Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Презентация на тему: Размножение и развитие рыб Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Размножение, развитие и миграции рыб, Биология Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Речной угорь

№ слайда 2

Описание слайда:

Тема урока: Размножение и развитие рыбКилякова О.С. учитель биологииГОУ «Куртамышская кадетская школа-интернат»

№ слайда 3

Описание слайда:

Цели урока – рассмотреть особенности размножения и развития рыб, – раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида

№ слайда 4

Описание слайда:

Внутреннее строение рыб

№ слайда 5

Описание слайда:

Самка окуня выметывает склеенную в виде лент икру на водные растения

№ слайда 6

Описание слайда:

Каждая из лент содержит огромное количество икринок

№ слайда 7

Описание слайда:

Самцы в это время извергают молоки. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них

№ слайда 8

Описание слайда:

Оплодотворенная икринка начинает делиться и образуется многоклеточный зародыш

№ слайда 9

Описание слайда:

Зародыш растет и вскоре покидает оболочку икринки, превращаясь в личинку.

№ слайда 10

Описание слайда:

Личинки рыб

№ слайда 11

Описание слайда:

Личинка питается, растет и вскоре становится мальком

№ слайда 12

Описание слайда:

Чем малек отличается от личинки?

№ слайда 13

Описание слайда:

Малек растет сравнительно быстро: примерно через 2 месяца тело его достигает длины 2 см, а через год молодой окунь вырастает до 10 см.

№ слайда 14

Описание слайда:

Заполни пропуски в тексте Рыбы- животные и имеют половые железы. У самцов они называются или молоки, а у самок- . В яичниках созревают (икринки), а в семенниках- . Оплодотворение у большинства рыб . После оплодотворения из икринки развивается , а из нее развивается .

№ слайда 15

Описание слайда:

Стадии развития рыб в воде несколько сутокЯйцеклетка +сперматозоид = зародыш -> Несколько месяцев личинка -> малек –> взрослаябез плавников особь

№ слайда 16

Описание слайда:

Миграции- перемещения рыб

№ слайда 17

Описание слайда:

Нерест- сложное инстинктивное поведение рыб во время размножения

№ слайда 18

Описание слайда:

Проанализируйте информацию

№ слайда 19

Описание слайда:

Почему рыбы откладывают разное количество икринок? От чего это зависит?

№ слайда 20

Описание слайда:

Колюшка трехиглая

№ слайда 21

Описание слайда:

Морской конек

№ слайда 22
№ слайда 23
№ слайда 24

Описание слайда:

Выбери букву, которая соответствует правильному ответу и запиши по порядку

№ слайда 25

Описание слайда:

Я молодец

№ слайда 26

Описание слайда:

Решение биологических задач Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска 7млн., щука 1млн.Имеются рыбы , которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе?Пресноводная рыба горчак обитает в реках , в которых живут двустворчатые моллюски.

Как можно объяснить такое явление?Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, а после икрометания гибнут.

Что заставляет, кету и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?Некоторые виды рыб во время нереста строят гнезда, в которые затем помещают икру. Самцы помещают оплодотворенные икринки в гнезда, охранят их, возвращают в гнезда выпавших личинок.

В это время они ничего не едят. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть её. Как можно объяснить такое явление?

№ слайда 27

Описание слайда:

Составьте логически связанный рассказ , применяя термины (работа в парах).Определите очередность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб. Нерест, забота о потомстве , наружное оплодотворение , раздельнополые животные , миграция, проходные рыбы ,яичники,сперматозоиды , семенники , икринки , половой диморфизм

№ слайда 28

Описание слайда:

Домашнее задание: П.33,вопросы после параграфа, терминыИндивидуальное задание: подготовка сообщений «Акулы», «Скаты», «Осетрообразные»

№ слайда 29

Описание слайда:

Что нового и интересного я узнал сегодня на уроке?Какой мой самый большой успех сегодня на уроке?Какие трудности у меня были и как я с ними боролся?Пожелания себе и другим!

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Размножение и развитие рыб. Поведение в период размножения

Большинство рыб — раздельнополые животные. Как происходит у них оплодотворение? Какой тип развития характерен для рыб? Какие особен­ности присущи их поведению? Какая связь существует между жизненным циклом рыб и сезонными изменениями в природе?

Размножение и развитие рыб. Весной в яичниках самок окуня раз­виваются яйцеклетки с большим запасом питательных веществ (икрин­ки), а в семенниках самцов (молоках) образуются сперматозоиды. Едва в водоеме растает лед, у окуня начинается нерест: самка откладывает икру на водных растениях, а самцы поливают ее сперматозоидами (рис. 33.1).

У окуня, как и у большинства видов рыб, оплодотворение внешнее. Спустя десять дней после оплодотворения личинка окуня (рис. 33.1 б) оставляет оболочку икринки и начинает самостоятельно питаться. Со временем она становится мальком — маленькой рыбкой, похожей на взрослого окуня. Размеры малька увеличиваются быстро, почти на 1 см за месяц.

Окунь растет на протяжении всей жизни, однако у взрослой рыбы рост замедляется.

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология
Рис. 33.1. Размножение и развитие окуня, икра на водных растениях (а); этапы развития (б): 1 — зародыш в икринке: 2 — личинка; 3 — малек

Самка окуня откладывает 100-300 тыс. икринок. Каков биологиче­ский смысл такой плодовитости? Не все икринки будут оплодотворены, много оплодотворенных икринок погибнет, не все мальки доживут до взрослого возраста.

Плодовитость окуня увеличивает вероятность того, что хотя бы из части икринок появится потомство, продолжающее «ры­бий род».

Есть рыбы еще более плодовитые: треска за один нерест от­кладывает 9 млн икринок, а рыба-луна — 300 млн! Рыбы, заботящиеся о потомстве, откладывают гораздо меньше икры.

Среди рыб есть и живородящие виды. К ним принадлежат гуппи, меченосцы, многие акулы, морской окунь. У всех живородящих рыб оплодотворение внутреннее, зародыш развивается внутри организма самки.

В этот период он может получать необходимые вещества либо непосредственно из организма матери (как у некоторых акул), либо за счет веществ, содержащихся в яйцах (зубные карпы).

По окончании развития зародыша из организма самки выходят мальки, способные к самостоятельному существованию. Как правило, живородящие рыбы рождают небольшое количество мальков.

Большинство рыб размножаются несколько раз в жизни, но есть и такие, что мечут икру лишь один раз, после чего погибают.

Поведение рыб в период размножения. Некоторые виды рыб раз­множаются в тех водоемах, где они живут всю свою жизнь (речной окунь, сом).

Но многие виды перед размножением отправляются к ме­сту нереста, совершая длинные путешествия — миграции.

Обычно рыбы мигрируют из морей в реки (осетры, лососи), но есть и такие, ко­торые живут в реках, а размножаются в море (речной угорь).

В начале миграции взрослые особи собираются в стаи. У морских рыб стаи перемещаются к устьям больших рек. По пути к ним присо­единяются все новые и новые «путешественники», и, наконец, огромная стая рыб-м и грантов останавливается там, где река впадает в море.

Эта остановка необходима рыбам, чтобы их организм перестроился, при­способившись к новым для него условиям жизни в пресной воде. Спустя некоторое время косяки рыбы заполняют реку и, преодолевая ее тече­ние, плывут к месту нереста. Таких рыб-путешественников называют проходными.

К проходным принадлежат кета, семга, осетр. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Во время нереста рыбы ведут себя по-разному. Одни откладывают икру на водных растениях (окунь, карп), другие вырывают на дне ямки для икры, а после оплодотворения бережно засыпают их песком или мелкими камешками (лосось, форель). Среди рыб есть заботливые ро­дители (рис. 33.2). Самец сома обыкновенного для своего потомства строит гнездо из водных растений.

После оплодотворения икры он обе­регает гнездо, освежает вокруг него воду, создавая ее поток быстрыми движениями плавников, а потом еще и следит за малышами. Самка из­вестной аквариумистам теляпии вынашивает оплодотворенную икру во рту, тут же она прячет и мальков, если им угрожает опасность.

У самцов морского конька для вынашивания икры и охраны мальков есть специ­альная сумка.

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология
Рис. 33.2. Забота о потомстве у рыб: тропическая рыбка-клоун (а) и цихлида (б) следят за икрой

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Миграции рыб [1974 Вавилкин А.С., Иванов А.П., Куранова И.И. – Основы ихтиологии и рыбоводства]

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Миграциями называются закономерные перемещения рыб по определенным путям в определенное время года. Эти закономерные странствования представляют собой одно из интереснейших явлений в жизни рыб и имеют чрезвычайно важное значение для их промысла.

Мигрировать могут отдельные особи, небольшие группы рыб и обширные стада или косяки. Редкие рыбы ведут малоподвижный образ жизни, обитая все время в определенном небольшом районе.

Большинство рыб предпринимают более или менее протяженные перемещения, собираясь для этого иногда в очень большие стаи или косяки. Эти косяки облавливаются рыбаками определенных районах, в которые рыба приходит или через которые она проходит. Пути миграций рыб не всегда остаются именными.

Иногда в связи с изменением внешних условий меняются и миграционные пути рыб. Миграции могут распределяться на пассивные и активные.

Пассивные миграции – это перенос течением личинок или икринок рыб. Примером пассивных миграций может служить снос выклюнувшихся личинок мурманской сельди струями Нордкапского течения Гольфстрима от мест нереста у северо-западного побережья Норвегии в Баренцево море.

Активно мигрируют взрослые рыбы. Среди активных миграций различают кормовые, нерестовые и зимовальные.

Миграции делятся на анадромные и катодромные. Анадромными миграциями называют такие перемещения, при которых рыбы движутся вверх по реке или из морских просторов к берегам. Катодромные миграции – это движение рыб вниз по реке или от берегов в открытое море.

Приведем примеры, характеризующие отдельные типы миграций.

Читайте также:  Вид в биологии - что это такое?

Кормовые миграции. Примеров активных миграций с целью Питания очень много. Черноморские кефали, морские рыбы в молодом возрасте для литания растительными остатками (детритом) весной заходят в мелкие солоноватоводные прибрежные озера – лиманы.

Они проходят в них через узкие, иногда специально вырытые каналы. С наступлением похолодания откормившаяся и достигшая промысловых размеров кефаль уходит обратно в море. Или, например, миграция трески Баренцева моря.

Эта треска после размножения у берегов Норвегии около Лофотенских островов, исхудалая, тощая, голодная, движется, питаясь, в Баренцево море. Питается треска в Баренцевом море, главным образом, рыбой: сельдью, мойвой и в меньшей степени ракообразными.

Можно указать целый ряд других морских рыб, совершающих обширные миграции с целью питания. Особенно значительны передвижения тунцов, меч-рыбы и некоторых акул, переходящих из одних океанов в другие в поисках пищи.

Нерестовые миграции. Особенно интересны и наиболее изучены нерестовые миграции проходных рыб. Типичным примером является миграция атлантического лосося (семги). Атлантический лосось для размножения из северных морей, где он обитает, входит в реки и, как правило, высоко по ним поднимается.

Таким образом, его нерестовые миграции являются примером анадромных миграций. Атлантические лососи мечут икру осенью. В реки они входят в различные периоды года, в разном возрасте и различных размеров. Стремление к местам размножения проявляется у лосося очень сильно.

Он преодолевает на своем пути вверх по реке маленькие пороги и даже водопады, совершая для этого иногда громадные прыжки до 4 м над водой. Нерест лосося происходит в мелких местах верховьев реки с ровным песчаным галечным дном, с прозрачной и холодной водой.

Другой пример нерестовых анадромных миграций проходных рыб – миграции осетровых рыб (шип, осетр, севрюга и белуга). Осетровые начинают нерестовую миграцию весной. Высота подъема их по реке зависит от наличия удобных для икрометания мест с галечным дном.

Значительно реже среди проходных рыб наблюдаются примеры катодромных миграций, когда реки являются для рыбы местом питания, а море – местом размножения. Такой тип миграции встречается у европейских речных угрей. Европейский угорь по достижении половой зрелости начинает уходить из рек, где он кормился и рос, в море.

В море угорь движется от берегов Европы к берегам Центральной Америки, где над большими глубинами и находятся места его размножения. Морские рыбы также совершают нерестовые миграции. Атлантическая треска, например, совершает по окончании нагула нерестовую миграцию из восточной части Баренцева моря к Лофотенским островам.

Морская камбала обычно отходит для икрометания от берега на значительные глубины.

Пресноводные рыбы также для размножения поднимаются выше по рекам или идут из озер в реки. Таковы стерлядь, волховской сиг, налим, жерех. Однако обычно пути нерестовых миграций пресноводных рыб короче, чем проходных или морских.

Зимовальные миграции. Типичны зимовальные миграции рыб, обитающих в Северном Каспии. Сазан, лещ, судак, собираются осенью в большие стаи и мигрируют к берегам и в дельту рек, главным образом в Волгу. Здесь эти рыбы залегают в особых ямах на зиму.

Важное значение для промысла имеют зимовальные миграции азовской хамсы осенью из Азовского моря через Керченский пролив в Черное море. Хамса – типично пелагическая планктоноядная рыба. После откорма в Азовском море она собирается осенью в большие стаи и выходит через Керченский пролив в Черное море.

Затем она движется к южным берегам Кавказа, опускается зимой с поверхности на глубину, где и зимует. Весной, поднявшись к поверхности, хамса мигрирует обратно в Азовское море для нереста и нагула.

Приведенные типы миграций нельзя рассматривать изолированно. Миграции у каждой рыбы связаны одна с другой, переводят одна в другую. Все типы миграций у рыб представляют собой отдельные этапы общего миграционного годового цикла.

Методы изучения миграций. Наиболее простой способ изучения миграций – это анализ изменения промысловых уловов рыбы в отдельных местах лова. Сопоставляя повышение и понижение уловов в отдельных районах промысла, можно получить представление о перемещениях рыбы.

Наилучшим методом для изучения миграций рыб служит их мечение. Для получения успешных результатов мечения необходимым условием является проведение мечения в массовом масштабе и в тех районах, где промысел в достаточной степени развит, так как основная задача – возврат меток или вторично пойманных меченых рыб.

Метки, употребляемые при индивидуальном мечении рыб, разнообразны. Основные требования, предъявляемые к ним, состоят в том, чтобы они несильно повреждали рыбу, были легкими, хорошо заметными.

В настоящее время наиболее распространенными являются различные подвесные метки из полиэтиленовой трубки и пленки типа “ампула” и “конверт”, прикрепляемые тонкой проволочкой или капроновой нитью к основанию спинного плавника рыбы.

Миграция рыб

Размножение, развитие и миграции рыб, Биология

Слово миграция рыб латинского происхождения и буквально означает переселение, передвижение (отсюда, например, и «эмигрант»). Однако не всякое передвижение можно считать миграцией.

Например, никак не назовешь «миграциями» погоню хищника за добычей, стремительное уплывание рыбки, сорвавшейся с крючка, блуждания рыбы, выпущенной во вновь созданный водоем. Все это — случайные эпизодические нерегулярные передвижения отдельных экземпляров.

Миграции — передвижения, ежегодно повторяемые рыбой в определенный сезон. Таков, например, весенний ход воблы в дельту Волги. Конечно, сроки хода могут несколько меняться, в зависимости от особенностей данной весны, но все же ход воблы остается таким же сезонным явлением, как скажем, прилет грачей.

Иногда миграция рыб из моря в реку протекает несколькими «волнами». Например, волжане различают весенний и осенний ход осетра; рыбаки Севера знают, что в реки сначала идет семга «закройка», позже «листопадка», затем «заледка».

Сами названия говорят об определенной сезонности хода семги. Для каждой миграции характерны не только определенные сроки, но и маршрут.

Его можно нанести на карту или в виде одной линии (когда, например, рыбы движутся по реке), или в виде пучка линий (при движении рыб в открытом море, на широкой площади).

Миграции — массовые передвижения рыб; в них участвуют многие экземпляры данного вида. Например, зимой и весной в Баренцевом море не поймаешь ни одной крупной половозрелой трески — она ушла на нерест к берегам Норвегии.

К исходу лета из низовьев Волги молодь воблы скатывается в море вся поголовно. Азовская хамса на зиму уходит в Черное море. Словом, в миграциях принимают участие все или почти все рыбы определенных возрастных групп.

Необходимо упомянуть еще одну черту, отличающую настоящие миграции: либо сами мигрирующие рыбы, либо их потомство обязательно возвращаются в исходный пункт миграционного пути.

Например, крупный дальневосточный лосось — нерка начинает путешествие в реки Камчатки из открытого океана, от западных Алеутских островов.

Дойдя до верховьев камчатских рек и отложив икру, нерка гибнет; выклюнувшиеся мальки окатываются в океан и превращаются во взрослую рыбу, которая снова приходит на откорм к Алеутским островам.

Таким образом, каждая миграция рыб — движение возвратное обозначать ее на карте следует не одинарной, а двойной линией. В некоторых случаях путь «туда» не вполне совпадает с путем «обратно». Например, морская камбала нерестится у южного побережья Исландии.

Пелагические икринки и личинки переносятся постоянным течением вокруг острова по часовой стрелке. Взрослая камбала в период нагула держится у северного побережья острова. Достигнув половозрелости, она может продолжить миграцию по часовой стрелке и достигнуть района, где когда-то выклюнулась из икринки.

Следовательно, возвращение произошло, хотя и другим путем.

Итак, миграция — массовое сезонное передвижение по определенному маршруту с последующим возвращением назад взрослых особей или их потомства. Различают несколько типов миграций.

При нерестовых миграциях половозрелая рыба идет к местам размножения, например, треска к Лофотенским островам, мойва — к побережью Мурмана и Финмаркена, семга — в северные реки, байкальский омуль — в Селенгу и Баргузин, вобла — на полои волжской дельты, верхогляд — вверх по Амуру, морская камбала от берегов на глубины.

Кормовые миграции — передвижения рыбы к местам нагула.

Например, вслед за мойвой, идущей весною на нерест к южному побережью Баренцева моря, мигрирует неполовозрелая треска, которую обычно так и называют «мойвенная».

Двигаясь за косяками мойвы, эта треска усиленно откармливается; март, апрель, май — сезон максимального наполнения желудков и быстрого накопления жира в печени баренцевоморской трески.

Еще примеры кормовых миграций: пикша осенью идет в юго-восточные районы Баренцева моря, богатые донными животными; скумбрия весною движется из Мраморного моря в Черное; кефаль заходит на откорм в лиманы и заливы, а амурский толстолобик — в затоны, протоки и пойменные озера.

Часто миграция рыб в одном направлении является нерестовой, а в обратном — кормовой. Половозрелая треска (скрей) в начале весны подходит к северо-западным берегам Норвегии, а после нереста возвращается в Баренцево море, в районы летне-осеннего нагула.

Зимовальные миграции совершает, например, хамса, плотными косяками идущая осенью через Керченский пролив из Азовского моря в Черное, где затем всю зиму держится на глубинах с постоянной температурой.

Скумбрия уходит зимовать из Черного моря в Мраморное. Многие полупроходные рыбы — лещ, сазан, сом — залегают на зиму в глубоких ямах, расположенных в низовьях Волги и Дона.

Движение этих рыб со взморья на ямы — типичная зимовальная миграция.

Читайте также:  Индивидуальное развитие организмов – онтогенез - биология

Человек издавна замечал и использовал массовые сезонные передвижения рыб. Мигрирующая рыба нередко собирается плотными стаями, идет через узкие и мелкие места, отчасти теряет осторожность и пугливость — словом, в этот период ее легче ловить. Однако чрезмерный промысел мигрирующей рыбы может привести к нежелательным последствиям.

Для защиты рыб на миграционных путях издавна применяются различные охранные меры. Например, весною множество половозрелой рыбы — сазан, лещ, судак, тарань, сом, осетровые — входит из Азовского моря в дельту Дона.

В самых низовьях создаются особенно плотные стаи; там происходит массовый нерест, там же расположены и зимовальные ямы. Во всей этой зоне промысел строго запрещен.

Периодические запреты лова в разгар весеннего хода рыбы практикуются и в низовьях других больших рек.

Правда, не всегда ясно, принесет ли пользу тот или иной запрет. Например, замечательный «круиз» совершает европейский угорь — весьма ценная рыба, широко распространенная в Европе и Северной Африке, Средиземноморье и Балтике.

Угорь кормится и зимует в реках и озерах. Промысловиков, рыбоводов и ученых всегда занимала проблема размножения угря.

Никто никогда не встречал созревших угрей с текучими молоками или икрой, не наблюдал нереста, не видел развивающихся икринок, личинок или мальков.

Известно было только, что, достигнув определенного размера, взрослые угри куда-то уходят из рек и озер, иногда преодолевая на своем пути различные препятствия и даже переползая значительные пространства по суше.

В начале текущего столетия датский ученый И. Шмидт, проведя тщательные исследования в Средиземном море и Атлантическом океане, предложил следующую схему миграций угря.

Нерест угря, по мнению Шмидта, происходит за тысячи миль от берегов Европы — в Саргассовом море. Пелагические икринки, а затем и выклюнувшиеся из них личинки переносятся Гольфстримом на северо-восток, через всю Атлантику.

Дрейф длится около трех лет. Личинка имеет прозрачное листообразное тело и совсем не похожа на взрослую рыбу. По мере приближения к берегам Европы личинки превращаются в прозрачных «стеклянных» угрей.

Они входят в реки и озера, где кормятся, растут и зимуют.

В возрасте 10—12 лет угорь покидает пресные воды и начинает нерестовую миграцию в Саргассово море. Там же нерестится близкий вид — американский угорь, отличающийся от европейского формой головы, количеством позвонков, средними размерами. Икринки американского угря подхватываются другой ветвью течения и дрейфуют к берегам Северной Америки.

Такой взгляд на размножение европейского и американского угрей долгое время был общепринятым. Однако в конце пятидесятых годов английский ученый Такер предложил совсем иное толкование общеизвестных фактов.

По мнению Такера, взрослые европейские угри вовсе не достигают Саргассова моря, а погибают в самом начале нерестовой миграции, вскоре после выхода из пресной воды в соленую.

В Саргассово море приходят только американские угри, а их оплодотворенные икринки разносятся течением к берегам как Нового, так и Старого Света.

Следовательно, американский и европейский угри относятся к одному и тому же виду; различия между ними формируются во время индивидуального развития под влиянием не вполне одинаковых условий среды.

Если теория Такера правильна, то даже поголовное истребление угря в европейских водах не отразится на численности его будущих поколений: ведь молодь, дрейфующая к берегам Европы, происходит от американских предков! А вот усиленный промысел угря в водах США может сказаться на численности и американского, и европейского угрей.

Решающих доводов в пользу теорий Шмидта или Такера пока нет, а потому остается неясным: целесообразно ли ограничивать вылов крупного угря, выходящего в море из рек Европы (и может быть, все равно обреченного на скорую гибель)? На примере этой замечательной миграции попробуем решить еще один важный вопрос.

Икринки и личинки угря переносятся из Саргассова моря к берегам. Можно ли назвать «миграцией» пассивный перенос икры, личинок или молоди рыб по воле течений, ветра и волн? Да.

Пассивная массовая миграция рыб — такое же типичное явление в жизни рыб, как и активная. Почти по каждой реке сносятся течением икринки, личинки и мальки проходных и полупроходных рыб.

Совершенно прозрачные, словно стеклянные бусинки, икринки сельди обильны весною в Волге, Доне, Дунае.

У осетра, белуги, севрюги течение подхватывает личинки, выклюнувшиеся из икры на каменистых россыпях. Икра амурского змееголова развивается в особом гнезде, которое строит и охраняет самец.

С повышением уровня воды икринки вымываются из гнезда и уносятся течением.

Дрейф личинок трески от побережья Норвегии в Баренцево море и личинок угря из Саргасова моря к берегам Европы — все это типичные пассивные миграции.

Конспект урока биологии в 7 классе по теме Размножение и развитие рыб

  • Конспект урока биологии «Размножение и развитие рыб» 7 класс
  • Тема урока : Размножение и развитие рыб.
  • Целевые установки:
  • Предметные: сформировать понятие об особенностях размножения и развития рыб, сформировать понятие о разнообразных формах заботы о потомстве как приспособлению к выживанию вида
  • Метапредметные: показать взаимосвязи между местом обитания и особенностями размножения (биология, география, экология).
  • Личностные: развивать умение анализировать информацию, расширять кругозор учащихся и воспитывать бережное отношение к природе.
  • Тип урока: урок изучения нового биологического знания, комбинированный
  • Метод: проблемный
  • Оборудование: презентация «Размножение и развитие рыбы», таблица «Размножение и развитие рыб».
  • Ход урока
  • Этап актуализации опорных знаний.
  • Какими особенностями отличаются представители класса Рыбы (местообитания, способы движения, способы питания, какая система органов осуществляет транспортировку веществ внутри организма, какая система позволяет избавиться организму от ненужных продуктов жизнедеятельности).

Совсем недавно вы побывали на Адлерском форелевом хозяйстве. Как люди выкармливают и размножают рыбу. (Один из учащихся делает сообщение о сухом методе оплодотворения рыбы, которая используется в местном хозяйстве, о том, что мальки живут отдельно от взрослых особей, о том, что для наибольшего сохранения численности рыбы для каждой возрастной группы есть свои пруды, в которых создаются благоприятные условия)

Этап мотивации.

Какие способы размножения вам известны (половое и бесполое). В чем их отличие? (В бесполом размножении не принимают участие половые клетки, при половом принимают участие половые клетки). Какой смысл имеет половое размножение? (Новые особи имеют признаки двух родителей, такие особи бывают более приспособленными к окружающей среде.

) Почему же в природе сохраняется бесполое размножение? (Оно происходит быстрее. Позволяет быстрее занять новые территории). Могут ли рыбы размножаться бесполым способом? (Во время экскурсии нам не рассказывали о таком методе размножения рыб). Но оно для хозяйства было бы очень выгодно. (Вероятно, рыба не может так размножаться).

Почему? (Бесполое размножение осуществляется частями организма, а тело рыбы устроено очень сложно).

Среди пресноводных рыб самой удивительной и по внешнему облику, и по другим особенностям оказывается речной угорь- рыба, широко распространенная в реках Западной Европы, реках бассейна Балтийского моря. По первому впечатлению угорь похож на змею.

У него вытянутое цилиндрическое тело, достигающее у самок 1-1,5 м (самцы мельче), причем вся задняя половина этого змеевидного тела приходится на хвост, совершенно незаметно сливающийся с туловищем и только к концу сплющенный с боков.

Грудные плавники у угря небольшие, брюшных нет, а все парные плавники слиты вместе и образуют одну сплошную оторочку, которая начинается на спине, огибает хвост и продолжается на брюшной стороне до анального отверстия.

Плавают угри довольно бойко, змеевидно изгибая тело и охотясь за различной мелкой живностью, а при случае поедая рыбью икру.

Уже с давних времен рыбаки, а за ними и ученые обратили внимание, что в реках, где живут угри, не приходится встречать ни икры, отложенной угрями, ни молоди мельче 20-25 см.

На уровне своей эпохи Аристотель полагал, что угри развиваются из дождевых червей, Мнение о самозарождении угрей из ила еще в ΧΙΧ веке слышал от нарвских рыбаков русский ихтиолог Л.П.Сабанеев.

Высказывались предположения по живорождению угрей, хотя никто не видел среди них беременных самок. И только на рубеже ΧΙΧ и ΧΧ веков загадка была разрешена.

Изучение нового биологического знания.

Рыбы раздельнополые животные. В теле самок, в яичниках, развиваются яйцеклетки- икринки. В теле самцов, в семенниках, созревают сперматозоиды. Половые продукты рыбы выметывают в воду, где и происходит оплодотворение. Рассмотрим размножение у речного окуня.

(презентация фрагмент развитие форели)

Такое оплодотворение, происходящее вне организма самки, называется наружным. У многих рыб ярко выражен половой диморфиз ( когда самка и самец различаются по форме тела, по окраске, по размерам).

Слайд Горбуша серебрянка и самец перед нерестом

Внешний вид усамцов изменяется до неузнаваемости: на спине образуется горб, на челюстях появляются большие зубы, морда удлиняется, а на конце ее вырастает большой крючок. После нереста взрослые особи погибают, т.к пока плыли к местам нереста они не ели и истощились.

Как вы думаете с чем это связано? (поиск партнера для спаривания)

Слайд Судак и судачиха

Это всем нам хорошо известная рыба судак. Среди рыбаков ходит легенда о том ,что судаки однолюбы и задолго до нереста образуют пары. От любви окраска самца приобретает голубой оттенок. После нереста самец берет на себя заботу о будущем потомстве: охраняет икру, шевелит над ней плавниками, насыщая воду кислородом и очищая от ила.

Выметывание рыбами половых продуктов с последующим оплодотворением яиц, особое сложное поведение в период размножения называетсянерестом.

Поведение рыб в период размножения инстинктивно, т.е. в основе лежат различные безусловные рефлексы.

Большинство рыб откладывают икру при строго определенных условиях среды, специфических для каждого вида и гораздо менее изменчивых, чем те, при которых обычно живет рыба вне времени размножения.

Читайте также:  Класс Круглоротые. Строение, размножение, разнообразие и значение Круглоротых. Отряды Миноги и Миксины. Надкласс Рыбы

Для откладки яиц (икры) рыбы собираются в места с определенной температурой и глубиной воды, соленостью, аэрацией, скоростью течения, с механическим составом грунта, растительностью у берега или на дне водоема. Все эти факторы имеют большое значение.

Развивающиеся икринки, личинки, особенно на ранних стадиях развития, обычно гораздо чувствительнее к факторам внешней среды, чем взрослые особи, поэтому выметывание икры при строго определенных значениях этих факторов способствует их лучшему выживанию.

Подходящие места для нереста называют нерестилещем. Загрязнение воды и дна ведет к невозможности нереста или гибели оплодотворенной икры.

Но в природе существуют виды рыб, у которых оплодотворение внутреннее и откладывают не икру, а крупные яйца, содержащие большое количество желтка и одетые крепкой роговой скорлупой. Такое яйцо имеет вид четырехугольной подушки, от углов которой отходят длинные извитые жгуты, ими яйцо закрепляется за водоросли и висит, пока не вылупится из него сравнительно крупный детеныш.

  1. Слайд Капсула китовой акулы
  2. Слайд Сельдевая акула
  3. Очень многие акулы рождают вполне развитых детенышей
  4. Какие главные выводы можно сделать?

1. Рыбы – раздельнополые животные.

2. Оплодотворение наружное, происходит в воде.

3. Половой диморфизм связан с условиями существования, заботой о потомстве, поиском

партнера для спаривания.

4. В период размножения у рыб сложное поведение.

Миграции рыб

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграций.

Бывают кормовые миграции. Так сельди перемещаются в океане вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них.

Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том , что места с обильным кормом не подходят для размножения, т.к. икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую богатую кислородом, прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и тысячи км от мест нагула к местам нереста. Таких рыб называют проходными.

  • Полупрходные– (вобла) из Волги в рукава на мелководья.
  • Непроходные– где обитают там и откладывают икру.
  • Так почему рыбаки и ученые не встречали в реках , где обитают угри , их икру?

В 1922 году ученым удалось определить места нереста угря. Оказалось, что готовые к размножению угри, прожившие в реках около 10 лет, уходят в Атлантический океан и назад не возвращаются. В океане они совершают дальний путь до Саргасова моря и там на больших глубинах мечут икру.

Вышедшие из икринок личинки около 3-х лет живут в открытом океане и пассивно , увлекаемые Гольфстримом , дрейфуют к берегам Европы. Близ устьев рек, очевидно под влиянием меньшей солености воды, личинки превращаются в маленьких угрят, и в таком виде входят в реки.

Что это дает угрям? (Снижается конкуренция между мальками и взрослыми особями.)

Почти все наши речные рыбы для метания икры поднимаются вверх по течению и ищут подходящие места для размножения; такие места- нерестилища- бывают очень разнообразны. Одним нужно отложить икру среди растений (карповые), другие ищут глубокие и быстротечные места в самом русле реки (стерлядь), третьи откладывают икру среди гальки и камней в быстрых и мелких протоках (лососевые).

Забота о потомстве

Проанализируйте информацию в таблице? От чего зависит количество икры?

Луна-рыба До 300 млн икринок Икринки свободно плавают в толще или на поверхности воды
  1. Треска, угорь
  2. Осетровые
  3. Судак, сазан
  4. Окунь
  5. Толстолобик
  6. Сом
  7. Щука
  • 100 млн
  • до 1,5 млн
  • до 1 млн
  • до 900 тыс
  • 500 тыс
  • 450 тыс
  • 200 тыс
Липкая икра, которую приклеивают к растениям или на грунт
  1. Кета
  2. Горбуша
  3. Колюшка
  4. Сомик ариевый
  • 3-4 тыс
  • 1-2 тыс
  • около 100 икринок
  • 3-10 икринки
Икра в ямках, засыпанных галькойУход за мальками
Скаты,акулы Одиночные яйца в капсулах Тщательная защита потомства

(Это зависит от того, насколько сильно развит инстинкт заботы о потомстве у вида.)

Забота о потомстве у некоторых рыб ограничивается только подбором места для выметывания икры. Затем отложенная икра оставляется на произвол судьбы, и только необычайная плодовитость рыб спасает их потомство от полного истребления. (рекордистка—Луна-рыба)

Слайд (луна-рыба)

Есть виды, у которых забота о потомстве идет несколько дальше. Различные виды лососей и форелей для откладки икры вырывают на дне ямки и затем прикрывают оплодотворенную икру песком или мелкими камешками. Таким образом, их икра подвергается меньшим опасностям, в связи с этим число икринок 2-8 тыс. Икринки у них крупнее и богаче питательными веществами (красная икра кеты)

Слайд Колюшка

Еще любопытнее забота о потомстве проявляется у колюшки. Они не оставляют свою икру на произвол судьбы. Колюшки – рыбки очень мелкие 4-9 см, вооруженные на спине острыми колючками (видоизменение спинного плавника), которые защищают их от хищника.

Самец строит из травы и водорослей настоящее гнездо, склеивая его при помощи слизи, а затем загоняет туда готовую к откладке икры самку, Каждая самка откладывает в гнездо всего лишь несколько икринок.

Заботливый отец не только караулит гнездо с икрой, но и освежает в нем воду, прогоняя ее в гнездо быстрыми движениями плавников ( значение ?), затем еще несколько дней защищает вылупившихся из икры мальков , пока они не будут в состоянии самостоятельно плавать.

Несмотря на то , что самки колюшки откладывают по 60-70 икринок, они развиваются в очень большом количестве, т.к. сами не имеют промысловой ценности и не являются кормом для других животных (почему? –иглы)

Слайд Тиляпия и Сомик ариевый. Сравните в таблице количество их личинок.

Тиляпия рыбка вынашивает икринки во рту.

Сомик ариевый обитает в Атлантическом океане, 30 см, активен по ночам, когда охотится на крабов, креветок, рыб. Размножаются они летом. Когда икра отложена, самец берет ее в рот, где она инкубируется. В этот период он не может есть. Вылупившиеся мальки остаются рядом с отцом, а в случае опасности прячутся во рту у отца.

Слайд Сиамский петушок

Самцов сиамских петушков выращивают в неволе для искусственно организуемых боев. На воле самцы сражаются с соперниками из-за территории . Заботу о потомстве берет на себя самец. он выдувает пузырьки воздуха из которых строит гнездо.

Перед оплодотворением самец предстает перед самкой во всей красе: переливающиеся яркими красками расправленные веером плавниками. Оттопыренные в виде воротника жаберные крышки дополняют образ напыщенного франта. После он приступает к строительству гнезда, выбрав для этого менее освещенный участок поверхности воды.

Когда самец закончит строительство, рыбки начинают кружить в брачном танце, что сопровождается выделением икринок самкой и молок самцом. Оплодотворенные икринки падают на дно, а самец торопится собрать их ртом, но не съедает их, а водворяет в пену гнезда.

На вторые-третьи сутки из икринок выклевываются и повисают в пене хвостиками вниз личинки. Самец ухаживает за ними, пока они не начнут самостоятельную жизнь.

Слайд Морской конек.

Обитает в Черном море. Своим хвостом они цепляются за водоросли и в такой позе высматривают добычу- мелких ракообразных. От хищников их защищает крепкий панцирь, усаженный крючками.

Интересен способ их размножения.

Самка прикрепляет икру к брюху самца, здесь икра осеменяется, а затем вокруг нее из нависшей складки кожи образуется мешок, в котором икра вынашивается вплоть до появления потомства.

  1. Сделаем вывод.
  2. – рыбы размножаются путем живорождения, яйцеживорождения, а в большинстве мечут икру
  3. – у них развит инстинкт заботы о потомстве.
  4. Этап закрепления.
  5. Схема Размножение и развитие рыб
  6. Стадии развития рыб:
  7. несколько несколько
  8. в воде суток месяцев
  9. Яйцеклетка + сперматозоид → зародыш → личинка без плавников → малёк → взрослая особь
  10. В рабочей тетради выполнить задания:

Рыбы…………животные и имеют половые железы. У самцов они называются………..или молоки, а у самок -………….. В яичниках созревают …………..(икринки), в семенниках ………………. Оплодотворение у большинства рыб.…………… После оплодотворения из икринки развивается…………., а из нее развивается…………..

Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска 7млн., щука 1млн. Имеются рыбы, которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе?

Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление?

Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, а после икрометания гибнут. Что заставляет, кету и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?

Некоторые виды рыб во время нереста строят гнезда, в которые затем помещают икру. Самцы помещают оплодотворенные икринки в гнезда, охранят их, возвращают в гнезда выпавших личинок. В это время они ничего не едят. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть её. Как можно объяснить такое явление?

  • Соотнесите понятие и термин:
  • Этап определения домашнего задания: параграф 33, работа с терминами
  • Литература:

Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1987.

Быховский Б.Е. Биология. Животные. М.Просвещение, 2000

Константинов В.М. Биология 7 класс. М. Вентана-Граф,2009

Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс. – М.: ВАКО, 2006.

Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.

Медиаресурсы:

Диск. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс

Диск.1-С: Репетитор. Биология.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/86673-konspekt-uroka-biologii-v-7-klasse-po-teme-ra

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]