, в чем может выражаться разнообразие животных?

Животные различны по строению и образу жизни, величине. Про человека-ловкача говорят: «Этот и сквозь игольное ушко пролезет».

А есть ли животные, которые так малы, что могут пройти сквозь игольное ушко?

(Слайд 5) Да.Есть микроскопические животные, например простейшие, ракообразные.

Cамое большое на Земле животное, достигающее в длину 30 м и массы 150 т Вы, конечно же, знаете. Это – синий кит. Мини и макси животного мира…

Познакомиться с другими животными, отличающимися друг от друга размерами, Вы можете в Интернете. Сделайте вывод.В федеральном законе «О животном мире» говорится:«Биологическое разнообразие животного мира – разнообразие объектов животного мира в рамках одного вида, между видами и в экологических системах».

Используя предложенную схему «Биологическое разнообразие животного мира» составьте личный план изучения данной темы, раскрасьте его, выделив разными цветами то, что вы знаете, и, то, что предстоит изучить. В дальнейшем, заинтересовавшись, Вы можете продолжить знакомство с разнообразием животных по этому плану.

И хотя наша схема далеко не полная, сегодня на уроке мы не сможем разобрать все виды разнообразия, уделим лишь внимание систематическому разнообразию животных и разнообразию их жизненных форм.

Определение общего числа видов живых организмов, которые обитают на поверхности нашей планеты и в ее океанах, – один из основных, но, тем не менее, самых туманных вопросов в биологии. Парадокс: как ни странно, но мы больше знаем о количестве звезд в нашей галактике, чем о числе живых организмах на своей планете.

(Слайд 6) Международная группа исследователей предсказывает, что всего на Земле должно существовать 8.7±1.3 млн. видов. Из них около 7,7 млн. видов животных, 298 000 растений, 611 000 видов грибов и 36 400 видов простейших. Около 2.2 млн. видов являются обитателями морей и океанов. (Фото рыбы-капли)

Вид (лат. species) – основная структурная единица биологической систематики живых организмов; таксономическая, систематическая единица; группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.[3]Вид в зоологии – это группа животных, сходных между собой по всем существенным признакам строения и жизнедеятельности, обитающих на определенной территории и дающих плодовитое потомство.

(Слайд 7) В труде «Система природы» (1735 г.) шведского натуралиста Карла Линнея были заложены основы современной систематики животных и растений. Линней ввёл для обозначения вида двойную латинскую номенклатуру (так называемую бинарную номенклатуру), в которой каждый вид обозначается названием рода и следующим за ним видовым названием.

(Слайд 8) Обратите внимание на названия зайцев:

Заяц-беляк;Заяц-русак;Заяц-толай;Манчжурский заяц;Белохвостый заяц;Тибетский курчавый заяц;Африканский заяц;Бушменов заяц;Американский беляк;Бирманский заяц;Лазающий заяц;Капский заяц и др. [4] Подчеркните название рода и запишите его. Выделите видовые названия.

(Слайд 9) «Матрешка» таксонов.

Сходные виды объединяются в роды: например, зайцы-беляки, зайцы-русаки, зайцы-толаи и др. относятся к роду Заяц. Роды объединяются в семейства. Так, кролики, внешне похожие на зайцев, но роющие норы, рождающие слепых, беспомощных детенышей, относящиеся к роду кроликов, вместе с зайцами принадлежат к семейству Зайцевые.

Животные семейства зайцевых и близкие к ним по родству животные семейства пищуховых входят в отряд зайцеобразных. Более крупные систематические группы животных – классы, типы, которые входят в состав царства.

Царство животных включает два подцарства: Одноклеточные животные, или Простейшие, и Многоклеточные животные, которые объединяют более 20 типов и несколько сотен классов. [5]

Заполните свой шаблон систематических единиц, начиная с самой маленькой или самой большой единицы. Находки новых видов не прекращаются, каждый год систематики описывают десятки и сотни новых видов. Но… около 86% наземной и 91% морской живности пока умудряется не показываться человеку на глаза.

[6]Число описанных видов живых организмов на Земле составляет по состоянию на 2011 год примерно 1,7 миллиона, в том числе: позвоночные животные – 64 тысячи видов, беспозвоночные животные – 1,3 миллиона видов, растения, включая красные и зелёные водоросли – 308 тысяч видов, грибы, включая лишайники – 48 тысяч видов:

Группа организмов Число описанных видов (2011 г.), тыс.
Тип Хордовые (Позвоночные) животные
Класс Млекопитающие 5,5
Класс Птицы 10,1
Класс Пресмыкающиеся 9,4
Класс Земноводные 6,8
Класс Рыбы 32,1
Тип Членистоногие животные
Класс Насекомые около 1000
Класс Паукообразные 102,2
Класс Ракообразные 47
Тип Моллюски 85
Коралловые полипы 2,2
Прочие животные 68,8
Цветковые растения 268
Голосеменные 1,1
Сосудистые споровые 12
Мохообразные 16,2
Красные и Зелёные водоросли 10,4
Бурые водоросли 3,1
Лишайники 17
Грибы 31,5 [3]

Каких животных по числу описанных видов Вы бы поместили «на пьедестал», распределив 1, 2 и 3 места?Приклейте в тетрадь прямоугольники разной величины (учащимся выданы три равные по величине полоски зеленой, красной и желтой бумаги), условно обозначающие количество видов данных таксонов (соотнесите величину прямоугольников с числом видов). Как применить математику для быстрого расчета при построении диаграммы?

(Слайд 10) У Вас должно получиться следующее распределение животных:

1. Тип членистоногие (ракообразные + паукообразные + насекомые) (1.149.200 видов) 2. Тип моллюски (85000 видов) 3. Тип хордовых (рыбы + земноводные + пресмыкающиеся + птицы + млекопитающие) (63900 видов) Пропорция будет такой: членистоногие: моллюски: хордовые = 13,52 : 1 : 0, 75Какой вывод мы сделаем?

(Слайд 11) Проанализируйте диаграмму, отражающую глобальные экологические проблемы и сделайте вывод самой масштабной проблеме на планете о значении биоразнообразия.

К сожалению, по самым скромным оценкам за последние пять столетий с лица Земли исчезло около 900 видов растений и животных. В ближайшем будущем к этому списку могут присоединиться ещё более 10 000 видов живых организмов.

Вот лишь некоторые факты:

  • 71 вид птиц исчез на Гавайях с тех пор, как человек впервые высадился на берегах этих островов;
  • В настоящее время на Земле обитает 17 видов пингвинов. Численность популяций 12 видов из них быстро сокращается;
  • Ежегодный доход от промышленного вылова голубого тунца в мире составляет $7,2 миллиардов долларов. С 1980 года по настоящее время численность голубого тунца сократилась на 70%. Эксперты считают, что в ближайшие 10 лет этот вид может исчезнуть совсем.
  • Только 3 200 особей тигров осталось на Земле. За последнее столетие численность этого вида животных на Земле сократилась на 97%.

Рейтинг стран по количеству исчезающих видов живых организмов: 1. Эквадор (2 211), 2. США (1 203), 3. Малайзия (1 166), 4. Индонезия (1 126), 5. Мексика (900), 6. Китай (841), 7. Австралия (874), 8. Бразилия (769), 9. Индия (687), 10. Филиппины (682), 11. Колумбия (658), 12. Танзания (607), 13. Мадагаскар (581), 14. Шри-Ланка (546), 15. Перу (545), 16. Камерун (534), 17. Таиланд (467), 18. Папуа – Новая Гвинея (448), 19. Вьетнам (417), 20. Южная Африка (407). [7]Наиболее значимая потеря для планеты – исчезновение видов, снижение биоразнообразия. Неслучайно, 2010 год был объявлен Международным Годом Биоразнообразия. Каково значение биоразнообразия?Вывод: Существует три основных типа биоразнообразия:

  • генетическое, отражающее внутривидовое разнообразие и обусловленное изменчивостью особей;
  • видовое, отражающее разнообразие живых организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов);
  • разнообразие экосистем, охватывающее различия между типами экосистем, средами обитания и экологическими процессами. Разнообразие экосистем отмечается не только по структурным и функциональным составляющим, но и по масштабу – от биоценоза до биосферы.

Биологическое разнообразие (биоразнообразие) – это разнообразие всего живого на Земле – от генов до экосистем. В его основе лежит видовое разнообразие. Оно включает миллионы видов животных, растений, микроорганизмов, живущих на нашей планете. Однако биоразнообразие охватывает и всю совокупность природных экосистем, которые слагаются этими видами. Таким образом, под биоразнообразием следует понимать разнообразие организмов и их природных сочетаний. На основе биоразнообразия создается структурная и функциональная организация биосферы и составляющих ее экосистем, которая определяет их стабильность и устойчивость к внешним воздействиям.Все типы биологического разнообразия взаимосвязаны: генетическое разнообразие обеспечивает разнообразие видов; разнообразие экосистем и ландшафтов создает условия для образования новых видов; повышение видового разнообразия увеличивает общий генетический потенциал живых организмов биосферы. Каждый вид вносит свой вклад в разнообразие, и с этой точки зрения не существует бесполезных или вредных видов. [8]Сегодня мы с Вами говорим о видовом разнообразии животных. Озвучивание ответов учащихся:- Нет…- Изображение животных…- С юмором…- Их можно узнать, хотя формы некоторых животных изменены.- Изучение разных животных…- Выяснить, почему животных много?- Узнать, почему животные такие разные?Запись в тетрадь темы урокаУчащиеся работают с Приложением № 1. Значение слов в толковых словарях (образ, разнообразие)- Образ – внешний вид, облик- В поведении;- В различном строении;- Обитают в разных природных зонах;- Отличаются размерами…Вывод: – Животные имеют разные размерыРабота учащихся с Приложением № 2. «Биологическое разнообразие животного мира»Работа с Приложением № 3 «Родо-видовые названия зайцев»Работа с Приложением № 4 «Пирамида таксонов»- Тип членистоногие, тип хордовые, тип моллюскиРабота учащихся с Приложением № 5. «Число описанных видов», построение простейшей диаграммыВывод: – Царство животных – самое многочисленное по числу видов. Вывод: – Самая существенная экологическая проблема сегодня – снижение биоразнообразия планеты.Озвучивание ответов учащихся:- Чем больше видов, тем они разнообразнее…- Большое число видов делает биосферу устойчивой…- Человек и его хозяйственная деятельность приводят к исчезновению некоторых видов… РУУД: целеполаганиеКУУД: мини-выступление; ПУУД: анализ информации, обобщениеРУУД: рефлексия: предположение темы урокаПУУД: анализ и отбор информацииПУУД: схематизация материалаПУУД: умение обобщать, делать выводРУУД: умение планировать, ЛУУД: личностный выбор содержания материалаПУУД: умение классифицироватьПУУД: схематизация материалаПУУД: сравнение по заданным критериям, перевод цифрового текста в диаграммуПУУД: умение делать выводПУУД: умение делать выводКУУД: мини выступление, аргументация

Источник: http://top-bal.ru/biolog/64202/index.html

Ссылка на основную публикацию