Значение генофонда и его охрана, биология

Значение генофонда и его охрана, Биология

Генофонд вида (от английского слова – Gene – ген и французского Fond – основание, фонд). Термин предложил отечественный ученый А.С. Серебровский (1928).

Генофонд вида – совокупность всех генов одной популяции или вида организмов, в пределах которых они характеризуются определенной частотой. Популяции или виды, размножающиеся половым путем, имеют относительно постоянный генофонд вида.

Богатство генофонда животных и растений напрямую зависит от аллельного разнообразия, то есть в популяции, где аллельные многообразия по конкретным геном отсутствует, все существа имеют идентичный генотип, например, АА.

Гены, в которых в популяции есть два или более аллельных варианта, называют полиморфными; очевидно, что при двух аллелей существует три генотипа (АА, Аа, аа), при трех аллелях – шесть генотипов, а дальше их количество быстро увеличивается.

Богатство генофонда вида определяется не только аллельным многообразием, но и многообразием комбинаций аллелей.

Общий генофонд животных и человека является решающей основой процесса образования рас и видов. Быстрое уменьшение численности вида естественно приводит к сокращению аллельного разнообразия и количества комбинаций.

Поэтому так актуально сохранять общий генофонд видов диких и культурных растений и животных, не допускать их резкого обеднения.

Для сохранения генофонда животных редких и исчезающих видов во многих ведущих странах мира создаются так называемые генетические банки (genetic bank), осуществляются мероприятия и эксперименты по выяснению оптимальных условий хранения генофонда животных того или иного редкого или исчезающего вида. Например, голландский ботаник Ф. Вент в 1947 году начал опыт по сохранению генофонда растений, который будет продолжаться более 300 лет.

Семена 120 видов дикорастущих растений было химически увлажненной и заложено на хранение с периодической проверкой показателей его жизнеспособности с целью установления возможных сроков хранения. Эти данные очень важны для поддержания генетического разнообразия растительных ресурсов и, прежде всего, лекарственных и других хозяйственно-ценных культур.

В Украине (г. Харьков) создан Национальный банк генетических ресурсов растений страны, где сохраняется примерно 126,6 тыс. Сортов и форм 320 видов культурных растений.

Кроме того, здесь находится 345 видов лекарственных и 687 полезных диких видов растений. Семян сохраняется в герметичной таре при регулируемых условиях.

Для растений, размножающихся вегетативно, существуют так называемые полевые генетические банки.

Цель работы генетических банков – сохранение и мобилизация ресурсов растений для использования в селекционных, научных, учебных и других программах. С другой стороны, понятие «генетический банк» предусматривает:

  • во-первых, набор генов определенного организма или банка генов, полученных в составе рекомбинантных ДНК;
  • во-вторых, коллекция клеточных культур, замороженной спермы, яйцеклеток и т.д., которые в наибольшей степени представляют генотипы определенного вида и хранятся с этой целью.

От уровня генетического разнообразия в значительной степени зависит интенсивность процессов, идущих в популяциях. Общий генофонд животных, растений и человека всех таксонов биоценоза называют геноценозом, а совокупность генетических систем всех биоценозов, которые образуют биосферу, называют геносферою.

Генофонд популяции подлежит процессам мутации и репарации, миграции, рекомбинации генов; он испытывает дестабилизирующим отбора дрейфа генов и, наоборот, стабилизирующие отбора и генетического гомеостаза.

На общий генофонд влияют периодические локальные изменения климата, антропогенные факторы, абиологичний образ жизни и тому подобное.

Психическое, физическое и интеллектуальное здоровье народа определяется его генофонда.

Генофонд человека состоит из генофонда соматических клеток (соматогенофонд) и гамет (гаметогенофонд).

Повреждение соматогенофонду вызывает болезни и преждевременное старение поколения, живущего сейчас, а повреждения гаметогенофонду – болезни и быстрое старение последующих поколений.

В здоровье генофонд вида залог здоровья, долголетия и бессмертия человечества. Здоровый генофонд означает вечное процветание рода человеческого, пока мутагенное катастрофа не испортит его.

Литература

  1. Глазко В.И., Глазко В. Русско-англо-украинский толковый словарь по прикладной генетике, ДНК-технологии и биоинформатики. – М., 2001;
  2. Жегунов Г.Ф., Жегунов Г.П. Цитогенетические основы жизни. – Х., 2004;
  3. Стрельчук С.И., Демидов С.В., Бердышев Т.Д. и др. Генетика с основами селекции. – К., 2000.

^Наверх

Изменение генофонда популяций: причины, значение и меры по сохранению

Изменение генофонда популяций – это сигнал о существенном изменении окружающей среды.

Генетическое разнообразие обеспечивает правильное развитие популяции и делает ее устойчивой к неблагоприятным факторам окружающей среды и патогенам.

 Наблюдаемое в настоящее время истощение генофонда многих видов приводит их к уничтожению, которое человек не может предотвратить, несмотря на многочисленные усилия.

Причины изменения генофонда популяции

Есть много видов, генетическое разнообразие которых постоянно сокращается и которым угрожает исчезновение. К ним относятся, например, зубр, сапсан, гепард, арабский орикс, гигантская панда и горная горилла. Эти виды имеют истощенный генетический фонд, что связано с их значительной восприимчивостью к определенным заболеваниям и потерей способности адаптироваться к изменениям в условиях среды обитания, а зачастую и со снижением плодовитости.

Для справки! Гигантская панда очень неохотно размножается в неволе, а в дикой природе встречается редко. Кроме того, ее способность к оплодотворению длится всего 2-3 дня и происходит только один раз в год. Чтобы спасти вымирающий вид, ученые разводят этих животных.

Непосредственной причиной снижения генетического разнообразия является уменьшение количества особей в популяции. Гены передаются из поколения в поколение случайным образом. Чем больше количество особей имеет данный аллель, тем больше вероятность того, что он будет передан потомкам и закреплен в популяции.

Читайте также:  Видообразование - биология

Если, с другой стороны, конкретный аллель спорадически встречается в популяции, высока вероятность его исчезновения из генофонда.

Следовательно, только достаточно большая популяция гарантирует передачу разнообразного генетического материала следующим поколениям.

У большого количества особей также больше шансов на появление мутаций и получение новых аллелей генов, имеющих адаптивное значение.

В чем источник изменений в генофонде?

Важной причиной снижения генетического разнообразия является исчезновение местных подвидов или разновидностей диких организмов, а также появление все большего числа отобранных, генетически однородных разновидностей сельскохозяйственных культур и пород животных. С исчезновением диких разновидностей исчезают все уникальные аллели, которые были в их генотипе и обуславливали адаптацию к местным условиям окружающей среды.

Когда каспийский тигр вымер, все аллели, специфичные для этого подвида, не встречающиеся у других подвидов тигра, исчезли. В девятнадцатом веке вытеснение старых сортов картофеля новыми привело к потере гена, определяющего устойчивость этого растения к фитофторозу, что привело к исчезновению этого овоща и сильному голоду, опустошающему население Ирландии.

Изменение генофонда – величайшая угроза нормальному функционированию жизни

Каждый вид имеет свое место и выполняет определенную функцию в экосистеме. Если он умирает, экосистема становится менее стабильной. Живые организмы влияют друг на друга. Они связаны друг с другом, в том числе пищевыми отношениями, благодаря которым в природе происходит круговорот материи и поток энергии.

Зеленые растения осуществляют процесс фотосинтеза: из воды и углекислого газа под действием света образуются простые органические соединения, называемые продуцентами. Есть и потребители:

  • травоядные – потребители первого порядка;
  • плотоядные – потребители второго и третьего порядка;
  • организмы, расщепляющие органические вещества – деструкторы.

Организмы могут конкурировать за свет, пищу, жизненное пространство, воду, минеральные соли или партнера. Два вида могут тесно сосуществовать друг с другом, не причиняя друг другу вреда, от которого выигрывает каждая или только одна из сторон.

Например, одна из них может паразитировать на другой. В этом случае одна сторона выигрывает, а другой причиняется вред. Все организмы в процессе эволюции приспособились к условиям, в которых они живут. Зависимости создают сложную сеть связей.

Какое значение имеет изменение генофонда?

В настоящее время наблюдается резкое сокращение биоразнообразия, а вместе с ним и генофонда популяций. Потеря большего количества видов снижает шансы на выживание. Наиболее важными факторами, способствующими снижению биоразнообразия, являются:

  • исчезновение местообитаний и экологических коридоров;
  • приток чужеродных инвазивных видов;
  • изменение климата;
  • загрязнение окружающей среды;
  • чрезмерная эксплуатация живых ресурсов;

Среды обитания, которые раньше представляли собой огромные пространства, были разделены барьерами в результате деятельности человека:

  • строительством автомобильных и железных дорог;
  • регулированием рек;
  • вырубкой лесов;
  • внедрением промышленного земледелия;
  • интенсивно удобряемыми монокультурами на больших площадях,

Следствием этого является истощение генофонда популяции, что может привести к ее исчезновению. Вслед за этим смена эволюционного направления развития – вот какое значение имеет изменение генофонда.

В настоящее время ежегодно вымирает от 5 000 до 50 000 видов растений и животных. Это в 100-1000 раз больше, чем процесс естественного вымирания без влияния человеческой цивилизации. Нужно помнить, что умирают крупные и впечатляющие виды, такие как рысь, тигр, жираф или ныне вымерший черный носорог, а также маленькие незаметные виды, которых, возможно, еще предстоит обнаружить и назвать.

Для справки! Согласно отчету WWF «Living Planet Report 2016», с 1970 по 2012 год популяция позвоночных сократилась на 58%! Результаты анализа публикаций и проведенных исследований насекомых за последние 40 лет впечатляют. Прогнозируется, что, если люди продолжат ухудшать окружающую среду, до 40% всех видов насекомых могут исчезнуть в течение следующих нескольких десятилетий.

Виды изменения генофонда:

  1. Естественные, в результате взаимодействия разных популяций, болезней, изменения климата;
  2. Антропологические – генофонд популяций сокращается в результате чрезмерной эксплуатации ресурсов организмов, например, чрезмерного вылова рыбы или охоты.

Загрязнители воды, почвы и воздуха также влияют на живые организмы. Реакция на любые изменения в окружающей среде варьируется от вида к виду. Начиная от изменения скорости роста, размножения и заканчивая вымиранием наиболее уязвимых. Здесь также могут быть предприняты действия по сохранению генофонда популяций и биоразнообразия.

Меры по сохранению генофонда популяций

Чтобы предотвратить утрату биоразнообразия, принимаются активные меры защиты. Один из них заключается в восстановлении условий среды обитания для нормального функционирования экосистем, поддержки природных процессов, которые были нарушены, или восстановления популяции.

Остальные – обеспечивают связь между разделенными фрагментами среды обитания, создавая новые или соединяя нарушенные экологические коридоры. Поддержание этой взаимосвязанности всегда следует рассматривать в трех пространственных масштабах:

  • местном (популяция вида);
  • региональном (связи между популяциями);
  • континентальном (вся область распространения вида).
Читайте также:  Сохранение человека в условиях увеличения народонаселения, Биология

Некоторые меры, которые население может самостоятельно предпринять для защиты генофонда популяций:

  • ограничить потребление. Покупать столько продуктов, сколько можно использовать;
  • выбирать местные продукты и те, производство которых не оказывает негативного воздействия на биоразнообразие (например, избегать пальмового масла);
  • не приносить из отпуска сувениры из исчезающих растений и животных;
  • отказаться от аккуратно подстриженной лужайки в пользу разноцветной поляны;
  • выращивать местные виды растений, особенно те, которые дружелюбны к насекомым, птицам и мелким млекопитающим;
  • беречь старые деревья, аллеи и сажать новые;
  • если кормить птиц, делать это ответственно. Не кормить их хлебом;
  • не вводить чужеродные виды в окружающую среду;
  • выбирать место для отдыха, учитывая, не вредит ли присутствие окружающей природе;
  • узнать об инвазивных чужеродных видов, угрожающих природе, и не вводить их в культуру;
  • перейти от пластика к многоразовым изделиям;
  • сортировать отходы;
  • экономить воду и электричество;
  • собирать дождевую воду, которую можно использовать, например, для полива сада.

ГЕНОФО́НД

Авторы: С. Г. Инге-Вечтомов, В. С. Михеев

ГЕНОФО́НД (от ген и франц. fond – ос­нова­ние, за­пас), со­во­куп­ность ал­ле­лей ка­ж­до­го ге­на, имею­щих­ся у осо­бей всей дан­ной по­пу­ля­ции, груп­пы по­пу­ля­ций или ви­да в це­лом. Тер­мин «Г.» вве­дён А. С. Се­реб­ров­ским в 1928. Ал­лель­ная струк­ту­ра Г.

(с учё­том час­то­ты ка­ж­до­го ал­ле­ля) вы­чис­ля­ет­ся на ос­но­ве ге­но­ти­пич. струк­ту­ры по­пу­ля­ции – сум­мы час­тот ге­но­ти­пов, пред­став­лен­ных в по­пуля­ции. Раз­ли­чия Г.

по­пу­ля­ций мо­гут оп­ре­де­лять­ся как их раз­ным ал­лель­ным со­ста­вом, так и раз­ной час­то­той оди­на­ко­вых ал­ле­лей.

Г. при­род­ных по­пу­ля­ций ха­рак­те­ри­зу­ют­ся ге­не­тич. не­од­но­род­но­стью (на­следств. раз­но­об­ра­зи­ем) бла­го­да­ря ге­но­ти­пич. раз­ли­чи­ям вхо­дя­щих в них осо­бей.

Та­кая не­од­но­род­ность со­хра­ня­ет­ся пу­тём раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов в хо­де эво­лю­ции, из­ме­ряе­мой сот­ня­ми и ты­ся­ча­ми по­ко­ле­ний ор­га­низ­мов. Пер­вич­но ал­лель­ное раз­но­об­ра­зие Г. соз­да­ёт­ся за счёт му­та­ций, ко­то­рые со­хра­ня­ют­ся в Г. по­пу­ля­ций. На­ка­п­ли­ва­ясь, они из­ме­ня­ют Г.

и об­ра­зу­ют ре­зерв на­следств. из­мен­чи­во­сти. На ос­но­ве по­ло­во­го про­цес­са этот ре­зерв ис­поль­зу­ет­ся в по­пу­ля­ции для соз­да­ния в ка­ж­дом поко­ле­нии наи­бо­лее вы­год­ных со­че­та­ний ал­ле­лей, по­вы­шаю­щих жиз­не­спо­соб­ность и пло­до­ви­тость осо­бей. Из­ме­не­ния Г.

про­ис­хо­дят так­же за счёт ге­нетич. дрей­фа, внут­ри­по­пу­ля­ци­он­ной изо­ля­ции, ми­гра­ции осо­бей и дей­ст­вия ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра. Боль­шое ал­лель­ное раз­но­об­ра­зие Г. (чем оно боль­ше, тем бо­га­че Г.

) яв­ля­ет­ся важ­ной пред­по­сыл­кой ус­пеш­но­го су­ще­ст­во­ва­ния по­пу­ля­ций в по­сто­ян­но из­ме­няю­щих­ся ус­ло­ви­ях сре­ды. С этой точ­ки зре­ния Г. пред­став­ля­ет со­бой ге­не­тич. ос­но­ву эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, хо­тя часть Г. все­гда вхо­дит в со­став ге­не­ти­че­ско­го гру­за.

Рез­кое сни­же­ние чис­лен­но­сти пред­ста­ви­те­лей раз­ных ви­дов в при­ро­де, вы­зван­ное при­род­ны­ми ка­та­ст­ро­фа­ми (лес­ные по­жа­ры, на­вод­не­ния и т. д.), не­ра­цио­наль­ным при­ро­до­поль­зо­ва­ни­ем (хищ­нич. вы­руб­ка ле­сов, ис­треб­ле­ние жи­вот­ных и т. п.) и др. фак­то­ра­ми, ве­дёт к обед­не­нию ге­но­фон­да.

Со­хра­не­ние Г. по­пу­ля­ций рас­те­ний и жи­вот­ных – од­на из центр. за­дач ох­ра­ны жи­вой при­ро­ды. Её ре­ше­ние свя­за­но с соз­да­ни­ем ре­зер­ва­тов (на­ко­пи­те­лей) ге­не­тич. раз­но­об­ра­зия в за­по­вед­ни­ках, нац.

пар­ках и за­каз­ни­ках с ра­зум­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем при­род­ных ре­сур­сов и кон­тро­ли­руе­мым вос­про­из­вод­ст­вом при­род­ных по­пу­ля­ций. Для со­хра­не­ния Г. фор­ми­ру­ют­ся и кол­лек­ции об­раз­цов ге­не­тич.

раз­но­об­ра­зия куль­тур­ной и ди­кой фло­ры и фау­ны: бан­ки ге­нов (ме­то­да­ми ге­не­тич. ин­же­не­рии), а так­же бан­ки спер­мы, яй­це­кле­ток и за­ро­ды­шей от пред­ста­ви­те­лей ред­ких и ис­че­заю­щих ви­дов жи­вот­ных (с по­мо­щью глу­бо­ко­го – до –273 °С – за­мо­ра­жи­ва­ния).

При низ­ких темп-рах мож­но не­ог­ра­ни­чен­но дол­го со­хра­нять ге­не­тич. ма­те­ри­ал рас­те­ний в ви­де се­мян, кле­ток ме­ри­сте­мы рос­то­вых то­чек и пыль­цы.

Осо­бо­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ет ди­на­ми­ка Г. че­ло­ве­ка. Внут­ри­по­пу­ля­ци­он­ное раз­но­об­ра­зие Г.

че­ло­ве­ка оп­ре­де­ля­ет уро­вень его пла­стич­но­сти и при­спо­соб­ляе­мо­сти к тре­бо­ва­ни­ям при­род­ной и со­ци­аль­ной сре­ды, а в ко­неч­ном счё­те – го­тов­ность и спо­соб­ность об­ще­ст­ва к из­ме­не­ни­ям в лю­бой сфе­ре его жиз­ни. Меж­по­пу­ля­ци­он­ная со­став­ляю­щая раз­но­об­ра­зия Г.

за­ви­сит от раз­ме­ра и ге­те­ро­ген­но­сти при­род­ных ус­ло­вий тер­ри­то­рии, за­ня­той дан­ной груп­пой на­ро­до­на­се­ле­ния.

Обыч­но эта ком­по­нен­та со­став­ля­ет 5–10% от об­ще­го раз­но­об­ра­зия ге­нов, при­чём уве­ли­че­ние её до­ли ука­зы­ва­ет на при­бли­же­ние к пол­ной изо­ли­ро­ван­но­сти групп на­ро­до­на­се­ле­ния друг от дру­га, их ма­лую чис­лен­ность, боль­шие меж­се­мей­ные раз­ли­чия в де­мо­гра­фич.

по­ка­за­те­лях, а умень­ше­ние этой до­ли – на по­те­рю свое­об­ра­зия групп на­се­ле­ния, сти­ра­ние гра­ниц и раз­ли­чий ме­ж­ду ни­ми, боль­шую плот­ность на­се­ле­ния, вы­рав­нен­ный уро­вень и об­раз жиз­ни и т. д. Раз­ли­чия ме­ж­ду по­пу­ля­ция­ми под­да­ют­ся точ­но­му про­гно­зу, ос­но­ван­но­му на су­гу­бо де­мо­гра­фич. дан­ных. Про­гно­стич. воз­мож­но­сти де­мо­гра­фии в от­но­ше­нии со­стоя­ния Г. пре­ду­пре­ж­да­ют и о боль­шой от­вет­ст­вен­но­сти де­мо­гра­фов за ге­не­тич. по­след­ст­вия де­мо­гра­фич. по­ли­ти­ки.

Тер­мин «Г.» при­ме­ним и к ла­бо­ра­тор­ным (экс­пе­ри­мен­таль­но соз­дан­ным) по­пу­ля­ци­ям, напр. дро­зо­фил, мы­ше­вид­ных гры­зу­нов, не­ко­то­рых рас­те­ний.

Тема 9. Генофонд планеты и его охрана

Значение живых
организмов в природе и жизни человека.

Перечень
вопросов для контрольной работы

  1. Экология как наука, ее цели и задачи.

  2. Разделы экологии их характеристика, связь экологии с другими науками.

  3. Основные методы экологических исследований.

  4. Современные проблемы экологии и пути их решения.

  5. История развития экологии как науки. Вклад отечественных ученых в развитие экологии (Вернадский В.И., Докучаев В.В., Сукачев В.Н. и др.)

  6. Характеристика абиотических факторов среды, климатических, эдафагенных, орографических, водных и других.

  7. Характеристика биотических факторов среды.

  8. Роль антропогенных факторов среды, их прямое и косвенное влияние на живые организмы и природные экосистемы.

  9. Понятие об экологической валентности, зонах оптимума, минимума и максимума.

  10. Ограничивающие или лимитирующие факторы, их характеристика.

  11. Закон толерантности В. Шельфорда.

  12. Закон минимума Ю. Либиха.

  13. Понятие об эврибионтах и стенобионтах, их характеристика, примеры.

  14. Формы адаптации организмов к условиям среды.

  15. Водная среда жизни и ее характеристика. Классификация гидробионтов.

  16. Наземно-воздушная среда жизни, ее характеристика и формы адаптации к ней.

  17. Почва как среда жизни. Классификация почвенных животных, формы адаптации.

  18. Живые организмы как среда жизни, формы адаптации.

  19. Понятие о жизненных формах животных. Классификация жизненных форм животных (по Кашкарову).

  20. Классификация жизненных форм растений (по Раункерну).

  21. Паразитизм как форма экологических отношений.

  22. Понятие о биологических ритмах и биологических часах. Примеры.

  23. Фотопериодизм.

  24. Популяция и ее критерии, виды популяций.

  25. Структура популяции: возрастная, половая, экологическая.

  26. Структура популяции: видовая, пространственная, этологическая.

  27. Характеристика внутривидовых и межвидовых взаимоотношений в популяции.

  28. Рост популяции и кривая роста. Антропогенное влияние на экологию популяции.

  29. Популяция как саморегулирующая система. Гомеостаз популяции.

  30. Понятие о биоценозе, биотопе, фитоценозе.

  31. Структура биоценоза: видовая, пространственная.

  32. Понятие о пограничном эффекте, и экологической нише.

  33. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе, его структура.

  34. Понятие о нообиогеоценозе и его структура.

  35. Отношение организмов в биоценозах, межвидовые связи и их характеристика.

  36. Искусственные биоценозы и их характеристика: агроценоз, урбаценоз, техноценоз.

  37. Понятие об экосистеме. Классификация природных экосистем и биомах.

  38. Понятие о цепях питания в экосистеме, их характеристика.

  39. Продуктивность экосистемы. Понятие о биомассе в экосистеме.

  40. Экологическая пирамида и ее характеристика. Виды пирамид.

  41. Понятие об экологической нише и пограничном эффекте в биоценозе.

  42. Понятие о фитоценозе, биотопе, биоценозе. Структура биоценоза: видовая, пространственная.

  43. Отношение организмов в биоценозе: трофические, топические, форические, фабрические.

  44. Динамика экосистемы. Процессы сукцессии в экосистеме.

  45. Законы передачи потока энергии и веществ в экосистеме. Правило 10 процентов.

  46. Основные законы и правила в экологии, их характеристика.

  47. Принципы устойчивости природных экосистем их отличия от искусственных сообществ.

  48. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере.

  49. Структура, границы и характерные основные особенности биосферы.

  50. Живое вещество в биосфере и его функции.

  51. Понятие о костном, биокосном и биогенном веществах в биосфере.

  52. Глобальные изменения в биосфере. Пути их решения.

  53. Понятие о «ноосфере» – сфере разума и научных принципов использования биосферы.

  54. Эволюция биосферы.

  55. Основные виды антропогенных воздействий на биосферу, их последствия.

  56. Источники и виды загрязнения атмосферы. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на жизнедеятельность живых организмов.

  57. Основные сведения о гидросфере. Значение воды, ее запасы и распределение на Планете.

  58. Источники и виды загрязнения гидросферы.

  59. Основные методы очистки воды.

  60. Литосфера и ее характеристика. Понятие о плодородии почв. Почвенные ресурсы Планеты.

  61. Проблема чистой воды на Планете.

  62. Круговорот веществ и биогеохимические циклы в биосфере.

  63. Круговорот кислорода.

  64. Большой и малый круговорот воды в биосфере.

  65. Воздействие транспорта на окружающую среду.

  66. Парниковый эффект и его последствия в биосфере.

  67. Эвтрофикация водоемов.

  68. Влияние сельскохозяйственной деятельности на животный мир.

  1. Причины возникновения и влияние кислотных дождей на экосистемы.

  2. Радиоактивное загрязнение биосферы.

  3. Понятие об эрозии почв. Виды эрозии, защита почвы от эрозии.

  4. Причины засоления, подкисления и заболачивания почв. Рекультивация нарушенных земель.

  5. Понятие природных ресурсах их характеристика. Классификация природных ресурсов.

  6. Биологические ресурсы Планеты их значение, причины снижения и пути сохранения.

  7. Природно-охраняемые ландшафты и заповедные территории.

  8. Особо охраняемые ландшафты и заповедные территории Алтайского края.

  9. Понятие о «Красной книге», ее значение для воспроизводства и рационального использования животного и растительного мира.

  10. Биологические ресурсы Алтайского края, их рациональное использование и охрана.

  11. Охраняемые природные территории Алтайского края.

  12. Рациональное и комплексное использование лесных ресурсов в России и Алтайском крае.

  13. Экологический мониторинг, виды мониторинга, его характеристика. Методы экологических исследований.

  14. Методы экологических исследований.

  15. Понятие о биологических моделях.

  16. Биоиндикация как метод исследования в экологии.

  17. Оценка степени антропогенных изменений среды. Понятие об экологических бедствиях, нарушениях, катастрофах. Причины их возникновения.

  18. Основные экологические кризисы в истории человечества, их характеристика.

  19. Основные цели и задачи экологии человека. Демографический взрыв, энергетический и ресурсный кризис.

  20. Экологическая экспертиза.

  21. Понятие об экологической аттестации и паспортизации объектов.

  22. Виды ответственности за экологические правонарушения.

  23. Экологический аудит.

  24. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

  25. Международные экологические неправительственные организации.

  26. Экологические проблемы и здоровье населения Алтайского края.

  27. Экологическое право. Законы правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования.

Читайте также:  Выводы Внутренняя среда человека, Биология

Лекция №1. Предмет,задачи и структура экологии
как науки (2 часа).

Лекция №2. Организм
и среда жизни живых организмов. Виды
адаптации живых организмов (2 часа).

Лекция
№3. Биосфера как среда жизни, пути ее
сохранения.

Лекция№5.
Международное сотрудничество в области
охраны окружающей среды. Аспекты
экологического права.

Тематика
семинарских занятий

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]