Основные этапы развития животного мира на Земле, Биология

Основные этапы развития животного мира на Земле, Биология

Геохронологическая история Земли|Земли. Историю Земли|Земли принято делить на промежутки времени, границами которых являются крупные геологические события: горообразовательные процессы, поднятие и опускание суши|суши, изменение очертаний материков, уровня океанов. Движения и разломы земной коры, происходившие в разные геологические периоды, сопровождались усиленной вулканической деятельностью, в результате чего в атмосферу выбрасывалось огромное количество газов, пепла, что снижало прозрачность атмосферы и способствовало уменьшению количества поступающей на Землю солнечной радиации. Это было одной из причин развития оледенений, которые вызвали изменение климата, что оказало сильное влияние на развитие органического мира. В процессе эволюции постоянно возникали новые формы организмов, а прежние формы, оказавшиеся неприспособленными к новым условиям существования, вымирали.

В течение многих миллионов лет на планете накапливались остатки некогда живших организмов.

На основе находок ископаемых форм в отложениях земных пластов|пластов удаётся проследить подлинную историю живой природы (табл. 4.2).

Применение радио-изотопного метода|метода позволяет с большой точностью определить возраст пород в местах залегания палеонтологических остатков и возраст ископаемых организмов.

На основе данных палеонтологии всю историю жизни на Земле подразделяют на эры и периоды.

Основные этапы эволюции растений. В протерозойскую эру (около 1 млрд. лет назад) ствол древнейших эукариот разделился на несколько ветвей, от которых возникли растения, грибы и животные. Большинство растений этого периода свободно плавало в воде, часть из них прикреплялась ко дну.

Табл. 4.2. Геохронологическая шкала Земли|Земли.

  • Эра
  • Период
  • Начало|Начало (млн. лет назад)
  • Эволюционные события
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • Кайнозойская (новой жизни)
  • Четвертичный
  • 2,4

Вымирание многих видов растений, упадок древесных форм, расцвет травянистых; растительный мир приобретает современный облик. Развитие многих групп морских н пресноводных моллюсков, кораллов, иглокожих и др. Формирование ныне существующих сообществ, возникновение и эволюция человека.

Неогеновый (неоген)

2,5

Преобладание покрытосеменных и хвойных, отступание лесов, увеличение площади степей. Видовой состав беспозвоночных приближается к современному. Расцвет плацентарных млекопитающих, сходных с современными. Появление человекообразных обезьян.

Палеогеновый (палеоген)

66

Расцвет диатомовых водорослей и основных групп покрытосеменных. Господство двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Вымирание древнейших млекопитающих. Развитие сумчатых и примитивных плацентарных: насекомоядных, древних копытных, древних хищников. Начало|Начало развития антропоидов.

  1. Мезозойская (средней жизни)
  2. Меловой (мёл|мел)
  3. 136

В начале периода господство голосеменных и появление покрытосеменных, которые преобладают во второй половине периода. Развитие двустворчатых и брюхоногих моллюсков, других беспозвоночных. Развитие крупных рептилий в первой половине периода и их вымирание во второй половине периода. Развитие млекопитающих и птиц.

Юрский (юра|юра)

195

Появление диатомовых водорослей. Господство папоротников и голосеменных. Расцвет головоногих и двустворчатых моллюсков. Расцвет пресмыкающихся: наземных, водоплавающих, летающих. Появление древних птиц, развитие древних млекопитающих.

Триасовый (триас)

240

Вымирание семенных папоротников. Развитие голосеменных. Вымирание многих животных, процветающих в палеозойскую эру. Вымирание стегоцефалов, развитие пресмыкающихся, появление древних млекопитающих.

  • Палеозойская (древней жизни)
  • Пермский
  • (пермь)
  • 285
  • Распространение первых групп голосеменных. Уменьшение количества видов

хрящевых, кистеперых и двоякодышащих рыб. Развитие стегоцефалов, пресмыкающихся, часть которых были предковыми по отношению к млекопитающим и птицам.

Каменноугольный (карбон)

345

Расцвет плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных, семенных папоротников; появление хвойных. Расцвет древних морских беспозвоночных. Появление первичнобескрылых и древнекрылых насекомых. Распространение акул, стегоцефалов. Появление и расцвет амфибий. Появление древних пресмыкающихся.

Девонский(девон)

410

Расцвет риниофитов, к началу позднего девона их вымирание. Появление современных типов сосудистых растении. Расцвет древних беспозвоночных, появление паукообразных. Расцвет панцирных, кистеперых и двоякодышащих рыб. В конце периода появление первых четвероногих — стегоцефалов (древних земноводных).

Силурийский (силур)

435

Возникновение современных групп водорослей и грибов. В конце периода достоверное появление первых наземных растений. Появление наземных членистоногих —- скорпионов. Появление древних панцирных и хрящевых рыб.

Ордовикский (ордовик)

500

Обилие морских водорослей. Предположительное появление первых наземных растений — риниофитов. Появление первых позвоночных— бесчелюстных.

Кембрийский (кембрий)

570

Жизнь сосредоточена в морях. Эволюция водорослей; развитие многоклеточных форм. Расцвет морских беспозвоночных с хитиново-фосфатной раковиной.

  1. Протерозойская (ранней жизни)
  2. Поздний протерозой
  3. 1650
  4. Развитие водорослей, различных многоклеточных примитивных организмов, не имеющих скелетных образований.
  5. Ранний протерозой
  6. 2600

Развитие одноклеточных прокариоти-ческих и эукариотических фотосинте-зирующих организмов. Возникновение полового процесса.

  • Архей
  • Не под-разд.
  • 3500— 3800

Возникновение жизни на Земле, появление первых клеток — начало|начало биологической эволюции. Появление анаэробных автотрофных организмов, бактерий, цианобактерий.

  1. Катархей
  2. Не подразд.
  3. 3900
  4. Химическая эволюция, приведшая к возникновению биополимеров.

Многоклеточные зелёные водоросли явились исходной ветвью для наземных листостебельных растений.

В конце силурийского периода палеозойской эры в связи с интенсивными горообразовательными процессами и сокращением площади морей часть водорослей, оказавшись в новых условиях среды|среды (в мелких водоёмах и на суше), погибла.

Другая часть в результате разнонаправленной изменчивости и адаптации к наземной среде приобрела признаки, способствовавшие выживанию в новых условиях.

Такими признаками у первых наземных растений — риниофитов — являются образование тканей и их дифференцировка на покровные, механические и проводящие. Выход растений на сушу|сушу был подготовлен деятельностью бактерий и цианобактерий, которые при взаимодействии с минеральными веществами образовали на поверхности суши|суши почвенный субстрат.

В девонский период на смену риниофитам пришли плауны, хвощи и папоротники, также размножающиеся спорами и предпочитающие влажную среду|среду. Их появление сопровождалось возникновением вегетативных органов|органов, что повышало эффективность функционирования отдельных частей растений и обеспечивало их деятельность как целостной системы.

В каменноугольный период (карбон) появляются первые голосеменные, возникшие от древних семенных папоротников. Возникновение семенных растений имело большое значение для дальнейшего развития растительного мира, так как половой|половой процесс стал независимым от наличия капельно|капельно-жидкой среды|среды. Возникшие семенные растения могли обитать в более сухом климате.

В пермский период климат во многих районах Земли|Земли стал более сухим и холодным, древовидные споровые растения, достигшие своего расцвета в карбоне, вымирают. В этот же период начался расцвет голосеменных, господствовавших в мезозойскую эру.

Эволюция высших наземных растений пошла по пути всё|все большей редукции гаплоидного поколения (гаметофита) и преобладания диплоидного поколения (спорофита).

В меловой период произошёл следующий крупный шаг в эволюции растений — появились покрытосеменные растения, которые вследствие разнообразных особенностей заняли господствующее положение на суше (см. гл. 8).

Основные этапы и направления эволюции животного мира. История эволюции животных изучена наиболее полно|полно в связи с тем, что многие из них обладают скелетом и поэтому лучше сохраняются в окаменелых остатках.

Многоклеточные животные происходят от одноклеточных организмов через колониальные формы. Первыми животными были губки и кишечнополостные. Древние кишечнополостные дали начало|начало плоским червям, которые являются трёхслойными животными с двусторонней симметрией тела|тела.

От древних ресничных червей произошли первые вторично-полостные животные — кольчатые черви. Древние морские мно-гощетинковые, вероятно, послужили основой для возникновения типов членистоногих, моллюсков и хордовых.

В позднем кембрии возникают бесчелюстные панцирные рыбы, а в девоне — челюстные.

Для большинства этих животных характерны|характерны наличие двусторонней симметрии, третьего зародышевого листка (мезодермы), полости тела|тела, наружного (членистоногие) или внутреннего (хордовые) твёрдого скелета, прогрессирующая способность к активному передвижению, обособление переднего конца тела|тела с ротовым отверстием и органами|органами чувств, постепенное совершенствование центральной нервной системы.

От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных.

Наиболее важные ароморфозы в этой линии эволюции —развитие из жаберных дуг подвижных|подвижных челюстей|челюстей (обеспечивали активный захват добычи), развитие из кожных складок плавников, а затем формирование поясов парных|парных грудных и брюшных конечностей (у

Краткая история Животного Мира по Геологическим эпохам

Первые животные появились на Земле в середине протерозоя 2 – 1,5 миллиарда лет назад, эволюционировав из жгутиковых одноклеточных. Самые древние известные ископаемые останки животных относятся к концу эпохи докембрия около 665 миллионов лет назад.

Из открытых источников.

В этой статье я кратко расскажу о животном мире Земли по геологическим эпохам от более древней к современному антропогеновому периоду.

  • ПАЛЕОЗОЙСКАЯ ЭКА. КЕМБРИЙСКИЙ ПЕРИОД
Читайте также:  Введение в биологию. Этапы развития биологии и выдающиеся биологи

В начале кембрия 570 – 500 миллионов лет назад вся суша входила в один суперконтинент Палеопангею, к середине кембрия общий материк разделился на Гондвану и несколько небольших континентов. Жизнь была сосредоточена в морях, на суше существовали только бактерии и грибы, вероятно к концу кембрия на сушу выползли первые черви и многоножки.

Из открытых источников.

В кембрийскую эру возникли основные типы многоклеточных беспозвоночных животных и появились хордовые – предки позвоночных животных. В мелководных и теплых кембрийских морях росли рифы из археоциат и губок, появился богатый планктон, на дне морей ползали трилобиты и иглокожие, в толще воды плавали медузы.

В Ордовикский период 505 – 440 миллионов лет назад на голой суше появились первые растения – псилофиты. В морях появились головоногие моллюски, появились различные виды трилобитов.

Из открытых источников.

В Силурийский период 438 – 408 миллиардов лет назад материки в Северном полушарии соединились в сверхматерик Лавразию, в южном полушарии находилась Гондвана. При образовании Лавразии при столкновении материков сформировались Уральские горы, горы Скандинавии и Аппалачские горы.

Из открытых источников.

В прибрежных морях среди иглокожих преобладали морские лилии, среди членистоногих появились хищные ракоскорпионы. В силуре сформировались первые челюстноротые акантоды, покрытые чешуйками, ставшие предками всех костных рыб, на сушу вышли первые животные – многоножки и наземные скорпионы.

В Девонский период 408 – 360 миллионов лет назад климат становился теплее и суше, уровень океана понизился. На суше распространились хвощи, плауны и папоротники, некоторые папоротники достигали размеров современных деревьев.

Из открытых источников.

В океанах и пресных водах возникло множество панцирных и челюстноротых рыб, появились хрящевые акулы. Среди рыб наиболее важными для эволюции стала группа лопастеперых, от них происходят все четвероногие.

  • КАМЕННОУГОЛЬНЫЙ ПЕРИОД (КАРБОН)

В карбоне 360 – 286 миллионов лет назад из древовидных форм плаунов, хвощей и папоротников на суше появились леса, к концу каменноугольного периода сформировались первые хвойные. Масса омертвевших растений карбона в болотах образовала торф, ставший через миллионы лет каменным углем.

Из открытых источников.

Зазеленевшую сушу осваивали членистоногие: многоножки, крупные пауки и скорпионы. В карбоне появились насекомые: стрекозы, жуки, бабочки и тараканы. Позвоночные животные обитали в воде, сушу стали осваивать земноводные.

В пермский период 286 – 248 миллионов лет назад Гондвана соединилась с Лавразией и образовала Пангею, во внутренних областях сверхконтинента сформировались пустыни, климат стал континентальным.

На суше распространились более сухоустойчивые голосеменные растения, к конце пермского периода произошло великое вымирание многих древних групп беспозвоночных и позвоночных животных, произошёл закат эры земноводных.

Из открытых источников

В обстановке осушения климата эволюционировали рептилии, пресмыкающиеся освоили все экологические ниши на суше, сформировалась группа зверозубых рептилий, ставшая предками всех млекопитающих.

  • МЕЗОЗОЙСКАЯ ЭРА. ТРИАСОВЫЙ ПЕРИОД. РАННИЙ И СРЕДНИЙ ТРИАС

В ранний и средний триас 250 – 230 миллионов лет назад климат по всей Земле был ровный, с прохладной зимой и сухим жарким летом. После великого пермского вымирания на суше царствовала группа архозавров – предков крокодилов и динозавров, зверозубые рептилии почти исчезли.

Из открытых источников.

  • ТРИАСОВЫЙ ПЕРИОД. ПОЗДНИЙ ТРИАС

В поздний триас 230 – 215 миллионов лет назад климат был заметнее теплее современного, на суше и в воде наступила эпоха динозавров, в морях появились плезиозавры и ихтиозавры. В конце триаса появились саламандры, черепахи, млекопитающие и предок настоящих птиц.

Из открытых источников.

  • ЮРСКИЙ ПЕРИОД. РАННЯЯ И СРЕДНЯЯ ЮРА

В юрский период 215 – 165 миллионов лет климат слал теплее и влажнее, моря стали наступать на сушу, площадь пустыней уменьшилась, распространилась пышная растительность из папоротниковидных, хвойных и гингковых.

Из открытых источников.

На суше появились лягушки и тритоны, в воздухе на насекомых охотились птерозавры, в морях возросло разнообразие рыб. По берегам рек и озер обитали ранние крокодилы, достигли крупных размеров зауроподы, у некоторых динозавров для защиты от хищников появилась простейшая костная броня.

  • ЮРСКИЙ ПЕРИОД. ПОЗДНЯЯ ЮРА

К концу юрского периода 165 – 145 миллионов лет назад из общего континента выделилась современная Северная Америка, Европа и Азия, Антарктида с Австралией отплыла от Африки и Южной Америки. У полюсов стало прохладнее, в экваториальном поясе жарче, но в целом климат на Земле был теплым и влажным.

Из открытых источников.

В морях царствовали аммониты, морские ящеры, крокодилы и акулы, на суше некоторые бегающие динозавры покрылись оперением, появились летающие птицы. Изобилие мелких животных повлияло на разнообразие форм небольших хищных динозавров. На суше паслись стада огромных завроподов на которых охотились такие же колоссальные по размерам хищные динозавры.

  • МЕЛОВОЙ ПЕРИОД. РАННИЙ МЕЛ

К концу раннего мела 145 – 100 миллионов лет назад на суше расселились покрытосеменные цветковые растения, на суше продолжали господствовать динозавры, а в воздухе птеродактили. В морях и океанах к ихтиозаврам и плезиозаврам добавились мозазавры. По всем континентам распространились птицы, появились первые сумчатые и плацентарные млекопитающие.

Из открытых источников.

  • МЕЛОВОЙ ПЕРИОД. ПОЗДНИЙ МЕЛ

Во второй половине мелового периода 100 – 65 миллионов лет назад образовались современные Атлантический и Индийский океан, цветковые растения окончательно завоевали сушу, в самом конце мела наступило заметное похолодание и уровень мирового океана стал понижаться.

Из открытых источников.

В конце мелового периода произошло великое вымирание: исчезли динозавры, птеродактили, примитивные птицы, морские ящеры и мозазавры.

  • КАЙНОЗОЙСКАЯ ЭРА. ПАЛЕОГЕНОВЫЙ ПЕРИОД. ПАЛЕОГЕН И ЭОЦЕН

В начале кайнозойской эры 65 – 38 миллионов лет назад материки приняли почти привычные очертания, Азию и Северную Америку соединял широкий перешеек, существовала связь Северной Америки и Европы, Азию и Европу разделял Тургайский пролив. Южная Америка оказалась в изоляции, Индия плыла из центра Индийского океана на север.

Из открытых источников.

На суше появились вечнозелёные леса из пальм, кипарисов, миртовых и лавровых, большие пространства были заняты болотами и речными долинами. В северных широтах распространились леса из листопадных деревьев: дуб, бук, береза, клен, гингко.

В Австралии эволюционировали яйцекладущие и сумчатые животные, в морях появились киты. Место вымерших динозавров заняли разнообразные мелкие млекопитающие, в лесах обитало много мелких древесных птиц.

  • ПАЛЕОГЕНОВЫЙ ПЕРИОД. ОЛИГОЦЕН

В олигоцене 38 – 25 миллионов лет назад Азия соединилась с Европой, Африка приблизилась к Европе, из системы островов образовался единый европейский массив суши. Антарктида покрылась ледником, уровень океана понизился, площади континентов расширились.

Климат во внутренних районах Евразии стал прохладнее и засушливее, границы вечнозеленых лесов отодвинулись к экватору, на огромных областях материков распространились саванные ландшафты.

Из открытых источников.

Возникли все современные семейства птиц, среди непарнокопытных и парнокопытных млекопитающих сформировались новые группы растительноядных способные быстро передвигаться и усваивать жесткий листовой и веточный корм.

  • НЕОГЕНОВЫЙ ПЕРИОД. МИОЦЕН И ПЛИОЦЕН

В начале неогена 25 – 2 миллиона лет назад Индия соединилась с Азией и образовались Гималаи, Африка подперла Европу и образовались Альпы, Карпаты и Кавказские горы.

Из открытых источников.

В миоцене сложилось всё разнообразие антилоп, существовало большое разнообразие жирафов, на травоядных животных охотились саблезубые тигры, сформировались человекообразные обезьяны и мастодонты.

  • АНТРОПОГЕННЫЙ ПЕРИОД ИЛИ ПЛЕЙСТОЦЕН

В антропогене 2 миллиона лет назад Южная Америка соединилась с Северной Америкой, в Северном полушарии начались ледниковые эпохи, за последний миллион лет произошло четыре крупных оледенений.

Климат стал более прохладным, обширные области в Северном полушарии покрылись хвойными лесами, в эпохи оледенений существовали различные сухопутные мосты между континентами.

Из открытых источников.

К югу от ледникового щита формировался широкий пояс холодных и сухих степей с богатой плейстоценовой фауной: бизонами, овцебыками, северными оленями, антилопами, лошадьми и мамонтами, в этой среде 14 тысяч лет назад формировался современный человек.

Читайте также:  Состав тел - что это такое?

Дорогой, читатель! Мне важно твоё мнение о данной статье, здоровая критика в х приветствуется. Спасибо за внимание.

Эволюция животных – основные этапы развития животного мира – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Органический мир на планете миллионы лет необратимо изменялся, постепенно переходя от простого к сложному. Об этом свидетельствуют находки палеонтологов — в разных пластах земной коры были обнаружены окаменелые части и целые скелеты животных, значительно отличающиеся от современных. Сравнительная анатомия, эмбриология и другие науки свидетельствуют о разных этапах эволюции животных.

Теории о зарождении жизни

Какое событие положило начало биологической эволюции на Земле — один из самых сложных вопросов в естествознании, и на него еще никогда не было получено однозначного ответа. На протяжении истории человечества выдвигались разные гипотезы о появлении жизни:

  • Креационизм. Все религии придерживаются теории сотворения, согласно которой все живое было создано единовременно некоей божественной сущностью — творцом, а человек — венец творенья. Большое сомнение вызывает одновременное появление всего и сразу.
  • Панспермия и стационарное состояние. Взаимосвязанные теории, жизнь разносится сквозь космическое пространство по планетам некими семенами, но сама вселенная существует вечно и также вечно существует в ней жизнь. Опровергается Теорией Большого взрыва.
  • Спонтанное зарождение. Основной тезис — живое зарождается из неживого. Трудно представить, но даже в VII—VIII вв. еках ученые описывали, как из закрытых в шкафу грязных рубашек и пшеницы зародилась мышь. После открытия микроорганизмов эта теория получила новый виток, ведь если сложные организмы не самозарождаются, возможно, это могут делать простые.
  • Океанское дно. Защита от губительных ультрафиолетовых излучений и процветание жизни в термальных гидроисточниках (черных курильщиках) под толщей воды позволили выдвинуть такую гипотезу. Теоретически черные курильщики имеют все необходимое для изначального зарождения жизни — тепло, минеральные вещества, сероводород.
  • Биогенез. Все живое происходит от живого. Но тут встает вопрос, когда и каким образом могли возникнуть живые организмы, если изначально их не существовало на планете.

Гипотезу о происхождении жизни из так называемого органического бульона выдвинул Александр Опарин в 1924 году. На сегодняшний день она является наиболее признанной.

В ее пользу свидетельствуют опыты по получению белков и базовых органических молекул для построения ДНК и РНК (аминокислот) из смеси распространенных во вселенной циановодорода и сероводорода с обычными минеральными веществами и металлами. А.

Опарин полагал, что уже на самых ранних этапах развития планеты должны были появиться т. н. пробионты, представляющие собой изолированные участки среды, в которых процессам обмена легче будет происходить.

Возникновение органики

Сейчас считается, что жизнь возникла и начала эволюционировать с того момента, как органические молекулы стали организовываться в самовоспроизводящиеся структуры.

На начальных этапах развития жизни на Земле химические вещества и металлы океанской воды взаимодействовали друг с другом посредством самых разнообразных химических реакций, соединяясь во все новые и новые молекулы.

Маленькие молекулы соединялись в большие и удерживались электростатическими силами, образовывая коацервантные капли — скопления липидных молекул, вокруг которых появилась водоотталкивающая оболочка.

Органические вещества в коацервате собирались не случайным образом, они дополняли и «понимали» друг друга.

Коацерватные капли привели к возникновению первых «просто клеток» — протобионтов. Их еще нельзя было считать полноценными клетками, но были неким органическим прототипом. Появление протобионтов стало возможным благодаря выполнению двух условий:

  • Упорядоченное скапливание молекул.
  • Развитие воспроизводства себе подобных (репликации).

Протобионты, сочетающие в себе способность к репликации и обмену веществ, сохранились в процессе предбиологического отбора и эволюционировали в первые живые организмы — бактерии.

Так как полагается, что изначально кислорода в земной атмосфере не было, то прокариоты были анаэробными и гетеротрофными микроорганизмами. Бактерии-анаэробы и сейчас довольно многочисленны.

Некоторые живут в кислородной среде, но не используют ее для дыхания — это молочно-кислые бактерии.

Возбудители газовой гангрены, столбняка, ботулизма могут развиваться только без доступа кислорода, иначе погибают.

Появление эукариотов

Основные этапы формирования многоклеточных организмов начались гораздо позже — около 1,5 млрд лет назад. Предпосылками для этого стало появление одноклеточных, способных на фотосинтез и симбиогенез.

Бурная вулканическая деятельность и высокая температура на древней Земле позволяли синтезировать органические вещества в больших количествах.

Но со временем земля остывала, количество синтезированных веществ падало, а с появлением бактерий-анаэробов, питающихся ими, могло бы полностью истощиться.

В результате могло произойти окончание истории развития жизни, если бы в результате конкуренции за получение органических веществ не появились фотосинтезирующие бактерии.

Они выработали способность самим производить для себя пищу, т. е. синтезировать органику из неорганики за счет энергии солнечного света.

У самых первых таких бактерий фотосинтез проходил без выделения кислорода (аноксигенный тип), а водород они брали из сероводорода.

При дальнейшем эволюционировании появились цианобактерии (сине-зеленые водоросли), использующие водород из воды и выделяющие кислород.

Распространение цианобактерий позволило сформироваться озоновому слою, защищающему планету от губительных ультрафиолетовых лучей и стало предпосылкой перемещения жизни из воды на сушу.

Дальнейшее эволюционное развитие привело к появлению первых бактерий-аэробов, использующих кислород для дыхания.

Для жизни им требовалось гораздо меньше органических веществ, что повышало конкурентноспособность таких организмов в борьбе за выживание.

Бактериям-анаэробам пришлось приспосабливаться к новым условиям, так они не умели ни фотосинтезировать, ни дышать кислородом. В результате появились хищные амебы, захватывающие своими ложноножками другие бактерии. Не все захваченные организмы погибали, некоторые продолжали жить в цитоплазме амебы-захватчицы. Этот процесс получил отображение в симбиогенезе.

Многоклеточные организмы обязаны своим появлением именно этой стадии эволюционирования. Если кратко, симбиогенез или эндосимбиоз происходит по схеме: одна клетка проникает за мембрану другой, но ее поглощения не происходит. Она приживается внутри другой клетки и продолжает функционировать.

Последовательность может повторяться — получившееся образование захватывает новые организмы, причем как одиночные, так и со своим симбионтом. Исследования И. И. Мечникова подтверждают эту гипотезу.

В 1880 году, изучая пищеварение иглокожих и кишечнополостных, он пришел к выводу, что внутриклеточное пищеварение является более древним.

Возникшее в результате симбиогенеза сообщество организмов обладало всеми свойствами его составляющих:

  • Способность к фотосинтезу.
  • Экономное и эффективное использование органических веществ благодаря кислородному виду дыхания.
  • Способность к быстрому перемещению и захвату других бактерий.

Со временем фотосинтезирующие симбионты превратились в хлоропласты, аэробные бактерии — в митохондрии. Связи между ними и главной клеткой укрепились и стали устойчивыми.

Для управления таким сложным образованием и сохранения генетической системы клетки-носителя возникло ядро — новая клеточная органелла со специальными функциями.

Организмы, клетки которых не имеют ядра называются прокариотами, а организмы, состоящие из клеток с ядром — эукариотами.

Разделение на животных и растения

Первые эукариоты содержали и хлоропласты, и митохондрии. Под влиянием внешних условий появляются древние жгутиковые — приспособленные к активному передвижению формы. Считается, что жгутики произошли от каких-то прокариот, как митохондрии и хлоропласты, и сочетали в себе свойства как животных, так и растений.

Постепенно они попадали в разную среду, вследствие чего были вынуждены приспосабливаться к ней.

Если органических веществ вокруг оказывалось достаточно, то жгутиковые утрачивали хлоропласты и превращались в простейших одноклеточных животных, а сохранившие хлоропласты стали прародителями одноклеточных растений.

Они в процессе развития утратили способность к передвижению и обзавелись разнообразными механизмами, улучшающими процесс фотосинтеза. Растительный мир эволюционировал от водорослей до покрытосеменных растений и стал похож на современный к концу мелового периода.

В окаменелостях вендского периода были найдены абсолютно симметричные организмы, переходная форма между животными и растениями, что также говорит об их общих предках. Переходной формой от одноклеточных к многоклеточным считаются колониальные формы. Они состоят из одноклеточных особей, связанных между собой определенным образом и имеющих зачатки едино действующего организма.

Основные этапы

Эволюцию животных разделяют на этапы согласно геохронологической истории. Ее подробности можно найти в специальных таблицах, из которых видно, что путь, совершившийся от появления первых одноклеточных до млекопитающих, длился миллионы лет.

Читайте также:  Выделение и его значение

Развитие многоклеточных организмов, не имеющих скелетных образований, началось еще в поздний период протерозойской эры. В дальнейшем какие-то виды навсегда вымирали, как тупиковые ветви, а какие-то заняли самые широкие ареалы обитания, как млекопитающие.

Порядок эволюционирования:

  • Простейшие — бактерии и вирусы.
  • Кишечнополостные — коралловые полипы, губки. Малоподвижные морские существа, пищеварительная полость которых имеет вид мешка. Проводят жизнь в основном на одном месте, охотясь на проплывающую мимо добычу. Но их внутренние и наружные клетки уже имеют разную специализацию.
  • Иглокожие — морская звезда, морские ежи. У них начали появляться зачатки пищеварительного тракта.
  • Черви — дождевой червь, пиявка. Сначала появились плоские ресничные черви, ставшие прародителями кольчатых червей. Более развитый пищевой тракт и ярко выраженное размещение ротового отверстия в одном конце были следующей стадией эволюции в переходе к подвижному образу жизни.
  • Мягкотелые — моллюски, устрицы, улитки. Вероятно, были другой ветвью развития ресничных червей, заменивших подвижность на внешнюю защиту. Хорошо выраженное ротовое отверстие способствовало появлению зачатков нервной системы.
  • Членистоногие — насекомые, раки, скорпионы. Обзавелись наружным скелетом, в отличие от первых хордовых и челюстных рыб, имеющих зачатки внутреннего скелета. Имеют выраженные органы чувств.
  • Позвоночные. Полагается, что произошли от лучеперых и кистеперых рыб, плавники которых были зачатками конечностей.

Важную роль в эволюции животных имеет ароморфоз. Эта способность позволяет живым организмам адаптироваться к новым условиям окружающей среды, при этом повышается общий уровень организации, приобретаются новые полезные умения и способности. Основой ароморфоза являются наследственность и естественный отбор. Примеры важнейших ароморфозов в эволюции животных:

  • появление костного скелета и круга кровообращения у рыб;
  • половое деление клеток;
  • внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся;
  • развитие легких у земноводных, что позволило им осваивать жизнь на суше;
  • формирование перьевого покрова и крыльев у птиц.

И это только малая часть всех ароморфозов, произошедших с животными во время эволюции. Этапы развития животных довольно хорошо изучены благодаря исследованиям хорошо сохранившихся останков.

ПредыдущаяСледующая

Основные этапы эволюции животного мира на Земле

Цели урока:

  1. Образовательные: обобщить и систематизировать знания о родстве и происхождении животных основных типов и классов; показать прогрессивное развитие животного мира.
  2. Развивающие: развитие умения работать с информацией, аргументировать свои действия; развитие логического мышления (на основе вскрытия причинно-следственных связей).
  3. Воспитательные: воспитание умения мобилизовать себя на выполнение работы; воспитание экологического мышления.
  • Тип урока: Комбинированный.
  • Ход урока
  • Целеполагание: На экран проецируется рисунок «Временная шкала эволюции» (Рисунок 1).

Процесс эволюции сложный, загадочный и интересный. На многие вопросы найдены ответы, но еще очень многие ждут своего решения.

Сколько же времени протекала вся эволюция животного мира?

Считают, что около двух миллиардов лет. Ученые предложили для ясности следующую временную шкалу. Все время развития жизни на Земле (два миллиарда лет) с периода образования остывающей коры они сравнивают с сутками (24часа). При этом масштабе происходят следующие явления:

  • – затвердевание земной коры;
  • 12.00 – появление первых одноклеточных организмов;
  • 18.30 – появление первых рыб;
  • 19.50 – первые попытки организмов выйти на сушу;
  • 20.00 – начало каменноугольного периода, древние земноводные;
  • 21.02 – расцвет века пресмыкающихся;
  • 22.10 – первые млекопитающие;
  • 22.30 – конец века пресмыкающихся, развитие млекопитающих;
  • 23.58 – первые люди.

Как видим, из всего времени в 24 часа человек своим появлением и развитием занимает всего полторы минуты (три миллиона лет). А остальное время Природа развивалась без человека, до него. Как шло это развитие?

2. Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа.

  1. Объясните понятие «эволюция животного мира».
  2. Какие доказательства в пользу эволюции дает палеонтология?
  3. Приведите примеры сравнительно-анатомических доказательств эволюции.
  4. В чем причина сходства стадий зародышевого развития животных разных групп, например позвоночных?
  5. Каковы движущие силы эволюции видов в природе?
  6. Какой смысл вкладывал Дарвин в выражение «борьба за существование»?

3. Объяснение нового материала.

Слово учителя:

На ваших столах лежит схема родословного дерева животного мира.
(Рисунок 2)

Схема показывает пути развития животного мира на протяжении более одного миллиарда лет. В этой схеме пропущены некоторые типы животных: губки, иглокожие, звероящеры, подтип бесчелюстных позвоночных и классы: круглоротые, трилобиты и многоножки. Постарайтесь в течение просмотра презентации восполнить недостающие места и записать типы и классы животных на схеме.

Дополнительные материалы к презентации (Приложение 1):

Слайд 2. Простейшими формами жизни, появившимися вначале на Земле, были первичные доклеточные организмы. От них образовалась следующая, более высокоорганизованная ступень жизни – первичные одноклеточные организмы.

Среди них особо примечательны первичные жгутиконосцы, давшие начало двум крупнейшим стволам органической природы: один из них – растительный мир, другой ствол – животный мир, о котором мы и будем говорить сегодня.

Решающую роль в дальнейшей эволюции сыграли древние формы колониальных одноклеточных.

  1. Слайд 3.
  2. Двухслойную зародышевую стадию проходят в своем эмбриональном развитии все многоклеточные животные.
  3. Слайд 6.

Дальнейшее развитие животного мира связано с появлением первых трехслойных животных, похожих на примитивных свободноживущих ресничных червей и произошедших от древних примитивных двухслойных животных.

Трехслойные животные получили в процессе исторического развития прогрессивные особенности строения: мышечную систему и паренхиму.

Появление мускулатуры обеспечило более быстрое и совершенное передвижение животных, а благодаря паренхиме сформировалась внутренняя среда организма, обеспечивающая более совершенный обмен веществ. К первым трехслойным животным относятся типы плоских и круглых червей.

Слайд 12.

Представители паукообразных уже в девоне приспособились к наземному образу жизни. У них возникли органы воздушного дыхания (легкие, трахеи). Это были первые наземные животные.

Многоножки и насекомые типичные наземные животные. Насекомые, по-видимому, произошли от предков, похожих на многоножек. Это наивысший класс среди беспозвоночных, достигший очень высокой организации.

Насекомые приспособились к полету и отличаются чрезвычайным многообразием.

Слайд 15.

Для хордовых характерно образование в процессе зародышевого развития спинной струны, или хорды. У одних она остается в таком виде в течение всей жизни, у других заменяется хрящевым или костным позвоночником. Ланцетник представляет большой интерес для понимания филогении хордовых.

Это как бы живая схема строения и зародышевого развития хордовых (наличие хорды, нервной трубки, кишечник с передней частью, превращенной в жаберный отдел и с характерным печеночным выростом, кровеносная система, характер дробления оплодотворенного яйца, образование трех зародышевых листков, процесс органогенеза и т.д.).

  • Слайд 17.
  • В бытовом обиходе круглоротых относят к рыбам, хотя они резко отличаются от рыб отсутствием челюстей и многими другими чертами более примитивной организации.
  • Слайд 19.
  • К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты и химеры.

4. Рефлексия.

Найдите на схеме развития животного мира типы беспозвоночных животных и хордовых (классы рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих). Объясните разницу в их различном расположении на схеме.

  1. Какие животные считаются наиболее древними?
  2. От каких животных произошли многоклеточные животные?
  3. От каких животных произошли трехслойные животные?
  4. Как осуществлялось усложнение строения хордовых животных?

В конце урока учащиеся сдают рабочие тетради с дополненными в них родословными схемами развития животного мира и получают домашнее задание по учебнику.

Список литературы:

  1. Быховский Б.Е., Козлова Е.В., Мончадский А.С. и др. Биология: Животные. Учебник для 7-8 кл. средней школы./ Под ред. Козлова М.А. – М.: «Просвещение», 1990.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7 (8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.:ВАКО,2006. – 432с. – (В помощь школьному учителю).
  3. Никишов А.Н., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. Для 7-8 классов общеобразоват. учеб. Заведений. – М.: Просвещение, 1994. – 256 с.

Данный документ является описанием урока, выполненного в виде презентации при помощи приложения Microsoft Power Point (Приложение 1 ).

20.02.2008

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]