Биомасса поверхности суши и океана – биология

Распространение биомассы на суши и в океане Выполнила: Михневич Елена, гр.0107 – скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Распространение биомассы на суши и в океане Выполнила: Михневич Елена, гр.0107

Слайд 2
Описание слайда:

Содержание: Понятие биомассы. Биомасса живого вещества. Закономерности распространения биомассы Оборот биомассы.

Слайд 3
Описание слайда:

Биомасса – суммарная масса особей видам или сообщества организмов, выражаемая обычно в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма любого местообитания (г/м2, г/м3, кг/м3) Биомасса – суммарная масса особей видам или сообщества организмов, выражаемая обычно в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма любого местообитания (г/м2, г/м3, кг/м3) Биомасса – вся совокупность живых организмов планеты – живое вещество, обладающее способностью расти, размножаться и расселяться по планете.

Слайд 4
Описание слайда:

Биомасса живого вещества Организмы континентальной части Зеленые растения – 2400 млрд, тонн (99,2%) Животные и микроорганизмы – 20 млрд тонн (0,8%) Организмы океанов Зеленые растения – 0,2 млрд. тонн (6,3%) Животные и микроорганизмы – 3 млрд тонн (93,7%)

Слайд 5
Описание слайда:

Биомасса поверхности суши совокупность всех организмов — растений, животных, микроорганизмов, населяющих сушу; Плотность жизни на континентах зональна. Максимальную плотность имеют тропические леса, незначительную — льды Арктики и высокогорные области.

Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:

Биомасса почвы – совокупность живых организмов, обитающих в почве и играющих ведущую роль в процессе формирования почвы В лесной зоне она составляет сотни кг/га, главным образом за счёт дождевых червей (300—900 кг/га). Средняя биомасса позвоночных животных достигает 20 кг/га и выше, но чаще остаётся в пределах 3—10 кг/га.

Слайд 8
Слайд 9
Описание слайда:

Биомасса Мирового океана На долю растений приходится лишь 6,3 %, а животные составляют 93,7 %. Это связано с тем, что использование солнечной энергии в воде составляет всего 0,04 %, в то время, как на суше – до 1 %.

Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:

Закономерности распространения биомассы в биосфере: скопление биомассы в зонах с наиболее благоприятными условиями среды обитания (на границе разных сред, например атмосферы и литосферы, атмосферы и гидросферы); преобладание на Земле биомассы растений (97%) по сравнению с биомассой животных и микроорганизмов (всего 3%); увеличение биомассы, числа видов от полюсов к экватору, наибольшее сгущение ее во влажных тропических лесах; проявление указанной закономерности распространения биомассы на суше, в почве, в Мировом океане. Значительное превышение биомассы суши (в тысячу раз) по сравнению с биомассой Мирового океана.

Слайд 12
Описание слайда:

Оборот биомассы Прирост биомассы к уже имеющей массе, то получаются такие показатели: Древесная растительность лесов 1,8% Растительность лугов, степей, пашни 67% Комплекс растений озер и рек 14% Морской фитопланктон 15,2%

Слайд 13
Описание слайда:

Луговые степи дают больший годовой прирост биомассы, чем хвойные леса: при средней фитомассе 23 т/га годовая продукция их 10 т/га, а у хвойных лесов при фитомассе 200 т/га годовая продукция 6 т/га.

  Луговые степи дают больший годовой прирост биомассы, чем хвойные леса: при средней фитомассе 23 т/га годовая продукция их 10 т/га, а у хвойных лесов при фитомассе 200 т/га годовая продукция 6 т/га.

 

Слайд 14
Описание слайда:

Популяции мелких млекопитающих, обладающих большой скоростью роста и размножения, при равной биомассе дают более высокую продукцию, чем крупные млекопитающие. Популяции мелких млекопитающих, обладающих большой скоростью роста и размножения, при равной биомассе дают более высокую продукцию, чем крупные млекопитающие.

Слайд 15
Описание слайда:

Ежегодно в биосфере в процессе фотосинтеза образуется около 150 млрд т сухого органического вещества. Ежегодно в биосфере в процессе фотосинтеза образуется около 150 млрд т сухого органического вещества.

В континентальной части биосферы самыми продуктивными являются тропические и субтропические леса, в океанической — эстуарии (расширяющиеся в сторону моря устья рек) и рифы, а также зоны подъема глубинных вод — апвеллинга.

Низкая продуктивность растений характерна для открытого океана, пустынь и тундры.

Слайд 16

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/rasprostranenie_biomassy_na_sushi_i_v_okeane_vypolnila_mixnevich_elena__gr0107

Биомасса Мирового океана и ее состав, химические функции живого вещества

Мировой океан занимает более 2/3 поверхности планеты. Физические свойства и химический состав вод океана предоставляет благоприятную среду для жизни. Так же, как на суше, в океане плотность жизни в экваториальной зоне наиболее высока и снижается по мере удаления от нее.

Состав

В верхнем слое, на глубине до 100м, обитают одноклеточные водоросли, составляющие планктон. Общая первичная продуктивность фитопланктона Мирового океана составляет 50 млрд. т. в год (около 1/3 всей первичной продуктивности биосферы).

Почти все цепи питания в океане начинаются фитопланктоном, которым питаются животные зоопланктона (например, рачки). Рачки служат пищей многим видам рыб и усатым китам. Рыб поедают птицы. Крупные водоросли растут преимущественно в прибрежной части океанов, и морей. Наиболее высокая концентрация жизни — в коралловых рифах.

Океан гораздо бедней жизнью, чем суша: биомасса мирового океана в 1000 раз меньше.

Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами.

Лишь около 0,01% из первичной продуктивности Мирового океана доходит через длинную цепь трофических уровней до человека в виде пищи и химической энергии.

На дне океана, в результате жизнедеятельности организмов, формируются осадочные породы: мел, известняки, диатомит и другие.

Химические функции живого вещества

Вернадский отмечал, что на земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом. Живое вещество выполняет следующие химические функции: газовую, концентрационную, окислительно-восстановительную и биохимическую.

Окислительно-восстановительная

Эта функция выражается в окислении веществ в процессе жизнедеятельности организмов. В почве и гидросфере образуются соли, окислы. С деятельностью бактерий связано формирова­ние известняков, железных, марганцевых и медных руд и т. д.

Газовая функция

Газовая функция зеленых растений

Осуществляется зелеными растениями в процессе фо­тосинтеза, пополняющими атмосферу кислородом, а также всеми растениями и животными, выделяющими углекислый газ в процессе дыхания. Круговорот азота связан с деятельностью бактерий.

Читайте также:  Задачи современной селекции - биология

Концентрационная

Связана с накоплением в живом веществе химических элементов (углерода, водорода, азота, кислорода, кальция, калия, кремния, фосфора, магния, серы, хлора, натрия, алюминия, железа).

Отдельные виды являются специфическими концентраторами некоторых элементов: ряд морских водорослей — йода, лютики — лития, ряска — радия, диатомовые водоросли и злаки — кремния, моллюски и ракообраз­ные — меди, позвоночные — железа, бактерии — марганца.

Биохимическая функция

Эта функция осуществляется в процессе обмена веществ в живых организмах (питание, дыхание, выделение), а также разрушения, деструкции отмерших организмов и продуктов их жизнедеятельности. Эти процессы приводят к круговороту веществ в природе, биогенной миграции атомов.

Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://animals-world.ru/biomassa-mirovogo-okeana/

Биомасса поверхности суши и океана. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере | Поурочные планы по биологии 11 класс Казахстан | Биология

так то ЕНТ / Биология / Поурочные планы по биологии 11 класс Казахстан

Биомасса поверхности суши и океана. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере

08.07.2015 2282 0

Цель урока:

·       Обуч. Познакомить учащихся с экосистемами почвы и мирового океана, с закономерностями распространения и концентрации биомассы на нашей планете, а так же с сущностью круговорота веществ и превращение энергии в биосфере, простейшими циклами миграции атомов и веществ.

·       Развив. Научить школьников обосновывать причины неравномерного распределения биомассы отражать взаимосвязи между организмами внутри экосистемы, а также научить школьников использовать знания в процессе работы.

·       Воспит. Сформировать у учащихся убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране.

Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.

Основная часть (новый материал)

Распределение биомассы по планете не равномерно. Начиная от полюсов к экватору биомасса постоянно увеличивается, а так же изменяется количество биологических видов и плотность жизни. Табл. № 1.

Но больше всего концентрация живых организмов в почве. Там в почве идет жесточайшее состязание за обладание пространством для жизни и размножения, пищей, кислородом.

Почва образовалась как результат действия на горную породу различных абиотических и биотических факторов (температура, солнечные лучи, ветер, деятельность организмов, растений, животных). Сообщества организмов связаны друг с другом. Табл. № 2.

Но многие виды хозяйственной деятельности человека вызывают массовую гибель почвенных организмов. Они обеспечивают КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ В БИОСФЕРЕ.

БИОМАССА МИРОВОГО ОКЕАНА (табл. № 3).

Несмотря на всё многообразие водных обитателей, их можно условно поделить на 3 группы, с учетом мест обитания в водоёме. Табл. № 4.

Между этими существами образуются сложные пищевые связи (табл. № 5).

ФИТОПЛАНКТОН – трансформатор энергии солнечного излучения, в энергию химических связей органических соединений тел одноклеточных водорослей.

Затем энергия поступает в тела животных. Но все же ресурсы мирового океана ограничены.

Физминутка.

Задание № 1. Составить опорный конспект биологического круговорота веществ.

Задание № 2. Как осуществляется биогенная миграция атомов в биосфере?

Задание № 3. Каково значение микроорганизмов в круговороте веществ.

Задание № 4. Какую роль в круговороте веществ и использовании энергии солнечного излучения играют растения, животные, микроорганизмы.

Текущий контроль, закрепление материала (проверка понимания).

Работа по схемам.

1. Что составляет биомассу суши?

2. Что составляет биомассу океана?

3. Каково воздействие человека на биомассу планеты?

Итоговый контроль, анализ урока.

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/285-1-0-16784

Презентация на тему “Распространение Биомассы на суши и в океане “

  • Скачать презентацию (3.93 Мб)
  • 36 загрузок
  • 4.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по биологии на тему: “Распространение Биомассы на суши и в океане “, созданная студенткой. Автор рассказывает о том, что включает в себя понятие “биомасса”, знакомит с законами распространения биомассы и многое другое.

Краткое содержание

  • Понятие биомассы
  • Биомасса живого вещества
  • Закономерности распространения биомассы
  • Оборот биомассы
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов16
  • АвторМихневич Е.
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Презентация сделана учеником для получения оценки
  • Слайд 1Выполнила: Михневич Елена, гр.0107
  • Слайд 2
    • Понятие биомассы.
    • Биомасса живого вещества.
    • Закономерности распространения биомассы
    • Оборот биомассы.
  • Слайд 3

    Биомасса – суммарная масса особей видам или сообщества организмов, выражаемая обычно в единицах массы сухого или сырого вещества, отнесённых к единицам площади или объёма любого местообитания (г/м2, г/м3, кг/м3)

    Биомасса – вся совокупность живых организмов планеты – живое вещество, обладающее способностью расти, размножаться и расселяться по планете.

  • Слайд 4
    • Организмы континентальной части
    • Зеленые растения – 2400 млрд, тонн (99,2%)
    • Животные и микроорганизмы – 20 млрд тонн (0,8%)
    • Организмы океанов
    • Зеленые растения – 0,2 млрд. тонн (6,3%)
    • Животные и микроорганизмы – 3 млрд тонн(93,7%)
    • Большая часть биомассы Земли сосредоточена в лесах Земли. На суше преобладает масса растений, в океанах масса животных и микроорганизмов. Однако скорость прироста биомассы (оборот) намного больше в океанах.
  • Слайд 5

    совокупность всех организмов — растений, животных, микроорганизмов, населяющих сушу;

    • Плотность жизни на континентах зональна.
    • Максимальную плотность имеют тропические леса, незначительную — льды Арктики и высокогорные области.
  • Слайд 7

    – совокупность живых организмов, обитающих в почве и играющих ведущую роль в процессе формирования почвы

    В лесной зоне она составляет сотни кг/га, главным образом за счёт дождевых червей (300—900 кг/га).

    Средняя биомасса позвоночных животных достигает 20 кг/га и выше, но чаще остаётся в пределах 3—10 кг/га.

  • Слайд 9
    • На долю растений приходится лишь 6,3 %, а животные составляют 93,7 %.
    • Это связано с тем, что использование солнечной энергии в воде составляет всего 0,04 %, в то время, как на суше – до 1 %.
  • Слайд 11
    1. скопление биомассы в зонах с наиболее благоприятными условиями среды обитания (на границе разных сред, например атмосферы и литосферы, атмосферы и гидросферы);
    2. преобладание на Земле биомассы растений (97%) по сравнению с биомассой животных и микроорганизмов (всего 3%);
    3. увеличение биомассы, числа видов от полюсов к экватору, наибольшее сгущение ее во влажных тропических лесах;
    4. проявление указанной закономерности распространения биомассы на суше, в почве, в Мировом океане. Значительное превышение биомассы суши (в тысячу раз) по сравнению с биомассой Мирового океана.
  • Слайд 12

    Прирост биомассы к уже имеющей массе, то получаются такие показатели:

    • Древесная растительность лесов 1,8%
    • Растительность лугов, степей, пашни 67%
    • Комплекс растений озер и рек 14%
    • Морской фитопланктон 15,2%
  • Слайд 13

    Луговые степи дают больший годовой прирост биомассы, чем хвойные леса: при средней фитомассе 23 т/га годовая продукция их 10 т/га, а у хвойных лесов при фитомассе 200 т/га годовая продукция 6 т/га.

  • Слайд 14

    Популяции мелких млекопитающих, обладающих большой скоростью роста и размножения, при равной биомассе дают более высокую продукцию, чем крупные млекопитающие.

  • Слайд 15
    • Ежегодно в биосфере в процессе фотосинтеза образуется около 150 млрд т сухого органического вещества.
    • В континентальной части биосферы самыми продуктивными являются тропические и субтропические леса, в океанической — эстуарии (расширяющиеся в сторону моря устья рек) и рифы, а также зоны подъема глубинных вод — апвеллинга.
    • Низкая продуктивность растений характерна для открытого океана, пустынь и тундры.
Читайте также:  Терморегуляция при разных условиях среды - биология

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/biologiya/biomassa

урок “Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области”

Средняя школа №12 г. Житикары Костанайской области

Учитель биологии, географии: Завгородняя Алия Кажибаевна

Урок:«Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области».

Класс:11 (естественно-математическое направление).

Ключевая идея: Развитие критического мышления через систему интегрированных заданий в процессе саморегуляции и взаимообучения.

Цель: Создание условий для формирования знаний об особенностях распределения биомассы на поверхности суши и в Мировом океане, биогеографических областях и их происхождении.

Целевой результат: Получение конкретного образовательного продукта (ЛОС – тематическая карта).

Задачи:

продолжить формирование убеждения в познаваемости мира, выявлять причинно – следственные связи;

выстраивать свою образовательную траекторию;

самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в раздаточном и статистическом материале;

структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;

интегрировать знания;

представлять информацию в виде творческого образовательного продукта;

приобретать опыт сотрудничества и работы в группе в процесс саморегуляции и взаимообучения;

проводить публичные выступления.

Оборудование к уроку: мультимедиа-проектор, учебник «Общая биология – 10 класс ЕМП», дополнительный раздаточный материал, контурные карты, маркеры, географические атласы.

Тип урока: интегрированный урок (биология, география).

Технология: проблемный диалог, саморегулируемое и взаимное обучение, творческое проектирование.

Методы: поисково-исследовательский.

Ход урока:

Организационный момент.

Мотивационное начало (психологический настрой):

Создание коллаборативной среды (положив руки на плечи своему соседу, должны пожелать что-нибудь приятное на весь день)

Разделение учащихся на группы

Учащимся выдаются карточки, на которых каждый отображает своё настроение в начале урока. Хорошее настроение –  Плохое настроение – 

Совместная формулировка целей, задач и целевого результата урока.

Разъяснение учителем особенностей урока и тактики выполнения творческих заданий.

Изучение нового материала (выполнение практикума)

Учащимся предлагается выполнить 6 заданий в учебной карте. Работу учащиеся выполняют индивидуально и в малых парах, обсуждение и решение задач проводится в группе.

Вся работа построена по плану:

Постановка проблемы

Осмысление, обсуждение

Самостоятельный выбор личной образовательной траектории

Выбор стратегии, решение проблемы

Формулировка выводов

Задание 1 группа 2 группа 3 группа
Зад. №1 Определения «Экосистема», «Биомасса» Определения «Биотоп», «Экотоп» Определения «Биом», «Биогеографическая область»

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/biologija/40694-urok-biomassa-sushi-i-mirovogo-okeana-biogeog.html

Урок: «Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области» 11 класс

Ребята на прошлых уроках мы познакомились с районом Центральная Россия.

Сегодня познакомимся с новым Северо- Западным экономическим районом по такому же плану как и с предыдущим. Знакомство с целями урока ( презентация)

2) Экономико-географическое положение района

3) Природные условия и ресурсы

4) Население и трудовые ресурсы

5) Викторина

– Работаем с 1 пунктом плана. Открыли атлас стр. 30. Называем субъекты экономического района. ( презентация)

– А сейчас совершим небольшое путешествие по городам Северо – Западного района.(демонстрация фотографий)

Старая ладога – это одно из старейших сохранившихся поселений в северо-западном регионе. Будучи основано скандинавами или голландцами около 753 года уже в 760е годы было разрушено словенами и построено на новый лад.

Деревянная крепость была заложена в 870 а каменная в 1116 году. За свою историю крепость неоднократно захватывалась, переходила из рук в руки и перестраивалась.

Если представить некий собирательный образ русской крепости средних веков, то это именно Старая Ладога.

– Следующий пункт плана ЭГП, который состоит из нескольких подпунктов, работаем с атласом с. 30

( презентация)

положение района (запись в тетрадь)

  • Приморское положение, омывается Финским заливом Балтийского моря.
  • Морской порт Санкт-Петербург, Калининград, Выборг.
  • Пограничное.

Соседние районы, государства

  • Пограничное положение (Финляндией, Эстонией, Латвией (с Литвой граничит Калининградская обл.), Белоруссией)
  • Северный и Центральный районы

Транспортные магистрали

  • По территории района проходят ж/д и автомобильные дороги.
  • Они расходятся от Санкт-Петербурга веером во все соседние территории.
  • Имеет выход в Волгу и Белое море.

ВЫВОД Северо-Западный регион имеет выгодное экономико-географическое положение.

– С третьим пунктом плана работаем самостоятельно с картами.

1 ряд природные условия

В атласе какого класса мы найдём данную информацию?( 8 класс)

– С какими картами?( климатическая, физическая)

2 ряд минеральные ресурсы

– Какой атлас и какие страницы?(9 класс, с.10-11)

5 минут на работу

природные условия (запись в тетрадь)

  • Расположен на северо-западе Русской равнины.
  • Морской ледниковый рельеф.
  • Климат умеренно-континентальный.
  • Область избыточного увлажнения.
  • Почвы подзолистые и дерново-подзолистые – малоплодородные.

минеральные ресурсы (презентация)

– Какие ещё ресурсы мы знаем?

  • Водные
  • Гидроэнергоресурсы
  • Лесные
  • Рекреационные

Какие здесь крупные реки и озёра?

  • Крупнейшие реки: Нева, Нарва, Волхов, Свирь, Ловать, Мста
  • Крупнейшие озера: Ладожское, Псковское, Чудское, Ильмень

Вывод: Район богат водными ресурсами

Как их использует человек?

  • Гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд Квт*ч.
  • Гидроэнергоресурсы: Волхов, Свирь

Вывод: Эксплуатация гидроэнергоресурсов затруднено из-за равнинного характера рельефа.

– Лесные ресурсы , что про них можно сказать?

Покрытость территории района – 30%.

  • Леса многослойные.
  • Запасы древесины не превышают 200 млн. куб.м.
  • Большая часть лесных массивов района изъята из промышленного использования, так как имеет большое водоохранное и рекреационное значение.
Читайте также:  Корень. корневые системы. видоизменения корней - биология

– Рекреационные ресурсы, что это?( условия для отдыха человека)

  • Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами – памятники истории и архитектуры, природные ландшафты – зоны отдыха и туризма.
  • Сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга, Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Население лекция (запись в тетрадь)

Плотность населения Средняя плотность:44,27 чел/кв. км., Максимальная плотность:76,9 чел/кв. км. Ленинградская область , 15,3 чел /кв. км.- Псковская область ,13,6 чел/кв. км.- Новгородская область.

Расселение населения:

Доля городского населения: 87 %, Число городов: 55, Крупнейшие города (более 100 тыс.чел.):

Санкт-Петербург – 4661 тыс. чел

Великий Новгород – 674,1 тыс. чел.

Псков – 202,7 тыс. чел.

Великие Луки – 104,9 тыс. чел.

IV.Подведение итогов.

Викторина

1)Какие области входят в состав Северо-Западного района?

ОТВЕТ: Области: Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская.

2)Северо-Западный район имеет … положение

ОТВЕТ: Приморское и пограничное.

3)Половина население Северо-Запада проживает в …

ОТВЕТ: Санкт-Петербурге

4)Северо-Запад … природными ресурсами.

ОТВЕТ: не богат

5)Население района составляет … человек, из которых … живет в …

ОТВЕТ: 9 млн. 4,6 млн. Санкт-Петербурге

Рефлексия

На столе кружки трёх цветов. Зелёный цвет понравился урок, жёлтый не понравился , красный безразлично. Поднимите свой кружок.

Выставление оценок.

V.Домашние задание. § 46.

Источник: https://infourok.ru/urok_biomassa_sushi_i_mirovogo_okeana._biogeograficheskie_oblasti_11_klass-120731.htm

Урок: «Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области» 11 класс

Автор презентации: Завгородняя Алия Кажибаевна

Урок: «Биомасса суши и Мирового океана. Биогеографические области».

Класс: 11 «Б» класс (естественно-математическое направление).

Ключевая идея: Развитие критического мышления через систему интегрированных заданий в процессе саморегуляции и взаимообучения.

Цель: Создание условий для формирования знаний об особенностях распределения биомассы на поверхности суши и в Мировом океане, биогеографических областях и их происхождении.

Целевой результат: Получение конкретного образовательного продукта (ЛОС – тематическая карта).

Задачи:

·         продолжить формирование убеждения в познаваемости мира, выявлять причинно – следственные связи;

·         выстраивать свою образовательную траекторию;

·         самостоятельно искать новую информацию с применением конструкций и правил поиска в раздаточном и статистическом материале;

·         структурировать информацию, анализировать, обобщать и сопоставлять различные источники;

·         интегрировать знания;

·         представлять информацию в виде творческого образовательного продукта;

·         приобретать опыт сотрудничества и работы в группе в процесс саморегуляции и взаимообучения;

·         проводить публичные выступления.

Оборудование к уроку: мультимедиа-проектор, учебник «Общая биология – 10 класс ЕМП», дополнительный раздаточный материал, контурные карты, маркеры, географические атласы.

Тип урока: интегрированный урок (биология, география).

Технология: проблемный диалог, саморегулируемое и взаимное обучение, творческое проектирование.

Методы: поисково-исследовательский.

Ход урока:

       I.            Организационный момент.

    II.            Мотивационное начало (психологический настрой):

1.      Создание коллаборативной среды (положив руки на плечи своему соседу, должны пожелать что-нибудь приятное на весь день)

2.      Разделение учащихся на группы

3.      Учащимся выдаются карточки, на которых каждый отображает своё настроение в начале урока.   Хорошее настроение –      Плохое настроение – 

4.      Совместная формулировка целей, задач и целевого результата урока.

5.      Разъяснение учителем особенностей урока и тактики  выполнения творческих заданий.

   III.          Изучение нового материала (выполнение практикума)

Учащимся предлагается выполнить 6 заданий в учебной карте. Работу учащиеся выполняют индивидуально и в малых парах, обсуждение и решение задач проводится в группе.

Вся работа построена по плану:

      • Постановка проблемы
      • Осмысление, обсуждение
      • Самостоятельный выбор личной образовательной траектории
      • Выбор стратегии, решение проблемы
      • Формулировка выводов

Пример вывода. В зависимости от климатических условий формируются те или иные биомы, представленные многочисленными видами живых организмов. Климат, изоляция живых организмов послужили причиной образования крупных биогеографических областей, характеризующиеся разными биомами. Одинаковые биомы разных биогеографических областей сходны.

Задание

1 группа

2 группа

3 группа

Зад. №1

Определения «Экосистема», «Биомасса»

Определения «Биотоп», «Экотоп»

Определения «Биом», «Биогеографическая область»

Зад. №2

Заполнение таблицы «Биомасса поверхности суши»

Заполнение таблицы «Биомасса Мирового океана»

Заполнение таблицы «Биогеографические области»

Зад. №3

Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Изоляция – обязательное условие всякого длительного этапа эволюционного процесса»

Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Яйцекладущие и сумчатые животные – эндемики Австралии.  Как сложилась бы их судьба, если бы Австралия и прилежащие к ней острова обособились бы от Гондваны в более позднее время?»

Подтвердить или опровергнуть гипотезу: «Разделение материков отразилось на эволюции растений и животных»

Зад. №4

Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы

Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы

Спикер от группы переходит из группы в группу для взаимного обучения. Представители каждой группы заполняют свои рабочие листы

Зад. №5

Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте

Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте

Представитель группы заполняет общую ЛОС – карту на флипчарте

Зад. №6

Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры

Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры

Спикер – лидер группы после обсуждения с другими членами группы у доски подтверждает или опровергает гипотезу, приводит необходимые доказательства и примеры

  1. Рефлексия по содержанию и организации деятельности учащихся.

***Обратная связь: Вернуться к слайду «цель и ожидаемый результат урока», выяснить решены ли поставленные задачи урока,  достигнут ли целевой результат;

***Определяются направления для дальнейшего изучения темы (формирование понятий о структуре биогеоценозов, компонентах и их функциях)

***Ребятам предлагается определить своё настроение в конце урока:

Для этого каждому надо дорисовать смайлик:   Хорошее настроение –      Плохое настроение – 

  1. Подведение итогов (заполнение оценочных листов)
  2. Домашнее задание:

 *базовый уровень: § ___, основная терминология;

 **творческий уровень: подготовить электронную презентацию, в которой представить любую биогеографическую область земли, отразив в ней основные биотопы и характерных представителей флоры и фауны.

Источник: https://EduDocs.info/urok-biomassa-sushi-i-mirovogo-okeana-biogeograficheskie-oblasti-11-klass.html

Ссылка на основную публикацию