Класс паукообразные, биология

К классу Паукообразные относятся в основном наземные виды (более (60) тыс. видов).

  • К ним относятся скорпионы, сенокосцы, клещи, пауки и другие представители класса.
  • Среди клещей и пауков есть вторичноводные формы (например, паук-серебрянка).
  • У Паукообразных тело разделено на два отделаголовогрудь и брюшко, нет усиков.
  • На головогруди располагаются четыре пары ходильных конечностей и две пары видоизменённых конечностей (ротовые органы — хелицеры и ногощупальца), служащие для захвата и измельчения пищи. 

Класс Паукообразные, Биология

Крючкообразными хелицерами паук хватает свою жертву. Внутри хелицер имеется канал, по которому из ядовитых желез, расположенных у основания хелицер, поступает в тело жертвы пищеварительный сок. Рядом с хелицерами находятся короткие, покрытые чувствительными волосками органы осязания — ногощупальца.

На нижнем конце брюшка имеются три пары паутинных бородавок, вырабатывающих паутину, — это видоизменённые брюшные конечности. Из бородавок выделяется жидкость, которая на воздухе быстро превращается в паутину.

Различные части паутинных бородавок выделяют паутину разных типов. Паутинные нити различаются по толщине, прочности, клейкости. Различные типы паутины паук использует для строительства ловчей сети: в её основании более прочные и не липкие нити, а концентрические нити — более тонкие и липкие.

Пауки используют паутину для укрепления стенок своих убежищ и для изготовления коконов для яиц. Молодые пауки используют длинные паутинные нити для перемещения в пространстве, что способствует их расселению.

При помощи нитей паутины пауки могут спускаться с веток деревьев и других опор на землю и подниматься.

В прудах и реках с медленно текущей водой живёт водяной паук-серебрянка, который строит своё гнездо в воде из паутины и наполняет его воздухом.

Класс Паукообразные, Биология

Глаза у паукообразных простые.  

Класс Паукообразные, Биология

Сравнительно слабое развитие органов зрения компенсируется хорошо развитыми органами осязания, которые играют ведущую роль в ориентации паукообразных в окружающей среде. Есть у них и органы, реагирующие на химические раздражители, а также органы обоняния и вкуса.

  1. Органами дыхания у пауков являются лёгкие (лёгочные мешки) и трахеи.
  2. У скорпионов — только лёгкие.
  3. У клещей газообмен осуществляется через кожу, а специальных органов дыхания нет.

Кровеносная система незамкнутая. Кровь бесцветная.

Класс Паукообразные, Биология

Пищеварительная система паука состоит из рта, глотки, пищевода, желудка, кишки и анального отверстия.

Паукообразные — хищники. Для нападения на других животных у них имеются различные приспособления: от ядовитых желез до паутинных бородавок для изготовления ловчих сетей. Пауки впрыскивают в тело жертвы пищеварительный сок, который растворяет её ткани.

Так происходит внекишечное пищеварение. Затем паук всасывает (при помощи сосательного желудка) разжиженную пищу. В средней кишке длинные слепые выросты увеличивают её объём и поверхность всасывания.

Остатки непереваренной пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

Нервная система состоит из хорошо развитого надглоточного узла и брюшной цепочки. У паукообразных развито сложное инстинктивное поведение.

Паукообразные — раздельнополые животные. Оплодотворение бывает наружное и внутреннее. Встречается у них партеногенез — развитие нового организма из неоплодотворённого яйца.

Обычно паукообразные откладывают яйца, но есть и живородящие.

Развитие без превращения, из яиц выходят маленькие особи, похожие на взрослых. У многих видов наблюдается забота о потомстве: самки охраняют кокон с яйцами. 

Распространение и значение

Скорпионы обитают в странах с тёплым или жарким климатом, иногда встречаются в горах. Скорпионы выходят на охоту в тёмное время суток. Они выделяют яд, который парализует добычу или убивает её. Скорпионы нападают на других паукообразных, ящериц и мышевидных грызунов. Они могут быть опасны для человека.

Клещи — отряд паукообразных, у которых голова, грудь и брюшко слились в единое целое.

Клещи обитают везде. Многие виды живут в почве, питаются растительными и животными остатками, мицелием грибов. Среди клещей есть паразиты животных и вредители растений. Паутинные и плодовые клещи повреждают различные культурные растения. Зерновые и амбарные клещи наносят вред запасам зерна.

Некоторые виды клещей опасны для человека. Например, таёжный клещ может передавать возбудителей энцефалита — тяжёлого заболевания нервной системы.

Чесоточные клещи вызывают у человека чесотку. Эти мелкие клещи живут и размножаются в коже. Самки проделывают ходы и откладывают внутри кожи яйца, из которых выходят личинки. Чаще всего клещи поселяются на сгибах тела, где кожа мягкая. При движении клещи раздражают кожу и вызывают сильный зуд. Возбудитель передаётся при контакте здорового человека с заражённым. 

Переносчик энцефалита — таёжный клещ.

Чесоточный клещ (под микроскопом).

Пауки — самые распространённые представители паукообразных. Их известно более (27) тысяч видов. При добывании пищи, размножении, расселении пауки используют паутину. Пауки — хищники, основной пищей для них служат насекомые. Но  некоторые виды пауков едят и более крупных животных: червей, головастиков, личинок и мальков рыб.

Источники:

Иллюстрации:

http://900igr.net

Паукообразные – описание, питание, признаки и классификация

Паукообразные (Arachnida) – класс членистоногих животных, в который входят: пауки, клещи, скорпионы и другие менее известные представили подтипа хелицеровых. По подсчетам ученых, более 100000 видов паукообразных обитает на планете в наши дни. Паукообразные имеют два основных отдела тела (головогрудь и брюшко) и четыре пары ног.

Описание

Класс Паукообразные, Биология

Паукообразные отличаются от насекомых тем, что у них отсутствую крылья и усики. Следует отметить, что в некоторые отряды паукообразных, например, клещи и рицинулеи, в личиночной стадии имеют только три пары ног, а четвертая появляется в стадии нимфы. У паукообразных есть экзоскелет, который периодически линяет, чтобы животное могло расти. В дополнение к четырем парам ног, у них присутствуют две дополнительные пары придатков (хелицеры и педипальпы), которые они используют для различных целей, таких как кормление, оборона, передвижение, размножение или восприятия окружающей среды.

Большинство видов паукообразных являются наземными животными, хотя некоторые представители (особенно клещи) обитают в пресной и морской воде. У паукообразных есть множество приспособлений для жизни на суше.

Их дыхательная система развита неплохо, хотя этот показатель варьируется в зависимости от группы паукообразных. Как правило, она состоит из трахеи и легочных мешков, которые обеспечивают эффективный обмен газа.

Паукообразные размножаются при помощи внутреннего оплодотворения и имеют очень эффективную выделительную систему, позволяющую экономить воду.

Кровь паукообразных зависит от способа дыхания. Некоторые виды имеют кровь, содержащую гемоцианин (дыхательный пигмент на основе меди). Паукообразные имеют желудок и многочисленные дивертикулы, которые позволяют поглощать питательные вещества из пищи. Азотистые отходы (называемые гуанин) выводится из ануса в задней части брюшной полости.

Питание

Класс Паукообразные, Биология

Большинство паукообразных питаются насекомыми и другими мелкими беспозвоночными. Они убивают свою добычу, при помощи хелицер или педипальп (некоторые виды паукообразных являются ядовитыми и убивают добычу путем введения яда).

Классификация

Класс Паукообразные, Биология

Паукообразные делятся одиннадцать современных отрядов. Ниже перечислены некоторые из наиболее известных отрядов паукообразных:

  • Пауки (Araneae);
  • Сенокосцы (Opiliones);
  • Клещи (Acarina);
  • Скорпионы (Scorpiones).

Не все нашли? Используйте поиск по сайту ↓

Класс паукообразные – Сайт по биологии

Класс Паукообразные, Биология

Класс паукообразные, в отличие от ракообразных, живут преимущественно на суше, дышат при помощи трахей и лёгких. Класс включает три отряда, на представителях которых можно проследить процесс слияния отделов тела|тела. Так, у отряда пауков тело разделяется на головогрудь и брюшко, у скорпионов — состоит из головогруди, переднебрюшья и заднебрюшья, у клещей всё|все отделы слиты в один щит.

Общие признаки паукообразных: отсутствие усиков, четыре пары|пары ходильных ног, трахейное или лёгочное дыхание, постоянные околоротовые придатки — верхние щупальца и ногощупальца. На головогруди расположены четыре пары|пары простых глаз, ротовые органы|органы и конечности (ходильные ноги|ноги). Наиболее распространены пауки и клещи|клещи.

Отряд пауков

Типичным представителем отряда пауков является паук-крестовик. Его можно встретить в лесах|лесах, парках, на усадьбах, в домах, где они плетут большие|большие ловчие сети из паутины. У паука первая пара ротовых органов|органов — верхние челюсти, снабжённые острыми, загнутыми вниз коготками.

У конца коготков открываются выводные протоки ядовитых желёз. Челюсти служат пауку для умерщвления добычи и для защиты. Вторая пара ротовых органов|органов — ногощупальца, которыми паук ощупывает и поворачивает жертву во время еды.

Четыре пары|пары членистых ходильных ног покрыты чувствительными волосками. Брюшко паукообразных крупнее головогруди. На заднем конце брюшка у пауков располагаются паутинные бородавки, в которые открываются паутинные железы.

Выделяемое железами вещество твердеет на воздухе, образуя паутинные нити. Одни железы выделяют паутину прочную и неклейкую, идущую на образование остова ловчей сети. Другие железы выделяют мелкие клейкие нити, с помощью которых паук строит ловчую сеть.

Третьи железы выделяют мягкую шелковистую паутину, используемую самкой для плетения кокона.

Попавшую в ловчую сеть жертву паук опутывает клейкой паутиной, вонзает в добычу коготки верхних челюстей|челюстей и впрыскивает в неё ядовитую жидкость, растворяющую мягкие ткани и действующую как пищеварительный сок.

Оставив жертву, окутанную паутиной, паук отходит в сторону, ожидая, когда её содержимое переварится. Через некоторое время паук всасывает частично переваренную пищу|пищу.

Так у пауков происходит частичное переваривание пищи|пищи вне организма.

Органы|Органы дыхания паука представлены лёгочными мешками, сообщающимися с окружающей средой. Кроме них, у паука в брюшке есть трахеи — два пучка дыхательных трубочек, открывающихся наружу общим дыхательным отверстием.

Кровеносная система паука, в основном, такая же, как у рака.

Роль органов|органов выделения выполняют мальпигиевы сосуды, их у паука одна пара, но они ветвятся. Гемолимфа (кровь, смешанная с лимфой) паука омывает эти сосуды и продукты обмена выходят через просветы, затем попадают|попадают в кишечник и далее выделяются наружу.

Нервная система образована подглоточным узлом, головным мозгом, от которых отходят нервы к различным органам|органам.

Пауки имеют многочисленные и разнообразные органы|органы чувств: органы|органы осязания (волоски на теле паука и на ногощупальцах), обоняния и вкуса (на ногощупальцах и ходильных ногах), органы|органы вкуса имеются еше и на боковых частях глотки|глотки; органы|органы зрения (восемь простых глаз). Некоторые пауки способны различать цвет, особенно те. которые ишут добычу на цветках растений (пауки-крабы).

Пауки — раздельнополые животные. Самки крупнее самцов. Осенью самка плетёт кокон из паутины и откладывает в него яйца|яйца. В нём яйца|яйца зимуют, а весной из них выводятся паучки.

Большинство пауков приносят пользу: ими питаются многие мелкие млекопитающие, птицы, ящерицы, некоторые насекомые. Среди пауков есть и ядовитые — тарантул и каракурт.

Читайте также:  Нервная система и органы чувств рыб, Биология

Они очень опасны для человека и домашних животных.

Отряд клещи|клещи

У большинства представителей отряда клещей тело не имеет чёткого деления на членики или отделы. Клещей очень много. Одни из них живут в почве, другие — в растениях, животных и человеке.

В отличие от пауков, клёши имеют непрямое развитие. Из яйца|яйца выхолит шестиногая личинка, у которой после первой линьки|линьки появляется четвёртая пара ног. После нескольких линек|линёк личинка превращается во взрослую особь|особь.

Красный паутинный клещ поселяется на листьях хлопчатника и других ценных растений. Он снижает урожаи хлопчатника и вызывает гибель растений.

Мучной клещ поселяется в луке|луке и зерне. Выедая в зерне зародыш будущего растения, он вызывает гибель семян. Он вызывает порчу пищевых продуктов на складах. например, разные крупы|крупы, хлебопродукты, семена|семёна подсолнечника. Чистота и проветривание помещений, где хранятся продукты, — одна из основных мер борьбы с мучным клещом.

Чесоточный клещ (чесоточный зудень) вызывает такое заболевание, как чесотка у людей. Самки этого вида клещей внедряются в более нежные участки кожи человека и прогрызают в ней ходы|ходы. Здесь они откладывают яйца|яйца. Из них выходят молодые клёши, вновь прогрызающие ходы|ходы в коже. Содержание рук в чистоте предупреждает это опасное заболевание.

Таёжные клещи|клещи — очень опасные паразиты человека и животных. При сосании крови они могут заразить человека тяжёлым заболеванием нервной системы — энцефалитом. В природных условиях возбудитель энцефалита находится в теле диких животных. Роль клещей в передаче энцефалита от диких животных человеку была открыта в конце 30-х годов XX в. Е. И. Павловским.

Отряд скорпионы

Скорпионы живут в странах с тёплым и жарким|жарким климатом, причём встречаются в самых различных местах обитания: от влажных лесов и морских побережий до бесплодных каменистых местностей и песчаных пустынь. Нередко скорпионы поселяются в жилищах|жилищах человека.

Скорпионы в большинстве живородящи, некоторые виды откладывают яйца|яйца, в которых зародыши уже развиты|развиты, так что вскоре вылупливается молодь. Это явление называют яйцеживорождением. Скорпион становится взрослым через год-полтора после рождения, проделывая за это время 7 линек|линёк.

Укол скорпиона — средство нападения и защиты. На мелких беспозвоночных, служащих обычно пищей скорпиону, яд действует почти мгновенно: животное тотчас же перестаёт двигаться. Для мелких млекопитающих яд скорпионов большей частью смертелен. Для человека укус скорпиона, как правило, не смертелен, но известен ряд случаев с очень тяжёлыми последствиями и даже со смертельным исходом.

Класс паукообразные

Класс Паукообразные, Биология Класс Паукообразные

Общая характеристика класса. К классу относятся сухопутные животные, за исключением некоторых групп, вторично перешедших к обитанию в воде. Представителями класса являются пауки, сенокосцы, скорпионы, клещи|клещи и др.

У паукообразных верхний слой хитинизированной кутикулы содержит воскоподобные и жироподобкые вещества, резко уменьшающие потери влаги организмом. Тело паукообразных чаще всего расчленено на головогрудь, несущую конечности, и безногое брюшко. Усики отсутствуют.

На головогруди расположено шесть пар конечностей, из них две пары|пары —ротовые конечности, чаще всего участвующие в захвате пищи|пищи. Первая пара — хелицеры — имеют вид клешней|клешнёй (у скорпионов, сенокосцев), крючков (у пауков) или режущих стилетов (у клещей). У многих паукообразных на вершине хелицер открывается проток ядовитой железы.

Вторая пара — членистые ногощупики. Остальные четыре пары|пары — типичные ходильные конечности с коготками на конце. На брюшке конечности отсутствуют. У некоторых паукообразных гомологами брюшных конечностей являются паутинные бородавки.

У пауков они располагаются по бокам от анального отверстия в виде трёх пар бугорков, пронизанных многочисленными трубчатыми протоками, которые отходят от разнотипных паутинных желёз брюшка. Выделяемая ими паутина — белковая жидкость, застывающая на воздухе в виде тонких нитей.

Паукообразные — преимущественно хищные животные. Большинству из них свойственно внекишечное пищеварение. С помощью секрета ядовитой железы они убивают добычу, а затем в тело жертвы вводят ещё и секреты пищеварительных желёз. Затем жидкую полупереваренную пищу|пищу они всасывают мускулистой глоткой, действующей как насос.

Органы|Органы дыхания у паукообразных —лёгочные мешки (у скорпионов), трахеи (у клещей и сенокосцев) либо и те и другие вместе (у пауков).

Лёгкие представляют собой листовидные складки, напоминающие страницы книги, в полость которых заходит гемолимфа, и через их тонкую хитиновую стенку происходит газообмен.

Трахеи — это тонкие кутикулярные разветвлённые трубочки, вдающиеся в полость тела|тела и находящиеся в близости с различными органами|органами. Через их стенки непосредственно происходит газообмен.

Органы|Органы выделения —мальпигиевы сосуды.

Органы|Органы чувств разнообразны: простые глаза|глаза, органы|органы обоняния, вкуса, осязания, химического чувства и др.

Всё|Все паукообразные раздельнополые. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое (кроме клещей, имеющих личиночную стадию).

Огромное значение в жизни пауков имеет паутина. Сплетая паутинные нити с помощью гребенчатых коготков в прочную паутину, пауки строят из неё убежище и ловчие сети, яйцевой кокон, а также укрывают в ней неокрепшую молодь. 

Мир животных

Общая характеристика класса. К классу относятся сухопутные животные, за исключением некоторых групп, вторично перешедших к обитанию в воде. Представителями класса являются пауки, сенокосцы, скорпионы, клещи и др.

У паукообразных верхний слой хитинизированной кутикулы содержит воскоподобные и жироподобкые вещества, резко уменьшающие потери влаги организмом. Тело паукообразных чаще всего расчленено на головогрудь, несущую конечности, и безногое брюшко. Усики отсутствуют.

На головогруди расположено шесть пар конечностей, из них две пары —ротовые конечности, чаще всего участвующие в захвате пищи. Первая пара — хелицеры — имеют вид клешней (у скорпионов, сенокосцев), крючков (у пауков) или режущих стилетов (у клещей). У многих паукообразных на вершине хелицер открывается проток ядовитой железы. Вторая пара — членистые ногощупики.

 Остальные четыре пары — типичные ходильные конечности с коготками на конце. На брюшке конечности отсутствуют. У некоторых паукообразных гомологами брюшных конечностей являются паутинные бородавки.

 У пауков они располагаются по бокам от анального отверстия в виде трех пар бугорков, пронизанных многочисленными трубчатыми протоками, которые отходят от разнотипных паутинных желез брюшка. Выделяемая ими паутина — белковая жидкость, застывающая на воздухе в виде тонких нитей.

Паукообразные — преимущественно хищные животные. Большинству из них свойственно внекишечное пищеварение. С помощью секрета ядовитой железы они убивают добычу, а затем в тело жертвы вводят еще и секреты пищеварительных желез. Затем жидкую полупереваренную пищу они всасывают мускулистой глоткой, действующей как насос.

Органы дыхания у паукообразных —легочные мешки (у скорпионов), трахеи (у клещей и сенокосцев) либо и те и другие вместе (у пауков).

 Легкие представляют собой листовидные складки, напоминающие страницы книги, в полость которых заходит гемолимфа, и через их тонкую хитиновую стенку происходит газообмен.

 Трахеи — это тонкие кутикулярные разветвленные трубочки, вдающиеся в полость тела и находящиеся в близости с различными органами. Через их стенки непосредственно происходит газообмен.

Органы выделения —мальпигиевы сосуды.

Органы чувств разнообразны: простые глаза, органы обоняния, вкуса, осязания, химического чувства и др.

Все паукообразные раздельнополые. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое (кроме клещей, имеющих личиночную стадию).

Огромное значение в жизни пауков имеет паутина. Сплетая паутинные нити с помощью гребенчатых коготков в прочную паутину, пауки строят из нее убежище и ловчие сети, яйцевой кокон, а также укрывают в ней неокрепшую молодь. На паутинах в теплые дни «бабьего лета» расселяются молодые паучки.

Многообразие и значение паукообразных. Паук-крестовик— один из наиболее обычных видов паукообразных (рис. 11.13). Самка его крупная, размером до 2—2,5 см, самец — до 1 см. На спинной стороне брюшка имеется крестообразный рисунок.

Многие виды пауков вырабатывают сильнодействующий яд. Так, укус каракурта опасен для человека, лошади, крупного рогатого скота. Укус тарантула очень болезненный и может вызвать у человека лихорадочное состояние. Самый крупный паук — паук-птицеед. Его длина достигает 15 см, и он способен нападать на мелких птиц и грызунов.

Скорпионы — крупные хищники (до 15 см длиной), напоминающие по внешнему виду речного рака и имеющие клешневидную вторую пару ротовых конечностей. Брюшко вытянуто и подвижно.

В позе угрозы скорпион заносит его над головой и вонзает ядовитую иглу, расположенную на конце последнего сегмента брюшка, в тело жертвы, удерживая ее клешнями. Питаясь насекомыми, пауки и скорпионы снижают численность вредителей.

Сами они, в свою очередь, служат пищей для мелких ящериц, птиц и млекопитающих.

Класс Паукообразные, Биология

Рис. 11.13. Схема внутреннего строения паука: 1 — ногощупики; 2 — глаза; 3 — желудок; 4 — сердце; 5 — артерия; 6 — яичник; 7легкое; 8ходильные конечности; 9 — мозг; 10 — ротовое отверстие; II — ядовитая железа; 12 — хелицеры.

Клещи — мелкие, в том числе микроскопические, наземные членистоногие. Многие из них являются паразитами животных и растений. Для клещей характерно слияние отделов тела. Ротовые конечности у паразитических форм видоизменены в колющий хоботок, с помощью которого клещи внедряются в тело хозяина.

Так, мелкие паутинные клещи высасывают соки из листьев картофеля, малины, земляники, огурцов. Амбарные клещи —- серьезные вредители зерна и муки. Чесоточный клещ просверливает ходы в коже человека и вызывает мучительную болезнь — чесотку.

Сотни видов клещей — паразиты птиц и млекопитающих.

Многие виды клещей являются переносчиками возбудителей различных заболеваний человека и животных. Такие заболевания называются трансмиссивными. Учение о трансмиссивных заболеваниях создал русский академик Е. Н.

 Павловский. Им и его сотрудниками в конце 30-х годов XX в.

было выявлено, что возникновение таежного энцефалита в весенне-летний период связано с передачей вируса-возбудителя болезни таежным клещом во время кровососания человека.

ПАУКООБРАЗНЫЕ

ПАУКООБРАЗНЫЕ (Arachnida), класс беспозвоночных животных типа членистоногих, объединяющий пауков, скорпионов, клещей и другие формы. Паукообразные дышат воздухом с помощью легких или трахей. Подавляющее большинство видов – сухопутные, хотя известны некоторые вторично-водные клещи.

Паукообразные родственны ракообразным и насекомым, но четко отличаются от тех и других. Представители этого класса – одни из древнейших наземных животных, известные с силурийского периода. Многие виды пауков, сохранившиеся в балтийском янтаре, очень сходны с ныне живущими формами.

Обычно голова и грудь у паукообразных слиты в единое целое – головогрудь. Брюшко может быть мягким и несегментированным, как у пауков и клещей, или покрытым хитиновыми щитками и разделенным на сегменты, как у скорпионов.

Читайте также:  Строение нервной системы и ее значение - биология

Головогрудь несет 6 пар придатков: 4 пары ног; пару педипальп, которые большинство паукообразных используют как щупальца или клешни; и пару хелицер, играющих роль хватательных челюстей (жевательных структур нет). Антенны отсутствуют. Глаза всегда простые.

У представителей некоторых групп, например скорпионов и телифонов, брюшко вытянуто в длинный хвост. Половое отверстие всегда находится на передней части брюшка: в этом паукообразные сходны с ракообразными и отличаются от насекомых. Как правило, молодь вылупляется из яиц, но большинство скорпионов живородящие.

Современные паукообразные делятся на 9 отрядов: пауки (Araneae), клещи (Acarina), скорпионы (Scorpionida), сенокосцы (Phalangida, или Opiliones), ложноскорпионы (Chelonethida), сольпуги (Solpugida), жгутоногие (Pedipalpida), рицинулеи (Ricinulei) и щупальцеходные (Microthelyphonida). Известны и вымершие отряды. Мечехвостов одни зоологи относят к паукообразным, выделяя в отряд Xiphosura, другие считают отдельным классом членистоногих. Наиболее богатый видами отряд – пауки; затем идут клещи, сенокосцы, ложноскорпионы и скорпионы. Прочие группы малочисленны.

Все паукообразные, за исключением некоторых клещей, плотоядные, обычно поедающие насекомых и других мелких животных, которых они в большинстве случаев ловят живьем. Высасываются только жидкие ткани добычи (наружное пищеварение), никакие твердые частицы не заглатываются.

Большинство паукообразных вооружены ядовитыми железами, хотя лишь немногие опасны для человека. Из пауков в США наиболее ядовиты вид «черная вдова» (Latrodectus mactans) и близкие к нему; их укус очень болезнен и иногда приводит к смерти.

Опасными считаются некоторые крупные тропические птицеяды, но укусы представителей этой группы, живущих на юге и западе США, в основном сравнимы с ужалением осы. Скорпионы, из которых лишь немногие сильно ядовиты, наносят болезненные уколы отравленным жалом на конце хвоста.

Вопреки широко распространенному мнению, крупные телифоны, обитающие в юго-западной части США, не ядовиты. Некоторые клещи переносят возбудителей болезней, в частности лихорадки Скалистых гор.

Паукообразные, как и насекомые, живут повсюду. Они распространены до 80° с.ш., до высотной границы жизни в горах и встречаются даже в воздухе, в тысячах метрах над землей, куда их заносит ветром вместе с кусочками паутины.

Наука о паукообразных называется арахнологией, но из практических соображений ее часто рассматривают как часть энтомологии.

Класс Паукообразные, Биология

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Сад и огород»

Летние типы какого растения в основном тушат, варят или жарят, а зимние пекут или кладут в пироги?

28 . Общая характеристика класса Паукообразные их основные семейства, морфологические признаки представителей и их негативная роль во взаимоотношениях с другими животными и человеком

  • Паукообразные
    распространены по всему земному шару,
    основная масса видов – свободноживущие
    наземные животные, и только среди клещей
    есть паразиты растений и животных, а
    также обитатели водоемов.
  • Основными
    признаками паукообразных являются:
  • • расчленения
    тела на головогрудь и несегментоване
    брюшко;

• шесть
пар конечностей, первые две пары из
которых превращены в хелицеры и педипальпы
(для захвата и измельчения пищи).

У
скорпионов педипальпы превращены в
клешни. Остальные 4 пары – ходильных ноги

• внешне
тело паукообразных покрыто многослойной
кутикулой, под которой залегает слой
клеток гиподермы. Производными
гиподермальный эпителия являются
многочисленные железы пахучие, паутинные,
ядовитые;


пищеварительная
система у паукообразных состоит из трех
отделов. У них есть мускулистая глотка,
который функционирует по принципу
насоса, через который всасывается
полужидкая пища. Глотка переходит в
тонкий пищевод, в котором в некоторых
пауков есть еще одно расширение –
сосательный желудок.

В среднюю кишку
большинства паукообразных открываются
протоки парной железы – печени, функции
которой соответствуют совокупности
функций печени и поджелудочной железы
позвоночных. В паукообразных очень
распространено внутриклеточное
пищеварение.

Для них также характерно
внекишечных пищеварения;

• основными
органами выделения паукообразных
является мальпигиевы сосуды. В выделении
участвуют также различные участки
кишечника;

• органов
дыхания у паукообразных являются
легочные мешки (скорпионы, пауки), трахеи
(сольпуги, клещи) или те и другие вместе
(пауки)

• степень
развития кровеносной системы связан с
размерами животных, почленованистю их
тела и строением органов дыхания. С
развитием трахейной системы кровеносная
система становится менее развитой.

В
мелких клещей сердце очень мало или его
вовсе нет. В крупных пауков и скорпионов
сердце трубчатое, от которого отходят
кровеносные сосуды.

Кровь из них
изливается в полость тела (кровеносная
система незамкнутую)

• нервная
система паукообразных – головной мозг
и брюшная нервная цепочка. Характерны
концентрация и слияние брюшных ганглиев
в один нервный узел или в небольшое их
число;

• органы
чувств – простые глаза и органы осязания;

• паукообразные
– раздельнополые животные с внутренним
оплодотворением. Откладывают яйца или
живородящие, развитие прямое (кроме
клещей).

Класс
Паукообразные объединяет более 10 рядов,
среди них скорпионы, сенокосцы, сольпуги,
пауки, клещи.

Среди паукообразных
известны ядовитые виды (скорпионы,
каракурт, тарантул), возбудители и
переносчики возбудителей заболеваний
человека и животных (иксодовые и
чесоточные клещи), а также растений
(паутинные клещи).

Некоторые паукообразные
приносят пользу, уничтожая вредных
насекомых и участвуя в почвообразующих
процессах.

Значение
паукообразных. Большинство паукообразных
уничтожает мух, чем приносит большую
пользу человеку. Многие виды почвенных
клещей участвуют в почвообразовании.
Пауками питаются многие виды птиц.

Немало
паукообразных, которые наносят большой
ущерб здоровью человека, численности
промысловых домашних животных. Из пауков
особенно опасен каракурт, живущий в
Средней Азии, на Кавказе и в Крыму.

От
его яда часто гибнут лошади и верблюды.
Опасен для человека и яд скорпиона.
Место укуса краснеет и опухает, появляются
тошнота и судороги. Оказать необходимую
помощь пострадавшему может только врач.

Большой
вред причиняют чесоточные зудни. Они
могут попасть в кожу животных и человека,
прогрызая в ней ходы. Из отложенных
самкой яиц появляются молодые клещи,
которые выходят на поверхность кожи и
прогрызают новые ходы. У человека они
поселяются обычно между пальцами рук.

Самая
опасная болезнь, распространяемая
кровососущими клещами, – таежный
энцефалит. Переносчик ее возбудителей
– таежный клещ. Впиваясь в кожу человека,
он заносит кровь возбудителей энцефалита,
которые затем проникают в головной
мозг. Здесь они размножаются и поражают
его.

Урок биологии по теме "Класс паукообразные". 7-й класс

Класс: 7

Цели:

  • Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием и образом жизни паукообразных, особенностями строения и жизнедеятельности, позволившими им стать одними из первопоселенцев суши, значением их в природе и жизни человека.
  • Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами, составления презентаций по теме.
  • Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Оборудование: Таблица «Ракообразные», «Паукообразные», опорные сигналы, карточки, тесты на листах, 2 шкатулки, карточки для них, рисунки с изображением различных паукообразных, презентация, фотографии паукообразных.

Оформление на доске: тема, таблица, слоги: па се но ка ра скор ук косец курт пион.

Ход урока

I. Проверка знаний

1) Работа с 3-4 карточками.

2) Ответы с места (или опрос на листах). Работа у доски со значками.

  • 3) Фронтальный опрос (можно использовать тестирование, см. приложение 1):
  • – Где обитает рак, каковы черты приспособленности к среде обитания в его внешнем строении, поведении, размножении.
  • (Дополнительный вопрос:
  • – Как называется мелкое ракообразное животное с большим количеством ножек? (мокрица)
  • – Каковы особенности внутреннего строения?

– Пищеварительная система. (Кишечник у ракообразных обычно с жевательным желудком и «печенью», открывающейся в среднюю кишку). Почему и как желудок ракообразных может жевать?

(Дополнительные вопросы: – Как изменится численность рыб в пруду, если в нем увеличится численность дафний? (А – увеличится; Б – уменьшится; В – не изменится; Г – может увеличиться, а может уменьшиться)

– Почему попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой? (Клешня рака может оторваться во время схватки с врагом или при неудачной линьке. Потом она вновь отрастает (регенерирует), но оказывается меньшего размера).

– Дыхательная, кровеносная система. Почему вынутые из воды раки могут несколько дней оставаться живыми? (Благодаря боковым краям панциря, которые предохраняют жабры от высыхания. Пока жабры у раков находятся во влажном состоянии, раки не погибают).

  1. – Выделительная, нервная системы.
  2. – Размножение.
  3. – Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?
  4. 4) Тест «Проверь себя»
  1. Рак дышит жабрами (Да).
  2. Рак ведет дневной образ жизни (Нет).
  3. Тело рака состоит из двух отделов (Да).
  4. У рака простые глаза (Нет).
  5. Раки – растительноядные (Нет).
  6. Рак всегда передвигается, пятясь назад (Нет).
  7. Для рака характерна регенерация клешней (Да).
  8. С помощью ходильных ног рак передвигается по дну (Да).
  9. Кровеносная система рака незамкнутая (Да).
  10. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (Да).
  11. Раки являются «санитарами» водоемов (Да).
  12. Рак ногочелюстями захватывает пищу и отправляет ее в рот (Да).
  13. Брюшко рака состоит из 10-и члеников (Нет).
  14. Клешни – это органы защиты, нападения, захвата пищи (Да).
  15. Кровь у рака красная (Нет).
  16. Самки рака откладывают зимой яйца (Да).
  17. Живут раки до 50 лет (Нет).

стр. 194-195 (тест) «Я иду на урок биологии.»

II. Изучение нового материала

– Давайте еще раз перечислим 3 класса из типа Членистоногих, которые мы изучаем: Ракообразные; Паукообразные; Насекомые.

– Каждый класс имеет свое название не случайно. Насекомые названы так из-за насечек на их теле. А откуда произошло слово «паук»?

– Общеславянское имя паука образованно с помощью приставки «па» от «онк», родственного греческому «онкос» – крючок, латинскому «анкус» – имеющий кривые руки, древнегреческому «акати» – сгибает.

Так что «паук» – в переводе криворучка и кривоножка.

А как называются Паукообразные на латинском языке? (Арахниды).

– А кто знает почему?

– Вспомним древнегреческую мифологию. Где жили боги?

– Как звали дочь Зевса, защитницу и воинствующую богиню?

Читайте также:  Домашние млекопитающие - биология

– Послушайте, что говорит легенда. (арахнология – наука о пауках)

Легенда об Арахне (см. приложение 2).

– Итак, что же мы знаем о пауках? (Плетут паутину)

– Знаменитый натуралист д' Орбиньи в панталонах из паутины бразильских пауков в свое время щеголял. Носил их долго, а они не снашивались. И Людовику XIV, королю Франции, парламент города Монпелье как-то преподнес в подарок чулки и перчатки, тканные из шелковистых нитей французских пауков.

– Точно установлено, что паутина останавливает кровь. Только брать ее нужно свежую, чистую.

– Что же из себя представляет сам паук, хозяин паутины?

Одежды себе не шью, А ткань всегда тку. (речь идёт о пауках)

– Задача нашего урока: выяснить не только строение пауков на примере крестовика, но и поговорить о том, какие членистоногие входят в класс Паукообразные, какую роль они играют в природе и жизни человека.Запись темы: «Класс Паукообразные.»

Класс Паукообразные включает до 62.000 видов.

Это сенокосцы, клещи, пауки, скорпионы и др. Все они животные наземные, кроме паука-серебрянки. Многие плетут паутину.

В связи с этим, строение их тела отличается от строения тела других членистоногих. (Не поп, а с крестом – кто?) Рассмотрим его на примере строения тела паука-крестовика, используя опорные сигналы. (Опорные сигналы заносятся в таблицу,начатую на предыдущем уроке)

– Что присуще всем членистоногим? (Конечности, хитиновый покров). Тело состоит из 2-х отделов – головогруди и брюшка. Брюшко отделяется от головогруди с помощью перетяжки. У них нет усиков и сложных глаз. На головогруди расположено 4 пары ног.

Так же несколько пар простых глаз; а снизу челюсти – хелицеры. Ими паук хватает жертву. Внутри есть канал с ядом. Имеются короткие, покрытые волосками ногощупальца, или педипальпы (органы осязания).

Снизу на брюшке располагаются паутинные бородавки, которые вырабатывают паутину. Это видоизмененные брюшные ножки. (О чем это говорит?) – О предках, у которых были ноги для передвижения.

На его задних ногах есть гребенчатые коготки, которые помогают вытягивать из желез паутинные нити и собрать их в одну.

Нить состоит из белка. Из паутинных бородавок одного паука можно вытянуть до 4-х км паутины. Паутина нужна им для ловли добычи, для изготовления коконов, чтобы защитить яйца от неблагоприятных воздействий. Поэтому она может быть нескольких сортов: сухая, влажная, клейкая, гофрированная. Служит она для разных целей. Паутина тоньше и прочнее нитей гусеницы шелкопряда.

Жил на свете аббат Комбуэ, такой был изобретатель: живых пауков в маленьких выдвижных ящичках подключал прямо к ткацкому станку особого образца. Станок тянул из пауков нити и тут же ткал из них тончайший шелк.

Но промышленное производство таких нитей не удается наладить, т.к. пауки очень прожорливы и не напасешься мух, и климат не везде подходящий.

Из паутинных нитей паук плетет ловчую сеть. Сначала раму с лучами, сходящимися к центру, затем длинную, тонкую и очень липкую нить, располагая ее в центре спирали. (Масса паутины, равной по длине экватору земного шара, составляет 340 г.)

Затем в ожидании добычи он сидит около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к нему протянута сигнальная нить.

– Наблюдения за поведением паука показывают, что он выскакивает из своего укрытия, стремительно направляется к мухе только в том случае, если там находится муха средней величины: если попадает маленькая мушка, то паук не обращает на нее внимания. Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?

(Паук с помощью особых чувствительных органов на лапках воспринимает колебания паутины и по их силе узнает, какой величины муха попалась. Если колебания сильны, паук бросается к жертве и разрывает нити, освобождая ее и спасая остаток паутины)

Он вонзает в жертву коготки верхних челюстей и впрыскивает яд внутрь жертвы; но не только яд, а еще и пищеварительные соки, т.к. не может питаться твердой пищей. Через час паук возвращается и всасывает добычу с помощью сосательного желудка. Такое пищеварение называется внекишечным.

Кровеносная система как у раков. Какая?

– Незамкнутая.

Гемолимфа. Сердце имеет вид трубочки или двойного ромба:

Дыхательная система. Паук дышит атмосферным воздухом. У него есть пара легочных мешков, оплетенных кровеносными сосудами, и пучки трахей, трубочки, пронизывающие тело животного.

Работа с рисунком учебника (стр. 123)

Выделительная система. Трубочки – мальпигиевы сосуды. Одним концом они собирают продукты обмена веществ, а другим впадают в кишечник. В кишечнике вода всасывается. Поэтому пауки экономят воду и могут без нее обходиться (замкнутый круг водопотребления).

Нервная система. Как у раков, только развиты грудные узлы и надглоточный узел.

Система размножения. Раздельнополые животные. Оплодотворение в организме самки.

Яйца самка откладывает открыто, либо оплетает их паутиной (кокон).

– Паукообразных насчитывается в природе 62.000 видов..

  • С некоторыми представителями мы познакомимся, так как они обитают в нашей местности и очень опасны.
  • Сообщения детей (презентация)
  • – Каракурт (его яд в 15 раз сильнее яда гремучей змеи).
  • – Тарантул.
  • – Скорпион (встречается в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму).
  • – Птицеед (его пищеварительный сок растворяет за сутки 3 г тканей мыши, весящей 20 г).
  • – Сенокосец.
  • – Серебрянка (стр. 317 «Я иду на урок биологии»)
  • – Кроме Пауков, к Паукообразным относятся и клещи (сообщения)(презентация).

– стр. 125 учебника. – Чем сходны клещи с пауками?

  1. – Чем отличаются?
  2. – Какой клещ снижает урожай плодовых и бахчевых культур?
  3. А – таёжный, Б – чесоточный, В – собачий, Г – паутинный.
  4. – Какие клещи приносят вред здоровью человека?
  5. А – почвенный, Б – чесоточный, В – собачий, Г – паутинный.
  6. Знаете ли вы, что от чесоточного зудня умирали в древности короли и Папы Римские, и великие ученые: Геродот, Филипп II и Папа Клемент VII.
  7. – Нужны ли паукообразные в природе?
  8. – Не будь пауков, люди могли бы умирать от различных болезней, так как их переносят мухи, а как подсчитали ученые, вооружившись микроскопом, на теле одной мухи 26 000 000 микробов.
  9. – Они являются пищей для птиц.
  10. – Некоторые наносят вред растениям, животным и человеку.
  11. – Являются переносчиками заболеваний.
  12. – Участвуют в почвообразовании.
  13. – А однажды пауки помогли французам одержать победу над Голландией.

Исторический факт. В декабре 1794 г. начальник французской армии Пишегрю вступил на Нидерландскую территорию, но голландцы разрушили плотину и затопили всю страну.

Пишегрю провел в бездействии около 2х недель и уже готовился отступить без всякого успеха, когда получил от находившегося в плену у голландцев французского генерала Картмера д'Ижонваля известие, которое заставило его изменить своё намерение.

Картмер, содержавшийся в утрехтской тюрьме, наблюдал там за многочисленными пауками и вывел заключение, что вскоре должны наступить морозы. Об этом ему удалось сообщить Пишегрю.

Действительно, в январе 1795 г. ударили морозы, и французская армия могла беспрепятственно двигаться по льду… Пишегрю форсированными маршами прошел за несколько дней недоступную перед тем страну и неожиданно появился перед Амстердамом. Обескураженные голландцы не только были разбиты наголову, но даже флот их был захвачен…

… а все потому, что пауки не плетут паутину перед дождем и морозами, чтобы зря ее не расходовать.

Итак, общие признаки паукообразных:

  • в основном, сухопутные виды;
  • 4 пары ходильных ног;
  • хищники => приспосабливаются, ядовитые железы, паутинные бородавки;
  • длина тела от 0,1 мм до 12 см.

III. Закрепление знаний

  • 1) Для каких животных характерны следующие признаки: 4 пары ног, у большинства 2 отдела тела (головогрудь и брюшко), органы дыхания – лёгкие и трахеи, усиков нет?
  • А – Для всех членистоногих Б – Только для ракообразных В – Только для паукообразных
  • Г – Только для насекомых

2) Зоошутка. Отгадать, каким представителем паукообразных принадлежат части тела несуществующего в природе животного (см. приложение 3)

3) Игра-фанты (в первой шкатулке – вещи детей, в другой – карточки с вопросами. Тяну вещь – играющий – вытягивает карточку, отвечает на вопросы). Стр. 52-53, «Биология», занимательные факты и тесты.

  1. 4) Даны слоги: ПА СЕ НО КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИОН
  2. Составьте из них названия паукообразных.
  3. (паук, сенокосец, каракурт, скорпион)
  4. 5) Выполнение теста (стр. 199-201 «Я иду на урок биологии», приложение 4)
  5. Заканчивается урок стихотворением:

Все боятся пауков Больше всех на свете, А особенно боятся Маленькие дети; Не гоните пауков, Маленькие дети: Ловят мух и комаров Добрые соседи! Ядовиты пауки – Это несомненно! Но не тронут просто так,

Скажем откровенно.

IV. Домашнее задание

1) § 25 (заполнение таблицы «Класс Паукообразные»)

Представитель паукообразных Среда обитания Черты приспособленности к среде обитания

2) составление схемы «Роль паукообразных в природе и жизни человека»

Использованная литература:

  1. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М.: ВАКО, 2004. – 432 с.
  3. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366 с.
  4. Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи./Серия «Как сдать экзамены»./– М.: Лист-Нью, 1998. – 496 с.
  5. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 176 с.
  6. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000. – 160 с.
  7. Солодова Е.А. Биология: учебное пособие: в 3 ч. Ч. 2. Разнообразие живой природы: вирусы, бактерии, грибы, растения, животные / Е.А. Солодова, Т.Л. Богданова. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.

Карточки – Приложение 5.

5.08.2012

Ссылка на основную публикацию