Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, биология

Инфоурок › Биология ›Презентации›Презентация по биологии на тему “Опорно-двигательная система. Состав ,строение и рост костей”( 8 класс)

Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология Описание слайда:

Значение опорно-двигательной системы. Строение костей

2 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология Описание слайда:

Цель урока: Формирование знаний учащихся о строении скелета человека и значении опорно-двигательной системы. Задачи урока: 1.Образовательные: Изучить основные отделы скелета человека. Сформировать новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях опорно- двигательной системы; 2.

Развивающие: Развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы, конспекты; Совершенствовать умения проводить наблюдения за натуральными объектами, давать общую характеристику изучаемого материала.

Продолжить развитие умений учащихся работать в группах, слушать оппонентов. Продолжить развивать навыки работы с ПК. 3.Воспитательные: Создание на уроке доброжелательного отношения между учащимися, атмосферу творческого поиска, формирование положительной мотивации в исследовательской деятельности.

Воспитывать бережное отношение к своему организму. Научиться следить за своей осанкой, корректировать её состояние.

3 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология Описание слайда:

Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление знаний и способов деятельности. Педагогические технологии: ПТТМСО Ж.А.Караева (педагогическая технология трехмерной методической системы обучения), ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии, элементы критического мышления.

4 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология
5 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология Описание слайда:

Если не бегать пока здоров, придется бегать, когда заболеешь. Гораций.

6 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология Описание слайда:

Сегодня на уроке мы разберем: Функции опорно-двигательной системы Химический состав костей Микроскопическое строение кости Макроскопическое строение кости

7 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология
8 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология
9 слайд Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология
10 слайд Описание слайда:

Двигательная обеспечивает передвижение тела и его частей в пространстве Защитная кости скелета защищают органы от травм Опорная опорный остов организма Биологическая кости – источник Ca, Р и других минеральных веществ. красный костный мозг – источник клеток крови Функции

11 слайд Описание слайда:

Трубчатые (конечности) Губчатые кости (тела позвонков, грудина, кости стопы, кисти) Плоские (кости черепа, лопатки, тазовые)

12 слайд
13 слайд Описание слайда:

большая берцовая кость человека, в вертикальном положении, может выдержать груз в 1500 кг. !!!

14 слайд Описание слайда:

Самая маленькая кость Стремечко Самая маленькая кость в скелете человека около 3 мм, массой 0, 5 гр – это одна из 3 слуховых косточек в среднем ухе – стремечко.

15 слайд Описание слайда:

Неорганические вещества 70% Органические вещества 30% Вода Соли: Кальция Магния Фосфора белок коллаген, углеводы, лимонная кислота, ферменты

16 слайд
17 слайд
18 слайд Описание слайда:

Органические вещества – придают гибкость и упругость костям. Неорганические вещества – обеспечивают костям твердость. Сочетание этих веществ – обеспечивает прочность

19 слайд Описание слайда:

Губчатое вещество Компактное вещество

20 слайд Описание слайда:

костные клетки костные пластины костный канал кровеносные сосуды межклеточное вещество Микроскопическое строение кости

21 слайд Описание слайда:

Губчатое вещество Надкостница Компактное вещество Костномозговая полость Тело трубчатой кости Головка трубчатой кости Шейка трубчатой кости

22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд Описание слайда:

Неподвижное шов Подвижное

27 слайд
28 слайд Описание слайда:

Неподвижное соединение – шов Подвижное соединение – сустав Полуподвижное соединение 1 3 2 6 5 4 1- суставная жидкость 4- ямка трубчатой кости 6- головка 2- суставная сумка 3- надкостница 5- хрящ 1 2 3

29 слайд Описание слайда:

Какую функцию выполняет ОДС? Какой тканью образована ОДС? Какие типы костей характерны для скелета человека? Какие вещества входят в состав костей? Как происходит рост костей в длину и толщину?

30 слайд
31 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Изучить материал на стр.100 – 107, ответить на вопросы на стр106 – 107

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Пожаловаться на материал

Проверен экспертом

Общая информация

Скелет. Строение, состав и соединение костей скелета человека

Если бы в теле человека не было костей, то оно напоминало бы бесформенный студенистый мешок, как у медузы.

Кости придают нашему телу форму. Они твёрдые и прочные. Все кости в теле человека образуют скелет. Слово «скелет» происходит от греческого слова «скелетос», что в переводе означает «высохший», вероятно, из-за того, что ткани скелета кажутся совсем безжизненными.

В скелете человека выделяют три отдела: скелет головы, скелет туловища и скелет конечностей. Масса скелета составляет около 11 килограммов.

Он играет большую роль в жизни человека: является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений.

Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника – спинной мозг, который находится внутри него.

Мышцыэто двигатели нашего тела, благодаря которым мы передвигаемся и работаем. Они позволяют заниматься спортом, быть ловкими, сильными и быстрыми. Они осуществляют дыхательные движения, движения глаз, глотание, обеспечивают образование звуков. Мышцы вместе с костями придают телу форму.

Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология

Строение и форма мышц зависят от той работы, которую им приходится чаще всего выполнять. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Они способны сокращаться и расслабляться. За счёт этого происходит движение костей, а значит, и нашего тела. Все этими процессами управляет головной мозг.

У человека выделяют мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей. Всего в теле человека насчитывается более 600 мышц.

Например, 200 из них используются при ходьбе, 43 – для того, чтобы наморщить лоб, и 17 – для того, чтобы улыбнуться.

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему. Её главная роль – обеспечение опоры и движения организма.

Так как кости не могут сами выполнять движения, они являются пассивной частью опорно-двигательной системы. Активной частью опорно-двигательной системы являются скелетные поперечно-полосатые мышцы. Именно они, сокращаясь, обеспечивают движение костей скелета, как рычагов.

Для человека характерно прямохождение и вертикальное положение тела, в связи с этим в опорно-двигательной системе имеется ряд особенностей. Например, изгибы позвоночника придают ему упругость во время совершения различных движений.

В скелете взрослого человека насчитывается от 204 до 208 костей. Они отличаются друг от друга по размерам, форме и выполняемым функциям. Различают трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости.

Трубчатые кости входят в скелет верхних и нижних конечностей. Например, кости плеча, предплечья, бедра и голени. Они являются прочными рычагами, с помощью которых возможно передвижение организма или перемещение его частей.

Все трубчатые кости имеют вид полых цилиндров с утолщёнными концами – эпифизами. Средняя часть кости называется диафизом.

Сверху кости покрыты соединительнотканной оболочкой – надкостницей. Она состоит из двух слоёв. В наружном слое много сосудов и нервных окончаний. К нему прикрепляются сухожилия и мышцы.

Внутренний слой – тонкий и нежный, он состоит из живых клеток.

Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология

Надкостница прочно срастается с костной тканью. За ней располагается слой компактного вещества. В эпифизах компактное вещество переходит в губчатое. Оно заполняет всю головку.

Компактное и губчатое вещество образованы костными пластинками и межклеточным веществом. В компактном веществе костные пластинки образуют сложные системы ─ остеоны, которые состоят из вставленных друг в друга цилиндров. В центре каждого остеона расположен канал, по которому проходят кровеносные сосуды и нервы.

В губчатом веществе костные пластинки и перекладины перекрещиваются между собой и образуют множество ячеек.

Губчатые кости состоят из губчатого вещества, которое покрыто тонким слоем компактного. К губчатым костям относится надколенник и кости запястья. Кости такого типа расположены там, где необходимы одновременно большая прочность и подвижность.

К плоским, или широким, костям относятся тазовая кость, лопатка, кости мозгового отдела черепа. Их ширина и длина значительно превышают толщину. Они образуют стенки грудной, брюшной полостей и черепа. Плоские кости выполняют функцию опоры и защиты.

Смешанные кости состоят из нескольких частей, имеющих различное строение и форму. К этому типу костей относятся позвонки и кости основания черепа. Они выполняют функцию опоры и защиты.

Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология

Кость состоит из нескольких тканей, важнейшей из которых является костная. К какому бы типу не относилась кость, она имеет сложный химический состав.

Живая кость содержит 50% воды, 12,5% белков, 15,7% жиров и углеводов и 21,8% неорганических соединений.

Это различные соединения, в состав которых входят кальций, фосфор, магний и в незначительном количестве – алюминий, фтор, марганец, свинец, молибден, железо и другие элементы.

Читайте также:  Испарение воды растением, Биология

В костях содержится 99% всего кальция, имеющегося в теле человека. Кости – своеобразное депо этого элемента.

Органические вещества придают кости эластичность и упругость, а неорганические, или минеральные, вещества придают твёрдость. Сочетание этих веществ делает кость очень прочной.

В детском возрасте в костях преобладают вода и органические вещества. С возрастом содержание органических веществ уменьшается и увеличивается содержание неорганических.

Поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и часто ломаются.

Кость представляет собой живое образование, в котором происходят процессы роста и обмена веществ. В детстве и юности кости людей растут в длину и утолщаются.

Рост костей в длину происходит за счёт зон роста, которые расположены на границе диафиза и эпифизов. Здесь хрящевая ткань непрерывно растёт и замещается костной тканью. Если прослойка хряща подвергается окостенению, то рост кости прекращается. В толщину кость растёт за счёт деления клеток внутреннего слоя надкостницы.

В возрасте 22–25 лет формирование скелета заканчивается.

Между перекладинами губчатого вещества кости содержится особая ткань – красный костный мозг. В нём происходит образование клеток крови – кроветворение.

До младшего школьного возраста (7–9 лет) красный костный мозг находится как в губчатом веществе, так и в полостях трубчатых костей. В дальнейшем в диафизах он заменяется жировой тканью, которую называют жёлтым костным мозгом.

Он является накопителем жировой ткани и не участвует в кроветворении.

Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология

Кости соединяются между собой по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное (непрерывное), полуподвижное (полупрерывное) и подвижное (прерывное, или сустав).

Неподвижное соединение костей осуществляется хрящевой или соединительной тканью. У новорождённого ребёнка тазовая кость образована тремя костями (седалищной, лобковой и подвздошной). Они соединены хрящевыми прослойками. С возрастом хрящ постепенно заменяется костной тканью, и кости срастаются, образуя таз.

Неподвижное соединение костей может осуществляться с помощью швов. Так соединяются между собой кости черепа. В этом случае многочисленные выступы одной кости входят в соответствующие углубления другой кости. Непрерывные соединения обеспечивают надёжную защиту и опору для внутренних органов и мозга.

Большинство костей тела человека не сращены между собой, так как если бы кости нашего тела срастались, то движения были бы невозможны.

В полуподвижных соединениях кости связаны между собой хрящевыми дисками. Такие хрящевые диски расположены между телами позвонков.

Они позволяют позвонкам менять своё положение в пространстве, и человек может совершать наклоны в разные стороны. С помощью таких хрящевых образований рёбра прикрепляются к грудине.

Полупрерывные соединения смягчают толчки и удары. Они работают как биологические амортизаторы.

Подвижные (прерывные) соединения костей – суставы – облегчают скольжение костей относительно друг друга, одновременно плотно скрепляя их между собой. Скольжение достигается благодаря тому, что соединяющиеся концы костей имеют соответствующую форму.

  • Например, если на одной кости есть головка, то на другой – ямка.
  • Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология
  • Приведём несколько примеров суставов: это тазобедренный, коленный, локтевой суставы.

Строение коленного сустава. В его состав входят суставные поверхности сочленяющихся костей, капсула, полость, суставная жидкость, а также вспомогательные элементы – связки и мениски.

Сочленяющиеся концы костей покрыты гладким хрящом, который уменьшает трение между ними и облегчает движение. Прочность скрепления костей обеспечивается с помощью суставной капсулы, которая состоит из соединительной ткани, натянутой между концами костей по всей окружности сустава.

Края капсулы прирастают к костям и прочно закрывают полость сустава. Полость сустава заполнена суставной, или синовиальной, жидкостью. Она постоянно выделяется внутренней поверхностью суставной капсулы. Синовиальная жидкость необходима для питания хряща и уменьшения трения костей.

Наружный слой суставной капсулы переходит в надкостницу.

Капсула делает суставную полость герметичной. Герметичность способствует сближению костей и обеспечивает суставу достаточную прочность.

  1. В создании герметичности принимают участие связки.
  2. Связки – это пучки плотной волокнистой ткани, которые соединяют кости.
  3. В состав опорно-двигательной системы входят свыше 230 суставов и около 700 связок.

Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология

В состав опорно-двигательной системы входит свыше 230 суставов и около 700 связок.

Итог урока. Основу организма человека составляет скелет. В его состав входит более 200 костей. Различают трубчатые, плоские, губчатые и смешанные кости. Между собой они могут соединяться по-разному. Существует три типа соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное (сустав).

Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма.

Урок №22 Значение опорно-двигательного аппарата. Состав, строение и рост костей. Соединение костей. – Бионичка

  • Опорно-двигательная система (ОДС) организма человека состоит из:
  • скелета (включая связки и суставы); и скелетных мышц.
  • Скелет представляет собой пассивную часть ОДС, а мышцы — активную.
  • Вместе они образуют систему, так как сокращение мышц приводит кости скелета в движение.
  • Основными функциями опорно-двигательной системы являются: опорная; двигательная; защитная.

Скелет выполняет опорную и защитную функции, т. к. кости скелета, соединённые связками и суставами, поддерживают другие органы и системы, а также защищают их от возможных внешних воздействий.

Пример: так, головной мозг расположен в полости черепа и защищён его костями; лёгкие и сердце защищены грудной клеткой — и т. д.

  1. Опорно-двигательный аппарат выполняет биологические и механические функции.
  2. К биологическим относится: 
  3. кровеобразующая – обеспечивает образование новых кровяных клеток; 
  4. обменные процессы – солевой обмен (в скелете содержатся соли кальция, фосфора). 
  5. Механическая функция заключается в: 
  • опоре – поддержание тела, прикрепление мышц, внутренних органов; 
  • движении – подвижные соединения обеспечивают работу кости, как рычага, который приводится в движение с помощью мышц; 
  • защите внутренних органов; 
  • амортизации – особенности строения смягчают и уменьшают сотрясение при передвижении тела.

Скелетные мышцы выполняют двигательную функцию. Кости, прикреплённые к мышцам, приводятся в движение как рычаги.

  • Мышцы также выполняют защитную функцию.
  • Пример: органы брюшной полости защищены от внешних воздействий не только позвоночником и костями таза, но и мышцами спины и живота.
  • Кроме того, ОДС участвует в обмене веществ в организме (минеральном, белковом) и выполняет кроветворную функцию (в красном костном мозге губчатых костей образуются форменные элементы крови).
  •        Кость — основная структурная единица скелета.
  • В образовании кости основная роль принадлежит соединительной костной ткани.
  • Костная ткань включает: клетки — остеоциты; и межклеточное вещество.
  • Межклеточное вещество очень плотное, что придаёт костной ткани механическую прочность.

Остеоциты окружены мельчайшими «канальцами» с межклеточной жидкостью, через которую происходит питание и дыхание костных клеток. В костных каналах проходят нервы и кровеносные сосуды.

  1. Твёрдость костям придаёт наличие в их составе неорганических веществ: минеральных солей фосфора, кальция, магния.
  2. Гибкость и упругость придают органические вещества.
  3. Прочность кости обеспечивается сочетанием твёрдости и упругости.
  4. Большей гибкостью обладают кости растущего организма, большей прочностью — кости взрослого (но не старого) человека.
  5. Состав кости и свойства веществ, входящих в её состав, можно экспериментально доказать.
  6. Сжиганием:

при длительном прокаливании кости органические соединения сгорают. Кость становится хрупкой, рассыпается при прикосновении на множество мелких частиц. Остатки состоят из неорганических соединений. Значит, в отсутствие органических веществ кость теряет гибкость и упругость.

Погружением в раствор соляной кислоты на несколько дней: неорганические соли растворяются в соляной кислоте и вымываются из кости. Кость становится гибкой, её можно завязать в узел. Значит, при отсутствии неорганических солей кость теряет твёрдость.

  • Каждая кость — сложный орган.
  • По форме кости разделяют на:
  • трубчатые;
  • губчатые;
  • плоские;
  • смешанные.
  1. Рассмотрим строение трубчатых костей на примере бедренной кости.
  2. Во внешнем строении длинной трубчатой кости можно выделить тело кости (диафиз) и две концевые суставные головки (эпифизы).
  3. Опорно-двигательная система, состав, строение и рост костей, Биология
  4. Эпифизы трубчатой кости покрыты хрящом.
  5. Между телом и головками расположен эпифизарный хрящ, обеспечивающий рост кости в длину.
  6. Внутри кости находится полость (канал) с жёлтым костным мозгом (жировой тканью), что и дало название таким костям — трубчатые.
  7. Эпифизы бедренной кости представлены губчатым веществом.
  8. Тело кости (диафиз) внутри образовано губчатым веществом, снаружи — толстой пластинкой компактного вещества и покрыто оболочкой — надкостницей.

В надкостнице расположены кровеносные сосуды и нервные окончания, благодаря чему она обеспечивает рост кости в толщину, питание, срастание костей после переломов. На суставных головках (эпифизах) надкостница отсутствует.

Читайте также:  Тип Кольчатые черви, Биология

Скелет человека содержит более 200 костей.

Количество костей в скелете человека зависит от возраста. Так, например, у взрослого их около 206, а у ребёнка – 270. Такая разница связана с тем, что некоторые кости отделов скелета человека со временем срастаются (череп, позвоночник, таз). В организме основную часть составляют парные кости, непарных всего лишь 33.

  • Если говорить о количестве по отделам, то: 
  • череп состоит из 23 костей; 
  • позвоночник – около 33; 
  • грудной отдел – 25; 
  • верхние конечности – 64; 
  • нижние конечности – 62.

Все кости скелета по строению, происхождению и выполняемым функциям делят на четыре вида:

трубчатые (плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, большая берцовая, малоберцовая) — это длинные кости в форме трубки, имеющие внутри канал с жёлтым костным мозгом. Обеспечивают быстрые разнообразные движения конечностей.

Губчатые (длинные: рёбра, грудина; короткие: кости запястья, предплюсны) — кости, преимущественно состоящие из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Содержат красный костный мозг, обеспечивающий функцию кроветворения.

Плоские (лопатки, кости черепа) — кости, ширина которых преобладает над толщиной для защиты внутренних органов. Состоят из пластинок компактного вещества и тонкого слоя губчатого вещества.

  1. Смешанные — состоят из нескольких частей, имеющих разное строение, происхождение и функции (тело позвонка является губчатой костью, а его отростки — плоскими костями).
  2. Различные виды соединения костей обеспечивают функции частей скелета.
  3. Неподвижное (непрерывное) соединение представляет собой срастание или скрепление соединительной тканью для выполнения защитной функции (соединение костей крыши черепа для защиты головного мозга).
  4. Полуподвижное соединение через упругие хрящевые прокладки образуют кости, выполняющие и защитную, и двигательную функции (соединения позвонков межпозвоночными хрящевыми дисками, рёбер с грудиной и грудными позвонками).
  5. Подвижное (прерывное) соединение благодаря суставам имеют кости, обеспечивающие движение организма.
  6. Разные суставы обеспечивают различные направления движений.
  7. Сустав состоит из:
  • суставных поверхностей сочленяющихся костей;
  • суставной сумки;
  • суставной полости;
  • суставной (синовиальной) жидкости.

Суставные поверхности соответствуют друг другу по форме и покрыты гиалиновым хрящом. Суставная сумка образует герметичную полость с синовиальной жидкостью. Это способствует скольжению и защищает кость от стирания.

Презентация Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей 8 кл. ФГОС УМК Пасечник

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • 1.Сердце человека относят к следующему уровню организации а)атомно-молекулярному б)тканевому в)органному г)системному
  • Слайд 3
  • 2.Белки в организме человека относят к следующему уровню организации живого а)атомно-молекулярному б)тканевому в)органному г)системному
  • Слайд 4
  • 3.Многообразие размеров и форм клеток организма человека можно объяснить а)разнообразием химических элементов, образующих их структуру б)разнообразием органических веществ, входящих в их состав в)спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме г)спецификой размещения в структурах органов
  • Слайд 5
  • 4.Ткань, для которой характерны функции: защитная, транспортная и опорная а)эпителиальная б)соединительная в)мышечная г)нервная
  • Слайд 6
  • 5.Вид ткани, для которой характерно минимальное содержание межклеточного вещества а)эпителиальная б)соединительная в)мышечная г)нервная
  • Слайд 7
  • 6.Органы человека а)всегда состоят из одного вида тканей б)в норме не могут работать вне организма в)являются исключительно внутренними структурами г)всегда работают независимо друг от друга
  • Слайд 8
  • 7.Системы органов, регулирующие жизнедеятельность всего организма как единого целого а)опорно-двигательная и пищеварительная б)кровеносная и дыхательная в)нервная и эндокринная г)выделительная и покровная
  • Слайд 10
  • Правильные ответы 1-в 2-а 3-в 4-б 5-а 6-б 7-в Оценка «5»-нет ошибок «4»-1 ошибка «3»-2-3 ошибки «2»-4 и более
  • Слайд 11
  • Опора и движение Состав, строение и рост костей
  • Слайд 12
  • Цель урока -выяснить особенности строения опорно-двигательной системы, состава, строения и роста костей.
  • Слайд 13

Общий обзор Организма человека Проверочная работа

Это интересно 1.Считается, что в теле взрослого человека примерно 206 костей, а у ребенка – примерно 300. В процессе взросления некоторые кости срастаются в более крупные. 2.Ключица является наиболее часто ломающейся костью человека. 3.Самыми прочными костями считаются бедренные, даже несмотря на то, что они полые: говорят, что они прочнее бетона. 4.Самая короткая кость – стремечко, расположенное в среднем ухе и передающее колебания барабанной перепонки к чувствительным клеткам внутреннего уха. Ее длина – всего 2-4 миллиметра.

Слайд 14

Это интересно 5.Почти половина всех костей человека находится в его запястьях и ступнях. 6.Самая длинная кость в теле человека – бедренная: ее длина составляет около 27,5 процентов от роста человека. 7.

Костная масса взрослого человека составляет около 15 процентов от общей массы тела. 8.

Клетки нашего скелета постоянно обновляются, в результате чего каждые 7 лет мы получаем полностью обновленный скелет, не имеющий ни единой общей клетки с тем, что был лет 8 назад.

  1. Слайд 15
  2. Опорно-двигательная система Пассивная Активная СКЕЛЕТ МЫШЦЫ
  3. Слайд 16

Функции опорно-двигательной системы (ОДС) 1.Опорная – поддержание всех других систем и органов, сохранение формы тела 2.Двигательная – передвижение в пространстве тела и его частей 3.Защитная – ограничивая внутренние полости, предохраняет от внешних воздействий расположенные в них внутренние органы Основной структурной единицей ОДС являются -кости -мышцы

  • Слайд 17
  • Состав и строение кости А)Структурная основа кости – костная ткань Б)Состав костной ткани Органические вещества -коллаген -придают костям упругость Неорганические вещества -минеральные соли Р, Са , Mg -придают костям твердость
  • Слайд 18
  • Состав и строение кости
  • Слайд 19
  • Состав и строение кости Кость состоит из множества трубочек -остеонов Строение остеона Остеон состоит из нескольких слоев тонких костных пластинок расположенных вокруг канала, по которому проходят кровеносные сосуды (питают остеон) и нервные волокна. Между пластинками расположены костные клетки – остеоциты (с отростками) остеон
  • Слайд 20
  • Состав и строение кости Микроскопическое строение кости Головка кости Компактное вещество Губчатое вещество Надкостница Компактное вещество -костные трубочки уложены плотно в кости Губчатое вещество – костные трубочки уложены рыхло в кости
  • Слайд 21
  • Состав и строение кости Строение бедренной кости Эпифиз – концевая суставная головка, содержит красный костный мозг, покрыт белым гиалиновым хрящом(уменьшает трение между костями в суставах Диафиз – средняя часть кости (тело) -внутри канал (полость) – заполнен желтым костным мозгом Надкостница – оболочка из соединительной ткани, покрывающая диафиз
  • Слайд 22

Свойства костей Твердость Приближена к стали. Предки кости животных использовали в качестве орудий труда. Прочность Эластичность Позволяет выдерживать высокие нагрузки Позволяет защитить организм от повреждений при повышенной нагрузке

Слайд 23

Работа с учебником 1.Прочитайте статью «Рост костей» стр.33. Ответьте на вопросы: А)За счет каких структур происходит рост костей в длину и в толщину? Б)За счет чего происходит срастание переломов? В области шейки кости (между дафизом и эпифизом) клетки делятся и кость растет в длину Рост кости в толщину осуществляют клетки надкостницы Срастание перелома осуществляют клетки надкостницы

Слайд 24

Работа с учебником 2.Прочитайте статью «Виды костей» стр.33-34. Заполнить таблицу: Вид кости Особенности Пример

Слайд 25

Домашнее задание § 7, таблицу доделать.

Урок биологии в 8 классе — Строение и рост костей. Простой, но поражающий воображение эксперимент в ходе урока

Тема «Опорно-двигательная система» в курсе восьмого класса — моя любимая. Не знаю, почему, но питаю к ней слабость. Может быть, потому, что для нее существует замечательное учебное пособие — скелет Стёпа.

Раньше его именовали Семен Семенычем, но с тех пор, когда в школу пришел мальчик с именем Семен, пришлось переименовать. А судя по моде на старинные имена, скоро и Степана превратим, к примеру, в Алкивиада.

Я преподаю биологию по «Линии жизни» Пасечника, но с некоторыми оговорками в чередовании тем. Как составлено мое календарно-тематическое планирование для 8 класса, рассказываю здесь.

Я работаю в школе 26 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Я уже писала ранее, что предпочитаю, как это было в типовой программе прошлого века, сразу после введения давать нервную систему, чтобы потом на разном материале в течение года ее закреплять. Но нынешняя администрация настаивает на соответствии с учебником.

Не знаю, с каких пор учебник стал главнее программы. Наверное, с тех самых, когда в образование вместо педагогов пришли менеджеры. Однако эти менеджеры считают, что если я после условно пятого параграфа задам условно сороковой, то дети запутаются. А ничего, что детям по 14-15 лет? А потом мы о каких-то регулятивных УУД говорим, ага.

Читайте также:  Клеточное строение листа - биология

Итак, вторая тема в моем планировании называется «Опора и движение». Я намеренно отхожу от анатомии в сторону физиологии: не «Опорно-двигательная система», а «Опора и движение». Считаю важным, чтобы ребенок знал, не только «как устроено», но и «как работает».

Тема «Опора и движение» занимает восемь часов, распределенных следующим образом:

1. Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей

  • 2. Соединения костей
  • 3. Скелет человека
  • 4. Практическая работа «Изучение осанки и свода стопы»
  • 5. Строение и функции скелетных мышц
  • 6. Работа мышц и ее регуляция

7. Формирование опорно-двигательной системы. Травматизм

8. Подведение итогов по теме «Опора и движение»

Как и к прошлой теме, к «Опоре и движению» прилагается «Карта темы», которая позволяет ученику видеть, что именно мы будем изучать и в каком порядке.

К каждому уроку прилагается специальный опорный конспект, и его номер записан рядом.

Здесь же домашнее задание (на фото старая карта: домашние задания даны по учебнику Батуева; кроме того, сейчас я заменила букву «Ч» (человек) на номер параллели (8).

Здесь же, на карте, перечислены функции ОДС – на конспекте этот вопрос показался лишнимЗдесь же, на карте, перечислены функции ОДС – на конспекте этот вопрос показался лишним

Начиная с темы «Опора и движение», я практикую письменные зачеты. Вопросы к ним ученики видят на первом же уроке изучения темы: они напечатаны в «Карте темы».

Вопросы разделены на три блока:

1 уровень — вопросы на воспроизведение, которые начинаются словами «кто, что, где, когда». Справился — получи несгораемую тройку и двигайся дальше.

2 уровень — вопросы на понимание, они начинается словами «почему» и «зачем». Четверка.

3 уровень — применение знаний в новой ситуации. Сравните, докажите, раскройте взаимосвязь. Отлично.

Это вопросы уровней 1 и 2Это вопросы уровней 1 и 2

Слева от номеров вопросов первого и второго уровней стоят квадратики. Они предназначены для фиксации изученного. Обычно дети подходят к зачету с полным пониманием того, что ничего не знают. А поскольку времени мало, то никто ничего не учит и даже не повторяет.

С квадратиками мы работаем на уроках. Изучили сегодня соединения костей, повторили, закрепили — поставили галочку в квадратике напротив вопроса № 8. К концу изучения темы у детей есть видение того, что они изучили, а что — нет.

Вопросы 3-го, высокого уровняВопросы 3-го, высокого уровня

Если применять карты тем, то первый урок, посвященный опоре и движению, нужно начинать с рассмотрения самой карты темы. Но поскольку карты используются с седьмого класса, в восьмом на эту работу затрачивается пара минут.

Далее по плану работа с учебником. Читаем пункт 1 на стр. 32 (Пасечник, учебник с аммонитом на обложке) и отвечаем на следующие вопросы:

– из каких двух частей состоит опорно-двигательная система? Почему они так называются?

– какие функции выполняет ОДС? Каким образом она их выполняет?

– назовите четвертую функцию ОДС.

Пояснения по второму вопросу. Его лучше разбирать прямо на скелете. Опорная: каркас («представьте слона без костей»). Потом я прямо рукой на скелете показываю, как мозг опирается на кость, органы брюшной полости — на тазовые кости. Если есть изображение (а лучше модель) животного, покажите, как органы брюшной полости опираются на мышцы.

Двигательная: показываю, где на плече бицепс и трицепс, где они закреплены и как будет двигаться предплечье при сокращении этих мышц. Защитная: ну, здесь можно без комментариев.

А вот четвертая функция ставит детей в тупик. Кровь мы не изучали, но иногда находятся эрудиты, которым известен красный костный мозг. Если же эрудита нет, предлагаю поискать ответ на «Карте темы». Бывает, что и сами догадываются посмотреть.

Далее работаем с опорным конспектом, причем начинаем с вопроса костной ткани, ибо что бы мы дальше ни рассматривали, везде в нее упремся.

Хотя костная ткань — это такой предмет, который при отсутствии воображения ребенку понять невозможно. Я обычно пользуюсь анимационным роликом, но все равно вижу, что большинство не понимает.

Но что поделать — будем считать, что это материал повышенной сложности.

  1. Во всяком случае, хоть какие-то крупицы можно сформировать при помощи следующих вопросов:
  2. К какому типу тканей относят кость?
  3. Почему кость твердая?
  4. В чем заключается разница между компактным и губчатым веществом?

По поводу компактного вещества можно посмотреть фото Эйфелевой башни, архитектура которой отдаленно его напоминает. Буду благодарна читателям, которые поделятся ссылкой на авторитетный источник, указывающий на то, что Эйфель действительно вдохновился исследованиями Германа фон Майера в области внутренней структуры головки бедренной кости.

Виды костей удобно найти в учебнике на стр. 33. Почему я сначала рассматриваю виды костей, а потом только строение (в учебнике наоборот) — мне так удобнее, потому что для объяснения строения я беру длинную трубчатую кость. Просто снимаю со скелета Стёпы конечность (лучше верхнюю — она легче) и прошу учеников определить ее вид. После чего приступаем к строению.

Внешнее строение и рост изучаем при помощи модели плечевой кости и рисунка (либо в учебнике, либо на опорном конспекте). Я указываю на какую-либо деталь кости, ученики ищут название и произносят его. Сразу упоминаем функции. Если ранее изучали эндокринную систему, можно вспомнить, какая железа отвечает за правильный рост костей.

Внутреннее строение,к сожалению, только по рисункам. Никто из тех, кто обеспечивает школы пособиями, пока не догадался сделать модель кости с частичным разрезом. Я бы таких моделек сразу 15 штук заказала — на каждую пару учеников.

Пришло время заявленного в заголовке эксперимента. Спрашиваю учеников: какая кость выдерживает бОльшие нагрузки, трубчатая или плоская? Записываем на доске обе гипотезы и возможные аргументы к ним. Затем переходим к самому эксперименту. Для него понадобится:

  • 2 стопки любых учебников (стопки должны быть одинаковой высоты);
  • чашка весов;
  • разновесы (можно взять в аренду в кабинете физики, но у меня есть свои);
  • два листа бумаги А4;
  • узкий скотч.

На глазах у детей из одинаковых листов писчей бумаги делаю две модели костей. Один лист сворачиваю тугим роликом (диаметр около 3 см), второй складываю гармошкой. Чтобы не разворачивались, на концах трубки и гармошки закрепляю бумагу скотчем.

Начинаю испытывать плоскую кость (гармошку). Кладу ее плоско между стопками книг (их можно придвинуть поближе друг к другу — дать косточке фору), подвешиваю на нее чашку весов так, чтобы чашка висела свободно, не касаясь книг. И начинаю давать нагрузку в виде разновесов. Дети с удовольствием считают, сколько гирек какого веса я положила на весы и в какой момент гармошка сломалась.

Повторяю эксперимент с трубкой, причем раздвигаю стопки, предварительно обсудив это детьми: понятно, что чем меньше площадь опоры, те бумаге труднее выдержать нагрузку. Засекаем максимальный вес. Дети в восторге. Для полноты картины разворачиваю трубку и показываю, что вот эта небольшая тоненькая бумажка выдержала 300 граммов металла вместе с коробочкой, в которой лежат гирьки.

Следовательно, на построение трубчатой кости материала требуется немного, а прочность ее довольно высока.

Иногда находится наблюдательный ребенок, который заявляет:

– Но вы же плоскую кость плашмя положили! А если ребром?

Ставлю этому ребенку пятерку и прошу рассмотреть, какой стороной повернуты к нагрузке плоские кости нашего организма. Все-таки «плашмя».

Химический состав костей я, как правило, не успеваю на этом уроке и переношу его на следующий. Может быть, это методически неверно, но мне близок принцип «лучше меньше, да лучше».

В следующий раз рассмотрим урок на тему «Соединения костей», захватим и их химический состав.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]