Увеличительные приборы. приготовление препарата – биология

Презентация по биологии на тему “Увеличительные приборы. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука”

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему “Увеличительные приборы. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Увеличительные приборы. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

2 слайд Описание слайда:

Простейший увеличительный прибор – лупа:

3 слайд Описание слайда:

Различные клетки мы можем рассмотреть при помощи микроскопов: Микроскоп Р. Гука

4 слайд 5 слайд Описание слайда:

Световой микроскоп

6 слайд Описание слайда:

Объекты электронного микроскопа

7 слайд Описание слайда:

Как определить увеличение светового микроскопа?

8 слайд 9 слайд Описание слайда:

Тема урока: Состав и строение клеток. § 15, стр.42

10 слайд Описание слайда:

Лабораторный практикум Повторить ТБ при работе с колюще-режущими предметами!

11 слайд Описание слайда:

Лабораторная работа № 4 Тема: Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Цель:Научиться приготовлению микропрепарата и изучить строение растительной клетки на примере клеток кожицы лука

12 слайд Описание слайда:

Выполнение лабораторной работы Салфеткой протрите предметное стекло. На предметное стекло пипеткой капните 1-2 капли слабого раствора йода. Снимите кусочек кожицы с внутренней стороны сочной чешуи лука.

Поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте и накройте покровным стеклом. Подготовьте микроскоп к работе. Рассмотрите препарат под микроскопом при малом увеличении. Зарисуйте группу клеток.

Рассмотрите отдельную клетку при большом увеличении, найдите её основные части. Зарисуйте отдельную клетку.

13 слайд Описание слайда:

Этапы приготовления микропрепарата:

14 слайд 15 слайд 16 слайд 17 слайд 18 слайд 19 слайд 20 слайд Описание слайда:

Стихотворение-инструкция С лука сняли кожицу- Тонкую, бесцветную, Положили кожицу На стекло предметное. Микроскоп поставили, Препарат – на столик, Объектив направили, Глядь, а лук – из долек! Дольки – это клетки С ядрами внутри, Вакуоли крупные В клетке рассмотри. Снаружи- оболочка, Под нею- цитоплазма. Зелёные пластиды Искать будешь напрасно.

21 слайд Описание слайда:

Итак, повторите еще этапы приготовления микропрепарата:

22 слайд Описание слайда:

Подготовьте микроскоп к работе и рассмотрите микропрепарат

23 слайд Описание слайда:

Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 400 раз (объектив х20, окуляр х20). Что наблюдаем. При большом увеличении можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками – порами.

Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество – цитоплазма (окрашена йодом). В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – вакуоли.

24 слайд Описание слайда:

Вывод: – кожица чешуи лука состоит из клеток; – клетки можно рассмотреть под световым микроскопом; – под световым микроскопом можно рассмотреть органоиды клетки: ядро, оболочку, цитоплазму. Кожица лука 1-цитоплазма 2-ядро с ядрышком 3-вакуоль 4-оболочка

25 слайд 26 слайд Описание слайда:

Тестовая работа 1. Кто впервые обнаружил клетку? а) Роберт Вирхов; б) Антуан Ван Левенгук; в) Роберт Гук. 2. В каком году? а) 1600 г.; б) 1930 г.; в) 1665 г.; 2. Клетка снаружи покрыта: а) цитоплазмой; б) оболочкой; в) пластидами. 3.

Зеленые пластиды называются: а) лейкопласты; б) хлоропласты; в)хромопласты. 4. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется: а) цитоплазма; б) ядро; в) вакуоли. 5. Хромосомы находятся в: а) ядре; б) цитоплазме; в) вакуоли. 6.

Основная структурная единица организма: а) корень; б) орган; в) клетка.

27 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: §15 (читать, вопросы) ОК (выучить) Составить кроссворд по теме «Клетка» ( по желанию)

28 слайд Описание слайда:

Рефлексия: Что нового вы для себя открыли? Что больше всего вам понравилось на уроке? Вы удовлетворены полученными знаниями?

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-uvelichitelnie-pribori-prigotovlenie-mikropreparata-kozhici-cheshui-luka-1507216.html

5 класс. Биология. Устройство увеличительных приборов – Устройство увеличительных приборов

Разломите розовый, недозревший томат или яблоко с рыхлой мякотью. Вы увидите мельчайшие крупинки, из которых состоит мякоть. Это клетки. У этих плодов они имеют довольно крупные размеры.

В среднем клетки растений имеют размер 10–50 мкм (от одной сотой до пяти сотых миллиметра), хотя иногда бывают и гораздо крупнее. Человек же способен видеть невооруженным глазом лишь объекты порядка 0,15 мм. Даже клетки мякоти томата будут видны гораздо лучше, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов – лупы или микроскопа.

Устройство лупы

Лупа – самый простой увеличительный прибор. Главная его часть – увеличительное стекло, или линза. Иногда линз может быть несколько. Лупы бывают ручные и штативные. Рис. 1.

   Рис. 1. Лупы

Ручная лупа увеличивает предметы в 2–20 раз. Её единственная, выпуклая с двух сторон линза вставлена в оправу. При работе её берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четкое – фокусное расстояние.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10–25 раз. В её оправу вставлены два увеличительных стекла, укреплённые на подставке – штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом. Для фокусировки (расположения линз на наилучшем расстоянии от объекта) используется винт.

Если с помощью лупы рассмотреть кусочки мякоти полуспелого плода томата, арбуза, яблока, вы увидите отдельные клетки, сможете даже рассмотреть их форму, но не увидите никаких деталей строения.

Для изучения строения клеток необходимо большее увеличение, в таких случаях пользуются микроскопом. Самый простой, классический микроскоп – световой, или оптический.

Устройство светового микроскопа

Слово «микроскоп» происходит от греческих слов «микрос» – «малый» и «скопео» – «смотрю». Изучение объектов с использованием микроскопа называется микроскопия. Световой микроскоп способен давать максимальное увеличение до 2000 раз. Учебный прибор, с которым вы работаете в школе, скорее всего, имеет рабочее увеличение до 800 раз. Рис. 2.

   Рис. 2. Световой микроскоп

Микроскоп состоит из основных элементов – объектива и окуляра, которые закреплены в подвижном тубусе. Он, в свою очередь, расположен на металлическом основании – штативе, на котором имеется и предметный столик. В современном микроскопе практически всегда есть специальная осветительная система, состоящая из нескольких линз. В учебном микроскопе её роль выполняет вогнутое зеркало.

В тубус вставлены линзы. В верхнем конце находится окуляр (от латинского слова «окулус» – «глаз») – ближайшая к глазу наблюдателя деталь. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» – «предмет»), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол.

Предметный столик выполняет роль поверхности, на которой размещают микроскопический препарат. В центре имеется отверстие, пропускающее свет, отражённый зеркалом.

Микроскоп, имеющий два окуляра, называется бинокулярным. Рис. 3. Он позволяет получать два изображения объекта – для левого и для правого глаза, что обеспечивает объёмное восприятие. Такие микроскопы широко используются в медицине, биологии и геологии.

  Рис. 3. Бинокулярный микроскоп

На оправах окуляров и объективов нанесена информация об их увеличении. Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании учебного микроскопа, надо умножить увеличение окуляра на увеличение объектива. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив – 20-кратное, то общее увеличение 10 х 20 = 200 раз.

Даже увеличения в 2000 раз недостаточно, чтобы рассмотреть тонкие детали строения клеток. Тем более невозможно увидеть в световой микроскоп отдельные молекулы или атомы. Для решения этой проблемы в XX в. был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз. Рис. 4.

   Рис. 4. Электронный микроскоп

История появления микроскопа

Составные световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в XVI в. Первого их изобретателя трудно определить точно. Самые ранние сведения о микроскопе относят к 1590 году и связывают с именами Иоанна Липперсгея (который также разработал первый простой телескоп) и Захария Янсена. Рис. 5.

   Рис. 5.

Чуть позже, в 1624-м году Галилео Галилей представляет свой составной микроскоп, который он первоначально назвал «оккиолино», т. е. «маленький глаз». Годом спустя был предложен термин «микроскоп».

В XVII в. голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз. Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов.

Его изготовленные вручную микроскопы представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения.

Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука.

Правила пользования микроскопом

Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5–10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.

Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами. Пользуясь винтом, очень плавно опускайте тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1–2 мм от препарата.

В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

После работы микроскоп уберите в футляр. Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Электронный микроскоп

В электронной микроскопии для построения изображения вместо световых лучей используется пучок электронов. Это позволяет увеличить разрешающую способность электронного микроскопа по сравнению со световым в несколько тысяч раз.

Первый работоспособный прототип электронного микроскопа был построен в 1932 году. Рис. 6. Серийное производство электронных микроскопов было начато в конце 30-х годов.

   Рис. 6. Первый электронный микроскоп

источник конспекта – http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/kletochnoe-stroenie-organizmov/ustroystvo-uvelichitelnyh-priborov?seconds=0&chapter_id=2398

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=Aci8yAYrq0U

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=arkq7LVZrD8

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=HU_zfPPHWjY

источник видео – http://www.youtube.com/watch?v=OLwncNlyDLU

источник презентации – https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/3615-ustroystvo-uvelichitel-nyh-priborov-i-pravila-raboty-s-nimi.html

Источник: https://www.kursoteka.ru/course/2206/lesson

Приготовление препаратов для микроскопирования

Методика приготовления постоянных микропрепаратов

Как понятно из заголовка отличие временного препарата, который может храниться  относительно не долгий отрезок времени, постоянный препарат может храниться многие годы.

Существуют готовые наборы для изготовления постоянных препаратов,  один из таких наборов изображен ниже.

Конечно, данный набор имеет свои ограничения для изготовления препаратов.

Обязательным  условием для долгосрочного хранения препарата из растительного или животного материала является его фиксация.

 Фиксирующих жидкостей много, самые доступные из  них:  этиловый спирт  и продающийся в аптеках препарат на основе формалина (Формидрон) Состав: 100 мл препарата содержат 10 г раствора формальдегида в пересчете на 37 % формальдегид; вспомогательные вещества: спирт этиловый 96 %, одеколон, вода очищенная.

Препарат ФОРМИДРОН, может быть использован для создания архива биологических объектов, вспомогательные вещества входящие в аптечный препарат, не сколько не мешают  в сохранении объекта. 

ВНИМАНИЕ ФОРМАЛЬДЕГИД ОБЛАДАЕТ РАЗДРАЖАЮЩИМ ДЕЙСТВИЕМ.

Если на дне банки с 40 % формалином образовался осадок белого цвета (параформальдегид), то его можно растворить, подогрев до 70-80 °С (в вытяжном шкафу! или на открытом воздухе), и использовать для фиксации. 

Спирт-формол по Шафферу – 10%  формалин, который готовят из 1 части  40% формалина и 2-3 частей 96 % спирта. Продолжительность фиксации 24-48 ч. Дальнейшая промывка в воде не требуется, и материал сразу же помещают в 96 % спирт. Выпадение белого осадка никак не сказываеться на свойстве фиксатора.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ФИКСАТОРАМИ

Практически все фиксаторы относятся к токсичным веществам поэтому необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с реактивами.

Фиксация необходима с целью остановки (прекращения) жизнедеятельности клеток. Для этого объект помещают в соответствующий фиксатор  на время от нескольких минут до нескольких часов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕПАРАТА ПОД ПОКРОВНОЕ СТЕКЛО

Большинство используемых в цитологии и гистологии красителей представляет собой водные растворы. Чтобы сделать временный препарат, срез, вынув из водного раствора красителя, промывают и заключают в глицерин. Приготовить постоянный препарат несколько сложнее: необходимо покрыть срезы покровным стеклом, заключив их в прозрачную затвердевающую среду.

Читайте также:  Строение органа зрения, Биология

Можно, ополоснув срезы дистиллированной водой, капнуть на них разогретый раствор желатины. Но большую сохранность и лучшее качество препаратов можно получить, заключив их в канадский бальзам (прозрачную смолу пихты с показателем преломления n= 1,535).

Поскольку канадский бальзам не смешивается с водой, но растворим в ксилоле  (толуоле, бензоле), создается необходимость провести препарат по «проводке» для срезов, но в направлении, противоположном тому, в которое стекла велись для удаления парафина и подготовке к окраске. При этом нужно помнить, что даже незначительное присутствие воды в срезе сделает препарат мутным, непригодным для изучения.

Поэтому переносить срезы по проводке от воды к толуолу надо медленно, погружая стекло в стаканчик со спиртом или толуолом на 2—3 мин. Схема проведения срезов может быть следующей:      

дистиллированная вода — ополоснуть, 

спирт 70%-ный — 2 мин, 

96%-ный — 2 мин, 

100%-ный —3 мин, 

Ксилол I — 2 мин, 

Ксилол II — 3—5 мин. 

Надо иметь в виду, что некоторые красители легко вымываются из препаратов как в воде, так и в спиртах.

Поэтому в некоторых случаях приходится избегать промывки препаратов и проведения через спирты низких концентраций.

Чтобы достигнуть обезвоживания, приходится препараты осторожно промокать фильтровальной бумагой, опуская их сразу в 96%- или 100%-ный спирт, можно заменять этиловые спирты ацетоном или изоамиловым спиртом.

Итак, задача, которая стоит при подготовке препарата для монтирования его под покровное стекло, состоит в том, чтобы, не вымыв красителя, добиться полного обезвоживания среза. Достигается это проводкой по спиртам возрастающей крепости, вплоть до 100%.

Обработка срезов ксилолом имеет двоякое значение: с одной стороны, в нем достигается просветление препарата, усиливается его прозрачность (краситель при этом из препарата не вымывается), с другой стороны, создаются благоприятные условия для дальнейшего пропитывания среза канадским бальзамом, который растворим в ксилоле.

Само заключение среза под покровное стекло осуществляется быстро, пока на препарате не испарился ксилол. Капля бальзама наносится на покровное стекло (оно должно быть чистым и сухим), и покровное стекло быстро перевертывается над срезом. Можно капать бальзам на предметное стекло на поверхность среза и быстро покрывать его покровным стеклом.

Канадский бальзам должен иметь консистенцию растительного масла (или гуще). Через 1—2 дня бальзам застывает.

Вместо канадского бальзама можно использовать синтетическую среду на основе полистирола.

Для этого берут 25г бесцветного полистирола, 5 мл дибутилфталата (пластификатор может быть любой) и доливают ксилолом до 100 мл. Раствор должен иметь консистенцию меда.  Заключение  среза под покровное стекло не отличается, от выше описанного.

Несомненным плюсом синтетического бальзама это инертность и более лучшая сохранность красителей.

Этапы приготовления постоянного микропрепарата 
1 Изучаемый объект помещают  в раствор 1части ФОРМИДРОНА  с 2 частями воды на несколько дней. Для мазков это время ограничивается 15 минутами и формидрон разводить не следует.В случае использования этилового спирта время фиксации составляет 15-20 мин.
2 После фиксации  объект  следует отмыть от фиксатора, для этого его помещают на несколько часов в проточную воду. Для удержания объекта при отмывке удобно поместить его  в ситечко-шарик для заваривания чая. Исследуемый объект переносят в батарею спиртов с целью удаления воды.Мазки ополаскивают в проточной воде в течение 3-5 минут. Струя воды должна быть не сильной, мазок сушат.
3 Далее если необходимо препарат может быть окрашен одним из доступных  вам красителей.
4 После окраски препарат готовят к заключению в монтирующую среду.Приготовить батарею ( ряд флаконов ) растворов спиртов возрастающей крепости  для удаления воды.  Возможно использовать как этиловый спирт (антисептический раствор) так и Изопропиловый спирт (ИПС) который можно приобрести в магазинах специализирующихся на продаже радиодеталей.Последовательно наливаем в лабораторные стаканчики этанол или изопропанол в концентрациях 50%, 70%, 96%, 99%.Объект помещают в  стаканчик,  начиная с 50% этанолом на 10 минут. Затем перемещают объект в стаканчики с все более высокой концентрацией спирта, выдерживая в каждом по 10 минут. В процессе такого перемещения этанол будет плавно вытягивать воду из объекта. Помещать объекты сразу в концентрированный этанол нельзя, так как в этом случае, быстро выходящая из клеток вода может повредить клеточные оболочкиДля мазков столь долгое пребывание в спиртах не требуется , достаточно 30-60 секунд, так как некоторые красители могут вымываться из мазка.
5 Если Вы хотите заключить препарат  в канадский бальзам, обезвоженный материал переносят в уайт-спирит или ксилол  на 5-6 часов,  Канадский бальзам можно заменить на раствор канифоли  в  уайт-спирите(ксилоле), по консистенции напоминающий сироп.
6 Если препарат заключается в глицерин-желатиновую смесь, то объект переносят не уайт-спирит, а в глицерин на несколько часов ( глицерин, аптечный)Заключение объекта в глицерин-желатин. Последний приготовляется следующим образом. Чистый желатин (7 г) размачивают в течение 2—3 ч в 42 см3 дистиллированной воды, добавляют 50 г глицерина и 0,5 г кристаллической карболовой кислоты. Все вместе нагревается при помешивании на водяной бане, фильтруется и охлаждается. При появлении осадка тщательно профильтровать через стекловату. Готовый «глицерин-желатин» хранить в герметичном сосуде. При комнатной температуре глицерин-желатин застывает.Небольшой кусочек глицерин-желатина иглой или скальпелем переносят на предметное стекло. Последнее слегка нагревают на пламени спиртовки, глицерин-желатин расплавляется. В него из глицерина переносится объект и покрывается покровным стеклом.Мазок заключают  следующим образом, кусочек глицерин-желатина помещают на покровное стекло Последнее слегка нагревают на спиртовке, глицерин-желатин расплавляется, объект покрывается покровным стеклом.Пространство между предметным и покровным стеклом заполняется монтирующей средой, которая, закрепляет покровное и предметное стекла и консервирует объект. Самым главным требованием к монтирующей среде является соответствие ее коэффициента преломления света к аналогичному показателю стекла. 
7 Заключение объекта в канифоль или канадский бальзамНа покровное стекло по центру наносят каплю или, если стекло длинное, две капли жидкого раствора канифоли. Покровное стекло помещают каплей вниз  и слегка прижимаютКрая покровного стекла не следует вытирать ватой или марлей, смоченной ксилолом, так как при этом часть смолы может растечься по чистой поверхности покровного стекла. Засыхая, она образует неровности, которые мешают наблюдению под микроскопом и от которых очень трудно избавиться.В результате неполного обезвоживания в окрашенных заключенных препаратах часто образуются непрозрачные или мутные зоны. Под микроскопом в таком участке среза и над ним обнаруживаются многочисленные мелкие капельки воды, окраска сильно выцветает. Чтобы избавиться от этого, снимают покровное стекло, смывают ксилолом синтетическую смолу или бальзам, обезвоживают срез в 100%-ном спирте, ацетоне или изопропиловом спирте, просветляют в смеси ксилола с обезвоживающим агентом и в 2-3 сменах свежего ксилола и вновь заключают.Синтетическая монтирующая среда на основе полистирола.Полистирол (бесцветный)-25г.(можно использовать пищевые стаканчики)Дибутилфталат-5мл (любой доступный пластификатор, если не добавлять, полистирол трескается после высыхания)Ксилол до 100 мл.Растворение происходит в течение нескольких дней, раствор должен иметь консистенцию меда.

Источник: http://labx.narod.ru/documents/micropreparaty.html

Презентация на тему “Увеличительные приборы”

  • Скачать презентацию (0.77 Мб)
  • 539 загрузок
  • 3.8 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация “Увеличительные приборы” рассказывает об истории изобретения лупы и микроскопа, о разновидностях луп, устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Также описываются способы определения увеличения светового микроскопа. В конце даны вопросы для закрепления пройденного материала.

Краткое содержание

  • Лупа ручная;
  • Лупа штативная;
  • Микроскоп;
  • Устройство микроскопа;
  • Правила работы с микроскопом.
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов13
  • Аудитория5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
  • Словабиология увеличительные приборы лупа микроскоп
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 3
    • Предметный столик
    • Штатив
    • Зеркало
    • Окуляр
  • Слайд 4

    В 1625 г. членом Римской «Академии зорких» Фабером был предложен термин «микроскоп». Микроскоп (от греческого micros – малый и skopeo – смотрю) – оптический прибор для получения увеличенного изображения мелких объектов и их деталей, не видимых невооруженным глазом.

  • Слайд 5

    Первые по-настоящему значимые наблюдения при помощи микроскопа провел английский физик Роберт Гук. В 1667 году вышла его книга «Микрография», в которой Гук описал и зарисовал, что именно ему удалось увидеть, разглядывая в микроскоп самые разные вещи.

  • Слайд 6
    • Антони ван Левенгук в 1674 г. изготовил линзы с увеличением, достаточным для проведения простых научных наблюдений.
    • За свою жизнь Левенгук, освоивший профессию шлифовальщика, изготовил около 250 линз, лучшие из которых давали увеличение до 300 раз.
  • Слайд 7
    • Окуляр
    • Объективы
    • Винты
    • Штатив
    • Зеркало
    • Тубус
    • Предметный столик
  • Слайд 8

    Посмотри на число, указанное на окуляре.

  • Слайд 9

    Посмотри на число, указанное на объективе.

  • Слайд 10
    • Перемножь эти числа
    • 10 х 10 = 100
    • Световой микроскоп может увеличивать до 3600 раз
  • Слайд 12
    • Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола.
    • В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
    • Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
    • Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата.
    • В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.
    • После работы микроскоп уберите в футляр.
    • Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
  • Слайд 13
    1. Какие увеличительные приборы вызнаете?
    2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает?
    3. Как устроен микроскоп?
    4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/uvelichitelnye-pribory-89596

Увеличительные приборы

Тема урока: Увеличительные приборы. 5 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: сформировать представление о увеличительных приборах (световом микроскопе, ручной и штативной лупе).

Задачи урока: Воспитывающая – формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы. Развивающая  – развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.   Обучающая – научить пользоваться микроскопом и определять увеличение данного прибора.

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы;

Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности

 Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии.                                         

УУД: Личностные:  готовность к самообразованию самовоспитанию.

          Коммуникативные:  умение работать в группах.

          Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

          Регулятивные:  осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование: микроскопы, микропрепарат кожицы лука, лупы, таблицы.

                                                           Хода урока

Название технологических этапов урока, их содержание

Деятельность учители и ученика

1.Организационный момент.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности: Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождения учащегося в пространство учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока, описание методов организации учебной деятельности).

3.Актуализация знаний На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

4.Введение в новую тему
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

5.Первичное закрепление   На данном этапе учащиеся в форме коммуникации решают типовые задания на новый способ действий

6.Самостоятельная работа с самопроверкой При поведении данного этапа используется форма работы в парах: учащиеся выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Читайте также:  Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности рыб - биология

7.Включение в систему знаний повторения. Организуя этот этап, учитель подбирает задания в которых тренируется использование изученного материала(базовый уровень).

В рамках этого этапа демонстрируется качество усвоения нового знания учащимися.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной

деятельности(цель обучения, способы достижения цели, результат)

9.Домашнее задание.
 

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Теперь начнём урок в хорошем настроении.

Сегодня утром я получила необычные письма, адресованное мне и вам, мои юные друзья.

Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо.

Привет, мальчишки и девчонки из 5 «б» класса!

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне узнать, что это за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш Стекляшкин.

Ребята, как вы думает, что же это за прибор? Так что же мы сегодня должны изучить на уроке? Какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин? (ответы учащихся).

 Правильно. Познакомится с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы.

Запись числа и темы урока учителем на доске.

Жизнь на нашей планете разнообразна. Какие живые организмы обитают на нашей планете?

Учащиеся. Растения, животные, грибы, бактерии–  это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются.

Учитель:

Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы.

Первым увеличительным прибором является лупа. Обратите внимание, у вас на партах лежит лупа. Познакомится с устройством лупы вам поможет учебник на стр. 30-31.  Ответы учащихся.

Но есть прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом. Это микроскоп.

Слово  «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скоп» (смотрю). Запись в тетради.

Изобрел микроскоп 15веке англичанин Роберт Гук.

А вот известна еще одна удивительная история  изобретения микроскопа.

 Информационные проекты учащихся (работа в группах или индивидуально)

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.

О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.

Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.

Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.

В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи раз.

Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.

Учитель: Что ж пришло время изучить устройство увеличительных приборов, а поможет вам

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов». В рабочем листе порядок выполнения работы (учебник стр. 31-32)

Ребята к нам опять обратился Стекляшкин, он не может восстановить части микроскопа, давайте ему поможем.

  По всему кабинету по разные стороны развешены «Части микроскопа» – объектив, окуляр, тубус, винт, столик, зеркало, штатив, препарат. Учитель обращает внимание учащихся на это.

На доске вывешивается таблица «Устройство микроскопа» без надписей и ребята должны собрать все части микроскопа и приклеить на таблицу.

А что же у нас осталось не задействовано? Ответы учащихся. На следующем уроке вы сделаете еще шаг вперед: попробуете своими руками приготовить препарат для рассматривания под микроскопом. Чаще же при изучении живых объектов пользуются готовыми препаратами, которые хранятся в лаборатории много лет.

Итак, мы с вами познакомились с устройством микроскопа.

Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.

На стр. 32 узнаете, каким образом подсчитывают увеличение микроскопа

Выполните в рабочем листе задание 1: подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.

Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив.

А теперь научимся работать с микроскопом.

Предлагаю вам организовать работу в парах (на с.32 один будем читать правила работы с микроскопом. другой сразу делают так, как это правило советует).

Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.

А теперь пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Предлагаю вам выполнить задание №2 в рабочем листе

1.Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2.Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3.Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4.Зрительная трубка.

5.То, что рассматривают под микроскопом.

6.Помогает направить свет.

7.Служит для размещения на нем объекта исследования.

8.Поднимает и опускает зрительную трубку.

           Проверка

Теперь давайте проверим, запомнили ли вы правила работы с микроскопом.

Задание №3: выберите верное утверждение.

1.Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2.Штатив поверни ручкой «к себе».

3.Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4.Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5.Положи готовый препарат под предметный столик.

6.Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7.Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

            Взаимопроверка.

 Продолжите предложение

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился..

 (ответы учащихся)

Выставление оценок.

Урок подошел к концу.

Домашнее задание:

Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним. Параграф 6.

Проект. Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/uvielichitiel-nyie-pribory

Биология в лицее

Лупа — самый простой увеличительный (оптический) прибор для рассматривания мелких объектов, плохо различимых невооружённым глазом.

У луп линзы имеют форму выпуклых стёкол и дают увеличение в 2 – 7 раз, а особо сильные — даже в 10 – 25 раз.

Различают лупы ручные и штативные.

Ручную лупу при разглядывании объекта держат в руке.

Штативная лупа имеет столик и укреплённое под ним зеркало. Состоит она из одного или двух увеличительных стёкол (линз), закреплённых на подставке (в специальных штативах).

Линза — прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

Бывают линзы собирающие (выпуклые: в средней части толще, чем у краёв) и рассеивающие (вогнутые: в средней части тоньше, чем у краёв).

Собирающие линзы дают увеличенное изображение объектов, а рассеивающие — уменьшенное.

Линзы — это главные детали любого оптического прибора (лупы, очков, микроскопа, бинокля, подзорной трубы, телескопа).

Линзы делают из стекла или прозрачного пластика.

Лупы широко используются в биологии (преимущественно в полевых условиях) и медицине.

Микроскоп — прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений очень мелких объектов, невидимых невооружённым глазом.

Слово «микроскоп» происходит от двух греческих слов: «микрос» — что означает «маленький» и «скопео» — «смотрю».

Микроскоп — сложно устроенный прибор. Внутри него находится несколько линз.

Световой микроскоп — прибор для получения увеличенных изображений мелких объектов, в котором для их освещения используются световые лучи.

Некоторые микроскопы оборудованы зеркальцем. Оно служит для улавливания и концентрации лучей от внешних источников света — Солнца или настольной лампы. Другие снабжены собственным источником света — встроенной лампочкой.

Примерами светового микроскопа могут служить школьные микроскопы.

Школьный световой микроскоп дает увеличение в сотни раз. Чтобы микроскоп долго служил, изучите, как он устроен, научитесь правильно с ним работать и бережно к нему относиться.

Правила работы с микроскопом

  1. Стёкла окуляра и объектива протирайте только специальными салфетками.
  2. Храните микроскоп в футляре.
  3. Переносите микроскоп всегда двумя руками, одну подкладывая под основание, другой держась за ручку штатива.
  4. Работайте с микроскопом сидя.
  5. Микроскоп устанавливайте ручкой штатива к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. Во время работы микроскоп не двигайте.
  6. Вращая зеркальце и глядя в окуляр, добивайтесь полного освещения поля зрения.
  7. Стекло с изучаемым микрообъектом кладите на предметный столик и закрепляйте зажимами.
  8. Сбоку глядя на предметный столик, вращайте регулировочный винт до опускания объектива на 5—7 мм от стекла с изучаемым объектом.
  9. Глядя в окуляр и вращая регулировочный винт, медленно поднимайте зрительную трубку, добиваясь наиболее чёткого изображения объекта.
  10. По окончании работы вращением винта приподнимите зрительную трубку, выньте стекло с изучаемым микрообъектом.
  11. До упора опустите зрительную трубку. Уберите микроскоп в футляр.

Выполните виртуальную лабораторную работу “Устройство лупы и микроскопа”.

Электронный микроскоп — прибор, который позволяет получать изображения, увеличенные в 1 – 2 миллиона раз.

Такие микроскопы дают возможность рассматривать мельчайшие объекты, например бактерии, вирусы и даже крупные молекулы. Электронный микроскоп — один из важнейших приборов для научных исследований строения вещества, особенно в таких областях науки, как биология и физика.

Внешне электронный микроскоп очень отличается от светового. Это крупный прибор, связанный с компьютером. При работе изображение, идущее от микроскопа, передаётся на монитор.

В отличие от светового в электронном микроскопе для освещения рассматриваемых объектов используют не световые лучи, а поток мельчайших частиц — электронов.

Электронный микроскоп был изобретён в 30-х годах ХХ века.

Изучите историю микроскопа >>

Выполните интерактивное задание

Решите задачи “Увеличение микроскопа” и “Сравнение увеличения лупы и микроскопа”

Следующая страница “Живые клетки” >

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/uvelichitelnye_pribory/0-896

Устройство увеличительных приборов

Книга для чтения по ботанике

Чтобы лучше понять, как живет растение, нужно познакомиться с органами растения, с их внутренним строением.

Возьмите розовый недозревший плод помидора, арбуза или яблоко с рыхлой мякотью, разломите его и рассмотрите. Вы увидите, что мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Крупинки — это клетки. Они станут заметнее, если рассмотреть их через лупу или под микроскопом.

Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная его часть — увеличительное стекло. Лупы бывают ручные и штативные.

С помощью ручной лупы мы видим предмет увеличенным в 2—25 раз. Она представляет собой стекло, выпуклое с двух сторон. Стекло вставлено в оправу. Чтобы рассмотреть предмет, лупу берут в руки и приближают ее к предмету на такое расстояние, при котором видимость становится наиболее четкой.

Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе.

Читайте также:  Строение и функции скелетных мышц, Биология

Микроскоп — это прибор, увеличивающий в несколько сот и даже тысячи раз. Первые микроскопы начали изготавливать в XVII веке. Наиболее совершенными для того времени были микроскопы, сконструированные голландцем Антони ван Левенгуком. Его микроскопы давали увеличение до 270 раз. Современный световой микроскоп увеличивает в 3600 раз.

К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркало:

Рис. 15. Увеличительные приборы: 1 — штативная лупа; 2 — ручная лупа; 3 — микроскоп.

В XX веке изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.

Главная часть светового микроскопа, с которым вы работаете в школе, — увеличительные стекла, вставленные в зрительную трубку. В верхнем конце трубки находится окуляр с двумя увеличительными стеклами. Название «окуляр» от латинского слова «окулус», что значит глаз. Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру.

На нижнем конце зрительной трубки имеется объектив с несколькими увеличительными стеклами. Название «объектив» происходит от латинского слова «объектум», что значит предмет.

Зрительная трубка прикреплена к штативу. При помощи винта трубку можно поднимать вверх или опускать.

К штативу прикреплены также предметный столик и зеркало.

Пользуясь штативной лупой или микроскопом, можно рассмотреть клетки не только мякоти плодов, но и всех органов растения. Для этого нужно взять не целиком корень, лист, стебель или цветок, а тонкий срез, сделанный острой бритвой.

Тонкий срез помещают в каплю воды на чистое, хорошо протертое предметное стекло и прикрывают тонким покровным стеклышком — препарат готов, его можно рассматривать под микроскопом.

Во время работы с микроскопом рекомендуется соблюдать следующие правила.

Микроскоп поставить штативом к себе, на расстоянии 5—8 см от края стола.

Свет направить зеркалом в отверстие предметного столика.

Приготовить препарат и поместить его на предметном столике.

Пользуясь винтом, плавно опустить зрительную трубку на расстояние 1—2 мм от препарата.

Закрепить предметное стекло с препаратом двумя зажимами.

Смотря в окуляр, медленно поднимать зрительную трубку, пока не достигнете четкой видимости

После работы микроскоп положить в футляр.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/botanika/787-ustrojstvo-uvelichitelnyx-priborov.html

Увеличительные приборы : микроскоп и лупа

Презентацию на тему Увеличительные приборы : микроскоп и лупа можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Биология.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 16 слайдов.

Увеличительные приборы : микроскоп и лупа

МКОУ СОШ с.п.п.Звездный Старовойтова О.А. учитель биологии

Основное содержание урока:

Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом

Планируемые образовательные результаты

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Регулятивные: 1) следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Лупа

Лупа — самый простой увеличительный прибор. Главная часть лупы — увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Бывают ручные лупы и штативные лупы.

Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз. При работе ее берут за рукоятку и приближают к предмету на такое расстояние, при котором изображение предмета наиболее четко. Штативная лупа увеличивает предметы в 10—25 раз. В ее оправу вставлены два увеличительных стекла, укрепленные на подставке — штативе. К штативу прикреплен предметный столик с отверстием и зеркалом.

Давайте убедимся в этом, посмотрим на буквы через увеличительное стекло Пожилым людям, которые плохо видят, иногда дарят большие увеличительные стекла – лупы, чтобы они могли читать.

Часовщики, нахмурив бровь, зажимают лупу, вставленною в металлическую трубочку, между бровью и верхним краем щеки, чтобы лучше видеть крохотные колесики и пружинки маленьких часов. – Как вы думаете, давно ли люди узнали про свойство увеличительного стекла? Оказывается, давно.

Вполне возможно, что такими стеклами что-то зажигали мальчишки в Древней Греции, которым вместо сказок про Ивана-царевича рассказывали сказки про подвиги Геракла, во всяком случае, драматург того времени Аристофан про увеличительные стекла знал точно: в одной из его комедий есть эпизод, связанный с неожиданным применением лупы.         В то время писали на дощечках, покрытых воском. Герой комедии взял взаймы много денег, и его долги были записаны на такой дощечке. Ему и посоветовали: приди к тому, кто дал тебе деньги, с увеличительным стеклом и незаметно направь его на долговую дощечку, воск растает и долги исчезнут А жил Аристофан за 400 лет до нашей эры.         Люди давно заметили, что лупа позволяет видеть предметы увеличенными. Еще 700 лет назад Роджер Бэкон предложил людям со слабым зрением использовать лупу при чтении.         Лупа – самый простой увеличительный прибор.  Главная его часть – увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу. Обычная лупа дает не слишком большое увеличение: всего в 10-30 раз, а то и меньше, но нашелся человек, который стал делать лупы столь искусно, что они открыли ему целый новый мир.

Что происходит , если посмотреть через лупу.

Невозможно точно определить, кто изобрёл микроскоп. Считается, что голландский мастер очков Ханс Янссен и его сын Захария Янссен изобрели первый микроскоп в 1590, но это было заявление самого Захария Янссена в середине XVII века. Дата, конечно, не точна, так как оказалось, что Захария родился около 1590 г.

Другим претендентом на звание изобретателя микроскопа был Галилео Галилей. Он разработал «occhiolino» («оккиолино»), или составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами в 1609 г. Галилей представил свой микроскоп публике в Академии деи Линчеи, основанной Федерико Чези в 1603 г.

Изображение трёх пчел Франческо Стеллути было частью печати Папы Урбана VIII и считается первым опубликованным микроскопическим символом (см. «Stephen Jay Gould, The Lying stones of Marrakech, 2000»).

Кристиан Гюйгенс, другой голландец, изобрел простую двулинзовую систему окуляров в конце 1600-х, которая ахроматически регулировалась и, следовательно, стала огромным шагом вперед в истории развития микроскопов.

Окуляры Гюйгенса производятся и по сей день, но им не хватает широты поля обзора, а расположение окуляров неудобно для глаз по сравнению с современными широкообзорными окулярами.

Антон Ван Левенгук (1632—1723) считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов, несмотря на то, что простые увеличительные линзы уже производились с 1500-х годов, а увеличительные свойства наполненных водой стеклянных сосудов упоминались ещё древними римлянами (Сенека).

Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения лишь из-за того, что не перенимали недостатков составного микроскопа (несколько линз такого микроскопа удваивали дефекты изображения). Понадобилось около 150 лет развития оптики, чтобы составной микроскоп смог давать такое же качество изображения, как простые микроскопы Левенгука. Так что, хотя Антон Ван Левенгук был великим мастером микроскопа, он не был его изобретателем вопреки широко распространённому мнению.

300 лет назад в Голландии жил торговец сукном Атонио Левенгук /1632-1723/. Но торговля мало его интересовала. Он увлекался увеличительными стеклами.

Левенгук был любопытен как ребенок, он клал под увеличительное стекло самые разные предметы /например: голову мухи/ и рассматривал их.  К сожалению, стекла увеличивали не слишком сильно.

Тогда Левенгук решил сделать лупы, которые увеличивали бы сильнее, и начал заниматься шлифовкой стекол. Он много лет изготавливал лупы и сделал их сотни. Они были крохотного размера /меньше миллиметра/ и увеличивали не в 10, а в 100 раз, а самые лучшие даже в 300 раз.

Через такие стекла можно было увидеть много интересного. Левенгук рассматривал то глаза насекомых, то жало пчелы, то лепесток или стебель растения. Он клал под лупу волос человека и волос бобра.

И вот однажды он навел свою лупу на капельку воды, которую взял из кувшина, стоящего во дворе. В этой капле он увидел огромное количество быстро движущихся существ разного вида.

Левенгук назвал их “анималькусы”; по-русски это значит “зверьки”. Он решил выяснить, откуда берутся эти “зверьки”. Может быть, они падают с неба? Он взял чисто вымытое блюдо и во время дождя собрал в него воду.

“Зверьков” в воде не оказалось.

 микроскоп(от греческих слов «микрос» — малый и «скопео» — смотрю). Световой микроскоп, с которым вы работаете в школе, может увеличивать изображение предметов до 3600 раз. В зрительную трубку, или тубус, этого микроскопа вставлены увеличительные стекла (линзы).

В верхнем конце тубуса находится окуляр (от латинского слова «окулус» — глаз), через который рассматривают различные объекты. Микроскоп состоит из оправы и двух увеличительных стекол. На нижнем конце тубуса помещается объектив (от латинского слова «объектум» — предмет), состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Тубус прикреплен к штативу.

К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещенного с помощью этого зеркала.

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте. Например, если окуляр дает 10-кратное увеличение, а объектив 12-кратное, то общее увеличение 10×12 = 120 раз.

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5—10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1—2 мм от препарата. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

После работы микроскоп уберите в футляр.

Лабораторная работа

Микроскоп — хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам. Устройство микроскопа и приемы работы с ним 1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта. 2.

Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом. 3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом. КЛЕТКА. ЛУПА. МИКРОСКОП: ТУБУС, ОКУЛЯР, ОБЪЕКТИВ, ШТАТИВ 1. Какие увеличительные приборы вы знаете? 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает? 3. Как устроен микроскоп? 4.

Как узнать, какое увеличение дает микроскоп? ® Выучите правила работы с микроскопом.

Закрепление изученного материала

1. Какие увеличительные приборы вы знаете? 2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает? 3. Как устроен микроскоп? 4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?

Литература и интернет ресурсы

http://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/malprak1/R_1_1.html Д.С. Рождественский Избранные труды. М.-Л., “Наука”, 1964. Рождественский Д.С. К вопросу об изображении прозрачных объектов в микроскопе. – Тр. ГОИ, 1940, т.

14 Соболь С.Л. История микроскопа и микроскопических исследований в России в XVIII веке. 1949. Clay R.S., Court T.H. The history of the microscope. L., 1932; Bradbury S. The evolution of the microscope. Oxford, 1967.

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/3607-uvelichitel-nye-pribory-mikroskop-i-lupa.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]