Экологические группы птиц, Биология

  • Тема: “Экологические группы птиц”
  • Цель: Систематизировать знания о многообразии птиц.
  • Задачи:
  • обобщить знания учащихся о среде обитания, приспособленности к ней;
  • раскрыть особенности приспособленности птиц к среде обитания;
  • обобщить знания учащихся о значении птиц в природе и жизни человека. 

Экологические группы птиц, Биология

4

Проверочная работа 1-в. 2-в.

  1. 2
  2. 1
  3. 3
  4. 3
  5. 1
  6. 4
  7. 2

Экологические группы птиц, Биология

  • Ответы:
  • Для 1-го варианта Для 2-го варианта
  • « Строение сердца»: «Строение головного
  • мозга»
  • 1-правое предсердие 1-большие полушария
  • 2-правый желудочек 2-мозжечок
  • 3- левое предсердие 3-продолговатый мозг
  • 4- левый желудочек 4-средний мозг

Экологические группы птиц, Биология

  1. Оценки:
  2. 0 ошибок – оценка «5»
  3. 1 ошибка – оценка «4»
  4. 2 ошибки – оценка «3»
  5. 3 ошибки – оценка «2»

Экологические группы птиц, Биология

Древние птицы – археоптерикс

Экологические группы птиц, Биология

Тема « Экологические группы птиц»

Задачи урока:

  • обобщить знания о среде обитания, приспособленности к ней птиц;
  • раскрыть особенности приспособленности птиц к среде обитания;
  • обобщить знания о значении птиц в природе и жизни человека.

Экологические группы птиц, Биология Экологические группы птиц, Биология Экологические группы птиц, Биология Экологические группы птиц, Биология

  • Экологические группыгруппы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения

З аполните схему «Экологические группы птиц».

Рабочая тетрадь № 2 стр. 55, задание 2

Экологические группы птиц, Биология

  • Экологические группы птиц
  • По типу питания
  • По местам
  • гнездования
  • По местам
  • обитания
  • кроногнездные
  • кустарниковые
  • норники
  • дуплогнездники
  • наземногнездящиеся
  • растительноядные
  • насекомоядные
  • хищные
  • всеядные
  • падалееды
  • птицы леса
  • птицы открытых

пространств

  • водоплавающие
  • птицы побережий

водоемов и болот

  1. В зависимости от смены среды обитания
  2. оседлые: кочующие: перелетные:
  3. Воробьи Снегири Утки
  4. Голуби Синицы Соловьи
  5. Поползни Грачи Лебеди
  • Экологические типы птиц
  • килевые бескилевые пингвины
  • (летающие) (бегающие) (плавающие)
  1. Экологические группы птиц
  2. Птицы леса клюв острый, короткие ноги
  3. тетерева, рябчики, глухари.
  • Хищные птицы
  • Дневные Ночные
  • короткий клюв, глаза огромные,
  • длинные когти. короткий изогнутый клюв,

Орлы, грифы, сокол, ястреб. огромные глаза.

Совы, филины, сычи.

  1. Птицы побережий
  2. Пингвин крылья узкие,
  3. длинные,
  4. к полету не пригодные,
  5. на лапах
  6. плавательные
  7. перепонки,
  8. Вертикальное
  9. положение тела.

Птицы болот

Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Цапля, аист, пеликан, выпь.

Водоплавающие птицы

Короткие ноги, перепонки между

пальцами , клюв утолщен . Утки, гуси, лебеди .

  • Птицы открытых воздушных пространств
  • Длинные узкие крылья,
  • грудные мышцы развиты.
  • Ласточки, стрижи.

Птицы степей и пустынь

Длинные ноги, длинная шея, плоская грудь, слаборазвитые крылья, число пальцев уменьшилось до 2-х.

  1. Птицы культурных ландшафтов
  2. Строение
  3. крыльев
  4. и клюва
  5. разнообразное .
  6. Грачи,
  7. галки,
  8. синицы,
  9. вороны.

Значение птиц

В жизни человека

  • Уничтожают вредителей сельского хозяйства
  • Уничтожают грызунов
  • Промысловая и спортивная охота
  • Птичий помет, удобрение
  • Пух, мясо, яйцо

В природе

  • Живут везде
  • Цепь питания
  • Регулируют численность насекомых, мелких грызунов
  • Распространение семян
  • Опыляют цветы
  • Экологические группы птиц
  • 1.Птицы леса
  • 2.Хищные птицы: дневные, ночные
  • 3.Водоплавающие птицы
  • 4.Птицы степей и пустынь
  • 5.Птицы открытых воздушных пространств
  • 6.Птицы побережий
  • 7.Птицы болот
  • 8.Птицы культурных ландшафтов
  1. задание
  2. 1.Назовите птицу
  3. 2.Назовите среду обитания
  4. и приспособленность
  5. (экологическая группа)
  6. 3.Назовите роль
  7. и значение птицы
  • задание
  • 1.Назовите птиц
  • 2.Назовите среду обитания
  • и приспособленность
  • (экологическая группа)
  • 3.Назовите роль
  • и значение птицы
  1. задание
  2. 1.Назовите птицу
  3. 2.Назовите среду обитания
  4. и приспособленность
  5. (экологическая группа)
  6. 3.Назовите роль
  7. и значение птицы
  • Приспособленность экологических групп птиц к местам обитания
  • Экологическая группа птиц по месту обитания
  • Виды
  • Птицы леса
  • Образ жизни и приспособления к месту обитания
  • Птицы открытых пространств
  • Птицы побережий водоемов и болот
  • Водоплавающие птицы

Распределите птиц по экологическим группам

  • Лесные птицы. Водоплавающие птицы. Птицы открытых пространств. Птицы побережий водоемов и болот. Птицы, добывающие корм в воздухе.
  • Лесные птицы.
  • Водоплавающие птицы.
  • Птицы открытых пространств.
  • Птицы побережий водоемов и болот.
  • Птицы, добывающие корм в воздухе.
  1. а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка,
  2. г) дрофа, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун,
  3. з) страус, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка,
  4. л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) тетерев, п)большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь
  5. 1.
  6. 2.
  7. 3.
  8. 4.
  9. 5.
  10. 1.
  11. а,б,е,н,о,п,т
  12. 2.
  13. 3.
  14. ж,у
  15. 4.
  16. г,з,и
  17. 5.
  18. д,к,л,
  19. в,м

Таблица “Экологические группы птиц” (7 класс, биология)

Обширный класс Птицы представлен тысячами видов, которые приспособились к разным условиям окружающей среды. Пернатые освоили леса, луга, горы, болота, научились строить сложные гнёзда и добывать различную пищу. В зависимости от места проживания и поведения выделяют экологические группы птиц.

Птицы, относящиеся к разным семействам и видам, под влиянием окружающей среды выработали схожие признаки. В таблице описаны особенности экологических групп по месту обитания.

Рис. 1. Водно-воздушные птицы.

Таблица «Экологические группы птиц»

Группа Описание Морфология Питание
Лесные – сова, дятел, глухари, дрозд, кукушка Хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные птицы. Обитают во всех ярусах леса – на деревьях, кустарниках, в травах
  • – Небольшой размер тела;
  • – короткие широкие крылья;
  • – длинный хвост;
  • – короткий острый клюв;
  • – цепкие лапы
Семена, ягоды, орехи, шишки, гусеницы, мелкие грызуны, ящерицы
Открытых воздушных прострaнcтв – ласточка, стриж, мухоловка Активны в воздухе. Питаются на лету. Гнездятся в лесу, парках, в городе
  1. – Небольшое тело;
  2. – короткие лапы;
  3. – развитые грудные мышцы;
  4. – удлинённые крылья и хвост;
  5. – небольшой, широко раскрывающийся клюв
Насекомые
Водоплавающие – утки, лебеди, гуси Питание и гнездование связано с пресными водоёмами – реками, озёрами, прудами. Гнездятся на суше. Хорошо ныряют и плавают
  • – Широкое туловище с облегающим оперением;
  • – широко расставленные ноги;
  • – перепончатые стопы;
  • – обильный пух;
  • – толстый подкожный жир;
  • – копчиковые железы обильно выделяют водоотталкивающий секрет;
  • – плоский клюв с цедильным аппаратом (поперечными пластинками)
Черви, моллюски, водоросли, рачки
Водно-воздушные – крачки, чайки, баклан, чомга, пеликан, альбатрос Связаны с водой, но большую часть жизни проводят в воздухе. Хорошо летают. Могут находиться на волнах, но плохо плавают. Ныряют с воздуха
  1. – Широкий размах крыльев;
  2. – плотное обтекаемое тело;
  3. – короткие или отсутствующие перепонки;
  4. – мощный вытянутый клюв, иногда загнут вниз
Рыба, рачки, кpaбы, моллюски
Степные и пустынные – страусы, журавль-красавка, дрофа Летающие и нелетающие птицы. Быстро бегают, имеют отменное зрение и слух. Летающие птицы преодолевают большие расстояния. Гнездятся на земле в примитивных гнёздах. Некоторые виды являются падальщиками и хищниками
  • – Маскировочная окраска;
  • – сильные длинные ноги;
  • – вытянутая шея;
  • – мощный клюв
Всеядные
Птицы болот и прибрежий – аист, цапля, кулик, фламинго Питаются на заболоченной местности. Хорошо летают. Гнездятся на суше.
  1. – Тело плотное, смещено вниз;
  2. – длинные ноги без перепонок;
  3. – вытянутый острый клюв или клюв-цедилка;
  4. – высокая шея
Земноводные, рачки, рыба
Луговые и полевые – чибис, трясогузка, коростель, перепела, дубровник, полевой жаворонок, ястреб, луговой лунь Небольшие или средние птицы. Гнездятся на земле. Встречаются хищные птицы с загнутым клювом, отличным зрением, быстрым полётом
  • – Небольшая голова;
  • – крупное вытянутое туловище;
  • – короткие и широкие крылья;
  • – вытянутый и короткий клюв;
  • – маскировочная окраска
Насекомые, ящерицы, мелкие грызуны, семена, ягоды

Рис. 2. Коростель.

Пингвины активны под водой и выделяются в отдельную группу ныряльщиков. Имеют вытянутое тело со смещённым вниз центром тяжести, острый клюв. Не умеют летать. Питаются рыбой.

Выделяют пять групп:

  • кроногнёздные – на деревьях (иволга);
  • кустарниковые – на кустарниках (малиновка);
  • наземные – на земле (овсянка);
  • дуплогнёздные – в дуплах (пищуха);
  • норники – под землёй (береговые ласточки).

Рис. 3. Гнёзда береговых ласточек.

Некоторые виды, (кайра, козодой, сова) откладывают яйца на гoлые скалы или в дупла без постройки гнёзд.

Из статьи 7 класса биологии мы узнали об основных экологических группах по месту обитания и гнездования. Группы птиц в зависимости от условий обитания имеют схожие признаки, помогающие им выживать (маскировка в траве, водоотталкивающая смазка в воде, отличное зрение на открытых прострaнcтвах).

 Сократ (Sokrat) краткая биография философа

э…

03 11 2021 7:30:55

Источники налогового права – нормы и системы

Соответственно, необходимо наладить контроль над данным процессом, чтобы предотвратить злоупотрeбления и нарушения, как со стороны государства, так и со стороны граждан…

02 11 2021 20:28:28

Нонна Гришаева краткая биография актрисы

20 10 2021 18:32:44

Тимур Батрутдинов краткая биография

19 10 2021 14:37:22

Андрей Шевченко краткая биография футболиста

17 10 2021 8:39:32

Далида (Dalida) краткая биография певицы

Читайте также:  Заболевания, связанные с наследственной предрасположенностью. медико-генетическое консультирование - биология

11 10 2021 18:14:43

Краткая биография Муса Джалиль Писатели

24 09 2021 0:20:52

Еще:Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 :: Знания -21 ::

Экологические группы птиц, Биология

Экологические группы птиц

Лихаева Татьяна Николаевна, учитель биологии ГБОУ Гимназии № 1798 «Феникс», Фадеева Юлия Валериевна, учитель информатики и ИКТ ГБОУ Гимназии № 1798 «Феникс».

Методическое сопровождение:

Миловзорова Анна Марковна, Рузавин Анатолий  Александрович, Туркина Валентина Константиновна.

Возрастной диапазон:

7-8 классы.

Изучаемые элементы содержания образования:

Многообразие птиц. Приспособление к среде обитания. Охрана редких и исчезающих видов. Создание документа MS Word, работа с изображением, текстом, таблицами, создание гиперссылок, поиск информации в Интернете.

Необходимое учебное оборудование:

Планшеты (фотоаппараты), диктофоны, блокноты, карандаши.

Место проведения:

Терлецкий лесопарк (или любой лесопарк Москвы).

Сайт: http://lesopark.3dn.ru/index.html

Памятные даты:

20 марта – Международный день леса;

1 апреля – Международный день птиц.

Галерея изображений:

Свободное описание:

Как справедливо отмечал   германский педагог А. Дистервег, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; человеку нельзя сообщить знания, их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения УУД. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Перед Вами конструктор модульного урока, включающего несколько этапов.

Первый этап: подготовительный. На уроках информатики и ИКТ при изучении тем  «MS Word» и «Поиск информации в сети Интернет» учащиеся выполняют зачетное задание, содержательной основой которого является создание информационного листа с описанием птиц по заданному шаблону (представлен в разделе для учителя).

Непосредственно перед проведением интегрированного урока учитель  рассказывает историю создания Терлецкого лесопарка, обращает внимания на правила поведения и техники безопасности  во время урока.

Возможно предварительное разделение обучающихся на группы и распределение ролей (например: ответственный, фотокорреспондент, художник, звукооператор) для эффективной работы по выполнению предстоящего задания.

   Группы знакомятся с планом лесопарка и маршрутом экскурсии, используя план, предложенный в рубрике «Технологическая карта».

Каждая группа обучающихся получает задание (Рабочие листы «залиты» в планшеты), выполняя которое, изучают биологические особенности птиц соответствующей экологической группы.

Каждой группе предстоит:

  1. найти, сфотографировать и определить обитающих в Терлецком лесопарке птиц;
  2. выявить черты приспособленности к условиям обитания;
  3. составить электронный буклет «Птицы Терлецкого лесопарка» (шаблон презентации находится в рубрике для учащихся).

По мере выполнения основного задания, учащиеся получают ситуационные задачи, которые  необходимы для повышения интереса учащихся к предмету, они способствуют формированию навыков самоорганизации деятельности.

Экологические группы птиц (биология 7 класс): по среде обитания, местам гнездования, типу питания

Все птицы откладывают яйца и на период от одного до нескольких месяцев оказываются привязанными к гнёздам, неизменно возвращаясь к месту, где под защитой скорлупы развиваются зародыши, а позже требуют корма неокрепшие птенцы. Найдя гнездо птицы, мы станем свидетелями её семейных тайн — если, конечно, проявим деликатность. В средней полосе наблюдать за гнёздами можно с конца марта до середины июля.

Павел Квартальнов, кандидат биологических наук, научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова, Биологический факультет, Кафедра зоологии позвоночных, Лаборатория экологии наземных позвоночных животных.

Характеристика[ | ]

Яйцо птенцовых птиц, как и сами они, отличается небольшим размером (менее 20—40 граммов) и малым запасом питательных веществ. Период насиживания в среднем длится две недели, поэтому зрение и слух у птенцовых птиц не успевают развиться к моменту вылупления.

У них нет пухового покрова, защищающего от резких перепадов температуры окружающей среды, поэтому птенцы не покидают гнездо, вокруг которого скапливается большое количество помёта и пищевых отходов. В этом плане они более уязвимы, так как хищники легко находят гнездо и, как правило, поедают всех его обитателей сразу.

Птенцы вскармливаются родителями на протяжении в среднем трёх недель, а также согреваются ими пока у них не установится собственная терморегуляция.

Общая информация

География распространения птиц очень обширна. Они расселились практически по всей поверхности Земли. Проникли даже к Северному полюсу, что неоднократно подтверждали сотрудники российских дрейфующих полярных станций. Наблюдали там пуночку и чайку. На Антарктическом материке птицы приспособились к жизни даже во внутренней его части, о чём также говорят экспедиции.

Освоение птицами окружающей среды по вертикали тоже имеет значительные показатели. В нагорной Азии были замечены чайки и крачки на высоте 4700 м над уровнем моря, грифы — 7 тыс. м. Даже колибри смогли адаптироваться на высоте около 5 тыс. м. А бакланы, гаги и пингвины, ныряя в воду за добычей, освоили глубину до 20 м.

Такое обширное распространение пернатых, порой в неблагоприятных условиях, объяснимо, если учесть их прогрессивные особенности, сформировавшиеся в процессе эволюции. Характеристики, влияющие на распространение птиц, описаны в таблице:

Факторы Характеристика
Температура Постоянная высокая температура тела позволяет приспосабливаться к разным температурным условиям.
Способность летать Даёт возможность легко и быстро преодолевать огромные расстояния, непроходимые для большинства других животных. Птицы могут обосноваться в областях только на несколько месяцев, а затем улететь в места, где более благоприятные условия в это время года.
Особое строение кожных покровов Хорошо защищает тело от пересыхания и намокания. От холодных продолжительных дождей страдают только те виды птиц, у кого нет копчиковой железы, поэтому оперение довольно быстро намокает (дрофа, стрепет).

Птицы способны самостоятельно регулировать свой световой день, в течение которого добывают необходимое количество корма. С наступлением осенне-зимнего периода им приходится отлетать ближе к югу, где светлая часть суток длиннее, чтобы собрать нужное количество пищи.

Разнообразие повадок птенцовых птиц[ | ]

Поведение птенцов различных подгрупп птенцовых птиц имеет свои особенности. Так у многих певчих птиц (коньки, жаворонки), большинство которых гнездится на земле или в невысоких кустарниках, птенцы покидают гнездо ещё не научившись летать в целях безопасности.

При этом родители продолжают выкармливать их. У воробьиных птенцы покидают гнездо едва научившись летать и продолжают держаться вместе с родителями и вскармливаться ими в течение 2-3 недель, получая при этом название слётки.

Особую стратегию развития имеют птенцы кукушек, которые стараются избавиться от всех возможных конкурентов.

Среда обитания

Различные особенности птиц, сформировавшиеся в процессе эволюции, их приспособленность к определённой среде позволили ввести соответствующие экологические группы. Их 3: по месту обитания, гнездования и типу питания. По среде обитания птицы делятся на 4 отряда:

  1. Птицы леса. Их существование связано с деревьями и зарослями кустарников. В таких условиях они учились добывать себе корм в кронах и коре, лесной подстилке. Питались ягодами, почками и молодыми побегами. Выжили экземпляры, которые смогли усовершенствоваться. Для быстрого взлёта, лавирования между деревьями и точной посадки понадобились укороченные широкие крылья и длинные хвосты. К такой группе относятся современные синицы, дятлы, дрозды.
  2. Птицы открытых пространств живут в лугах, степях, пустынях. У них сильные ноги и крупные когти, приспособленные для поиска корма в зарослях растительности. А также длинная шея, позволяющая заметить врага на довольно большом расстоянии. Типичный представитель этих зон — дрофа. Это крупная птица весом 15−16 кг, которую трудно обнаружить среди растительности благодаря её покровительственной окраске.
  3. Птицы болот водятся на заросших и открытых берегах водоёмов. Отличаются удлинёнными конечностями с длинными тонкими пальцами, иногда у основания соединёнными небольшой перепонкой. Благодаря этому они легко бегают по плавающей водной растительности. На болотистых местах их тело, находящееся высоко над землёй, не намокает. Они обладают длинной шеей и большим клювом, приспособленными для ловли рыбы, лягушек на береговых отмелях. К этой группе относятся цапли, аисты, ибисы, кулики.
  4. Водоплавающие птицы живут у водоёмов. Они хорошо плавают, некоторые ныряют, зато по суше передвигаются неуклюже, переваливаясь с ноги на ногу. Тело у них уплощённое, напоминает форму лодки. На лапах между пальцами большие перепонки до самых когтей.
Читайте также:  Корневые системы

Оперение водоплавающих не намокает благодаря выделениям копчиковой железы, которыми они тщательно смазывают перья. По краям широкого плоского клюва имеются роговые зубчики, через которые они фильтруют воду, оставляя во рту корм: рачков, личинок насекомых, мелких рыбёшек, растительность. Представители группы — утки-кряквы, гуси, лебеди.

Полувыводковые птицы[ | ]

Между классическими выводковыми и классическими птенцовыми (воробьиные) группами существует переходная категория полувыводковых птиц, совмещающая черты обеих групп.

К ним относятся чайки, птенцы которых появляются с открытыми глазами, хорошо опушёнными, но некоторое время находятся в гнезде, где их выкармливают родители. Ястребиные появляются из яйца опушенными и зрячими и также вскармливаются родителями.

Совиные вылупляются опушёнными, но слепыми, и долгое время находятся в гнезде.

Места гнездования

Специалисты обозначили 5 основных категорий птиц, различающихся способом гнездования. Список групп:

  1. Кроногнёздные птицы обустраиваются в кронах деревьев. Например, певчий дрозд предпочитает опушки леса или молодые ельники для устройства гнезда. Своё жилище чашеобразной формы мастерит на высоте до 3 м. Складывает его из тонких прутьев, сухих травинок, мха и лишайника. Дно гнезда изнутри и снаружи обмазывает глиной вперемежку с древесной трухой, скрепляя смесь своей клейкой слюной.
  2. Кустарниковые вьют свои гнёзда в кустах. Зарянка (малиновка) — одна из обитательниц лесов, садов и парков. Основным материалом для строительства служат мох, сухие листья, трава. А гнездовья славки черноголовой и садовой камышовки можно встретить даже на дачных участках в кустах смородины, крыжовника, малины. Гнездо представляет собой аккуратную корзиночку из прутиков и травинок, а по бортику — словно белый воротничок из светлого растительного пуха. Такое оформление характерно именно для славки.
  3. Наземногнездящиеся виды обустраиваются на земле. Самое простое гнездо у козоедов, которые откладывают яйца прямо на землю. Речные крачки и некоторые виды куликов роют ямки, но не выстилают их, а дрофы и журавли вымащивают земляные углубления. Пеночка-трещотка мастерит гнездо среди мха, травы или сухих листьев шарообразной формы с небольшим входом.
  4. Дуплогнёздные устраивают гнёзда в дуплах. Главный плотник высокоствольных смешанных и сосновых лесов — большой пёстрый дятел желна. По своим размерам не уступает вороне, поэтому дупло выдалбливает соответствующих габаритов (глубина 40 см, внутренний диаметр — 25 см). «Постройка» гнезда длится не менее двух недель, причём работают и самец, и самка по очереди на высоте около 3 м, некоторые пары обустраиваются на высоте до 15 м. Остальным птицам (мухоловка-пеструшка, синица, сова) приходиться пользоваться брошенными или дуплами естественного происхождения.
  5. Норники. К ним принадлежат зимородки, щурки и береговые ласточки. Они изготавливают гнезда в высоких песчаных холмах, берегах рек и озёр. Это небольшие гнёзда-норы, которые используются ими на протяжении нескольких лет.

Однажды построенное гнездо становится достопримечательностью местности в течение нескольких лет. Им будут пользоваться разные виды птиц, поправляя и достраивая его, вплетая новые ветки и сучья.

Годовые циклы у птиц

  • Замечание 1 Годовой ритм изменения поведения, физиологического состояния организма, популяционной организации птиц определяет сезонное изменение условий жизни.
  • Перестройка гормональной системы, определяющая это периодическое изменение, происходит согласно сигналам, поступающим из внешней среды.
  • Пример 1

  Морфологический разбор «гагара краснозобая»

Первостепенное значение в умеренных и высоких широтах имеет световой режим (продолжительность дня и ночи), в тропиках основополагающим сигналом считается чередование влажных и сухих периодов.

Дополнительными сигналами являются: общий характер погодных условий качество и количество доступных кормов.

Сроки, характер, продолжительность проявления определенных фаз годового цикла у разных групп птиц различны и зависят от:

  • климатических особенностей местообитания;
  • видовых экологических особенностей;
  • способов добывания кормов и пищевой специализации;
  • продолжительности инкубации, постэмбрионального роста и т.д.

Основные периоды годового цикла:

  1. Подготовка к размножению.
  2. Размножение.
  3. Послегнездовая линька.
  4. Период подготовки к зиме.
  5. Зимовка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Сезонные явления в жизни птиц 410 руб.
  • Реферат Сезонные явления в жизни птиц 230 руб.
  • Контрольная работа Сезонные явления в жизни птиц 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Всех птиц по отношению к территории можно разделить на группы:

  1. Оседлые птицы остаются в одном районе на протяжении всего года. Могут находиться на своем гнездовом участке или передвигаться, но при этом дальность перемещений не превышает нескольких десятков км.
  2. Кочующие птицы после сезона размножения совершают ненаправленные кочевки на сотни километров, но не выходят за пределы природной зоны, в которой они гнездятся.
  3. Перелетные птицы улетают на зимовки в другие природные зоны. За тысячи километров от гнездовых участков.

Многообразие птичьего мира

Несмотря на внешнюю идентичность животные этого класса настолько разнообразны, что по каждому отдельно взятому виду можно составить обширный доклад, чтобы выразить его индивидуальную особенность, в том числе и по вопросу сезонной приспособляемости.

Пернатые хищники

Изменения связанные с временами года им тоже присущи. Скопы с наступлением холодной осени мигрируют на юг. Молодняк этой породы может даже оставаться в месте зимовки целый год, возвращаясь к гнездовьям в северных широтах только через лето.

Среди некоторых хищников наблюдаются примеры вертикальной миграции. Кречеты, проведя тёплый сезон в альпийских лугах, к зиме спускаются в долины. Не чужды эти виды и к стайным перелётам. Сарычи в период миграции собираются в немалые сообщества.

Большинство крупных летающих хищников представили стабильности вне сезонной зависимости. Они предпочитают жить на одной территории даже зимой зачастую в очень недоступных местах.

Определённые системные изменения в поведении проявляются среди видов, обитающих на юге.

В период, когда на здешние водоёмы прилетают на зимовку северные пернатые гости, плотоядные хозяева подтягиваются поближе к берегам.

Среди мелких видов универсальную стабильность демонстрируют сапсаны. Они живут по всему миру, предпочитая приспособиться к условиям и климату определённой местности, чем держаться какой-либо одной привычной природной зоны.

Презентация на тему "Экологические группы птиц"

  • Слайд 1 Политова Т.В., учитель МБОУ ООШ с.Малая Быковка Балаковского района Саратовской области
  • Слайд 2

    Цели урока:

    • сформировать знания о особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным экологическим группам;
    • обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся;
    • развить работу с опорными схемами;
    • воспитать прогрессивные взгляды на роль естественной науки в сохранении природы и бережного отношения ко всему живому на Земле.
  • Слайд 3

    Ход урока:

    • I. Актуализация знаний
    • II. Изучение нового материала
    • III. Закрепление знаний
    • IV. Обобщение знаний по теме урока
    • V. Домашнее задание
  • Слайд 4

    Чтобы расшифровать эту криптограмму, необходимо сначала отгадать названия всех изображенных птиц. А потом вписать буквы из ключевых слов рядом с рисунками согласно нумерации в клеточки криптограммы.

  • Слайд 5

  • Слайд 6

    по типу питания

    • Растительноядные
    • Насекомоядные
    • Хищные
    • Всеядные
    • Падалееды
  • Слайд 7
    • Дубонос
    • Дубонос обитает в смешанных и лиственных лесах, особенно там, где растёт граб. Длина птицы составляет около 18 см
    • Щур
    • Пищу щуров составляют преимущественно семена хвойных деревьев.

    Растительноядные птицы обладают мощным клювом, которым раскалывают плотные оболочки плодов. Так дубонос успешно разламывает крепкие плоды черемухи и вишни.

  • Слайд 8

    Почти все виды обитают в лиственных и хвойных лесах. Некоторые виды Азии встречаются и в кустарниках на высоте, где деревья уже не растут.

    1. Пеночка
    2. Зяблик размером с воробья (длина около 17 см). Распространён в Европе, Западной Азии и Северной Африке; расселяется на Востоке
    3. Зяблик
    4. Насекомоядные имеют тонкие заостренные клювы, позволяющие доставать насекомых из расщелин коры, схватывать их с листьев
  • Слайд 9

    Степной орел

    Общая длина 60—85 см, длина крыла 51—65 см, вес птиц 2,7—4,8 кг. Степной орел на севере перелетная, на юге оседлая птица. Гнездовая область охватывает Сибирь, Азию, Африку.

    • Неясыть
    • Обыкновенная неясыть— длина тела 41-46 см, весит 0,45-0,68 кг; обитает в лесах и парках в средней полосе и на Юге Русской равнины и Юго-Западной Сибири, на Кавказе.
    • У хищников крупные сильные ноги, вооруженные острыми когтями, крючкообразно загнутый клюв.
  • Слайд 10

    Ворона

    Длина вороны около 50 см, масса тела 460—690 г. Живёт в Центральной и Восточной Европе, Западной Сибири, Передней Пища ворон очень разнообразна, это и растительность, и мелкие животные, и пищевые отбросы.

    1. Поползень
    2. Поползень – небольшая подвижная птица длиной 12—14,5 см, размахом крыльев 22,5—27 см и весом 20—25 г; широко распространённая в Европе, Азии и Северной Африке.
    3. Всеядные птицы имеют конусообразный клюв, который помогает им питаться разнообразной пищей.
  • Слайд 11
    • Гриф
    • Белоголовый сип
    • Стервятник

    Начав планирование с высоты около трех километров, птица без единого взмаха может держаться в воздухе 15 минут и пролететь 18 км, планируя с горизонтальной скоростью 70—80 км/ч.

    При поиске падали падалееды полагаются исключительно на свое превосходное зрение. Парящие грифы различают павшее животное с расстояния 3—4 км.

    На такой дистанции птица с почти трехметровым размахом крыльев неразличима для человека.

  • Слайд 12

    Экологические группы птиц по месту обитания

    • Птицы леса
    • Птицы открытых пространств
    • Водоплавающие птицы
    • Птицы побережий водоемов и болот
    • Хищные птицы
  • Слайд 13

    Тетерев

    Обыкновенный тетерев (длина 53-57 см, весит до 1,8 кг) обитает в лесах Евразии. Объект охоты. Тетерев занесен в Красною книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

    Глухарь

    Длина глухаря до 85 см. Вес самцов от 3,5 до 6,5 кг, самок — 1,7-2,3 кг. Обитает в лесах Евразии. Занесен в Красную книгу

    Птицы леса хорошо приспособились к жизни в лесу. У них укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.

  • Слайд 14

    Дятел

    Мелкие и средней величины птицы длиной 8-50 см и весом 7-450 г. Распространены почти повсеместно, однако отсутствуют в приполярных регионах, Австралии, Мадагаскаре.

    Дрозд

    Длина тела 20-25 см. Распространены в Европе, Азии и Америке; завезены в Новую Зеландию.

  • Слайд 15

    Дрофа

    Размеры самца — более 1 м в длину и вес до 18 кг самка заметно мельче — до 0,75 м и весит не более 5 кг. Дрофа степная птица, населяет степи и полупустыни Европы, Азии, Африку. Встречается в Саратовской области. Занесена в Красную Книгу.

    Страус

    Его рост достигает 270 см; весит он до 175 кг. Зона обитания страусов когда-то охватывала сухие безлесные пространства Африка и Ближнего Востока,

    Птицы открытых пространств много времени проводят на земле, разыскивая корм среди растений. У них сильные ноги и длинная шея, позволяющие обнаружить врага на большом расстоянии.

  • Слайд 16

    Лебедь

    В длину может достигать 180 см, масса самок 5,5-6 кг, самцов 8-13 кг размах крыльев лебедя-шипуна около 240 см. Лебедь-шипун обитает в северной части Европы и Азии.

    Гагара

    Длина гагарообразных от 53 до 91 см, размах крыльев от 106 и 152 см, масса от 1 до 6.4 кг. Они обитают на севере Европы, Азии и Америки.

    Водоплавающие птицы хорошо плавают, многие ныряют. У них уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад. По земле передвигаются неуклюже.

  • Слайд 17
    • Чомга
    • Обитает в прудах и озёрах по всей Евразии, кроме самых северных областей, Австралии и Новой Зеландии. Размером чомга немного меньше утки
    • Пеликан

    Самые крупные птицы в своём отряде: длина тела 130—180 см, масса 7—14 кг. Клюв длинный, до 47 см, с крючком на конце. На нижней стороне клюва — сильно растяжимый кожаный мешок, используемый для ловли рыбы. Распространены пеликаны в умеренном и тропическом поясах всех континентов, кроме Антарктиды.

  • Слайд 18

    Пингвин

    Императорский пингвин достигает роста до 1,30 м и весит до 45 кг. Это самый крупный из всех пингвинов. Его строение тела — округлые формы, маленькая голова и маленькие ноги — служит наименьшей потере теплоты в холодных условиях Антарктиды

    Журавль

    Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг Журавли широко распространены на всех континентах, отсутствуя лишь в Антарктиде и Южной Америке.

  • Слайд 19

    Черный аист

    Длина крыла у чёрного аиста в среднем 54 см, вес около 3 кг, рост 125 см. Он обитает по всей Европе и Азии. Рост 125 см

    Цапля

    Достаточно крупная птица 94-104 см высотой и размахом крыльев 131—145 см. Вес взрослых птиц около 912—1140 г Большая белая цапля распространена в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии.

    Птицы побережий водоемов и болот имеют длинные тонкие ноги и шею, большой клюв

  • Слайд 20
    1. Буревестник
    2. Он может достигать величины до 1 м, размаха крыльев до 2 м и веса до 5 кг.
    3. Тупик

    Тупики – небольшие птицы, обитающие в северной части Атлантического океана и в прилежащих частях Северного Ледовитого океана. Их вес составляет около 440-590 граммов, рост – 30-35 сантиметров. Тупики питаются рыбой и морскими беспозвоночными, ныряя за ними на глубину до 65 сантиметров

    Морские птицы приспособлены к парению над морской поверхностью.

  • Слайд 21

    Птица-секретарь

    Рост птицы-секретаря насчитывает от 125 до 150 см, а вес достигает почти 4 кг. Размах крыльев составляет примерно 210 см Ареал птиц-секретарей расположен в Африке и простирается от южных границ Сахары до Южной Африке. Прежде всего их можно встретить в саваннах и схожих местностях.

    Дневные хищные птицы прекрасно летают. Имеют крючковатый клюв, сильные пальцы, загнутые когти.

  • Слайд 22

    Скопа

    Скопа крупная хищная птица длиной 55-58 см, с размахом крыльев 145—170 см Скопы распространены во всём мире, размножаясь или зимуя на всех континентах кроме Антарктиды. Зимой они гнездятся в Египте и на некоторых островах Красного моря.

    Пустельга

    Обыкновенная пустельга — птица из отряда соколообразных, наиболее распространённая хищная птица Центральной Европы. Птица символ СОПР (Союз охраны природы России). Острота зрения обыкновенной пустельги выше человеческой в 2,6 раза

  • Слайд 23
    • Сипуха
    • Хищная птица размером с галку, её длина составляет 33-39 см, размах крыльев 80-95 см. Вес птиц варьирует в широких пределах от 187 до 700 г Обыкновенные сипухи очень широко распространены в мире, встречаясь на всех континентах за исключением Антарктиды
    • Филин
    • Длина тела 36-75 см.

    Обитает в лесах, степях, пустынях и в горах. Ареал распространения: Европа, Азия, Африка и Америка.

  • Слайд 24

    От чего зависит форма клюва у птиц? Попробуйте по клюву догадаться, кто здесь змеешейка, вальдшнеп, фламинго, тукан, певун, ножеклюв, клест, дятел, дубонос, сокол. Ответьте на вопрос: чем и как питаются эти птицы?

  • Слайд 25

    Головоломка “Чьи это клювы?”

    Форма клюва зависит от того, чем и как питается птица.

    1. Клест извлекает семена из шишек
    2. Дятел выдалбливает из-под коры деревьев личинок насекомых
    3. Сокол разрывает мясо жертвы
    4. Дубонос раскалывает семечки и орешки
    5. Фламинго отцеживает пищу из придонной воды озер и болот
    6. Ножеклюв летает низко над поверхностью воды, рассекая ее нижней челюстью, и «зачерпывает» рыбу
    7. Певун ловит насекомых
    8. Тукан поедает плоды тропических деревьев
    9. Вальдшнеп ищет корм в мягкой земле
    10. Змеешейка прокалывает рыбу острым клювом
  • Слайд 26

    От чего зависит форма ног у птиц? Определите по этим рисункам, какие ноги у страуса, лысухи, цапли, воробья, фазана, куропатки, утки, орла и дятла. Как используют свои ноги эти птицы?

  • Слайд 27

    Головоломка “Чьи это ноги?”

    1. Лысуха имеет на пальцах лопасти, позволяющие ей ходить по плавающим водным растениям не проваливаясь
    2. Орел имеет загнутые острые когти, с их помощью он хватает добычу
    3. У дятла два пальца расположены впереди на ноге и два – позади, это помогает держаться ему на стволе дерева
    4. Между пальцами утки имеются перепонки, чтобы загребать воду при плавании
    5. Фазан разгребает землю в поисках пищи тремя передними пальцами
    6. У воробья пальцы приспособлены к обхватыванию веток
    7. Цапля бродит по воде, ее вес распределяется на длинные пальцы, благодаря чему она не проваливается в ил
    8. Ноги куропатки покрыты перьями, что позволяет им ходить по снегу, не утопая в нем
    9. Страус при ходьбе опирается на два пальца

    Форма ног у птиц связана со способами добывания ими пищи и характером передвижения.

Читайте также:  Потеря биоразнообразия, Биология

Посмотреть все слайды

Ссылка на основную публикацию