Многообразие бактерий – биология

Многообразие бактерий

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, песках пустынь, на дне океана, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с температурой около 80 0C. Обитают они на растениях, плодах, у различных животных и у человека в кишечнике, ротовой полости, на конечностях, на поверхности тела.

Благодаря крайне малым размерам бактерии легко проникаю в любые трещины, щели, поры. Они очень выносливы и приспособлены к различным условиям существования.

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 80-90 0C, не теряя при этом жизнеспособности. А споры бактерий выдерживают даже продолжительное кипячение и очень длительное промораживание.

Разнообразие форм бактерий

Бактерии — многочисленные и разнообразные организмы. Они различаются по форме.

Округлые бактерии называют кокками, а цепочки из кокков — стрептококками; грозди кокков (наподобие виноградной грозди) — стафилококками; две округлые бактерии, заключенные в одной слизистой капсуле, – диплококками.

Многие виды бактерий имеют форму палочек, их называют бациллами. Они могут быть либо одиночными, либо в виде цепочек.
Есть также спиралевидные бактерии — спириллы — и короткие палочки, всегда изогнутые в виде запятой, – вибрионы.

Основные формы тела бактерий: 1 — палочковидная; 2 — округлая; 3 — спиралевидная

Культуру сенной палочки вы можете вырастить, если немного сена прокипятите в воде (5-10 мин), чтобы очистить данную бактерию от других видов, которые могут оказаться в сене. Полученный настой профильтруйте и оставьте в темном месте на 5-6 дней. На поверхности воды появится пленка. Это и есть размножившаяся культура сенной палочки.

Разнообразие бактерий по способам питания. У бактерий наблюдаются разные способы питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы.
Автотрофы (от греч.

аутос – “сам” и трофе – “пища”) – организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества для своего питания. Гетеротрофы (от греч.

гетерос – “другой” и трофе – “пища”) – организмы, использующие для своего питания готовые органические вещества. Гетеротрофные бактерии подразделяются на сапрофитов, симбионтов и паразитов.

Бактерии-сапрофиты (от греч. сапрос – “гнилой”, трофе – “пища”) извлекают питательные вещества из мертвого и разлагающегося органического материала. Обычно они выделяют в этот гниющий материал свои пищеварительные ферменты, а затем всасывают и усваивают растворенные продукты.

Бактерии-симбионты (от греч. симбионтос – “сожительствующий”) живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу.

Например, особые бактерии, живущие в утолщениях корней (в клубеньках) бобовых растений, из атмосферного воздуха усваивают азот, служащий растению удобрением.

Некоторые бактерии, живущие внутри кишечника животных, в том числе и человека, потребляя и перерабатывая их пищу, поставляют им витамины группы B и K.

Бактерии-паразиты (от греч. паразитос – “нахлебник”) живут внутри другого организма (его называют хозяином) или на нем, укрываются и питаются его тканями. Как правило, паразиты наносят вред своему хозяину. Они вызывают различные заболевания — бактериозы.

Такие паразиты называются патогенными (от греч. патос – “страдание”). Обычно бактерии не могут разрушить покровы растения, поэтому они проникают в растение через ранки или естественные отверстия (устьица, чечевички и др.).

Многие бактерии, заражая семена, луковицы, клубни, корневища, передаются от растения к растению при вегетативном размножении или при прорастании семян. Даже капли дождя или брызги воды при поливах могут распространять бактерий — возбудителей болезней растений.

Нередко в распространении болезнетворных бактерий участвуют другие организмы — переносчики (насекомые, клещи, моллюски, птицы и др.).

Многие бактерии-паразиты, попадая в организм человека, также вызывают заболевания, например дизентерию, туберкулез, ангину, холеру, чуму и др.

Разнообразие бактерий по типам обмена веществ

Бактерии отличаются друг от друга обменом веществ. У одних он идет при участии кислорода, у других — без его участия.

Царство бактерий — большая и многообразия группа живых существ. В этом царстве выделяется особая группа — отдел Цианобактерии. Клетки цианобактерий сходны по строению с клетками бактерий, но в отличие от них содержат хлорофилл. Из-за этих свойств цианобактерии очень долго относили к царству растений, называя их синезелеными водорослями.

Бактерии — многообразная группа мельчайших живых существ. Они имеют различную форму, но чаще всего — форму палочки. Среди бактерий есть автотрофы и гетеротрофы. Гетеротрофные бактерии разделяются на сапрофитов, симбионтов и паразитов.

По типу обмена веществ бактерии разделяются на организмы, нуждающиеся в кислороде, и организмы, существующие без него.

Среди бактерий есть особая крупная группа — цианобактерии, которые могут питаться гетеротрофно и автотрофно, так как содержат в своих клетках хлорофилл.

Источник: http://blgy.ru/biology6/bacteria-diversity

Разнообразие бактерий — Науколандия

Бактерии являются очень мелкими клетками, они способны проникнуть в любое место. Кроме того бактерии очень выносливы к неблагоприятным, даже критическим, условиям среды, разнообразны и приспособлены к различным условиям существования.

Поэтому бактерии есть везде. Их можно обнаружить даже в самых чистых воздухе и воде, они есть на больших глубинах под землей, в природных горячих источниках, на растениях, на теле и в теле животных.

Бактерии живут на теле человека, в ротовой полости и кишечнике.

Споры ряда бактерий способны выдерживать температуру в 100 °C и замораживание.

Весьма разнообразна форма бактерий. Кокки — это круглые бактерии, бациллы — палочковидные бактерии, спириллы — спиралевидные, вибрионы — изогнутые. При этом бывают объединения клеток бактерий в виде грозди или цепочки. Так грозди кокков называют стафилококками, а их цепочки — стрептококками.

Бактерии различаются по способам питания. Есть бактерии которые питаются автотрофно, то есть синтезируя органические вещества из неорганических. Другие бактерии являются гетеротрофами, они потребляют готовые органические вещества. В свою очередь, гетеротрофное питание также может быть различным.

Бактерии-сапрофиты питаются гниющими остатками живых организмов. Они выделяют в органические вещества ферменты, которые их растворяют, после чего бактерии всасывают и переваривают растворенную органику.

Бактерии-симбионты также питаются органическими веществами, но живых организмов. При этом они не наносят им вреда, а даже приносят пользу. Например, у бобовых растений в клубеньках на корнях живут бактерии. Эти бактерии усваивают из воздуха азот, который нужен растениям. В кишечнике человека живут бактерии, которые помогают переваривать пищу и вырабатывают некоторые витамины.

Бактерии-паразиты, питаясь живыми организмами, наносят этим организмам вред, то есть вызывают различные заболевания. В растения бактерии могут проникать через повреждения их покровов, они способны заражать все органы растения и семена. Болезнетворные бактерии могут переносить разные насекомые, птицы и животные.

У человека заболеваниями, которые вызываются бактериями, являются дизентерия, ангина, туберкулез и многие другие.

Одни бактерии дышат кислородом, однако есть бактерии, которые получают энергию из органических веществ без участия кислорода.

Цианобактерии — это автотрофные бактерии, в клетках которых есть хлорофилл. Поэтому они способны к фотосинтезу (т. е. синтезу органических веществ из неорганических). Также цианобактерии называют синезелеными водорослями. Однако растениями их не считают, так как по своему строению они являются бактериями.

Источник: https://scienceland.info/biology6/bacteria-diversity

Многообразие бактерий в природе и их значение жизни человека: строение прокариот, растений, грибов

Многоликость форм и проявлений жизни – результат сотен миллионов лет эволюции и способности организмов мутировать, приспосабливаясь к разным условиям внешней среды, в которых приходится выживать и оставлять жизнеспособное потомство. Разнообразие естественных экологических ниш, в которых живут прокариоты, обуславливает и то многообразие бактерий, которое сегодня даже далеко не в полной мере обнаружено и описано, а только начинает изучаться микробиологами.

Общее значение многообразия

Разнообразие микробной жизни превосходит любую другую, известную земной природе.

Несмотря на то что существующее многообразие представителей живой природы не является результатом какой-то целенаправленной биологической программы, а просто следствие развития органической материи в постоянно меняющихся условиях, значение такого многообразия является определяющим фактором для существования биосферы Земли в том виде, в котором ее привык наблюдать человек.

Не будь такого разнообразия, наша планета имела бы совершенно другой вид и строение атмосферы, гидросферы и верхних слоев литосферы.

Многообразие таких организмов, как бактерии, грибы, археи и любые другие простейшие, не сильно связано с их морфологическим строением. Строение одной клетки сложно сделать уж очень вариативным. Строение в виде разных вариаций капельки воды – это, пожалуй, и все многообразие в строении микроорганизмов.

Что же обуславливает такое многообразие прокариотов в природе, если не их морфологическое строение как основной признак разнообразия в мире многоклеточных животных и растений.

Почему феноменальные способности бактерий к приспособлению так важны для жизни вообще и для человека в частности?

Ответы на эти и многие другие важные вопросы биология еще только начинает получать.

Зарождение многообразия

Если вспомнить из биологии историю происхождения прокариотов, их первые представители появились в водах ядовитого для нынешней жизни земного океана:

  1. Первым бактериям для жизни были нужны богатые железом кислые воды и углекислый газ.
  2. Со временем условия на планете менялись, и в какой-то момент (около 3 млрд лет назад) появилась хорошая возможность для масштабного развития цианобактерий. В биологии с их появлением связывают насыщение атмосферы кислородом органического происхождения (кислородная катастрофа на Земле произошла около 2 млрд лет назад). Бактерии, способные получать энергию через фотосинтез, не только стали прообразом современных растений, но и продолжили развитие самой этой группы. Сегодня их представители населяют все земные водоемы и являются распространенными симбионтами растений.
  3. Появление многоклеточных организмов также не прошло незамеченным для прокариотов, ведь кишечник и внешние покровы животных являются хорошим источником доступной органической пищи для бактерий. Прокариоты вступили в симбиоз с животными, и развилась отдельная группа бактерий, которая со временем стала иметь большое значение в их (животных) жизни (защитная роль, помощь при переваривании и т.д.).
  4. Параллельно с развитием царства животных и растений формировались почвы, которые также населились бактериями, и в этом плане их значение сложно переоценить, поскольку весь плодородный слой является переработанными прокариотами остатками растений, животных и другой органики, вперемешку с размельченными горными породами разного происхождения.

Это относительно схематическое деление бактерий на основные группы, которые обеспечивают в рамках своей ниши выполнение невероятного количества разнообразных функций и задач. Именно поэтому роль бактерий и их значение для каждой экологической системы являются решающими.

Водная стихия

В рамках биологии давно доказано, что особенности метаболизма того или иного организма зависят от той среды, в которой он обитает. В природе Земли нет более обширных по территории и более разнообразных по своему химическому составу сред, чем водные объекты (моря, океаны, реки, озера и т.д.).

Водные микроорганизмы могут быть условно разделены на три основные группы:

  • прокариоты, которые обитают в богатых органическими остатками прибрежных водах (литораль и сублитораль);
  • микроорганизмы пелагиали (воды глубиной до 3 км);
  • одноклеточные экстремалы – жители абиссали (глубоководных участков, свыше 3 км).

Любая органическая жизнь в таких разных условиях имела бы разные формы. Значение имеет все: температура воды, давление, химический состав и т.д. Взять хотя бы рыб и растения, насколько глубоководные растения и животные отличаются от тех, которые растут в богатых кислородом прибрежных зонах.

Когда же речь идет об одноклеточных прокариотах, то им приходится полностью подчинять свое строение тем условиям природы, в которых приходится жить:

  • на большой глубине, где нет кислорода, могут выживать только микроорганизмы хемотрофы, которые питаются неорганическими соединениями и, перерабатывая их, получают необходимую для жизни энергию;
  • также глубоководные микроорганизмы обходятся без кислорода, а дышат за счет реакций окисления других химических веществ;
  • на мелководье бактерии более подвижны, поскольку живут в благоприятных для закрепления подвижности на генетическом уровне условиях.
Читайте также:  Заболевания органов мочевыделения - биология

Кроме основных групп, являющихся неотъемлемой частью экологии каждого водоема, их многочисленными соседями являются разные случайные микробы, которые волей каких-то природных сил попали в водные толщи и там прижились на некоторое время. Среди такой аллохтонной среды много патогенов для человека.

Почва

Второй по величине резервуар для обитания бактерий – плодородный слой почвы. Здесь микроорганизмы перерабатывают всю отмершую органику в гумус, который, в свою очередь, обеспечивает возможность существования растений, животных и человека.

Группы почвенных бактерий:

  • разлагают органику на неорганические или простейшие органические молекулы, которые являются основным питательным субстратом для растений;
  • синтезируют необходимые для растений и животных элементы из более простых соединений, которые присутствуют в почвах;
  • помогают растениям бороться с паразитами микробного или грибкового происхождения.

Человек и его микробы

Человек не может обойтись без микроорганизмов-симбионтов. Окружающая среда буквально населена бактериями, вирусами и другими возможными возбудителями различных заболеваний человека.

Да, большинство микроорганизмов безопасны для людей. Однако предусмотрительная природа не могла не позаботиться о создании защитного механизма для каждого из своих творений (в данном случае речь идет о человеке как о биологическом виде, а не о какой-то конкретной личности).

Бактерии – защитный механизм для человека. Прокариоты защищают человека от других микробов, от себе же подобных. Они создают на коже человека такую среду (антагонистическую), которая препятствует размножению на ней патогенов (возбудителей заболеваний). Ту же роль бактерии играют в кишечнике человека и в других органах, которые могут подвергнуться инфекционным атакам.

Как выжить везде, или В чем секрет многообразия бактерий Ссылка на основную публикацию

Источник: https://probakterii.ru/prokaryotes/raznoe/mnogoobrazie-bakterij.html

Бактерии, их разнообразие. Строение. Жизнедеятельность

  • Главная
  • Развивающие уроки
  • Просмотр материала

Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача – Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.

Задать вопрос врачуЛюди стараются найти новые способы обезопасить себя от их пагубного влияния. Но существуют и полезные микроорганизмы: способствующие созреванию сливок, образованию нитратов для растений, разлагающие мертвую ткань и др. Живут микроорганизмы в воде, почве, воздухе, на теле живых организмов и внутри них.

Формы бактерий

Существует основные 4 формы бактерии, а именно:

  1. Микрококки – располагающиеся отдельно или неправильными скоплениями. Обычно они неподвижны.
  2. Диплококки располагаются попарно, в организме могут быть окружены капсулой.
  3. Стрептококки встречаются в виде цепочек.
  4. Сарцины образуют скопления клеток, имеющих форму пакетов.
  5. Стафилококки.

    В результате процесса деления не расходятся, а образуют скопления (грозди).

Палочковидные типы (бациллы) различают по размеру, взаимному расположению и форме:

  1. Риккетсии паразитируют внутри насекомых и клещей. Способны вызвать тяжелые болезни у человека при попадании в организм.

  2. Хламидии отличаются сферической формой и способностью размножаться лишь в живых клетках. Их называют энергетическими паразитами.
  3. Микоплазмы отличаются отсутствием клеточной стенки. Могут иметь различную форму.
  4. Актиномицеты на некоторых стадиях своего развития формируют ветвящийся мицелий.

Извитые виды:

  1. Спирохеты – тонкие подвижные бактерии.
  2. Лептоспиры имеют вид закрученной веревки, на концах у них есть изогнутые утолщения.

     

Строение бактерииБактерия имеет сложное строение:

  • Стенкаклетки защищает одноклеточный организм от внешнего воздействия, придает определенную форму, обеспечивает питание и сохранение его внутреннего содержимого.
  • Цитоплазматическая мембранасодержит ферменты, участвует в процессе размножения, биосинтезе компонентов.
  • Цитоплазмаслужит для выполнения жизненно важных функций. У многих видов в цитоплазме содержится ДНК, рибосомы, различные гранулы, коллоидная фаза.
  • Нуклеоид– это ядерная область неправильной формы, в которой располагается ДНК.
  • Капсула является поверхностной структурой, которая делает оболочку более прочной, защищает от повреждений и пересыхания. Эта слизистая структура имеет толщину больше 0,2 мкм. При меньшей толщине ее называют микрокапсулой. Иногда вокруг оболочки находится слизь, не имеющая четких границ и растворимая в воде.
  • Жгутикаминазывают поверхностные структуры, служащие для передвижения клеток в жидкой среде или по твердой поверхности.
  • Пили– нитевидные образования, намного тоньше и меньше жгутиков. Они бывают различных типов, различаются по назначению, строению. Пили нужны для прикрепления организма к поражаемой клетке.
  • Споры. Спорообразование происходит при возникновении неблагоприятных условий, служат для приспособления вида или его сохранения.

Виды бактерий Предлагаем рассмотреть основные виды бактерий:Жизнедеятельность Питательные вещества поступают внутрь клетки через всю ее поверхность. Микроорганизмы получили широкое распространение благодаря существованию у них различных типов питания. Для жизни им необходимы разнообразные элементы: углерод, фосфор, азот и др.

Регулировка поступления питательных веществ осуществляется с помощью мембраны.   Тип питания определяется по тому, как происходит усвоение углерода и азота и по виду источника энергии. Одни из них могут получать эти элементы из воздуха, использовать солнечную энергию, а другим для существования необходимы вещества органического происхождения.

Все они нуждаются в витаминах, аминокислотах, способных играть роль катализаторов реакций, идущих в их организме. Вывод веществ из клетки происходит за счет процесса диффузии.   У многих типов микроорганизмов важную роль в обмене веществ и дыхании играет кислород. В результате дыхания происходит выделение энергии, используемой ими для образования органических соединений.

Но существуют бактерии, кислород для которых смертелен.   Размножение происходит путем деления клетки на две части. После того, как она достигает определенных размеров, начинается процесс разделения. Клетка удлиняется и в ней образовывается поперечная перегородка. Образовавшиеся части расходятся, но некоторые виды остаются связанными и образуют скопления. Каждая из вновь образовавшихся частей питается и растет, как самостоятельный организм. При попадании в благоприятную среду процесс размножения происходит с большой скоростью.Микроорганизмы способны разлагать сложные вещества на простые, которые потом могут вновь использоваться растениями. Поэтому бактерии незаменимы в круговороте веществ, без них невозможны были бы многие важные процессы на Земле.

А знаете ли вы?

Вывод: Не забывайте мыть руки всякий раз, когда приходите домой после улице. Сходив в туалет, также мойте руки с мылом. Простое правило, а какое важное! Следите за чистотой, и бактерии вас не будут тревожить!   Для закрепления материала предлагаем пройти наши увлекательные задания. Желаем удачи!  

Задание №1

  Внимательно посмотрите на картинку и скажите, какая из этих клеток является бактериальной? Попробуйте назвать оставшиеся клетки, не подглядывая в подсказки:А вот и правильные ответы:Задание №2 Пройдите тест! Перед вами 5 вопросов, которые так или иначе связаны с бактериями. Внимательно прочитайте вопрос и постарайтесь как можно грамотнее ответить на него.Сверьте свои ответы с ответами, предложенные нами. Правильный ответ – выделен зеленым цветом:Задание№3

Источник: https://puzkarapuz.ru/content/1947

Презентация по биологии на тему: “Бактерии, их разнообразие и значение” (11 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему: “Бактерии, их разнообразие и значение” (11 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Бактерии, их разнообразие и особенности Автор презентации: учитель биологии и химии МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара Юрина Александра Викторовна

2 слайд Описание слайда:

Бактерии относятся к прокариотам. Это самые простые, наиболее мелкие и широко распространенные организмы, которые существуют на земле более 2 млрд. лет Бактерии настолько отличаются от других живых организмов, что их выделяют в особое царство.

3 слайд Описание слайда:

Во всем мире не так уж много мест, лишенных бактерий. Они обитают в воде, почве, воздухе, внутри и на поверхности тел животных и растений. На дне самой глубокой в мире Марианской впадины, в центре Тихого океана, обнаружены 13 видов бактерий Были найдены в пробах грунта, которые осенью 2002 года взял в разломе Челленджера японский автоматический батискаф “Кайко”, на глубине 10.900 метров

4 слайд Описание слайда:

Классификация бактерий Задание: Прочтите текст §24 (с. 135 – 136) и составьте схему классификации бактерий в тетради. (Отметьте устно основные особенности каждой группы) Царство ? ? Подцарство ? ?

5 слайд Описание слайда:

Особенности Преобладающее большинство – одноклеточные организмы Средние размеры – 0,5 – 3,0 мкм Имеются клетки – гиганты. Например, длина нитчатой серобактерии Beggiatoa gigantea достигает 3 мм при диаметре клетки до 55 мкм Самые мелкие – группа видов микоплазм размером 0,12 – 0,15 мкм

6 слайд Описание слайда:

Формы Задание: Рассмотрите в учебнике рисунок 47 «Формы клеток бактерий» на с. 137 и прочтите первый абзац сверху. В тетрадь выпишите выделяемые группы бактерий по форме клеток.

7 слайд Описание слайда:

Разнообразие форм клеток бактерий кокки (шаровидные) – одиночные диплококки (собраны по два) стрептококки (в виде цепочки) стафилококки (в виде виноградной грозди) сарцины (в виде плотных пачек)

8 слайд Описание слайда:

Разнообразие форм клеток бактерий бациллы (палочковидные) вибрионы (в виде запятой) спириллы (один или несколько правильных завитков)

9 слайд Описание слайда:

Строение бактериальной клетки Задание: Ознакомьтесь в учебнике на с. 138 с рисунком 48 и со схемой строения клетки бактерии. В таблицу «Строение бактериальной клетки» занесите в правый столбец отсутствующие в бактериальной клетке структуры, а в левый – имеющиеся из поверхностных структур (часть А) и цитоплазматических структур (часть В). Строение бактериальной клетки Отсутствуют Имеются

10 слайд Описание слайда:

Строение бактериальной клетки

11 слайд Описание слайда:

Строение бактериальной клетки Строение бактериальной клетки Отсутствуют Имеются Ядерная оболочка Капсид Митохондрии Жгутики и фимбрии ЭПС Клеточная стенка (муреин) Хлоропласты Нуклеотид Комплект Гольджи Рибосомы Центриоли Мезосомы (впячивания цитоплазматической мембраны)

12 слайд Описание слайда:

Строение бактериальной клетки 1. Клеточная стенка состоит из муреина и имеет поры, через которые может проходить вода и другие мелкие молекулы. 2. Плазматическая мембрана – полупроницаема, по структуре и функциям не отлича6ется от мембран эукариотических клеток. 3.

Генетический материал бактерий представлен одиночной кольцевой молекулой ДНК. 4. В цитоплазме имеется до 20 тыс. мелких рибосом, отвечающих за сборку белковых молекул. 5. Запасные вещества бактериальной клетки – полисахариды (крахмал, гликоген), жиры, сера, полифосфаты. 6. Ядрышки у бактерий не обнаружены.

Отсутствуют митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи и другие мембранные структуры. 7. Мезосомы

13 слайд Описание слайда:

По способу питания бактерии подразделяют на две группы ГЕТЕРОТРОФЫ (они не способны синтезировать органическое вещество, а питаются готовым) АВТОТРОФЫ (способны синтезировать органические вещества из неорганических)

14 слайд Описание слайда:

Гетеротрофы подразделяются на три группы САПРОФИТЫ бактерии, которые питаются органическими веществами отмрших организмов (молочно-кислые бактерии, бактерии гниения) ПАРАЗИТЫ Бактерии, которые питаются органическими веществами живых организмов (менингококки, гонококки) СИМБИОНТЫ тесное сожительство бактерий с живыми организмами, приносящее пользу друг другу (клубеньковые бактерии на корнях бобовых)

15 слайд Описание слайда:

Бактерии по способу питания делят на две группы Анаэробные (разлагают органические вещества без участия кислорода) Аэробные (в процессе дыхания используют кислород для окисления органических вещества)

16 слайд Описание слайда:

Движение бактерий Органы движения – жгутики Расстояние за секунду – 20 – 60 мкм Самая быстродвигающаяся – холерный вибрион – 200 мкм/с Таксис – направленное передвижение в ответ на раздражители

17 слайд Описание слайда:

По отношению к температуре развития бактерии также весьма разнообразны: одни развиваются при широком диапазоне изменения температуры, другие – только при определенных температурах (низких, высоких или в узком диапазоне температур).

18 слайд Описание слайда:

РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые пол часа, то за сутки она способна дать 281474976710656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

19 слайд Описание слайда:

Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы. РАЗМНОЖЕНИЕ БАКТЕРИЙ

20 слайд Описание слайда:

Быстрое размножение паразитических бактерий в организме человека приводит к тому, что, например, простудное заболевание развивается меньше чем за день.

21 слайд Описание слайда:

Образование спор При неблагоприятных условиях (истощение питательного ресурса, недостаток углерода, азота или фосфора, повышение содержания О2 и т.д. многие бактерии переходят в состояние покоя. Некоторые виды переживают периоды засухи, жары или холода в форме спор.

22 слайд Описание слайда:

Образование спор Образование спор у бактерий – это не способ размножения, так как каждая клетка дает всего одну спору и общее количество особей при этом не возрастает.

23 слайд Описание слайда:

При образовании споры клетка ссыхается, округляется в пределах имеющейся клеточной стенки и выделяет новую толстую стенку внутри старой. Образование спор При благоприятных условиях (во влажных условиях ) спора прорастает.

24 слайд Описание слайда:

Образование спор Споры очень стойки: выдерживают длительное высушивание, кипячение в течение нескольких часов, сухое нагревание до 140oС. Некоторые споры выдерживают температуру -245oС. Стойки они и к действию ядовитых веществ, сохраняют жизнеспособность длительное время. Так, палочки сибирской язвы сохраняют жизнеспособность, оставаясь в виде спор в течение 30 лет.

25 слайд Описание слайда:

Выживание бактерий при высушивании Холерный вибрион до 2 дней Чумная палочка до 8 дней Палочка дифтерии до 30 дней Палочка тифа до 70 дней Туберкулезная палочка до 90 дней Палочка стафилококка до 90 дней

26 слайд Описание слайда:

Домашнее задание п. Читать. Выучить записи в тетради; Подготовить сообщение на тему: – «Болезнетворные бактерии»; – «Бактерии на службе человека»; – «Роль бактерий в биогеоценозах».

27 слайд Описание слайда:

Список используемой литературы: Пономарёва И.Н. Биология: 11 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 2013 г. http://yandex.ru/images/search http://lppbio.ucoz.ru/publ/spravochnik/spravochnyj_material

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po_biologii_na_temu_bakterii_ih_raznoobrazie_i_znachenie_11_klass-410270.htm

Открытый урок по биологии «Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию» 7 класс

Тема урока: «Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию»

Цель урока:

знакомство с особенностью строения и жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека.

Задачи урока:

1. Обучающая: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, выявить их роль в жизни человека и современной биосфере,показать особенности строения, питания, размножения, распространения;познакомить с разнообразием форм бактерий

2. Развивающая: формировать умения и навыки работать с научной литературой, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты.

3.Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся, вырабатывать умения работать с микроскопом..

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

– презентация к уроку;

– лупа;

– рисунок

– таблица «Строение бактерий»;

– рабочая тетрадь к уроку для каждого ученика.

Структура урока:

І. Организационный момент.

Приветствие, настрой на урок.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Царство бактерий (пересказ)

ІІІ. Изучение нового материала.

1.Строение и жизнедеятельность бактерий.

  • Форма
  • Строение
  • Распространение
  • Питание
  • Размножение
  • Образование спор

2. Роль бактерий в природе и для человека.

ІҮ. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение бактерий, его формы, питания и дыхания.

Вы должны знать:

– формы бактерий;

– распространение бактерий на планете;

– способы питания бактерий;

– способы дыхания бактерий;

– способы существования бактерий в неблагоприятных условиях;

– значение бактерий в природе и жизни человека.

Ход урока

Вступительное слово.

Показ слайда.

Бактерии господствовали на Земле около 2 миллионов лет прежде, чем появились другие организмы. Пройдя такой длинный эволюционный путь, они до сих пор являются процветающей группой организмов.

2. Строение и жизнедеятельность бактерий.

(давайте запишем в тетрадях формы бактерий)

а) Форма бактерий (Сделать кластер) (10 слайд)

Название бактерии Форма бактерии Изображение бактерии
Кокки Шарообразная
Бацилла Палочковидная
Вибрион Изогнутая в виде запятой
Спирилла Спиралевидная
Стрептококки Цепочка из кокков
Стафилококки Грозди кокков
Диплококки Две круглые бактерии, заключённые в одной слизистой капсуле

Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ.

б) Строение бактерий.

Бактерии – это примитивные одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Давайте познакомимся с их строением.

  • относятся к прокариотам (доядерным организмам)
  • нет ядра и большинства других органелл
  • бактериальная клетка окружена клеточной стенкой (состоит из муреина ) и защитной капсулой.
  • палочковидные (бациллы) покрыты волосками – пилями, которые прикрепл. к субстрату.
  • Давайте, определим, какие же существуют способы дыхания бактерий?

Дыхание бактерий. (11 слайд)

Дыхание бактерий осуществляется следующими способами: с использованием кислорода воздуха (аэробное) и есть бактерии, которым кислород воздуха не нужен (анаэробное).

Что и как «едят» бактерии?

Способы питания бактерий столь же разнообразны, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не пошло бы в пищу тем или иным бактериям. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы.

Автотрофы питаются в процессе фотосинтеза (фототрофы). Только кислород в отличие от растений они не выделяют. Некоторые питаются малосъедобными веществами, как аммиак, соединения железа, серы. Они получают необходимую энергию, окисляя неорганические вещества (хемотрофы).

ІҮ. Физминутка

Ү. Лабораторная работа

Тема: Расмотрение клубеньков на корнях бобовых растений.

Цель: изучить бобовых растений.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/otkrytyiurokpobiologhiiraznoobraziiebaktieriipoformiepitaniiudykhaniiu7klass

Разнообразие бактерий – скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Разнообразие бактерий

Слайд 2
Описание слайда:

 Бактерии – мельчайшие организмы, обладающие клеточным строением. Размеры бактерий: 0,1 – 10 мкм

Слайд 3
Описание слайда:

Группы бактерий  – Эубактерии – Актиномицеты – Миксобактерии – Меноплазмы – Рекетсы – Нитчатые сернобактерии – Хламидобактерии – Спирохеты

Слайд 4
Описание слайда:

Формы бактерий – Шаровидные – кокки- Изогнутые – вибрионы – Прямые палочковидные-бациллы – Спирально изогнутые – спириллы – Диплококки – Стрептококки – Стафилококки

Слайд 5
Описание слайда:

Внутреннее строение 1. Клеточная стенка состоит из муреина и имеет поры, через которые может проходить вода и другие мелкие молекулы. 2. Плазматическая мембрана – полупроницаема, по структуре и функциям не отлича6ется от мембран эукариотических клеток.

Фотосинтетические мембраны характерные для фотосинтетиков и содержат хлорофилл – мезосомы, имеются ферменты, участвующие в процессе дыхания. 3. Генетический материал бактерий представлен одиночной кольцевой молекулой ДНК. 4. В цитоплазме имеется до 20 тыс.

мелких рибосом, отвечающих за сборку белковых молекул. 5. Цитоплазма. Ядрышки у бактерий не обнаружены. Отсутствуют митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи и другие мембранные структуры, характерные для всех эукариотических клеток. 6.

Запасные вещества бактериальной клетки – полисахариды (крахмал, гликоген), жиры, сера, полифосфаты.

Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:

Питание Животная клетка-гетеротроф (т.е. потребляет уже готовые органические вещества

Слайд 8
Описание слайда:

Размножение Размножение бактерии происходит путем простого бинарного деления клетки. Этому предшествует самоудвоение (репликация) ДНК. Почкование встречается как исключение. У некоторых бактерий обнаружены упрощенные формы полового процесса. Половой процесс напоминает конъюгацию, при которой происходит передача генетического материала из одной клетки в другую.

Слайд 9
Описание слайда:

Значения в природе  1. Гетеротрофные сапрофитные бактерии являются редуцентами, т.е. активно участвуют в разложении органических веществ мертвых организмов, замыкая цепь биологического круговорота. 2.

Бактерии играют важную роль в создании плодородия почвы, обеспечивая образования гумуса. 3. Бактерии участвуют в биологическом круговороте ряда важнейших химических элементов, – серы, железа, азота. Наиболее важно участие в круговороте азота. 4.

Бактерии играют важную роль в качестве симбионтов.

Слайд 10
Описание слайда:

Положительные значения для человека 1.Способность бактерий осуществлять процесс брожения давно и успешно используется человеком. Особенно важным является молочнокислое брожение. 2.

Бактерии являются важным объектом биотехнологии – получения ряда веществ с помощью живых организмов (в основном микроорганизмов): сырье для химической промышленности. Получение сахаров, органических кислот, полимеров. 3. Бактерии широко используются в генной инженерии. 4.

Микроорганизмы используются при очистке сточных вод. 5. Бактерии используют для биологической борьбы с вредителями сельского хозяйства.6. Вакцинация.

Слайд 11
Описание слайда:

Отрицательные значения для человека  1.Болезнетворные бактерии вызывают ряд опасных заболеваний человека, таких, как, например, дифтерит, тиф. Туберкулез, венерические заболевания, столбняк, холера и др.

Слайд 12

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/raznoobrazie_bakterij

Многообразие бактерий и их роль в жизни значение Презентацию подготовила Учитель биологии МБОУ «Курлекская СОШ» Бобовская Е.А. 2013 г. – презентация

1 Многообразие бактерий и их роль в жизни значение Презентацию подготовила Учитель биологии МБОУ «Курлекская СОШ» Бобовская Е.А г<\p>

2 Используя информацию из докладов гостей, заполните таблицу: Группа бактерий Значение в жизни человека<\p>

3 История изучения роли бактерий Луи Пастер (1822 – 1895) открыл значение бактерий в промышленности и сельском хозяйстве<\p>

4 История изучения роли бактерий Д.К. Заболотный и<\p>

5 История изучения роли бактерий С. П. Боткин открыли причины многих заболеваний, разработали пути их преодоления. открыли причины многих заболеваний, разработали пути их преодоления.<\p>

6 Бактерии молочнокислого брожения Молочнокислое брожение широко используется при выработке молочных продуктов: простокваши, ацидофилина, творога, сметаны, кефира, кумыса, сыра<\p>

7 О пользе кисломолочных продуктов (1845 – 1916) И. И. Мечников впервые изучил значение кисломолочных продуктов в питании человека.<\p>

8 О пользе кисломолочных продуктов Простокваша, кефир в течение 1 ч усваивается организмом человека на 92 %, а цельное молоко на 32 %.<\p>

9 О пользе кисломолочных продуктов В таких кисломолочных продуктах, как кефир и простокваша, содержатся жирорастворимые витамины А, D, Е, которые накапливаются в результате жизнедеятельности бактерий. Творог и кисломолочные напитки богаты солями фосфора, кальция, магния, участвующими в обмене веществ организма человека.<\p>

10 Используя информацию из докладов гостей, заполните таблицу: Группа бактерий Значение в жизни человека Бактерии молочнокислого брожения Используются при выработке молочных продуктов: простокваши, ацидофилина, творога, сметаны, кефира, кумыса, сыра<\p>

11 Бактерии гниения В стогах сена или в штабелях недостаточно просушенного торфа нередко возникают пожары от самозажигания. Виновники этих происшествий – бактерии гниения. При обильном питании они выделяют в окружающую среду довольно много тепла. Если тепло накапливается, например, во влажном сене, вате или торфе, эти материалы разогреваются настолько, что могут начать тлеть. Теперь достаточно небольшого притока воздуха, чтобы вспыхнул пожар. В стогах сена или в штабелях недостаточно просушенного торфа нередко возникают пожары от самозажигания. Виновники этих происшествий – бактерии гниения. При обильном питании они выделяют в окружающую среду довольно много тепла. Если тепло накапливается, например, во влажном сене, вате или торфе, эти материалы разогреваются настолько, что могут начать тлеть. Теперь достаточно небольшого притока воздуха, чтобы вспыхнул пожар.<\p>

12 Бактерии гниения Самовозгорание, вызванное бактериями, не всегда приносит вред. Его используют в кожевенном производстве Самовозгорание, вызванное бактериями, не всегда приносит вред. Его используют в кожевенном производстве<\p>

13 Бактерии гниения Шерсть вместе с жиром и остатками мяса складывают в кучу. В куче начинают энергично действовать бактериями гниения – и она нагревается. При повышении температуры волосы разрушаются значительно медленнее, чем клетки мышц и жира. Жиры и белки в куче быстро разлагаются и очищенная от них шерсть идет в дальнейшую обработку. Шерсть вместе с жиром и остатками мяса складывают в кучу. В куче начинают энергично действовать бактериями гниения – и она нагревается. При повышении температуры волосы разрушаются значительно медленнее, чем клетки мышц и жира. Жиры и белки в куче быстро разлагаются и очищенная от них шерсть идет в дальнейшую обработку.<\p>

14 «Палочка чудесной крови» Из-за этого невинного микроба пролилось немало человеческой крови. Эта «палочка чудесной крови» довольно широко распространена в природе, а при известных условиях она может развиваться на картофеле, на бобах, на хлебе.<\p>

15 Бактерия серратия салинария Розовая рапа (рассол) и розовая соль с Баскунчакского озера Эти бактерии приспособились к существованию в условиях 20- процентной солености. Покраснение засоленных рыб произошло в результате использования такой соли.<\p>

16 Болезнетворные бактерии В древних рукописях описывается, как от страшных болезней погибали целые города. Эпидемии распространялись очень быстро, и с ними не умели бороться.<\p>

17 21/12/13 Болезнетворные бактерии<\p>

18 Железобактерии Памятник С.Н. Виноградскому «Колоссальные залежи железных руд, – заявил он, – должны быть приписаны деятельности бактерий».<\p>

19 Железобактерии Добытая и сложенная в штабеля руда Промывка руды бурого железняка. Везде, где поселяются железобактерии, они находят самую ничтожную частицу соединений железа, извлекают из раствора, поглощают, впитывают в себя.. Ежегодно бактерии осаждают миллионы тонн железа на всем земном шаре.<\p>

20 Клубеньковые бактерии – симбиоз с бобовыми Корни люпина очень длинные, покрыты крупными наростами или клубеньками. В этих клубеньках живут мельчайшие клубеньковые бактерии, питающиеся азотом из воздуха. Корни люпина поглощают азот, отложившийся в бактериях.<\p>

21 Клубеньковые бактерии. Вот почему в семенах, стеблях и листьях люпина много белков. Чтобы создать почву и необходимое питание для других растений, запахивают люпин во время цветения. К следующему году сочные стебли, листья и цветки люпина, разложившись, удобряют почву, давая 10 кг азота на гектар. Такое же количество азота получается от 36 т навоза. С давних пор применяют посевы люпина и другие бобовые для улучшения почв – «зеленое удобрение».<\p>

22 Домашнее задание Стр. 16 учебника. Стр. 16 учебника. Таблицу заполнить до конца. Таблицу заполнить до конца. Готовиться к проверочной работе по теме «Царство Прокариоты». Готовиться к проверочной работе по теме «Царство Прокариоты». Повторить все о бактериях (с.с.12-16, конспекты в тетради).<\p>

23 Какие утверждения верны? 1. Бактерий объединяют в царство Прокариот. Верное. 2. Бактерии имеют два ядра. Неверное. 3. Бактерии вытянутой формы называют кокками. Неверное. 4. Бактерии размножаются простым делением надвое. Верное.<\p>

24 Какие утверждения верны? 5. Наследственный материал у бактерий расположен в цитоплазме. Верное. 6. Спорами бактерии размножаются. Неверное. 7. Гетеротрофы – это организмы, которые сами строят органические вещества. Неверное. 8. Сапрофиты используют органические вещества отмерших организмов. Верное.<\p>

25 Вставьте пропущенные слова: 1. Бактерий объединяют в царство … 2. Одними из древнейших бактерий являются … 3. Благодаря цианобактериям в первичной атмосфере начал накапливаться …. 4. Бактерий … называют бацилами. 5. Размножаются бактерии … 6. В состоянии споры бактерии переживают … 7. … бактерии живут в бескислородной среде<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/753561/

Многообразие бактерий

Россия,Краснодарский край,Выселковский район,ст. Выселки

МАОУ СОШ№1  

Учитель биологии

Алексеенко  Н.Ю.

Задачи урока:

 1.Изучить многообразие царства бактерий, показать особенности строения, питания, размножения и распространения бактерий;  познакомить учащихся с особым отделом — цианобактериями; выявить отличительные черты бактерий от растений.

2.Развивать способности быстро отвечать на вопросы, использовать при освоении  нового материала полученные ранее знания.

3.Воспитывать интерес к биологии, соблюдать правила гигиены.

Оборудование: мультимедийный проектор; изображение бактериальной клетки, клубеньков бобовых растений и различных растений, пораженных бактериальными заболеваниями, изображения различных форм бактерий; учебник.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

                     ХОД УРОКА: 

  1. 1.     Повторение изученного.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились  со строением бактерий. Давайте вспомним,  к какому царству относятся бактерии, и когда впервые появились они на планете Земля?

Ученик: Бактерии относятся к царству Бактерий. Это первые жители на планете Земля и появились они 3,5 млрд. лет назад.

Учитель: Каково же строение бактерий?

Ученик: Бактерии- очень мелкие одноклеточные организмы. Большинство из них  имеют форму палочки. Клетка бактерии одета особой плотной оболочкой – клеточной стенкой, которая выполняет защитную и опорную функции, а также придает бактерии постоянную характерную для нее форму. Клеточная стенка бактерии напоминает оболочку растительной клетки.

Она проницаема: через нее питательные вещества свободно проходят в клетку, а продукты обмена веществ выходят в окружающую среду. Часто поверх клеточной стенки у бактерии вырабатывается дополнительный защитный слой слизи – капсула (спора). Толщина капсулы может во много раз превышать диаметр самой клетки, но может быть и очень тонкой.

Капсула предохраняет бактерию от высыхания, а также от поедания другими организмами.

         На поверхности некоторых бактерий имеются длинные жгутики или короткие тонкие ворсинки.

         Внутри клетки бактерии находится густая неподвижная цитоплазма, вакуолей нет, поэтому ферменты располагаются в самой цитоплазме. В центре клетки находится ДНК – носитель наследственной информации. Это вещество не укомплектовано в ядро, поэтому бактериальные клетки называются безъядерными или прокариотическими.

Учитель: Что такое спора и как она образуется?

Ученик: Спора – покоящаяся стадия бактерии, покрытая  прочной оболочкой. Спорообразование начинается с отделения части цитоплазмы от материнской клетки. В этой цитоплазме находится наследственный материал. Вся поверхность споры покрыта многослойной оболочкой, что позволяет бактерии перенести неблагоприятные условия  окружающей среды.

Учитель: Вспомните, на какие группы делятся бактерии по отношению к кислороду?

Ученик: Одним бактериям для жизни необходим кислород. Они называются аэробами, а другим кислород совсем не нужен, таких бактерий называют анаэробами.

Учитель:  Как размножаются бактерии?

Ученик: Бактерии размножаются простым делением надвое.

Учитель: А как вы думаете, почему необходимо проветривать комнаты?

Ученик: Количество бактерий в непроветриваемом помещении, особенно если в нем побывало много людей, возрастает во много раз. Поэтому перед занятиями класс необходимо проветривать.

Учитель: В чем сходство бактериальной и растительной клетки?

Ученик: Клетки бактерий в чем-то похожи на клетки растений – и у тех и у других имеется жесткая клеточная стенка. Некоторые бактерии способны к фотосинтезу. Поэтому очень долго бактерий относили к низшим растениям.

 Учитель: В чем же состоят различия бактериальной и растительной клеток?

 Ученик:  Клетки растений намного крупнее и сложнее клеток бактерий. В цитоплазме клетки растений  имеется множество органоидов, а  у бактерий их мало. Цитоплазма растений подвижна, а у бактерий нет.

  В растительной клетки каждый органоид имеет отдельную мембрану, а ядро, митохондрии и хлоропласты окружены двойной мембраной. У бактерий нет оформленного ядра, как нет и многих других органоидов.

Поэтому их относят к прокариотам.

  1. 2.     Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о многообразии бактерий,  познакомимся с разнообразными формами бактерий, с различными типами питания бактерий, а также поговорим о значении бактерий в жизни человека и  природы.

         Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе,  на скалах, в полярных снегах, даже  в воде горячих источников с температурой 80 градусов.

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, а споры бактерий выдерживают даже продолжительное кипячение и очень длительное  промораживание.  Эти микроорганизмы многочисленны и разнообразны.

Они различаются по форме.

         Округлые бактерии называются кокками, а цепочки из кокков – стрептококками; грозди кокков – стафилококками; две округлые бактерии, заключенные в одной слизистой капсуле, – диплококками.

         Многие виды бактерий имеют форму палочек, их называют бациллами. Они могут быть одиночными, либо в виде цепочек. Есть также спиралевидные бактерии – спириллы – и короткие палочки, всегда изогнутые в виде запятой, – вибрионы.

         Бактерии различаются по способам питания. Среди них есть автотрофы и гетеротрофы. Вспомните, в чем различие этих двух типов питания.

Ученик: Автотрофы синтезируют органические вещества из неорганических, а гетеротрофы потребляют готовые органические вещества.

Учитель: Гетеротрофные бактерии подразделяются на бактерии сапротрофы,  симбионты и паразиты. Скажите,  пожалуйста, кто такие бактерии – паразиты и в чем их вред?

Ученик: Бактерии-паразиты живут внутри другого организма или на нем, укрываются и питаются его тканями. Как правило,  паразиты наносят вред своему хозяину. Они вызывают различные заболевания, нагноения. Такие паразиты называются патогенными.

Учитель: Назовите,  какие вы знаете заболевания, вызываемые патогенными бактериями?

Ученик:  Патогенные бактерии вызывают такие болезни,  как   тиф, чума, холера, дифтерия, столбняк, туберкулез, ангина, сибирская  язва , бруцеллез.

Учитель: Какие примеры,  Вы можете привести, из истории массовых заболеваний людей, вызываемых бактериями.

Ученик: Например чума- одно из самых тяжелых заболеваний, вызываемое чумными палочками. Если заболевает очень  много людей, вспыхивает эпидемия. Опустошительные эпидемии чумы в древности были самым страшным бедствием. Например, в шестом веке чума проникла с Востока в Центральную  Европу. Свирепствуя там, болезнь истребляла в крупных городах тысячи человек в день.

Учитель: Скажите, а какие меры предпринимают в настоящее время, чтобы избежать массовых эпидемий?

Ученик: В настоящее время проводятся специальные мероприятия для предупреждения и сокращения числа заразных заболеваний.

В детских садах, школах, на предприятиях делают предохранительные прививки. Установлен строгий врачебный контроль за источниками воды и пищевыми продуктами.

На водопроводных станциях воду очищают в специальных отстойниках, пропускают ее через фильтр, хлорируют.

Учитель: Существуют также и полезные бактерии для животных, растений и человека – это бактерии-симбионты. Они живут совместно с другими организмами и часто приносят им ощутимую пользу.

Например, особые бактерии, живущие в утолщениях корней (клубеньках) бобовых растений, из атмосферного воздуха усваивают азот, служащий растению удобрением. Поля,  на которых выращивались бобовые культуры,  на следующий год могут не удобряться, а посаженные здесь культуры дадут высокий урожай.

Некоторые  бактерии, живущие внутри кишечника животных, в том числе человека, перерабатывая их пищу, поставляют им витамины группы В и К.

Учитель: Среди гетеротрофов выделяют также бактерии-сапротрофы. Они извлекают питательные вещества из мертвого разлагающегося органического материала. Обычно они выделяют в этот гниющий материал свои пищеварительные ферменты, а затем всасывают и усваивают растворенные продукты. Как вы думаете, что делают бактерии, которые обитают в почве?

Ученик: Бактерии, обитающие в почве, выполняют важную функцию, перерабатывая отмершие растения и трупы животных. В результате деятельности этих бактерий образуется перегной, повышается плодородие почвы, питательные вещества используются растениями в своей жизнедеятельности.

Учитель: Почвенные бактерии – это пример бактерий –сапротрофов, чаще всего живущих в бескислородной среде. К анаэробам  относятся бактерии, способные получать энергию в результате процессов брожения.

Это свойство с давних пор используют в хлебопечении, получении молочнокислых продуктов, виноделии и пивоварении, в сыроделии, силосовании кормов, в квашении овощей. Однако существует множество бактерий, которые портят продукты.

Чтобы сохранить продукты длительное время,  применяют различные способы специальной обработки.

– Какие из этих способов вам известны?

Ученик: Многие бактерии гибнут в растворах сахара и соли либо при отсутствии влаги. Поэтому продукты солят, сушат, консервируют. Такая обработка способствует гибели не только бактерий, но и их спор. Также уничтожить бактерии можно с помощью пастеризации – обработки пищевых продуктов нагреванием или гамма-излучением при консервировании.

Учитель: А еще среди бактерий выделяют особую группу – отдел Цианобактерии. Клетки цианобактерий сходны по строению с клетками бактерий, но в отличие от них содержат хлорофилл, они могут питаться  и автотрофно, поэтому их длительное время относили к царству растений, называя их синезеленными водорослями.

Учитель: Для  закрепления изученного материала мы с вами выполним лабораторную работу «Изучение внешнего строения бактерии». Откройте тетради, внимательно прочитайте цель работы, ход работы. По окончании выполнения работы не забудьте написать вывод.

На этом занятии мы с вами повторили строение, размножение бактериальной клетки; узнали как питаются бактерии, какую роль они играют в природе и для человека.

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/1473-275.html

Ссылка на основную публикацию