Врожденное и приобретенное поведение – биология

Стратегия поведения. врожденное и приобретенное в индивидуальном развитии поведения

Врожденное и приобретенное поведение - биология

Вспомните, что такое рефлекс. Что такое раздражитель?

В поведении животных, обычно, выделяют две основные составляющие: врожденную и приобретенную. Между ними нет четкой границы: большинство поведенческих реакций животных, несомненно, содержит и врожденные, и приобретенные элементы.

Врожденным поведением называются такие формы поведения, которые передаются в наследство потомкам от родителей. О возможности наследственной передачи особенностей поведения от родителей к потомкам было известно давно.

При разведении сельскохозяйственных и домашних животных человек научился получать желательные сочетания признаков поведения в новых пород. Рассмотрите рисунок 253. Сравните поведение приведенных на нем пород собак.

Дополните список собственными примерами.

Рис. 253. Породы собак: 1 – гончие собаки на охоте; 2 – ирландский волкодав в форме с Ирландским гренадером; 3 – пастушья собака бордер-колли пасет овец; 4 – собака-поводырь породы лабрадор; 5 – спасатель с немецкой овчаркой ищет людей во время трагедии во Всемирном торговом центре (Нью-Йорк, США); 6 – декоративная собачка мопс

Приобретенными называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта животного во время обучения.

Научение – это изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта, то есть взаимодействия животного с окружающим миром. Оно может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности сохранять и использовать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.

Обе составляющие (врожденная и приобретенная) важны в процессе формирования поведения животного.

Преимущество врожденного поведения, например отдергивание лапки от горячего или острого предмета, заключается в том, что это действие происходит очень быстро и обычно безошибочно.

Это существенно снижает вероятность фатальных ошибок, которые могло бы допустить животное, если бы ему приходилось учиться избегать огня или затаиваться от хищника. Кроме того, врожденное поведение уменьшает затраты времени и энергии на научение.

Мир, который окружает любое животное, постоянно меняется, и научение дает возможность приспособиться к новым условиям. Например, японские макаки обитают северное от остальных своих сородичей. Хотя они способны выживать при температуре -15 “С, животные проводят большую часть зимы в горячих источниках (рис. 254). Эта традиция передается из поколения в поколение в результате научения.

Врожденное поведение базируется на безусловных рефлексах и инстинктах. Безусловные рефлексы – относительно постоянные, стереотипные, врожденные реакции организма на внутренние и внешние раздражители.

Например, выделение течения во время попадания пищи в рога, отдергивание конечности от острого предмета.

Рис. 254. Японские макаки купаются в парячому источнике в Долине ада

Безусловные рефлексы обычно не требуют координации со стороны главного мазке (преимущественно у позвоночных животных), но могут видоизменяться под его влиянием. В таком случае рефлекс называют условным.

Инстинкт (от лат. інстинктус – побуждение, мотив) – это совокупность сложных наследственно обусловленных стереотипных действий. Они характерны для особей данного вида (одной возрастной группы, пола и т. п) и осуществляются в ответ на внешние или внутренние раздражители для удовлетворения основных потребностей животных.

Например, родительский инстинкт, инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, строительный и другие (рис. 255). Инстинкты специфичны для каждого вида, поэтому их еще называют видовыми. Например, много видов птиц строит гнезда, но вы никогда не спутаете гнездо соловья и ласточки городской.

Так же есть много видов певчих птиц, но изысканные трели соловья определяешь сразу.

Ранее ученые относили к инстинкту такие реакции организма, которые не зависят от научения. Теперь многочисленные исследования доказывают, что нет никакой поведенческой реакции, которая бы формировалась исключительно на основе или наследственности, или научение. Поэтому термин «инстинкт» все чаще заменяют на термин стратегия поведения.

Рис. 255. Примеры инстинктов: 1 – строя изумительно совершенные шестигранные соты, тысячи пчел выполняют при этом одинаковые движения; 2 – каждый вид пауков плетет паутину со своим рисунком и своими особенностями конструкции; 3 – особое гнездо городской ласточки; 4 – простое гнездо соловья

Рис. 256. 1. Канадская казарка с выводком. 2. Конрад Лоренц и выводок гусят, которые воспринимают его за мать

Научение в той или иной форме свойственно всем животным. Так, у инфузорий (вспомните инфузорию-туфельку – одноклеточный твариноподібний органов) и гидр наблюдают реакцию «испуга» на вибрацию окружающей среды. Если вибрация действует на них долгое пас, эти животные перестают на нее реагировать.

Особым типом научения является импринтинг – фиксация в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врожденных понедельничных действий. Он характеризуется длительностью и прочностью. Наиболее известным примером импринтинга является выработка реакции следования у выводковых птиц.

Например, у гусят после вылупления формируется привязанность к пертого увиденного объекта, что движется. В естественных условиях этим объектом становится мать, и гусята сразу после вылупления повсюду следуют за ней (рис. 256, 1). Если первым объектом, что движется, оказывается человек(рис.

256, 2) или даже неодушевленный предмет (например, мячик), то гусята будут следовать именно за ними.

Еще одним типом обучения является метод проб и ошибок. Он заключается в том, что животное в случае возникновения потребности совершает множество разных действий (проб): большинство из них оказываются бесполезными (ошибки). Но некоторые помогают достичь цели, и тогда они закрепляются.

Например, во время эксперимента голубую в клетку помещают кружочек, соединено с кормушкой с зерном. Если по нему стукнуть, кормушка оказывается в клетке. Голодный голубь ходит по клетке, клюет различные объекты и, когда его клюв случайно попадает в кружок, получает еду.

Через определенное количество повторов голубь для получения пищи уже направлено бьет кружочек клювом.

В природных условиях метод проб и ошибок не всегда эффективен. Ошибка может оказаться последней: зайцу не желательно ошибаться в своем поведении, увидев волка. Наставника, который научит, тоже нет.

Исключение составляет научение детенышей родителями, но этот способ в природе не очень распространен. В таком случае срабатывает социальное научение, или научение посредством наблюдения.

Суть его заключается в том, что молодая особь учится не на своих, а на чужих ошибках: копируя поведение взрослых особей, она перенимает опыт поколений.

Биологический словарик: врожденное поведение, приобретенное поведение, безусловный рефлекс, инстинкт, стратегия поведения, научение.

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ

Любой поведенческий акт имеет две составляющие: врожденную и приобретенную.

Врожденное поведение базируется на безусловных рефлексах и инстинктах. Она связана с передачей наследственной информации от родителей потомству.

Безусловные рефлексы – относительно постоянные, стереотипные, врожденные реакции организма на внутренние и внешние раздражители.

Инстинкт – это совокупность сложных наследственно обусловленных стереотипных действий. связанных с сохранением вида животного.

Приобретенная поведение связано с научінням. Известны следующие типы научения: импринтинг, метод проб и ошибок, социальное научение.

ПРОВЕРЬТЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ

1. Какое поведение называют врожденной? На чем она базируется? 2. Приведите примеры безусловных рефлексов у животных. 3. Что такое инстинкт? Приведите примеры инстинктов. Почему в современной этологии этот срок начинают заменять на «стратегия поведения»? 4. Какое поведение называют приобретенной? 5. Что такое научение? Какие типы научения вы знаете? Приведите примеры.

Интересно!

• Известно, что у птенцов импринтинг происходит еще до рождения, во время пребывания зародыша в яйце. Так, самка кряквы (дикой утки) во время насиживания яиц издает характерное кряканье, и утята, находящиеся в яйце, запоминают этот звук. Когда утята вылупляются, они бегут на голос матери. Утята, выведенные в инкубаторе, не способны узнавать крик утки, и не следуют на кряканье самки.

• У коз мать должна научиться узнавать козленка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его.

• О імпринтиг у гусят узнайте больше на сайтах:

https://www.youtube.com/watch?v=2HA6_Z6YFM и

Источник: http://schooled.ru/textbook/biology/7klas_4/44.html

Поведение — урок. Биология, Человек (8 класс)

Врождённое поведение

И животные, и человек рождаются с некоторыми знаниями об окружающем мире и правилами поведения в нем (т.е. обладают врожденными программами поведения, которые строятся на основе жизненного опыта наших далеких предков, должны помочь удовлетворять самые главные жизненные потребности и способствовать выживанию вида).

Пример:

Новорождённый младенец рефлекторно задерживает дыхание при погружении в воду (этот рефлекс необходим для того, чтобы не задохнуться во время родов, но через несколько месяцев жизни он угасает).

Другой, более сложной формой врождённого поведения являются инстинкты. Инстинкт представляет собой цепочки последовательно сменяющих друг друга безусловных рефлексов, позволяющих обеспечивать важнейшие жизненные потребности: питание, размножение и др.

У многих животных существует запечатление (импринтинг) — свойство только что появившихся на свет особей этого вида запоминать своих родителей, отличительные признаки объектов.

Пример:

Вылупившиеся утята, гусята, цыплята считают своей мамой то движущееся существо, которое увидят первым, и старательно следуют за ним.

Явление импринтинга есть и у человека.

Пример:

Если в этот период ребёнок воспитывался, например, волками, то он никогда не сможет стать полноценным членом человеческого общества, не овладеет речью, письмом и хотя бы частично сохранит повадки волка на всю жизнь.

Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность

Наиболее простые программы приобретённого поведения строятся на основе условных рефлексов: животное обучается спасаться от врагов, находить те места, где больше пищи, укрываться от непогоды.

Но нельзя всё приобретённое в течение жизни поведение сводить к выработке условных рефлексов.

Пример:

Бездомная собака прекрасно понимает, что не нужно попадать под колёса автомашины, хотя ни разу ещё в такую опасную ситуацию не попадала и условный рефлекс выработаться не мог.

И.П. Павлов, анализируя опыты на человекообразных обезьянах, писал: «Когда обезьяна строит свою вышку, чтобы достать плод, то это условным рефлексом назвать нельзя. Это есть случай образования знания, улавливания нормальной связи вещей».

Способность животных и человека улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знание этих закономерностей в новых условиях была названа рассудочной деятельностью.

Рассудочная деятельность — это высшая форма приспособления к условиям среды. Благодаря ей организм не только приспосабливается к быстро меняющимся условиям среды, но может предвидеть эти изменения и учитывать их в своем поведении.

Высшего развития рассудочная деятельность достигает у человека и проявляется в виде мышления — совокупности умственных процессов, связанных с познанием.

Читайте также:  Нарушения зрения и их предупреждение - биология

Сознание и мышление человека

Высшей функцией человеческого мозга является сознание — отражение в мозге окружающей действительности. Это отражение может формироваться из слов, зрительных образов, математических знаков и др. совокупности сведений, которые мы называем знаниями.

Мышление — способность человека представить и передать другим людям своё отношение к происходящему при помощи слов и образов.

В основе сознания и мышления лежит процесс постоянного анализа огромного объёма информации, поступающей как из внешней среды через органы чувств, так и от внутренних рецепторов, реагирующих на малейшие изменения во внутренней среде организма.

В процессе мышления формируются понятия. Чем активнее и глубже процесс познания, тем глубже формируемые понятия, их содержание и смысл.

Пример:

Понятие «клетка», сформированное учеником 6 класса, развивается на протяжении нескольких лет. В результате выпускник школы имеет значительно более глубокое представление о клетке, как биологической системе, чем шестиклассник.

Поведение человека

Выбор той или иной формы поведения и животных, и человека определяется жизненными потребностями.

  • У человека (как и у животных) врожденно имеются базовые потребности в пище, воде, в общении с себе подобными (если эти потребности не удовлетворять, то человек жить не сможет.
  • В течение жизни у человека формируются вторичные потребности: материальные и духовные (желание полакомиться тортом, красиво одеться, послушать любимую музыку, пойти на новую выставку живописии др.), которые могут быть очень разнообразными, и зависящими и от индивидуальных особенностей человека, и от той среды, которая его окружает в жизни, и от его материальных возможностей.

Потребности приводят в состояние возбуждения те или иные структуры мозга, и возникает так называемая мотивация — желание совершить какие-то действия, которые позволят удовлетворить потребность.

Человек не может одновременно действовать на основе нескольких мотиваций; в каждый момент жизни на первом плане стоит какая-то одна самая важная, самая срочная мотивация, которую и необходимо удовлетворить, а потом уже переключаться на что-то другое.

Русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский создал учение о доминанте.

Он считал, что при усилении какой-то потребности в мозге возникает временный очаг возбуждения (доминанта). Структуры мозга, входящие в этот очаг, согласованно работают для того, чтобы быстро удовлетворить главную на этот момент потребность.

Доминанта — это рефлекс, господствующий в данный момент времени.

Доминанта способна тормозить развитие других очагов возбуждения, и существует она до тех пор, пока существует потребность, её породившая. Доминанта обеспечивает активное избирательное поведение, она не позволяет человеку отвлекаться на второстепенные стимулы, не имеющие отношения к выполнению главной в данный момент задачи.

Пример:

Например, если человек увлечён каким-то важным для себя делом, он временно перестаёт видеть и слышать происходящее вокруг него, как говорят, уходит в себя. Когда же жизненная задача решена, доминанта угасает, но органы и системы объединяются в новую функциональную систему для решения новой возникающей потребности.

Источники:

Любимова З.В., Маринова К.В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Владос

Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.: Дрофа

Драгомилов А. Г., Маш Р. Д. Биология 8 М.: ВЕНТАНА-ГРАФ

Лернер Г.И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель

http://school-collection.edu.ru

Источник: https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/psikhika-i-povedenie-cheloveka-16124/vysshaia-nervnaia-deiatelnost-16125/re-77c86bb0-e148-4c78-9e45-aee1f2684f04

Поведение как форма адаптации организмов

Выживание организмов во многом определяется их способностью взаимодействовать с окружающей средой. Это в наибольшей степени достигается через реализацию целого ряда поведенческих реакций.

Поведение — совокупность всех действий организма.

Поведенческие реакции тем более очевидны, чем заметнее изменение силы действия экологических факторов. При этом в поведенческой реакции может быть задействована либо только какая-то функция или орган, либо весь организм.

Например, при встрече хищника и жертвы жертва подвержена испугу и часто вынуждена спасаться бегством. При этом в ответной реакции жертвы принимает участие большинство систем органов: нервная, дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная.

Это, по сути, и есть тот суммарный ответ на внешнее воздействие, который и принято называть поведением.

Известно, что определенные поведенческие реакции вызываются не только внешним, но и внутренним воздействием.

Так, при длительном отсутствии пищи в крови хищника снижается количество питательных веществ (глюкозы, аминокислот).

Этот недостаток воспринимается хеморецепторами и далее посредством нервных импульсов поступает в центр голода головного мозга. Таким образом, у хищника формируется чувство голода, которое толкает его на поиск добычи.

В зависимости от эволюционного положения организма поведенческие реакции и средства достижения определенных потребностей различны. В то же время единым для всех организмов является то, что возникшая потребность побуждает к действию, направленному на ее удовлетворение.

Такое побуждение к действию называется мотивацией. Например, при снижении количества корма в среде обитания и одноклеточные протисты, и хищные млекопитающие способны проявлять сходные действия. Они изменяют территорию поиска, переходят на новые участки.

Таким образом, совершаются сходные поведенческие акты, хотя их механизмы различны.

Поведение играет очень важную роль в выживании организмов. Безусловно, поведенческие реакции самые быстрые и характеризуют физиологическое состояние организма. Например, от прямых солнечных лучей человеку проще спрятаться в тень, чем ждать, пока кожа загорит и станет менее чувствительной.

Уровни поведения и эволюция

Выделяют пять уровней (форм) поведения, характерных для животных. Их можно объединить в две группы: врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты.

Они практически не меняются в течение жизни и чаще всего носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность.

По мере усложнения организации врожденные формы поведения постепенно уступают место приобретенным. Например, таксисы чаще проявляются у протистов, в меньшей степени — у червей и исчезают у примитивных млекопитающих.

У пчел преобладает инстинктивное поведение, а у собак оно сменяется способностями к обучению. Высший уровень — рассудочная деятельность начинает формироваться у низших млекопитающих, усиливается у высших приматов и максимальна у человека.

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты)

Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты) являются полезными для жизнедеятельности реакциями организма. Они сформировались и закрепились в генотипе в результате действия естественного отбора. Данные формы поведения очень разнообразны и постоянны для видов, а также для более крупных таксономических единиц (родов, семейств, отрядов).

Поэтому врожденные формы поведения можно использовать в качестве систематического признака при классификации животных. Например, представители семейства волчьих на охоте используют длительную погоню, основанную на выносливости и изнурении жертвы. Представители же кошачьих предпочитают выжидательный способ охоты. Они набрасываются на жертву, подстерегая ее в укрытии.

Простейшей врожденной формой поведения являются таксисы.

Таксис — форма пространственной ориентации организмов по отношению к источнику раздражения. Если движение осуществляется к источнику раздражения — это положительные таксисы, если в противоположную сторону — отрицательные. В зависимости от природы раздражителя выделяют фото-, термо-, хемотаксисы и др.

Примером положительного термотаксиса служит скопление водных беспозвоночных в верхних, наиболее прогреваемых участках водоема. Положительным хемотаксисом является распознавание насекомыми половых партнеров, а также мест своего обитания даже на значительном удалении от них.

Отрицательным таксисом будет, к примеру, движение анаэробных бактерий в сторону от повышенной концентрации кислорода.

Рефлексы представляют собой стереотипные реакции организма на определенные воздействия, происходящие при участии нервной системы. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и др. Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных одного вида, и именно на них основаны все формы врожденного поведения.

Условные рефлексы, открытые И. П. Павловым, лежат в основе научения — приобретенной формы поведения. Их формирование можно рассматривать как звено между врожденными и приобретенными формами поведения. Примером рефлекторной формы поведения может быть пассивно-оборонительный рефлекс у животных. В данном случае животное замирает при появлении хищника или незнакомом звуке.

Интересной формой стереотипного поведения являются инстинкты — цепи сложных безусловных рефлексов. Инстинкты возникли в процессе эволюции в качестве приспособлений к типичным условиям существования вида.

Благодаря наследственной закрепленности инстинкты проявляются в любой момент жизнедеятельности организма и не требуют специального обучения. Инстинктивное поведение направлено на повышение выживаемости организмов.

Примером инстинктов является деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезд, выведению потомства. При строительстве гнезда певчий дрозд, например, смазывает лоточек глиной, а дрозд белобровик этого не делает.

Синица ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к ветвям дерева. У млекопитающих только что родившиеся детеныши сразу начинают сосать материнское молоко. Птенцы лебедей и уток, только вылупившись, уже умеют плавать.

Индивидуально приобретенные формы поведения (научение, рассудочная деятельность)

Перечисленные врожденные формы поведения обеспечивают приспособленность организма для удовлетворения основных жизненных потребностей при неизменных условиях внешней среды.

Для выживания в динамически изменяющихся условиях организмам необходимо менять свои поведенческие реакции. Этой способностью в форме приобретенных условных рефлексов в наибольшей степени обладают птицы и млекопитающие.

В данном случае животное обучается реагировать на новый, безразличный в старых условиях стимул.

Научение — приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет которого достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.

Простейшим способом индивидуального научения в природе является метод проб и ошибок. К примеру, молодой птенец, слетевший с гнезда, будет пытаться поймать осу, пока не убедится, что это яркоокрашенное насекомое несъедобно. Точно так же лягушки отказываются от поедания насекомых с предостерегающей окраской, если ранее с ними уже встречались.

Для теплокровных животных характерна интересная форма научения — импринтинг (запечатление). Запечатлением является следование детенышей за объектом их постоянного внимания, например за матерью.

Однако, если только что вылупившемуся утенку представить другой передвигающийся объект, утенок пойдет за ним. Если в дальнейшем птенцу будет представлена собственная мать, он все равно пойдет за первоначально запечатленным объектом.

Запечатление формируется исключительно в раннем возрасте. Если оно не возникает сразу, данный вид научения может вообще не развиться.

Простой формой научения является привыкание. Оно развивается при продолжительном повторении неподкрепленных стимулов. Например, птицы, собирающие на поле корм, со временем перестают реагировать на работающую сельскохозяйственную технику. Этот вид научения позволяет животным с раннего возраста различать нейтральные факторы окружающей среды и не реагировать на них.

У птиц и млекопитающих развито подражание, которое также является приспособительной поведенческой реакцией. К примеру, молодые тигры, охотясь, подражают взрослым при выслеживании и подкрадывании к жертве. Подражание играет важную роль в поведении человека. Так, маленькие дети неосознанно подражают старшим братьям и сестрам, подростки — педагогам или кумирам.

Читайте также:  Головной мозг - биология

Высшей приспособительной формой поведения, наиболее развитой у человека, является рассудочная деятельность.

Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации.

В основе рассудочной деятельности лежит мышление. Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности предметов и явлений и установлении закономерных связей и отношений между ними. Помимо человека, только высшие приматы оказались способны решать мыслительные задачи с минимальным числом повторений.

Например, шимпанзе, пытаясь достать банан, подвешенный к потолку клетки, использует деревянный ящик в качестве опоры. Стараясь максимально приблизить ящик к цели, обезьяна ставит его на ребро. При этом расстояние до банана, безусловно, сокращается.

Задачи на элементарную рассудочную деятельность на основе мыслительных процессов решают и некоторые породы собак. Так, пастушьи собаки самостоятельно могут собрать стадо, разбить его на определенные группы, найти и вернуть отставших животных и др.

Мышление позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям среды без метода проб и ошибок. Оно позволяет устанавливать логические связи между изучаемыми предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек способен непрерывно пополнять запас понятий и представлений об окружающем мире.

Только человек способен формулировать новые суждения и умозаключения. Благодаря мышлению человек с раннего возраста может воспринимать информацию в виде символов (букв и слов). Способность мыслить — одна из самых важных поведенческих адаптаций человека.

Недаром древние мудрецы говорили: «Мыслю — значит существую».

Источник: http://jbio.ru/povedenie-kak-forma-adaptacii-organizmov

Ответ на Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика Задание: §54. Врожденные и приобретенные программы поведенияГотовые домашние задания (ГДЗ) Биология Колесов, Маш 8 класс

Главная / Готовые домашние задания (ГДЗ) / 8 класс / Биология / Колесов, Маш / Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика Задание: §54. Врожденные и приобретенные программы поведения

Учебник

Автор: Колесов, Маш

Изд.: Дрофа

Год: 2007 – 2014

>

Вопрос 1 . Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретен­ным?

Врожденные формы поведения — безус­ловные рефлексы, рефлексы, которые пе­редаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды.

Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защит­ный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс).

Более сложные формы врожден­ного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов.

Приобретённые формы поведения — ре­акции каждого человека, с помощью ко­торых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является услов­ный рефлекс. Устойчивая цепочка услов­ных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная де­ятельность.

Вопрос 2. Какие безусловные рефлексы чело­век унаследовал от обезьяноподобных предков?

Безусловные рефлексы, которые чело­век унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пище­вой, защитный, ориентировочный реф­лексы.

Вопрос 3. Что такое инстинкт?

Инстинкт (от лат. instinctus — по­буждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внеш­ние или внутренние раздражения.

Вопрос 4. Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?

Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в па­мяти образы, на которые они в последст­вии будут ориентироваться как на значи­мые объекты. Это свойство называется запечатлением.

Им и объясняется, по­чему утята, выведенные курицей, следу­ют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформи­ровался зрительный анализатор и возник рефлекс следования.

Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.

Ответ от сайта domashke.net

Источник: http://www.referatmix.ru/gdz/class_8/328/67.htm

Врожденное поведение и приобретенное поведение – Биология

Мы уже неоднократно говорили – и давайте не забывать об этом, – что любое поведение есть феномен, связанный с отношениями между организмами и окружающей средой, который мы отмечаем как наблюдатели. При этом диапазон возможных вариантов по ведения задается структурой организма.

Структура определяет и области взаимодействия. Именно по этому у организмов одного вида неизменно развиваются конкретные структуры, независимо от специфики их историй взаимодействия.

О таких структурах говорят, что они генетически заданы, а варианты поведения (если таковые существуют), которые они делают возможными называются инстинктивными.

Когда новорожденный младенец принимается сосать материнскую грудь, он делает это независимо от того, родился ли он естественным путем или был извлечен в результате кесарева сечения, появился на свет в сверхсовременном городском родильном доме или на каком‑нибудь островке на краю цивилизации.

Но если структуры, делающие возможным определенный вариант поведения у особей одного вида, развиваются только при наличии у них конкретной истории взаимодействий, то такие структуры называются онтогенетическими, а поведение – приобретенным.

Девочка‑волк, о которой мы упоминали в предыдущей главе, была лишена тех социальных взаимодействий, которые имеет каждый ребенок, и, например, ее способность бегать на двух ногах так и не получила развития.

Даже в столь элементарных видах активности, как бег, мы зависим от человеческого контекста, который окружает нас, как воздух, которым мы дышим

Следует подчеркнуть, что врожденное и приобретенное поведение внешне неразличимы ни по своим механизмам, ни по проявлению. Различие между ними кроется в истории тех структур, которые делают их возможными.

Именно поэтому отнесение конкретного поведения к врожденному или приобретенному зависит от того, насколько мы осведомлены о соответствующей структурной истории.

Проводить различие между ними на основании одних лишь наблюдений за сиюминутным функционированием нервной системы нельзя.

Важно сознавать, что мы склонны рассматривать обучение и память как поведенческие явления, связанные с «восприятием» (получением) чего‑либо из окружающей среды. Тем самым предполагается, что нервная система оперирует с образами.

Но, как мы уже видели, такая предпосылка затемняет суть дела и чрезмерно затрудняет понимание когнитивных процессов. Все сказанное выше указывает на обучение как на выражение структурного сопряжения, всегда обеспечивающего совместимость деятельности организма с его окружающей средой.

Когда мы как наблюдатели рассматриваем какую‑нибудь последовательность возмущений, которые нервная система компенсирует одним из многих возможных способов, нам кажется, что нервная система заимствует нечто из окружающей среды.

Однако мы уже знаем, что такое описание разрушает весь наш логический расчет: создавалось бы впечатление, будто нечто полезное для общения между нами как наблюдателями является одновременно операциональным элементом нервной системы.

Описание обучения как интернализации окружающей среды затемняет суть делв, поскольку создает ложное впечатление, будто в структурной динамике нервной системы имеются явления, которые существуют только в дескриптивных областях некоторых организмов, обладающих, как и мы, языком.

Знание и нервная система

В предыдущей главе мы говорили о сферах поведения. В этой главе речь шла о фундаментальной организации нервной системы. Тем самым мы еще ближе подошли к повседневному явлению, которое называем получением знаний. Теперь мы располвгаем всем необходимым, чтобы уточнить, что именно имеется в виду, когда мы говорим, что некое действие есть познание.

Если задуматься над тем, каким критерием мы пользуемся, когда говорим, что некто обладаетзнанием, то станет ясно, что под знанием мы понимаем эффективное действие в той области, в которой ожидается ответ Иначе говоря, мы ожидаем эффективного поведения в контексте, который мы задаем своим вопросом. Таким образом, два наблюдения, произведенные над одним и тем же субъектом в одних и тех же условиях, но при различной постановке вопроса, могут привести к различным когнитивным оценкам поведения субъекта.

Это наглядно иллюстрирует следующая история, взятая из реальной жизни. На экзамене студента университета попросили: «Определите высоту башни университета с помощью альтиметра». Студент взял альтиметр, привязал его к длинной веревке и, взобравшись на самый верх башни, осторожно спустил альтиметр на веревке до основания башни.

Затем он измерил длину веревки, которая составила 30 м 40 см. Однако профессор счел ответ студента неверным. Студенту была предоставлена еще одна попытка Профессор снова попросил его: «Определите высоту баш ни университета с помощью этого альтиметра».

Студент взял альтиметр и, вооружившись гониометром, отправился на лужайку по соседству с университетом. Став на определенном расстоянии от башни, он воспользовался альтиметром как небольшой линейкой и построил подобные треугольники, из которых вычислил высоту башни. На этот раз она получилась равной 30 м 15 см.

И на этот раз профессор не был удовлетворен ответом. Студенту была предоставлена еще одна попытка – и вновь с тем же результатом. Студент предложил шесть различных решений, но ни в одном из них альтиметр не был использован по своему прямому назначению.

Ясно, что в определенном смысле студент проявил больше знаний, чем от него требовалось. Однако с точки зрения вопроса, заданного ему профессором, его знание было неадекватным.

Знание

Мы признаем наличие знаний всякий раз, когда наблюдаем эффективное (или адекватное) поведение в некотором заданном контексте, T с & сфере или области, определяемой (явно или неявно) самой постановкой вопроса

Поэтому мы хотим особо подчеркнуть, что оценка знания всегда производится в контексте отношений.

В таком контексте структурные изменения, запускаемые в организме возмущениями окружающей среды, представляются наблюдателю откликом на окружающую среду.

Наблюдатель ожидает, что, исходя из этого отклика, ему удастся оценить структурные изменения, вызванные в организме С такой точки зрения любое взаимодействие организма, любое наблюдаемое поведение можетбыть оценено наблюдателем как когнитивный акт.

Точно так же факт жизни – сохранения неразрывного структурного сопряжения как живого существа – состоит в знаниив пределах области существования. Короче говоря, жить означает познавать (жить означает совершать эффективные действия в области существования в качестве живых существ)

В принципе этого достаточно для объяснения участия нервной системы во всех когнитивных измерениях.

Но если мы хотим понять участие нервной системы во всех конкретных формах человеческого знания, то, разумеется, нам было бы необходимо описать все специфические и конкретные процессы, участвующие в порождении человеческого поведения в различных областях структурного сопряжения. Для этого нам бы пришлось во всех подробностях рассмотреть функционирование нервной системы у людей, что далеко выходит за рамки зтой книги.

Резюмируя, можно утверждать, что нервная система участвует в когнитивных явлениях двумя взаимно дополняющими путями. Оба связаны с конкретным способом функционирования нервной системы как нейронной сети обладающей операциональной замкнутостью, в качестве составной части метаклеточной системы

Читайте также:  Типы мутаций - биология

Первый, и наиболее очевидный, заключается в расширении области возможных состояний организма, происходящем вследствие увеличения разнообразия сенсомоторных паттернов, предусматриваемых нервной системой, которое служит ключом к ее участию в функционировании организма.

Второй путь реализуется через открытие новых измерений структурного сопряжения для организма, вследствие чего в организме становится возможным установление соответствия между многочисленными различными внутренними состояниями и различными взаимодействиями, в которых организм принимает участие.

Наличие или отсутствие нервной системы определяет разрыв по любым показателям между организмами, обладающими относительно ограниченной способностью к познанию, и существами, чья способностью к познанию безгранична, например людьми Чтобы подчеркнуть ее ключевое значение, к символу аутопо‑ззного (одно– или многоклеточного) единства (слева вверху) мы должны добавить символ, учитывающий наличие нервной системы, которая, будучи операционально замкнутой, функционирует в то же время как неотъемлемая часть организма. Графически мы кратко изобразили совокупный символ слева внизу.

В организме с нервной системой, столь богатой и обширной, как нервная система чэловека, области взаимодействия открывают путь новым феноменам,делая возможным возникновение новых размерностей структурного сопряжения. У человека такими новыми размерностями стали язык и самосознание. Эти неизведанные территории мы намереваемся исследовать в следующих главах.

Социальные явления

Рассмотрим ситуацию, параллельную той, которая была проанализирована в гл. 4 относительно происхождения метаклеточных: вместо того, чтобы концентрировать внимание на одном opt анизме с его нервной системой,

попытаемся выяснить, что происходит, когда такой организм вступает в структурное сопряжение с другими организмами

Как и в случае клеточных взаимодействий в метаклеточных организмах, ясно, что с точки зрения внутренней динамики одного организма другой организм служит источником возмущений, неотличимых от тех, что поступают из «небиотической» окружающей среды.

Однако возможно, что в ходе онтогенеза взаимодействия между организмами приобретают рекуррентный характер.

Это с необходимостью приводит к последующим структурным дрейфам, к совместным онтогенезам (коонтогенезам) с взаимным включением через взаимное структурное сопряжение при сохранении каждым организмом своей адаптации и организации.

Когда такое происходит, организмы, участвующие в совместном дрейфе, порождают новую феноменологическую область, которая может стать особенно сложной, если существует нервная система. Явления, возникающие из подобных структурных сопряжений третьего порядка, станут предметом рассмотрения этой и последующих глав.

Источник: https://student2.ru/biologiya/93894-vrozhdennoe-povedenie-i-priobretennoe-povedenie/

Врождённое и приобретённое в поведении животных

При изучении любой формы психической деятельности прежде всего встает вопрос о врожденном и индивидуально приобретенном, об элементах инстинкта и научения в поведении животного. В широком плане это вопрос о внешних и внутренних факторах поведения, о его генетических основах и воплощении видотипичного поведения в индивидуальной жизни особи, о мотивации поведения.

Принято различать пять уровней поведения живых организмов. От таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы (а также – в некоторых отношениях – инстинктивное поведение), до приобретенных, поддающихся модификации форм, связанных с мышлением.

С появлением и развитием естествознания (еще с середины XVIII века) оформилось подразделение поведения животных на две категории. Одну из них назвали инстинктом. Это понятие появилось в трудах философов еще в III веке до нашей эры и означало способность человека и животных выполнять определенные стереотипные действия в силу внутреннего побуждения.

Вторую категорию явлений называли разумом, но этим термином обозначали не собственно разумные поступки (как в настоящее время), а любые формы индивидуальной пластичности поведения, в том числе и те, которые обеспечиваются обучением. В изучении проблемы инстинкта и научения важное место занимает вопрос о пластичности инстинктивного поведения.

Этот вопрос является весьма значимым для уяснения не только эволюции инстинктивного поведения, но и вообще всех вопросов, касающихся психической деятельности животных. Ч.

Дарвин считал, что, по существу, одна пластичность инстинктов, проистекающая из изменчивости их врожденных морфологических основ и дающая «материал» для действия естественного отбора, является достаточной для эволюции инстинктивного поведения, а тем самым и для поведения вообще.

Впоследствии многие ученые направили свои усилия на изучение того, насколько врожденное, видотипичное поведение является устойчивым или вариабельным, насколько инстинкты постоянны, ригидны или же изменчивы и могут модифицироваться.

В результате сегодня мы знаем, что пластичность поведения животных является значительно более сложным явлением, чем это представлялось во времена Дарвина, ибо генетически фиксированы и передаются по наследству не отдельные готовые движения или их сочетания, а нормы реагирования, в пределах которых формируются двигательные реакции в онтогенезе.

Глубокую разработку проблемы инстинкта и научения дал В.А.Вагнер, особенно в своем фундаментальном труде «Биологические основания сравнительной психологии» (1910-1913).

Опираясь на большой фактический материал, полученный им в полевых наблюдениях и экспериментах и охватывающий как беспозвоночных, так и позвоночных, Вагнер пришел к выводу, что инстинктивные компоненты поведения животных возникли и развились «под диктовку среды и под контролем естественного отбора» и что их никак нельзя считать неизменными, стереотипными.

Инстинктивное поведение, по Вагнеру, – это развивающаяся пластическая деятельность, изменяемая внешними воздействиями. Вариабельность инстинктивного поведения особенно убедительно была показана Вагнером на примерах конструктивной деятельности пауков и ласточек.

Обстоятельный анализ этих фактов привел его к выводу, что лабильность инстинктивного поведения ограничена четкими видотипичными рамками, что стабильными в пределах вида являются не сами инстинктивные действия, а пределы амплитуд их изменчивости. Тем самым Вагнер предвосхитил одно из основных положений современной этологии.

Впоследствии отечественные ученые разрабатывали вопросы изменчивости инстинктивного поведения и его связи с процессами научения. Учитывая современные знания о поведении животных, можно следующим образом охарактеризовать взаимосвязь и взаимозависимость между врожденными и приобретаемыми компонентами поведения и биологическое значение их специфической изменчивости. Постоянство, ригидность инстинктивных компонентов поведения необходимы для обеспечения сохранности и неуклонного выполнения наиболее жизненно важных функций независимо от случайных, преходящих условий среды, в которых может оказаться тот или иной представитель вида. Во врожденных компонентах поведения хранится итог всего эволюционного пути, пройденного видом. Это квинтэссенция видового опыта, самое ценное, что приобретено в ходе филогенеза для выживания особи и продолжения рода. И эти передаваемые от поколения к поколению обобщенные и генетически фиксированные программы действий не должны и не могут легко изменяться под влиянием случайных, несущественных и непостоянных внешних воздействий. В экстремальных же условиях еще имеются шансы выживания благодаря резервной пластичности инстинктивного поведения в виде модификации.

В остальном реализация врожденной программы поведения в конкретных условиях индивидуального развития животного обеспечивается процессами научения, т.е. индивидуального приспособления врожденного, видотипичного поведения к частным условиям среды.

Лоренц о соотношении врожденного и приобретенного

Запечатление – яркий пример важнейшей роли, которую внешние воздействия, а именно специфическая сенсорная стимуляция, полученная в чувствительный период, играет в формировании видоспецифического поведения. Однако исследование соотношения роли внешней среды и врожденных задатков не ограничивается импринтингом, а затрагивает и другие проблемы.

Некоторые общие соображения о соотношении врожденных и приобретенных компонентов в эволюционных преобразованиях поведения животных были высказаны К. Лоренцом в книге “Эволюция и модификация поведения”. Ученый предположил, что совершенствование поведения в эволюции может идти по двум путям.

Первый из них связан с повышением в репертуаре поведения удельного веса специализированных и жестко запрограммированных реакций типа врожденных завершающих актов. При таком типе организации поведения способность к обучению в определенной степени ограничена, а спектр приобретаемых реакций может быть относительно узким.

Второй путь эволюционного совершенствования поведения – расширение возможностей индивидуальной адаптации за счет расширения диапазона возможностей другой фазы поведенческого акта – поисковой. В этом случае врожденные реакции чаще всего бывают “замаскированы” различного рода индивидуально приобретенными наслоениями.

Таким образом, по представлениям Лоренца, усиление специализации поведения, отработка жестких программ поведения, пусть даже предусматривающих широкий диапазон реакций, ограничивает возможности отдельных особей в приспособлении к новым условиям.

Эволюция по второму пути создает возможности для индивидуального приспособления к разнообразным ситуациям. Это теоретическое положение Лоренца вполне соответствовало имеющимся фактическим данным.

Показано, что эволюция поведения беспозвоночных шла в основном по пути усложнения и совершенствования фиксированных комплексов действий с жесткой внутренней программой, т.е. по первому пути.

В то же время эволюция функций мозга позвоночных шла по пути повышения способности к быстрым адаптациям – за счет усовершенствования поискового поведения, т.е.

за счет расширения возможностей осуществлять поведенческие акты по лабильной индивидуальной программе.

Положения Э. Майра о закрытых и открытых генетических программах являются прямым продолжением идей К. Лоренца в приложении к постулируемым генетическим программам формирования мозга и поведения.

Как уже упоминалось, история биологии, и в частности биологии развития, прошла этап бурных дебатов, которые получили название “nature-nurture controversion”. Речь шла о приоритете в поведенческих реакциях либо природных задатков организма, либо воспитания (врожденное и приобретенное).

В настоящее время этот спор разрешен в рамках достаточно общепризнанной эпигенетической концепции.

Тем не менее отзвуки исторических дискуссий иногда обнаруживаются и на страницах специальных статей, и в учебных пособиях, в связи с чем мы приводим ниже основные этапы формирования современных взглядов на развитие поведения.

Одна из важных причин появления разногласий в определении роли врожденного и приобретенного в поведении заключалась в том, что исследователи ставили перед собой разные цели.

Целью одних работ было изучение внешних, средовых влияний на поведение, цель других – изучение наследственных задатков, а также нейрофизиологических механизмов реакций организмов.

Очевидно, что разные цели исследований определяли и выбор видов животных, и форм их поведения, что, естественно, могло вести к появлению достаточно контрастных результатов. Одна из причин таких контрастов – специфическая индивидуальная норма реакции разных признаков поведения.



Источник: http://biofile.ru/bio/1553.html

Ссылка на основную публикацию