Головной мозг – биология

Головной мозг человека

Головной мозг — одна из главных частей центральной нервной системы человека.

Это один из самых малоизученных органов, к тому же, это один из самых малоиспользуемых органов

Источник: https://distant-lessons.ru/golovnoj-mozg-cheloveka.html

Головной мозг человека: строение, отделы, особенности функционирования

Сегодня мы поговорим про мозг человека, о том, из каких частей он состоит, как они работают. Для начала вспомним, что центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга.

При этом её можно разделить на низшие отделы – это собственно спинной мозг. Основная его задача – проведение сигналов.

Он очень мало занимается управлением, а там, где занимается, это очень простые управленческие функции типа самых простых рефлексов.

Средние отделы ЦНС входят в состав мозга. Они в основном занимаются регуляцией деятельности органов и систем и осуществляют связь между ними.

Высший отдел центральной нервной системы – это кора больших полушарий и большая часть нашего мозга.

Но это характерно только для очень небольшого числа живых существ: человека, других высших обезьян, многих дельфинов, китов, касаток, собак и волков. У большинства других млекопитающих кора тонкая и не занимает так много места, как у человека.

Кора – это отдел, который создаёт некую целостную картину мира, где возникает сознание, и он управляет организмом в целом. Центральная нервная система с остальным организмом соединяется периферической нервной системой, которая представляет собой просто нервы, передающие различные данные. Периферическая нервная система соединяет ЦНС с органами и конечностями.

Высший отдел – кора больших полушарий – регулирует связь и взаимоотношения организма как единого целого с окружающей средой.

Устройство головного мозга

Кора занимает большую часть объёма нашего мозга. Но, кроме этого, есть гораздо более древние, но не менее важные части мозга. У всех позвоночных 5 отделов головного мозга:

  1. Продолговатый.
  2. Средний.
  3. Мозжечок.
  4. Промежуточный.
  5. Передний.

Продолговатый и средний мозг: строение и функции

Продолговатый и средний мозг вместе называют стволом. В них располагаются несколько жизненно важных центров:

  • защитные рефлексы (кашель, чихание);
  • регуляция дыхания;
  • регуляция сосудистого тонуса;
  • регуляция дыхательной системы;
  • ориентировочные рефлексы.

Итак, продолговатый мозг – это жизненно важный орган. Соответственно, если происходит травма продолговатого мозга, то человек умирает очень быстро из-за повреждения дыхательного центра.

Мозжечок

Мозжечок – это специализированный отдел, который занимается координацией движений. Он получает большое количество информации от органов равновесия, приказы от коры мозга и реализует движение.

Кора передает, что нужно идти, и дальше мозжечок уже управляет вашей походкой. Кора обычно не вовлечена в этот процесс – вы идёте автоматически. Кроме того, мозжечок регулирует равновесие.

Например, когда вы очень долго не спали и засыпаете сидя, у вас начинает клонить голову в какую-то сторону – это означает, что кора перестаёт приказывать мозжечку сохранять равновесие.

Ещё мозжечок регулирует тонус мышц. Для того чтобы сидеть или просто держать голову, необходимы некоторые постоянно напряжённые мышцы. Мозжечок занимается и этим.

И мышечная память: наверняка многим знакомо, что какое-то движение, которое вы раньше не делали, трудно делать первые разы.

Но потом становится всё легче и легче, и со временем оно начинает получаться автоматически благодаря тому, что этим начинает заниматься мозжечок.

Непроизвольные движения, то есть, например, отдергивание руки от горячего, мозжечок делает быстрыми, благодаря тому, что берёт на себя управление ими.

Произвольные движения благодаря мозжечку вы можете делать не быстро, а именно точно, например, взять что-то конкретное со стола.

Итак, мозжечок обеспечивает:

  • быстроту непроизвольных движений и точность произвольных;
  • координацию движений;
  • регуляцию равновесия;
  • регуляцию тонуса мышц;
  • мышечную память.

Промежуточный мозг

Это несколько отделов:

  1. Во-первых, гипофиз и эпифиз, которые являются железами внутренней секреции.
  2. Во-вторых, гипоталамус, который управляет собственно железами внутренней секреции.
  3. И, в-третьих, таламус, о котором мы поговорим подробнее.

Таламус – значит бугор. Гипоталамус — это под бугром. Он всегда находится под таламусом. Промежуточный мозг – это уже довольно высокий уровень управления, и здесь находятся центры разных эмоций и инстинктов: центр боли, центр удовольствия, центры жажды, голода и насыщения, центр сна и бодрствования, центр терморегуляции.

Таламус – это множество структур, которые занимаются очень важным делом. Попробуйте сейчас осознать, как много информации от органов чувств вы получаете каждую долю секунды. Вы чувствуете температуру в каждой точке своего тела.

Вы ощущаете прикосновение всей одежды в каждой точке, с которой она соприкасается, тепло и холод, исходящие от предметов. Вы слышите безумное количество звуков. Вы чувствуете очень много запахов. Вы понимаете, где находятся в пространстве ваши руки, ноги и голова.

Вы видите множество предметов. Вы знаете расстояние до каждого из них, их цвет, их форму.

И всё это происходит постоянно. Это огромное количество информации. Если бы вы получали информацию в виде грубых данных, вы сошли бы с ума от необходимости её обработать.

Поэтому до вашего сознания не доходит 90% всей этой информации. А небольшая ее часть доходит в виде уже обработанных данных. Таламус занимается именно этим.

Он как воронка: берёт огромное количество информации и отсеивает всё неактуальное.

Таламус обрабатывает все виды информации, кроме обоняния. Обоняние сразу поступает в большие полушария. Остальную информацию он не просто фильтрует, а обрабатывает и суммирует. Например, вы видите лицо человека, но воспринимаете его не как набор отдельных черт, а целиком.

Но описать лицо другого человека вам будет сложно: придётся представить его себе и только потом описывать. Поэтому полиция использует фотороботы: они не просят сказать, какой формы уши. Они просят выбрать лучший из разных вариантов. Это проще – вы сравниваете образы.

Таламус – важнейший орган, который позволяет нам гораздо более эффективно работать с информацией.

Передний мозг

А конкретно кора полушарий – это большая часть объёма нашего мозга, и её делят на доли. Каждая из долей парная, потому что у нас два полушария, и в каждом есть одна из таких долей: лобные доли, семенные, височные и затылочные.

Здесь же находятся высшие центры, которые:

  1. обрабатывают ощущения;
  2. отдают приказы о движениях.

Давайте посмотрим, какие части коры откуда получают сигналы.

  • Затылочная доля занимается зрительными образами. Она получает сигналы от глаз уже после того, как их обработает таламус, и здесь формируется картинка.
  • Теменная доля получает информацию об осязании – то есть чувстве прикосновения и боли.
  • Височная доля получает информацию о звуках, вкусах, запахах и чувстве равновесия. Сам мозг не чувствует боли – в нём нет никаких нервных окончаний.
  • Лобная доля – это собственно то место, где живёт сознание и формируется целостная картина мира.

При повреждении каких-то долей мозга будут страдать и определённые функции организма. Так, разрушение затылочной доли приведёт к потере зрения. Глаза будут что-то видеть, но вы не сможете воспринимать картинку.

Если какого-то чувства нет, то остальные будут развиты сильнее. Часть мозга, которая занималась зрением, начинает заниматься чем-то другим – слухом или тактильными ощущениями, и у слепого от рождения человека остальные чувства будут развиты значительно сильнее, чем у обычного.

Но если уже взрослый человек потеряет зрение, не часть мозга, а, например, глаза вследствие травмы, можно поставить туда механический имплант, грубо говоря, камеру, у которой подключены выходы к нервам и сигнал декодируется так, что нервная система может его понять. Человек сможет видеть, потому что есть отдел мозга, который анализирует зрение. Нет только органов зрения. Импланты глаз уже существуют, у них не очень хорошее разрешение, но они работают.

Мозг человека и других позвоночных симметрично разделен на правую и левую части. При этом левая сторона контролирует в основном правую часть тела и наоборот. Есть распространённое заблуждение, что левое полушарие «логическое», а правое «эмоциональное». Это всего лишь популярный миф. На самом деле у них несколько разнятся функции, но это не так принципиально.

Проводящие пути

Это группы нервных волокон, которые связывают различные отделы головного и спинного мозга. Все нервные волокна одного пути начинаются и заканчиваются на нейронах, выполняющих одинаковую функцию.

  1. Нервные волокна, осуществляющие односторонние связи.
  2. Волокна, обеспечивающие двусторонние связи.
  3. Волокна, соединяющие кору с нижележащими отделами.

Черепно-мозговые нервы

Как и от спинного, от головного мозга отходят нервы, и их 12 пар:

  1. обонятельный нерв;
  2. зрительный нерв;
  3. глазодвигательный нерв;
  4. блоковый нерв;
  5. тройничный нерв;
  6. отводящий нерв;
  7. лицевой нерв;
  8. преддверно-улитковый нерв;
  9. языкоглоточный нерв;
  10. блуждающий нерв;
  11. добавочный нерв;
  12. подъязычный нерв.

Головной мозг

Источник: https://obrazovanie.guru/nauka/biologiya/stroenie-i-funktsii-golovnogo-mozga.html

Головной мозг

Головной мозг — высший отдел нервной системы человека.

Благодаря прогрессивному развитию головного мозга высших приматов, которое было вызвано трудовой деятельностью, использованием орудий труда, развитием членораздельной речи, человек приобрёл качественные преимущества в животном мире и занял господствующее положение в природе.

Головной мозг человека полностью заполняет полость черепа (его кости защищают массу мозга от внешних механических повреждений).

Головной мозг в процессе своего роста и развития приобретает форму черепа.

Замечание 1

Внешне мозг напоминает студенистую желтоватую массу, потому раньше это вещество считалось охлаждающим кровь, и его не сохраняли при бальзамировании трупов.

Масса головного мозга современного человека индивидуально, независимо от его одарённости, может достаточно сильно колебаться (чаще всего 1100 — 1700 г).

Замечание 2

В таких пределах была масса мозга И.П. Павлова (1653 г), Д.И. Менделеева (1571 г) и других великих людей. Вместе с тем масса мозга у И.С. Тургенева (2012 г), Байрона (1807 г), И.Ф. Шиллера (1785 г) была выше максимальной массы, а у А. Франса мозг имел минимальную массу, известную современному человеку (1017 г).

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Средняя масса мозга у мужчин составляет 1375 г (2% от общей массы тела), а у женщин — 1275 г (2,5%).

Мозг новорождённого ребёнка весит в среднем 330 — 400 г. В эмбриональном периоде и в первые годы жизни головной мозг интенсивно растёт, но лишь к 20 годам достигает конечной величины.

Человеческий мозг занимает 91 — 95% объёма черепа.

Головной мозг покрыт такими же оболочками, что и спинной: твёрдой, паутинной и мягкой. Они образуют единое покрытие центральной нервной системы.

В головном мозгу, как и в спинном, есть белое и серое вещество.

Белое вещество — это отростки нейронов, проводящие нервные импульсы, а серое вещество — тела нейронов. То есть белое вещество образует проводящие пути, связывающие отделы головного мозга между собой и со спинным мозгом. Серое вещество образует кору большого мозга и мозжечка, кроме того, серое вещество в виде отдельных скоплений нейронов (ядер) содержится внутри белого.

Головной мозг делится на 5 отделов:

  1. продолговатый,
  2. задний (включающий мост и мозжечок),
  3. средний (ножки мозга и четырёххолмие)
  4. промежуточный,
  5. передний (конечный, большой) — представлен двумя полушариями.

Первые четыре образуют ствол головного мозга. Этот отдел в филогенетическом отношении является наиболее древним, а полушария большого мозга — сравнительно молодое образование.

Морфо — функциональные особенности продолговатого мозга

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Это эволюционно самые древние отделы головного мозга.

Читайте также:  Защитно-приспособительные реакции организма, Биология

Серое вещество спинного мозга соединяется с серым веществом продолговатого мозга и сохраняет черты сегментарного строения. Однако, основная часть серого вещества формирует обособленные ядра, разделённые белым веществом.

Замечание 3

В продолговатом мозгу сосредоточены дыхательные и сердечно-сосудистые центры, а также центры, регулирующие секреторную деятельность пищеварительных желез, жевания, глотания, рвоты, кашля, слюноотделения и других жизненно важных функций.

В продолговатом мозгу симметрически расположены ядра четырёх последних пар черепно-мозговых нервов, которые осуществляют афферентную и эфферентную иннервацию головы и внутренних органов:

  • ядро подъязычного нерва (XII пара) — иннервирует мышцы языка;
  • ядро дополнительного нерва (XI пара) — мускулатуру шеи;
  • ядра блуждающего нерва (Х пара), который является смешанным и одновременно берёт участие в вегетативной (от вегетативного ядра парасимпатические волокна отходят к гортани, сердцу, пищеводу, желудку, тонкому кишечнику, пищеварительным железам), двигательной (соматическое общее ядро рефлекторно регулирует при дыхании последовательное сокращение мышц глотки и гортани) и чувствительной (чувствительное ядро солитарного тракта, образованного чувствительными корешками блуждающего и языкоглоточного нервов, которое принимает чувствительные волокна от многих внутренних органов) иннервации;
  • ядра языкоглоточного нерва (IX пара), который, как и блуждающий, состоит из двигательных, чувствительных и вегетативных волокон (двигательные волокна иннервируют мышцы ротовой полости и глотки, чувствительные волокна – вкусовые сосочки языка, отростки нейронов, идущие к парасимпатическим ганглиям, связанным с иннервацией аппарата слюнных желез);
  • ядра слухового, или вестибулокортикального, нерва (VIII пара);
  • ядра лицевого нерва (VII пара), чувствительные волокна которого передают информацию от вкусовых рецепторов передней части языка, вегетативные — иннервируют подъязычные и подчелюстные слюнные железы, эфферентные волокна имеют разветвления к мимической мускулатуре лица;
  • ядра отводного нерва (VI пара), который иннервирует мышцы, которые совершают движения глазного яблока, а чувствительные волокна связаны с проприорецепторами (тканевыми механорецепторами суставно—сухожильно—мышечной чувствительности, которые в мышцах представлены мышечными веретёнами) этих мышц;
  • двигательное и чувствительное ядра тройничного нерва (V пара) – иннервация жевательных мышц, мышц занавески поднебения и тех, которые напрягают барабанную перепонку, афферентация от зубов, слизистой оболочки носа, надкостницы костей черепа, рецепторов кожи лица.

Морфо — функциональные особенности заднего мозга

Определение 1

Задний мозг состоит из мозжечка и варолиевого моста, является отделом головного мозга, непосредственно продолжающим спинной мозг.

Мозжечок как надсегментарная структура появляется на ранних этапах филогенеза позвоночных, причём степень его развития у разных животных определяется экологией и сложностью локомоции (передвижения или движения животных и человека, связанных с активным их перемещением в пространстве).

У млекопитающих мозжечок — большой вырост варолиевого моста, состоящий из двух полушарий и непарного отдела — червя. Со стволовой частью мозга мозжечок соединяется тремя парами ножек. Анатомически он расположен над продолговатым мозгом. Снаружи полушария покрыты серым веществом, под которым расположено белое вещество.

Вся поверхность мозжечка разделяется глубокими бороздами на частички. В свою очередь каждая частичка равнобежными бороздками разделяется на извилины.

Мозжечок обеспечивает координацию движений и регуляцию мышечных сокращений, мышечного тонуса, сохранения позы и равновесия тела.

Разрушение небольших участков коры мозжечка у животных не вызывает значительных нарушений его функций.

Значительное повреждение мозжечка приводит к расстройству двигательной активности — нарушению согласованности сокращения различных групп мышц во время произвольного движения.

Действия, требующие тонкой координации движений (протянуть нитку в иголку), становятся невозможными — проявляется атаксия (от греч. аtaxia – беспорядок). Человек теряет способность нормально ходить (абазия) и стоять (астазия).

Резко снижается сила мышечных сокращений, нарушается тонус мышц.

Удаление половины мозжечка приводит к тяжёлым нарушениям движений той части тела, в которой проведена операция. Со временем проявление нарушений может уменьшиться, но полностью они не пройдут.

Поскольку мозжечок анатомически тесно связан со спинным и продолговатым мозгом, а также расположенными выше отделами головного мозга, понятно его участие в регуляции дыхания, пищеварения, сердечно — сосудистой деятельности, терморегуляции.

Особенности организации ретикулярной формации

Центральную часть заднего мозга занимает сетчатая, или ретикулярная формация (РФ) — скопление нервных клеток, напоминающая нервную сеть кишечнополостных.

По топографии ретикулярная формация ствола мозга расположена на пути всех восходящих и нисходящих систем мозга.

Ретикулярные нейроны распределены диффузно, а также могут группироваться в ядрах.

Ретикулярная формация принимает участие в реализации многих функций организма:

  • контролирует двигательную активность, различные движения (ядро Дейтерса, красное ядро);
  • регулирует вегетативные функции, поскольку в ней размещены ядра, отвечающие за дыхательные и сосудисто двигательные функции;
  • регулирует цикл «бодрствование — сон»;
  • осуществляет влияние на сенсорные системы мозга: остроту слуха, зрения, обоняния.

К дендритам и телам ретикулярных нейронов ведут коллатерали (ответвления нейрональных аксонов) от аксонов сенсорных восходящих путей, локализированных в латеральной и вентральной частях ствола мозга.

С другой стороны к нейронам ретикулярной формации подходят коллатерали нисходящих трактов от переднего мозга.

Численность связей РФ показывает, что это надсегментарная структура, приспособленная к регуляции деятельности различных отделов ЦНС.

Морфо — функциональные особенности варолиевого моста

Варолиев мост расположен под мозжечком и представлен толстым поперечным пучком волокон.

Он соединяет продолговатый мозг и мозжечок с большими полушариями.

Варолиев мост проводит импульсы от одного полушария мозжечка к другому, координируя движения мышц с обеих сторон тела.

Он участвует в регуляции сложных двигательных актов, мышечного тонуса и равновесия тела.

Морфо — функциональные особенности среднего мозга

Средний мозг расположен спереди от мозжечка и варолиевого моста, является толстостенной массой, пронзённой узким центральным каналом (сильвиев водопровод), соединяющим полость третьего мозгового желудочка (в промежуточном мозге) с четвёртым (в продолговатом мозге).

Средний мозг является не только местом замыкания многих жизненно важных рефлексов, но и исполняет существенную проводниковую функцию, а также сенсорную (первичный центральный анализ зрительной и вторичный центральный — слуховой информации).

Морфо — функциональные особенности промежуточного мозга

Промежуточный мозг имеет достаточно сложное строение и берёт участие во многих жизненно важных функциях.

Промежуточный мозг имеет общее происхождение с большими полушариями. Его структуры образуют боковые и верхнюю стенки III желудочка.

К промежуточному мозгу относятся:

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/golovnoy_mozg/

Строение и функции головного мозга

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400—1500 г. У новорожденного в среднем около 380 г. Рост мозга заканчивается к 23—25 годам.

Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мост и мозжечок) и продолговатого.

Филогенетически самую древнюю часть головного мозга составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Отсюда выходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Эта часть образует ствол мозга. Эволюционно более поздними стали большие полушария головного мозга.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. Выполняет рефлекторную и проводниковую функции. Снаружи покрыт белым веществом, формирующим проводящие пути мозга.

Центральная часть образована серым веществом, представленным отдельными скоплениями нейронов. Эти скопления образуют ядра парасимпатической нервной системы.

В продолговатом мозге находятся следующие центры:

  • дыхательный;
  • сердечной деятельности;
  • сосудодвигательный;
  • безусловных пищевых рефлексов;
  • защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);
  • центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

Задний мозг состоит из варолиева моста и мозжечка. Проводящие пути моста связывают продолговатый мозг с большими полушариями.

Мост появляется только у млекопитающих. В задней части моста находится ретикулярная формация, ядра V—VIII пар черепно-мозговых нервов. От моста отходит мозжечковые ножки. В мосте находятся ядра и проводящие пути слухового анализатора.

Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений. Все позвоночные животные обладают мозжечком, но уровень его развития зависит от среды обитания и характера совершаемых движений.

В мозжечке различают два полушария и срединную часть — червь. Мозжечок покрыт корой из серого вещества. Между серым веществом находятся полоски белого вещества. Наиболее активно мозжечок развивается между 5—11-м месяцами жизни человека.

Рост мозжечка заканчивается к 6—7 годам и достигает 125—150 г.

Средний мозг в процессе эволюции изменился меньше других отделов. Его развитие связано со зрительным и слуховым анализаторами. К среднему мозгу относятся две ножки мозга и крыша (пластинки четверохолмия).

Через ножки проходят восходящие и нисходящие нервные пути. Восходящие пути идут к таламусу, нисходящие — в продолговатый и спинной мозг.

В четверохолмии расположены подкорковые центры движений, возникающих под влиянием зрительных (верхние холмики) и слуховых (нижние холмики) раздражений.

Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела. В нем расположена ретикулярная формация — сеть нейронов и нервных волокон, влияющая на активность различных отделов ЦНС.

Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Сверху к таламусу прилегает эпифиз, являющийся железой внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, регуляцию обмена веществ, гомеостаз, сон и бодрствование, эндокринные функции организма. Он объединяет нервные и гуморальные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему.

Гипоталамус образует с гипофизом единый комплекс, в котором ему принадлежит контролирующая роль (контроль деятельности передней доли гипофиза), а гипофизу — эффекторная.

Гипоталамус секретирует вазопрессин и окситоцин, которые поступают в заднюю долю гипофиза, а оттуда разносятся кровью.

В коленчатых телах находятся подкорковые центры зрения и слуха.

Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, белое вещество — проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Кора больших полушарий впервые появляется у рептилий. У млекопитающих она занимает большую часть поверхности полушарий и состоит из шести слоев клеток. Площадь коры составляет около 2—2,5 тыс. см2. Такая поверхность связана с наличием большого количества борозд и извилин.

Глубокие борозды делят полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Нижнюю поверхность полушарий называют основанием мозга. Наибольшего развития у человека достигают лобные доли, отделенные от теменных центральной бороздой. Их масса составляет около 50% массы головного мозга.

Зоны коры больших полушарий и их функции:

  • двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;
  • зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;
  • зрительная зона расположена в затылочной доле;
  • слуховая зона расположена в височной доле;
  • центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей;
  • ассоциативные зоны коры связывают ее различные области. Они играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.

Деятельность всех органов человека контролируется корой больших полушарий. Любой спинно-мозговой рефлекс осуществляется при участии коры мозга. Кора обеспечивает связь организма с внешней средой, является материальной основой психической деятельности человека.

Функциональная асимметрия связана с неравнозначностью функций левого и правого полушарий. Правое полушарие отвечает за образное мышление, левое — за абстрактное. При повреждениях левого полушария нарушается речь человека.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/biologia-repetitor/593-stroenie-i-funkcii-golovnogo-mozga.html

Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции.docx – Открытый урок биологии на тему: “Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции”

Поиск материалов:Количество Ваших материалов: 0.Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатно

Читайте также:  Нервная система и органы чувств млекопитающих, Биология

Раздел долгосрочного плана: 7.3С Координация и регуляцияШкола: Беловская СШДата: 16.

02Класс: 7Вид урокаТема урокаЦели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)Цели урокаКритерии оцениванияЯзыковые целиПривитие ценностей ФИО учителя: Лопухина Е.СКоличество присутствующих: 11отсутствующих: 3Изучение новой темы.Головной мозг. Отделы головного мозга, их строение и функции7.1.7.

4 Изучить строение и функции головного мозга. Ознакомиться со строением головного мозга. Определение функций отделов головного мозга.Все учащиеся знают название отделов головного мозга, перечисляют их функции, сравнивают отделы ЦНС. Большинство учащихся могут привести факты об изучении строения отделов головного мозга.

Некоторые учащиеся могут провести исследование по определению типов ВНД среди сверстников.Знать название отделов головного мозга.Знать строение спинного мозга.Распознавать функции отделов ЦНС.Сравнивать строение и функции отделов ЦНС.

✓✓✓✓Учащиеся могут:­Составляют и заполняют таблицу о строении и функциях ЦНС (навыки письма)­ Презентуют отдел ЦНС (презентации, плакаты, модели), описывая строение и функции, значимость представляемого отдела ЦНС (навыки устной речи)­ Отмечают название отделов головного мозга, определяют строение спинного мозга (навыки слушания)­ Определяют функции спинного мозга и отделов головного мозга (навыки чтения)Лексика и терминология, специфичная для предмета:ЦНС, ПНС, головной мозг, спинной мозг, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, Варолиев мост, промежуточный мозг, кора больших полушарий, доли головного мозга, мозолистое тело, белое и серое вещество, гипоталамус, таламус, мозолистое тело. Полезные выражения для диалогов и письма: ­ ЦНС образована … ­ Строение головного мозга представлено ….­ Функцией … является …­ При сравнении строения головного и спинного мозга было выявлено следующее..Воспитание сотрудничества, казахстанский патриотизм, труд и творчество, содействие

обучению на протяжении всей жизни, уважение ко всем, труд и творчество,

прозрачность, академическая честностьМежпредметные связиИнформатика (создание таблицы строения и функций отделов ЦНС, создание презентации)Физика (нервные импульсы, электричество)Навыки использования ИКТ Предварительные знанияХод урокаПрезентации ,видеоИз раздела «Разнообразие живых организмов» 7 класса учащиеся умеют описывать отличительные признаки беспозвоночных и позвоночных животных. Из раздела «Клеточная биология» 7 класса могут объяснить понятия клетки, ткани, органы, системы органов.ЗапланированЗапланированная деятельность на уроке Ресурсыные этапыурока0­3 мин5минОрганизационный момент. Пожелание друг другуАктивизация знаний учащихся. Проверка дом.заданияВнешний и внутренний круг. (Г)Поделить учащихся на пары, раздать им карточки с одним вопросомпо пройденным темам о нервной системе. Первая половина учащихся образует внутренний круг, где они стоят спиной друг к другу, лицом к внешнему кругу. Вторая половина образует внешний круг, становясь лицом к внутреннему кругу. Первыми вопрос задают участники внутреннего круга, участники внешнего круга отвечают на вопрос в течении 30 секунд. Далее вопрос задают участники внешнего круга, внутренний ­ отвечает. После внешний круг перемещается по часовой стрелке к следующему участнику внутреннего круга и снова задаются вопросы. Если учениковбольше 10­12, то можно поделить их на 2 зоны. Мозговая атака: Факты о головном мозге1. Мозг, как и мышцы, чем больше его тренируешь, тем больше он растет. Мозг среднего взрослого мужчины весит 1424 г, к старости масса мозга уменьшается до 1395 г. Самый большой по весу женский мозг — 1565 г. Рекордный вес мужского мозга — 2049 г. Мозг И. С. Тургенева весил 2012 г. Мозг эволюционирует: в 1860 году средний весмужского мозга составлял 1372 г. Наименьший вес нормального неатрофированного мозга принадлежал 31­летней женщине — 1096 г. Динозавры, достигавшие 9 м в длину, имели мозг величиной с грецкий орех и весом всего 70 г.2. Самое бурное развитие мозга происходит в возрасте от 2 до 11 лет.3. Чем образованнее человек, тем меньше вероятность заболеваний мозга. Интеллектуальная активность вызывает производство дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.4. Занятие незнакомой деятельностью — лучший способ развития мозга. Общение с теми, кто превосходит вас по интеллекту, также является сильнодействующим средством развития мозга.5. Самый высокий средний национальный показатель IQ в мире у японцев ­111. У 10 процентов японцев показатель выше 130.6. Сверхфотографическая память принадлежит Крейтону Карвелло, способному с одного взгляда запомнить последовательность карт сразуКарточки свопросами,секундомерДля болееуспевающихстудентов http://www.biology­pages.info/P/PNS.htmlhttp://kk.convdocs.org/docs/index­33752.htmlДля менееуспевающихстудентов https://www.youtube.com/watch?v=U5eYdwyH9hA&feature=youtu.behttps://www.twig­bilim.kz/film/introduction­to­the­

brain­6150/

2мин3 мин7мин7мин2мин2мин3мин2мин2мин2минв шести отдельных колодах (312 штук).Деление на группы (при помощи разноцветных стикеров: цвета соответствуют цвету обозначению отделов мозга).Выход на тему урока и цели, и критериями оценивания.Учащиеся смотрят на слайд, где показана картинка грецкого ореха. Учитель просит произнести с чем ассоциируется эта картинка.

Учащиеся должны назвать тему и цель урока ,над которой они будут работать на этом уроке.Учащиеся работают в группах над изучением новой темы,с помощью учебника и дополнительного материала. Составить постер и защитить его. Учитель зачитывает интересные факты о головном мозге.Выступление групп.

Проблемный вопрос: Почему опьяневший человек, пытаясь сделать 1 шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении? Учащиеся высказывают свои точки зрения.Далее следует просмотр поучительного видеофрагмента.Физминутка.

Учитель просит всех учащихся поднять руки, пальцем левой руки нужно рисовать в воздухе круг, пальцем правой руки квадратДалее следует вопрос: Чему способствует это упражнение?Учащиеся отвечают.Учитель знакомит с информацией о больших полушариях и их функцияхЗадание учащимся для проверки усвоения знаний: В таблице правильно распределить название зон и выполняемые ими функции.

(И)Оценивание полученных знаний, формативное оценивание. Двухминутное эссе, начинающееся со слов «Сегодня на уроке…..», выслушиваем каждого ученикаПодведение итогов урока. Обратная связь учителяУчитель благодарит учащихся за активную работу на уроке, дает некоторые наставления.

Домашнее задание:Почему забывание информации положительно влияет на работу мозга? Оценивание – как Вы планируете проверитьуровень усвоения материала учащимися?Фронтальный опрос, наблюдение, формативное оцениваниеДифференциация – какимобразом Вы планируетеоказать больше поддержки?Какие задачи Вы планируетепоставить перед болееспособными учащимися?Более успевающим учащимся предложить изучить типы ВНД и провести исследование по определению типов ВНД среди сверстников. Для менее успевающих учащихся предложить дополнительный дидактический материал. http://bilimland.kz/ru/home#lesson=13068СтикерыЗдоровье исоблюдениетехникибезопасностиДержать правильную осанку при работе, не перегружать учащихся работой с ноутбуками, выполнять

упражнения для

Рефлексия по урокуИспользуйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

разгрузкиБыли ли цели урока/цели обучения реалистичными? Да, цель урока была поставлена учащимися самостоятельно, реалистична, выполнимаВсе ли учащиеся достигли ЦО?Если нет, то почему?Выдержаны ли были временные этапы урока? Думаю, что благодаря тому, что цель была узкой направленности, все учащиеся ее достигли_____Временные этапы были выдержаны полностьюКакие отступления были от плана урока и почему?Общая оценка_____Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?1: Самостоятельное изучение нового материала, оформление этой информации на постере, и ее защита. 2: Формативное оценивание в виде эссе, учащиеся высказали, что они усвоили, обратили внимание на формы работы и что способствовало усвоению материалаЧто могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?1: Улучшению способствует конструктивная обратная связь со стороны учителя 2: Взаимооценивание Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?Так как это был открытый урок, на котором присутствовало большое количество педагогов, основной трудностью для учащихся было справиться со своим волнением. На последующих уроках мне как учителю следует обратить внимание на Формативное оценивание, после каждого выполненного задания, что

способствует прослеживанию усвоения материала каждого отдельно взятого ученика.

КГУ «Беловская средняя школа»Открытый урокна тему: «Головной мозг. Отделы головногомозга,

их строение и функции»

Подготовил и провел учитель биологии Лопухина Е.С
2018 год

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/otkrytyj_urok_biologii_na_temu_golovnoj_mozg_otdely_golovnogo_mozga_ih_stroenie_i_funktsii-169933/194247

Отделы головного мозга. Функции отделов головного мозга

Головной мозг состоит из пяти отделов: продолговатого мозга, мозжечка, среднего, промежуточного мозга и больших полушарий.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В нем находятся ядра IX-XII пар черепно-мозговых нервов. Здесь расположены жизненно важные центры регуляции дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения.

Ядра продолговатого мозга принимают участие в осуществлении безусловных пищевых рефлексов (отделение пищеварительных соков, сосание, глотание), защитных рефлексов (рвота, чихание, кашель, моргание).

Проводниковая функция продолговатого мозга заключается в передаче импульсов от спинного мозга в головной и в обратном направлении.

Мозжечок и варолиев мост образуют задний мозг. Через мост проходят нервные пути, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. В мосту расположены ядра V-VIII пар черепно-мозговых нервов. Серое вещество мозжечка находится снаружи и образует кору слоем 1-2,5 мм.

Мозжечок образован двумя полушариями, соединенными червем. Ядра мозжечка обеспечивают координацию сложных двигательных актов организма. Большие полушария головного мозга через мозжечок регулируют тонус скелетных мышц и координируют движения тела.

Мозжечок принимает участие в регуляции некоторых вегетативных функций (состав крови, сосудистые рефлексы).

Средний мозг расположен между варолиевым мостом и промежуточным мозгом. Состоит из четверохолмия и ножек мозга.

Через средний мозг проходят восходящие пути к коре больших полушарий и мозжечку и нисходящие пути к продолговатому и спинному мозгу (проводниковая функция). В среднем мозге находятся ядра III и IV пар черепно-мозговых нервов.

С их участием осуществляются первичные ориентировочные рефлексы на свет и звук: движение глаз, поворот головы в сторону источника раздражения. Средний мозг также участвует в поддержании тонуса скелетных мышц.

Промежуточный мозг расположен над средним мозгом. Главные его отделы – таламус (зрительные бугры) и гипоталамус (подбугровая область). Через таламус к коре головного мозга проходят центростремительные импульсы от всех рецепторов организма (за исключением обонятельного).

Информация получает в таламусе соответствующую эмоциональную окраску и передается в большие полушария мозга. Гипоталамус является главным подкорковым центром регуляции вегетативных функций организма, всех видов обмена веществ, температуры тела, постоянства внутренней среды (гомеостаза), деятельности эндокринной системы.

В гипоталамусе расположены центры чувства насыщения, голода, жажды, удовольствия. Ядра гипоталамуса участвуют в регуляции чередования сна и бодрствования.

Большие полушария – самый крупный и развитый отдел головного мозга. Он представлен двумя полушариями – левым и правым, отделенными продольной щелью. Полушария соединены толстой горизонтальной пластинкой – мозолистым телом, которое образовано нервными волокнами, идущими поперечно из одного полушария в другое.

Три борозды – центральная, теменно-затылочная и боковая – делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную. Снаружи полушария покрывает слой серого вещества – коры, внутри расположены белое вещество и подкорковые ядра.

Подкорковые ядра – филогенетически древняя часть мозга, управляющая бессознательными автоматическими действиями (инстинктивное поведение).

Кора мозга имеет толщину 1,3-4,5 мм. Благодаря наличию складок, извилин и борозд общая площадь коры взрослою человека составляет 2000-2500 см2. Кора состоит из 12-18 млрд нервных клеток, расположенных в шесть слоев.

Хотя кора больших полушарий функционирует как единое целое, функции отдельных ее участков неодинаковы. В сенсорные (чувствительные) зоны коры поступают импульсы от всех рецепторов организма. Так, зрительная зона коры расположена в затылочной доле, слуховая – в височной и т. д.

В ассоциативных зонах коры осуществляется хранение, оценка, сопоставление поступающей информации с полученной ранее и т. п. Таким образом, в этой зоне происходят процессы запоминания, научения, мышления. Двигательные (моторные) зоны отвечают за сознательные движения.

Читайте также:  Испарение воды и конденсация водяного пара, Биология

От них нервные импульсы поступают к поперечно-полосатой мускулатуре.

Белое вещество переднего мозга образовано нервными волокнами, связывающих между собой разные отделы мозга.

Таким образом, большие полушария головного мозга являются высшим отделом ЦНС, обеспечивающим наиболее высокий уровень приспособления организма к меняющимся условиям внешней среды. Кора больших полушарий является материальной основой психической деятельности.

Читать далее

Источник: http://ed-lib.ru/biology/185-otdely-golovnogo-mozga-funkcii-otdelov-golovnogo-mozga.html

Головной мозг, его строение и функции | Учеба-Легко.РФ – крупнейший портал по учебе

Головной мозг находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи он покрыт мозговыми оболочками с многочисленными кровеносными сосудами. Масса головного мозга у взрослого человека достигает 1100–1600 г. Головной мозг можно разделить на три отдела: задний, средний и передний.

К заднему относятся продолговатый мозг, мост и мозжечок, а к переднему – промежуточный мозг и большие полушария. Все отделы, включая большие полушария, образуют ствол мозга.

Внутри больших полушарий и в стволе мозга имеются полости, заполненные жидкостью.

Головной мозг состоит из белого вещества и виде проводников, соединяющих части мозга между собой, и серого вещества, расположенного внутри мозга в виде ядер и покрывающего поверхность полушарий и мозжечка в виде коры.

Функции отделов головного мозга:

  1. Продолговатый – является продолжением спинного мозга, содержит ядра, управляющие вегетативными функциями организма (дыхание, работа сердца, пищеварение). В его ядрах расположены центры пищеварительных рефлексов (слюноотделения, глотания, отделения желудочного или поджелудочного сока), защитных рефлексов (кашель, рвота, чихание), центры дыхания и сердечной деятельности, сосудодвигательный центр.
  2. Мост – продолжение продолговатого мозга, через него проходят нервные пучки, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. В его веществе лежат ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, слухового).
  3. Мозжечок находится в затылочной части головы позади продолговатого мозга и моста, отвечает за координацию движений, поддерживание позы, равновесия тела.
  4. Средний мозг соединяет передний и задний мозг, содержит ядра ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц. В нем пролегают проводящие пути между другими отделами мозга. В нем находятся центры зрительных и слуховых рефлексов (осуществляет повороты головы и глаз при фиксации зрения на тот или иной объект, а также при определении направления звука). В нем находятся центры, управляющие простыми однообразными движениями (например, наклоны головы и туловища).
  5. Промежуточный мозг расположен впереди среднего, получает импульсы от всех рецепторов, участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание, гомеостаз. Через него проходят все чувствительные пути к большим полушариям мозга. Промежуточный мозг состоит из таламуса и гипоталамуса. Таламус выполняет роль преобразователя сигналов, идущих от сенсорных нейронов. Здесь сигналы обрабатываются и передаются в соответствующие отделы коры больших полушарий. Гипоталамус это главный координирующий центр вегетативной нервной системы, в нем находятся центры голода, жажды, сна, агрессии. Гипоталамусом регулируется кровяное давление, частота и ритм сердечных сокращений, ритм дыхания и деятельность других внутренних органов.
  6. Большие полушария – наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Покрыты корой, центральная часть состоит из белого вещества и подкорковых ядер, состоящих из серого вещества – нейронов. Складки коры увеличивают поверхность. Здесь находятся центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Деятельность каждого органа находится под контролем коры. Число нейронов в коре головного мозга может достигать 10 млрд. Левое и правое полушария соединены между собой мозолистым телом, представляющим собой широкий плотный участок белого вещества. Кора больших полушарий имеет значительную площадь из-за большого числа извилин (складок).

Каждое полушарие делят на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Клетки коры выполняют различные функции и поэтому в коре можно выделить три типа зон:

  1. Сенсорные зоны (получают импульсы от рецепторов).
  2. Ассоциативные зоны (перерабатывают и хранят получаемую информацию, а также вырабатывают ответ с учетом прошлого опыта).
  3. Двигательные зоны (посылают сигналы органам).

Взаимосвязанная работа всех зон позволяет человеку осуществлять все виды деятельности, от их работы зависят такие процессы, как обучение и память, ими определяются свойства личности.

Лекция добавлена 22.12.2012 в 03:09:24

Источник: http://uclg.ru/education/biologiya/8_klass/nervnaya_sistema/lecture_golovnoy_mozg__ego_stroenie_i_funktsii.html

Презентация на тему “Головной мозг”

  • Скачать презентацию (2.15 Мб)
  • 8 загрузок
  • 5.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Данная презентация по биологии на тему “Головной мозг” предназначена для проведения учебных занятий.

Целью занятия является – изучить функции и строение отделов головного мозга, регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека, выявить специфичность строения этих отделов.

Материал может использоваться на учебных занятиях для знакомства студентов с новой темой, а также на этапе закрепления и повторения темы.

Краткое содержание

  1. Головной мозг
  2. Мозжечок
  3. Кора полушарий большого мозга
  4. Модульная организация коры
  • Слайд 1
    • Головной мозг. Морфофункциональная характеристика.
    • Мозжечок. Нейронный состав, глия, нервные волокна коры мозжечка.

    • Кора полушарий большого мозга. Цитоархитектоника и миелоархитектоника коры полушарий большого мозга.
    • Представление о модульной организации коры полушарий головного мозга.
    • Эмбриональный и постэмбриональный гистогенез органов ЦНС. Возрастные изменения.

  • Слайд 2
    • Гигантский компьютер или нечто большее?
  • Слайд 3
    • 1 – борозды
    • 2 – извилины
    • 3 – кора
    • 4 – белое вещество
  • Слайд 4
    • 1 – молекулярный слой
    • 2 – ганглионарный слой
    • 3 – зернистый слой
    • 4 – белое вещество
  • Слайд 5
    • 1 – молекулярный слой
    • 2 – ганглионарный слой
    • 3 – зернистый слой
    • 4 – белое вещество
  • Слайд 6

    1 слой – МОЛЕКУЛЯРНЫЙ:

    • корзинчатые нейроны;
    • звездчатые нейроны – мелкие и крупные.

    2 слой – ГАНГЛИОНАРНЫЙ:

    • грушевидные нейроны Пуркинье.

    3 слой – ЗЕРНИСТЫЙ:

    • клетки – зерна;
    • большие звездчатые нейроны или клетки Гольджи – с коротким аксоном и с длинным аксоном; веретеновидные горизонтальные нейроны.
  • Слайд 8

    I – молекулярный слой

    II – ганглионарный слой

    III – зернистый слой

    • 1 – лазящее волокно
    • 2 – моховидное волокно
    • 3 – грушевидный нейрон
    • 3а – дендриты
    • 3б – аксон
    • 4 – клетка-зерно
    • 5 – клетка Гольджи
    • 6 – корзинчатый нейрон
    • 7 – звездчатый нейрон
  • Слайд 9
    • 1 – молекулярный слой
    • 2 – ганглионарный слой
    • 3 – зернистый слой
    • 4 – лазящее волокно
    • 5 – клетка Пуркинье
    • 6 – синапс
    • 7 – звездчатый нейрон
    • 8 – корзинчатый нейрон
    • 9, 10 – клетка-зерно
    • 11 – моховидное волокно
    • 12 – митохондрия
    • 13 – синаптические везикулы
    • 14 – аксон клетки Пуркинье
    • 15 – возвратная коллатераль аксона
  • Слайд 10
    • МОХОВИДНЫЕ – афферентные волокна идут в составе оливомозжечкового и мостомозжечкового путей.
    • Моховидное волокно → клетка – зерно → нейрон Пуркинье.
    • ЛАЗЯЩИЕ – афферентные волокна проходят в составе вестибуломозжечкового и спинномозжечкового трактов.
    • Лазящее волокно → нейрон Пуркинье.
  • Слайд 11
    • 1 – извилины
    • 2 – борозды
    • 3 – белое вещество
  • Слайд 12

    А – типы клеток

    Б – слои коры

    В – расположение волокон

    • I – молекулярный слой
    • II – наружный зернистый слой
    • III – пирамидный слой
    • IV – внутренний зернистый слой
    • V – ганглионарный слой
    • VI – слой полиморфных клеток
  • Слайд 13
    • I – молекулярный слой
    • II – наружный зернистый слой
    • III – пирамидный слой
    • IV – внутренний зернистый слой
    • V – ганглионарный слой
    • VI – слой полиморфных клеток
  • Слайд 14

    I МОЛЕКУЛЯРНЫЙ СЛОЙ:

    • – отростки нейронов нижележащих слоев;
    • – единичные мелкие пирамидные и веретеновидные нейроны.

    II НАРУЖНЫЙ ЗЕРНИСТЫЙ СЛОЙ:

    • – мелкие пирамидные нейроны;
    • – клетки-зерна;
    • – звездчатые нейроны.

    III ПИРАМИДНЫЙ СЛОЙ:

    • – мелкие и средниепирамидные нейроны.

    IV ВНУТРЕННИЙ ЗЕРНИСТЫЙ СЛОЙ:

    • – звездчатые нейроны;
    • – мелкие пирамидные нейроны.

    V ГАНГЛИОНАРНЫЙ СЛОЙ (СЛОЙ ГИГАНТСКИХ ПИРАМИД БЕЦА):

    • – гигантские пирамидные нейроны;
    • – небольшое количество звездчатых нейронов.

    VI СЛОЙ ПОЛИМОРФНЫХ КЛЕТОК:

    • – нейроны различной величины и формы перикариона.
  • Слайд 15
    • 1 – перикарион
    • 2 – центральный дендрит
    • 3 – аксон
  • Слайд 16
    • Моторная кора (прецентральная извилина) содержит хорошо развитые пирамидные слои и незначительно выраженные зернистые, поэтому ее называют агранулярной.
    • Сенсорная кора (зрительная, слуховая и т.д.) – здесь наиболее выражены зернистые слои и ее называют зоной гранулярного типа.
  • Слайд 17

    По топографическому критерию в коре выделяют:

    • -ассоциативные волокна (связывают разные участки одного полушария);
    • -комиссуральные (осуществляют связь между полушариями);
    • -проекционные (связывают кору с ядрами нижних отделов ЦНС).

    Сформированные сплетения отростков нейронов образуют 7 слоев:

    • -тангенциальный;
    • -дисфиброзный;
    • -супрастриарная пластинка;
    • -наружная пластинка Байарже;
    • -промежуточная пластинка;
    • -внутренняя пластинка Байарже;
    • -внутренняя главная пластинка.
  • Слайд 18

    структурно – функциональная единица коры больших полушарий, (Я. Сентаготаи, 1912 г.).

    • Представляет собой колонку, диаметром ~ 300 мкм, специфически расположенных нейронов вокруг кортико – кортикального волокна. Основной эффекторной клеткой модуля является пирамидный нейрон, остальные типы нейронов передают тормозящие или возбуждающие импульсы на него.
  • Слайд 19
    • 1 – пирамидные нейроны
    • 2 – шипиковые звездчатые нейроны
    • 3 – корзинчатые нейроны
    • 4 – аксоаксональные нейроны
    • 5 – нейроны с аксональной кисточкой
    • 6 – нейроны с двойным букетом дендритов
    • 7 – афферентные волокна
    • 8 – эфферентные волокна
  • Слайд 20

    Возбуждающие нейроны:

    • 1 – шипиковые звездчатые фокального типа (образуют возбуждающие синапсы на апикальном дендрите пирамидных нейронов и на отростках клеток с двойным букетом дендритов);
    • 2 – шипиковые звездчатые диффузного типа (формируют синапсы на боковых и базальных дендритах пирамид).
    • Тормозящие нейроны:
    • 1 – клетки с аксональной кисточкой(образуют тормозящие синапсы на горизонтальных ветвлениях кортико – кортикальных волокон);
    • 2 – корзинчатые нейроны – подразделяются на малые корзинчатые нейроны (образуют синапсы на пирамидах II, III, V слоев своего модуля) и на большиекорзинчатые нейроны (образуют синапсы на пирамидах соседних модулей);
    • 3 – аксоаксональные нейроны (образуют синапсы на аксонах пирамидных нейронов II и III слоев);
    • 4 – клетки с двойным букетом дендритов (формируют тормозящие синапсы на всех тормозных нейронах, таким образом оказывая вторично – возбуждающее действие).
  • Слайд 21
    • Стрелки указывают на отростки волокнистых астроцитов вокруг кровеносного сосуда
  • Слайд 22

    А – стадия трех мозговых пузырей:

    • 1 – передний мозг
    • 2 – средний мозг
    • 3 – ромбовидный мозг
    • 4 – спинной мозг
    • 5 – глазной пузырь
    • 6 – слуховая ямка
    • 7 – нижнечелюстной отросток
    • 8 – сердце
  • Слайд 23

    Б – стадия пяти мозговых пузырей:

    • 1 – конечный мозг
    • 2 – промежуточный мозг
    • 3 – средний мозг
    • 4 – задний мозг
    • 5 – добавочный мозг
    • 6 – спинной мозг
  • Слайд 24

    В – формирование дефинитивных отношений отделов головного мозга:

    • 1 – обонятельная доля
    • 2 – зрительный перекрест
    • 3 – полушарие большого мозга
    • 4 – контур промежуточного мозга
    • 5 – средний мозг
    • 6 – мозжечок
    • 7 – продолговатый мозг
    • 8 – спинной мозг
    • 9 – гортань
  • Слайд 25

    «Felix, qui potuit rerum cognoscere causas» – счастлив тот, кто мог познать причины вещей Вергилий

  • Слайд 26
    • «… Только поразмыслив о том, как запутана вся система и как сложны многочисленные операции, которые она должна выполнять, мы понимаем, что перед нами еще долгий путь.

      Но новые методы дают новые результаты, а новые результаты порождают новые идеи, так что нам не следует падать духом. Нет области науки более жизненно важной для человека, чем исследование его собственного мозга.

      От нее зависит все наше представление о Вселенной».

    • Ф. Крик (лауреат Нобелевской премии)

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/golovnoy-mozg-90202

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]