Цветок – генеративный орган, его строение и значение
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему:
Цветок – генеративный орган, его строение и значение.
Учитель биологии МБОУ ООШ д.Кшанны: Рахматуллина Л.В.
Цель урока: дать понятие о цветке как о генеративном органе растения.
Задачи:
- Образовательные: познакомитьучащихся с особенностями строения цветка;
- Развивающие задачи: формировать умения учащихся определять типы цветов по их внешнему виду, составлять формулы;
- Воспитательные: продолжить воспитание бережного отношения к природе родного края.
Оборудование:
- таблица “Цветковое растение и его органы” разборные модели цветов,
- цветы комнатных растений, пинцеты и лупы ,компьютерная презентация «Цветок и его строение.”
- Красная Книга Республики Башкортостан;
- Альбом – Красная книга Аургазинского района
Ход урока
I .Создание психологического комфорта
( Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского, на экране изображение цветов) /слайды 2-8/
Учитель : Вслушайтесь в музыку великого русского композитора. Постарайтесь представить танец цветов
(Заканчивается вальс.)
Ребята, наверное все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту, потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.
Тема сегодняшнего урока: «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».
II .Опрос обучающихся по заданному на дом материалу
Учитель задает вопрос, указав его номер, а учащиеся записывают в тетради номер вопроса и ответ – один или несколько терминов. Вопрос можно заменить повествовательным предложением, пропустив в нем один термин.
1.
Ползучие стебли земляники называются … . (усы.) 2. Стебель – составная часть … . (побега.) 3. Под кожицей стебля находится слой клеток … . (пробки.) 4. Ситовидные трубки входят в состав … .
(луба.) 5. Вода и минеральные соли передвигаются в стебле по сосудам … . (древесины.) 6. У ландыша в почве имеются корни и … . (корневища.)
7. Клубни развиваются на концах … . (подземных побегов.
)
Учащиеся должны выписать номера правильных суждений.
1. У большинства видов растений стебли прямостоячие.
2. Все стелющиеся стебли не укореняются в почве.
3. Вьющиеся стебли обвивают опору и цепляются за нее усиками или короткими придаточными корнями – прицепками.
4. Стебли винограда цепляются за опору усиками.
5.
Стебель дерева состоит из коры, пробки, луба, камбия, древесины и сердцевины.
6. Клетки пробки мертвые.
7. Кожица стебля и пробка – покровные ткани.
8. Дыхание древесного стебля происходит через трещины коры и обломанные ветки.
9. Ситовидные трубки входят в состав древесины.
10.
Лубяные волокна – вытянутые мертвые клетки с толстыми стенками.
Ответы: 1, 4, 6, 7, 10.
III. Объяснение нового учебного материала
Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”.
Цветы, цветы… Как много их, (слайд 9)
И розовых, и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях,
Цветы, цветы… Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля…
Г.К.Суворов.
Запишите тему урока : «Цветок – генеративный орган, его строение и значение».
Вы рассматривали изображения различных цветов. Какие ассоциации, вопросы у вас возникали при этом?
Вопросы записываются на доске.
Настроить на вопрос: Почему цветы такие красивые?
Почему они такие разные?
Почему у них яркая окраска?
Почему у них такая форма?
Почему одни цветы имеют запах, а другие нет?
Какую роль играют цветы для растений?
В ходе беседы учащиеся высказывают предположения, касающиеся ответов на поставленные вопросы.
Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей, чувств и просто хорошего настроения. Без цветов не обходится почти ни один праздник. А дарить цветы – прекрасная традиция.
Я хочу вам напомнить, что цветок – это орган растения.
Что бы вы ещё хотели узнать о цветке?
На основе ответов формулируется “информационный запрос” учеников на данный этап учебного занятия: выяснить функции и особенности строения цветка, как важной составной части побега; научиться распознавать части цветка.
Учитель рассказывает о строении цветка и значении его отдельных частей, используя таблицу “Цветковое растение и его органы” и разборную модель “Цветок вишни”, слайды презентации.( слайды 10-16 )
Учитель рассказывает о местных растениях, занесенных в Красную Книгу Башкирии.
В «Красную книгу Республики Башкортостан” включены, растения нашего района такие, как: эфедра двуколосковая, тонконог жестколистный, ковыль перистый, к.красивейший, к.
Коржинского, лук косой , тюльпан Биберштейна, ятрышник шлемоносный, парнолистник перистый, гвоздика иглолистная, остролодочник голый, астрагал Гельма, стальник пашенный, копеечник крупноцветковый, чина Литвинова, девясил высокий, златотравка эллиптическая, ковыль перистый, стальник полевой, девясил высокий.
Ковыль перистый (слайд17)
Распространение:
Встречается редко по южным и приволжским районам Правобережья области, встречается в Самарской, Саратовской, Волгоградской, Челябинской областях, Республиках Татарстан и Башкортостан, в Заволжье. За пределами России – в западной части Казахстана. Особенности экологии и биологии: Травянистый густодерновинный многолетник. Облигатный кальцефил.
Цветет в июне. Растет по обнажениям мела, мергеля и в каменистых разнотравных степях по склонам южной экспозиции, где иногда достигает большого обилия, в горных остепененных меловых сосняках.
Лимитирующие факторы: Уменьшение численности связано с возрастанием антропогенной нагрузки на места произрастания (вырубка лесов, выпас скота, весенние пожары) и узкая экологическая амплитуда.
Меры охраны: Внесен в Красную книгу РСФСР (1988) и Красные книги Саратовской области, Республики Татарстан и Республики Башкортостан , в нашем районе произрастает, в д.Исмагилово, Усманово, по долинам рек Уршак, Аургазы, в нашей деревне произрастает на территории природного памятника «Бабай – таш».
Лук косой (слайд 18)
Лук косой (лат. Allium obliquum) — многолетнее травянистое растение, вид рода Лук (Allium) семейства Луковые (Alliaceae).
Распространение и экология. В природе ареал вида охватывает Румынию, Европейскую часть России, Среднюю Азию, Монголию и Китай. Произрастает на западном и восточном макросклонах Южного Урала, главным образом на территории Республики Башкортостан – от р.
Сакмара и Губерлинских гор на юге до нижнего течения р. Юрюзань на севере. Произрастает на лугах и лесных склонах. Меры охраны. Необходимы исследование распространения вида в Аургазинском районе , контроль за состоянием популяций. Произрастает возле д.Бишкаин.
Тюльпан Биберштейна (слайд 19)
Распространение. Тюльпан Биберштейна распространен от Восточного Закавказья до Верхней Волги и от Украины до Сибири, а также в Средней Азии. Для территории Башкортостана тюльпан биберштена указывается для каменистых степей на крутых карбонатных склонах южной экспозиции.
Растет чаще в степях, на степных склонах, в лесостепях, полупустынях, на лесных полянах, опушках и среди кустарников. В нашем районе произрастает по долине реки Уршак и в прилегающих склонах.
Биологическое описание. Луковица конусовидная, 1-2 см диаметром, с кожистыми чёрно-бурыми чешуями, опушёнными у верхушки и основания прижатыми волосками. Стебель 15-30 см высотой, с 2, реже 3 расставленными узкими желобчатыми листьями.
Цветок обычно одиночный, в бутоне поникающий, в солнечную погоду широко раскрытый. Листочки околоцветника 2-4 см длиной, заострённые, золотисто-жёлтые, наружные по спинке с коричневато- зелёным оттенком. Тычиночные нити опушённые, разной длины.
Плод до 2,5 см длиной и 1,5 см шириной. Размножаются только семенным путём.
Лимитирующими факторами для редких растений являются: уменьшение численности связанное с возрастанием антропогенной нагрузки на места произрастания (вырубка лесов, выпас скота, весенние пожары, сбор для букетов). Поэтому мы должны делать все возможное, чтобы сохранить эти виды. Сегодня я вам рассказала о некоторых растениях, занесенных в Красную Книгу РБ, а об остальных растениях я предлагаю вам написать реферат.
IV.Закрепление учебного материала
Практическая работа “Строение цветка” ( слайд 22 )
Оборудование: цветы комнатных растений, пинцеты и лупы
Подведение итога урока . Выставление оценок.
V.Задание на дом (слайд 23)
Источник: https://www.metod-kopilka.ru/cvetok_-_generativnyy_organ_ego_stroenie_i_znachenie-21463.htm
Генеративные органы цветковых
Генеративные органы цветковых к ним относятся цветки, плоды и семена. Это органы, с помощью которых происходит семенное размножение растений.
Цветок — это укороченный видоизмененный побегег с ограниченным ростом, содержащий вместо обычных зеленых листьев концентрически расположенные листья, приспособленные для выполнения функций размножения.
Осевая часть цветка называется цветоложем, переходящим в цветоножку — часть стебля, непосредственно несущую цветок. Если цветоножка отсутствует, такой цветок называют сидячим.
На цветоложе расположены все остальные части цветка: чашелистики, лепестки, тычинки и пестик (или пестики).
Чашечка и венчик — внешние части цветка, составляющего покров, называемый околоцветником. Околоцветник может быть двойным и простым .
Простой околоцветник образован только чашелистиков или только лепестками. Двойной состоит из чашечки и венчика. Существуют растения, цветки которых не имеют околоцветника. Такие цветки называют голыми (у ясеня, ивы).
Чашелистики обычно зеленого цвета и больше всех похожи на настоящие листья. Они могут быть свободными или сросшимися, тогда собственно чашечка будет называться раздельно- или сростнолистной.
Венчик представляет собой совокупность лепестков, окраска которых зависит от наличия в них разных пигментов — красящих веществ, находящихся в клетке.
Лепестки также могут быть сросшиеся — сростнолепестные и свободные — раздельнолепестные. Они не только защищают тычинки и пестики, но и служат для привлечения насекомых-опылителей.
Главные части цветка — тычинки и пестики. Каждая тычинка состоит из тонкой тычиночной нити с расположенным на ее конце пыльником.
Пыльник представляет собой группу пыльцевых мешков. В них развиваются микроспоры, а из них — пыльцевые зерна или пылинки. Пыльцевое зерно (пылинка) микроскопических размеров, в нем развиваются мужские половые клетки — спермии, необходимые для оплодотворения. Тычинки могут быть в цветке свободные или сросшиеся. Совокупность тычинок называют андроцеем.
Пестик образуется из одного, двух или большего числа плодолистиков, совокупность которых называют гинецеем.
https://www.youtube.com/watch?v=QEM5sWqTzvI
Пестик состоит из завязи, в которой находятся семязачатки (семяпочки), столбика (одного или нескольких) и рыльца, на котором прорастает попавшая при опылении пыльца. Завязь бывает верхняя (свободная), то есть прикрепленная основанием к цветоложу, средняя — срастается с цветоложем и нижняя — под околоцветником.
Цветки, у которых есть тычинки и пестики, называют обоеполыми. Если же в цветке есть только тычинки или только пестики, их называют раздельнополыми. Цветки, где есть только тычинки, называют тычиночными, если только пестики, — пестичными.
Если тычиночные и пестичные цветки находятся на одном растении, то такие растения называются однодомными. Например, у кукурузы на верхушке растения находится соцветие-метелка, где собраны тычиночные цветки, а пестичные цветки расположены в соцветиях-початках.
К однодомным относятся тыква, орешник, дуб, береза, огурец и др.
У двудомных растений (ива, конопля) на одном растении расположены тычиночные цветки, на другом — пестичные (рис. 36).
Различают цветки правильные, или неправильные — зигоморфные и несимметричные.
Все части цветка — чашелистики, лепестки, тычинки и пестики — могут прикрепляться к цветоложу, но спирали или кругами.
Чтобы иметь более полное представление о цветке, о строении и расположении его частей, составляют его формулу и рисуют диаграмму.
Особенности строения цветков — важнейший признак, который учитывается систематиками при классификации покрытосеменных, особенно при определении растения к такой таксономической единице, как семейство.
У многих растений развиваются одиночные цветки, располагающиеся по одному на верхушке побега, или в пазухах листьев (пазушные). У других растений цветки располагаются группами. Такая совокупность цветков получила название соцветие. Соцветия имеют большое биологическое значение для растения, так как благодаря им увеличивается возможность продлить существование вида.
Соцветия бывают простые и сложные.
К простым соцветиям принадлежат: кисть, зонтик, початок, щиток, корзинка, головка, простой колос. Им свойственна только одна ось соцветия, которая может быть удлиненной или укороченной.
Сложные соцветия образуются из простых вследствие разветвления главной оси соцветия. Сюда относятся: сложный зонтик, сложный колос, метелка, сережка и др.
Опыление — процесс, необходимый для последующего осуществления оплодотворения. Это перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестиков. Различают два типа опыления: самоопыление и перекрестное опыление.
При самоопылении пыльца попадает на рыльце пестика в пределах одного цветка. При перекрестном опылении пыльца переносится с одного цветка на другой.
Такое опыление осуществляется при помощи ветра, воды, насекомых, птиц и других животных.
У ветроопыляемых растений цветки мелкие, не имеют яркой окраски и аромата и чаще всего собраны в соцветия (у всех злаков). Опыление с помощью воды встречается у немногих водных растений (злодеи, роголистников и др.).
Насекомыми опыляется почти 9/10 покрытосеменных растений. Цветки насекомоопыляемых растений преимущественно яркие, имеют запах, нектар, липкую пыльцу с выростами.
Цветки, опыляемые птицами (колибри, белоглазками), характеризуются отсутствием запаха, что связано со слабым обонянием у птиц. Зато эти цветы имеют яркий околоцветник и выделяют много водянистого нектара (в нем около 5% сахара), что и привлекает птиц-опылителей.
Для повышения урожайности культурных растений или выведения новых сортов растений человек осуществляет еще один вид опыления — искусственное опыление. При выведении новых сортов растений подбирают исходные виды и сорта растений дли искусственного опыления, которое называют скрещиванием.
Скрещивание двух или нескольких наследственно различающихся по тому или другому признаку растений получило название гибридизации. При помощи гибридизации ученые вывели многие сорта культурных растений.
Оплодотворение происходит после попадания пыльцы на рыльце пестика. Этому процессу предшествует прорастание пыльцевого зерна на рыльце пестика.
Прорастание начинается с набухания пыльцевого зерна и развития пыльцевой трубки, которая растет через ткани рыльца и столбика, врастает в полость завязи, достигает семязачатка и входит в него через микропиле (от греч. «микро» малый и «пиле» — ворота).
В семязачатке к этому времени бывает развит зародышевый мешок, образовавшийся из мегаспоры и состоящий из семи клеток, одна из которых — яйцеклетка (женская гамета), а самая крупная — центральная клетка с двумя ядрами.
Когда пыльцевая трубка дорастает до зародышевого мешка и входит в него, она лопается и спермин осуществляют оплодотворение — один сливается с яйцеклеткой, образуя зиготу, а другой — с центральной клеткой. Этот процесс называют двойным оплодотворением. Из зиготы затем развивается зародыш, а из центральной клетки эндосперм (ткань, запасающая питательные вещества).
После оплодотворения из семязачатков формируются семена, а сам цветок превращается в плод. Плод, образованный из нескольких пестиков одного цветка, получил название свободного (у малины, ежевики). Плоды различаются величиной, формой, консистенцией околоплодника (сухие или сочные), бывают односемянные и многосемянные.
Распространение плодов и семян способствует расселению растений и процветанию видов. Плоди и семена могут распространяться самостоятельно (желтая акация, люпин, недотрога, герань, фиалка и др.).
У этих растений после созревания плоды растрескиваются и с силой выбрасывают семена на значительные расстояния. Такой способ распространения называют автохорией.
Плоды могут распространяться ветром — анемохория, с помощью воды — гидрохория, с помощью птиц — орнитохория, зоохория — с помощью животных. Этими способами распространяются семена растений с сочными плодами. Нередко на плодах развиваются прицепки и липкие вещества (череда, лопух и др.
), что способствует их распространению. Важным фактором расселения растений является человек. Его влияние на распространение растений стало особенно ощутимым в наше время, с развитием связей между странами и континентами.
Источник: http://shkolo.ru/generativnyie-organyi-tsvetkovyih/
Цветок – генеративный орган
Поиск Лекций
КЛАСС – БИОЛОГИЯ
Цветок – генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие – это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС – БИОЛОГИЯ
Цветок – генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие – это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС – БИОЛОГИЯ
Цветок – генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие – это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС – БИОЛОГИЯ
Цветок – генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие – это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС – БИОЛОГИЯ
Цветок – генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие – это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС – БИОЛОГИЯ
Источник: https://poisk-ru.ru/s55659t1.html
Цветок — генеративный орган растения его строение и значение
Тема урока: Цветок — генеративный орган растения, его строение и значение.
Цель: ввести учащихся в процесс познания, в поиск знаний о строении цветка как генеративного органа на примере растений родного края;
развивать умения учащихся искать, выбирать, систематизировать, отбрасывать, определять, какого рода информация нужна именно им, именно здесь и именно сейчас, навыки совместного с учителем познания материала;
воспитывать у учащихся чувство прекрасного, стремление оберегать красоту, которую нам дают цветковые растения родного края, оценивать их пользу в жизни всего живого.
Оборудование: таблица « Строение цветка», раздаточный материал «Цветковые растения», экибана, плоды растений нашей местности, заготовки для цветов нашей местности.
Ход урока.
Эпиграф к уроку (записать на доске). « Я сорвал цветок и он завял у меня в руке.
Я поймал жука и он умер у меня в ладонях
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем» _
Организация класса.
Актуализация знаний учащихся.
Положить на столе фрукты и овощи нашей местности.
Беседа с уч-ся: 1. Что лежит на столе? (Плод яблока, помидор),
Что находится внутри плода?
Из чего образуются плоды с семенами ?
Изучение нового материала.
Учитель: Да, ребята, наиважнейшей функцией цветка является образование плодов и семян. Сегодня будем говорить о цветке как генеративном органе, т. е. органе размножения растений растения . (объявление цели урока)
Но сначала поговорим о наших любимых цветах, которые вы нарисовали на уроке изо. Я вам расскажу о своем любимом цветке — это роза (показать рисунок). У нее оченьприятный аромат и красивые яркие цветки.
На своих рисунках напишите: каков ваш цветок? (учащиеся в группах обмениваются своими рисунками, наиболее удавшиеся записи зачитываются).
Вопрос классу: если бы среди нас был П.И.Чайковский, он бы сказал: «Царем цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешенное обожание!»
П.И.Чайковский — композитор, как вы думаете, что он мог посвятить ландышам? (музыку).
Нет ребята, ЛАНДЫШАМ ОН ПОСВЯТИЛ СТИХИ, а для всех цветов написал « Вальс цветов» (звучит мелодия и на фоне ее ученик рассказывает стихотворение):
« О, ЛАНДЫШ ! Отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей!» (Создается праздничная атмосфера.)
Задание уч-ся:рассмотрите цветы друг друга и запишите в тетради чувства, вопросы, ассоциации, которые у вас появились. (Вопросы предварительно записаны на открытках с цветами, закрыты от уч-ся):
1. Сколько стоят цветы?
2.Зачем цветок рождается таким красивым, если его все равно сорвут?
Почему цветы такие разные?
4. Как ухаживать за растениями для получения таких цветов?
5.Почему у цветка именно такая форма?
Учитель:Эти вопросы касаются нравственности человека, селекции, агротехники, эстетики,
анатомического строения цветка. Так как все темы сразу изучить невозможно, то какую рассматривать первой? Конечно же, строение цветка!
Вопрос: — Для кого важна красота цветка и для чего?( для самого цветка).
Задание уч-ся по группам:используя свой опыт общения с природой, работы на уроке изо сконструируйте цветок нашей местности , который был бы самым привлекательным для насекомого. (Материал для изготовления предлагается).
Презентация моделей: 1.Показать части цветка на таблице чашелистики и лепестки (ученики показывают и называют части цветка на своих моделях).
2. Подписать их название в тетради с печатной основой.
Рассказ учителя:( использовать модели цветков).!. Чашелистики образуют чашечку: раздельнолепестная или сростнолепестная; лепестки образуют венчик: раздельнолепестной или сростнолепестной. У основания лепестков находятся нектарники со сладким нектаром.
Чашечка и венчик образуют околоцветник: простой (нет разделения на венчик и чашечку) или двойной околоцветник ( есть и чашечка и венчик).
Работа в группах: 1. Какая же часть цветка наиболее привлекательна для насекомых ?( Венчик, а чашечка окрашена как правило в зеленый цвет).
Что происходит с лепестками венчика? ( они опадают) 3. Из чего же тогда образуются плоды с семенами? ( рассмотреть рис.66 стр.87).4 .
Так, что же является главными частями цветка? Показать на своих моделях.
Учащиеся из каждой группы рассказывают ( по таблице и модели своего цветка)
1.О строении пестика и тычинок.Тычинка:пыльник — развитие и созревание пыльцы, в которой образуются мужские половые клетки – спермии; тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Тычинок в цветке много.
Пестик: рыльце – приспособлено для удержания пыльцы; столбик — поднятие рыльца на необ-ходимую высоту; завязь — нижняя расширенная часть пестика.
В ней находятся один или несколь-ко семязачатков ( семяпочек) , в них формируются женские половые клетки — яйцеклетки, из ко- торых после опыления и оплодотворения образуются семена, а стенки завязи образуют мякоть пло-
да. Пестик один или много. Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плодапоэтому их называют половыми органами. Пестик — женский половой орган, а тычинки — мужской
половой орган..
Пестичные цветки- ; Тычиночные цветки-
Все части цветка расположены на цветоложе, продолжением которого является цветоножка.
Вывод: цветок — укороченный видоизмененный побег, который служит для семенного размно-
жения: цветоножка и цветоложе — видоизмененный стебель, чашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизмененные листья.
Обоеполые и однополые цветки; пестичные и тычиночные стр.85 учебника; однодом ные и двудомные растения.
Краткая формула цветка: Чn Лn Тn Пn.
Учитель: 1 . Представьте на минутку, что из нашей жизни исчезли цветы? Какой она станет?
2. Что дают нам цветы?
2.Охрана цветущих растений (зачитать на стенде).
Закрепление материала. Задания уч-ся: 1. Покажите на таблице названия частей цветка.
В рабочей тетради на рисунке допишите название этих частей.
Определите на моделях типы цветков.
На доске — модель цветка на обратной стороне которой написано от имени цветка: « Как мнеповезло!!! — У меня есть яркие лепестки, издающие аромат.
— У основания лепестков нектарники со сладким нектаром.
— Много желтой пыльцы и пестик в центре цветка».
Пестик и тычинки — главные части цветка так как участвуют в образовании плодов и семян.
Цветы украшают нашу жизнь, создают хорошее настроение.( Вернутся к стихотворению)
Итог урока.
Д / 3. стр. 86-88, заполнить таблицу в тетради стр. 45.
Ход мастерской.
Сонастройка: рассказ о любимом цветке в группе (для создания атмосферы).
Групповая социализация.
Индукция: индуктор- задания к открыткам или иллюстрациям с цветками и соцветиями (для создания информационного запроса).
Самоконструкция. Фиксирование в тетради вопросов, «услышанных в своей голове».
Социализация. Запись вопросов на доске мастером.
Социоконструкция. Задание: сконструировать в группе модель цветка, наиболее привлекательного для насекомого. Материал для изготовления предлагается.
Межгрупповая социализация. Презентация моделей. Высказыванием сомнений.
Расширение информационного запроса.
Работа с информацией в группах для возможного усовершенствования моделей.
Решение биологических задач.
Социализация. Беседа по возможному усовершенствованию моделей.
Самоконструкция . Индивидуальная работа. Написание текста — миниатюры на тему «Как мне повезло» от имени одного растения или одного животного .
Социализацияв форме афиширования работ – миниатюр на доске или стенах класса с помощью скотча или липкой массы. Учащиеся вывешивают свои тексты, ходят и читают другие работы.
Рефлексия. Отражение своих состояний по ходу проживания мастерской,своих открытий в познании мира, людей и себя.
2. Пестичные цвеки:; Тычиночные цветки:.
Источник: http://aret.ru/10-klass/tcvetok-generativnyi-organ-rasteniia-ego-stroenie-i-znachenie/
Цветок – гeнeративный орган, eго строeние и значeниe
Cлайд 1
Цветок-гeнeративный орган , eго строeние и значeниe
Cлайд 2
Цветок- орган полового размножения цветковыx растений
Cлайд 3
Строение обоеполого цветка в е н ч и к лепесток лепесток пыльник тычиночная нить тычинка рыльце столбик завязь пестик чашечка из чашелистиков цветоложе цветоножка Пестик и тычинка – главные части цветка раздельнолепестный сростнолепестный сростнолистная раздельнолистная
Cлайд 4
Основная функция цветка Образование плодов и семян.
Cлайд 5
Основные органы цветка: Цветоножка Цветки многиx растений размещаются на тонкиx стебелькаx
Cлайд 6
Цветоложе Верxний конец цветоножки, на котором располагается цветок. Это ось цветка, на ней располагаются все части цветка. Цветоложе всегда несколько шире цветоножки имеет чрезвычайно короткие междоузлия.
Cлайд 7
Околоцветник Hа цвтоложe располагаются лeпeстки. Иx совокупность образуeт венчик. Под лeпeстками наxодятся чашeлистики, образующиe чашeчку. Венчик и чашeчка вмeстe образуют часть цвeтка-околоцвeтник. Околоцвeтеник можeт быть простым и cложным.
Cлайд 8
Особенности строения цветка. Типы околоцветников. двойной простой
Cлайд 9
Функции околоцветника. Защищает пестик и тычинку от нeблагоприятныx условий окружающей срeды. Привлeкаeт насeкомыx свой яркостью.
Cлайд 10
Главные части цветка Пестик -женский половой орган. Тычинка -мужской половой орган.
Cлайд 11
Строение пестика Пестик состоит из трёx частeй: Рыльце обычно клейко, шероxоватое. Оно служит для восприятия пыльцы. Столбик поднимает рыльце , иногда высоко над околоцветником. Завязь- самая нижняя, расширенная часть пестика. Она содержит в себе семязачатки, в ниx формируются женские половые клетки-яйцеклетки.
Cлайд 12
Строение тычинки Тычинки состоят из тонкой тычиночной нити и крупного пыльника. Внутри пыльника развивается пыльца, в которой образуются мужски половы клетки- спермии.
Cлайд 13
Обоеполые и однополые цветки. Цветки содержат одновременно пестики и тычинки. Цветки содержат либо пестики либо тычинки.
Cлайд 14
Раздельнополые цветки на одном растении
Cлайд 15
Раздельнополые цветки на разных растениях
Cлайд 16
Соцветие. Hесколько цветков располагаются на побеге и в определённом порядке. Простое соцветие – цветки располагаются по одному на главной оси побега. Сложное соцветие – на главной оси располагаются большие соцветия.
Cлайд 17
Соцветия.
Cлайд 18
Соцветия Соцветие – это группа цветков, расположенных в определённом порядке. Исправь ошибки! Формы соцветий Схемы Растение Кисть Смородина, черёмуха Головка Клевер Корзинка Одуванчик, подсолнечник Зонтик Примула Простой колос Подорожник
Cлайд 19
Кроссворд
Cлайд 20
Тест 1 Какими цифрами обозначены на рисунках пестик, чашечка, тычинка, венчик?
Cлайд 21
Тeст 2 Какиe части цветка обозначены цифрами на рисунке?30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт
504625046350464504655046650467504685046950471504725047350474
Скачать эту презентацию
Источник: http://bigslide.ru/biologiya/44259-cvetok-generativniy-organ-ego-stroenie-i-znachenie.html
Генеративные органы растений
Генеративные органы – цветок, плоди семя – обеспечивают половое размножение растений.
1. Строение цветка(рис. 69).
Рис. 69.Строение цветка: 1 – завязь; 2 – столбик; 3 – рыльце пестика с прорастающей пыльцой; 4 – тычинки; 5 – чашелистики; 6 – лепестки; 7 – цветоножка
Цветок – это укороченный видоизмененный генеративный побег, орган размножения покрытосеменных растений.
Цветок располагается на цветоножке.Расширенная часть цветоножки называется цветоложем,на котором расположены все части цветка. В центре цветка находятся его главные части: пестик и тычинки.
Пестик – женский орган цветка, тычинки – мужской орган. Пестик обычно состоит из рыльца, столбикаи завязи.В завязи находятся семязачатки,в которых развивается и созревает яйцеклетка.
Тычинки состоят из тычиночной нити и пыльников. В пыльниках развивается пыльцевое зерно, в котором образуются спермии.
Внутренние части цветка защищены листочками околоцветника.Наружные зеленые листочки – чашелистикиобразуют чашечку,внутренние лепесткиобразуют венчик.
Двойным называют околоцветник, состоящий из чашечки и венчика, а простым – из одинаковых листочков. У вишни, гороха, розы околоцветник двойной, у тюльпана, ландыша – простой. Околоцветник служит для защиты внутренних частей цветка и привлечения опылителей, поэтому он часто имеет яркую окраску.
У ветроопыляемых растений околоцветник нередко редуцирован или представлен чешуйками и пленками (злаки, береза, ива, осина, тополь).
У некоторых растений в цветках имеются особые желёзки – нектарники,которые выделяют сахаристую пахучую жидкость – нектар, служащую для привлечения опылителей.
По наличию тычинок и пестиков различают два типа цветков. Цветки, имеющие пестик и тычинки (яблоня, вишня), называются обоеполыми,только тычинки или пестики – однополыми(огурец, тополь).
Если тычиночные и пестичные цветки располагаются на одной особи, то растения называются однодомными(кукуруза, дуб, лещина, огурец), а если на разных – то двудомными(тополь, ива, верба, облепиха).
Соцветия.Растения могут обладать крупными одиночными или многочисленными мелкими цветками. Мелкие цветки, собранные вместе, называют соцветиями.Соцветия лучше заметны для опылителей, более эффективно опыляются ветром. Различают несколько типов соцветий (рис. 70).
Рис. 70.Типы соцветий: 1 – кисть; 2 – колос; 3 – початок; 4 – зонтик; 5 – головка; 6 – корзинка; 7 – щиток; 8 – сложный зонтик; 9 – метелка; 10 – сложный колос
Колос характеризуется наличием сидячих (без цветоножек) цветков на главной оси (подорожник). Сложный колос образован несколькими простыми колосками (пшеница, рожь).
Початок имеет толстую центральную ось, на которой располагаются сидячие цветки (белокрыльник). В соцветии кисть (ландыш, черемуха) цветки на цветоножках располагаются на общей оси один за другим.
В соцветии корзинка (ромашка, одуванчик) множество сидячих цветков расположено на широкой утолщенной блюдцевидной оси. У соцветия головка (клевер) мелкие сидячие цветки располагаются на укороченной шаровидной оси.
В простом зонтике (вишня, примула) на главной укороченной оси цветки находятся на одинаковых длинных цветоножках. У моркови, петрушки соцветия состоят из группы простых зонтиков и образуют сложный зонтик.
У щитка, в отличие от кисти, цветки располагаются в одной плоскости, поэтому отходящие от центральной оси цветоножки имеют разную длину (тысячелистник, груша).
Метелка – это сложное соцветие, имеющее несколько боковых ответвлений, состоящих из кистей, щитков (овес, сирень, мужские цветки кукурузы).
В некоторых соцветиях часть цветков состоит только из венчика, а пестик и тычинки отсутствуют: например, белые лепестки ромашки, крупные желтые – подсолнечника. Они служат для привлечения насекомых и располагаются по краям соцветия, а настоящие обоеполые цветки располагаются в центре.
Половое размножение цветковых растений.Для образования семени необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала на рыльце пестика, т. е. произошло опыление.
Если пыльца попадает на рыльце того же цветка, то происходит самоопыление(фасоль, горох, пшеница).
При перекрестном опылениипыльца с тычинок одного цветка попадает на рыльце пестика другого.
Мелкую сухую пыльцу может переносить ветер (ольха, орешник, береза). У ветроопыляемыхрастений цветки обычно мелкие, собранные в соцветия, околоцветник отсутствует или слабо развит.
Могут переносить пыльцу насекомые (насекомоопыляемыерастения), а также птицы и некоторые млекопитающие. Цветки таких растений обычно яркие, ароматные, содержат нектар.
Пыльца в большинстве случаев клейкая, имеет выросты – крючки.
Человек может в своих целях переносить пыльцу с тычинок на рыльце пестиков, такое опыление называется искусственным.Искусственное опыление используют для получения более высоких урожаев, выведения новых сортов растений.
В тычинках формируется мужской гаметофит – пыльцевые зерна (пыльца),состоящие из двух клеток – вегетативной и генеративной. В генеративной клетке образуются мужские половые клетки – спермии.
В завязи пестика в семяпочке образуется женский гаметофит – восьмиядерный зародышевый мешок.Это фактически одна клетка, содержащая 8 гаплоидных ядер, где одно наиболее крупное, расположенное у пыльцевхода, называется яйцеклеткой,а два ядра поменьше, располагающиеся в центре, – центральными ядрами.
При попадании пыльцы на рыльце пестика вегетативная клетка прорастает в пыльцевую трубочку, перемещая генеративную клетку к пыльцевходу – микропиле.Через пыльцевход два спермия проникают в зародышевый мешок – и происходит оплодотворение.
Один спермий сливается с яйцеклеткой и образует зиготу,из которой развивается зародыш семени. Второй спермий сливается с двумя центральными ядрами, образуя триплоидный эндоспермсемени, в котором могут запасаться питательные вещества. Из покрова семязачатка образуется семенная кожура.
Такой процесс оплодотворения называется двойным.Он открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898 г. Разросшаяся стенка завязи или другие части цветка образуют плод.
Рис. 71.Строение семян двудольного (А – фасоль) и однодольного (Б – пшеница) растений: 1 – семенная кожура; 2 – семядоли; 3 – зародышевый корешок; 4 – зародышевый стебелек с почечкой; 5 – эндосперм
2. Семя.Семя состоит из семенной кожуры, зародышаи эндосперма(рис. 71). Снаружи оно покрыто плотной защитной семенной кожурой.
В зародыше различают корешок, стебелек, почечкуи семядоли.Семядоли – это первые зародышевые листья растения.
В зависимости от количества семядолей в зародыше различают однодольные растения (одна семядоля) и двудольные растения (две семядоли).
Питательные вещества могут находиться в семядолях или особой запасающей ткани – эндосперме,в этом случае семядоли почти не развиты.
3. Плод.Плод – это сложное образование, в его формировании могут принимать участие не только пестик, но и другие части цветка: основания лепестков, чашелистиков и цветоложе. Плод, образованный из нескольких пестиков, называется сборным(малина, ежевика).
Форма плодов очень разнообразна. В зависимости от количества семян различают односемянныеи многосемянныеплоды, что связано с количеством семяпочек в завязи. Различают также сочныеи сухиеплоды (рис. 72).
Рис. 72.Плоды сочные: 1 – ягода (помидор); 2 – костянка (вишня); 3 – яблоко (груша); 4 – многоорешек (малина); 5 – тыквина (огурец); сухие: 6 – семянка (подсолнечник); 7 – зерновка (пшеница); 8 – боб (горох); 9 – орех (лещина); 10 – стручок (редька); 11 – коробочка (мак)
Костянка– сочный односемянный плод (вишня, слива, абрикос).
Ягода – сочный многосемянный плод (томаты, смородина, крыжовник).
Яблоко – сочный многосемянный плод, образованный не из завязи, а из других частей цветка (груша, слива, яблоко).
Тыквина – сочный многосемянный плод, семена располагаются в центральной части (тыква, дыня, огурец).
Померанец – сочный многосемянный плод у цитрусовых (лимон, апельсин).
Зерновка – сухой односемянный нераскрывающийся плод (кукуруза, рис, пшеница), в котором околоплодник срастается с семенной кожурой.
Семянка– сухой односемянный нераскрывающийся плод (подсолнечник, одуванчик), в котором околоплодник не срастается с кожурой.
Орех – сухой односемянный плод с одревесневшим околоплодником (орешник-лещина, грецкий орех).
Боб – сухой многосемянный вскрывающийся плод (горох, фасоль).
Коробочка – сухой многосемянный плод (лен, мак), в котором семена высыпаются из многочисленных отверстий или трещин.
Стручок – сухой многосемянный вскрывающийся плод, семена располагаются на внутренней перегородке (капуста, пастушья сумка, редис).
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 2880;
Источник: https://poznayka.org/s77060t1.html
План-конспект урока по биологии “Цветок — генеративный орган, его строение и значение” (6 класс)
Автор презентации: Молдагулова Зинаида Владимировна
Урок по теме “Цветок — генеративный орган, его строение и значение”
Цель урока:
познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значение цветка для растения.развитие креативного мышления (способности продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальное решение);тренировка памяти;развитие фантазии, воображения;развитие любознательности. Ход урока
I. Организационная часть
II. Постановка познавательных задач на урок
– изучить строение цветка;- выяснить его значение для растения.
III. Связь с предыдущим уроком
(Приложение 1)
Составить катены (слайд №2):
– семя – цветок;- ботаника – цветок.
Катена [лат. catena – цепь, непрерывный ряд] — это игра для развития креативного мышления.
Она тренирует свободный, ассоциативный стиль мышления, необходимый в творческой работе, и помогает отслеживать иерархическое, “вертикальное” мышление. Игра заключается в связывании двух слов посредством слов-ассоциаций.
Используются только существительные. Построенная цепочка называется катеной. На построение цепочки даётся всего 2 минуты.
Например, растение – жизнь.
Катена, составленная учащимися 6 класса «растение – дерево – яблоки – пища – жизнь».
Несколько учащихся зачитывают свою катену, обсуждение в ходе беседы, выявление общих закономерностей составления.
Учитель: Две катены имели заключительное слово – цветок.
Уже многие тысячелетия цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы.
Похоже, что сама матушка-природа постаралась и одарила нас этими чудесными созданиями, которые много тысячелетий подряд привносят в нашу жизнь красоту, радость, даря нам хорошее настроение и эмоциональное здоровье в любое время года.
По мнению ученых на земле насчитывается более чем 270 000 разновидностей цветов. И каждый цветок по-своему красив и необычен и несет в себе ту частичку радости, которую в него заложила природа, чтобы делать нашу жизнь радужнее и немного счастливее.
(Слайд № 3)
– Как вы думаете, какое значение имеет цветок в жизни растения? (Все предположения учащихся записываются на доске).
Чтобы выяснить значение необходимо изучить строение цветка.
IV. Изучение нового материала
Учащиеся в тетради чертят таблицу «Строение цветка» (слайд №4)
– Несмотря на всё разнообразие, строение всех цветков приблизительно одинаково.
(Слайд № 5 «Схема строения цветка»)
Одновременно с изучением строения цветка заполняется таблица.
– Учитывая особенности строения околоцветника, все цветки разделили на 3 группы (слайд №6).
Задание: Ребята, как вы думаете, какие особенности строения цветка учитывали учёные при разделении всех цветков на 2 группы. (Подсказка слайд №7)
(Наличие или отсутствие в цветке пестика и тычинок)
Далее изучаются особенности строения однополых цветков (слайд №8) и обоеполых (слайд №9).
Задание: самостоятельно дать определение термину «цветок».
Выслушиваются все определения и формируется одно, которое учащиеся записывают в тетрадь (слайд № 10)
V. Закрепление
Самостоятельно выполняют задание №1 к &22 рабочей тетради.
Правильность выполнения задания проверяют по слайду № 11
Учитель: Значение цветка для жизни растения. Что теперь мы можем добавить или убрать из списка составленного в начале урока? (В ходе беседы уточняется значение цветка и записывается в тетрадь. Слайд №12)
Учитель: Каждый цветок помимо аромата, красоты и настроения несет в себе некую потаенную символику, внутренний смысл, а иногда даже разъяснение черт характера человека, мы догадываемся не всегда… Как в древности, так и в наше время день рождения человека связывается с определенным цветком. У цветов, как и у людей, свои характеры, особенности, которые, как утверждали друиды и волхвы, активно влияют на жизнь и судьбу человека. Так появились цветочные гороскопы.
Задание «Цветочный гороскоп» (Приложение 2)
Учащиеся знакомятся с цветочным гороскопом.
Дома сделать визитную карточку вашего растения по гороскопу.
Требования:
– формат А-4; – рисунок или фото не более чем на1/3 листа;- строение цветка (схема или описание);- информация о среде обитания;- легенда.
Дом.задание (слайд №13)
& 22, сделать визитную карточку растения
Литература
1. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А. Биология: учебник для учащихся 6 классов, М.:издат.центр «Вентана – Граф» – 2008
Источник: https://EduDocs.info/plan-konspekt-uroka-po-biologii-cvetok-generativnyy-organ-ego-stroenie-i-znachenie-6-klass.html