Мир растений – биология

Презентация по биологии 6 класс на тему: “Мир растений”

Мир растений - биология

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии 6 класс на тему: “Мир растений”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Мир растений» Биология 6 класс

2 слайд Описание слайда:

БИОЛОГИЯ – наука, изучающая особенности живой природы, ее разнообразие. ЦАРСТВО – большая группа организмов с общими признаками строения, питания и жизни в природе.

3 слайд Описание слайда:

Царства живой природы: РАСТЕНИЯ – ботаника ЖИВОТНЫЕ – зоология МИКРООРГАНИЗМЫ – микробиология ГРИБЫ – микология ВИРУСЫ – вирусология

4 слайд Описание слайда:

ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ: рост в течение всей жизни неподвижный образ жизни наличие хлорофилла фотосинтез

5 слайд Описание слайда:

Растения: Культурные – Дикорастущие –

6 слайд Описание слайда:

Растения: Культурные – специально выведенные и выращиваемые человеком в его целях. Дикорастущие – растут, расселяются без помощи человека.

7 слайд Описание слайда:

Царство растений

8 слайд Описание слайда:

Царство растений кактус алоэ

9 слайд Описание слайда:

ТЕОФРАСТ – IY век до н.э. древнегреческий ученый; положил начало изучению растений создал первую систематику ботанических понятий

10 слайд Описание слайда:

Разнообразие растений 350 тыс. видов Однолетние – растут, цветут и образуют семена за один год. Двулетние – растут, цветут и образуют семена за два года. Многолетние – растут, цветут и образуют семена в течение многих лет.

11 слайд Описание слайда:

Жизненная форма – внешний облик растения Деревья – четко выражен центральный одревесневший стебель, многолетние (секвойя, дуб, ель, эвкалипт…). Кустарники – имеют много одревесневших стволов (стволиков), отходящих от одного общего основания, многолетние (малина, рябина, сирень, черемуха…).

12 слайд Описание слайда:

Жизненная форма – внешний облик растения Кустарнички – низкорослые растения с одревесневшими стволиками, многолетние (брусника, черника…). Травы – травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие, одно- или двулетние (пырей, папоротник, мокриц, клевер…).

13 слайд Описание слайда:

Жизненные формы растений

14 слайд Описание слайда:

Жизненные формы растений

15 слайд Описание слайда:

Жизненные формы растений

16 слайд Описание слайда:

Значение растений ?

17 слайд Описание слайда:

Значение растений Источник питания Сырье для промышленности Медицина Эстетическое

18 слайд Описание слайда:

Домашнее задание П. 1, термины, принести растения для Л/р

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-klass-na-temu-mir-rasteniy-652537.html

Мир растений

Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в жизни.

Растения постоянно находятся с нами. Их можно видеть на подоконниках в школе, в кабинете биологии, во дворе у дома, на газонах, в огороде, в лесу, в поле и даже в реке, озере и море.

Одни растения живут очень долго, много лет, и поэтому их называют многолетними. Другие живут лишь несколько месяцев, не более одного года. Это однолетние растения.

В природе встречаются растения, у которых в первый год формируются только облиственные побеги и корни, а на второй год образуются цветоносные побеги и плоды. Это морковь, капуста, репа и др. Такие растения живут не один год, а два, поэтому их называют двулетними.

Агавы (слева – цветущая)

В жарких районах Земли произрастает агава. Например, у агавы мексиканской из толстых мясистых листьев образуется розетка. В таком виде растение живет 6-15 лет, накапливая питательные вещества.

Затем в центре розетки из почки вырастает могучий стебель, достигающий высоты 3-5 м, с огромным количеством цветков и плодов. Вскоре все растение полностью отмирает. Агава — многолетнее растение, но плодоносит лишь один раз в своей жизни.

Древовидный бамбук — высокорослое (до 35 м высотой) многолетнее растение и тоже цветет один раз в жизни, после чего отмирает. Но есть растения, которые живут очень много лет и все эти годы плодоносят: дуб, ель, сосна, яблоня.

https://www.youtube.com/watch?v=lZcHp5zzeyM

Общий внешний облик растений называют жизненной формой.

Жизненная форма тополя, ели, яблони — дерево; смородины, сирени, шиповника — кустарник; черника и брусника представляют собой кустарнички; пырей, клевер, лебеда, тюльпан, подсолнечник — травы.

Деревья — многолетние растения. Например, ель в наших лесах обычно достигает 30-40 м в высоту и живет 300-500 лет. Но есть деревья-гиганты. Так, секвойя вечнозеленая достигает 110-112 м в высоту и живет свыше 3000 лет.

Толщина ее ствола такая огромная (6-8 м в диаметре), что обхватить его могут только 20 человек, взявшись за руки. Растет она в горах Калифорнии — в США. В Австралии многие эвкалипты вырастают до 120 м. Самое высокое дерево (до 150 м высотой и 6 м в диаметре) на земном шаре — эвкалипт царственный.

Он обитает в горных районах юго-восточной части Австралии и в Тасмании. Самое долгоживущее растение — сосна остистая, обитающая в юго-западных штатах США. Как полагают ученые, возраст некоторых ныне живущих деревьев — 4900-6000 лет.

Каждое такое дерево, как и леса, образованные секвойей или эвкалиптами, — уникальное явление природы, потому они охраняются как всеобщее достояние. Среди наших деревьев долго могут жить дуб (до 1500 лет), платан (до 2000 лет).

Кустарники в отличие от деревьев имеют много стволов (их называют стволиками), отходящими от одного общего основания, которое находится под землей или у самой ее поверхности.

Каждый стволик живет около 10 лет, но на смену ему вырастают новые, поэтому кустарник живет долго. Например, у малины стволики живут лишь 2 года, а само растение может жить более 50 лет. У шиповника стволики живут 5-6 лет, а само растение — более 100 лет.

По этой причине многие кустарники нередко живут дольше, чем некоторые деревья.

Кустарнички — низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками, высота которых обычно не превышает 40 см.

Травы имеют травянистые зеленые побеги, ежегодно отмирающие. Но у двулетних и многолетних трав на следующий год, весной, из зимующих почек отрастают новые зеленые побеги.

Значение растений

Многие растения, обладающие яркими цветками или листьями, привлекательным внешним видом, выращивают в садах, оранжереях и дома. Их называют декоративными. Некоторые из них еще недавно были дикорастущими.

Декоративные растения: 1 — клематис; 2 — лаватера; 3 — роза

Например, василек полевой, колокольчик, купену недавно стали выращивать любители-цветоводы, тогда как пионы, розы, хризантемы, ирисы, лилии вошли в культуру более тысячи лет назад. Человек вывел тысячи сортов этих растений.

Преобладающее большинство комнатных растений — представители дикорастущих из разных регионов Земли. Отечественный ученый — ботаник и педагог Николай Михайлович Верзилин написал много интересных книг о растениях, живущих рядом с нами.

Среди них наиболее известны “Путешествие с домашними растениями” и “По следам Робинзона”.

Лекарственные растения:1 — подорожник; 2 — алтей;3 — ландыш; 4 — термопсис;5 — валериана

Есть растения, которые обладают лечебным действием. Их используют в медицине и в ветеринарии (для лечения животных). Такие растения называют лекарственными.

Лучшим средством лечения поврежденной кожи может служить промытый лист подорожника большого. Листья алтея и термопсиса используют для приготовления лекарства от кашля. Корни валерианы и ландыша применяют в лечении заболеваний сердца.

Многие из них, например, календулу и валериану, специально выращивают на полях, т. е. ни стали культурными растениями.

Дикорастущие и культурные растения — богатый источник различных продуктов питания и витаминов для человека, а также кормов для животных. Во всем мире растения используют как строительный материал, природное сырье для химических и других предприятий. Причем культурные растения человек выращивает и охраняет, а дикорастущие возобновляются сами.

Люди активно используют дикорастущие растения для своих потребностей, но недостаточно их охраняют. В результате многие дикорастущие сухопутные и морские растения находятся на грани уничтожения.

Значительно сократилась в природе численность раннецветущих красивых “подснежников”, таких как цикламен, галантус, тюльпан, печеночница, адонис, пион, сон-трава. Активно вырубаются деревья, исчезают леса. Из-за распашки ценных земель исчезают степные растения. Поэтому охрана дикорастущих растений стала одной из важнейших задач нашего времени.

Все растения — богатство Земли.

Растительный мир чрезвычайно разнообразен. Среди растений есть культурные и дикорастущие, лекарственные и декоративные. Растения образуют различные жизненные формы (деревья, кустарники, кустарники, кустарнички, травы), которые отличаются друг от друга внешним обликом. Все вместе они представляют многообразие растительного мира.

Источник: http://blgy.ru/biology6/plants

Доклад на тему Растения сообщение 2, 3, 5 класс Окружающий мир, биология

Каждый не сможет представить себе планету Земля без растительного мира, ведь растения – неотъемлемая часть всего живого, благодаря которым живут и другие живые существа на планете. Растения служат пищей, кислородным очистителем и украшением для планеты и ее обитателей. Наука же рассматривает растения как живое биологическое царство.

Ученые под растением подразумевают папоротники, водоросли, цветы, мхи, деревья, траву и кустарники. Одним словом – это биологические тела, которые прорастают на поверхности земли. Наука, которая их изучает называется ботаника. Растение можно определить по ряду признаков:

  • Клетка растения имеет толстую целлюлозную оболочку.
  • Зеленый цвет поверхности, которая получается благодаря содержанию в клетке хлорофилла и протеканию фотосинтеза.
  • Растения не могут перемещаться в пространстве самостоятельно.
  • Размножение происходит не половым путем, а спорами или почкованием.
  • На химическом уровне высокое содержание крахмала внутри.
  • Продолжительность роста во время всей жизни.

С помощью этих признаков ученые смогли ответить на вопрос, что модно называть растением, на который не могли ответить долгое время в истории. Еще Аристотель стал изучать данную сторону вопроса и отнес растения в класс между животными и предметами.

Которые не имеют духа. Но уже гораздо позже были открыты бактерии. Которые вызвали затруднение в классификации растений. Все это время грибы и водоросли не входили в список растений, а составляли свой собственный класс.

В настоящее время они так же относятся и называются растениями.

Археологи, благодаря раскопкам, смогли установить время возникновения царства растений. Предположительно, это Архейская эра, которая существовала 2500-3800 миллионов лет назад.

Тогда первыми носителями жизни стали бактерии, которые и привели к появлению растительности. Точного ответа, когда появилось первое растения и какое оно было – нет.

Существует теория, что бактерия, которая имела в способность к фотосинтезу превратилась в хлоропласт, что придало почву для возникновения нового.

Растения – целостная экосистема, которая включает в себя огромное многообразие видов. Таким образом водорослей насчитывается около 20000 видов, мхов- 19000, папоротников 13000 и 300000 прочих подвидов растений. Это самое многочисленное на планете царство, которое несет в себе пользу и смысл.

2, 3, 5 класс Окружающий мир, биология

Источник: http://sochinite.ru/otvety/okruzhayushchij-mir/rasteniya-soobshchenie-doklad-2-3-5-klass-okruzhayushchij-mir-biologiya

Основные этапы развития растительного мира (Схема)

Основные этапы Характеристика этапов развития растительного мира
Появление первых одноклеточных организмов  Первые одноклеточные растительные организмы появились на планете около 3,5 млрд лет назад. Жизнь зародилась в океане. Первые организмы были примитивными одноклеточными, не имеющими сформировавщегося ядра. Питались органическими веществами растворившимися в воде, поглощая их всей поверхностью своего тела.
Появление водорослей (появление фотосинтеза) Около 3 млрд лет у некоторых организмов сформировались пигменты и они стали способны к фотосинтезу — созданию органических веществ из неорганических с использованием солнечных лучей. Около 1,5 млрд лет назад появились более развитые одноклеточные организмы. У некоторых появилось ядро, у других — ядро и хлоропласты. Органический мир поделился на одноклеточных животных и одноклеточные растения.
Первые многоклеточные растения Около 1 млрд лет назад в морях от древних одноклеточных водорослей произошли первые многоклеточные водоросли.
Выход растений на сушу и первые наземные многоклеточные растения Благодаря фотосинтезу на Земле появился кислород, и у организмов появилась возможность дышать. Из кислорода – озон, который стал защищать Землю от радиации. Благодоря этому растения стали развиваться на суше. Примерно 450-400 млн лет назад на суше появились первые многоклеточные наземные растения — это мхи и псилофиты. Они произошли от разных групп водорослей. Псилофиты не имели корней, стеблей и листьев. Их тело состояло из тонких ветвящихся цилиндрических образований. Псилофиты имели примитивную покровную и проводящую ткани (древесину, луб), размножались спорами.
Появление папоротникообразных и их господство Около 400 млн лет назад было время господства разнообразных папоротникообразных, которые произошли от псилофитов. Тогда благоприятный климат для размножения древних папоротникообразных: развитие заростков и оплодотворение яйцеклеток сперматозоидами.
Появление семенных растений Голосеменные растения появились более 300 млн лет назад, еще до того как папоротникообразные достигли своего господства. Возможно произошли от примитивных папоротникообразных. Около 250 млн лет назад климат стал холодным и засушливым. Папоротникообразные не смогли выжить и наступило время голосеменных растений.Покрытосеменные растения появились около 150 млн лет назад, их господство на данный момент связано с резким изменением климата и появлением более эффективного способа опыления с помощью насекомых.
Читайте также:  Класс Сцифоидные и класс Коралловые полипы
Бак­терии Грибы Водо­росли Мохо­образ­ные Папорот­никообраз­ные Голосе­менные Покрытосе­менные
НЕТ корней, стеблей, листьев, цветков, семян ЕСТЬ стебель, листья ЕСТЬ ко­рень, сте­бель, ли­стья ЕСТЬ ко­рень, сте­бель, ли­стья, семя ЕСТЬ ко­рень, сте­бель, листья, семя, цветок

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, – СПб.: 2004.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.79 [14 Голоса (ов)]

Источник: http://infotables.ru/biologiya/38-biologiya-rastenij/197-etapy-razvitiya-rastiteln

Наука о растениях – ботаника Мир растений. – презентация

1 Наука о растениях – ботаника Мир растений<\p>

2 В переводе с греческого языка: «Биос» – «жизнь» «Логос» – «наука» Биология – наука, изучающая особенности живой природы и ее разнообразие<\p>

3 Биология Ботаника Зоология Анатомия и физиология человека Общая биология Экология Наука о растенияхНаука о животных Наука о растениях Наука о строении организма человека Наука об общих свойствах и закономерностях живой материи, проявляемых на разных уровнях организации живого<\p>

4 Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк Французский ученый Впервые ввел термин «биология» в 1802г Французский ученый Впервые ввел термин «биология» в 1802г Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам Основоположник ботаники<\p>

5 Царство – большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе Царства Предклеточные. Вирусы Предъядерные. Бактерии Грибы Растения Животные Назовите известные вам царства?<\p>

6 Царство растений Низшие растения Высшие растения ВодорослиСпоровыеСеменные Моховидные Папоротниковидные Хвощи Плауны Моховидные Папоротниковидные Хвощи Плауны Голосеменные Покрытосеменные Голосеменные Покрытосеменные<\p>

7 Царство растений Назовите общие признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений<\p>

8 Царство растений БОТАНИКА – наука, изучающая царство растений ( греч. «ботане» – «трава», «растение» Ботаника Анатомия растений Морфология растений Физиология растений Систематика растений Цитология Селекция Биохимия растений Палеоботаника Экология растенийГеоботаника<\p>

9 Царство растений Тлалок – “Заставляющий расти» – бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений. У майя – Чак, у тотонаков – Тахин, у миштеков – Цави, у сапотеков – Косихо- Питао.<\p>

10 Царство растений Юм Кааш – «владыка лесов» В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила.<\p>

11 Царство растений Дикорастущие растения – размножаются и расселяются без участия человека. Около 500 тыс.видов Культурные растения – специально возделываются человеком. Более 2000 видов Пищевые растения Кормовые растения Технические растения Декоративные растения Зерновые, зернобобовые, овощные, плодово-ягодные, масличные Выращиваемые на корм скоту (кормовая свекла, брюква) Дают сырье для промышленности (лён, хлопок) Выращиваются для украшения садов, квартир, служебных помещений<\p>

12 Царство растений Дикорастущие растения Культурные растения Попробуйте сформулировать определение. В случае затруднения – воспользуйтесь учебником Распределите растения к той или иной группе<\p>

13 Царство растений Признак сравнения РастенияЖивотные Питание Рост Движение Газообмен Строение клетки Различия растений и животных<\p>

14 Царство растений Значение растений В природе Выделяют кислород Дают пищу животным Задерживают рост оврагов и движение песков Смягчают климат Участвуют в поддержании полноводия рек Оздоравливают воздух Хвойные выделяют фитонциды Для человека Дают пищу Строительный материал Витамины Лекарства Ткани Декоративно-эстетическое Дикорастущие – резерв для получения новых сортов Защита от шума Познавательное значение (ботанические сады)<\p>

15 Царство растений Растения Однолетние Двулетние Многолетние Жизнь растений укладыв ается в один вегетационный период (весна, лето, осень ) В первый год растут (образуют вегетативные органы), на второй год – плоды и семена Живут много лет, цветение и плодоношение повторяется ежегодно или один раз в жизни Томаты, подсолнечник, крапива, банан Морковь, редька, свекла капуста Агава, яблоня, тополь, рябина<\p>

16 Чем различаются между собой деревья, кустарники и травянистые растения?<\p>

17 Царство растений Жизненная форма растений – внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды Термин предложен датским ботаником Йоханнесом Эугениусом Вармингом (1884г)<\p>

18 Царство растений Жизненные формы растений Деревья Кустарники Кустарнички Травы 1 ствол 30-40метров лет Много стволов 2 – 5 метров 50 лет Много одревесневших стволов см Травянистые зеленые стебли 1 год<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/426729

Мир растений | Учеба-Легко.РФ – крупнейший портал по учебе

Наука, изучающая мир растений, именуется ботаникой. В процессе практической деятельности людей появились знания о ботанике и со временем постепенно накапливались. Сбор корней, луковиц, клубней, семян можно считать начальным этапом в изучении человеком мира растений.

Различать растения, ориентируясь, где съедобные, а где – нет, ядовитые или лекарственные, определять места их произрастания, сроки сбора, приготовления и особенности хранения, корни, а также то, как питается растение, какая почва должна быть, чтобы растение получало все необходимы питательные вещества для здорового полноценного роста – все это было человеку просто необходимо в повседневной жизни.

Время появления ботаники как отрасли науки относят к 200 – 300 гг. до нашей эры. Известные древние ученые Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) и Феофраст (371 – 286 гг. до н . э.) стояли у ее истоков. Их заслугой является систематизация собранной информации о различных растениях, их строении, а также особенностях их культивирования, зонах распространения, применении в пищу и в хозяйстве.

Ботаника в современном мире является наукой, включающей множество отраслей. Основная направленность ее состоит в том, чтобы исследовать каждое растение, в отдельности, а также их сообщества, образующие в свою очередь леса, степи, луга.

Огромный объем материалов изучается ботаническими науками – состав отдельных частей растений, особенности их роста, взаимоотношения их с окружающим миром; порядок распределения по природным зонам, особенности эволюции представителей царства растений, предпосылки для появления огромного количества уникальных растений, классификации их по различным признакам, возможности рационального применения особенно ценных в хозяйстве растений и проведение исследований для культивирования ранее не известных кормовых, овощных, плодовых и лекарственных растений. Актуальной является проблема охраны ресурсов природы и, в том числе, растений (особенно редких и вымирающих видов). Баланс в сообществах растений формируется в течение тысячелетий, поэтому нарушения в связи с исчезновением даже одного из растений наносят ощутимый урон природе.

Для проведения исследовательской работы широко применяются различные экспериментальные методы и технические приспособления, такие как микроскопическая (электронная и световая) и вычислительная техника, другое современное оборудование. Имеет место тесная взаимосвязь ботаники с другими науками – лесоводством, почвоведением, зоологией, агрономией, медициной, химией, геологией.

Цветковые растения – это корень, стебель, лист, цветок и плод, а точнее это деревья, кустарники и травы. Именно благодаря корню, стеблю и листьям растение питается. Вот почему корень, стебель и лист называют органами питания.

При помощи цветков и плодов растение может размножаться. Другими словами цветок и плод называют органами размножения. К деревьям и кустарникам относятся многолетние растения с деревянистыми стеблями.

Травы имеют сочные и зелёные травянистые стебли, которые в свою очередь бывают однолетние, двулетние и многолетние.

Строение растений
Каждое растение имеет в себе протоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком, и оболочку. Клетка имеет тонкую, слегка прозрачную оболочку, через которую очень легко видно «невооружённым глазом» внутреннее содержимое клетки – протоплазму.

Более плотное округлое вещество внутри протоплазмы – это ядро. Протоплазма не заполняет всей клетки и то пространство, которое не занято протоплазмой, наполнено клеточным соком – вакуолей.

Если клеточного сока бывает очень много, в результате чего вакуоля заполняет почти всю клетку, а протоплазма лишь тонким слоем выстилает оболочку клетки изнутри.

Семена
Семя покрыто гладкой, блестящей плотной кожурой на которой легко можно рассмотреть небольшой рубец, именно в месте рубчика семя было прикреплено к створке боба. Плотная кожура защищает семя до тех пор, пока оно не прорастёт, при прорастании семени кожура разрывается. Из внутренней части семени вырастает главная часть семени – зародыш (новое растение).

Питание растений
Естественно в первое время своего существования проросток может жить без необходимой для него почвы, потому что питается органическими и минеральными веществами, которые хранятся в семени.

Но запасы питательных веществ не бесконечны и по мере роста проростка истощаются. Где брать необходимые питательные вещества? Конечно из почвы.

Именно почва с помощью корней растения, даёт возможность проростку всасывать необходимые питательные вещества для роста.

Корень растения
Корень является очень важным органом растения. При помощи корней растение укрепляется в почве, всасывает из почвы воду и растворённые в воде минеральные соли. Главный корень развивается из зародышевого корня. От главного, корня отходят боковые корни. Придаточные корни вырастают на стебле.

Листья растений Лист состоит из двух частей – это листовой пластинки и черешка. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю, но стоит заметить, что не каждое растение имеет черешки. Например, некоторые полевые растения, такие как лён, или комнатные растения, такие как алоэ, имеют листья без черешков.

Они прикреплены к стеблю только лишь листовой пластинкой и в отличие от черешковых называются сидячими. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.

Стебель растения – очень важный орган растения, по стеблю идёт передвижение питательных веществ и листья растения тянутся к свету. Кроме этого в стебле откладываются запасные органические вещества. Стебель растёт в высоту своей верхушкой, в толщину благодаря делению и росту клеток камбия.

Стебли растений очень разнообразны, поэтому существуют надземные и подземные стебли, а также деревянистые и травянистые.

Размножение растений – благодаря питанию, дыханию и росту – растения существуют, но чтобы продолжать свой род, растение должно размножаться. Размножаться растения могут различными способами – вегетативными, семенными.

Переоценить хозяйственное значение размножения растений практически невозможно.

Но благодаря различным способам размножения растений у людей есть возможность получить определенное количество необходимых растений, а также засеивать поля, заниматься высадкой лесов.

Жизнедеятельность растений – рассмотрев строение растений, можно выделить главные признаки: питание растений осуществляется из воздуха и из почвы; дыхание растений – как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом; роль клеток в жизни растения – любое растение формируется из клеток, которые в свою очередь состоят из ядра и протоплазмы; рост и движение растений – растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды; развитие растений – ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования; размножение растений – любые живые организмы могут размножаться, и растения тому не исключение.

Водоросли – это группа самых низших, автотрофных, как правило, водных, растений, содержащих хлорофилл и другие пигменты, которые вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. Цветков и семян не имеют, споры лишены твёрдой оболочки. Средой обитания водорослей является вода: пруды, реки, моря, озера, океаны.

Только малая часть представителей этой группы растений могут обитать на суше в местах с повышенной влажностью. Водоросли имеют огромное значение в существовании водоемов. Благодаря жизнедеятельности водорослей, из воды поглощается углекислый газ и выделяется кислород.

Вследствие этого процесса обеспечиваются благоприятные условия для дыхания и жизни обитателей озер, рек, прудов, в том числе рыб.

Грибы – царство живой природы, объединяющее в себе эукариотические организмы (сочетают в себе признаки, растений и животных). Грибы изучает наука микология, которая считается разделом ботаники, так как раньше грибы относили к царству растений. Строение грибов очень простое.

Они не имеют цветков, листьев стеблей и корней. Все тело гриба представлено сплетением прозрачных нитей, формирующих грибницу. Грибы могут обитать в темных местах в связи с отсутствием у них хлорофилла, в результате чего грибам необходима для жизни влага.

Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Растительный мир удивительно разнообразен. Многие растения имеют корни, стебли и листья. К ним принадлежат покрытосеменные, голосеменные и папоротникообразные растения. Другие растения, например мхи, имеют стебель и листья, но не имеют корней.

Все растения (мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные), у которых тело расчленено на стебли и листья, называются высшими растениями. Многие растения не имеют ни стеблей, ни листьев. К этим группам принадлежат бактерии, водоросли, грибы, лишайники. Эти растения, у которых тело не расчленено на стебель и листья, носят название низших растений.

Некоторые низшие растения имеют очень простое строение: они представляют собой одну клетку. К таким растениям принадлежат бактерии, одноклеточные водоросли и низшие грибы. Большинство растений имеет зелёный цвет благодаря присутствию хлорофилла: Зелёные растения создают, органические вещества из неорганических. Однако некоторые растения не имеют хлорофилла.

Их пищей являются готовые органические вещества. К этим растениям принадлежат бактерии и грибы.  Многие растения размножаются спорами. Таковы все низшие растения, а из высших — мхи и папоротникообразные. Семенами размножаются голосеменные и покрытосеменные растения. Из всех растений покрытосеменные имеют наиболее высокую организацию. Они получили широкое распространение в природе.

Покрытосеменные являются господствующей на земле группой растений.

Наиболее важное народнохозяйственное значение имеют самые высшие – покрытосеменные растения и самые низшие – бактерии.

Это далеко не вся информация о растениях и деревьях. В дальнейшем Вы узнаете много интересной и полезной информации о стеблях, о передвижении веществ в растении, о многообразии цветковых растений и основных группах растений.

Источник: http://uclg.ru/education/biologiya/6_klass/tsarstvo_rasteniya/lecture_lec_mir_rasteniy.html

Влияние человека на растительный мир, охрана растений. Видеоурок. Биология 6 Класс

Человек разумный появился на земле около 200 тыс. лет назад.

Антропогенные факторы – факторы, которые по происхождению связаны с деятельностью человека.

Экология – наука об отношении организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Около 10 000 лет назад человек начал одомашнивание растений и животных. Так человек перешел от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. В результате хозяйственной деятельность уменьшилось количество диких животных, площади лесов.

Уменьшение площади лесов привело к обмелению рек. Истощились почвы, стало больше оврагов, участились суховеи. Во многих водоемах вода стала непригодной для питья.

Аральское море

Аральское море (см. Рис. 1) – бывшее соленое озеро на границе Казахстана и Узбекистана. Начиная с 60-х годов прошлого века, из питающих его рек производился забор воды для орошения полей. И уровень воды в море стал падать, оно распалось на 2 водоема.

До обмеления Аральское море было 4-м по величине озером мира. На бывшем дне озера откладывались ядохимикаты с полей, которые с пылью разносятся на окружающие территории. И рост дикой растительности тормозится.

Согласно расчетам ученых, спасти Аральское море невозможно даже при полном отказе от забора воды.

Рис. 1. Аральское море

Загрязнение воды, воздуха, почвы может вызывать нарушение и гибель природных сообществ. Поэтому в разных странах есть законы, регламентирующие использование природных богатств.

Но в середине XX века хозяйственная деятельность человека привела к очень серьезным последствиям.

Растения подвержены действию загрязнения окружающей среды. Загрязнение может быть химическим (выхлопные газы), физическим (нагрев воды от ТЭЦ, шум) и биологическим (ввоз борщевика Сосновского (см. Рис. 2) на территорию России, ввоз кроликов на территорию Австралии, что привело к значительному уменьшению кормовой базы).

Рис. 2. Борщевик Сосновского (Источник)

Газы (выхлопные, промышленные) вызывают гибель растений: листья опадают, корни отмирают. И многие растения могут совсем исчезнуть. Для оздоровления окружающей среды на выхлопных трубах устанавливают фильтры, которые задерживают ядовитые вещества. Исчезновение растений губительно скажется на человеке.

В настоящее время во всех развитых странах принимают законы и проводят мероприятия по защите окружающей среды.

Охраняемые природные территории создаются для сохранения наиболее редких и ценных видов.

Заповедник – территория, где полностью запрещена любая хозяйственная деятельность.

Заказник – территория, где охраняется часть природного комплекса, которая обеспечивает выживание определенных видов растений и животных. Хозяйственная деятельность, которая не затрагивает эту часть комплекса, здесь может быть разрешена.

Национальный природный парк – территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека. В отличие от заповедника, сюда допускаются туристы. В ограниченных масштабах разрешена хозяйственная деятельность.

Ботанический сад – территория, на которой содержится коллекция живых редких растений.

Красная книга – список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные.

Зеленая книга является государственным документом, в котором собраны сведения о современном состоянии редких, исчезающих и типичных природных растительных сообществ, нуждающихся в охране и имеющих важное значение как составная часть биологического разнообразия.

Растения имеют разную чувствительность к условиям окружающей среды, наиболее чувствительны мхи, пихта, граб.

Особенно чуткие виды называют видами-индикаторами, наблюдая за ними можно оценить состояние окружающей среды.

Лихеноиндикация

Лихеноиндикация – метод определения состояния окружающей среды при помощи лишайников. Лишайники впитывают влагу всем телом, так же могут поступать и токсичные вещества.

Поэтому лишайники особо уязвимы к действию загрязнения воздуха. Первые сообщения о массовой гибели лишайников в окрестностях промышленных городов относятся ко второй половине XIX века.

Лихеноиндикация предназначена для длительных исследований.

Наиболее устойчивые растения следует использовать для озеленения и создания защитных лесополос. К загрязнениям атмосферного воздуха устойчивы тополь, лиственница. Они поглощают многие вредные вещества и являются хорошими пылеуловителями.

Леса вокруг промышленных городов поглощают и обезвреживают вредные вещества.

Вымирание – естественный процесс

Животный и растительный мир древности сильно отличался от современного. Многие группы растений полностью вымерли. Вымирание – один из основных процессов эволюции. За жизнь планеты насчитывают 5 массовых вымираний видов. Последнее из них – вымирание динозавров.

В России работают общественные и государственные организации защитников окружающей среды.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.   Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. – М.: Русское слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В.  Пасечник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. – с. 293, задания и вопросы 1, 4 (Источник).
  2. Какие существуют природоохранные территории? Охарактеризуйте их.
  3. Что такое антропогенное влияние?
  4. * Подумайте, как можно было бы улучшить экологическую ситуацию в вашем регионе. Что для этого уже сделано?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/6-klass/evolyutsiya-rasteniy/vliyanie-cheloveka-na-rastitelnyy-mir-ohrana-rasteniy?konspekt=

Конспект и презентация к уроку биологии “Общее знакомство с растениями. Мир растений” – Водопьянова М.А

ЦЕЛЬ УРОКА: сформировать общее представление о мире растений и разнообразии растений по продолжительности жизни, по жизненным формам, по значению в хозяйственной жизни людей; познакомить учащихся с открытием центром происхождения культурных растений, биологом Н. И. Вавиловым; продолжить формирование ответственного и заинтересованного отношения учащихся к миру растений.

ТИП УРОКА: урок обобщения и систематизации знаний

ОБОРУДОВАНИЕ:   гербарии,  электронная презентация к уроку.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

– Дайте определение терминов «царство», «ботаника»,  «зоология», «доядерные организмы», «ядерные организмы» (СЛАЙД 2)

–  ответьте на вопросы

Что изучает биология? Что означает слово «биология»? Что означает слово «ботаника»? Кто впервые ввел термин «биология»? Кто считается основоположником ботаники?

Какие науки выделяют в рамках науки ботаники?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Рассказ учителя с элементами беседы

Многообразие растительного мира. Мир растений разнообразен и велик, поэтому трудно перечислить даже те из них, с которыми человек соприкасается в своей жизни. Их можно встретить повсюду: дома, в школе, в парке, во дворе у дома, на газонах, в огородах, в поле и даже в водоемах. Одни дают нам пищу, из других  мы изготовляем одежду, третьи используем в медицинских целях и т. д.

Растения различаются по:

– продолжительности жизни (по срокам жизни растения делят на три группы однолетние, двулетние, многолетние)  (СЛАЙД 3)

 – внешнему облику (жизненной форме) (СЛАЙД 4)

В первую очередь мы замечаем не различия в строении листьев, не цвет, не особенности строения корневой системы. Мы видим общие различия во внешнем облике растений. Одни из них  высокие и имеют одеревеневший ствол, другие пониже, третьи еще ниже и т. д. исходя из этих внешних отличий,  можно выделить жизненные формы растений.

Жизненная форма растений – внешний облик растительного организма, возникающий исторически при воздействии окружающей среды  (СЛАЙД 5)

            Термин предложен датским ботаником Э. Вармингом (1884), понимавшим под ним «форму, в которой вегетативное тело растения находится в гармонии с внешней средой в течение всей жизни, от семени до отмирания»

Жизненные формы растений  (работа со слайдом, рассказ с элементами беседы) (СЛАЙД 6)

Деревья Кустарники Кустарнички

Травы

Значение растений.  (СЛАЙД 7)

– Как вы думаете, какова роль растений в природе? (ответы учащихся)

Декоративное Получение лекарств Использование в пищу Для кормления скота Источник витаминов Строительный материал

Сырье для промышленности

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Какие растения называют однолетними? Какие растения называют двухлетними? Какие растения называют многолетними? Какие жизненные формы встречаются у растений?

Назовите известные вам лекарственные растения

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 1, вопросы после параграфа

            ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/Т.А. Богданова, Е.А.Солодова. – 3-е изд. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. – 816с Калинина А.А. поурочные разработки по биологии 6  класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2011.

– с.13-21 Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.:Вентана-Граф, 2009. – с.

8-11

Третьяков П. В. Ежедневник учителя биологии: 6 класс: к учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – с.10

Похожие образовательные материалы:

Источник: http://razrabotky.ru/load/6_klass/biologija/konspekt_i_prezentacija_k_uroku_biologii_obshhee_znakomstvo_s_rastenijami_mir_rastenij/46-1-0-1487

Мир растений

Презентацию на тему Мир растений можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Биология. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию – нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 22 слайда.

Мир растений

Учитель биологии МОБУ СОШ ЛГО с. Пантелеймоновка Г. П. Яценко

Введение.

Мы редко задумываемся об этом, но жизнь на Земле возможна только благодаря растениям. Растения – единственные организмы, которые могут создавать питательные вещества из углекислого газа и воды, используя энергию солнечного света.

Свойства растений.

Свойства растений широки и многогранны: Это источник пищи. Это лекарственное сырье. Это сырье для изготовления одежды. Это строительный материал. Это корм для животных.

Зеленые растения.

Около 500 млн лет назад растения начали освоение суши. Им пришлось защищаться от иссушения плотными покровами, обзаводиться проводящей системой и прочными механическими тканями. Тело высших растений состоит из корня, стебля, листьев.

Псилофит : псилотум .

Части высших растений. Корень.

Корни большинства растений скрыты в земле. Появление корней, надежно удерживающих растение в почве и способных добывать из нее воду с растворенными в ней питательными веществами, даже в засуху, стало важным шагом на пути завоевания растениями суши. Первым у проростка формируется корневой отросток, что говорит о важность корня для растительного организма.

Подземные кладовые.

У бобовых и некоторых других растений на корнях имеются клубеньки, содержащие бактерии. Азотфиксирующие бактерии превращают азот воздуха в соединения, которые могут усваивать корни. Батат – одно из самых распространенных пищевых растений мира. Первыми его стали возделывать инки, сейчас больше всего – в Китае.

Клубни батата

Корни, которым не сидится в земле.

Баньян – настоящая роща из одного дерева, имеет корни ходульные. Устойчивость древесным великанам придают досковидные корни, шириной до 2-3 м.

Воздушные корни орхидеи.

Интересные факты.

Гордость Индийского ботанического сада неподалеку от Калькутты – великий баньян, известный с XIX века. Сейчас это дерево – роща состоит из 3000 с лишним «стволов», его крона раскинулась на 1,5 га.

Фикус-душитель.Стебель.

Главная функция стебля – служить опорой растению и поддерживать листья так, чтобы они получали больше солнечного света. В стебле находится проводящая система растения, служащая для транспортировки воды, минеральных и питательных веществ.

Хмель и жимолость всегда обвивают опору по часовой стрелке, вьюнок заборный и декоративная фасоль – против часовой стрелки, а многие другие вьющееся растения столь строгих правил не придерживаются.

Лист.

Главные функции листа- производство питательных веществ путём фотосинтеза и испарение. Листья могут видоизменяться, превращаясь в колючки (барбарис, кактус), в усики (горох, вика) или в хитроумные ловушки для насекомых (росянка, непентис).

Сбрасывая листву, деревья избавляются и от накопившихся в листьях вредных веществ – избытка солей, продуктов жизнедеятельности, веществ, содержащихся в выхлопных газах и выбросах промышленных предприятий.

Прекрасные обманщицы и рекордсмены.

В цветке тропической орхидеи кориантес содержится жидкость, опьяняющая пчёл. Пчела падает в цветок и, лишь произведя опыление, выбирается.

Питательные вещества содержатся в семени в сухом виде, поэтому многие из них сохраняют всхожесть десятилетиями. Рекорд принадлежит лотосу, семена которого проросли, пролежав в торфе 2 тыс. лет.

Зачем нужны плоды?

В процессе эволюции плоды появились для обеспечения сохранности и успешного распространения семян.

Плоды рожкового дерева

Цитрус рука Будды

Абсолютный рекорд по размеру плодов удерживает тыква: 1970 год в Англии вырастили тыкву весом 92 кг 750г. Сейчас этот тыквенный рекорд побит много раз.

Семена подорожника прилипают к копытам лоша-дей, подошвам обуви. В С.Америке индейцы прозвали подорожник следом белого человека.

В опылении принимают участие и даже некоторые нелетающие млекопитающие. У обитающего в Австралии опоссума-медоеда даже язык вытянут в трубочку с кисточкой на конце, как у колибри и нектарниц.

Хищники растительного мира.

Некоторые растения обзавелись хитроумными приспособлениями для ловли насекомых. Все они растут там, где почва бедна соединениями азота, и получают эти удобрения, переваривая мягкие ткани своих жертв.

Саррацения

Венерина мухоловка

Хищник из хищников – растущий в Австралии библис гигантский высотой до полуметра. Его узкие листья, покрытые липкими волосками, образуют густую сеть, в которую попадают насекомые, улитки и даже лягушки.

Живущие за чужой счет.

Все растения-паразиты произошли от предков, которые самостоятельно добывали воду и производили питательные вещества с помощью фотосинтеза. Некоторые растительные паразиты сохранили часть этих функций. Семена раффлезии распространяют слоны, затаптывая липкие семена глубоко в почву, где ветвятся корни лиан.

Омела белая Раффлезия

Информация для педагога.

Образовательный ресурс предназначен для введения в биологию (5-6 классы). В нем представлена ознакомительная информация о предмете биологии – растительном организме. Учебный материал наполнен занимательными фактами из жизни и строения растительных организмов.

ЦОР может использоваться: – для ведения урочной деятельности по предмету биология; – для организации и проведения внеурочной работы ( кружки, клубы, объединения); для организации внеурочных форм работы в каникулярное время (профильные летние оздоровительные лагеря). Учебный материал может быть применим для обучения по стандартам нового поколения.

Для составления ЦОРа использовались материалы детской энциклопедии РОСМЭН/ автор – Травина И.В. «Мир растений»/ М.:2014 год

Материалы оформления.

http://aboutdominicana.com/uploads/images/00/00/15/2012/08/01/65334e.jpg http://images.china.cn/attachement/jpg/site1005/20090928/00016c42b36a0c2a963714.jpg http://tvc-saratov.ru/img/lenta/11676_1337243741.JPG http://urozhai.com/?q=sites/default/files/imagecache/product_full/galbri.jpg http://groupava2.mycdn.

me/getImage?photoId=347841849932&photoType=5 https://encryptedtbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR0W9misrp3lXFiPZ_A5CuepYjLIPwd5phKhzMEPSFQHlvvsvQ2Lw http://kimgero.com/wp-content/uploads/2009/01/kukuruza.jpg https://encryptedtbn3.gstatic.

com/images?q=tbn:ANd9GcTGEeupBvdBEQpFCFi8L9PN1aU2Ls6f9YnCuFBfyTRAkBnTCfg http://rosfoto.ru/photos/big/0035000/035401_12.jpg https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRUh-aguN8VD9heHI72BtIfMY-kiVPkz9WWCd-2Kx74utsRc2YM https://encryptedtbn2.gstatic.

com/images?q=tbn:ANd9GcR41OH6zma3TI0guk1PwkX4LxLwff7HBpESdDVuKqFQlYuc8yU5 http://www.diets.ru/data/cache/2011jun/25/57/272009_19357-700×500.jpg http://www.pcwalls.ru/repository/animal/www.pcwalls.ru_1389.jpg http://www.sunhome.ru/UsersGallery/052010/9171611.jpg http://www.supersadovnik.ru/site_images/00000019/00054476.

jpg http://www.supersadovnik.ru/site_images/00000004/00029161.jpg http://www.tirov.com/wp-content/uploads/2011/04/vettbo.jpg http://www.ebio.ru/images/04020102.jpg

http://plantsblog.ru/wp-content/uploads/2012/05/organy-rastenij_5.jpg http://fs103.jpe.ru/443d/4272895_7e006b5c.jpg http://communitygardeners.ru/sites/default/files/imagecache/200×120/batat_2.jpg http://www.biorepetufa.

ru/wpcontent/uploads/2011/03/%D0%9A%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8F%D1%85%D1%81%D0%BE%D0%B8.jpg http://sos.fishki.net/upload/post/201409/24/1307842/ipwcgiteoa4.jpg http://img.travel.ru/images2/2009/12/object175836/r54.jpg http://img0.liveinternet.

ru/images/attach/c/5/87/878/87878666_Downloads37819x1024.jpg http://img5.arrivo.ru/c4ca/94/16733/6/kalkutta-botanicheskiiy-sad-5-snapflycook.wordpress.jpg http://ficusweb.ru/ficus1-2-big.jpg https://encryptedtbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQz7D1niGPBlhfjDCwJIPAEz55HpPMvpHuQmgfHo7rqkRuWTIOtpw http://www.trawka.

ru/images/goroh.jpg https://encryptedtbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSYDNCtgkaLLoqSDkBOW3qnhCCVda01rob3E6LAVgOoeKCLbkW2 http://dekatop.com/wp-content/uploads/2011/12/rafflesia_06.jpg http://www.irinaponarovskaya.com/wpcontent/uploads/2010/09/49701563_listopad_880747483.jpg https://encryptedtbn0.gstatic.

com/images?q=tbn:ANd9GcR_F7TCMXlf1QeRgjI1mKvNjHqi5u9occzTycTT5jt36AHrLwva http://yaisvoboda.ru/uploads/old/1357856577_belaya_kuvshi.jpg

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/42800-mir-rasteniy.html

Развитие растительного мира на Земле

Первые растительные организмы возникли в воле в очень далекие времена. Первые живые существа были микроскопически мелкими комочками слизи.

Значительно позже у некоторых из них появилась зеленая окраска, и эти живые организмы стали похожи на одноклеточные водоросли.

Одноклеточные существа дали начало многоклеточным организмам, которые, как и одноклеточные, возникли в воде. Из одноклеточных водорослей развивались разнообразные многоклеточные водоросли.

Поверхность материков и дно океана со временем изменялись. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие ранее. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли также постепенно менялся.

Переход растений к наземному образу жизни, по мнению ученых, был связан с существованием периодически заливаемых и освобождаемых от воды участков суши. Отступившая вода задерживалась во впадинах. Они то пересыхали, то вновь заполнялись водой. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей появились приспособления к обитанию вне воды.

Климат в то время на земном шаре был влажным и теплым. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. Строение этих растений постепенно усложнялось. Они дали начало первым наземным растениям. Самая древняя группа из известных наземных растений — псилофиты.

Развитие растительного мира на Земле — долговременный процесс, в основе которого лежит переход растений от водного к наземному образу жизни.

Псилофиты существовали уже 420-400 млн лет назад, а позже вымерли. Псилофиты росли по берегам водоемов и были небольшими многоклеточными зелеными растениями. Они не имели корней, стеблей, листьев. Роль корней у них выполняли ризоиды. У псилофитов, в отличие от водорослей, более сложное внутреннее строение — наличие покровной и проводящей тканей. Размножались спорами.

От псилофитов произошли мохообразные и папоротникообразные, у которых уже были стебли, листья и корни. Расцвет папоротникообразных был около 300 млн. лет назад в каменноугольный период. Климат в это время был теплым и влажным. В конце каменноугольного периода климат Земли стал заметно суше и холоднее.

Древовидные папоротники, хвощи и плауны начали вымирать, но к этому времени появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротникообразных. Как утверждают ученые, первыми голосеменными растениями были семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Семена у них развивались на листьях: шишек у этих растений не было.

Семенные папоротники были древовидными, лиановидными н травянистыми растениями. От них и произошли голосеменные.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат был более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали и на смену им появились более совершенные растения — древние хвойные, затем их сменили современные хвойные: сосна, ель, лиственница и др.

Переход растений на сушу тесно связан не только с появлением таких органов, как стебель, лист, корень, но, главным образом, с появлением семян, особым способом размножения этих растении. Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Особенно четко это проявилось, когда климат стал менее влажным.

На развивающихся из спор заростках (у мхов, плаунов, папоротников) образуются женские и мужские гаметы (половые клетки) — яйцеклетки и сперматозоиды. Для того чтобы произошло оплодотворение (после слияния гамет), необходима атмосферная или грунтовая вода, в которой сперматозоиды передвигаются к яйцеклеткам.

Голосеменным свободная вода для оплодотворения не нужна, так как оно происходит внутри семязачатков. У них мужские гаметы (сперматозоиды) подходят к женским (яйцеклеткам) по растущим внутри семязачатков пыльцевым трубкам. Таким образом, оплодотворение у споровых растений находится в полной зависимости от наличии воды, у растений, размножающихся семенами, этой зависимости нет.

Покрытосеменные растения — потомки древних голосеменных — появились па Земле свыше 130—120 млн. лет назад. Они оказались наиболее приспособленными к жизни на суше, так как только у них есть специальные органы размножения — цветки, а их семена развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Благодаря этому покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли самые разнообразные местообитания. Уже более 60 млн. лет покрытосеменные растения господствуют на Земле. На рис. 67 показана не только последовательность появления тех или иных отделов растений, но и их количественный состав, где покрытосеменным отведено значительное место.

Запись опубликована в рубрике Биология с метками растения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://shkolo.ru/razvitie-rastitelnogo-mira-na-zemle/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]