Гибридологический метод изучения наследственности

Основной метод генетики – гибридологический (скрещивание определенных организмов и анализ их потомства, этот метод использовал Г.Мендель).

Гибридологический метод не подходит для человека по морально-этическим соображениям, а так же из-за малого количества детей и позднего полового созревания. Поэтому для изучения генетики человека применяют косвенные методы.

1) Генеалогический – изучение родословных. Позволяет определить закономерности наследования признаков, например:

  • если признак проявляется в каждом поколении, то он доминантный (праворукость)
  • если через поколение – рецессивный (голубой цвет глаз)
  • если чаще проявляется у одного пола – это признак, сцепленный с полом (гемофилия, дальтонизм)

2) Близнецовый – сравнение однояйцевых близнецов, позволяет изучать модификационную изменчивость (определять наследственный характер признака, т.е. то, насколько признак зависит от генов и от воздействия среды).

Однояйцевые близнецы получаются, когда один зародыш на стадии 30-60 клеток делится на 2 части, и каждая часть вырастает в ребенка. Такие близнецы всегда одного пола, похожи друг на друга очень сильно (потому что у них совершенно одинаковый генотип). Отличия, которые возникают у таких близнецов в течение жизни, связаны с воздействием условий окружающей среды.

Разнояйцевые близнецы (не изучаются в близнецовом методе) получаются, когда в половых путях матери одновременно оплодотворяются две яйцеклетки. Такие близнецы могут быть одного или разного пола, похожи друг на друга как обычные братья и сестры.

3) Цитогенетический – изучение под микроскопом хромосомного набора – числа хромосом, особенностей их строения. Позволяет выявлять хромосомные болезни. Например, при синдроме Дауна имеется одна лишняя 21-ая хромосома.

4) Биохимический – изучение химического состава организма. Позволяет узнать, являются ли пациенты гетерозиготами по патологическому гену. Например, гетерозиготы по гену фенилкетонурии не болеют, но в их крови можно обнаружить повышенное содержание фенилаланина.

5) Популяционно-генетический – изучение доли различных генов в популяции. Основан на законе Харди-Вайнберга. Позволяет рассчитать частоту нормальных и патологических фенотипов.

  • ПОДРОБНЫЕ КОНСПЕКТЫ: Методы генетики человека 1-2, Методы генетики человека 3-4
  • ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

  1. Выберите один, наиболее правильный вариант. С помощью какого метода выявляется влияние генотипа и среды на развитие ребенка 1) генеалогического2) близнецового3) цитогенетического
  2. 4) гибридологического
  3. Выберите один, наиболее правильный вариант.

    Основной метод изучения закономерностей наследования признаков 1) генеалогический2) цитогенетический3) гибридологический

  4. 4) близнецовый
  5. Выберите один, наиболее правильный вариант.

    Метод, позволяющий изучать влияние условий среды на развитие признаков 1) гибридологический2) цитогенетический3) генеалогический

  6. 4) близнецовый
  7. Выберите один, наиболее правильный вариант.

    Какой метод генетики используют для определения роли факторов среды в формировании фенотипа человека 1) генеалогический2) биохимический3) палеонтологический

  8. 4) близнецовый
  9. Выберите один, наиболее правильный вариант.

    Какой метод используют в генетике при изучении геномных мутаций 1) близнецовый2) генеалогический3) биохимический

  10. 4) цитогенетический
  11. Выберите один, наиболее правильный вариант.

    Для определения характера влияния генотипа на формирование фенотипа у человека анализируется характер проявления признаков 1) в одной семье2) в больших популяциях3) у идентичных близнецов

  12. 4) у разнояйцовых близнецов

ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ 1. Выберите три варианта. Сущность гибридологического метода заключается в 1) скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам2) изучении характера наследования альтернативных признаков3) использовании генетических карт4) применении массового отбора5) количественном учёте фенотипических признаков потомков

6) подборе родителей по норме реакции признаков

2. Выберите два верных ответа. К особенностям гибридологического метода относят 1) подбор родительских пар с альтернативными признаками 2) наличие хромосомных перестроек 3) количественный учёт наследования каждого признака 4) определение мутантных генов

  • 5) определение числа хромосом в соматических клетках
  • ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЧТО ДЕЛАЮТ Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генетики, используя генеалогический метод исследования, составляют 1) генетическую карту хромосом2) схему скрещивания3) родословное древо4) схему предковых родителей и их родственные связи в ряде поколений
  • 5) вариационную кривую

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ЧТО ОПРЕДЕЛЯЮТ 1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод исследования используют для установления 1) доминантного характера наследования признака2) последовательности этапов индивидуального развития3) причин хромосомных мутаций4) типа высшей нервной деятельности

5) сцепленности признака с полом

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод позволяет определить 1) степень влияния среды на формирование фенотипа2) влияние воспитания на онтогенез человека3) тип наследования признака4) интенсивность мутационного процесса

5) этапы эволюции органического мира

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для определения 1) степени влияния среды на формирование фенотипа2) наследования сцепленных с полом признаков3) закономерностей наследования признаков4) числа мутаций

5) наследственного характера признака

4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для 1) изучения влияния воспитания на онтогенез человека2) получения генных и геномных мутаций3) изучения этапов эволюции органического мира4) выявления наследственных заболеваний в роду

5) исследования наследственности и изменчивости человека

5. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Генеалогический метод используют для определения
1) степени влияния факторов среды на формирование признака
2) характера наследования признака
3) вероятности передачи признака в поколениях
4) структуры хромосом и кариотипа

5) частоты встречаемости патологичного гена в популяции

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ – ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ Установите соответствие между характеристикой и методом: 1) цитогенетический, 2) генеалогический. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке. А) исследуется родословная семьиБ) выявляется сцепление признака с поломВ) изучается число хромосом на стадии метафазы митозаГ) устанавливается доминантный признак

  1. Д) определяется наличие геномных мутаций
  2. БЛИЗНЕЦОВЫЙ Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Близнецовый метод исследования используют 1) цитологи2) зоологи3) генетики4) селекционеры
  3. 5) биохимики
  4. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Близнецовый метод исследования генетики человека используется для 1) изучения характера наследования признака 2) определения степени влияния среды на развитие признаков 3) предсказания вероятности рождения близнецов 4) оценки генетической предрасположенности к различным заболеваниям
  5. 5) расчета частоты встречаемости нормальных и патологических генов

ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ 1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения 1) степени влияния среды на формирование фенотипа2) наследования сцепленных с полом признаков3) кариотипа организма4) хромосомных аномалий

5) возможности проявления признаков у потомков

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод позволяет изучить у человека
1) наследственные заболевания, связанные с геномными мутациями
2) развитие признаков у близнецов
3) особенности обмена веществ его организма
4) его хромосомный набор

5) родословную его семьи

3. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод исследования генетики человека 1) основан на составлении родословных человека 2) используется для изучения характера наследования признака 3) заключается в микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества 4) используется для выявления хромосомных и геномных мутаций

5) помогает установить степень влияния среды на развитие признаков

ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ – БИОХИМИЧЕСКИЙ Установите соответствие между примерами и методами выявления мутаций: 1) биохимический, 2) цитогенетический. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) утрата Х-хромосомы Б) образование бессмысленных триплетов В) появление дополнительной хромосомы Г) изменение структуры ДНК в пределах гена Д) изменение морфологии хромосомы

Е) изменение числа хромосом в кариотипе

БИОХИМИЧЕСКИЙ 1. Выберите два верных варианта ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Биохимический метод исследования используется для: 1) изучения кариотипа организма2) установления характера наследования признака3) диагностике сахарного диабета4) определения дефектов ферментов

5) определения массы и плотности органоидов клетки

2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Биохимический метод исследования используется для 1) определения степени влияния среды на развитие признаков 2) изучения обмена веществ 3) изучения кариотипа организма 4) исследования хромосомных и геномных мутаций

  • 5) уточнения диагнозов сахарного диабета или фенилкетонурии
  • ПОПУЛЯЦИОННЫЙ Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Популяционно-статистический метод исследования генетики человека используется для 1) расчета частоты встречаемости нормальных и патологических генов 2) изучения биохимических реакций и обмена веществ 3) предсказания вероятности генетических аномалий 4) определения степени влияния среды на развитие признаков
  • 5) изучения структуры генов, их количества и расположения в молекуле ДНК

Гибридологический метод изучения наследственности
СКОЛЬКО ГАМЕТ
1. Сколько разных типов гамет образуется у мужской особи, обозначенной на схеме родословной цифрой 1? В ответе запишите только цифру.

Гибридологический метод изучения наследственности
2. По изображенной на рисунке родословной определите, сколько типов гамет образуется у родителя 1. Ответ запишите в виде числа.

Гибридологический метод изучения наследственности
СКОЛЬКО ГЕНОТИПОВ
Сколько разных генотипов может образоваться у потомков в браке родителей, обозначенных на схеме родословной цифрами 1, 2? В ответе запишите только цифру.

Гибридологический метод изучения наследственностиПо изображенной на рисунке родословной определите, сколько типов гамет (по исследуемому признаку) образуется у родителя 1. Ответ запишите в виде числа.

ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа Гибридологический метод изучения наследственности 1. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность в процентах рождения ребенка с признаком, обозначенным черным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.

Гибридологический метод изучения наследственности2. По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в %) рождения ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.

Гибридологический метод изучения наследственности 3. По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения у родителей 1 и 2 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.

Гибридологический метод изучения наследственности 4. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (в %) рождения ребенка с признаком, обозначенным черным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.

Гибридологический метод изучения наследственности 5. По изображенной на рисунке родословной определите вероятность (в %) рождения ребенка с признаком, обозначенным черным цветом, у родителей 1 и 2. Ответ запишите в виде числа.

Гибридологический метод изучения наследственностиПроанализируйте таблицу «Методы изучения наследственности человека». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. 1) установление характера наследования различных признаков 2) микроскопическое исследование числа и структуры хромосом 3) биохимический метод 4) цитогенетический метод 5) близнецовый метод 6) изучение родственных связей между людьми 7) изучение химического состава крови 8) выявление нарушения обмена веществ

МЕТОДЫ Все приведённые ниже методы исследования, кроме двух, используются для изучения наследственности и изменчивости человека. Определите эти два метода, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) генеалогически2) гибридологический3) цитогенетический4) экспериментальный

  1. 5) биохимический
  2. Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В генетике человека используют методы
    1) цитогенетический
    2) генеалогический
    3) индивидуального отбора
    4) гибридологический
  3. 5) полиплоидизации

Ниже приведен перечень методов генетики. Все они, кроме двух, относятся к методам генетики человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) близнецовый2) генеалогический3) цитогенетический4) гибридологический

5) индивидуального отбора

Выберите из текста три предложения, которые дают верную характеристику методам исследования генетики и наследственности человека. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. (2) Благодаря генеалогическому методу был установлен характер наследования конкретных признаков.

(3) Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (4) При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. (5) Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём анализа родословных как Х-сцепленный рецессивный ген.

(6) Гибридологический метод позволяет изучить распространение болезней по природным зонам Земли.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы научного исследования используются для диагностики сахарного диабета и выявления характера его наследования? 1) биохимический2) цитогенетический3) близнецовый4) генеалогический

  • 5) исторический
  • Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости методами
    1) цитогенетическим
    2) биохимическим
    3) гибридологическим
    4) физиологическим
  • 5) сравнительно-анатомическим
  • Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В генетике используют 1) конвергентное сходство особей 2) гибридологический анализ 3) скрещивание особей 4) искусственный мутагенез
  • 5) центрифугирование

© Д.В.Поздняков, 2009-2020

Урок 40. Законы Менделя. Гибридологический метод изучения наследования признаков. I закон Г. Менделя

 Глава 9. Закономерности наследования признаков. Раздел IV ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ  

Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ.

Оригинально организованный материал с учётом конкретных задач урока, с выделением опорных знаний, прикладных аспектов и проблемных моментов даёт возможность учителю использовать также данную методику для работы с любыми учебниками.

  • Методические разработки уроков 10-11класс
  • Тип урока – комбинированный
  • Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.
  • Цель:
  • – формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;
  • -умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;
  • -воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности
  • Задачи:
  • Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  •  Развитие творческихспособностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
  • ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ-УУД
  • Личностные результаты обучения биологии:
  • 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • 2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Метапредметные результаты обучения биологии:
  • 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • 2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;
  • 3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
  • оценивать информацию;
  • Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • Регулятивные:умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
  • Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.
  • Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти
  • Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
  • Ход урока
  • Задачи

Познакомить учащихся с генетическими опы­тами Г. Менделя.

  1. Раскрыть сущность основного метода генетики-гибридологического.
  2. Сформировать знания о 1 законе Г. Менделя
  3. Основные положения

Г. Мендель использовал для скрещивания особи, относящиеся к чистым линиям.

Строгий математический анализ позволил выявить закономерности наследования альтернативных признаков.

В настоящее время закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем возведены, в ранг законов, носящих его имя.

  • Терминология
  • Доминирова­ние -явление, при котором аллельный ген полностыю подавляет проявление другою аллеля.
  • Генотип – система взаимодействующих генов организма.
  • Фенотип– Совокупность всех признаков и свойств данного организма

Гибридологический метод изучения наследственности

Гибридологический метод

Как справедливо замечают многие, генетика является царицей наук. Действительно, вопросы, связанные с этой наукой, являются одними из самых важных, так как от них зависит, как принято говорить, качество рождающегося потомства. Генетика всегда помогает и при решении таких задач, как поиск новых методов лечения опасных заболеваний.

Одним из способов работы в генетике является гибридологический метод. Это не что иное, как метод изучения наследственности. Его суть заключается в следующем: если происходит срещивание двух видов, то их потомки будут наследовать совокупность признаков, по которым будет определяться генотип.

Такой способ известен как гибридологический метод Менделя. Он был первым, кто скрестил разные сорта гороха, которые отличались друг от друга по некоторым признакам. Например, они отличались по размерам семян, их форме, цвету, а также высотой стебля и так далее.

Мендель проводил многочисленные операции по скрещиванию разных видов и наблюдал, каким образом проявлялись все признаки в первом, втором и других поколениях гибридов.

Такую работу ученый провел со многими сортами гороха, поэтому ему удалось установить некоторые закономерности, которые касаются количественного соотношения гибридных растений, причем они, как правило, обладали некоторыми свойствами исходного сорта.

Гибридологический метод можно разделить на несколько типов.

Самым простым из них является не что иное, как моногибридное скрещивание. Оно означает лишь некоторые различия между родительскими формами, как правило, это буквально пара признаков.

Если приводить конкретные примеры, то стоит назвать скрещивание между сортами гороха с зелеными семенами, а также желтыми.

После проведенных экспериментов Мендель пришел к выводам, которые стали некими постулатами генетики.

Во-первых, речь идет о правиле, касающемся единообразия первого гибридного поколения.

Во-вторых, стоит сказать о законе расщепления второго гибридного поколения.

И, в-третьих, нельзя не отметить гипотезу чистоты гамет. Если говорить о правиле единообразия первого поколения, то стоит сказать, что оно подразумевает под собой схожесть первого поколения с родителями по всем признакам. Здесь нельзя наблюдать полное доминирование признаков одного родителя над признаками другого.

Гибридологический метод можно рассматривать как частный случай генетического анализа. Ему, как правило, предшествует так называемый селекционный метод. Он необходим для того, чтобы подбирать или же создавать исходный материал, который впоследствии будет изучаться.

Мендель в данном случае работал с семенами гороха, которые самоопылялись.

Ни для кого не секрет, что в некоторых случаях способ, который носит название прямой гибридологический метод, не может быть использован. Это касается наследования признаков у людей.

Дело в том, что в данном случае нельзя планировать скрещивания, а также невзможно предусмотреть такие параметры, как плодовитость, а также сроки полового созревания.

По этой причине в генетике используются и некоторые другие методы.

Например, цитогенетические методы. Их изучением занимается наука цитогенетика. Она не исключает такого понятия, как гибридологический анализ, но она занимается изучением видимых носителей генетической информации.

Это не что иное, как митотические, мейотические, а также политенные хромосомы, а также митохондрии и пластиды. Таким образом, цитологические методы, прежде всего, подразумевают изучение хромосомного набора.

Для этого используются следующие способы исследования: метод световой микроскопии, а также многочисленные методы микроспических анализов, которые проводятся при помощи некоторых электронных устройств

Первый закон Менделя –

Монах чешского происхождения, Грегор Мендель, в 1856-1866 годах провел опыты, ставшие впоследствии широко известными. В результате его исследований родилась новая наука – генетика. Основополагающим фактором для ее развития стал Первый закон Менделя. В качестве опытного образца был выбран горох огородный.

Это было обусловлено наличием множества сортов, имеющих между собой четкие различия по определенным признакам. Кроме того, эти растения легко выращиваются и скрещиваются. В результате тщательного планирования экспериментов, аккуратного их проведения, а также осуществления большого количества лабораторных опытов были получены достоверные статистические сведения.

В итоге сначала был открыт Первый закон Менделя, а затем и последующие.

Суть экспериментов

Итак, более подробно о том, как же был открыт Первый закон Менделя. В начале исследования подбирались растения, имеющие явные различия по какой-нибудь паре признаков: к примеру, по расположению цветков – верхушечные либо пазушные.

Выращивая каждый тип в течение нескольких поколений, Мендель отметил пригодность их для использования в экспериментальных целях. Опыты состояли в скрещивании путем переноса пыльцы одного растения на другое. Достоверные результаты экспериментов были получены благодаря тщательному соблюдению ряда предосторожностей.

В частности, тычинки у цветков, которые опылялись, впоследствии удалялись, надевались специальные колпачки на цветы во избежание переноса пыльцы с других растений. –

Результаты опытов

Из собранных с гибридов семян во всех случаях получились растения с пазушными цветами.

Гибридологический метод изучения наследственности

Этот признак стал доминантным. Присутствие же верхушечных цветков было принято за рецессивный признак. После опыта растения первого поколения были оставлены для самоопыления. Получившиеся в результате гибриды имели часть пазушных и часть верхушечных цветов.

По предположению Менделя, второй тип присутствовал и в первом поколении. Однако выраженность этого признака была недостаточной. То есть проявлялся он в скрытом виде.

При проведении подобных опытов с какой-нибудь парой признаков приблизительно три четверти гибридов имели характеристики, проявившиеся в первом поколении. Четвертая часть потомства во 2-м семействе выведенных растений обладала свойствами, не выявленными у 1-го.

Чем было больше поставлено опытов, тем больше результат приближался к соотношению 3 : 1. В результате этих исследований был выведен Первый закон Менделя.

Гибридологический метод изучения наследственности

Выводы

При изучении характеристик скрещенных растений – у родительских образцов присутствовало по два аналогичных признака – гибриды получили по одному из наследственных факторов. При этом свойства первого поколения у потомства не слились, а сохранили индивидуальность.

В результате исследований была собрана достоверная информация для того, чтобы был выведен Первый закон Менделя. Формулировка его следующая: «Признаки определенного организма детерминируются парой внутренних факторов (генами).

Во втором поколении, полученном от моногибридного скрещивания, приблизительно четверть потомков обладают рецессивными признаками». Необходимо отметить, что Первый и Второй закон Менделя не были сначала восприняты научным сообществом.

Впоследствии в работах других ученых эти положения были доказаны снова. В результате новых исследований была сформирована хромосомная теория наследственности.

Вопросы для обсуждения

Какие особенности растении гороха позво­лили Г. Менделю отнести организмы, взятые им для гибридизаций, к чистым линиям?

В чем сущность гибридологического метода, разработанного Г. Менделем.

Вопросы и задания для повторения

]. Кто был первым первооткрывателем законо­мерностей наследования признаков?

На каких растениях проводил свои исследо­вания Г. Мендель. Благодаря каким приемам Г. Менделю удалось раскрыть законы наследо­вания признаков?

  1. Гибридологическийметод.
  2. Первый закон Менделя. Типы взаимодействия аллельных генов

   

ЗАХАРОВ, С. Г. МАМОНТОВ, Н. И. СОНИН, Е. Т. ЗАХАРОВА УЧЕБНИК «БИОЛОГИЯ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (10-11класс) .

А. П. Плехов Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература».

Книга для учителя Сивоглазов В.И., Сухова Т.С. Козлова Т. А. Биология: общие закономерности.

Биология 100 самых важных тем В.Ю. Джамеев 2016 г.

Биология в схемах, терминах, таблицах” М.В. Железняк, Г.Н. Дерипаско, Изд. “Феникс”

Наглядный справочник. Биология. 10-11 классы. Красильникова

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

– http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Гибридологический метод

Определение 1

Гибридологический метод – это метод генетики, основанный на исследовании гибридных форм организмов по ключевым признакам.

Отличительная особенность данной области знания заключается в том, что она легла в основу развития возможности создания новых пород животных и сортов растений. Дарвин особым образом интерпретировал указанные феномены. Наследственность выступает решающим фактором в системе передачи признаков последующим поколениям. Именно поэтому представители одного вида похожи между собой.

Наследственность дает возможность растениям, животным, микроорганизмам сохранять базовые характерные черты и передавать их из поколения в поколение. Наследование признаков становится возможным благодаря свойству живого – размножению.

В ходе полового размножения особи появляются после оплодотворения. В связи с этим можно сделать вывод о том, что основа наследственности заложена в половых клетках.

Такая закономерность характерна для представителей всех царств живой природы.

Изменчивость дает возможность организму приобрести совершенно новые признаки и уникальные свойства индивидуального развития. Именно она доказывает тот факт, что каждая особь внутри вида уникальна. Изменчивость бывает различных типов (наследственная и ненаследственная), но в каждом конкретном случае она вносит уникальный вклад в развитие эволюции органического мира.

Генетика имеет целый ряд уникальных методов исследования. При этом особую роль в данном комплексе занимает гибридологический метод.

Определение 2

Гибридологический метод генетики – это метод, который заключается в изучении наследственности и изменчивости соматических клеток.

Основой метода является размножение организмов в искусственно созданных условиях. В рамках гибридологического метода используют:

  • анализ процессов генетических клеток;
  • анализ генетических закономерностей всего организма в целом;
  • выявление конкретны аллелей и их наследования в ходе генетической реализации одного или нескольких признаков.

Возможности применения гибридологического метода

Гибридологический метод позволил точно диагностировать целый ряд наследственных заболеваний в рамках пренатального периода развития организма. Данный метод был разработан Г. Менделем.

Его основная сущность заключается в том, что проводится анализ наследования по автономным признакам, передающимся в течение нескольких поколений и формирование системы точного, количественного учета наследования альтернативного признака и характера потомства гибридов.

Мендель проводил исследования на примере гороха, выбирая желтые и зеленые семена. Горох размножается самоопылением, а изменчивость окраски наблюдается в пределах одного сорта. Мендель производил искусственное опыление и скрещивал сорта, чьи семена отличаются по окраске.

При окончании эксперимента был выявлен тот факт, что сорт материнского растения не играет ключевой роли. Гибриды растений получали исключительно желтый окрас.

Это говорит о доминирующем влиянии одного признака. В связи с этим подавленный признак был назван рецессивным.

Явление доминирования одного признака над другим и его подавление в ста процентов случаев было названо Менделем единообразием.

Согласно дальнейшему скрещиванию, ученый выявил расщепление по окраске в соотношении 3: 1. Также Мендель выявил тот факт, что в ходе дигибридного скрещивания гибридов первого поколения происходит независимое наследование признаков и может проявиться их различное сочетание у гибридов второго поколения.

Законы Менделя используются и в современной практике и не теряют собственной значимости ввиду того, что являются базовыми фундаментальными основами установления закономерностей соотношения наследственности и изменчивости.

Среди достоинств гибридологического метода можно выделить:

  • относительная легкость исследования и широта возможностей организации эксперимента;
  • наглядность. Такой метод дает возможность увидеть зависимость одного признака от другого или установить, каким образом наследуется тот или иной признак;
  • выявление дискретности наследственных признаков;
  • высокая математическая точность расчётов наследственной информации;
  • полученные открытия стали толчком к стремительному развитию науки в области наследственности и изменчивости организмов.

Мендель также установил, что каждый отдельный ген кодирует одну полипептидную цепь. Комбинация одного гена именуется аллелью. В ходе полового размножения гамета содержит одну вариацию генома по каждому аллели.

Гибридологический метод изучения наследственности имеет ряд важных особенностей:

  • наблюдение происходит за наследованием контрастных признаков, альтернативных, взаимоисключающих признаков. Например, можно оценивать рост растений высокий или низкий;
  • вторая особенность заключается в том, что происходит количественный учет пар альтернативных признаков в ряду нескольких поколений;
  • также гибридологический метод является универсальны и используется в различных областях генетики при организации прикладных и фундаментальных исследований.

Именно математическая обработка полученных в результате использования данного метода признаков расширила возможности исследования количественных закономерностей анализируемых признаков.

Как уже отмечалось ранее, гибридологический метод лег в основу актуальной современной генетики. Но при использовании данного метода тщательно подбираются родителей, которые различаются по одной или двум парам признаков. Также ведется количественный учет закономерностей наследования признаков среди всех полученных гибридов.

Таким образом, с помощью скрещивания можно установить: генотип организмов, расстояние между генами, явление генного сцепления. Следует отметить, что гибридологический метод не подходит для человека с точки зрения этики и морали, а также позднего полового созревания. В связи с этим для изучения генетики человека применяют косвенные методы.

Охарактеризуйте гибридологический метод изучения наследственности. Раскройте сущность законов наследственности, установленных Г.Менделем

Гибридологический метод – один из методов изучения наследственности. Открыл Г.Мендель. Гибридологический метод изучения наследственности – основа генетики. Скрещивание различающихся по определенным признакам родительских форм – проявление изучаемых признаков в ряду поколений. Точный количественный учет проявления изучаемых признаков у всех особей.

Мендель проводил опыты на горохе. У этого растения много разных сортов, отличающихся друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.

Мендель применил гибридологический метод исследования – скрещивание различающихся по определенным признакам родительских форм – и проследил проявление изучаемых признаков в ряду поколений.

Мендель шел аналитическим путем: из большого многообразия признаков растений он вычленял одну или несколько пар противоположных друг другу признаков и прослеживал проявление их в ряду следующих друг за другом поколений. Характерной чертой опытов Менделя был точный количественный учет проявления изучаемых признаков у всех особей.

Это позволило ему установить определенные количественные закономерности в наследственности. Анализ закономерностей наследственности Мендель начал с моногибридного скрещивания – скрещивания родительских форм, наследственно различающихся лишь по одной паре признаков.

Если скрестить растения гороха с желтыми и зелеными семенами, то у всех полученных в результате этого скрещивания растений первого поколения гибридов семена будут желтыми. Противоположный признак (зеленые семена) как бы исчезает. В этом проявляется установленное Менделем правило единообразия первого поколения гибридов

(первый закон Менделя). Признак желтой окраски семян как бы подавляет проявление противоположного признака (зеленая окраска) и все семена у гибридов F1, оказываются желтыми (единообразными).

Явление преобладания признака получило название доминирования, а преобладающий признак называют доминантным. В рассматриваемом примере желтая окраска семян доминирует над зеленой.

Противоположный, внешне исчезающий признак (зеленая окраска) называют рецессивным.

Второй закон Менделя. В потомстве от первого поколения гибридов (во втором поколении – F2) наблюдается расщепление: появляются растения с признаками обоих родителей в определенных численных соотношениях. Желтых семян оказывается примерно в три раза больше, чем зеленых.

Соотношение семян гороха с доминантными и рецессивными признаками близко к отношению 3:1. В опыте Менделя были получены следующие количественные отношения: желтых – 6022, зеленых – 2001. Аналогичные результаты дали опыты по изучению других пар признаков.

Оказалось, пурпурная окраска венчика цветка доминирует над белой и во втором поколении гибридов дает то же расщепление 3:1; гладкая форма семян доминирует над морщинистой. Рецессивный признак в первом поколении гибридов не выявляется.

В этом проявляется первый закон Менделя, получивший название закона расщепления: гибриды первого поколения F1при дальнейшем размножении расщепляются; в их потомстве F2снова появляются особи с рецессивными признаками, составляющие примерно четвертую часть от всего числа потомков.

Основы генетики и селекции. гибридологический метод изучения наследственности. первый и второй законы менделя

  • Министерство образования Республики Мордовия
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение
  • среднего профессионального образования
  • «Саранский техникум сферы услуг и промышленных технологий»
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
  • ОТКРЫТОГО УРОКА БИОЛОГИИ

ТЕМА: «Основы генетики и селекции. гибридологический метод изучения наследственности. первый и второй законы менделя»

  1. I курс, группа Т-1
  2. Специальность  «Биохимическое производство»
  3. Преподаватель
  4. Потапкина Ольга Леонидовна
  5. г. Саранск
  6. Раздел: «Основы генетики и селекции»

Тема: « Гибридологический метод изучения наследственности. Первый и второй законы Менделя».

  • Цель урока: формирование у студентов системы знаний о генетике, как науке, её методах и значении; а также развитие логического мышления.
  • Задачи урока:
  • Образовательные
  • – охарактеризовать генетику, как науку;
  • – ввести понятие о гибридологическом методе изучения наследственности,
  • основных генетических терминах и символике;
  • Развивающие
  • – развивать мыслительную деятельность студентов;
  • – развивать навыки работы с генетической информацией;
  • – продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • – развивать у студентов биологическую речь.
  • Воспитательные
  • – развивать коммуникативные навыки;
  • – воспитывать у студентов интерес к получению генетических знаний.
  • Методические
  • – повышение познавательного интереса студентов на уроках и во внеурочной деятельности с использованием информационных технологий обучения.
  • Тип урока: урок усвоения новых знаний.
  • Вид урока: комбинированный, с элементами развивающего обучения.
  • Методы ведения урока: информационно-сообщающий, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, пояснительный.
  • Методическая оснащенность урока:

– презентации «Основы генетики»,  «Великие достижения, сделанные учеными генетиками за последние 100 лет», «Законы наследственности Г.Менделя.  Моногибридное скрещивание».

– учебник «Общая биология» 10-11 класс Д. К. Беляев, 2006 г.

  1. – карточки-задания
  2. – конспект урока студентам
  3. Техническое обеспечение урока: телевизор, ПК.
  4. Межпредметные связи: химия, физика.

Внутрипредметные связи: темы «Нуклеиновые кислоты», «Строение клетки», «Митоз. Бесполое деление клетки», «Мейоз. Половое деление клетки».

  • Структура урока:
  • 1. Организационный момент (2 мин)
  • – концентрация внимания.
  • – знакомство студентов с планом урока.
  • 2. Актуализация знаний (15 мин)

3. Изучение нового материала (45 мин.)

4. Закрепление полученных знаний (12 мин)

5. Подведение итогов урока (3 мин).

6. Домашнее задание (3 мин).

  1. ХОД УРОКА
  2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
  3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
  4. Работа по карточкам-заданиям
  5. 1) Произведите сравнение (приложение 1)
Сравнение Митоз Мейоз
Сходство
Различия

2) Определите, какие рисунки соответствуют митозу. Подпишите фазы деления клетки и расположите их в нужной последовательности (приложение 2).

3) Определите, какие рисунки соответствуют мейозу. Подпишите фазы деления клетки и расположите их в нужной последовательности (приложение 3).

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Что такое цитология?
  2. Какой ученый открыл клетку?
  3. Из каких основных структур состоит клетка?
  4. Назовите способы деления клетки.
  5. Фазы митоза и мейоза.
  6. Нарисовать как выглядит хромосома? Из чего состоит? (у доски)
  7. Перечислите способы бесполого размножения.
  8. Перечислите способы полового размножения.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

     План:

  1. Основные понятия (презентация 1).
  2. Великие достижения науки (презентация 2).
  3. Задачи генетики.
  4. Моногибридное скрещивание (презентация 3).
  • Плохо приходится тому, кто полагает, что генетикой можно пренебрегать.
  •  Даже самый умный не подозревает, сколько недостатков он может таскать в своих хромосомах.
  • Вильгельм Швебель немецкий ученый

         Люди давно заметили, что признаки растений и животных передаются по наследству. Крестьяне при выращивании зерна и других культур старались оставить  для посева самые лучшие семена, потому что они давали хороший урожай. Дети похожи на своих родителей и несут в себе не только внешние сходства, но и сходства характеров, привычек, заболеваний.

Почему это происходит, почему организмы похожи друг на друга, но не являются точной копией и как передаются признаки из поколения в поколения, мы сегодня постараемся выяснить.

Греческий врач, естествоиспытатель Гиппократ так объяснял сходство родителей и детей. Он считал, что ребенок возникает от слияния женского и мужского семени, оно изготавливается во всех частях тела, поэтому несет информацию обо всех частях тела человека.  Семя мужчины борется с семенем женщины, какое окажется сильнее, таков и будет пол ребенка.

  1.           Генетика – это наука о самых сокровенных таинствах природы – о наследственности и изменчивости.
  2. 1) Основные понятия  (презентация 1)
  3.          Генетика – это наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления этими процессами.

        Генотип – набор генов. Фенотип – совокупность внутренних и внешних признаков.

        Наследственность – это свойство организмов передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение.

Наследственностью обладают все живые организмы. У кошки рождается котенок, у лошади жеребенок, у человека ребенок, от семени томата вырастит растение томат, из споры мха появится проросток мха.

Благодаря наследственности виды остаются относительно неизменными.

Ведь вы внешне похожи на своих родителей, но не являетесь их точной копией. В природе вы не найдете абсолютно одинаковые организмы. Зебры все полосатые, но их шкура отличается шириной полосок, тигр так, же отличается рисунком и окраской шерсти от своих сородичей.

        Изменчивость – это свойство организмов приобретать новые свойства организмов. Это понятие противоположное наследственности.

  • В зависимости от причины изменчивость бывает наследственной и ненаследственной.
  •                          Изменчивость

27.Гибридологический анализ, его использование в генетических исследованиях

Гибридологический
метод

изучение наследования путем гибридизации
(скрещивания), то есть объединения двух
генетически разных организмов (гамет).
Гетерозиготный организм, который
получается при этом, называется гибридом,
а потомство – гибридным.

  • Основные принципы
    гибридологического метода:
  • 1) для скрещивания
    используются чистосортные (гомозиготные)
    родительские организмы, которые
    отличаются между собою за одной или
    несколькими парами альтернативных
    признаков;
  • 2) проводится точный
    количественный учет потомства в
    отдельности за каждым исследуемым
    признаком в ряде поколений.
  • С помощью скрещивания
    можно установить:
  1. доминантен или рецессивен исследуемый признак (и соответствующий ему ген);

  2. генотип организма;

  3. взаимодействие генов и характер этого взаимодействия;

  4. явление сцепления генов;

  5. расстояние между генами;

  6. сцепление генов с полом.

Сущность
гибридологического метода изучения
наследственности состоит в том, что о
генотипе организма судят по признакам
его потомков, полученных при определенных
скрещиваниях. Основы этого метода были
заложены работами Г. Менделя.

Мендель
скрещивал между собой сорта гороха,
различающиеся теми или иными признаками
(формой и окраской семян, окраской
цветков, высотой стебля и др.

), а затем
следил, как наследуются признаки того
и другого родителя их потомками в первом,
втором и последующих гибридных поколениях.
Проделав эту работу на достаточно
большом количестве растений, Г.

Мендель
смог установить очень важные статистические
закономерности количественного
соотношения гибридных растений,
обладающих признаками того и другого
исходного сорта.Гибридологический
метод нашел широкое применение в науке
и практике.

Гибридологический
метод не подходит для человека по
морально-этическим соображениям, а так
же из-за малого количества детей и
позднего полового созревания, скрещивать
homosapiens в эксперименте не представляется
возможным.Поэтому для изучения генетики
человека применяют косвенные методы.

Результаты были
обобщены Менделем в следующих трех
положениях:

  • правило единообразия первого гибридного поколения;
  • закон расщепления второго гибридного поколения;
  • гипотеза чистоты гамет.

Правило единообразия
первого поколения:

при скрещивании
гомазиготных особей, отличающихся друг
от друга по одной паре альтернативных
признаков, все потомство в первом
поколении единообразно как по фенотипу,
так и по генотипу.

Правило расщепления.
Второй закон
.

При скрещивании
однородных гибридов первого поколения
между собой (самоопыление или родственное
скрещивание) во втором поколении
появляются особи как с доминантными,
так и с рецессивными признаками, т. е.
наблюдается расщепление.

  1. Согласно второму
    правилу Менделя можно сделать вывод,
    что:
  2. 1) аллельные гены,
    находясь в гетерозиготном состоянии,
    не изменяют друг друга;
  3. 2) при созревании
    гамет у гибридов образуется приблизительно
    равное число гамет с доминантными и
    рецессивными аллелями;
  4. 3) при оплодотворении
    мужские и женские гаметы, несущие
    доминантные и рецессивные аллели,
    свободно комбинируются.

Таким
образом, второе правило Менделя
формулируется так:
при
скрещивании двух гетерозиготных особей,
т. е. гибридов, анализируемых по одной
альтернативной паре признаков, в
потомстве наблюдается расщепление по
фенотипу в соотношении 3:1 и по генотипу
1:2:1.

Гипотеза «чистоты
гамет».

Правило расщепления
показывает, что хотя у гетерозигот
проявляются лишь доминантные признаки,
однако рецессивный ген не утрачен, более
того, он не изменился. Следовательно,
аллельные гены, находясь в гетерозиготном
состоянии, не сливаются, не разбавляются,
не изменяют друг друга. При образовании
половых клеток в каждую гамету попадает
только один ген из аллельной пары.

Ссылка на основную публикацию