Видоизменения корней, биология

Значение и видоизменения корней

Роль корня в жизни растения очень велика. Значение корня можно определить по тем функциям, которые он выполняет.

Важнейшая функция корня – питание растения, т. е. всасывание воды и минеральных веществ.

Благодаря всасывающей способности корня растение получает из почвы соли калия, кальция, магния и фосфора, соединения азота и серы и многие другие вещества, необходимые растению для обмена веществ, образования клеток и различных внутриклеточных структур. Например, без магния у растений не образуется хлорофилл.

Другая функция корня – укрепление растения в почве.

Посредством корней растение прочно укрепляется в почве, это особенно важно при сильном ветре или ливневом дожде. В этих условиях корень, как якорь, крепко удерживает растение на месте. Прочность и гибкость корня достигается тем, что проводящие сосуды, направляющие воду с растворенными веществами вверх к стеблю, вместе с механической тканью сосредоточены в центре корня.

Еще одна функция корня – вегетативное размножение растения. На корнях образуются придаточные почки, из которых развиваются надземные побеги. Такие растения называют корнеотпрысковыми. Отделившись от материнского, они могут жить как самостоятельное растение. Осина, сирень, щавелек, вьюнок, льнянка, иван-чай, слива, малина могут размножаться вегетативно – корнем.

Следующая функция корня – запасающая, так как в корне происходит отложение запасных питательных веществ.

У многих растений корни участвуют в запасании питательных веществ. В них откладываются главным образом углеводы в виде крахмала, сахаров и инулина. Например, у моркови, редьки, петрушки, редиса корнеплод, представляющий собой утолщенный главный корень, специально приспособлен для отложения питательных веществ.

Видоизменения корней, Биология

Толстые боковые и придаточные корни в мочковатой корневой системе называют корневыми шишками. Так, у георгины, батата и некоторых других растений утолщены придаточные корни.

Корни, пронизывая рыхлые песчаные почвы, укрепляют их. Протискиваясь в плотной глинистой и каменистой почвах, они придают им рыхлость и своими выделениями обеспечивают растворимость поглощаемых минеральных веществ.

Постоянно отмирающие корневые волоски вместе с выделениями и слущиванием слизистых клеток чехлика обеспечивают питание (и привлечение) многочисленного микроскопического населения почвы (бактерий, грибов, простейших).

Тем самым корни создают благоприятные условия для своей жизни и жизни других организмов.

Еще одна важная функция корня – служить пищей другим организмам, в том числе и человеку. Корни также обеспечивают плодородие почвы. Кроме названных корень может выполнять и ряд других функций. У растений корни видоизменяются при изменении условий окружающей среды.   

Видоизменения корней, Биология Видоизменения корней, Биология

Корень – специализированный орган, приспособленный для поглощения питательных веществ из почвы. Все разнообразие корней связано с видоизменениями главного или боковых и придаточных корней. Видоизменение обусловлено его функциями.

Биология Витушко В.А. – Корень, видоизменения корней

 Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.  

1. Функции корня

1. Как и всякий орган, корень растения выполняет несколько важных функций. Прежде всего он удерживает растение в почве. Трудно в сильный ветер удержать в руках зонтик. В сотни раз большие усилия должны выдерживать корни, чтобы дерево в бурю не свалилось.

2. Его вторая важная роль — это всасывание и передача в побег воды с растворенными минеральными веществами. Корни всасывают и передают в побег необходимую для жизни растения воду и минеральные соли. У некоторых растений скорость движения воды в древесине достигает десятков метров в час.

3. У некоторых растений корни дают приют микроорганизмам, которые делятся с растением-хозяином ценными минеральными веществами. У клевера, гороха и их родственников в корневых клубеньках обитают почвенные бактерии, вырабатывающие необходимые растению соединения азота.

4. Часто корень служит хранилищем запасов.

5. Иногда корень может служить для размножения. У некоторых растений, например у тополей,  серой ольхи от корней могут отрастать  побеги. Такой способ размножения помогает им быстро захватывать территорию.

6. Гораздо реже можно встретиться с корнями-присосками растений-паразитов, дыхательными корнями некоторых растений болот, корнями-подпорками, которые развиваются на ветвях некоторых тропических деревьев. Корни-подпорки фикусов-баньянов похожи на стволы. Целая роща в несколько гектар может оказаться одним растением.

Дыхательные корни таксодиума или болотного кипариса поднимаются над поверхностью почвы. Их задача — проведение воздуха к глубже лежащим корням.

Функции корней
Почвенное питание Закрепление Накопление веществ Вегетативное размножение
Корень обеспечивает почвенное питание, растение получает воду и растворённые в ней минеральные вещества. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества (например, корнеплоды). Корни могут выполнять функцию вегетативного размножения (например, корнеотпрысковые растения).
Видоизменения корней, Биология Видоизменения корней, Биология Видоизменения корней, Биология

2. Виды корней

  • Корень, развивающийся из зародышевого корешка семени, называется главным.
  • От главного корня отходят боковые корни, способные к ветвлению.
  • Корни могут формироваться также на надземных частях растений — стеблях или листьях; такие корни называются придаточными.

Совокупность всех корней растения составляет корневую систему.

3. Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем:

  • стержневую, имеющую хорошо развитый главный корень, который длиннее и толще других;
  • мочковатую, в которой главный корень отсутствует или не выделяется среди многочисленных придаточных корней.

Стержневая корневая система характерна главным образомдля двудольных растений, мочковатаядля большинства однодольных.

4. Зоны корня

Зона корня Рабочая ткань Особенности участка корня и его клеток Функции
Корневой чехлик Покровная ткань Живые клетки, которые постоянно обновляются. Клетки выделяют слизь, она покрывает поверхность молодого корня.
  • Защищает зону деления,
  • облегчает продвижение корня в почве,
  • обеспечивает ориентацию корня в пространстве.
Зона деления Образовательая ткань — меристема Клетки зоны деления тонкостенные и заполнены цитоплазмой, вакуоли отсутствуют. Зону деления можно отличить на живом корешке по желтоватой окраске, длина её около 1 мм. Обеспечивает рост корня. Туника — дает начало корневому чехлику, ризодерме. Корпус: средний слой – периблема — дают начало первичной коре, внутренний слой – плерома – образуют стелу. Закладываются элементы первичной флоэмы.
Зона роста Образовательная ткань Клетки зоны роста уже не делятся, но способны растягиваться в продольном направлении, проталкивая корневое окончание вглубь почвы. Клетки вытягиваются за счет увеличения вакуоли. Обеспечивает рост корня растяжением. В пределах зоны роста происходит разделение клеток на ткани.Закладываются элементы первичной ксилемы.
Зона всасывания (зона корневых волосков) Покровная ткань Длина зоны от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. В отличие от зоны роста участки этой зоны уже не смещаются относительно частиц почвы. Корневые волоски — это выросты клеток поверхностной ткани поглощающей зоны корня растения.Они содержат слой протоплазмы, ядро, крупную вакуоль; их тонкие, легко проницаемые для воды, оболочки плотно склеиваются с комочками почвы.

  • Корневые волоски выделяют в почву различные вещества.
  • Длина варьируется у разных видов растений от 0,06 до 10 мм.
  • С увеличением влажности почвы образование замедляется; не образуются они и в очень сухой почве.
  • По прошествии определённого времени корневой волосок отмирает. Продолжительность его жизни не превышает 10-20 дней
Участвует в поглощении воды и минеральных веществ. Основную массу воды и питательных веществ молодые корни всасывают с помощью корневых волосков.
Зона проведения Проводящая ткань В состав проводящих тканей этой зоны корня входят:

  • сосуды — по ним вода с минеральными веществами поступает в стебель и листья;
  • клетки, по которым в корень поступают органические вещества, образовавшиеся в листьях и стеблях.
Проведение поглощенных веществ в надземную часть
Растительные ткани
Покровные ткани Защитная функция Живые и мёртвые клетки, плотно прилегают друг к другу, могут быть с утолщёнными оболочками. Находятся на поверхности корней, стеблей, листьев.
Механические ткани Придают прочность Клетки с толстыми оболочками, которые могут одревесневать.
Проводящие ткани Осуществляют передвижение питательных веществ Живые или мёртвые клетки, которые имеют вид трубочек. По ним передвигаются растворённые в воде питательные вещества.
Запасающие ткани Запасают воду и питательные вещества В клетках имеются крахмальные или белковые зёрна, капли масла, или большие вакуоли с клеточным соком.
Образовательные ткани Образуют новые клетки, из которых формируются все типы тканей Небольшие клетки с тонкими стенками и крупными ядрами. Клетки быстро делятся.
Основные ткани Занимают пространство между другими тканями и выполняют различные функции, например, фотосинтез, всасывание воды и минеральных веществ и пр. Строение зависит от выполняемой функции: фотосинтезирующая ткань содержит большое количество хлоропластов, всасывающая ткань образована тонкостенными клетками.
Читайте также:  Многообразие земноводных. их значение в природе и для человека - биология

5. Видоизменения корней

Корни некоторых строений имеют склонность к метаморфозу.

Видоизменения корней:

  1. Корнеплод — видоизменённый сочный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Большинство корнеплодных растений двулетние. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).
  2. Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней.
  3. Корни-зацепки — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре.
  4. Ходульные корни — выполняют роль опоры.
  5. Воздушные корни — боковые корни, растут вниз. Поглощают дождевую воду и кислород из воздуха. Образуются у многих тропических растений в условиях повышенной влажности.
  6. Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.
  7. Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые. В связи с этой особенностью семена бобовых богаты белком, а представителей семейства широко используют в севообороте для обогащения почвы азотом.
  8. Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.

http://biology-online.ru/uroki-onlain

Урок биологии " Видоизменения корней"

  • Конспект урока по биологии в 6 кл
  • «Видоизменения корней».
  • Цель: Познакомить учащихся с видоизменениями корней, сформировать знания о приспособленности растений к условиям существования.
  • Задачи:
  • Образовательные:
  • • Сформировать у учащихся представления о влиянии условий среды на развитие корневой системы растения.
  • • Ознакомить с видоизменениями корней.
  • Развивающие:
  • • Развивать умения и навыки по определению и распознаванию корневых систем.
  • • Продолжить формировать умения по работе с натуральными объектами, текстом и рисунками учебника, фотографиями слайдов.
  • Воспитательные:
  • • Научить применять полученные знания о корне на практике: в сельском хозяйстве по агротехническим приемам возделывания растений и по уходу за комнатными растениями.
  • Тип урокакомбинированный
  • Оборудованиерисунки учебника,корнеплоды моркови, свёклы,
  • Методы:
  • Словесные: беседа, объяснение с элементами беседы.
  • Наглядные: демонстрация натуральных объектов, рисунков, слайдов.
  • Практические: работа с натуральной наглядностью, рисунками учебника, частично – поисковый, с карточками.
  • Прогнозируемый результат:
  • проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • умение работать с источниками информации; умение вести монолог, диалог.

Ход урока

I. Организационный момент Учитель входит в класс и здоровается с учащимися, мотивирует учащихся к работе на уроке, формирует дисциплину и настрой на урок.

  1. Прозвенел и смолк звонок,
  2. Начинаем мы урок.
  3. Улыбнулись, подтянулись
  4. Друг на друга посмотрели
  5. И спокойно тихо сели.
  6. Учитель рассказывает легенду.
  7. Сегодня мы должны расширить круг знаний о корне, корневой системе.
  8. II. Проверка знаний 

Рассказ с ошибками (найдите и исправьте биологические ошибки в тексте).Корень — генеративный орган растения. Все растения на Земле имеют корни.

Основная функция корней – это укрепление растения в почве, обеспечение его водой и минеральными веществами, а также в корнях могут откладываться и накапливаться запасные вещества. Вся совокупность корней одного растения называется корневой системой. В корневой системе всех растений можно выделить главный корень.

В процессе прорастания семени главный корень появляется первым. На главном корне развиваются придаточные корни, а от стебля растут боковые. Корневая система, в которой чётко виден главный корень, называется стержневой. Стержневая корневая система характерна для однодольных растений.

Горох, фасоль, бобы имеют стержневую корневую систему. Корневая система, в которой главный корень не отличается от прочих, называется мочковатой. Мочковатая корневая система характерна для большинства двудольных и некоторых однодольных растений.

1ученик. Работа по составлению синквейна.

При помощи слов составить синквейн.

Даны слова: корень, главный, боковой, удерживает, питает, запасают, обеспечивает вегетативное размножение, орган.2ученик. Расположите в правильном порядке зоны корня, соответствующие им ткани и функции.

Фронтальный опрос.

. О чём идёт речь в загадке?

  • От буяна — ураганаУ дубка — богатыря
  • Есть живые якоря.
  • (Удерживание корнем растения в почве).
  • Загадки о функциях корня.

Можно ли сказать, что корни растений это своеобразные живые якоря? Давайте вспомним русскую народную сказку репка.

Действительно нужно приложить много усилий, чтобы вытянуть некоторые растения из почвы.

Не кирка, а землю роет, не река, а рощу поит.

Не рыли, не бурили, а воду добыли.(Корень, его внедрение в почву и всасывание воды).;

Экспресс-опрос1. Какова функция корней? Удерживать растения в почве, впитывать минеральные вещества, запасать питательные вещества, обеспечивает вегетативное размножение.

2.Какие виды корней вы знаете? Главный, придаточные и боковые.

3.Как образуется главный корень? При прорастании семени развивается зародышевый корешок, он превращается в главный корень.

4.Какие корни называются придаточными? Корни, образующиеся на стеблях и на листьях.

5.Какие корни называются боковыми? Корни, отходящие от главного и боковых корней.

6.Какие типы корневых систем различают? Стержневую и мочковатую.

7.Какая система называется стержневой? Главный корень похож на стержень.

Для каких растений она характерна? Для двудольных. Морковь, свекла, щавель и др.

8.Какая корневая система называется мочковатой? Которая состоит из придаточных и боковых корней, а главный корень неразвит или отмирает. Для каких растений она характерна? Для однодольных. Пшеница, рожь, ячмень.

9.Для чего окучивают томаты? Для образования придаточных корней.

10.Что такое корневые волоски и какова их функция? Это длинные выросты клеток из наружного покрова корня. С их помощью корень поглощает из почвы воду с растворёнными минеральными веществами.

11.Что случиться с главным корнем, если отрезать его верхушку? Если отрезать его верхушку, рост корня в длину прекратится, но у него образуется много боковых и придаточных корней.

12.Продолжительный полив очень холодной водой может привести их к гибели. Объясните почему? Корни плохо поглощают холодную воду, поэтому длительный полив может привести их к гибели.

13.Для чего на дне цветочного горшка делают отверстие? Отверстие необходимо для удаления лишней влаги при поливе, а так же для проникновения воздуха.

III. Изучение нового материала.

Мы сегодня продолжаем говорить о корнях. Но давайте вспомним, на каких учебных предметах вы используете слово «корень»?

На русском языке. Что такое корень? Корень- это главная часть слова, в котором заключена лексическое значение всех однокоренных слов. Как жизнь для растения заключается в корне, так и для слова. Что слово без корня, всё равно, что растения без корня.

В литературе Знаменитый Кузьма Прутков сказал: « Зри в корень». Что обозначает это выражение? Уловить самое важное и главное. « Пустить корни»? Основать и обустроить жизнь своей семьи на одном месте.

Читайте также:  Класс Головоногие моллюски, Биология

География. Что значит коренное население, коренной житель? Тот, который родился и живёт на одном месте.

  1. Мои корни уходят в глубокое прошлое – история моей семьи, генеологическое дерево.
  2. Любое событие меняющее ход истории связано с каким-либо коренным переломом.
  3. Медицина – когда у детей молочные зубы заменяются на коренные.

Математика. Нахождение квадратного корня.

  • А вот подумайте, о чём идёт речь в загадках? (слайды 11-15)
  • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь.(репа)
  • Хоть и не плод, а просится в рот; как зародится, так и в пищу годится (Морковь).

Красна девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали.(морковь или свекла)

Дед в земле, борода на земле. Шут в луже — борода снаружи (Хрен).

Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редис).

О чем идет речь во всех загадках? О корнях. В чем особенность этих корней? Это корнеплоды. Посмотрите на рисунки учебника рис 69. Сколько лет живут эти растения?2года. В природе есть растения, у которых корни выполняют не только те функции, о которых речь шла раньше, но и другие.

  1. На песчаном океане,На сыпучем бархане, вырос кустик,Словно ёж,-Голой ручкойНе возьмёшь,Зато лакомое блюдоИ для сытого верблюда.Почему же без воды
  2. Куст не знал большой беды?

(Верблюжья колючка. Приспособленность её к произрастанию в пустыне благодаря наличию очень длинного главного корня, достающего влагу из глубоких слоёв почвы).Наша цель познакомиться с видоизменениями корней.

Записываем тему урока. Видоизменения корней.

Рассказ учителя: Корни сильно различаются не только у разных видов, но и у одного вида растения. Сравните данные: пшеница на сухих полях имеет корни длиной до 2,5 м, на орошаемых полях – до 50см. Низкорослая берёза тундры имеет корни, уходящие в почву до 20 см., а пустынное растение ежовник – до 15м.

Некоторые растения живут в особых условиях, поэтому корни их видоизменяются. А почему они видоизменяются? Приспосабливаются к условиям окружающей среды, к условиям обитания.

Мини доклады учеников.

1.Корни различных растений могут проникать на различную глубину, чтобы добраться до воды. Учёные используют это значение при обнаружении воды в засушливых районах. Кусты ивы, лоха свидетельствуют о том, что вода находится на глубине не более 1,5 м, заросли чия указывают, что до воды — 1,5 – 3 м, а ковыль и полынь растут над слоями почвы, находящимися на глубине 5 — 10 м.

2.Корни растений всасывают вместе с водой соли металлов. Они накапливаются в коре, листьях и цветах. причём по окраске цветов некоторых растений можно узнать о залежах полезных ископаемых, так у эмальции калифорнийской, если она растёт на месторождениях цинка, распускаются жёлтые цветы, а на месторождениях меди — синие. Железо окрашивает листья полыни в ярко — жёлтый цвет.

3. Самые — самые…Самые длинные корни — 120 м — у дикого инжира, растущего вблизи пещеры Эхо в восточном Трансваале, в Шотландии корень вяза длиной, как минимум, 111м.

Найдите в тексте учебника 1 ряд всё о корневых клубнях, 2 ряд всё о корнях прицепках,3 ряд всё о воздушных корнях,4 ряд всё о дыхательных корнях, 5 ряд всё о корнях подпорках,6 ряд какие корни имеют растения пустынь и растения тундры?

Видоизменения корней, Биология

Учитель: Растение нормально растёт и развивается в том случае, если корневая система получает все необходимые питательные вещества.

Название видоизменения корня Особенности строения Примеры растений
Корнеплоды Разросшийся главный корень. Морковь, редис, свёкла, репа.
Корневые клубни Утолщение придаточных и боковых корней. Георгин, батат.
Воздушные корни Длинные придаточные корни, всасывающие воду. Орхидея, монстера.
Дыхательные корни Боковые корни, которые растут вертикально вверх. Кипарис болотный, ива ломкая.
Корни – прицепки Короткие придаточные корни с мощными прицепками. Плющ.

Учитель: ПИСЬМО НЕЗНАЙКИ!!!

Ранней весной едва солнце пригрело землю, я вышел в огород. Разбил грядки, тщательно вскопал их и посеял: свеклу, морковь, редис, репу, редьку. Сразу же, на второй, день подкормил растение азотными удобрениями, учитывая дозировку и правила безопасности. Каждый день, обильно поливая, я терпеливо ждал всходов. А их все не было и не было.

Спустя две недели появилась только морковь, Куда же делись другие семена? На следующий день я поспешил подкормить азотными удобрениями. Наступило лето, я продолжал ухаживать за морковью. А в засуху мы с агрономом спешили на поля. Я прихватил удобрения. И чтобы растения не погибли, я рассыпал их по полю. Но в ответ дядя Кеша – агроном отругал меня.

 Что я сделал не так? Ответы учащихся.УУченики: Удобрения вносят в разные сроки в зависимости от вида и потребностей растения.Так навоз рекомендуется вносить задолго до посева семян, при осенней обработке почвы. Минеральные удобрения вносят перед посевом семян или одновременно с ним, а также в период роста растений в виде подкормок.

Растения подкармливают теми минеральными веществами, которые им требуются в данный период жизни.

Вносить удобрения нужно строго по норме. Излишек может повредить растениям, а полученная продукция будет опасна для здоровья человека. Если же удобрения вносить вовремя и правильно, можно добиться высоких урожаев сельскохозяйственных культур.

IV Закрепление 

    1. Ответьте на вопросы: Почему корни разнообразны у растений?

    2. О чём идёт речь (зашифруйте ответ в виде числа):

А.Корни растения, живущего на деревьях, поглощающие дождевую воду.

Б.Корни, образовавшиеся в результате утолщения боковых или придаточных корней.

В.Придаточные корни растения, живущего на стволах тропических растений, дорастающие до земли.

Г.Главные корни, в которых запасаются питательные вещества.

Д.Придаточные корни, позволяющие прикрепляться к опоре (стене, стволу).

Е.Корни растений топких берегов рек, растущие вверх, достигая поверхности почвы.

Ответы (записаны на доске):

1. корнеплоды, 2. клубни, 3. прицепки, 4. дыхательные, 5. воздушные, 6. подпорки.

  • Общий ответ: 52 61 34
  • Тест.
  • 15. В образовании корнеплодов принимают участие:
  • а – главный корень и нижние участки стебля;
  • б – утолщенные боковые или придаточные корни.
  • 16. Корнеплоды имеются у:
  • а – георгина, чистяка, батата;
  • б – моркови, свеклы, репы, брюквы.
  • 17. Большинство растений, образующих корнеплоды:
  • а – однолетние;
  • б – двулетние.
  • 18. Корневые клубни имеются у:
  • а – георгина, чистяка, батата;
  • б – моркови, свеклы, репы, брюквы.
  • 19. В образовании корневых клубней принимают участие:
  • а – главный корень и нижние участки стебля;
  • б – утолщенные боковые или придаточные корни.
  • 20. Корни-прицепки плюща образованы корнями:
  • а – придаточными;
  • б – главным.
  • 21. Корни-подпорки баньяна образованы корнями:
  • а – придаточными;
  • б – главным.
  • 22. Воздушные корни орхидей, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов, образованы корнями:
  • а – придаточными;
  • б – главным.
  • Какие утверждения верны?
  • На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.
  • Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.
  • Корневые волоски — длинные выросты наружной клетки корня.
  • Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.

Рефлексия. (слайды 34-35)

В конце урока попросить у детей вспомнить легенду рассказанную в начале урока и спросить: Расширился ли их круг знаний на сегодняшнем уроке?

V. Домашнее задание дифференцированное.

§ 21,ответить на вопросы после §

Составить кроссворд по видоизменениям корней или синквейн.

Функции корней. Видоизменения (метморфозы) корней

Все предметы / Биология / Ботаника – наука о растениях. Что изучает ботаника? / Функции корней. Видоизменения (метморфозы) корней

Содержание статьи

Корни растений выполняют разнообразные функции. Самыми важными из них являются:

  • поглощение воды, минеральных веществ и продуктов жизнедеятельности грунтовых микроорганизмов и корней других растений из грунта и транспорт их в надземные органы;
  • закрепление растения в субстрате;
  • первичный синтез некоторых органических веществ: аминокислот, алкалоидов, гормонов и т. п.;
  • выделение в почву или воздух углекислого газа, органических кислот, слизей и других веществ, которые влияют (позитивно или негативно) на другие растения и почвенные микроорганизмы;
  • накопление запасных питательных веществ;
  • вегетативное размножение.
Читайте также:  Мочевыделительная система, биология

Видоизменения корня

Важнейшим ароморфозом, появившимся в процессе эволюции у растений как одно из приспособлений к жизни на суше стало появление корня. Настоящие корни впервые появляются у представителей папоротникообразных.

Позже у цветковых растений благодаря идиоадаптациям сформировались типы корней, способных исполнять не только основные, но и дополнительные функции.

Изменялись условия окружающей среды на планете — соответственно, происходили изменения формы и строения растительных органов. Сформировались и видоизменения корня.

Относительно своего предназначения в жизни растений выделяют такие видоизменения корня:

  • Запасающие — утолщаются и становятся мясистыми главный или придаточные корни, потому что в них откладываются запасные питательные вещества. [Пример]
    Корнеплоды свеклы, моркови, редиса; корневые клубни (корневые шишки) георгина, батата, чистеца весеннего
    [/Пример]
  • Воздушные — развиваются у растений-эпифитов (большинство видов — жители тропиков), которые поселяются на стволах и ветвях других растений. Такие корни способны поглощать кислород из воздуха, а воду и минеральные вещества усваивают из атмосферной влаги (осадки). Замечание 1 Растения — эпифиты используют другие растения как субстрат, как место прикрепления, но не паразитируют на них (орхидеи, мхи, лишайники).

  • Дыхательные (пневматофоры) — развиваются у растений, растущих на болотистых местах. Такие почвы содержат мало кислорода, потому корни растут вертикально вверх и обеспечивают подземную часть растения кислородом (болотный кипарис, мангровые деревья).
  • Ходульные — отходят от ствола и веток многих деревьев в тропических областях. Дорастая до земли такие корни укореняются и служат дополнительной опорой для растения. Пример 1 Такие деревья образуют мангровые заросли приливно-отливной прибрежной полосе. Так же такие корни характерны для кукурузы.

  • Опорные досковидные — развиваются от основы стволов больших деревьев в тропических лесах. Имеют вид вертикальных плоских, подобных доскам выростов. В средней полосе встречаются у больших вязов.
  • Столбовидные (корни — подпорки) — отрастают от горизонтальных веток деревьев вниз и превращаются в толстые столбовидные опоры, которые поддерживают крону дерева (индийский баньян).
  • Корни—прицепки — характерны для лазающих лиан, помогая им удерживаться на опорах: стеблях других растений, стенах, потолках и подниматься вверх (некоторые фикусы, плющи).
  • Корни—присоски — образуются у многих растений—паразитов и полупаразитов, поселяющихся на стеблях и корнях других растений- хозяев (омела, повилика).
  • Корни многих цветковых растений приспособлены к симбиозу с грибами, образуя микоризу, или с бактериями, образуя бактериоризу (клубеньковые бактерии бобовых). Микроорганизмы — симбионты населяют ризосферу — почвенного слоя толщиной несколько миллиметров, прилегающего к корням растения. Корни растений выделяют вещества, которыми питаются микроорганизмы, потому в ризосфере и скопляется большое количество микроорганизмов и грибов.

Видоизменения корней, Биология

34. Видоизменения корней

Основные
функции корня – закрепление растения
в почве, всасывание из почвы растворов
минеральных соединений и их транспорт
в надземные его части. Однако корень
может выполнять и некоторые дополнительные
функции. При этом он приобретает
определенные особенности строения,
называемые видоизменениями корня.

Это
корнеплоды, корневые шишки, корни зацепки
и другие.

Корнеплоды.
У некоторых двулетних растений (моркови,
петрушки, свеклы) в первый год жизни в
основание главного корня и в основание
побега откладываются запасные органические
вещества (крахмал, сахар, каротин). При
этом запасающие органы сильно увеличиваются
в толщину. Такое видоизмененное основание
главного корня и побега называют
корнеплодом.

Корневые
шишки. У чистяка, ятрышника, аспарагуса
питательные вещества откладывается в
придаточных корнях, которые принимают
округлую форму. Такие видоизменения
придаточных корней называют корневыми
шишками, или корневыми клубнями.

Нередко,
например у георгина или топинамбура,
одновременно с придаточными корнями
утолщаются и нижние части побегов.

Опорные
корни. У некоторых растений для поддержания
их в воздушной среде дополнительно
образуются опорные корни. Они могут
отходить от кроны и, достигнув поверхности
почвы, интенсивно ветвиться. Такие корни
характерны для тропического растения
баньян. Они напоминают по форме столбы
и называются столбовидными.

У
кукурузы от нижних участков стебля
отходят мощные придаточные корни,
названные ходульными. Они предохраняют
растения кукурузы от полегания.

Побеги
плюща выносят листья к свету, прикрепляясь
к стволам деревьев, скалам, стенам или
другой опоре при помощи видоизмененных
придаточных корней зацепок.

Другие
видоизменения корней. Во влажных
тропических лесах имеются растения,
произрастающие в кронах деревьев. Их
называют эпифитами (от греч. «эпи» — на
и «фитон» — растение).

Корни таких
растений называют воздушными, так как
они обычно свешиваются с ветвей и
способны подобно промокательной бумаге
поглощать влагу и мелкие частицы,
находящиеся в воздухе.

К эпифитам
относят, например, многие орхидеи.

У
некоторых растений корни видоизменяются
в корни-присоски, которые внедряются в
органы других растений — хозяев и
поглощают из них воду и растворы
минеральных веществ. К растениям с
корнями присосками относят, например,
иван да марью, погремок, омелу.

Повилика
и заразиха не имеют зеленых листьев и
не могут образовывать органических
веществ. Они всасывают их растворы, как
и воду с минеральными веществами, из
других растений, на которых паразитируют,
при помощи корней присосок.

35. Вегетативные органы растений. Стебель

Органом
называют часть тела организма, имеющую
определенное строение и выполняющую
определенные функции. Тело высших
растений дифференцировано на вегетативные
и генеративные (репродуктивные) органы.
Вегетативные органы – органы, составляющие
тело растения, поддерживающие его
индивидуальные функции и вегетативное
размножение. К вегетативным органам
относятся корень, стебель и лист.

Вегетативные органы образуют тело
высшего растения и длительное время
поддерживают его жизнь. За счет тесного
структурного и функционального
взаимодействия вегетативных органов
— корня, стебля и листа — осуществляются
все проявления жизни растения как
целостного организма: поглощение воды
и минеральных веществ из почвы, фототрофное
питание, дыхание, рост и развитие,
вегетативное размножение.

Стебель
– это осевая часть побега. Функции:
опора, транспорт веществ, запас веществ,
фотосинтез (у молодых стеблей деревьев
и кустарников, а также у трав).

Внутреннее
строение стебля (на примере липы)

Первичное
строение стебля: а) Первичная кора.
Снаружи находится эпидерма, под которой
расположена основная фотосинтезирующая
ткань.

Кроме этих тканей, в состав
первичной коры также входят механические
ткани (чаще колленхима). б) Центральный
цилиндр, в котором выделяют проводящие
ткани и сердцевину.

Проводящие ткани
представлены ксилемой и флоэмой; они
образуют проводящие пучки. Сердцевина
состоит из живых клеток.

Вторичное
строение стебля. Его появление связано
с закладкой камбия и заменой одного
вида покровной ткани (эпидермы) другим
(перидермой). Вторичное строение стебля
включает следующие отделы: вторичную
кору (пробка и луб), камбий, древесину и
сердцевину.

Рост
стебля.
В длину осуществляется за счет деления
и последующего роста клеток верхушечной
и (или) вставочной образовательных
тканей. В толщину рост идет за счет
деятельности камбия. Работа камбия
периодична: весной и в начале лета
интенсивна, к концу вегетационного
периода затихает. Камбий откладывает
больше клеток в сторону древесины.

В
начале вегетационного периода камбий
образует сосуды с большим просветом,
механических элементов образуется
мало, к концу вегетации просвет вновь
образующихся сосудов уменьшается и
образуется больше механических элементов.
На поперечном спиле дерева эти различия
видны невооруженным взглядом в виде
годичных колец. Годичное кольцо – это
прирост древесины за год по толщине
стебля.

По годичным кольцам можно
определить возраст растения.

Транспорт
веществ.

По
древесине движется вода с растворенными
в ней веществами (в основном это
минеральные вещества, но также двигаются
органические вещества, которые
синтезируются или накапливаются в
корнях) снизу вверх. В начале весны по
древесине двигается раствор с преобладанием
органических веществ.

По
лубу движутся растворенные органические
вещества в обоих направлениях: от листьев
в корни (сверху вниз) и от листьев к
плодам и цветкам (снизу вверх).

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]