Тип кишечнополостные. гидра – пресноводный полип – биология

Рисунок: Строение пресноводной гидры. Лучевая симетрия гидры

Среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности пресноводного полипа гидры

В озерах, речках или прудах с чистой, прозрачной водой на стеблях водных растений встречается маленькое полупрозрачное животное – полип гидра(“полип” означает “многоног”). Это прикрепленное или малоподвижное кишечнополостное животное с многочисленными щупальцами.

Тело обыкновенной гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму. На одном конце находится рот, окруженный венчиком из 5-12 тонких длинных щупалец, другой конец вытянут в виде стебелька с подошвой на конце. При помощи подошвы гидра прикрепляется к различным подводным предметам.

Тело гидры вместе со стебельком обычно длиной до 7 мм, зато щупальца способны вытягиваться на несколько сантиметров.

Лучевая симметрия гидры

Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то ее щупальца будут расходиться от этой оси во все стороны, как лучи от источника света.

Свешиваясь вниз с какого-нибудь водного растения, гидра постоянно покачивается и медленно водит щупальцами, подстерегая добычу.

Так как жертва может появиться с любой стороны, лучеобразно расставленные щупальца лучше всего соответствуют такому способу охоты.
Лучевая симметрия характерна, как правило, для животных, ведущих прикпрепленный образ жизни.

Кишечная полость гидры

Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток – наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы). Внутри тела гидры имеется кишечная полость (отсюда и название типа – кишечнополостные).

Наружный слой клеток гидры – эктодерма

Рисунок: строение наружного слоя клеток – эктодермы гидры

Наружный слой клеток гидры называется – эктодерма. Под микроскопом в наружном слое гидры – эктодерме – видно несколько разновидностей клеток. Больше всего здесь кожно-мускулъных. Соприкасаясь боковыми сторонами, эти клетки создают покров гидры.

В основании каждой такой клетки есть сократимое мускульное волоконце, играющее важную роль при движении животного. Когда волоконца всех кожно-мускульных клеток сокращаются, тело гидры сжимается. Если сокращаются волоконца только на одной стороне тела, то в эту сторону гидра и нагибается.

Благодаря работе мускульных волоконец гидра может медленно передвигаться с места на место, поочередно “ступая” то подошвой, то щупальцами. Такое движение можно сравнить с медленным кувырканием через голову.
В наружном слое расположены и нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, так как снабжены длинными отростками.

Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой и образуютнервное сплетение, охватывающее все тело гидры. Часть отростков подходит к кожно-мускульным клеткам.

Раздражимость и рефлексы гидры

Гидра способна ощущать прикосновения, изменение температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения. От этого ее нервные клетки возбуждаются.

Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них – к кожно-мускульным клеткам.

Это вызывает сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в комочек.

Рисунок: раздражимость гидры

На этом примере мы знакомимся со сложным явлением в организме животного – рефлексом.

Рефлекс состоит из трех последовательных этапов:восприятия раздраженияпередачи возбуждения от этого раздражения по нервным клеткам и ответной реакции организма каким-либо действием.

В связи с простотой организации гидры ее рефлексы очень однообразны. В дальнейшем мы ознакомимся с гораздо более сложными рефлексами у более высокоорганизованных животных.

Стрекательные клетки гидры

Рисунок: строкательные или крапивные клетки гидры

Все тело гидры и особенно ее щупальца усажены большим количествомстрекательных, или крапивных клеток. Каждая из этих клеток имеет сложное строение. Кроме цитоплазмы и ядра в ней заключена пузыревидная стрекательная капсула, внутри которой свернута тонкая трубочка –стрекательная нить.

Наружу из клетки торчит чувствительный волосок. Как только рачок, малек рыбы или другое маленькое животное коснется чувствительного волоска, стрекательная нить стремительно распрямляется, ее конец выбрасьшается наружу и вонзается в жертву.

По каналу, проходящему внутри нити, из стрекательной капсулы в тело добычи попадает яд, вызывающий гибель мелких животных. Как правило, выстреливает сразу много стрекательных клеток. Затем гидра щупальцами подтягивает добычу ко рту и заглатывает. Стрекательные клетки служат гидре также и для защиты.

Рыбы и водные насекомые не едят гидр, обжигающих врагов. Яд из капсул по своему действию на организм крупных животных напоминает яд крапивы.

Внутренний слой клеток – энтодерма гидры

Рисунок: строение внутреннего слоя клеток – энтодермы гидры

Внутренний слой клеток – энтодерма. Клетки внутреннего слоя – энтодермы – имеют сократимые мускульные волоконца, но основная роль этих клеток – переваривание пищи.

Они выделяют в кишечную полость пищеварительный сок, под влиянием которого добыча гидры размягчается и распадается на мелкие частицы. Часть клеток внутреннего слоя снабжена несколькими длинными жгутиками (как у жгутиковых простейших).

Жгутики находятся в постоянном движении и подгребают частицы к клеткам. Клетки внутреннего слоя способны выпускать ложноножки (как у амебы) и захватывать ими пищу. Дальнейшее пищеварение происходит внутри клетки, в вакуолях (как у простейших).

Непереваренные остатки пищи выбрасьшаются наружу через рот.
Особых органов дыхания у гидры нет, растворенный в воде кислород проникает в гидру через всю поверхность ее тела.

Регенерация гидры

В наружном слое тела гидры имеются также очень маленькие округлые клетки с крупными ядрами. Эти клетки называют промежуточными. Они играют в жизни гидры очень важную роль.

При всяком повреждении тела промежуточные клетки, расположенные вблизи от ран, начинают усиленно расти. Из них образуются кожно-мускульные, нервные и другие клетки, и раненое место быстро зарастает.

Если разрезать гидру поперек, то на одной из ее половинок вырастают щупальца и появляется рот, а на другой возникает стебелек. Получаются две гидры.

Процесс восстановления утраченных или поврежденных частей тела называют регенерацией. У гидры способность к регенерации развита очень сильно.

Регенерация в той или иной степени характерна также для остальных животных и человека. Так, у дождевых червей возможна регенерация целого организма из их частей, у земноводных (лягушки, тритоны) могут восстанавливаться целые конечности, разные части глаза, хвост и внутренние органы. У человека при порезе восстанавливается кожа.

Размножение гидры

Бесполое размножение гидры почкованием

Рисунок: бесполое размножение гидры почкованием

Гидра размножается бесполым и половым способами. Летом на теле гидры появляется маленький бугорок — выпячивание стенки ее тела. Бугорок этот растет, вытягивается. На его конце появляются щупальца, а между ними прорывается рот.

Так развивается молодая гидра, которая первое время остается соединенной с материнской при помощи стебелька. Внешне все это напоминает развитие побега растения из почки (отсюда и название этого явления – почкование).

Когда маленькая гидра подрастет, она отделяется от материнского организма и начинает жить самостоятельно.

Половое размножение гидры

К осени, с наступлением неблагоприятных условий, гидры гибнут, но перед этим в их теле развиваются половые клетки. Различают два вида половых клеток: яйцевые, или женские, и сперматозоиды, или мужские половые клетки. Сперматозоиды похожи на жгутиковых простейших. Они покидают тело гидры и плавают с помощью длинного жгутика.

Рисунок: половое размножение гидры

Яйцевая клетка гидры похожа на амебу, имеет ложноножки. Сперматозоид подплывает к гидре с яйцевой клеткой и проникает внутрь ее, и ядра обеих половых клеток сливаются. Происходит оплодотворение. После этого ложноножки втягиваются, клетка округляется, на ее поверхности выделяется толстая оболочка — образуется яйцо.

В конце осени гидра погибает, а яйцо остается живым и попадает на дно. Весной оплодотворенное яйцо начинает делиться, образующиеся клетки располагаются в два слоя. Из них развивается маленькая гидра, которая с наступлением теплой погоды выходит наружу через разрыв оболочки яйца.

Таким образом, многоклеточное животное гидра в начале своей жизни состоит из одной клетки — яйца.

Источник: http://uclg.ru/education/biologiya/7_klass/mnogoobrazie_jivotnyih/mnogokletochnyie_jivotnyie/bespozvonochnyie/tip_kishechnopolostnyie/gidroidnyie/lecture_presnovodnyiy_polip_gidra.html

Тип кишечнополостные

К типу кишечнополостных относятся низшие многоклеточные организмы, тело которых состоит из двух слоев клеток и имеет лучевую симметрию. Для кишечнополостных характерно наличие стрекательных клеток.

Гидра

Известно около 9 000 видов. Наиболее типичным представителем является строение пресноводной гидры.

У пресноводного полипа гидры тело длиной до 1 см имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток: наружного эктодермы и внутреннего — энтодермы. Внутри тела имеется кишечная полость. На одном конце тела располагается рот, окруженный щупальцами. Ими гидра захватывает пищу и направляет в рот.

Другим концом — подошвой — гидра прикрепляется к подводным предметам, ведет постоянно неподвижный образ жизни. Иногда может передвигаться, изгибая тело в ту или иную сторону и перемещая подошву на другой предмет, к которому и прикрепляется.

Основную массу эктодермы составляют кожно-мускульные клетки, у основания которых есть сократительные мускульные волоконца. При их сокращении тело гидры сжимается в комочек, одностороннее сокращение приводит к изгибу тела.

У основания кожно-мускульных клеток лежат нервные клетки звездчатой формы с длинными отростками (очень примитивная нервная система).

На теле гидры, особенно на щупальцах, расположены стрекательные клетки, имеющие капсулу со стрекательной нитью. Из стрекательной клетки наружу выступает стрекательный волосок, при соприкосновении с которым в тело добычи вонзается стрекательная нить, ее яд убивает животное, которое потом щупальцами гидра заглатывает.

Основная функция энтодермы — переваривание пищи. Часть ее клеток выделяет пищеварительный сок, под влиянием которого в кишечной полости происходит частичное переваривание пищи. Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот. Энтодермальные клетки выполняют еще и выделительную функцию. Дышит гидра всей поверхностью.

Гидре свойственно как бесполое, так и половое размножение.

Бесполовое размножение называют почкованием. Оно происходит при благоприятных условиях. На стенках тела гидры образуются выпячивания — почки, на концах которых появляются щупальца, а между ними — рог. Маленькие гидры отделяются и живут самостоятельно.

При половом размножении на теле гидр образуются бугорки, в которых у одних особей образуются мелкие подвижные клетки — сперматозоиды, на других — крупные — яйцеклетки.

Созревшие сперматозоиды подплывают к гидре с яйцевой клеткой и проникают внутрь — ядра половых клеток сливаются. Происходит оплодотворение. Яйцеклетка превращается в яйцо, покрывшись плотной оболочкой. Гидра погибает, а яйцо падает на дно водоема и сохраняется там. Весной из него развивается маленькая гидра.

У гидры высоко развита способность восстанавливать утраченные и поврежденные части тела — регенерация.

Полипы и медузы

Среди представителей типа кишечнополостных, живущих в морях, встречаются сидячие формы — полипы и свободноплавающие — медузы. Среди полипов есть одиночные и колониальные формы. К одиночным морским полипам относится актиния.

Она при помощи мускульной ноги может медленно передвигаться по дну.

Одним из приспособлений передвижения на большие расстояния у актинии является симбиоз — сожительство ее с раком-отшельником: рак-отшельник менее заметен на дне, если на его раковине находится актиния, актиния же получает возможность передвигаться на большие расстояния, что увеличивает для нее возможность получать пищу.

Колониальные коралловые полипы могут быть разнообразны по форме (шаровидные, древовидные), имеют внешний или внутренний скелет из извести или рогоподобных органических веществ различной окраски. Их используют для изготовления ювелирных изделий.

Колониальные мадрепоровые полипы образуют на мелководье густые поселения — коралловые рифы и коралловые острова — атоллы, нередко являющиеся опасным препятствием для судоходства.

Медузы — плавающие хищники. Добычу убивают ядом стрекательных клеток. Их полупрозрачное тело имеет форму колокола или зонтика диаметром от 0,3 до 2 м. Пищеварительная полость у них состоит из центральной части и отходящих от нее каналов.

Читайте также:  Заболевания желудочно-кишечного тракта - биология

Нервная система имеет более сложное строение, чем у гидры. Кроме общего нервного скопления вокруг зонтика, имеется скопление нервных клеток, образующих совместно с отростками нервное кольцо.

У медуз есть светочувствительные глазки и органы равновесия. Передвигаются медузы реактивным способом за счет сокращения колокола, выталкивания из-под него воды.

Некоторые медузы (корнерот, крестовичок) опасны для человека. Другие имеют промысловое значение, например ропилема, которая в Китае и Японии употребляются в пищу.

Запись опубликована в рубрике Биология с метками кишечнополостные, многоклеточны. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://shkolo.ru/tip-kishechnopolostnyie/

Тип Кишечнополостные

Тип Кишечнополостные (Coelenterata) включает около 10 тыс. видов морских и пресноводных животных. Рассмотрим особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных на примере пресноводной гидры.

Гидра имеет вид прозрачного стебелька (1 см. длиной), прикреплённого к субстрату. Её нижняя часть называется подошвой. В теле гидры только одно отверстие – рот, окружённый щупальцами.

Тело составлено двумя слоями клеток:

  • эктодермой (внешний слой);
  • энтодермой (внутренний слой).

Рис. 1. Пресноводная гидра.

В эктодерме и энтодерме имеются различные клетки, которые не образуют органов, а расположены диффузно:

  • эпителиально-мускульные;
  • интерстициальные;
  • нервные;
  • половые;
  • стрекательные.

Эпителиально-мускульные клетки – самые многочисленные. Они выполняют покровную, пищеварительную и сократительную функции. Гидра, хотя и прикреплена к субстрату большую часть времени, способна двигаться шагами и кувырками.

Название гидра дано К. Линнеем за её способность к регенерации, т. е. восстановлению тела из отрезанных частей. Гидрой называли мифическое существо, у которого вновь отрастали отрубленные головы.

Из интерстициальных клеток развиваются все остальные типы.

Нервные клетки включают реакцию на раздражение.

Стрекательные клетки используются при защите и нападении. У некоторых медуз они могут быть опасны для жизни человека.

Пища с водой поступает через рот в полость тела, которая и является кишечником.

Клетки энтодермы захватывают пищу и выделяют пищеварительные соки для их переваривания. После этого питательные вещества поступают в цитоплазму клеток энтодермы, а непереваренные частицы удаляются через рот.

У кишечнополостных есть два способа размножения:

При бесполом размножении дочерние особи развиваются как вырост тела родительской особи. Впоследствии они отпочковываются от неё. У некоторых видов дочерние особи не отделяются, и тогда образуется колония, или сообщество организмов.

Рис. 2. Коралловые полипы.

При половом размножении мужские половые клетки выходят в воду и оплодотворяют женские, находящиеся в эктодерме. Из зиготы вырастает личинка, которая у одних видов становится полипом, у других медузой.

Для многих кишечнополостных медуза и полип являются двумя последовательными стадиями развития. Медузой называют зонтиковидную или колоколовидную плавающую форму, полипом – прикреплённую к субстрату.

В типе кишечнополостных выделяют 3 класса:

  • Сцифоидные;
  • Гидроидные;
  • Коралловые полипы.

К сцифоидным относятся сцифомедузы. Это животные более сложного строения, чем гидра. Они имеют светочувствительные глазки, органы обоняния, движения и равновесия.

Рис. 3. Медуза Номура.

Класс Гидроидные насчитывает 4000 видов. Среди них встречаются как гидромедузы с полипоидным поколением, так и полипы без фазы медузы, как пресноводная гидра.

Класс Коралловых полипов включает 6 тыс. видов. Обитают в тёплой воде, не глубже 20 м. Неподвижны, способна к перемещению только личинка.

Классы Особенности Среда обитания
Гидроидные Полипы и медузы с преобладанием бесполого размножения Моря и пресные водоёмы
Сцифоидные Крупные медузы с преобладанием полового размножения Моря, от полярных до экваториальных
Коралловые полипы Наличие известкового или рогового скелета Мелководья тёплых морей, богатые планктоном

Изучая в школьном курсе биологии данную тему, мы дали общую характеристику типа Кишечнополостных. К общим признакам типа относятся: двуслойность строения, радиальная симметрия, наличие стрекательных клеток, развитие с превращением.

Источник: https://obrazovaka.ru/biologiya/tip-kishechnopolostnye-harakteristika-7-klass.html

Презентация по биологии на тему “Тип кишечнополостные. Пресноводный полип гидра”

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему “Тип кишечнополостные. Пресноводный полип гидра”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ ПРЕСНОВОДНЫЙ ПОЛИП ГИДРА * http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

2 слайд Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

3 слайд Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * Лучевую (радиальную) симметрию Двухслойное мешковидное тело Кишечную полость Стрекательные клетки http://aida.ucoz.ru

4 слайд 5 слайд Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * Цели урока: -раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания -изучить особенности образа жизни в связи со средой обитания -показать родство многоклеточных и одноклеточных животных http://aida.ucoz.ru

6 слайд Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * http://aida.ucoz.ru

7 слайд Описание слайда:

* Внешнее строение Тело гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму. На одном конце находится рот, окруженный 5 – 12 щупальцами, другой конец с подошвой на конце

8 слайд Описание слайда:

* Лучевая симметрия У гидры лучевая симметрия. Этот признак характерен для сидячих или малоподвижных животных.

9 слайд Описание слайда:

* Кишечная полость Тело гидры имеет вид мешочка, стенки которого состоят из двух слоев клеток – наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы). Внутри тела имеется кишечная полость.

10 слайд Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * Клетки Слой клеток Их значение в жизни гидры http://aida.ucoz.ru

11 слайд Описание слайда:

* Наружный слой клеток – эктодерма Больше всего в наружном слое кожно-мускульных клеток. Они создают покров тела гидры. В основании каждой такой клетки есть сократимое мускульное волоконце, играющее важную роль при движении животного.

12 слайд Описание слайда:

* Наружный слой клеток – эктодерма В наружном слое расположены и нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т.к. снабжены выростами. Отростки соседних клеток соприкасаются и образуют нервное сплетение. Гидра способна ощущать прикосновения, изменения температуры, появление в воде различных растворенных веществ и другие раздражения.

13 слайд Описание слайда:

* Рефлекс Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной нервной клетки передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них к кожно-мускульным клеткам. Это вызывает сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в комочек.

14 слайд Описание слайда:

* Наружный слой клеток – эктодерма Все тело гидры и особенно ее щупальца усажены большим количеством стрекательных клеток. Стрекательная клетка содержит стрекательную капсулу и стрекательную нить. Снаружи имеется чувствительный волосок. Стрекательные клетки служат средством нападения или защиты.

15 слайд Описание слайда:

* Регенерация Поврежденная гидра легко восстанавливает утраченные части тела. Этот процесс называется регенерацией. Он возможен благодаря интенсивному делению промежуточных клеток.

16 слайд Описание слайда:

* Внутренний слой клеток – энтодерма Клетки энтодермы имеют мускульные волоконца, но основная их роль – переваривание пищи

17 слайд Описание слайда:

Размножение Гидра размножается бесполым и половым способом Бесполое размножение гидры – почкование Половое размножение гидры

18 слайд Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * Вариант 1 Вариант 2 А1-1 А1-1 А2-3 А2-4 А3-1 А3-2 А4-4 А4-3 Мезоглея Эпителиально- мускульные http://aida.ucoz.ru

19 слайд Описание слайда:

* http://aida.ucoz.ru * Критерии оценок: «5»- нет ошибок «4»- одна ошибка «3»- две ошибки http://aida.ucoz.ru

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po_biologii_na_temu__tip_kichechnopolostnye._presnovodnyy_polip_gidra-179596.htm

Тип кишечнополостные. Гидра

Характерные черты этого типа животных и главный представитель кишечнополостных — гидра — настоящий пресноводный хищник.

  • Во-первых, это многоклеточные животные;
  • во-вторых, кишечнополостные — это организмы с радиальной (лучевой) симметрией;
  • 2 зародышевых лепестка: листок эктодермы и листок энтодермы (если проще, то «внешний» и «внутренние» листки);
  • Очень характерное строение тела — наружный пласт клеток — эпидермис, слой клеток, образующих кишечную полость — гастродермис («гастро-» — пищеварительный), а между ними — прослойка из соединительной ткани — мезоглей.

Прослойка эта похожа на желе. У разных организмов количество мезоглея разное. У медуз, например, эта прослойка составляет 90% от массы тела.

  • Специальных органов дыхания нет, специальных органов выделения тоже нет, но есть очень  органы чувств. Есть нервная система — либо нервное сплетение, либо цепи нейронов.
  • Размножение — есть как бесполое — почкованием, так и половое.

Бесполое размножение чем-то напоминает вегетативное размножение растений — у организма образуется «почка», которая отделяется и становится новым самостоятельным организмом.

Теперь рассмотрим жизнедеятельность и строение самого известного представителя типа кишечнополостных —

Гидры пресноводной

Гидру часто называют «полип гидра». «Полип» — означает много конечностей.

Она, как следует из названия, действительно обитает в местах с пресной водой.

Это многоклеточное животное длинной буквально несколько миллиметров.

А знаете, что именно интересует ученых в гидре? Ее способность к регенерации.

Действительно, гидра может восстановить утерянный кусочек тела или даже целое щупальце. Эта способность удивительная и, конечно, было бы здорово использовать ее для людей…

Источник: https://distant-lessons.ru/tip-kishechnopolostnye-gidra.html

Пресноводный полип гидра

Научная классификация

Царство:Животные

Подцарство:Эуметазои

Тип:Стрекающие

Класс:Гидроидные

Отряд:Гидроиды

Семейство:Hydridae

Род:Гидра

Латинское название Hydra Linnaeus , 1758

План строения

• Тело гидры цилиндрической формы, на переднем конце тела на околоротовом конусе расположен рот, окружённый венчиком из 5—12 щупалец. У некоторых видов тело разделено на туловище и стебелёк. На заднем конце тела (стебелька) расположена подошва, с её помощью гидра передвигается и прикрепляется.

Гидра обладает радиальной (одноосно-гетеропольной) симметрией. Ось симметрии соединяет два полюса — оральный, на котором находится рот, и аборальный, на котором находится подошва. Через ось симметрии можно провести несколько плоскостей симметрии, разделяющих тело на две зеркально симметричных половины.

• Тело гидры — мешок со стенкой из двух слоев клеток (эктодермы и энтодермы), между которыми находится тонкий слой межклеточного вещества (мезоглея). Полость тела гидры — гастральная полость — образует выросты, заходящие внутрь щупалец.

Хотя обычно считают, что у гидры есть только одно ведущее в гастральную полость отверстие (ротовое), на самом деле на подошве гидры имеется узкая анальная пора. Через нее может выделяться пузырёк газа.

При этом гидра открепляется от субстрата и всплывает, удерживаясь вниз головой в толще воды. Таким способом она может расселяться по водоему.

Что касается ротового отверстия, то у непитающейся гидры оно фактически отсутствует — клетки эктодермы ротового конуса смыкаются и образуют плотные контакты, такие же, как и на других участках тела [1] . Поэтому при питании гидре каждый раз приходится «прорывать» рот заново.

Клеточный состав эктодермы

• Эпителиально-мускульные клетки эктодермы образуют основную массу клеток этой ткани. Клетки имеют цилиндрическую форму эпителиальных частей и формируют однослойный покровный эпителий . К мезоглее прилегают сократимые отростки данных клеток, образующие продольную мускулатуру гидры.

• Между эпителиально-мускульными клетками находятся группы мелких, округлых клеток называемых промежуточными, или интерстициальными (i-клетки). Это недифференцированные клетки. Они могут превращаться в остальные типы клеток тела гидры, кроме эпителиально-мускульных.

Промежуточные клетки обладают всеми свойствами мультипотентных стволовых клеток. Доказано. что каждая промежуточная клетка потенциально способна дать как половые, так и соматические клетки.

Стволовые промежуточные клетки не мигрируют, однако их дифференцирующиеся клетки-потомки способны к быстрым миграциям.

Нервная система

• Нервные клетки образуют в эктодерме примитивную диффузную нервную систему — рассеянное нервное сплетение (диффузный плексус). В энтодерме есть отдельные нервные клетки. У гидры имеются сгущения диффузного плексуса на подошве, вокруг рта и на щупальцах.

По новым данным, у гидры имеется околоротовое нервное кольцо, сходное с нервным кольцом, расположенным на крае зонтика у гидромедуз. У гидры нет четкого деления на чувствительные, вставочные и моторные нейроны. Одна и та же клетка может воспринимать раздражение и передавать сигнал эпителиально-мускульным клеткам.

Читайте также:  Царство вирусы - биология

Тем не менее, есть два основных типа нервных клеток — чувствительные и ганглиозные. Тела чуствительных клеток расположены поперек эпителиального пласта, они имеют неподвижный жгутик, окруженный воротничком из микроворсинок, который торчит во внешнюю среду и способен воспринимать раздражение.

Ганглиозные клетки расположены в основании эпителиально-мускульных, из отростки не выходят во внешнюю среду. По морфологии большинство нейронов гидры — биполярные или мультиполярные.

В нервной системе гидры присутствуют как электрические, так и химические синапсы .

Стрекательные клетки

• Стрекательные клетки образуются из промежуточных только в области туловища. Сначала промежуточная клетка делится 3-5 раз, образуя кластер (гнездо) из предшественников стрекательных клеток (книдобластов), соединенных цитоплазматическими мостиками. Затем начинается дифференцировка, в ходе которой мостики исчезают. Дифференцирующиеся книдоциты мигрируют в щупальца.

• Стрекательная клетка имеет стрекательную капсулу, заполненную ядовитым веществом. Внутрь капсулы ввёрнута стрекательная нить. На поверхности клетки находится чувствительный волосок, при его раздражении нить выбрасывается и поражает жертву. После выстреливания нити клетки погибают, а из промежуточных клеток образуются новые.

• У гидры есть четыре типа стрекательных клеток — стенотелы (пенетранты), десмонемы (вольвенты), голотрихи изоризы (большие глютинанты) и атрихи изоризы (малые глютинанты). При охоте первыми выстреливают вольвенты.

Их спиральные стрекательные нити опутывают выросты тела жертвы и обеспечивают ее удержание. Под действием рывков жертвы и вызванной ими вибрации срабатывают имеющие более высокий порог раздражения пенетранты.

Шипы, имеющиеся у основания их стрекательных нитей, заякориваются в теле добычи. а через полую стрекательную нить в ее тело вводится яд.

• Большое количество стрекательных клеток находится на щупальцах, где они образуют стрекательные батареи. Обычно в состав батареи входит одна крупная эпителиально-мускульная клетка, в которую погружены стрекательные клетки. В центре батареи находится крупная пенетранта, вокруг нее — более мелки вольвенты и глютинанты.

Книдоциты соединены десмосомами с мускульными волокнами эпителиально-мускульной клетки. Большие глютинанты (их стрекательная нить имеет шипы, но не имеет, как и у вольвент, отверстия на вершине), видимо, в основном используются для защиты. Малые глютинанты используются только при передвижении гидры для прочного прикрепления щупальцами к субстрату.

Их выстреливание блокируется экстрактами из тканей жертв гидры.

Клеточный состав энтодермы

• Эпителиально-мускульные клетки направлены в полость кишки и несут жгутики, которые перемешивают пищу. Эти клетки могут образовывать ложноножки, с помощью которых захватывают частицы пищи. В клетках формируются пищеварительные вакуоли. Железистые клетки энтодермы выделяют в полость кишки пищеварительные ферменты, которые расщепляют пищу.


Дыхание и выделение продуктов обмена происходит через всю поверхность тела животного. Наличие нервной системы позволяет гидре осуществлять простые рефлексы . Гидра реагирует на механическое раздражение, температуру, наличие в воде химических веществ и на ряд других факторов внешней среды

Питание и пищеварение

• Гидра питается мелкими беспозвоночными — дафниями и другими ветвистоусыми, циклопами, а также олигохетами-наидидами. Есть данные о потреблении гидрами коловраток и церкарий трематод . Добыча захватывается щупальцами с помощью стрекательных клеток, яд которых быстро парализует мелких жертв.

Координированными движениями щупалец добыча подносится ко рту, а затем с помощью сокращений тела гидра «надевается» на жертву. Пищеварение начинается в кишечной полости (полостное пищеварение), заканчивается внутри пищеварительных вакуолей эпителиально-мускульных клеток энтодермы (внутриклеточное пищеварение). Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот.

Так как у гидры нет транспортной системы, а мезоглея (слой межклеточного вещества между экто-и энтодермой) достаточно плотная, возникает проблема транспорта питательных веществ к клеткам эктодермы. Эта проблема решается за счет образования выростов клеток обоих слоёв, которые пересекают мезоглею и соединяются через щелевые контакты .

Через них могут проходить мелкие органические молекулы (моносахариды, аминокислоты), что обеспечивает питание клеток эктодермы.

Размножение и развитие

• При благоприятных условиях гидра размножается бесполым путём. На теле животного (обычно в нижней трети туловища) образуется почка, она растет, затем формируются щупальца и прорывается рот.

Молодая гидра отпочковывается от материнского организма (при этом материнский и дочерний полипы прикрепляются щупальцами к субстрату и тянут в разные стороны) и ведет самостоятельный образ жизни. Осенью гидра переходит к половому размножению. На теле в эктодерме закладываются гонады — половые железы, а в них из промежуточных клеток развиваются половые клетки.

При образовании гонад гидр формируется медузоидный узелок . Это позволяет предполагать, что гонады гидры — сильно упрощенные споросаки , последний этап в ряду преобразования утраченного медузоидного поколения в орган. Большинство видов гидр раздельнополы, реже встречается гермафродитизм . Яйцеклетки гидр быстро растут, фагоцитируя окружающие клетки.

Зрелые яйцеклетки достигают диаметра 0,5-1 мм Оплодотворение происходит в теле гидры: через специальное отверстие в гонаде сперматозоид проникает к яйцеклетке и сливается с ней. Зигота претерпевает полное равномерное дробление , в результате которого образуется целобластула .

Затем в результате смешанной деламинации (сочетание иммиграции и деламинации) осуществляется гаструляция . Вокруг зародыша формируется плотная защитная оболочка (эмбриотека) с выростами-шипиками. На стадии гаструлы зародыши впадают в анабиоз . Взрослые гидры погибают, а зародыши опускаются на дно и зимуют.

Весной продолжается развитие, в паренхиме энтодермы путем расхождения клеток образуется кишечная полость, затем формируются зачатки щупалец, и из-под оболочки выходит молодая гидра. Таким образом, в отличие от большинства морских гидроидных, у гидры отсутствуют свободноплавающие личинки, развитие у нее прямое.

Рост и регенерация
Миграция и обновление клеток

• В норме у взрослой гидры клетки всех трех клеточных линий интенсивно делятся в средней части тела и мигрируют к подошве. гипостому и кончикам щупалей. Там происходит гибель и слущивание клеток. Таким образом, все клетки тела гидры постоянно обновляются. При нормальном питании «избыток» делящихся клеток перемещается в почки, которые обычно образуются в нижней трети туловища

Источник: http://MirZnanii.com/a/9991/presnovodnyy-polip-gidra

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, многообразие видов. Класс Гидроидные. Класс Сцифоидные. Класс Коралловые полипы

Тип кишечнополостных насчитывает около 9 тыс. видов. Они произошли от колониальных простейших — жгутиконосцев и распространены во всех морях и пресноводных водоемах. Тип кишечнополостных разделяют на три класса: гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы.

Основные ароморфозы, способствовавшие появлению кишечнополостных :

  • возникновение многоклеточности в результате специализации и объединения взаимодействующих между собой клеток;
  • возникновение двуслойного строения;
  • возникновение полостного пищеварения;
  • появление дифференцированных по функциям частей тела;
  • появление радиальной симметрии.

Кишечнополостные ведут водный, свободный или сидячий образ жизни. Это двухслойные животные, в онтогенезе формирующие два зародышевых листка — экто- и энтодерму, между которыми находится мезоглея — опорная пластинка. Их внутренняя полость называется гастральной. Здесь переваривается пища, остатки которой удаляются через рот, окруженный щупальцами (у гидр).

Класс Гидроидные

Представитель этого класса — пресноводная гидра.

Гидра — полип размером около 1 см. Живет она в пресноводных водоемах, прикрепляясь к субстрату подошвой. Передний конец тела животного образует рот, окруженный щупальцами. Тело гидры покрыто эктодермой, состоящей из нескольких видов клеток:

  • эпителиально-мускульных;
  • промежуточных;
  • стрекательных;
  • половых;
  • нервных.

Энтодерма гидры состоит из эпителиально-мускульных, пищеварительных клеток и железистых клеток.

Слева — Схема расположения нервных клеток в теле гидры. ( по Гессе ). Справа — Стрекательные клетки: А — в покоящемся состоянии, Б — с выброшенной стрекательной нитью (по Кюну): 1 — ядро; 2 — стрекательная капсула; 3 — книдоциль; 4 — стрекательная нить с шипиками; 5 — шипы

Важные особенности кишечнополостных:

  1. наличие стрекательных клеток во внешнем слое. Они развиваются из промежуточных и состоят из стрекательной капсулы, наполненной жидкостью, и стрекательной нити, помещенной в капсуле. Стрекательные клетки служат орудием нападения и защиты;
  2. полостное пищеварение с сохранением внутриклеточного пищеварения.

Гидры — хищники, питающиеся мелкими ракообразными и мальками рыб.

Дыхание и выделение осуществляются всей поверхностью их тела.

Раздражимость проявляется в виде двигательных рефлексов. Наиболее отчетливо на раздражение реагируют щупальца, так как в них плотно сосредоточены нервные и эпителиально-мускульные клетки.

Размножаются гидры почкованием и половым путем. Половой процесс происходит осенью. Некоторые промежуточные клетки эктодермы превращаются в половые клетки. Оплодотворение происходит в воде. Весной появляются новые гидры. Среди кишечнополостных встречаются гермафродиты и раздельнополые животные.

Для многих кишечнополостных характерно чередование поколений. Например, из полипов образуются медузы, из оплодотворенных яиц медуз развиваются личинки — планулы, из личинок снова развиваются полипы.

Гидры способны восстанавливать утраченные части тела благодаря размножению и дифференцировке неспецифических клеток. Это явление называют регенерацией.

Класс Сцифоидные

Этот класс объединяет медуз больших размеров (представители — корнерот, аурелия, цианея).

Медузы обитают в морях. В их жизненном цикле закономерно чередуются половое и бесполое поколения. Тело по форме напоминает зонт и состоит в основном из студенистой мезоглеи, покрытой снаружи одним слоем эктодермы, а изнутри — слоем энтодермы.

По краям зонта расположены щупальца, окружающие рот, находящийся на нижней стороне. Рот ведет в гастральную полость, от которой отходят радиальные каналы, которые соединяются между собой кольцевым каналом.

В результате образуется гастральная система.

Нервная система медуз сложнее нервной системы гидр.

Рис. 34. Развитие сцифомедузы: 1 — яйцо; 2 — планула; 3 — одиночный полип; 4 — почкующийся полип; 5 — делящийся полип; 6 — молодая медуза; 7 — взрослая медуза

Кроме общей сети нервных клеток, по краю зонтика расположены скопления нервных ганглиев, образующих сплошное нервное кольцо и особые органы равновесия — статоцисты. У некоторых медуз появляются светочувствительные глазки, чувствительные и пигментные клетки, соответствующие сетчатке глаза высших животных.

Медузы раздельнополы. Их половые железы расположены под радиальными каналами или на ротовом стебельке. Половые продукты выходят через рот в море. Из зиготы развивается свободноживущая личинка — планула, которая весной превращается в маленького полипа.

Класс Коралловые полипы

Включает одиночные (актинии) или колониальные формы (красный коралл). Они имеют известковый или кремниевый скелет, образованный кристаллами игловидной формы, живут в тропических морях, размножаются бесполым и половым путями (медузной стадии развития нет). Скопления коралловых полипов образуют коралловые рифы.

Источник: https://kaz-ekzams.ru/biologiya/uchebnaya-literatura-po-biologii/biologia-repetitor/568-tip-kishechnopolostnye-obshhaya-xarakteristika-mnogoobrazie-vidov-klass-gidroidnye-klass-scifoidnye-klass-korallovye-polipy.html

Урок Тип Кишечнополостные Гидра — пресноводный полип

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО (полностью)Ткаченко Светлана Николаевна

Место работыМБОУ СОШ №2 г. Кимовска Тульской области

Должностьучитель

Предметбиология

Класс7

Тема и номер урока в темеОбщая характеристика типа Кишечнополостные.

Пресноводная гидра, особенности ее строения и жизнедеятельности (урок №1 в теме «Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные»)

7.Базовый учебникВ.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. — М.: Вентана-Граф, 2013.

8. Цель урока: создать условия для выявления главных признаков типа Кишечнополостные,  раскрытия особенностей внешнего и внутреннего строения кишечнополостных на примере пресноводного полипа гидры в связи с образом жизни и со средой обитания.

9. Задачи: данный урок предназначен для учащихся 7 класса, в котором уровень подготовки обучающихся и уровень сформированности их познавательного интереса выше среднего, в связи с чем задачи урока ставлю следующие:

Обучающие:

выявить место кишечнополостных в эволюции животного мира;

сформировать знания обучающихся о симметрии тела животных в связи с их образом жизни;

сформировать представление о жизненных формах кишечнополостных на примере полипов и медуз и умение различать эти жизненные формы;

Читайте также:  Многообразие земноводных. их значение в природе и для человека - биология

раскрыть особенности среды обитания, внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности гидры как низшего многоклеточного животного;

раскрыть особенности размножения и развития гидры;

продолжить формирование умений узнавать изученные объекты на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.

Воспитательные:

способствовать воспитанию бережного отношения к кишечнополостным животным и к природе в целом, выявив роль кишечнополостных в природе, в цепях питания, в жизни людей;

способствовать развитию творческого отношения учебной деятельности с помощью дифференцированных заданий, учитывающих способности, индивидуальные особенности, интересы детей;

обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету (с помощью использования на уроке опережающих заданий, видеофрагментов, анимаций, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и способности обучающихся);

способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности при работе с учебником, выполнении учебных заданий, подготовке индивидуальных заданий;

создать условия, обеспечивающие воспитание аккуратности, внимательности при выполнении заданий, чувства взаимопомощи при изучении трудных участков темы, навыков самоконтроля, самооценки при выполнении проверочных заданий.

Развивающие:

обеспечить ситуации, способствующие развитию у обучающихся аналитико-синтетических умений: сравнивать (простейших и кишечнополостных), обобщать, устанавливать причинно-следственные связи (связь строения гидры со средой обитания, строения клеток тела с их функциями), делать выводы;

способствовать развитию умений обучающихся работать с учебником, находить главные мысли в тексте параграфа;

способствовать развитию мыслительной и познавательной деятельности обучающихся с помощью ЭОР;

обеспечить условия для развития информационной культуры учащихся, коммуникативных умений: вести диалог с учителем и одноклассниками, грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная (общеклассная). Данные формы работы подобраны с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики взаимоотношений между ними, уровня сформированности их познавательного интереса.

Методы работы: словесные (рассказ, беседа, объяснение, сообщения), наглядные (демонстрация видеопособий, изображений), проблемно – поисковые (работа с дополнительными источниками информации, книгой, привлечение знаний из других наук), методы контроля и самоконтроля (обратная связь), метод стимулирования, из нетрадиционных методов — метод творческого самовыражения. Данные методы также учитывают индивидуальные особенности обучающихся, специфику взаимоотношений между ними, уровень сформированности их познавательного интереса.

Технологии обучения: личностно-ориентированное (в том числе развивающее),ИКТ, здоровьесберегающие, технология развития критического мышления.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Информационное и программно – методическое обеспечение урока:

– рабочая программа учебного предмета «Биология» 7 класс, базовый уровень;

— учебник: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7

класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. — М.: Вентана-Граф, 2013.

– Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс. Универсальные поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2006.

– Драгомилов В.Н. Итоговая проверка знаний учащихся. 6-11 класс. – М.: Генжер, 1996.

— Биология. Электронный учебник (все разделы биологии) (http://314159.ru/ebio.htm)

– Мультимедийное приложение к урокам «Уроки биологи. 7 класс», издательство «Глобус».

– Мультимедийное учебное пособие по теме «Кишечнополостные» (автор Ткаченко С.Н., учитель биологии).

– Мифы древней Греции. – Москва: «Махаон», 2010.

— Детская энциклопедия. Я познаю мир. Животные.- М. ТКО «АСТ”, 1995.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового

номера из таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время (в мин)

1

Организационный этап

-проверка готовности к уроку.

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

О,5 мин.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

схема «Эволюционное древо» (№2)

Ребята, перед вами схема «Эволюционное древо», найдите на ней ранее изученных вами животных.

?Кто эти животные?

? Какие потомки произошли от простейших? Кто будет объектом изучения сегодня на уроке?

– Сообщает тему урока:

Тема урока: Общая характеристика типа Кишечнополостные.

Пресноводная гидра, особенности ее строения и жизнедеятельности.

– вовлекает учащихся в процесс постановки целей урока:

а) какой тип животных мы будем сегодня изучать?

б) что бы вам хотелось узнать о гидре как представителе кишечнополостных?

в) как вы думаете, зачем вам нужны знания об этих животных, как вы сможете на практике применять полученные знания?

– подводит итог обсуждения целей урока, корректирует ответы и делает вывод: Основная цель сегодняшнего урока — выявить главные признаки типа Кишечнополостные,  раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения кишечнополостных в связи с их образом жизни и со средой обитания (заранее записана на обратной стороне доски)

– создает проблемную ситуацию для мотивации учебной деятельности обучающихся:

250 лет назад голландский ученый Абрам Трамбле в одном из прудов замка Сонгюлье нашел однажды маленьких животных, которых сначала принял за растения. Это были гидры.

Ваша задача после изучения нового материала дать ответ: почему гидру приняли за растение и по каким признакам она была все-таки отнесена к животным?

-участвуют в беседе:

(простейшие)

(кишечнополостные)

-записывают тему урока в тетрадь;

-участвуют в беседе, формулируют свои ответы;

-слушают учителя, настраиваются на достижение поставленных целей

3,5 мин

3

Актуализация знаний

-организует фронтальную беседу:

Какие царства живой природы вы знаете?

Назовите главные признаки царства Животные.

На эволюционном древе видно, что кишечнополостные – это потомки древних простейших. Назовите существенные признаки типа простейшие.

-отвечают на поставленные вопросы, участвуют в беседе:

(Царства Вирусов, Бактерий, Грибов, Растений, Животных)

(гетеротрофное питание, в клетках животных отсутствует клеточная стенка, активно передвигаются, освоили разные среды жизни)

(состоят из одной клетки, которая выполняет все функции живого: перемещается, питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается).

2 мин

4.

Усвоение новых знаний

-изображение гидры (№1);

-авторское мультимедийное учебное пособие по теме «Кишечнополостные» (№3)

ЭОР №4

-слово учителя: «Итак, приступим к изучению нового типа животных – типа Кишечнополостные. Представителем этого типа является гидра (на экране изображение гидры)

Впервые описал гидру Левенгук, род гидра ввел К. Линней.

– организует работу учащихся по просмотру видеофрагмента из фильма «Тип Кишечнополостные» (ЭОР№3), представляет план просмотра, заранее написанный на доске, обращает внимание обучающихся на основные моменты фильма:

1. Места обитания гидры.

2. Форма тела гидры.

3. Кишечная полость.

4. Симметрия тела гидры.

5. Слои тела гидры.

6. Клетки тела гидры.

7. Размножение гидры.

8. Регенерация.

– организует проведение физкультминутки для повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением, эффективного переключения обучающихся на другой вид деятельности.

– организует обсуждение фильма, координирует работу обучающихся:

а) где обитает гидра?

б) какая форма тела у гидры, с чем связана такая форма?

в) как называется полость тела гидры?

г) какая симметрия у кишечнополостных, с чем она связана? (демонстрирует слайд из ЭОР №3 «Симметрия тела животных»)

д) какие слои выделяют в теле гидры? (слайд из ЭОР №3 «Слои тела гидры»);

е) какие типы клеток находятся в эктодерме и энтодерме? (слайд из ЭОР №3 «Слои тела гидры);

ж) какими способами гидра может размножаться? (анимации из ЭОР №3 «Почкование гидры», «Половое размножение гидры»)

з) что такое регенерация?

– объясняет, что такое жизненная форма животных на примере полипа и медузы;

– организует самостоятельную работу с учебником:

? Как осуществляется дыхание и выделение у гидры? (стр. 60)

(данная репродуктивная работа ориентирована на учащихся с низкой познавательной активностью, на слабоуспевающего ученика)

– предваряет выступление учащегося с практикоориентированным опережающим заданием о роли кишечнополостных в природе, о необходимости беречь животных этого типа (создает ситуацию успеха в учебной деятельности) (данное задание получает один из учащихся со средним или выше среднего уровнем познавательной активности, интереса к предмету)

-слушают учителя,

-слушают учителя, настраиваются на просмотр;

– смотрят видеофрагмент, соотносят увиденное с планом просмотра;

-выполняют упражнения

-отвечают на вопросы учителя;

-отвечают на вопрос, работают со слайдом, записывают в тетрадях типы симметрии;

-отвечают на вопрос, выписывают названия слоев в тетради;

-работают со слайдом, отвечают на вопрос, выписывают в тетради названия клеток эктодермы и энтодермы;

-отвечают на вопрос, смотрят анимации;

-отвечают на вопрос, записывают определение этого понятия в тетради;

-слушают учителя;

-работают с учебником,

– один из учеников отвечает на поставленный вопрос;

– ученик, выполнявший опережающее задание, кратко рассказывает о роли кишечнополостных в природе, цепях питания, в жизни человека, делает вывод о необходимости беречь природу.

28 мин

5

Закрепление материала

-организует дифференцированную проверочную работу по вариантам с целью получения информации об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися;

(листы с заданиями, ключи к ответам и оцениванию прилагаются).

-организует самопроверку и самооценку обучающимися своей работы, предложив им ключ к ответам и к оцениванию работы (заранее записан на обратной стороне доски, можно вывести и на экран)

-отслеживает результаты (получает информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися)

– обучающимся, получившим «3» и «2» предлагает исправить их на следующем уроке (по желанию учеников).

-выполняют самостоятельно задания в индивидуальных листах;

– учащиеся осуществляют самопроверку, самооценку своей работы;

– поднимают руки сначала ученики, которые получили за выполнение проверочного задания «5», потом- «4» и т.д.;

5,5 мин

6

Подведение итогов урока, рефлексия

-подводит итоги урока, соотносит результаты обучения с поставленными целями (цели записаны на доске):

а) почему же Абрам Трамбле, когда впервые увидел полипа гидру, решил, что это растение? На каких основаниях гидру относят к царству Животных?

в) на основе полученных знаний о гидре, сделайте вывод об общих признаках типа Кишечнополостные (направляет формулировку вывода по плану:

-из скольких слоев состоит тело,

-какой тип симметрии,

-почему называются «кишечнополостные»,

-где обитают,

-какие имеют жизненные формы)

(задание направлено на учащихся со средним и выше среднего уровнем познавательной активности и интереса к предмету)

в) достигнуты ли цели сегодняшнего урока?

-настраивает на рефлексию;

-осуществляет педагогическое оценивание: выставляет и комментирует оценки за работу на уроке, отдельно подчеркивает успехи некоторых обучающихся, активно работавших на уроке.

-отвечают на вопросы

(благодаря длинным щупальцам и малоподвижности, похожа на маленькое растение. Гидра – это животное, т.к. проявляет все признаки представителей этого царства: движется, питается готовой пищей)

-формулируют выводы:

1) двухслойные многоклеточные животные,

2) лучевая симметрия тела,

3) кишечная полость,

4) обитают в водной среде;

5) жизненные формы – медуза и полип;

-определяют степень соответствия поставленных целей и результатов деятельности;

-отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения: что получилось на уроке, что вызвало затруднения, чтобы еще хотелось узнать об изученных животных, где могут пригодиться полученные знания на практике;

– подают дневники учителю.

4 мин

7

Домашнее задание

-разъясняет домашнее задание, записывает его на доске (пар. 13)

– создает ситуацию, обеспечивающую успех в учебной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей детей, их способностей и интересов, предлагая выполнить дома дифференцированные задания:

а) нарисовать схему бесполого и полового размножения гидры;

б) изобразить с помощью пластилина модель способа передвижения гидры,

в) составить «ложный» рассказ о гидре, в котором учащиеся должны будут найти ошибки;

г) составить презентацию об особенностях кишечнополостных,

д) прочитать древнегреческий миф от Геракле, сражавшимся с Гидрой, объяснить, почему же пресноводный полип получил название «гидра».

-записывают домашнее задание в дневники;

-распределяют задания, задают уточняющие вопросы

1,5 мин

Источник: http://aret.ru/10-klass/urok-tip-kishechnopolostnye-gidra-presnovodnyi-polip/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]